Методические рекомендации
«Как правильно составить план-конспект урока»
План – конспект это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.
Основные принципы планирования
Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.
1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.
Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.
2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.
3. Принцип непрерывности предполагает, что:
- процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
- разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).
Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.
4. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.
Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.
Однако существуют определенные пределы резервов планирования:
- резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;
- низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.
5. Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.
Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
План-конспект урока — это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний.
Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.
Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.
Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).
Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.
Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.
Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.
Хотела бы остановиться и пошагово описать составление плана-конспекта урока, как основа деятельности педагога. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает удерживать внимание учащихся в течение всего урока.
Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.
Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.
Шаг 1. Тема урока
Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане и переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная и определенная.
Шаг II. Цели урока
Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:
• Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:
— дать представление о…;
— обобщить и систематизировать знания о….;
— познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)
— выработать навыки (например, анализа лирического текста).
• Воспитательные:
— воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.
• Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.
Шаг III. Планируемые задачи
Обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.
Шаг: IV. Вид и форма урока
В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный/комбинированный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.
Виды и формы урока
1. Урок ознакомления с новым материалом.
Формы: беседа, проблемный урок, лекция.
2. Урок закрепления изученного.
Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.
3. Урок применения новых знаний и умений на практике.
Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма выбирается свободная, по желанию учителя.
5. Контрольный урок.
Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.
6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.
Шаг V. Оборудование
Здесь перечисляется все, что будет использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.
Шаг VI. Ход урока
1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.
Исключения составляют контрольные уроки.
3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.
Например, прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года» активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.
4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.
5. Основная часть урока.
Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.
6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.
7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.
8. Домашнее задание.
Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.
Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.
P.S.
Помните, что каждый урок должен содержать «изюминку». Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.
Полезная информация:
https://videouroki.net/razrabotki/triebovaniia-k-oformlieniiu-konspiektov-po-fgos.html
https://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez (Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления)
План-конспект
занятия — основной документ для проведения конкретного занятия по определенной теме.
Форма плана-конспекта, как и его содержание, методы проведения, глубина
раскрытия материала изменяются в зависимости от содержания занятия, его учебной
и воспитательной целей, характера предстоящих работ, организации упражнений. План-
конспект занятия должен быть грамматически и стилистически правильно
выраженным, так как хорошо составленный конспект помогает вести урок на
высоком уровне. И, хотя стандартных форм нет, структура плана- конспекта занятия
должна быть соблюдена.
Структура
плана-конспекта занятия содержит:
1.
Тему
занятия, в соответствии с учебной программой и вашим учебно-тематическим планом.
Тема корректная, ясная, определенная;
2.
Тип
занятия по основной дидактической цели :
·занятие по формированию новых знаний (изучению нового
материала); Цель – формирование знаний – организация работы по усвоению
обучающимися понятий, научных фактов, предусмотренных программой;
·занятие по обобщению и систематизации новых знаний и способов действия
Цель – обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их
применение;,
· занятие по комплексному применению знаний и способов
действия на практике, Цель – применение знаний на практике, умение оперировать
имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, закрепить приобретенные знания,
умения, навыки работы с _______ и способы действия на практике.
· занятие повторения, систематизации и обобщения
знаний, закрепления умений; Цель – формирование умения переноса приобретенных
знаний и их применение в стандартных, новых и измененных условиях;
·Занятие проверки и коррекции знаний и умений
(контрольное занятие, занятие-зачет, классный концерт); Цель — проверка и
регуляция знания основных понятий, правил, законов и умение объяснять их
сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры, проверка умения
применять накопленные знания в стандартных и нестандартных условиях;
·комбинированный урок (включает несколько типов,
соответственно преследует несколько целей)
3.
Вид
: традиционное, нетрадиционное, современное
Традиционное занятие решает общеобразовательную задачу – вооружить
обучающихся знаниями и строится в основном на объяснительно- иллюстративном
методе (форми рассказ, показ, беседа). На таком занятии широко применяются
наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного, в нем
преобладает целевая установка, направленная на деятельность педагога (опросить,
объяснить, закрепить и т. д.), оно не приспособлена для свободного обсуждения,
не включает деятельность учащихся, не представляет возможности детям
раскрыться, не обеспечивает условий реализации принципа развивающего обучения,
не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность, в наименьшей
степени способствует их творческому развитию.
Современное занятие — формирование знаний на основе сочетания
разнообразных методов и средств обучения, решает комплекс задач. На таких
занятиях создаются большие возможности для решения познавательных задач,
реализации творческого потенциала, создаются условия для полного развития
личности обучающегося. Эффективность современного занятия основывается на
широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Современное
занятие требует от педагога творческого подхода к подготовке и организации
занятия.
Формы современного занятия.
3.1 Занятие-лекция. Как правило, это занятие, на
котором излагается значительная часть теоретического материала. Лекционная
форма проведения урока целесообразна при:
-изучении нового материала, мало связанного с ранее
изученным;
-рассмотрения сложного для самостоятельного изучения
материала;
-выполнении определенного вида заданий по одной или
нескольким темам, разделам и т.д.
-применении изученного материала при решении
практических задач;
3.2 Семинар. Семинары
характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками:
самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением на
уроке результатов их познавательной деятельности. ( семинары- доклады,
рефераты, творческие работы, семинар – решение задач, семинар- диспут. Основные
случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров:
— при изучении нового материала, если он доступен для
самостоятельной доработки учащимися;
— после проведения вводных, установочных и текущих
лекций;
— после обобщения и систематизации знаний и умений
учащихся по изученной теме;
— при проведении уроков, посвященных различным методам
решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д
3.3 Практикум. Основной формой их проведения являются
практические работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в
практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
3.4 Экскурсия. Форма проведения занятий-экскурсий
весьма многообразна. Это и пресс-конференция, с участием представителей
предприятия, учреждения, музея и т.д., и исторические экскурсии по изучаемому
предмету, и кино или теле-экскурсии, и занятия обобщающего повторения по теме,
разделу или курсу в форме экскурсии и т.д. Цель: обогащение знаний учащихся;
установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами;
развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности,
организованности; воспитание положительного отношения к учению.
3.5 Дискуссия. Основу таких занятий составляют
рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при
аргументации суждений, решения заданий и т.д.
3.6 Консультация. На занятиях данной формы проводится
целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся,
обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений.
Подготовка к проведению урока-консультации осуществляется как учителем, так и
учащимися. Педагог, наряду с логико-дидактическим анализом содержания
изучаемого материала, систематизирует затруднения, недочеты, ошибки в устных
ответах и письменных работах учащихся. На этой основе он уточняет перечень
возможных вопросов, которые могут быть рассмотрены на консультации. Учащиеся
приучаются, в свою очередь, готовить к консультациям, сроки которых будут
оговорены заранее, вопросы и задания, вызывающие у них затруднения.
3.7 Интегрированное занятие. Это любое занятие со
своей структурой, если для проведения привлекаются знания, умения и результаты
анализа изучаемого материала методами двух наук, других учебных предметов.
Интегрированное занятие предполагает расширение межпредметных связей, снижение
перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимся,
подкрепление мотивации обучения. Основной целью является совершенствование
коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и
углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях общения; дальнейшее
развитие и совершенстваование эстетического вкуса обучающихся.
3.8 Театрализованное занятие. Такая форма занятия
связана с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при
изучении, закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные
занятия привлекательны тем, что вносят в будни атмосферу праздника, приподнятое
настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке
у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. На таком занятии педагог
лишается авторитарной роли обучающего, он выполняет лишь функции организатора
представления. Во многих случаях он служит разрядкой, снижающей напряжение и
восстанавливает работоспособность учащихся.
3.9 Соревнование. Форма проведения таких занятий самая
различная. Это: поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам
известных игр: КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай»,
«Звездный час» и др. Исключительное значение в соревновании имеет
объективность оценки уровня знаний.
3.10 Занятие с дидактической игрой. Основой
дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в
освоении тех знаний и умений, которые принимаются при решении учебной проблемы,
поставленной игрой. Дидактическая игра обладает наличием четко поставленной
цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Результат
выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий
учащихся. Дидактические игры чаще применяют при проверке результатов обучения,
выработке навыков, формировании умений.
3.11 Деловая игра. В деловых играх на основе игрового
замысла модернизируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых
выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется
его реализация на практике.
3.12 Ролевая игра. Специфика ролевой игры в отличие от
деловой характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов,
основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой
жизненной ситуации, в соответствии с сюжетом игры и расположенными ролями. В
ролевой игре должны иметь всегда место и условность, и серьезность. Кроме того,
она проводится в соответствии с определенными правилами, предусматривающими
элементы импровизации. Игра на занятии помогает создать атмосферу
непринужденности, увлекает, разряжает напряженную обстановку.
Нетрадиционные формы занятий. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить
учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности
учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. Нетрадиционные формы реализуются,
как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя
функции обучающего контроля. Такие занятия проходят в необычной, нетрадиционной
обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она
создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает
психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить
ошибку. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только
поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую
самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий «снимают»
традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком
частое обращение к подобным формам организации учебного процесса
нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в
конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Нетрадиционные
формы занятий:
·
Метод проектов. Он
направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и
научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему
школа, а уметь применять их на практике . идея метода проектов заключается в
том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную
мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
·
Видеоурок. Достоинством
видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому
внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного
отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных
сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во
время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной
деятельности. в этих условиях даже невнимательный ученик становится
внимательным. Психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на
учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные
условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.
·
Занятие-путешествие.
Является одной из наиболее интересных форм, применяемых на всех этапах изучения
материала. Отправиться в увлекательное путешествие со знакомыми сказочными
персонажами, вступить в битву с кровожадными пиратами куда интересней, чем в
волнении пытаться воспроизвести зазубренные правила.
·
Занятие-интервью. Интервью
— это своеобразный диалог по обмену информацией. Подготовка и проведение урока
подобного типа способствует углублению знаний в результате работы с различными
источниками, а также расширяет кругозор.
4.
Формами
проведения занятий являются: лекция, путешествие, исследование, инсценировка,
семинар, экскурсия, деловая, ролевая игра, театрализованное занятие, метод защиты
проектов, самостоятельная работа, контрольная работа
5.
Цель
занятия ( Цель должна быть конкретной для данного занятия сформулирована наиболее
точно. Например: Совершенствование навыков хороводных и танцевальных движений
или Расширение представления о разновидности массовых игр)
6.
Задачи.
Используйте для формулировки дидактических задач цель, поставленную Вами:
·Образовательные
(изучить новые факты, обучить новому способу действия, научить применению
полученных знаний на практике)
·Развивающие
(развивать творческие способности, координацию движений, музыкальный слух,
совершенствовать умение работать с источниками или защищать точку зрения,
развивать познавательный интерес и т.д.)
·воспитательные
(вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, развивать
коммуникационные навыки в группах, совершенствовать навыки общения в
коллективе)
7.
Продолжительность
занятия: 45 минут
8.
Возраст
детей
9.
Материалы
и оборудование. Перечислить все, что будет использоваться на занятии: линейка,
карандаши, краски, инструменты, карточки для самостоятельной работы, таблицы,
репродукции картин и т.п.
План урока в форме таблицы: 1 столбец –
время в минутах на каждый этап занятия, 2 – действия руководителя (приемы и
методы, которые вы намереваетесь использовать), 3 – действия участников занятия.
На каждом этапе с помощью тезисов кратко
опишите, что вы намерены делать и каких результатов ожидаете от обучающихся.
Здесь же начертите необходимые схемы, цепи, сделайте ссылки на наглядные и
дидактические материалы, которые понадобятся, — все то, что поможет быстро
восстановить ход занятия в вашей памяти.
Этапы:
·организационный,
·актуализация
и всесторонняя проверка знаний (проверка домашнего задания),
·мотивация
на озвучивание темы занятия, постановки цели,
·этап
получения новых знаний,
·закрепление
полученных знаний, оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных
и нестандартных ситуациях,
·физминутка
·обобщение
и систематизация новых знаний,
·рефлексия
(мотивация детей на проведение анализа занятия: подведение итогов и
оценка проведенного занятия, разъяснение домашнего задания)
Рефлексия
– личностное осмысление каждым участником результатов учебного занятия:
· Какую
личностно важную цель выполнял?
· Что делал?
· Как делал?
· Достиг ли
цели?
· Что было
наиболее трудным?
· Что
удалось лучше всего?
· Что
мешало?
· Что могло
улучшить работу?
После
проведения занятия сделайте самоанализ, в соответствии с
требованиями ФГОС НОО, где опишите ведущие аспекты анализа и содержание
наблюдения.
Анализ
занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Цель посещения:
Дата:
Объединение, педагог:
Количество обучающихся в группе:
Присутствовали на уроке:
Тема
урока:
Тип урока:
Дидактическая задача урока:
Цель занятия:
Задачи (образовательная, воспитательная, развивающая):
Ведущие
аспекты анализа урока
Ведущие аспекты анализа урока |
Содержание наблюдения |
Дидактическая |
1.Соответствие дидактической задачи 2.Результативность решения дидактической |
Содержание |
Соответствие |
Методы |
Соответствие |
Формы |
1. 2. |
Результативность |
Достижение |
Практическая |
Практическая |
Самостоятельная |
1.Уровень 2. 3. |
Формирование |
Личностные, |
Формирование |
Применение |
Структура |
Соответствие |
Педагогический |
Соблюдение |
Гигиенические |
Температурный |
Цель посещения: если делается анализ занятия на котором вы
присутствовали.
Дата: 11.12.16г.
Объединение, ПДО: «Почемучкина школа» ,Марченко Ирина
Валентиновна
Количество обучающихся: 13 человек
Присутствовали на занятии: __________
Тема занятия:
Танцевальные упражнения в
рамках подготовки к Новому году
Тип занятия: Занятие по
совершенствованию и обобщению знаний, закреплению умений и навыков.
Дидактическая задача занятия: организовать применение обучающимися знаний и
умений с целью формирования нового опыта познавательной деятельности
основываясь на принципах активности, единства теории и практики, наглядности,
доступности.
Цель занятия: Совершенствование навыков танцевальных и хороводных движений
Задачи занятия:
1. Образовательная:
Обучить ритмичным
движениям в соответствии с характером музыки
Продолжить обучать
хороводным и танцевальным движениям композиции «Полька», совершенствование их
исполнения;
2. Развивающая:
·
Укреплять
основные мышечные группы для формирования правильной осанки
·
Развивать
музыкальный слух и ритм в процессе совершенствования разученных танцевальных
композиций
·
Развивать
координацию движений
3. Воспитательная:
·
Продолжить
формирование навыков общения в коллективе
·
Продолжить
развитие коммуникативных навыков, чувства ответственности за общее дело
Ведущие
аспекты анализа занятия
Ведущие |
Содержание |
Дидактическая задача |
Дидактическая |
Содержание занятия:
|
Содержание занятия |
Методы обучения
|
Методы, используемые на |
Формы обучения Занятие-игра |
Занятие проходило в Использование предложенных заданий целесообразно в связи |
Результативность занятия: · · |
В начале занятия дети |
Практическая |
Вопросы, |
Формирование |
На каждом этапе занятия |
Педагогический стиль |
Нормы педагогической |
Гигиенические требования |
Гигиенические требования |
ПЛАН-
КОНСПЕКТ
занятия
по ритмике
Общая тема
по программе: «Танцевальные упражнения»
Тема
занятия:
«Танцевальные упражнения в рамках подготовки к Новому году»
Тип: Занятие
по совершенствованию и обобщению знаний, закреплению умений и
навыков.
Вид: Повторение
пройденного материала.
Форма:
Современное интегрированное занятие
Цель:
Совершенствование навыков хороводных и танцевальных движений .
Задачи:
А) обучающая:
·
обучить
ритмичным движениям в соответствии с характером музыки;
·
продолжить
обучение хороводным и танцевальным движениям, совершенствовать их исполнение
(лодочка, пружинка, шаги, движение руками «часики», ритмичные хлопки);
·
формировать
умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Б) развивающая:
·
укреплять
основные мышечные группы для формирования правильной осанки;
·
развивать
музыкальный слух и ритм в процессе совершенствования разученных танцевальных
композиций;
·
развивать
координацию движений при выполнении танцевальной композиции «Полька»
В) воспитательная:
·
продолжить
формирование навыков общения в коллективе;
·
продолжить
развитие коммуникативных навыков, чувства ответственности за общее дело (прием
мотивации успеха).
Продолжительность
урока : 25
минут
Возраст
детей: 4-5
лет, группа 1-го года обучения
Оборудование:
Зал для проведения мероприятий, усилитель, нетбук, искусственная
елка.
Время |
Действия руководителя |
Действия |
2 минуты |
· Взаимное · Отметка |
Ответы |
4 минуты |
Разминка |
Пластическое |
1 минута |
Мотивация Посмотрите |
Озвучивание |
1 минута |
Мотивация |
Озвучивание |
2 минуты |
Ребята, где лучше всего увидеть зиму во всей ее |
Пластическое |
2 минуты |
Ребята, Давайте |
Выполнение |
1 минута |
Ребята, |
Ответы |
9 минут |
Практическая · Повторение |
Выполнение |
1 минута |
Мотивация |
Рефлексия |
2 минуты |
Оценка |
Самооценка. |
Время (мин) |
Действия |
Действия |
Организационный |
Взаимное |
|
Актуализация |
Ответы |
|
Мотивация |
Озвучивание |
|
Получение новых знаний или Закрепление полученных |
||
Физминутка |
Пластическое |
|
Обобщение |
Практические |
|
Мотивация |
Рефлексия |
|
Оценка |
Самооценка. |
Список литературы:
Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. — М.: Педагогика
Е.М. Мордес «Искать, пробовать, обучать…»
(нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе». «Учитель
АСТ», Волгоград 2002 г.
Хорошо усвоить тему и быстро воспроизвести её в памяти школьникам помогут навыки составления конспекта. Правильно выполняемое конспектирование заставляет глубоко осмыслить материал, погрузившись в его содержание в процессе переработки. Освоив правила ведения записей, учащийся сможет улавливать и фиксировать основные мысли, складывая их в понятный сжатый текст непосредственно при поступления информации.
Полученные умения пригодятся при дальнейшем обучении – качественное конспектирование лекций необходимо для студента. В профессии этот навык даёт дополнительные шансы сделать успешную карьеру. Даже в быту умение коротко, но понятно сделать необходимые записи сильно облегчит вашу жизнь.
Что такое конспект?
Конспект – краткая, но ёмкая запись материалов по пройденной теме в удобной и понятной для школьника форме. Это сокращенный текст, построенный в строгой логической последовательности, составленный школьником из материала, предложенного преподавателем, и дополненный информацией из других источников.
Написание конспекта может производиться тезисно, схематически, сокращённо, таблично, с применением аббревиатур и иностранных слов. Важно, чтобы ученик сам понимал своё изложение, мог его воспроизвести, не теряя логического смысла повествования.
Для этого важно понимать, как правильно сделать конспект. Полученные выписки должны быть понятными, эффективными и удобными для дальнейшей работы. В статье мы разберём, какие способы их написания существуют, как разработать план и структуру конспекта и какие ошибки можно допустить при подборке тезисов.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция
Написание требует внимания и сосредоточенности. Ряд рекомендаций поможет выполнить работу качественно. Что нужно сделать?
- По возможности заранее ознакомьтесь с темой изучения;
- Научитесь сокращать слова общепринятыми, понятными способами;
- Предварительно составьте план конспекта;
- Набросайте тезисы по основным пунктам изучаемого материала;
- Фиксируйте ключевые фразы после прослушивания каждого предложения;
- Сделайте краткие выписки – изложение полученной информации;
- Оставьте место слева для заметок и отмечайте там непонятные элементы, требующие уточнения;
- Оставляйте место для пропущенного учебного материала. Например, если не успели за учителем или произошел технический сбой;
- Уточняйте непонятные моменты у преподавателя после занятия или в других источниках. Например, в Домашней школе «ИнтернетУрок» всегда можно задать вопрос учителю и в течение 15-ти минут получить ответ.
- Заполняйте пропуски непосредственно после прояснения информации, пока она свежа в памяти.
Записываемый текст – не пересказ лекции или урока. Его назначение – фиксация в памяти конкретных знаний.
Виды конспектов
Конспекты различаются по форме и содержанию в зависимости от предмета, изучаемой темы и основного назначения, предусмотренного пользователем. Среди самых распространённых видов конспектов для школьников выделяются:
- ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Идеально подходит для работы с книгами. В процессе написания содержание фиксируется тезисно. Допускается использование основных терминов и цитат.
- СВОБОДНЫЙ. Допускается запись информации под диктовку. Учащийся делает выписки на своё усмотрение. Они могут записываться сокращениями, тезисами, условными обозначениями, рисунками, схемами.
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Представляет собой изложение информации из нескольких источников, раскрывающих конкретную тему. Позволяет обработать большой объём информации, составив общую базовую выборку данных по заданному вопросу.
- СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Структурный конспект, включающий соединённые единым смыслом вопросы. Под вопросом пишется краткий ответ или несколько ответов-тезисов. Допустимы краткие предложения и выписки, связывающие весь текст.
- ПЛАН-КОНСПЕКТ. Базируется на общем плане, освещающем важные вопросы изучаемой сферы. Пункты раскрываются по мере изложения материала и поступления новой информации. Считается самым объёмным видом конспектирования со всесторонним рассмотрением предмета изучения.
Методы конспектирования
Характеризуются способам оформления текста в конспекте. Рассмотрим наиболее распространенные:
Метод Корнелла
Отдельный лист делится на 4 части. Сверху проводится горизонтальная линия, над которой фиксируется заголовок и дата урока. Нижняя линия располагается за несколько строк до завершения листа. Под ней кратко записываются основные выводы лекции. Между горизонтальными линиями площадь разделяют две колонки. Правая должна быть примерно в два раза шире левой. Слева отмечаются важные даты, термины, имена, определения, события. Справа – информация, излагаемая преподавателем.
Такое составление записей считается идеальным для обработки оперативно поступающей информации.
Схематический метод
Структура написания представлена в виде большого маркированного списка с несколькими уровнями вложений. Верхний уровень – основная тема и мысль, средний – подтема, далее – тезисы. Разработка и анализ каждой темы происходит в процессе обучения. Ученик сразу вникает в тему, создавая удобную для запоминания структуру. Важно не перегружать список. Нужно составить его так, чтобы легко проанализировать информацию в дальнейшем.
Метод таблиц
Эффективен при получении материала структурными блоками: по годам, значимым событиям или конкретным темам. Расчертив лист в таблицу, в каждой ячейке ученик записывает конкретное событие или факт. Метод удобен для школьников, потому что учитель дает материал структурированно, и ученик может облегчить запись, используя табличный вариант.
Метод интеллект-карт
Актуален для разбора сложных тем, самостоятельной работы над докладами и эссе. Основная цель вписывается в центре. Линиями соединяются мысли, объяснения, тезисы, идеи. Это мысли-якоря, призванные помогать создать основу для изложения главных идей.
Метод предложений
Считается одним из самых несложных. Предложения записываются с новой строки с соответствующей нумерацией. Связь между предложениями формируется отсылкой на другой пункт с указанием его номера.
Метод индексов
Схематическая запись информации. При составлении конспекта используются рамки, рисунки, стрелки, таблицы. Каждый объект имеет для автора определенное значение, носит понятную ему смысловую нагрузку. Если запись сделана в круге, это значит, что её нужно обязательно выучить. В квадрате – уточнить и дополнить полученный материал. В треугольнике – обратить особое внимание. Каждое обозначение индивидуально для автора. На форзаце тетради необходимо сделать пометки, какой символ что значит. Это позволит ориентироваться в условных обозначениях, если их окажется много.
Метод течения
Позволяет обеспечить максимальное усвоения материала в ходе урока при минимальном количестве записей. Требуется выделять основные моменты и мысли тезисами, схемами, рисунками, не зацикливаясь на изложении. Материал активно обдумывается, дополняется собственными идеями и комментариями в свободной форме. Этот метод написания хорошо использовать, если важно моментальное усвоение данных, а не изучение их через длительное время.
Метод боксов
Идеален для визуалов – людей, у которых доминирует зрительная память. При составлении конспекта задействуются даты, исторические личности, иностранные слова и определения. Лист делится на неровные квадраты, треугольники, прямоугольники. Размещение на странице хаотично. Вверху прямоугольника указывается заголовок, далее – несколько базовых фактов. Метод позволяет концентрироваться на основных мыслях, выделяя конкретику.
Метод нумерации
Эффективен на занятиях и лекциях, где информация выдается быстро: преподаватель не останавливает рассказ, не акцентирует для учеников основные моменты. Оптимально использовать две разноцветные ручки. Первой фиксировать номер мысли. Второй – её содержание. Между номерами оставляется место – отступы, а в них вносится дополнительная информация.
Подпишитесь на нашу рассылку
Главные ошибки при составлении конспекта
- Потеря структуры и авторских особенностей текста;
- Чрезмерная краткость;
- Избыток вводных слов и эпитетов;
- Отсутствие связи записей, плана;
- Дословное повторение тезисов;
- Бессвязный пересказ текста;
- Незаконченность основных смысловых положений – тезисов.
Как красиво оформить конспект: основные техники
Необходимо определить, как сделать конспект понятным для себя, разработать собственную унифицированную систему записи информации. Удобно использовать систему стикеров, подчёркиваний, схем, выделений разными цветами. Важно, чтобы процесс ведения изложения был удобен конкретному школьнику.
Красивая запись не имеет пропусков. При наличии их необходимо заполнять должным образом сразу после занятия.
Заголовки новых тем можно выделять маркерами либо записывать большими буквами. Подтемы лучше подчеркивать.
Важно помнить, что чётко разработанная система способствует пониманию текста и внешней красоте записей. Красивый конспект, в свою очередь, помогает лучше запомнить информацию.
10 лайфхаков
Как выучить уроки быстрее или написать контрольную работу лучше? Как запомнить стихотворение или решить насущные вопросы легко и непринуждённо, не затрачивая на них слишком много времени и усилий?
Полезные советы вне конкретных методов
Они помогают вести конспектирование, независимо от вида и метода. Нужно:
- Выработать собственную систему понятных сокращений. Для этого полезно изучить общепринятую и дополнить её понятными для себя элементами.
- Разработать единую цветовую схему для выделения конкретных тезисов, фраз и значений.
- Изучив информацию из разных источников, распределить основные приоритеты и воспроизвести их тезисно, в понятной для себя последовательности.
- Если источник предлагает исчерпывающее количество данных, из них нужно вычленить главную мысль и выписать её. Для этого лучше вести краткую запись всей информации и выделить основную мысль – резюме – после полного изучения данных.
6 приложений и онлайн-сервисов для создания конспектов
В современном мире существуют сервисы, помогающие автоматизировать ведение записей. Они не заменяют, но существенно облегчают составление плана конспекта. Грамотно выделяют основные моменты, обрабатывают материал и подают его в удобной форме.
- Speechpad. Преобразует звучащую речь в текст.
- SpeechTexter. Телефонное онлайн-приложение, преобразующее речь лектора в написанный текст.
- HandWriter. Конвертирует печатный текст в рукописный. Любая статья из книги преобразуется в рукописный текст лекции.
- Писец. Преобразует электронный конспект в рукописный.
- Canva. Систематизирует написанное, облегчая запоминание текста лекции.
- ЭБС Лань. Создание лекций по пройденному материалу в одном окне с дополнительными возможностями выгрузки, записи и цитирования.
Методов конспектирования бесконечно много. Мы описали самые востребованные. Важно, чтобы учащийся, ознакомившись с ними, самостоятельно определил наиболее удобные. Если это будет сделано правильно, конспектирование станет успешным подспорьем в учёбе и в работе.
Независимо от того, где Вы обучаетесь (школа, СУЗ или ВУЗ), каждый педагог тщательно планирует каждое занятие. Уроки и пары проходят согласно определенному сценарию, призванному дать конкретные знания и навыки учащимся. Все это происходит благодаря разработке так называемых план-конспектов. Сегодня мы расскажем об особенностях планирования уроков с учетом всех требований и нужд учащихся.
Что это такое?
План-конспект занятий представляет собой документ, который помогает преподавателю донести до детей все необходимые сведения и материалы в рамках изучаемой дисциплины и темы. Он формируется для каждого занятия и учитывает определенные требования:
- Продолжительность занятия: 45 или 90 минут;
- Возможности учащихся: их возраст, навыки и умения, особенности в развитии, способности и таланты. Притом данные критерии познаются в ходе знакомства педагога с детьми на протяжении всего обучения.
- Требования ГОСТ: цель занятия, методы и задачи, наличие основного и закрепляющего материалов, ход занятия (что должен сделать педагог и что будут выполнять дети) и пр.
- Образовательная программа: учет выделенных часов и формирование годового плана занятий, определение количества занятий для прохождения и закрепления темы, подготовка заданий для самостоятельной работы учащихся и пр.
План-конспект занятия должен помочь учителю поэтапно привить детям должные знания и навыки. В ходе разработки этого документа важно продумать каждую мелочь: как заинтересовать ребенка, как донести до него информацию, как помочь ему выполнить задание, сколько времени на это потребуется, нужен ли раздаточный материал, вопросы для проверки усвоения информации и т.д.
Как разработать план-конспект занятия?
Для разработки плана занятия необходимо разобраться, что он должен содержать. Прежде всего, преподавателю следует отразить в документе следующие моменты:
- Тема занятия: конкретизируется, что именно будут проходить дети, какой аспект и термин изучать;
- Цель урока: формулируется, исходя из изучаемой дисциплины и конкретной темы. Важно, чтобы она включала в себя три функции: общеобразовательную, развивающую и воспитательную;
- Ход занятия: что должен рассказать и показать учитель, какие задания выполнят дети, в какой последовательности. Здесь прописывается все: вплоть от приветствия и до объявления итогов занятия, поручения домашнего задания;
- Подготовка домашнего задания и дополнительных заданий для закрепления пройденной темы;
- Также допустимо повторение ранее пройденной темы (для закрепления).
Важно, чтобы план-конспект учитывал продолжительность занятия, а непосредственно на нем разобраны все основные и сложные моменты. Домашнее задание также должно способствовать закреплению пройденного материала, но при этом не перегружать учащихся.
При разработке план-конспекта урока педагог ориентируется на учебную программу, календарный план занятия (количество часов в год/триместр/четверть/месяц или неделю), уровень сложности заданий и их количество (от легкого к сложному) и т.д.
Оформление план-конспекта занятия
План-конспект уроков – это официальный документ, поэтому он должен быть оформлен в научном или деловом стиле, содержать исключительно важные моменты, подчеркивать мастерство педагога.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В составе файла должен быть титульный лист, оглавление, описание каждого раздела и заключение, список использованной литературы.
Оформление текста производится согласно общепринятым нормам ГОСТ: шрифт Times New Roman, размер шрифта 12-14, межстрочный интервал 1,0-1,5. Допустимо использование графических и табличных данных. Средний объем документа на каждое занятие достигает 3-5 страниц.
Педагог может отразить в план-конспекте занятия все примеры и их решения, домашнее задание с готовым ответом и пр.
Рекомендации экспертов по подготовке план-конспектов занятий
Формировать план занятия может только квалифицированный педагог. Доверять это дело учащимся или некомпетентным специалистам недопустимо.
На что обратить внимание при составлении плана-конспекта? Важно изначально грамотно сформулировать тему занятия, определить цели и задачи. Далее следует выделить основные понятия, термины и формулы, которые подлежат обязательному рассмотрению и разбору. Важно учесть, какая часть материала может быть разобрана на текущем занятии, а какую часть можно перенести на следующее. На основе пройденной части необходимо правильно выдать домашнее задание для закрепления материала.
Чтобы заинтересовать детей, следует придумать небольшую «изюминку»: рассказать интересный факт, провести занятие в игровой форме и пр. Такой подход облегчит восприятие информации. Но при этом все формы взаимодействия с детьми должны быть подчеркнуты в план-конспекте.
Не менее важно в конце занятия провести небольшой опрос или «контроль», чтобы определить степень усвоения темы, необходимость доработки следующего урока.
Преподаватель также может использовать современные средства представления информации: презентации, короткие видео, схемы и пр.
Пример план-конспекта занятия по математике для учащихся 3 класса
Хороший конспект – палочка-выручалочка для любого студента. Он незаменим при подготовке к докладу, семинару или зачетам и экзаменам, когда надо быстро восстановить в памяти всё изученное в течение семестра или в рамках модуля. Существует множество вариантов ведения записей, план-конспект – один из наиболее эффективных способов работы с литературой.
Что такое конспект-план
План-конспект – это краткий пересказ прочитанного, сделанный в форме плана. Его отличают лаконичность, высокая скорость и простота составления. В результате из текста выбирается главное, информация четко структурируется, а запоминание большей части материала происходит еще на этапе знакомства с ним.
План-конспект незаменим, когда необходимо быстро и эффективно подготовиться к докладу или выступлению.
Чаще всего его используют в изучении и преподавании гуманитарных дисциплин.
Как составлять
В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.
Основные этапы составления плана-конспекта:
- внимательно прочитать материал;
- определить основную идею, выделить ключевые моменты;
- составить сложный план;
- кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
- подытожить прочитанное.
При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.
Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.
Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.
В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.
Пример:
Причины Первой мировой войны
- Отношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.
- Формирование военно-политических блоков:
- Антанта.
- Тройственный союз.
- Экспансионистские планы Германской империи.
- Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
- Объединение Германии.
- Победа над Францией в 1871 г.
- «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
- Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
- План фон Шлиффена.
- Повод к войне.
- Убийство в Сараево.
- Ультиматум Австро-Венгрии.
Пример плана-конспекта
В качестве образца составления плана-конспекта можно использовать заготовки для работы со статьей по истории на тему «Возникновение письменности». Вначале после проработки материала получается костяк:
- Важность письменности для человечества.
- Государства, в которых впервые появилось письмо.
- Развитие в средние века.
- Значение для науки.
- Письменность в современном обществе.
- Выводы.
В процессе работы полученные пункты становятся подзаголовками и обрастают материалом, раскрывающим их суть. Например:
- Важность…
- Формирование потребности в письменной передаче сведений.
- Причины, обусловившие возникновение письменности…
- Наскальные рисунки.
- Первые попытки зафиксировать сообщения предприняли…
- Пиктограммы.
- Предметное письмо (слова-рисунки).
- Кипу.
- Государства…
- Шумер.
- Египет.
- Китай.
И так – до полного заполнения подзаголовков соответствующей информацией.
Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.