Как составить план классных часов

                                                                                                            
                       Подготовила:

учитель

Елена Андреевна Федорова

Структура классного часа

 Методика проведения 

Классный час состоит из трех основных частей:

1) вступление;

2) основная часть;

3) заключение.

Вступление

Эта часть должна привлечь внимание школьников и сконцентрировать
его на рассматриваемой теме. Здесь освещаются важность обсуждаемого вопроса,
его значение в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо
постараться на этом этапе сформировать у школьников серьезное отношение к
тематическому общению.

Во вступлении часто используется прием перехода от известного к
неизвестному. Если все, о чем говорит преподаватель, хорошо известно детям, им
не интересно будет слушать. Удерживать долго внимание в этом случае будет
затруднительно.

Основная часть

Здесь раскрывается сама тема с использованием таких методов и
форм, которые помогают достичь поставленных классным руководителем
воспитательных целей.

Излагая материал, необходимо постоянно помнить основную тему.
Детали обогащают изложение, но не следует слишком много времени уделять
описанию деталей, иначе внимание слушателей будет ослаблено, рассеяно. Здесь полезно
использовать определенные заранее ключевые моменты, чтобы не уходить в сторону
от изложения темы.

В основной части классного часа желательно использовать
иллюстрации, наглядный материал, но не слишком часто, иначе интерес школьников
может снизиться.

Заключительная часть

Это кульминация классного часа. В заключительной части
подводятся итоги общения, делаются выводы, желательно, чтобы в их определении
участвовали сами учащиеся (это способствует самовоспитанию).

Место классных часов в системе воспитательного процесса

Классные часы имеют несомненное преимущество перед
другими формами работы со школьниками. Во время классного часа преподаватель
имеет возможность общаться и оказывать влияние сразу на всех учеников класса.
Каждый ученик может высказать свое мнение, проявить себя эмоционально и
интеллектуально. Наблюдения, которые можно сделать на классном часу, очень
полезны для воспитательной работы преподавателя.

На классном часу высказывается мнение не только учителя, но и
самих школьников, что очень важно для подростков, которые порой к словам
сверстников прислушиваются более охотно, чем к взрослым. Таким образом,
классные часы более эффективны по сравнению с другими уроками. Здесь можно
добиться таких результатов в воспитательной работе, которых не удается получить
в ходе многочасовой индивидуальной работы с учеником.

Серьезные классные часы позволяют учителю увидеть класс в
естественной атмосфере общения, адекватно оценить каждого ученика с
психологической точки зрения и выработать правильную тактику воспитательной
работы с классом.

Воспитательные цели классного часа

Классные часы имеют различные воспитательные цели.

Во-первых, их можно использовать для создания соответствующих
условий, позволяющих школьникам проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Вторая цель классного часа — дать школьникам знания об
окружающем мире, его проблемах, обществе, человеке, природе и т. п.; научить
принимать участие в обсуждении общественно важных вопросов, решении конфликтных
ситуаций, общественных и мировых проблем, понимать политические ситуации и т.
д.

Еще одна воспитательная цель состоит в том, чтобы дать учащимся
нравственно-этическое воспитание, сформировать правильное отношение к
общечеловеческим ценностям, воспитать зрелую личность, эмоционально и нравственно
стойкую к негативным жизненным проявлениям.

Немаловажной целью классного часа является также создание
здорового классного коллектива, который мог бы стать благоприятной средой для
социального, эмоционального и интеллектуального развития учеников.

Классный час. Формы проведения классных часов

Существует большое разнообразие форм, которые классный
руководитель может использовать для организации общения на классных часах.
Выбор формы зависит от:

1) цели, которую учитель поставил для данной встречи с учащимися;

2) возраста школьников;

3) существующих условий и доступных средств;

4) опытности преподавателя.

При подготовке классного часа необходимо четко
следовать методике организации и проведения классного часа.

1.Определение темы и задач классного часа .

2.Определение времени и места проведения классного часа.

3.Определение ключевых моментов классного часа и разработка
плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий
материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план
(сценарий) проведения классного часа)

4.Определение участников подготовки и проведения классного часа
(дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если
это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия
педагогов или родителей)

5.Анализ его результативности.

Советы по организации классного часа:

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия
материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать
интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать
музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

Наиболее распространены следующие формы проведения
классных часов:

1) час общения ;

2) дискуссия, диспут, дебаты, (класс
делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных
позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение
различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою
точку зрения);

3) совещательные группы (класс делится
на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени
обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы,
сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует
общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде,
делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается
проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить,
проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему,
прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются
важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность,
здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре,
традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы
после прочитанной лекции — оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять
интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются
обязанности между учениками, даются различные поручения, выслушиваются отчеты о
выполнении данных поручений);

8)  час общения (такая форма
предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в
классе проблем посредством их обсуждения; учит

школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не
бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (преподаватель и
ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что
способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать
возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно
организовать досуг учащихся);

11) игры-путешествия (развивают
воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают школьников
правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через
проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат школьников
серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно работать с
информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14)круглый
стол
— форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов,
когда участники высказываются в определенном порядке; совещание, обсуждение
чего-либо с равными правами участников.

15)гостиная — одна из
форм культурно-досугового общения. Гостиные бывают театральные, музыкальные,
литературные. В формате гостиной могут проводиться встречи с интересными
людьми, вечера-воспоминания об известных поэтах, музыкантах, художниках,
писателях, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в
исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

16)  лекторий — это продуманный и распланированный
на какой-то промежуток времени цикл лекций по установленной тематике.
Организация и методика проведения лекториев согласовывается с задачами и
планами воспитательной работы. Организация работы лектория включает в себя
выбор тем, подбор лекторов, разработку лекций, оповещение слушателей,
подготовку технических и наглядных средств и места, где проводится мероприятие.
Выбор тем лекций и докладов определяется важнейшими событиями жизни страны,
актуальными задачами воспитания учащихся. Тематика лекций составляется обычно
на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения
ориентировочно определяется на 3-6 мес. вперед. С темой лекции организаторы
лектория знакомят каждого выступающего за 1-2 мес. до выступления, чтобы они
имели достаточное время для подготовки. К каждой лекции подбираются
соответствующие наглядные пособия, с которыми предварительно знакомится сам
лектор

17)конкурсные
программы
— это соревнования в каком-либо виде человеческой
деятельности. Конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию
человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный
педагогический смысл конкурсных программ; развиваться можно, только сравнивая
себя с окружающими, а конкурс — это и есть момент сравнения.

Конкурсные программы позволяют:

• сформировать адекватную самооценку;

• развить волевые качества;

• воспитать эстетический вкус;

• самоопределиться в мире увлечений и профессий.

18)викторина — вид игры, заключающийся в ответах на
устные или письменные вопросы из различных областей знания.

19) симпозиум, форум симпозиума (нескольким
ребятам предлагается материал для выступления по различным аспектам разбираемой
темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей
группой);

20) семинар (класс работает над
исследованием темы под руководством эксперта);

21) комиссия, форум комиссии (несколько
ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении
этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение
услышанной информации всеми учениками);

22) мастер-классы (ученики делятся на
группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах
обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания
различных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной
темы, работы, практики и оценки);

23) рабочие группы (все ученики класса
делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они
должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению
друг с другом);

24) театральные постановки (развивают
творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);

25) игры, подобные телевизионным шоу, таким как
«КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т.
п. 
(в интересной для учащихся форме преподносится познавательный
материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

26)смотр
— публичный показ достижений и результатов какой-либо общественно полезной
деятельности коллективов, групп и отдельных людей с последующей оценкой
достигнутого уровня и награждением победителей. Это еще и творческая учеба —
как для участников, так и для руководителей творческих коллективов.

27)презентация
— представление общественности чего-то нового с определенными целями. Презентации
бывают следующих видов:

1. Презентация проекта. 2. Презентация объема и
содержания выполненных работ (отчет). 3. Презентация плана будущих работ.

27)турнир
— это состязание. В турнире участвует четное число игроков. В первом туре
пары разбиваются на две группы по рейтингам (группу сильнейших и группу
слабейших), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой
группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против
второго по силе из второй и т. д.

28)праздник
— это мероприятие, посвященное какому-либо торжественному событию. Формы
проведения праздника весьма разнообразны — от детского утренника до массового
шествия.

29)фестиваль — массовое
празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного
художественного творчества.

30)выставки посвящаются результатам
детского творчества в области труда, изобразительной деятельности,
краеведческих и туристических походов.

31)ролевая игра — игра развлекательного
назначения, вид драматического представления, участники которого действуют в
рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней
логикой среды действия. Ролевая игра, кроме требований, обязательных для любой
игры, предполагает выполнение еще двух требований:

32)интеллектуальная игра
индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения
продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.
Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности
учащегося и умения сотрудничать. Они объединяют в себе черты как игровой, так и
учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования
понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа,
синтеза и т. п.).

33)Экскурсия — форма организации
обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных
предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Экскурсия в дидактическом плане может быть
использована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения
новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. На
экскурсии применяются все методы обучения.

Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов
почти по всем предметам. В младших классах они имеют большое значение для
объяснительного чтения и, прежде всего при изучении природоведения и знакомстве
с окружающим миром. В средних и старших классах — при изучении наук о природе и
таких предметов, как география и история. Экскурсии способствуют расширению
кругозора и повышению уровня нравственности учащихся.

.

Автор: Куулар Сайзана Станиславовна

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КЛАССНОГО ЧАСА

Методика организации классного часа прежде всего предполагает определение его содержания, которое в свою очередь, зависит от целей, задач, возрастных особенностей детей, их опыта.

Классные часы очень разнообразны по содержанию, формам и методам их подготовки и проведения. Эффективность классных часов зависит от организации цикла основной формы работы на учебный год, тщательной подготовки к нему педагогов и детей.

Классному руководителю необходимо:

§  опираться на цели и задачи, циклограмму основных традиционных мероприятий и дел воспитательной системы школы;

§  определить цель и задачи всей воспитательной деятельности в классе;

§  попытаться систематизировать воспитательный процесс в классе, спланировать основные формы;

§  темы, содержание  классных часов определить, исходя из результатов уровня воспитанности, нравственных представлений учащихся (с помощью анкет, бесед), традиций школы;

§  составить (или обсудить) совместно с учащимися и родителями тематику классных часов на новый учебный год или при наличии в школе календарно-тематического планирования уточнить формы проведения и содержание;

§  продумать организацию подготовки и проведения классных часов: определить творческие группы учащихся по желанию и возможностям, привлечь родителей, педагогов, узких специалистов, сотрудников школы и внешкольных учреждений.

Технологические аспекты организации классного часа:

Подготовка к классному часу предполагает следующие действия:

§  определение (уточнение) темы классного часа, формулировка его цели;

§  определение формы проведения;

§  отбор материала, исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся – особенности класса и уровень их развития, соответствие возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);

§  составление плана подготовки и проведения классного часа (следует предусмотреть привлечение школьников к активному участию в подготовке классного часа — как можно больше участников);

§  использование разнообразных форм и методов, повышающих интерес к данной теме;

§  подбор наглядных пособий, музыкального и другого оформления, создание благоприятной обстановки;

§  определение участия в классном часе других действующих лиц: родителей, учащихся других классов, учителей, специалистов по обсуждаемой теме и т.д.;

§  определение роли и позиции классного руководителя в процессе подготовки и проведения классного часа;

§  распределение заданий между творческими группами учащихся и отдельными участниками;

§  выявление возможностей по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей;

§  проведение классного часа;

§  анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).

Особое внимание при подготовке к классному часу следует уделить психологическому настрою учащихся. Настрой начинается с момента оповещения о классном часе. Лучшим способом подготовки является коллективная творческая деятельность, когда все учащиеся, разбившись на группы, готовят фрагменты, разделы классного часа, оформляют помещение и т. д

 Структура плана классного часа

Структура плана классного часа состоит из 3-х частей: вступительной, основной, заключительной.

§  Вступительная часть предусматривает постановку вопроса. Ее задача – мобилизовать внимание школьников, обеспечить серьезное отношение к теме, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.

§  Основная часть определяется воспитательными задачами классного часа и предусматривает решение поставленной проблемы. Здесь рассматриваются основное содержание классного часа.

§  В заключительной части подводятся итоги, определяется значимость решения.

Советы по организации классного часа:

1. Содержание классного часа следует строить так, чтобы постепенно переходить от “предметной” информации к ее оценке, от общих оценок – к развернутым суждениям.

2. Быть внимательным к выступлениям учащихся, корректировать, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с ними, помочь найти правильные решения проблемы.

3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия учащихся.

4. Тон учителя должен быть доброжелательным, располагающим к открытому доверительному общению.

5. Предложить учащимся самим выбрать удобное место и приятного соседа.

6. Постепенно накапливать свои традиции проведения классного часа.

7. Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе на организационном классном собрании и определить творческие группы по подготовке и организации.

8. Дать право учащимся участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который им чем-то более интересен.

9. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения.

10. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

11. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, нотаций. Опытные классные руководители стремятся к тому, чтобы ученики не чувствовали, что их в данный момент воспитывают, классный час – час общения.

12. Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика. 

            Итак, классный час — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельно­сти, способствующей формированию у них системы отношений к ок­ружающему миру.

Методика подготовки и проведения классного часа.

КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ КЛАССНЫЙ ЧАС

Классный час – это…

Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?

С этой целью мы обратились к публикациям известных ученых и выписали в записную книжечку определения этого понятия.

В результате получилась вот такая палитра представлений о классном часе:

Методика проведения классного часа

Классный час как форма организации воспитательного процесса

Воспитание в коллективе и через коллектив – это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, например к правилам социума, и  под контролем социума. Однако в поведении ребенка многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в процессе воспитания.

Одной из основных форм, в которых используется методика КТД, являются классные часы, на которых планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного дела, и само дело (воспитательное мероприятие).

Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы, в том числе и классного часа, Л.И. Маленкова составила определенный алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы его таковы.

  1. Определение целей и задач.
  2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
  3. Создание психологического настроя.
  4. Предварительная подготовка.
  5. Проведение самого мероприятия.
  6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:
  1. обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
  2. собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, — анализ воспитательного результата.

Классный час должен быть нерегламентирован временем (он может продлиться от 5 минут до нескольких часов). Не должен быть «привязан» к месту – классной комнате: он может быть проведен в музее, на природе, на улицах города, на квартире у кого-то… Субъектом его проведения необязательно должен быть классный руководитель, это может быть любой работник школы, любой приглашенный, любой одноклассник, это может быть и группа людей (группа студентов, авторский коллектив, творческая группа и т.д.). Могут быть введены и другие правила.

КЛАССНЫЙ ЧАС СПОСОБСТВУЕТ РЕШЕНИЮ

СЛЕДУЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ:

  1. обобщение учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике;
  2. усвоение детьми умений и навыков познательной и практической деятельности;
  3. формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;
  4. содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащихся, его творческих и других способностей;
  5. формирование и развитие классного коллектива.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГО

И ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО КЛАССНОГО ЧАСА

(по  Е.Н.Степанову)

Основные компоненты классного часа

Традиционный классный час

Личностно-центрированный классный час

Целевой

Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения.

Целевые установки связаны прежде всего с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становление уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка.

Содержательный

Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях эту роль выполняют члены ученического самоуправления.

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности. Классный руководитель совместно с учащимися и (если это необходимо)  родителями определяют тему и содержание  классного часа.

Организационно-деятельностный

Главным, и часто единственным, организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы. совместная деятельность жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с планом классного часа.

Учащиеся являются полноправными организаторами классного час, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с  учащимися создает ситуацию выбора и успеха, как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия.

Оценочно-аналитический

При анализе и оценки классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися.

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребенка, на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; комфортность и активность участников.

Макет методического оформления классного часа

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА

(по Е.Н.Степанову)

Подготовку и проведение классного часа личностно-ориентированной направленности можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.

ПЕРВЫЙ ШАГ

Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год

В определении тем классных часов принимают участие школьники и их родители. Важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов: метод социологического опроса, методика «Строим новый классный дом», методика «Мозговой штурм», журнал-эстафета  «Мир общих дел» (учащиеся вместе с родителями заполняют дома отведенные для них странички журнала рассказами о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель использует эту информацию при составлении тематики классных часов).

В определении классных часов педагоги учитывают индивидуальные особенности своих воспитанников: их потребности, интересы, ценностные ориентации. Классные руководители накапливают сведения об особенностях развития своих учеников, систематизируют их в специальных дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса.

ВТОРОЙ ШАГ

Уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению

Здесь используется методика «Куча мала». Она представляет собой блиц-опрос школьников по проблеме организации предстоящего классного часа. В течении одной-двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, для кого, для чего и т.д. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи малы» опытный педагог (или актив класса) может выбрать интересные и полезные предложения.

ТРЕТИЙ ШАГ

Выбор цели, содержания, формы и место проведения классного часа, формирование общества его организаторов

Здесь чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов как инициативная группа, совет дела, творческая группа.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ

Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа

Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки.

ПЯТЫЙ ШАГ

Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа

Здесь важно подумать и найти ответы на следующие вопросы:

  1. что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа был обеспечен положительный эмоциональный настрой учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?
  2. Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
  3. В какие моменты дети смогут проявить свои творческие способности?
  4. Кто из учащихся сможет сыграть роль «солиста» в данном классном часе?
  5. Каким образом необходимо подвести итоги классного часа?

Составляя план классного часа, не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. В сценарном плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа.

ШЕСТОЙ ШАГ

Проведение классного часа

Во вступительной его части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми участниками целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Главное назначение основной части — создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.

СЕДЬМОЙ ШАГ

Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы

по его подготовке и проведению

В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как  проявление и обогащения жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.

Завершая описание технологических аспектов подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи, принципы гуманистического  воспитания поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

Технология и методика ситуационного классного часа

Для технологии и методики индивидуального воспитания используется такая форма, как ситуационный классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, факторов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Методика разработана для самостоятельного конструирования тематических классных часов.

Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:

  1. Тема.
  2. Цель (+ предварительный сбор эмпирического материала).
  3. Информация (по материалам предварительной подготовки).
  4. «Я — позиция» и ее причины (учащиеся по кругу).
  5. «Я – позиция» и общественно значимая норма.
  6. Дискуссия.
  7. Рефлексия (ответы на вопрос: что изменилось?).
  8. Свободный выбор.
  9. Мотивация.
  10. Реальный результат.

Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа.

Рассмотрим методику проведения классного часа «Итоги четверти (года)».

Обычно классные руководители подводят итоги стандартно: сообщают число отличников, хорошистов, учеников имеющих одну тройку, затем остальных. Одних хвалят, других критикуют, говорят о типичных причинах, влияющих на уровень знаний, советуют, что надо делать, чтобы изменить результат к лучшему. При этом дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок. Все это дается в готовом виде сверху. Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот главный педагогический недостаток.

Цель классного часа (сообщается учащимся) – провести самоанализ и самооценку учебных результатов, установить причины, мешающие более успешной учебе и определить пути их преодоления.

Педагогическая цель (учащимся не сообщается) – закрепить в сознании учащихся позитивные точки зрения, изменить негативное отношение к учению путем обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми.

Технология классного часа

Методика классного часа

Размещение учащихся в круге.

Информация (3 мин.).

Демонстрация сравнительной таблицы уровней облученности (успеваемости) за предыдущую и прошедшую четверти (год).

Изложение «Я – позиция»

Причина «Я – позиция»

(7 мин.).

Учащиеся по кругу отвечают на вопросы:

  1. Удовлетворены ли вы своими результатами, почему?
  2. Что каждому из вас мешает лучше учиться?
  3. Что может помочь вам в учебе?

«Я – позиция» и общественно значимая норма.

Работа учащихся в группах по 4-6 человек (в одной группе учащиеся, имеющие разные позиции в отношении своих результатов) (7 мин.).

Группам дается задание (записано на доске) подготовить ответы на вопросы:

  1. В жизни существует две точки зрения на учение: учиться надо, можно не учиться. Выберите свою точку зрения и докажите ее.
  2. Укажите 2-3 основные причины, мешающие вам лучше учиться.
  3. Что надо делать, чтобы устранить указанные причины?

Дискуссия (10 мин.).

Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы.

Рефлексия (5 мин.) 

Учащиеся по кругу отвечают на 1-й вопрос, а на 2-й, 3-й – желающие.

  1. Что вы считает полезным для себя в этом обсуждении и почему?
  2. Что понравилось, почему?
  3. Что не понравилось, почему?

Свободный выбор.

Речь классного руководителя (2-3 мин.).

Примерное заключение педагога: каждый из вас хотел бы улучшить результат. Это естественное и хорошее желание. Но эту задачу решить трудно. Можно работать в новой четверти так же и тогда трудно ожидать улучшения, но можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими вы хотите их получить. Через месяц мы вернемся к обсуждению промежуточных результатов и посмотрим, что вам удалось сделать. Классный час окончен.

Мотивация – побуждение ученика к позитивному поведению.

Поддержка вниманием, помощью и заботой тех учащихся, которые на классном часе дали слово что-то исправить в своем поведении.

Мониторинг – отслеживание изменений в поведении детей.

Наблюдение.

УСПЕХОВ ВАМ ВО ВЗАИМОПОНИМАНИИ С РОДИТЕЛЯМИ

мои дорогие коллеги!


Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организаций фронтальной воспитательной работы.

Н.И. Болдырев

Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьной системы отношений к окружающему миру.

Н.Е.Щуркова, Н.С. Финданцевич

Классный час – время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия.

Е.В.Титова

Классный час, в нашем понимании, — это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным.

Л.И.Маленкова

Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагогов включаются в специально организованную деятельность, способствующую у них системы отношений к окружающему миру.

Л.В.Байбородова

Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками.

В.П.Созонов

ОБОБЩЕННОЕ ПОНЯТИЕ

КЛАССНОГО ЧАСА:

Под классным часом понимается специально отведенное классному руководителю время для проведения воспитательной работы с учащимися класса,,,

НАМИ КЛАССНЫЙ ЧАС ПОНИМАЕТСЯ

как гибкая  по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.

Организационно-деятельный

компонент:

Дата:____ Время:___

Место: ____________

Участники: _______

Гости: ___________

Место данного классного часа в воспитательном процессе класса

и лицея:____________

оборудование и оформление:

1.

2.

3.

Предварительная

подготовка:________

Целевой

компонент

классного часа

Цель:__________

_______________

Задачи:

1._____________

2._____________

3._____________

Основная часть:

_______________________________________________________________________

Заключительная часть: ___________

_____________________________________________________

Используемые источники:

1.

2.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Содержательный компонент

классного часа

Основное содержание: ______________

Вступительная часть: ____________

______________________________________________________

Утверждаю

Зам, директора по УВР

_________А Д. Гулгенова

__ ______________2021 г

План внеклассного мероприятия

Тема: «День Матери».

Цель:

Личностные: развитие эмпатии к близким людям, воспитание нравственного отношения друг к другу и креативности, толерантности студента.

Метапредметные: сформировать умение работать в группе по осмыслению проблемы через сотворчество и коммуникацию.

Предметные: донести информацию об истории возникновения Праздника, о его традициях.

Технологии: развивающее обучение.

Методы занятия: словесный, наглядный.

Комплексно- методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, слайды презентации, видеофильм «Легенда о маме».

Структурная часть

Деятельность мастера п/о

Деятельность обучающихся

1. Организационная часть

1. Приветствует.

2.Проверяет готовность студентов к восприятию информации.

1. Приветствуют

2.Демонстрируют готовность к занятию.

2. Основной этап

1.Сообщает тему, цель, и план проведения мероприятия.

2. Мотивация студентов историческими аспектами возникновения праздника в России (просмотр слайдов презентации)

3.Объясняет звучание слово «Мама» на разных языках.

4. Демонстрирует видеофильм «Легенда о маме». Обсуждение.

1. Слушают и задают вопросы.

2. Слушают и смотрят слайды презентации.

3.Слушают и анализируют.

4.Смотрят, слушают, обсуждают.

3. Этап проведения итогов. Рефлексия.

1. Подводит итоги работы.

2. Проводит рефлексию в формате синквейн:

1.Существительное (мама)

2.Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Одно предложение.

5. Синоним.

1.Слушают, делают выводы.

2. Составляют синквейн.

Мастер п/о: Цыбикова С. Н.

Одной из основных форм внеклассной
воспитательной работы был и остаётся классный
час.
Необходимо выяснить, прежде всего, что в
педагогической науке и практике понимается под
такой формой ВР, как классный час. Возьмём и
обратимся к высказываниям известных учёных:

  • “Классный час есть форма прямого общения
    воспитателя со своими воспитанниками”. (
    В. П.
    Созонов)
  • “Классный час. В нашем понимании это не
    какая-то определённая форма работы, а час
    классного руководителя”.
    (М. Л. Маленкова)

Исходя из названных определений классного
часа, можно выделить определённые черты:

— это гибкая по своему составу и структуре форма
воспитательного взаимодействия;

— это форма общения классного руководителя и
его воспитанников, где ведущую роль играет
педагог.

Классные часы проводятся с различными воспитательными
целями:

1. Создание условий для становления и
проявления индивидуальности обучающегося, его
творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе,
обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально- чувственной сферы
и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как
благоприятной среды развития и
жизнедеятельности школьников.

Их формы и технологии могут иметь множество
вариантов
в зависимости от поставленной цели,
возраста учащихся, опыта классного руководителя
и школьных условий. Классный час – это не урок. Но
обыкновенно ему отводят место в школьном
расписании, чтобы сделать обязательным
еженедельную встречу классного руководителя со
своим классом. Это требование сегодня есть не в
каждой школе. Может это и правильно, где сам
классный руководитель определяет, когда и где он
будет проводить встречу с классом. Лучше всего,
если классный час поставлен в школьное
расписание в субботу, между 3 и 4 уроками. Это даёт
классному руководителю встречаться с родителями
учащихся, которые в субботу имеют больше
свободного времени для посещения школы. Иногда
слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час
длился 45 минут, как урок. Но не всегда так
получается, иногда можно общаться и 20 минут, а
иногда можно говорить намного дольше, это
зависит от темы и цели, возраста, формы
проведения классного часа.

Кл. час не должен проводиться в назидательном
тоне, классный руководитель не должен подавлять
инициативу учащихся в ходе классного часа, их
желание высказать свою мнение, выступить с
критикой.

Основные компоненты классного часа.

Целевой – целевые установки должны быть
связаны, прежде всего, с развитием
индивидуальности ребёнка, с проектированием и
установлением уникального его образа жизни.

Содержательный – содержание классного
часа является личностно значимым. Оно включает
материал, необходимый для самореализации и
самоутверждения личности ребёнка.

Организационно- деятельный – обучающиеся
являются полноправными организаторами
классного часа. Актуальное участие и
заинтересованность каждого ребёнка,
актуализация его жизненного опыта, проявление и
развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве
критериев оценки результативности классного
часа выступают проявление и обогащение
жизненного опыта ребёнка,
индивидуально-личностное значение усваиваемой
информации, влияющей на развитие
индивидуальности и творческих способностей
обучающихся.

После описания основных компонентов классного
часа целесообразно обратить внимание на технологические
аспекты
его организации:

  • составление педагога совместно с учащимися и
    родителями тематики классных часов на новый
    учебный год;
  • уточнение темы и цель классного часа, выбор
    формы проведения;
  • определение времени и места проведения
    классного часа;
  • определение ключевые моментов и разработка
    плана подготовки и проведения классного часа;
  • подобрать соответствующий материал, наглядные
    пособия, музыкальное оформление по теме;
  • определение участников подготовки и проведения
    классного час;
  • распределение заданий между участниками и
    группами;
  • проведение классного часа;
  • анализ и оценка результативности классного
    часа и деятельности по его подготовке и
    проведению (что зачастую отсутствует в работе).

Для того чтобы классный час был интересен всем
учащимся, и у них появилось желание принимать
участие в его подготовке, ребятам можно назвать
темы классных часов, планируемых в классе. Им
даётся право участвовать в подготовке и
проведении того классного часа, который чем-то
более интересен. Группы, которые готовят
классный час, анализируют с классным
руководителем материалы, необходимые для его
проведения, готовят концертные номера, если это
необходимо, оформляют приглашения. Результат
классного часа очень часто во многом зависит от
степени заинтересованности в нем самого
классного руководителя.

Таким образом, классный час может проводиться
в различных формах.

В форме классного собрания, часа общения,
воспитательного часа,
это может быть экскурсия
или тематическая лекция, встречи с
интересными людьми, викторины
по разным
областям знаний, КВНы, игры-путешествия,
тренинги, читательские конференции, театральные
премьеры.
Но, также следует учитывать, что
может быть экстренное классное собрание или
замена по тем или иным причинам одной формы
проведения классного часа другой.

Несколько слов хочу сказать о классном
собрании,
которое должно проводиться примерно
раз в месяц. Оно является наивысшим органом
самоуправления в классе, где дети учатся общению,
демократии, сотрудничеству, самостоятельности и
ответственности. Назначение этого органа –
обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем,
возникающих в классе. Классное собрание
выполняет две функции: стимулирующую и
организующую.

Классное собрание:

— распределяет поручения;

— избирает старосту, представителей в органы
ученического коллектива;

— слушает доклады учеников о выполнении
поручений.

Личное участие классного руководителя
обязательно: он голосует вместе с учениками
за/против принятия какого-либо решения и несёт
персональную ответственность за его выполнение.
Классному руководителю необходимо научить ребят
демократическому порядку проведения собрания:
умению слушать выступающих, выступать самим,
вырабатывать коллективные решения и голосовать
за их принятие, подчиняться воле большинства.

В 5 классе собрания следует проводить несколько
раз в месяц, с целью выработки у учеников
потребности в обсуждении и решении проблем.

В 6 класс деятельность собрания расширяется.

Как правило, к 7 классу складываются традиции и
правила поведения классного собрания

Усилия, затраченные на обучение подготовке и
проведению классного собраний в 5-7 классах,
классного руководителя полностью оправдываются
в старших классах.

Есть ещё очень интересная форма проведения
классного часа – час общения, который играет
очень большую роль в жизни учащихся, если он
задуман интересно и необычно.

Час общения – это совместное творчество
взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали
новой возможности поговорить откровенно, они
должны принимать активное участие не только в
подготовке и проведении классного часа, но и в
определении тем часов общения. Обсудите с
ребятами круг интересующих их вопросов, соберите
“корзину проблем” и с учетом пожеланий
сформулируйте тематику классных часов.

Очень важно создать комфортный микроклимат в
классе, чтобы у ребят было желание высказать своё
мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть
непонятыми.

Классный руководитель даже может предложить
ребятам выработать правила общения:

1. С уважением относиться друг к другу.

2. Любое мнение заслушивать внимательно.

3. Пока один говорит, все его слушают.

4. О своём желании высказаться сообщаем с
помощью поднятой руки.

Формы часа общения могут быть различными.
Их выбор зависит от уровня развития коллектива,
особенностей класса, возраста детей,
профессионализма педагога…

На практике хорошо себя зарекомендовали такие
формы:

  • Беседа.

  • Дискуссия (диспут). Дискуссия позволяет
    вовлечь детей в обсуждение поставленной
    проблемы, учит анализировать факты, отстаивать
    свою точку зрения, слушать и понимать иное
    мнение.

  • Сюжетно-ролевая игра – форма КТД,
    позволяющая обсудить проблему, вызвать
    сопереживание, попытаться найти решение с
    помощью театрализованной игры.

Методика проведения ролевой игры:

— определение проблемы, выбор ситуации;

— распределение ролей и обсуждение позиции и
вариантов поведения;

— проигрывание ситуации (допустимо даже
несколько раз), чтобы найти эффективное решение;

— обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё
мнение при спорных вопросах.

Варианты проведения ролевых игр могут
быть различными: “инсценированный суд”,
“пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”,
инсценировка литературного произведения.


  • Устный журнал. Заранее определяется
    количество и темы страниц журнала, которые
    распределяются между творческими группами.

  • Социально-культурный проект – это
    самостоятельное исследование учащимися
    значимых социальных различных проблем. Для
    создания проекта требуется время и соблюдение
    определённого алгоритма действий:

— изучение ситуации;

— сбор информации;

— планирование;

— формирование микрогрупп и назначение
ответственных;

— практические действия;

— определение приоритетных результатов;

— групповой анализ выполнения поставленных
задач.

Одним из способов быстрого решения проблемы
является “мозговая атака”. Этот вид часто
используется для решения конкретной проблемы,
например, “Как улучшить дежурство в классе”.
Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:

— учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;

— мнения не комментируются, не оцениваются, не
повторяются;

— никого не заставляют насильно высказывать
своё мнение;

— “мозговая атака” заканчивается, когда все
идеи исчерпаны.

— все идеи в заключении рассматриваются и
оцениваются.

Большой интерес у учащихся вызывают классные
часы в форме телевизионных игр: “Звёздный
час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”,
“Счастливый случай” и др.

Преимущества часа общения над другими формами
работы.

1. Общение в рамках классного часа даёт
возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса,
слышать их мнение по проблеме разговора,
наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.

2. Результативность класс. часа состоит и в том,
что он может влиять как на мнение большинства
ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в
ходе индивидуальной работы с учеником, учитель
часами не может добиться такого успеха, который
может получить в ходе классного часа. Ведь для
ребят, особенно подростков мнение сверстников
бывает важнее мнения самого авторитетного
взрослого.

3. Час, на котором решаются разные проблемы,
позволяет увидеть учеников в естественной, не
наигранной атмосфере общения и решать серьёзные
нравственные задачи.

Как организовать и провести этический или
нравственный час общения?

Нравственный классный час требует хорошей
подготовки. Готовясь к нравственному классному
часу, учитель может провести предварительную
диагностику понимания учащихся нравственных
понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло,
долг, честь, право, открытость, любовь…

Материалом для подготовки нравственного
классного часа может служить периодическая
печать, события и факты реальной жизни страны и
мира, школы, класса, художественные фильмы,
художественная литература.

Бывает и такое, когда нравственный классный
час проводится незапланированный и связан со
сложнейшей ситуацией в классе или школе.

Главное, чтобы такая встреча с ребятами не
превратилась в назидание и чтение нотаций.
Нравственный классный час — это время
совместного с учениками поиска истины, смысла
собственного существования и взрослого и
ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые
станут генеральной линией поведения во взрослой
жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не
должен быть частым. Достаточно проводить такой
классный час один раз в четверть, главное, чтоб он
был значимым в жизни ребят, заметным событием в
жизни класса.

Примерная тематика нравственных классных
часов.

5 класс


  1. “Кто я? Какой я?” — игра.
  2. “Дверь в детство” — путешествие детей в детство
    их родителей.
  3. “Я через 5 лет” — экскурсия в портретную галерею
    класса.
  4. “Архив 5” — праздничное представление,
    посвящённое итогам года.

6 класс

  1. Мои интересы, мои увлечения – аукцион увлечений
    и интересов уч-ся.
  2. Я — дома, я — в школе, я- среди друзей –
    интерактивная игра.
  3. Окна моего дома. Что они значат – час общения.
  4. Иметь своё мнение – это важно?! – беседа.

7 класс

  1. “Мои “хочу” и мои “могу” диспут.
  2. “Скажи, кто твой друг и …”- интерактивная игра.
  3. “Вверх по лестнице жизни”. Мои нравственные
    ценности – беседа.

8 класс

  1. Умею ли я любить? – аукцион мнений.
  2. Люди, без которых мне одиноко – этическая
    беседа.
  3. Ответственность и безопасность. Что прячется за
    этими словами? – дискуссия.
  4. Страна, в которой мне хотелось бы жить – защита
    фантастических проектов.

9 класс

  1. “Я имею право на…” — разговор на заданную тему.
  2. Всему начало любовь… — праздник.
  3. Счастливый билет моей судьбы – нравственный
    экзамен.
  4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни –
    дискуссия.

10 класс

  1. А если не получилось?.. Что дальше? – диспут.
  2. Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра.
  3. Чувство взрослости. Что это такое? – эпическая
    беседа.
  4. Моя будущая профессия. Какой я её вижу? –
    экскурсия в мир профессий.

11 класс

  1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе –
    классное собрание – разговор.
  2. Есть только миг между прошлым и будущим… —
    дебаты.
  3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? –
    презентация.
  4. Моя миссия в мире – конференция.

Организация и проведение тематического
классного часа.

Назначение тематического классного часа
состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся,
способствовать духовному развитию уч-ся.

Тематические классные часы требуют подготовки
и могут быть объединены определенной тематикой в
течение длительного времени. Эти часы могут
стать началом и завершением серьёзной работы в
классе, которая может быть дополнена другими
формами внеклассной работы.

Планируя тематические классные часы,
необходимо предложить учащимся совместно
определить темы. Это можно провести следующим
образом:

Учитель выписывает на доске разные темы,
например: “обычаи и традиции”, “времена и
страны”, “великие люди мира”, “психология
человека”, “границы человеческих
возможностей”, “страны, изучаемого языка”,
“история этикета”, “ азбука открытия мира”, “
песни в истории моей семьи и страны”, “мир
человеческих увлечений”, “кино в жизни
человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть
и каким быть?”, “музыка нашего времени и
прошлого” и д. т.

Далее собираются ответы учащихся,
анализируются и выбираются те темы, которые
часто повторяются в ответах. Эти темы и станут
основой тематических классных часов.

(Например, в нашей школе ежемесячно в классах
должны проходить классные часы по ЗОЖ и раз в
четверть — классный час по возрождению
национальной культуры.

Проводилась серия классных часов, посвященных
60-летию Победы, 60-летию образования Кемеровской
области, 80-летию образования Тисульского района.
)

В последнее время по определенной теме
создаются специальные воспитательные программы,
которые включают последовательное (поэтапное) с
1-11 классы воспитание учащихся в данном
направлении: Программа “Вместе”,


  • Программа “Мир спасётся красотой”,
  • Программа “Я — гражданин России”,
  • Программа “Здоровье” и другие

Организация и проведение информационного
классного часа.

Раньше информационный час назывался
политинформацией. Но в последнее время
политинформацию поспешили выбросить из
воспитательной работы, посчитав её не нужной в
наше время. Однако это совершенно неверно. Мы
должны формировать политическую культуру и
коммуникативные навыки учащихся.

Главное значение информационного часа –
формировать у учащихся собственной
принадлежности к событиям и явлениям
общественно-политической жизни страны, своего
района, села, расширить кругозор, разбираться в
сложных проблемах современности, адекватно
реагировать на происходящее в стране и мире.

Информационный час может быть обзорным (знакомит
с текущими событиями в стране, мире) – 20 -25 минут, тематическим
(знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их
анализом и отношением к этой проблеме различных
слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но
не более.

Основные формы во время информационного часа:

— газетные сообщения;

— пересказ событий в мире и стране с
использованием цитат из текстов газет и
журналов;

— работа со словарём и справочной литературой;

— работа с политической картой;

— комментированное чтение газетных и
журнальных материалов;

— формулирование проблемных вопросов и поиск
ответов на них;

— просмотр и обсуждение телематериалов,
видеоматериалов.

Планируя свою работу с классом, не следует
забывать и о развитии интеллектуальных
способностей
учащихся через различные формы:

— интеллектуальные марафоны;

— дни творчества;

— интеллектуальные. ринги и викторины;

— заседание психологического клуба “Зеркало”
и т.д.

Тематика классных часов по развитию
интеллектуальных умений учащихся.

5 класс

  1. В. И. Даль и его толковый словарь.
  2. Я и мои способности.
  3. Мир энциклопедий.

6 класс

  1. Мои сильные и слабые стороны.
  2. Как развить в себе умение слушать и слышать,
    смотреть и видеть?
  3. Мои “почему?” и ответы на них.

7 класс

  1. Глубинные тайны человеческого познания.
  2. Внимание и внимательность. Слова одного корня?
  3. Как научиться управлять собой.

8 класс

  1. Талантливость и гениальность. В чёя оно
    проявляется?
  2. Тренировка памяти – залог будущего успеха.

9 класс

  1. Человек и творчество. Великие творения
    человечества.
  2. Разговор с самим собой по душам.

10 класс

  1. Как научиться властвовать собой?
  2. Мои лингвистические способности. Как они
    проявляются?
  3. Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

11 класс

  1. Пока я мыслю, я живу.
  2. Юмор в жизни человека.

Итак, классный час – это форма воспитательной
работы классного руководителя, при которой
ученики принимают участие в специально
организованной деятельности, способствующей
формированию у них системы отношений к
окружающему миру.

Классный час выполняет функции: просветительную,
ориентирующую, направляющую, формирующую.

Если же классный час проводится только для
“галочки”, то полезней будет сэкономить время –
своё и ученика. Но, а если классный руководитель
подходит к проведению классного часа
неформально, то начинать следует с определения
целей и попытаться систематизировать
воспитательный процесс, спланировать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти середину отрезка зная координаты точек
  • Как найти заготовку копья северянина геншин
  • Как найти богатого советы
  • Данное фото не может быть использовано whatsapp на iphone как исправить
  • Как исправить звук с задержкой в игре