Как составить план культурно массовых мероприятий

Порядок составления плана проведения культурно-массовых мероприятий, как важного звена объекта управления в менеджменте

  1. Ланковская Е.К.

    Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского

  2. Селиванов В.В.

    Гуманитарно-педагогическая академия, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта

    кандидат наук,доцент

NovaInfo 56, с.187-192, скачать PDF
Опубликовано 4 декабря 2016
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 22

Аннотация

Организация и проведение культурно-массовых мероприятий является важным сегментом в общей системе развития туристско-рекреационной отрасли. Нужно не только знать порядок проведения этих мероприятий, но и уметь использовать специфические подходы управления ними.В данной статье исследуется порядок составления плана проведения культурно-массовых мероприятий, как важного звена в общей системе управления развивающейся туристской отрасли

Ключевые слова

УПРАВЛЕНИЕ, КУЛЬТУРА, МАССОВЫЙ, МЕНЕДЖМЕНТ, ОСОБЕННОСТИ, МЕРОПРИЯТИЯ

Текст научной работы

Организация и проведение культурно-массовых мероприятий является важным сегментом в общей системе развития туристско-рекреационной отрасли. Их важность объясняется тем, что для объектов развивающейся туристско-рекреационной сферы важен определенный развлекательный аспект [1]. Нужно не только знать порядок проведения этих мероприятий, но и уметь использовать специфические подходы управления ними.

Важным этапом проведения культурно-массового мероприятия является разработка Положения о мероприятии. Положение является основным нормативно — правовым документом, регламентирующим проведение конкретного мероприятия, будь то соревнования любого уровня, массовые оздоровительные праздники, слеты и т.д. Оно не только определяет содержание и порядок проведения самих мероприятий, но и устанавливает, регламентирует отношения между организаторами, участниками, спонсорами и др.[2].

Положение является официальным документом, на основании которого организовывается конкретное мероприятие и финансируются все затраты на его проведение. Оно разрабатывается и утверждается организацией (Министерством курортов и туризма РК, городским управлением (отделом по курортам и туризму) соответствующих администраций и т.д.), которая проводит данное мероприятие и осуществляет общее руководство.

В зависимости от масштабов проведения мероприятия положение о нем может быть разработано с различной степенью подробности и детализации, но, как правило, должно включать в себя некоторые общие разделы:

  1. Цели и задачи конкретного мероприятия (пропаганда национальных культурных особенностей, популяризация видов спорта, сдача нормативов комплексов «здоровье», оздоровление и активный отдых и т.д.).
  2. Руководство проведением мероприятия. Указываются организации, которые проводят и участвуют в проведении данного конкретного мероприятия.
  3. Место и сроки проведения. Необходимо точно указать, где и на базе какого сооружения проводится мероприятие, в какие сроки, в том числе день приезда и отъезда участников, организаторов.
  4. Участвующие организации и участники мероприятий. В этом разделе указывается, какие требования предъявляются к участникам (возраст, пол, профессиональный требования и т.д.).
  5. Программа культурно-массовых мероприятий должна включать в себя все разделы программы (все проводимые выступления, состязательные конкурсы), расписание мероприятий по дням, предварительные менеджмент и маркетинг и финальные выступления с указанием точной даты, времени и места проведения. Здесь также приводятся данные о времени и месте заседаний конкурсных комиссий, предварительных процедурах (например, прослушиваниях участников) и т.д.
  6. Система оценки результатов конкурсов и условия подведения итогов. Этот раздел положения должен быть проработан с особенной тщательностью, и включать в себя порядок определения личных и командных мест, систему оценки, соотношение занятых мест и начисляемых очков для определения каждого лауреата, приоритеты.
  7. Порядок награждения победителей и призеров. Здесь указываются виды поощрений победителей, участников, организаторов мероприятия. Содержание этого раздела зависит от финансовых возможностей организаторов, привлекаемых спонсоров, доходов от рекламы и других факторов.
  8. Условия приема и допуска участников и коллективов. Этот раздел должен включать требования, которые организаторы предъявляют к культурным, финансовым, организационным и другим аспектам проводимых мероприятий (порядок и размеры расходов, проживание, питание, оплата работы экспертов и др.), а также требования (квалификационные, лицензионные) к участникам и коллективам.
  9. Порядок и сроки подачи заявок. Данный раздел содержит информацию о том, в какие сроки и в каком порядке подаются предварительные и именные заявки, какие документы предъявляются в конкурсную комиссию, сроки и место совместного заседания конкурсной комиссии и представителей участников и т.д.

Рассматривая культурно-массовое мероприятие как средство производства зрелищных услуг, надо знать основных потребителей, которым оно предназначается. Для организаторов мероприятий, особенно крупных, есть несколько «целевых» рынков, то есть отдельных групп потребителей [3]. Этими группами являются:

  • зрители, которые могут придти (или не придти) на мероприятия;
  • творческие организации или отдельные исполнители, которые могут принять (или не принять) в них участие;
  • спонсоры, которые могут дать (или не дать) финансовые средства на проведение конкретного мероприятия;
  • рекламодатели, которые могут купить (или не купить) места (время) для проведения рекламной компании своей продукции.

Поэтому при проведении культурно-массовых мероприятий менеджеру необходимо не только знать о своих потенциальных потребителях (для этого проводят специальные маркетинговые исследования), но и иметь специалистов (или хорошо разбираться) в следующих областях:

  • финансовой, чтобы уметь определить источники доходов, размеры расходов, долю прибыли, создавать и вести систему финансовой документации, отчета и контроля;
  • управления, чтобы разработать рациональный и оптимальный план мероприятия, систему контроля за его выполнением, подобрать необходимых специалистов и эффективно направлять и контролировать их работу, умело использовать выделенные средства;
  • маркетинга, чтобы уметь найти наибольшую аудиторию, подобрать и договориться со спонсорами и средствами массовых коммуникаций, потенциальными рекламодателями и т.д.;
  • права, чтобы разработать и заключить необходимые договора, контракты, своевременно решать возникающие спорные вопросы, умело отстаивать при необходимости свои интересы в суде и др.

Определением потенциальных потребителей и их запросов начинается, но не заканчивается маркетинговая программа. Она должна, кроме этого, включать в себя следующие аспекты [4]:

  • выбор места проведения мероприятия;
  • подбор и формирование «команды», то есть подбор кадров, обеспечивающих проведение мероприятия;
  • формирование бюджета мероприятия и выработку билетной программы и политики;
  • работу со спонсорами;
  • размещение рекламы и работу с рекламодателями;
  • обеспечение безопасности проведения мероприятия;
  • обеспечение размещения, питания участников и их транспортное обслуживание;
  • разработку перечня дополнительных услуг для зрителей;
  • освещение мероприятия в СМИ и аккредитацию журналистов.
  • расходы на погашение судебных разбирательств в случае их появления.

Выбор места проведения культурно-массового мероприятия представляется очень важным, так как включает в себя не только поиск арены, способной вместить какое-то количество зрителей. Необходимо знать, проходило ли здесь до этого подобное мероприятие и насколько удачным оно было, какие возникали проблемы и как они решались, могут ли возникнуть такие же проблемы и как их избежать, каково месторасположение сооружения для проведения массовых мероприятий, как долго до него добираться, есть ли транспортное сообщение, место для парковки автотранспорта, каковы рыночные возможности данного мероприятия и как строить ценовую политику на билеты и услуги. Кроме этого, надо знать интересы потребителей, их финансовые возможности, отношение местных органов власти и т.д. Таким образом, выбор места проведения культурно-массового мероприятия является не тактическим, а стратегическим моментом.

Формирование «команды» специалистов необходимо начинать с привлечения грамотных экспертов и консультантов, знающих местные условия и имеющих опыт проведения подобных мероприятий. При этом очень важно согласовать этот вопрос с местными государственными органами, выходить до первых лиц – представителей исполнительной власти. Ведь если они поймут преимущества проведения данного мероприятия, то исчезнет множество бюрократических барьеров, неизбежных при организации любого дела.

Без органов и представителей власти практически невозможно решить обеспечение безопасности проводимого мероприятия, транспортного и медицинского обслуживания участников и зрителей, страхования ответственности от несчастных случаев и непредвиденных обстоятельств. Кстати, для нашей практики вопросы страхования ответственности являются относительно новыми. В развитых странах мира ни одно мероприятие не обходится без процедуры страхования. Причем цена страхового полиса непостоянна и зависит от:

  • уровня проводимого мероприятия;
  • участия в мероприятии «звезд» шоу-бизнеса;
  • возможности получения травм участников или зрителей;
  • расходов на погашение судебных разбирательств, в случае их появления.

Как показывает зарубежная практика, полис за полученные травмы стоит относительно недорого. Значительно дороже обходится страхование ответственности за все, что может произойти вне зрительской аудитории.

При определении сроков проведения культурно-массового мероприятия необходимо учесть на только многолетние прогнозы погоды на этот период, но и многие культурные, государственные, религиозные и другие мероприятия, проводимые в данной местности или в городе. Выступая в качестве своеобразных «конкурентов», эти мероприятия могут отвлечь определенную часть потенциальных зрителей и, следовательно, лишить организаторов мероприятий части прибыли.

Бюджет культурно-массового мероприятия формируется на основании учета всех статей расходов и доходов и оформляется в виде соответствующего документа – сметы проведения мероприятия. Важной составной частью выполнения сметы и получения прибыли, является так называемая «билетная программа». Билетная программа связана не только с продажей билетов, но и с удовлетворением широких запросов зрителей. А для этого необходимо знать и уметь предусмотреть, кто придет на мероприятие, так как от социально-демографических, психологических, культурных (пол, возраст, состав семьи, образование, уровень доходов и т.д.) особенностей зрителей (потребителей массового зрелища) зависят их потребности.

Процесс ценообразования имеет целый ряд специфических особенностей, которые в немалой степени зависит от «чутья» на потребителя и перечня сопутствующих услуг. Многие специалисты отвечают, что цена самого зрелищного продукта ничтожно мала по сравнению с сопутствующими затратами, которые несут зрители. Поэтому задача устроителей и организаторов культурно-массового мероприятия состоит в том, чтобы продать зрителю как можно большее количество сопутствующих услуг и товаров.

Как показывают специальные маркетинговые исследования, расходы зрителей на покупку билетов при хорошо поставленной и продуманной маркетинговой стратегии составляют не более 30 % всех расходов от посещения зрелищного мероприятия. Остальные 70 % расходов приходятся на покупку программы, сувениров, холодных и горячих закусок, прохладительных напитков и т.д. Это говорит о том, что существенная прибыль может быть получена за счет удовлетворения сопутствующих интересов и потребностей участников и зрителей.

Важным этапом подготовки и проведения культурно-массового мероприятия является разработка сценария мероприятия. При этом отметим, что если организационная сторона мероприятия определяется Положением, то эмоционально-художественная, зрелищная – сценарием мероприятия [5].

Сценарий – это литературно-режиссерская проработка содержания мероприятия. Как правило, сценарий мероприятия включает:

  • изложение в строгой последовательности и логической взаимосвязи всего того, что будет происходить на мероприятии;
  • раскрытие темы следующих друг за другом элементов действия;
  • показ перехода от одной части мероприятия (действия) к другой;
  • примерное направление и содержание всех публицистических средств, музыкального и светового сопровождения;
  • продолжительность отдельных номеров, фрагментов, всего мероприятия и т.д.

Таким образом, культурно-массовые, оздоровительные, развлекательные и другие мероприятия являются самостоятельным и весьма важным объектом управления. При этом менеджер должен обладать целым набором качеств и большим арсеналом знаний в экономической, управленческой, правовой, маркетинговой и других областях. Только в этом случае он может по настоящему «продвинуть» зрелище, производимое культурно-массовым мероприятием, на рынок зрелищных услуг и реализовать его с максимальной эффективностью.

Читайте также

  • Управление инновационными процессами в образовательной организации

    1. Кистнер Т.Д.
    NovaInfo 132, с.118-119, 23 мая 2022, Педагогические науки
  • План мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом

    1. Масловская А.С.
    NovaInfo 132, с.47-48, 12 мая 2022, Экономические науки
  • Управление сопротивлением

    1. Гайирбекова Д.Г.
    NovaInfo 119, с.39-41, 28 октября 2020, Психологические науки, УДК 159.9
  • Корпоративная культура как сфера современного знания

    1. Петровцева Н.С.
    NovaInfo 50, с.276-279, 8 сентября 2016, Педагогические науки
  • К вопросу о развитии круизного судоходства на черном море

    1. Селиванов В.В.
    NovaInfo 49, с.298-301, 11 августа 2016, Экономические науки

Список литературы

  1. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 №956-р, проект Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015–2016 гг.
  2. Афанасьев О.Е. Этапы развития туристских услуг в Крыму / О.Е. Афанасьев //Современные проблемы сервиса и туризма. – 2015. – №1. – Том 9. – С.5–13.
  3. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: учеб. пособие / А.П. Дурович.– Минск: Новое знание, 2007. – 496 с.
  4. Селиванов В.В. Исследование некоторых особенностей круизного туризма: источники заблуждений / В.В. Селиванов // Таврический научный обозреватель. – 2015. – №4. – Ч.1, С. 83–87.
  5. Селиванов В.В. Методология научного исследования и фальсификация современной историографии / В.В. Селиванов // НоваИнфо (электронный журнал): Экономические науки. – 2016.– №50-1. – С. 113–115.

Цитировать

Ланковская, Е.К. Порядок составления плана проведения культурно-массовых мероприятий, как важного звена объекта управления в менеджменте / Е.К. Ланковская, В.В. Селиванов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 56. — С. 187-192. — URL: https://novainfo.ru/article/9105 (дата обращения: 28.05.2023).

Поделиться

Когда вы организуете мероприятие, важно оставить правильное впечатление у посетителей. И чтобы мероприятие не вызвало негативных эмоций, важно полноценно к нему подготовиться и продумать программу мероприятия. Именно об этом мы сегодня и расскажем.

Этапы организации мероприятия

Чтобы план мероприятия и его программа были проработанными и качественными, важно понять, с чего стоит начать.

Обратимся к общей структуре реализации ивента, мы выделяем 3 основных этапа. При реализации мероприятия важно делать все в правильном порядке, чтобы избежать ошибок и не пытаться все изменить за день до проведения ивента. Давайте поймем, что нужно подготовить к этим этапам.

Этап 1. Конструирование

На этапе конструирования важно определиться с такими аспектами, как:

  • Команда

Правильная команда — залог успеха мероприятия. Если мероприятие не массовое, можно обойтись внутренней командой бизнеса. Главное тут — четко распределить обязанности и зоны ответственности каждого из сотрудников.

  • Цель

Кажется очевидным, но к этому вопросу стоит подходить основательно. Сформулируйте цель максимально конкретно: вы хотите донести какие-то знания до участников, отблагодарить партнеров, собрать деньги на проект или доставить гостям эстетическое удовольствие? Определить цель мероприятия — один из основополагающих этапов подготовки ивента.

  • Тематика

Тематика мероприятия — основа, с которой нужно четко определиться в первую очередь. Это может быть образовательное, культурно-развлекательное или бизнес-мероприятие. Вы можете обратиться к нам за полной классификацией и выбрать тематику с ее помощью. (Сюда в принципе можно добавить иллюстрацию с классификацией ивентов)

  • Формат

Мы относим в формат мероприятия концепцию, время проведения и длительность, роли в команде, оформление зала, еду, звук и многое другое. В зависимости от выбранного формата вы можете создать правильное впечатление о мероприятии у гостей.

В концепцию также входит место, выступающие и многое другое, но для правильного написания плана и программы нам хватит этих 4 основных элементов, которые должны быть четко прописаны на бумаге.

Этап 2. Подготовка

После того, как мы определились с концепцией, рано переходить к подготовке. Важно сначала спланировать, как эта подготовка будет проходить. Именно тут мы начинаем писать план мероприятия.

При написании мысли могут сильно зациклиться на отдельных задачах и, чтобы не уйти от начальной концепции, важно помнить об основных целях мероприятия, тематике и формате, которые были определены ранее.

Этап 3. Проведение

Во время реализации плана вы с командой поймете, в какой момент нужно начать составлять программу. Программа мероприятия — это список того, что будет происходить в течение мероприятия в четком и утвержденном порядке. Далее мы разберем, как составить программу ивента.

Как составить план мероприятия?

Мы всем очень рекомендуем составлять план подготовки к мероприятию и следовать ему, чтобы выйти из неопределенности и структурировать все задачи, которые необходимо будет выполнить в ходе подготовки ивента. Также правильно составленный план мероприятия поможет найти спонсоров или получить одобрение руководства.

Что же такое план мероприятия?План мероприятия — это документ, в котором структурированы цели и задачи на разных этапах реализации мероприятия, проставлены сроки и определены ответственные. Мы любим составлять планы в виде mind-карт с помощью бесплатного сервиса Miro.

Написание плана мероприятия — не быстрый процесс, он требует большого включения. В нем важно отразить все процессы, которые будут происходить во время воплощения мероприятия в реальность.

Если мероприятие не разовое, а периодическое, все шаги и действия в плане превращаются в бизнес-процессы, которые важно четко прописать, чтобы у команды не возникало недопониманий.

Те, кто организуют мероприятие впервые, часто сталкиваются с тем, что план, перенесенный на бумагу, выглядит неокупаемым или трудно реализуемым. При составлении плана важно будет учесть всю финансовую составляющую, оцифровать все плановые показатели и расписать шаги, которые нужно будет выполнить для достижения этих показателей. При составлении плана важно придерживаться методологии бережливого использования ресурсов, чтобы вывести event на прибыль, потому что эффективность каждого мероприятия оценивается исходя из затраченных ресурсов и полученного результата.

В плане важно отразить всю организационную часть мероприятия, захватить операционный и финансовый контуры.

Структура плана

Давайте сразу к делу :)

Мы выделяем такие структурные элементы плана подготовки мероприятия:

  • Общие области работ
  • Ответственные за общие области работ
  • Конкретные задачи в каждой области работ
  • Дедлайны
  • Исполнители
  • Финансы

Шаг 1. Определяем области работ и назначаем ответственных

Для примера приведем 3 области работ, которые можно включить практически в каждый план:

  • Организация места — в организацию места входит закупка или аренда оборудования и самого помещения, подготовка сцены, уборка зала и многое другое.
  • Продвижение — на тему правильного digital-продвижения мероприятия у нас есть отдельная статья, советуем с ней ознакомиться .
  • Поиск выступающих — поиск спикеров, обсуждение и утверждение их речи, подготовка логистики для спикеров и т. д.

Таких областей может быть 3, а может и 20. Главное, чтобы вам было удобно контролировать ход подготовки мероприятия. На каждую область работ мы ставим ответственного, для некоторых областей это может быть один человек. Для части из них ответственным можете стать вы, если считаете это нужным.

Шаг 2. Определяем задачи, ставим дедлайны, находим исполнителей и считаем затраты

Далее для каждой области работ мы формируем определенный перечень задач, который может со временем пополняться. На каждую задачу находим исполнителя (исполнителем может быть сам ответственный за определенную область работ) и ставим конкретный дедлайн — дату начала и завершения работы над ней.

Далее мы можем понять, сколько будет стоить выполнение каждой задачи — считаем оплату труда, затраты на другие ресурсы и составляем смету. После подсчета общих затрат, мы можем скорректировать план, если для выхода на окупаемость необходимо снизить затраты. Главное — не уйти от концепции, которая была сформирована в начале.

Шаг 3. Переходим к реализации

После выполнения предыдущих 2 шагов, мы переходим к реализации. При этом план должен быть гибким, чтобы его всегда можно было перестроить с минимальными потерями или вообще без них.

Как составить программу ивента?

Следующий вопрос, с которым нужно разобраться – это программа мероприятия. И не зря мы соединили программу и план, ведь во время самого мероприятия его программа для посетителей превращается в еще один план для организаторов и участников.

Для начала вкратце обсудим тему составления программы.

Первое, с чем стоит определиться – длительность мероприятия. Она обуславливается как бюджетом, так и форматом мероприятия.

Давайте пройдемся по 4 шагам, соблюдая которые можно прийти к идеальной программе вашего ивента.

  • Выделите ключевой посыл, который вы хотите донести до аудитории. Процесс очень напоминает выработку слогана или миссии для бизнеса.
  • Сформируйте внутреннюю сюжетную линию. Необходимо выстроить логику и структуру подачи информации зрителям, а также понять, какой уровень активности участников должен преобладать в разные моменты времени.
  • Выделите блоки мероприятия по смысловому фактору. Смысловые блоки могут быть привязаны к конкретным выступающим, а могут к информации, которая будет доноситься до аудитории
  • Найдите выступающих, подготовьте текст или обсудите с ними их речь.

При формировании тайминга не забывайте учитывать и другие детали: длительность выступлений, короткие перерывы между ними и более продолжительные для отдыха участников (в противном случае они попросту устанут от большого количества информации).

То, как оформить программу мероприятия, мы поговорим в другой статье, тут важнее определиться с таймингами и перенести все на бумагу.

За каждым действием на мероприятии стоит определенный бизнес-процесс, который важно выполнить без единой задержки. Поэтому, составив программу ивента, нужно прописать каждый процесс. Это может быть регулировка освещения зала, микрофонов, речь выступающего и многое другое. Далее все бизнес-процессы мы вставляем в хронологию и также, как в плане мероприятия, ставим исполнителей, проставляем время начала и время конца исполнения этого бизнес-процесса.

Итак, сегодня мы разобрали программу мероприятия и узнали то, как правильно составлять план подготовки мероприятия. Надеемся, что эта информация будет для вас полезной!

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию методическое пособие, которое поможет сориентироваться в этапах подготовки и  проведения массового мероприятия, оформлении сценария и ведении учета  посещений. Приведенная схема анализа (самоанализа)  позволит определить  эффективность и  результативность проведенного мероприятия, выявить наиболее удачные и неудачные моменты.
В пособии в качестве приложения дан словарь форм массовой работы, в который вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и инновационные, недавно появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.
В пособии использован материал муниципального учреждения «Буденновская городская  централизованная  библиотечная система», который обработан и дополнен менеджером межбиблиотечного информационно-библиографического обслуживания МБУ «ЦБС» О. В. Жуклёнковой.


Составление, оформление сценария массового мероприятия.

Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно, благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.  Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение  для каждого библиотечного работника. Ведь, несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе  материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной библиотеки. К тому же, владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и других аналитических материалов.
Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания  некоторых правил и основных требований.
Так, при подготовке и проведении мероприятий в библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

  1. Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных   установок.
  2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять    участие в мероприятии.
  3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».
  4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития участников. Необходимо предусматривать и перспективу. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень  сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
  5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.
  6. Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.
  7. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня.

Подготовка и проведение любого массового мероприятия включают  несколько этапов.

  1. Подготовительный этап:

– определение темы мероприятия, его названия, читательского и целевого назначения (обычно этот подэтап проходит при составлении плана работы);
– составление программы (проекта) массового мероприятия;
– формирование аудитории (предварительные беседы, обзоры, опросы и т.д.);
– реклама массового мероприятия (подготовка афиши).

  1. Основной этап:

– написание   сценария    массового   мероприятия (оформление книжной выставки);
– проведение массового мероприятия.

  1. Заключительный этап:

– оценка эффективности массового мероприятия;
– учет массового мероприятия.
Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении массового мероприятия в библиотеке. Сценарий позволяет четко спланировать все этапы мероприятия и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи.
При разработке и составлении сценария рекомендуем использовать следующую схему:

  1. Название мероприятия. Эпиграф.
  2. Форма мероприятия.
  3. Дата  и место проведения.
  4. Читательское назначение (кому адресовано).
  5. Организаторы (кто проводит мероприятие).
  6. Основная цель.
  7. Оформление и наглядность.
  8. Оборудование и технические средства.
  9. Декорации. Реквизит. Атрибуты.
  10. Ход (структура) мероприятия.

 
Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: введение, основная часть, заключение.
Введение включает вступительное слово, в котором  раскрывается  смысл темы; поясняется основная цель, условия; представляются участники, члены жюри или гости.
В основной  части определяется уровень информированности и актуализации проблемы (темы): проводится мини-опрос участников;  предоставляется информация по теме мероприятия, стимулируется  познавательная деятельность. Интерактивные формы мероприятия позволяют продемонстрировать  участникам применение  теоретических и практических знаний, полученных на  мероприятии,   в ходе выполнения заданий ведущего, участия в конкурсах, викторинах.
Заключительная часть  включает обсуждение, рефлексию, вывод, резюме, результат, подведение итогов и  награждение победителей.


Требования к оформлению сценария

На титульном листе сценария (по возможности – иллюстрированном) необходимо указать:
– наименование учреждения (например,  муниципальное бюджетное учреждение муниципального района Приволжский Самарской области «Централизованная библиотечная система Межпоселенческая детская библиотека);
–  форма и название мероприятия;
–  эпиграф;
– Ф. И. О. и должность автора (составителя);
– адрес и телефон библиотеки-организатора;
–  год создания сценария.
Титульный лист оформляется на одной стороне листа формата А 4. Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом А 4 (возможен электронный вариант). Кегль – 14, междустрочный интервал – 1,5 см, поля – 1,5-2 см.
Сценарий мероприятия – это «художественное произведение» библиотекарей-сценаристов, кропотливая работа по написанию конкретных текстов ведущих и других его участников. Сценарий дает возможность не только ознакомиться заранее с репликами и ремарками, но и прогнозировать ход мероприятия.
В конце сценария приводится список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, место и год издания, количество страниц).
К сценарию возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями и т. д.


Сценарный план массового мероприятия

Сценарный план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для четкой расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и порядок проведения мероприятия. Необходимо помнить, что план носит исключительно служебно-информативный характер и не заменяет собой сценарий (программу торжественной и официальной части) мероприятия. Составление подобных документов ложится на плечи организаторов.
Я предлагаю вам познакомиться с примерным сценарным планом с той целью, чтобы иметь представление, в каком порядке проходят мероприятия.


Примерный сценарный план мероприятия

Название: «Читаем детям о войне»
Форма: заключительное мероприятие акции чтения
Дата и время проведения: 7 мая 2014 года в 11.00.
Продолжительность: 1 час.
Место проведения: Спасская сельская библиотека
С кем совместно проводится мероприятие: с ГБОУ СОШ     № ___, Советом ветеранов…
Организаторы: Спасская сельская библиотека
Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов литературы о Великой Отечественной войне.
Участники: дети в возрасте от 12 до 15 лет.
Почетные гости: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, известные люди, родители детей, имеющие военную профессию, представители органов исполнительной власти.
10.45–11.00      На экране демонстрируется слайдовая электронная презентация с музыкальным сопровождением «Этот День Победы».
11.00–11.10      Ведущий открывает мероприятие рассказом о значении Дня Победы, о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Ведущий представляет почетных гостей. Одному из них предоставляется приветственное слово.
11.10–11.11      Ведущий объявляет минуту молчания.
11.12–11.30      Театрализованный сюжет по книгам о войне.
11.30–11.40      Читателям предоставляется возможность поделиться своим мнением о прочитанных произведениях.
11.40–11.45      Поздравление ветеранов.
11.45–11.50      Подведение итогов, награждение победителей, выражение благодарности участникам и гостям мероприятия.
 
Организация учета посетителей массовых мероприятий.
 
Единицей учета посетителей массовых мероприятий библиотеки является лицо, посетившее мероприятие и зарегистрированное в документах, принятых в библиотеке, – паспорте массового мероприятия.


 Паспорт массового мероприятия
Дата и время проведения  
Продолжительность мероприятия (час, мин)  
 
Форма мероприятия  
 
 
Название мероприятия  
 
 
Место проведения  
 
Количество присутствовавших, всего  
 
в т.ч. по основным читательским группам:
дети до 14 включительно
родители
руководитель детского чтения
молодежь в возрасте от 15 до 24 л.
прочие
 
Содержание или составные части мероприятия  
 
 
 
 
 
Организация  документной выставки при проведении мероприятия  (название). Подробнее в паспорте выставки.  
 
 
 
Использование  технических средств при организации и проведении мероприятия  
 
 
 
Подразделения, участвовавшие в подготовке и проведении мероприятия, и Ф.И.О сотрудников  
 
 
Ф.И.О. ответственного за учёт  
 

 Учёт библиотечных мероприятий

Единицей учета библиотечных мероприятий является одно мероприятие – устный обзор, день информации, экскурсии и т. п., зарегистрированное в документации (паспорте массового мероприятия, в дневнике работы).
Комплексное мероприятие, включающее одновременное использование различных форм массовой работы, учитывается как одно мероприятие.
При проведении циклов мероприятий (недели, декады, месячника и др.) учитывается каждое входящее в цикл мероприятие.
При проведении совместного мероприятия двумя и более библиотеками (или отделами библиотеки), данное мероприятие учитывается только той библиотекой (отделом), которая (ый) была инициатором и осуществляла подготовку сценария мероприятия.
Учет массовой работы библиотеки ведется в 3-й части дневника соответствующего структурного подразделения библиотеки, куда заносятся сведения о каждом мероприятии.
 

Число
и месяц
Наименование
мероприятия и тема
Количество
обслуженных
Кто проводил мероприятие и где
       

 
Учёт посещений массового мероприятия ведется на основе паспорта массового мероприятия, который заполняется библиотечным работником, ответственным за его проведение.
В библиотеках, имеющих структурные подразделения, учёт массовых мероприятий ведется в дневнике работы соответствующего подразделения.
После проведения массового мероприятия, заполнения паспорта и 3-й части дневника, сведения о количестве посещений массового мероприятия заносятся в 1-ю часть дневника, в раздел «Количество посещений. В том числе на массовых мероприятиях» за конкретный день.

Количество посещений
Всего посещений В том числе на массовых мероприятиях
 
   

Посещения массовых мероприятий входят в общее число посещений библиотеки.
Учёт общего числа массовых мероприятий библиотеки производится суммированием данных, зарегистрированных в дневниках всех структурных подразделений. Данные о посещении массовых мероприятий фиксируются в ежемесячном информационном отчёте библиотеки, далее – в статистическом и текстовом отчёте о работе библиотеки за год и в бланке статистического отчёта формы 6НК.
В число посещений не включаются посещения мероприятий, проводимых другими организациями на правах аренды.


Анализ массового мероприятия

Важным условием профессионального мастерства библиотечного работника является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведённого мероприятия. Его цель: повышение эффективности и качества проводимых мероприятий.
Анализ мероприятия предлагаем проводить по следующей схеме:

  1. Форма и  название мероприятия.
  2. Основная цель
  3. Системность. Место данного мероприятия в системе массовой работы библиотеки: одноразовое или в рамках определённого цикла; стихийное или плановое.
  4. Место проведения.
  5. Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители, студенты, и т. д.).
  6. Кто проводит (библиотекарь, иной специалист).
  7. Качество подготовки и проведения.
  8. Наличие плана, тезисов, сценария.
  9. Использование печатной, издательской продукции (памятки, закладки, буклеты, шорт-листы,  рекомендательные списки и т.д.)
  10. Эффективное использование справочного библиотечного аппарата (для мероприятий, направленных на формирование информационно-библиографической культуры пользователей).
  11. Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.
  12. Творческие находки.
  13. Владение материалом, профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.
  14. Коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера. Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.
  15. Соответствие содержания, информативности и объёма материала возрасту, уровню подготовленности участников.
  16. Оформление, наглядность и технические средства: книжные выставки или выставки творческих работ, плакаты,  рисунки детей, портреты, фотографии, электронные продукты, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, проектор и  др.
  17. Соответствие содержания заявленной форме проведения мероприятия.
  18. Итоги. Достигнут ли результат (поставленная цель).

Самоанализ мероприятия осуществляется библиотечным работником, проводившим его, для выявления результативности сделанного, удачных и неудачных моментов. Цель – повышение эффективности последующих мероприятий.  Самоанализ   рекомендуем  проводить по данной выше схеме анализа массового мероприятия.


Список литературы
  1. Головко, С.И. Библиотечная деятельность: принципы обновления: научно-методическое пособие / С.И. Головко. – М.: Либерия-Бибинформ, 2008. – 128 с.
  2. Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек:  учебно-методическое пособие / Г.К. Олзоева. – М.: Либерия-Бибинформ , 2006. – 120 с.
  3. Олзоева, Г. Импровизируем и воплощаем / Г. Олзоева // Библиотека. – 2005. – № 12. –  С. 27-29.
  4. Павлинова, А. Репертуар массовых мероприятий для читателей региона  / А. Павлинова // Библиотека. – 2000. – № 10. – С. 52-54.
  5. Седых, Т. Технология массового мероприятия / Т. Седых // Библиотека в школе. – 2007. – №6, 16-31 марта. – С. 23-27.
  6. Смелова О. И. Браво, массовая работа! [Текст]: опыт работы / О. И. Смелова // Библиотека –  2003. – № 2. – С.16-17.

 

Данные методические рекомендации предназначены в помощь по составлению и написанию сценария культурно – досуговых программ, культурно – массовых мероприятий и театрализованных представлений. Методические указания позволяют наиболее грамотно, эффективно, рационально разработать сценарий  мероприятия (программы) любого вида.

Составитель:

зав. методико-библиографическим отделом Л.А. Саурина

Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно благодаря им, библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание. 

При подготовке и проведении мероприятий в библиотеке, нужно помнить, что существуют определённые требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

1. Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, оно должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определённых установок.

2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять участие в мероприятии.

3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».

4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития участников. Необходимо предусматривать и перспективу. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно.

 Массовые мероприятия можно классифицировать по самым разным критериям:

  • устные и наглядные;
  • в форме монолога и диалога;
  •  рассчитанные на однородную или разновозрастную   аудиторию;
  •  единичные и комплексные;
  •  уникальные и много повторяемые;
  •  авторские и по готовому сценарию;
  •  проводимые силами библиотекаря и с  приглашением специалистов из других учреждений

Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.

Массовое мероприятие пройдет успешно, если тщательно спланировать его организацию и подготовку на трех основных этапах:

1) подготовительный включает в себя:

  • определение темы, постановку целей, уточнение аудитории;
  • составление плана подготовки мероприятия;
  • определение его хода и содержания;
  • анализ и подбор литературы;
  • составление рекомендательного списка;
  • определение методов и приемов;
  • составление сценарного плана, разработку и оформление сценария;
  • подготовку дидактического и раздаточного материала, атрибутов, реквизита;
  • изготовление наглядного материала, плакатов и т. д.;
  • определение участников (актеров, ведущих, судей и т. д.), распределение ролей;
  • определение места, времени и даты проведения;
  • согласование с руководителем библиотеки;
  • решение организационных вопросов;
  • репетицию, корректировку сценария, генеральную репетицию;
  • подготовку анонса мероприятия;
  • приглашение зрителей, гостей;
  • подготовку, проверку и установку оборудования, технических средств;
  • оформление помещения.

 2) основной подразумевает:

  • организацию библиотечной выставки;
  • проведение массового мероприятия.

 3) заключительный:

  • составление фотоотчета и информации о проведении мероприятия;
  • подведение итога;
  • возможное обсуждение с коллегами;
  • оценка эффективности массового мероприятия;
  • учет массового мероприятия.

Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение  для каждого библиотечного работника. Ведь, несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе  материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной библиотеки. К тому же, владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и других аналитических материалов.

Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания  некоторых правил и основных требований. И так, что же такое тема и идея мероприятия?

Тема – о чем?

Тема – это проблема раскрытая автором на материале данного произведения, т.е. это то, о чем хочет рассказать автор. Это компас мероприятия, определяющий его приоритеты.

Идея –  для чего?

Идея – это решение поставленной проблемы; основная мысль мероприятия. Это то, что, автор хочет доказать зрителю.

Форма мероприятия – это его структура, образуемая на основе организации материала и аудитории. Выбор формы, а затем жанра в первую очередь соотносится с замыслом и целью мероприятия. Например, такая форма работы, как тематический вечер, имеет множество жанровых разновидностей (вечер – портрет, вечер – рассказ, вечер – ритуал, вечер – репортаж и т.д.)

Помимо определения темы и замысла, одним из важных этапов написания сценария является подбор материала. Материал бывает художественный и документальный.

1) К документальному подбору относятся зафиксированные на бумаге кино, фото, магнитофонные пленки, различные факты реальной жизни. Это могут быть документальное кино, журнальные и газетные статьи, очерки, дневники, письма. Документ – это официально зарегистрированный факт. К документальным материалам относятся все те события, которые реально происходили и зафиксированы. Чаще всего сценаристу приходится сталкиваться с местным материалом, т.е. с теми фактами и событиями, которые происходят в его конкретном населенном пункте. Чаще всего местный материал приходится брать в общественных организациях, в различных администрациях, в музеях, а также поддерживать связь с людьми, интересными своей биографией. Это всевозможные протоколы, отчеты, справки, вырезки газетных статей, архивные материалы и т.д. и т.п.

Разновидностью документального материала являются и планируемые выступления конкретных представителей коллектива, участников событий. Например: Вы даете участнику ВОВ слово или берете у него интервью. В личных семейных архивах можно получить документальный материал (фото, письма, грамоты, документы).

2) Художественный материал – это готовые художественные материалы профессионального или художественного характера, к ним относятся стихи, музыка, хоровые и вокальные произведения, репродукция с картин, фрагменты из художественных фильмов, пьес т.д. Сюда можно отнести готовые сценарии, написанные по заказу. Художественные материалы можно найти в библиотеках, фонотеках. Иногда выпускаются специальные тематические сборники, где по определенной теме печатают песни, стихи, отрывки из пьес, постановка танцев, ноты, т.е. все то, что можно использовать в предстоящем мероприятии.

Критерии отбора материала:

1. Соответствие материала теме и идее.

2. Иметь конкретного адресата, учитывать его интересы.

3. Материал должен быть новым, свежим, малоизвестным.

4. Материал должен быть простым, ясным, доходчивым по содержанию.

5. Нести в себе художественно-эстетическую ценность.

6. Возможность и податливость материала на сцене (т.е. то, что написано, можно было бы показать на сцене).

Сценарный план массового мероприятия

Перед тем, как приступить к написанию сценария должен быть составлен сценарный план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для чёткой расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и порядок проведения мероприятия. План необходим для того, чтобы точно следовать логике развития сценария в соответствии со временем, отведённым на каждый его блок. Если этот момент не учтён, то мероприятие затянуто, а конец «скомкан» или, наоборот, очень быстро закончилось. Прежде всего, хронометраж организует самого ведущего.

Необходимо помнить, что план носит исключительно служебно-информативный характер и не заменяет собой сценарий (программу торжественной и официальной части) мероприятия. Составление подобных документов ложится на плечи организаторов.

И так, отсюда следует вывод, что сценарный план служит основой для написания сценария, подробной его разработки.

Сценарий – это подробная литературная разработка содержания художественно массового мероприятия, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части действия к другой; выявляются примерное направление всех публицистических выступлений, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них.

Основные этапы работы над сценарием массового мероприятия

При разработке и составлении сценария рекомендуется использовать следующую схему:

1. Название мероприятия. Эпиграф.

2. Форма мероприятия.

3. Дата и место проведения.

4. Читательское назначение (кому адресовано).

5. Организаторы (кто проводит мероприятие).

6. Основная цель.

7. Оформление и наглядность.

8. Оборудование и технические средства.

9. Декорации. Реквизит. Атрибуты.

10.Ход (структура) мероприятия.

Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: введение, основная часть, заключение.

Введение включает вступительное слово, в котором раскрывается смысл темы; поясняется основная цель, условия; представляются участники, члены жюри или гости.

Основная часть. В основной части определяется уровень информированности и актуализации проблемы темы): проводится мини-опрос участников; предоставляется информация по теме мероприятия, стимулируется познавательная деятельность. Интерактивные формы мероприятия позволяют продемонстрировать участникам применение теоретических и практических знаний, полученных на мероприятии, в ходе выполнения заданий ведущего, участия в конкурсах, викторинах.

 Заключительная часть включает обсуждение, рефлексию, вывод, резюме, результат, подведение итогов и награждение победителей.

Так чем же отличается сценарный план от сценария?

Они отличаются так же, как отличается, например, план сочинения от самого сочинения. То есть, план – это порядок основных пунктов сцен, действия. Как бы общая структура, каркас действия. А сценарий – это уже история со всеми подробностями, репликами, ремарками и пр. Драматургия – область, где повествование идет по специальным законам, поэтому сценарный план – хорошее подспорье – он сразу дает возможность увидеть “провисы” сюжета и устранить их, не переписывая материал.

Требования к оформлению сценария

1. На титульном листе сценария (по возможности – иллюстрированном) необходимо указать:

– наименование учреждения (например, МБУК «Межпоселенческая библиотечная система Тбилисского района» Центральная детская библиотека);

– форма и название мероприятия;

– эпиграф;

-адресность (для какой аудитории);

– Ф.И.О. и должность автора (составителя);

– адрес и телефон библиотеки-организатора;

– год создания сценария.

Титульный лист оформляется на одной стороне листа. Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом А4, шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14,

межстрочный интервал – одинарный; цвет шрифта – черный; выравнивание основного текста – по ширине, заголовков – по центру. Ориентация – книжная.

  • Если у вас театрализованное представление и есть персонажи сказочные, то следует оформлять вторую страничку действующих лиц.

Пример:

Действующие лица:

– Баба Яга – …

– Леший – …

– Кащей Бессмертный – …

  • Следующая страница: непосредственно идет написание сценария.

а) Сценарий следует писать на одной стороне листа, а оборотную – хорошо оставлять чистой.

б) Страницы пронумеровать.

в) С левой стороны оставить поля 30 мм

г) Краткое описание мероприятия.

д) Тот, кто произносит соответствующий текст, выделяется в сценарии следующим образом:

Пример: ВЕДУЩИЙ (идет текст ведущего).

  • Если текст идет в прозе, то строчки текста заезжают под слово «ведущий».
  • Если текст в стихах, то строчки идут строго в столбик, не заезжая под слово «ведущий».

е) По ходу написания сценария могут возникнуть разного рода примечания. Такие предложения называются ремаркой и обязательно пишутся в скобочках. Например: (Гаснет свет). (Ведущий уходит со сцены) и т.д.

  • После окончания написания сценария обязательно нужно указать список использованной литературы (чтобы вас не обвинили в воровстве).
  • Последняя страничка – реквизит – это все то, что потребуется в ходе вашего мероприятии.

Пример:

1-й Ведущий. Идут годы, меняется наш возраст, растет и возраст Дня Победы. 9 мая 2019 наша страна отмечает 74-ю годовщину этого великого события.

Не только мир Победа возвестила,
Она в одно мгновенье, наяву
Родным глазам сиянье возвратила,
Цветам –  дыханье, небу – синеву.

(Звучит попурри на тему песен военных лет. На экране демонстрируются кадры документальной хроники, на которых запечатлена встреча солдат с войны).


Просмотров: 2362

Сегодня: 4

Составление, оформление
сценария массового мероприятия.

       Этапы
проведения массового мероприятия

1. Подготовительный этап:

— определение темы мероприятия, его
названия, читательского и целевого назначения (обычно этот подэтап
проходит при составлении плана работы);

— составление программы (проекта)
массового мероприятия;

— формирование аудитории (предварительные
беседы, обзоры, опросы и т.д.);

— реклама массового мероприятия
(подготовка афиши).

2.    
Основной
этап:

— написание  
сценария    массового   мероприятия (оформление
книжной выставки);


проведение массового мероприятия.

3.    
Заключительный
этап:

— оценка
эффективности массового мероприятия;

— учет
массового мероприятия.

Схема
составления сценария

1.    
Название
мероприятия. Эпиграф.

2.    
Форма
мероприятия.

3.    
Дата 
и место проведения.

4.    
Читательское
назначение (кому адресовано).

5.    
Организаторы
(кто проводит мероприятие).

6.    
Основная
цель.

7.    
Оформление
и наглядность.

8.    
Оборудование
и технические средства.

9.    
Декорации.
Реквизит. Атрибуты.

10.
Ход
(структура) мероприятия.

Требования к оформлению сценария

На
титульном листе сценария (по возможности – иллюстрированном) необходимо указать:

— наименование учреждения (например, 
МУ «Будённовская городская централизованная библиотечная система» Центральная
детская библиотека);

—  форма и название мероприятия;

—  эпиграф;

— Ф. И. О. и должность автора
(составителя);

— адрес и телефон библиотеки-организатора;

—  год создания сценария.

Титульный лист оформляется на одной
стороне листа формата А 4. Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом А
4 (возможен электронный вариант). Кегль – 14, междустрочный интервал – 1,5 см,
поля – 1,5-2 см.

Сценарий мероприятия – это «художественное
произведение» библиотекарей-сценаристов, кропотливая работа по написанию
конкретных текстов ведущих и других его участников. Сценарий дает возможность
не только ознакомиться заранее с репликами и ремарками, но и прогнозировать ход
мероприятия.

В конце сценария приводится список
использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, место и год
издания, количество страниц).

К сценарию возможны приложения:
развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы
детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями и т. д.

Сценарный план массового
мероприятия

Сценарный
план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для четкой
расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и
порядок проведения мероприятия. Необходимо помнить, что план носит
исключительно служебно-информативный характер и не заменяет собой сценарий
(программу торжественной и официальной части) мероприятия. Составление подобных
документов ложится на плечи организаторов.

Мы предлагаем вам познакомиться с
примерным сценарным планом с той целью, чтобы иметь представление, в каком
порядке проходят мероприятия.

Примерный сценарный план мероприятия

Название:
«Читаем детям о войне»

Форма: заключительное мероприятие акции
чтения

Дата и время проведения: 7 мая 2012 года в
11.00.

Продолжительность: 1 час.

Место проведения: библиотека-филиал №

С кем совместно проводится мероприятие: с
МОУ СОШ № ___,   Советом ветеранов…

Организаторы: библиотека – филиал №

Цель мероприятия: воспитание
патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов
литературы о Великой Отечественной войне.

Участники: дети в возрасте от 12 до 15
лет.

Почетные гости: ветераны Великой
Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, известные люди, родители
детей, имеющие военную профессию, представители органов исполнительной власти.

10.45–11.00      На экране демонстрируется слайдовая
электронная презентация с музыкальным сопровождением «Этот День Победы».

11.00–11.10     
Ведущий открывает мероприятие рассказом о значении Дня Победы, о подвиге нашего
народа в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий представляет почетных гостей.
Одному из них предоставляется приветственное слово.

11.10–11.11     
Ведущий объявляет минуту молчания.

11.12–11.30     
Театрализованный сюжет по книгам о войне.

11.30–11.40     
Читателям предоставляется возможность поделиться своим мнением о прочитанных
произведениях.

11.40–11.45     
Поздравление ветеранов.

11.45–11.50     
Подведение итогов, награждение победителей, выражение благодарности участникам
и гостям мероприятия.

Анализ массового мероприятия

Важным
условием профессионального мастерства библиотечного работника является анализ
(или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведённого
мероприятия. Его цель: повышение эффективности и качества проводимых
мероприятий.

Анализ мероприятия предлагаем проводить по
следующей схеме:

1.    
Форма
и  название мероприятия.

2.    
Основная
цель 

3.    
Системность.
Место данного мероприятия в системе массовой работы библиотеки: одноразовое или
в рамках определённого цикла; стихийное или плановое.

4.    
Место
проведения.

5.    
Участники
(количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители, студенты, и т.
д.).

6.    
Кто
проводит (библиотекарь, иной специалист).

7.    
Качество
подготовки и проведения.

8.    
Наличие
плана, тезисов, сценария.

9.    
Использование
печатной, издательской продукции (памятки, закладки, буклеты, шорт-листы, 
рекомендательные списки и т.д.)

10.
Эффективное
использование справочного библиотечного аппарата (для мероприятий, направленных
на формирование информационно-библиографической культуры пользователей).

11.
Использование
активных и игровых форм, оригинальность заданий.

12.
Творческие
находки.

13.
Владение
материалом, профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения
материала.

14.
Коммуникабельность
в общении с участниками, эмоциональная атмосфера. Степень активности участников
при выполнении заданий, ответов на вопросы.

15.
Соответствие
содержания, информативности и объёма материала возрасту, уровню
подготовленности участников.

16.
Оформление,
наглядность и технические средства: книжные выставки или выставки творческих
работ, плакаты,  рисунки детей, портреты, фотографии, электронные
продукты, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, проектор и  др.

17.
Соответствие
содержания заявленной форме проведения мероприятия.

18.
Итоги.
Достигнут ли результат (поставленная цель).

Самоанализ мероприятия осуществляется
библиотечным работником, проводившим его, для выявления результативности
сделанного, удачных и неудачных моментов. Цель – повышение эффективности
последующих мероприятий.  Самоанализ   рекомендуем 
проводить по данной выше схеме анализа массового мероприятия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить потолок после покраске
  • Как получить этиловый эфир аминопропионовой кислоты составьте уравнение реакции
  • Как составить жалобу в суд на банк
  • Как найти валентные электроны в таблице менделеева
  • Как исправить отношения после измены