Как составить план мероприятий для библиотеки

Муниципальное учреждение

«Буденновская городская  централизованная  библиотечная система»

Методико-библиографический отдел

Составление, оформление сценария массового мероприятия. Учет посещений

Методические рекомендации

г. Буденновск

2013г.

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вашему вниманию методическое пособие, которое поможет сориентироваться в этапах подготовки и  проведения массового мероприятия, оформлении сценария и ведении учета  посещений. Приведенная схема анализа (самоанализа)  позволит определить  эффективность и  результативность проведенного мероприятия, выявить наиболее удачные и неудачные моменты. 

В пособии в качестве приложения дан словарь форм массовой работы, в который вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и перспективные, инновационные, только появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.

Составление, оформление сценария массового мероприятия.

Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно, благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.  Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение  для каждого библиотечного работника. Ведь, несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе  материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной библиотеки. К тому же, владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и других аналитических материалов.

Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания  некоторых правил и основных требований. 

         Так, при подготовке и проведении мероприятий в библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

         1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных   установок.

         2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять    участие в мероприятии.

         3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».

4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития участников. Необходимо предусматривать и перспективу. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень  сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.

5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.

6. Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.

7. При подготовке массовых мероприятий необходи-мо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня.

        Подготовка и проведение любого массового мероприятия включают  несколько этапов.

  1. Подготовительный этап:

— определение темы мероприятия, его названия, читательского и целевого назначения (обычно этот подэтап проходит при составлении плана работы);

— составление программы (проекта) массового мероприятия;

— формирование аудитории (предварительные беседы, обзоры, опросы и т.д.);

— реклама массового мероприятия (подготовка афиши).

  1. Основной этап:

— написание   сценария    массового   мероприятия (оформление книжной выставки);

— проведение массового мероприятия.

  1. Заключительный этап:

— оценка эффективности массового мероприятия;

— учет массового мероприятия.

Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении массового мероприятия в библиотеке. Сценарий позволяет четко спланировать все этапы мероприятия и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи.

При разработке и составлении сценария рекомендуем использовать следующую схему:

  1. Название мероприятия. Эпиграф.
  2. Форма мероприятия.
  3. Дата  и место проведения.
  4. Читательское назначение (кому адресовано).
  5. Организаторы (кто проводит мероприятие).
  6. Основная цель.
  7. Оформление и наглядность.
  8. Оборудование и технические средства.
  9. Декорации. Реквизит. Атрибуты.
  10. Ход (структура) мероприятия.

  Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: введение, основная часть, заключение.

Введение включает вступительное слово, в котором  раскрывается  смысл темы; поясняется основная цель, условия; представляются участники, члены жюри или гости.

В основной  части определяется уровень информированности и актуализации проблемы (темы): проводится мини-опрос участников;  предоставляется информация по теме мероприятия, стимулируется  познавательная деятельность. Интерактивные формы мероприятия позволяют продемонстрировать  участникам применение  теоретических и практических знаний, полученных на  мероприятии,   в ходе выполнения заданий ведущего, участия в конкурсах, викторинах.

Заключительная часть  включает обсуждение, рефлексию, вывод, резюме, результат, подведение итогов и  награждение победителей.

Требования к оформлению сценария

На титульном листе сценария (по возможности – иллюстрированном) необходимо указать:

— наименование учреждения (например,  МУ «Будённовская городская централизованная библиотечная система» Центральная детская библиотека);

—  форма и название мероприятия;

—  эпиграф;

— Ф. И. О. и должность автора (составителя);

— адрес и телефон библиотеки-организатора;

—  год создания сценария.

Титульный лист оформляется на одной стороне листа формата А 4. Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом А 4 (возможен электронный вариант). Кегль – 14, междустрочный интервал – 1,5 см, поля – 1,5-2 см.

Сценарий мероприятия – это «художественное произведение» библиотекарей-сценаристов, кропотливая работа по написанию конкретных текстов ведущих и других его участников. Сценарий дает возможность не только ознакомиться заранее с репликами и ремарками, но и прогнозировать ход мероприятия.

В конце сценария приводится список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, место и год издания, количество страниц).

К сценарию возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями и т. д.

Сценарный план массового мероприятия

Сценарный план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для четкой расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и порядок проведения мероприятия. Необходимо помнить, что план носит исключительно служебно-информативный характер и не заменяет собой сценарий (программу торжественной и официальной части) мероприятия. Составление подобных документов ложится на плечи организаторов.

Мы предлагаем вам познакомиться с примерным сценарным планом с той целью, чтобы иметь представление, в каком порядке проходят мероприятия.

Примерный сценарный план мероприятия

Название: «Читаем детям о войне»

Форма: заключительное мероприятие акции чтения

Дата и время проведения: 7 мая 2012 года в 11.00.

Продолжительность: 1 час.

Место проведения: библиотека-филиал №

С кем совместно проводится мероприятие: с МОУ СОШ № ___,   Советом ветеранов…

Организаторы: библиотека – филиал №

Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов литературы о Великой Отечественной войне.

Участники: дети в возрасте от 12 до 15 лет.

Почетные гости: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, известные люди, родители детей, имеющие военную профессию, представители органов исполнительной власти.

10.45–11.00      На экране демонстрируется слайдовая электронная презентация с музыкальным сопровождением «Этот День Победы».

11.00–11.10      Ведущий открывает мероприятие рассказом о значении Дня Победы, о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий представляет почетных гостей. Одному из них предоставляется приветственное слово.

11.10–11.11      Ведущий объявляет минуту молчания.

11.12–11.30      Театрализованный сюжет по книгам о войне.

11.30–11.40      Читателям предоставляется возможность поделиться своим мнением о прочитанных произведениях.

11.40–11.45      Поздравление ветеранов.

11.45–11.50      Подведение итогов, награждение победителей, выражение благодарности участникам и гостям мероприятия.

Организация учета посетителей массовых мероприятий

Единицей учета посетителей массовых мероприятий библиотеки является лицо, посетившее мероприятие и зарегистрированное в документах, принятых в библиотеке, – паспорте массового мероприятия.

Паспорт массового мероприятия

Дата проведения  «_____»____________________201__г.

Название мероприятия _____________________________

_______________________________________________

Форма проведения мероприятия _____________________

_______________________________________________

Тема мероприятия__________________________________

_________________________________________________

Место проведения мероприятия______________________

________________________________________________

Количество присутствующих, в том числе по основным  читательским группам: всего_____________________________

Дети до 14 включительно____________________________

Родители________________________________________

РДЧ____________________________________________

Молодежь в возрасте от 15 до 24 лет_________________

Прочие_________________________________________

Организация  документной выставки при проведении мероприятия  (название)_________________________________

________________________________________________

________________________________________________

количество представленных документов_______________

количество выданных документов____________________

Использование  технических средств при организации и проведении мероприятия___________________________

________________________________________________

Содержание и составные части мероприятия  (кратко)

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Результат________________________________________

________________________________________________

Ф.И.О. сотрудника, ответственного за  проведение      мероприятия_____________подпись______________

Ф.И.О. руководителя группы участников мероприятия____________подпись______________

Примечание_____________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Учёт библиотечных мероприятий

Единицей учета библиотечных мероприятий является одно мероприятие – устный обзор, день информации, экскурсии и т. п., зарегистрированное в документации (паспорте массового мероприятия, в дневнике работы).

Комплексное мероприятие, включающее одновременное использование различных форм массовой работы, учитывается как одно мероприятие.

При проведении циклов мероприятий (недели, декады, месячника и др.) учитывается каждое входящее в цикл мероприятие.

При проведении совместного мероприятия двумя и более библиотеками (или отделами библиотеки), данное мероприятие учитывается только той библиотекой (отделом), которая (ый) была инициатором и осуществляла подготовку сценария мероприятия.

Учет массовой работы библиотеки ведется в 3-й части дневника соответствующего структурного подразделения библиотеки, куда заносятся сведения о каждом мероприятии.

Число

и месяц

Наименование

мероприятия и тема

Количество

обслуженных

Кто проводил мероприятие и где

Учёт посещений массового мероприятия ведется на основе паспорта массового мероприятия, который заполняется библиотечным работником, ответственным за его проведение.

В библиотеках, имеющих структурные подразделения, учёт массовых мероприятий ведется в дневнике работы соответствующего подразделения.

После проведения массового мероприятия, заполнения паспорта и 3-й части дневника, сведения о количестве посещений массового мероприятия заносятся в 1-ю часть дневника, в раздел «Количество посещений. В том числе на массовых мероприятиях» за конкретный день.

Количество посещений

Всего посещений

В том числе на массовых мероприятиях

Посещения массовых мероприятий входят в общее число посещений библиотеки.

Учёт общего числа массовых мероприятий библиотеки производится суммированием данных, зарегистрированных в дневниках всех структурных подразделений. Данные о посещении массовых мероприятий фиксируются в ежемесячном информационном отчёте библиотеки, далее – в статистическом и текстовом отчёте о работе библиотеки за год и в бланке статистического отчёта формы 6НК.

В число посещений не включаются посещения мероприятий, проводимых другими организациями на правах аренды.

Анализ массового мероприятия

Важным условием профессионального мастерства библиотечного работника является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведённого мероприятия. Его цель: повышение эффективности и качества проводимых мероприятий.

Анализ мероприятия предлагаем проводить по следующей схеме:

  1. Форма и  название мероприятия.
  2. Основная цель 
  3. Системность. Место данного мероприятия в системе массовой работы библиотеки: одноразовое или в рамках определённого цикла; стихийное или плановое.
  4. Место проведения.
  5. Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители, студенты, и т. д.).
  6. Кто проводит (библиотекарь, иной специалист).
  7. Качество подготовки и проведения.
  8. Наличие плана, тезисов, сценария.
  9. Использование печатной, издательской продукции (памятки, закладки, буклеты, шорт-листы,  рекомендательные списки и т.д.)
  10. Эффективное использование справочного библиотечного аппарата (для мероприятий, направленных на формирование информационно-библиографической культуры пользователей).
  11. Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.
  12. Творческие находки.
  13. Владение материалом, профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.
  14. Коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера. Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.
  15. Соответствие содержания, информативности и объёма материала возрасту, уровню подготовленности участников.
  16. Оформление, наглядность и технические средства: книжные выставки или выставки творческих работ, плакаты,  рисунки детей, портреты, фотографии, электронные продукты, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, проектор и  др.
  17. Соответствие содержания заявленной форме проведения мероприятия.
  18. Итоги. Достигнут ли результат (поставленная цель).

Самоанализ мероприятия осуществляется библиотечным работником, проводившим его, для выявления результативности сделанного, удачных и неудачных моментов. Цель – повышение эффективности последующих мероприятий.  Самоанализ   рекомендуем  проводить по данной выше схеме анализа массового мероприятия.

Словарь форм массовой работы

Словарь представляет собой перечень  форм массовой работы. В него  вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и перспективные, инновационные, только появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.

 Все лексические единицы словаря представлены в именительном падеже единственного числа (например, беседа, обзор).

Для всех словосочетаний принят инверсированный порядок слов (например, урок библиографический, конференция читательская).

Все термины приведены в алфавитном порядке.

При составлении словаря использованы: база данных СКС, профессиональные периодические издания, ресурсы Интернет.

Формы массовых мероприятий:

  • Hi-Fi — книга (Хай-фай-книга)
  • Оpen-air («легкая атмосфера», «на открытом воздухе» — англ.)
  • PR-акция
  • PR-кампания
  • PRO-движение книги
  • Teach-in (Тич-ин) — публичная дискуссия, собрание для обсуждения злободневных вопросов. (В университетах Америки форма продленных лекций-семинаров, продолжающихся без перерывов. Первоначально — как вид социального протеста)

А

Библиотека как социальный институт выполняет не только информационную, но и культурно-просветительскую функцию. Досуговая деятельность уже давно выделена в самостоятельное направление работы, что потребовало от библиотечных специалистов развития соответствующих компетенций.

Культурно-просветительская работа отвечает актуальной концепции библиотеки как «третьего места» — социально значимого пространства для просвещения, интеллектуальной и культурной коммуникации, творчества, саморазвития и обучения.

Для создания и развития такой территории рекомендуется проводить массовую библиотечную работу с учетом следующих аспектов.

  • Планируемое событие должно быть актуальным, своевременным;
  • организаторам необходимо точно понимать, на какую аудиторию рассчитана программа;
  • мероприятия по степени сложности подготовки делятся на три типа: 1) не требующие много времени и затрат (обзор литературы, викторина), 2) требующие значительной предварительной подготовки (квест, конкурс), 3) требующие дополнительной индивидуальной работы с участниками (литературный вечер, читательские конференции). Необходимо рассчитывать свои ресурсы прежде, чем планировать программу.

Что важно учитывать при составлении программы мероприятия?

  1. Какова цель мероприятия? Какое настроение, атмосферу мы хотим создать для его участников, что полезного они смогут узнать? На эти вопросы важно ответить в первую очередь перед составлением программы.
  2. План проведения должен учитывать интересы как можно более широкого круга участников, чтобы каждый мог проявить активность, продемонстрировать свои знания, способности.
  3. Рассчитывайте оптимальную продолжительность мероприятия, чтобы оно завершилось раньше, чем участники устанут и потеряют к нему интерес.
  4. При подготовке заданий к играм, квестам, викторинам рекомендуется придерживаться золотой середины: они не должны быть слишком простыми, но и не настолько сложными, что никто не сможет их решить. Участникам должно быть интересно разобраться с трудной задачей, используя свои знания, эрудицию, опыт.
  5. Чтобы на мероприятие пришло достаточное количество участников, его нужно анонсировать по разным каналам: опубликовать новости в соцсетях, дать объявление на сайте, оформить пригласительные билеты, афиши.

В завершение отметим, что в библиотечной среде по-прежнему существуют опасения, что расширение культурно-досуговой деятельности может затмить информационную функцию библиотеки, поэтому важно соблюдать баланс в реализации двух этих важных направлений работы.

Рекомендуем также к прочтению:
Массовая работа библиотекаря: традиции и новые тенденции;
Идеи библиотечных мероприятий.


2022-12-22 14:51

Библиотекам

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

 «СОШ»№ 1 г.Анадырь

__________
О.А.Бойцова

ПЛАН
РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ

на 2022 –
2023 учебный год

Цель и
задачи

школьной библиотеки.

            Цель:

способствовать
формированию мотивации пользователей к саморазвитию, самообразованию через
предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого
полноценного доступа к информации.

 
  Задачи:

1.Обеспечение
участников учебного процесса быстрым доступом к максимально возможному количеству информационных
ресурсов.

2.Формирование у
читателей навыков независимого библиотечного пользователя.

3.Воспитание
культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося,
развитии его творческого потенциала.

4.Совершенствование
и освоение новых библиотечных технологий.

5.Расширение
ассортимента библиотечно-информационных услуг.

6.Сбор,
накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение её
до пользователей-педагогов и обучающихся.

7.Выявление
потребностей и удовлетворение запросов 
педагогических кадров школы
в области новых 
информационных технологий и
педагогических инноваций. Накопление базы педагогической информации школы.

8.Обработка
информационных средств: книг, учебников, журналов, газет, видеоматериалов, и
т.д.

9.Осуществление
посреднических услуг по удовлетворению запросов читателей по получению
информации о достижениях различных наук, новых информационных технологиях.

10.Оказание помощи
в 
проектной деятельности учащихся
и учителей.

11.Проведение на
базе библиотеки 
внеклассной работы.

12.Формирование
комфортной библиотечной среды

Основные
направления работы библиотеки:

— учебно –
познавательное;

— гражданско –
патриотическое;

— художественно –
эстетическое;

— нравственно –
правовое;

— экологическое;

— трудовое;

— семейное
воспитание;

Услуги,
оказываемые библиотекой
:

1. Обслуживание
пользователей на абонементе.

2. Обслуживание
пользователей в читальном зале.

3. Оказание информационной
и справочно-библиографической услуги:

   
— выполнение справок по запросам пользователей;

   
— тематический подбор литературы;

   
— составление информационных списков поступившей литературы;

   
— проведение Дней информации для педагогов;

      
— проведение индивидуальных библиотечно-библиографических консультаций

библиографических   
консультаций;

   
— проведение библиотечных уроков;

   
— проведение библиотечных обзоров литературы.

4. Проведение
массовых мероприятий по плану работы школьной библиотеки.

5. Оформление
тематических книжных выставок.

Работа с
библиотечным фондом и его сохранностью
 

№ п/п

Содержание
работ

Сроки

выполнения

Ответственные

1

Приёмка и обработка 
поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу
«Регистрация  учебников», штемпелевание.

По мере
поступления

Библиотекарь

2

Приём и выдача учебников

Май —

октябрь

Библиотекарь

3

Проведение работы по сохранности
учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников, акции-декламации
«Береги учебник»)

В
течение года

Библиотекарь

4

Работа по заказу учебников
планируемых к использованию в новом учебном году с согласованием  с
руководителями  МО, завучем по УВР.

В
течение года

Библиотекарь

Информирование учителей и
учащихся о новых поступлениях литературы

В
течение года

Библиотекарь

5

Диагностика обеспеченности
обучающихся  школы учебниками на 2022-2023 уч.год

Ноябрь

первая
декада

Библиотекарь

6

Расстановка и проверка фонда, работа
по сохранности фонда.

В
течение года

Библиотекарь

7

Контроль за правильностью
расстановки книг в фонде

Раз в
неделю

Библиотекарь

8

Своевременный прием,
систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений

По мере
поступления

Библиотекарь

9

Списание литературы и
учебников

По мере
необходимости

Библиотекарь

10

Контроль за своевременным
возвратом в библиотеку выданных изданий (работа с должниками)

Один раз
в месяц

Библиотекарь

Справочно-библиографическая и
информационная работа

Работа по пропаганде
библиотечно-библиографических знаний

№ п/п

Содержание
работ

Сроки

выполнения

Ответственные

1

Формирование
информационно-библиографической культуры: «Знакомство с библиотекой» для
первых классов

Октябрь
-ноябрь

Библиотекарь

2

Выполнение справок по запросам
пользователей.

В
течение года

Библиотекарь

3

Консультации и пояснения правил
работы у книжного фонда

В
течение года

Библиотекарь

4

Обзоры новых книг

По мере
поступления

Библиотекарь

5

Организация выставок просмотра
новых книг

По мере
поступления

Библиотекарь


Работа с читателями разных возрастных категорий библиотеки

№ п/п

Содержание
работ

Сроки

выполнения

Ответственные

1

Перерегистрация
читателей (прибытие/выбытие, перерегистрация классов)

Август-октябрь

Библиотекарь

2

Организованная
запись учащихся 1-х классов в школьную библиотеку

октябрь

Библиотекарь

3

Обслуживание читателей на абонементе:
обучающихся, педагогов, технического персонала, родителей

В
течение года

Библиотекарь

4

Обслуживание
читателей в читальном зале: учителей, обучающихся.

В
течение года

Библиотекарь

5

Рекомендательные
беседы при выдаче книг

В течение
года

Библиотекарь

6

Индивидуальные
беседы о прочитанном в книге.

В
течение года

Библиотекарь

7

Рекомендательные
и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в
библиотеку.

По мере
поступления

Библиотекарь

8

Изучение и анализ читательских
формуляров

В
течение года

Библиотекарь

9

Обслуживание учащихся согласно
расписанию работы библиотеки

В
течение года

Библиотекарь

10

Просмотр читательских формуляров
с целью выявления задолжников

Один раз
в месяц

Библиотекарь

11

Проводить беседы с вновь
записавшимися читателями о культуре чтения книг. Объяснить об ответственности
за причинённый ущерб книге или учебнику.

В
течение года

Библиотекарь

12

Рекомендовать художественную
литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого
читателя

В
течение года

Библиотекарь

13

Рейды по классам по состоянию
учебников

Один раз
в четверть

Библиотекарь

Совет старшеклассников

Организация
библиотечно-массовой работы

№ п/п

Название

мероприятия

Форма
проведения

Сроки

Ответственные

1

«Знакомьтесь – это библиотека»
(знакомство с библ.)

Библиотечный
урок (для 1 класса)

Октябрь-ноябрь

Библиотекарь

2.

«В литературной гостиной»

Книжные
выставки к юбилейным датам писателей

1. 6 ноября — 170 лет со дня рождения Д.Н. Мамина-Сибиряка, писателя
(1852-1912)

2. 15 декабря — 190 лет со дня рождения Павла Михайловича
Третьякова, предпринимателя, мецената, основателя Третьяковской галереи
(1832-1898)

3.22 декабря — 85 лет со дня рождения детского писателя Э.
Успенского (1937 — 2018)

4. 10 января -140 лет со дня рождения А.Н. Толстого, писателя
(1885-1945)

 5. 4 февраля- 150 лет со дня рождения М.
Пришвина, писателя (1873-1954)

6.8 февраля — 195 лет со дня рождения Ж.
Верна, французского писателя (1828-1905).

7. 19 февраля — 200 лет со дня рождения русского педагога, писателя
Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1870).

8. 12 марта- 110 лет со дня рождения С. Михалкова, поэта, драматурга
(1913-2009)

9. 12
апреля –200 лет со дня рождения русского драматурга Александра Николаевича
Островского (1823–1886)

Книги-юбиляры

100 лет – «Алые паруса» (1922) А. Грин

100 лет – «Одиссея капитана Блада»
(1922) Р. Сабатини

100 лет – «Мойдодыр» (1922);
«Тараканище» (1922) К.И. Чуковский

50 лет – «Домовёнок Кузька» (1972) Т.И.
Александрова

190 лет – «Евгений Онегин» А.С. Пушкин
(20-21 марта 1833 года вышло в свет первое полное издание романа)

160 лет – «толковый словарь живого
великорусского языка» (1863) В. И. Даль

150 лет – «Снегурочка» (1873) А.Н.
Островский

100 лет – «Дерсу Узала» (1923) В.К.
Арсеньев

100 лет – «Красные дьяволята»
(1923) П.А. Бляхин

100 лет – «Чапаев» (1923) Д.А.
Фурманов

100 лет – «Аэлита» (1923) А.Н.
Толстой

В
течение

года

Библиотекарь

4

«Рассказывает справочное бюро»

Обзор  справочной
литературы

Октябрь

Библиотекарь

5

Литературный батл

Читать это модно!

викторина ( 8-11
классы)

Ноябрь

Библиотекарь

6

«Помним. Славим. Гордимся» (дни боевой славы)

Книжная
выставка

Декабрь

Библиотекарь

7

«В гостях у зимушки-зимы» 

Литературная
ёлка

4,5 и 6
класс

Декабрь

Библиотекарь

8

 «Секреты
хорошего настроения» (Всемирный день «спасибо»)

Выставка-игра

Январь

Библиотекарь

9

Блокада Ленинграда

Выставка

Январь

Библиотекарь

10

«Под
знаком Пушкина»

День
памяти  А.С.Пушкина

Февраль

Библиотекарь

11

Литературный герой

Викторина

Февраль

Библиотекарь

12

«Выпускнику на
заметку» 

Информационный
обзор

Февраль

Библиотекарь

13

«Армейский калейдоскоп» 

Книжная
выставка к Дню защитника Отечества

Февраль

Библиотекарь

14

«Календарь
перевернём…»

Выставки
к календарным датам и праздникам

В
течение года

Библиотекарь

15

Добрый доктор,Айболит!

Ремонт
книг

Март

Библиотекарь ,учащиеся.

16

«Весна. Книжный
праздник» 

1) «Трамвай сказок и загадок»

2) «Передай добро по кругу»

3) «В стране весёлого
детства» 

Цикл
мероприятий к неделе детской книжки

Март

Библиотекарь

17

«Очень
интересно знать»

Викторина
— игра

Апрель

Библиотекарь

18

«Птичьи трели»

(Международный день птиц)

Выставка

Апрель

Библиотекарь

19

««Была весна – весна
Победы» 

Цикл
мероприятий

к 9 маю

Апрель,

май

Библиотекарь

20

«Просветители земель славянских»

 (день
славянской письменности и культуры

Урок-презентация

Май

Библиотекарь

Месячник
школьной библиотеки
 

    №

пп

Название
мероприятия

(форма
проведения)

Сроки

выполн.

Категория

учащ-ся

Ответственные

1.      

«А в портфеле всё в порядке?»

(памятка-напоминание о
сохранности учебников)

с 10.10
по 21.10

1-11 кл

Библиотекарь

2.      

«Книга, а какая она?»
(библиотечный урок-презентация о структуре книги)

с 17.10
по 21.10

2-е кл

Библиотекарь

3.      

«От
улыбки хмурый день светлей»

(выставка-досье
к всемирному дню улыбки)

07.10

1-10 кл

Библиотекарь

4.      

«Хочу всё знать» (обзор
справочной литературы)

с 19.10 по 23.10

5-е кл

Библиотекарь

5.      

 «Каждому человеку, путь
открыт в библиотеку»:

1.     «Мир через культуру» 

 (кн.выставка писателей
зарубежных стран)
.

2.     «Под
открытым зонтиком добра» (беседа – игра).

3.     «Давай
пожмём друг другу руку.

с 07.10

по 28.10

1-10 кл

  1-4 кл

  2-е, 6-е
кл

Библиотекарь

  Библиотекарь

Классные
руководители

Библиотекарь

6.      

«Литературная забава»
 

Весь
период

1-10 кл

Библиотекарь


Повышение квалификации
 

№ п/п

Содержание
работ

Сроки

выполнения

1

Изучать через Интернет и профессиональные
журналы опыт других библиотек и внедрять его в практику своей работы

В
течение года

2

Участие в семинарах методического
объединения

В
течение года

3

Расширение ассортимента
библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе
использования новых технологий

В
течение года

Прочие
работы

№ п/п

Содержание
работ

Сроки

выполнения

1

Составление анализа-отчёта о
работе библиотеки за 2022-2023 учебный год

Май

2

Составление плана работы библиотеки
на 2023-2024 учебный год

Июнь

3

Ведение дневника работы
библиотеки

Постоянно

4

Ведение журнала учёта справок

По мере
запросов

5

Вывоз макулатуры (списанные
учебники)

По
мере необходимости

В помощь библиотекарям при планировании на 2023 год.
Главные события.
методические рекомендации

Хорошо составленный план является залогом позитивных изменений работы в библиотеке и реализации всего запланированного. Цель данных рекомендаций – помочь библиотекарям в разработке годового плана, который обеспечивал бы развитие библиотек и квалифицированное, качественное обслуживание населения библиотечно- информационными услугами в течение календарного года.
В рекомендациях собраны материалы по памятным, юбилейным, знаменательным событиям 2023 года в России и в Брянской области, в частности. Методические материалы носят рекомендательный характер, предоставляют возможность творческого подхода к планированию работы в зависимости от текущих и перспективных задач деятельности библиотек.

Главные события 2023 года, на которые необходимо обратить внимание в Новозыбковской ЦБС:

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Год педагога и наставника объявлен  Указом Президента РФ от 27.06.2022 с целью развития творческого и профессионального потенциала учителей, повышения социального престижа профессии. В деятельности библиотек можно выделить два основных направления – это информационная поддержка образовательно-педагогического процесса и популяризация профессии учителя. Для читателей библиотек следует организовывать выставки и мероприятия, раскрывающие образ учителя, отражающие наследие выдающихся отечественных и зарубежных педагогов, способствующие повышению социального престижа профессии.

Даты календаря:

2 марта – 200 лет К.Д. Ушинского;
13 марта – 135 лет со дня рождения А. С. Макаренко;
28 сентября – 105 лет со дня рождения В. А. Сухомлинского

Названия для библиотечных выставок и мероприятий:

«Большая перемена» игровая программа
«Ваш скромный труд цены не знает»
«Весь этот мир творит учитель» вечер- посвящение
«Вы – свет, что на земле не гаснет никогда»
«Если б я был учителем»
«Заглянем в глаза учителей»
«Интересно учить, интересно учиться»
«Как учились на Руси»
«Классные книги»
«Маяк для многих поколений»
«Не смейте забывать учителей» беседа
«О тех, кто нас выводит в люди»
«Они пришли из школы»
«Осенний букет учителю» выставка рисунков, мастер-класс
«Педагог – не звание, педагог – призвание»
«Первый учитель – первые уроки»
«Посвящение учителю»
«Профессии прекрасней нет на свете»
«Профессия, что всем даёт начало»
«С указкой по жизни» день профессии
«Сказочные школы» литературное путешествие
«Славим мы величие учителя»
«Слово во славу учителя»
«Сундук педагогических идей»
«Урок в разных эпохах»
«Уроки для учителей»
«Учитель — это звучит гордо»
«Учитель крупным планом»
«Учитель поэтами воспетый»
«Учитель творит Человека»
«Учитель на страницах книг»
«Чистой мудрости родник» обзор литературы
«Учитель, человек, писатель» литературная гостиная
«Учительница первая моя» акция
«Учителям особое почтение»
«Чем труд ваш измерить…»
«Школьная вселенная»

ГОД МУЗЫКИ

Объявление 2023 года Годом музыки должно послужить дальнейшему развитию музыкального искусства в стране. В 2023 году планируется проведение ряда значимых событий, среди которых XVII Международный конкурс им. П.И. Чайковского, 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова и другие, Министерство культуры Российской Федерации еще в 2018 г. выступило с инициативой объявить 2023 год Годом музыки.

Календарь дат 2023 года

9 января-  100 лет — Эдуард Колмановский(1923-1994), композитор, народный артист
2 февраля – 140 лет Михаил Гнесин (1883-1957), композитор, педагог
10 февраля – 120лет Матвей Блантер (1903-1990), композитор, народный артист СССР
14 февраля – 210 лет Александр Даргомыжский (1813-1869), композитор, один из   основателей русской музыкальной школы
1 апреля – 150 лет Сергей Рахманинов (1873-1943), дирижер, композитор, пианист,
3 апреля – 140 лет Александр Александров (1883-1946), дирижер, композитор, педагог
13 мая – 100 лет Исаак Шварц (1923-2009), композитор, народный артист РФ
22 мая – 210 лет Рихард Вагнер (1813-1883) дирижер, композитор
16 июля – 70 лет Григорий Гладков, бард, композитор
1 октября -Международный день музыки
10 октября – 210 лет Джузеппе Верди (1813-1901), композитор
12 ноября -190 лет Александр Бородин (1883-1887), композитор

Названия для библиотечных выставок и мероприятий:

  • конкурсно – игровая программа «Загляни в мир музыки»,
  • книжной выставкой «Величайшее искусство-Музыка»
  • вечер-портрет «Композитор, пианист, дирижер», «Гений русской музыки»
  • информационный час «Верю в полную победу» (Рахманинов и ВОВ),
  • литературно-музыкальная встреча «Сирень – образ Родины и любви» (сирень в творчестве Рахманинова, привлечение рассказа Ю. Нагибина «Сирень», стихов, творчества русских художников)
  • творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов

2022-2031 – ДЕСЯТИЛЕТИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий».
Основные задачи Десятилетия науки и технологий:
· привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок;· содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны;
· повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки.

Даты календаря 2023 года:

8 февраля – День российской науки;
11февраля – Международный день женщин и девочек в науке;
16 июня – 60 лет первому полету женщины-космонавта В.В. Терешковой в космос;
12 января – 120 лет со дня рождения И. В. Курчатова.

Названия для библиотечных выставок и мероприятий:

Дни российской науки
«Языком науки и техники» научный стендап,
«В мире новых знаний» научный календарь (онлайн).
«От тайны к знаниям» Выставка-панорама
«Техническое творчество на пользу окружающей среде» научная лаборатория
«Компьютер – это интересно» Познавательный час
«Знатоки науки» Конкурс знатоков
«Чудеса современной науки» Час познания
«Техника на службе человека» Рассказ-обзор
«Это умная наука!» Час интересных сообщений
«Знатоки науки» Интеллектуальная игра
«Увидеть завтрашний день» Книжный обзор
«Дотянуться до звёзд» (о нобелевских лауреатах) Информационная беседа
«Чудеса современной науки» Час познания д
«Планета Наука» Выставка-квест,
«Тайны изобретений» выставка-викторина,
«Как все работает», «Погружайся в науку!» информационные обзоры
«Читаем! Думаем! Изобретаем! Творим!» Мастер-классы,
«Из жизни ученых» информационные часы
«Изобретения, которые потрясли мир»,
«Что и требовалось доказать!»,
«Хочу всё знать» брей–ринг,
«Науки разные нужны» цикл вечеров занимательной науки,
«Мальчик из чемодана, или как быть человеком?» (по книгам об Электронике Е. Велтистова) викторина,
дни информации «Лишних знаний не бывает» «Наука – это жизнь»,
интеллектуальные квизы: «Во всех науках мы сильны» «День Незнаек и Почемучек» «От Земли и до Луны – всё ребята знать должны»

ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА

Советом глав государств СНГ 2023 год объявлен Годом русского языка как языка межнационального общения.

Календарь дат 2023 года

23 января – День ручного письма (День почерка).
24 января– 150 лет со дня рождения Д. Н. Ушакова (1873-1942), русского филолога
1 февраля (дата для 2023 года) – Всемирный день чтения вслух.
3 февраля – Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой.
21 февраля – Международный день родного языка.
21 марта – Всемирный день поэзии.
24 мая – День славянской письменности и культуры.
24 мая – День филолога.
6 июня – День русского языка. Пушкинский день.
1 сентября – День знаний.
8 сентября – Международный день грамотности.
22 ноября – День словарей и энциклопедий.
29 ноября – День рождения буквы Ё.

Названия для библиотечных выставок и мероприятий:

«Великий и могучий русский язык»: познавательный час;
«Русский язык – прошлое и настоящее»: книжная выставка.
«Путешествие в страну русского языка»: выставка-обзор;
«По следам пушкинских сказок, или Лукоморье 2023»: литературная игра.
«Сокровищница народного слова»: выставка викторина;
«Великий Пушкин! Гений твой…»: выставка персоналий;
«К сокровищам русского языка»: литературное путешествие;
«Пословица недаром молвится»: конкурс рисунков.
«Русская культура: от слова к словесности»: выставка;
«В гости к Пушкину спешу»: видео экскурсия по сказкам А. С. Пушкина.
«Путешествие по стране русского языка»: театрализованная гостиная;
«Русской речи государь по прозванию – словарь»: выставка-просмотр;
«Чудный остров сказок Пушкина»: конкурс рисунков;
«Первоучители земли русской»: тематическая полка.
«Родной язык, как ты прекрасен»: конкурсная программа по русскому языку;
«По дорогам русских сказок»: выставка путешествие
«Родной язык дорог каждому из нас»: акция
«Звучат лишь письмена»: книжная выставка.
«Необъятен и велик могучий русский наш язык»: выставка-календарь.
«История древности книжной Руси»: книжная выставка;
«Буквы и слова»: викторина.
«Откуда есть пошла грамота на Руси»: час информации.
«Словодром»: лингвистическая игра.
«От Кирилла и Мефодия до наших дней»: беседа.
«Читаем Пушкина вместе»: акция;
«В гости к Пушкину спешу»: литературный час
«Родное слово, родная речь»: лингвистическая игра;
«Язык. Культура. Нравственность»: выставка мудрости.
«Язык родной, дружи со мной»: беседа.
«Учись! Узнавай! Удивляйся!»: выставка-словарь;
«К сокровищам русского языка»: час словесности.
«Волшебных слов чудесный мир»: викторина.

2018–2027 – ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Указом № 240 от 29 мая 2017 года Президентом Российской Федерации 2018– 2027 годы объявлены в России Десятилетием детства. Распоряжением Правительства РФ 3 июня 2017 года принята Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения. При планировании работы с детьми рекомендуем обратить внимание на содержание программы «Десятилетие детства в РФ» (2018-2027 годы), развивать концепцию библиотеки, дружественной к детям. Приоритетные направления:

  • Поддержка и развитие детского чтения,
  • Воспитание гражданственности и патриотизма,
  • Содействие успешной социализации подрастающего поколения
  • Поддержка образования, развитие интеллекта, общей культуры
  • Здоровый образ жизни, безопасность жизнедеятельности
  • Работа с семьей, организация семейного чтения и общения, привлечение к сотрудничеству родителей
  • Продвижение экологических знаний
  • Ознакомление с историей, литературой, природой Брянщины
  • Развитие информационной культуры учащихся

Названия для библиотечных выставок и мероприятий:

«Будь всегда на связи с хорошими книгами!»
«Книги помогают взлететь!»
«Цвет настроения – книжный»
«Страна не прочитанной литературы»
«Найди свою книгу!»
«Культурная прививка»
«Жил однажды прекрасный поэт…»
«Каждой книге – ее читателя»
«С днем рождения, книжка!»
«Книгопортация»
«Классное внеклассное чтение»
«Твои друзья – писатели и книги»
«Город открытых книг»
«Читай, или проиграешь!»
«Забытые книги желают познакомиться»
«Мир через культуру»
«Живёт на свете красота»
«Золотая россыпь русского фольклора»
«Живописные сказки»
«Мудрость и знания в книгах!»
«Кто знает Аз да Буки, тому и книгу в руки!»
«Один день из жизни писателя» и т.д.
«Книго-мастерилка» (создание книги своими руками)
«Почитай им сказку» (дети читают вслух книгу игрушкам)
«Дети читают для детей» акция (хорошо читающие ребята читают для
младших или сверстников)
«Читай с классиками» акция (фразы классиков дарят прохожим)
«Книжный лабиринт» напольная игра (на полу – игровое поле, бросается
кубик, игроки совершают ход и выполняют задание)
«Ожившие сказки» выставка книг и игрушек
«Вам знакомы эти строки?» экспресс-викторина
«Собрание библиотечных раритетов» ретро-выставка
«Книжки на прогулке» день отдыха с книгой
«Вкусное чтение» акция-челлендж
«Стихоклип» (Каждый стихоклип сопровождается музыкой)
«Битва читающих» интеллектуальная игра
«Поэтическая минутка» (новый формат – чтение стихов с телефона,
планшета, компьютера и т.д.)
«Библиомания» фотопати (фотосессия в библиотеке)
«Вы ещё не читаете? Тогда мы идём к вам!» букинистический поход в
школы, учреждения и т.д.
SMS-ка герою книги конкурс

80-ЛЕТИЕ РАЗГРОМА СОВЕТСКИМИ ВОЙСКАМИ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК В СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ

2 февраля –  победное завершение Сталинградской битвы

Официальный сайт https://stalingrad-battle.ru

Сайт Волгоградской областной думы. Сталинградская битва https://volgoduma.ru/vlg-region/80-year

План основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 80-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, утвержденный Правительством РФ: https://clck.ru/322PhB

Названия для библиотечных выставок мероприятий:

  1. Был тот февраль прологом мая: сценарий мероприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.arttalant.org/publikacii/4801-byl-tot-fevraly-prologom-maya-scenariy-kinematograficheskogo-uroka-posvyaschennogo-75-letiyustalingradskogo-sragheniya (дата обращения 12.10.2022).
  2. Великая битва на Волге: сценарий мероприятия » [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://урок.рф/library/vneklassnoe_meropriyatie_velikaya_bitva_na_volge_175238.html (дата обращения 19.10.2022).
  3. Город бесстрашия – город солдат: сценарий мероприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/meropriyatia/stsienarii-gorod-biesstrashiia-ghorod-soldat (дата обращения 19.10.2022).
  4. По следам Сталинградской битвы: сценарий истор. игры [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/istoricheskaya-igra-dlya-starsheklassnikov-po-sledam-stalingradskoy-bitvy (дата обращения19.10.2022).
  5. Сталинградская битва: сценарий мероприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/scenariy-vneklassnogomeropriyatiya-stalingradskaya-bitva-3563093.html (дата обращения 19.10.2022).
  6. Сталинградская битва: сценарий мероприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mschool14.ru/images/Едынак_2020_2.pdf (дата обращения 19.10.2022).
  7. Сталинградская высота: сценарий мероприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://znanio.ru/media/stalingradskaya-vysota-stsenarij-vneklassnog-meropriyatiya-posvyaschennogo-79-letiyu-stalingradskoj-bitvy2787702 (дата обращения 19.10.2022).
  8. Сталинградская битва: сценарий мероприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.lysvalibrary.ru/download/pdf/Сценарий%20мероприятия%20-%20Сталинградская%20битва.pdf (дата обращения 19.10.2022).
  9. Сталинград: 200 дней мужества и стойкости: сценарий мероприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/655136 (дата обращения 19.10.2022).
  10. Сталинградская битва – начало перелома в Великой Отечественной войне: сценарий мероприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/raznoe/6419-vospitatelnoe-meropriyatie-stalingradskaya-bitva.html (дата обращения 19.10.2022).
  11. Ты в памяти и сердце, Сталинград: сценарий мероприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/stsenarii-shkolnogo-meropriiatiia-ty-v-pamiati-is.html (дата обращения 19.10.2022).
  12. Это нашей истории строки: сценарий мероприятия » [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://miroslavafolk.ru/stal_bitva (дата обращения 09.09.2022).

220-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА (1803-1873)

— русского поэта -земляка, несравненного мастера философской, пейзажной и любовной лирики.  «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит…», «Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят…», «Люблю грозу в начале мая…». Эти замечательные стихи Тютчева, писателя глубокого и сложного, запоминаешь с детства и на всю жизнь. Его первые стихи печатал в своем журнале «Современник» А.С. Пушкин, а последними восхищался Л. Толстой и другие писатели конца прошлого века. Поэт – не только вдохновенный певец природы; он сумел выразить глубокие душевные переживания, тревогу тех, кто задумывается о жизни, любви, человеческих судьбах.

Названия для библиотечных выставок и мероприятий:

Тютчев и Брянщина / Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://libryansk.ru/tyutchev-i-bryanschina.21426/ (дата обращения19.10.2022)
«Мужайся, стой, крепись и одолей!»
«Поэт гармонии и красоты»
«Я более всего любил в мире: Отечество и поэзию»
«Поэт. Гражданин. Мыслитель»
«Лирик. Мыслитель. Художник»
«Как сердцу высказать себя…» поэтический марафон
«Есть целый мир в душе твоей…» онлайн викторина
«Поэт, влюбленный, дипломат»: видео викторина
«Поэтический мир Тютчева»
«Продлись, продлись, очарованье…»
«Любя свой край, я воспеваю его красу» – поэтический вернисаж
«И верит сердце в правду и любовь» – литературно-музыкальная композиция
«Велик и свят был жребий твой» – творческий портрет поэта
«Я встретил вас…» – вечер-элегия

100-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Р.Г. ГАМЗАТОВА

1 июля 2021 года Президент РФ Владимир Путин подписал  Указ «О праздновании 100-летия со дня рождения Р. Г. Гамзатова».
Расул Гамзатов (род. 8 сентября 1923 г.) – поэт, публицист, прозаик, переводчик. Известен своей активной общественной и политической деятельностью. Награжден Сталинской и Ленинской премией, имеет звание народного поэта Дагестанской АССР и Героя Социалистического Труда.

Названия для библиотечных выставок мероприятий:

1. Жизнь и творчество Расула Гамзатова: сценарий мероприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/scenariymeropriyatiya-zhizn-i-tvorchestvo-rasula-gamzatova-1983253.html (дата обращения 19.10.2022)
2. Расул Гамзатов – певец добра и человечности: сценарий с презентацией [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lusana.ru/presentation/7301 (дата обращения 19.10.2022)
3. Поэт эпохи (к 90-летию со дня рождения Расула Гамзатова): сценарий литературного вечера [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://pandia.ru/text/80/501/11837.php (дата обращения 19.10.2022)
4. Поэзия души великого Расула (к 100-летию Р.Г. Гамзатова): презентация [Электронный ресурс] –Режим доступа https://pervomaibiblio.ru/2021/08/31/поэзия-души-великого-расула-к-100-летию/ (дата обращения 19.10.2022)
5. Вся жизнь моя- в стихах моих: сценарий литературно-музыкального вечера [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/literatura/meropriyatia/muzykalno_literaturnyi_vecher_vsia_zhizn_moia_v_stikhakh_moikh (дата обращения 19.10.2022)
6. Поэт всех времен и народов: сценарий мероприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/06/20/stsenariy-otkrytogo-meropriyatiya-posvyashchennoetvorchestvu (дата обращения 19.10.2022)
7. Горец, верный Дагестану: сценарий мероприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/stsenarii-meropriiatiia-gorets-vernyi-dagestanu-po.html (дата обращения 19.10.2022)
8. Мы живем, чтобы оставить след… (90-летию со дня рождения Расула Гамзатова): сценарий [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/66145-literaturno-muzykalnyj-vecher-posvjaschennyj- (дата обращения 19.10.2022)
9. Читательская конференция, посвящённая творчеству народного поэта Дагестана Расула Гамзатова / МКОУ «Кищинская СОШ им. Г. Сулейманова» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/chitatelskaya-konferenciya-po-tvorchestvu-rasulagamzatova-3001421.html (дата обращения 19.10.2022)
10. Жизнь, остановись, поговорим: Час познания о жизни и творчестве дагестанского поэта и писателя Расула Гамзатова» [Электронный ресурс] – Режим доступа http://chitaemgamzatova.blogspot.com/p/blog-page.html (дата обращения 19.10.2022)
11. Певец родного края: сценарий [Электронный ресурс] – Режим доступа https://worldofteacher.com/6258-vneklassnoe-meropriyatie-pevec-rodnogo-krayaposvyaschennoe-tvorchestvu-narodnogo-poeta-dagestana-rasula-gamzatova.html (дата обращения 19.10.2022)
12. У очага Расула Гамзатова: сценарий праздника [Электронный ресурс] –Режим доступа https://cgbproekt.blogspot.com/p/blogpage_2735.html (дата обращения 19.10.2022)
13. Певец земли родной …: сценарий [Электронный ресурс] –Режим доступа https://rasulbaisev.blogspot.com/2013/03/90.html (дата обращения 19.10.2022)
14. Поклонитесь белым журавлям: сценарий мероприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа https://infourok.ru/meropriyatieposvyashennoe-pamyati-narodnogo-poeta-dagestana-rasula-gamzatova-poklonites-belym-zhuravlyam-5047239.html
(дата обращения 19.10.2022)
15. Путешествие в поэзию Гамзатова: презентация [Электронный ресурс] –Режим доступа http://nowbibl.ru/puteshestvie-v-poe-ziyu-r-gamzatova/ (дата обращения 19.10.2022)

30 ЛЕТ РОССИЙСКОМУ ИНТЕРНЕТУ

Даты, связанные с интернетом.

— День Интернета в России – 30 сентября;
— Международный день Интернета – 4 апреля;
— День рождения электронной почты – 2 октября;
— Всемирный день информации – 26 ноября.

Названия для библиотечных выставок и мероприятий:

«Я и компьютер»
«Сайты, которые мы выбираем»
«Взрослые и дети, как дома ― в Интернете»
«Книга + Интернет ― ключ к знаниям»
«Прямо по курсу ― Интернет!»
«Территория безопасного интернета»
«Интернет без бед»
«Безопасная дорога в Интернет»
«Детский Интернет –интересно, полезно, безопасно»
«Интернет: за и против»
«Мой Интернет. Моя безопасность»
«С Интернетом на «Ты»
«Чтобы компьютер был безопасным»
Беседа «Чем интернет может быть опасен?»
Час информации «Виртуальные миры: все за и против»
Информационно-игровой час «Безопасность в Интернете»
Познавательный час «Интернет: безопасный, интересный, познавательный»
Урок безопасности «Один в онлайн»
Родительский час «Путешествие в Компьютерландию»
Урок Интернет-этикета «Интернет: интересно, полезно, безопасно»
Урок медиа безопасности «В контакте без риска»
Урок-навигация «Поиск в Сети»
Беседа «Любимые сайты моей семьи»
Викторина «Знатоки Глобальной Сети»
Анкетирование «Что я знаю о безопасности»
Интернет-игра «Прогулка через Дикий Интернет-лес»
Викторина «Всем полезен –спору нет, безопасный Интернет»
Виртуальные экскурсии «В библиотеку через Сеть»
Информ-минутки «Правила пользования Интернетом»
Обзор сайтов «Лучшие Интернет ресурсы для детей»
Буклет «Внимание! Дети в Интернете!»
Буклет для родителей «На темной стороне Интернета»
Информационная закладка «Знаешь ли ты правила поведения в Интернете?»
Информационная закладка «Правила on-line движения»
Информационный стенд «Неделя безопасного Интернета»
Рекомендательный список сайтов «Цифровое поколение советует»

Использованные материалы:

  1. 2023 год – Год педагога и наставника: методические рекомендации для библиотек по планированию работы в Год педагога и наставника / МКУК «ММЦБ»; сост. В.А. Русакова. – Максатиха, 2022. – 42с. –Текст электронный // МКУК «ММЦБ»: [сайт]. —URL:
  2. http://maksatiha.tverlib.ru/sites/default/files/pdf/Методические%20рекомендации%20планирования%20библиотек%20на%202023%20год..pdf (дата обращения 19.10.2022)
  3. Методические рекомендации в помощи составлению плана мероприятий на 2023 год. – Текст: электронный // Методическая служба Псковской областной универсальной научной библиотеки: [сайт]. — URL: https://vk.com/doc7934378_640791242?hash=21agql7jzrJZ6XwZlDpn4n3kNLol8Tlhs3LMYY5oKOH (дата обращения 19.10.2022).
  4. Методические рекомендации в помощь планированию для библиотечных специалистов, работающих с детьми «Планирование – установка на успех: работа библиотеки в 2023 году» – Текст: электронный // Методико-библиографический отдел РМКУК «Татарская централизованная библиотечная система» [сайт]. — URL:https://docs.google.com/document/d/1DEdGgdIENlcAE5_hxYszbblBvCI8RReh/edit (дата обращения 13.10.2022).
  5. Планирование работы библиотек на 2023 год.-Текст электронный: URL:https://dzen.ru/media/id/5b0d2e6655876bdb8c7bfc78/planirovanie-raboty-bibliotek-na-2023-god-633dc56178fb2c19e83132b0(дата обращения 13.10.2022).
  6. Примерные формы и тематика библиотечных мероприятий. – Текст электронный: URL:
  7. http://toropec.tverlib.ru/sites/default/files/PDF/Примерные%20формы%20и%20тематика%20библиотечных%20мероприятий.pdf (дата обращения 13.10.2022).

Планирование – необходимое условие развития библиотеки. В ходе планирования осуществля­ется
разработка системы мероприятий, в которой конкретно определяют­ся цели и
задачи, пути их достижения, плановые показатели работы биб­лиотеки на
календарный период.

Назначение плана – подчинить работу библиотеки выполнению
актуальных задач, обеспечить повышение качества библиотечного обслуживания
населения. В планировании нужно разумно сочетать необходимое
с возможным, опираясь на достигнутое, учитывая все факторы.

При планировании определяются:

— цели и задачи работы библиотеки,
основные направления её деятельности;

— тематика, содержание, формы и
методы работы;

— объём работы, выражающийся в
системе плановых показателей;

— трудовые, материально-технические
и финансовые затраты на выполнение плановых заданий.

План работы библиотеки – это
система взаимосвязанных, объединённых общей целью плановых заданий,
определяющих порядок, сроки и последовательность, выполнение работ, и, кроме
того, проведение мероприятий в библиотеке.

Он строится, исходя из поставленных
перед библиотекой задач и отражает основные направления, тематику, содержание,
формы и методы деятельности. План включает систему показателей, определяющих в
совокупности объём работы и затраты рабочего времени. По всем показателям плана
определяются его исполнители и сроки выполнения.

Показатели плана работы библиотеки
– контрольные цифры, определяющие объём работы библиотеки в планируемый период,
которые выражаются как в абсолютных величинах (количество читателей, объём
библиотечного фонда, число посещений, выдач, массовых мероприятий и др.), так и
относительных (читаемость, обращаемость, книгообеспеченность и др.).

Порядок составления
годового плана включает:

— формулировку направлений работы,
основных заданий и контрольных показателей, которую осуществляет руководство
библиотеки;

— составление и обсуждение проекᴛᴏʙ
планов в структурных подразделениях (отделах, филиалах) с учётом предложений
всех сотрудников;

— составление, обсуждение в
трудовом коллективе и утверждение директором годового плана работы библиотеки.

Примерная структура
годового плана библиотеки может выглядеть следующим образом:

1.        
Основные задачи (события) года.

2.        
Свод главных основных показателей по основным направлениям деятельности.

3.        
Формирование фонда и отражение его в справочном аппарате.

4.        
Мероприятия по привлечению читателей, ᴨᴏᴛребителей, совершенствование их
обслуживания, реклама деятельности библиотеки.

5.        
Организационная и методическая деятельность в помощь самой библиотеке и другим
библиотекам.

6.        
Развитие материально-технической и технической базы.

7.        
Доходы и расходы, мероприятия по укреплению финансовой базы, экономному и
эффективному использованию ресурсов.

8.        
Социальное развитие коллектива, повышение квалификации кадров.

9.        
Меры по совершенствованию управления библиотекой.

Разумеется, конкретная библиотека
(ЦБС) может вносить в эту структуру изменения и дополнения исходя из
перспективных и текущих задач своей деятельности.

В годовой план работы библиотеки
нецелесообразно включать весь перечень работ, осуществляемых в структурных
подразделениях. Правильнее будет отражать в нем лишь основные, главные
направления деятельности, которые являются общими для всех структурных
подразделений или требуют координации и кооперирования их деятельности, а не
перечислять все позиции планов структурных подразделений.

Виды планов

По срокам выполнения планы
делятся на перспективные (стратегические) и текущие (годовые, квартальные,
месячные, оперативные), а по объёму
планируемой работы
— на план библиотеки, структурного подразделения,
индивидуальный̆ план сотрудника библиотеки.

·       

План может быть универсальным, охватывающим работу
библиотеки в целом, и тематическим,
отражающим только одно из направлений её деятельности.

·       

Наряду с планами отдельных библиотек составляются сводные планы, охватывающие деятельность не одной, а нескольких
библиотек.

·       

Перспективный план библиотеки рассчитан на ряд лет (как правило, на 5 лет) и
намечает общую линию развития библиотеки. В нём отражаются главные, решающие
задания длительного значения; определяется уровень, которого надо достичь к
концу планируемого срока. Перспективные планы могут быть как универсальными по
своему содержанию, так и тематическими (к примеру , тематический план
комплекᴛᴏʙания библиотечных фондов, план научно-методической работы и др.).

·       

В последние годы в практику
библиотек входят стратегическое
планирование
– метод перспективного планирования, заключающийся в
установлении целей библиотеки, определении необходимых для их достижения
ресурсов и выбора наиболее рациональных путей использования этих ресурсов.
Задача стратегического планирования – целенаправленное инновационное развитие
библиотеки.

В отличии от перспективного плана,
в котором плановые задания распределяются по годам, стратегический план
составляется не по годам, а по срокам реализации намеченных целей.

·       

Годовой план работы библиотеки определяет основные задачи и содержание работы
библиотеки на текущий календарный год (в библиотеках учебных заведений –
соответственно на учебный год) , и в нём определяются все показатели, которых
должна достичь библиотека к концу года. Объём работы планируется с учётом
годового фонда рабочего времени сотрудников библиотеки и норм на библиотечную
работу.

Годовой план состоит из двух частей: тексᴛᴏʙой, в которой
предусматриваются мероприятия, необходимые для осуществления поставленных
задач, определяются нормы и методы работы библиотеки, сроки выполнения плановых
заданий и ответственные исполнители (чаще всего, не конкретные лица, а
структурные подразделения), и статистической, в которой намечаются
количественные показатели, которых должна достичь библиотека.

Годовые
планы работы составляются в сроки, определяемые руководством библиотечного
учреждения, и предоставляются на утверждение вышестоящему руководителю.

·                 

Сводный план определяет задачи и содержание работы определённой совокупности библиотек
на заданный период и имеет целью координировать и кооперировать их
деятельность. Сводные планы могут быть как перспективными, так и текущими, они
могут охватывать работу библиотек, находящихся в одном регионе, и принадлежащих
либо одному, либо нескольким ведомствам.

·                 

В сводных планах могут
рассматриваться все стороны деятельности библиотек (к примеру , план работы
ЦБС, объединяющий планы ЦБ и филиалов).

·                 

Оперативное планирование – это разработка на базе месячных планов плановых
заданий для отдельных сотрудников на короткие отрезки времени. Оперативное
планирование применяется обычно в тех отдельных крупных библиотеках, где работа
состоит из многократно повторяющихся операций и строится по нормам.
В этих условиях сотрудникам отдела устанавливается плановое задание на каждый
рабочий день.

Оперативное планирование важно и
для работников небольших и средних библиотек, ибо оно предоставляет возможность
оперативно контролировать выполнение плановых заданий, рационально использовать
рабочее время библиотечных работников.

Все эти планы различного наполнения
и продолжительности, выполняя определённые специфические функции, призваны
обеспечить в совокупности планомерность и согласованность развития библиотеки.

Многообразные планы, составляемые
как для библиотеки в целом, так и для каждого структурного подразделения и исполнителя,
должны быть приведены в систему, обеспечивающую непрерывную работу по плану и в
тоже время исключающую их дублирование. Только при этом условии система
библиотечного планирования будет соответствовать требованию оптимальности как
важнейшему методологическому принципу планирования.

Чем крупнее библиотека, тем более
развёрнутой будет и система её планов. Принципиальная модель системы планов
библиотеки включает:

— перспективный (стратегический)
план библиотеки;

— годовой план библиотеки;

— квартальные планы структурных
подразделений (отделов, филиалов);

— индивидуальные месячные планы
сотрудников библиотеки.


По срокам выполнения планы принято делить на:

·       

Долгосрочные (больше 5 лет) – эти
планы относятся, в основном, к категории планов-целей.

·       

Среднесрочные (от 1 года до 5 лет)
– они выполняются в виде различного рода программ, бюджетов, сетевых графиков.

·       

Краткосрочные – планируются на срок
до 1 года, разновидностью являются месячные, квартальные планы.

Если годовой и квартальный планы
оформляются в форме текстовых разделов (обслуживание читателей, справочно-библи­ографическая
и информационная работа, формирование и органи­зация библиотечных фондов,
методическая работа, работа с кадра­ми и т. п.), то месячный план оформляется
как календарный план: по числам месяца.

Требования к
составлению плана с точки зрения теории и практики библиотечной работы:

1.План
работы должен полностью соответствовать тем позициям, которые отражены в
нормативных, правовых и иных документах, принятых на государственном, региональном
и внутрибиблиотечном уровнях.

2.План
должен быть актуальным, отражать важнейшие события в жизни государства и
общества, региона, быть направленным на решение социально-личностных задач.

3.План
работы должен ставить четкие цели, быть разнообразным и интересным по форме
проведения мероприятий, учитывать особенности и традиции библиотечного
учреждения и его социального окружения.

4.План
должен быть конкретным, с указанием конкретных мероприятий, сроков
проведения, участников и организаторов; необходимо исключить из него общие
формулировки, которые являются серьезным недостатком плана.

5.План
должен быть реально выполнимым, предусматривающим равномерное
по времени распределение мероприятий, необходимых и достаточных для решения
поставленных задач.

Если библиотека
не составляет перспективные планы, то следует в годовом плане работы
предусмотреть мероприятия, которые необходимо провести с целью
совершенствования ее деятельности. Например, реорганизация функционирования
библиотеки, или отдельных её структурных подразделений, отделов, плановая
проверка фонда, переход на автоматизированную технологию, работа по
дополнительному привлечению пользователей, ремонт помещений и т.д.

Планирование и нормы рабочего времени

При работе
над годовым планом следует учитывать итоги деятельности за отчетный период,
сравнить полученные данные с данными за предыдущие 2-3 года, определить и
обосновать основные тенденции изменения объемов работ, установить контрольные
показатели, привести в соответствие
объем запланированных работ с бюджетом рабочего времени на основе нормирования
.

Нормирование
помогает составлять научно-обоснованные планы, равномерно распределять нагрузку
между сотрудниками, рассчитать объем и трудоемкость процессов, обосновать
штатную численность библиотеки, рационально использовать кадры, объективно
оценивать работу сотрудников, выявлять потери и нерациональные затраты рабочего
времени.

1.  

На начальном этапе работы по
составлению плана определяются виды работ, которые планируется выполнить в
течение года в соответствии с задачами, стоящими перед библиотекой (отделом),
затем они сопоставляются с нормами времени. Подсчитывается общее количество
времени, необходимого на выполнение всех процессов и мероприятий в библиотеке на
год.

2.  

На следующем этапе осуществляется
планирование бюджета рабочего времени. Он складывается
из фонда рабочего времени и его расхода.

Фонд рабочего времени – это
годовое количество рабочих дней библиотеки или одного сотрудника, определенное
из общего числа дней в году за вычетом выходных, праздничных дней и отпуска,
потерь рабочего времени по временной нетрудоспособности, учебных отпусков и
т.д.

Необходимо
также учитывать ненормируемые работы, которые отражают специфику библиотечного
труда, например − наличие творческих элементов, они в библиотеках в среднем
составляют до 20%.

В случае
расхождения времени, необходимого для выполнения запланированных работ, с
бюджетом рабочего времени следует провести корректировку плана.

Выполнение
мероприятий, необходимость которых возникла, но которые не были предусмотрены в
годовом плане, обеспечивается планированием резерва рабочего времени на
выполнение таких заданий.

Планирование по нормам в соответствии с фондом рабочего времени дает научно
обоснованные показатели и определяет реальные возможности работы.

Приступая к работе, вы должны знать:

• Основные
направления работы всей библиотечной системы

• План
должен быть неразрывно связан с жизнью города, района, села, и не может носить
отвлеченный характер. Необходимо конкретизировать вашу специфику,
воплощая ее в конкретные мероприятия.

• Необходимо
заранее заручиться согласием и поддержкой социальных партнеров, (учреждения
образования, общественные объединения, учреждения и организации, отдельные
лица), чтобы знать, на кого можно опереться при организации запланированного
мероприятия, обговорить масштаб такой работы (один класс, несколько
образовательных учреждений).

Если вы уже
тесно сотрудничаете с городским учреждениями, то необходимо учесть определенные
пункты их плана, чтобы как следует организовать совместную работу.

• Следующий
этап — определение главных тем года и отражение их в основных
задачах и конкретизация в плане работы. План составляется с учетом
литературных и памятных дат 
года. Познакомившись с календарем,
отметьте те даты, которые будут определяющими в новом году, и подумайте о том,
какие мероприятия, формы работы помогут вам раскрыть эти темы.

• Хорошо,
если вы сумеете обговорить предстоящие дела на следующий год со своим библиотечным
активом и заручиться его поддержкой
.

• Загляните
в анализ прошлогоднего плана: что осталось невыполненным, что не удалось.
Подумайте, что из этого следовало бы обязательно сделать в наступающем году.
Какие формы работы оказались интересными и востребованными? Сделайте их традиционными в
своей работе.

·     

формулирование тех или
процессов должно быть четким и
исключать двусмысленность толкования;

·    

сроки выполнения тех или иных видов работ должны быть реальными, четко
обозначенными и учитывать резерв времени, в случае возникновения непредвиденных
обстоятельств и внеплано­вых заданий;

·  

ожидаемый результат должен выражаться в материальном виде;

·   

объем планируемой работы
рассчитывается с учетом годового фонда рабочего времени
и принятых норм на те или иные
библиотечные процессы.

Годовой план работы библиотеки
обязательно должен включать в себя количественные показатели
, предусмотренные государствен­ным
заданием и состоять из двух частей:

                

текстовой, отражающей общую характеристику
целей, поставленных задач и предстоящих мероприятий для их реализации,
необходимых для осуществления поставленных задач; определяются нормы и методы
работы библиотеки, сроки выполнения плановых заданий и ответственные
исполнители (чаще всего, не конкретные лица, а структурные подразделения);

           

статистической, в которой намечаются
количественные показатели, которых должна достичь библиотека, в том числе
показатели государственного задания
.

Структура годового плана работы библиотеки (примерный)

                           
I.               

Основные
задачи, направления и приоритеты деятельности.

В этом
разделе плана работы формулируются те задачи, над выполнением которых
библиотека будет работать в текущем году, и не более того. Выбранная по
определённому направлению деятельности задача должна быть краткой и чёткой, не
надо формулировать объёмные и длинные фразы задач, заведомо невыполнимых в
течение года.

Пример формулировки «Главных задач и направлений работы» библиотеки:

• выполнение
основных контрольных показателей работы и привлечение новых читателей в
библиотеку и к чтению;

• повышение
комфортности библиотечной среды, формирование положительного имиджа библиотеки,
развитие рекламы;


распространение краеведческих знаний и воспитание у читателей интереса к
истории своей малой родины, формирование патриотических чувств;

• воспитание
бережного отношения к окружающему миру, формирование активной гуманной позиции
по отношению к природе, создание условий для чтения естественнонаучной
литературы;

• приобщение
пользователей к чтению нравственной литературы, содействие повышению уровня
этической грамотности, воспитание культуры общения;

приобщение
пользователей к лучшим образцам классической отечественной и зарубежной
литературы, создание условий для чтения и различных литературных занятий и т.д.

II. Цифровые показатели
(контрольные показатели работы).

                       
III.               

Организация
библиотечного обслуживания населения.

Раздел
отражает мероприятия по расширению видов услуг, по улучшению качества
обслуживания основных категорий читателей, в т.ч. работа на дому с социально
незащищенными категориями, обслуживание книгой летних лагерей отдыха. Инновации
и меры по формированию привлекательного образа библиотеки, по введению новых
форм обслуживания, например, преобразование библиотеки в современный
информационный центр, реорганизация пространства, работа Выездных читальных
залов, создание электронного читального зала. Партнерские связи. Библиотечный
актив. Опросы и анкетирования читателей. Акции по привлечению читателей:
экскурсии в библиотеку, Дни открытых дверей, Дни прощения задолжников, реклама
библиотеки в СМИ и т.д.

IV. Содержание и организация работы с читателями (массовые мероприятия по направлениям деятельности). У нас они такие:

·       

историко-патриотическое
просвещение

·       

духовно-нравственное
воспитание, формирование семейных ценностей;

·       

правовое просвещение,
профориентация;

·       

экологическое
просвещение, здоровый образ жизни;

·       

продвижение книги и
чтения, функционирование молодежных центров чтения;

·       

межнациональные
отношения и межкультурные связи;

·       

социализация лиц
пожилого возраста, со специальными потребностями и физическими ограничениями;

·       

эстетическое
воспитание;

·       

краеведческое
просвещение

·       

клубы, любительские и
общественные объединения

V. Справочно-библиографическая и информационная работа.

VI. Формирование и организация книжного фонда.

Мероприятия
по изучению, улучшению состава и пропаганде фонда, по обеспечению максимального
доступа к фонду разных категорий читателей, его сохранности, а также по
воспитанию бережного отношения читателей к фонду.

VII. Материально-техническая база библиотеки.

VIII. Работа с кадрами.

На основе
годового плана работы составляются квартальные планы для того,
чтобы пропорционально разделить годовую нагрузку и следить за выполнением
плановых показателей.

Дополнением к универсальному плану является тематический план, который отражает отдельные направления деятельности:
план подготовки и проведения массовых мероприятий, тематический план
комплектования.

Источники:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти особенности лексики
  • Как найти похожие фотографии на телефоне
  • Как найти драйвер для usb контроллера
  • Как найти крайние точки на африке
  • Как найти песню по тату