Как составить план лекции для студентов примеры

Как составить план лекции

Чтобы лекция прошла на высоком уровне, необходимо иметь план. Поскольку, прежде чем начать что–то говорить слушателям, надо четко представлять себе, что говорить, в какой последовательности и т.д. В решении этого вопроса может помочь план–конспект или план-тезисы. В нем должна быть отражена мысль лектора, его желание донести до аудитории новые знания, активизировать деятельность слушателей, помочь усвоить материал.

Как составить план лекции

Инструкция

Первое, что вам надлежит сделать, — это четко сформулировать тему. Она должна быть ясной и конкретной. Отталкиваясь от темы, продумайте структуру построения плана лекции. Каждый лектор определяет структуру по-разному. Это зависит от его личности, заинтересованности, его желания работать и от подготовленности слушателей. Разной аудитории одну и ту же тему не всегда следует преподносить одинаково. Вы можете составить план-конспект или план-тезисы. Каждый лектор сам должен определиться, что ему подходит больше. Далеко не каждый может грамотно провести лекцию, основываясь лишь на тезисах. С другой стороны, иному лектору вовсе не нужен подробный план-конспект.

Следующее, на что стоит обратить внимание, – это цель, которая должна быть достигнута благодаря вашей лекции. Цели делятся на: образовательные, воспитательные, развивающие и т.д.

Следующий пункт плана лекции – это ход самой лекции. Здесь должны быть расписаны все действия преподавателя, методы, применяемые им, предположения, как в том или ином случае должен себя повести себя слушатель.

Собственно лекция должна состоять из трех частей: вступительной, изложения и заключения.
Вступление должно заинтересовать слушателя, поэтому следует обратить внимание на «цепляющие» фразы, а также некую недосказанность, заставляющую аудиторию находиться на протяжении всей лекции в состоянии внимания и внутреннего напряжения, ожидая разгадки, раскрытия, квинтэссенции темы и ответов на все вопросы. В то же время вступление должно быть кратким.
Основная часть лекции — это ее изложение, в ней должна быть раскрыта тема и достигнута цель.
Заключение — подведение итогов, краткое повторение темы, закрепление ее основных пунктов.

Обратите внимание

Составив план лекции, вы не упустите самые мельчайшие вопросы темы и предполагаемого хода вашего выступления перед аудиторией.

Полезный совет

При составлении плана необходимо помнить, что во время лекции должно быть раскрыто не более четырех вопросов.

В плане вы можете даже набросать вопросы, которые, по вашему мнению, могут задать вам слушатели, и подготовиться к ним. Тогда на лекции вы не попадете впросак.

В плане лекции обязательно должно быть упомянуто оборудование, наглядные пособия, которые помогут слушателям лучше и эффективнее воспринять тему.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Образец оформления плана-конспекта лекции

«УТВЕРЖДАЮ»

Преподаватель__________

(Ф.И.О.)

«…»______________200_г.

План-конспект
лекции

по учебной дисциплине
«Методика преподавания психологии»

На тему «ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ»

Дата
проведения занятия 10. V.
2010 г
Оценка: ______

_____________________

Ф.
И. О. студента _____ курса
Подпись преподавателя__________

Цель:
Сформировать у студентов знания о
методике проведения лекционных занятий
по психологии.

Тип:лекция-объяснение.

Время:2 часа.

П Л А Н

1. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ ВУЗОВСКОЙ
ЛЕКЦИИ

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКЦИИ

3. ТИПЫ ЛЕКЦИЙ

4. ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

5. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ

ЛИТЕРАТУРА:

1.
Буланова –Топоркова М.В. Педагогика и
психология высшей школы. – Ростов-на-Дону:
Феникс. — 1998

2. Бадмаев
Б.Ц. Методика преподавания психологии.
– М.: Владос, 1999.

3.
Карандашев В.Н. Методика преподавания
психологии. – СПб., Питер, 2005.

4. Штокман
Л.А. Вузовская лекция. – СПб.: Питер,
2001.

  1. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
    И ЦЕЛИ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ

Слово «лекция» имеет латинский корень,
от латинского « Lection» —
чтение. Лекция появилась в Древней
Греции, получила свое дальнейшее развитие
в Древнем Риме и в средние века.

Яркие страницы в историю развития
лекционной формы обучения вписал
основатель первого в России университета
М.В. Ломоносов, по достоинству ценивший
живое слово преподавателей, равно как
и его знаменитые последователи М.В.
Остроградский, В.О. Ключевской, Т.Н.
Грановский. Их лекции были столь
блестящи, что отодвинули на второй план
учебник.

Основная цель лекции: формирование
ориентировочной основы для последующего
усвоения студентами учебного материала.

Задачи ЛЗ:

— формирование новых знаний и закрепление
предыдущего материала;

— расширение кругозора по изучаемому
предмету;

— актуализация опорных знаний и жизненного
опыта;

— мотивация к учению и пробуждение
интереса к предмету;

— формирование у студентов способностей
учиться.

Роль лекционной формы
занятий

А р г у м е н т ы п р о т и в:

1) Лекция приучает к пассивному восприятию
чужих мнений, тормозит самостоятельное
мышление. Чем лучше лекция, тем эта
вероятность больше;

2) Лекция отбивает вкус к самостоятельным
занятиям;

3) Лекции нужны лишь тогда, когда нет
учебников или их мало;

4) Одни студенты успевают осмыслить,
другие – только механически записать
слова лектора;

5) Слабая обратная связь со студентами
в виду моно логичности лекции.

А р г у м е н т ы з а:

1) Лекция – это творческое общение
лектора с аудиторией, сотворчество,
эмоциональное взаимодействие (расстановка
акцентов, рассуждение, объяснение).
Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь
с глубоким научным содержанием, создает
гармонию мысл, слова и восприятия
слушателями.

2) Лекция – весьма экономный способ
получения в общем виде основ знаний за
счет сконцентрированной подачи
материала, построенного на основе
переработки множества учебников,
монографий, статей, практического опыта
и других источников;

3) Лекция активизирует мыслительную
деятельность, если хорошо понята и
внимательно прослушана;

4) Лекция мотивирует студента к
самостоятельному познанию, расширению
своих знаний по предмету;

5) В учебном процессе складывается ряд
ситуаций, когда лекционная форма обучения
не может быть заменена никакой другой:

— при отсутствии учебников по новым
складывающимся курсам лекция основной
источник информации;

— новый учебный материал по конкретной
теме не нашел еще отражения в существующих
учебниках или некоторые его разделы
устарели;

— отдельные темы учебной дисциплины
особенно трудны для самостоятельного
изучения и требуют методической
переработки лектором;

— по основным проблемам курса существуют
разноречивые концепции. Лекция необходима
для их объективного освещения;

— лекция ничем не заменима в тех случаях,
где особенно важно личное эмоциональное
воздействие лектора на студентов с
целью повлиять на формирование их
взглядов.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К
    ЛЕКЦИИ

  • Нравственная глубина содержания лекции
    и нравственная позиция преподавателя;

  • Научность и информативность (современный
    научный уровень);

  • Доказательность и аргументированность;

  • Наличие достаточного количества ярких,
    убедительных примеров, фактов,
    обоснований, документов и научных
    доказательств;

  • Эмоциональность формы изложения;

  • Активизация мышления слушателей;

  • Постановка проблемных вопросов для
    размышления;

  • Четкая структура и логика раскрытия
    последовательно излагаемых вопросов;

  • Методическая обработка – выведение
    главных мыслей и положений, подчеркивание
    выводов, повторение их в различных
    формулировках;

  • Доступный и ясный язык;

  • Разъяснение вновь вводимых терминов
    и названий;

  • Использование по возможности и
    необходимости (целесообразности)
    аудиовизуальных дидактических
    материалов, а также наглядности
    (раздаточный материал, записи или схемы
    на доске или флипчарте, плакаты).

Соседние файлы в папке ПУБЛИКАЦИИ

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Структура лекционного занятия

Обновлено

2021-03-18



5 мин. для прочтения



сиянс

Типы и структура лекционных занятий.

Содержание

1 Назначение лекций

  • Устное изложение информации, выстроенное по строго определённой логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику.
  • Основное предназначение лекции:
    • помощь в освоении фундаментальных аспектов;
    • упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
    • распространение сведений о новых достижениях современной науки.
  • Функции лекционной подачи материала:
    • информационная (сообщает нужные сведения);
    • стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
    • воспитательная;
    • развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
    • ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
    • поясняющая (формирует базу научных понятий);
    • убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).
  • Может являться единственно возможным способом обучения (например, если отсутствуют учебники по предмету).

2 Функции лекции

2.1 Информационная функция

Выполняет следующие задачи:

  • информирует студентов о различных достижениях науки;
  • раскрывает особенности и главные цели конкретной темы;
  • знакомит с основными положениями каждой учебной дисциплины;
  • сообщает об отдельных проблемах, относящихся к определенной тематике.

2.2 Стимулирующая функция

Выполняет следующие задачи:

  • привлечение внимания аудитории;
  • вызывание интереса и желания непременно изучить поподробнее конкретную тему.

2.3 Развивающая функция

Выполняет следующие задачи:

  • анализ различных явлений;
  • активацию умственной деятельности студентов.

2.4 Ориентирующая функция

Выполняет следующие задачи:

  • помощь учащемуся сориентироваться и разобраться в огромном количестве различных учебных и научно-исследовательских источников;
  • помощь в составлении собственного представления о конкретной проблематике;
  • предоставление рекомендованного списка литературы.

2.5 Разъясняющая функция

Выполняет следующие задачи:

  • оказание помощи студентам в формировании базы понятий конкретной дисциплины, обсуждаемой темы, предложенной гипотезы или теории.

2.6 Убеждающая функция

  • Выполняет следующие задачи:
    • подтверждение, доказательство информации, озвученной лектором во время лекции.
  • Правдивость сказанных преподавателем слов обеспечивается следующими способами:
    • знакомство с реальными фактами;
    • предъявление практических доказательств озвученного лектором утверждения.

3 Классификация лекционных занятий

  • Вводная лекция.
  • Информационная лекция.
  • Заключительная лекция.
  • Обзорная лекция.
  • Проблемная лекция
  • Лекция-визуализация.
  • Лекция-конференция.
  • Лекция вдвоём (бинарная лекция).
  • Лекция с заранее запланированными ошибками.
  • Лекция-консультация.

3.1 Вводная лекция

Может содержать:

  • определение учебной дисциплины;
  • краткую историческую справку о дисциплине;
  • цели и задачи дисциплины, её роль в общей системе обучения и связь со смежными дисциплинами;
  • основные проблемы (понятия и определения) данной науки;
  • основную и дополнительную учебную литературу;
  • особенности самостоятельной работы студентов над учебной дисциплиной и формы участия в научно-исследовательской работе;
  • отчётность по курсу.

3.2 Информационная лекция

  • ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию;
  • самый распространённый вид лекционных занятий в вузах;
  • применяется, когда необходимо ввести учащихся в курс по конкретному вопросу или предмету;
  • лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить;
  • предполагается конспектирование (запись основных моментов доклада).

3.3 Заключительная лекция

Предназначена для обобщения полученных знаний и раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки.

3.4 Обзорная лекция

  • систематизация научных знаний на высоком уровне
  • большое число ассоциативных связей
  • исключает детализацию и конкретизацию
  • научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов

3.5 Проблемная лекция

  • новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации;
  • процесс познания студентов приближается к исследовательской деятельности;
  • содержание проблемы раскрывается путём организации поиска её решения.

3.6 Лекция-визуализация

  • представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала (с использованием аудиовидеотехники);
  • чтение лекции сводится к развёрнутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.
  • необходимо:
    • обеспечить систематизацию имеющихся знаний;
    • обеспечить усвоение новой информации;
    • продемонстрировать создание и разрешение проблемных ситуаций;
    • продемонстрировать разные способы визуализации.

3.7 Лекция-конференция

  • научно-практическое занятие;
  • заранее поставленная проблема;
  • система докладов, длительностью 5-10 минут;
  • каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной программы;
  • совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему;
  • в конце лекции преподаватель:
    • подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов;
    • дополняет и уточняет предложенную информацию;
    • формулирует основные выводы.

3.8 Лекция вдвоём (бинарная лекция)

  • проводится в форме диалога двух преподавателей;
  • необходимы:
    • демонстрация культуры дискуссии;
    • вовлечение в обсуждение проблемы студентов;
  • преимущества:
    • актуализация имеющихся у студентов знаний;
    • создаётся проблемная ситуация:
    • наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор;
    • выявляется профессионализм педагога.

3.9 Лекция с заранее запланированными ошибками

  • рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, орфографической);
  • в конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

3.10 Лекция-консультация

  • вариант «вопросы-ответы»: лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу;
  • вариант «вопросы-ответы-дискуссия»:
    • изложение новой учебной информации лектором,
    • постановка вопросов,
    • организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

4 Структура лекции

4.1 Вводная часть

  • Озвучивается следующая информация:
    • название темы (оно должно выражать основную суть и подчеркивать актуальность конкретной тематики);
    • цель и задачи (желательно указать связь между новым материалом и предыдущим);
    • список использованной литературы;
    • значимость темы с теоретической и практической стороны.
  • В среднем на вводную часть выделяется от 5 до 8 минут.

4.2 Основная часть

  • В течение основной части преподаватель:
    • раскрывает содержание темы;
    • излагает и акцентирует внимание на ключевых вопросах темы;
    • анализирует связи и явления главной идеи;
    • даёт определение первостепенным понятиям;
    • предлагает разностороннюю оценку основных моментов темы.
  • В процессе общения преподавателя со своей аудиторией немаловажную роль играет его облик, поза, жесты, манера говорить, а также грамотно построенная и доступная речь.

4.3 Заключительная часть

  • Главные составляющие следующие:
    • подведение итогов;
    • краткое обобщение основных положений;
    • формулирование выводов;
    • советы по определению направления для самостоятельной работы;
    • озвучивание следующей темы занятия.
  • В заключение докладчик выслушивает вопросы студентов и кратко отвечает на них.
  • В среднем на заключительную часть отводится 10-15 минут.

5 Шаблон плана лекции

  • Учебная дисциплина, контингент обучающихся (направление подготовки, курс, группа).
  • Тема лекционного занятия, её место в общей структуре учебной дисциплины.
  • Цели занятия
  • Основные задачи
    • Обучающая
    • Развивающая
    • Воспитывающая
  • По результатам занятия студент должен:
    • Иметь понятие о
    • Уметь делать
    • Владеть знаниями о
  • Норма времени: два академических часа.
  • Тип занятия: лекция.
  • Структура занятия
    • Вступительная часть
      • Приветствие. Постановка темы, цели, основных задач.
      • 5-8 минут
    • Основная часть лекции
      • Формулирование проблемы; основные понятия и суть изучаемого вопроса.
      • Форма изложения:
        • метод проблемного изложения;
        • объяснение;
        • беседа/эвристическая беседа;
        • проблемный метод (предъявление проблемы и создание проблемной ситуации);
        • наглядный метод: метод иллюстраций — использование картин, рисунков, карт, схем, слайдов, макетов;
        • наглядный метод: метод демонстраций — демонстрация опыта, механизма, прибора, модели, анимации, видео.
      • 60-65 минут
    • Закрепление полученной информации
      • Вопрос-ответ, экспресс-опрос; отвечает как преподаватель, так и учащиеся. Проводится разбор ошибок.
      • 8-10 минут
    • Подведение итогов
      • Сопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов.
      • 5-8 минут
    • Анонс следующего занятия, задание на дом
      • Задания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения
  • Оборудование
  • Используемая литература

6 Backlinks

  • Лекционные занятия

Дмитрий Сергеевич Кулябов

Дмитрий Сергеевич Кулябов
Профессор кафедры прикладной информатики и теории вероятностей

Мои научные интересы включают физику, администрирование Unix и сетей.

Похожие

  • Применение VR и AR в образовании
  • Высшее образование. Зачем
  • Курс МОЗИиИБ. Управление ключами
  • Курс МОЗИиИБ. Установление подлинности объекта
  • Курс МОЗИиИБ. Целостность сообщения и установление подлинности сообщения

Требования к учебной лекции

1.Тема лекции должна соответствовать ФГОС, программе
дисциплины ( профессионального модуля ) .

2.Содержание лекции должно отражать основные вопросы и
понятия, важнейшие положения, необходимые для полного раскрытия темы, а также
диагностики знаний студентов. Обязателен список дополнительной литературы для
самостоятельной работы и контрольные вопросы для самопроверки усвоения лекции
студентами.

3.Структура лекции раскрывает: тему и план лекции; цель и
задачи данной лекции; изложение по каждому вопросу плана; список дополнительной
рекомендуемой литературы для самостоятельной работы студентов; контрольные
вопросы для самопроверки усвоения лекции студентами.

4.Наглядные средства — демонстрации иллюстраций (их
использование позволяет повысить эффективность занятия по сравнению с обычной
лекцией на 20-50%). Объём иллюстраций зависит от научной сложности
рассматриваемой проблемы и от продолжительности лекционного времени, отводимого
на данную тему. Конспектирование иллюстрационного материала студентами,
вызывает потерю лекционного времени. Обилие иллюстрационного материала может
ослабить внимание студентов к важнейшим теоретико-методологическим аспектам лекции.

5.В ходе лекции у студентов могут возникнуть вопросы. В
случае чтения проблемной лекции можно порекомендовать им, прослушать всю лекцию
до конца, ибо в ходе её дальнейшего изложения лектор сам разъяснит ту или иную
ситуацию, по поводу которой возник вопрос. Поэтому рекомендуется оставить
определенное время для ответов на вопросы.

Кроме  того,  лекция   должна  отвечать   следующим
требованиям:

·       
Она
должна быть доступна для понимания; принцип изложения должен быть от простого к
сложному, от известного к неизвестному;

·       
Учебный
материал должен быть построен логично;

·       
Изложение
должно быть четким и ясным;

·       
Должны
умело применяться наглядные пособия и современные методы активизации
деятельности обучаемых (диалог, дискуссия, проблемное изложение).

Эффективная лекция должна иметь не только богатое
содержание, но и строгую дидактическую систему построения и оптимальную
методику подачи.

Типы лекций

·       
Проблемная лекция

 Проблемная лекция – лекция, опирающаяся на
логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки
проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация —
это сложная противоречивая обстановка, создаваемая на занятиях путем постановки
проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности
обучаемых для её правильной оценки и разрешения. Проблемный вопрос содержит в
себе диалектическое противоречие и требует для его решения не воспроизведения
известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения и применения
новых знаний. Проблемная задача в отличие от проблемного вопроса содержит
дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры
поиска её решения.

С помощью проблемной лекции
обеспечивается достижение трех
основных дидактических целей:

     
усвоение студентами теоретических знаний;

     
развитие теоретического мышления;

     
формирование познавательного интереса к содержанию
учеб
ного предмета и профессиональной мотивации будущего
специали
ста.

Применение на своих занятиях проблемной лекции
приводит к значительным результатам:

1. Знания, усвоенные «активно», прочнее
запоминаются и легче актуализируются (обучающий эффект занятия), а также более
глубоки, систематизированы и обладают свойством переноса в другие ситуации
(эффект развития, творческого мышления).

2. Решение проблемных задач выступает
своеобразным тренингом в развитии интеллекта (развивающий эффект занятия).

3. Восприятие знаний подобным способом повышает
интерес к усваиваемому содержанию и улучшает профессиональную подготовленность
(эффект психологической подготовки к профессиональной деятельности).

4. Освоенные таким образом знания являются
собственным достоянием студентов, тем самым достигается воспитательный эффект
занятия.

·               
Лекция-визуализация

Лекция-визуализация
учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную
форму, систематизируя и выделяя при этом наиболее существенные элементы
содержания. Данный вид лекционных занятий реализует и дидактический принцип
доступности: возможность интегрировать зрительное и вербальное восприятие
информации.

Процесс
визуализации является свертыванием различ­ных видов информации в наглядный
образ. Как известно, в восприятии материала трудность вызывает представление
абстрактных понятий, процессов, явлений, особенно теоретического характера.
Визуализация позволяет в значительной степени преодолеть эту трудность и
придать абстрактным понятиям наглядный, конкретный характер.

 Любая форма
наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому
лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разреше­ние
которой, в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит
на основе анализа, синтеза, обобщения, свертыва­ния или развертывания
информации, то есть с включением активной мыслительной деятельности. Основная 
задача преподавателя — использовать та­кие формы наглядности, которые не только
дополняли словесную ин­формацию, но и сами являлись носителями информации. Чем
больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной
активности студента.

Методика
проведения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных
материалов в соответствии с ее содержанием. Подготовка лекции преподавателем
состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию (всю или
часть на его усмотрение, исходя из методической необходимости) по теме лекци­онного
занятия в визуальную форму для представления студентам че­рез технические
средства обучения или вручную (схемы, рисунки, модели  и т. п.). Основная
трудность в подготовке лекции-визуализации состоит в выборе системы средств
наглядности и ди­дактически обоснованного процесса ее чтения с учетом индивиду­альных
особенностей студентов и уровня их знаний.

Читая такую
лекцию, преподаватель комментирует подготовленные наглядные материалы, стараясь
пол­ностью раскрыть тему (или подготовленный фрагмент)  данной лекции.
Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию
имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их
разрешения, что является важным в познавательной и профессиональной деятельно­сти.

Лучше всего использовать разные виды визуализации —
натураль­ные, изобразительные, символические, каждый из которых или их со­четание
выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от
текста к зрительной форме или от одного вида на­глядности к другому может
теряться некоторое количество информа­ции. Но это является преимуществом, так
как позволяет сконцентриро­вать внимание на наиболее важных аспектах и
особенностях содержа­ния лекции, способствовать его пониманию и усвоению.

В некоторых случаях к этой
работе возможно привлечение и студентов (например, поручить некоторым из них
подготовить наглядные материалы по разделам темы занятий, которые потом
совместно с преподавателем прокомментировать на лекции). В таком случае у
студентов будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий
уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

В лекции-визуализации важна
определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно
использовать комплекс техни­ческих средств обучения, рисунок, в том числе с
использованием гро­тескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и
наглядной информации. Здесь важны и дозировка использования материала, и
мастерство преподавателя, и его стиль общения со студентами.

Этот вид лекции лучше, всего
использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину.

·       
Лекция вдвоем

В лекции такой формы
учебный материал проблемного содержания дает­
ся
студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей
между собой. Моделируются реальные профессиональные си­туации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций дву­мя
специалистами (например, теоретиком и практиком, сторонником
или противником той или иной точки зрения и т. п.). Основная задача,
стоящая перед преподавателями,
чтобы диалог де­монстрировал культуру совместного поиска решения обсуждаемой проблемы, с
привлечением в общение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою
позицию, формируют свое отно­шение к обсуждаемому материалу лекции, показывают
свой эмоцио­
нальный отклик на происходящее.

В процессе лекции вдвоем
происходит использование имеющихся у студентов знаний, необходимых для
понимания учебной проблемы и
участия в совместной работе. Такая лекция заставля­ет студентов активно
включаться в мыслительный процесс, сравнивать разные точки зрения и делать
выбор, присоединиться к той или иной
из них или выработать свою.

Высокая активность
преподавателей на лекции вдвоем вызывает
отклик студентов, что
является одним из характерных признаков ак­
тивного
обучения: уровень вовлеченности в познавательную деятель­
ность
студентов сопоставим с активностью преподавателей. Помимо
всего
этого, студенты получают наглядное представление о культуре
дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и приня­тия решений.

Специальной задачей этого
вида лекции является демонстрация
отношений преподавателей к
объекту высказываний. Эта лекция, как
никакая другая, ярче
и глубже показывает личностные качества пре­
подавателя
как педагога-профессионала в своей предметной области.

Подготовка и чтение лекции
вдвоем предъявляет повышенные
требования к 
преподавателям, использующим такую форму работы. Они должны быть интеллек­туально
и личностно совместимы, обладать развитыми коммуника­
тивными
умениями, способностями к импровизации, показывать вы­
сокий
уровень владения всем предметным материалом. Если эти тре­бования при
проведении лекции вдвоем будут соблюдены, у студен­
тов
сформируется доверительное отношение к такой форме работы.

Для студентов лекции вдвоем
вызывают определенные затрудне­ния: две позиции, предлагаемые лекторами, иногда
вызывают  отторжение самой формы обучения, так как от студентов требуется
принятие самостоятельного решения, какой точки зрения придерживаться.
Однако применение лекции вдвоем эффективно для
формирова­
ния теоретического
мышления, воспитания убеждений студентов.

·       
Лекция с заранее запланированными ошибками

Эта форма проведения лекции
позволяет развивать у студентов умения оперативно анализировать
профессиональные ситуации, вы­
ступать в роли экспертов,
оппонентов, рецензентов, вычленять невер­
ную или неточную информацию.

Подготовка преподавателя к
лекции состоит в том, чтобы зало­жить в ее содержание определенное количество
ошибок содержа­тельного, методического или поведенческого характера. Список та­
ких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто до­пускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподавате­ли в
ходе чтения лекции.
Количество запланированных ошибок
зависит от специфики учебно­
го материала, дидактических
и воспитательных целей лекции, уров­
ня подготовленности студентов.

Сложность подготовки к такой
лекции для преподавателя состоит в необходимости

специальной ра­
боты над содержанием лекции, высокого уровня
вла­
дения
материалом и лекторского мастерства, т.к.  он
проводит изложение лекции
таким образом,
чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так
легко можно было заметить студентам.

Задача студентов заключается
в том, чтобы по ходу отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в
конце лекции. На раз­
бор ошибок отводится 10-15 минут, в ходе
которого преподавателем,
студентами или совместно
даются правильные ответы на вопросы.

Студенты могут находить как задуманные ошибки (преподавателем прово­дится сверка со списком таких ошибок), так ошибки,
которые были невольно допущены преподавателем,
особенно
речевые и поведенческие. Соз­
дание на занятиях атмосферы
доверия между преподавателем и студентами, лично­
стное
включение обеих сторон в процесс обучения, активизация познавательной
деятельности сту­
дентов — вот главный результат проведения данного типа лекций.

Лекция с запланированными
ошибками выполняет не только сти­
мулирующую функцию, но и
контрольную. Преподаватель может оце­
нить уровень
подготовки студентов по предмету, а те в свою очередь —
проверить
степень своей ориентации в материале. С помощью системы
ошибок
преподаватель определяет недочеты, анализирует их
в
ходе обсуждения со студентами, получает представление о
структуре
учебного материала и трудностях овладения им.

Подобные лекции вызывают у
обучающихся высокую интеллек­туальную и эмоциональную активность, так как
студенты на практике используют полученные ранее знания, осуществляя совместную
с пре­подавателем учебную работу. Помимо этого, заключительный анализ
ошибок развивает у студентов теоретическое мышление.

Данный вид лекции лучше
всего про­
водить в завершение темы или раздела учебной
дисциплины, когда у
студентов сформированы основные понятия
и представления.

·       
Лекция — пресс-конференция

Форма проведения такой лекций напоминает
классическую (традиционную) пресс-конференцию,
но имеет некоторые отличительные черты.

В начале занятия препода­ватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут
сформулировать наиболее интересующие его вопросы по теме лекции, напи­сать их
на листке бумаги и передать записку преподавателю. Препо­даватель в течение 3-5
минут сортирует вопросы по их смысловому содержа­
нию
и начинает читать лекцию. Изложение материала преподносится
в виде связного раскрытия темы, а не как ответ на каждый заданный вопрос, но в процессе лекции формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку во­просов, выявляя знания и интересы студентов.

    Отличительная
черта
этой
формы лекции состоит в активизации работы
студентов на занятии
за счет адресованного информирования каждого студента лично: необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать инициирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на
свой
вопрос концентрирует внимание
студента. Необходимо ориентировать (обучать) студентов  формулировать вопросы,
которые носят проблемный характер и являются нача­
лом творческих процессов мышления.

Личностное, профессиональное
и социальное отношение преподавателя к поставленным
вопросам и
ответам на них оказывает воспитательное
влияние на студентов. Участвуя в лекции пресс-конференции, студенты отрабаты­
вают умение задавать вопросы и отвечать на них, выходить из труд­ных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательст­ва и
опровержения.

Лекцию пресс-конференцию
можно проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце.

В начале изучения темы
основная цель лекции — выявление круга интересов и потребно­
стей студентов, степени их подготовленности к работе, отношения к предмету. С помощью лекции пресс-конференции преподаватель мо­жет составить представление об аудитории слушателей — ее ожиданий,
возмож­
ностей. Это важно при первой встрече
преподавателя со студентами-первокурсниками, или в начале чтения курса лекций,
новых дисциплин и
т. п.

Лекция-пресс-конференция в
середине темы или курса ставит задачу
привлечения внимания
студентов к главным моментам содер­
жания учебного предмета; уточнения представлений преподавателя о степени усвоения материала;
систематизации знаний студентов,
корректировки выбранной
системы
лекционной и семинарской работы по курсу.

Основная цель лекции
пресс-конференции в конце темы или раз­дела — подведение итогов лекционной
работы, определение уровня
усвоения студентами
содержания разделов/тем дисциплины.

Лекцию такого
рода можно провести и по окончании всего курса с целью об­суждения перспектив
применения теоретических знаний на практике.

·       
Лекция-беседа

Лекция-беседа, или диалог с
аудиторией является наиболее распростра­
ненной и
сравнительно простой формой активного вовлечения студен­
тов
в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт
преподавателя с аудиторией.

С целью привлечения к
участию в беседе студентов в лекции-беседе можно использовать
вопросы к аудитории. Вопросы, которые задает
преподаватель в начале лекции и по ходу ее могут быть
информационного
или проблемного характера. И предназначе­
ны  они для выяснения
мнений и уровня осведомлен­
ности студентов по
рассматриваемой теме, степени их готовности к
усвоению
последующего материала, а
не
для контроля. Вопросы можно адресовать как всей аудит
ории,
так и кому-то конкретно. Они
могут быть как простые,
способные сосредоточить внимание
на отдельных нюансах темы,
так и проблемные.
 Студенты, продумывая
ответ на заданный вопрос, получают воз­можность самостоятельно прийти к тем
выводам и обобщениям, ко­
торые преподаватель должен
был сообщить им в качестве новых
знаний, либо понять глубину
и важность обсуждаемой проблемы,
что повышает интерес и
степень восприятия мате­
риала.

Основным методом изложения
учебного материала здесь явля­
ется беседа, как наиболее
простой способ обучения, в ходе которой
преподаватель
вовлекает студентов в диалог. Наряду с беседой могут приме­
няться такие методы, как рассказ, объяснение с показом иллюстраций. При этом важно дозировать учебный материал, чтобы после органи­зовать беседу. Студенты отвечают с мест, а свои дальней­шие рассуждения преподаватель строит с учетом ответов обучающихся, при
этом имея возможность наиболее доказа­
тельно
изложить очередной тезис лекционного материала.

Преимущество такой лекции
состоит в том, что она позволяет привлекать внимание обучаемых к наиболее
важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Недостаток же
заключается в
снижении эффективности этого метода в
условиях группового обучения вследствие невозможности каждого студента вовлечь
в обмен мнениями. И связано это обычно с недостатком времени, даже если
группа малочисленна. Лекция-беседа позволяет расширить круг мнений сторон,
привлечь коллективные знания и опыт, что имеет большое значение в активизации
мышления студентов.

При такой форме занятия
главная задача преподавателя — позаботиться о том, чтобы его вопросы не
оставались без ответов, иначе они будут
носить только риторический
характер, не обеспечивая достаточной
активизации мышления обучаемых.

·       
Лекция-дискуссия

Дискуссия — это
взаимодействие преподавателя и студентов, сво­бодный обмен мнениями, идеями и
взглядами по исследуемому во­
просу.

В отличие от лекции-беседы в данной
технологии при изложении лекционного материала преподаватель
использует ответы студентов на поставленные им вопросы, организует свободный обмен мнениями по разделам излагаемого материала.

Выбор вопросов для
активизации студентов и темы для обсужде­ния составляется самим преподавателем
в зависимости от конкретных
дидактических задач,
которые он ставит перед собой для
данной аудитории.

Можно предложить студентам
проанализировать и обсу­
дить конкретные ситуации,
документы или другой информационный материал. По ходу лекции-дискуссии пре­подаватель
приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко
сформулированных
проблем и предлагает студентам коротко обсу­
дить
их, затем делает краткий анализ, выводы и — лекция продолжается.

 По­зитивным
моментом
в такой лекции является то, что студенты в
ходе дискуссии могут согласить­ся с точкой зрения преподавателя с большей
охотой,
нежели во время беседы, когда преподаватель
выделяет устоявшуюся точку зрения (одну или несколько) по обсуждаемому вопросу,
в том числе и свою.
Дан­ный
метод позволяет педагогу видеть, насколько эффективно студен­
ты используют полученные знания в ходе дискуссии.

Негативным является то обстоятельство, что студенты могут неправильно опре­делять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать
возникающие проблемы. Поэтому в целом занятие может оказаться
запутанным. Студенты в этом случае могут укрепиться в собствен­ном мнении
(возможно, ошибочном), а не попытаться понять или изменить его.

Дискуссия оживляет учебный
процесс, активизирует
познавательную деятельность аудитории и
позволя­ет преподавателю управлять коллективным мнением группы, исполь­
зовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов.

Для достижения эффекта от
такой лекции необходимо
правильно подобрать вопросы
для дискуссии и умелой, целена­
правленной ее организации, что определяется
компетентностью и степенью профессионального мастерства преподавателя.

·       
Лекция с разбором конкретных ситуаций

Это еще один способ
активизации учебно-познавательной дея­
тельности
студентов.  По форме — это лекция-дискуссия, но на обсуждение
преподаватель выносит не вопросы, а конкретную ситуацию. Как правило, ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, кадре диафильма, поэтому ее изложение должно быть кратким,
но содержащим достаточную информацию для его последующего
обсуждения.

Это, так называемые, 
микроситуации.
Чтобы сосредоточить внимание, ситуации
подбираются достаточ­
но характерные и, как правило, острые.
Студенты анализируют и
обсуждают их всей аудиторией. Роль
преподавателя здесь — стремиться ак­
тивизировать участие в
обсуждении вопросами, обращенными к от­
дельным студентам,
выяснить оценку их суждений, предложить со­
поставить
с собственной практикой, возможно, столкнуть между собой различ­
ные мнения и тем самым развить дискуссию, направив ее в нуж­ное русло.
В итоге, опираясь на правильные высказывания и анали­
зируя
неправильные выводы, преподаватель не навязчиво, но убе­
дительно
подводит студентов к коллективному выводу или обоб­
щению.

Недостатком такого вида занятий может быть
возникновение такой ситуации, когда студенты, обсуждая предложенную проблему,
используя примеры подобных обстоятельств из
собст­
венного опыта, могут
увести дискуссию в сторону других проблем.
Преподавателю
необходимо помнить, что основным содержанием занятия является
лекционный
материал, поэтому подбор и изложение таких ситуаций должны осуществляться с учетом
конкретных рас­сматриваемых вопросов.

Обсуждение микроситуации
может иногда использоваться в каче­
стве своеобразного пролога к
последующей части лекции. Это бывает
необходимо для того,
чтобы заинтересовать аудиторию, заострить
внимание
на отдельных проблемах и подготовить студентов к творче­
скому восприятию
изучаемого материала.

·       
Лекция с применением технологии обратной
связи

Обратная связь в виде реакции аудитории на
слова и действия преподавателя существовала всегда. Это помогает преподавателям
умело
оценить эту обратную связь и внести соответствующие
корректи­
вы в методику занятий.

В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обуче­ния, где руководитель занятия имеет возможность с помощью тех­нических
устройств получить сведения о реакции всей аудитории на поставленный им вопрос.

Вопросы задаются и в начале, и в кон­це изложения каждого логического раздела лекции. Первый – для того, чтобы
узнать, насколько студенты осведомлены по излагаемой проблеме. Второй — для
контроля качества усвоения материала.

Если аудитория в целом правильно отвечает на
вводный вопрос,
преподаватель излагает материал тезисно и переходит к следующему разделу лекции. Если же
число правильных отве­
тов ниже
желаемого уровня, преподаватель читает подготовленную лекцию, в конце
смыслового раздела задает новый (контрольный) вопрос.
При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к
уже прочитан­ному разделу, изменив при этом методику подачи материала.

Здесь важ­ным
является использование методического принципа обратной свя­зи: вводный вопрос —
изложение — конкретный вопрос и т. д.

Таким образом, в лекции с
применением техники обратной связи процесс усвоения лекционного материала
становится управляемым и максимально приближенным к уровню
подготовленности и восприятия студентами данной конкретной темы
занятия. А это
обеспечивает в какой-то степени реализацию
принципа ин­дивидуализации учебного процесса в условиях группового обучения.

Следует сказать, что лекция с применением
тех­ники обратной связи возможна не только при наличии соответствующих
технических средств. При их отсутствии обратную
связь можно обеспечить более простыми способа­
ми.
Например, посредством устного опроса (в небольшой, разумеется,
группе) или с применением простейших текстов программированного контроля и т. п.

Классификация лекций показывает, что лекция – это очень динамичная
гибкая форма организации учебной деятельности и обладает большими
возможностями.  Для         современной       лекции       характерно разумное сочетание нескольких методов проведения.

Во введении к числу основных
действий преподавателя можно отнести:

1. Объявление темы и плана лекции,
указание основной и дополнительной литературы.

2. Разъяснение целей занятия и
способов их достижения.

3. Обозначение места лекции в
программе и ее связь с другими дисциплинами.

4. Создание рабочей обстановки в
аудитории, вызвать у слушателей интерес к изучаемой теме.

В основной части лекции
преподавателю можно рекомендовать следующие методические приемы:

1. Установление контакта с
аудиторией.

2. Убежденное и эмоциональное изложение
материала.

3. Установление четких временных
рамок на изложение материала по намеченному плану.

4. Использование материала лекции как
опорного для лучшего усвоения изучаемой дисциплины.

5. Контроль за грамотностью своей
речи (слогообразование, ударение и т.д) и поведением.

6. Наблюдение за аудиторией и
поддержание с ней контакта на протяжении всего занятия.

В заключительной части лекции
преподавателю рекомендуется:

1. Подвести итоги сказанного в
основной части и сделать выводы по теме.

2. Ответить на вопросы слушателей.

3. Напомнить слушателям о
методических указаниях по организации самостоятельной работы.

4. Объявить в аудитории очередную
тему занятий и порекомендовать присутствующим ознакомиться с ее основным
содержанием.

      Желательно спокойно
положить перед собой записи и сделать небольшую паузу в пределах секунд. Эта
начальная пауза имеет большое психологическое значение. Во время начальной
паузы преподаватель стремиться установить зрительный контакт с аудиторией.
Однако во всех случаях следует добиваться ощущения устойчивого равновесия,
подвижности и естественности.

      Многие преподаватели стоят
неподвижно, навытяжку, другие топчутся на месте, третьи не знают, куда девать
руки и т. Подобная неловкость снижает престиж преподавателя. Особенна, неудачна
поза, когда преподаватель со слабым зрением сгибается в три погибели над
столом, чтобы разглядеть свои записи.

«Считай
несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил
к своему образованию».  

 Я.А. Коменский

Использованные
источники

1.     http://vuzirossii.ru/publ/15-1-0-975

2.     http://tbmc.tomsk.ru/sites/default/files/podgotovka_i_provedenie_lekcionnyh_zanyatiy.pdf

3.     http://www.sgau.ru/files/pages/620/13745578180.pdf

4.     https://xn--80ae7bem.xn--d1alsn.xn--b1aew.xn--p1ai/folder/6951682

5.     https://studfiles.net/preview/3924617/page:2/

Лекция – это один из самых распространенных способов донесения информации до целевого слушателя. Особенно популярен этот метод изложения материала у преподавателей высших учебных заведений и учителей старших классов общеобразовательных школ.

Устный доклад с давних времен используется для одновременного обучения большого количества человек. Правильно выстроенная лекция активизирует мыслительную активность, обеспечивает эмоциональную связь слушателя  с оратором, способствует лучшему восприятию материала. Такой стиль обучения эффективен как в преподавании гуманитарных и естественных наук, так и точных дисциплин.

Содержание

  • Что такое лекция
  • Виды лекций в вузе
    • Вводная
    • Информационная
    • Лекция-конференция
    • Лекция-консультация
    • Другие виды
  • Структура лекций
  • Образец плана лекции
  • Видео по теме
  • Комментарии

Что такое лекция

Лекцией называется устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Основное предназначение лекции:

  • помощь в освоении фундаментальных аспектов;
  • упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
  • распространение сведений о новых достижениях современной науки.

Функции лекционной подачи материала:

  • информационная (сообщает нужные сведения);
  • стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
  • воспитательная;
  • развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
  • ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
  • поясняющая (формирует базу научных понятий);
  • убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).

Нередко лекции являются единственно возможным способом обучения, например, если отсутствуют учебники по предмету.

Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику изучаемой области науки, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является базой для дальнейшего использования таких форм учебных занятий, как семинары, практикумы, лабораторные работы, курсовые, дипломы и прочее.

Виды лекций в вузе

Перед лектором высшей школы могут стоять различные задачи: от простого консультирования до передачи редкой узкоспециальной информации учащимся. В зависимости от назначения и характера проведения занятия выделяют основные виды лекций в вузе:

  • установочная;
  • информативная;
  • в форме конференции;
  • с допущением ошибок;
  • лекция-концерт;
  • лекция-презентация;
  • лекция-дискуссия;
  • в форме консультации;
  • обзорная (без детализации);
  • проблемная;
  • с визуализацей информации;
  • бинарная.

Вводная

Этот вид необходим для того, чтобы дать учащимся представление о конкретном учебном предмете, познакомить с его основными задачами. Вводные лекции обычно рассказывают об особенностях курса, его роли среди остальных дисциплин. Студенты получают ориентировочный план лекций на учебный семестр или год, узнают об основных этапах развития предмета и выдающихся личностях, сделавших весомый вклад в научное направление. Также в рамках вводной лекции излагается информация о современном состоянии проблемы курса, перспектив его развития.

Преподаватель кафедры объясняет учащимся особенности построения их дальнейшей работы, перечисляет возможные формы проведения семинаров и других видов занятий, предлагает перечень книг, необходимых для подготовки к зачету или экзамену.

Информационная

Информационные лекции – это традиционный способ изложения материала. Они проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для лучшего усвоения материала информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов доклада.

Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию курса и при необходимости повторить материал перед сдачей экзамена или зачета.

Лекция-конференция

Отличается от других теоретических занятий наличием заранее поставленной проблемы и подготовленных докладов на заданную тематику. Конференция включает несколько выступлений, выстроенных в строгой логической последовательности: введение, основная часть, выводы. Такое занятие позволяет всесторонне осветить проблему, выделить главные моменты и особенности. Роль лектора сводится к подведению итогов, помощи в формулировании выводов на основе прослушанной информации, дополнению и уточнению излагаемых данных.

Лекция-консультация

Этот тип лекций применяется для обсуждения проблемных тем. Бывает, что занятие основывается исключительно на ответах преподавателя: студенты задают вопросы, касающиеся конкретного раздела предмета или целого курса. Возможен и другой вариант, когда занятие строится на базе всестороннего обсуждения определенного вопроса. В таком случае сочетаются три основных элемента лекции: изложение нового материала, постановка проблемных вопросов, совместный поиск ответов.

Другие виды

  • Обзорные лекции предназначены для систематизации полученных знаний. Их отличительная особенность – направленность на формирование ассоциативных взаимосвязей, необходимых для лучшего понимания информации. В изложении материала отсутствует конкретика и детализация, основная цель занятия – максимальное раскрытие корреляционных зависимостей аспектов изучаемой дисциплины и межпредметных связей.
  • Визуализационные лекции предусматривают использование специальных виртуальных средств подачи материала. В рамках такого занятия проводится демонстрация видеороликов, фотографий, презентаций, слайдов, работа с онлайн-информацией, комментирование и обсуждение просмотренного материала. Этот вариант популярен среди преподавателей и студентов, используется в практике большинства учебных учреждений.

Визуализационные интерактивные лекции позволяют представить материал максимально наглядно, что способствует лучшему пониманию и усвоению информации.

  • Бинарные лекции – один из наиболее интересных и нетрадиционных типов занятий. Изложение материала происходит в виде диалога между двумя преподавателями (например, теоретиком и практиком), каждый из которых отстаивает свою точку зрения касательно рассматриваемой проблемы.

Структура лекций

В институтах и университетах обычно применяется определенная структура лекции (согласно госту): вступление, основная часть, подведение итогов.

  • Вступительная часть необходима для установления связи с материалом, изученным ранее.

Преподаватель озвучивает тему лекции, ее цель и задачи, приводит краткий план, основные требования к учащимся. Главная роль вступительной части – заинтересовать аудиторию, подчеркнуть актуальность темы. Нередко на этой стадии занятия указывается список использованной литературы. Продолжительность вступления составляет не более пяти-восьми минут.

  • Основная часть – самый важный и информативный этап, в контексте которого преподаватель с различных сторон излагает основные моменты темы, давая определение главным понятиям, предлагая оценочные суждения.
  • На этапе подытоживания происходит обобщение представленной информации, логическое завершение лекции.

В конце докладчик может представить студентам тему следующего занятия, определить направление для самостоятельной работы.

Образец плана лекции

Любое лекционное занятие должно проводиться по заранее подготовленному сценарию. Образец плана лекции имеет следующий вид:

  1. Название дисциплины:
  2. Тема занятия:
  3. Цель лекции:
  4. Основные задачи:
  • обучающая:
  • развивающая:
  • воспитывающая:
  1. По результатам занятия студент должен:
  • иметь понятие о:
  • уметь делать:
  • владеть знаниями о:
  1. Норма времени: два академических часа.
  2. Тип занятия: лекция.
Основные моменты Излагаемая информация Время, мин.
1. Вступительная часть Приветствие. Проверка отсутствующих. Постановка темы, цели, основных задач. 5-8
2. Составление плана Формулирование проблемы; основные понятия и суть изучаемого вопроса. 60-65
3. Закрепление полученной информации Вопрос-ответ, экспресс-опрос, при этом отвечает как преподаватель, так и учащиеся. Проводится разбор ошибок. 8-10
4. Подведение итогов Сопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов. 5-8
5. Анонс следующего занятия, задание на дом Задания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения. 2
  1. Оборудование:
  2. Используемая литература:

Этот пример демонстрирует приблизительный план проведения теоретического вузовского занятия, целью которого является изложение нового материала.

Чтение лекций в высших учебных заведениях значительно сокращает расходы на одного студента, существенно упрощает образовательный процесс, не снижая его эффективности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти золотой слиток в скайриме
  • Как найти вес газа формула
  • Как найти фильмы про акул
  • Газовые законы как найти температуру
  • Как найти вертикальное положение