Эффективность
любого учебно-тренировочного занятия
связана в первую очередь с правильной
постановкой его задач. Первоначально,
с учетом задач занятия, определяется и
разрабатывается содержание основной
части, а затем, в соответствии с ним,
подбирается материал для подготовительной
и заключительной частей. Обычно
наиболее сложные задачи, связанные
с овладением новым
материалом, движениями большой
координационной сложности,
решают в самом начале основной
части
урока. При этом
придерживаются такой последовательности:
ознакомление, разучивание,
совершенствование.
Управление
тренировочным процессом возможно при
наличии разработанных программ как
отдельного учебно-тренировочного
занятия, так и цикла занятий.
План-конспект
учебно-тренировочного занятия — самый
детализированный план, необходимый для
построения и управления своим тренировочным
процессом. Ниже приводим типичную схему
оформления плана-конспекта
учебно-тренировочного занятия.
План-конспект
Задачи
______________________________________________________
Дата
________________________________________________________
Место
_______________________________________________________
Части |
Содержание занятия |
Дозировка |
Методические |
1 |
2 |
3 |
4 |
1-я графа: указываются
цифрами части урока, их продолжительность.
2-я графа — содержание
частей занятия, т. е. указываются все
предусмотренные для проведения занятия
физические упражнения.
3-я графа: указывается
количество повторений каждого упражнения,
время выполнения (продолжительность)
или дистанция.
4-я графа: указываются
методические, организационные требования
к выполнению физических упражнений.
Документальной
формой учета данных о выполнении
физической нагрузки и степени ее
воздействия на организм является дневник
тренировок. После каждого учебно-тренировочного
занятия в дневник подробно записывается
не только сама физическая нагрузка, но
и свои ощущения и наблюдения, как она
переносилась (хорошее самочувствие,
легкость или вялость, боль в мышцах и
т. п.).
Дневник тренировок
Дата |
Содержание |
Наблюдения и |
10.09.08 |
Медленный Общеразвивающие Специальная Силовые подтягивание Упражнения |
Самочувствие Упражнения Пульс |
2.4.3. Дозирование физической нагрузки
Основным фактором,
определяющим степень воздействия
мышечной деятельности на физическое
развитие, является нагрузка физических
упражнений.
Нагрузка
физических упражнений (физическая
нагрузка) — это определенная мера их
влияния на организм занимающихся, а
также степень преодолеваемых при этом
субъективных и объективных трудностей.
Физические нагрузки
в каждом конкретном случае должны быть
оптимальными: недостаточные нагрузки
— не эффективны, чрезмерные — наносят
вред организму. Если нагрузка остается
прежней и не изменяется, то ее воздействие
становится привычным и перестает быть
развивающим стимулом. Поэтому постепенное
увеличение физической нагрузки является
необходимым требованием занятий
физическими упражнениями.
Тренировочные
нагрузки
характеризуются рядом физических и
физиологических показателей. К физическим
показателям нагрузки относятся
количественные признаки выполняемой
работы (амплитуда движений, количество
повторений, темп выполнения, степень
сложности упражнения и др.). Физиологические
параметры характеризуют уровень
мобилизации функциональных резервов
организма (увеличение ЧСС, ударного
объема крови, минутного объема).
Дозирование
физической
нагрузки, регулирование интенсивности
их воздействия на организм связаны со
следующими факторами, которые
необходимы учитывать:
количество
повторений упражнения:
чем большее число раз повторяется
упражнение, тем больше нагрузка, и
наоборот;
амплитуда
движений:
с увеличением амплитуды нагрузка на
организм
возрастает;
исходное
положение:
положение, из которого выполняется
упражнение,
существенно влияет на степень физической
нагрузки. К ним относятся: изменение
формы и величины опорной поверхности
при выполнении
упражнений (стоя, сидя, лежа), применение
исходных положений, изолирующих
работу вспомогательных групп мышц (с
помощью гимнастических
снарядов и предметов), усиливающих
нагрузку на основную мышечную
группу и на весь организм, изменения
положения центра тяжести
тела по отношению к опоре;
темп
выполнения упражнений:
темп может быть медленным, средним,
быстрым. В циклических упражнениях,
например, большую нагрузку
дает быстрый темп, в силовых — медленный
темп;
продолжительность
и характер пауз отдыха между упражнениями.
Более продолжительный отдых способствует
более полному восстановлению
организма. По характеру паузы отдыха
могут быть пассивными и
активными. При активных паузах, когда
выполняются легкие упражнения
разгрузочного характера или упражнения
в мышечном расслаблении, восстановительный
эффект повышается.
Учитывая
вышеперечисленные факторы, можно
уменьшать или увеличивать
суммарную физическую нагрузку в одном
занятии и в серии занятий
на продолжительном периоде времени.
Подготовительная часть 15 минут
1.Построение. Приветствие. Сообщение темы и задач урока.
2.Бег
3. Перестроение
4. ОРУ на месте:
1) Наклоны головы
И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс
1-наклон головы вправо
2-и.п
3-наклон головы влево
4-и.п.
2) Повороты головы
И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны
1-поворот головы вправо, левую руку вверх
2-и.п.
3-поворот головы влево, правую руку вверх
4-и.п.
3) Круговые движения в локтевом суставе
И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны
1-4-круговые движения во внутрь
5-8-то же наружу
4) Наклоны туловища вправо, влево
И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс
1-наклон вправо, руки вверх
2-и.п
3-наклон влево, руки вверх
4-и.п
5) Наклоны туловища вперёд
И.п.: стойка ноги врозь, руки внизу
1- наклон к правой
2- к середине
3- к левой
4-и.п
6) Выпады вперёд
И.п.- стойка ноги врозь, руки на пояс
1-выпад правой ногой, руки вперёд
2-и.п
3-выпад левой, руки в стороны
4-и.п
7) Выпады в стороны
И.п.- стойка ноги врозь, руки внизу
1-выпад правой ногой вправо, руки в стороны
2-и.п
3-выпад левой ногой влево, руки в стороны
4-и.п
Махи в парах в стороны
И.п.-узкая стойка, руки на плечах партнера
1-мах правой вправо
2-мах правой влево
3-4-тоже левой
9) Махи в парах назад
И.п.-узкая стойка, руки на плечах
1-2-мах правой назад
3-4-то же левой
10) Круговые движения в голеностопном суставе
И.п.- стойка ноги врозь, руки на пояс
1-2-круговые движения правой наружу
3-4-круговые движения правой во внутрь
5-8-то же левой
5. Перестроение
6. Спец. беговые упражнения:
— семенящий бег
— малый многоскок
— высокое поднимание бедра
-захлест голени
— многоскоки
— бег на прямых ногах
— приставные шаги
— скрестный шаг
— бег спиной вперед
-ускорение
1 мин
5 мин
3 круга
1.30 мин
4.30 мин
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
6-8 раз
1.30 мин
6.30 мин
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
Обратить внимание на внешний вид. Построение по команде: «В одну шеренгу становись!»
Учитель приветствует класс, подает команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Здравствуйте!» «Вольно!»
«Сегодня у вас ведут» Иван Васильевич.
Тема урока: «Низкий старт. Стартовый разгон». «Налево – раз — два!», «Бегом марш!».
Равномерный темп, держать дистанцию 2-3 шага, следить за дыханием.
«Четвертый круг проходим шагом восстанавливая дыхание!»,
«В одну шеренгу становись!», «На 9, 6, 3 рассчитайсь!», «По расчету шагом марш 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10!
И.п.-руки на поясе; «Посмотрите упражнение»; Раз-два, Три-четыре, «И.п. принять» «Упражнение начинай!» «Закончили!» Спина прямая, взгляд направлен вперед.
«Руки прямые, спина прямая»
«Пальцы рук сжаты в кулак, локоть на уровне плеча»
«Руки прямые, колени не сгибать»
«Руки прямые, колени не сгибать»
«Спина прямая, угол между бедром 90˚»
«Спина прямая, руки прямые»
«Руки, колени не сгибать, спина прямая»
«Руки, колени не сгибать, спина прямая»
«Движения плавные»
«Учащийся строятся в колонну по два»
«За направляющим от первой фишки до второй семенящим бегом, бегом марш!»
«Нога ставится с носка и разгибается полностью в коленном суставе, плечевой пояс расслаблен.»
«Малые многоскоки марш!» «Перекаты с пятки на носок, подпрыгивать как можно выше
«Бег с высоким поднимание бедра марш!» «Спина прямая, туловище слегка наклонено вперед. Руки согнуты в локтях на 45 градусов и работают вдоль туловища разноименно с ногами!»
«Бег с захлестывание голени назад марш!» «Пятки должны слегка касаться ягодиц. Пятку на поверхность не ставим, бежим на носках!»
«Многоскоки марш!» «Приземляйтесь на всю стопу, после отталкивания толчковая нога распрямляется, а маховая сгибается в коленном суставе
«Бег на прямых ногах марш!» «Руки согнуты в локтях и работают вдоль туловища. Бег происходит полностью на прямых ногах и с вытянутым носком. Максимально быстро отталкивайтесь толчковой ногой от поверхности!»
Руки работают вдоль туловища!»
«Приставными шагами правым боком марш!», «2 приставных шага правым боком и 2 левым боком», «Руки согнуты локтях, приземляться на носок, отталкиваться как можно сильнее вверх!»
«Бег скрестным шагом марш!» «Руки вытянуты вперед и остаются не подвижны, работают только туловище и ноги!»
«Бег спиной вперед марш!» «Контролируйте силу отталкивания. Смотрим через левое плечо!»
«Темп быстрый»
Круговая тренировка
— поднимания туловища
— прыжки со скакалкой
— бег в упоре
— прыжки через гимнастическую скамью
— упор присев — упор лежа — упор присев — прыжок
20 мин.
1 мин
1 мин
1 мин
1 мин
1 мин
Класс делится на пять команд. Команды расходятся на станции.
По свистку начинают работать на своей станции в течение 1 мин, по свистку заканчивают и переходят на другую станцию против часовой стрелки.
Следить за соблюдением техники безопасности во время выполнения упражнений. Отдых между кругами — 3 мин. Темп — средний. На переход на следующую станцию дается 30 сек и начинают по свистку учителя.
Лопатками касаться мата. Пальцы рук сцеплены в замок за головой
Активная работа мышц стоп.
Корпус держать прямо. Руки прямые в локтях. Колени поднимать до уровня груди, стопа натянута на себя.
Двумя ногами зигзагообразно.
Корпус держать прямо. Руки выпрямленные прямые в локтях. При прыжке руки вверх
Заключительная часть 5 минут
1.бег
Организационный уход в школу.
5 круг
5 мин.
Восстановление пульса. Бег трусцой.
Конспект тренировочного занятия должен раскрывать нетрадиционный подход, современные требования к организации образовательного процесса, использование современных педагогических технологий.
Вам также может понравиться:
Конкурсы
1 работа
Всероссийский конкурс детско-юношеского рисунка к Дню молодежи «КРАСКИ БУДУЩЕГО
»
20 Мая – 25 Августа
Викторины
177 работ
Открытые
14 работ
Всероссийский конкурс изобразительного искусства «ТАЛАНТ ВЕЛИКИЙ, САМОБЫТНЫЙ
» к 175-летию со дня рождения В.И. Сурикова
10 Января – 25 Мая
Свидетельство участника экспертной комиссии
Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!
Подробнее
Также вас может заинтересовать
-
Уроки по физическому воспитанию для 7 класса «Технологическая карта урока физической культуры Баскетбол. Тема: «Совершенствование техники ведения мяча в игре баскетбол. Дриблинг».»
Физическое воспитание -
Разное по физическому воспитанию для «Приключения Бабы Яги в городе»
Физическое воспитание -
Презентации по физическому воспитанию для дошкольников «Народная подвижная игра, как лучший помощник развития двигательной активности у детей дошкольного возраста»»
Физическое воспитание -
Конспект занятия по физическому воспитанию для дошкольников «в поисках дружбы»
Физическое воспитание -
Разное по физическому воспитанию для дошкольников «Физкультурное развлечение Новый год в сказочном лесу»
Физическое воспитание
Технология разработки плана-конспекта учебно-тренировочного занятия
Технология разработки плана-конспекта учебно-тренировочного занятия
План-конспект занятия разрабатывается для каждой группы занимающихся на каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего занятия. В нем обязательно указываются номер занятия по рабочему плану, дата и место проведения, перечень используемого спортивного инвентаря и оборудования, основные и частные задачи занятия, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражнениям, разрабатываются организационно-методические указания.
Задачи учебно-тренировочного занятия должны быть конкретными, реальными и сформулированными в повелительном наклонении (ознакомить с техникой броска прогибом, разучивать кувырок вперед, закрепить технику старта из воды, совершенствовать технику прыжку в длину, способствовать развитию (развивать) скоростно-силовых способностей в процессе игры в баскетбол, контролировать (контроль) технико-тактическую подготовленность и т.п.).
Задачи должны решаться в основной части урока в определенной последовательности с учетом закономерностей процесса обучения и направленного развития двигательных способностей. Поэтому первоначально продумывается и разрабатывается содержание и методика основной части, а затем подготовительной и заключительной частей занятия.
При составлении плана-конспекта следует пользоваться специальной терминологией.
Структура плана-конспекта должна включать в себя: обозначение частей урока и их продолжительность, содержание учебного материала для каждой части учебно-тренировочного занятия; дозировку нагрузки при выполнении заданий (упражнений), а также организационно-методические указания.
В основе построения частей занятия и распределения заданий должны лежать закономерности динамики работоспособности при выполнении физической нагрузки.
Подготовительная часть включает организационные вопросы, упражнения на общее укрепление организма и подготовку его к более напряженной работе в основной части. Занятие начинается с проверки наличия занимающихся. Далее следует объяснение содержания занятия. После этого проводятся ходьба и бег различными способами, общеразвивающие упражнения (несложные, но разнообразные по воздействию на организм), а также упражнения с учетом содержания основной части занятия.
Подготовительная часть занятия проводится в составе группы. На нее отводится до 7 мин. в одночасовом занятии, и до 15 мин. в двухчасовом (15-25% от общего времени занятия).
В основной части решаются следующие задачи: формирование и совершенствование прикладных навыков, развитие физических, специальных и психологических качеств, повышение устойчивости к влиянию неблагоприятных факторов, воспитание морально-волевых и психологических качеств.
Средства основной части занятия — различные упражнения. Наряду с развитием выносливости, силы, быстроты и ловкости на занятиях воспитываются смелость, решительность, настойчивость и др.
В содержание основной части включаются игры, соревнования, эстафеты, комплексная тренировка, контрольные упражнения, которые вырабатывают коллективные и самостоятельные действия. В начале основной части занятия выполняются приемы и действия, связанные со скоростью и ловкостью, упражнения со сложной координацией; в конце — упражнения на силу и выносливость, игры, соревнования и комплексная тренировка.
На основную часть отводится до 35 мин. при одночасовом занятии, и до 65 мин. при двухчасовом (70-80 % от общего времени занятия).
В заключительной части выполняются упражнения, которые способствуют приведению организма в спокойное состояние (направленные на восстановление) (ходьба, компенсаторный бег, упражнения на глубокое дыхание и расслабление мышц). При подведении итогов кратко отмечаются успехи и недостатки, даются индивидуальные задания на самостоятельную работу. Затем приводятся в порядок места занятий. На заключительную часть отводится около 5% от общего времени занятия.
Содержание плана-конспекта должно соответствовать поставленным задачам. В графе «часть занятия» записывается общее количество времени, затраченного на проведение (в минутах) и часть занятия.
В графе «Содержание» последовательно указываются по частям занятия все предусмотренные для проведения физические упражнения. При записи общеразвивающих упражнений, выполняемых на несколько счётов, обязательно надо записывать исходное положение (и.п.) и действия на каждый счет (И.п. — широкая стойка, руки на поясе. 1 — наклон к левой ноге; 2 — и.п.; 3 — наклон к правой ноге; 4-и.п.)
В графе «Дозировка» записывается количество повторов при выполнении упражнения, либо времяего выполнения в минутах (секундах), или дистанция выполнения (в метрах), а также интервалы отдыха.
В графе «Организационно-методические указания» указываются способы организации занимающихся, методы выполнения упражнений, требования к их выполнению, а также требования к наиболее важным характеристикам движений (амплитуде, скорости, темпу, величину усилия и др.). Делаются записи типа: «сообщить об ошибках», «обеспечить страховку», «напомнить правила игры» и т.д.
План-конспект занятия утверждается тренером.
Замечания к плану-конспекту пишет методист по практике.
Примерная форма плана-конспекта учебно-тренировочного занятия
План-конспект
открытого тренировочного занятия по виду спорта «футбол»
24 сентября 2020 год.
Занятие № 3
Тема:Передача
мяча внутренней стороной стопы. Учебная игра в футбол.
Задачи:
1.
Закрепить
технику передач мяча внутренней стороной стопы в движении.
2.
Воспитание общей быстроты и скоростно-силовых качеств.
3.
Формирование индивидуальной технико-тактической подготовки.
Инвентарь: мячи
футбольные, свисток, стойки.
Место проведения: футбольное
поле.
Ход
учебно-тренировочного занятия
Части |
Содержание |
Дозировка |
Организационно-методические |
Вводная |
6 мин |
||
Объяснение |
6 мин |
||
I |
Подготовительная |
30 мин |
|
Комплекс |
30 мин |
В парах |
|
II |
Основная |
120 мин |
|
Передача |
20 мин |
В парах |
|
Жонглирование |
10 мин |
В парах: |
|
Передача |
10 мин |
В парах |
|
Передачи |
10 мин |
Бедро, |
|
Удары по |
20 раз |
Треугольник Игрок №1 |
|
Длинная |
20 мин |
На Игрок №1 |
|
Игровое |
30мин |
2-3 |
|
III |
Заключительная |
25 мин |
|
Медленный |
5 мин |
50-100 м |
|
Построение |
|||
Подведение |
9 мин |
||
Рефлексия |
10 мин |