Как составить план консультации в доу

Годовой тематический план консультаций для родителей.

Старшая группа.

Сроки

Цикл консультаций.

Темы консультаций

(по неделям)

Цели.

Ответственный

Сентябрь.

«Что нужно знать о ребёнке   5 – 6 лет»

1.«Возрастные особенности детей 5 – 6 лет».

2.«Физиологические особенности детей 5 – 6 лет».

3.«Психологические особенности детей 5 – 6 лет».

4.«Что должен знать и уметь ребёнок 5 – 6 лет».

1. Повышение педагогических знаний родителей о возрастных особенностях детей 5–6 лет.

2. Повышение педагогических знаний родителей о физиологических особенностях развития детей 5–6 лет.

3. Повышение педагогических знаний родителей о психологических особенностях развития детей 5–6 лет.

4. Повышение педагогических знаний родителей о формировании знаний, умений и навыков, которые характерны для детей 5–6 лет.

1. Воспитатель

2. Воспитатель

3. Воспитатель

4. Воспитатель

Октябрь.

«В здоровом теле, здоровый дух»

1. «Виды закаливающих процедур, принципы закаливания».

2.»ЗОЖ начинается с семьи»

3. «Фитотерапия и ароматерапии, их влияние на укрепление детского организма».

4. «Спортивный уголок дома».

1. Ознакомление родителей с различными видами закаливания, с основными принципами закаливания.

2. Информирование родителей о необходимости проведения физических упражнений дома.

3. Информирование родителей о методах и способах фитотерапии и ароматерапии, укрепляющих здоровье детей.

4. Повышение знаний родителей о физическом воспитании детей в домашних условиях посредством организации спортивного уголка.

1. Воспитатель

2. Воспитатель

    Инстр. ФИЗО

3. Воспитатель

4. Воспитатель

    Инстр. ФИЗО

Ноябрь.

«Развитие творческих способностей дошкольника»

1.«Детское творчество».

2. «Рисуем вместе с ребёнком».

3. «Материалы для детского творчества своими руками»

4. «Нетрадиционные техники рисования»

1. Информирование родителей о значимости детского творчества, его значении в воспитании и развитии ребёнка

2. Пропаганда совместного домашнего творчества.

3.Ознакомление родителей с видами и способами изготовления материалов для детского творчества.

4. Ознакомление родителей с нетрадиционными видами творческой деятельности для занятий дома как способа художественно – эстетического воспитания детей.

1. Воспитатель

    Педагог ИЗО

2. Воспитатель

3. Воспитатель

    Педагог ИЗО

4. Воспитатель

    Педагог ИЗО

Декабрь.

«Учим стихи быстро и легко»

1.«Значение стихотворений в развитии речи ребёнка».

2. «Как учить стихи?»

3.«Что делать, если ребёнок не хочет учить стих?»

4. «Как выбрать интересный стих?»

1. Повышение педагогической грамотности родителей о значимости процесса заучивания стихотворений

2. Ознакомление родителей с формами работы по заучиванию стихов с детьми

3. Оказание психолого – педагогической помощи родителям по данной теме.

4. Оказание родителям помощи в подборке стихотворений для детей старшего дошкольного возраста для новогоднего утренника

1. Воспитатель

2. Воспитатель

3. Воспитатель

4. Воспитатель

Январь.

«Каков родитель, таков и ребёнок»

1. «Роль этикета в воспитании детей».

2. «Семейный этикет»

3. «Этикет для самых маленьких»

4. «На личном примере…»

1. Повышение педагогических знаний о нравственном и этическом воспитании детей.

2. Пропаганда значимости позитивных  и доброжелательных взаимоотношений между членами семьи.

3. Повышение педагогических знаний родителей о правилах этикета детей дома, на улице и др.

4. Информирование родителей о влиянии культуры самовыражения родителей на культуру поведения ребёнка в детском саду.

1.Воспитатель

2. Воспитатель

3. Воспитатель

4. Воспитатель

Февраль.

«Речь ребёнка. Трудные звуки».

1. «Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «Р, Л»

2. «Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «Ж»

3. «Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «Ш, Щ»

4. «Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «З, С»

1.Оказание методической помощи родителям по логопедическим занятиям в домашних условиях.

2. Оказание методической помощи родителям по логопедическим занятиям в домашних условиях.

3. Оказание методической помощи родителям по логопедическим занятиям в домашних условиях.

4. Оказание методической помощи родителям по логопедическим занятиям в домашних условиях.

1. Воспитатель

    Логопед

2. Воспитатель

    Логопед

3. Воспитатель

    Логопед

4. Воспитатель

    Логопед

Март.

«Музыка в жизни ребёнка».

1.«Музыка и ребёнок».

2. «Классическая музыка в жизни ребёнка».

3.«Музыкальное воспитание детей в семье».

4.«Музыкальная терапия».

1. Информирование родителей о значимости музыки, её значении в художественно – эстетическом воспитании и развитии ребёнка.

2. Обогащение педагогических знаний родителей о влиянии классической музыки на воспитание и развитие ребёнка.

3. Пропаганда значимости музыкального воспитания в семье.

4. Ознакомление родителей с музыкотерапией, как одного из направления психологического развития ребенка.

1. Воспитатель

    Муз. рук – ль

2. Воспитатель

    Муз. рук – ль

3. Воспитатель

    Муз. рук – ль

4. Воспитатель

    Муз. рук – ль

Апрель.

«Зрение дошкольника».

1.«Профилактика нарушения зрения у дошкольника»

2. «Зачем нужна зрительная гимнастика детям?»

3.«Комплекс зрительной гимнастики и игр для глаз».

4.«Комплекс статичных активных и пассивных упражнений для глаз».

1. Формирование у родителей элементарных представлений о роли зрения в жизни ребенка.

2.Пропаганда значимости проведения упражнений для глаз.

3. Ознакомление родителей с упражнениями и играми, способствующими профилактике нарушения зрения  у детей.

4. Ознакомление родителей с комплексом пассивных упражнений, способствующих профилактике нарушения зрения  у детей.

1. Воспитатель

2. Воспитатель

3. Воспитатель

4. Воспитатель

Май.

«Роль книги в жизни ребёнка».

1.«Книга и ребёнок».

2. «Читаем всей семьёй».

3.«Как правильно выбрать книгу?»

4.«Домашняя библиотека».

1. Обогащение педагогических знаний родителей о влиянии художественной литературы на воспитание и развитие ребёнка.

2. Пропаганда значимости совместного домашнего чтения книг в воспитании ребёнка.

3. Оказание родителям помощи в подборке стихотворений для детей старшего дошкольного возраста

4. Оказание методической помощи родителям в организации домашней библиотеке.

1. Воспитатель

2. Воспитатель

3. Воспитатель

4. Воспитатель

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ С УЧЕТОМ
ДОСТИЖЕНИЙ И ТРУДНОСТЕЙ  В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

в младшей группе СП Детский сад
«Колосок» ГБОУ СОШ № 1«ОЦ»

с. Большая Глушица

разработала обучающаяся заочного
отделения ССПК 3Б группы

Кондратьева Любовь Владимировна

Тема консультации: «Упрямство и капризы»

Цель консультации:
оказать  помощь
родителям в разрешении проблемы детских капризов и их упрямства.

Задачи:

1.Выявить причины капризов и упрямства.

2.Познакомить маму Ольгу Александровну с
особенностями капризных и упрямых детей;

3.Подобрать для родителей практические
рекомендации по преодолению проблемы капризов и упрямства ребенка.

4.Повысить компетентность родителей в вопросах
воспитания ребенка.

Примерные вопросы
к родителям:

1.Есть ли в семье еще
дети?

2.Одинаковы ли
поведенческие модели детей в семье?

3.В каких ситуациях
наиболее часто проявляются капризы и упрямство Ивана?

4.Какие способы
взаимодействия применяли в этих ситуациях?

5.Как часто ребенок
капризничает?

6.Что является
причиной упрямства и капризов?

7.Как Вы реагируете
на капризы и упрямство ребенка? Что делаете?

Практические рекомендации для родителей:

Первыми из исследователей, которые занимались изучением проблемы
упрямства, является Захаров А. И., Выготский Л. С., Эльза Келер, Островской Л.
В., Кряжевой Н. Л. и многие другие отечественные и зарубежные ученые. Захаров
А. И. в работе « Неврозы у детей » пишет, что упрямство чаще всего возникает в
возрасте от 1,5 до 2,5-3 и иногда в 5 лет.

Выдающийся российский психолог Леонид
Семенович Выготский описал такие симптомы этого кризиса:

1.Негативизм – стремление все
делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям.

Ребенок может настаивать, что сыр – это
масло, синее – это зеленое, лев – это собака. Как только взрослый соглашается с
ним, «мнение» ребенка может резко измениться на противоположное.

2.Упрямство. Ребенок настаивает на
своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого
потребовал («Я хочу»).

Капризность – это вторая сторона одного и
того же нарушения поведения. Понимает, что нельзя, но настаивает («Я не хочу»).

3.Своеволие. Все хочет делать сам,
отказывается от помощи там, где еще мало что умеет («Я сам»).

Предлагаю Вам
рекомендации для преодоления упрямства и капризности у детей:

Предлагаю Вам
рекомендации для преодоления упрямства и капризности у детей:

1. Не придавайте большого значения
упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за
ребенка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом,
дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо
внушать своему ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще
сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребенком
настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ
ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять
его за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует
зрителей, не прибегайте к помощи посторонних:

«Посмотрите, какая плохая девочка,
ай-яй-яй!». Ребенку только этого и нужно.

7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая
у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!».

Подобные отвлекающие маневры заинтересуют
капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон,
резкость, стремление «сломить силой авторитета».

9. Спокойный тон общения, без
раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они
педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

11. Не хвалите ребенка
если: достигнуто не своим трудом, не подлежит похвале (красота, сила,
ловкость, ум), из жалости или желания понравиться.

12. Хвалите ребенка: за поступок, за
свершившееся действие; начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы,
одобрения; очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь
тоже; хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

13. Нельзя ребенка наказывать и ругать: когда
ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни, так как в
это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема; когда ребенок
ест, сразу после сна и перед сном; во всех случаях, когда что-то не получается (пример:
когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки); после физической
или душевной травмы (пример: ребенок упал, вы ругаете за это, считая, что
он виноват); когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью,
подвижностью и т.д., но очень старался; когда внутренние мотивы его
поступка вам не понятны; когда вы сами не в себе.

Предлагаю почитать художественные
произведения, в решение данной проблеме.
Например, сказка «Какие у мамы ушки?»,
автор Татьяна Холкина.
Цель сказки: 1. Побороть крик ребенка. 2.
Воспитывать бережное отношение к родителям. Задачи сказки: 1. На примере
героя сказки, показать, что криком нельзя получить, то что требуешь. 2.
Вежливый тон лучшее решение любой проблемы.

 Сказка «Как Андрюшка посадил семечко»
(Т. Холкина)
не только познавательна своим содержанием, а так же хороший
пример к дружбе и время проведения в детском саду. Цель сказки: 1.
Побудить желание ребенка в посещение детского сада. 2. Бережное отношение к
окружающей природе. Задачи сказки: 1. Познакомить с режимом детского
сада. 2. Показать важность дружеских отношений. Так же c ребенком можно
посмотреть поучительные мультфильмы, например: «Королева Зубная Щетка», «В
лесной чаще», «Песенка мышонка»
и др.

В решение проблемы побороть упрямство и
капризы ребенка, так же можно поиграть в игры, не только дома или в деском
саду, но и по дороге (в детский сад, в магазин, на дачу или куда-нибудь еще) Например
игра «А почему?» (из сборника «Игры и сказки, которые лечат» автор А. В.
Руденко)
:

 Цель игры: 1. Отвлечь внимание
ребенка. 2. Расширять кругозор знаний ребенка.

 Задачи игры: 1. Заинтересовать ребенка.

Игру «Ловушка для Капризули», можно почитать, но лучше
инсценировать, когда у ребенка «капризуля» поселилась в ушке. Цель игры: 1.
Помочь ребенку справиться с капризами.

Задачи игры: 1. Побороть упрямое поведение ребенка.

Рефлексия

     Итак, мы рассмотрели с Вами проблему
детских капризов и упрямства.

Скажите, пожалуйста, что Вы будете делать,
если Ваш ребенок капризничает, проявляет упрямство: не хочет выходить из магазина
и требует новую игрушку? Какую рекомендацию Вы бы применили в этой ситуации?

    Буду рада, если помогла Вам
разобраться в ситуации. Спасибо за активное участие в консультации. Давайте
обсудим изменения в поведении ребенка дома и детском саду через неделю. До
свидания.

1.4. ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ С
УЧЕТОМ ДОСТИЖЕНИЙ И ТРУДНОСТЕЙ  В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

Тема консультации: «Упрямство и капризы»

Цель консультации:
оказать  помощь
родителям в разрешении проблемы детских капризов и их упрямства.

Задачи:

1.Выявить причины капризов и упрямства.

2.Познакомить маму Ольгу Александровну с
особенностями капризных и упрямых детей;

3.Подобрать для родителей практические
рекомендации по преодолению проблемы капризов и упрямства ребенка.

4.Повысить компетентность родителей в вопросах
воспитания ребенка.

Примерные вопросы
к родителям:

1.Есть ли в семье еще
дети?

2.Одинаковы ли
поведенческие модели детей в семье?

3.В каких ситуациях
наиболее часто проявляются капризы и упрямство Ивана?

4.Какие способы
взаимодействия применяли в этих ситуациях?

5.Как часто ребенок
капризничает?

6.Что является
причиной упрямства и капризов?

7.Как Вы реагируете
на капризы и упрямство ребенка? Что делаете?

Практические рекомендации для родителей:

Первыми из исследователей, которые занимались изучением проблемы
упрямства, является Захаров А. И., Выготский Л. С., Эльза Келер, Островской Л.
В., Кряжевой Н. Л. и многие другие отечественные и зарубежные ученые. Захаров
А. И. в работе « Неврозы у детей » пишет, что упрямство чаще всего возникает в
возрасте от 1,5 до 2,5-3 и иногда в 5 лет.

Выдающийся российский психолог Леонид
Семенович Выготский описал такие симптомы этого кризиса:

1.Негативизм – стремление все
делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям.

Ребенок может настаивать, что сыр – это
масло, синее – это зеленое, лев – это собака. Как только взрослый соглашается с
ним, «мнение» ребенка может резко измениться на противоположное.

2.Упрямство. Ребенок настаивает на
своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого
потребовал («Я хочу»).

Капризность – это вторая сторона одного и
того же нарушения поведения. Понимает, что нельзя, но настаивает («Я не хочу»).

3.Своеволие. Все хочет делать сам,
отказывается от помощи там, где еще мало что умеет («Я сам»).

Предлагаю Вам
рекомендации для преодоления упрямства и капризности у детей:

Предлагаю Вам
рекомендации для преодоления упрямства и капризности у детей:

1. Не придавайте большого значения
упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за
ребенка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом,
дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо
внушать своему ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще
сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребенком
настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ
ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять
его за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует
зрителей, не прибегайте к помощи посторонних:

«Посмотрите, какая плохая девочка,
ай-яй-яй!». Ребенку только этого и нужно.

7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая
у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!».

Подобные отвлекающие маневры заинтересуют
капризулю и он успокоится.

8. Исключите из арсенала грубый тон,
резкость, стремление «сломить силой авторитета».

9. Спокойный тон общения, без
раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они
педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

11. Не хвалите ребенка
если: достигнуто не своим трудом, не подлежит похвале (красота, сила,
ловкость, ум), из жалости или желания понравиться.

12. Хвалите ребенка: за поступок, за
свершившееся действие; начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы,
одобрения; очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь
тоже; хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

13. Нельзя ребенка наказывать и
ругать: когда ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после
болезни, так как в это время психика ребенка уязвима и реакция
непредсказуема; когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном; во всех
случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребенок
не может завязать шнурки); после физической или душевной травмы (пример:
ребенок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват); когда ребенок не
справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень
старался; когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны; когда вы сами не
в себе.

Предлагаю почитать художественные
произведения, в решение данной проблеме.
Например, сказка «Какие у мамы ушки?»,
автор Татьяна Холкина.
Цель сказки: 1. Побороть крик ребенка. 2.
Воспитывать бережное отношение к родителям. Задачи сказки: 1. На примере
героя сказки, показать, что криком нельзя получить, то что требуешь. 2.
Вежливый тон лучшее решение любой проблемы.

 Сказка «Как Андрюшка посадил семечко»
(Т. Холкина)
не только познавательна своим содержанием, а так же хороший
пример к дружбе и время проведения в детском саду. Цель сказки: 1.
Побудить желание ребенка в посещение детского сада. 2. Бережное отношение к
окружающей природе. Задачи сказки: 1. Познакомить с режимом детского
сада. 2. Показать важность дружеских отношений. Так же c ребенком можно
посмотреть поучительные мультфильмы, например: «Королева Зубная Щетка», «В
лесной чаще», «Песенка мышонка»
и др.

В решение проблемы побороть упрямство и
капризы ребенка, так же можно поиграть в игры, не только дома или в деском
саду, но и по дороге (в детский сад, в магазин, на дачу или куда-нибудь еще) Например
игра «А почему?» (из сборника «Игры и сказки, которые лечат» автор А. В.
Руденко)
:

 Цель игры: 1. Отвлечь внимание ребенка.
2. Расширять кругозор знаний ребенка.

 Задачи игры: 1. Заинтересовать ребенка.

Игру «Ловушка для Капризули», можно почитать, но лучше
инсценировать, когда у ребенка «капризуля» поселилась в ушке. Цель игры: 1.
Помочь ребенку справиться с капризами.

Задачи игры: 1. Побороть упрямое поведение ребенка.

Рефлексия

     Итак, мы рассмотрели с Вами проблему
детских капризов и упрямства.

Скажите, пожалуйста, что Вы будете делать,
если Ваш ребенок капризничает, проявляет упрямство: не хочет выходить из
магазина и требует новую игрушку? Какую рекомендацию Вы бы применили в этой
ситуации?

    Буду рада, если помогла Вам
разобраться в ситуации. Спасибо за активное участие в консультации. Давайте
обсудим изменения в поведении ребенка дома и детском саду через неделю. До
свидания.

В связи с модернизацией образования сегодня особую значимость приобретает проблема профессионализма и компетенции работников дошкольных учреждений. Повышению педагогического мастерства, развитию личности, ее творческого начала способствуют разные формы методической работы, которые содействуют совершенствованию работы педагогов с детьми, освоению наиболее рациональных методов и приемов их воспитания и обучения. Задачей методической работы является не столько коррекция ошибок деятельности педагогов, сколько, в первую очередь, оказание своевременной и действенной помощи педагогам.

В настоящее время применяется много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Одной из распространенных таких малых форм методической работы является консультация. Обычно продолжительность консультации составляет 45 минут. Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными. Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу. Консультации подразделяют: индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные. Основные консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения. При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при подготовке педагогического совета. Такая последовательность методической работы позволяет более качественно реализовать годовую задачу. Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.

Для консультаций характерна монологическая форма изложения информации.

К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Качественность подачи материала может обеспечить только профессионально компетентный специалист. Поэтому считаю, что информационная консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:

  1. Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.
  2. Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.  
    Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.
  3. Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы.
    Планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.
  4. В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.
  5. Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.
    Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации.
  6. Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.

В методическом кабинете должны находиться накопительные папки с материалами консультаций, которые педагоги могут использовать в своей работе.

В процессе проведения консультации широко используются методы, активизирующие педагогов.

Для повышения эффективности я предлагаю вначале «мозговой штурм». Это может быть или терминологический диктант, или использование перфокарт, или «педагогических ситуаций» и т.д. Терминологический диктант помогает педагогам быстро «погрузиться» в тему. Вспомнить специальную терминологию, чёткие определения тех или иных понятий. Педагогические кроссворды, головоломки позволяют им вспомнить термин, расширить кругозор, улучшить быстроту реакции, тем самым влияют на совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Разработанные мною головоломки располагаю по-разному, в виде: «Лесенки-чудесенки», «Умного квадрата». Для этого заранее заготавливаются тесты-опросники, которые сразу же и проверяются. Если воспитатель не справился с заданием, т.к. не владеет понятиями, то после консультации у него есть вторая попытка его выполнить. За несколько минут можно проверить знания педагога по любой методике, применяя перфокарты. Воспитателям предлагаю несколько вариантов ответов на вопрос. Правильность выбора ответа он проверяет с помощью наложения разноцветных шаблонов на карточку. Эффект «мозгового штурма» виден педагогами сразу.

Большой эмоциональный отклик вызывают «педагогические ситуации», которые разыгрывают коллеги. Это позволяет увидеть себя, свою деятельность со стороны и сделать правильные выводы. Оценивая героев сценки, педагоги опираются на свой педагогический, житейский опыт, знания и интуицию.

Следующим активизирующим моментом являются практические задания, такие как составление графических моделей двигательной активности детей, подбор наглядного материала к лексической теме. Например, «Сервировка стола в разных возрастных группах», позволяет проверить теоретические и практические знания педагога, как он формирует у детей культурно-гигиенические навыки и организует работу дежурных. Такие задания можно применять в начале, в середине и в конце консультации. После «мозгового штурма» можно переходить к информационной части.

Интересной оказалась для педагогов и консультация – проект. Так, например, при проведении консультации «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» был применен поисковый метод. Была сформулирована проблема «Перспективы духовно-нравственного воспитания детей». Воспитатели выдвинули разные гипотезы:

Духовно-нравственное воспитание осуществляется через активное использование в воспитательно-образовательной работе:

  • яркие народные традиции и ценности;
  • яркие факты исторического прошлого России;
  • целенаправленное использование музыкального репертуара;
  • дополнительное образование (кружок «Зернышки»);
  • методы и приёмы, направленные на духовно-нравственное воспитание;
  • осуществление педагогического сопровождения семей.

В ходе консультации воспитатели выделили компоненты духовно-нравственного воспитания, составляющие базу культуры личности: нравственный, эстетический, религиозный. И наметили пути и способы решения проблемы:

  1. Разработать систему взаимодействия детского сада по духовно-нравственному воспитанию детей с различными организациями – музеем, библиотекой, школой, церковью;
  2. Продумать педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей: запланировать различные формы работы с семьей, провести анкетирование родителей с целью выявления отношения родителей к работе по приобщению детей к историческим, православным, народным традициям, заключить соглашение с родителями, желающими, чтобы их дети посещали кружок по ознакомлению с историей и традициями России.
  3. Разработать тематический план работы с учетом православного календаря.

В течение учебного полугодия педагогам представилась возможность апробировать свои предложения и сделать выводы о подтверждении или опровержении их гипотез. Объединенные общей идеей педагоги учились, анализировали свою работу, методы и приемы, уделяли большое значение вопросам нравственности. Главной задачей стали считать пробуждение в ребёнке желания стать лучше, добрее, развивать в нём духовные потребности. В результате большинство гипотез нашли свое подтверждение.

Но часто приходится проводить консультации сугубо научной или методической направленности. Тогда форма проведения консультации кардинально меняется. При проведении таких консультаций требуется предварительное изучение материала и его использование во время ее проведения. Например, при изучении документов «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» рациональнее обеспечить каждого педагога копиями этих материалов, чтобы разбирать все пункты документа, знакомить с правилами и сроками проведения аттестации, с порядком работы аттестационной комиссии, отвечать, в ходе изучения документа, на возникшие вопросы.

Регулярно организуя консультации на основе изучения методической литературы, заранее составляю план беседы, продумываю вопросы, чтобы рассмотреть изучаемую тему со всех сторон. Предполагаю какие ошибки, трудности могут испытывать педагоги. Эта форма консультации носит название эвристической беседы, например, консультация по теме «Организация детской исследовательской деятельности». Многие опытные педагоги отмечали, что ребенок вовлечен в исследовательский поиск постоянно, поэтому взрослые должны ему помочь в проведении детских исследований. Чтобы сделать это конкретно и правильно, я с педагогами изучила статьи А.И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», затем предложила всем ответить на вопросы: «Что входит в полный цикл исследовательской деятельности?», «Какие темы исследований могут быть?», «Как их оформляют?», «Перечислите «цепочку» методов исследования», «Что обозначают эти карточки?», «Для чего они нужны?»

Насколько понятна методика, стало ясно из проведенного тренировочного занятия. Нашими трудностями стали: умение увидеть проблему, задать вопросы и выдвигать гипотезы. Отметили, что детям трудно дается наблюдение («смотрят и не видят»), умение делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.

Большое значение придается индивидуальной работе с педагогами по вопросам, которые вызывают у них наибольший интерес. Эти консультации я назвала «точечные». Они проводятся внепланово и индивидуально с каждым педагогом по его проблемам и вопросам. Для проведения таких консультаций я стараюсь привлекать опытных педагогов и руководителей методических объединений детского сада. Это консультации-беседы: «Ваш вопрос – наш ответ» Для молодых педагогов мною проводятся консультации: «Как пользоваться материалами методического кабинета?», «Работа по самообразованию», «Планирование воспитательно-образовательной работы».

После одной из таких консультаций, молодой воспитатель переосмыслила содержание консультации, кратко изложила ее на карточке – памятке и пришла уточнить некоторые вопросы. Эта идея мне очень понравилась и теперь я часто прошу делать краткую запись содержания консультации.

Консультация или часть консультации может проходить в форме дискуссии. Эта форма близка к беседе, так как предлагаются вопросы для обсуждения. Для дискуссии выбирается тема, которая вызывает споры и требует общего решения.

Отличительной особенностью дискуссии является наличие столкновений двух или нескольких мнений.

Так воспитатели обсуждали тему: «Осуществление индивидуальной образовательной траектории воспитанников детского сада». Во время вступительного слова определили проблему: необходимо найти такие методы, приемы, формы обучения дошкольников, чтобы они обеспечивали развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Данная проблема обсуждается не один год, но так и не был найден универсальный «рецепт» создания индивидуальной образовательной траектории. Целью нашей встречи стал поиск такой системы педагогической поддержки, которая способна оперативно реагировать на преграды, возникающие на пути развития ребенка, прогнозировать их появление и осуществлять возможное опережение. Мы вместе попытались найти решение этой проблемы. Для этого предложила обсудить общие вопросы к дискуссии:

  1. Созданы ли в ДОУ условия для реализации индивидуальной образовательной траектории воспитанников детского сада?
  2. Какие существуют трудности в реализации индивидуальной образовательной траектории?
  3. Как может быть решена эта проблема?
  4. Что для этого нужно?
  5. Назовите пути для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
  6. Как организовать образовательный процесс, чтобы обеспечить развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальной образовательной траекторией?
  7. Как осуществить принцип индивидуализации развивающей среды?
  8. Как организовать работу с одаренными детьми?
  9. Необходим ли «паспорт» сопровождения ребенка?
  10. Какова роль педагога в реализации индивидуальной образовательной траектории?

Во время дискуссии важна доброжелательная атмосфера, где каждый имеет право на свое мнение. Аргументы в защиту разных мнений тактично выслушиваются. Педагоги обсуждают вопросы и предлагают пути их решения. Многие понимают важность индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Именно активное общение, обсуждение, включение каждого в общую работу приводит к более высокому результату.

Педагоги высоко оценили разнообразие методов и приемов, применяемых на консультациях. Проделанная работа дает положительные результаты. Выбор форм и методов проведения консультаций зависит от темы, логики изложения, опыта педагогов. Интересная форма проведения консультаций должна обогащать, дополнять ее содержание. Активные формы включения педагогов в деятельность развивают способность применять знания, умения и практический опыт для осуществления профессиональной деятельности.

Каждый метод и форма консультации не являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и коллектива ДОУ.

План индивидуальной консультации с родителями. Проблема: Упрямство и капризы ребенка.

Фомина Татьяна Викторовна

МБДОУ «Детский сад №136» г.о.Самара

Воспитатель

Цель консультации — оказание родителям педагогической помощи, в разрешении проблемы «Упрямство и капризы ребенка»

Задачи:

Ознакомить родителей с возможными причинами упрямства и капризов детей.

Выявить причины изменения в поведении ребенка в данной ситуации.

Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.

Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания ребенка.

Вопросы к родителям:

Как часто ваш ребенок упрямится и капризничает?

По каким причинам это происходит чаще всего?

Как вы реагируете на упрямство и капризы?

Как проявляется упрямство и капризы ребенка?

Практические рекомендации родителям:

Психолог А.Л. Венгер определял, что капризы детские — особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, внеобоснованном противодействии окружающим, сопротивлении их советам и требованиям, в стремлении настоять на своем, иногда небезопасном или абсурдном требовании. Внешними проявлениями капризов детских чаще всего выступают плач и двигательное возбуждение, принимающие в тяжелых случаях форму «истерики».

Упрямство — особенность поведения, в устойчивых формах — черта характера; выступает как дефект волевой сферы индивида, выражаемый в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей. Поведение, характерное активным отвержением индивидом требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения. Может вызываться чувствами обиды, злобы, гнева, мести… у детей появление упрямства может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности.

Проявления упрямства проявляется:

в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому » стоит на своём».

упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.

Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

Капризы проявляются:

в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы; в недовольстве, раздражительности, плаче; в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о » фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь в это время что- либо внушать своему ребёнку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!». Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».

Спокойный тон общения, без раздражительности.

Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Для решения проблемы эффективно использовать такие игры и игровые ситуации:

«КАПРИЗНАЯ ЛОШАДКА»

Цель игры — коррекция упрямства. Расскажите малышу, который не хочет делать что-либо, сказку про лошадку (или жеребёнка, в зависимости от пола). Сказка обязательно сопровождается действиями ребёнка и родителя.

«В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу (давай ты будешь Лу). Она очень любила брыкаться и капризничать. (Ребёнок размахивает ручками, ножками.) Мама говорила ей: «Покушай свежей травки, доченька». — «Не хочу, не буду», — отвечала Лу. Она капризничала и цокала копытами. (Ребёнок показывает.) Когда Лу вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и весёлой и пошла кушать (одеваться и т.д.).

«БУРАТИНО»

Цель игры — расслабление, снятие напряжения ребенка. Особенно рекомендуется гиперактивным детям. Вы произносите текст и выполняете движения вместе с ребёнком: «представь, что ты превратился (или превратилась) в Буратино. Встань прямо и замри в позе деревянной куклы.

Всё тело стало твёрдым, как у Буратино. Напряги плечи, руки, пальцы, представь, что они деревянные. Напряги ноги и колени, пройдись так, словно тело стало деревянным. Напряги лицо и шею, сморщи лоб, сожми челюсти. А теперь из кукол мы превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем».

Рефлексия. Итак, мы рассмотрели с Вами проблему детских капризов и упрямства. Скажите, пожалуйста, что Вы будете делать, если Ваш ребенок капризничает, проявляет упрямство: не хочет выходить из магазина и требует новую игрушку? Какую рекомендацию Вы бы применили в этой ситуации? Буду рада, если помогла Вам разобраться в ситуации. Спасибо за активное участие в консультации. Давайте обсудим изменения в поведении ребенка дома и детском саду через неделю. До свидания.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/428020-plan-individualnoj-konsultacii-s-roditeljami-

Обновлено: 27.05.2023

Вы воспитатель младшей группы. К Вам обратилась мама Вашего воспитанника Петрова Ивана – Ольга Александровна с просьбой помочь ей побороть упрямство и капризы, которые проявляются как дома, так и в детском саду.

Цель: оказание помощи родителям способам для преодоления детских капризов и упрямства.

1. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей.2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.

Вопросы к родителям:

— Почему ребенок бывает капризным и упрямым?

— Каковы, на Ваш взгляд, главные причины возникновения истерик у ребенка?

— В чем проявляются капризы Вашего ребенка?

-Как часто они проявляются?

— Нужно ли искоренять упрямство строгими мерами?

— Как Вам удалось преодолевать капризы?

— Чего нельзя делать, если ребенок плачет, капризничает?

— Какие эмоции преобладают в вашей семье?

-Как вы реагируете на данную ситуацию?

-Обращались ли вы за помощью к другим специалистам?

Захаров А.И. считает, что взрослые должны быть в таких ситуациях образцом выдержки и спокойствия, так как на эти качества взрослого будет ориентироваться ребенок. Доброжелательный, но твердый тон. Умелое переключение ребенка на новые цели и наконец, дружелюбное отношение к малышу после приступа упрямства облегчает и ему, и родителям преодоление этой фазы развития, если таковая проявится со всей интенсивностью. Под воспитанием подразумевается не только целенаправленное воздействие взрослых, в том числе обучение знаниям и навыкам поведения но и непосредственный характер отношения (обращения) с детьми.

Игры на преодоление упрямства и капризности

Цель: дать ребенку возможность увидеть, как выглядит его поведение со стороны.

Ход: Ребенку предлагают взять на себя роль взрослого, а взрослый в это время изображает непослушного ребенка. Ребенок в роли мамы сможет с другой стороны взглянуть на отношения в семье, и на себе испробует, что такое капризный малыш.

Цель: помочь ребенку увидеть, как выглядит его поведение со стороны.

Ход. Закрыть глаза и представить животное или цветок, на которое похож ребенок, когда капризничает. Затем рассказать о нем, помочь ребенку увидеть себя со стороны.

Цель: помочь родителям установить доброжелательные отношения с детьми, снять эмоциональное напряжение.

Ход. Встать рядом друг с другом и передавать друг другу комплименты. Можно делать комплименты как вербальными, так и невербальными средствами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует множество игр для преодоления упрямства и капризов. И они являются доступными всем родителям, и очень интересны детям, что важно в первую очередь. Эффективность профилактики напрямую зависит от того, насколько ему будут интересны и близки эти игры. Главное заинтересовать ребенка и поверить в то, что игра намного интереснее капризов и упрямства.

Рассмотрев с вами проблему детских капризов и упрямства, мы разобрали много способов их преодоления. Что Вы будете делать, если ваш малыш снова капризничает и проявляет упрямство? Примените ли вы на практике подобранные мною рекомендации? Буду очень рада, если я смогла Вам чем-то помочь в решении вашей проблемы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

УДК 373.2 Н.О. Туманова

МБДОУ №5 «Солнышко»

Индивидуальная консультация, как форма работы с родителями детей дошкольного возраста.

В ФГОС ДО сказано, что индивидуальный подход — необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации [3].

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, который считал, что сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры [4].

К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому.

Педагоги Зверева О. Л. и Кротова Т. В. считают, что в работе педагога с родителями ДОУ очень важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д. [1].

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, тренинги, круглый стол.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Воспитатель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить педагога в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, предпочтения в общении в семье, поведенческие реакции, особенности характера, мотивации учения, моральные ценности семьи.

По мнению И. М. Марковской, беседа с родителями, с одной стороны, дает возможность последним найти правильный подход к детям, а с другой – способствует более эффективной работе специалиста, ведь часто разговор с родителями помогает найти правильный подход к ученику, так как близкие хорошо знают своего ребенка и могут многое подсказать [2].

Такие формы работы помогают родителям сконцентрировать внимание на воспитании детей в семье, усиливают чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям заинтересованность их жизнью, нежность, одобрение, уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, развитию самоуважения и уверенности в себе.

Мы считаем, что в наше время большое внимание уделяется на работу с родителями, так как взаимоотношение родителя и педагога очень важны в построении воспитательного процесса. Многие родители не слышат воспитателя, и воспитатели не всегда правильно понимают то, что говорят ему родители. Чтобы не возникло конфликтной ситуации, есть одна из форм работы с родителями — это индивидуальная консультация.

Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку.

Многим родителям индивидуальная консультация помогает раскрыться. Родители, прислушиваясь к педагогу, начинают понимать проблемную ситуацию так, как она выглядит на самом деле, а не так как они видят ее со своей стороны.

Пригласив родителей на индивидуальную консультацию нужно вести себя правильно. Всегда улыбайтесь. Улыбка-это маленький ключик к положительным эмоциям и легкому общению. Обязательно обращайтесь к родителям по имени, отчеству. Всегда умейте слушать и слышать, выслушивайте не перебивая. Посмотрите на возникшую проблему глазами родителей, а не только своими глазами, тогда можно увидеть с какой стороны лучше подойти к этой проблеме, как правильно преподнести ее решение без ущерба для ребенка и его родителей.

Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог должен найти особый подход, чтобы индивидуальная консультация состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым. Беседуя смотреть на родителей, а не в сторону. Отношения должны быть доверительные. При этих условиях индивидуальная консультация приносит огромную пользу в роботе с родителями.

Таким образом, мы пришли к следующему выводу: работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагога. Индивидуальные консультации — это форма работы педагога с родителями детей дошкольного возраста. Цель консультаций — повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей, помощь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребёнка. Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Поэтому педагог должен уметь найти особый подход к каждому родителю, чтобы индивидуальная консультация состоялась.

Список используемых источников:

Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. – СПб.: Речь, 2002. – 260 с

Проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.

Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа. – М.: Просвещение, 1979. — 282с.

В период проведения производственной практики организации взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ необходимо выполнить следующие виды работ:

— участие в работе по проведению родительских собраний, групповых консультаций для родителей, сотрудников ДОУ;

— участие в организации и проведении консультативной помощи родителям;

— взаимодействие с педагогическими работниками ДОУ;

— координирование деятельности помощника воспитателя.

За период производственной практики студенту необходимо:

1. Определить цели, задачи и спланировать работу с родителями в возрастной группе.

2. Получить опыт работы воспитателя по привлечению родителей воспитанников ДОУ к организации и проведению мероприятий в возрастной группе и в дошкольном образовательном учреждении.

3. Получить опыт взаимодействия воспитателя с родителями по обсуждению достижений и трудностей в развитии ребенка с последующим анализом результатов работы.

4. Провести индивидуальную консультацию по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка (в соответствии с планом работы с семьей) с последующим анализом результатов работы.

5. Провести родительское собрание, групповую консультацию для родителей с последующим анализом результатов работы.

6. Координировать деятельность сотрудников дошкольного образовательного учреждения (воспитателей, музыкального работника, руководителя физического воспитания, медицинского работника и других сотрудников), работающих с группой;

7. Осуществлять руководство работой помощника воспитателя.

Памятка студенту

Соблюдение правил трудовой дисциплины

В период практики в дошкольном образовательном учреждении студент обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка, распоряжениям заведующего, старшего воспитателя, руководителей практики.

Студент несет ответственность за выполняемую им работу и ее результаты наравне с сотрудниками учреждения.

Студент обязан соблюдать трудовую дисциплину; полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики; тщательно готовиться к их выполнению; анализировать результаты работы.

Студент обязан ежедневно затрачивать на все виды деятельности (подготовка и проведение родительского собрания, наблюдение за детьми, организация и проведение консультативной помощи родителям, взаимодействие с сотрудниками ДОУ, руководство работой помощника воспитателя, анализ результатов работы, работа с документацией и др.) не менее 6 часов в день.

По результатам практики студент получает дифференцированную оценку. Для получения положительной оценки необходимо полностью выполнить программу практики и своевременно сдать итоговую документацию. Общая оценка работы студента выводится в результате обсуждения групповым руководителем, воспитателем, старшим воспитателем. Утверждается оценка на защите результатов практики после проверки документации руководителем практики.

Сведения о базе практики

Старший воспитатель: ____________________________________________________________

Воспитатели группы: _____________________________________________________________

Задания по практике

Задание № 1

Планирование воспитателем работы с родителями в возрастной группе ДОУ

Цель: получить практический опыт планирования работы с родителями в возрастной группе ДОУ.

Содержание работы:

1. Изучить перспективный план работы с родителями.

3. Определить цели и задачи работы с родителями в возрастной группе ДОУ.

4. Спланировать работу с родителями в возрастной группе ДОУ на период практики.

Задание №2

Организация и проведение индивидуальной консультации с родителями по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка

Цель: получить практический опыт определения целей и задач работы воспитателя с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания, а также приобрести опыт взаимодействия воспитателя с родителями по обсуждению достижений и трудностей в развитии ребенка.

Содержание работы:

1. Определить цель и задачи работы воспитателя с отдельной семьей (на основе беседы с воспитателем).

2. Осуществить наблюдение за ребенком (при необходимости проанализировать продукты деятельности ребенка, получить консультацию педагога-психолога).

3. Определить время и место проведения индивидуальной консультации.

4. Определить тему индивидуальной консультации.

5. Составить план — конспект индивидуальной консультации.

6. Провести индивидуальную консультацию с последующим анализом результатов работы.

Вопросы для анализа:

1. В какое время и в каком месте была проведена индивидуальная консультация?

2. Что определило выбор темы индивидуальной консультации?

3. Как был осуществлен выбор семьи и ее приглашение на индивидуальную консультацию?

4. Какова была цель индивидуальной консультации?

5. Какие приёмы позволили погрузить родителей в содержание индивидуальной консультации?

6. Какие структурные компоненты индивидуальной консультации Вы можете выделить?

7. Каким способом Вы можете оценить результативность проведенной индивидуальной консультации?

8. С какими трудностями Вы столкнулись при организации и проведении индивидуальной консультации, как их преодолели?

Документы в портфолио отчётной документации: План — конспект индивидуальной консультации с родителями воспитанника ДОУ. Анализ индивидуальной консультации (Приложение 2).

Задание №3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детский сад – это не просто заведение, куда родители отдают ребенка на некоторое время. Это место, где малыш проводит значительную часть своей жизни, где учится новому и многое узнает. Но работать в ДОУ, надо не только лишь с малышами. Отдельное и весьма значительное направление – это общение воспитателей еще и с родителями ребенка

Детский сад – это не просто заведение, куда родители отдают ребенка на некоторое время. Это место, где малыш проводит значительную часть своей жизни, где учится новому и многое узнает. Но работать в ДОУ, надо не только лишь с малышами. Отдельное и весьма значительное направление – это общение воспитателей еще и с родителями ребенка. В ФГОС ДО сказано, что индивидуальный подход — необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей, поэтому особенно важными являются индивидуальные консультации. Ведь нередко бывает так, что воспитатель не может на определенные темы говорить со всеми родителями открыто. В таком случае нужно применять индивидуальное консультирование. Чаще всего это касается тех родителей, у кого есть проблемные дети или малыши с особенными потребностями. При этом стоит помнить, что воспитатель четко должен знать ту грань, когда консультация должна быть уже не публичной, а строго индивидуальной. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Основные этические принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной этики воспитателя-консультанта.

1. Доброжелательное и без оценочное, отношение к родителям — комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы родители чувствовали себя спокойно и комфортно.

2. Воспитателю необходимо уметь внимательно слушать родителей, стараясь понять их, не осуждая при этом, а также оказывать необходимую моральную поддержку и помощь.

3. Запрет давать советы — воспитатель, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет родителям, в частности и потому, что жизнь родителей и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы и родители являются основным экспертом в своей собственной жизни.

4. Анонимность — никакая информация, сообщённая родителями воспитателю, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям.

Основным средством в индивидуальном консультировании родителей в детском саду является беседа. С помощью нее можно прояснить детали проблемы: когда возникает необходимое общение, как ведут себя родители, как в дальнейшем развивается ситуация. Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог должен найти особый подход, чтобы индивидуальная консультация состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым. Беседуя смотреть в глаза, а не отводить их в сторону. В ходе консультации важно избегать нравоучений, назиданий, а говорить с родителями (законными представителями) доступным языком, проявляя доброжелательность. Нельзя читать текст «по бумажке». Педагогу необходимо раскрыть суть заданного вопроса, например: как лучше закаливать ребенка, как организовать его досуг в семье, как отвечать на детские вопросы. Консультация может проводиться устно и письменно. В письменной форме педагог может предложить родителям (законным представителям) памятки, фотографии, списки литературы. В какой бы форме ни проходило консультирование родителей дошкольников, оно должно дать родителям (законным представителям, что-то новое, полезное, расширить их педагогические знания.

В ФГОС ДО сказано, что индивидуальный подход – необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Для того чтобы лучше узнать каждую семью, уклад её жизни, систему воспитания ребёнка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие, работники дошкольных учреждений используют разнообразные формы индивидуальной работы с родителями: беседы, консультации, посещение семьи, приглашение отдельных матерей, отцов в детский сад, индивидуальные памятки и папки передвижки.

Беседы с родителями и другими членами семьи могут проводится утром и вечером, когда детей приводят в детский сад или берут домой. Воспитатель может специально пригласить родителей для беседы с ними.

Утренние встречи – беседы воспитателя с родителями кратковременны, но имеют немаловажное значение для выяснения самочувствия ребёнка, а также для создания у его близких хорошего настроения, чувства доверия к воспитателю. После вопросов о том, как ребёнок провёл вечер и ночь, воспитатель по возможности коротко информирует родителей о том интересном, что ждёт детей сегодня: экскурсия в парк, музыкальное занятие и т.д.

Вечерние беседы с родителями также ограничены во времени. Педагог информирует некоторых из них о том, как прошёл у ребёнка день в детском саду, чем он занимался, как проявил себя, на что следует обратить внимание; например, рассказывает родителям о том, что их сын хорошо дежурил, что ему дано задание ознакомится с улицей, на которой он живёт, и в этом ему следует помочь. Не надо жаловаться родителям на ребёнка, так как реакция их может оказаться педагогически несостоятельной. Частые жалобы лишь свидетельствуют о педагогическом бессилии воспитателя.

В наше время большое внимание уделяется на работу с родителями, так как взаимоотношение родителя и педагога очень важны в построении воспитательного процесса. Многие родители не слышат воспитателя, и воспитатели не всегда правильно понимают то, что говорят ему родители. Чтобы не возникло конфликтной ситуации, есть одна из форм работы с родителями – это индивидуальная консультация.

Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку.

Пригласив родителей на индивидуальную консультацию нужно вести себя правильно. Всегда улыбайтесь. Улыбка – это маленький ключик к положительным эмоциям и легкому общению. Обязательно обращайтесь к родителям по имени, отчеству. Всегда умейте слушать и слышать, выслушивайте не перебивая. Посмотрите на возникшую проблему глазами родителей, а не только своими глазами, тогда можно увидеть с какой стороны лучше подойти к этой проблеме, как правильно преподнести ее решение без ущерба для ребенка и его родителей.

Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог должен найти особый подход, чтобы индивидуальная консультация состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым. Беседуя смотреть на родителей, а не в сторону. Отношения должны быть доверительные. При этих условиях индивидуальная консультация приносит огромную пользу в роботе с родителями.

Индивидуальная беседа предполагает открытость, конфиденциальность, непосредственный контакт, а также еще один из положительных моментов: ее можно провести в удобное для каждого родителя время и не ограничиваться временными рамками. Совместный анализ воспитательной деятельности родителей в ходе беседы может показать родителям недостаток их педагогических знаний, необходимость чаще обращаться с волнующими вопросами к педагогам, а также в ознакомлении с литературой педагогического характера, т. е. формировать потребность в самообразовании в этой области.

Список используемых источников:

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ

Читайте также:

      

  • Философские вопросы в прозе бунина на примере 1 2 произведений кратко
  •   

  • Понятие окружность для начальной школы
  •   

  • Система инновационной оценки портфолио в начальной школе
  •   

  • Сценарий экскурсии в библиотеке для детского сада
  •   

  • Рекомендации педагогам по работе с застенчивыми детьми в доу

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить название треков
  • Жареная рыба горчит как исправить
  • Как найти песню если видео клип
  • Как найти фактические расходы
  • Как найти длину отрезка правильной четырехугольной пирамиды