Как составить план наблюдения за деревом

Воспитатель: Сергунина О.Ю.

Рассматривание березы.

Цель: продолжать знакомить с характерными особенностями берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Воспитатель обращает внимание детей на березы, растущие на участке. Отмечает первые приметы осени – пожелтели листья на березах и почти уже облетели. Дети вспоминают, какого цвета были листья у березы летом. Теперь же преобладает ярко-желтый цвет листьев. И на этом золотом фоне резче выделяются стволы деревьев. Наши предки называли сентябрь – листопадник. Как вы думаете, почему сентябрю дали такое название? Воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой березы. Обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».

Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Стоит Алена — платок зеленый,

Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза).

Воспитатель предлагает ответить детям на вопросы.

♦ Как нам узнать березу среди других деревьев?

♦ Какого цвета ствол у березы?

♦ Какие части березы вы еще знаете?

♦ Какого цвета ветки? ♦ Зачем корень дереву?

♦ Какого цвета на ней листья?

♦ Каких листьев больше зеленых или желтых?

♦ Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета?

♦ Где листьев больше на дереве или под ним?

Дидактическая игра

«Родственные слова»

Цель: развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании.

Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.

Клен. Кленовый, кленок и т. д.

Исследовательская деятельность

Рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

Трудовая деятельность

Собрать листья березы для гербария. Цель: формировать умения трудиться сообща. Воспитывать стремление к труду.

Подвижные игры

«Море волнуется».

Цель: развивать координации движений, воображения.

«К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождение названного дерева, развивать бег, ловкость.

Индивидуальная работа

Прыжки с чередованием на одной и двух ногах с передвижением вокруг березы. Цель: воспитывать выносливость; развивать умения прыгать на одной и двух ногах.

Самостоятельная деятельность с выносным материалом

Наблюдение за деревьями.


Цель: напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Ход наблюдения

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.

Падают с ветки жёлтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая,
Дарит листья, не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть деревья, которые растут на участке. Назвать их. Чем они отличаются друг от друга.

Задает детям вопросы:

♦ Какие еще знаете деревья, которые растут в нашей местности?

♦ У какого дерева ветки растут вверх? (Тополь)
♦ У какого дерева ветки растут в стороны? (Клен)
♦ У какого дерева ветки опущены вниз? (Берез.)

♦ А какие кусты есть у нас на участке?

♦ Чем отличается дерево от куста?

♦ Покажите ствол, ветки у деревьев.

Обращает внимание детей на листья на деревьях, их раскраску

Дидактические игры

«Назови ласково» (деревья).

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.

«С какой ветки детка?».

Цель: развивать мышление, внимание, активизировать словарь.

Исследовательская деятельность

Рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)

Упражнение на развитие мелкой моторики

«Составь узор» Составить узор на асфальте из опавших листьев.

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Цель: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.

Подвижные игры

«Пройди бесшумно».

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).

«К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег, внимание, ловкость.

Индивидуальная работа

Упражнения с мячом: бросить вверх и поймать (одной) двумя руками (10 раз)

«Кто дальше?» — метание мешочков с песком

Цель: совершенствовать бросок вдаль (обеими руками поочерёдно).

Наблюдение за листопадом.

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «листопад». Воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Листопад, листопад,

Дождик золотистый.

Всё летят, всё летят

Листья, листья, листья!

Листики разные,

Листики резные,

Жёлтые, красные

Выбирай любые.

По тропинке в листопад

На прогулку вышли.

И букеты у ребят:

«Вот какие!» — вышли.

Листики разные,

Яркие букеты.

Долго будем вспоминать

Листопад мы этот!

Воспитатель загадывает загадку:

Ветер листьями играет,

Их с деревьев обрывает.

Всюду листики кружат — это значит …(Листопад).

Воспитатель предлагает детям походить по опавшим листьям, послушать, как они шуршат.

Обращает внимание детей, что от лёгкого дуновения ветерка, весело перешёптываясь друг с другом, листочки падают с деревьев. Сыплется на землю золотистый дождь листьев. Такое явление в природе называется «листопад». Предлагает детям определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют, а на каких еще зеленые; понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? Что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки).

Дидактическая игра

«Кто больше назовет действий?»

Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).

Цель: развивать мышление, активизировать речь.

Исследовательская деятельность

Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону. Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки.

Трудовая деятельность

Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Воспитывать бережное отношение к природе.

Подвижные игры

«Догони свою пару».

Цель: выполнять движения по сигналу воспитателя; четко ориентироваться при нахождении своей пары.

«Каких листьев больше?». Цель: развивать быстроту бега, мышление, ловкость.

Индивидуальная работа

Пройти по листикам четко наступая на выложенную дорожку.

Цель: развивать координацию движений, учить держать равновесие.

Наблюдение за распространением семян клена.

Цель: сформировать у детей представление о состоянии растений осенью, Расширить и уточнить знания детей о клене; дать знания о семенах клена, показать приспособления семян к распространению.

Ход наблюдения

Осенний клен весь полинял,
И лист кленовый растерял,
Лежит вокруг его листва,
Покрыта вся вокруг земля.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть клен, растущий на участке.

Спрашивает у детей, что нового они заметили в убранстве деревьев осенью? Предлагает сравнить с тем, что видели летом.

На участке под ногами сыро, мокрые листья прилипают к обуви. С деревьев опала листва. Стали хорошо заметны плоды и семена.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает плод клёна. Плод клена называется – крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на значительное расстояние. Так клен заботится о потомстве. Стоит дунуть легкому ветерку, и множество крылатых семян, похожих во время полета на серых стрекоз, неспешно полетят к земле, стараясь приземлиться подальше от родительского ствола. Некоторые из них весной прорастут, и вырастет со временем из слабого ростка могучий красавец клен.

Семена клена довольно жирные, за это их любят птицы и звери.

Воспитатель загадывает детям загадки и задает вопросы:

Каждый год на нем с охотой,
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет,
На всего один полет.
(Клён и его плоды)

Письмами летят крылатки,
На дорожки и площадки,
И не знает почтальон,
Для кого их пишет …
(Клён)

♦ Как называется плод клена? Почему?

♦ Как распространяются семена клена?
♦ За что любят клен звери, птицы?

Исследовательская деятельность

Вынуть семя из плода, вскрыть и показать детям, что внутри находится зародыш дерева.

Дидактическая игра

«Кто больше запомнит»

Цель: учить находить предмет по описанию. (Листья, плоды, семена).

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща; учить пользоваться необходимым инвентарем.

Подвижная игра

«К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег, внимание, ловкость.

Индивидуальная работа

«Не сбей кеглю». Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

Наблюдения за рябиной

Цель: Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Рассмотреть её ствол, ветви, ягоды.

Воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев. (О. Высотская)
Вопросы детям:
— Как выглядит рябина?
— Где она растет?
Рябинка – так ласково называют люди это дерево.
Словно девица-красавица надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.
— Какие звери любят ягоды рябины?
— Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
— Что дает рябина людям? Что изготавливают из рябины?
Исследовательская деятельность.
Посчитать, сколько стволов в кусте рябины, сколько гроздей. Рассмотреть через увеличительное стекло кору дерева, ягоды, листья.
Сравнить красную рябину с другими деревьями и кустарниками на территории детского сада.
Трудовая деятельность
Сбор мусора и веток на участке.
Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.
Подвижные игры
«Мы веселые ребята»
Цель: создать условия для активной двигательной деятельности детей; закреплять умение участвовать в коллективной подвижной игре, и проявлять ловкость, быстроту, координацию движений.
«Утка – гусь»
Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, действовать по сигналу.
Индивидуальная работа:
Развитие движений.
Цель: закрепить прыжки на одной (правой, левой) ноге.
Самостоятельная деятельность детей.

Рябина золотой осенью.

Цель: Воспитывать у детей умение любоваться красотой окружающих деревьев, желание беречь эту красоту.

Ход наблюдения:

Обходя с детьми территорию детского сада, обращаем внимание на нарядное

убранство деревьев.

Ребята, как называется эта пора осени? (ответы детей)

Отгадайте загадку:

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы (рябина).

Подойдем ближе к рябине. Какого цвета листья на ней? (ответы детей)

Какое чувство вызывает эта картина у вас? (ответы детей)

Вот, чтобы мы могли наблюдать эту красоту каждый год, чтобы у нас чаще было хорошее настроение, необходимо природу беречь и охранять.

Мы сами являемся частью природы.

Обобщение ответов детей: золотой осенью листья рябины окрашены в пурпурно- оранжевый цвет и, вместе с яркими гроздьями алых ягод, создают прекрасную картину. Рябина золотой осенью вызывает у нас чувства радости, восторга и красоты природы.

Активизация словаря: золотая осень, пурпурно — оранжевый, алые гроздья ягод.

Рябина во время листопада

Цель: углубить и обобщить представление детей о подготовке деревьев к зиме.

Ход наблюдения:

Прочитать стихотворение Н. Меркушова:

Я по парку погуляла,

Где заря растёт узнала.

Поглядела вверх — она

Сразу стала мне видна!

Ярко ягодки горят,

На меня они глядят!

Что за чудная картина?-

Это дерево — рябина!

Воспитатель с детьми

рассматривают рябину.

Ребята, какие изменения произошли с нашей рябинкой и с другими деревьями?

У различных деревьев листья опадают постепенно с разных частей веток и в

разное время.

А что у нас сейчас под ногами? Откуда появился этот ковер?

Что же случилось с рябиной, она такая же, как была?

А что произошло с ягодами? (ответы детей)

Поиграть в игру: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

Ребята, в природе ни чего не происходит просто так.

Вот и деревья, сбрасывая листья, приспосабливаются к суровым условиям зимней погоды. Предлагаю набрать красивых листьев для осеннего букета.

В завершении наблюдения делается вывод: когда с деревьев опадают листья, это явление называется листопад, так начинается период, который называется золотая осень природы. В это время деревья сбрасывают листья, образовывая вокруг себя золотой ковер. На ветках рябины остаются ягоды, которые привлекают нас своей красотой и служат кормом для птиц.

Активизация словаря: листопад, гроздья, пурпурно-красный.

«Рябина — птичья кормушка»

Цель: знать о том, какую пользу приносит рябина птицам в холодное время года; воспитание у детей интереса и доброго отношения к птицам и природе.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку.

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют (рябина ).

Ребята, посмотрите, что мы видим на

земле? Откуда взялись эти ягоды? (их

уронили птицы).

Как вы думаете, какие птицы побывали на

нашей рябинке?

Ребята, рябина любимое лакомство дроздов. Их так и называют дрозды-рябинники. Кроме дроздов рябину любят и другие птицы. Для дроздов, синиц, снегирей и других птиц рябина является кормушкой.

(Если удастся, то обязательно понаблюдать, как птицы клюют ягоды рябины)

И не с проста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.

Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть.

Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной

народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут.

Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и

листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них

витаминов.

А теперь поиграем в игру: «Птички, птички, по домам».

Активизация словаря: дрозд, дрозды-рябинники, объедены, склеваны.

Сравнительное рассматривание рябины и берёзы

Цель: отличать рябину от другого дерева — березы, видеть отличия и общие

признаки, характерные для всех деревьев.

Ход наблюдения:

На прогулке обратить внимание детей на деревья, которые растут на участке

детского сада. Рассмотреть березу и рябину.

Рассмотреть деревья, уточнить их

строение, в чем сходство деревьев?

Какие характерные особенности березы

вы знаете?

Какие характерные особенности

рябины вы знаете?

Что общего есть у этих деревьев?

Какие условия необходимы для их

роста?

Почему мы так быстро узнаем рябину

среди других деревьев?

Обратить внимание детей, на то, что у рябины и березы очень тонкие веточки, которые легко ломаются и почему так важно заботится о деревьях зимой.

Ребята, давайте поиграем в игру: «С какой ветки детки? »

(Дети собирают листья клена, тополя, березы, рябины, дуба).

Обговаривают их форму окраску и т. д. Воспитатель показывает лист и

спрашивает, с какого он дерева. Дети должны подбежать к загаданному дереву.

Обобщение ответов детей: дети приходят к выводу, что рябину можно узнать по гроздьям алых ягод, а у березы белый ствол, у нее как и у рябины тонкие ветви, а еще на ней вырастают сережки, делают вывод, что оба дерева питаются с помощью корней, которые уходят глубоко в землю. Еще рябина служит кормушкой для птиц зимой.

Активизация словаря: гроздь, сережки, питаются.

Наблюдение за березой поздней осенью

Цель: Продолжать знакомство с березой выделяя характерные

признаки и изменения, связанные временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Ход наблюдения

Лишь осень золотая-

Лист опалит огнем

Березка облетает,

Тоскует под дождем

Воспитатель проводит с детьми беседу:

♦ Почему листья на березе стали желтые?

♦ Что происходит с деревьями осенью?

♦ Как деревья готовятся к зиме?

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала вверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю. Предложить детям собрать букет из опавших листьев, отметить, какого цвета листья.

Трудовая деятельность Подметание дорожек, уборка мусора. Цели: — воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща. — убирать инвентарь после труда в определенное место

Подвижные игры «Мы — веселые ребята», «Затейники».

Цели: — учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; — упражняться в беге.

Индивидуальная работа «Удочка», «С кочки на кочку».

Цели:

 — упражнять в прыжках;

— воспитывать уверенность в своих силах.

Наблюдение за сосной.

Цель: Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.

Воспитатель читает стихотворение В. Рождественского:

Вот сосны. Прямоствольны и упруги,

Колючие – ветрам не разорвать,

Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,

Спокойные, как Игорева рать.

Дидактическая игра «Подбери слово» — упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными:

Ø Сосновый – запах, бор, ствол.

Ø Сосновая – шишка, ветка, хвоя, мебель.

Ø Сосновое – полено, кресло, бревно.

Ø Сосновые – иголки, шишки. 

Наблюдение за тополем

Цель: формировать представление об осеннем тополе; вспомнить и назвать деревья, растущие в нашем городе; углублять и обобщать знания детей о деревьях; поддерживать и развивать желание узнать о деревьях больше.

Словарная работа: обогащение – вековой, безлиственное (дерево), листопад.

Ход наблюдения:

Под окошком вырос тополь вековой,

Летом он зеленой шелестит листвой.

По городу гуляя встретишь его пух –

Над улицей несутся сотни белых мух.

Беседа по вопросам.

 Где чаще растут тополя? (в городе)

 Значит, какое это дерево? (городское)

 Какого цвета сейчас тополиные листья? (зелено-золотистые)

 Когда облетят с тополя последние листья? (поздней осенью)

 Какие еще растут деревья в нашем городе? (клен, береза, ясень и т.д.)

 А для чего нужны деревья в городе? (очищать воздух, летом тень от деревьев…)

 Почему осенью листья с деревьев опадают? (чтобы дерево зимой не теряло много влаги)

 Как называется явление, когда падают листья? (листопад)

Чтение стихотворения «Листопад» (читает ребенок).

Исследовательская деятельность: рассмотреть через увеличительное стекло ветку с которой опали листочки.

 Что мы видим на ветке? (маленькие почки)

 А что это значит? (дерево не погибло, оно сбросило засохшие, отмершие листья)

 Когда «проснется» почка? (весной)

Дидактическая игра: «С какой ветки детки?». Цель: развивать мышление внимание, учить определять и называть дерево по листу.

Подвижная игра: «Листочки». Цель: кружение и бег не наталкиваясь друг на друга.

Труд: собрать на участке опавшие листья и сложить их под деревья. Цель: воспитывать трудолюбие, стремление помочь взрослым, заботливое отношение к деревьям.

Развитие движений: «Мяч друг другу», «Попади в обруч». Цель: развивать ловкость, меткость, глазомер. Закреплять бросание мяча от груди.

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Циклические наблюдения за объектами природы.

Цикл наблюдений за деревьями

«….День, проведенный с ребенком среди рощ и полей…

заменяет много недель на учебной скамье».

( К.Д. Ушинский )

Наблюдение в природе является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее. Наблюдение — это метод чувственного познания природы. Через наблюдения ребята имеют возможность видеть растения и животных в привычной среде обитания.

Наблюдение – это специальное организованное воспитателем, целенаправленное, восприятие детьми объектов и явлений природы.

Циклическое наблюдение — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте — его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку самостоятельно чувственным путем приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.

Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В нем осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является и его протяженность во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок.

Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1—3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют уже самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства взрослого.

Цикл наблюдений за деревьями

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста системы конкретных представлений о деревьях и их взаимосвязи с окружающей средой; воспитание любви и бережного отношения к живой природе.

Темы наблюдений:

  1. «ДЕРЕВЬЯ НА УЧАСТКЕ».

  2. «ПРОГУЛКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ»

  3. «РАССМАТРИВАНИЕ БЕРЁЗЫ».

  4. «РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».

  5. «РЯБИНКА ПРИГЛАШАЕТ К СЕБЕ В ГОСТИ».

  6. «сравнивание ЯБЛОНИ и рябины».

  7. «СРАВНИВАНИЕ БЕРЁЗЫ И ТОПОЛЯ».

  8. «ДЕРЕВЬЯ В ВЕТРЯНУЮ ПОГОДУ».

  9. «ЛИСТОПАД».

  10. «РАССМАТРИВАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ ПОКРЫТЫХ ИНЕЕМ».

 Наблюдение № 1 «Деревья на участке».

Задачи: закрепить названия деревьев, растущих на участке; учить различать их по внешнему виду (высота, цвет коры, толщина ствола и веток, расположение ветвей, размер и форма листьев).

.

Активизация словаря: растут, клён, рябина, береза, осина, тополь, ива, семена, плоды, ствол, корень, крона, листья, ветки.

Методические приемы:

Художественное слово :

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

А.С.Пушкин.

Беседа :

Какими словами можно сказать об осени?

Д/И: « Осень какая?» (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).

— Какие деревья растут на участке детского сада?

Давайте внимательно их рассмотрим:

— чем они схожи, а в чем их отличия?

— Как вы думаете, деревья живые существа или нет?
— Почему?
— Могут ли деревья убежать, если у н их кто-то поломает ветки, причинит им боль?
— Чем можно помочь дереву, если ему навредили?

— Как надо относиться к деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречь, заботиться, любить)

Художественное слово : загадки о деревьях.

П/И «Раз, два, три к …. дереву беги!» 

Исследовательская деятельность : рассматривание листьев с разных деревьев. Составление букетов из разных листьев.

 Наблюдение № 2 «Прогулка по экологической тропе».

Цель : знакомить детей с объектами экологической тропы, закреплять понятия «живая — неживая» природа, наблюдать за состоянием всех деревьев. развивать чувство ответственности за растения, желание их оберегать.

:

Активизация словаря: экология, экологическая тропа, наш дом, жители, планета, деревья, лес багрян.

Методические приёмы.

Художественное слово:    

Как хорошо в гостях у осени

                                    Среди березок золотых…

                                    Подольше б золото не сбросили

      Стоял бы лес багрян и тих.

Ходит осень, бродит oceнь,

ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый — кленовый.

В. Авдиенко

Беседа 

Дети идут по экологической тропе и любуются красотой осенних деревьев.

— Послушаем тишину и шорох падающих листьев…

(Словообразование: листья падают — листопад.)

— На каких деревьях есть плоды?

— С каких деревьев опало больше листьев?

— Есть ли деревья с зеленой листвой. Какие?

(Учить различать деревья по форме листов и их окраске).

Проблемно-поисковые задания.

Выстроить ряды от зелёного до самого жёлтого листа: от самого большого до самого маленького листика.

Игра: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

Исследовательская деятельность : определить, с какого дерева листья самые большие, сделать вывод, у самых больших деревьев листья крупнее.

 Найти самый красивый листок;

Найти самый большой и самый маленький листок;

Найти деревья, на которых есть семена-крылатки.

Наблюдение № 3 «Рассматривание березы».

Задачи: углублять и закреплять знания о внешнем виде берёзы; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Художественное слово :

БЕРЁЗКА
Снова осень золотая… 
Ветер листьями играет,
Улетает птичий караван…

Под окном грустит берёза –
То ли дождик, то ли слёзы —
С голых веток капает вода…

Листья падают  с берёзы — 
Скоро зимние  морозы,
Нужно ей  скорее засыпать…
Белый снег на ветки ляжет,
Он её согреет  даже,
Но весну берёзка будет ждать…

Тамара БАЗИЛЕВСКАЯ

Беседа :

— Посмотрите, какая берёзка? (красивая, белоствольная).

— Вот наша красавица белоствольная березонька! Нарядная? Красивая? Вам нравится берёзка? А почему она красивая? (Белый ствол с чёрными пятнами)

— А с чем можно сравнить её ствол? (Белое платьице в чёрный горошек)

— А теперь представьте, что у берёзки просто белый ствол. (Прикладывает белый лист бумаги) Красиво? А, если бы он был чёрным. (Прикладывает чёрный лист бумаги) А так красиво?

— А какие у берёзы листья? (Маленькие как сердечки с резными краями)

— Давайте скажем берёзке добрые слова, расскажем ей, какая она красивая. (Дети подбирают эпитеты и просто добрые и ласковые слова)

— Посмотрите вокруг, а удобно ли берёзе расти в этом месте? Почему удобно? (Открытая поляна, много солнечного света, рядом река, которая поит берёзовые корни, а вокруг растут её подружки – молодые берёзки и нашей берёзке не скучно, не одиноко).

— Сравните между собой несколько берёзок. Похожи ли они? ( все деревья разные, непохожие друг на друга).

— А сейчас мы представим, что превратились в берёзок. Каждый придумает свой образ, у каждого своя неповторимая берёзка: молодая, тонкая, с прямыми ветвями, тянущимися вверх к солнцу или старая с опустившимися изящными, изогнутыми ветвями.

П/И «Изобрази берёзу»

Наблюдение № 4 «РАССМАТРИВАНИЕ КЛЁНА».

Цель: углублять и закреплять знания детей о внешнем виде клёна; учить детей видеть неповторимость каждого дерева; воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Методические приемы

Художественное слово : 

Клён
Клён под солнышком купался
И ладошкой умывался.
Осень красная пришла
Все ладошки обожгла.
Дождик пламя потушил,
Ветер ветки подсушил.
Желтые ладошки 
К нам летят в окошки.

А. Кулагина

Обратить внимание детей на внешний вид дерева, на красивую форму его листьев. Беседа :

Предложить сравнить между собой несколько клёнов.

— А какие у клёна листья? (Маленькие и большие, в форме звёздочек )

-сравните несколько клёнов между собой : Похожи ли они? (Подчеркнуть, что все деревья разные непохожие друг на друга).

— Как надо относиться к клёну и другим деревьям, чтобы они долго радовали нас и оставались красивыми в любое время года? (Беречьзаботиться, любить)

Д/И «Придумай прилагательное к слову КЛЁН».

Наблюдение № 5 « РЯБИНКА ПРИГЛАШАЕТ К СЕБЕ В ГОСТИ».

Задачи:  учить узнавать рябину, отличать ее от других деревьев; закреплять знания о внешнем виде   лекарственных деревьев, их плодах, учить объяснять их предназначение, способы приготовления отваров.

Активизация словаря: рябина, дерево, осень, листопад; гроздья, лекарственное растение, витамины, целебный отвар.

 

Методические приемы :

Во время сборов на прогулку показать детям приглашение,

а они должны отгадать, от кого:

Художественное слово :
Стоит в парке деревце,
Под ветром легко гнется,
Кисти ягод горят,
И снегири к ним летят.
Кто догадается,
Как деревце называется? (Рябина.)

Беседа :

— Есть ли у нас на участке рябина? Давайте мы ее сегодня навестим.
Предложить детям пройти по участку и найти это дерево.
— Как вы его узнали?
Предложить красиво с рябиной поздороваться.
— Чем это дерево отличается от других?
— Расскажите, какие у нее ягоды?

— Сколько их? Какого цвета, формы, величины? На вкус?
— Почему такие холодные?

Осторожно снять кисть рябины, сказать, что мы ее принесем в группу, разморозим и попробуем

Д/И: « Скажем рябинке добрые слова»

— Давайте скажем берёзке добрые слова, расскажем ей, какая она красивая.

 (Дети подбирают эпитеты и просто добрые и ласковые слова).

Наблюдение № 6 « сравнивание яблони и рябины».

Цель: учить отличать рябину от яблони, видеть отличия и общие признаки.

Методические приемы

Загадывание загадок о яблоне и рябине.

Беседа

— Подойти к яблоне:

— Кто знает, как называется это дерево? Какие особенности имеются у этого дерева?

— Прижмитесь к стволу яблоньки, погладьте её, она подарит вам свою энергию!

— А теперь дотянитесь до её веточек.

— Соберите яблочки, которые упали на землю.

— Расскажите о них, какие они? ( дети сравнивают между собой яблоки).

— Всё лето яблоки росли, созревали, а к осени созрели и их можно кушать, только предварительно хорошо помыть.

Подойдите теперь к рябинке:

— Кто знает, как называется это дерево? Какие особенности имеются у этого дерева?- Предложить детям потрогать ствол, рассмотреть рябиновые листочки.

— Прижмитесь к стволу рябинки, погладьте её, и она подарит вам свою энергию!

— А теперь дотянитесь до её веточек.

— А на веточках висит что? (гроздья ягод)

— Осенью на этом дереве долго держатся ягоды, ими питаются птицы.

— Расскажите о них, какие они? ( дети описывают ягоды рябины).

— Чем похожи плоды яблони и рябины? В чём их отличия? (дети сравнивают и делают вывод , что плоды этих двух деревьев похожи, только у яблони крупные яблочки и растут по одному, а у рябины маленькие «яблочки» и растут они гроздьями, они съедобны и полезны.

П/И: «Дотянись до яблочка».

Основы трудовой деятельности: Предложить детям собрать под рябиной ягоды, сложить их в ведёрко. Рассмотреть, какой они формы, цвета, величины. Сказать, что возьмём их в группу, помоем, попробуем на вкус, потом засушим, чтобы кормить ими птиц зимой.

 Наблюдение № 7 «СРАВНИВАНИЕ ТОПОЛЯ И БЕРЁЗЫ».

Цель: продолжать учить детей сравнивать различные деревья между собой, находить черты сходства и различия.

Методические приемы

Беседа:

Обратить внимание детей на тополь и березу:

— Как называются эти деревья?
— Чем отличаются? Чем похожи?
— Какой ствол у березы? Какой у тополя?
Предложить рассмотреть крону, кору,

ветки и их расположение.

Найти отличия у деревьев.

Д/И «Детки на ветке».

Цель: уточнить, по каким признакам догадались,

чьи детки этой ветки?

Игра: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

Основы трудовой деятельности: Сбор листьев для изготовления поделок.
Цель: формирование трудовых умений и навыков.

 Наблюдение № 8 «ДЕРЕВЬЯ В ВЕТРЯНУЮ ПОГОДУ».

Задачи: учить видеть состояние дерева в разную погоду, развивать наблюдательность.

Методические приемы:

Беседа:

— Есть ли сегодня ветер? Как узнали?

— Как качаются веточки?
— Какие веточки сильнее качаются? (Верхние, тонкие.)
— Почему?
— Что помогает дереву крепко держаться в земле? (корень, корневая система).

П/И «Листочки»

Мы – листочки

Мы – листочки ( стоят, держа в руках листочки)
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели
Дунул ветер – полетели ( разбегаются)

Мы летали,

мы летали (бегают, помахивая листочками)
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок
Все уселись в кружок… (садятся на корточки)

Ветер снова вдруг подул (снова разбегаются)
И листочки с веток сдул
Все листочки полетели (помахивают листочками)
И на землю тихо сели. (присели).

В конце можно предложить детям собрать листья.
Приметы:
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Если лист с берёзы и дуба опадает нечисто – к суровой зиме.

Основы трудовой деятельности: Уборка детского участка от опавших листьев.

Цель

: создание радостного настроения от выполнения работы; воспитание экологической культуры.

Оборудование

: грабли, ведра, носилки.

Наблюдение № 9 «ЛИСТОПАД».

Цель : расширять знания об одном из признаков осени — листопаде, о взаимосвязи этого явления с похолоданием, закреплять знания о сезонных изменениях, учить устанавливать связи между живой и неживой природой.

Активизация словаря: осень, листопад, листья опадают, природа увядает
пожелтевшие, вянущие, облетают, кружат; шуршат.

Методические приемы:

Художественное слово:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,

Кисти ярко- красные вянущих рябин.

Падают, падают листья в нашем саду листопад,

жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.

(Ивенсен)

Беседа:

— Вспомните, какими были деревья летом? ( Зелёные, свежие)

— Как они изменились с приходом осени?
Почему их листья стали желтыми, красными?

Почему листья с деревьев опадают? (Мало света, питательных веществ,листья ослабевают и уже не могут удержаться на дереве и начинают опадать)

— У какого дерева раньше всех меняется окраска деревьев? (у березы)

— Какое из деревьев сбросило листву последним. ( после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву).

— Посмотрите, как красиво кружатся листья в воздухе:

Художественное слово:
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой
Как красив ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые 
Надул, надул, надул
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой
Облетел весь лист цветной!
И.Михайлова

Беседа:

— Какое значение имеет листопад для деревьев? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)
Октябрь называют «золотым периодом» осени. Почему? 
— Когда начинается листопад?(после первых заморозков) 

— Как вы думаете, что было бы с деревьями зимой,

если бы остались листья на ветках? (они бы погибли).

Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.

Исследовательская деятельность :

— Дерево тоже умирает вместе с листьями? (Дети рассматривают почки)

Предложить рассмотреть почку: рассказать, что под плотной кожурой почек спят,

как в теплых колыбельках, молодые листочки.

Очистить почку от кожуры, показать зеленый листок.
— Как нужно себя вести около дерева зимой? Почему?

Игра: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

Основы трудовой деятельности: Составить из опавших листьев узор на асфальте. Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листья, которые летят медленно, кружась. 

Наблюдение № 10 «РАССМАТРИВАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ ПОКРЫТЫХ ИНЕЕМ».

Цель : продолжать закреплять характерные признаки поздней осени: деревья голые; все листья облетели; трава пожухла; ветки деревьев покрыты инеем (расширять представления о инее — это кристаллики льда, или иначе замёрзшая вода), лужи замерзли, покрылись льдом; воспитывать  видение красоты, умение любоваться ею.;.

Художественное слово : 

Стоят деревья в инее-

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее –

То белое, то синее. 

(М. Дружинина)

Беседа:

— Какие изменения вы видите в природе?

— Как выглядят деревья? Почему?

— Чем покрыты ветки и стволы деревьев? — Что такое иней? Откуда он берётся?

Исследовательская деятельность :         

 Дети слушают, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят? (потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил   и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук). Дети поливают листья теплой водой из лейки и ходят по ним. Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.  

Беседа по каждому изречению.

Перспективное планирование наблюдений за деревьями и кустарниками

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Виды деревьев: ель, рябина, липа, береза, тополь, клен, дуб.

Береза.

1. Знакомство со строением, особенностями внешнего вида.

2. Зарисовка дерева.

3. Сбор листьев и семян для коллекции.

4. Поделка из листьев.

5. Польза для человека.

Клен.

1. Проведение опыта с посевом крылаток в почву. Зарисовки наблюдений.

2. Работа со схемой строения дерева.

3. Д/и «К дереву беги».

Дуб.

1. Сравнение листьев, стволов клена и дуба по форме, размеру.

2. Сбор желудей для коллекции.

3. Чтение художественных произведений.

4. Поделка из желудей

Сосна.

1. Отличие от лиственных деревьев.

2. Сбор шишек для коллекции. Рассматривание их.

3.Изготовление поделок.

Ель.

1. Рассматривание коллекции хвои. Работа с нею.

2. Охрана природы. Применение и польза деревьев. Отношение к ним человека.

3. Рисование ели различными способами (нетрадиционными).

4. Связь с животным миром.

5. Сравнение хвои деревьев: ели и сосны.

Рябина.

1. Сравнение строения и особенностей внешнего вида рябины.

2. Сбор ягод для коллекции.

3. Чтение стихотворений о рябине.

4. Рисование нетрадиционными способами.

Ива.

1. Отгадывание загадок.

2. Особенности произрастания дерева

3. Рассматривание гербария из веток. Сравнение с листьями рябины.

4. Заучивание наизусть стихотворения И. Токмаковой «Ива».

Кустарники.

1. Рассматривание внешнего вида. Какие виды кустарников есть? Чем кустарники отличаются от деревьев?

2. Рисование кустарников (на песке, карандашами, мелками).

3. Д/и с собранными коллекциями.

Система работы над сравнением деревьев.

Дуб — Клен

1. Ствол (кора – цвет), ветки.

2. Листья (сходство и различие).

3. Размеры (ветки, ствол, листья).

4. Использование в народной медицине.

Система работы над сравнением деревьев и кустарников. 

Виды кустарниковсирень, шиповник, черемуха.

Деревья — Кустарники

1. Ствол (количество, высота), ветки.

2. Листья (сходство и различие).

3. Размеры (ветки, листья).

Дидактические игры.        

«К дереву беги». «Беги в дом, какой я назову». Найди пару». «Найди листок, как на дереве». «Опиши, мы отгадаем». «Назови листок». «Где, что зреет». «Что изменилось». «Опиши, я отгадаю». «Кто скорее соберет». «Угадай». «Найди листок, который покажу». «Найди в букете такой же листок». «Найди, о чем расскажу». «Кто быстрее найдет березу (дуб, клен, сосну). «Все по домам».

Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».

Словесные игры «Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом».

Конспект
осенней прогулки в старшей группе детского сада«Наблюдение за осенними
деревьями»

                                                                                                                                     
 Составила :Ледяева Ю.И.

Цель: Продолжать
знакомить детей с деревьями на участке детского сада;

— Формировать представления об осенних
изменениях в жизни деревьев.


Задачи:
— Закрепить знания детей об изменениях, происходящих с деревьями в осенний
период;


— Закрепить знания детей о деревьях и листьях, обогащать словарь детей;

— Формировать у детей
привычку поддерживать чистоту и порядок на участке детского сада, желание
работать на общую пользу.

Оборудование
и материал:

Детские
грабли, метелки, ведра . Листья деревьев.


1.
Вступительная часть:


 Дни стали короче,

 Длинней стали ночи,

 Кто скажет, кто знает,

 Когда это бывает?(осень)


— Правильно ,ребята. Сейчас время года- осень.

А какой месяц? (октябрь)

ЕСТЬ
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ

— Давайте вспомним
сколько всего осенних месяцев в году. Как они называются?
(Три: сентябрь, октябрь
и ноябрь)


— Какие осенние приметы вы знаете?

(наступила холодные
дни,  стало ветрено, часто идут дожди; листья на деревьях меняют цвет с
зеленого на желтый, оранжевый, красный, багряный; начинается листопад;
спрятались насекомые; перелетные птицы улетают на юг; ночи стали более
длинными, а дни короткими; люди убирают урожай с полей, огородов и в садах;
нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно;
начался новый учебный год, дети стали ходить в школу).

— Кто любит осень, а
кто нет? Почему?
(ответы
детей)

2. Наблюдение
деревьев осенью.

-Ребята, нас окружает
множество деревьев. Какие деревья вы знаете?
(Ответы детей).

— А зачем нужны
деревья?
(Ответы
детей).

— Правильно, деревья
дают нам свежий воздух, пищу и жилье для зверей и птиц.

-А что происходит с
деревьями осенью
(листья
становятся желтыми и опадают)

-Ребята ,послушайте
загадку:

Листья в
воздухе кружатся,

Тихо на траву
ложатся.

Сбрасывает
листья сад

 — Это просто… (Ответ:
Листопад)

-Верно,ребята.Осенью
деревья сбрасывают листву и это явление называется листопад.

— Все ли деревья
изменились?(

Нет.Ель и сосна остались зелеными)


3. Индивидуальная работа.
— А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам
покажу. Воспитатель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети
называют — с какого дерева листок.

Провожу дидактическую
игру «С какого дерева упал листок? »
С дуба –… дубовый,
С липы — … липовый,
С рябины — … рябиновый,
С тополя — … тополевый,
С осины — … осиновый,
С клена — … кленовый,
С березы — … березовый,.

4. Подвижная игра  Игра «К дереву беги»

Цель: Закреплять
знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро
ориентироваться в них, находить нужное дерево.

Игровое правило

Подбегать к дереву
можно только по сигналу водящего: «Раз, два, три к дереву беги!».


5. Труд «Уборка листьев на групповом участке».
-На нашем участке очень много листьев и я предлагаю вам их собрать.

По ходу работы
организовываю и поправляю детей, даю указания, слежу за качеством выполнения. В
конце работы хвалю детей за проявленное старание и прошу собрать оборудование.


3. Заключительная часть.
Окончание прогулки.
Созываю детей, спрашиваю:
— Ребята, что мы сегодня с вами наблюдали?
— В какие игры играли?
Что интересного вы запомнили?
Выслушиваю ответы детей, хвалю их за хорошую работу. После чего выстраиваю
детей парами и веду в группу.

Конструкт непосредственно образовательной деятельности по

ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным

программам дошкольного образования

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Софрыгина Ангелина Геннадьевна, обучающейся 43 А группы.

Дата: 19.10.2021

ДОО: МДОУ № 98

Группа: Старшая группа (5-6 лет)

Воспитатель:

Руководитель практики: Темерева Людмила Петровна

Методист: Эйвазова Юлия Николаевна Оценка за конструкт – «5»

Вид ОД в РМ: прогулка (наблюдение за деревьями и кустарниками)

Вид ОД: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Тема: «Наблюдение за деревьями и кустарниками»

Формы организации: наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель: развитие познавательной активности в процессе наблюдения за деревьями и кустарниками на прогулке.

Планируемый результат:

  • У детей проявляется бережное отношение к объектам окружающего мира;

  • У детей проявляется желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

  • У детей развиты двигательные способности, быстрота реакции;

  • У детей продолжает развиваться наблюдательность, любознательность, кругозора.

  • У детей развивается внимание, логическое мышление в процессе игры.

  • У детей развиты коммуникативные взаимоотношения со сверстниками в ходе совместной игровой и трудовой деятельности;

  • Дет могут самостоятельно организовывать игры, находить себе занятия по интересам.

  • Детей знают о деревьях и кустарниках на участке, различать и называть основные части (корни, ствол, крона);

  • Дети могут отличать различные виды деревьев;

  • Дети умеют рассказывать о дереве или кустарнике. отмечать их сходства и различия, характерные признаки.

Задачи образовательной программы

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к объектам окружающего мира;

  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя

  • воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

Развивающие:

  • развивать двигательные способности, быстроту реакции;

  • способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, поисково-исследовательской деятельности;

  • развивать у детей внимание, логическое мышление в процессе игры.

  • формировать коммуникативные взаимоотношения со сверстниками в ходе совместной игровой и трудовой деятельности;

  • развивать у детей самостоятельно организовывать игры, находить себе занятия по интересам.

Обучающие:

  • Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках на участке, различать и называть основные части (корни, ствол, крона);

  • учить отличать различные виды деревьев;

  • продолжать обучать детей умению рассказывать о дереве или кустарнике. отмечать их сходства и различия, характерные признаки.

Побуждать Дашу отвечать полным предложением (Повышать словарный запас слов)

Использованная литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

  2. От рождения до школы Примерная образовательная программа дошкольного образования / Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и др. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 352с.

  3. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания:

  • Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

  • Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.

  • Воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

  • Принцип доступности.

  • Принцип наглядности.

  • Принцип систематичности и последовательности.

  • Принцип сознательности и активности.

  • Принцип деятельности.

Оборудование: Заранее засушенные листья деревьев, ветки

Предварительная работа: Беседа на тему «Как помогают деревья и кустарники человеку»

Цель: углубить представления детей о роли деревьев в жизни людей.

Ход беседы
— Ребята, как редко мы задумываемся над этим! На огромные букеты люди безжалостно рвут сирень, черемуху, ломают ветки, обрывают листья, забывая о том, что они живые.
– Какую роль играют деревья в жизни людей
Ответы детей

– Ребята, деревья и кустарники играют большую роль в нашей жизни. Их свежая зелень украшает города и деревни. Они растут на полях и лугах, по берегам рек и озёр светлыми рощами и густыми лесами. От них зависит существование многих животных и растений, и самого человека.
– Скажите, чем мы дышим? (Воздухом, содержащим много кислорода – полезного, нужного для организма газа)

– А какой газ выдыхаем? (Углекислый газ – вредный для организма).
– А кто же помогает очищать воздух от углекислого газа?

– Деревья вдыхают в себя загрязненный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а выдыхают кислород – необходимый для жизни людей.

– В воздухе городов всегда имеется пыль, как деревья помогают уменьшить ее количество?

– Надежным фильтром от пыли служат деревья. Они работают как пылесосы. На их клейкие листья ложится пыль.
– Из какого материала сделана мебель, которой пользуются люди?
Ответы детей
– Древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги.

Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Разложи деревья и кустарники»

Задача: развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность,

Оборудование: изображение деревьев и кустарников

Ход:

-А сможете найти дерево?

Воспитатель показывает карточку с изображением дерева.

-Как вы думаете что это?

Ответы детей дерево

-Правильно, это дерево. А куда мы его положим?

Ответы детей сюда, (в правую коробку)

-Ребята, какие вы молодцы!

— А что это?

Ответы детей кустарник (Куст)

-Правильно, это куст. А куда мы его положим?

Ответы детей сюда, (в левую коробку)

Ход деятельности

Этапы

Методы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивационный этап.

Задача:

  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя

Инструкция

Беседа

-Ребята, строимся парами и вспомним, как нужно вести себя на прогулке

Ответы детей: не кусаться, быстро не бегать, не кидаться песком

-Да ребята, не кусаться, быстро не бегать, не кидаться песком.

— Ребята, а какое сейчас время года?

Ответы детей осень

-А что происходит с деревьями и кустарниками осенью?

Ответы детей: листья на деревьях и кустарниках желтеют

Дети вместе с воспитателем выходят на прогулку.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Дети умеют внимательно слушать воспитателя

2. Основной этап

2.1 Беседа

Задачи:

  • Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках на участке, различать и называть основные части (корни, ствол, крона);

  • Продолжать обучать детей умению рассказывать о дереве или кустарнике. отмечать их сходства и различия, характерные признаки.

Наблюдение

Беседа

Рассказ

Показ

Поощрение

Воспитатель спрашивает детей о том, что есть у всех кустарников и деревьев.

Ребята, а вы знаете, что есть у всех деревьев?

Ответы детей листья, крона, ветки, ствол, кора, корни.

-Правильно, листья, ветки, ствол, кора, корни.

-А что есть у кустарника?

Ответы детей листья, ветки, стволы, кора, корни.

-Правильно, у куста так же есть листья, ветки, стволы, кора, корни.

-А что общего у кустарников и деревьев?

Ответы детей кора, корни, листья

-Да ребята, у деревьев и кустарников есть кора, корни, листья, крона, ветки.

-А чем они отличаются?

Ответы детей размер, листья.

-Ребята, деревья и кустарники отличаются высотой. Дерево высокое, а кустарник низкий. Толщиной. У дерева ствол толстый, а кустарника тонкий. У дерева ребристая кора, а у кустарника гладкий.

Ребята, скажите, а какого цвета листья у деревьев и кустарников осенью? (Красного, желтого, оранжевого)

— Ребята, а чем деревья и кустарники помогают людям?

Ответы детей: они очищают воздух

-Да, ребята, деревья и кустарники очищают воздух вокруг нас, и мы может дышать свежим воздухом

Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, наблюдают.

Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках на участке, различать и называть основные части (корни, ствол, крона);

Детей умеют рассказывать о дереве или кустарнике. отмечать их сходства и различия, характерные признаки.

2.2 Наблюдение

Задачи:

  • Воспитывать у детей бережное отношение к объектам окружающего мира;

  • Учить отличать различные виды деревьев;

Частично-поисковый

Беседа

Наблюдение

Воспитатель вместе с детьми пройтись по участку группы, по территории детского сада и выяснить, что растет на территории. 

— Ребята, посмотрите, какие у нас на участке деревья и кустарники?

Ответы детей: дуб, дереза, тополь, сирень

-Ребята, а чем отличается береза от дуба

Ответы детей

-Береза от дуба отличается тем, что у березы тонкий ствол, а у березы тонкий; у дуба волнистые листья, а у березы заостренные

-Ребята, посмотрите, какого цвета листья у деревьев и кустарников, которые растут у нас на участке?

Ответы детей: желтые, красные, коричневые, оранжевые

-А какого цвета они были летом?

Ответы детей: зеленого

-А что случается с листьями осенью?
Ответы детей: листья осыпаются

Да ребята, осенью листья осыпаются, а когда дует сильный ветер и с дерева слетает сразу много листьев, такое явление называют- листопад.

-А вы хотите устроить свой листопад?

Ответы детей

Воспитатель вместе с детьми берут. заранее засушенные, листья и подкидывают их.

-Смотрите, какой красивый листопад у нас получился

Дети рассматривают деревья и кустарники

Дети рассказывают о дереве или кустарнике

У детей проявляется бережное отношение к объектам окружающего мира;

Дети могут отличать различные виды деревьев;

2.3 Исследовательская деятельность «Рассматривание листьев деревьев и кустарников»
Задачи:

  • Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, поисково-исследовательской деятельности

  • Развивать у детей внимание, логическое мышление в процессе игры

Объяснение Инструкция,

Беседа

Наблюдение

Воспитатель раздает детям листья разных деревьев и кустарников.

-Ребята, у вас у каждого есть листочки, сейчас вы расскажете о листочках, которые у вас есть.

— Сперва нужно назвать с какого дерева (кустарника) этот листочек, далее внешний вид этого листочка (какого, цвета, размера, формы)

Ответы детей

-А теперь положите свои листики обратно в коробочку.

Воспитатель проходит и собирает листья обратно в коробку

Дети слушают воспитателя

У детей продолжает развиваться наблюдательность, любознательность, кругозора.

У детей развито внимание, логическое мышление в процессе игры

2.4. Трудовая деятельность

Задачи:

  • Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности;

  • Формировать коммуникативные взаимоотношения со сверстниками в ходе совместной игровой и трудовой деятельности.

Упражнение

Поощрение

Воспитатель предлагает детям немного потрудиться. Разбрасывает палки по территории участка.

-Ой, ребята, посмотрите, сколько тут палок, и нам с вами не поиграть.

-Хотели бы вы помочь мне убрать ветки, для того что бы мы с вами могли поиграть

Воспитатель совместно с детьми начинает трудовую деятельность.

— Вот как чисто на участке стало!

-Вы молодцы и настоящие помощники!

— Теперь мы можем поиграть!

Дети внимательно слушают воспитателя, выполняют действие по алгоритму.

Дети проявляют желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

У детей формируются коммуникативные взаимоотношения со сверстниками в ходе совместной игровой и трудовой деятельности.

3. Подвижная игра «Ветер и листочки».

Задачи:

  • Развивать у детей двигательную активность, быстроту реакций;

  • Развивать умение взаимодействовать друг с другом;

  • Формировать коммуникативные взаимоотношения со сверстниками в ходе совместной игровой и трудовой деятельности.

Беседа

Объяснение

Игра

Поощрение

Чтение художественного слова

— А играть мы с вами будем в игру, которая называется «Ветер и листочки».

— Слушайте внимательно и запоминайте правила игры.

— Возьмите каждый себе по 2 листочка, который вам нравится.

-Сейчас я вам буду рассказывать стихотворение и вместе с вами выполнять под него движения.

Воспитатель зачитывает стихотворение
Наступила осень, Дети приседают
С деревьев опадают листья.
Подул слабый ветерок, Дети кружатся.
Закружил листочки.
Поиграл с листочками и затих. Дети приседают.
Подул сильный ветер. Дети с листочками разбегаются
И полетели листочки в разные стороны, кружатся,
В разные стороны. Выполняют прыжки с поворотами.

Дети отвечают на вопросы, внимательно слушают правила, активно участвуют в игре.

Дети демонстрируют двигательные способности, быстроту реакций.

Дети проявляют умение взаимодействия друг с другом.

У детей формируются коммуникативные взаимоотношения со сверстниками в ходе совместной игровой и трудовой деятельности.

4. Самостоятельная деятельность

Задача:

  • Продолжать учить детей самостоятельно организовывать игры, находить себе занятия по интересам.

Индивидуальная работа

Задача: 

  • Учить определять по картинке время года и приметы

Ситуация свободного выбора

Воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть на участке.

-Ребята, вы можете поиграть с листиками деревьев и кустарников

Воспитатель организует индивидуальную работу с Настей.

Упражнение «разложи листочки дерева и куста»

Даются листочки дерева и кустарника. Нужно разложить по коробочкам лист дерева, лист кустарника

Дети самостоятельно играют.

Дети самостоятельно организовывают игры, находят себе занятия по интересам.

5. Подведение итогов

Задача:

  • Побуждать детей к анализу прогулки.

Беседа Поощрение

Воспитатель побуждает детей к анализу прогулки, задавая вопросы.

— Ребята, что мы с вами сегодня делали? За чем наблюдали?

Ответы детей наблюдали за деревьями и кустарниками, играли, трудились.

— Что мы сегодня называли у деревьев и кустарников? Ответы детей листья, крона, ветки, ствол, кора, корни.

— Что вам показалось самым интересным? Что вам больше всего понравилось делать?

Ответы детей.

— Вы сегодня были большие молодцы!

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы

Дети анализируют прогулку.

6. Открытость

Задача:

  • Воспитывать желание у детей слушать педагога.

Инструкция

Воспитатель подзывает детей к себе.

— Дети, иди все ко мне. Сейчас мы строимся парами, и тихонько заходим в детский сад.

— Затем мы раздеваемся, моем руки и идём кушать.

Дети строятся парами, заходят в детский сад, раздеваются, моют руки, кушают.

Дети проявляю желание слушать педагога.

5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить план воспит работы
  • Студень не застыл как исправить с помощью желатина
  • Как найти интересный фильм для просмотра
  • Как найти избранные контакты на айфон
  • Как исправить соляную кислоту