Образец задания № 21.
21.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
ТЕКСТ.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
(По Д. С. Лихачёву)
Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Суть задания № 21.
Дан текст по любой теме курса.
Необходимо составить его план, верно выделив его основные фрагменты, определив в каждом основную мысль.
Темы задания № 21 по кодификатору:
Различное содержание в разных вариантах.
1.1-6.12.
Задание 21 – П. 2 балла.
Подробно темы даны ЗДЕСЬ.
Как выполнить задание № 21? РЕКОМЕНДАЦИИ.
- Внимательно прочитайте текст.
- Выделите основные смысловые фрагменты текста. Помните, эти фрагменты не обязательно должны соответствовать количеству абзацев: они могут быть равны им по количеству или их может быть меньше.
- Озаглавьте каждый смысловой фрагмент.
- В критериях оценивания нет указания на количество пунктов плана. Это количество завит от того, сколько смысловых фрагментов в тексте.
- Не озаглавливайте пункты планами цитатами из текста. Подумайте, о чём этот фрагмент и в краткой фразе отразите его основную мысль.
- Не нужно озаглавливать пункты плана и в и форме вопросов, они должны быть представлены в виде коротких повествовательных предложений. Например, не нужно записывать такой заголовок: «Какова роль образования в XXI в.»? Озаглавьте просто: «Роль образования в XXI в.».
- Запишите пункты плана.
Критерии оценивания задания № 21 ЗДЕСЬ.
Разберём конкретный пример из демоверсии.
ТЕКСТ.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
Пояснение.
В тексте речь идёт об образовании.
Несмотря на то, что абзацев в тексте 6, можно выделить всего 4 основных смысловых фрагмента.
Пункты плана могут быть примерно такими (возможны и другие формулировки каждого пункта):
1) роль образования в XXI в.;
2) нравственная ответственность человека науки;
3) молодые годы — время учёбы;
4) уметь найти радость в учёбе.
Вернутьсяк списку тестов ОГЭ по обществознанию
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 102 человека из 49 регионов
- Сейчас обучается 112 человек из 46 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Задание 21. План текста
ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ -
2 слайд
Задание №21 в ОГЭ по обществознанию. В данном задании от нас требуют составления плана текста, выделяя основные относительно завершенные смысловые фрагменты. Кроме этого необходимо озаглавить каждый из вышеуказанных фрагментов
ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
План — это четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента. -
3 слайд
Алгоритм нашей работы над текстом:
1. сначала уясняем смысл текста как целого
2.выявляем наиболее значимые в содержательном плане идеи
3.представляем структуру текста
4.извлекаем информацию по отдельным частям
5.анализируем конкретные идеи текста
ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Все задания в 2 части по обществознанию так или иначе связаны между собой, поэтому хорошее понимание первого задания в этом боке поможет успешно справиться с остальными заданиями.. -
4 слайд
Названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным — главное, чтобы при построении у вас соблюдалась логика.
ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
План может быть:
1. простым, то есть включающим названия значимых частей текста
2. сложным, включающим наряду с названиями значимых частей текста и названия их смысловых компонентов
Автор текста сам разбивает текст на смысловые части — это абзацы. Нам необходимо просто озаглавить каждый абзац для успешного выполнения задания! -
5 слайд
ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Назывной
нет глаголов
Вопросный
записывается в форме вопросов к тексту
каждому абзацу текста соответствует один вопрос
Тезисный
состоит из тезисов глагольного строя
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца текста
ВИДЫ ПЛАНОВ -
6 слайд
Критерии оценивания задания
1. Оценивается умение выделить основные смысловые фрагменты текста, сформулировать их названия (пункты плана).
2. Максимальный балл за выполнение задания –
2 балла.
ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Все задания в 2 части по обществознанию так или иначе связаны между собой, поэтому хорошее понимание первого задания в этом боке поможет успешно справиться с остальными заданиями.. -
7 слайд
Критерии оценивания задания
3. Эксперт при оценивании выполнения данного задания решает:
— верно ли определена выпускником структура текста (все ли смысловые части текста выделены;
— нет ли «лишних» , отсутствующих в тексте смысловых частей;
— связаны ли пункты плана по смыслу);
— насколько точно в названиях пунктов плана передано содержание текста (насколько точно пункты плана раскрывают основную идею соответствующего фрагмента, мысль автора;
— соответствуют ли они общей логике раскрытия содержания текста).
ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ -
8 слайд
Критерии оценивания задания
4. Если все смысловые части текста выделены, из названия отражают основные идеи текста логично и полно – выставляется 2 балла.
5. Если ученик верно выделил более половины смысловых фрагментов текста и в названиях (пунктах плана) отразил основные идеи соответствующих частей текста, то выставляется 1 балл.
ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ -
9 слайд
Критерии оценивания задания
6. Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный, выставляется
0 баллов
ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ -
10 слайд
http://fot.veryphoto.ru/img-q5y5x5n4g40414a413m4s434z5z5/portfolio/symbols/1.jpg
http://spadilo.ru/zadaniye-26-oge-po-obshhestvoznaniyu/
http://www.egeigia.ru/map-ege/295-zadaniy-ege/oge-obshchestvoznanie-gia-9/1918-oge-%D0%B8%D0%BD%D0%BC
http://present5.com/algoritm-vypolneniya-zadanij-chasti-2-oge-po-obshhestvoznaniyu/
ИСТОЧНИКИ
Краткое описание документа:
Презентация для подготовки обучающихся 9 класса к итоговой аттестации в формате ОГЭ по обществознанию «Задание № 21. План текста». В презентации рассмотрен алгоритм работы над текстом, наглядно показаны виды планом, критерии оценивания задания.
Источники:
http://fot.veryphoto.ru/img-q5y5x5n4g40414a413m4s434z5z5/portfolio/symbols/1.jpg
http://www.egeigia.ru/map-ege/295-zadaniy-ege/oge-obshchestvoznanie-gia-9/1918-oge-%D0%B8%D0%BD%D0%BC
http://present5.com/algoritm-vypolneniya-zadanij-chasti-2-oge-po-obshhestvoznaniyu/
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 264 325 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Игра по теме «Экстремизм»
- Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.
- Тема: Глава 2. Право
- 17.04.2019
- 2097
- 64
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
-
Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»
-
Скачать материал
-
01.12.2019
1993
-
PPTX
193.5 кбайт -
244
скачивания -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Вагу Мария Викторовна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 6 месяцев
- Подписчики: 1
- Всего просмотров: 44036
-
Всего материалов:
26
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип 21 № 26
i
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью — производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждёт и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую ёмкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.
И это не единственное, в чём новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.
Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идёт сейчас полным ходом и всё набирает и набирает скорость.
(По А. Печчеи)
1
Тип 22 № 27
i
Какие компоненты природной среды выделяет автор? Укажите их. Какую оценку их состоянию он дает? (Укажите любую одну оценку одного из компонентов). Предположите, почему постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества. Выскажите два предположения.
2
Тип 23 № 29
i
В какой момент, по мнению автора, началась научно-техническая революция? Используя факты общественной жизни, назовите любые два крупнейших научно-технических достижения человечества в XX веке и кратко поясните свой выбор.
3
Тип 24 № 31
i
Автор пишет, что дикая природа необходима для духовной жизни человека. Приведите два объяснения этого мнения.
4
Задания Д28 C3 № 28
i
Предположите, почему постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества. Выскажите два предположения.
2
Тип 21 № 57
i
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.
Другой общепризнанный показатель демократии — власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен — идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании.
Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.
Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений — без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан — более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага.
(По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру)
1
Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте (назовите любые два элемента (показателя))? Как, по мнению авторов, граждане могут влиять на власть (укажите два способа влияния)? Какая проблема, согласно тексту, появляется при реализации принципа большинства?
2
Тип 23 № 60
i
С опорой на текст и обществоведческие знания объясните смысл понятия «гражданское общество». Приведите два примера деятельности организаций гражданского общества.
3
Тип 24 № 62
i
Авторы связывают демократию с пониманием гражданами общих нужд. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой связи.
4
Задания Д27 C2 № 58
i
Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте (назовите любые два элемента (показателя))?
3
Тип 21 № 88
i
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <…>
Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.
(По П. Смелзеру)
1
Тип 22 № 89
i
Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации? Что автор называет социальными нормами?
2
Тип 23 № 91
i
Автор пишет о том, что в процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте тремя примерами это взаимовлияние.
3
Тип 24 № 93
i
Ученики одного класса, одетые в школьную форму, даже выполняя одинаковые правила и задания, остаются непохожими друг на друга. Но это не означает, что их социализация идёт неудачно. Приведите два обоснования (аргумента), подтверждающие это мнение.
4
Задания Д28 C3 № 90
i
Что автор называет социальными нормами? Какой вид социальных норм представлен в законах? Примеры какого другого вида социальных норм приведены автором?
4
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес… Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.
В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).
В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.
В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.
(По Н. Смелзеру)
1
Какие факторы, по мнению автора, влияют на взаимодействие людей? Используя текст, укажите любые четыре фактора. Приведите любое одно объяснение автора, как какой-либо фактор влияет на взаимодействие людей. Укажите, какие два объяснения дает автор тому, почему школа представляет собой «общество в миниатюре».
2
Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка.
3
Автор пишет, что воздействие телевидения на социализацию ребёнка так же значительно, как и воздействие родителей. Предположите, почему в современном обществе социализирующее воздействие родителей на ребёнка уменьшается. (Выскажите два предположения)
4
Задания Д28 C3 № 121
Дайте два объяснения фразы: «Школа представляет собой общество в миниатюре».
5
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Культуру часто определяют как «вторую природу». Культуроведы обычно относят к культуре всё рукотворное. Природа создана для человека; он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», то есть пространство культуры. Однако в таком подходе к проблеме присутствует некий изъян. Получается, будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает.
Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец — человек — биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Он пользуется ресурсами природы, раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура, следовательно, есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой.
Человеческие творения возникают первоначально в мысли, духе и лишь затем воплощаются в знаки и предметы. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры.
Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами. Человек претворяет и достраивает природу. Культура — это деятельность и творчество. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», то есть «человек творящий».
(По П. С. Гуревичу)
1
О каком подходе к определению культуры идёт речь в тексте? В чём, по мнению автора, заключается недостаток этого подхода? Как автор характеризует связь природы человека и его деятельности?
2
Почему, по мнению автора, «без природы не было бы культуры»? Приведите три ответа автора и проиллюстрируйте их примерами.
3
Автор употребляет словосочетание «человек культурный» в широком смысле. Какого человека в современных условиях, на Ваш взгляд, можно назвать культурным? Что, по Вашему мнению, должны делать родители, чтобы их ребёнок вырос культурным человеком? (Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите одну любую меру и кратко поясните своё мнение)
4
Задания Д28 C3 № 152
i
Как автор характеризует связь природы человека и его деятельности? Каково, по его мнению, содержание и результат деятельности?
Пройти тестирование по этим заданиям
Обрати внимание!
Перед тем как составлять план, внимательно прочти весь текст и убедись, что тебе понятно его содержание. Помни, что на его основе составлены целых (4) задания!
План — это список коротко озаглавленных основных мыслей текста.
Составляем план
1. Снова внимательно читаем текст и думаем, какие в нём есть смысловые части.
2. Выделяем первую часть. Выписываем те слова или словосочетания, которые передают её смысл.
3. Формулируем из этих слов предложение.
4. Ещё раз читаем первую часть и убеждаемся, что составленное предложение раскрывает её смысл.
5. Повторяем действия (2)–(4) для других частей.
Не поленись перечитать весь текст и убедиться, что твой план отражает все смысловые части.
Кстати:
- не торопись, ты вполне можешь потратить на это задание (10)–(15) минут;
- названия пунктов плана нужно формулировать своими словами, а не брать цитаты из текста;
- обычно экзаменационный текст содержит (3)–(4) смысловые части.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» города Соликамск Пермского края ОГЭ – обществознание Отработка навыков составления плана текста Сазонова Людмила Михайловна , учитель обществознания
Цель смыслового чтения :
максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию; внимательно «вчитаться» и проникнуть в смысл текста с помощью анализа отдельных частей текста.
Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.
План
ПЛАН – перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними
План:
- отражает последовательность изменения мысли и обобщает;
- раскрывает содержание текста;
- восстанавливает в памяти содержание источника;
- ускоряет проработку источника информации;
- организует самоконтроль;
- сосредотачивает внимание и стимулирует занятие;
- используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.
Виды планов
Простой
Сложный
Состоит из основных пунктов
Включает в себя подпункты, которые конкретизируют содержание
По речевому оформлению
- Вопросный
- Назывной
- Тезисный
- Цитатный
вопросный
назывной
тезисный
цитатный
Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Как составлять план текста?
Прочитать текст.
Найти новые слова и понятия – выяснить их значение.
Определить тему и основную мысль текста.
Разделить текст на смысловые части.
Озаглавить части текста.
Алгоритм работы над простым планом планом
1)Прочтите текст (представьте мысленно весь материал). 2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными, запишите их. 4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5) Подкорректируйте план.
Алгоритм работы над сложным планом
1) Учитель сам составляет на занятии сложный план и разъясняет основные принципы его построения.
2) Затем можно дать простой план темы и продолжить учащимся развернуть его путем детализации наиболее важных вопросов.
3) Далее, одному, двум ученикам поручить написать на доске развернутый план, а затем разобрать его при участии всей группы.
4) Уч-ся самостоятельно составляют на уроке сложный план по одной – двум темам.
5) Только после этого можно предложить школьникам составить развернутый план, по какой либо теме.
Требования к плану
Информативность. Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто «Гадкий утёнок» вам ни о чём не скажет).
Длина высказывания. Описания не должны быть слишком детальными — в плане нужно упомянуть только те детали, которые нужны для понимания тематики, идеи и логики текста.
Пропорциональность . Желательно, чтобы пункты были одинаковы. Слишком короткие стоит убрать или объединить с более развёрнутыми. Структура. В плане обязательно присутствовать вступление и заключение.
Последовательность . Каждый пункт должен логически проистекать из предыдущего. Формулировки. Они не должны повторяться или наслаиваться по содержанию на соседние тезисы.
Логика. Важно, чтобы вы план давал предсталение о причинно-следственных и других связях между блоками («Из-за… случилось…, что привело к…)
Формулировки обучающихся:
1)Развитие этноса;
Этнос и его неповторимый стереотип поведения.
2)Нормы отношений этносов, структура этнического поведения .
3)Разные народы и разные эпохи
Задание 26. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них(составьте план)
Модельный ответ.
1) Развитие и стабильность этноса;
2)нормы отношений внутри этноса;
3) факторы , влияющие на развитие этноса.
Литература:
Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.
Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100
http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm