Как составить план конспект на урок для 4 класса

Обновлено: 26.05.2023

Основы составления план-конспекта урока окружающего мира

«Окружающий мир» — это школьный предмет, который ставит своей целью знакомство учащихся с целостной картиной мира. Основной задачей предмета является формирование оценочного, эмоционального отношения к миру. Экология, темпы эмоционального и физического развития изменились и, в связи с этим, нынешние российские школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. Однако, под влиянием СМИ знания детей оказываются не систематизированы и раздроблены. Круг общения ребенка включает всё больше предметов и явлений, с которыми человек в современном мире общается опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.

Составление план-конспекта урока является важным и ответственным этапом подготовки к каждому занятию. Отлынивать от составления план-конспекта урока окружающего мира не стоит ни начинающим, ни опытным педагогам. Грамотно составленный план конспект урока окружающего мира позволит педагогу с достоинством выйти из любой нестандартной ситуации.

Уроки по предмету «Окружающий мир» должны быть красочные и запоминающиеся. План-конспект урока позволит внести продуманные творческие элементы, благодаря которым учащиеся начальной школы смогут запомнить яркие и важные элементы того, что их окружат. Благодаря талантливым педагогам, заранее готовящим план-конспект урока «Окружающий мир», занятие может превратиться в незабываемое путешествие по миру неизученному.

В данной статье считаю необходимым расписать подробно порядок составления план-конспекта урока окружающий мир.

План-конспект урока окружающего мира

Составляющие элементы план-конспекта урока указаны на рисунке выше. Рассмотрим подробнее особенности каждого из них. Итак, название темы урока чаще всего берется из календарно-тематического плана, а порядковый номер урока и его название выписываются из вашего поурочного планирования.

Типы урока определяются на основе целей и задач урока. Все виды урока актуальные для современной педагогики представлены на рисунке ниже. Несомненно существует еще много различных видов уроков, но мы представим самые основные.

План-конспект урока окружающего мира

Очень важно, чтобы в план-конспекте урока были четко обозначены цели урока.

I. Образовательные цели включают в себя развитие:

  1. знаний (понятий, явлений, величин, формул, законов, теорий и т. п.);
  2. навыков (умения, доведенные до автоматизма);
  3. специальных и общеучебных умений.

Специальные умения включают в себя:

  • решение задач,
  • проведение измерений и т.п.

Общеучебные умения включают в себя:

II. Воспитательные цели включают в себя развитие:

  1. нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения, исполнять законы;
  2. потребностей личности, мотивов социального поведения, деятельности, ценностей и ценностной ориентации, мировоззрения.

III. Развивающие цели связаны с:

  1. развитием речи, мышления, сенсорной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей;
  2. активизацией умственной деятельности.

План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе

Тема урока: «Берегите воду!»

  • обобщить знания учащихся о свойствах воды, круговороте воды, значении воды в жизни человека;
  • рассмотреть причины загрязнения водоёмов;
  • познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения;
  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие;
  • воспитывать бережное отношение к воде; прививать интерес к окружающему миру.
  • схема «Круговорот воды в природе»;
  • карточки с индивидуальными заданиями для учащихся;
  • кроссворд;
  • «маячки» настроения у каждого учащегося для самооценки;
  • Компьютер, интерактивная доска, презентация

2. Актуализация опорных знаний.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

1) В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

2) Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

3) На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что она –

Наша спутница всегда.

Ученики (вместе): Без меня вам не умыться,

Ни наесться, не напиться!

Учитель: Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить

Цель урока – обобщить наши знания о воде.

3. Проверка домашнего задания 3 класса

а) фронтальный опрос:

Вспомним, в каких 3 состояниях находится вода в природе?

Отгадайте загадки о трёх состояниях воды.

1. Когда повяли все цветы,

Мы прилетели с высоты.

Мы, как серебряные пчёлки,

Уселись на колючей ёлке. (Снежинки).

2. Ни в огне не горит,

Ни в огне не тонет. (Лёд).

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было,

Стало видно далеко. (Туман).

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём. (Роса).

— При каком условии образуется лёд? От чего он тает? Как образуется пар? При каком условии пар превращается в воду. Как происходит круговорот воды в природе?

б) индивидуальный опрос:

Объясни схему «Круговорот воды в природе».

План-конспект урока окружающего мира

1,2,3 — различные состояния воды

4 – условие, при котором вода может менять состояние.

1 – жидкое;2 – твёрдое;3 – газообразное;4 – температура).

Причины различных состояний воды

  1. Твёрдое – температура ниже 0 градусов;
  2. Газообразное – температура выше 0 градусов, при температуре 100 градусов вода закипает;
  3. Жидкое – температура выше 0 градусов).

Лёд легче воды. Превращаясь в лёд, вода расширяется. Какое значение имеет это свойство льда в природе?

(Ответ: Лёд находится на поверхности воды, не тонет и защищает водоёмы зимой от промерзания. Подо льдом существует жизнь).

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете определить сами. Посмотрите, пожалуйста, что здесь изображено. (На плакате речка). Что вы можете сказать про эту реку? (Ответы детей).

Так о чём же мы будем говорить сегодня? (Учитель обобщает ответы детей и открывает тему урока, записанную на доске: Берегите воду!)

Учитель: Ребята, наша речка просит вас о помощи, нужно выявить источники загрязнения воды и очистить её. Поможем ей?

Свидетельством того, что мы не потеряемся в речных просторах, будет служить маяк, который нам предстоит зажечь в конце урока. Светом маяка станут наши знания, которые мы добудем на уроке. Чтобы маяк загорелся, нам нужно быть находчивыми, внимательными, активными.

Итак, начинаем помогать нашей реке. Сегодня вы будете работать в роли учёных – экологов.

Теперь послушайте сказку «Жила-была – река» А.А. Рыжова.

Каждая группа должна будет ответить на вопросы. (Вопросы записаны на доске в 3 столбика).

  1. Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми? Видели ли вы такую реку?
  2. Какую пользу приносила река людям?
  3. Как люди относились к реке? Правильно ли они себя вели, или нет? Почему?
  4. Что случилось с горожанами когда, река ушла?
  5. Правильно ли поступили люди в конце сказки?
  6. Что они ещё могли бы сделать для реки?
  7. А что вы могли бы сделать для своей реки, которая находится рядом с вами?

Вывод: не надо загрязнять водоёмы. От загрязнения воды страдает всё живое.

К речки быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре!

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это — брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой

6. Работа с учебником

Каждому из 3 класса даётся задание:

Прочитать и проанализировать статью стр. 57, записать источники загрязнения.

Прочитать статью на стр. 58. и записать, как охраняют воду от загрязнения.

Прочитать статью стр. 60. и записать, как нужно экономно расходовать воду.

Дети зачитывают ответы.

7. Решение экологических задач

Чтобы окончательно помочь нашей речке, каждый ученик должен решить экологическую задачу (Каждому ученику даётся карточка с задачей. Дети несколько минут думают и отвечают.)

За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за половину суток?

1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?

8. Итог урока. Рефлексия

— Что нового вы теперь знаете о значении воды для людей? Отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях?

Чем опасно загрязнение воды?

— Вам нужно, чтобы эти капли «упали» на слова с пропущенными буквами. А затем из этих слов составить 2 предложения по теме нашего урока.

План-конспект урока окружающего мира

(Ответ: Нужно очищать загрязнённую воду от ядовитых веществ. Берегите воду!).

Экологи поработали неплохо. Очистили нашу речку. Вода в ней стала снова прозрачной. А теперь зажжём огонь маяка. Оцените свою работу, выберите и прикрепите нужный значок из предложенных. Мне бы хотелось отметить работу следующих экологов… (Выставление оценок).

9. Домашнее задание: 3 класс стр. 57-61. Подготовить ответы на вопросы.

По желанию нарисовать плакат «Берегите воду!»

2 класс стр.42-45 читать. Раб.тетрадь стр.18 задание №3

Жила – была река (Н. А. Рыжов)

Жила – была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла не так быстро, но все ещё была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» — думала она.

Шло время. Люди всё больше загрязняли Реку, и она всё терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела река.

«Нет, — думает, — Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали её жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, всё равно по вечерам не было света.

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

А недавно Реку сделали самым почётным гражданином города, а День её возвращения отмечают как самый главный праздник.

Сформировать представления о Вселенной, размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.

Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, — астрономией;

Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, обобщать

Планируемые образовательные результаты (предметные)

-узнать, что такое астрономия, Вселенная, Солнечная система;

-учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавливать модель Солнечной системы;

-узнать подробнее о планетах Солнечной системы;

-научиться объяснять причины смены дня и ночи и времен года

— строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

Метапредметные универсальные действия

— осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций;

— соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

— понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

Учебник А. А. Плешаков Окружающий мир 4 класс, часть 1, презентация к уроку.

Основные понятия и термины

1. Организация и мотивация к учебной деятельности

1. Приветствие и мотивация к учебной деятельности

— Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Равильевна, урок окружающего мира сегодня проведу у вас я. Я рада приветствовать вас на уроке и желаю вам хорошего настроения.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки…

Не хочется играть сегодня в прятки

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

– А почему он важный? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.

Настроились на урок.

Проверили готовность к уроку.

способность к мобилизации сил и энергии

2. Актуализация опорных знаний

— В этом году нам предстоит узнать много нового, быть астрономами и географами, историками и экологами, наблюдателями и исследователями, путешествовать по воде и суше, освоить космическое пространство и опуститься глубоко под землю, узнать о прошлом и настоящем нашей родины.

– А сейчас откройте книгу учебника на последних страницах и просмотрите содержание. Какие разделы мы будем изучать и сколько разделов в данном учебнике?

– Какая тема вас заинтересовала?

— Обратите внимание и на условные обозначения, которые встретятся на страницах учебника.

Дети читают содержание, называют разделы.

Ученики перечисляют понравившиеся темы.

Ученики рассматривают условные знаки, читают, что они обозначают, на обороте титульного листа учебника.

выбор способов решения задач.

3. Выявление места и причины затруднения

1. Самоопределение к деятельности

– Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела.

– А теперь отгадайте загадку.

С телескопом много лет

Изучает жизнь планет.

Как ученого мы зовем?

Кто же это? (Астроном.)

– Что вы знаете об астрономах? (Высказывания детей.)

– Кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей.)

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4. Построение проекта и решение проблемы

1. Рассказ учителя

— А сейчас я вам немного расскажу про астрономию.

Астрономия является одной из старейших наук. Она оказывает огромное влияние на развитие других областей знаний о действительности. В 2009 г. мир отметил 400-летие наблюдения звездного неба с помощью телескопов. В 1609 г. итальянский ученый Галилео Галилей первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Он обнаружил, что на Луне есть горы, а на Солнце – пятна, что у Юпитера есть спутники, у Сатурна – кольца, а Млечный Путь состоит из звезд. В 1960-е гг. с помощью космических аппаратов, созданных российскими учеными, были открыты для всего человечества новые знания о Луне, Венере, Марсе. Космонавтика – одно из немногих направлений науки, где наша страна сохраняет лидирующие позиции в мире. И все это потому, что астрономия, преподаваемая в школах, открывает детям прекрасный и загадочный мир Вселенной! Именно из бывших школьников, влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые конструкторы и космонавты – ученые международного уровня.

Дети слушают учителя.

структурирование знаний; моделирование; установление причинно – следственных связей; доказательство;

выбор эффективных способов решения задач.

5. Реализация сформированной модели

1.Беседа, словарная работа

-Какие небесные тела вы знаете?

— Давайте познакомимся с новыми словами:

Астрономия – наука о небесных, или космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

– Астроном – специалист по астрономии.

2.Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 4. Прочитайте задание. Вам предлагается составить рассказ о мире с точки зрения астронома.

– С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему .

Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними – Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы:

Уран и Нептун и кроха Плутон.

– Это стихотворение поможет вам запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца.

Кроме планет, во Вселенной бесчисленное множество звезд и других небесных тел.

Специалист, изучающий небесные тела – звезды, планеты.

Дети составляют небольшие рассказы.

осознают качество и уровень усвоения;

умеют слышать, слушать и понимать партнеров;

анализируют, сравнивают, делают выводы.

6.Первичное закрепление с проговариванием вслух

1.Рассказ учителя с элементами беседы

Существует несколько гипотез (предположений)
о том, как родилась Солнечная система.

Колокольчик синенький прозвенел букашке:

– Ты скажи мне, милая, что там за ромашка

Выросла над облаком желтая такая,

Яркая, лучистая, очень уж большая?

– Это, кроха, не цветок, – та в ответ смеется, –

Это крупное светило под названьем. (солнце) .

– Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество.

Они называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос ,
в Египте – Ра , а наши предки славяне – Ярило .
В честь Солнца слагались гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера:

Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила,

Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы.

Солнце – друг земледельца, ко всем морякам благосклонно.

Солнце – дней и ночей божество, венец и начало.

Только его одного из богов, царящих в мире,

Нам дано лицезреть…

— А сейчас давайте немного отдохнем.

Потому что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, аргументировать своё мнение.

Рег.: прогнозирование, коррекция.

Вы наверно устали?

И поэтому все встали?

Дружно вытянули шеи

И как туш зашипели (ш – ш — ш)

И как зайки поскакали.

И за кустиком пропали.

— установка на здоровый образ жизни.

7. Самостоятельная работа с самоконтролем

1. Работа с презентацией, рассказ учителя

— Вот мы отдохнули и продолжаем работать.

— Ребята, посмотрите на экран, давайте вставим пропущенные слова. (слайд 7)

— Ребята, скажите, а какие планеты Солнечной системы вы знаете?

— Большинство планет можно увидеть с земли невооруженным глазом. Они кажутся яркими звездами на небе. Одна из планет земля она сравнительно небольшая ее диаметр 12 740 км

— А как вы думаете, какая из планет самая большая и самая маленькая?

— Действительно. Самая большая планета Юпитер. Диаметр Юпитера в 11 раз больше диаметра Земли, а масса в 318 раз больше массы нашей планеты. Самая маленькая планета Меркурий, ее диаметр 4880 км.

У большинства планет есть естественные спутники. У Земли один спутник — Луна, у Марса два, у Сатурна более 60. Кроме того, у Сатурна есть хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа кусков и глыб льда, которые движутся вокруг Сатурна. Кольцо, только гораздо менее заметные, обнаружены у Юпитера, Урана и Нептуна.

2.Беседа, рассказ учителя

— Ребята, а что такое звезда?

— А что такое созвездие?

— А какое созвездие вы знаете?

Современные астрономы разделили небо на участки –созвездия. Мы их узнаем по наиболее ярким звездам, которое обычно образуют ту или иную фигуру. Всего насчитывается 88 созвездий. Кроме Большой Медведицы, на небе есть Малая Медведица. Ее звезды тоже образуют фигуру в виде ковша, только он меньше, чем ковш Большой Медведицы. На конце ручки ковша Малой Медведицы находится одна из самых знаменитых звезд — Полярная звезда. Она указывает точное направление на север. Раньше она была первой помощницей путешественников, заменяя им компас.

Также на небе можно найти созвездие Ориона, а слева вниз от него расположилось другое интересное созвездие — Большой Пёс. Созвездие Орион названо по имени охотника из древнегреческих мифов, а Большой Пёс — в честь одно из его собак. В этом созвездии находится самая яркая звезда на небе — Сириус. Удивительно красивая звезда! Она завораживает наблюдателя своим голубоватым сиянием.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять желание больше узнать.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальных заданий, лента времени, кроссворд, рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека, на каждой парте карточка с вопросами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальное задание на карточке

(Карточки можно приготовить для 2—3 учеников.)

(Проверка. Сверка с образцом.)

2. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 5 на с. 18 рабочей тетради. Какие вопросы составил ваш сосед? Выберите наиболее интересный вопрос.

(Зачитать несколько интересных вопросов.)

— Что вы узнали об этой картине?

(Заслушать несколько рассказов.)

Картина находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

3. Кроссворд

(Ключевое слово в выделенных клетках: история.)

4. Работа в группах

— Назовите исторические памятники нашего города.

(Побеждает команда, которая последней назовет исторический памятник.)

— Кто написал сочинение об исторических музеях нашего города?

III. Самоопределение к деятельности

— Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие было раньше, а какое позже. Посмотрите на доску. Перед нами какая-то лента. А вот какая?

Встретились древние египтянин, римлянин и грек и стали обсуждать одно и то же событие.

(Учитель показывает рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека.)

— Каждый из них был по-своему прав, потому что у каждого народа было свое летосчисление. Как вы думаете, это удобно? (Это неудобно: если не знаешь летосчисление других стран, не сможешь определить, какой год, например, в Риме.)

— Представляете, какие трудности испытывали люди при подсчете лет! Какова цель урока? (Выяснить, как правильно определять, когда происходило историческое событие.)

(Тема урока записана на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа по ленте времени

(Учитель сопровождает свой рассказ показом ленты времени.) Год, когда произошло важное событие, называют исторической датой. Сто лет — это столетие, или век. Тысячелетие — это тысяча лет, или 10 веков.

2. Работа по учебнику

— Прочитайте об этом на с. 37 учебника, начиная с третьего абзаца. Сколько лет длился I век нашей эры? (100лет.)

— Когда начинается II век? (В 101-м году.)

— А когда он завершается? (В 200-м году.)

— В каком веке мы с вами живем? (Мы живем в XXI веке.)

V. Первичное закрепление

1. Практическая работа

1147 г., первое упоминание о Москве в летописи — это историческая дата. Еще одна историческая дата — 753 г. до н. э., основание Рима.

— Посмотрим, как эти даты расположить на ленте времени.

(Если дети затрудняются, учитель сам показывает эти даты на ленте времени.)

Рим был основан за 753 года до н. э., поэтому мы сделаем отметку слева, Москва основана в нашей эре, поэтому отметим справа.

— Какой из двух городов — Москва или Рим — был основан раньше? На сколько раньше? Что мы сделаем, чтобы решить эту задачу по истории? (Рим старше Москвы. Решение: 753+1147 = 1900.)

— Сколько лет назад был построен Рим? Как мы будем решать задачу? (Решение: 753 + 2014 = 2767.)

— Где на ленте времени мы отметим даты: 1242 г.? 74 г. до н. э.? 1586 г.? 1384 г. до н. э.? (Ответы детей.)

2. Работа в группах

В истории, кроме арабских цифр, которые вам уже известны из математики, используют и римские цифры. Римскими цифрами принято отмечать века, арабскими — годы.

— Рассмотрите таблицу на с. 36 учебника. Придумайте подсказку, как легче запомнить римские цифры. (1 — I (одна палочка), 2—11 (две палочки), 5 — V (галочка), 4 = 5—1 (значит, IV), 7 = 5 + 2 (значит, V + II), 10 — X, 11 = 10 + 1 (значит, X + I) и т. д.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните самостоятельно задания 2 на с. 19 и 3 на с. 20. (Взаимопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Беседа

Дорога есть — ехать нельзя,

Земля есть — пахать нельзя,

Луга есть — косить нельзя,

В реках, морях воды нет. (Карта.)

(На доске запись: карта — помощница.)

— Почему карта названа помощницей? (Она может рассказать о звездах и созвездиях, если это карта звездного неба, или о поверхности Земли, если это физическая карта. О государствах расскажет политическая карта и т. д.)

2. Работа в парах

Для историка важно не только знать, когда произошло событие, но и представлять, где оно происходило. Для этого нужны исторические карты.

— Рассмотрите одну такую историческую карту на с. 39 учебника. Чтобы понять ее, необязательно знать исторические события. Карта сама вам все расскажет. Что вам в этом поможет? (Условные обозначения.)

— Расскажите о событиях, представленных на карте. (На каждой парте карточка с вопросами.)

1. Где расположена крепость?

2. Как она обороняется изнутри?

3. Сколько входов в крепость?

4. Что обороняет крепость со стороны реки Дунай?

5. Как наступают русские войска на воде и на суше? Расскажите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия.

(Ученики работают в парах. Выслушать 2—3 пары.)

(Учитель предлагает рассказать о мире с точки зрения историка.)

3. Работа с CD

— Разделимся на 2 команды. Одна команда называет историческое событие, а другая — век, в котором оно произошло.

Задачи: Развивать познавательный интерес и творческую активность.

Совершенствовать навыки групповой работы и коммуникативные

Воспитывать любовь и уважение к природе.

Оргмомент. Здравствуйте, улыбнулись гостям и тихонько сели.

О чём мы с вами говорили на предыдущих уроках? (О природных зонах России). Что вы узнали, путешествуя по природным зонам нашей Родины? (О природе, климате, о растениях и животных, о занятиях людей).

Что же сегодня на уроке мы будем делать, как вы думаете?(Повторим всё, обобщим). Сегодня у нас обобщающий урок и наша задача: вспомнить всё и показать свои знания.

Работать будем индивидуально и в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

2. — Почему на планете Земля существуют различные природные зоны? (Наша Земля имеет форму шара, поэтому нагревается солнцем в разных местах по-разному ) — Что такое природные зоны? ( ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ – участки суши со сходными природными условиями, сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору ) .

— Сколько природных зон находится в России?

IV . Повторение о природных зонах.

1.А сейчас будьте внимательны. Ребята будут рассказывать, вы должны угадать, о какой природной зоне идёт речь?

— Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Суровые природные условия переносят только самые стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. (Арктика)

— Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Обилие тепла, света, влаги, плодородные почвы, тёплое море создают условия для жизни растений и животных. Эта природная зона расположена на побережье. С одной стороны — Кавказские горы, а с другой Черное море. (Черноморское побережье Кавказа)

— Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. Природные условия тундры очень суровые, но всё же растительный и животный мир здесь более разнообразен, чем в ледяной зоне.(Тундра)

— Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето здесь продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Влаги в степи хватает лишь для травенистых растений, поэтому деревья здесь не растут. (Степи)

— Эта зона находится южнее тундры. Природные условия здесь более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. Она находится южнее тундры. (Лесная зона)

— Вы угадали все природные зоны.

А) Угадайте растение, найдите у себя на столе.

— Необычное растение, два в одном: водоросли и гриб особой формы. (мхи, лишайники- Арктика)

— травянистое дикорастущее растение имеет тонкий стебелёк 3 листочка, белый цветок, на месте которого созревает янтарная ягода. (морошка –Тундра)

-низкорослое дерево – символ России ( карликовая берёза)

— дерево, плоды которого любят свиньи (дуб)

— длинный корень этого растения уходит на глубину 20м, а листья, как колючки

— Душистые листья этого дерева есть в доме у каждой хозяйки. (лавр — Субтропики)

Б) А теперь задание в группах.

Посмотрите на растения на вашем столе, определите, в какой природной зоне они растут и поселите их там.

4. — Как вы думаете, о ком теперь пойдёт речь? (о животных)

Встретились два …, а каких животных, подумайте сами и расселите их по природным зонам.

(выходят два мальчика и пантомимой показывают медведей:

1-й — Выходит переваливаясь с боку на бок, начинает лапой вылавливать рыбу из воды, раздирает её и съедает.(белый медведь-ест рыбу)

2-й — Выходит переваливаясь с боку на бок, почесался о дерево, карабкается на дерево, падает, лезет в кусты и ест ягоду( бурый медведь-лазает по деревьям, ест ягоду)

У вас на столах иллюстрации животных, найдите лишнего, объясните, почему –лишнее и расселите по природным зонам.

Арктика: белый медведь, суслик,тюлень.

Тундра: корсак, северный олень, лемминг.

Зона лесов: лось, белка, морж.

Степь: дрофа, дельфин, сайгак.

Пустыня: верблюд, ушастый ёж, белая куропатка.

Субтропики: баклан, песец, косуля.

5. Почему мы сначала говорили о растениях, а потом о животных? ( в природе всё взаимосвязано: животных не будет там, где нет растений.

— Определите в группах, в какой природной зоне существует такая взаимосвязь?

Ива белая куропатка кречет (тундра)

Дуб сойка сова (лес)

Растение тушканчик змея (пустыня)

Растение косуля барс (субтропики)

6. Россия – огромная страна. Ещё раз сегодня на уроке мы убедились, что природа нашей страны необыкновенная и разнообразная, но она беззащитная и хрупкая. В песне поётся так:

От Москвы до самых до окраин с южных гор до северных морей

Человек проходит как хозяин необъятной Родины своей…

7. Иногда из-за ошибок человека возникают экологические проблемы. Вы – будущие хозяева нашей страны, поэтому должны быть экологически грамотными.

Решение в группах экологических задач, выступление.

Задача 1 . В один из детских лагерей отдыха по выходным дням приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700 детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия сказались очень скоро. Какие?

Ответ к задаче 1 . Через несколько лет вокруг лагеря исчезли самые красивые растения, так как их срывали в первую очередь. Растения не образовывали семян, которые после цветения дают жизнь новому поколению.

Задача 2. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. И для этого у них есть все основания. Подлесок из молодых елочек, вырастающих под кронами берез, как правило, выживает и достигает зрелого возраста, и тогда для березы наступают тяжелые времена:

Крошки-ели, как мимозы,

Вырастают под березой.

А как выросли те крохи

Няньке стало очень плохо!

Почему? Какое явление в жизни леса связано с описанным примером?

Задача 3. Командоры – два острова (Беринга и Медный) с уникальным животным миром, бесценной сокровищницей самых разных зверей и птиц. Лет 30 назад на остров Беринга были завезены норки и создана звероферма. Но нескольким ловким зверькам удалось сбежать из клетки на волю. Последствия для природы острова оказались печальны. Почему?

Ответ. Норка – проворный, кровожадный хищник, от которого нет спасения ни на суше, ни в воде. Зверьки быстро размножились, имея достаточно пищи. Они безжалостно уничтожали гнезда птиц, охотились на взрослых уток, ловили маленьких лососей… природе острова нанесена глубокая, долго не заживающая рана.

Задача 4. Кто оленю друг? В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Как вы думаете: удалось ли таким образом достичь цели?

Ответ к задаче 4 . Уничтожение волков привело к увеличению числа слабых и больных особей в стаде, а также к появлению и распространению болезней и в результате – к массовой гибели и вымиранию оленей.

Задача 5 . В районах страны, где работают цементные заводы, в радиусе 30-ти километров плохо развиваются, а порой и гибнут растения, особенно в отсутствие дождей. Как можно объяснить причину гибели растений?

Ответ . Цементный завод – сильнейший источник пыли. В результате оседания пыли на листья у растений затрудняются процессы дыхания и фотосинтеза – основных физиологических процессов, происходящих в зеленых растениях.

Задача 6. Почему косули погибают в вольерах?
В Беловежской Пуще зверей содержат в просторных загонах – практически в естественном состоянии. Любопытные зубры, лоси, олени часто подходят к границам загона, поэтому за ними могут наблюдать посетители. Но многие звери прячутся. Поэтому некоторых животных (волков, лис) разместили в клетках или небольших вольерах, чтобы за ними было проще наблюдать. Вначале косуль тоже разместили в таком вольере. Через некоторое время одна из косуль умерла. Вслед за ней погибла другая. Научные сотрудники установили причину гибели косуль и выпустили остальных на волю – в леса Беловежской Пущи.

От чего умирали косули?

Ответ к задаче 6. Косули – очень пугливые животные. Они всегда держатся подальше от человека. А тут – сплошной поток посетителей, шумные группы детей-школьников. Спрятаться косулям было негде, убежать тоже нельзя… Вот и умирали косули от разрыва сердца.

Д.з. Подготовить выступление о заповеднике России по плану: название, где находится, что охраняется.

— Если вы считаете, что мы достигли цели урока, показываем так…, если не справились, так…

Читайте также:

      

  • Философия фуги 6 класс конспект и презентация урок музыки алеев
  •   

  • Конспект урока музыки рождение и жизнь белорусской песни
  •   

  • Однкнр 2 урок конспект
  •   

  • Қазақстан республикасының тұрақты даму тұжырымдамасын талқылау ерекшеліктерін ескеріп конспект жазу
  •   

  • Солнечный свет на земле конспект урока 5 класс полярная звезда презентация

План-конспект урока – «альфа» и «омега» деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема «Биография А. Пушкина» в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.

Этап II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

• Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

— дать представление о…;

— обобщить и систематизировать знания о….;

— познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

— выработать навыки (например, анализа лирического текста).

• Воспитательные:

— воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

• Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.

Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года» активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать «изюминку». Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Предмет: «Окружающий мир»

Учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»

1 класс

Тема:Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит

Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:

1. Расширить знания об использовании воды в быту, познако­мить с природным источником воды, используемым в быту.

2. Закрепить знания детей о реках и морях.

3. Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение, ло­гическое мышление, аналогия.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирова­ния: логическое мышление, обобщение, анализ, аналогия.

Демонстрационный материал:

• компьютерная презентация.

Ход урока .

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1.

— Пожелайте друг другу удачи на уроке. (Хлопают по ладоням соседа со своими пожеланиями).

— А теперь разминка:

• Наша страна называется…

• Столица России…

• Столица Татарстана….

• Наша планета называется …

• Земля имеет форму …

• Великая русская река…

• В реке вода …, а в море…

— Молодцы! Отличные ответы!

— Очень много знаете! А хотите знать еще больше? Вы готовы?

2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной де­ятельности.

3.Зафиксировать необходимость нового знания.

— Ребята, вы узнаете нашего гостя? Да, это любознательный Муравьишка. В лапках Муравьишки письмо. В конверте стихотво­рение:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без … (воды).

— Для чего нужна вода?

Для жизни человека, животных: без пищи человек может про­жить несколько недель, а без воды 2-3 суток. Вода входит в состав живых организмов..

В производстве: ни одно производство не обходится без воды. Так, например, для изготовления 1 тонны бумаги нужно 250 тонн воды.

В сельском хозяйстве: для выращивания животных, поливки растений.

В быту: посчитай, сколько раз в день ты встречаешься с во­дой.

Водная дорога: для перевозки людей и грузов.

Выработка электроэнергии: на гидроэлектростанциях, ис­пользуя силу падающей воды.

— Вот что значит вода! Она жизненно необходима и является по­мощником человека.

— Дети, кто сегодня утром пользовался водой? И я пользовалась, и одна капелька пришла вместе со мной на наш урок.

А откуда к нам в дом приходит вода? Наверное, та вода, что напол­няет наши реки и моря и приходит в наши дома. Только как? (По трубам).

— Значит, мы пьем речную воду?

— Неужели можно пить речную воду? Почему нельзя?

— Как вода может загрязняться? (Заводы выпускают отходы, реч­ной транспорт).

— Что может случиться, если пить такую воду? (Заболеть).

— Что же делать? (Предположения учеников).

— Попробуйте каждый сам продумать движение воды из реки в дом, может быть, мы, и сможем ответить на беспокоящий нас воп­рос. (Дети делают индивидуальные зарисовки).

— Какие разные получились картинки?! (Учитель демонстрирует их на доске).

3. Постановка проблемы.

Организация учебного процесса на этапе 3.

— Что мы сейчас изображали?

— А почему получились разные картинки? (Мы еще не знаем, как нужно).

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

— Какие же задачи мы должны решить сегодня на уроке? (Уз­нать, откуда пришла в дом вода, и выяснить, какую воду можно пить).

— А вот капелька воды, девочка Капелька будет гидом-экскур­соводом в нашем путешествии. Значит, вопросы, на которые мы должны найти ответ:

Откуда?

-Что же делать, мы же не хотим пить грязную воду? (Нужно воду очистить, стоят же дома очисти­тельные приборы, прикрепленные к крану.)

— А у меня дома нет такого очистителя воды, значит, мне пить

речную воду? А людям, которые живут рядом с морем, придется пить морскую воду, да? (Вода океанов и морей соленая, а людям необходима пресная вода).

— Как же быть? Вы знаете какой-нибудь способ? Какой же путь должна проделать вода, прежде чем она окажется у нас в доме? (Мы пока этого не знаем.)

— А хочется вам узнать?

— Какие же задачи мы ставим сегодня перед собой? ■ Узнать, какой путь должна проделать вода.

• Каким способом можно очистить воду, чтобы ею можно было пользоваться.

— Определите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. («Откуда в наш дом приходит вода»).

Организация учебной деятельности на этапе 4.

Капелька воды, девочка Капелька покажет нам весь путь.

Мы начинаем свой путь от реки. Здесь вода попадает в водопровод. Чтобы вода в водопроводе была чистой, по берегам реки должны быть строгие объявления. Как вы думаете, какие?

«Не купаться!»

«Не стирать белье!»

«Не пасти коров!»

«Не кататься на лодках!»

— Что поделаешь, эту воду пить людям. Вот и приходится охра­нять реку.

Решетка

— Как вы думаете, что нужно поставить у начала водопровода, чтобы какой-нибудь мусор или рыба не попали в водопровод? Вспомните, чем перекрыто дно раковины у вас на кухне? (Решет­кой).

Решетка

— Вот наша девочка Капелька прошла через решето.Вода стала чище? Понаблюда­ем, что же дальше? Что-то не в дом направляется Капелька. Куда же она нас привела?

Да, на станцию очистки. Ведь решето может задержать только крупные загрязнения. А крошечные песчинки?

— Здесь стоят огромные баки, через которые вода течет очень медленно, и весь мусор успевает осесть на дно.

Станция очистки

«Не пейте сырой воды!». Кому из вас так говорили? А почему, вы знаете?

(Выслушиваются предположения учеников).

— Это только на вид вода кажется чистой, а если посмотреть в микроскоп — прибор, который все увеличивает во много-много раз, — чего в ней только нет! Плавают, шевелятся «какие-то странные живые существа — микробы. Целый зоопарк! Среди них попадаются вредные и опасные для здоровья.

— Значит, что же еще нужно сделать, прежде чем принимать та­кую воду?

— Правильно, воду на очистительной станции нужно обезвредить. Как же это происходит?

Обезвреживание воды

На станции воду пропускают через специальные фильтры, если вода была очень грязная, то добавляют в нее хлор.

Использование чистой воды

-Теперь чистая и обезвреженная вода по трубам поступает в наши дома, мы ее использу­ем. Куда же девается использованная, грязная вода? Наверное, в реку, по трубам грязная вода уходит туда, откуда пришла, т.е. снова в реку? (Ребята высказываются)

— Вот появилась еще одна Капелька, только что-то она не похожа на нашу девочку. Да, ее имя — Злючка-Грязючка. Она может жить только в грязной воде.

Использованная вода

Злючка –грязючка появилась, чтобы вместе с грязной водой отправиться в реку. Хорошо ли от этого будет речным обитателям?

Что же делать? (Ребята вносят предложения, которые вместе рассматри­ваем, принимаем решение).

— Ребята, значит, не на все вопросы мы еще нашли ответы. Нуж­но выяснить, куда использованная вода должна уйти.

— Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные сооружения. Какой путь выбрать длинный или короткий? (Ответы детей).

— Что же случится со Злючкой-Грязючкой, если она попадет в очистные сооружения?

Очистные сооружения

— Правильно, давайте за этим проследим. И правда, Злючка-Гря­зючка превратилась в чистую девочку Капельку. И водным обитате­лям ничего не грозит! Очищенная вода не принесет им вреда.

В реку

— Ребята, теперь вы знаете, откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит. Давайте построим «маршрут» движения Капельки. (Ребята повторяют алгоритм действий).

5. Первичное закрепление.

Организация учебного процесса на этапе 5.

— Откуда вода в кране берется? Где вообще «живет» вода? (В озере, реке, море).

— Откуда приходит вода к жителям Казани: из озера, реки, моря? (Из Волги).

— Можно ли пить речную воду?

— Как вода может загрязниться?

— Что же делать, чтобы не заболеть? (Для питья можно воду филь­тровать. А для очистки большого количества воды используются очистительные сооружения — станции очистки воды).

— Куда же девается использованная вода, грязная вода? (Через очистные сооружения снова в реку).

— Зачем чистить воду второй раз, перед речкой? ( Очистить, что­бы в реке вода была чистая и всем речным жителям хорошо жи­лось).

— Кому может принести вред Злючка-Грязючка, если окажется в реке? (Растениям, рыбам, речным жителям, водным насекомым, человеку).

2) Работа по учебнику: с. 44.

— Расскажите друг другу о путешествии капельки по картинке в учебнике.

6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Организация учебного процесса на этапе 6.

1) — Ребята, я уверена, что вы и сами сможете спроектировать путь воды из реки до станции очистки. Поэтому предлагаю вам сле­дующее самостоятельное задание:

• синим карандашом показать путь воды из реки до станции очистки, от станции до дома;

• коричневым карандашом показать путь воды от дома до очис­тных сооружений;

• и вновь синим карандашом — путь от очистных сооружений до реки.

— А теперь сверьте свою работу с «готовыми чертежами». (Уче­никам предлагается эталон для самопроверки).

7. Включение в систему знаний и повторение.

Организация учебного процесса на этапе 7.

— Молодцы! Я думаю, что вы получили достаточно много но­вых знаний, и сейчас сможете сами проверить правильность наших суждений. Предлагаю вам, как молодым ученым, согласиться или отвергнуть полученный вывод о том, что загрязненную воду воз­можно очистить на очистных сооружениях.

Опыт: 2 стакана с загрязненной водой и фильтр (марля). Один стакан воды пропускается через фильтр. Затем вода в стаканах срав­нивается.

Вывод: загрязненную воду можно очистить.

— Что вы можете сделать, чтобы Злючка-Грязючка никогда не поселилась в наших реках? (Ответы учащихся).

8. Рефлексия учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 8.

Не умыться, не напиться

Без воды,

Листику не распуститься

Без воды.

Птица, зверь и человек

Без воды прожить не могут

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

— Ваше трудолюбие, усердие, ваше доброе сердце помогли нам сегодня проделать такое серьезное путешествие. Мы даже сумели спасти речку от Злючки-Грязючки, какое хорошее дело мы сделали. Мы молодцы! Я думаю, что из вас получатся настоящие ученые-экологи. Сегодня мы уже занимались проблемами экологии. Вы зна­ете, что это такое? В переводе с греческого «экое» — дом, «логос» -наука. Следовательно, экология — наука о доме, о природном доме, о связях между человеком и природой. Эта наука подсказывает лю­дям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.

— И вот первое домашнее задание начинающим экологам: нари­совать рисунки, придумать плакаты, рассказывающие, как можно и как нельзя вести себя около водоемов, чтобы не допустить появле­ния в наших реках Злючек-Грязючек.

— Какую задачу ставили мы перед собой в начале урока? (Выяс­нить, откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит)

— Вы уже неоднократно сегодня комментировали движение воды. Можете ли ответить на заключительный вопрос: через что должна пройти вода, выходя из реки и заходя в нее? (Через очист­ные фильтры)

— А теперь, уважаемые «ученые», постарайтесь дать оценку сво­ей работе.

Если вы довольны своей работой, можете подойти ко мне после урока и выбрать себе приз.

Чем мы будем заниматься на следующем уроке, хочется вам узнать?

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

— Почему вода так говорит?

Вы хотите узнать, как образуются облака, туман? Почему идет дождь?

— Об этом мы более подробно поговорим на сле­дующем уроке.

— Урок окончен, всем спасибо за работу.

План-конспект урока по физической культуре в 4 классе.

Тема урока: Игры и эстафеты с ведением мяча.

Цели и Задачи урока:

1. Закрепление полученных навыков ведения мяча.

2. Обучение игре в команде.

3. Развитие скорости ведения мяча.

Метод проведения: индивидуальный, групповой.

Место проведения: спорт зал.

Оборудование: мячи.

Время проведения: урок физкультуры.

Преподаватель: Бойкина Е.Е.

Вводная часть.

10 мин.

1.Построение, сообщение задач урока. 2 мин

2.Равномерный бег в сочетании с ходьбой.3 мин

3.ОРУ(комплекс упражнений).5 мин

Отметка отсутствующих.

Основная часть

32 минуты

Эстафеты с мячами:

1. Ведение мяча до стойки, обогнув стойку ведение мяча до линии старта.

2. Ведение мяча до обруча, мяч оставляется в обруче — назад в максимальном темпе.

3. Ведение мяча до линии, из-за линии мяч передается следующему игроку. Первый игрок остается ждать пока не соберется вся команда. Последний пересекая линию отдает мяч первому и по той же схеме в обратную сторону.

4. Ведение мяча на низком уровне в полу присяде.

5. Ведение мяча с последующим броском в кольцо.

6. Фигурное ведение мяча между стойками.

7. Ведение двух мячей.

Эстафеты на весь урок.

Упражнение выполняется с максимальной скоростью.

Следить за правильностью исполнения упражнения. Команды должны соблюдать дисциплину во время исполнения упражнения.

Баллы команде прибавляются в случае попадания мячом в кольцо.

Направление ведения должно соответствовать направлению руки.

Упражнение на востановление дыхания.

Заключительная часть

3 мин.

1.Подведение итогов. 1.5 мин 

2.Домашнее задание. 1.5 мин

Выставление оценок.

Дом.задание: Игры с мячом

Просмотр содержимого документа

«Краткий план-конспект урока физической культуры для 4 класса. »

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Конспект урока – это план реализации учебного занятия с детальным отражением его содержания и методики проведения.

Конспект урока включает в себя основные моменты, изучаемой на уроке темы, т.е. это краткое отображение темы исследования, ее сущностных аспектов.

Конспект предполагает связь всех компонентов учебного занятия. Он помогает соблюсти последовательность его реализации, не нарушив логической связи.

Конспекты уроков не должны быть большими по объему. Материал необходимо грамотно сократить и представить в оптимальной форме.

Конспекты уроков имеют свои особенности составления в зависимости от уровня обучения и этапа обучения по конкретному курсу.

Схема составления конспекта уроков для 4 класса

Схема составления конспекта уроков начальной школы является примерной, поскольку, каждый урок имеет свою специфику, а также, каждый педагог применяет свою методику преподавания и передачи знаний по конкретной дисциплине.

Конспекты уроков для учащихся 4-го класса начальной школы составляются по следующей схеме:

  1. Организационный аспект урока. В нем прописываются цель и задачи проведения урока, отражающие те знания и навыки, которые будут получены учащимися в ходе его реализации, тема урока и варианты ее полноценного раскрытия т.е. методы, используемые на этапе мотивации к познанию.
  2. Описание деятельности учащихся на уроке. Она связана с поставленной целью и задачами деятельности. Деятельность должна отражать ту работу на уроке, которая связана с готовностью воспринимать информацию и формировать какие-то навыки деятельности, обусловленные изучаемым предметом.
  3. Описание деятельности педагога. Конспект отражает последовательность операций, реализуемых педагогов для организации урока, настроя учащихся на работу, создания комфортной обстановки, достижения целей и задач урока.
  4. Планирование проверки домашнего задания. В четверном классе, в зависимости от предмета изучения, может быть устроен опрос учащихся по домашнему заданию или организована проверка тетрадей т.е. выполненных упражнений. Здесь же, расписываются показатели оценки выполнения учащимися домашнего задания.
  5. Отражение хода проведения урока. В конспекте прописываются методы и формы работы, ориентированные на продуктивное исследование конкретной темы, оборудование, используемое на уроке, методы стимулирования к работе учащихся, способы активизации внимания и восприятия учащихся, материал, на который опирается изучение данной темы: имеющиеся знания и навыки учащихся в данной области, опора на знания по иной дисциплине, опыт жизнедеятельности и т.д.
  6. Работа по закреплению изученного. Она связана с определением тех итогов познавательной деятельности, которых необходимо достичь на данном этапе работы, расписанием упражнений и задач, вопросов, которые помогают в закрепление изученного, прогнозирование уровня освоения учебного материала учащимися и выбором методов и средств, позволяющих скорректировать, ожидаемые пробелы в знаниях и трудности в понимании и освоении новой темы.
  7. Домашнее задание учащимся. Оно предполагает постановку цели домашней деятельности учащихся, выбор упражнений и задач, актуальных для выполнения самостоятельного выполнения и определение критериев его оценки.

«Конспекты уроков для 4 класса» 👇

Конспект урока математики для учащихся 4 класса

Тема: Обобщение материала по теме: «Величины».

Целевое назначение урока: закрепление материала по теме величины, навыки оперирования ими, формирование интереса к данной теме и математике в целом.

Оборудование: на уроке будет использовано оборудование, включающее в себя:

  1. Презентацию;
  2. Карточки с заданиями.

Урок начинается со вступительного слова педагога: Сегодня мы с вами будет продолжать знакомство с величинами. Что вы можете сказать о них? Что такое величины? Какие они бывают? Давайте вспомним все, все. Это очень нам пригодится, поскольку далее нас ждет интересное путешествие, которое невозможно начать без этих знаний.

Ход урока: Показываются слайды, на которых даются задания на определение высоты, длины, количества часов, площади, периметра геометрических фигур.

Затем, учащимся раздаются карточки с индивидуальными заданиями. Задания разной сложности. Проверка заданий осуществляется коллективно.

Проведение физкультминутки: руки шире, ноги шире, кто смелее в этом мире? Кто быстрее и сильнее, ну а кто же всех умнее?

Решение задач на доске:

  1. Скорость лодки составляет 10 км/ч, скорость течения реки 3 км/Ч. Нам необходимо проплыть по этой реке, чтобы добраться до сокровищ. Плыть мы будем 6 часов. Какое расстояние мы проплывем за это время?
  2. На острове мы встречаем с вами черепаху. Она двигается со скоростью 2 км/ч. Ей необходимо добраться до другого конца острова, пройдя расстояние – 12 км. Через какое время она сможет достичь места назначения?

Подведение итогов и закрепление материала: Мы с вами изучили величины и решили множество задач на их определение. Скажите пожалуйста, какие трудности возникли у вас при изучении и закреплении данной темы? Что вам непонятно?

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класса

Тема: Праздники.

Целевое назначение урока: Изучение разных праздников, их национальных особенностей проведения и отличительных черт, воспитание патриотизма, любви к Родине через культуру празднования.

Ход урока: урок состоит из следующих этапов:

  1. Актуализация знаний учащихся. Для этого проводится Викторина. Она включает следующие вопросы:

    • Какие национальные праздники вам известны?
    • Какие из них вы любите больше всего?
    • Какие праздники вы отмечаете в кругу семьи, а какие праздники с друзьями, одноклассниками?
    • Кто правит нашей страной и чем он занимается?
    • Кем вы все являетесь? (гражданами)
    • Какие у вас есть права и обязанности?
  2. Проведение беседы о праздниках. Она включает в себя обсуждение праздников по временам года и месяцам. Затем, об особенностях празднования того или иного праздника с рассмотрением иллюстраций учебника. Какие песни исполняются на тот или иной праздник, какие блюда готовятся.

  3. Работа с учебником окружающего мира. Чтение параграфа о праздниках, знакомство с теми праздниками, которые еще не были рассмотрены, которые учащиеся не знали или не вспомнили.
  4. Подведение итогов: ребята мы сегодня с вами рассматривали праздники. Какие новые праздники вы для себя открыли? Будете ли их отмечать? Что нового вы узнали об известных вам праздниках – Новый год, День рождения, 8 марта, День Победы? Что было непонятно? Что бы еще вам хотелось узнать о праздниках.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти производственную мощность в год
  • Как найти все видео на iphone
  • Как найти сегодня новости волгограда
  • Как найти работников на дачу
  • Как исправить частоту кадров в игре