ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ
Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
1-й шаг. Презентация опыта педагога-мастера1 (до 10 минут).
1.1. Изложение педагогического кредо, основополагающей идеи педагогической деятельности, профессиональных ценностей, приоритетов, перспектив.
1.2. Описание системы педагогической деятельности. Характеристика сущности методики или технологии, которая показала себя эффективной в работе с обучающимися.
1.3. Краткая характеристика обучающихся. Результаты педагогической диагностики.
1.4. Доказательство результативности деятельности обучающихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии, методики.
1.5. Описание достижений педагога-мастера, отраженных в различных формах профессионального признания.
1.6. Определение основных приемов работы, которые педагог-мастер будет демонстрировать слушателям.
2-й шаг. Практическая иллюстрация опыта педагога-мастера (до 20 минут).
2.1. Педагог-мастер проводит фрагмент занятия или мероприятия с обучающимися, демонстрируя приемы эффективной работы.
2.2. Педагог-мастер анализирует показанный фрагмент занятия или мероприятия.
2.3. Слушатели исполняют роль экспертов-аналитиков, присутствующих на открытом занятии.
3-й шаг. Рефлексия (до 10 минут).
3.1. Обсуждение слушателями представленного опыта в форме пресс-конференции (вопросов в адрес педагога-мастера).
3.2. Проведение дискуссии: выделение основополагающих аспектов представленного опыта, оценка возможности его переноса, сопоставление собственного опыта с представленным.
3.3. Подведение итогов мастер-класса (педагог-мастер).
Результатом проведения мастер-класса является выделение и присвоение слушателями наиболее ценных аспектов опыта педагога-мастера, с целью встраивания их в собственную концепцию педагогической деятельности и последующего практического использования.
Как подготовить педагога к проведению мастер-класса :Основной принцип мастер-класса – Я знаю, как это делать, и я покажу вам.
Методические рекомендации
по организации и проведению мастер-класса
Определение.
Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.
Мастер-класс — (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. Мастер-класс проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.
Тематика мастер-классов включает в себя:
- обзор актуальных проблем и технологий,
- различные аспекты и приемы использования технологий,
- авторские методы применения технологий на практике и др.
Задачи мастер-класса:
- передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
В ходе мастер-класса участники:
- изучают разработки по теме мастер-класса;
- участвуют в обсуждении полученных результатов;
- задают вопросы, получают консультации;
- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.
Требования к организации и проведению мастер-класса:
Мастер-класс — это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников). Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы.
Алгоритм технологии мастер-класса.
- Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
- кратко характеризуются основные идеи технологии;
- описываются достижения в работе;
- доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
- определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
- Представление системы учебных занятий:
- описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
- определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
- Проведение имитационной игры:
- учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
- слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
- Моделирование:
- учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
- мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
- мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
- Рефлексия:
- проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Мастер-класс и учитель года.
С 1996 года во втором туре финала конкурса «Учитель года России» присутствует задание, называемое мастер-класс, который проводиться на сцене и в качестве учеников выступают взрослые. Появление этого задания задало новый формат проведения финальной части конкурса, стало его фирменным знаком. Большое жюри с удовольствием несколько дней наблюдает и оценивает это действо, в котором учитель пытается в очень ограниченное время продемонстрировать существо своего педагогического подхода, показать особенности своей методики и обучить на сцене взрослых (чаще всего преподавателей не его предмета).
Были годы, когда тему мастер-класса задавал какой-нибудь емкий афоризм, который давался финалистам за день до его проведения. Это позволяло посмотреть то, как какую-то серьезную проблему решают преподаватели разных предметов. Была попытка провести мастер-класс и как введение в свой предмет.
В последние годы предполагается новый формат мастер-класса: показать выход преподаваемого предмета на МЕТА- уровень (уровень общекультурных обобщений и мировоззренческих обобщений). Эта задача, конечно, требует другое педагогическое мышление, но, как говорят: дорогу осилит идущий.
Смысл мастер-класса.
Мастер своего дела, известные действующие специалисты, делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.
Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности.
Возможная модель проведения мастер-класса.
Этапы работы мастер-класса |
Содержание этапа |
Деятельность участников |
Подготовительно-организационный: Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). |
Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия |
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
Основная часть. |
Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями. |
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
Афиширование — представление выполненных работ. Анализ ситуации по критериям:
|
Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. |
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе |
Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры),
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Позиция Мастера
Учитель — Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися.
Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.
Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства.
Особо следует обратить внимание на:
- речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи)
- мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;
- пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);
- умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
- искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
- педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
- психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;
- коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
- чувство времени.
Рекомендации по подготовке мастер-класса (А.В.Заруба, кандидат пед. наук, учитель года России -1992)
-
Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите продемонстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.
-
Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе.
-
Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для «учащихся».
-
Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.
-
Придумайте неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.
-
Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.
-
Составьте подробный план занятия.
-
Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класс.
-
Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.
-
Когда все готово – дайте команду организаторам, что можно начинать.
Рекомендации по проведению мастер-класса (А.В.Заруба, кандидат пед. наук, учитель года России -1992)
-
Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно).
-
Сами говорите только в микрофон, чтобы слышали все в зале. Контролируйте силу своего голоса и голоса учеников по звуку в колонках.
-
Нельзя весь мастер-класс читать лекцию
-
Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема.
-
Проявляйте специфику предмета (иногда к концу урока зрителям и жюри не понятен предмет преподавания).
-
Это урок не для профессионалов данного направления. Задача — прояснить сложное, затронуть общечеловеческие проблемы, которые волнуют всех.
-
Используйте новые информационные технологии, только если они органично входят в идею вашего урока.
-
Здоровьесбережение должно стать не надуманным, а органичным элементом урока.
-
Старайтесь показывать не только себя, но и учеников.
-
Не бойтесь задавать трудные вопросы.
-
Проведите в конце краткий анализ занятия «с учениками».
Основные элементы, методические приемы технологии проведения мастер-класса.
Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приемами являются индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.
Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация — начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания — чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное.
Проблемная ситуация характеризует определенное психическое — вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; нужно представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).
Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.
Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию данной потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию потребности саморазвития.
Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами окрыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы — необходимое средство для стимулирования интереса.
Самоконструкция — это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может проектировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
Афиширование — представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.
Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.
Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Алгоритм мастер-класса, автор Г.Русских.
Мастер-класс — одна из форм эффективного профессионального, активного обучения.
М.М. Поташник, характеризуя мастер-класс, отмечает, что этот вид профессионального объединения в определенной школе, который предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру Мастера и группу учителей-учеников и дает следующее определение: мастер-класс — ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего — путем прямого и комментированного показа приемов работы.
При разработке технологии проведения мастер-класса мы использовали положения, разработанные В.В. Сериковым в концепции личностно-ориентированного образования, в которой развитие личностного уровня индивида рассматривается как специальная функция обучения и, соответственно, цель воспитания состоит в том, чтобы создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъекта образовательного процесса.
Условия в концепции личностно-ориентированного образования рассматриваются как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, способствующих достижению более высоких результатов.
Условия результативной работы «учеников» мастер-класса:
- мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе мастер-класса;
- повышение уровня теоретической и методической подготовки участников;
- готовность «учеников» и Мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;
- рефлексия деятельности «учеников» и Мастера в процессе собственной практики.
Учитель-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач. Признаками системы работы учителя являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.
Несмотря на общие признаки системы работы педагогов-Мастеров, каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами.
Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, открывающего мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности как совокупность индивидуально-личностных характеристик учителя проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач.
Положительный результат обучения в работе мастер-класса, как мы считаем, состоит в том, что активный учитель использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность.
Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания трех типов условий:
1) обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
2) стимулируется познавательный интерес и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
3) осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.
При соблюдении перечисленных условий и их динамическом взаимодействии, по мнению Т.И. Шамовой, достигается активизация познавательной деятельности.
Реализация перечисленных условий предполагает диагностику личностных качеств учителя. Цель диагностики — выявление уровня готовности учителя к профессиональной деятельности в современной развивающейся школе. Определение уровня готовности происходит в процессе сравнения выявленных качеств с теми, которые приняты учителями как эталон. Анализ дает возможность определить степень отклонения своих личностных качеств от эталонного представления. Оценка своих трудностей и недостатков позволяет учителю откорректировать свои действия, определить пути профессионального саморазвития.
Следовательно, при обучении на занятиях мастер-класса реализуется исследовательский подход, который предполагает выполнение системы заданий исследовательского характера в процессе учебного познания, использование методов соответствующей науки.
Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает в процессе работы профессионального объединении использование эмпирических методов исследования: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности Мастера и школьников, тестирование, разработку дидактических материалов для опытно-экспериментальной работы в собственной педагогической деятельности.
Особое значение в работе мастер-класса приобретает наблюдение как наиболее информативный метод исследования.
Научность педагогического наблюдения обеспечивается соблюдением следующих основных требований:
- наблюдение проводится по заранее продуманному плану с четко поставленной целью;
- в плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы в процессе анализа результатов наблюдения;
- количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены в плане;
- наблюдатель обязан тщательно предусмотреть возможности появления ошибок наблюдений и по возможности предупредить их.
Процесс педагогического наблюдения осуществляются поэтапно.
Этапы:
1) выбор объекта и определение цели;
2) составление плана;
3) подготовка документов (бланков протоколов, инструкций и т.д.);
4) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы);
5) обработка и оформление результатов наблюдения;
6) анализ результатов;
7) выводы наблюдения.
Как известно, педагогическая технология представляет собой структуру, которая включает следующее взаимосвязанные блоки:
- цель научной идеи
- последовательные действия учителя и ученика
- критерии оценки
- качественно новый результат.
Рассмотрим каждый из блоков на примере технологии подготовки и проведения мастер-класса.
Цель — создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором
а) приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика;
б) формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Основные научные идеи — деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий — пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.
Критерии оценки — новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат — умение моделировать деятельность в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
Пошаговый алгоритм технологии мастер-класса.
1-й шаг. Презентация опыта мастера.
1.1. Краткая характеристика учащихся экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.
1.2. Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе с экспериментальным классом.
1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера, который зафиксирован в городском информационном центре.
1.4. Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.
1.5. Определение проблем и перспектив в работе учителя.
2-й шаг. Представление системы уроков.
2.1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии.
2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.
3-й шаг. Имитационная игра.
3.1. Учитель-Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися.
3.2. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.
4-й шаг. Моделирование.
4.1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии урока мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).
4.2. Обсуждение авторских моделей урока.
5-й шаг. Рефлексия.
5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
Достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью. Результатом совместной деятельности является модель урока, которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Таким образом, учитель-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету. Мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность школьников, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
Алгоритм мастер-класса, автор Н.И. Ведерникова
Структура проведения «Мастер-класса»:
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
- Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
- Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
- Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
- Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом
2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
- Рассказ педагога о проекте занятия
- Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
- Краткая характеристика результативности используемой технологии
- Вопросы педагогу по изложенному проекту
3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
4. Моделирование
- самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
- обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями
5. Рефлексия
- Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
- Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям
Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.
Варианты:
- 1) Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п.
- 2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
- 3) Показ отдельных методов работы
- 4) Показ инновационных моментов деятельности
Формы:
- Лекция
- Практическое занятие
- Интегрированное (лекционно-практическое) занятие
Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.
Министерство
образования и науки Челябинской области
ГБПОУ
«Озерский технический колледж»
Утверждаю:
Заместитель
директора ОзТК по УПР
____________Ю. И. Ермолова
«24»
«октября» 2017 г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО
ПРОВЕДЕНИЯ
МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И
МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ПРИГОТОВЛЕНИЕ
ДЕСЕРТОВ, КУЛИНАРНЫХ И КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ»
на
2017-2018 учебный год
Озерск
2017
Профессиональная
ориентация представляет собой систему мер,
направленных на оказание помощи человеку любого возраста в осознанном выборе
профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального
пути. Такой комплекс мер разрабатывается на основе кадровой политики страны в
целом, отрасли, региона, конкретного предприятия или организации, и
реализуется специалистами (педагогами, профориентаторами) через различные
занятия и мероприятия (мастер-классы, экскурсии, игры и т.д.)
Мастер-класс
— это эффективная форма передачи знаний и умений,
обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является
демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при
активной роли всех участников занятия.
Мастер–класс–
это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических»
действиях показа и демонстрации творческого решения определенной
познавательной педагогической задачи.
Организация-разработчик
ГБПОУ «Озерский технический колледж»
Разработчик:
Андронникова Наталья Васильевна, мастер
производственного
обучения
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К
УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании предметно-цикловой комиссии
(протокол № 5 от «24» «октября» 2017 г.)
Председатель комиссии
__________Д. П . Казакова
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ 2. |
стр. 4 7 |
3. СТРУКТУРА 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КЛАССА |
8 11 13 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ МАСТЕР-КЛАССа
1.1.
Общие положения проведения мастер-класса
Мастер-класс
– современная форма проведения обучающего тренинга для отработки практических
навыков по различным методикам и технологиям с целью расширения кругозора и
приобщения к новым знаниям. Кулинарный мастер-класс для детей дошкольного и
младшего школьного возраста – это развлекательная программа, по итогам которой
получается изделие, приготовленное своими руками. На мастер-классе дети в
игровой форме получают массу полезной и интересной информации.
1.2.
Целевая аудитория
Дети,
имеющие склонность к занятием кулинарией, желание воплощать свой художественный
замысел.
1.3. Смысл проведения мастер-класса
Мастер своего дела, действующий специалист,
делится с участниками какой-либо особенной методикой или технологией
приготовления десертов, кулинарных и кондитерских изделий, которая применялась
и успешно внедрялась лично им самим.
1.4. Цели и задачи
проведения мастер-класса
Целью
проведения мастер -класса по приготовлению десертов,
кулинарных и кондитерских изделий является:
— формирование у
детей первоначального интереса к труду взрослых, понятия о простейших трудовых
операциях и материалах, раннего интереса к профессии повар, кондитер;
—
развитие у детей представления о санитарных правилах и безопасных способах
труда;
—
развитие у обучающихся, участвующих в проведении мастер-класса,
самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, заботы о людях.
Задачами
проведения мастер-класса является:
—
расширение и систематизация представления о различных видах труда взрослых,
связанных с удовлетворением потребностей людей и общества, представление о
профессии повара, кондитера;
— формирование
представления о труде как экономической категории;
— расширение и
систематизация о современных видах профессий;
—
расширение представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах –
помощниках человека;
— формирование
представлений о видах производственного и обслуживающего труда, о связи результатов
деятельности различных профессий;
—
подготовка детей к самостоятельному приготовлению простых десертов, кулинарных
и кондитерских изделий;
—
педагогическая поддержка обучающихся, участвующих в проведении мастер-классов,
оказание им помощи в определении задач саморазвития и формирования
индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования, подготовка
их к самостоятельному анализу и обобщению результатов
проведения мастер-классов;
— передача мастером своего
опыта путем прямого показа и комментирования действий.
1.5. Методика проведения мастер-класса
Методика проведения не имеет
каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на
интуиции ведущего мастера, так и на восприимчивости участников. В технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и
освоить информацию, а передать продуктивные способы деятельности (прием, метод,
методику или технологию).
1.6. Принцип мастер-класса
«Я знаю, как это делать. Я научу
вас».
Мастер-класс – это двусторонний процесс,
и отношения «мастер – участник» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный
контакт, практически индивидуальный подход к каждому участнику – то, что
отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.
Форма работы мастер-класса зависит
от наработанного мастером стиля своей профессиональной деятельности.
1.7. Позиция мастера
Это прежде всего, позиция
консультанта и советчика, помогающего организовать учебную или воспитательную
работу, осмыслить инновационные способы деятельности.Это мягкое, демократичное,
незаметное руководство деятельностью.
При проведении мастер-класса, мастер никогда не стремится просто передать знания.
Он старается задействовать всех участников в процесс, сделать их активными.
Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение
участников, создать атмосферу для творчества.
Мастер
создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Во взаимоотношениях с коллегами мастер применяет определённый стиль, проявляя
свои личностные качества, — коммуникативность, общекультурное развитие,
интеллигентность, взгляды и убеждения, мировоззрение и характер, волю и темперамент.
Авторские
технологии, представляемые в рамках мастер-класса, имеют идейный заряд,
обладают множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов мастерства.
1.7.Продолжительность мастер-класса
Общее время проведения мастер-класса – 2
часа.Дети должны быть постоянно заняты. В перерывах после основного занятия для
детей организуются игры, танцы, рисование и другие развлекательные мероприятия
2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
МАСТЕР-КЛАССА
По итогам проведения мастер-класса
дети должны
иметь практический опыт:
приготовления
кулинарных и кондитерских изделий;
приготовления
десертов;
уметь:
оформлять
и украшать кулинарные и кондитерские изделия, десерты;
правильно
пользоваться кухонными инструментами и столовыми приборами;
понимать:
сущность
профессии Повар, кондитер, проявлять к ней устойчивый интерес;
все
сложное и неизвестное состоит из простого и известного;
Кроме
того, дети должны стремиться пробовать новое, познать секреты и традиции
приготовления пищи, эффективно общаться.
3.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА
3.1 Тематический план и содержание
мастер-класса
Наименование |
Содержание |
Сроки |
|
1 |
2 |
3 |
|
Тема 1 Приготовление |
Содержание |
сентябрь |
|
1 |
Разделка |
||
2 |
Выпечка |
||
Тема 2 Приготовление |
1 |
Разделка |
октябрь |
Выпечка |
|||
Тема 3 Приготовление |
Содержание |
октябрь |
|
1 |
Приготовление |
||
2 |
Нарезка |
||
Тема 4 Приготовление |
1 |
Разделка |
ноябрь |
2 |
Формирование |
||
Тема 5 Приготовление |
1 |
Приготовление |
ноябрь |
2 |
Приготовление |
||
Тема 6 Приготовление |
Содержание |
декабрь |
|
1 |
Разделка |
||
2 |
Выпечка и оформление штруделя, правильная подача |
||
Тема 7 Приготовление |
1 |
Приготовление |
декабрь |
2 |
Охлаждение |
||
Тема 8 Приготовление |
Содержание мастер-класса |
январь |
|
1 |
Разделка слоеного теста, приготовление начинки. |
||
2 |
Формирование пирожков и выпечка изделий. |
||
Тема 9 Приготовление |
Содержание мастер-класса |
январь |
|
1 |
Приготовление теста для кекса с изюмом |
||
2 |
Формирование, выпечка и оформление кекса. |
||
Тема 10 Приготовление |
Содержание мастер-класса |
февраль |
|
1 |
Разделка дрожжевого теста. |
||
2 |
Формирование хот-дога, оформление и выпечка. |
||
Тема 11 Приготовление |
Содержание мастер-класса |
февраль |
|
1 |
Приготовление |
||
2 |
Охлаждение |
||
Тема 12 Приготовление |
Содержание мастер-класса |
март |
|
1 |
Подготовка желатина, приготовление сиропа, подготовка |
||
2 |
Приготовление желе с использованием фигурных форм, |
||
Тема 13 Приготовление |
Содержание мастер-класса |
март |
|
1 |
Разделка слоеного теста, приготовление начинки. |
||
2 |
Формирование пирога с применением плетения и |
||
Тема 14 Приготовление |
Содержание мастер-класса |
апрель |
|
1 |
Приготовление |
||
2 |
Выпечка |
||
Тема 15 Приготовление |
Содержание мастер-класса |
апрель |
|
1 |
Разделка дрожжевого теста, приготовление начинки. |
||
2 |
Формирование и оформление пирожков, выпечка |
||
Тема 16 Приготовление |
Содержание мастер-класса |
май |
|
1 |
Подготовка желатина, приготовление |
||
2 |
Приготовление и оформление десерта, охлаждение |
||
Тема 17 Приготовление |
Содержание мастер-класса |
май |
|
1 |
Разделка дрожжевого теста, приготовление начинки. |
||
2 |
Формирование и оформление пирожков, выпечка |
||
Тема 18 Приготовление торта |
Содержание мастер-класса |
||
1 |
Приготовление песочного теста. |
июнь |
|
2 |
Формирование и оформление торта. |
||
Тема 19 Приготовление «Трубочка |
Содержание мастер-класса |
||
1 |
Разделка слоеного теста, приготовление крема, |
июнь |
|
2 |
Выпечка трубочек, наполнение кремом, оформление |
||
Тема 20 |
Содержание мастер-класса |
июнь |
|
1 |
Приготовление шоколадного теста, распределение теста |
||
2 |
Выпечка и оформление маффинов. |
4.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
МАСТЕР-КЛАССА
4.1. Требования к
минимальному материально-техническому обеспечению мастер-класса
Реализация рабочей программы
мастер-класса предполагает наличие кабинетов технологии кулинарного и
кондитерского производства и учебных кулинарного и кондитерского цеха.
Оснащение
кабинетов и учебных цехов:
1) оборудование:
индукционные
электрические плиты, пароконвектоавтомат, тестомесильная машина, машина для
раскатки теста, производственные столы со встроенными шкафами, тостер, миксер,
блендер, куттер, холодильный шкаф, охлаждаемые столы, шкаф шоковой заморозки,
моечные ванны, посудомоечная машина, настольные электронные весы;
2) инструменты
и приспособления:
гастроемкости,
кастрюли, миски, формы для запекания, сковороды, сито, терки, венчики,
лопатки, набор для фигурной резки овощей и фруктов,скалки,мешки кондитерские,
набор фигурных выемок и насадок, приспособление для нарезки яблок, мерные
кружки, воронка, дуршлаг, разделочные доски, поварские
вилки и ложки, наборы ножей, комплект столовой посуды и столовых приборов для
сервировки стола и подачи блюд;
3) средства
обучения:
компьютер,
интерактивная доска, мультимедиапроектор, телевизор, видеокамера
4.2. Информационное обеспечение мастер –класса
1.Пахомова Е. М. Изучение
и обобщение педагогического опыта. //Методист. — 2005.- №22.
2. Пахомова Е. М., Дуганова Л. П. Учитель в профессиональном конкурсе:
учебно-методическое пособие. — М. :АПКиППРО, 2006. -168
с.3. 3. Селевко П. К. Альтернативные
педагогические технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 224
с. 4. Рекомендации
по подготовке мастер-класса (А.В.Заруба, кандидат педагогических наук).
5. Алгоритм мастер-класса, автор Г. В.
Русских. 6.
Алгоритм мастер-класса, автор Н. И.
Ведерникова.
4.3.Общие требования к организации проведения мастер-класса
Мастер-класс как локальная
технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный
методический прием и технологию обучения. Он должен состоять из заданий,
которые направляют деятельность участников для решения поставленной задачи.Пространства
должно хватать для всех детей.
До начала проведения
мастер-класса должны быть подготовлены необходимая посуда, инструменты и другие
атрибуты.
Тематика и сложность рецептов
должны соответствовать дошкольному и младшему школьному возрасту.
Продукты должны быть в
достаточном количестве, гипоаллергенными, свежими и безопасными для здоровья
детей.
Каждый участник должен
получить свои продукты, инструменты и персональное задание.
Во время охлаждения или
выпекания изделий маленьких участники должны быть заняты увлекательными
игровыми программами
5. КРИТЕРИИ
КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
МАСТЕР-КЛАССА
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса
используются следующие критерии:
5.1.Презентативность
Выраженность
инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи,
популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
5.2. Эксклюзивность
Ярко
выраженная индивидуальность,выбор, полнота и оригинальность решения
инновационных идей.
5.3. Прогрессивность
Актуальность
и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за
рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и
методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к
научному обобщению опыта.
5.4. Мотивированность
Наличие
приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую
деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
5.5. Оптимальность.
Достаточность
используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и конечным результатом
.
5.6. Эффективность
Результативность,
полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это
дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей
деятельности.
5.7. Технологичность
Четкий
алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры),
5.8. Артистичность
Возвышенный
стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия
на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.
5.9. Общая культура
Эрудиция,
нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
центр творчества «Темп» г. Амурска
Амурского муниципального района Хабаровского края
Сборник мастер-классов, разработанных педагогами дополнительного образования МБУ «Темп» г. Амурска
(для обучающихся 6-10 лет)
В помощь педагогу дополнительного образования
Составитель: Большакова Л.Н., методист
Амурск
2021
Дополнительное образование располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации. Одной из эффективных форм обучения, направленной на практическую передачу знаний, позволяющей приобрести практические навыки непосредственно в образовательном процессе, является мастер-класс для обучающихся.
Содержание
№ п/п |
Тема мастер — класса |
стр. |
1 |
Из истории возникновения мастер-класса Большакова Л.Н., методист |
3 |
2 |
Мастер – класс «Кукла-многоручка – своими руками – на счастье» Козострига Т.М., педагог дополнительного образования |
4 |
3 |
Мастер-класс «Открытка — цыпленок» Недвигина Л.А., педагог дополнительного образования |
5 |
4 |
Мастер-класс «Брелок «Панда» Недвигина Л.А., педагог дополнительного образования |
8 |
5 |
Мастер-класс «Брошь «Бабочка» Синявская Л.А., педагог дополнительного образования |
13 |
6 |
Мастер-класс «Брошь «Темп» Синявская Л.А., педагог дополнительного образования |
Из истории возникновения мастер-класса
Отдалённым предшественником мастер-класса можно считать методику преподавания софистов в Древней Греции. Демонстрация своего мастерства софистом ученикам в присутствии публики сочеталась с детальной проработкой выступлений самих учеников преподавателем.
Отдельные элементы метода можно встретить в практике художников эпохи Возрождения и концертирующих музыкантов эпохи барокко.
Родоначальником мастер-класса в его современной форме обычно признаётся Ференц Лист, проведший мастер-класс в Веймаре в 1869 году. В его занятиях с музыкантами уже присутствовали основные атрибуты данного метода: демонстрация местными музыкантами своих навыков, отработка под руководством мастера деталей исполнения, оригинальных звуковых эффектов, фразировки и ритма, присутствие аудитории. Обычно мастер-класс был рассчитан на 10—20 участников. Хотя Лист не определял произведения к подготовке, большинство заранее интересовались, какие сочинения они могли бы отрепетировать к следующему мастер-классу.
Ученики Листа признавались, что на его мастер-классах производило огромное впечатление не только его мастерство как пианиста, но и яркая личность. Они записывали его шутливые комментарии, многие из которых впоследствии становились весьма известными:
— «Когда я играю, то я всегда играю для тех людей, которые занимают места на галёрке, чтобы они, заплатив только пять грошей за место, могли получить удовольствие от моей игры» (Ференц Лист).
Мастер-класс «Кукла-многоручка –
своими руками – на счастье»
Козострига Татьяна Михайловна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория
Возраст обучающихся – 6-7 лет
У обрядов на Руси множество заветов.
И один из них — шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязаных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
В наше время остро ощущается возрождение интереса к истории своего народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту.
Кукла является неотделимой частью национальной культуры и нашей жизни. Кто-то играет в куклы в детстве и, вырастая, забывает о любимой игрушке, для других кукла превращается в хобби – на такое увлечение уходит немало времени и денег, а кто-то сам придумывает куклы, создавая уникальные объекты искусства.
Русская народная кукла имеет свою богатую историю и сложившиеся традиции. Давным-давно их делали наши предки не для продажи, а как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Люди верили, что куклы способны защитить от беды и болезни, привлечь в дом счастье и богатство.
«Успеть все сделать по дому двух рук иногда бывает недостаточно,- вот и придумали женщины себе в помощницы многоручек.
Шестиручку делали, чтобы помогала по хозяйству, оберегала мастерицу в работе. А перед свадьбой, когда особенно много дел и хлопот (надо готовить приданое), мамы дарили дочерям другую помощницу, более сильную десятиручку. Но не только невесте помогает многоручка…
Кукла-многоручка — символ домовитой и любящей хозяйки, у которой все в руках горит, в доме порядок, дети и муж сыты-одеты и обласканы.
Эту куклу на Руси традиционно делали в день Покрова, когда заканчивались работы в поле и огороде и женщины садились за рукоделие. Десятиручку делают без иголок и ножниц. Все материалы, которые используются при ее изготовлении, должны быть натуральными. На каждую руку загадывается отдельное желание или дело, в котором эта рука должна помочь своей хозяйке. К поясу привязывают мешочек с крупой или монетами. Они символизируют достаток в доме».
Выполняется кукла, как для себя, так и в подарок. Такую куклу можно изготовить вместе с детьми. Она украсит дом и может стать прекрасным подарком.
Русская народная кукла имеет свою богатую историю и сложившиеся традиции. Давным-давно их делали наши предки не для продажи, а как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Люди верили, что куклы способны защитить от беды и болезни, привлечь в дом счастье и богатство.
Существует много видов кукол, условно их можно разделить на игровые, для детских забав, обрядовые куклы и куклы-обереги, для помощи человеку во всех делах.
Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магической. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, и фантазия.
Технологическая карта по изготовлению куклы — оберега «Многоручка»
Детали, необходимые для выполнения обережной куклы «Многоручка». |
|
Большой прямоугольник свернуть с двух длинных краев внутрь к центру. Пять прямоугольников меньшего размера плотно скрутить в трубочки и обмотать нитками на расстоянии 0,7-1см от каждого края, завязывая узлом. |
|
Перегнуть большую полоску посередине, как показано. Это будет туловище куклы. Из того же цельного куска с помощью нитки сделать голову, перемотав ниткой место, где расположена шея многоручки. |
|
Пять туго свернутых трубочек-ручек разложить веером. Вложить ручки по точке пересечения под голову будущей куклы в место, где будет обозначен торс. С помощью ниток крестообразно затянуть ручки к туловищу куклы. |
|
На нитку наложить фартук изнанкой наверх так, чтобы под ниткой осталась его меньшая часть (1-1,5 см), а над ней вся остальная. Плотно примотать ниткой. |
|
Фартук опустить, развернуть «на лицо» (вместо фартука можно сделать юбку). |
|
На голову повязать тесемку, на талию привязать маленький мешочек с крупой. Многоручка готова. |
Мастер — класс «Открытка «Цыпленок»
Н едвигина Лидия Александровна,
педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся: 6 — 7 лет
Создавать своими руками довольно-таки увлекательно и несложно. К процессу их изготовления рекомендуем приобщать детей — большую часть работы они с удовольствием выполнят самостоятельно. В сегодняшнем мастер-классе я подробно описала, как своими руками сделать забавную открытку в виде цыпленка.
Тема: Открытка «Цыпленок».
Цель: Сделать цыпленка из бумаги и картона.
Материалы:
цветная бумага (желтый, красный);
желтый картон;
шаблоны (тело, крылышки, сердце, глаза, лапки, клювик, гребешок);
клей;
карандаш;
ножницы.
Оборудование:
образец готового цыпленка;
шаблоны.
План проведения мастер-класса
Организационный этап:
Приветствие, проверка подготовленности детей и родителей к занятию.
Обозначение темы, постановка целей и задач.
2. Основной этап:
Техника безопасности при работе с клеем и ножницами.
Рассказ и показ педагога.
Индивидуальная творческая работа.
3. Итоговый этап.
Подведение итогов.
Выставка работ.
Ход мастер-класса
Подготовительный этап
Педагог. Здравствуйте, я рада всех вас видеть. Я надеюсь, что у всех хорошее настроение. Итак, прежде, чем мы начнем, я хочу загадать вам одну загадку. И, чтобы вы сами догадались, что мы сегодня будем делать.
Из яичка на платочек
Выпал мокренький комочек.
Жалобно пищит в тиши. – Мама, где ты, обсуши!
Для него не жаль пелёнок. Малыша зовут… (Цыпленок).
Педагог. Как вы уже догадались, сегодня мы будем делать вот такого цыпленочка-открытку. Хочу напомнить вам о технике безопасности: будьте внимательны при работе с ножницами. Перед вами лежит все необходимое: шаблоны частей цыпленка, глазки, клей, ножницы, карандаш.
Последовательность работы
1. Для начала, нужно обвести шаблоны (овал-тело двойное на картоне, крылышки – 2 шт.) на желтой бумаге. Затем, обвести лапки – 2 шт., клювик, гребешок, сердце – 3 шт. на красной бумаге.
2. Теперь, это все аккуратно вырезаем.
3. Осталось все это склеить и приклеить глазки.
4. Наша открытка-цыпленок готова.
Педагог. Какие замечательные цыплята у вас получились. Вам понравилось делать такую открытку? Кому бы Вы хотели ее подарить? Наш мастер-класс подошел к концу. Всем большое спасибо!
Технологическая карта изготовления открытки «Цыпленок»
Этапы выполнения |
Фото |
1. Подготовить все необходимое: шаблоны (овал-тело, 3 сердца разных размеров, лапки, крылышки, сердце, треугольник-клюв, желтый картон, красная бумага, глаза готовые, ножницы, клей, карандаш. |
|
2. Желтый картон сложить и взять шаблон овала. Обвести так, чтобы открытка открывалась. |
|
3. Вырезать. Основа открытки готова. |
|
5. Берем красную бумагу, складываем ее в несколько раз (чтобы вырезать сразу 3 сердца) и прикладываем шаблон сердца самого большого из всех. |
|
6. Обводим и вырезаем. |
|
7. Красную бумагу складываем вдвое и прикладываем шаблон лапок. Обводим и вырезаем. |
|
8. Складываем красную бумагу вдвое и прикладываем клювик-маленький треугольник к линии сгиба. Обводим и вырезаем. |
|
9. Из красной бумаги вырезаем гребешок. |
|
10. Берем желтый картон или бумагу, складываем вдвое, прикладываем шаблон крыльев, обводим. Вырезаем. |
|
11. Вырезаем глазки |
|
12. Все детали для цыпленка готовы, начинаем склеивать. |
|
13. Приклеиваем одно сердечко полностью |
|
14. Остальные 2 сердечка нужно сложить пополам. |
|
15. Приклеиваем на первое сердце (смазывая клеем только линию сгиба – середину). |
|
16. Приклеиваем по бокам крылышки. Прежде, чем приклеить, также сложим пополам и развернем |
|
17. Приклеиваем клюв (раскрыв деталь). |
|
18. Приклеиваем глазки и гребешок. |
|
23. И приклеиваем лапки (перед этим сложить пополам и раскрыть). |
|
Открытка-цыпленок готова! Остается написать поздравление. |
|
Мастер-класс «Брелок «Панда»
Н едвигина Лидия Александровна,
педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся – 6-7 лет
Тема: «Панда».
Цель: Сделать брелок «Панда» из ватных дисков и бумаги.
Материалы:
черная бумага;
ватные диски;
шаблоны (уши, лапки, глаза, нос);
клей;
нитки и иголка;
ножницы.
Оборудование:
образец готовой панды;
шаблоны для вырезания.
План проведения занятия.
Организационный этап:
Приветствие, проверка подготовленности детей и родителей к занятию.
Обозначение темы, постановка целей и задач.
2. Основной этап:
Техника безопасности при работе с клеем и ножницами.
Рассказ и показ педагога.
Индивидуальная творческая работа.
3. Заключительный этап.
Подведение итогов. Рефлексия
Ход мастер-класса
Подготовительный этап.
Педагог. Здравствуйте, я рада всех вас видеть. Я надеюсь, что у всех хорошее настроение. Итак, прежде, чем мы начнем, я хочу загадать вам одну загадку. И, чтобы вы сами догадались, что мы сегодня будем делать.
Добродушный и спокойный,
Ест бамбук зелёный, сочный,
Очень милый медвежонок
В чёрно-белой пышной шубе! (Панда)
Педагог. Как вы уже догадались, сегодня мы будем делать вот такой брелочек-панду (показываю). Хочу напомнить вам о Технике безопасности, будьте внимательны при работе с ножницами. Перед вами лежит все необходимое: шаблоны частей панды, ватные диски, клей, ножницы, нитки, иголка.
Последовательность работы
1. Для начала, нужно вырезать для панды: глаза, уши, нос, лапки.
2. Склеиваем два ватных диска (голову панды и тело).
3. Приклеиваем на голову панды глаза, ушки, носик. А на туловище приклеиваем лапки.
4. В иголку вставляем нитку, и прокалываем между ушек, завязываем узелок.
5. Панда-брелок готов.
Педагог. Какие замечательные брелочки у Вас получились. Вам понравилось? Кому бы Вы хотели его подарить? Также можно сделать любой другой брелок. Занимает мало времени, но получается необычно и красиво. Наш мастер-класс подошел к концу. Всем большое спасибо!
Этапы выполнения |
Фото |
1.Подготовить все необходимое: шаблоны (глаза, уши, нос, лапки), ватные диски, ножницы, нитки и иголку, клей ПВА. |
|
2.Склеить два ватных диска (голову и туловище будущей панды). |
|
3.Вырезать: глаза, нос, уши, лапы. |
|
4.Приклеиваем уши сверху, лучше внутрь ватного диска. |
|
5.Дальше приклеиваем все остальные части. Лапки можно приклеить как на туловище, так и по бокам, чтобы выпирали. |
|
6.В иголку вставляем нитку любого цвета (можно использовать другую повязку). Протыкаем посередине между ушей. |
|
7. Делаем узелок. Брелок-панда готов. |
|
Мастер — класс «Брошь «Бабочка»
Синявская Любовь Александровна,
педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся: 6 — 7 лет
Брошь — это универсальное украшение, которое не выходит из моды никогда.
Бабочки символизируют возрождение и красоту. Бабочки в любом интерьере — это всегда красиво. Материалы для изготовления бабочек используются самые разные. Порхающих красавиц можно сделать из бумаги, из ткани, из тонкого пластика или пенопласта, из газет, фольги, проволоки, дерева, из пуговиц, бисера и пайеток…
Яркая брошь-бабочка из фетра оживит любой наряд. Очаровательная бабочка из фетра, сделанная своими руками, – универсальное украшение.
Работать с фетром — одно удовольствие!
Цель: Сделать брошь из фетра с элементами декора
Материалы и оборудование:
фетр двух цветов;
крупный бисер;
шаблоны;
нитки;
игла;
основа для броши;
термопистолет с клеем;
карандаш;
ножницы;
пайетки.
Технологическая карта изготовления броши «Бабочка»
Подготовить все необходимое: фетр двух цветов, бисер, шаблоны, нитки, игла, основа для броши, термопистолет с клеем, карандаш, ножницы, пайетки. |
|
2) Обвести шаблоны на фетре |
|
3) Вырезать детали |
|
4) Сложить две детали бабочки: большая внизу, маленькая сверху. |
|
5) Вдеть нить в иглу и сделать прокол через две детали бабочки сразу. |
|
6) По центру бабочки, между двух крыльев пришить крупный бисер |
|
7) Следом, не обрезая нить, сделать стежок ниже последней бусинки и продеть иглу через все бусинки (для того, что бы все бусинки были в один ряд). Закрепить стежком на другой стороне. Нить не обрезать. |
|
Сделать прокол иглой под крайнюю бусинку, чтобы игла с нитью вышла между крыльев бабочки. |
|
9) Отогнуть маленькие крылья бабочки вверх и швом «вперед иголку» сделать стежки в противоположную сторону у основания бусин (для того, что бы поднять крылья верхней бабочки и придать обьем). |
|
10) Включить термопистолет. Приклеить на термоклей пайетки на брошь в произвольном порядке. |
|
11) Приклеить готовую застежку броши на фетр. |
|
12) Вырезать приклеенное основание броши по контуру. |
|
13) Термопистолетом выдавить вертикальную полоску клея на основание брошки и приклеить к бабочке. |
|
14) Наша брошь готова. Носим с удовольствием! |
|
Мастер-класс «Брошь «Темп»
Синявская Любовь Александровна,
педагог дополнительного образования
Тема: Брошь «ТЕМП»
Цель: сделать брошь из фетра и бисера.
Материалы и оборудование:
фетр четырех цветов;
бисер;
термопистолет;
ножницы;
нитки;
игла;
основа для броши.
1) Подготовить все необходимое: фетр четырех цветов, бисер, термопистолет, ножницы, нитки, игла, основа для броши. |
|
2) Квадраты (3.5х3.5 см) соединить между собой с помощью термопистолета. |
|
3) Пришить бусины в виде буквы «Т» посередине. |
|
4) Из бумаги зеленого цвета вырезать 6 небольших листочков длинной 3.5-4 см. |
|
5) Термопистолетом закрепить листики на броши. |
|
6) Приклеить основу для броши. |
|
7) Вот такая милая брошь получилась. Буква может быть любая. Например, первая буква имени. |
Использованная литература
Материалы творческих мастерских разработаны авторами.
Фотографии – из архива авторов.
Детское рукоделие — это и отличный досуг, и инструмент всестороннего развития маленького человека. Сегодня мы представляем подборку из 20 интересных и необычных мастер-классов, чтобы приобщить ребенка к любимому виду творчества или вместе попробовать что-то новое.
Подробное описание каждого урока доступно по клику на ссылку или на фотографию. Приятного творчества!
8 идей бумажных поделок с детьми
Бумага — это, пожалуй, самый доступный материал для творческих экспериментов. Рисуем замки с открывающимися окошками, иллюстрируем любимые сюжеты, создаем объемных овечек и отражения домиков в воде: выбирайте один из предложенных вариантов или повторите их все. Подробнее >
Делаем панно-мозаику из бисера «Индийский слон»
Создайте красочную картину в необычной технике всего за пару часов! Бонусом к уроку идет небольшой экскурс в историю изобретения бисера и индийские традиции изготовления украшений. Подробнее >
Как покрасить соль + оформление маленькой бутылочки
Очень простой способ окрашивания мелкой пищевой соли в пастельные оттенки. Весь процесс занимает не больше пары минут, а готовую соль можно использовать для медитативных занятий: например, оформления сувенирной бутылочки с космическим «пейзажем» внутри. Подробнее >
Чем занять ребенка, или Основы декупажа
Этот мастер-класс требует участия взрослого — значит, развлечение как минимум на двоих А в процессе вы освоите все основные этапы работы в технике декупаж, в том числе состаривание вещи при помощи кракелюра. Подробнее >
Вместе с ребёнком делаем и декорируем скворечник
Забота о природе, полезное времяпрепровождение и симпатичное украшение для сада как результат — отличный урок для совместного творчества с детьми 10–13 лет. Подробнее >
Делаем подвеску в кормушку «Новогодние радости»
Если строительство птичьего домика для вас пока слишком сложная задача, можно позаботиться о пернатых друзьях более простым образом: сделать очаровательные фигурные подвески из птичьего корма. Подробнее >
Валяем «в три души», или Творить с детьми легко и просто
Это не просто мастер-класс по созданию прекрасного цветка из шерсти, это живой и правдивый репортаж о процессе семейного творчества. По-настоящему вдохновляет! Подробнее >
Создаем картину из шерсти «Зимний пейзаж»
Отличный вариант сюжета, чтобы попробовать себя в технике шерстяной акварели. Тем более, что урок идеально подходит для новичков любой возратной категории Подробнее >
Создаем вместе с детьми картины в технике «граттаж»
Чтобы повторить этот урок, не потребуется глубоких познаний в живописи: интересный и оригинальный результат гарантирован при любом сюжете. И простор для творчества здесь невероятный! Подробнее >
Создаем вместе с ребенком «керамическую» тарелочку
Экспериментируем с самозатвердевающей массой и создаем уникальные блюдца-подставки с кружевым декором — без обжига в печи и специальных приспособлений. Подробнее >
Эксперимент и тактильная игра: делаем «лизуна» в домашних условиях
Простой и увлекательный химический эксперимент с потрясающим результатом в виде тактильной игрушки. А для изготовления понадобится всего два доступных ингредиента. Подробнее >
Кинусайга с детьми: делаем картину в технике «пэчворк без иглы»
Пошаговый урок, который будет интересно повторить и детям, и взрослым. А результатом увлекательного творческого процесса станет украшение для детской. Подробнее >
Cоздаем вместе с ребенком интерьерную композицию «Ночной город»
Расписываем деревянные бруски и обрезки досок: пускаем в ход остатки мастериала и создаем с детьми атмосферное украшение интерьера. Подробнее >
Творим с детьми: шьем заколку из фетра «Лисичка»
Минимум материалов, немножко свободного времени и маленькая модница, готовая творить — это всё, что нужно, чтобы повторить этот урок Подробнее >
Создаем интерьерное украшение «Кошечка»
Супер-простой урок по росписи дерева для детей 6–8 лет: всё наглядно, доступно и на работу уйдет не больше получаса. Зато сколько эмоций! И новый «питомец» в доме Подробнее >
Лепим тюленя из соленого теста
Рецепт соленого теста и полный процесс лепки в формате видео-урока: доступный мастер-класс для тех, кто хочет найти альтернативу пластилину. Подробнее >
Мастерим семью оленей из подручных материалов
Чудесный мастер-класс для всей семьи — каждому найдется интересное задание от сбора природных материалов до демонстрации швейных навыков. Подробнее >
Расписываем футболку с ребенком
Чувство стиля и интерес к моде начинают формироваться в детстве. Создавайте с ребенком неповторимые предметы гардероба простым и доступным способом — расписывая одежду красками по ткани. Подробнее >
Как сделать театр теней своими руками
Потрясающая идея для совместного творчества и досуга: превращаем картонную коробку в театральную сцену, а бумажные силуэты — в актеров. Буквально полчаса работы — и домашний театр готов! Подробнее >
Снимаем мультфильм сами в домашних условиях
Урок для тех, кому ближе мир кинематографа: как создать анимированный ролик от разработки сюжета до финального монтажа. Это проще, чем кажется, а процесс точно увлечет всех членов семьи. Подробнее >
Год Крысы: 12 простых мастер-классов >
Творим из папье-маше: новогодние мастер-классы для начинающих и умельцев >
Как сшить куклу: 15 мастер-классов + БОНУС по росписи лица текстильной куклы >
Подписывайтесь на Ярмарку Мастеров в соцсетях: Яндекс.Дзен, Instagram, Facebook, ВКонтакте
💬
Комментировать
12
👍
Нравится
185
Сначала о том, какие именно мастер-классы я имею ввиду. Иногда звонит мама ребенка и сообщает, что мальчик уже 5 лет учится в художественной школе, и теперь очень хочет овладеть вместе с друзьями техникой арт-коллажа. Я сразу советую обращаться в художественные студии. Там занятия проводят художники, которые умеют работать с такой технике и за несколько занятий научат ребенка азам такого коллажа.
Праздничные мастер-классы — это другое. На таком мероприятии собираются дети разного возраста с разным уровнем подготовки, темпераментом и запасом терпения для выполнения кропотливой работы. Проводятся такие творческие занятия после какой-либо активности (квеста, лазертага, спортивной программы, игры с аниматором). Заказчики чаще всего просят таким способом увеличить время развлекательной программы.
За короткое время дети успевают сделать какой-то приятный сувенир для себя или в подарок для близких, пообщаться друг с другом и с мастером в спокойной обстановке, получить навыки работы с новыми материалами, заинтересоваться предложенным видом творчества.
Кому пригодятся мои советы
Среди читателей сайта «Снова Праздник» есть много начинающих организаторов детских мероприятий. Безусловно, успех приходит с опытом, каждый новый праздник будет эффектнее предыдущего. Лучше всего на начальном этапе поработать в качестве ассистента с опытными мастерами. Я обращу ваше внимание на основные детали при подготовке интересного творческого занятия, чтобы вы чувствовали себя увереннее.
Моими рекомендациями могут воспользоваться активные мамы, которых в нашей стране удивительно много. Я часто переписываюсь с такими людьми, иногда весь вечер нахожусь под впечатлением фонтана их идей. При проведении мастер-классов нужно учесть несколько важных мелочей, и все получится отлично.
Советы пригодятся и аниматорам, которые хотели бы увеличить портфолио услуг.
Творческий мастер-класс — часть праздника
Да, именно так. Создание поделок отдельно от развлекательной программы у нас заказывают очень редко, так как это именно дополнение к празднику, а не основная его часть. В какой момент сценария вы вставите мастер-класс — не так важно.
Это может быть в самом начале, пока собираются гости. Хороший способ познакомиться и подружиться (часто дети дружат с именинником, но друг друга не знают), легко вписаться с тематику праздника, сделать какой-то реквизит для дальнейшей развлекательной программы. Например, можно раскрасить деревянные ключи, которые потом участвуют в квесте. Сделать принт на банданах, в которых можно отправляться в пиратское приключение.
Мастер-класс можно провести в середине праздника. Например, наши маленькие принцессы декорируют бусинами и кружевами короны или маски, в которых потом идут на бал.
Сразу после буйной игровой программы тихое творческое занятие проводить не нужно. Пусть дети просто отдохнут, эмоционально успокоятся, поедят и пообщаются друг с другом. Через 20-30 минут их уже можно увлечь созданием красивой поделки. Готовое изделие дети забирают домой, поэтому важно создать привлекательный сувенир, магнитик, коробочку, оригинальное панно и т.д. Что-то, что еще долго будет напоминать детям о прошедшем празднике.
Форматы: потоковый или обучающий
Тут все просто. Если у вас 5-10 гостей, вы можете уделить много внимания каждому ребенку. За 30-60 минут под руководством мастера дети успевают сделать интересные рисунки на футболках, создать необычные флорариумы, задекорировать деревянные предметы в технике декупаж и т.д. Назовем это обучающим мастер-классом, так как за продолжительное время можно действительно научиться чему-то новому. Например, освоить клеевой пистолет.
Если намечается грандиозный праздник для детей сотрудников компании, на который приглашено более 100 человек от 2 до 14 лет, обучающий формат не подходит. В этом случае в одной зоне ставят несколько столов для мастеров и 4-5 стульев для участников мероприятия. У детей будет выбор, чем заняться в праздничном настроении: раскрашивать пряники, составлять букеты, рисовать 3D ручкой, склеивать полигональную маску, делать магнит из фетра, скручивать фигурки из шаров и т.д.
В этом случае на поделку уходит 8-12 минут, место за столом освобождается для нового участника. При потоковом формате за 30-40 минут все 100 участников могут поучаствовать в 3-4 простых мастер-классах.
Тематический мастер-класс
Что делает занятие тематическим?
- образ ведущего
- оформление рабочего места
- вводное слово мастера и демонстрация готовых работ в одной тематике
- подбор расходных материалов
- упаковка готовой поделки
Например, пряники могут быть любой формы. Приготовьте для росписи пряники в виде динозавров — и это красивое продолжение праздника «Затерянный мир». Пряники-снежинки и елочки — хит любого новогоднего праздника. Даже простые круглые пряники — это планеты в космической программе, яблоки в сказке про Гусей-лебедей, съедобные монеты для игры «Форт Боярд». Все зависит от подачи.
Так подбираются тематические рисунки на рисовой бумаге для купажа, деревянные заготовки для росписи, сюжеты для оформления сумок, материалы для изготовления сувениров.
Часто мастера проводят занятия в костюмах. Ну приятно же лепить пирожки с Красной Шапочкой, делать мыло ручной работы с «замороженными» фигурками в присутствии Снежной Королевы, раскрашивать новогодние часы со Снегурочкой.
Оформление стола тоже может быть тематическим. Роспись посуды на осеннем празднике в окружении букетов из красно-желтых листьев — просто сказка. Все должно быть красиво и гармонично: ваш внешний вид, голос, манера общения, подбор инструментов и материалов, эффектная упаковка готового сувенира.
Как придумать интересный мастер-класс
Детям всегда интересно, если результат получается ярким, а делать легко. Это значит, что нужно очень внимательно подбирать задания по возрасту. Например, совсем маленьким детям дайте готовую фигурку из шарика-колбаски (когда не получается, интерес пропадает), предложите только наклеить глазки и рот. Все! Малыш будет гордиться «своей собачкой». Школьники 1-4 классов уже все сделают самостоятельно.
Работа по росписи новогоднего шара тонкими кистями может быть сложной и кропотливой, это имеет смысл предлагать детям старше 7 лет. Дошкольники с удовольствием макают намазанные клеем части фигурки в блестки, тоже получается красиво и предельно просто. Они же все сделали САМИ.
Часто мастера подходят к делу масштабно. Подбирают фотографии с примерами готовых работ и демонстрируют их в виде презентации на экране. Включают подходящую по теме музыку или даже сказку. Придумывают каждому участнику мастер-класса творческие псевдонимы, проводят интересные викторины (особенно часто это на кулинарном мастер-классе происходит), привлекают внимание к удачным творческим находкам каждого ребенка, подробно описывают каждую готовую работу или помогают ребенку с самопрезентацией.
Еще важно поставить цель. Для кого эта игрушка в технике валяния, кому можно подарить расписанную чашку, шкатулку в технике декупаж, толстую свечу с пасхальным сюжетом и т.д. Когда ребенок знает, что делает не просто сувенир, а что-то нужное и красивое — интерес повышается.
Обязательно подарите маленький подарочек каждому участнику. Лучше такой, который потом можно использовать во время домашних занятий творчеством: дополнительный комплект замочков для браслетов, основу для кулона, пакетик с бусинами, еще одну чистую деревянную заготовку-сердечко и т.д.
Инструменты и материалы
Где закупать инструменты и материалы для мастер-класса — сложный и волнующий всех начинающих мастеров вопрос. В каждом городе есть магазины для рукоделия, в которых есть все, но дорого. Это запасной вариант на тот случай, когда поступил срочный заказ, а заказчики не слишком волнуются по поводу стоимости мероприятия.
Дешевле покупать в интернет магазинах, но в этом случае часто бывают задержки в сроках доставки и отсутствие нужных вам материалов в нужном количестве. Найти 50 одинаковых деревянных яиц для росписи бывает очень сложно.
Есть еще склады товаров для рукоделия. Стоимость там сносная, но сотрудничают оптовики только с юридическими лицами, да и объем закупок должен быть внушительным.
Самые дешевые товары можно заказать на китайских сайтах, но ехать все это будет очень долго. Так поступают только опытные организаторы, которые предлагают 150 разных мастер-классов и могут позволить себе создание собственного склада расходных материалов.
Начните с таких занятий, для которых можно легко и быстро найти расходные материалы: мозаика (цветные стеклышки, кусочки фарфора или пластика, осколки CD-дисков), лепка из полимерной глины (ее легко хранить, купите основные цвета и смешивайте для получения оттенков), игрушки из пластиковой посуды и бутылок, фигурки из макарон, создание коллажа из фотографий и журнальных вырезок, объемные открытки из бумаги и т.д.
Упаковка
Это важный момент. Не поскупитесь на красивую упаковочную бумагу, прозрачную слюду, красивые мешочки из органзы, крафт-бумагу, рамочки или картонные паспарту, ленты и бумажные банты. Даже самая невзрачная работа будет выглядет достойно.
Подарок для творческого вдохновения
Я уже упоминала о таких подарках. Иногда бывает, что дети прилагают излишнее усилие при упаковке сувенира или еще в момент декорирования. Что-то ломается, размазывается, получается не так, как на образце. Чтобы не было слез, подготовьте утешительный подарок. Это может быть тот же пряник, но красивый, расписанный вами в качестве примера. Это может быть тюбик с остатками краски (дома ты сможешь снова нарисовать мишке глазки), силиконовая формочка для изготовления мыла, шарик марблс или что-то еще.
Сценарий
Вот основные этапы вашего мастер-класса:
-
- знакомство с мастером и друг с другом, если дети впервые в такой компании
- демонстрация готовых работ
- короткий рассказ об этапах мастер-класса (можно в виде презентации)
- история создания таких изделий (коротко история тряпичных кукол, где появились пряники, кто первый стал разводить суккуленты в маленьких емкостях, из чего делали украшения древние люди и т.д.)
- инструктаж по технике безопасности
- знакомство с материалами и инструментами, тренировочные задания
- выбор заготовки, обсуждение будущих работ, создание макетов или набросков
- работа над сувениром
- фоновая музыка ( можно продолжение рассказа об истории какого-либо ремесла, для малышей — сказка)
- привлечение внимания к работам успешных участников мастер-класса на всех этапах работы
- выставка работ
- фотосессия со своим сувениром в руках
- упаковка и подарки
- прощание с мастером
- уборка помещения (это уже без участников праздника, естественно)
Чек-лист подготовки к мастер-классу
Коротко о том, что нужно учесть при подготовке к мероприятию:
• количество и возраст участников
• технические особенности помещения (освещение, доступ к электричеству и воде, достаточное количество столов и стульев, возможность для проветривания)
• подготовить защитные скатерти на все поверхности
• перчатки и одноразовые фартуки для участников, если необходимо
• большие мусорные пакеты
• достаточное количество инструментов и расходных материалов
• удлинители с длинным шнуром
• запасные инструменты и материалы на случай появления новых участников прямо во время мероприятия
• ножницы для леворуких детей
• собрать или сделать элементы декора для оформления рабочего пространства
• музыкальное сопровождение мастер-класса (удобно использовать портативную колонку bluetooth)
• много образцов готовых сувениров для вдохновения
• подготовить упаковочные материалы
• подарки для участников праздника
• продумать и написать сценарий всего занятия, подготовить презентацию или распечатать фотографии с примерами работ опытных мастеров
Всем желаю получать удовольствие от работы и дарить людям праздник каждый день!
Ирина Панасьян
автор проекта «Снова Праздник»