Практическая работа из рабочей тетради по «Окружающему миру» для 3-го класса. Тема «Наблюдения». Проведите наблюдение за поведением аквариумных рыбок (или других животных) во время кормления. Придумайте этапы работы и сделайте записи. Какое можно провести домашнее наблюдение за своими питомцами? Этапы наблюдения следующие:
У меня живут две кошки, наблюдать за которыми и так сплошное удовольствие. Например можно смотреть как они едят по очереди. Одна всегда уступает право другой первой откушать угощение. Причем первая никогда не жадничает и всегда оставляет половину второй. Но часто они едят одновременно, если еда им особенно нравится. Проведем практическую работу по наблюдению за кормлением кошек.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Тагетес 7 лет назад Вроде простенькое задание по окружающему миру, а выполнять пришлось долго, ибо выбор животных для наблюдения был большой. Аквариумными рыбками не владеем, зато могли провести эксперимент и понаблюдать за поведением во время кормления: собак, котов и кошек, домашней птицы (утки, куры, индюки), свиньи, теленок или кролики, а могли бы, полазав по интернету (чего ломать свои головы, когда примеры уже готовые есть-) подумать (списать) о том, как, к примеру белки или хомяки с морскими свинками могут себя вести в период нашего их кормления. Т.е. выбрать было из чего, но мы остановились на первом животном, пойдя по самому легкому пути. Т.е. в объектив нашего наблюдения попал щенок. Итак, первой задачей было определить, что мы хотим узнать или какова цель нашего наблюдения.
2.1. взять разные мисочки, всего три 2.2. взять разные виды корма: у нас был, салат из овощей, мясной супчик и сухой корм 2.3. разложить всю эту вкусняшку в разные, соответственно, миски 2.4. подвести или подозвать щенка на дегустацию блюд, т.е. покормить его P.S. В связи с этим у нас возникла вторая цель эксперимента — заодно понаблюдать, как будет вести себя щенок во время еды, т.е. его реакция на наши действия, в виде поглаживания, отбирания миски, обращение или зов собачки, когда она кушает, насильное принуждение дать другую пищу.
3.1. щенок сначала подошел с к миске с салатом, затем с удовольствием похлебал суп, а вот миску с сухим кормом перевернул и есть отказался. Т.е. первая поставленная цель выявила, что наш щенок любит овощи и мясо, и совершенно равнодушен к разрекламируемому корму, напичканному полезными витаминами. Кроме этого, когда мы пытались подсунуть ему третью миску с кормом он смотрел на нас недружелюбно и отворачивал морду от миски, что потом и вылилось к ее переворачиванию. P.S. дополнительно поставленные цели показали, что когда мы пытались погладить щенка, он на нас рычал, огрызался и возникала опасность быть укушенным за палец. Т.е. во время нашего вмешательства во время поедания пищи, щенок вел себя агрессивно, не давая нам возможности с ним поиграть. Отсюда мы и сделали выводы: 4.1. наш щенок — сторонник здоровой пищи, как и мы сами. 4.2. нельзя влезать в момент кормления со своими шалостями, ибо, когда щенок ест, он занят делом и в нем просыпается инстинкт хищника, который свою добычу (пищу) никому не отдаст. Это, как один из вариантов проведения такого наблюдения. Можно было, к примеру, за теми же котами понаблюдать, выясняя как они себя ведут, когда их миски наполняются кормом. Наши, например, соблюдают какую-то иерархию в в этом вопросе. Один кот уступает другому в праве первого подхода к миске, причем тот, что уступает, просит еду, когда голоден, и для себя, и для первого — главного-), при этом третья кошка, ждет когда первые два кота наедятся, а они не съедают все до конца, и ворует из их мисок то, что не доели, при том, что ее миска также была наполнена, которую она опустошила мгновенно. И это при том, что первые два — огромные по своим размерам, а она тощая, как модель. Теперь будем еще раз за котами наблюдать, а потом выберем, какое наблюдение в тетрадку записать-) СнежнаяЗима 3 года назад Чтобы выполнить проект, можно понаблюдать за любым домашним питомцем, его повадками, поведением и привычками. Для начала стоит определиться, какова будет цель наблюдения. Затем можно поэтапно записывать результаты наблюдения и сделать общий вывод. Цель наблюдения: определить, какую еду больше любит кошка: натуральную или готовую из упаковок. План: 1. Купить несколько упаковок разного готового корма. 2. Приготовить натуральную еду. 3. Разложить корм по тарелочкам. 4. Предложить кошке и понаблюдать. 5. Записать готовые результаты. Для выполнения проекта приготовить любимую еду кошки, а также купить корм в магазине. Я приобрел несколько готовых кормов в магазине, а также сварил печень и куриное мясо. Корма были разные: один сухой, другой в виде сухих подушечек с начинкой, третий был в виде кусочков в соусе. Все виды корма я разложил в маленькие тарелочки. Предложил кошке на выбор, когда она была голодная, и просила кушать. Кошка стала подходить к разным мисочкам и нюхать предложенную еду. Моя кошка предпочла готовый магазинный корм. Больше всего ей понравились мясные кусочки в соусе. Результат наблюдения: кошка понюхала разный корм. Понюхала приготовленную печень и куриное мясо, но пошла к тарелочкам с готовым кормом для кошек. Вывод: кошки предпочитают готовый корм. Лучше покупать для них корм хорошего качества, чтобы не нанести вред их здоровью. Про наблюдение за аквариумными рыбками я уже писала в одном из вопросов, советую ознакомиться с темой. Здесь же хочу поделиться наблюдениями за поведением кота во время кормления. Цель: понять как кот воспримет новый корм. У нас есть кот, которому 10 лет, и вот с недавних пор кот отказался есть сухой корм, который ел всегда, и мы решили его перевести на натуральное кормление. Конечно мы переживали как он отнесется к новой еде. Кот у нас достаточно избирательный и привередливый, то есть не ест все подряд. Я сварила коту гречневую кашу и перемешала ее с кусочками сырого мяса. Кот подошел к миске, понюхал новую еду и отошел. Через некоторое время подошел снова и начал есть из миски. Однако мы заметили за ним странности. Он брал кусочек мяса, стряхивал по максимуму с него кашу и только потом съедал. Иногда он для этих целей вытаскивал мясо на пол. Если он съесть не успевал, то это делала собака. Потом я поняла, что ему надо варить кашу как варят для суши и роллов, а мясо резать очень мелко, все перемешивать и тогда масса будет почти однородной, и он не сможет есть одно мясо, ведь им одним вредно кормить животных, они могут заболеть. Кот в начале не ел новую еду, а потом потихоньку начал. Отсюда можно сделать выводы:
Бекки Шарп 3 года назад Самое интересное — это наблюдать за кормлением любимого животного. Поскольку кроме кошек у меня не было животных, за ними я и наблюдала. Один мой кот был настоящий охотник, который ловил, когда был еще не совсем взрослым. Ловил он их быстро, ловко. Однако он это делал не совсем для добычи пищи, как я поняла. Кормила я кота по-разному, так как любила его и хотела понять, что же он любит и предпочитает. Выяснила я это в течение недели. каждый день предлагала коту разную еду. Кормила вареной курицей, вареной рыбой. Так сказать — здоровой пищей. Кот ел… но было видно, что эта пища ему совсем не по душе. Он лениво подходил к миске и так же лениво ел, как будто делал одолжение. Совсем по-другому дела обстояли с готовым кормом от известного бренда. Он знал эти банки, он бежал за мной, когда я доставала банку, он урчал, когда я ее открывала и лез мордой, когда я накладывала еду. Он приносил мне мышей, выпрашивая свою заветную баночку. Вывод я делала такой, что кошки или вообще животные имею свои пристрастия в еде, так же как и люди. Готовая еда для животных порой им нравится больше, чем натуральная, приготовленная с любовью человеком. Алиса в Стране 3 года назад У меня дома живет кошка и я буду наблюдать именно за ней во время ее кормления. Специальными покупными кормами для кошек я ее не кормлю, потому что они очень вредные для здоровья моей кошки, я ее кормлю только хорошей едой. Цель работы: определить любимую еду моей кошки. План проведения работы: сварить отдельно кусочек курицы, кусочек рыбы, одну сосиску, разложить в разные тарелочки примерно одинакового размера, поставить их на пол на кухне, налить в мисочку молока, поставить рядом. Запустить кошку и наблюдать за ней. Результаты наблюдения: Кошка сначала понюхала сосиску, видимо, потому что она сильнее всего пахнет, но есть ее не стала, пошла знакомиться с меню дальше. Для начала она выбрала из всего, чтобы было, кусочек рыбы, съела его, а потом еще съела половинку кусочка курицы, и ушла с кухни. Через 20 минут кошка вернулась к еде и попила молока. Вывод: Кошки все-таки больше всего любят рыбу, а сосиску она есть не стала, потому что в ней вредные вещества и животные это чувствуют всегда. Марина Вологда 3 года назад Наблюдение за поведением домашнего питомца во время кормления, в нашем случае это — красноухая черепашка. Цель наблюдения: выявить, как ведет себя черепашка во время кормления, чем лучше кормить черепах. План проведения наблюдения: кормить черепашку капустой и сырым мясом, наблюдать, что ей больше нравится, как она себя ведет. Результаты наблюдения: кормим мы своих черепах два раза в неделю, по средам и субботам. В среду я давала черепашкам капусту, совсем немного. Они съели по 1 кусочку диаметром 1 см, а больше не стали. В субботу я кормила их сырым мясом, черепашки все съели. А вот вода загрязняется одинаково, что от капусты, что от курицы. Даже если давать курицу, то вода становится грязной быстрее, чем от капусты. Вывод: черепашкам больше нравится сырое мясо, чем капуста. Viridi 3 года назад При выполнении данного задания можно выбрать любого домашнего питомца. Поскольку подобную тему мы уже писали, то решили продолжить свои наблюдения за домашним аквариумом и его обитателями. Цель наблюдения: выяснить как ведут себя рыбки во время процесса кормления. План проведения наблюдения. Купить два вида корма ( живой и сухой) и определить какой из них предпочтительнее для рыбок. В качестве живого корма мы использовали личинки комаров, в народе их называют мотыль. Сухой корм — универсальный в виде хлопьев. В результате наблюдения выяснилось что живой корм рыбки едят лучше,он яркий и двигается, к тому же позволяет рыбкам удовлетворить свой природный инстинкт охотника. Хлопья сухого корма некоторые рыбки тоже кушали, но не с таким удовольствием : большая его часть осела на дне аквариума. Выводы: живой корм рыбкам понравился больше, поскольку они ели его охотнее. Кроме этого он не так загрязняет аквариум как сухой. Бархатные лапки 3 года назад Цель наблюдения: пронаблюдать за животным во время кормления. План проведения наблюдения: даем животному разную пищу, наблюдаем как оно себя ведет в процессе кормления, записываем свои наблюдения. Результаты наблюдения: указываем результат своих наблюдений. Выводы: подводим итоги. У нас есть кошка, живет уже несколько лет. В еде довольно избирательная, кушает далеко не все. Я провела такие наблюдения за кошкой: ставила сразу два виды еды (молоко и мясо), кошка подходила к своей еде, сначала нюхала и молоко и мясо. Затем начинала кушать мясо, к молоку так и не притронулась. Молоко она выпила лишь под вечер. На второй день я так точно поставила кошке мясо и молоко. И снова она сначала выбрала мясо, молоко было выпито лишь через время. В результате можно сделать такие выводы: кошки очень избирательные в еде, они кушают сначала самое вкусное, а потом уже то, что осталось. -Irinka- 3 года назад Данный проект по окружающему миру помогает лучше узнать домашних животных, изучить их вкусы, повадки. Наблюдение за аквариумными рыбками.
Наблюдаем за рыбками по время кормления, за их поведением.
Осуществляем наблюдение за рыбками в процессе их приема пищи. Для того, чтобы осуществить наблюдение за рыбками нужно взять два вида корма. Возьмём сухой корм, а так же живой. Помещаем одновременно оба корма и смотрим какой именно корм предпочитают рыбы.
Аквариумные рыбки предпочитает живой корм сухому.
Аквариумные рыбки любят живой корм, он судя по всему более вкусный и полезный. Но и от сухого корма рыбки тоже не отказываются. После того, как они съедают живой корм, с удовольствием приступают к поеданию сухого. Питание аквариумных рыбок должно быть разнообразным. Эления 3 года назад Домашние животные — это не просто животные, это спутники жизни, друзья, которые постоянно находятся рядом. За ними интересно смотреть, как они себя ведут, какие повадки, привычки, особенностями. Наблюдение за животными рождает знания, полученные при помощи собственного практического опыта. Ребенку можно самостоятельно провести наблюдение за питомцем. Можно придерживаться следующих пунктов в работе: Цель работы — посмотреть на повадки животного во время кормления, обратить внимание, какой корм предпочитает, ест более охотно, сколько раз в день. План: кормить и наблюдать за животным в течение определенного периода. Результаты наблюдения: у нас небольшой котенок Мартин, мы взяли его с улицы. Любит все, что дадут, особенно мясной корм из пакетиков. Он не набрасывается на еду, но когда много времени прошло, то просит наполнить миску. Он посмотрит на хозяйку, потом на миску, сразу понятно, что проголодался. После еды отдыхает, может играть, приятно настроен. Вывод в том, что кошки умные, они понимают, когда их кормят по времени, ждут и просят хозяина, если о нем забыл, так делал наш питомец. Отдает предпочтение корму в пакетике, хотя другой корм тоже ест с аппетитом. будь это творог или суп. Знаете ответ? |
Примерный алгоритм наблюдения за животным
В процессе восприятия дети, следуя указанию педагога (или самостоятельно), отмечают:
1. Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным (белку сравнивают с кроликом, кошку с собакой, лошадь с коровой и т.д.).
2. Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питания на воле и в неволе). По этим признакам сравнивают с уже известным однотипным животным, отмечая различие и сходство;
3. Особенности в назначении и роли данного животного в природе (забота человека о животном; принадлежность данного животного к определенной группе: домашние и дикие; хищные и травоядные; всеядные; птицы; насекомые; рыбы; звери).
4. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний
Примерный алгоритм наблюдения за растением
В процессе наблюдения за растением дети отмечают:
1. Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей. Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения.
2. Особенности ухода и содержания данного растения сравнительно с уже знакомыми: требование растения к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определенной группе (деревья, кустарники, растения огорода, цветника, леса, луга и т.д., комнатные растения).
3. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.
Таким образом, организуя процесс наблюдения в соответствии с вышеуказанными структурой и алгоритмом обследования, воспитатель осуществляет руководство восприятием детей по следующим направлениям:
– направление восприятия ребенка на определение объекта наблюдения (узнавание, называние);
– объяснение, напоминание методика наблюдения (плана);
– руководство процессом целенаправленного наблюдения в соответствии с поставленной целью и планом;
– обсуждение результатов наблюдения;
– использование полученных результатов наблюдения в
Тема: Составление плана
наблюдений.
Цели:
- подвести детей к мысли о необходимости
планировать наблюдение; - составить первый план наблюдения, провести
наблюдение, используя составленный план; - практиковать детей в словесном описании
ощущений, полученных с помощью разных органов
чувств; - тренировать внимание, восприятие;
- воспитывать интерес и любовь к животным.
Оборудование: большой лист бумаги с
заготовкой плана наблюдения, как в
учебнике-тетради (далее У-Т) с.31, схема
«Происхождение собак», картинки с изображением
собак разных пород, карточки с изображением
органов чувств человека, схемы способов
получения ответов на вопросы.
Пособия у детей: конструктор «Породы
собак» с. 63-79, тетрадь с планом наблюдения (с. 55 –
один план на двоих), куски мела и стаканчики с
чистой водой (по числу парт).
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
Учитель (далее У.):
Расскажите, о чём рассказывают эти схемы? (На
доске схемы способов получения ответов на
вопросы.)
Рисунок 1
Дети (далее Д): Это способы
получения ответов на вопросы: можно спросить у
кого-нибудь, прочитать в книге, самому наблюдать.
У: На прошлых уроках мы поняли, что не
все ещё достаточно хорошо умеют наблюдать,
искать ответ в книгах и спрашивать. Нам нужно ещё
поучиться этому. С какого способа мы решили
начать?
Д: С наблюдения.
У: Что вы узнали об этом способе
получения ответов?
Д: Наблюдая, человек использует на
только глаза, но и уши, нос, язык, пальцы рук. Всё
это органы чувств человека.
У: Но самым важным органом чувств
человека являются, конечно, глаза, поэтому мы и
оставили этот знак «глаз». Что ещё нужно добавить
в схему наблюдения?
Д: Сам объект наблюдения, то, что мы
будем наблюдать.
У: Объект наблюдения мы будем рисовать в
квадрате чуть ниже и правее знака «глаз».
II. Тренировка в словесном описании
ощущений, получаемых разными органами чувств.
Форма работы: в парах. На партах –
стаканчик с чистой водой и кусок мела.
У: Опишите воду своему соседу. При этом
вы, конечно, будете использовать разные органы
чувств. Будем работать вместе. Например, если я
возьму карточку с изображением носа, вы
начинаете нюхать предмет, затем называете
свойство.
Учитель поочерёдно поднимает карточки с
изображением органов чувств, дети называют то
свойство предмета, которое определяется с
помощью этого органа.
Рисунок 2
У: Те из вас, кто слушал описание воды
соседом, оцените ответ соседа.
Дети показывают жестом знаки «+» или «-».
У: Следующий объект наблюдения – мел.
Теперь свойства предмета называет другой сосед.
Работаем так же. Я показываю карточку с
изображением органа чувств, а вы называете то
свойство, тот признак, который определяем с
помощью данного органа чувств.
Дети работают.
III. Постановка учебной задачи
У: Если бы я назвала вам все те
признаки, свойства предмета, которые вы сейчас
называли соседу, а предмет бы спрятала, вы бы
смогли угадать о каком предмете идёт речь?
Д: Да.
У: На прошлом уроке каждый из вас
загадал собаку из нашего конструктора и, не
показывая соседу, назвал признаки этой породы. А
сосед по этому описанию должен был угадать и
склеить из найденных частей ту собаку, которую вы
задумали. Давайте посмотрим, что у вас
получилось?
Дети открывают учебники-тетради на странице
35. Учитель смотрит работы. Оказывается, что
большинство детей не угадали собаку, задуманную
соседом. У некоторых получилась порода, которой
не существует.
У: Почему так получилось?
Д: Потому что не были названы все
признаки задуманной собаки, что-то упустили.
У: Что бы помогло не забыть назвать все
признаки?
Выслушиваются предложения детей.
У: Можно составить себе
записку-подсказку о том, что нужно не забыть
описать.
Учитель вешает на доску схему-план
наблюдения. Дети находят этот же рисунок в
учебнике (У-Т).
Рисунок 3
IV. Составление схемы наблюдения
У: Давайте составим такую подсказку
для описания собаки. Что рисуем в прямоугольнике?
Д: Объект наблюдения, то, что будем
наблюдать.
Учитель рисует схематичный рисунок собаки в
прямоугольнике, дети повторяют на своих местах.
У: Что в квадрате?
Д: Части, которые будем наблюдать или
части, из которых состоит собака. Это голова,
шерсть, лапы, хвост.
У: Что будет в кружочках?
Д: Признаки наблюдаемых частей:
признаки головы, шерсти, лап, хвоста.
У: Итак, начнём с первой ветки, то есть
будем называть возможные признаки головы. Что
можно сказать о голове собаки?
Д: Голова может быть круглой, овальной.
У: Какой это признак?
Д: Форма.
У: Посмотрите на изображения этих собак.
Учитель показывает рисунки с изображением
лайки, колли, боксёра.
Рисунок 4
У: На какую геометрическую фигуру
похожи головы этих собак?
Д: Треугольник, прямоугольник, круг.
У: Обозначим этот признак в первом
кружочке.
Учитель на доске, а дети на листе рисуют круг,
треугольник, прямоугольник.
У: Если посмотреть на собак сбоку, то
какие формы можно увидеть?
Учитель показывает изображения терьера и
сенбернара на схеме «Происхождение собак» [2]
Рисунок 5
Д: Овал и круг.
У: Обозначим этот признак в следующем
кружочке.
У: Что есть на голове?
Д: Уши.
У: Какие признаки есть у ушей?
Д: Форма и длина. Уши могут быть длинные
и короткие, стоячие и висячие.
Учитель и дети рисуют в третьем кружочке виды
ушей.
У: Переходим к следующему стволу.
Какую часть тела собаки будем описывать?
Д: Шерсть.
У: Какие признаки шерсти можно выделить?
Дети рассматривают изображения различных
пород собак и выделяют следующие свойства
шерсти:
Д: Шерсть может быть длинной и
короткой.
Д: Шерсть может быть пёстрой и
однотонной.
Д: Шерсть может быть кудрявой и прямой.
Одновременно учитель обозначает данные
свойства в кружочках, дети повторяют в тетрадях.
У: В кружочках следующего ствола
нарисуем признаки хвостов. У большинства
породистых собак хвост купируется, то есть,
обрезается, для того, чтобы собака не повредила
его во время охоты, игры.
Дети выделяют следующие признаки хвостов и
схематично их выделяют вместе с учителем в
кружках.
Д: Длина хвоста: короткий или длинный.
Д: Форма хвоста: крючком (например у
лаек), висячий (например у овчарок), вытянутый
горизонтально и чуть вверх (у бассет-хаунда)
Д: Пушистость: пушистый и гладкий.
У: Хвост собаки может многое рассказать
о её настроении. Когда собаке хорошо, она виляет
хвостом. Люди тоже иногда используют своё тело,
чтобы рассказать окружающим о своём настроении.
Например, когда детям весело, они прыгают и
хлопают в ладоши.
Когда собака злится, она вытягивает хвост
горизонтально, испуганная собака поджимает
хвост.
У: Следующий ствол расскажет нам о
признаках лап. Какие лапы у собак?
Д: Например, у бассет-хаунда и таксы лапы
короткие, а у дога и борзой лапы длинные.
Д: У дога, боксёра, сенбернара лапы
мощные, мускулистые, а у болонки и пуделя
худенькие лапы.
Учитель обозначает эти свойства в кружочках.
У: Все части тела собаки описали. У нас
осталось ещё два свободных кружочка. О чём ещё
можно сказать, описывая собаку?
Выслушиваются ответы детей.
У: Посмотрите на эту схему. О чём она
рассказывает?
Выслушиваются ответы детей. Учитель
дополняет.
У: Схема рассказывает о том, что 13000 лет
назад из волка и шакала получилось домашнее
животное – собака. Постепенно были выведены
различные собачьи породы. Многие из них были
выведены с какой-то целью. Например, колли жили в
Шотландии и помогали хозяевам пасти овец. Колли
быстро бегают и хорошо понимают команды. У них
отличный нюх, который позволяет найти
потерявшуюся овцу.
Некоторые породы были выведены для охоты.
Например, борзые, терьеры, сеттеры.
Некоторых собак используют как ездовых.
Например, сибирскую лайку. Без неё трудно
пришлось бы жителям Крайнего Севера. Эту собаку
используют, когда нужно переехать жить в другое
место или перевезти добычу. У сибирской лайки
густой мех, она трудолюбивая и выносливая.
Есть собаки, которые работают с полицейскими,
есть собаки – спасатели. Это сенбернары, которые
помогают спасать людей, заблудившихся в горах.
Или ньюфраунленд. Эта собака спасает утопающих. А
есть просто декоративные собаки. Их содержат
дома как друзей.
Получается, у каждой породы есть своя работа,
своя задача, своё применение. Можем мы этот
признак внести в нашу схему?
Д: Да.
У: Вот мы и составили план наблюдения.
Если бы вы описывали задуманную собаку по этой
схеме, по этому плану, смог бы ваш сосед угадать,
какая порода была вами задумана?
Д: Да.
V. Рефлексия
У: Чему мы сегодня научились?
Д: Составлять план наблюдения.
У: Для чего он нужен?
Д: Для того, чтобы не забыть назвать все
признаки наблюдаемого предмета.
У: А можно ли составить себе такую схему
подсказку, наблюдая насекомых? Птиц?
Д: Да.
VI. Домашнее задание
У: Нарисуйте собаку, которую удалось
наблюдать самому. При этом сверяйтесь с планом.
Литература:
- Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва. Окружающий
мир. Методические рекомендации для учителя. М:
Вита-Пресс, 2001 г. - Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва, А.В. Чудинова.
Учебный справочник по естествознанию для 1-5
классов. М: Интор, 1997 г. - Детская энциклопедия. М: Росмен, 1994 г.
ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Содержит материалы для теоретического изучения темы 3.2 «Методика руководства наблюдениями за живым объектом в разных возрастных группах», в объеме, установленным учебной программой по учебной дисциплине «Методика экологического образования» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.
Результат изучения темы: раскрывает объем знаний о животных в разных возрастных группах; подготовку педагога к проведению наблюдения; описывает экологический подход к содержанию и организации наблюдения в с детьми в уголке природы, на участке и в непосредственном окружении; указывает структуру наблюдения за живым объектом, раскрывает методику проведений наблюдения в разных возрастных группах.
Ключевые вопросы: Объём знаний о животных в разных возрастных группах; подготовка к проведению наблюдения; методика руководство наблюдениями в разных возрастных группах.
3.2 МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА НАБЛЮДЕНИЯМИ ЗА ЖИВЫМ ОБЪЕКТОМ (животным) В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Содержание:
-
Объём знаний о животных в разных возрастных группах.
-
Структура наблюдения за живым объектом.
-
Методика руководства наблюдением за живыми объектами в разных возрастных группах.
1. Объём знаний о животных в разных возрастных группах.
Особенности наблюдения:
-
Его можно организовать в обстановке, натуральной для животного, где животное ведёт себя свободно.
-
Оно позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного – длительное обучение;
-
Содействует непосредственным контактам с животными.
Содержание объёма знаний детей разных возрастных групп о животных представлен в учебной программе дошкольного образования (2019 г.), образовательная область «Ребенок и природа», подраздел
Знания, которые даются дошкольникам о животных, можно разделить на 2 группы:
Знания о разнообразных представителях фауны (расширяют кругозор, содействуют интеллектуальному развитию) Знания можно объединять в 3 группы: — внешний вид, жизненные проявления (часть тела, выдаваемые звуки, характерные движения, особенности питания и размножения); — среда обитания, характер приспособления к условиям жизни (окраска, особенности построек и поведение, формы охраны, сезонный уклад жизни); — польза, которую приносят животные. |
Знания о возможных формах взаимодействия человека и животных (уход за животными, способ помощи и охраны). Эти знания определяют правила поведения в природе, нормы морального отношения к природе. |
-
СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВЫМ ОБЪЕКТАМ (ЖИВОТНЫМ).
Руководство наблюдением состоит из 4 моментов:
-
Подготовка воспитателя к проведению наблюдения.
-
Подготовка детей к наблюдению.
-
Проведение самостоятельного наблюдения (руководство деятельностью детей в ходе наблюдения).
-
Закрепление полученных знаний в ходе наблюдения.
-
Подготовка воспитателя к проведению наблюдения
А) выбор объекта наблюдения — зависит от требований ученой программы дошкольного образования данной возрастной группы; наличия и особенностей объекта;
Обязательные условия: наблюдение не должно наносить вред живому существу. Животное должно адаптироваться на новом месте, для этого необходимо накануне наблюдения внести животное в группу, но только после ухода детей. Утром, в день наблюдения животное не кормят.
Б) выбор места наблюдения — желательно заранее найти место в природе или по возможности создать в группе типичные для животного условия проживания;
В) формулировка цели наблюдения — воспитатель выделяет воспитательные, образовательные, развивающие задачи, намечает словарную работу;
Г) организация наблюдения — форма и способ организации. Выбор способа организации зависит от особенностей живого объекта (размер, характер передвижения, возможность или невозможность контакта).
Требования к рассадке детей:
-
Чтоб всем было хорошо видно (соответствует расстояние и размещение, свет на объект падает с боку детей);
-
Чтоб дети и объект были в безопасности (педагог должен помнить, что у детей младшего дошкольного возраста на первых порах отношений с животным наблюдается реакция хватания и сжимания, но бывают и неожиданные моменты в поведении животных).
-
Подготовка детей к наблюдению
Подготовка детей к наблюдению происходит с целью:
А) выяснить имеющиеся знания детей об объекте (за 2-3 дня до наблюдения проводится предварительная беседа);
Б) вызвать интерес ожидания будущего наблюдения (во вторую половину дня предварительного наблюдения или утром в день наблюдения). Используют приёмы: младшая группа (рассмотреть игрушечное животное или рисунок; внести в группу клетку и спросить «Чей это домик?»; прочитать стихотворение, спеть песенку, провести игру.) Старшая группа: показать предметы ухаживания за животным и спросить для чего это нужно; совместно с детьми рассмотреть клетку для животного; дать детям задание принести и подготовить корм для животного, а потом спросить «Какое животное это любит?»; чтение художественных произведений; небольшой рассказ о животном, диафильм.
В) по необходимости напомнить детям правила поведения на месте наблюдении.
3. Проведение наблюдения за живым объектом.
Структура наблюдения:
-
Вступительная часть (начало наблюдения)
Цель: сконцентрировать внимание детей на объекте, заинтересовать, создать необходимую эмоциональную атмосферу. Наблюдения должны начинаться разнообразно: (сюрпризный момент; простое, но эмоциональное сообщение о госте; создание проблемных ситуаций, решение умственных задач (прослушивание на магнитофоне записи голоса животных, издаваемых звуков); — показ предметов ухода и спросить «Для ухода за кем это нужно?»
II. Основная часть (обследуется объект)
Цель: удовлетворить интерес детей, дать возможность поделиться впечатлениями, создать первичное отношение к объекту.
Мл. гр. = 8-10 мин.
Ср. гр. = 10-15 мин.
Ст. гр. = 15 мин. и больше.
Успех наблюдения зависит от поведения животного, детей и от умения воспитателя ориентироваться в неожиданных обстоятельствах.
Основная часть включает в себя:
2.1.Свободное рассматривание объекта детьми (1-2 мин.). Восприятие объекта целиком.
Цель: утолить интерес детей, дать возможность поделиться впечатлениями, создать первоначальные представления об объекте.
Детям разрешается обмениваться мыслями, но тихо, чтоб не напугать животное. Если не дать детям свободно рассмотреть объект, они не будут слышать вопросы воспитателя.
2.2.Обследование объекта
Цель: изучение объекта (выделение особых частей, свойств), формирование представлений.
Младшая группа – представления о внешнем виде (основные части тела, окраска, размер, покров); представления о жизненных проявлениях (движения, питание, звуки; старшая группа – среда проживания и характер приспособления к условиям жизни; рост и развитие животных; правила ухода за животными; польза, которую приносят животные.
2.3 Трудовая деятельность
Цель: сформировать умения и навыки по ухаживанию за живыми объектами.
Младшая группа – элементарные трудовые поручения (покормить, попоить)
Старшая группа – уход за животным (ряд трудовых операций в определённой последовательности); моделирование природных условий существования (обустройство садка для насекомых, террариума для ползунов, аквариума для земноводных).
III. Заключительная часть.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей, сделать выводы, подвести итоги.
Младшая и средняя группа — на уровне представлений.
Старшая группа — на уровне рассуждений и понятий.
Приёмы: Младшая группа – вызвать интерес к объекту обратно (спеть песенку, провести подвижную игру, прочитать стихотворение).
Старшая группа – рассказ о том, как дежурные должны ухаживать за животным; обобщающий рассказ воспитателя; установка на дальнейшее наблюдение за объектом; сочинить загадку по описанию объекта; дидактические игры на классификацию (морские и речные рыбы)
3. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА НАБЛЮДЕНИЕМ ЗА ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года)
Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей.
Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен. В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы: например, неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, а можно заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей прежде всего привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормит кролика, играет с котенком бумажным бантиком), а затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.
Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки, например, для того, чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует и подражание движениям, звукам. Например, предлагает детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д. Обучая детей, воспитатель четко ставит вопрос, направляя их внимание на сравниваемые признаки, например: «Посмотрите на воробья и голубя: кто из них больше?» или «Какого цвета перышки у воробья и какого — у голубя?» С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Например, во время кормления щенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи — и после наблюдения спросить детей, что щенок больше всего любит есть.
Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным, растениям. Многое здесь зависит от взрослого. Когда воспитатель дает возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой.
В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.
Наблюдения за животными в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью, например: «Посмотрим на котика, а потом нарисуем его по контуру»
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет)
Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем. И если эта задача совпадает с практической деятельностью, то воспринимается она довольно легко, например: «Хомячок будет у нас жить, научимся за ним ухаживать».
Объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них. Наблюдая за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются, чем питаются, где обитают. Постепенно дети начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных к окружающей среде.
Наблюдение в средней группе начинается с постановки воспитателем познавательной задачи, которая нередко совпадает с практической деятельностью, например: «Будем рассматривать кролика и научимся за ним ухаживать», «Рассмотрим рыбку и будем рисовать ее».
В ходе наблюдения воспитатель пользуется различными приемами, помогающими ему сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях животного, установить необходимые связи и отношения. Широко используются вопросы к детям, которые теперь необязательно будут связаны с действиями животного во время кормления, игры и т. д. Воспитанники средней группы в состоянии слышать вопросы, обращенные к ним, и отвечать на них, отвлекаясь от проявлений животных, вызывающих непосредственный интерес. Кроме вопросов, направленных на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях: кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище? И т. д.- следует задавать вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы, так называемые поисковые вопросы, например: почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи — быстро? Почему хомячок так ловко лазает по лесенке?
Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех предложенных воспитателем и т. д. Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства. В средней группе начинают использовать и личный опыт детей. Например, рассматривая вместе с ребенком котенка, воспитатель просит малыша вспомнить, какого цвета котенок живет у них дома, что он любит есть, как играет и т. д. Этот прием способствует возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми впечатлениями, формированию обобщенных представлений о животных. В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам. Воспитанники средней группы начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия: покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т. д.
У детей необходимо сформировать отчетливое представление о наблюдаемом объекте, знание о некоторых способах ухода за ним, бережное отношение. Поэтому, завершая наблюдение, следует с помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания. Вопросы нужно сформулировать так, чтобы они были интересны ребятам и вели к обобщению полученных знаний. Например: «Расскажите, как будем ухаживать за кроликом» или «А как вы узнаете снегиря, если увидите его на улице?» Результатом наблюдения может стать и практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы.
СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет)
В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникновением в ходе ее вопросов, противоречий. Наблюдение становится все более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения («Сначала рассмотрим, какой кролик, потом что и как он ест, как передвигается») и действовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дети вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы «признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются.
В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие).
Формирование у детей старшего дошкольного возраста более сложных знаний требует от воспитателя и усложнения методики организации, и проведения наблюдения. Наблюдение начинается (с постановки перед детьми познавательной задачи, например: «Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать». Затем воспитатель задает детям разнообразные вопросы. Некоторые совсем несложные, например когда ребенок… должен узнать и различить внешние признаки объекта: кто это? Какие части тела есть у птиц? И т. д. Более сложные вопросы заставляют ребенка припомнить то, что он видел раньше: чем мы кормили снегирей? — или сопоставить объекты и найти в них признаки различия и сходства: чем отличается попугай от снегиря? Что общего у всех птиц? Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки? Воспитанникам старшей группы предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).
СТАРШАЯ ГРУППА (6-7 ЛЕТ)
Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни — стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение становится более самостоятельным.Задачей воспитателя является формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности.
Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существенных, общих признаков у детей формируются элементарные понятие: «животные Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.
Так же как и в старшей группе, наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. Но теперь в ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос-задание, требующий от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает такое задание: «Посмотрите и расскажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?» Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Чаще, чем в старшей группе, педагог использует сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.
Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за животными. Хорошо, если воспитатель загадывает детям загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так как все это способствует расширению знаний детей.
Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Заканчивается наблюдение обобщением.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1.Раскройте объем знаний о животных у детей разных возрастных групп.
2.Раскройте особенности наблюдения.
3. Раскройте подготовку педагога к проведению наблюдения.
4. Опишите экологический подход к содержанию и организации наблюдения с детьми в уголке природы, на участке и в непосредственном окружении.
5. Укажите структуру наблюдения за живым объектом.
6. Раскройте методику проведения наблюдения за живым объектом в младшем дошкольном возрасте.
7. Раскройте методику проведения наблюдения за живым объектом в среднем дошкольном возрасте.
8. Раскройте методику проведения наблюдения за живым объектом в старшем дошкольном возрасте.
Литература:
-
Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с
-
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. — 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.
-
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 184 с.
-
Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде. — М., Просвещение, 1990.
Приложение 1
ЖИВОТНЫЕ КАК ОБЪЕКТЫ
НАБЛЮДЕНИЯ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Объекты наблюдения |
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Звери — домашние — дикие |
Кошка, собака, корова, свинья и их детёныши. Лиса, заяц, медведь и их детёныши. |
+ конь, овца и их детёныши. +белка, ёжик и их детёныши |
+ щенки 2 пород +животные других климатических зон: верблюд, олень |
Птицы |
Цыплёнок и птица уголка природы (канарейка) |
3-4 вида птиц (воробей, ворона, голубь) |
4-5 зимующих птиц (воробей, ворона) и 3-4 перелётных птицы (аист, ласточка, трясогузка) и водоплавающие птицы (утки, гуси). |
Ползучие животные |
— |
— |
черепаха степная, болотная, ящерица |
Земноводные |
Лягушка, жаба |
Жаба |
Жаба и лягушка |
Насекомые |
Мотыли и жуки |
+ комары и стрекозы |
+ кузнечики и муравьи |
Рыбы |
Золотой и серебряный карась, золотая рыбка |
+меченосец, телескоп, сомик, гуппи, верховка. |
+гуппи, сколярия, вьюн |
Главная особенность фенологических наблюдений за животными — это подвижность объектов наблюдения. Такие наблюдения более трудоемки, чем наблюдения за растениями, и требуют от наблюдателя большей внимательности, усилий и времени. Поэтому вести такие же детальные наблюдения за сезонным состоянием животных, как в случае с растениями, практически невозможно.
Дать универсальные рекомендации относительно выбора мест и времени проведения наблюдений за животными сложно, так как определённые виды связаны с конкретным местообитанием, а на активность животных также влияют такие факторы, как время суток, сезон года, погодные условия и даже микроклимата конкретного места.
Несколько основных рекомендаций:
1. Ознакомьтесь с фауной вашего региона до начала ведения наблюдений.
Некоторые фенологические наблюдения (например, сезонный перелёт птиц) могут быть не привязаны к основному участку наблюдений. Поэтому наблюдатель должен хорошо знать, где конкретно в данной местности можно встретить определённые виды животных. Именно эти участки должны регулярно — и достаточно часто (не реже 1 раза в 2–3 дня) — посещаться наблюдателем в период сезонных миграций.
2. Тщательно продумайте маршрут.
При составлении маршрутов для ведения наблюдений за животными, учитывайте, что они должны охватывать те местообитания, которые предпочтительны для наблюдаемых видов. Для наблюдений за крупными животными потребуются продолжительные маршруты.
3. Не пытайтесь успеть все и сразу.
Проводите наблюдения за наиболее заметными сезонными явлениями, причём выбирая преимущественно те, которые можно зафиксировать с точностью до 2–3 дней. Если вы только начинаете ведение фенологических наблюдений, выбирайте те объекты и явления, которые вы с уверенностью сможете корректно определить.
4. Старайтесь не трогать руками.
Проведение наблюдений за животными не предусматривает применения специальных технических средств или методов ограничения подвижности. Будьте предельно осторожны — некоторые из них могут вас ужалить, укусить, клюнуть или даже лягнуть. Пожалуйста, обязательно ознакомьтесь с правилами безопасного проведения полевых исследований.
5. Птиц не только наблюдаем, но и подслушиваем.
Перед организацией наблюдений за птицами на участке или маршруте, заранее ознакомьтесь с предполагаемыми объектами, которых вы можете встретить во время учёта: изучите их внешний вид, повадки, голоса. Помните, что наблюдения за птицами желательно проводить в тишине, особенно в гнездовой период.
6. В поиске насекомых могут помочь растения.
При наблюдении за насекомыми помните о непосредственной связи многих видов с определёнными растениями, которые могут не входить в список наблюдаемых объектов, но должны находиться на участке наблюдений или недалеко от его границ.
7. Принимайте во внимание влияние микроклимата.
Для многих животных, которым свойствен небольшой радиус активности, сроки наступления феноявлений, регистрируемых на участках, расположенных даже в непосредственной близости друг от друга, могут отличаться. Например, семьи муравьёв, обитающих на склонах северной и южной экспозиции, — в их случае даты начала весенней активности в муравейнике будут зависеть от сроков и от степени прогревания участка обитания, что напрямую связано с ориентацией экспозиции склона.
8. Можно просто спросить.
В некоторых случаях часть сведений можно получить, например, у лесников, охотоведов или у любителей, которые близко знакомы с местной природой (у охотников или рыболовов). Обращайтесь с расспросами только к тем информаторам, чьи показания заслуживают доверия.
Общие фенологические наблюдения ведутся за отдельными представителями беспозвоночных (насекомые и паукообразные) и позвоночных (земноводные и пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) животных.
Наблюдения за насекомыми и паукообразными
Рекомендуемые фенообъекты данного раздела — это представители отряда Чешуекрылых (бабочки крапивница, лимонница, боярышница и др.); общественные насекомые (рыжие лесные муравьи, пчёлы, шмели), Жесткокрылых (майский, колорадский жуки) и Полужесткокрылых (цикады, клопы-солдатики, тли); кровососущие насекомые комплекса «гнус» (слепни, оводы, комары, мошки и др.); иксодовые клещи и другие представители класса Паукообразные.
Перейти к методике
Наблюдения за земноводными и пресмыкающимися
Данный раздел посвящен рекомендациям по ведению наблюдений за самой неоднозначной группой животных — они легко заметны и у них можно выделить хорошие явления-феноиндикаторы, но при этом не всегда легко правильно определить вид животного. Фенообъектами данного раздела будут служить представители земноводных: серые жабы, зеленые и бурые лягушки, а также рептилий: ящерицы (живородящая) и змеи (обыкновенный уж, степная и обыкновенная гадюки).
Перейти к методике
Наблюдения за птицами
В этом разделе вы найдете рекомендации по наблюдению за одними из самых непоседливых фенологических объектов. В список включены самые часто встречаемые и легко определяемые виды птиц России (в том числе охотничьи виды), включая представителей курообразных, журавлеобразных, аистообразных, ржанкообразных, дятлообразных, кукушкообразных. стрижеобразных, воробьинообразных и других.
Перейти к методике
Наблюдения за млекопитающими
В данном разделе представлены рекомендации для ведения наблюдений за таксонами млекопитающих и отдельными явлениями, доступными широкому кругу наблюдателей (насекомоядные, грызуны, рукокрылые), и рекомендации для охотников, охотоведов и тех людей, чья жизнь и профессиональная деятельность позволяют вести наблюдения за дикими животными — пушными зверями (белка, горностай, заяц, лисица) и промысловыми животными (олень, лось, косуля и другие).
Перейти к методике
Конечно, невозможно проводить наблюдения за всеми рекомендованными видами животных. Наблюдатель может корректировать число объектов, за которыми он следит, исходя из конкретных условий, своих познаний о фауне и удобства наблюдения. Вместе с тем желательно постепенно расширять число наблюдаемых вами фенологических явлений и видов животных.
Добавление наблюдений за животными
1. Зарегистрируйтесь в Личном кабинете на сайте или в одноименном мобильном приложении.
2. Откройте форму Добавить новое наблюдение.
3. Подробно опишите место наблюдения и охарактеризуйте явление, отметьте дату вашего наблюдения в соответствующих графах. Важно: в качестве «Типа явления» выбирайте «Фенология животных» (или «Дополнительные наблюдения», если вы не нашли наблюдаемый вами вид среди рекомендованных). Графу «Программа наблюдений» заполняйте только в том случае, если вы проводите наблюдения в рамках какой-либо из представленных программ наблюдений. В ином случае, укажите — «нет».
4. Добавьте фото, соответствующее наблюдению. Наличие фотографии поможет модератором удостовериться, что вы правильно определили вид животного и фенологическое явление.
5. Нажмите «Сохранить». Ваше наблюдение появится на сайте после проверки модератором.
6. При возникновении вопросов, присылайте их на почту fenologrgo.ru.