Как составить план научного текста 5 класс

Дата
__________           Родной русский язык № 23                      5 класс 

Тема: Научный
стиль. План текста..

Цель:
научить отличать научный стиль речи от других функциональных стилей речи;
находить элементы, указывающие на данный стиль

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: расширить
знания учащихся о стилях речи, закрепить умение определять стиль речи, дать
понятие о научном определении и научить строить его по модели

Метапредметные:  развивать
операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля,
взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие
решения; оценивать достигнутые результаты.

Личностные: формировать
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём
взаимопонимания.

Тип
урока:

урок усвоения новых знаний

Оборудование: учебник
по родному русскому языку за 5 класс (под ред. О.М.Александрова), классная
доска, тетради, карточки (раздаточный материал)

Ход урока

1.  
Организационное
начало урока.

Здравствуйте,
ребята, сели И на парты посмотрели.

Будут
нам нужны опять: Книжка, ручка и тетрадь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно
пожелайте друг другу успеха.

2.  
Проверка
выполнения домашнего задания. Актуализация опорных знаний учащихся.

Проверка дз …

Какие
стили речи Вы знаете?

Прекрасно!
— Запишите число, кл.работа.

3.     Постановка
целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Я
знаю: каждый в классе гений, Но без труда – талант не впрок.

Скрестите
шпаги ваших мнений – Мы вместе сотворим урок.

Итак,
первое задание – раскрыть тему урока. А это возможно только в том
случае, если вы будете верно отвечать на задаваемые мною вопросы. Внимание!
Блиц-опрос!

1.
Группа предложений, объединенных темой и основной мыслью ? (текст).

2.
Какой вопрос необходимо задать к тексту, чтобы определить его тему? (о
ком или о чем говорится в тексте?)

3.
Какой вопрос необходимо задать к тексту, чтобы определить его основную мысль?
(что хотел сказать автор?)

4.
К какому стилю речи относится текст, описывающий предмет и имеющий специальные
термины? (научный)

5.
А как нам запомнить последовательность информации в таком тексте? План
/конспект

Какая
тема урока? тема урока: …


Запишите в тетради тему урока.   

 А
какие цели мы поставим перед собой?

ФИЗМИНУТКА

Гимнастика
для развития моторики и наших обоих полушарий

«Добываем огонь» Все видели, как
первобытный народ добывал огонь? Суть упражнения в том, чтобы катать карандаш
между соединенными ладонями. Начните катать медленно, затем ускоряйтесь.

«Играем на пианино» Карандаш
использовать не обязательно, но с ним результат более эффективный. Постукивайте
по нему или по столу пальцами, имитируя игру на пианино. Пусть движения
пальцами сначала будут легкими, а удары слабыми. Затем прилагайте чуть больше
силы.
Молодцы!

3.    
Первичное
усвоение новых знаний.

Научный стиль (НС) — разновидность русского литературного языка.

Главная его функция-передача информации и доказать её истину.

Язык НС: язык научных статей, докладов, рефератов, лекций,
учебников…

Характеризуется особой лексикой: обилие терминов; абстрактные
существительные (явление, изменение, количество), т.е. понятия, которые не
могут быть восприняты с помощью чувств.

В научном стиле выделяют подстили: собственно научный,
научно-популярный, научно-информативный (реферат), учебно-научный. Как раз
последний нас и интересует.

В этом подстиле есть жанры (рисуем схему):
сообщение, ответ, рассуждение, объяснение. Именно этим мы обычно занимаемся на
уроках.

Чтобы добиться краткости, лаконичности, ясности речи нужно учиться
составлять различные виды  планов.

Какие виды планов Вам уже известны?…

4.    
Первичная
проверка понимания и закрепление усвоенного материала.

Откройте
учебник на стр. 158 упр.212.

Читаем,
работаем по заданиям.

Задание
4: переписываем сложный план, т.к. опираясь на него будет легче воспроизвести
содержание текста. И учащиеся на оценку пересказывают устно текст по плану со
своими примерами…

5.                
Применение
знаний в стандартных и нестандартных условиях.

Упр.
213 задание 3.

6. Рефлексия. (Итог урока)

Чем мы сегодня
занимались? Зачем нам это нужно?

Продолжите
фразу «Мне сегодня на уроке понравилось…» «Я сегодня на уроке узнал…»

7.    
Сообщение
домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

Повторить
многозначные слова и омонимы, прямое и переносное значение слова 1гр. Выполнить
упр. 214 на стр. 161 (вставить пропущенные буквы и знаки препинания)  2 гр. подготовиться
к контрольной работе по теме «Речевая деятельность и текст»

Слайд 1

В.Осеева «Сыновья» Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: — Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. — А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит. — Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки. — Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: — Ну что? Каковы наши сыновья? — А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Слайд 2

В. Осеева «Сыновья» О чём этот рассказ? О каком неписаном правиле говорит нам его автор?

Слайд 3

Согласны ли вы с матерью третьего мальчика, которая говорила, что в её сыне ничего особенного нет? Кого из героев этой истории вы хотели бы видеть своим другом и почему?

Слайд 4

Определимся с темой урока Ни строительство дома, ни путь капитана Не получатся, если их делать без … . Будь, как строитель, как капитан: Готовишься к делу — обдумывай …. . плана план

Слайд 5

Что такое план текста? Тема урока:

Слайд 6

Что такое план? Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение. Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь. Взаимное расположение частей. (словарь С.И. Ожегова)

Слайд 7

Где в жизни человек сталкивается с планом?

Слайд 8

Что такое план текста? План — это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль. Тема — это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается. Основная мысль — это то, что утверждается или спрашивается о теме.

Слайд 9

Зачем человеку нужен план? Если выйдет план удачным, работа пойдёт как по маслу… Ф.М. Достоевский

Слайд 10

Для чего нужно уметь составлять план текста? «…Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы» М.А. Рыбникова

Слайд 11

План учит: Отделять главное от второстепенного. Располагать материал в определённой последовательности. Устанавливать взаимосвязь между героями, событиями. Выражать мысли кратко и точно. Развивать устную и письменную речь.

Слайд 13

Простой план Простой план — это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом: 1. 2. 3. и т.д.

Слайд 14

Сложный план Сложный план — это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом: 1. 1.1. 1.2. 2. и т.д.

Слайд 15

Сложный план представляет собой более совершенную систему, которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.

Слайд 16

Как составить план текста? Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей . Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки , формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточните формулировки. Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора . Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией. Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте , используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

Слайд 17

Работа над планом предполагает следующие этапы: Осмысление темы. Наброски основных (тезисных) тем в определенном порядке следования. Составление простого плана (перечень тем). Составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты). Редактирование плана в процессе работы (перестановка пунктов, расширение или сокращение, уточнение формулировок). Окончательное оформление плана.

Слайд 18

Как составить план текста 1. Прочитай текст целиком. 2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отличается новым содержанием). 3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок. 4. Таким образом поработай над другими частями. 5. Запиши заголовки к каждой части (план). 6. Проверь себя: — отражает ли заголовок главное в части текста: — не повторяются ли заголовки; — не пропущено ли что-либо важное; — помогут ли твои заголовки пересказать текст.

Слайд 19

Планы бывают разные Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного. Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный (цитатный), план – опорная схема .

Слайд 20

Вопросный план Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.).

Слайд 21

Тезисный план Это план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим ). Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.

Слайд 22

Назывной план Это план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков ).

Слайд 23

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Слайд 24

Цитата — дословная выдержка из текста произведения или высказывания кого-либо.

Слайд 25

Правила составления цитатного плана Цитата должна быть заключена в кавычки. Если в качестве названия пункта плана используется часть цитаты, место пропуска слов обозначается многоточием. Для названия пункта плана следует использовать краткую, но точно отображающую смысл части цитату из текста.

Слайд 26

Храбрый опёнок (отрывок) Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы — один другого краше! Под тёмными ёлками деды боровики стоят. У них кафтаны белые надеты, на головах — шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье! Под светлыми осинками отцы подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота! Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши! Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, — голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!

Слайд 27

Составляем цитатный план текста «Храбрый опёнок» «Много по осени грибов уродилось». «…деды боровики стоят… Загляденье!» «…отцы подосиновики стоят… Тоже красота!». «…братцы маслята растут… Тоже хороши!» «…сестрицы сыроежки хороводы водят… Тоже неплохи!»

Слайд 28

Задание: Составьте план текста В. Осеевой «Сыновья»

Слайд 29

В.Осеева «Сыновья» Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: — Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. — А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит. — Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки. — Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: — Ну что? Каковы наши сыновья? — А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Слайд 30

Цитатный план текста «Сыновья» «…женщины брали воду из колодца». «Мой сынок ловок да силён». «А мой поёт , как соловей». «Ничего в нём особенного нет». «Идут женщины, останавливаются». «Один… кувыркается». «Другой… соловьём заливается». «А третий…». «Я только одного сына вижу».

Слайд 31

Домашнее задание: Составить цитатный план рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Примечание. За работу вы получите две оценки: Грамотность составления плана, подбор цитат из текста – по родному языку; Определение ключевых (главных) эпизодов рассказа – по литературе. Желаю удачи!

РУССКИЙ ЯЗЫК Урок ______ 5 класс Дата _____________

ТЕМА. ПЛАН ТЕКСТА (ПРОСТОЙ).

Цели урока:

продолжить изучение темы «Текст», выявить особенности простого плана;

развивать умения связного устного высказывания; учиться анализу, синтезу, обобщению;

способствовать воспитанию духовно богатой, нравственно ориентирован­ной личности.

Планируемые результаты:

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные:

воспринимает информацию устного и письменного сообщения, умеет воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости.

Соблюдение в практике речевого общения нормы литературного языка.

Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневном общении.

Предметные:

умение составлять простой и сложный план текста. Восстановление текста из разрозненных элементов. Умение определять микротемы текста.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: раздаточный материал, учебник.
Сценарий урока

I. Организационный момент.

Учитель приветствует обучающихся, решает организационные вопросы.

II. Орфографическая минутка.

Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние, регулировать, стадион, тренировать, фестиваль, собака. (Взаимопроверка).

III. Актуализация  опорных знаний.

    1. Проверка домашнего задания.

    2. Фронтальный опрос:

— Вспомните, что такое текст?

— Что такое тема, основная мысль текста?

— Назовите типы текста.

— Как строится текст?

— Что такое абзац? Микротема?

3-6 обучающихся в это время работают по карточкам – собирают текст из предложений.

КАРТОЧКА 1.

1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен.

2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции.

3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором.

4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели любили и ценили песню. Ответ. 2, 4, 3, 1.

КАРТОЧКА 2

1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.

2. Медведь на выступлении показывал, «как красные девицы белятся-румянятся, в зеркальце смотрятся», «как малые ребята горох воруют, через тын перелезают», «как поп Мартын к заутрени не спеша идет, на костыль упирается».

3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника.

4. А помощник медвежатника, обычно мальчик-подросток, нарядившись «козой», представлял публике потешный танец с медведем. Ответ. 3, 1, 2, 4.

IV. Определение темы и цели урока.

— А что может нам помочь при пересказе текста?

— Правильно, план. Что мы будем сегодня учиться делать? (дети определят тему,ставят цели урока)

— Запишите тему урока.

V. Изучение нового материала.

5.1 Пояснение учителем материала.

План текста – краткая программа, которую важно наметить при подготовке к сочинению, пересказу, изложению, докладу. Составить план – значить выделить части текста (микротемы), как они располагаются по отношению друг к другу, в каком порядке.

План может быть мысленным (внутренним), устным или письменным; простым или сложным. Если мы озаглавим каждую микротему, то получится план текста. Заголовок каждой микротемы – это пункты плана.

План может быть в форме вопросов – вопросный план, в форме повествовательных предложений, в форме назывных предложений, в форме цитат, картинный.

— Подробнее рассмотрим вопросный план. Он записывается в форме вопросов к тексту. Вопросы составляются к ключевым предложениям текста, в которых используются вопросительные слова: когда, сколько, как, почему.

При составлении плана из повествовательных предложений нужно содержание каждого абзаца (каждой микротемы) текста сформулировать кратко.

Чтобы составить план к тексту, необходимо:

  1. Внимательно изучить текст, понять его.

  2. Выделить тему и его основную мысль.

  3. Разбить его на смысловые части, микротемы.

  4. Озаглавить каждую смысловую часть.

5.2 Работа с текстом.

— Прочитайте текст. Определите тему текста. О чем этот текст?

Еще при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нем рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его не вмещалась целиком на старицах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя её радостью.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.

У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое – то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашел Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.

Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл дверь и увидел на площадке не менее десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги и звоните мне сюда».

Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный звонок. Какой – то мальчишка кричал, что нашёл лекарство. Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый.

— Тема: о том, как Гайдар наполнял повседневную жизнь радостью, о его авторитете мальчишеской среде, умении организовать мальчишек на доброе дело

— Какая основная мысль текста (ради чего этот текст написан)? (Спешите делать добро, берите пример с Гайдара, в бескорыстной помощи состоит человеческое счастье).

— Сколько смысловых частей в тексте? (5) Они соответствуют абзацам.

— Определите микротемы текста.

— Выпишите из 3 предложения грамматическую основу.

— Из 1-2 предложения выпишите имена существительные.

Физкультминутка для глаз

1. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6—8 раз.

2. Быстро моргать в течение 10—12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10—12 секунд. Повторять 3 раза.

VI. Закрепление изученного материала.

— Давайте составим и запишем вопросный план текста.

1. Чем был необычен Аркадий Гайдар?

2. Как относились к Гайдару дети?

3. Какая беда случалась в семье московского писателя?

4. Какую команду Гайдар дал мальчишкам?

5. Как выполнили команду мальчишки?

-Давайте составим план в форме повествовательных предложений.

1. Аркадий Гайдар – легендарный человек.

2. Гайдар – лучший друг и предводитель мальчишек.

3. Гайдар делает всё, чтобы помочь в беде.

4. Гайдар дает мальчишкам команду к действию.

5. Мальчики выполнили просьбу Гайдара.

— Мы с вами составили два примера простого плана, на следующем уроке мы будем составлять сложный план.

VII. Этап рефлексии учебной деятельности.

Педагог просит дать самооценку своей работе. Определить, в чем возникали трудности? Чему научились?

VIII. Домашнее задание: составить план к тексту упражнения 144 (1), составить план для сообщения «Гордость — это хорошо или плохо», используя упражнение 144(2).

КАРТОЧКА 1.

1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен.

2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции.

3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором.

4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели любили и ценили песню.

Ответ:_________________

КАРТОЧКА 2

1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.

2. Медведь на выступлении показывал, «как красные девицы белятся-румянятся, в зеркальце смотрятся», «как малые ребята горох воруют, через тын перелезают», «как поп Мартын к заутрени не спеша идет, на костыль упирается».

3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника.

4. А помощник медвежатника, обычно мальчик-подросток, нарядившись «козой», представлял публике потешный танец с медведем.

Ответ:_________________

КАРТОЧКА 1.

1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен.

2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции.

3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором.

4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели любили и ценили песню.

Ответ:_________________

КАРТОЧКА 2

1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.

2. Медведь на выступлении показывал, «как красные девицы белятся-румянятся, в зеркальце смотрятся», «как малые ребята горох воруют, через тын перелезают», «как поп Мартын к заутрени не спеша идет, на костыль упирается».

3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника.

4. А помощник медвежатника, обычно мальчик-подросток, нарядившись «козой», представлял публике потешный танец с медведем.

Ответ:_________________

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Определите тему текста. О чем этот текст?

Еще при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нем рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его не вмещалась целиком на старицах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя её радостью.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.

У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое – то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашел Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.

Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл дверь и увидел на площадке не менее десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги и звоните мне сюда».

Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный звонок. Какой – то мальчишка кричал, что нашёл лекарство. Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый.

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Определите тему текста. О чем этот текст?

Еще при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нем рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его не вмещалась целиком на старицах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя её радостью.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.

У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое – то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашел Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.

Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл дверь и увидел на площадке не менее десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги и звоните мне сюда».

Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный звонок. Какой – то мальчишка кричал, что нашёл лекарство. Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый.

Тема урока «Научно – учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста»

Урок по родному (русскому) языку для 5 класса

Здравствуйте, дорогие ребята.

Тема урока «Научно – учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста»

1.Научно-учебный подстиль – это язык учебной литературы, в которой даются основы той или иной науки (в школьных учебниках) или углубленное изучение той или иной науки (в вузовских учебниках).

Этот стиль рассчитан на формирующихся специалистов, для которых получаемая информация обязательней компонент той суммы знаний, которая необходима для получения образования и получения специальности. Так как работы в данном стиле адресованы будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Учебно – научный стиль характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.

Объём сообщаемой информации строго ограничивается учебной программой, а система доказательств упрощена. Структура предложения относительно проста, употребительны вопросительные предложения, наводящие на правильный вывод (гипотезу и т.п.). В учебном тексте присутствуют термины, но в нём к ним обязательно даются определение и соответствующие комментарии.

2. Обратимся к учебнику и выполним упр.211(устно)

План ответа на уроке – это последовательность изложения содержания. План помогает восстановить усвоенное содержание в памяти и может служить опорой для связного высказывания

Как составить план ответа

1. Внимательно прочитай текст.
2. Раздели его на части, выдели в каждой части главную мысль.
3. Озаглавь части.
4. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
5. Проверь, все ли основные идеи нашли отражение в плане.

3. Выполним упражнения учебника

А) упр.212(устно)

Б) упр.213(устно)

4.Домашнее задание.

Прочитать теоретические сведения п.25 и выполнитьупр.214

👉 Ответы к странице 158. Русский родной язык 5 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.

Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста

Задание 211

1) Прочитайте диалог. Что можно посоветовать Кате, чтобы она больше не попадала в подобную ситуацию?


Ответ:

Кате можно посоветовать, чтобы она готовила план ответа при подготовке домашнего задания, на случай, если ее вызовут отвечать.

 

2) Рассмотрите план на основе вопросов по теме «Члены предложения» и составьте простой план ответа по этой теме на основе повествовательных предложений.


Ответ:

1. Группы, на которые делятся все члены предложения.

2. Члены предложения, которые составляют его грамматическую основу.

3. Значения и способы выражения подлежащего и сказуемого.

4. Второстепенные члены предложения.

5. Значения и способы выражения второстепенных членов предложения.

 

3) Как вы думаете, смогла бы Катя построить связное высказывание о членах предложения, если бы самостоятельно составила дома план на основе вопросов или повествовательных предложений? Сделайте вывод.


Ответ:

Да, если бы Катя самостоятельно составила дома план на основе вопросов или повествовательных предложений, то на уроке она построила бы связное высказывание о членах предложения.
Вывод: план ответа на уроке помогает опереться на него, чтобы построить связное высказывание.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свой символ богатства
  • Как найти угол между точками по координатам
  • Как найти контакты на android
  • Как найти период у меандра
  • Как найти длину векторов если они коллинеарны