Как составить план на вопрос по обществу

Несмотря на популярность, ЕГЭ по обществознанию считается одним из самых сложных. Чтобы сдать его на высокий балл, необходимо владеть огромным количеством знаний в абсолютно разных областях. При этом наибольшее количество ошибок приходится на вторую часть, а конкретно 28 задание ЕГЭ: обществознание как предмет включает пять больших блоков, все знания в рамках которых необходимо показать в плане.

28 задание: как решать ЕГЭ по обществознанию

Что из себя представляет 28 задание?

28 задание ЕГЭ (обществознание) — это задание на составление плана, в котором нужно будет по пунктам разносторонне и глубоко раскрыть предложенную тему. В отличие от эссе, здесь не получится проиллюстрировать свои мысли и тем самым убедить эксперта.

В плане все зависит от владения теорией. Она подается поэтапно, логично и структурировано в виде пронумерованного списка. Так, ответ на 28 задание ЕГЭ (обществознание) должен состоять минимум из трех конкретных пунктов плана с подпунктами (три и более, если понятие позволяет). При этом они должны быть корректно сформулированы.

Критерии оценки ответа на задание 28

Для эксперта разделены критерии, по которым проверяется 28 задание ЕГЭ: обществознание, то есть теория, проверяется отдельно, корректность формулировок — отдельно. За детализацию и раскрытие темы можно получить максимум три балла, за корректность — один, при этом он не может быть поставлен, если содержание оценено на ноль.

Чтобы получить три балла за содержание нужно:

  • написать три пункта плана, из которых минимум два попадают в ключи;
  • расписать минимум два пункта (приводится от трех подпунктов в каждом, если это возможно).

Если в ключи попадают два пункта, но детализирован (приведено три и более подпунктов) только один из них, то можно рассчитывать на два балла. Если в плане представлен только один из ключевых пунктов (при этом, он должен быть детализирован), то выпускник получает один балл. В любом другом случае план обнуляется.

Чтобы получить балл за корректность достаточно изъясняться точно, понятно и правильно с обществоведческой точки зрения (верно использовать терминологию, названия и пр.), соблюдать структуру плана.

Как составить план для 28 задания ЕГЭ по обществознанию правильно

При написании ответа нужно помнить несколько простых правил:

  1. Части плана должны выглядеть как пункты нумерованного списка, то есть не стоит записывать подпункты в одну строчку, они должны быть расположены столбиком с маркерами (например, буквами, цифрами, черточками, точками и др.).
  2. Подпунктов должно три и больше, если это не противоречит сущности понятия (так, например, элементов социального контроля существует всего два, поэтому в таком пункте плана больше двух подпунктов привести не получится).
  3. При этом, нужно помнить, что абстрактные пункты, вроде «понятие», «введение», «заключение» и т.п., засчитаны в ответе на 28 задание ЕГЭ (обществознание) не будут, а третий и последующий пункты плана не обязаны попадать в ключи, но должны раскрывать тему.
  4. Если в пункте может быть приведено пять и более подпунктов, то указываются первые три из них, а потом ставится «и др.». Если же предусмотрено только два-четыре подпункта, то их нужно приводить все.

Примеры планов

План лучше всего строить с помощью детализированных пунктов.

Так выглядит пункт, для которого предусмотрены только два-четыре элемента:

  1. Критерии стратификации:
    1. Престиж.
    2. Доход.
    3. Образование.
    4. Власть.

А так должны быть записаны пункты, в которых предполагается большее количество элементов:

  1. Социальная мобильность:
    1. Вертикальная и горизонтальная.
    2. Диктуемая и добровольная.
    3. Межпоколенная и внутрипоколенная и др.

В целом, идеальный ответ на 28 задание ЕГЭ (обществознание) должен быть составлен из 5-6 таких детализированных пунктов. Образцы планов, написанных на максимальный балл, можно найти здесь.

28 задание: все секреты ЕГЭ по обществознанию

Как решать 28 задание ЕГЭ по обществознанию

При написании плана можно руководствоваться логикой представления доклада:

  • в первую очередь доклад начинают с определения понятия, это можно не прописывать, но для себя назвать стоит,
  • исходя из определения задать себе два главных вопроса (чаще всего это критерии или причины и механизм работы (например, исторические типы)),
  • привести еще пункты, которые помогут раскрыть тему.

Таким образом, несмотря на строгость критериев, написать 28 задание ЕГЭ (обществознание) на максимальный балл более чем возможно. Для этого необходимо иметь обширные знания теории в рамках всех пяти блоков обществознания, а также понимать критерии оценивания и логику построения ответа.

Модель
составления сложного плана по обществознанию.

Тезикова
Ирина Геннадьевна,учитель истории и обществознания.

Данное
задание предполагает проверку умения выпускников структурировать материал курса
обществознания, выделять ключевые позиции изучения каждой из тем, при
необходимости конкретизировать их подпунктами.

Под планом
понимают чёткое последовательное представление частей содержания изученного
вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную
идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СЛОЖНОГО ПЛАНА:

  1. мысленно
    представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной
    темы;
  2. разделите
    его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль;
  3. озаглавьте
    эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными;
  4. в каждой
    части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
  5. проверьте,
    не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана
    с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
  6. в случае
    необходимости внесите корректировки;
  7. помните,
    что план должен охватывать основное содержание темы;
  8. в
    заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

ЕСТЬ ЛИ МОДЕЛЬ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА?

Главное –
мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание
предложенной темы.

Вот
примерная схема, которая может помочь учащимся при составлении плана:

  1. Сначала
    необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует
    несколько вариантов: 1) Что такое… 2) Понятие … 3) Определение…
  2. Затем,
    если возможно, выделить следующие моменты: 1) Причины возникновения
    (появления, развития) … Этот пункт можно детализировать в отдельных
    подпунктах, перечислив эти причины. 2) Подходы к определению понятия…
    (сущности…), например: Теории происхождения… Взгляды мыслителей на … Этот
    пункт тоже нужно детализировать в подпунктах, перечислив эти подходы.
  3. Далее
    выделить характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и
    т.п.)… Тоже детализировать в подпунктах.
  4. Функции…
    (детализировать в подпунктах).
  5. Типы
    (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы) …
    (детализировать в подпунктах).
  6. Значение
    (роль, последствия, тенденции и т.п.) …
  7. Особенности
    (проблемы, традиции и т.п.) … в современном обществе (мире).
  8. Пути
    решения.

Детализировать
в подпунктах следует 2-4 пункта.

Алгоритм
составления плана по теме:

1. Понятие,
сущность …

2.
Характерные черты (признаки):

а)
б)
в)

3.
Важнейшие задачи, основные функции:

а)
б)
в)

4. Формы,
типы, виды классификации:

а)
б)
в)

5.
Особенности (проблемы, специфика) в современную эпоху

6. Проблемы
становления (особенности развития) объекта в современной России.

Своим учащимся
я в конце урока после изучения темы даю обычно задание 28 – используя учебник и
конспект, составить план развёрнутого ответа по изученной теме. Сначала
составляем вместе, затем разбираем составленные учащимися планы, в итоге
учащиеся уже сами составляют план на уроке или дома. Так выпускники учатся
работать над составлением плана.

Изменения в
КИМ ЕГЭ 2018 года по сравнению с КИМ 2017 года: переработана система оценивания
задания 28; максимальный балл увеличен с 3 до 4.
Задание 28 (демоверсия КИМ ЕГЭ – 2018): Вам поручено подготовить развёрнутый
ответ по теме «Политические партии». Составьте план, в соответствии с которым
Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из
которых два или более детализированы в подпунктах.

Как
видим, формулировка задания осталась прежней. Выпускник, как и раньше должен
выполнить следующие действия:

  1. выявить
    вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не
    менее трёх);
  2. продумать
    формулировки пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной теме;
  3. составить
    сложный план, детализировав в подпунктах не менее двух пунктов плана;
  4. проверить,
    «работают» ли его пункты (подпункты) на раскрытие заданной темы, не
    являются ли формулировками абстрактно-формального характера, не отражающего
    специфики темы;
  5. проверить
    корректность формулировок.

Система
оценивания задания 28, как и КИМ ЕГЭ 2015-2017 гг., состоит из двух частей.

Первая
часть содержит традиционные пояснения для эксперта о том, что учитывается при
анализе ответа; один из вариантов плана раскрытия данной темы и перечень
обязательных пунктов.

Содержание
верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются
иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

При анализе
ответа учитывается:

  • соответствие
    структуры предложенного ответа плану сложного типа;
  • наличие
    пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
  • корректность
    формулировок пунктов плана.

Формулировки
пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики
темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие
политической партии.

2.
Особенности политических партий как общественных организаций:

а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.

3. Функции
политических партий в демократическом обществе:

а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная) и др.

4.
Классификация политических партий:

а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные,
социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).

5. Типы
партийных систем:

а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.

6.
Политические партии в современной России.

Возможны
другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов
плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
(Мне кажется, оптимальный вариант ответа – составление плана в назывной форме.
Такой план отражает в своих пунктах и подпунктах всё содержание рассматриваемой
темы, и, что очень важно, его составление не потребует большого количества
времени на ЕГЭ, в отличие от плана в тезисной форме).

Наличие
любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу
формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один
пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах; другой пункт может не
быть детализирован ИЛИ быть подпунктом.
Как видно, из приведённой первой части критериев изменения коснулись
формулировки позиций о наличии пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание
данной темы по существу. Предложена более простая формулировка – через «наличие
пунктов», а не через их «отсутствие», как было в предыдущей редакции.

В новой
редакции сохранилось указание на то, что упомянутые в примерном ответе пункты
плана могут быть представлены в данной или близкой по смыслу формулировке.
Вторая часть включает в себя универсальные критерии оценивания задания.

Формальные
изменения коснулись, прежде всего, структуры (отказ от сложносоставной системы
оценивания, основанной на взаимосвязи трёх аспектов в пользу оценивания задания
по трём самостоятельным критериям) (по таким критериям оценивается задание 29).

Итак,
составленный выпускником план проверяется по трём критериям (чтобы не путать с
критериями оценивания задания 29, номер критерия включает в себя указание на
номер задания и порядковый номер критерия: 28.1, 28.2; 28.3).

Критерий
28.1 – раскрытие темы – связан с пунктами, наличие которых позволит раскрыть
данную тему по существу. Этот критерий 2-балльный. Максимальный балл выставляется
в ситуации, если план содержит два таких пункта и один из них детализирован в
подпунктах. Если план содержит один пункт, наличие которого позволит раскрыть
данную тему по существу, и этот пункт детализирован в подпунктах, то выпускник
получает 1 балл. Все иные ситуации оцениваются 0 баллов.

Критерий
28.1 является определяющим. Если по критерию 28.1 (раскрытие темы) выставляется
0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.

Критерий
28.2 – количество пунктов плана – связан с требованием задания о том, что план
должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы
в подпунктах. Соответствие этому требованию оценивается 1 баллом, все иные
ситуации – 0 баллов.

Формулировки
пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики
темы, не засчитываются при оценивании.
Чтобы более точно дифференцировать выпускников, введён критерий 28.3 –
корректность формулировок пунктов и подпунктов плана, — в соответствии с
которым ответ без ошибок и неточностей в формулировках пунктов и подпунктов
плана оценивается 1 баллом. В данном случае реализован бонусный принцип, планы
с ошибками и неточностями оцениваются 0 баллов.

Тренинг:

1.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Избирательная система».
Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План
должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы
в подпунктах.

1. Понятие
избирательной системы.

2.
Компоненты избирательной системы:

а) избирательное право;
б) избирательный процесс.

3. Основные
принципы демократического избирательного права:

а) равенство;
б) всеобщность;
в) тайное голосование;
г) непосредственность;
д) состязательность;
е) свобода выборов.

4. Стадии
(этапы) избирательного процесса:

а) назначение даты выборов;
б) образование избирательных округов и участков;
в) формирование избирательных комиссий;
г) составление списков избирателей;
д) выдвижение и регистрация кандидатов;
е) предвыборная агитация;
ж) голосование и установление результатов;
з) финансирование выборов и предоставление отчётов о расходовании средств на
эти цели.

5. Типы
избирательных систем:

а) мажоритарная;
б) пропорциональная;
в) смешанная (мажоритарно-пропорциональная).

6.
Особенности избирательной системы Российской Федерации.

Литература:

  1. ЕГЭ по
    обществознанию. Демонстрационный вариант контрольных измерительных
    материалов единого государственного экзамена 2018 года по обществознанию.
    ФИПИ.
  2. Лискова
    Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе
    анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по обществознанию. М.
    2017.
  3. Кишенкова
    О.В. ЕГЭ 2018. Обществознание: сдаём без проблем! М. Эксмо, 2017.
  4. Маркин
    С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. М.: Айрис-пресс, 2011.

План текста


Рассмотрим задание №26 или С1 в ОГЭ по обществознанию. В данном задании от нас требуют составления плана текста, выделяя основные относительно завершенные смысловые фрагменты. Кроме этого необходимо озаглавить каждый из вышеуказанных фрагментов.

Общий алгоритм нашей работы над текстом:

  • сначала уясняем смысл текста как целого
  • выявляем наиболее значимые в содержательном плане идеи
  • представляем структуру текста
  • извлекаем информацию по отдельным частям
  • анализируем конкретные идеи текста

Все задания в С части по обществознанию так или иначе связаны между собой, поэтому хорошее понимание первого задания в этом боке поможет успешно справиться с остальными заданиями.

Перейдем к рассмотрению теории по данному заданию.


Теория к заданию №26 (С1) ОГЭ по обществознанию


Итак, что такое план текста?

План — это четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.

Для выполнения задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста.

Хочу напомнить, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным — главное, чтобы при построении у вас соблюдалась логика.

Личный совет от меня — автор текста сам разбивает текст на смысловые части — это абзацы. Нам необходимо просто озаглавить каждый абзац для успешного выполнения задания!

План может быть:

  1. простым, то есть включающим названия значимых частей текста
  2. сложным, включающим наряду с названиями значимых частей текста и названия их смысловых компонентов

Разбор типового варианта задания №26 ОГЭ по Обществозананию


Приведу типичный пример текста для анализа:

Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева.

Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность – это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние.

Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.

В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:

  1. социальная сущность человека
  2. внутреннее органическое единство людей
  3. уровни восприятия общества

Можно составить и вопросный план.

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту каждому соответствует один вопрос.

  1. Что определяет социальную сущность человека?
  2. Как проявляется внутреннее органическое единство людей?
  3. Какие уровни восприятия общества выделены в тексте?

Составим для тренировки тезисный план.

Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада.

  1. социальная, общественная жизнь есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни
  2. внутреннее органическое единство образует жизненное содержание самой
    личности
  3. за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим

Разбираем задание на составление сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

Выполнение этого задания предполагает:

1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении заданий выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;

При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:

1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…

2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:

1) Причины возникновения (появления, развития)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.

2) Подходы к определению понятия… (сущности…). Например:
— Теории происхождения…
— Взгляды мыслителей на…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

4. Функции…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

8. Пути решения

Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

Примеры задания С8

1) Вам поручено подготовить развернутый план по теме «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

2) Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему «Межличностные конфликты и способы их разрешения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

3) Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Более 600 планов для задания С8 →

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Как составлять простой план

1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).

2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5. Запишите план.

План должен полностью охватывать все содержание текста

В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки.

Как составлять сложный план

1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).

4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Как анализировать текст

1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст.

2. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте.

3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»).

4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» — и определите его основную идею.

5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

6. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос.

7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.

8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.

9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

Обратим внимание на особенности выполнения заданий экзамена различных типов.

Как выполнять задания на сравнение

Среди заданий единого экзамена немало таких, которые построены на логической операции сравнения, предполагающей выявление сходства и различий предметов, процессов, явлений.

Вот пример одного из таких заданий.

Задание. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного

1) действие механизмов наследственности

2) работа органов чувств

3) обменные процессы

4) творческая активность
Ответ: 4.

Комментарий. В этом задании сопоставляются человек и животное. В других случаях сравниваются труд и общение, игра и труд, познавательная деятельность и трудовая, абсолютная и относительная истина, рациональное и чувственное познание, государство и партия, тоталитарный режим и демократический, элитарная культура и массовая, правовые и моральные нормы, проступок и преступление и др.

С точки зрения характера предъявляемого требования, задания данного типа можно разделить на две группы. В первой (таких заданий большинство) требуется выделить отличительный (присущий только одному из сравниваемых объектов) признак, во второй – указать общую черту.

При выполнении заданий на сравнение важно, прежде всего, установить, к какому общему целому относятся сопоставляемые предметы или явления. В приведенном примере эту общность можно определить как «живые существа»: к ним относится и человек, и представители животного мира. В тех заданиях, где требуется выявить общий признак сравниваемых объектов, установление исходного общего понятия вплотную приближает нас к искомому ответу.

Как выполнять задания с выбором ответа на анализ двух суждений?

Задания на анализ двух суждений требуют умения оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук и определять, является ли каждое из них верным. В каждом таком задании предъявляется пара суждений относительно одного социального объекта. Эти задания относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Обратимся к примерам заданий данной модели.

Верны ли следующие суждения о роли потребителя в рыночной экономике?

А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании цены товара.

Б. Потребитель в рыночной экономике участвует в определении затрат производителей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Комментарий

Смысловой анализ суждений и их соотнесения с определенной областью обществоведческих знаний приводит к выводу, что оба суждения сформулированы относительно роли потребителя в рыночной экономике.

Необходимо при выполнении задания сфокусировать внимание на определенных видах экономической деятельности. В первом случае (суждение А) на обмене, поскольку речь идет о формировании цены товара, во втором случае (суждение Б) – на производстве, так как суждение касается определения затрат производителей. Сопоставляя свои знания с содержанием каждого суждения, делаем вывод, что верным является суждение А, так как потребитель в рыночной экономике участвует в формировании спроса, а спрос, в свою очередь, влияет на цену товара. На определение затрат производителей потребитель влияния не оказывает.

Памятка по решению обществоведческих задач

  • Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников и учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания)
  • Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче с ее условием:

— определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии;

— подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречия данных может подсказать путь решения).

  • Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам, нормативно-правовым актам следует обратиться.
  • Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
  • Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
  • Убедитесь в правильности вашего ответа:

— соответствует ли ваш ответ существу вопроса;

— если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

— нет ли противоречий между вашими аргументами;

— нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению;

— можно ли считать предложенный путь решения единственно возможным;

— не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо обозначенных вами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти нулевой провод в звезде
  • Как составить фрагмент урока по информатике
  • Как найти сайт елены малышевой
  • Как найти окружную скорость
  • Как найти силу действующую на тело сверху