Как составить план конспект домашней работы

Лазарева Л.А.учитель начальных классов

первая квалификационная категория

МБОУ «СШ№8» г. Нижневартовск

Данные памятки помогут ученикам  начальной школы эффективно справляться с выполнением домашнего задания. Успешно добиться желаемого результата.

Как организовать выполнение домашнего задания.

1. Памятка «Садимся за уроки»

1. Проветри комнату. 

2.Садись за уроки всегда в одно и то же время.

3. Создай в комнате тишину (выключи телевизор, радио, …).

4.Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).

5.Уточни расписание уроков на завтра.

6. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

7.Убери все лишнее со стола.

8.Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно. Открой учебник…

2. Памятка «Как готовить домашнее задание по русскому языку»

1. Повтори правила, которые забыл, сделай работу над ошибками.

2.Выучи заданное правило, придумай свои примеры на это правило.

3. Внимательно прочитай задания упражнения.

4.Прочитай текст упражнение. Устно выполни задания к нему.

5.Выполни упражнение письменно.

6.Проверь выполненную работу.

4. Памятка «Как выучить стихотворение»

1.Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.

2.Выучи первый отрывок.

3.Выучи второй отрывок.

 4.Повтори первый и второй отрывки вместе.

5.Выучи третий отрывок.

6.Расскажи наизусть все три отрывка

7. Таким образом, выучивая новый отрывок, повторяй предыдущие фрагменты.

8.Повтори стихотворение еще раз перед сном.

9.Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом    

   расскажи его наизусть

5. Памятка «Как решать задачи»

1.Внимательно прочитай условие задачи и представь себе то, о чем идёт в ней речь.

2.Запиши задачу кратко или сделай схематический чертеж.

3.Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.

4.Подумай, можно ли сразу ответить на поставленный вопрос задачи. Если нет, то почему?  

 5. Что нужно узнать в первую очередь, что потом?

6.Составь план решения задачи.

7.Выполни решение.

8.Проверь решение и ответ на вопрос задачи.

6. Памятка «Как нужно готовить задание по окружающему миру»

1.Вспомни, о чем узнал на прошлом уроке.

2.Прочитай текст учебника.

3.Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.

4.Подготовься отвечать по теме урока, доказывая свои знания примерами из своей жизни, из просмотренных передач, из прочитанных книг, энциклопедий, сделай выводы.

5.Открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.

 6.Выполни задания учебника.

7. Выполни подборку дополнительных материалов.

8.Составь план, проект или презентацию своего ответа.

Хорошо усвоить тему и быстро воспроизвести её в памяти школьникам помогут навыки составления конспекта. Правильно выполняемое конспектирование заставляет глубоко осмыслить материал, погрузившись в его содержание в процессе переработки. Освоив правила ведения записей, учащийся сможет улавливать и фиксировать основные мысли, складывая их в понятный сжатый текст непосредственно при поступления информации. 

Полученные умения пригодятся при дальнейшем обучении – качественное конспектирование лекций необходимо для студента. В профессии этот навык даёт дополнительные шансы сделать успешную карьеру. Даже в быту умение коротко, но понятно сделать необходимые записи сильно облегчит вашу жизнь. 

Что такое конспект?

Конспект – краткая, но ёмкая запись материалов по пройденной теме в удобной и понятной для школьника форме. Это сокращенный текст, построенный в строгой логической последовательности, составленный школьником из материала, предложенного преподавателем, и дополненный информацией из других источников. 

Написание конспекта может производиться тезисно, схематически, сокращённо, таблично, с применением аббревиатур и иностранных слов. Важно, чтобы ученик сам понимал своё изложение, мог его воспроизвести, не теряя логического смысла повествования. 

Для этого важно понимать, как правильно сделать конспект. Полученные выписки должны быть понятными, эффективными и удобными для дальнейшей работы. В статье мы разберём, какие способы их написания существуют, как разработать план и структуру конспекта и какие ошибки можно допустить при подборке тезисов.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция

Написание требует внимания и сосредоточенности. Ряд рекомендаций поможет выполнить работу качественно. Что нужно сделать?

  1. По возможности заранее ознакомьтесь с темой изучения;
  2. Научитесь сокращать слова общепринятыми, понятными способами;
  3. Предварительно составьте план конспекта; 
  4. Набросайте тезисы по основным пунктам изучаемого материала;
  5. Фиксируйте ключевые фразы после прослушивания каждого предложения;
  6. Сделайте краткие выписки – изложение полученной информации;
  7. Оставьте место слева для заметок и отмечайте там непонятные элементы, требующие уточнения;
  8. Оставляйте место для пропущенного учебного материала. Например, если не успели за учителем или произошел технический сбой;
  9. Уточняйте непонятные моменты у преподавателя после занятия или в других источниках. Например, в Домашней школе «ИнтернетУрок» всегда можно задать вопрос учителю и в течение 15-ти минут получить ответ.
  10. Заполняйте пропуски непосредственно после прояснения информации, пока она свежа в памяти.

Записываемый текст – не пересказ лекции или урока. Его назначение – фиксация в памяти конкретных знаний.

Виды конспектов

Конспекты различаются по форме и содержанию в зависимости от предмета, изучаемой темы и основного назначения, предусмотренного пользователем. Среди самых распространённых видов конспектов для школьников выделяются:

  • ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Идеально подходит для работы с книгами. В процессе написания содержание фиксируется тезисно. Допускается использование основных терминов и цитат. 
  • СВОБОДНЫЙ. Допускается запись информации под диктовку. Учащийся делает выписки на своё усмотрение. Они могут записываться сокращениями, тезисами, условными обозначениями, рисунками, схемами.
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Представляет собой изложение информации из нескольких источников, раскрывающих конкретную тему. Позволяет обработать большой объём информации, составив общую базовую выборку данных по заданному вопросу. 
  • СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Структурный конспект, включающий соединённые единым смыслом вопросы. Под вопросом пишется краткий ответ или несколько ответов-тезисов. Допустимы краткие предложения и выписки, связывающие весь текст. 
  • ПЛАН-КОНСПЕКТ. Базируется на общем плане, освещающем важные вопросы изучаемой сферы. Пункты раскрываются по мере изложения материала и поступления новой информации. Считается самым объёмным видом конспектирования со всесторонним рассмотрением предмета изучения. 

Методы конспектирования 

Характеризуются способам оформления текста в конспекте. Рассмотрим наиболее распространенные:

Метод Корнелла 

Отдельный лист делится на 4 части. Сверху проводится горизонтальная линия, над которой фиксируется заголовок и дата урока. Нижняя линия располагается за несколько строк до завершения листа. Под ней кратко записываются основные выводы лекции. Между горизонтальными линиями площадь разделяют две колонки. Правая должна быть примерно в два раза шире левой. Слева отмечаются важные даты, термины, имена, определения, события. Справа – информация, излагаемая преподавателем.

Такое составление записей считается идеальным для обработки оперативно поступающей информации.

Схематический метод 

Структура написания представлена в виде большого маркированного списка с несколькими уровнями вложений. Верхний уровень – основная тема и мысль, средний – подтема, далее – тезисы. Разработка и анализ каждой темы происходит в процессе обучения. Ученик сразу вникает в тему, создавая удобную для запоминания структуру. Важно не перегружать список. Нужно составить его так, чтобы легко проанализировать информацию в дальнейшем.

Метод таблиц 

Эффективен при получении материала структурными блоками: по годам, значимым событиям или конкретным темам. Расчертив лист в таблицу, в каждой ячейке ученик записывает конкретное событие или факт. Метод удобен для школьников, потому что учитель дает материал структурированно, и ученик может облегчить запись, используя табличный вариант. 

Метод интеллект-карт 

Актуален для разбора сложных тем, самостоятельной работы над докладами и эссе. Основная цель вписывается в центре. Линиями соединяются мысли, объяснения, тезисы, идеи. Это мысли-якоря, призванные помогать создать основу для изложения главных идей. 

Метод предложений

Считается одним из самых несложных. Предложения записываются с новой строки с соответствующей нумерацией. Связь между предложениями формируется отсылкой на другой пункт с указанием его номера.

Метод индексов 

Схематическая запись информации. При составлении конспекта используются рамки, рисунки, стрелки, таблицы. Каждый объект имеет для автора определенное значение, носит понятную ему смысловую нагрузку. Если запись сделана в круге, это значит, что её нужно обязательно выучить. В квадрате – уточнить и дополнить полученный материал. В треугольнике – обратить особое внимание. Каждое обозначение индивидуально для автора. На форзаце тетради необходимо сделать пометки, какой символ что значит. Это позволит ориентироваться в условных обозначениях, если их окажется много.

Метод течения 

Позволяет обеспечить максимальное усвоения материала в ходе урока при минимальном количестве записей. Требуется выделять основные моменты и мысли тезисами, схемами, рисунками, не зацикливаясь на изложении. Материал активно обдумывается, дополняется собственными идеями и комментариями в свободной форме. Этот метод написания хорошо использовать, если важно моментальное усвоение данных, а не изучение их через длительное время.

Метод боксов

Идеален для визуалов – людей, у которых доминирует зрительная память. При составлении конспекта задействуются даты, исторические личности, иностранные слова и определения. Лист делится на неровные квадраты, треугольники, прямоугольники. Размещение на странице хаотично. Вверху прямоугольника указывается заголовок, далее – несколько базовых фактов. Метод позволяет концентрироваться на основных мыслях, выделяя конкретику.

Метод нумерации

Эффективен на занятиях и лекциях, где информация выдается быстро: преподаватель не останавливает рассказ, не акцентирует для учеников основные моменты. Оптимально использовать две разноцветные ручки. Первой фиксировать номер мысли. Второй – её содержание. Между номерами оставляется место – отступы, а в них вносится дополнительная информация. 

back

Подпишитесь на нашу рассылку

Главные ошибки при составлении конспекта

  • Потеря структуры и авторских особенностей текста;
  • Чрезмерная краткость;
  • Избыток вводных слов и эпитетов;
  • Отсутствие связи записей, плана;
  • Дословное повторение тезисов;
  • Бессвязный пересказ текста;
  • Незаконченность основных смысловых положений – тезисов.

Как красиво оформить конспект: основные техники

Необходимо определить, как сделать конспект понятным для себя, разработать собственную унифицированную систему записи информации. Удобно использовать систему стикеров, подчёркиваний, схем, выделений разными цветами. Важно, чтобы процесс ведения изложения был удобен конкретному школьнику.

Красивая запись не имеет пропусков. При наличии их необходимо заполнять должным образом сразу после занятия.

Заголовки новых тем можно выделять маркерами либо записывать большими буквами. Подтемы лучше подчеркивать.

Важно помнить, что чётко разработанная система способствует пониманию текста и внешней красоте записей. Красивый конспект, в свою очередь, помогает лучше запомнить информацию.

10 лайфхаков

Как выучить уроки быстрее или написать контрольную работу лучше? Как запомнить стихотворение или решить насущные вопросы легко и непринуждённо, не затрачивая на них слишком много времени и усилий?

Полезные советы вне конкретных методов

Они помогают вести конспектирование, независимо от вида и метода. Нужно:

  1. Выработать собственную систему понятных сокращений. Для этого полезно изучить общепринятую и дополнить её понятными для себя элементами.
  2. Разработать единую цветовую схему для выделения конкретных тезисов, фраз и значений. 
  3. Изучив информацию из разных источников, распределить основные приоритеты и воспроизвести их тезисно, в понятной для себя последовательности. 
  4. Если источник предлагает исчерпывающее количество данных, из них нужно вычленить главную мысль и выписать её. Для этого лучше вести краткую запись всей информации и выделить основную мысль – резюме – после полного изучения данных. 

6 приложений и онлайн-сервисов для создания конспектов

В современном мире существуют сервисы, помогающие автоматизировать ведение записей. Они не заменяют, но существенно облегчают составление плана конспекта. Грамотно выделяют основные моменты, обрабатывают материал и подают его в удобной форме. 

  • Speechpad. Преобразует звучащую речь в текст. 
  • SpeechTexter. Телефонное онлайн-приложение, преобразующее речь лектора в написанный текст.
  • HandWriter. Конвертирует печатный текст в рукописный. Любая статья из книги преобразуется в рукописный текст лекции.
  • Писец. Преобразует электронный конспект в рукописный.
  • Canva. Систематизирует написанное, облегчая запоминание текста лекции.
  • ЭБС Лань. Создание лекций по пройденному материалу в одном окне с дополнительными возможностями выгрузки, записи и цитирования.

Методов конспектирования бесконечно много. Мы описали самые востребованные. Важно, чтобы учащийся, ознакомившись с ними, самостоятельно определил наиболее удобные. Если это будет сделано правильно, конспектирование станет успешным подспорьем в учёбе и в работе.

Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Ваши родители наверняка говорят, что в их времена домашняя работа была очень сложной, но у современных учащихся домашней работы больше, чем когда-либо раньше. Домашние задания не должны превращаться в мучение. Научитесь составлять график для выполнения заданий, правильно организуйте учебный процесс, выясните, нужна ли вам помощь, и заниматься станет гораздо проще. Не откладывайте все на потом — начинайте прямо сейчас!

  1. Изображение с названием Do Homework Step 6

    1

    Проверьте, есть ли у вас все необходимое, прежде чем начнете работать. Если вы начнете искать линейку или транспортир во время занятий, вы будете отвлекаться, и вернуться к учебе после получасовых поисков будет сложно. Если вы все распланируете, вы будете точно знать, что вам потребуется для выполнения задания, и сможете подготовить все необходимое заранее.

    • Начав заниматься, старайтесь не вставать из-за стола до тех пор, пока не наступит запланированный перерыв. Если вы хотите выпить кофе, заварите его до того, как начнете. Сходите в туалет, чтобы иметь возможность работать до следующего перерыва, не отрываясь от учебников.
  2. Изображение с названием Do Homework Step 7

    2

    По возможности избавьтесь от отвлекающих факторов. Спрячьте телефон, выключите компьютер и окружите себя тишиной. Если все ваше внимание будет направлено лишь на домашнюю работу, вам будет гораздо проще с ней справиться, потому что вашему мозгу не придется переключаться между задачами.

    • Учащиеся часто пытаются делать домашнюю работу вместе с другими делами: смотрят телевизор, слушают радио, общаются с кем-то в интернете. Вам будет гораздо удобнее заняться этими делами после того, как вы закончите делать уроки, и на домашнюю работу уйдет гораздо меньше времени, если вы не будете отвлекаться.
    • Просматривайте ленты новостей в соцсетях только во время перерывов — не до и не после них. Используйте эти отвлекающие факторы в качестве пряника, а не успокоительного.
  3. Изображение с названием Do Homework Step 8

    3

    Сосредоточьтесь на одной задаче. Доделывайте все задания по одному предмету до конца и лишь потом переходите к следующему предмету. Такой подход поможет вам завершить одно дело и забыть о нем, а затем начать работать над следующим. Выполнение заданий одно за другим позволит вам сохранять концентрацию. Помните о всех заданиях, но выполняйте только одно за раз. Возможно, вам пригодится помощь близкого друга или члена семьи.

    • Если какое-то задание окажется очень сложным и потребует большого количества времени, можете временно переключиться на что-то другое. Просто не забудьте вернуться к нему позже.
  4. Изображение с названием Do Homework Step 9

    4

    Делайте перерыв каждый час. Выделите время на отдых и придерживайтесь плана. Во время перерыва можно заниматься любыми делами, но важно не забывать о времени. Вы можете начать заниматься чем-то интересным и передумаете возвращаться к домашней работе!

    • Подумайте, что вам подходит больше. Одним удобнее делать домашнюю работу сразу после возвращения из школы, чтобы поскорее закончить, а другие предпочитают отдохнуть какое-то время, чтобы прийти в себя после трудного дня.
    • Делать домашнюю работу сразу может быть неплохой идеей, поскольку это позволит вам быстрее освободиться, но если вы не будете отдыхать, качество вашей работы может начать падать. Очень сложно усиленно думать об определенном вопросе более, чем 45 минут подряд. Отдохните и вернитесь к работе с новыми силами.
  5. Изображение с названием Do Homework Step 10

    5

    Вовремя возвращайтесь с перерывов. Не позволяйте перерывам становиться дольше и дольше. Вернуться к работе после отдыха может быть сложно, поэтому вам стоит наметить время окончания занятий и работать как можно усерднее до этого момента.

    • Первые 15 минут после перерыва будут самым эффективными, потому что ваше сознание будет бодрым и готовым к работе.
  6. Изображение с названием Do Homework Step 11

    6

    Придумайте себе вознаграждения за окончание домашней работы. Например, пообещайте себе посмотреть любимый сериал или поиграть в видеоигру. Это должно быть что-то, чего вы не делали во время перерывов, чтобы вам хотелось усердно заниматься и закончить быстрее.

    • Если вам сложно сосредоточиться, попросите кого-нибудь из родителей, брата или сестру либо друга помочь вам. Отдайте ему или ей телефон на время занятий, чтобы избежать соблазна просматривать соцсети, либо пульт от телевизора, чтобы вы не решили посмотреть его. Потом заберите эти вещи назад и вознаградите себя за выполненные задания. Очень важно лишить себя возможностей хитрить.
  7. Изображение с названием Do Homework Step 12

    7

    Делайте домашнюю работу столько, сколько нужно. Вам может хотеться поскорее закончить с математикой и начать играть в видеоигры, но лучше перестать спешить и сделать все качественно. Нет никакого смысла в выполнении задания, если вы делаете его быстро и неправильно. Уделяйте домашней работе столько времени, сколько необходимо, и стремитесь все сделать верно.

    • Можете попросить кого-нибудь проверить вашу работу после того, как вы закончите. Если у этого человека будет пульт от телевизора или ваш телефон, у вас будет больше поводов стараться сделать все хорошо. Не спешите.
  8. Изображение с названием Do Homework Step 13

    8

    Проверьте выполненные задания после того, как закончите над ними работать. Не стоит просто захлопывать тетрадь, как только все уравнения будут решены. Сделайте небольшой перерыв и вернитесь к заданиям со свежей головой. Просмотрите все сделанное, исправьте орфографические ошибки, описки и прочие мелочи, чтобы оценка была выше. Раз уж вы потратили столько времени на то, чтобы сделать работу, потратьте еще несколько минут на проверку.

    Реклама

  1. Изображение с названием Do Homework Step 1

    1

    Запишите домашнюю работу списком. Можно пользоваться обычным дневником и записывать все задания только туда — так вам будет проще находить нужные записи. Некоторым ученикам больше нравятся ежедневники или календари. Используйте то, что вам удобнее, и храните задания в одном месте.

    • Часто учащиеся записывают домашнее задание в рабочей тетради вверху страницы или делают пометку карандашом в учебнике. Если у вас есть такая привычка, потом следует все равно переписывать все задания в дневник, чтобы вы не забыли сделать их.
    • Запишите как можно больше информации о каждом из заданий. Полезно пометить страницы учебника, где находятся задания, и указания учителя. Это поможет вам спланировать учебный процесс более эффективно.
  2. Изображение с названием Do Homework Step 2

    2

    Убедитесь, что вы понимаете каждое задание. Важно внимательно прочитать задание, чтобы выяснить, хватит ли вам знаний для того, чтобы его выполнить. Если вам задали уравнения по математике, сначала просмотрите их и поищите самые сложные. Если вам нужно прочитать какой-либо текст, оцените, сколько времени это у вас займет, и подумайте, сможете ли вы ответить на вопросы после текста.

    • Не откладывайте домашнюю работу до момента, когда вы вернетесь домой. Просмотрите задание, когда вам его дадут, чтобы у вас была возможность задать вопросы до того, как вы уйдете.
  3. Изображение с названием Do Homework Step 3

    3

    Создайте комфортную рабочую зону. Лучше всего заниматься в тихом месте, где вас ничто не будет отвлекать, и где вы сможете делать уроки столько, сколько вам будет нужно. Можно заниматься дома или за его пределами, главное — выбрать тихое место. Запаситесь едой и напитками на всякий случай.

    • Дома. Лучше всего делать домашнюю работу за письменным столом в своей комнате. Можно закрыть дверь и оградить себя от всех отвлекающих факторов. Однако некоторым учащимся это не помогает, потому что в самой комнате может быть много вещей, которые способны отвлекать. Например, в вашей комнате могут храниться видеоигры, компьютер, гитара и прочие вещи, которые вам нравятся. Возможно, вам удобнее будет заниматься на кухне или в гостиной, чтобы мама видела, что вы не валяете дурака. Вам будет гораздо проще быстро закончить, если вы не будете отвлекаться.
    • В общественном месте. Отлично подойдет библиотека, потому что в библиотеках требуют соблюдения тишины и, кроме того, там не будет тех вещей, которые отвлекают вас дома. Школьные библиотеки, как правило, работают целый день, а в некоторых школах есть специальные кабинеты для выполнения домашней работы.[1]
    • Попробуйте менять места. Если вы будете всегда заниматься в одном и том же месте, со временем это может утомить вас. Есть исследования, которые доказали, что перемена обстановки заставляет мозг работать активнее, поскольку ему приходится обрабатывать новую информацию. Если вы станете менять места, вам будет проще запоминать выученное.[2]
  4. Изображение с названием Do Homework Step 4

    4

    Выберите самые сложные задания. В конце учебного дня, когда вы будете готовиться к домашней работе, подумайте, какие из заданий будут самыми сложными, и расположите их в порядке убывания сложности, чтобы вы знали, сколько у вас есть времени на выполнение всей работы. Это особенно важно, если у вас много домашней работы либо в ней есть задания, выполнение которых займет не один день. Вам нужно правильно распределить время, и для этого нужно выяснить, каким заданиям следует отдать приоритет.

    • Попробуйте начать с самых сложных заданий. Ненавидите алгебру? Чтение литературных произведений отнимает больше всего времени? Начните с самых трудоемких задач, чтобы уделить им максимум времени, а затем переходите к простым заданиям, потому что их можно сделать быстро.
    • Попробуйте начать с самых срочных заданий. Если вам нужно решить 20 уравнений на завтра и прочитать 20 страниц романа к пятнице, следует начать с математики, чтобы вам хватило на нее времени. В приоритете должны быть задания, которые нужно сдавать завтра.
    • Попробуйте начать с самых важных заданий. Домашняя работа по математике может быть сложной, но если вы знаете, что контрольная еще не скоро, а большой проект по астрономии нужно сдавать уже послезавтра, лучше уделить больше времени проекту.
  5. Изображение с названием Do Homework Step 5

    5

    Составьте график. Сутки всегда оказываются слишком короткими, поэтому вам нужно выделить время для каждого задания, оценив, сколько часов или минут вам потребуется на каждое из них. Рассчитайте время для домашней работы и прочих дел.

    • Поставьте будильник, чтобы следить за временем. Чем меньше вы будете откладывать все на потом и открывать соцсети, тем быстрее вы закончите. Если вам кажется, что вы можете справиться со всем за полчаса, установите таймер и постарайтесь закончить вовремя. Если к этому времени вы не успеете все сделать, дайте себе еще несколько минут.
    • Следите за тем, сколько времени вы обычно тратите на определенные задания в среднем. Если обычно на домашнюю работу по математике у вас уходит 45 минут, выделяйте для нее столько времени каждый раз. Если вам придется заниматься час подряд, сделайте перерыв и переключитесь на другой предмет, чтобы не перетрудиться.
    • Старайтесь делать перерыв на 10 минут каждые 50 минут. Отдых крайне важен, потому что без него эффективность работы падает. Вы не робот!

    Реклама

  1. Изображение с названием Do Homework Step 14

    1

    Начните заниматься прямо сейчас. У вас наверняка есть много причин и отговорок для того, чтобы не делать домашнюю работу, но если вам всегда сложно закончить дела и приступить к работе, это говорит о том, что вы любите откладывать все на потом. Где взять время для учебы, которого так не хватает? Начните заниматься сейчас![3]

    • Действительно ли вам нужен целый час компьютерных игр после школы для того, чтобы расслабиться? Возможно, будет рациональнее сразу же приступить к работе, пока новая информация еще свежа в голове. Если вы отложите это на несколько часов, вам придется заново перечитывать конспект и пытаться вернуться к тому, на чем вы остановились. Занимайтесь, пока еще помните все.
    • Если у вас есть три дня на то, чтобы прочитать какой-то текст, не откладывайте задание на последний день. Разбейте текст на фрагменты и выделите время на чтение в каждый из трех дней. Даже если срок выполнения задания наступит еще не скоро, это не значит, что стоит тянуть до последнего, потому что проще все сделать раньше. Попробуйте или вставать раньше, или ложиться спать позже, чтобы у вас появилось еще немного времени. Главное — не переутомляйтесь!
  2. Изображение с названием Do Homework Step 15

    2

    Делайте домашнюю работу по пути домой. Вы удивитесь тому, как много времени уходит впустую. Если вам приходится долго ехать на автобусе домой, попробуйте сделать какое-нибудь не очень сложное задание в пути или хотя бы начать просматривать его, чтобы дома вам было проще.

    • Если вам нужно прочитать много текста, читайте в автобусе. Наденьте наушники, чтобы заглушить чужие разговоры, и погрузитесь в книгу.
    • Автобус может отвлекать, а может помогать вам. Если вы едете с одноклассником, предложите ему разобраться в домашнем задании вместе. Если два человека думают над одним заданием, это не считается списыванием.
  3. Изображение с названием Do Homework Step 16

    3

    Делайте домашнюю работу во время перемен. Если перемена длится 10 минут, вы успеете что-нибудь сделать за весь учебный день, просто старайтесь как можно быстрее перемещаться между кабинетами и не отвлекаться на разговоры с одноклассниками. Представьте, как было бы здорово сделать всю домашнюю работу по математике в день, когда она была задана, даже не принося ее домой.

    • Не рассчитывайте на это время, если вы не успели что-то доделать дома. Если вы будете что-то дописывать перед учителем, ему это вряд ли понравится. Кроме того, у вас не будет времени на то, чтобы все перепроверить. Спешка приводит к ошибкам, поэтому всегда старайтесь перепроверить то, что вам давалось тяжело.
  4. Изображение с названием Do Homework Step 17

    4

    Делайте домашнюю работу, пока вам приходится чего-то ждать. Если у вас есть час до спортивной секции или музыкальной школы после уроков, займитесь учебой. Цените время и не позволяйте ожиданию съедать его. Если вы будете правильно распоряжаться временем, вы сможете очень быстро закончить домашнюю работу.

    • Выполняйте заданное на дом, пока ждете, когда за вами заедут или когда к вам придет кто-то в гости. Используйте любое свободное время, чтобы выполнить домашнюю работу.

    Реклама

  1. Изображение с названием Do Homework Step 18

    1

    Поговорите с учителем о сложных заданиях. Учитель знает все о домашнем задании, потому что он же его и выбрал. Если вам что-то не удается, несмотря на то, что вы усердно работаете, не стоит биться головой о стену. Если вы чего-то не понимаете, попросите учителя помочь.

    • Просьба о помощи не означает, что вы глупы и ничего не знаете. Любой учитель с уважением выслушает человека, который серьезно относится к домашним заданиям и просит совета. Не бойтесь просить помочь вам, особенно если вы пропустили прошлое занятие.
    • Просьба о помощи — это не то же самое, что жалоба на сложность задания, и она не является оправданием. Если вы потратите только 10 минут на домашнее задание и не сделаете и половины лишь потому, что все показалось вам сложным, а потом попросите помощи, вы не будете выглядеть хорошо в глазах учителя. Если что-то кажется вам сложным, обратитесь за помощью заранее.
  2. Изображение с названием Do Homework Step 19

    2

    Попросите родителей нанять репетитора. Если какой-то предмет никак вам не дается, попросите родителей подыскать вам репетитора.

    • Репетитор поможет вам не только разобраться в предмете, но и выполнить домашнее задание.
    • То, что вам нужна помощь с выполнением домашних заданий, не означает, что вы ничего не умеете. Многие родители нанимают репетиторов для детей, чтобы у них была мотивация учиться, потому что чем легче что-то дается, тем сильнее желание заниматься. Учиться сложно, и в дополнительных занятиях нет ничего постыдного. Представьте, что бы было, если бы вы всегда боялись попросить о чем-то. Вы бы не смогли ходить в магазин, кафе, кино — вообще никуда!
  3. Изображение с названием Do Homework Step 20

    3

    Занимайтесь с одноклассниками. Найдите людей, которые были бы заинтересованы в совместных занятиях, и делайте уроки вместе. Помогайте друг другу и делитесь информацией.

    • Убедитесь, что все вносят свой вклад. Если кто-то сделает все задание, а вы просто перепишите, это будет считаться списыванием. Необходимо вместе обсуждать вопрос и предлагать решения. Если вы все можете справиться с заданием по-отдельности, проблем у вас не будет.
  4. Изображение с названием Do Homework Step 21

    4

    Поговорите с родителями. Попросите родителей, старших братьев или сестер либо других родственников помочь вам. Они все учились в школе, даже если это было очень давно. Если кто-то сможет выслушать ваши жалобы на трудные задания, вам станет легче.

    • Иногда родители просто не знают, какая вам нужна помощь, поэтому они могут сделать всю работу целиком. Будьте честны с собой. Просьба о помощи не означает, что вы хотите, чтобы они все сделали за вас.
    • Многие родственники постарше могут выполнять задания старомодным образом или говорить вам, что то, чему вас научили в школе, не является правильным. Во всех случаях считайте подход учителя верным и обсуждайте варианты решения задач с учителем по мере необходимости.

    Реклама

Советы

  • Если вас не было на уроках, позвоните своему другу и запишите, что было задано на дом.
  • Убедитесь, что ваша небольшая рабочая зона хорошо освещена, в ней тихо и уютно. Вам будет легче выполнить домашнее задание качественно.
  • Не стоит слишком сильно переживать по поводу домашнего задания, но и откладывать все на потом не стоит. Стресс помешает выполнению домашней работы, поэтому просто сделайте глубокий вдох и расслабьтесь.
  • Рано ложитесь спать, хорошо высыпайтесь и правильно питайтесь. Соблюдение этих правил поможет вам улучшить концентрацию, и вы не будете так сильно уставать. Большинству подростков требуется 9-10 часов сна в сутки, поэтому не пытайтесь засиживаться до трех ночи, а после утверждать, что 4 часа сна вам вполне достаточно.
  • Старайтесь получать хорошие отметки и активно участвовать в учебном процессе. Вы сможете запомнить больше, и ваши конспекты сослужат вам хорошую службу.
  • Подчеркивайте и выделяйте ключевые слова — вы сможете лучше вникнуть в суть вопроса.
  • Вставайте рано на выходных. По утрам концентрация внимания сильна, поэтому если вы начнете работать в 6-7 часов утра, вы справитесь с заданием до полудня и сможете потратить остаток дня на себя.
  • Если в домашней работе вопросы повторяются, некоторые из них можно пропустить, чтобы уделить больше времени более сложным. Если вы чувствуете, что повторение вам не помешает, вернитесь к этим вопросам. Иногда в контрольной работе попадаются самые простые вопросы.
  • Начинайте с самого сложного предмета, а потом переходите к простым. Избавьтесь от всех отвлекающих факторов.
  • Заприте дверь, чтобы братья или сестры вам не мешали. Это также позволит вам работать в тишине.

Реклама

Предупреждения

  • Не оставляйте домашнее задание в школе только для того, чтобы сказать учителю, что вы забыли забрать его домой. Эта уловка никогда не работает! Учитель скажет вам, что вы должны были вспомнить об этом во время обеда или до урока. Если вы забываете домашнее задание в школе, вы проявляете безответственность, а это не освобождает вас от выполнения задания.
  • Не говорите, что сделали задание, но забыли его дома, если вы даже не притрагивались к нему. Если у вас впоследствии возникнут проблемы, вы не сможете больше попросить о помощи.

Реклама

Что вам понадобится

  • Письменный стол
  • Канцелярские принадлежности (карандаши, линейки и резинки)
  • Комфортная и спокойная рабочая обстановка, которая помогает сосредоточиться
  • Ресурсы, которые помогут вам ускорить процесс выполнения домашнего задания

Источники

Об этой статье

Эту страницу просматривали 94 999 раз.

Была ли эта статья полезной?

 «Методика
организации домашнего задания»

Садаева Татьяна Николаевна,

заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ № 22» г.Салавата

Занятия
в школе могут только

вдолбить
в ребенка все правила,

добытые
чужим пониманием,

но
способность правильно пользоваться

ими
разовьет только домашний

самостоятельный
труд.

Иммануил
Кант

Проблема повышения эффективности обучения может быть
успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет
подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. На уроках, как
бы хорошо они не проводились, имеет место концентрированное запоминание, и
знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести
в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее
повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы.

Важное значение имеет она также для воспитания
учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания,
самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации
внешкольного времени.

Таким образом, домашняя учебная работа школьников
является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из
существенных форм его организации. От того насколько успешно идет приготовление
домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом.

Ни в учеб­ных, ни в методических пособиях
до сих пор нет теоретического обоснования отбора домашних заданий. Есть лишь
общие указания. Например, В.Я.Вивюрский сформулировал четыре принципа построения
системы домашних заданий: принцип взаимосвязи классной и домашней работы;
принцип самостоятельной учебной деятельности учащихся; принцип конкретизации
абстрактного материала; принцип дифференциации и дозировки домашних заданий.

Из первого принципа следует, что домашние
задания необходимо планировать так же, как и учебный материал, изучаемый на
уроках. При этом следует учитывать, что система домашних заданий должна
соответствовать системе уроков по теме. Так, разрабатывая систему домашних
заданий по изучаемой теме из учебника, учитель определяет объем материала и его
виды, распределяет материал по отдельным урокам, учитывая трудность его
усвоения учащимися, отбирает разделы пройденных тем для повторения и включает
их в уроки, определяет форму домашних заданий и объем на каждом уроке,
продумывает рекомендуемые методы для ее выполнения.

Сущность домашней работы учащихся состоит в
самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому
усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих
способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.

Домашнее задание – составная часть урока, направленная
на повышение качества и эффективности полученных знаний на уроке. Лишь при
единстве урочной и самостоятельной домашней работы обучающихся  могут быть
достигнуты образовательные и воспитательные цели.

Домашнее задание рассматривается как форма личностного
развития ребѐнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого
мышления. Оно должно нести для учащихся личную значимость, а потому ценность.

Изменение содержания и формы домашних заданий является
одним из путей совершенствования процесса обучения. Домашние задания должны
стать реальным инструментом формирования УУД.

Домашнее задание – это одна из форм учебной
деятельности, направленная на усвоение и запоминание изложенного материала,
либо, задание, основанное на самостоятельном усвоении материала, не требующего
разъяснения учителя на уроке, а также проверка, которая и позволяет учителю
изучить качество усвоения материала, наличие пробелов в знаниях.

ДЗ помогает:

— развитию
творческого потенциала учащихся;

— росту личного
потенциала одарённых и высокомотивированных учащихся;

— развитию умений
и навыков проектной деятельности;

— формировании
качеств самообразования.

При организации домашних заданий следует выполнять
следующие требования:

1.     Задание
должно быть понятно каждому обучающемуся, т.е. все обучающиеся должны точно
знать, что делать и как делать (ясность задания);

2.     В задания
должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы по
обществознанию (установка на повторение пройденного);

3.     Задание
должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на
использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие
самостоятельности);

4.     Каждое
задание должно иметь трудность, но быть посильным для обучающихся. Эту
трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих
способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);

5.     Задание не
должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные
вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие
заданий);

6.     Задание
должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения.
Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или,
наоборот, они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный
характер);

7.     Задания
должны включать в себя вопросы, требующие от обучающегося умений сравнивать,
анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные
связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т.
П. (установка на развитие мышления);

8.     Задание по
обществознанию должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по
другим предметам (учет объема заданий).

На каком этапе урока обществознания лучше
задавать домашнее задание?          Задание, направленное на усвоение материала
урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление
какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот
навык. Задание, контролирующее знания обучающихся, полезнее давать в начале
урока.

Домашнее задание фиксируется учителем на доске, дается
под запись в дневник с проверкой этой записи.

Учитель обязан ежедневно записывать в классный журнал
содержание заданного задания по обществознанию на дом. Домашнее задание на
доске должно полностью соответствовать записи домашнего задания на предметной
странице классного журнала.

         В
журнале после каждого проведенного урока в графе «Домашнее задание»
записывается содержание задания, страницы, номера задач и упражнений с
отражением  специфики организации домашней работы. Образец записи:
«Повторить
…», «Составить план, таблицу, вопросы…», «Ответить на вопросы…», «Сделать
рисунки…»,  «Написать эссе…» и т. д.

Необходим также грамотный подход к объёму и дозировке
домашних заданий, это поможет в какой-то степени сохранить и здоровье учащихся.

Нормы домашнего задания в зависимости от класса
устанавливает СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010  № 189

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»  (
п.10.30): 4-5 класс — не более 2 ч; 6-8
класс — не более 2,5 ч; 9-11 класс -до 3,5 ч.

Каждая общеобразовательная организация также вправе
разработать свой локальный акт, который регулирует организацию домашнего
задания (Положение об организации домашнего задания в ОО).

Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке,
органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит
к последующему уроку.

Недопустимо, когда плохо подготовленный урок
заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке
нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает
хроническое недопонимание.

Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и
задаётся до звонка с урока и должно быть предельно понятно обучающимся.
Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения которых
обучающиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные
учителем по другим предметам.

 Не рекомендуется:

Чрезмерно
увеличивать объём домашнего задания с целью «потренироваться».

 Задавать задания
на дом, если не была проведения в классе полная подготовка к выполнению
подобных заданий.

Родители и дети также должны чётко знать основные
гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация
рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их
выполнении.  Лучше начинать выполнение домашнего задания в 15-16 часов, так как
к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности.
Учащиеся
должны знать, что выполнить домашнее задание легче и быстрее в тот же день,
когда оно было задано. Некоторым полезно прочитать пара­граф учебника до того,
как его объяснит учитель.

Виды
домашних заданий

Задание на дом может быть фронтальным,
дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса
(установка на индивидуализацию заданий).

Дифференцированная домашняя
работа – такая работа, которая может быть рассчитана как на «сильного»,
так и на «слабого» ученика.

Дифференцированное задание дается в
следующих случаях:

— не все учащиеся в классе могут получать
домашнее задание (зависит от личных достижений);

— по результатам контрольных, проверочных,
самостоятельных работ каждый учащийся получает индивидуальное домашнее задание;

 — учащиеся, нуждающиеся в педагогическом
сопровождении (болезнь, длительное отсутствие по семейным обстоятельствам)
получают индивидуальное домашнее задание;

 — высокомотивированные учащиеся получают
домашнее задание повышенного уровня или получают задание с целью подготовки к
олимпиадам;

—  может быть групповое ДЗ.

Система домашнего задания отличается для
слабоуспевающих детей.

Как организовать домашнее задание для слабоуспевающих
учащихся или для детей с ОВЗ?

  слабоуспевающий
учащийся или ребенок с ОВЗ нуждается в нашем постоянном сопровождении –
необходимо специально подбирать наиболее рациональную для таких учащихся
систему упражнений;

  более подробно
объяснять порядок выполнения домашнего задания, предупреждая о возможных
затруднениях в работе;

  давать
карточки-инструкции для выполнения определенного вида заданий;

  давать задания по
повторению пройденного материала, который требуется для усвоения новой темы по
обществознанию;

  необходимо
составлять план ликвидации пробелов в знаниях учащихся, указать содержание
задания или номера упражнений, сроки их выполнения.

Проверка домашнего задания как способ
проверки знаний

Задание должно предопределять его проверку. При помощи
контроля учитель воспитывает у обучающихся старательность, исполнительность и
аккуратность в работе (установка на контроль). Обязателен анализ типичных
ошибок.

Проверить выполнение домашнего задания – значит
установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по
содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить
приемы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном
счете, определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не
проверять. Если учитель отказывается от систематического контроля за
выполнением домашнего задания или относится к нему недостаточно серьезно, он
разочаровывает учеников, поскольку игнорирует их работу, их достижения и тем
самым не стимулирует производительность их труда.

В зависимости от содержания и задач урока, проверка
домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока
является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая). Время на
проверку регламентировано (не более 10 минут на уроке комбинированного типа).
Поэтому в целях повышения результативности проверки следует активнее
использовать доску, сигнальные карточки, тесты, схемы, перфокарты, игровые
задания.

         При
проверке домашнего задания практикуются следующие способы:

1.   Фронтальная
проверка выполнения письменного задания;

2.   Выборочная
проверка письменного задания;

3.   Фронтальный опрос
по заданию;

4.   Выполнение
аналогичного упражнения;

5.   Взаимопроверка,
самопроверка выполненного задания;

6.   Опрос с вызовом к
доске;

7.   Опрос по
индивидуальным карточкам;

8.   Проверка с помощью
сильных учеников еще до начала урока.

Важно не затягивать проверку домашнего задания, что
может привести к непродуктивным потерям учебного времени.

На сегодняшний день этап опроса учащихся и проверка
состояния выполнения домашнего задания является самой неорганизованной
составляющей урока (в большинстве случаев). Способы проверки домашних заданий
желательно разнообразить. Следует избегать простого воспроизводства обучающимися
полученных результатов, перечитывание текста, повторение заученного правила и
тому подобное.

Безусловно, проверка домашнего задания должна
выполнять воспитательную и развивающую функции. Стоит замечать и поощрять
добросовестность детей, использовать выборочное сообщение ответов на вопросы,
взаимопроверку работ; сопоставление выполненного по образцу.

Проверить домашнее задание можно следующими способами:

— вызвать одного или нескольких учеников к доске и
опросить по теме;

— провести фронтальный опрос (с места);

— выполнить аналогичную задачу;

— использовать индивидуальные карточки;

— провести выборочную проверку письменного задания;

— провести самопроверку или взаимопроверку письменного
задания.

Проверка домашней работы может осуществляться учителем
разными путями: устным опросом или попутным ознакомлением с письменными
работами на уроке или просмотром тетрадей после урока. Проверка заданий в
основном проводится в начале урока, однако может осуществляться и в конце, и в
течение его в сочетании с работой над новым материалом. Некоторые учителя
вместо проверки домашнего задания дают учащимся упражнения, аналогичные задаче,
и на основе их исполнения делают вывод о качестве домашней работы. Наиболее
распространена фронтальная проверка выполнения задания на уроке.

Примерное
ПОЛОЖЕНИЕ

об
организации и нормировании домашней работы обучающихся

в
условиях реализации ФГОС

1.
Общие положения.

1.1.
Положение о домашнем задании для обучающихся определяет основные требования к
организации домашней работы обучающихся в рамках освоения ими
общеобразовательных программ, регламентирует цели, задачи, типы и объём
домашних заданий по предметам.

1.2.
Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом 273-ФЗ «Об
образовании в Российский Федерации» (статья 28 «Компетенция, права, обязанности
и ответственность образовательной организации», статья 34 «Основные права
обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования», статья 41 «Охрана
здоровья обучающихся»), ФГОС, с СанПиН 2.4.2.2821-10 (п.10.30. о нормировании
объема домашнего задания), Уставом школы.

1.3.
Основная цель домашнего задания — организация домашней учебной работы
обучающихся, формирование у них прилежания, самостоятельности, развития
творческих способностей и склонностей.

 1.4.
Домашнее задание рассматривается как форма личностного развития ребёнка,
стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. Оно должно
нести для обучающихся личную значимость, а потому ценность.

1.5.
Домашняя работа обучающихся состоит в самостоятельном выполнении заданий
учителя по повторению и более глубокому усвоении изучаемого материала и его
применении на практике.

1.6.
Домашнее задание служит средством разумной и содержательной организации
внешкольного времени.

1.7.
Изменение содержания и формы домашних заданий является одним из путей
совершенствования образовательной деятельности.

1.8.
Домашние задания по своему содержанию включают в себя: — усвоение изучаемого
материала по учебнику; — выполнение устных упражнений; — выполнение письменных
заданий по предметам; — выполнение творческих заданий; — подготовка сообщений
(докладов) по изучаемому материалу; — проведение наблюдений; — выполнение
практических и лабораторных работ по ряду предметов и т.д.

1.9.
Индивидуальные домашние задания задаются с целью преодоления пробелов в знаниях
обучающихся, выработки практических умений, развития творческих способностей и
склонностей хорошо успевающих учеников.

2.
Правила выполнения домашней учебной работы, с которыми должен познакомить
школьник

2.1.
Процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер (к
изучению необходимо обращаться несколько раз в течение некоторого времени).

 2.2.
Домашние задания рекомендуется выполнять в день их получения.

2.3.
Приступая к подготовке домашнего задания, обязательно нужно создать
психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение
изучаемого материала, детально продумать ту цель, которую необходимо достичь
при выполнении домашнего задания.

 2.4.
Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и
выполнение различных упражнений, то его подготовку надо начинать с работы над
учебником: — вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в нём важнейшие
положения, правила, выводы и т.д.; — применить приёмы воспроизведения и
самоконтроля: пересказ материала, составление плана, ответы на вопросы учебника
и т.д. (если возникают затруднения, необходимо ещё раз поработать с учебником и
добиться свободного и точного воспроизведения материала).

 3.
Основные требования к организации домашней работы.

 3.1.
Домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных
пределах. Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями,
которые могут привести к перегрузке обучающихся: исключить задания,
рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания,
отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также
задания, о приёмах выполнения которых обучающиеся не имеют ясных представлений.
Постановка чёткой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная
оценка всех возможностей обучающихся предупредит опасность перегрузки.

3.2.
В 1-м классе домашние задания не задаются. Во 2-4 классах домашние задания не
задаются на выходные, праздничные дни и каникулы. Исключение составляют
предметы, изучаемые один раз в неделю. Суммарное время выполнения обучающимися
домашних заданий не должно превышать:

2
— 3 классы – до 1,5 часов

4
— 5 классы – до 2 часов

6
— 8 классы – до 2,5 часов

9-11
классы – до 3,5 часов.

4.
Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.

4.1.
Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может
организовать работу так, что обучающиеся осваивают весь необходимый учебный
материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.
По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько
легче тех, что выполнялись на уроке.

4.2.
Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись
обучающимися на уроке самостоятельно. Домашние задания должны быть посильными
для большинства обучающихся класса.

4.3.
Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все обучающиеся
должны точно знать, что и как делать.

4.4.
Объём домашних заданий на устных предметах не должен превышать объёма
изученного материала на уроке.

4.5.
Норма домашнего задания на письменных предметах не более 50% от объёма
выполняемой работы на уроке.

5.
Виды домашней учебной работы, используемые в школьной практике:


индивидуальная учебная домашняя работа;


групповая домашняя учебная работа (группа обучающихся выполняет какое-то задание,
являющееся частью общего классного задания);


дифференцированная домашняя работа, т.е. такая, которая может быть рассчитана
как на «сильного», так и на «слабого» ученика, задания одинаковы для всех по
содержанию, но различны по способам выполнения;


одна на весь класс;


составление домашней работы для соседа по парте (например, составить для соседа
задания, аналогичные тем, что рассматривались на уроке);


творческая домашняя работа (необходимо задавать на несколько дней вперёд).

 6.
Подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны
учителя.

6.1.
Время сообщения домашнего задания необязательно относить к окончанию урока.

 6.2.
Задания, нацеленные на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после
упражнений, вырабатывающих этот навык.

6.3.
Сообщение домашнего задания должно сопровождаться инструктажем.

6.4.
Работу по формированию умений выполнять задания, включённые в домашнюю работу,
необходимо проводить на уроке.

6.5.
В помощь обучающимся учитель может предлагать памятки по выполнению
определённых видов домашней работы.

7.
Требования к проверке домашней работы.

7.1.
Методика проверки домашней работы должна быть гибкой, а формы её разнообразны,
поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только
системность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень
самостоятельности ученика при её выполнении, а также уровень усвоения учебного
материала в процессе домашней работы.

7.2.
Домашние работы теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка
домашнего задания проводится регулярно и связывается с изучаемым материалом.

7.3.
Проверка домашнего задания может осуществляться как в начале, так и в середине
и конце урока.

7.4.
Выбор формы работы зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели
с содержанием урока.

         Возможные
формы проверки:


фронтальный контроль;

-выборочный
контроль;


опрос с вызовом к доске;


выполнение аналогичного упражнения;


опрос по индивидуальным карточкам;


взаимоконтроль обучающихся при работе в парах;


самоконтроль обучающихся.

7.5.
Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе
выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе.
Большие домашние задания ведут к снижению успеваемости.

8.
Методические рекомендации к организации домашних заданий.

 

ПАМЯТКА «ТРЕБОВАНИЯ К ДОМАШНИМ
ЗАДАНИЯМ»

1.      
 Домашнее задание
направлено на усвоение пройденного материала либо подготовку к усвоению нового
учебного материала.

2.      
В качестве домашнего задания учителю необходимо
использовать творческие работы по предмету, задания должны включать в себя
вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать
выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п.

3.       Учитель
задает домашнее задание до звонка при полном внимании всего класса, давая 
необходимые разъяснения по его выполнению.

4.       Задание,
направленное на усвоение материала урока, дается в конце урока.

5.       Задание,
нацеленное на закрепление какого-либо навыка, дается сразу после упражнений,
вырабатывающих этот навык.

6.       Задание,
контролирующее знания обучающихся, дается в начале урока.

7.       Во
избежание перегрузки учащихся учитель обеспечивает правильную  дозировку
заданий по объему и сложности. Непродуманное, непосильное для учащихся домашнее
задание не даст положительного результата. Объем домашних заданий
регламентируется СанПиНами 2.4.2.2821-10 в зависимости от класса: 1  класс – без
домашнего задания в течение всего учебного года;    2-3 класс – не более 1,5 ч;
4-5 класс — не более 2 ч; 6-8 класс — не более 2,5 ч;  9-11 класс – до 3,5 ч.

8.       Домашнее
задание фиксируется учителем на доске, дается по запись в дневник с проверкой
этой записи.

9.       Учитель
обязан ежедневно записывать в журнал содержание заданного задания на дом.
Домашнее задание на доске должно полностью соответствовать записи домашнего
задания на предметной странице классного журнала. Образец записи:
«Повторить
…», «Составить план, таблицу, вопросы…», «Выучить наизусть…», «Ответить на
вопросы…», «Сделать рисунки…»,  «Написать сочинение…», «Формировать навыки
работы с красками», «Выполнить прыжки вверх из полуприседа», «Составить
комплекс упражнений на гибкость» и т. д. В 1 классе домашнее задание не
записывается.

10.   Домашнее задание
должно предопределять его проверку.

11.  
Каждое задание должно быть
проверено с помощью различных методов работы (устно или письменно, по карточке,
выборочно, индивидуально, на уроке или внеурочно, с помощью сильных учащихся
или взаимопроверка).

12.   Продумывать
дифференцированные и  индивидуальные домашние задания для сильных и
слабоуспевающих учащихся, для детей с ОВЗ.

13.   Слабоуспевающим
учащимся и детям с ОВЗ давать карточки-инструкции для выполнения домашнего задания.

14.   Необходимость
домашнего задания должна быть обоснована.

15.   Не задавать
домашнее задание на выходные, праздничные и каникулярные дни, а также задание
по музыке, изобразительному искусству, технологии и физической культуре,
исключение составляет проектная деятельность (на уровне начального общего
образования).

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

план урока

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

    план конспект урока

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

план урока русского

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

план урока 5 класс

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

планы уроков 6 класс

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное — не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

план урока 7 класс

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

план урока 8 класс

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить отказ от покупки
  • Как найти массу льда если известна температура
  • Как найти работников в красноярске
  • Квадратичная функция как найти нули функции
  • Как найти масштаб задачи решение