Как составить план обучения студентов

Студенческая жизнь — это не только учёба в вузе, но и множество разных мероприятий и активностей: от концерта ко дню факультета до международных научных конференций. Чтоб успеть поучаствовать во всём, что ему интересно, студент должен хорошо уметь планировать своё время. В нашем материале мы расскажем, как делать это грамотно.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Больше лайфхаков доступного подписчикам нашего образовательного телеграм-канала. А присоединившись к специальной группе, вы всегда будете в курсе свежих акций и выгодных предложений.

Как планировать учёбу и зачем это нужно

Планирование учёбы необходимо для того, чтобы успевать совмещать её с другими делами, которыми вам хочется заниматься: встречами с друзьями и близкими, просмотром фильмов, подработкой, общественной жизнью и пр. Цель грамотного планирования — тратить на учёбу меньше времени и освободить несколько часов для другой деятельности.

Как составить план учёбы

План учёбы — это индивидуальная программа, в которой написано, какие задания и в какие сроки должен выполнить студент в ближайшее время.

Его нет смысла составлять слишком надолго: вы не всегда знаете, какие задания нужно будет делать через несколько недель. Оптимальный временной промежуток для плана — от недели до месяца.

Чем меньше промежуток планирования, тем более детальным оно должно быть. Например:

  1. Через месяц — защита курсовой. Дописать работу и подготовить презентацию.
  2. Через неделю в 14.00 пройдёт защита курсовой. Подписать нормоконтроль, распечатать и сшить работу, согласовать с руководителем окончательный вариант презентации.

В план нужно включать не только обучение, но и другие дела: как повседневные (погулять с собакой, посмотреть сериал), так и редкие (поздравить родственницу с юбилеем, забрать из ремонта технику).

После того, как список дел на ближайшие дни составлен, их следует распределить в порядке приоритетности и выполнять именно в такой последовательности. Тогда у вас появится шанс сделать большинство запланированных задач.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как составить план учёбы

Научитесь составлению планов ещё в школе: в студенческие годы это обязательно пригодится

Планирование учебного времени: крутые лайфхаки

Чтобы облегчить планирование учёбы студента, мы приготовили несколько полезных советов.

Выключайте внутреннего перфекциониста

Помните, что мало кому удаётся выполнить всё, запланированное на день. Чаще всего некоторые дела переходят с нами на следующие сутки, а иногда и неделю.

Определить вред от подобного срыва дедлайнов поможет специальный инструмент тайм-менеджмента — матрица Эйзенхауэра. Она делит текущие задачи на 4 вида. Мы расположили их в порядке приоритетности:

  • срочные и важные;
  • важные и несрочные;
  • срочные и неважные;
  • несрочные и важные.

Если вы периодически не выполняете дела из 4-ой категории: ничего страшного не произойдёт, позвольте внутреннему перфекционисту расслабиться. Главное — сделать в срок важные и срочные задачи.

Держите вещи в порядке

Очень много времени уходит впустую, когда рабочее пространство организовано неправильно. Минуты и часы, которые можно потратить на что-то полезное или приятное, идут на поиски нужного конспекта или другой важной вещи. Чтобы этого не происходило, старайтесь вовремя «расхламляться»: избавляйтесь от лишних и ненужных предметов, а те, что действительно нужны, складывайте туда, откуда их легко достать.

Начинайте с посильных заданий

Принцип «съешь лягушку» (начинать процесс с самого сложного и неприятного дела) работает далеко не всегда: часто мозг сопротивляется тому, что его хотят заставить выполнять неинтересные ему задачи. Советуем для раскачки взять дело попроще (например, выполнить домашнее задание по интересному вам предмету), а уже после его выполнения, на волне энтузиазма, переходить к «лягушкам».

Следите за тем, чтобы быть в ресурсе

Выполнить всё запланированное удастся только в том случае, если организм способен нормально функционировать. Для этого надо не забывать об отдыхе (высыпаться, гулять на свежем воздухе) и правильно питаться (у голодного человека не будет энергии для выполнения дел).

Используйте планировщики и приложения

Редко кому удаётся запомнить все дела на ближайшие дни: какие-то мелочи обязательно сотрутся из памяти. Чтобы ничего не забыть, используйте ежедневники или тематические приложения для смартфона, которые позволяют планировать текущие дела и отмечать выполненные задачи. Это могут быть простые «Заметки» или что-то более продвинутое:

  • Trello;
  • MyStudyLife;
  • iStudiez;
  • AnyDo;
  • Todoist.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

 

Надеемся, наши советы помогут вам спланировать своё учебное время правильно. А если вы всё же не успели вовремя выполнить реферат, контрольную или курсовую, всегда можно обратиться в сервис помощи студентам. Его эксперты справятся с любой учебной работой.

#Руководства

  • 4 фев 2022

  • 0

Как составить индивидуальный учебный план: основные принципы, советы и примеры

Рассказываем про опыт Лицея НИУ ВШЭ, который помогает ученикам выстраивать собственную образовательную траекторию.

Фото: Ratiger / Getty Images

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Из этой статьи вы узнаете:

  • допускают ли действующие ФГОСы персонализацию обучения;
  • как Лицей НИУ ВШЭ подходит к формированию вариативных учебных планов;
  • как составить учебный план с одним или несколькими блоками предметов на выбор, с разными уровнями изучения предмета и форматами;
  • почему понятие класса в этих условиях исчезает и что приходит ему на замену;
  • каким образом ученики могут корректировать выбранную образовательную траекторию.

Один из главных трендов в образовании — переход от общих, стандартных программ и форматов к индивидуальным траекториям, отвечающим на запросы конкретного ученика. Это явление ещё не стало массовым, и не факт, что станет, однако отдельные школы уже реализуют подобный подход.

Как конструировать индивидуальный учебный план (ИУП) для учеников 9–11 классов с учётом требований ФГОС основного и среднего общего образования, рассказала заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Наталия Копытова. Вебинар, организованный Центром по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ, на котором эксперт поделилась своим опытом, доступен на YouTube.

Заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, магистр прикладной математики и информатики.


Фото: НИУ ВШЭ

Персонализацию образовательной траектории ученика во многом определяет разнообразие учебных возможностей, которые перед ним открывает школа. И при создании этих возможностей необходимо определить ценностные ориентиры, которые разделяют и школа, и дети, и родители. В Лицее ВШЭ приняты следующие важные установки:

  • Развитие самостоятельности и ответственности. То есть стремление и умение ученика осознанно влиять на собственную жизнь, в частности — на учебную траекторию.
  • Принятие разнообразия как нормы. В такой атмосфере учащиеся воспитывают в себе культуру осознанного выбора.
  • Обучение на протяжении всей жизни. Это понимание учащимся изменчивости технологий и моделей социальных отношений, а также умение адаптироваться к этим изменениям.

Разумеется, сразу возникает вопрос, в какой степени федеральные государственные образовательные стандарты позволяют индивидуализировать школьное обучение.

На самом деле нормативные документы буквально подталкивают к индивидуализации учебного плана. Так, ФГОСы задают не чёткое количество аудиторных часов по конкретным предметам, а интервалы: от 5058 до 5549 академических часов для средней школы и от 2170 до 2590 часов для старшей. То есть школа сама решает, как распределять учебные часы на те или иные предметы.

Объём обязательной части программы составляет 70% в основном общем образовании (ООО) и 60% в среднем общем образовании (СОО), оставшаяся часть формируется участниками образовательных отношений — то есть предполагается вариативность.

Новый ФГОС ООО, утверждённый 31 мая 2021 года, позволяет в некоторой степени дифференцировать и содержание образования. Он задаёт понятия учебного предмета, учебного курса и учебного модуля, что также можно использовать для включения вариативности. И уже на уровне основной школы у ученика может появиться выбор уровня обучения — базовый или углублённый — по пяти предметам: математике, информатике, физике, химии и биологии.

Итак, нормативная база даёт пространство для построения персональных образовательных траекторий. На примере индивидуальных учебных планов лицеистов ВШЭ рассмотрим, как это можно реализовать на практике.

Учебный план каждого профиля в лицее утверждается на определённый период (как правило, на набор учащихся), и к нему предъявляется ряд требований:

  • учебный план должен допускать вариативность;
  • содержательные блоки каждого профиля должны соответствовать определённым требованиям;
  • учебный план должен обеспечивать преемственность между уровнями образования.

Так как мы рассматриваем персонализацию образовательных траекторий, то сфокусируемся именно на первом аспекте.

В лицее для каждого набора учащихся разрабатывается 12 учебных планов: десять профилей для старшей школы и две специализации для девятого класса. Учебные планы делятся на две категории — монопрофильные, которые нацелены на небольшое количество детей (от 25 до 50) и готовят к поступлению на конкретные образовательные программы вузов, и полипрофильные, которые обладают высокой степенью вариативности, работают на широкий спектр вузовских программ и включают большое количество учеников (от 50 до 350).

Лицей предлагает учащимся выбор:

  • учебных предметов и курсов;
  • уровня изучения предмета — базовый или углублённый;
  • продолжительности обучения предмету. Например, одна группа изучает предмет 68 академических часов в год, а другая — 136 часов. Или одна группа проходит предмет в течение двух полугодий, а другая — в течение четырёх;
  • формата обучения;
  • языка обучения;
  • содержания обучения.

Подробнее остановимся на трёх базовых аспектах, которые уже хорошо отработаны в лицее, — это выбор предметов, базового или углублённого уровня, а также формата обучения.

Самый простой вариант — предложить учащимся перечень предметов, из которого они смогут выбрать один для изучения. Чуть сложнее, если дать возможность выбрать два или один либо два предмета. Количество уникальных индивидуальных учебных планов (ИУП) напрямую зависит от количества учебных курсов и числа выбираемых курсов. Например, если в блоке выбора шесть курсов и выбрать предлагается один, то мы получим шесть уникальных учебных планов. Если ученики выбирают два курса из шести, то появляется 15 уникальных ИУП. И в ситуации, когда учащиеся могут выбрать один или два предмета из предложенных, количество уникальных ИУП увеличивается до 21.

Источник: Лицей НИУ ВШЭ. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Такой учебный план с выбором предметов в одном блоке в Лицее НИУ ВШЭ реализуется для девятиклассников. Ученикам предлагается блок из 24 элективных курсов, из которых они выбирают один или два. В девятом классе учится около 400 человек, и если подсчитать число возможных вариантов учебных планов, оно превысит количество учащихся.

Учебный план (часть, формируемая ОО) универсального профиля в 9-м классе. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Следующий шаг к усложнению — увеличение числа выборных блоков. Например, если у нас два блока, в одном два курса на выбор, а в другом — три, и ученик выбирает по одному курсу из каждого блока, то получается шесть вариантов ИУП. Если же предлагаем выбрать из первого блока один предмет, а из второго — один или два, то появляется 12 индивидуальных учебных планов.

Например, в старших классах лицея есть направление «Востоковедение». Учащиеся на этом профиле выбирают предметы в трёх блоках: один курс из естественных наук (физику, биологию или химию), один из общественных (географию или обществознание), а также один из дополнительных (историю и культуру Востока, общественно-политическое развитие Востока или литературу Востока). На этом направлении обучаются 50 человек, а учебный план профиля предполагает более 80 вариантов ИУП.

Учебный план профиля «Востоковедение», 10–11-й классы. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Это ещё один подход к созданию вариативного учебного плана, который выглядит достаточно просто, однако может представлять трудности на этапе комплектации групп, включения соответствующих содержательных блоков и составления расписания.

Здесь в Лицее применяют к блокам учебных курсов новый параметр — уровень изучения. Кстати, по такому же принципу к конкретным предметам на выбор можно предлагать количество часов или формат обучения.

Например, добавляется один обязательный предмет с возможностью его изучения на базовом или углублённом уровне и даётся два блока элективных курсов, в одном из которых два предмета, а в другом — три. Если предложить ученикам выбрать по одному курсу из каждого блока, то с учётом выбора уровня изучения обязательного предмета получится 12 ИУП. Если же учащиеся выбирают один предмет из первого блока и один-два из второго, то количество ИУП возрастает до 24.

Источник: Лицей НИУ ВШЭ. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Такой учебный план реализуется в Лицее на профиле «Экономика и социальные науки». Здесь учатся 125 человек, а ИУП может быть более 200. Математика преподаётся на базовом или углублённом уровне на выбор ученика. А историю все ребята изучают на углублённом уровне, однако для неё можно выбрать количество часов — четыре или шесть в неделю. Также есть три блока с выбором предметов и выбор количества часов в 11-м классе на курсе «История экономики и экономической мысли».

Учебный план профиля «Экономика и социальные науки», 10–11-й классы. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Ещё один важный аспект для персонализации образовательной траектории — многообразие форматов. В Лицее НИУ ВШЭ применяются следующие подходы к реализации обучения:

  • Дистанционный формат. Представлен в виде онлайн-курсов на LMS-платформе НИУ ВШЭ. В этом формате преподаётся, например, астрономия одиннадцатиклассникам.
  • Смешанный формат, где лекции даются опять же в виде онлайн-курсов, а на уроках учитель применяет практико-ориентированный подход.
  • Свободный формат, когда ученик может выбирать расписание и учителя. В таком формате преподаются учебные курсы с работой над проектами и персонализацией содержания.
  • Практический формат, в котором уроки проходят в виде тренингов. Например, так выглядит курс ОБЖ в 11-м классе.

Пример вариативного учебного плана, включающего разные форматы обучения — учебный план направления «Гуманитарные науки». Так, история здесь преподаётся только на углублённом уровне, но ученик может выбрать четыре или шесть часов занятий в неделю, как и на профиле «Экономика и социальные науки». Кроме того, в 11‑м классе добавляется смешанный формат обучения, то есть уроки становятся более практико-ориентированными.

Видеолекции, которые учащиеся смотрят онлайн, не учитываются в аудиторной нагрузке, однако их необходимо отразить в рабочей программе. А в пояснительной записке к учебному плану указать, каким образом реализовано обучение в дистанционном или смешанном формате: в каком объёме, каким именно курсом.

После того как настроена вариативность учебного плана, остаётся вопрос, как реализовать этот подход в реальном учебном процессе. В идеале у каждого ученика, который обучается по уникальному УИП, должна быть возможность полностью или частично формировать индивидуальное расписание, включая в него как уроки, так и внеурочную деятельность. Однако это сложно, и Лицей НИУ ВШЭ только частично, когда лицеист сам выбирает расписание, обеспечивает такую возможность.

Если комплектовать учебные группы в условиях вариативного учебного плана, понятие класса практически исчезает и появляются группы по учебным предметам. При этом класс как сообщество детей, объединённых по некоему принципу, всё же остаётся, и за такой группой закрепляется наставник-куратор. Сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану — это тоже очень важная роль, так как большинству учеников нужен взрослый, который сможет помочь и подсказать.

В лицее формируют и разновозрастные учебные группы, и это тоже позволяет вносить вариативность в учебные планы. Например, в ИУП десятиклассников по ряду профилей не помещается блок естественных наук по объёму аудиторных часов в неделю. Тогда ученикам предлагается пройти эти предметы в 11-м классе, а при комплектовании групп по биологии, физике и химии в них включаются и 10-е, и 11-е классы. Это возможно сделать, так как они проходят одну программу по естественным наукам, только на разных профилях.

Иногда группы формируют по уровню результатов лицеистов, однако в Лицее НИУ ВШЭ стараются этим не злоупотреблять, так как считают, что для наибольшей эффективности обучения состав группы должен быть разнородным. По уровням ученики объединяются в языковых группах или для достижения конкретных результатов, скажем, при подготовке детей к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. В целом же соблюдается соотношение в ⅔ «сильных» и ⅓ «слабых» учеников. Например, так в лицее комплектуются девятые классы, которые учатся в основном по классно-урочной системе и смешиваются только в рамках элективных курсов.

Что касается численности групп, лицей руководствуется требованиями СанПиН. При этом старается делать так, чтобы на всех курсах углублённого уровня число учеников в группах не превышало 20 человек.

Конечно, влияние ученика на свою образовательную траекторию не заканчивается на формировании индивидуального учебного плана. У ребёнка должна быть возможность его корректировать или даже полностью менять. В Лицее предусмотрен такой механизм.

Девятиклассникам даётся один такой шанс — в конце октября они могут поменять набор элективных курсов. В старшей школе возможности для изменений ИУП шире — четыре раза в течение двух лет. Эти точки изменений в лицее называют «юрьевыми днями», и они позволяют ученику внести любые коррективы в учебный план: от самых простых (выбрать другой элективный курс, изменить уровень изучения или количество часов) до масштабных (поменять профиль).

У лицеистов «юрьевы дни» очень востребованы. Например, в 2020 году обучение окончили 725 выпускников, и 61% из них в течение двух лет менял свой ИУП. Другое направление выбрали 13%. Ещё 48% изменили перечень учебных предметов, уровень изучения или количество часов по предмету внутри профиля. Ребёнок может шаг за шагом выстраивать свою образовательную траекторию и время от времени корректировать цель, к которой идёт. Поэтому возможность внести изменения или выбрать совершенно другое направление необходимо учитывать, когда вы начинаете применять индивидуальные учебные планы.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

На чтение 7 мин. Просмотров 4k. Опубликовано 20/08/2020

Вы изучили свой опыт, проверили свою тему, и в конце концов  нашли идеальный план для вашего следующего онлайн-курса. Пришло время применить эти знания для построения нового курса, но вы знаете этот материал как свои пять пальцев –  действительно ли нужен план курса?

Содержание

  1. Почему планы курсов являются ключом к успеху
  2. План курса важен по двум причинам:
  3. Построение плана вашего курса
  4. Какой у вас пункт назначения?
  5. Определите ваши действия
  6. Сделай так, чтобы информация запоминалась
  7. Поставьте знания на проверку
  8. Создайте содержание своего курса

Простой ответ – «‎да»‎. В то время как эта информация аккуратно хранится в вашем мозгу, изложение ее для непосвященных – это совсем другая история. То, что кристально ясно для вас, может быть непонятным и запутанным для других, которые не разделяют преимущества ваших прозрений и личного опыта. Если вы хотите помочь своим студентам достичь тех высоких обещаний, которые  изложили в своем рекламном предложении, вам нужно предоставить дорожную карту, чтобы помочь им в этом путешествии.

Дорожная карта

Дорожная карта

В этом контексте  дорожная карта является наброском курса. План не только является дорожной картой для вашего курса, но и поможет донести содержание до  студентов структурированным, упорядоченным образом, наслаивая навык на навык, пока они не закончат  курс, почувствовав себя экспертом (и с нетерпением ожидая вашего следующего курса).

Почему планы курсов являются ключом к успеху

План курса важен по двум причинам:

Определите пункт назначения. Если вы знаете, куда идете, это помогает  думать о том, какие шаги  студентов должны помочь  им достичь этой конечной точки. Какие навыки им нужно развивать на этом пути? Какие основы  нужно заложить с самого начала? Подобно путешествию по пересеченной местности, если вы начинаете путешествие без четкого представления о том, куда вы идете и как собираетесь туда попасть, велика вероятность, что вы заблудитесь по пути. Вы не научите ребенка определять время до того, как он научится считать; точно так же вы не можете научить кого-то быть отличным шеф-поваром, прежде чем вы не научите его ингредиентам, жарке и приправам.

Установите ожидания. Составление дорожной карты устанавливает ожидания для ваших студентов. Там, где вы собираетесь подавать пазлы головоломки из совершенно новых фактов и навыков, ваш план курса – это их изображение на коробке. Это помогает понять, куда идти, на какие важные фрагменты обратить пристальное внимание и как поместить их в контекст друг с другом. Показывая вашим студентам  их назначение, можно помочь им ощутить важность образования вместе с вами.

Построение плана вашего курса

План курса – это бесценный инструмент, который поможет вам реализовать обещанные студентам решения. Не знаете, с чего начать? Давайте разберемся.

Какой у вас пункт назначения?

Лучше всего  начать с конца. Чтобы построить четкий план курса, определитесь со своей конечной целью и работайте в обратном направлении.

Какова цель вашего курса? Что должны уметь делать студенты к концу обучения? Вы учите их рисовать, готовить или танцевать лезгинку? Наконец, какие навыки и знания вы должны передать своим ученикам, чтобы довести их до конечного пункта назначения?

Определите ваши действия

При рассмотрении этих вопросов составьте список и не делайте его сложным. Начните с самого основного фундамента, который, как вы ожидаете, будет у всех студентов, и стройте оттуда. Ваши ученики не станут следующим Билом Гейтсом, прежде чем вы не убедитесь, что они знают разницу между dos и windows, и ни один великий танцор свинга не пропустил урок темпа. Думайте об этих навыках как о строительных блоках: вы должны сложить их один на другой, чтобы построить прочную структуру.

Подумайте о том, чтобы начать с ознакомительной главы, где вы познакомите всех с лексикой и базовым содержанием, которые вы будете использовать для остальной части курса. Это полезно для установления ожиданий и передачи вашим студентам представления о дорожной карте, но это также отличный способ убедиться, что все начинают с одного уровня. Вы никогда не знаете, когда студент присоединяется к вашему курсу, если он знаком с терминами, которые вы используете ежедневно; этот модуль ориентации – возможность убедиться, что все знают одни и те же вещи и начинают курс с одного и того же набора идей. Сделайте его простым – нет необходимости изобретать колесо – это важно, потому что  лежит в основе того, как студенты будут понимать все остальное в вашем курсе.

Как только вы выяснили, какие строительные блоки вам нужны, пришло время привести их в порядок – они сформируют ваши модули курса или главы (или как бы вы их ни называли!).

Организуйте свои шаги последовательно, чтобы каждый из них опирался на следующий. Это означает, что вы должны поместить свой самый простой контент в Модуль 1, построить на нем Модуль 2 и так далее. Если возможно, вы должны иметь некоторое перекрытие между модулями, чтобы помочь студентам, создавать связи с тем, что они узнали в предыдущем разделе.

В образовании это называется «‎строительные леса»‎, и оно включает в себя различные методы обучения, чтобы помочь вашим студентам постепенно продвигаться к прочному пониманию предмета и способности самостоятельно применять эти знания в различных ситуациях.

Сделай так, чтобы информация запоминалась

Образовательные ресурсы. Обеспечьте дополнительные чтения, инфографику, видео и другой образовательный контент в различных форматах. Это создает возможности для ваших студентов усваивать информацию в различных форматах, чтобы помочь им сохранить знания и создать контекст между темами. Это также гарантирует, что вы охватываете студентов, которые учатся по-разному – одни учатся через чтение, другие – слушая, третьи – через картинки или инфографику. Используя конструктор курсов АнтиТренинги, вы можете добавить в свой курс целый ряд учебных материалов, включая аудио -, видео -, мультимедийные уроки, PDF-файлы и презентации. Предоставляя широкий спектр учебных ресурсов для резервного копирования вашего контента, вы обеспечиваете разнообразный опыт обучения для каждого студента, который проходит ваш курс.

Практические занятия. Мы все знаем, что практика делает  наш опыт совершенным, не так ли? Дайте вашим студентам возможность проверить свои недавно отточенные навыки, прежде чем переходить к следующей партии новой информации. Практические занятия способствуют сохранению знаний и помогают студентам закрепить навыки до того, как вы научите их чему-то новому. Вы можете создать тест в конструкторе курсов или назначить упражнение групповой беседы в Zoom для обсуждения полученных знаний.

Важно помнить, что практика это не тест. Она нужна  для ваших студентов, чтобы освоить определенный навык, прежде чем они столкнутся с ситуацией, когда им придется использовать эти навыки самостоятельно! Вы можете предложить викторину с несколькими вариантами ответов или проявить творческий подход придумав что то свое, просто дайте студентам возможность практиковать то, чему вы их научили!

Поставьте знания на проверку

Наконец, вы должны включить в свой курс какие-то оценки. Легко добавить оценки в свой курс с помощью инструментов геймификации в конструкторе курсов платформы Антитренинги. Вы можете сделать одну оценку каждого модуля или урока.  Пусть ваш график оценок будет ориентирован на содержание вашего курса.

Это может быть задание, которое они сдают, тест или более углубленная викторина – все зависит от вас и вашего материала курса! Регулярно оценивайте знания на протяжении всего курса и подумайте о том, чтобы основывать их на ключевых навыках или темах.

Хорошим руководством для оценки является вопрос «‎если они не освоили информацию из модулей 1-3, то могут ли они преуспеть в модуле 4?»‎ Если ответ будет твердым «‎НЕТ»‎, вы должны установить оценочную деятельность между модулем 3 и модулем 4, чтобы студенты имели возможность проверить свои   ключевые знания. Исходя из оценок, они смогут пересмотреть нужный раздел, прежде чем погружаться в информацию 4 модуля с новой темой, иначе это похоже на попытку научиться умножению, прежде чем вы освоите сложение!

Планируя свое тестирование, не забудьте включать информацию из предыдущих модулей. Тест – это хороший способ практиковать навыки, но вам также нужны оценки, где студенты проверяют себя на более широком спектре знаний и имеют возможность объединить общие знания модуля, прежде чем двигаться вперед.

Создайте содержание своего курса

Теперь, когда у вас есть все части, пришло время собрать их вместе.  Вы уже на пути к созданию отличного курса с твердыми принципами, которые помогут вам дать отличное образование вашим студентам!

Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенцииПланирование – важнейшая составляющая человеческой жизни. Умение грамотно планировать процесс своей деятельности позволяет достигать наибольших результатов максимально быстро и без отвлечения на второстепенные вещи.

В бизнесе планирование способствует достижению стратегических целей, на работе – выполнять планы, продвигаться по карьерной лестнице и повышать уровень дохода, в личной жизни – самореализовываться, личностно расти и достигать нового уровня жизни. Не менее важно планирование и в обучении, тем более, если вы обучаетесь самостоятельно.

Содержание:

  • Коротко о планировании в обучении
  • Создание плана обучения: этапы и задачи
  • Создание плана
  • Следование плану обучения: да или нет?
  • Как не уйти от плана?
  • Когда можно отойти от плана?
  • Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
  • Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
  • Проверочный тест

Коротко о планировании в обучении

Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.

Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:

Вы сами выстраиваете процесс своей деятельности, отсекая неразбериху и посторонние вмешательства.
Вы экономите время и силы, не распыляясь на выполнение нескольких дел одновременно.
Вы конкретно знаете, когда и чем вам требуется заниматься.
Вы имеете возможность давать оценку и характеристику общей картине процесса обучения, по причине чего можете производить корректировки в случае необходимости.

Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.

Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело. Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще.

А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты. Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.

Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать здесь). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная. Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.

Создание плана обучения: этапы и задачи

Скорее всего, вы знакомы с житейской истиной о том, что счастье запланировать невозможно. В большинстве случаев так оно и есть, т.к. никто не знает, что подстерегает его за «следующим поворотом». Однако когда речь заходит о самостоятельном обучении, от умения планировать зависит львиная доля успеха. Чем чётче будет ваш план, тем под большим контролем вы сможете держать весь образовательный процесс, а также будете видеть, насколько близок намеченный результат – какой объём информации усвоен, и как он усвоен.

Создание плана по самостоятельному обучению подразумевает несколько этапов:

1

Постановка цели

Задачей первого этапа является составление списка того, какими знаниями вы намереваетесь овладеть и каким навыкам научиться. Для этого нужно понять конечную цель и разделить её достижение на несколько составляющих – например, занятий. Это называется стратегическим планированием – вы детально продумываете каждое занятие и определяетесь с тем, какой результат будет в конце каждого занятия достигнут.

Теперь переходите к тактическому планированию. Суть его заключается в том, что вы самым тщательнейшим образом продумываете те действия, которые будете выполнять во время каждого занятия. Сюда следует включить поиск и обработку информации, о чём мы говорили в предыдущем уроке, её изучение, выполнение проверочных заданий и практических упражнений, если таковые имеются.

2

Определение времени

Задачей второго этапа является распределение времени, которое вы планируете выделять на самостоятельное обучение. Изначально нужно определить общее количество времени, которое уйдёт на всё обучение, например, полгода. Затем руководствуйтесь теми пунктами плана, которые вы наметили на предыдущем этапе.

К примеру, если вы уверены, что освоите необходимый материал за 360 часов, то получится, что вам нужно заниматься по 3 часа в день 5 дней в неделю: 3 часа * 5 дней 15 часов * 4 недели 60 часов * 6 месяцев 360 часов. Аналогичным же образом можно провести и обратные расчёты, но тут нужно точно знать, за какое время вы освоите материал и каким количеством времени вы вообще располагаете. Например, если знаете, что у вас есть полгода, а материал вы на 100% освоите за 360 часов, то получится: 360 часов/6 месяцев 60 часов в месяц/4 недели 15 часов в неделю/5 дней (ведь 2 дня нужно отдохнуть) 3 часа в день вам нужно заниматься.

Кроме того, очень важно учитывать, что от того количества времени, которое вы отведёте на изучение материала, будет зависеть и объём полученной информации.

3

Определение методов

Третий этап не менее важен, чем два предыдущих. Его задачей является определить способы и методы, которые вы будете использовать в обучении, а также установить, какие для этого будут использоваться источники информации (Интернет, книги, учебники, пособия, обучающие видео-или аудиоматериалы), устройства и инструменты (ПК, ноутбук, смартфон, тетради, ручки, маркеры, карандаши). Но если с источниками информации и инструментами всё просто, то о методах стоит сказать подробнее.

 Традиционно, методы обучения разделяются на три группы:

Организационные методы. Они, в свою очередь, могут отличаться:

  • По источникам знаний: практические, наглядные и словесные (в случае самостоятельного обучения используются практические и наглядные)
  • По характеру получения знаний: проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные и репродуктивные (в случае самостоятельного обучения используются поисковые, исследовательские, проблемные и репродуктивные)
  • По характеру изложения и восприятия материала: дедуктивные и индуктивные (в случае самостоятельного обучения используются дедуктивные)

Контролирующие методы. Здесь имеется в виду та форма, в которой вы будете осуществлять контроль своего обучения. При самостоятельном обучении рекомендуется устраивать самопроверки.

Стимулирующие методы. Предполагают применение комплекса мер по самомотивации к обучению. Можно использовать различного рода поощрения, к примеру, после продуктивной недели занятий можно позволить себе два полноценных выходных, встречу с друзьями, поход в кино или парк отдыха и т.д.

В дополнение к этим методам, считающимся основополагающими, существуют и вспомогательные. К ним относятся:

1 Пассивный метод. Как правило, он подразумевает пассивное восприятие информации, когда, например, преподаватель объясняет ученикам материал, управляет процессом урока и проверяет степень усвояемости информации учениками. Но в нашем случае данный метод не подходит, т.к. речь идёт о самостоятельном обучении. Единственным вариантом применения такого метода может служить использование аудио- и видеоматериалов, когда вы являетесь пассивными слушателями или зрителями.
2 Активный метод. Обычно под активным методом обучения понимается активное взаимодействие учащихся с преподавателем. В ситуации же с самостоятельным обучением активный метод находит своё выражение в самостоятельном и независимом поиске и обработке данных, составлении конспектов, использовании ментальных карт, блок-схем и т.п. Сюда же относится самопроверка и контроль следования намеченному плану. Проще говоря, этот как раз наш случай.
3 Интерактивный метод.

Определившись с методами, переходим к следующему этапу составления плана.

Создание плана

Убедившись в том, что вы успешно прошли три предыдущих этапа, можно начинать составлять сам план.

Для составления плана можно использовать специальные методики (во всех подробностях процесс составления плана изложен на этой странице) или же можно составить простой план, для чего не требуются особые знания.

Отличным примером простого плана является таблица, в графы которой внесены все необходимые данные: сроки, названия занятий и их краткая характеристика, список задач, которые нужно выполнить, пункт проверки и результат. Данная таблица может выглядеть так:

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ДАТА НАЧАЛА

НАЗВАНИЕ

(ХАРАКТЕРИСТИКА)

ЗАДАЧИ

ДАТА ПРОВЕРКИ

РЕЗУЛЬТАТ

01.09.2015-07.09.2015

(1 неделя)

01.09.2015

Подготовка материала (исследовать материал)

  1. Выбрать источники информации
  2. Найти источники информации
  3. Найти нужные данные
  4. Обработать данные и сделать конспекты

05.09.2015

ГОТОВО

08.09.2015 – 15.09.2015

(2 неделя)

08.09.2015

Первое занятие

(изучить процесс планирования)

  1. Что такое планирование?
  2. Виды планов
  3. Как составить план?
  4. Этапы планирования
  5. Можно ли отходить от плана?

13.09.2015

В РАБОТЕ

Имейте в виду, что это лишь пример. Вы можете составить таблицу или просто список задач, внести любые пункты и подпункты. Самое главное, чтобы при обращении к своему плану, даже отвлёкшись от обучения на несколько дней, вы сразу же могли увидеть и понять, на каком этапе работы вы находитесь, и что следует делать дальше.

План обучения лучше всего составлять на весь период изучения необходимого предмета. В том случае, если обучение будет долгосрочным (продолжаться несколько лет), нужно составить общий план обучения, а затем разбить его на каждый учебный год. Кроме того, если у вас есть желание построить процесс своего самостоятельного обучения максимально приближенно к государственным стандартам или к стандарту обучения какого-то образовательного учреждения, вы можете изучить Федеральные государственные образовательные стандарты либо найти учебную программу интересующего вас учебного заведения и составить свой план на основе этих документов.

После того как ваш учебный план будет составлен, и вы почувствуете, что готовы приступать к обучению, начнётся основной этап – выполнение плана. Нужно просто пошагово выполнять все его пункты. Но в процессе вы будете получать много новой информации и что-то варьировать. Возможно, у вас появятся интересные мысли по поводу своего обучения и плана, которым вы руководствуетесь. Так или иначе, вы можете столкнуться с небольшим затруднением, а именно: стоит ли безукоризненно следовать своему плану или же можно в нём что-то менять?

Следование плану обучения: да или нет?

Давайте немного поразмышляем на тему следования плану.

Учась в школе или институте, вы не могли не заметить, что по мере изучения какого-либо предмета открываются всё новые его грани, о которых вы изначально и понятия не имели. Сначала предмет рассматривается в общих чертах, затем появляются какие-то новые темы, на которые разделяется весь материал касательно данного предмета. В новых темах тоже есть отдельные пункты и подпункты, о которых обязательно нужно знать, и т.д. и т.п.

Но тем и отличается обучение в образовательном учреждении от самостоятельного обучения, что в первом случае имеется чёткая программа, отработанная годами, проверенная опытом и освоенная огромным количеством учащихся, а во втором случае такой программы нет, а значит, обучающийся самостоятельно человек может столкнуться с множеством «подводных камней».

Учитывая эту особенность, вы должны иметь в виду, что разработанный вами план обучения всегда можно корректировать. Но и здесь нужно мыслить правильно, и понимать, когда от плана отходить не стоит, а когда можно немного уйти в сторону. В связи с этим, рассмотрим два момента.

Как не уйти от плана?

Вопрос о том, как не уйти от плана, можно разделить на две составляющих.

Первая составляющая касается новой информации, которую вы получаете. Нередко, в процессе изучения предмета внимание может «зацепиться» за что-то, что может показаться более интересным. Это могут быть какие-то научные факты, информация о смежном направлении и т.д. Например, планирование идёт рука об руку с достижением целей, и, изучая тонкости планирования, можно невольно переключиться на новую тему, которая вроде бы и касается основного предмета, но прямо к нему не относится.

В итоге можно углубиться в «дебри» другого знания, а главную задачу из вида упустить. Чтобы этого избежать, очень важно всегда помнить о том, что именно вы изучаете и для чего.

В качестве «напоминателя» вы можете использовать записки или стикеры – их можно развесить по дому или прикрепить к компьютеру. Главное, чтобы они были перед глазами и выполняли свою функцию – напоминали вам о главном. Также можно использовать и сам план – всегда держите его рядом и время от времени заглядывайте в него – так фокус всегда будет сохраняться на основной задаче.

Вторая составляющая касается, в большей степени, самодисциплины. Ясное дело, что всем нужно отдыхать и время от времени переключать внимание на другую деятельность. Но это может быть чревато тем, что вы, лишь на время отвлёкшись от своего плана, рискуете вернуться к нему очень нескоро. Следование плану – это самоконтроль. Если же, как говорится, «отпустить вожжи», можно весь день прозаниматься чем-нибудь более приятным, отложить начало работы на «понедельник» и т.п. Этого нужно всеми силами избегать.

Чтобы не попасть в ловушку мнимой усталости, «нехватки времени» или прокрастинации, необходимо уметь мотивировать себя на следование плану. Мотиваторами могут служить цели, которых вы желаете достичь, результаты, к которым вы стремитесь, навыки, которыми желаете овладеть. Нужно постоянно вспоминать о том, к чему вы стремитесь.

Для этого подойдут как те инструменты, о которых мы уже сказали (записки, стикеры), так и всевозможные средства, которые будет напоминать вам о ваших целях, к примеру, фотографии людей, обладающих теми качествами, знаниями и умениями, которыми хотите обладать вы, тематические картинки, фоны рабочего стола на компьютере, будильник на телефоне и т.п. Но самым главным мотиватором (и это важно запомнить) является, конечно же, ежедневная погружённость в деятельность – следование своему плану.

Когда можно отойти от плана?

Уйти от плана немного в сторону можно только в том случае, если по ходу изучения материала у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не знаете, но без ответов на которые продолжать эффективное обучение вы не сможете. Подумайте только: если вы изучаете ораторское искусство, вы, непременно, столкнётесь с вопросом поведения на сцене, который непосредственно связан с актёрским мастерством.

А это значит, что для становления профессиональным оратором вам обязательно потребуется овладеть навыком сценического движения. Исходя из этого, от своего плана, который первоначально не подразумевал изучение актёрского мастерства, вы можете немного отойти, уделив, к примеру, одну неделю на изучение основ движения на сцене.

И подобных ситуаций может быть сколько угодно. Главное здесь – понять суть: отходить от намеченного плана можно только тогда, когда требуется изучить дополнительный материал, необходимый для полноценного усвоения основного и не снижающий эффективность самостоятельного обучения.

Важно заметить также, что отход от плана предполагает разовое действие, которое не будет повторяться систематически. Если же на практике вы столкнулись с тем, что ваш план неполноценен или освоение материала невозможно без чего-то, что вы ранее не учли, план следует адаптировать под новые потребности. На деле это несложно, но сказать об этом не будет лишним.

Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход

Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.

Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере.

Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится.

Выход один: адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.

Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.

К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты.

Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.

Творческий подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.

И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.

Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения

Ниже мы представим небольшой список тех компетенций, которыми желательно овладеть перед тем (можно и в процессе), как приступать к самостоятельному обучению, а также укажем ссылки на те страницы нашего интеллектуального клуба, на которых вы можете найти всю необходимую информацию:

  1. Выполнять важные дела без промедлений – полезный навык, который поможет вам научиться выполнять задуманное, невзирая на сложность, в намеченные сроки. Рекомендуем вам узнать, что такое прокрастинация и познакомиться с эффективными способами борьбы с промедлением. Также вы можете изучить интересный материал на тему того, куда уходит наше время.
  2. Самодисциплина – способность человека управлять собой и своим поведением, выполнять важную работу безо всяких отговорок и следовать тому, что определил для себя как образ жизни. Советуем познакомиться с материалом по развитию самодисциплины.
  3. Самомотивация – умение самому влиять на себя таким образом, чтобы выполнять даже самые неприятные дела без внутреннего сопротивления, а также способность поддерживать в себе желание непрестанно добиваться целей. Можете почитать о нескольких полезных советах по самомотивации и уделить время изучению способов самомотивации (для тех, кто желает быстрее перейти к практике, предлагаем 10 практических способов самомотивации на каждый день).
  4. Полезные привычки – привычки, которые позволяют действовать максимально продуктивно. Для начала можете почитать о непродуктивных привычках и узнать о том, как избавиться от вредных привычек (можно воспользоваться некоторыми приёмами борьбы с плохими привычками), а затем перейти к развитию полезных привычек.
  5. Тайм-менеджмент – эффективная технология управления и использования времени, снискавшая популярность среди людей по всему миру. Этой технологии посвящён целый курс. Используйте время с максимальной пользой для себя – изучите его.
  6. Память – способность человека накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Чем лучше будет ваша память, тем больше вы сможете запомнить и применить в жизни. Выделите несколько дней на улучшение своей памяти.
  7. Логическое мышление – особый мыслительный процесс, во время которого человек оперирует логическими понятиями и конструкциями, и становится способным делать правильные выводы на основе получаемых данных. Для развития логического мышления вы можете пройти обучающий курс.
  8. Творческое мышление и креативность – способность человека к выполнению различного рода задач при помощи нестандартных способов, и умение находить необычные выходы из любых ситуаций. Для освоения таких навыков специально для вас составлен прекрасный обучающий материал на тему развития креативности.
  9. Скорочтение и устный счёт – ещё две наиполезнейших компетенции, помогающих человеку в жизни. Развив способность считать в уме, вы научитесь производить сложные математические операции без использования бумаги и ручки или калькулятора. А научившись быстро читать, вы сможете изучать и обрабатывать огромные массивы текстовых данных в рекордные сроки.
  10. Целеполагание и планирование – два навыка, уже не раз упомянутые нами в данном уроке. Названия говорят сами за себя: освоив мастерство ставить цели, вы сможете добиваться в жизни самых высоких результатов, чего бы это ни касалось. А умение планировать станет для вас прекрасным подспорьем, как в достижении целей, так и в любой другой деятельности.

Плюс к этому, вы можете воспользоваться и ещё несколькими рекомендациями по самостоятельному обучению.

Мы искренне надеемся на то, что информация, которую вы узнали из третьего урока, сослужит вам хорошую службу в вашем рвении самостоятельно обучаться новому и познавать тонкости любого знания.

В следующем уроке мы более подробно поговорим о том, что такое мотивация в обучении, как и какие нужно ставить цели, чтобы обучение было эффективным, а также затронем вопросы управления временем и расскажем о важности развивать усидчивость и быть открытым новой информации.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее побеседуем о самоорганизации.

2 Поиск информации4 Самоорганизация →

Как правильно составить учебный план для долгосрочной работы со студентом

Автор статьи преподаватель английского в Language Link 

При составлении учебного плана для долгосрочной работы прежде всего нужно проанализировать потребности студента. Анализ потребностей включает в себя выполнение какого-либо вида деятельности с учащимся, чтобы выяснить, каковы его потребности конкретно в обучении. Хорошее понимание потребностей учащегося может поспособствовать успешному планированию всего курса. Анализ становится первым шагом, который следует предпринять для того, чтобы успешно разработать эффективную программу обучения.

Что надо для анализа учебного плана

Студент – это центр учебного процесса, поскольку главная цель преподавателя – адаптировать и создавать курсы с учетом его интересов.

  • Очень важно выяснить, какие именно языковые навыки необходимы учащемуся, например, для его рода деятельности.
  • Помочь определить, адекватно ли существующий курс удовлетворяет потребности потенциального ученика.
  • Выявить разницу между тем, что студент может делать, и тем, что ему нужно научиться делать.
  • Собрать информацию о конкретной проблеме, с которой сталкивается учащийся.

Сложности работы с подростками

Большинство взрослых студентов имеют четкое представление о том, зачем они изучают иностранный язык. Однако с подростками не так-то просто разобраться в этом. Некоторые из них не в состоянии проанализировать свои потребности без надлежащей помощи. Не удивляйтесь, если Ваш ученик скажет: «Я не знаю, что мне нужно. Я не знаю, для чего я учу иностранный язык». Очень важно правильно замотивировать подростка и заставить его начать задумываться о своих собственных целях и обязанностях. Более того, если Вы занимаетесь с группой студентов, то обстановка в классе, где каждое мнение выслушивается и принимается во внимание, окажет положительное влияние на групповую динамику и отношения между учителем и учащимися.

Важные факторы, влияющие на анализ учебного плана студента

При изучении нужд студента мы должны учитывать следующие факторы:

  1. Возраст
  2. Культурная принадлежность (background)
  3. Интересы
  4. Образовательный багаж
  5. Мотивация
  6. Опыт изучения иностранного языка
  7. Цели и ожидания
  8. Количество свободного времени

Конечно же, важной частью анализа потребностей студента становится оценка его знаний. Здесь поможет известный всем преподавателям placement test.

Разработка учебной программы

Концепция SMART

После проведения анализа мы переходим к следующему шагу – разработке учебной программы. Подход к составлению учебного плана должен соответствовать концепции SMART:

Specific – конкретный. Конкретный с точки зрения уровня владения языком, которого ученик хочет достичь к определенному времени, или области, которые ему нужно улучшить (произношение, определенные грамматические моменты, техническая лексика и т.д.).

Measurable – подлежащий количественной оценке. У студента должна быть определённая цель, например, сдать языковой тест (такой как CPE, TOEFL или IELTS) на соответствующем уровне.

Achievable – реально достижимый. Курс должен включать в себя набор целей (краткосрочных, таких как, допустим, прослушивание пять подкастов) и привычек (они подразумевают ежедневные действия, например, слушать по одному подкасту в день).

Realistic – реалистичный. Постановка реалистичных целей в изучении языка означает оценку объема работы, которую нужно будет выполнить. Проще говоря, это количество часов, которые Вы должны посвятить изучению языка.

Time-bound – с четко установленными сроками. Установите крайний срок, к которому должен быть достигнут результат.

Подумайте о том, какие лексические и грамматические темы Вы должны покрыть, какие задания Вы должны выполнить в течение курса. Определите порядок тем по их важности и установите четкое расписание. Выберите наибольшее подходящий метод обучения, учебник и дополнительные материалы. 

Успехов каждому преподавателю в разработке своего учебного плана!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить тезисы к встрече
  • Запуск элементов activex на этой веб странице запрещен как исправить
  • Как найти основания траеции
  • Как найти расположение силы ампера
  • Как найти кого лайкает человек вконтакте