Как составить план конспект логопедического занятия

Иногда оформление конспекта логопедического занятия вызывает затруднения. Неправильное понимание того, что такое цель и задачи, ведет к ошибкам при проведении занятия.

В некоторых случаях задач ставится слишком много, дети не успевают справиться с запланированным объемом. Чтобы этого не случилось, нужно следовать некоторым правилам.

Содержание

  1. Актуальность проведения логопедического занятия
  2. Как составить конспект логопедического занятия
  3. Логопедические занятия

Актуальность проведения логопедического занятия

Логопедическое занятие помогает предупредить и преодолеть отклонения в речевом развитии.

Речь – один из сложнейших психических процессов, отличающийся сложной функциональной системой. Нарушения речи являются распространенным явлением среди дошкольников. Речевые дефекты нередко порождают и другие нарушения. Они создают помехи полноценному развитию личности ребенка.

Как составить конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия составляется в несколько этапов.

Первый этап можно назвать подготовительным. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Определение темы, программного содержания с опорой на программу, перспективное планирование, план индивидуальной работы.
  2. Формулировка программного содержания. На этом этапе определяется цель занятия. Это может быть автоматизация какого-то звука, нормализация мышечного тонуса, закрепление знаний, развитие фонематического слуха.
  3. В соответствии с целью определяются задачи. Они обычно делятся на коррекционно-развивающие, коррекционно-образовательные, коррекционно-воспитательные.

    • Образовательные или обучающие предполагают перечисление того, чему ребенок будет учиться на этом занятии.
    • Развивающие связаны с психическими процессами, закреплением изученного.
    • Воспитательные задачи направлены на морально-волевые качества.

    Задач не должно быть много. Каждую из них маркируют отдельно, не совмещая в одном пункте. При формулировке слова «учить», «формировать» следует заменять более конкретными «упражнять», «знакомить», «расширить», «уточнить», «систематизировать».

  4. Подбор игр, упражнений.
  5. Каждое из заданий должно решать одну из поставленных задач.

  6. Подбор материала.

Выбирают материалы, которые пригодятся для проведения игр, заданий, упражнений. Их перечисляют в начале конспекта после целей и задач.

Второй этап предусматривает непосредственно описание хода образовательной деятельности.

  1. Оргмомент. Привлечение внимания ребят, напоминание правил поведения. Можно использовать сюрпризный момент. Приветствуется, когда образовательная деятельность имеет сюжетно-игровую форму.
  2. Основная часть включает игры, задания, упражнения, связанные общим сюжетом, одной целью. Необходимо просчитать время. Перед выполнением упражнения следует мотивировать детей. Например, расскажем кукле Даше, поможем медвежонку.

Задания располагают так, чтобы присутствовала смена деятельности. Они должны быть разными по степени активности.

Рекомендуется анализировать деятельность. Например, слушайте, как произносите, контролируйте силу вдоха.

В ход образовательной деятельности включается минимум одна физминутка.

Оформить конспект можно в виде таблицы.

Содержание основной части Цель
1. Ребята, к нам сегодня прилетела бабочка. Она совсем без сил.

Как вы это поняли? (повисли крылышки). Она рассказала, что у них на лугу повяли все цветочки, бабачки не могут собирать нектар.

Почему цветы вянут? (нет воды). Как можно помочь бабочке? (посадить новые цветы).

У нас есть много цветочков, но чтобы они выросли на лугу, нужно выполнить задания, которые на них написаны.

2. Чтобы расцвел первый цветок, нужно сделать артикуляционную гимнастику «Хоботок». Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
  1. Подведение итогов. Следует вспомнить, чем занимались, похвалить ребят, указать на недостатки и сказать, как их исправить.

Логопедические занятия

Конспект занятия «Звук В»

Конспект логопедического занятия «Звук С»

Звук Р — логопедическое занятие

Звук Р — постановка и автоматизация

Звук С — постановка и автоматизация

Звук Г — постановка и автоматизация

Звук Х — проблемы произношения и коррекция

Разработка конспектов логопедических занятий по ФГОС

Методические рекомендации

Пояснительная записка

        Анализ методической работы по подготовке студентов-логопедов за период их преддипломной практики показывает, что большинство из них не справляется с самостоятельным составлением конспектов занятий. Трудности выражаются в отсутствии понимания целей и задач каждого этапа работы, неумении осуществлять подбор заданий для достижения данных целей и задач и характерных методических ошибках. Памятка и методические рекомендации по составлению конспектов разработаны в помощь студентам и логопедам, начинающим работать по ФГОС на этапе формирования фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи.

I. Общая памятка по составлению конспектов

  1. Соответствие темы, цели и содержания конспекта этапу коррекционной работы.
  2. Подчинённость всех заданий основной цели занятия.
  3. Логическая завершённость каждого задания (наличие мини-выводов).
  4. Плавность переходов от одного задания к другому (прогнозирование ответов детей, которые могут послужить ключевыми фразами для перехода к следующему заданию; учёт сюжетной и (или) тематической линии, если таковая имеется).
  5. Полнота изложения форм организации, методов и приёмов, видов работ.

II. Методические рекомендации к построению работы на разных этапах занятия

1. Мотивационно-целевой этап

        Первый этап занятия по ФГОС называется «мотивационно-целевой». Мотивация возникает тогда, когда дети видят проблему, несоответствие. Необходимо подвести ребят к видению этой проблемы, а затем – решать её вместе с ними. Например, предложим выяснить, чем похожи дифференцируемые звуки [л’] – [й’]. Актуализируя имеющиеся знания об этих звуках, даём им характеристику (к примеру: согласные, звонкие, мягкие) и делаем вывод, почему именно эти звуки «пришли» на занятие (они похожи). Цель занятия вытечет сама собой из вывода: раз звуки так похожи друг на друга, значит можно их перепутать, поэтому есть необходимость научиться их различать. Обозначение смешиваемых звуков [л’] – [й’] буквами – это уже следующий этап («ориентировочный»), так как в буквенном обозначении данных фонем содержится различие, на него будем тоже опираться при дифференциации.

        Таким образом, технология работы на мотивационно-целевом этапе может быть следующей:

  • Подводим детей к формулировке темы. (Что будем изучать, о чём будем говорить)
  • Ставим проблему. (В чём может возникнуть трудность? Какова опасность? Что мы умеем, а что – нет? Что уже знаем, а что – нет?)
  • Формулируем цель. (Цель вытекает логически из поставленной проблемы: что не знаем – надо узнать, что не умеем, надо научиться. Если есть какая-то опасность (трудность), надо с ней разобраться). Т.е. для постановки цели необходимо актуализировать имеющиеся представления у детей.

        Пример построения работы на мотивационно-целевом этапе на занятиях по теме «Звуки [л] – [л’]. Буква «л»:

 Два подхода к постановке проблемы.

  • (Более лёгкий вариант) Если тема звучит как «Звуки [л] – [л’]», можно актуализировать знания о звуках, а именно, определить общие их свойства (согласные, звонкие, язык поднят кверху и т.д.). Тогда вытекает проблема – их можно перепутать и неправильно произнести. Ставим цель: будем учиться правильно произносить звуки.
  • Если запишем и сформулируем тему как «Звуки [л] – [л’]. Буква «л», то мы будем актуализировать знания о звуках (какие они, чем похожи и чем различаются) и их буквенном обозначении (одна буква может обозначать два звука). Какая проблема из этого вытекает? (Можно неправильно произнести слово, прочитать слово, написать его). Тогда цель: научиться правильно произносить слова с этими звуками, читать и писать их.

        В Инструктивно-методическом письме А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой тема звучит: «Звуки [л] – [л’]. Буква «л». В соответствии с последовательностью работы над преодолением фонетико-фонематических нарушений («фонема – артикулема – графема — кинема») не будет ошибкой, если на первом занятии поучим детей произносить и различать звуки. На последующем (последующих) занятии (занятиях) можно уделить внимание в структуре занятия исследованию написания буквы «л» и прописыванию её отдельно от других букв и в слиянии с ними (профилактика оптической дисграфии, т.к. часты случаи добавления лишних элементов к букве). Иными словами, целью первого занятия будет осуществление коррекции звукопроизношения и формирование фонематических представлений, а основной целью второго (или последующих занятий) – совершенствование звуко-буквенных представлений, оптико-пространственной ориентировки и графо-моторных функций.

2. Ориентировочный этап

        Цель этого этапа – обучить детей, как работать, чтобы достичь поставленной цели. (Как различить звуки и буквы; как правильно произносить звук, писать и читать букву)

На ориентировочном этапе можно предложить задание:

— Чем отличается звук от буквы? («Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу»).

        Таким образом мы отрегулируем деятельность детей, подскажем способ решения поставленной задачи: как научиться правильно произносить звуки и обозначать их буквой, какие органы будут участвовать в этой работе.

        На занятиях по дифференциации звуков ориентировочный этап может быть проведён в виде повторения и закрепления способов их различения. Тогда основная работа на данном этапе будет направлена на решение вопроса: как научиться различать звуки?

3. Поисково-исследовательский этап

        Поисково-исследовательский этап предполагает выявление неизвестной информации путём использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.

        Например, на занятии по теме «Звуки [л], [л’] и буква «л» можно предложить детям пофантазировать — на что похожа буква «Л»? Очень уместна работа на анализ составных частей буквы (сколько элементов в прописной букве? Какие они? На что похожи? Как и где соединяются между собой). В качестве продуктивной деятельности на этом этапе целесообразно предложить детям либо прописать букву, либо построить её из бумажного конструктора (обвести по контуру, собрать из камушков, пуговиц или другого подручного материала по заранее заготовленным контурам – вариантов может быть много).

        Отличным материалом для исследовательской деятельности может послужить набор картинок с изображением названий знакомых артикуляционных упражнений. Детям предлагается выбрать только те, которые помогут им научиться правильно и красиво произносить звук или звуки занятия. В процессе выполнения этого задания дети анализируют, на что направлены те или иные артикуляционные упражнения, а затем проверяют правильность выполнения задания совместно с логопедом. Это задание творческое, оно активизирует мыслительный процесс: дети должны сообразить сами, а для чего, в сущности, нужна артикуляционная гимнастика, и какие именно упражнения им будут полезны на текущем занятии. Другой вариацией этого задания может быть самостоятельная работа детей (в парах или группе) по разбиению тех же картинок на две группы по принципу различных положений языка, губ, зубов. Этот вид задания прекрасно зарекомендовал себя на занятиях по дифференциации звуков [с] – [ш], [з] – [ж], [л’] – [й’].

4. Практический этап

        Практический этап является основным этапом, на котором идёт закрепление новых знаний в разных видах деятельности по схеме: «Звук – слог – слово – словосочетание – предложение – текст». В связи с этим логопед так организует образовательный процесс, чтобы дети смогли обучать друг друга и (или) сами себя с помощью специально подобранных логопедом тренировочных упражнений. Наиболее ярко здесь проявляется системно-деятельностный подход, который не исключает, а, напротив, предполагает адресную помощь детям. Индивидуализация происходит благодаря использованию разных форм организации работы, подбору материала для каждого ребёнка или подгрупп в зависимости от уровня овладения тем или иным навыком.

        Вот примеры такого вида организации части занятия:

  • Дети, не испытывающие затруднения в произношении и дифференциации звуков, самостоятельно выписывают из текста слова с изучаемыми буквами. Менее сильная подгруппа в это время работает с логопедом.
  • Дети, не владеющие умением произносить поставленные звуки в словах, отрабатывают это умение самостоятельно на уровне слогов по предварительному объяснению учителя. Параллельно вторая подгруппа может выполнять задания, требующие последовательной согласованной работы с учителем.

        Важно осуществлять отработку навыков произношения и дифференциации звуков на разном лексическом материале, но использовать данный материал для решения одновременно нескольких задач: отработке навыков деления слов на слоги, выделения ударного гласного, звуко-буквенного анализа, работе над интонационной выразительностью, восполнением пробелов в лексико-грамматическом строе и т.д.

5. Рефлексивно-оценочный этап

        На последнем этапе проводится заключительная беседа с детьми, направленная на обобщение выполненных заданий путём припоминания и формулирования основной цели занятия. Основной вопрос — не «Что мы сегодня делали?», а «Чему мы учились?» Именно этот вопрос помогает ребёнку сориентироваться в собственной системе знаний и определить, какие трудности у него возникали, что удалось хорошо, а что – не очень. Не лишним было бы предложить детям оценить свою работу. Так формируется мотивация и целеполагание: «Чем бы вы хотели заняться на следующем занятии?» Для повышения устойчивости учебных мотивов уместно направить детей на размышление о том, для чего им это нужно, где могут пригодиться усвоенные знания и (или) умения. Например:

— Посмотрите на наш план и вспомните, в чём он нам сегодня помог? (Различать звуки [З] – [Ж])

— При выполнении какой работы звуки было различать легче всего? А труднее всего?

— Почему, как вы думаете?

— Какой вывод мы можем сделать? (Нужно учиться следить за произношением звуков в речи)

— Для чего нам нужно уметь правильно произносить звуки? (чтобы правильно говорить, читать, писать)

— На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?

— Оцените каждый свою работу по таблице.

— Посчитайте баллы. Что увидели? Молодцы!

Логопедическое занятие

Тема:

Направления: интеграция областей (при необходимости)

Цель:

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

  • корригировать и развивать связную устную речь (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;

  • корригировать и развивать связную письменную речь (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;

  • корригировать и развивать память (кратковременную, долговременную)

  • корригировать и развивать зрительное восприятие…;

  • корригировать и развивать слуховое восприятие…;

  • корригировать и развивать тактильное восприятие…;

  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

  • корригировать и развивать мыслительную деятельность (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;

  • корригировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)…;

Образовательные:

  • формировать (формирование) у воспитанников представления о …;

  • выявить (выявлять)…;

  • знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

  • уточнить…;

  • расширить…;

  • обобщить…;

  • систематизировать…;

  • дифференцировать…;

  • учить применять на практике…;

  • учить пользоваться…;

  • тренировать…;

  • проверить….

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;

  • воспитывать умение работать в парах, в команде;

  • воспитывать самостоятельность;

  • воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;

  • следить за правильной посадкой детей;

  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;

  • соблюдать режим охраны зрения;

  • чередовать статические и динамические задания.

образовательные

коррекционно-развивающие

воспитательные

здоровьесберегающие

Оборудование:

Ход занятия

Этапы занятия

Виды работы

на этапе

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

(ребенка)

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I.

Оргмомент

  • Отгадывание загадок.

  • Деление на команды.

  • Чтение стихотворения.

Логопед загадывает детям загадки:

Текст загадок!!!

Дети отгадывают загадки.

  1. Организовать детей.

  2. Настроить детей на занятие.

  3. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

II.

Основной этап.

II.1.

Проверка ДЗ

(ПМ (повторение материала) или КОР ).

  • Взаимопроверка.

  • Самопроверка.

  • Опрос.

Педагог предлага

ет…

Учащиеся(ребе

нок) отвечает…

Определить уровень усвоения пройденного материала.

II.2.

Актуализация знаний.

  • Дидактическая игра.

  • Отгадывание загадок.

  • Беседа.

Вопросы педагога.

Предполагаемые ответы детей.

Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

Актуализировать…

II.3

Изучение нового материала (ИНМ).

  • Объяснение материала.

  • Рассказ или сказка.

  • Демонстрация схемы.

  • Дидактичес

кая игра (Д/и).

  • Работа с книгой.

Высказывания учителя.

Речевой материал.

Схемы.

Деятельность детей и предполагаемые ответы.

Уточнить…

Учить…

Расширять активный и пассивный словарь.

Развивать связную устную речь.

Научить дифференцировать…

II.4

Закрепление изученного материала (ЗИМ).

  • Д/и.

  • Упражнения.

  • Работа у доски.

Упражнять в умении …

Закреплять навык…

Развивать…

Динамичес

кая пауза.

Способствовать снятию общего утомления.

Развивать общую моторику.

Чередовать статические и динамические задания.

II.4

Закрепление изученного материала (ЗИМ).

Зрительная гимнастика.

Соблюдать режим охраны зрения.

II.5

Контроль знаний и умений.

(КЗ).

Самостоятельная работа (обязательна в конце логопедического занятия).

  • Педагог предлагает работу с индивидуальными карточками или картинками.

  • Самостоятельная работа в тетради.

Проконтролировать уровень усвоения …

III.

Итог занятия.

III.1

Подведение итогов и оценка деятельности учащихся (ребенка).

  • Опрос.

  • Оценивание.

Подвести итог работы на занятии.

Развивать долговременую память.

Оценить деятельность детей.

III.2

Домашнее задание.

Закрепить знания и умения, полученные на занятии, дома.

Приложение (раздаточный материал, иллюстрации и т.д.)

Самоанализ занятия

  1. Краткая характеристика ребенка (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на занятии индивидуального подхода в зависимости от этих особенностей.

  2. Цель и задачи занятия (образовательные, коррекционные, воспитывающие, здоровьесберегающие).

  3. Этапы занятия. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы работали на решение главной цели и поставленных к ней задач. Межпредметная связь и связь материала занятия с жизнью.

  4. Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).

Выступление педагога с анализом только что проведенного занятия демонстрирует способность к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции. Педагог говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от намеченного плана, объективно (а при необходимости критично) оценивает собственные действия и, что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лицо ребенка.

5

Конспекты логопедических занятий

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Логопедические занятия – это занятия, ориентированные на профилактику и коррекцию речевых нарушений разного рода.

Логопедические занятия проводятся на основании составленного конспекта, который представляет собой план работы логопеда, ориентированный на достижение определенных целей и задач, т.е. коррекцию определенной речевой патологии.

Конспекты логопедических занятий формируются постепенно. По сути, их составление является поэтапным процессом.

Этапы составления конспекта логопедического занятия

Конспект пишется в течение ряда этапов работы. Каждый этап составления конспекта – это формирование определенного раздела конспекта. Этапы составления конспекта логопедического занятия, практически полностью, отражают его структуру.

Конспект логопедического занятия формируется в течение следующих этапов работы:

  1. Выбор темы занятия. Тема занятия определяется, исходя из конкретной речевой патологии на устранение которой оно ориентировано, из уровня речевых нарушений ребенка, его общего развития. Таким образом, тема занятия является основой составления индивидуального плана коррекционной работы.
  2. Выбор программного содержания занятия. Здесь происходит постановка цели конкретного занятия. Цель отражается те результаты коррекционной работы, которых необходимо достичь по завершению занятия. К примеру, это может быть постановка какого-то звука или развитие фонематического восприятия и т. д.
  3. Определение задач коррекционной работы. Они формулируются в зависимости от цели, которой необходимо достичь. Задачи логопедического занятия могут носить коррекционно-развивающую направленность т.е. ориентироваться на развитие психических процессов, активизацию речевой деятельности, коррекционно-воспитательными – формирование моральных, нравственных, волевых качеств личности и коррекционно-образовательными, ориентированными на обучение конкретными речевым навыкам. При формулировании задач важно не переборщить. Задач не должно быть много, и они должны полноценно отражать суть занятия и его целевое назначение. Каждая задача записывается отдельным пунктом.
  4. Определение методов логопедической работы. Здесь записываются упражнения и игры коррекционной направленности. Их выбор зависит от конкретной речевой патологии, степени ее развития, возможностей логопеда и ребенка или группу детей, на которых ориентировано данное занятие. Важно, обратить внимание, при выборе методов работы, на уровень возрастного развития подопечных и функционирование их психических процессов.
  5. Выбор инструментария. Сюда записываются ресурсы, средства, материалы, которые будут использоваться в работе логопеда. Они должны отвечать целям занятия и иметься в наличии.
  6. Расписание хода логопедического занятия. Ход занятия зависит от его цели, темы, формы работы (индивидуальная, групповая) речевой патологии. Поэтому, этапы занятия могут отличаться. Однако, большинство логопедических занятий включает в себя: организационный, основной и аналитический этап работы, т.е. занятие сначала подготавливается: готовится оборудование, подготавливаются дети к работе, затем реализуется и после подводятся его итоги.
  7. Планирование физкультминуток. Конечно, они могут и не присутствовать в работе логопеда. Однако, физкультминутки являются важной частью логопедического занятия. Детям нужна разгрузка, отдых от упражнений.

«Конспекты логопедических занятий» 👇

Правила составления конспектов логопедических занятий

Конспект логопедического занятия должен быть сформирован в соответствии с требованиями ФГОС и быть целеориентированным.

При составлении конспекта логопедического занятия требуется опираться на следующие методические рекомендации:

  1. Целевое назначение занятия, его тема и ход работы должны соответствовать этапу коррекционной терапии и особенностям речевого развития ребенка или группы детей.
  2. Все упражнения, используемые на занятии должны быть подчинены его целевому назначению и задачам деятельности.
  3. Каждое занятие должно характеризоваться логической завершенностью. Это означает, что в конспекте должны отражаться ожидаемые итоги работы. Они записываются в форме мини-выводов.
  4. Обеспечение плавности и последовательности деятельности. Необходимо прогнозировать ответы детей, вариации выполнения ими упражнений. Это закладывается в основу перехода от одного логопедического задания к другому. Также, необходимо соблюдать сюжетную линию, если занятия реализуются в игровой форме.
  5. Детальное изложение содержания работы. В конспекте должны полностью раскрываться методы, формы работы, средства ее реализации, направления деятельности. следование принципу «краткость сестра таланта» тут недопустимо.
  6. Возможность изложения информации в разных формах. Конспект может быть написан в виде таблицы, в виде этапов деятельности логопеда или в форме плана.

Пример составления конспекта логопедического занятия

Рассмотрим пример написания конспекта логопедического занятия, ориентированного на автоматизацию звука.

Конспект имеет следующий вид:

  1. Тема занятия: автоматизация звука «р».
  2. Целевое назначение занятия: довести произношение звука в речи ребенка до автоматизма.
  3. Задачи работы:

    • Коррекционно-развивающие: развитие органов артикуляции, формирование их активной работы при произношении звука {р}, развитие артикуляционной моторики;
    • Коррекционно-воспитательные: воспитание уважительного отношение к природе, любви к Родине;
    • Коррекционно-образовательные: развитие навыков составления слов с буквой р, правильное произношение данного звука, формулирование предложений.
  4. Инструментарий: карточки с заданиями, таблица звуков, наглядные пособия со слогами со звуком {р}.

  5. Ход занятия: приветствие, настрой на занятие. Проведение артикуляционной гимнастики, посредством выполнения движений органами артикуляции перед зеркалом. Далее, выполнение упражнений, готовящих органы артикуляции к произношению звука {р}. Выполняются упражнения: «дворник» — широкое открытие рта и дотягивание языка до верхних зубов с обратной стороны, «маляр» — поглаживание неба кончиком языка с широко открытым ртом, «гармошка» — оскал и поднятие языка к верхнему небу, открытие и закрытие рта. Упражнения выполняются по 10-15 секунд и пять-шесть раз.
  6. Изучение звука, посредством рассмотрения его на картинке: обозначение, написание, использование в словах.
  7. Освоение произношения звука. Объяснение артикуляционных движений, совершаемых при произношении {р} и выполнение попыток его произношения.
  8. Распознавание звука {р} на слух. Для этого применяются упражнения: похлопай в ладоши, когда услышишь звук, потопай ножками, громко рыкни.
  9. Произнесение слогов со звуком {р}.
  10. Подведение итогов. Задаются вопросы детям: Какой звук мы изучали, на что похоже его произношение, его основные характеристики. Также, необходимо вспомнить слова с данным звуком.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 17.04.2023

Разработка конспектов логопедических занятий по ФГОС

Методические рекомендации

Пояснительная записка

Анализ методической работы по подготовке студентов-логопедов за период их преддипломной практики показывает, что большинство из них не справляется с самостоятельным составлением конспектов занятий. Трудности выражаются в отсутствии понимания целей и задач каждого этапа работы, неумении осуществлять подбор заданий для достижения данных целей и задач и характерных методических ошибках. Памятка и методические рекомендации по составлению конспектов разработаны в помощь студентам и логопедам, начинающим работать по ФГОС на этапе формирования фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи.

I. Общая памятка по составлению конспектов

  1. Соответствие темы, цели и содержания конспекта этапу коррекционной работы.

  2. Подчинённость всех заданий основной цели занятия.

  3. Логическая завершённость каждого задания (наличие мини-выводов).

  4. Плавность переходов от одного задания к другому (прогнозирование ответов детей, которые могут послужить ключевыми фразами для перехода к следующему заданию; учёт сюжетной и (или) тематической линии, если таковая имеется).

  5. Полнота изложения форм организации, методов и приёмов, видов работ.

II. Методические рекомендации к построению работы на разных этапах занятия

1. Мотивационно-целевой этап

Первый этап занятия по ФГОС называется «мотивационно-целевой». Мотивация возникает тогда, когда дети видят проблему, несоответствие. Необходимо подвести ребят к видению этой проблемы, а затем – решать её вместе с ними. Например, предложим выяснить, чем похожи дифференцируемые звуки [л’] – [й’]. Актуализируя имеющиеся знания об этих звуках, даём им характеристику (к примеру: согласные, звонкие, мягкие) и делаем вывод, почему именно эти звуки «пришли» на занятие (они похожи). Цель занятия вытечет сама собой из вывода: раз звуки так похожи друг на друга, значит можно их перепутать, поэтому есть необходимость научиться их различать. Обозначение смешиваемых звуков [л’] – [й’] буквами – это уже следующий этап («ориентировочный»), так как в буквенном обозначении данных фонем содержится различие, на него будем тоже опираться при дифференциации.

Таким образом, технология работы на мотивационно-целевом этапе может быть следующей:

  • Подводим детей к формулировке темы. (Что будем изучать, о чём будем говорить)

  • Ставим проблему. (В чём может возникнуть трудность? Какова опасность? Что мы умеем, а что – нет? Что уже знаем, а что – нет?)

  • Формулируем цель. (Цель вытекает логически из поставленной проблемы: что не знаем – надо узнать, что не умеем, надо научиться. Если есть какая-то опасность (трудность), надо с ней разобраться). Т.е. для постановки цели необходимо актуализировать имеющиеся представления у детей.

Пример построения работы на мотивационно-целевом этапе на занятиях по теме «Звуки [л] – [л’]. Буква «л»:

 Два подхода к постановке проблемы.

  • (Более лёгкий вариант) Если тема звучит как «Звуки [л] – [л’]», можно актуализировать знания о звуках, а именно, определить общие их свойства (согласные, звонкие, язык поднят кверху и т.д.). Тогда вытекает проблема – их можно перепутать и неправильно произнести. Ставим цель: будем учиться правильно произносить звуки.

  • Если запишем и сформулируем тему как «Звуки [л] – [л’]. Буква «л», то мы будем актуализировать знания о звуках (какие они, чем похожи и чем различаются) и их буквенном обозначении (одна буква может обозначать два звука). Какая проблема из этого вытекает? (Можно неправильно произнести слово, прочитать слово, написать его). Тогда цель: научиться правильно произносить слова с этими звуками, читать и писать их.

В Инструктивно-методическом письме А.В.Ястребовой и Т.П.Бессоновой тема звучит: «Звуки [л] – [л’]. Буква «л». В соответствии с последовательностью работы над преодолением фонетико-фонематических нарушений («фонема – артикулема – графема — кинема») не будет ошибкой, если на первом занятии поучим детей произносить и различать звуки. На последующем (последующих) занятии (занятиях) можно уделить внимание в структуре занятия исследованию написания буквы «л» и прописыванию её отдельно от других букв и в слиянии с ними (профилактика оптической дисграфии, т.к. часты случаи добавления лишних элементов к букве). Иными словами, целью первого занятия будет осуществление коррекции звукопроизношения и формирование фонематических представлений, а основной целью второго (или последующих занятий) – совершенствование звуко-буквенных представлений, оптико-пространственной ориентировки и графо-моторных функций.

2. Ориентировочный этап

Цель этого этапа – обучить детей, как работать, чтобы достичь поставленной цели. (Как различить звуки и буквы; как правильно произносить звук, писать и читать букву)

На ориентировочном этапе можно предложить задание:

— Чем отличается звук от буквы? («Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу»).

Таким образом мы отрегулируем деятельность детей, подскажем способ решения поставленной задачи: как научиться правильно произносить звуки и обозначать их буквой, какие органы будут участвовать в этой работе.

На занятиях по дифференциации звуков ориентировочный этап может быть проведён в виде повторения и закрепления способов их различения. Тогда основная работа на данном этапе будет направлена на решение вопроса: как научиться различать звуки?

3. Поисково-исследовательский этап

Поисково-исследовательский этап предполагает выявление неизвестной информации путём использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.

Например, на занятии по теме «Звуки [л], [л’] и буква «л» можно предложить детям пофантазировать — на что похожа буква «Л»? Очень уместна работа на анализ составных частей буквы (сколько элементов в прописной букве? Какие они? На что похожи? Как и где соединяются между собой). В качестве продуктивной деятельности на этом этапе целесообразно предложить детям либо прописать букву, либо построить её из бумажного конструктора (обвести по контуру, собрать из камушков, пуговиц или другого подручного материала по заранее заготовленным контурам – вариантов может быть много).

Отличным материалом для исследовательской деятельности может послужить набор картинок с изображением названий знакомых артикуляционных упражнений. Детям предлагается выбрать только те, которые помогут им научиться правильно и красиво произносить звук или звуки занятия. В процессе выполнения этого задания дети анализируют, на что направлены те или иные артикуляционные упражнения, а затем проверяют правильность выполнения задания совместно с логопедом. Это задание творческое, оно активизирует мыслительный процесс: дети должны сообразить сами, а для чего, в сущности, нужна артикуляционная гимнастика, и какие именно упражнения им будут полезны на текущем занятии. Другой вариацией этого задания может быть самостоятельная работа детей (в парах или группе) по разбиению тех же картинок на две группы по принципу различных положений языка, губ, зубов. Этот вид задания прекрасно зарекомендовал себя на занятиях по дифференциации звуков [с] – [ш], [з] – [ж], [л’] – [й’].

4. Практический этап

Практический этап является основным этапом, на котором идёт закрепление новых знаний в разных видах деятельности по схеме: «Звук – слог – слово – словосочетание – предложение – текст». В связи с этим логопед так организует образовательный процесс, чтобы дети смогли обучать друг друга и (или) сами себя с помощью специально подобранных логопедом тренировочных упражнений. Наиболее ярко здесь проявляется системно-деятельностный подход, который не исключает, а, напротив, предполагает адресную помощь детям. Индивидуализация происходит благодаря использованию разных форм организации работы, подбору материала для каждого ребёнка или подгрупп в зависимости от уровня овладения тем или иным навыком.

Вот примеры такого вида организации части занятия:

  • Дети, не испытывающие затруднения в произношении и дифференциации звуков, самостоятельно выписывают из текста слова с изучаемыми буквами. Менее сильная подгруппа в это время работает с логопедом.

  • Дети, не владеющие умением произносить поставленные звуки в словах, отрабатывают это умение самостоятельно на уровне слогов по предварительному объяснению учителя. Параллельно вторая подгруппа может выполнять задания, требующие последовательной согласованной работы с учителем.

Важно осуществлять отработку навыков произношения и дифференциации звуков на разном лексическом материале, но использовать данный материал для решения одновременно нескольких задач: отработке навыков деления слов на слоги, выделения ударного гласного, звуко-буквенного анализа, работе над интонационной выразительностью, восполнением пробелов в лексико-грамматическом строе и т.д.

5. Рефлексивно-оценочный этап

На последнем этапе проводится заключительная беседа с детьми, направленная на обобщение выполненных заданий путём припоминания и формулирования основной цели занятия. Основной вопрос — не «Что мы сегодня делали?», а «Чему мы учились?» Именно этот вопрос помогает ребёнку сориентироваться в собственной системе знаний и определить, какие трудности у него возникали, что удалось хорошо, а что – не очень. Не лишним было бы предложить детям оценить свою работу. Так формируется мотивация и целеполагание: «Чем бы вы хотели заняться на следующем занятии?» Для повышения устойчивости учебных мотивов уместно направить детей на размышление о том, для чего им это нужно, где могут пригодиться усвоенные знания и (или) умения. Например:

— Посмотрите на наш план и вспомните, в чём он нам сегодня помог? (Различать звуки [З] – [Ж])

— При выполнении какой работы звуки было различать легче всего? А труднее всего?

— Почему, как вы думаете?

— Какой вывод мы можем сделать? (Нужно учиться следить за произношением звуков в речи)

— Для чего нам нужно уметь правильно произносить звуки? (чтобы правильно говорить, читать, писать)

— На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?

— Оцените каждый свою работу по таблице.

— Посчитайте баллы. Что увидели? Молодцы!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти блютуз в биосе асус
  • Как в майнкрафте найти алмазы по координатам
  • Как найти высоту прямоугольного треугольника зная угол
  • Как найти код на телевизоре филипс
  • Курицы как найти гнездо