Как составить план консультации для педагога

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации «Информационно-методический центр» Колпинского района Санкт-Петербурга

Консультация как форма методической работы с педагогами

                Составила:

                                                            старший воспитатель Шумакова Г. А.

                   ГБДОУ д/с №1

Декабрь  2013 г.

Консультация является одной из традиционных форм методической работы с педагогами.

Консультация  — передача знаний собеседнику, повышение его компетенции в конкретных вопросах.

 Обычно продолжительность консультации составляет 45 минут.

Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными (плановыми). Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу.

Консультации подразделяют на индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные.

Основные, т.е. плановые, консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения.

При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при подготовке педагогического совета. Такая последовательность методической работы позволяет более качественно реализовать годовую задачу. Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.

Методы консультирования: объяснение, эврестическая беседа, дискуссия.

        Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации — объяснения полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение. В зависимости от уровня квалификации педагогов старший воспитатель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.

При обмене опытом между воспитателями, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.

Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Необходимо, чтобы воспитатели располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом. Тот, кто готовит консультацию, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий ему четко представить, какие новые знания получат воспитатели и к каким выводам они придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи новых знаний, требует серьезной подготовки и продумывания всего хода занятия.

Метод  консультации —  дискуссия по форме и содержанию близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако, в отличие от беседы, в дискуссии необходима борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от старшего воспитателя высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать атмосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность.

Виды консультаций, описанных в современной литературе:

— диалог;

— парадокс;

—  по опорным словам с элементами изложения;

— практикум;

—  тренинг;

—  инструктаж;

  • Консультация-диалог проводится по одной теме двумя педагогами с разным подходом к проблеме. Слушатели выбирают точку зрения, которая им ближе.
  • Консультация-парадокс с запланированными ошибками.

 Цель такой консультации — обратить внимание слушателей на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Старший  воспитатель  называет количество ошибок (не более десяти), которые он сделает в процессе консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева — достоверный, справа — ошибочный, который затем анализируется. Или же слушателям раздаются тексты консультации, где  надо подчеркнуть или исправить неверные утверждения. При этом могут быть получены три варианта результатов проверки:

— обнаружены все заданные ошибки, что свидетельствует о полном понимании проблемы;

— ошибками могут быть названы правильные положения (в этом случае методист разъясняет и уточняет эти положения);

— отмечены не все ошибки, тогда методист повторно объясняет суть вопроса.

Особенностью консультаций такого типа является обязательное  предварительное изучение рассматриваемой темы самостоятельно или коллективно.  

  • Консультация  по опорным словам с элементами изложения.  

Данный вид  консультаций целесообразнее применять в случаях  рассмотрения очень трудной для восприятия темы, включающей в себя много  терминов, определений, понятий и т.д.

Слушателям излагают  материал, при этом на доске (интерактивной, магнитной, обычной, фланелеграфе) появляются опорные слова или  сочетания слов. По окончании, слушателям  предлагается написать мини-изложение по данным  опорным  словам.  Через определённое  заранее для написания время, педагоги по очереди зачитывают свои  мини-изложения. Все слушают, уточняют  понимание того или иного  утверждения, задают вопросы и т.п., исправляют, если необходимо свою работу, выбирают наиболее удачный вариант  изложения.  

  • Консультация –  практикум  предполагает устное изложение материала для слушателей по  освоению какой-то методики, технологии. После прослушивания педагогам предлагается выполнить задания самостоятельно (своими руками что-то сделать, провести игру, составить  методическую  разработку).
  • Консультация – тренинг —  устное изложение материала сочетается с  выполнением  упражнений, направленных на развитие, формирование,  коррекцию у человека необходимых  профессиональных  качеств.
  • Консультация – инструктаж используется для освоения информационных  технологий.

В  чём же его особенности? Чтобы определить, способствует ли консультация повышению квалификации воспитателей, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирование, или экспресс-опрос. Для этого наиболее походит работа с перфокартами или тестовыми заданиями. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка: старший  воспитатель зачитывает поочередно вопросы, воспитатели называют отмеченные ими ответы, уточняется их правильность, дается разъяснение в случае получения неправильных ответов. В предлагаемых вариантах ответов правильным может быть один, несколько или все ответы, тогда нужно провести их ранжирование по значимости. В графе «Проверка» отмечается, правильно или неправильно дан ответ педагогом.

К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:

— Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.

— Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.  

Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.

— Необходимо обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы, т.е. планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.

— В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.

—  Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.

Методы активизации педагогов:

  • Мозговой штурм, например, терминологический диктант, использование перфокарт и  тестов — опросников, педагогические кроссворды, головоломки;
  • Педагогические ситуации;
  • Практические задания, например, составление графических моделей, подбор наглядного материала по теме;
  • Проект, например, разработать тематический план по определённой теме.

  Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечить закрепление и воспроизведение содержания консультации.

— Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.

В методическом кабинете должны находиться накопительные папки с материалами консультаций, которые педагоги могут использовать в своей работе.

Предварительная подготовка к консультации включает:

1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы консультации.

2. Формулировка основных вопросов и составление развернутого плана консультации.

3. Изучение и анализ методической литературы по теме консультации.

4. Подбор и систематизация наглядных материалов.

5. Подбор форм активного включения педагогов в ход проведения консультации.

6. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.

7. Распределение материала по вопросам.

8. Письменное изложение полного текста выступления.

9. Подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий.

Литература:

1. Белая К.Ю. «Ежедневник старшего воспитателя ДОУ». М.: АСТ, 2002.

2. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. «Старший воспитатель детского сада». М.: Просвещение, 1990.

3. Волобуева Л.М. «Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами». М.: Творческий центр «Сфера», 2003.

4. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. «Организация методической работы в дошкольном учреждении». – М., 1995.

В связи с модернизацией образования сегодня особую значимость приобретает проблема профессионализма и компетенции работников дошкольных учреждений. Повышению педагогического мастерства, развитию личности, ее творческого начала способствуют разные формы методической работы, которые содействуют совершенствованию работы педагогов с детьми, освоению наиболее рациональных методов и приемов их воспитания и обучения. Задачей методической работы является не столько коррекция ошибок деятельности педагогов, сколько, в первую очередь, оказание своевременной и действенной помощи педагогам.

В настоящее время применяется много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Одной из распространенных таких малых форм методической работы является консультация. Обычно продолжительность консультации составляет 45 минут. Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными. Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу. Консультации подразделяют: индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные. Основные консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения. При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при подготовке педагогического совета. Такая последовательность методической работы позволяет более качественно реализовать годовую задачу. Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.

Для консультаций характерна монологическая форма изложения информации.

К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Качественность подачи материала может обеспечить только профессионально компетентный специалист. Поэтому считаю, что информационная консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:

  1. Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.
  2. Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.  
    Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.
  3. Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы.
    Планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.
  4. В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.
  5. Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.
    Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации.
  6. Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.

В методическом кабинете должны находиться накопительные папки с материалами консультаций, которые педагоги могут использовать в своей работе.

В процессе проведения консультации широко используются методы, активизирующие педагогов.

Для повышения эффективности я предлагаю вначале «мозговой штурм». Это может быть или терминологический диктант, или использование перфокарт, или «педагогических ситуаций» и т.д. Терминологический диктант помогает педагогам быстро «погрузиться» в тему. Вспомнить специальную терминологию, чёткие определения тех или иных понятий. Педагогические кроссворды, головоломки позволяют им вспомнить термин, расширить кругозор, улучшить быстроту реакции, тем самым влияют на совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Разработанные мною головоломки располагаю по-разному, в виде: «Лесенки-чудесенки», «Умного квадрата». Для этого заранее заготавливаются тесты-опросники, которые сразу же и проверяются. Если воспитатель не справился с заданием, т.к. не владеет понятиями, то после консультации у него есть вторая попытка его выполнить. За несколько минут можно проверить знания педагога по любой методике, применяя перфокарты. Воспитателям предлагаю несколько вариантов ответов на вопрос. Правильность выбора ответа он проверяет с помощью наложения разноцветных шаблонов на карточку. Эффект «мозгового штурма» виден педагогами сразу.

Большой эмоциональный отклик вызывают «педагогические ситуации», которые разыгрывают коллеги. Это позволяет увидеть себя, свою деятельность со стороны и сделать правильные выводы. Оценивая героев сценки, педагоги опираются на свой педагогический, житейский опыт, знания и интуицию.

Следующим активизирующим моментом являются практические задания, такие как составление графических моделей двигательной активности детей, подбор наглядного материала к лексической теме. Например, «Сервировка стола в разных возрастных группах», позволяет проверить теоретические и практические знания педагога, как он формирует у детей культурно-гигиенические навыки и организует работу дежурных. Такие задания можно применять в начале, в середине и в конце консультации. После «мозгового штурма» можно переходить к информационной части.

Интересной оказалась для педагогов и консультация – проект. Так, например, при проведении консультации «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» был применен поисковый метод. Была сформулирована проблема «Перспективы духовно-нравственного воспитания детей». Воспитатели выдвинули разные гипотезы:

Духовно-нравственное воспитание осуществляется через активное использование в воспитательно-образовательной работе:

  • яркие народные традиции и ценности;
  • яркие факты исторического прошлого России;
  • целенаправленное использование музыкального репертуара;
  • дополнительное образование (кружок «Зернышки»);
  • методы и приёмы, направленные на духовно-нравственное воспитание;
  • осуществление педагогического сопровождения семей.

В ходе консультации воспитатели выделили компоненты духовно-нравственного воспитания, составляющие базу культуры личности: нравственный, эстетический, религиозный. И наметили пути и способы решения проблемы:

  1. Разработать систему взаимодействия детского сада по духовно-нравственному воспитанию детей с различными организациями – музеем, библиотекой, школой, церковью;
  2. Продумать педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей: запланировать различные формы работы с семьей, провести анкетирование родителей с целью выявления отношения родителей к работе по приобщению детей к историческим, православным, народным традициям, заключить соглашение с родителями, желающими, чтобы их дети посещали кружок по ознакомлению с историей и традициями России.
  3. Разработать тематический план работы с учетом православного календаря.

В течение учебного полугодия педагогам представилась возможность апробировать свои предложения и сделать выводы о подтверждении или опровержении их гипотез. Объединенные общей идеей педагоги учились, анализировали свою работу, методы и приемы, уделяли большое значение вопросам нравственности. Главной задачей стали считать пробуждение в ребёнке желания стать лучше, добрее, развивать в нём духовные потребности. В результате большинство гипотез нашли свое подтверждение.

Но часто приходится проводить консультации сугубо научной или методической направленности. Тогда форма проведения консультации кардинально меняется. При проведении таких консультаций требуется предварительное изучение материала и его использование во время ее проведения. Например, при изучении документов «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» рациональнее обеспечить каждого педагога копиями этих материалов, чтобы разбирать все пункты документа, знакомить с правилами и сроками проведения аттестации, с порядком работы аттестационной комиссии, отвечать, в ходе изучения документа, на возникшие вопросы.

Регулярно организуя консультации на основе изучения методической литературы, заранее составляю план беседы, продумываю вопросы, чтобы рассмотреть изучаемую тему со всех сторон. Предполагаю какие ошибки, трудности могут испытывать педагоги. Эта форма консультации носит название эвристической беседы, например, консультация по теме «Организация детской исследовательской деятельности». Многие опытные педагоги отмечали, что ребенок вовлечен в исследовательский поиск постоянно, поэтому взрослые должны ему помочь в проведении детских исследований. Чтобы сделать это конкретно и правильно, я с педагогами изучила статьи А.И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», затем предложила всем ответить на вопросы: «Что входит в полный цикл исследовательской деятельности?», «Какие темы исследований могут быть?», «Как их оформляют?», «Перечислите «цепочку» методов исследования», «Что обозначают эти карточки?», «Для чего они нужны?»

Насколько понятна методика, стало ясно из проведенного тренировочного занятия. Нашими трудностями стали: умение увидеть проблему, задать вопросы и выдвигать гипотезы. Отметили, что детям трудно дается наблюдение («смотрят и не видят»), умение делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.

Большое значение придается индивидуальной работе с педагогами по вопросам, которые вызывают у них наибольший интерес. Эти консультации я назвала «точечные». Они проводятся внепланово и индивидуально с каждым педагогом по его проблемам и вопросам. Для проведения таких консультаций я стараюсь привлекать опытных педагогов и руководителей методических объединений детского сада. Это консультации-беседы: «Ваш вопрос – наш ответ» Для молодых педагогов мною проводятся консультации: «Как пользоваться материалами методического кабинета?», «Работа по самообразованию», «Планирование воспитательно-образовательной работы».

После одной из таких консультаций, молодой воспитатель переосмыслила содержание консультации, кратко изложила ее на карточке – памятке и пришла уточнить некоторые вопросы. Эта идея мне очень понравилась и теперь я часто прошу делать краткую запись содержания консультации.

Консультация или часть консультации может проходить в форме дискуссии. Эта форма близка к беседе, так как предлагаются вопросы для обсуждения. Для дискуссии выбирается тема, которая вызывает споры и требует общего решения.

Отличительной особенностью дискуссии является наличие столкновений двух или нескольких мнений.

Так воспитатели обсуждали тему: «Осуществление индивидуальной образовательной траектории воспитанников детского сада». Во время вступительного слова определили проблему: необходимо найти такие методы, приемы, формы обучения дошкольников, чтобы они обеспечивали развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Данная проблема обсуждается не один год, но так и не был найден универсальный «рецепт» создания индивидуальной образовательной траектории. Целью нашей встречи стал поиск такой системы педагогической поддержки, которая способна оперативно реагировать на преграды, возникающие на пути развития ребенка, прогнозировать их появление и осуществлять возможное опережение. Мы вместе попытались найти решение этой проблемы. Для этого предложила обсудить общие вопросы к дискуссии:

  1. Созданы ли в ДОУ условия для реализации индивидуальной образовательной траектории воспитанников детского сада?
  2. Какие существуют трудности в реализации индивидуальной образовательной траектории?
  3. Как может быть решена эта проблема?
  4. Что для этого нужно?
  5. Назовите пути для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
  6. Как организовать образовательный процесс, чтобы обеспечить развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальной образовательной траекторией?
  7. Как осуществить принцип индивидуализации развивающей среды?
  8. Как организовать работу с одаренными детьми?
  9. Необходим ли «паспорт» сопровождения ребенка?
  10. Какова роль педагога в реализации индивидуальной образовательной траектории?

Во время дискуссии важна доброжелательная атмосфера, где каждый имеет право на свое мнение. Аргументы в защиту разных мнений тактично выслушиваются. Педагоги обсуждают вопросы и предлагают пути их решения. Многие понимают важность индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Именно активное общение, обсуждение, включение каждого в общую работу приводит к более высокому результату.

Педагоги высоко оценили разнообразие методов и приемов, применяемых на консультациях. Проделанная работа дает положительные результаты. Выбор форм и методов проведения консультаций зависит от темы, логики изложения, опыта педагогов. Интересная форма проведения консультаций должна обогащать, дополнять ее содержание. Активные формы включения педагогов в деятельность развивают способность применять знания, умения и практический опыт для осуществления профессиональной деятельности.

Каждый метод и форма консультации не являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и коллектива ДОУ.

Методическая консультация для начинающего
педагога:

структура и содержание

Егорова Алла Владимировна,

учитель начальных классов,

заместитель директора по УВР

МАОУ гимназии №29 г.Томска

Методической культурой должен обладать каждый участник образовательного
процесса.

Методическая культура учителя состоит из двух
компонентов.

Первый — это умение разработать практически значимый,
конкретный урок, занятие, мероприятие и т. д. Второй — это умение видеть за
конкретными материалами, действиями, закономерности. Эти закономерности и
составляют суть методики, педагогической технологии. Отсутствие того или иного
компонента сказывается на методике губительно. Так, если нет конкретных
материалов, которые другой учитель может взять себе на вооружение, остаются
пустые рассуждения и общие слова. Они могут быть правильными и красивыми, но за
ними не стоят конкретные действия. Если нет второго компонента (методического
обобщения), то материал превращается в простой конспект урока, занятия. Он даже
может быть интересен, но другой учитель взять его не сможет.

К. Д. Ушинский отмечал, что передается не опыт, а мысль,
выведенная из опыта. Вот эта мысль, обобщающая конкретику, и должна составить
суть методики, методических рекомендаций
и методических консультаций.

Почему именно «методическая консультация»?

Проблема профессионализма и компетенции работников
образовательных учреждений приобретает сегодня все бо՛льшую значимость.
Повышению педагогического мастерства, развитию личности, ее творческого начала
способствуют разные формы методической работы, которые содействуют
совершенствованию работы педагогов с детьми, освоению наиболее рациональных
методов и приемов их обучения и воспитания. Задачей методической работы
является не столько коррекция ошибок деятельности начинающего учителя или
молодого специалиста, сколько, в первую очередь, оказание своевременной и
действенной помощи педагогам.

В настоящее время применяется много новых интересных
форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные.
Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые
обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства
каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Одной из таких
распространенных малых форм методической работы является консультация.

Консультация (латин. consultatio — совещание) —
обсуждение какого-нибудь специального вопроса со специалистом; совещание
специалистов; совет, даваемый специалистом.

Из разнообразных форм методической работы в образовательном
учреждении консультирование педагогов отличается особенной направленностью
воздействия.

Это индивидуальные и групповые консультации,
консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным
проблемам педагогики, по заявкам отдельных педагогов.

Прежде всего, хочется напомнить, что любая
консультация требует от проводящего ее особой подготовки и профессиональной
компетентности. Цель консультации – оказание методического и психологического
содействия и практической помощи в решении профессиональных проблем
начинающего/молодого педагога, содействие в повышении их профессионального
уровня и развитии творческого потенциала. Другими словами, консультация должна учить
применять теоретические знания на практике, совершенствовать, расширять и
углублять их, вскрывать имеющиеся недостатки, помогать их устранению и способствовать
преодолению возникающих затруднений.

Во многих образовательных учреждениях консультации
проводятся по плану, составленному на учебный год. Основные консультации
записываются в годовой план работы учреждения, план деятельности педагога-наставника
и в план-маршрут индивидуальной программы развития профессиональных компетенций
начинающего/молодого педагога, т.е. методические консультации являются заранее
запланированными. Важно отметить, при этом, обязательно отводится время на внеплановые
(эпизодические и/или  спонтанные) консультации, необходимость в которых
возникает довольно часто. Внеплановые консультации возникают по инициативе
обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую
работу. Несомненно, по мере необходимости в план вносятся изменения и
дополнения.

При составлении годового плана образовательного учреждения
каждая задача решается через консультацию, как самую известную,
распространенную и доступную форму методической работы, через активные методы
обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно
такова последовательность проведения мероприятий при его подготовке или при
подготовке к участию начинающих/молодых педагогов в образовательных или
методических событиях, конкурсах профессионального мастерства различных уровней.

Плановые консультации, как правило, являются групповыми
и длительными по времени. На групповой плановой консультации, как правило, одна
целевая установка  познакомить с какими-то новейшими достижениями. Если цель
консультации уточнение, закрепление знаний педагогов, то возможно рассмотрение
несколько вопросов.

После проведения консультаций важно проконтролировать
качество усвоения ее  содержания, наблюдая и анализируя работу ее участников, а
также опираясь на данные карт педагогического мастерства, анкетирование и пр.
Контроль выступает средством определения и планирования дальнейшей
деятельности.

Групповые консультации требуют тщательной подготовки,
продумывания, отбора необходимого материала. Они организуются по общей тематике
для определённых категорий. Поэтому их не рекомендуется проводить часто.
Количество их определяется составом педагогических работников, состоянием
педагогической деятельности.

Содержание методических консультаций зависит от годовых
задач, стоящих перед образовательным учреждением, от интересов педагогов, от
трудностей, которые испытывают начинающие/молодые педагоги в работе.

Вопросы содержания консультаций касаются знакомства
педагогов с последними достижениями науки, с различными инновационными
материалами, литературой, новыми методами и приемами работы и т.д.

Индивидуальные консультации не планируются. Они
осуществляются по мере необходимости, т.е. являются внеплановыми
(эпизодическими и/или спонтанные). Эта форма методической работы является
наиболее трудной, сложно предугадать, в какой момент и с какими трудностями и
вопросами может обратиться начинающий/молодой педагог. Поэтому важно хорошо
знать сильные и слабые стороны, затруднения, личностные качества
начинающего/молодого педагога, а также уметь анализировать ход и результаты его
деятельности, формировать на основе знаний конкретные рекомендации и советы.
Эта форма помощи может носить кратковременный характер, но лучше перспективный.

Любая консультация требует подготовки и
профессиональной компетентности. Проведение консультаций осуществляют опытные и
компетентные педагоги, обладающих высоким уровнем психолого-педагогических,
научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим
культурно-нравственным обликом, способных поделится своим опытом работы с
коллегами. В связи с этим нелишним будет напомнить, что в отличие от «чистого
знания», «компетентность» предполагает присвоение и практическое применение
знания. Компетентный человек не только хорошо знает предмет консультации, но и
имеет свое мнение о нем, умеет его применить на практике в различных ситуациях.
Кроме того, проведение консультаций требует от педагога-наставника умений
придерживаться личностно-индивидуального подхода к каждому педагогу. Только
тогда процесс консультации пройдет плодотворно.

Каждой консультации предшествует
качественная подготовка.
Следовательно, информационная консультация
для педагогов должна отвечать следующим требованиям:

1.    Содержание
должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной
педагогики, психологии и педагогической практики.

2.    Материал
должен быть логичен и последователен, четко излагаться.
Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план
изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут
рассматриваться в ходе консультации.

3.    Обеспечение
дифференцированного подхода в изложении материала с учетом опыта педагогов,
класса и/или возрастной группы детей, их особенностей.

4.    В процессе
проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации,
которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических
и практических аспектов каждого вопроса.

5.    Использование
форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации. Несмотря
на то, что для консультаций характерна монологическая форма изложения
информации, активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на
изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания
консультации.

6.    Осуществление
подбора методической литературы по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги
могут познакомиться и др. источников.

Каждый метод и форма консультации не
являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и
коллектива (группы).

Соответствуя перечисленным требованиям, консультирование
дает возможность начинающим/молодым педагогам:

— получить научную информацию четко, доходчиво;

— является наиболее оперативной формой взаимодействия с
наставником;

— ориентируется на дифференцированный подход к личности
педагога;

— затрагивает вопросы актуальные для конкретного
человека;

— в групповых формах дает возможность педагогу
почувствовать себя психологически комфортно;

— активизирует и развивает поисковую деятельность
педагога;

— деловые игры, брифинг, дискуссии, проигрывание и
решение педагогических ситуаций, кроссвордов помогает усвоить технологию проведения
уроков, занятий и воспитательных мероприятий.

Конечный результат любого
методического мероприятия, в том числе и консультирования, будет высок и отдача
эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные
методы включения каждого педагога в активную работу. Они создают условия
мышления обучаемого, повышают степень мотивации, эмоциональности и творчества,
способствуют установлению сотрудничества, содействуют приобретению опыта.

Методы проведения консультаций. Смена приоритетов в сфере
образования, обращение к личности педагога, к его творчеству, активному началу,
внесли свои коррективы в условия работы педагога, в частности, в методику
проведения консультаций.

Сегодня используются различные методы проведения консультаций.

Так, при проблемном изложении материала
формируется проблема и показывается путь ее решения. При использовании
поискового метода
педагоги активно принимают участие в выдвижении гипотез,
составлении плана действий, поиске путей решения проблемы. Чаще всего при
проведении консультаций используется метод объяснения. Он обладает целым
рядом положительных качеств достоверностью, экономным отбором конкретных
фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др. Чтобы стимулировать
внимание начинающих/молодых педагогов и побуждать их следовать за логикой
изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы, обращение к ним.
Они помогают осмыслить свой опыт, высказывать свои соображения, сформулировать
выводы.

В зависимости от уровня квалификации педагогов наставник
определяет, в какой мере можно привлекать их к участию или ограничиваться
собственным объяснением.

При обмене опытом целесообразен метод эвристической
беседы
. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения
изученной методической литературы, даются разъяснения по темам, вопросам,
которые в большей мере интересуют педагогов, выявляются ошибки в суждениях,
степень понимания и усвоения новой информации. Однако эффективность
эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий:

— Предметом беседы лучше избрать практически значимый,
актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения.

— Необходимо, чтобы начинающие/молодые педагоги располагали
достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом.

— Тот, кто готовит консультацию, должен составить
обоснованный план беседы, позволяющий четко представить, какие знания они получат
и к каким выводам придут.

— Организуя эвристическую беседу, целесообразно
чередовать высказывания опытных и начинающих педагогов. Эвристическая беседа,
проводимая с целью передачи знаний, требует серьезной подготовки.

В ходе консультаций используются метод дискуссий.
По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает
выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов,
вводного и заключительного слова. Но в отличие от беседы, в дискуссии
необходимы борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии
приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и
содержание которых невозможно предвидеть заранее.

Поэтому использование дискуссии как метода требует от
ведущего педагога-наставника высокой профессиональной компетентности,
педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссии нужно
обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и
настроения участников, создавать атмосферу доверия. Участники дискуссии должны
обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность. В заключительном
слове кратко анализируется выступления участников и разъясняются принципиальные
вопросы.

Еще одним вариантом проведения консультации может быть деловая
игра
. Она приближает аудиторию к реальным условиям профессиональной
деятельности, наглядно показывает поведенческие или тактические ошибки,
совершаемые в той или иной ситуации, вырабатывает наилучшие подходы к решению
различных педагогических и организационных проблем. Для проведения деловой игры
требуется серьезная подготовка, необходимо предусмотреть определенные условия,
отражение в содержании игры обучающего материала, выделение игровых целей и
задач, соблюдение выработанных правил, активность и самостоятельность
участников игры. Учитывая педагогические принципы последовательности и
доступности, лучше начинать с простых эпизодов, постепенно усложняя задание.

Непосредственная разработка материалов деловой игры
включает в себя следующие этапы:

1.     
Создание проекта деловой игры.

2.     
Описание последовательности действий.

3.     
Описание организации проведения игры.

4.     
Составление заданий для участников.

5.     
Подготовка оборудования.

Изучение проблем воспитательно-образовательной работы
через деловую игру помогает, как начинающему, так и опытному педагогу усвоить
технологию проведения уроков, занятий и воспитательных мероприятий.

В рамках данной формы работы можно доверить проведение
определенного практического занятия кому-либо из слушателей. Следующей формой
консультирования является психологическая консультация — специально
организованный процесс общения, посредством которого у обратившегося за помощью
могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности
для преодоления возникших проблем и трудностей.

Психологическое консультирование предполагает обсуждение
проблем, с которыми сталкивается начинающий/молодой педагог в процессе
воспитания и обучения ребенка. Ведется поиск решений обозначенных вопросов с
опорой на теоретические знания и практический опыт. Правильная организация
консультаций требует от педагога-наставника не только знаний и умений, но,
прежде всего, быть хорошим психологом расположить к себе людей, вызвать их
доверие.

Сложность работы консультанта состоит в том, что он
должен успешно соединять в своей деятельности научные и обыденные знания
понятия, закономерности, механизмы. Вместе с тем существует опасность упрощения
языка и сведения всех психологических понятий до уровня обыденного знания, что
не соответствует теоретическим и экспериментальным достижениям науки. В
просветительской и консультативной работе, консультант должен точно
дифференцировать адресата, с которым ведет общение.

Здесь учитывается возраст, образование, профессиональная
специальность. Важнейшим принципом взаимодействие консультанта с
консультируемым является обязательная доступность, доходчивость. Научные и обыденные
понятия должны быть либо максимально сближены, либо ясно объяснено их
соответствие. Во время консультирования педагог-наставник разъясняет значение
различных специальных терминов, уточняет их понимание.

Наиважнейшим условием является уверенность консультанта
в истинности, конечности результатов, фактов, сообщаемых ему. Все сомнения
должны быть сняты, подавлены в момент беседы, консультирования. Это
продиктовано спецификой решаемых задач — исследовательских, просветительских,
консультационных.

На согласие или не согласие консультируемого с
консультантом влияет межличностная дистанция, ее мера устанавливается в
процессе общения. При более дистантном холодном взаимодействии скрываемые
слабости консультируемого могут прикрывать больше, чем при близком теплом
взаимодействии. Но дистантное взаимодействие может помочь осознать внешние
наблюдаемые проблемы: конфликтность поведения, напряженность в отношениях и т.
д. Главным условием взаимодействия является взаимопонимание, на основе которого
возникает готовность субъектов к сотрудничеству, к личному контакту, к
прогрессивному движению в направлении разрешения актуальной для субъектов общей
проблемы.

Таким образом, взаимодействие между наставником и начинающим/молодым
педагогом может быть охарактеризовано, как форма их совместной деятельности,
основанная на взаимопонимании и личном общении. Профессионально необходимыми
качествами контакта при организации методического консультирования выступают:

общительность;

контактность;

динамичность;

гибкость поведения;

умение избегать невротических и субъективных отклонений
в собственных оценках и в поведении;

терпимость по отношению к другим;

умение понять общую культуру поведения;

профессиональный такт;

деликатность;

умение до конца построить и выдержать свою линию
поведения;

умение проанализировать с консультируемым ситуацию
затруднений.

При соблюдении всех условий основой эффективной
педагогической деятельности станет непрерывный процесс образования и развития
начинающего /молодого педагога.

Обновлено: 23.05.2023

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для педагогов ДОУ

Подготовила

Старший воспитатель МБДОУ № 156

высшая категория

Иваново, 2020 г.

Цель консультации: повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах оформления педагогической документации.

Задачи: вспомнить правила и требования к оформлению педагогической документации; закрепить полученные знания.

Актуальность: С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.

Давайте вспомним, как это делается.

1.В конспекте используется шрифт – TimesNewRoman, кегль 14, межстрочный интервал – одинарный, выравнивание по ширине листа.

2.Титульный лист конспекта содержит:

Полное наименование организации по уставу (вверху, посередине);

Название мероприятия: конспект или сценарий педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему:…; или конспект или сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему:…(по центру, по середине);

Образовательная область:

ФИО педагога, должность, квалификационная категория (если есть);

Город, год (внизу, по центру).

3. В ходе написания конспекта педагогу необходимо:
*сформулировать цели и задачи НОД и ее отдельных этапов,
*раскрыть структуру и предметное содержание НОД,
*продемонстрировать владение методами и приемами мотивации воспитательно-образовательной деятельности, организации образовательной деятельности обучающихся,
*проиллюстрировать примерами учет индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных характеристик группы, в которой будет проводиться НОД.

4.Основные составляющие конспекта:

цель педагогической деятельности;

определение задач как системы промежуточных результатов, конкретизирующих достижение педагогом цели НОД;

Развивающая предметно-пространственная среда (оборудование);

Используемые технологии (методы);

Описание содержания НОД и способов организации достижения воспитанниками планируемых результатов;

5. Цель деятельности это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Алгоритм постановки цели:

Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.

Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.

Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).

Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД.

Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Важно помнить о:

направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат НОД;

соответствие цели НОД психофизическим возможностям, способностям, потребностям воспитанников данного возраста;

реальность выполнения поставленной цели в течение НОД;

представление задач НОД как системы действий педагога по достижению цели;

6. Задача – то, что требует исполнения, решения.

Задачи по отношению к цели определяются по 5 образовательным областям.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

Через формулировку задач должно быть видно, как решается цель.

Задачи должны быть четкими и конкретными .

7. Тип занятия:

8.Активизация словаря: расписать новые слова и словосочетания, которые вводятся в активный словарь детей.

9.Предварительная работа делится на предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию (что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.) и предварительную работу с детьми — весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)

Чтение художественной литературы (указать автора, наименование произведения);

Беседы, ситуативные разговоры (указать тему, цель)

Прослушивание музыкальных произведений (указать название) и др.

10. Развивающая предметно-пространственная среда (оборудование): демонстрационный и раздаточный материал, реквизит, используемые материалы, мизансцены.

Прописывается отдельно используемое оборудование для педагога и детей.

11.Используемые технологии (методы):

-проблемное обучение и т.д.

В технологиях расписать методы и приёмы, игры .

12. Описание содержания НОД и способов организации достижения воспитанниками планируемых результатов. В НОД 3 этапа работы: вводный, основной, заключительный.

В таблице описывается структура и методические приемы, используемые на занятии, указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей — при необходимости помещается план размещения.

Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.

Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

Вводная часть

Необходимо отразить, как обеспечивается:

– психологический настрой на предстоящую деятельность,

— организация направленного внимания,

— мотивация предстоящей деятельности (знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, создание проблемной ситуации),

— актуализация имеющихся знаний, представлений, по возможности установление связи с прошлым опытом детей.

Указать (описать), какой мотив используется, как дети привлекаются к пониманию стоящей перед ними задачи (цели), и тому, что в соответствии с этим необходимо сделать. Если используется игра рабочего настроя, то указать какая и в чем ее суть (цель).

Мотивация занятия

Познавательный мотив – основа любознательности ребенка, когда ему интересно узнать. Видно по поведению ребенка, что ему это нужно, важно.

Мотив доброжелательных отношений – хочется дружить со сверстниками и воспитателями.

Деятельностный – ребенку нужно чем-то заняться.

Игровой — присутствие игрушки + помощь.

Этот мотив лучше использовать на младших детях, чем старше дети, тем он менее действенен.

В основной части решаются главные задачи деятельности, создаются условия для активной деятельности детей.

Здесь необходимо указать виды деятельности, которые используются (дидактическая игра (упражнение), динамическая пауза, самостоятельная работа детей по…, опытно-экспериментальная деятельность детей, рассматривание, беседа и т.д.), методические приемы, формы организации детей.

Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе её в деятельности ребёнка не возникало затруднений.
Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят её, используя новый способ деятельности (действия).

Заключительная часть: должно быть отражено содержание, направленное:

на закрепление и обобщение того, что узнали, чему научились дети (планируются соответствующие упражнения, игры),

на оценку результатов занятия, привлечению детей к взаимооценке и самооценке (указать, как подводится итог занятия, на что при этом обращается внимание – указанное содержание должно быть направлено на понимание детьми зависимости полученного результата от качества осуществления работы (с учетом специфики вида деятельности, уровня взаимодействия детей, проявления необходимых личностных качеств).

Положительным моментом является наличие в заключительной части эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.

Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ. План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития воспитанников.

План — это, прежде всего, целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.

План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе.

Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Календарный план – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

В плане отражаются конкретные задачи воспитательно-образовательной работы, основные виды деятельности и способы их организации, средства решения поставленных задач на конкретный отрезок времени.

Основная цель планирования — обеспечение выполнения Программы детского сада. К планированию календарного плана предъявляются определённые педагогические требования:

  • Календарный план работы составляется воспитателями по очереди. Один воспитатель пишет план своей сменына 5 рабочих дней.
  • При работе над планом нужно учитывать реальность его выполнения, систематичность, последовательность, необходимо продумывать его насыщенность разнообразными делами.
  • Каждое запланированное дело должно быть целесообразным, нести в себе воспитательный элемент.
  • Последовательность и систематичность плана работы педагога помогает ему реализовать выдвинутые воспитательные задачи и соблюдать непрерывность самого воспитательного процесса.
  • Одним из важнейших условий составления календарного плана является его согласованность с годовым планом работы ДОУ.

Помимо педагогических существуют требования к оформлению плана:

  1. Комплекс утренней гимнастики (выдает руководитель по физре)

При написании плана на неделю указывается:

ВО ВСЕХ ПУНКТАХ ОБЯЗАТЕЛЬНО – ЦЕЛИ.

Работа с родителями.

Обогащение развивающей среды в группе.

Утренняя гимнастика, виды ходьбы, подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра с перечислением цели игры, атрибутов и игровых ролей.

Все утренние мероприятия проводятся с целью создания у детей положительного эмоционального настроя на весь день и побуждения их к активному участию в жизни группы.

Планирование утреннего отрезка времени.

При планировании индивидуальной работы необходимо уточнять вид деятельности, его цель и с кем конкретно из детей педагог планирует данную работу.

Беседа – тема, цель, вопросы, оборудование (если необходимо), кому адресована.

Игры – какие (название), цель, атрибуты (материалы) проводятся с подгруппой детей и рассчитаны на индивидуальную работу с ребёнком.

Планирование режимных моментов. При написании режимных моментов обязательно планировать художественное слово (ясельная, младшая, средняя группы).

Планирование учебных занятий:

Программное содержание (образовательные, развивающие, воспитательные задачи)

Материалы и оборудование

Виды детской деятельности

Словарная работа (обогащение словаря)

Художественное слово (название произведения и автор)

По изодеятельности:

Вид занятия (рисование, аппликация, лепка, ручной труд)

Основные технические приёмы

Планирование прогулки:

Прогулка обязательно должна проводиться в любую погоду. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

  1. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса:

П.11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий.

При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.

Содержание прогулки должно соответствовать физиологическим, педагогическим требованиям во всех возрастных группах. При организации прогулки большую роль играет наличие и состояние участков каждой группы, их планировка и благоустроенность.

Задача прогулки в первую половину дня – восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

Есть общепринятая структура прогулки.

Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.

Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

Существует различные виды прогулки:

Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

Комбинированная, состоящая из двух частей:

первая часть — целевая прогулка;

вторая часть — свободная деятельность детей.

Пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки — трудовые акции.

Рассмотрим прогулки каждого вида.

Прогулки — походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Если проводить их чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.

Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду.

Прогулка-событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.

Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При организации подобных прогулок разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. Правильно организованные спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни.

В прогулках – трудовых акциях преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе — это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.). На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы — это результат совместного труда всех.

  1. Наблюдение (тема, цель, художественное слово, вопросы).

Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10—15 минут.

Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень.

Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности.

Таким образом в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.

При организации любых видов наблюдений должно быть обязательно использовано художественное слово:

С приметами начинают знакомить со средней группы.

Виды наблюдений:

Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.

Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).

Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом (с разрешения администрации ДОУ). Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.

Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.

Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (с разрешения администрации ДОУ).

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10 минут.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения).

В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие).

Индивидуальная работа по физвоспитанию

У которых есть проблемы в освоении основных движений

Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.

Количество подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.

Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).

Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.

Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.

  1. Индивидуальная работа (вид деятельности, цель, с кем проводится).
  2. Самостоятельная деятельность детей (выносной материал)
  3. Трудовая деятельность (вид труда: ручной труд, поручения, — кому, цель; коллективный, хозяйственно-бытовой, труд в цветнике — тема, цель)

Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе, должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.

Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.

Индивидуальная работа должна планироваться по разделам программы.

Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.

II половина дня.

Во вторую половину дня деятельность детей разнообразна. Нужно дать детям возможность реализовать то, что им понравилось за день. В это время отводится для различного рода игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных, настольно-печатных). При планировании игр указывается: вид, тема игры, оборудование (театрализованные и сюжетно-ролевые – роли).

Для желающих детей может быть организовано прослушивание музыкальных произведений, сказок, пение песен при планировании этого вида деятельности необходимо указать название произведения, автора или композитора.

Один раз в неделю, в среду, планируется развлечение. Никакая другая работа в этот день не планируется. При планировании развлечения указать:

Тему, цели, материалы и оборудование (см. папку взаимодействия с физруком и музруком)

Вечером детей нужно ненавязчиво привлекать к какой-либо спокойной деятельности. Это может быть рисование, вырезание, игра с мелким строителем, мозаикой и т.д.

Многие педагоги испытывают затруднения в оформлении конспектов.

Давайте разберемся с тем как нужно правильно оформить конспект организованной образовательной деятельности .

Вложение Размер
oformlenie_konspektov_ood.docx 22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 г.Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

Консультация для воспитателей

Подготовила старший воспитатель

Власенко Ирина Ивановна

Многие педагоги испытывают затруднения в оформлении конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. Зачастую задачи проходят через цель.

Давайте разберемся с тем как нужно правильно оформить конспект организованной образовательной деятельности .

Начнём с титульного листа.

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:

Организованной образовательной деятельности по (Область)

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт(город, поселок , станица и т.д), а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с цели ООД.

Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель рекомендуется определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д. А глаголам в неопределенной форме формировать задачи: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т.п .

Воспитатель: Через лево повернись,

В Книгограде очутись.

Итак далее по всем пунктам структуры ООД.

Если дети выполняют работу по образцу, то к конспекту обязательно должно быть сделано приложение в виде заранее выполненной воспитателем готовой работы. Если конспект оформляется для отчетности и должен быть представлен экспертной комиссии, то в приложении необходимо предоставить результаты детских работ или фотографии, отражающие ход и результат занятия .

Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта ООД следующая:
Если есть титульный лист:

вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:

организованной образовательной деятельности по (Область)

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш посёлок, а ещё ниже год, когда написан конспект.

вторая страница начинается с Цели.

Если без титульного листа, то выглядит следующим образом:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Как правильно оформить протокол родительского собрания».

Консультация для воспитателей. Как правильно оформить протокол родительского собрания.

Методические рекомендации для воспитателей»Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО»

Методические рекомендации для воспитателей»Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО».

Консультация для воспитателей «Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО»

Оформление конспекта по проведению НОД с детьми.

Рекомендации для воспитателей «Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО».

Методические рекомендации для воспитателей.

Консультация для воспитателей «Как правильно оформить конспект»

В консультации даны конкретные рекомендации, как правильно оформить конспект организованной образовательной деятельности.

Методическая рекомендация для воспитателей. Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО

Методическая рекомендация для воспитателей. Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС ДО.

Методическое сопровождение образовательного процесса и координацию педагогической работы осуществляет Казанцева Наталья Владимировна — старший воспитатель высшей квалификационной категории. Окончила НОУ ВПО Байкальский экономико правовой институт Психолог. Преподаватель психологии по специальности «Психология»

НагражденаПочётной грамотой от Министра Образования и Науки РФ за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возрастав 2014 г.

График работы:

В ДОУ построена следующая система работы старшего воспитателя:

Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.
Старший воспитатель осуществляет планирование:
— годового плана ДОУ;
— перспективного плана по разделам программы;
— перспективного плана по различным направлениям деятельности ДОУ;
— перспективного и календарного плана деятельности старшего воспитателя.

Одним из условий полноценного планирования является мониторинг деятельности дошкольного учреждения и включает в себя следующую информацию:
— выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;
— уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;
— мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
— создание условий комфортного пребывания детей и т.д.

Организация воспитательно-образовательного процесса

включает в себя:
— распределение видов деятельности согласно возрастным особенностям детей;
— организацию работы педагогов;
— обеспечение выполнения программы;
— постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Работа с педагогами

Контроль
Старший воспитатель осуществляет контроль за работой педагогов:
— систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
— по графику посещает НОД в группах;
— следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.
Работа с родителями и социумом — важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:
— информирование родителей на родительских собраниях о содержании работы с детьми по разделам программы;
— подготовка стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;
— налаживание контактов с социокультурными учреждениями.

Создание предметно-развивающей среды
— организация пространства методического кабинета;
— приобретение пособий, методической литературы, игрушек;
— оформление стендов, выставок.

Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие — основа вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты — в душе, в семье, на
работе. Прививайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

Не скупитесь на похвалу.
Не создавайте конфликтных ситуаций.
Следите за внешностью и поведением.
Ваше отношение к работе, людям, предметам — образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

Любить ребенка таким, каков он есть.
Уважать в каждом ребенке личность.
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается :

Кричать и наказывать детей.
Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
Приходить к детям с плохим настроением.
Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
Оставлять детей одних.
Унижать ребенка.

Читайте также:

      

  • Какую роль играет хитиновый покров в жизни речного рака кратко
  •   

  • Почему в разных городах разное время кратко
  •   

  • План работы по наставничеству с молодыми педагогами в школе казахстан
  •   

  • Какие требования предъявляются к шуму в помещениях кратко
  •   

  • Женские образы в романе герой нашего времени план урока

Индивидуальный подход— необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.

Одной из форм работы, которая помогает реализовать индивидуальный подход как в работе с ребенком, так и с его семьей, является индивидуальное консультирование. Часть консультации посвящается трудностям обучения детей. Индивидуальные консультации близки беседам, основная разница их в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна.

Ейск, 2020 г.

Выполнила студентка

группы Ш-22

Скотникова Альбина

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»

Правила проведения консультаций для родителей

Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку.

Многим родителям индивидуальная консультация помогает раскрыться.

Подготовка к консультации:

  • Наметить тему, план;

  • Подготовить содержание, наглядность;

  • Продумать место и время;

  • Заранее пригласить родителя;

  • Сформулировать рекомендации.

Готовясь к консультации целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию работы с классом.

Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом.

  • Консультация может быть организована в форме беседы, обсуждения проблемы, статьи. Содержание консультации состоит из вступления, основной части и заключения. Содержание конкретизировано до деталей.

Требования к проведению консультации:

  • Консультацию проводят в вечернее время и в отсутствии ребенка;

  • Консультация проводится без спешки и доброжелательно;

  • Важно расположить к себе родителя.

Пригласив родителей на индивидуальную консультацию нужно вести себя правильно. Всегда улыбайтесь. Обязательно обращайтесь к родителям по имени, отчеству. Всегда умейте слушать и слышать, выслушивайте не перебивая. Посмотрите на возникшую проблему глазами родителей, а не только своими глазами, тогда можно увидеть с какой стороны лучше подойти к этой проблеме, как правильно преподнести ее решение без ущерба для ребенка и его родителей.

Большую роль в индивидуальных консультация играют эмоции. Родители бывают разные. Педагог должен найти особый подход, чтобы индивидуальная консультация состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным и вежливым. При этих условиях индивидуальная консультация приносит огромную пользу в работе с родителями.

Таким образом, работа с родителями- это сложная и важная часть деятельности педагога.

Цель консультаций— повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей, помощь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребенка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Fl studio тормозит как исправить
  • Как составить свой идеальный вес
  • Как найти центр фланца
  • Как найти репетитора студента по математике
  • Как найти проценты от покупки