Как составить план онлайн курса

Мы каждый день видим, как запускаются онлайн-курсы. Кого-то ждёт успех, но многих — неудача. В этой статье рассказываем, что нужно делать, если вы хотите запустить свой онлайн-курс и заработать денег.

Воронка с платным марафоном

Объем российского рынка онлайн-образования $444,6 млн.

Объем мировых инвестиций в онлайн-образование $2,2 млрд.

Рынок будет ежегодно расти в среднем на 17% ближайшие 5 лет

Если вы читаете эту статью, то вам, вероятно, хочется стать частью этого рынка и запустить свой курс за который люди будут готовы заплатить.

Мы — Gurucan, платформа для создания онлайн-школ. Каждый день мы видим, как запускаются онлайн-школы, понимаем, какие ниши сейчас популярны и какие тренды существуют на этом рынке.

Прочитав эту статью до конца, вы поймёте, как запустить свой онлайн-курс и построить вокруг него онлайн-школу.

Какие ошибки чаще всего допускают новички?

1. Делают плохой продукт

Кажется, что запустить онлайн-курс — дело пустяковое. Взял камеру, записал видео-уроки и поехали. Это может сработать краткосрочно. Если ваш курс не понравится людям, его не будут покупать и рекомендовать.

Чтобы составить хороший курс стоит:

— описать цели и результаты курса и отдельных модулей

— грамотно составить программу курса

— записать уроки, подготовить домашние задания и доп. материалы (желательно добавить больше интерактива)

— предложить пройти курс знакомым и получить обратную связь

2. Думают, что достаточно провести один вебинар, чтобы продать курс

Это работает в трёх случаях:

— вы классный эксперт или продажник

— вы продаёте неконкурентный продукт

— вы имеете лояльную базу подписчиков

Если вы не подходите ни под один критерий, то нужно выстраивать более сложную воронку продаж (об этом поговорим ниже).

3. Опускают руки при первой неудаче

Создание онлайн-курса — это работа с большим количеством переменных.

Можно сделать ненужный курс, можно привести нецелевых людей с рекламы или неправильно донести выгоды курса — все это скажется на конечных продажах.

Поэтому с самого начала ориентируйтесь на твердые цифры при анализе ситуации и помните, что если вы сделали хотя бы одну продажу, значит это уже можно масштабировать :)

Как найти свою целевую аудиторию?

Запуск курса стоит начинать с определения и описания целевой аудитории. Полученная информация поможет и в разработке продукта, и в маркетинговых коммуникациях, и в продажах.

Забудьте о портрете аватара, описании целевой аудитории из головы и прочих вещах, которым учат на бизнес-курсах. Для новичков это не работает.

Чтобы понять, что хочет целевая аудитория, вам нужно с ней пообщаться. В маркетинге это называется CustDev.

Вот вопросы, которые помогут докопаться до сути и получить ценную информацию:

1. Существует ли в твоей жизни сложность с ____?

2. Когда ты последний раз столкнулся с этой проблемой?

3. Опиши подробнее эту проблему

4. Что ты уже делал для того, чтобы решить эту проблему?

5. Что тебе не нравится в этих решениях?

6. Знаешь ли ты ещё кого-то, у кого есть схожая проблема?

7. Сколько стоит для тебя эта проблема?

8. Как часто возникает эта проблема?

9. Какой есть бюджет на решение этой проблемы?

Кроме этих вопросов нужно задать ещё несколько, чтобы получить базовую информацию о человеке (возраст, город, профессия, семейное положение + интересы/хобби и поведение в сети: на кого подписан, какими соц. сетями пользуется).

Эти мини-интервью проводятся индивидуально в формате живой или онлайн встречи. Для начала будет достаточно опросить 10-15 человек. Эта информация позволит вам лучше понять ЦА, её боли, потребности и предыдущий опыт.

Как создать качественный продукт?

Многие думают, что создать онлайн-курс легко — взял ноутбук, включил запись и поехали. На практике же запись курса состоит из нескольких важных этапов:

1. Нужно описать цели и результаты курса, а также конкретного модуля.

2. Нужно составить программу курса, где будет как теория, так и практика.

3. Нужно продумать механику обучения (будут ли интерактивные механики, проверка домашних задания, персональные консультации и тп.)

4. Нужно разработать материалы для курса: презентации, таблица, опорные конспекты, домашние задания и тп.

5. Ну и в финале нужно все отснять, смонтировать и загрузить на платформу

Важная деталь. Многие обучающие платформы ставят лимит на загрузку материалов в 20-30 ГБ. Этого объективно мало, поэтому мы в Gurucan даём нашим клиентам неограниченное хранилище — загружайте столько, сколько нужно.

Онлайн-образование базируется на тех же принципах, что и классическое обучение, только оно более сжатое, интерактивное и актуальное.

Как создать эффективную воронку продаж?

Многие считают, что продажи онлайн-курсов происходят только через бесплатные вебинары. Это не так. Вебинары — инструмент, который подходит далеко не всем начинающим. И главный страх здесь: “А что, если я вложу 1000$ в рекламу и не окуплю их?”.

Поэтому мы рекомендуем вам присмотреться к воронке с платным марафоном, её структура показана ниже:

Структура воронки с платным марафоном

В чем её суть?

Вы проводите 3-дневный марафон, его стоимость 200-500 рублей.

В чём её выгода?

1. Сразу окупаете вложения в рекламу (хотя бы частично)

2. Получаете осознанную аудиторию, которая уже подтвердила свой интерес рублем

3. Во время марафона вы больше прогреваете людей, чем на обычном 1.5-часовом вебинаре

Вот средние конверсии, на которые можно ориентироваться:

1000 заходов на лендинг
50-80 продаж марафона
35-60 вовлеченных участников
5-7 продаж основного курса

Кстати, на Gurucan есть специальный модуль “Марафоны”, где весь необходимый функционал собран в одном месте. Это наша авторская разработка и многие клиенты от неё в восторге :)

Как продавать курс во время трансляций?

Держите несколько правил, которые вам помогут:

1. Самое главное — будьте уверены в своём продукте и в его качестве

2. Предварительно выпишите все выгоды вашего продукта, а также возможные возражения аудитории. Это выглядит примерно так:

В рамках трансляции постарайтесь донести все выгоды и закрыть все возражения.

3. Сделайте сильный оффер.

Оффер — это ограниченное предложение. Зачастую это скидка, которая побуждает купить сейчас благодаря более низкой цене.

Хороший оффер — скидка 50% и подарок (дополнительный модуль, персональная консультация и тп.)

4. Дайте гарантию и рассрочку.

Под гарантией подразумевается возможность вернуть деньги в течение 7-14 дней, а рассрочка позволяет увеличить конверсию в продажу.

5. Порепетируйте.

Предварительно порепетируйте продающую часть и запишите себя на камеру. Проанализируйте самостоятельно или покажите знающему человеку. Проведите работу над ошибками.

Как выбрать обучающую платформу?

Вы провели марафон и собрали первый поток вашего курса. Пора определяться с обучающей платформой. И вот на что вам стоит обратить внимание:

1. Интерфейс и удобство получения контента

Студенту должно быть понятно, как войти в личный кабинет, где искать уроки и как выполнять задания. Вроде бы очевидно, но далеко не все платформы могут похвастаться дружелюбным интерфейсом. Наши клиенты оценивают удобство интерфейса на 8.7 из 10. Также у студента есть мобильное приложение и доступ к контенту даже без доступа к интернету.

2. Неограниченное хранилище

Качественный видеоурок весит 200-300 МБ. Многим известный Getcourse предоставляет на базовом тарифе за 4000 рублей лишь 20 ГБ хранилища, за расширение нужно доплачивать. Мы же даём неограниченное 4K-хостинг.

3. Вебинары

Большинство курсов включают в себя живые вебинары и важно, чтобы у вас была возможность их проводить. Да, можно использовать Zoom или YouTube, но это не всегда удобно, так как требует некоторых технических навыков (а если ваша ЦА 45-60, то установка Zoom превращается в настоящее приключение). На Gurucan можно запустить вебинар в пару кликов прямо на нашей платформе, а вашим студентам не нужно ничего дополнительно устанавливать.

4. Проверка домашних заданий и коммуникация со студентом

Важно, чтобы вам было удобно проверять задания, они не терялись и были в одном месте. Также важно быстро отправлять студенту сообщения не выходя из платформы, а не добавлять его номер в телефон и писать в мессенджер. На Gurucan проверка домашних заданий происходит в одном окне, а коммуникация — во встроенных чатах.

5. Цена

Немаловажный фактор для многих новичков. Обращайте внимание не только на стоимость базового тарифа, но и смотрите на то, как он будет повышаться по мере роста проекта (так как работающий проект перенести на другую платформу сложно). Иногда эта цена неприлично высокая. На Gurucan можно создать полноценную школу за 3190 руб./мес.

Как работать с аналитикой и какие цифры считать?

Прелесть онлайн-школы (как любого другого интернет-проекта) в том, что вы можете все четко просчитать.

Вот несколько ключевых показателей, за которыми вам нужно следить:

1. ROI

Это показатель окупаемости ваших вложений. Считается по формуле:
(Доход от вложений — размер вложений) / Размер вложений * 100%

2. Стоимость лида

Сколько стоит привлечь одного человека, который зарегистрировался на вебинар или марафон

3. NPS

То, насколько ваши ученики удовлетворены конкретным уроком или курсом в целом. Оценивается от 1 до 10 (вы наверняка ранее видели такую модель оценки)

4. Стоимость клиента

Сколько стоит привлечение клиента, который купил курс

5. Средний чек

Сколько денег в среднем принёс один клиент

6. Прибыль

Сколько денег вы в итоге заработали

7. Конверсия

Вам важно отслеживать конверсию из одного этапа воронки в другой (например, из захода на сайт в продажу или из начала марафона в его завершение)

Как спланировать запуск и соблюдать дедлайны?

Очень важно во время запуска онлайн-курса правильно сформировать задачи и поставить дедлайны, чтобы вы и ваши подрядчики действовали сообща.

Общее планирование рекомендуем делать с помощью диаграммы Ганта:

Планирование задач с помощью диаграммы Ганта

Шаг 1. Сформируйте задачи (например, “Сделать лендинг”)

Шаг 2. Разбейте каждую задачу на действия (например, “Написать тексты”, “Сделать дизайн”)

Шаг 3. Пропишите дату начала и дату завершения задачи. Укажите конечный результат (конечный продукт) выполнения данной задачи

Задачи удобно вести в Трелло.

Общаться с коллегами — в Slack или Discord, а созваниваться — в Zoom

Важно также соблюдать “гигиену” документооборота. В начале это кажется незначительным, но когда у вас будет 500 файлов, найти нужный без иерархии и нормальных названий бывает проблематично.

Поэтому сразу заведите папку проекта на Google Drive или Dropbox, создайте внутри неё папки “Маркетинг”, “Продукт”, “Продажи” и тп. и храните рабочие документы в них.

Будем рады ответить на вопросы и пообщаться в комментариях :)

#Руководства

  • 10 апр 2023

  • 0

Как создать свой курс с нуля

От идеи до готового образовательного продукта — гид по разработке собственного онлайн-курса для тех, кто никогда раньше этого не делал.

Иллюстрация: Billion Photos / Shutterstock / Annie для Skillbox Media

Елизавета Петухова

Продюсер направлений «Корпоративное управление» и EdTech в Skillbox.

У опытного эксперта в какой-либо области нередко появляется желание делиться своими знаниями и опытом, появляется вопрос: почему бы не создать свой онлайн-курс? С одной стороны, это может быть способом заработка (вы продаёте свои знания в формате образовательного продукта), с другой — способом раскрутки своего экспертного имиджа через распространение бесплатного курса.

Как «упаковать» свои экспертные знания в учебный курс? Есть компании, которые делают онлайн-курсы для заказчиков под ключ, то есть берут на себя все задачи — от методической разработки и съёмки до продвижения и техподдержки. Однако можно сэкономить и выполнить большую часть работы самостоятельно. При этом уже на старте обычно возникает много вопросов. Сколько денег нужно вложить в запуск? Как написать программу обучения? И вообще, с чего начать? В этом гиде — основные шаги для создания онлайн-курса и рекомендации о том, что нужно предусмотреть на каждом этапе.

Важно учесть, что онлайн-курс — это образовательный продукт. То есть при его разработке необходимо думать и об образовательном аспекте (то есть о том, кого, чему и каким образом мы будем учить), и о продуктовом (как будет организован процесс создания курса, как «подсветить» его ценность для аудитории и продвигать на рынке).

Также стоит упомянуть, что если вы планируете продавать свой курс, то ещё на этапе подготовки важно рассчитать юнит-экономику, приблизительно прикинуть статьи расходов и необходимый бюджет. В этом случае запустить онлайн-курс совсем без денег не получится — понадобится хотя бы минимальный бюджет на его продвижение.

И ещё, чтобы избежать ошибок и стагнации в процессе разработки курса, не помешает составить план проекта с диаграммой Ганта. Длительность работы зависит от объёма самого курса и от того, будете ли вы обращаться к помощникам (например, к методисту) или делать всё самостоятельно. Также на сроки работы влияет формат курса — если он будет состоять из записанных видео, понадобится заложить время на съёмку, монтаж, размещение контента на платформе. Курс в формате вебинаров потребует меньше времени. В зависимости от названных аспектов создание образовательного продукта может занять от трёх недель до пяти месяцев.

Фото: Zamrznuti tonovi / Shutterstock

На этом этапе нужно определиться с примерной тематикой курса и вашей целевой аудиторией, наметить образовательную цель (чему ваш курс должен научить слушателя, что он должен ему дать) и бизнес-цель (что вы сами хотите получить от курса — выручку, развитие личного бренда или что-то ещё). Важно понимать, что здесь вы формулируете гипотезу, предположение, которое дальше будете проверять.

Например, ваша профессиональная область — флористика. Значит, на этом этапе важно определиться, хотите ли вы обучать людей с нуля или вести узкоспециализированные курсы для повышения квалификации флористов; будет ли это длительный курс или мини-курс на конкретную тему (скажем, о составлении свадебных букетов).


На этом этапе важно получить дополнительную информацию, которая позволит подтвердить или скорректировать гипотезу и более чётко сформулировать цели курса.

В онлайн-школах за формирование и проверку гипотез, как правило, отвечает продюсер — находит идею для курса, анализирует рынок и целевую аудиторию, формирует концепцию образовательного продукта и руководит дальнейшей его разработкой. Но анализ можно провести и самостоятельно.

Здесь нужно ответить на вопросы: кто ваши будущие студенты, какие общие признаки их объединяют, какие у них проблемы или вопросы в той сфере, которой будет посвящён ваш курс, какие цели.

Эта информация пригодится:

  • при составлении программы — позволит сформулировать учебные результаты так, чтобы они помогали ЦА достичь конкретной цели или решить проблему;
  • при продвижении курса — будет понятнее, как сформировать уникальное торговое предложение, чтобы привлечь ЦА к вашему курсу.

Вот что важно выяснить про целевую аудиторию на этапе исследования:

  • Тип клиента — кто купит ваш продукт, а если курс бесплатный, кто будет заинтересован в том, чтобы его пройти.
  • Общие черты клиента — какой он, о чём думает, чем живёт. Эта информация пригодится в продвижении курса, чтобы говорить с аудиторией на одном языке, более точно доносить до неё преимущества продукта. Для этого в маркетинге часто используют метод персон — о нём мы писали в одной из статей.
  • Проблемы — что тревожит потенциального клиента, что у него не получается в той сфере, которой будет посвящён ваш курс.
  • Мотивация — какая цель у клиента, как он хочет решить свою проблему.
  • Критерии выбора — что для клиента важно при покупке обучения, при выборе онлайн-курса.

Исследование ЦА можно провести двумя методами. Первый — опрос. Для этого нужно создать анкету с необходимыми вопросами, а затем обратиться в профильные сообщества (это может быть группа во «ВКонтакте» или канал в Telegram) и попросить участников её заполнить. Правда, нужно быть готовым к тому, что отзовётся не очень большое количество людей, и чем длиннее анкета, тем меньше будет откликов. Идеально, если у вас имеется собственный профессиональный блог или канал — тогда опрос можно провести среди подписчиков, и ответов будет больше, так как эта аудитория уже лояльна к вам.

Второй метод исследования ЦА — глубинное интервью. При этом варианте происходит личное общение с несколькими представителями целевой аудитории. Их можно найти опять же в профильных сообществах или среди своего окружения — друзей, коллег, клиентов и так далее. Больше о проведении интервью и опросов можно узнать из нашей статьи.

Фото: SFIO CRACHO / Shutterstock

При анализе целевой аудитории часто используют так называемую карту эмпатии — мы рассказывали о ней подробнее здесь.

Нужно выяснить, кто ваши конкуренты, что они предлагают, на что делают ставку и как от них отстроиться, то есть предложить в вашем курсе целевой аудитории то, чего не предлагают другие.

Чтобы проанализировать конкурентов, нужно найти образовательные продукты по тематике, соответствующей вашему будущему курсу, и ответить на вопросы:

  • На какую аудиторию рассчитаны эти курсы?
  • Какой результат обещают по итогам обучения?
  • Какая у конкурентов программа обучения?
  • Какие уникальные торговые предложения (УТП) предлагают конкуренты?
  • Какой формат (синхронный, асинхронный или смешанный) у других курсов по схожей тематике?
  • Выдаётся ли по окончании курса диплом или сертификат?
  • Кто преподаёт на курсах?
  • Сколько стоят курсы похожей тематики?
  • Как конкуренты продвигают свои продукты, где размещают рекламу?

Анализ конкурентов тоже даёт много полезной информации. С её помощью можно:

  • Понять, как работает рынок, и скорректировать свои представления о нём. Например, вы поймёте, что курсов по свадебным букетам на рынке предостаточно, а вот по составлению композиций из сухоцветов предложений мало. Если анализ ЦА показал, что эта тема её интересует, то она может стать неплохим вариантом.
  • Увидеть, какие существуют форматы для реализации схожей идеи — преобладают ли на рынке синхронные вебинары и мастер-классы или, например, асинхронные видеокурсы.
  • Отстроиться от конкурентов — понять, чем ваш курс может выгодно отличаться. Допустим, другие курсы исключительно дистанционные, а у вас есть возможность организовать для слушателей очную практику или стажировку в цветочном салоне.
  • Получить более предметное представление о ЦА, изучив, на кого ориентирована реклама схожих курсов, как их авторы обращаются к аудитории и так далее.

На этом этапе разрабатывается вся методическая часть курса (чему и как вы будете учить), формируется его структура и сценарий. От того, насколько качественно проделана эта работа, зависит, сколько слушателей пройдут курс до конца, получат ли они результат, будут ли довольны своим обучением и станут ли рекомендовать курс другим. А ошибки, допущенные при проектировании, будут очень ощутимы на дальнейших этапах. Поэтому, если у вас есть заложенный на разработку курса бюджет, рекомендуем привлечь к работе методиста. Если же бюджет минимален, то вот несколько советов, которые помогут собрать программу самостоятельно.

Для первого курса лучше всего использовать линейную логику построения программы, при которой темы подаются друг за другом последовательно. Также в современном онлайн-образовании актуально проектировать обучение от результата — отталкиваться не от содержания (о чём кажется важным рассказать), а от того, какие знания, умения и навыки должен приобрести учащийся по окончании курса.

Фото: fizkes / Shutterstock

Шаги в этом случае будут такие:

  • Определить цель образовательной программы — зачем человеку проходить ваш курс, что он получит от обучения. После внимательного анализа ЦА ответить на эти вопросы будет несложно. В широком смысле целью может быть, например, ознакомление учащихся с флористикой как хобби, глубокое погружение в теорию, овладение практическими навыками флориста. И хотя тема, по сути, будет одна и та же, в зависимости от целей получатся совершенно разные программы. Однако затем цель нужно максимально конкретизировать, «заземлить» до уровня конкретных навыков — об этом ниже.
  • Определить практические навыки и компетенции, необходимые для достижения цели обучения, — что человек должен научиться делать в итоге. Например, выбирать цветы и продлевать их свежесть, владеть техникой сборки букетов разных типов и их упаковки, красиво фотографировать свои работы для портфолио и соцсетей.
  • Продумать теоретическую часть — что ваш студент должен знать, чтобы достичь цели обучения. В нашем примере это могут быть основы ботаники, колористики, композиции, маркетинга в цветочном бизнесе.
  • Сформулировать планируемые результаты образовательной программы на основе предыдущих пунктов. Для этого нередко применяют таксономию Блума — шестиуровневую систему учебных целей, расположенных по принципу «от простого к сложному». Для примера — несколько формулировок результатов из курса Skillbox «Флористика с нуля»: ​​«Освоите спиральную технику, поработаете с пеной, сеткой и зеленью», «Прокачаете скорость сборки букетов и композиций», «Изучите основы композиции и характеристики разных растений», «Узнаете, что такое цветочный рецепт, и познакомитесь с формулой его создания», «Научитесь составлять коллажи».
  • Выбрать методы оценивания — как вы будете проверять, что учащийся на вашем курсе человек действительно усвоил знание и приобрёл навык. Эти методы должны соответствовать тому, что именно проверяется в конкретный момент, и здесь тоже может помочь таксономия Блума. Скажем, для оценки владения теорией (уровень «запоминание») может быть достаточно теста. А вот для проверки навыка на уровне «применение» понадобятся практические задания — например, самостоятельная сборка букета.
  • Разделить планируемые результаты обучения на логические блоки — темы, модули, уроки.
  • Продумать хорошие домашние задания, которые студенты будут выполнять в течение курса, — конечно, если у вас есть возможность организовать их проверку. Задания для самостоятельного выполнения должны основываться на информации из урока или модуля, к которому они относятся, быть не слишком простыми и не слишком сложными. Более подробно о разработке заданий мы писали в одной из статей.
  • Подготовить необходимые учебные материалы — презентации, практические задания, тесты, чек-листы и так далее.

На этом этапе нужно, ориентируясь на планируемые результаты программы и на полученные знания про ЦА, подобрать для курса оптимальный формат. Как уже упоминалось, существует три основных формата — синхронный (серия вебинаров с экспертом), асинхронный (предзаписанные видеолекции) и смешанный (уроки в прямом эфире сочетаются с просмотром записанных видео).

Фото: JP WALLET / Shutterstock

Вот что влияет на выбор:

  • Доступные вам ресурсы. От записанного курса, как правило, ожидают более высокого качества, чем от прямого эфира. Поэтому подготовка и создание таких материалов требует больше времени и денег на подрядчиков, которые организуют вам съёмочный процесс. Впрочем, при некоторой сноровке можно добиться достойного качества с минимальными вложениями, записывая видео на смартфон. Также стоит учесть, готовы ли вы выступать перед аудиторией в прямой трансляции, управлять вниманием группы в онлайне или вам проще сделать запись (ведь это позволяет переделать неудачные моменты).
  • Особенности целевой аудитории. Информация, полученная при анализе ЦА, поможет понять, как потенциальным студентам удобнее потреблять контент, готовы ли они подключаться к занятиям по расписанию или им важно самим выбирать время для учёбы, хотят ли они учиться в группе единомышленников или индивидуально.

Подробнее об особенностях каждого формата и его выборе мы уже писали в одной из статей. Если у вас будет асинхронный курс, то по возможности лучше дополнить его несколькими вебинарами в прямом эфире для большего вовлечения аудитории.


Чтобы создать оптимальную для обучения среду, нужно обеспечить несколько условий.

Это зависит от выбранного формата обучения. Для синхронных занятий понадобятся сервисы для прямых трансляций (их можно проводить бесплатно, например, на YouTube) или специализированные вебинарные платформы (среди них есть и бесплатные, но за полную функциональность обычно приходится платить).

В асинхронном обучении на первых порах можно тоже обойтись бесплатными вариантами. Например, выкладывать видеозаписи на ютуб-канал с доступом по ссылке. Или же разместить весь учебный контент на облачном сервисе — скажем, на «Google Диске» или «Яндекс Диске».

Если вы готовы заплатить за размещение учебного контента, стоит рассмотреть специальные платформы для сборки курсов. Они позволяют создавать структурированные программы обучения, добавлять в уроки текст, изображения и видео, планировать прямые эфиры и монетизировать курсы.

Многие из таких платформ также включают LMS — систему управления обучением. На такой платформе студент непосредственно учится — получает всю необходимую информацию, проходит тесты, выполняет задания, видит свои оценки и обратную связь от преподавателя. А организатор обучения может отслеживать востребованность курса, успеваемость учащихся и другие показатели, важные для оценки эффективности проекта.

Фото: Andrey_Popov / Shutterstock

В онлайн-курсе можно организовать и проверку практических заданий, которые участники курса выполняют самостоятельно. Если результат должен быть предметным (например, в курсе флористики — готовый букет), то можно предложить студентам сфотографировать свою работу или снять на видео, чтобы проверяющий просмотрел эти материалы и оценил результат.

При минимальном бюджете для обмена файлами вполне нормально использовать бесплатные облачные сервисы. А если есть возможность оплатить доступ к LMS, то большинство из них уже предусматривает техническую возможность для студентов выложить результат на платформу, а для преподавателей — проверить, выставить оценки и предоставить более подробную обратную связь через платформу.

Важно предусмотреть, как студенты будут получать информацию организационного характера — об изменениях в расписании, о сроках сдачи домашних заданий, о своей успеваемости и так далее. Многие маленькие онлайн-школы используют для этого мессенджеры или email-рассылки. Опять же, LMS-платформы нередко имеют функцию автоматизированной рассылки уведомлений и напоминаний.

Ещё стоит подумать о поддержке — кто и как будет отвечать на вопросы студентов, помогать им, если в процессе обучения возникнут сложности. В онлайн-школах для этого существует должность куратора — специалиста, который организует учебный процесс.

И наконец, какой бы формат обучения вы ни выбрали, синхронный, асинхронный или смешанный, для большинства учащихся важно взаимодействовать с единомышленниками. Поэтому как минимум стоит создать чат в удобном мессенджере или группу в соцсети, где учащиеся на вашем курсе смогут знакомиться, общаться, помогать друг другу, делиться опытом и инсайтами.


Даже если курс удалось разработать самостоятельно, стоит подумать о том, чтобы нанять помощников для эффективной организации обучения.

Так, мы уже упоминали о роли куратора. Как правило, он рассказывает студентам обо всех возможностях курса, помогает зарегистрироваться на платформе, решает технические и прочие проблемы, сообщает учащимся новости и так далее. Если вы планируете продавать курс, а не распространять бесплатно, то отслеживать регистрации и платежи — отдельная важная задача, и с ней тоже может помочь куратор. На этапе продаж может понадобиться менеджер, который будет общаться с теми, кто заинтересовался курсом, и доводить их до совершения покупки.

Если ваш курс включает в себя задания для самостоятельной работы, то важно определить, сколько времени вам понадобится для проверки домашек и готовы ли вы выделять его регулярно. Студентам важно оперативно получать обратную связь по выполненным заданиям. И если учащихся больше десятка, то стоит подумать о найме проверяющего преподавателя — человека, который хорошо владеет темой обучения. Понадобится дать ему чёткие критерии для проверки и оценки заданий и договориться об условиях работы — например, высылать студентам фидбэк не позднее двух дней после сдачи домашки.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO
Узнать больше

Как создать авторский онлайн-курс: пошаговая инструкция по разработке с нуля

author__photo

Содержание

Онлайн-курсы стремительно набирают популярность: по результатам исследования НИУ ВШЭ, объем рынка онлайн-образования в России в 2021 году превысил 2 трлн рублей и ежегодно продолжит расти на 5-15%. Если вы давно хотели разработать свой инфопродукт, то сейчас самое время.

Предлагаем пошаговую инструкцию для тех, кто хочет создать авторский курс с нуля и начать на нем зарабатывать.

Этапы создания курса

Разработка онлайн-курса напоминает подготовку материалов для офлайн-занятий. Основные этапы создания – планирование, проектирование и запуск. Однако между традиционным и онлайн-обучением есть отличия, которые важно учитывать, если вы хотите создать качественный инфопродукт.

Планирование

Разработайте концепцию курса и визуализируйте конечный результат. Убедитесь, что вы обладаете теми знаниями, которыми планируете поделиться, или подумайте над привлечением эксперта. Определитесь, о чем и кому вы будете рассказывать. Решите, как лучше рассказать о вашем опыте, знаниях, идеях. 

Организационные моменты, которые предстоит решить на этапе планирования:

  • длительность обучения;
  • количество модулей и занятий;
  • настройка доступа учеников к урокам;
  • выбор платформы для обучения;
  • организация проверки домашних заданий;
  • привлечение кураторов;
  • формат уроков;
  • система поощрения для учеников;
  • порядок выдачи сертификатов.

Определитесь со стоимостью курса и способами оплаты. Подумайте, сколько тарифов будет доступно ученикам, необходим ли бесплатный тестовый доступ на 1-7 дней.

Проектирование

От того, как вы ответили на предыдущие вопросы, зависит следующий этап – проектирование. Это наброски, первоначальные идеи и заметки, над которыми вы будете работать дальше. Продумайте логику развития темы онлайн-курса. Изложение уроков должно быть простым и последовательным. Доводите каждую мысль до конца и по возможности подкрепляйте примерами из практики, интересными кейсами, лайфхаками.

Определите длительность уроков. В идеале одно занятие не должно превышать 20-25 минут, тогда ученики с большей вероятностью досмотрят видеоролик и выполнят практическое задание.

Запуск

Открывайте продажи после того, как подготовите контент, разместите его на платформе и протестируете. Показывайте аудитории рабочий процесс за кадром, спрашивайте мнение у подписчиков, отвечайте на вопросы. Так вы еще больше заинтересуете клиентов. 

Когда начнете продавать курс, создайте ограниченное по времени предложение. Это может быть скидка, которая побудит учеников купить обучение. Удачный пример – скидка 40% и подарок (бесплатная консультация, дополнительный модуль).

С чего начать разработку

Постановка целей, выбор темы, определение целевой аудитории, привлечение эксперта – начните разработку курса с решения этих вопросов.

Выбор направления и темы

Создание обучающих курсов начинается с выбора актуальной идеи. Выберите тему, в которой действительно разбираетесь. У вас должны быть не только знания, но и опыт. Если их недостаточно, пригласите эксперта. Убедитесь, что тема будет интересна вашей аудитории – от этого напрямую зависит будущая прибыль.

Если сомневаетесь, спросите мнение друзей или проведите онлайн-опрос, чтобы узнать, насколько ваша идея востребована.

Проверьте, есть ли другие курсы и мастер-классы на выбранную тему. Если да, то это хорошая новость – на аналогичные продукты есть спрос. Главное, чтобы ваш курс отличался от остальных концепцией, контентом, пользой для клиента.

Постановка целей и задач

На старте важно определить цели и задачи курса. «Понимать», «разбираться» и «знать» – не цели обучения. Важнее предложить использовать навыки на практике, поэтому выстраивайте курс так, чтобы ваши ученики добивались конкретных результатов. Например, привлекали новых активных подписчиков, увеличивали объем продаж, находили крупных клиентов на SMM-сопровождение.

Когда вы определили цель, разделите ее на 3–5 задач. На каждый модуль курса поставьте одну-две задачи.

Например, если основная цель – повысить продажи, то задачи могут выглядеть так: умение точно описывать преимущества продукта и выгоду клиента, работать с возражениями и быстро проводить сделки.

Определение ЦА и формата

Вы должны четко понимать, для кого создаете продукт: пол, возраст, потребности, количество свободного времени клиентов. Для этого проведите опрос в социальных сетях, пообщайтесь с экспертами, предложите подписчикам задать вопросы по теме будущего инфопродукта. Сформируйте основные проблемы и ожидания аудитории, чтобы предложить эффективное решение в онлайн-курсе.

Выберите формат обучения: синхронный (в режиме реального времени) или асинхронный (без привязки к месту или времени). Для онлайн-курсов эффективнее второй вариант, когда используют заранее записанные аудио- или видеоуроки со скринкастами, презентациями, лонгридами с графикой. Такой формат будет удобен ученикам из всех часовых поясов. 

Понимание содержания курса

Когда вы определили идею и целевую аудиторию инфопродукта, подумайте о его содержании: сколько разделов будет в онлайн-курсе, как они помогут достигнуть цели обучения, и главное – будут ли они полезны студентам.

Место размещения

Бесплатно. Если бюджет ограничен, публикуйте материалы с закрытым доступом в соцсетях Вконтакте или Facebook* (*продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России). Используйте Яндекс.Диск или Google Диск для размещения текстовых файлов и инфографики, YouTube – для видеоуроков. 

Общайтесь с участниками с помощью Skype или Zoom. В Instagram* (*продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России) проводите вебинары в прямом эфире. 

Платно. GetCourse, ZenClass, Unicraft – популярные платформы для онлайн-курсов. Из плюсов – встроенные программы для создания инфопродуктов, личные кабинеты для каждого ученика, удобная обратная связь с кураторами, поддержка разных форматов занятий, выдача сертификатов. 

Консультация с экспертом

Специалист поможет в подготовке материалов для создания курса, приведет примеры из практики и представит интересные кейсы, оценит готовый инфопродукт перед его запуском.

Привлекайте эксперта на этапе создания курса, чтобы отобрать только полезную информацию, которую можно применять на практике. Если ваших знаний и опыта достаточно, чтобы с нуля разработать инфопродукт, то обратитесь к консультанту за оценкой. Он подскажет, какие аспекты улучшить или доработать.

При выборе эксперта оцените его профессиональный опыт и навык понятно выражать мысли.

Часто специалистов привлекают для проведения 1-2 уроков или проверки домашних заданий. Это актуально, если вы планируете запустить масштабный курс и предполагаете, что не справитесь самостоятельно.

Как реализовать идею

Полезные инфопродукты создают поэтапно: пишут сценарий, работают с контентом, выбирают оформление, проверяют на соответствие целям обучения, придумывают название, запускают курс. Разберем каждый шаг.

Создание сценария

Сценарий – основа инфопродукта. В нем важно прописать все нюансы: способы прогрева аудитории, описание разделов курса, длительность занятий, выбор мест для слайдов, скринкастов и видеороликов.

Начните разработку с тематических блоков – модулей обучения. Затем разбейте их на отдельные уроки и детализируйте содержание вплоть до каждого слайда. Убедитесь, что каждое занятие нацелено на достижение основной цели курса.

Оптимальное содержание программы обучения начального уровня: 4–6 тематических модулей, в каждом из которых по 3–5 занятий, а также практические и домашние задания.

Работа с материалом

Следующий шаг – создание контента. Это работа с материалами, которые вы разработали самостоятельно или получили от эксперта.

Необходимо сделать следующее:

  • Снять и смонтировать видеоуроки. Позаботьтесь о хорошем свете, однотонном фоне и качественном звуке. Для обработки отснятых материалов используйте программы для монтажа – iMovie, Premiere Pro, Final Cut Pro, DaVinci Resolv.
  • Написать сценарии вебинаров. Это онлайн-мероприятие, на котором спикер выступает в режиме реального времени, а участники задают вопросы в чат. Платформы для вебинаров – Webinar.ru, Adobe Connect, Mind, MyOwnConference.
  • Создать скринкасты – видеозаписи действий с экрана монитора. С их помощью показывают, как работать в программах. Icecream Screen Recorder, Screenpresso, ScreenFlow – популярные инструменты для создания скринкастов на Windows и Mac OS. Не забывайте добавлять к записи звуковое или текстовое сопровождение.
  • Написать текстовые материалы: лонгриды, методические пособия, инструкции. Используйте Microsoft Word или Google Документы. Разбавляйте текстовые материалы инфографикой – изображениями и диаграммами.
  • Подготовить домашние задания – тесты в формате онлайн, практические упражнения с проверкой, PDF-файлы, которые можно распечатать и заполнить.

Оформление

Чтобы привлечь больше покупателей, разработайте привлекательный дизайн для онлайн-курса. 

Несколько рекомендаций по оформлению:

  • Композиция. Равномерно распределяйте текст и графику, чтобы они создавали единую и цельную картину. Это облегчает восприятие информации.
  • Шрифты. Используйте не более трех шрифтов на одной странице. Не выделяйте текст одновременно курсивом и жирным шрифтом, остановитесь на чем-то одном.
  • Выравнивание. Форматируйте текст по ширине или левому краю. Выравнивание по центру или правому краю снижает скорость чтения.
  • Свободное пространство. Не перегружайте страницы или слайды информацией – всегда оставляйте 20% места пустым.
  • Цвет. Используйте не более трех оттенков в пропорции 60/30/10, где 60% – это главный цвет, 30% – второстепенный, 10% – акцентный. Цвета воздействуют на эмоции.
  • Единая стилистика. Оформите все уроки в одном стиле, чтобы вместе они создавали единый инфопродукт по шрифтам, цветовой гамме и фону.

Проверка на соответствие целям

Убедитесь, что тема курса раскрыта на 100%. Ученики должны получить пользу от обучения, чтобы применить полученные знания на практике. Это дополнительный плюс, который вы можете использовать в рекламе.

Коллтрекинг Calltouch поможет определить эффективные рекламные каналы. Сервис собирает данные о географическом положении пользователей, источниках перехода и звонков, позволяет рассчитать конверсию. На основе этих данных вы откажетесь от бесполезных рекламных площадок и за счет этого оптимизируете маркетинговый бюджет.

caltouch-platform

Коллтрекинг Calltouch

Тратьте бюджет только на ту рекламу,
которая работает

  • Коллтрекинг точно определяет
    источник звонка с сайта
  • Прослушивайте звонки в удобном журнале

Подробнее про коллтрекинг

platform

Выбор названия

С удачным названием вы сможете уже на старте выделить инфопродукт и привлечь внимание целевой аудитории. Заголовок должен быть точным, цепляющим внимание и интересным. 

Чтобы составить его, используйте следующие приемы:

  • Указывайте выгоду для учеников – «Как зарабатывать 70 000 рублей в месяц в социальных сетях».
  • Добавляйте точную информацию – «Пять правил успешной жизни».
  • Отражайте в названии практический результат – «Как стать популярным блогером».
  • Подбирайте короткий, но цепляющий заголовок – «Маркетолог на миллион», «Секретные фишки SMM», «Успешный блогер».
  • Не бойтесь использовать триггеры. Они вызывают у аудитории разные эмоции: волнение – «смелый», «трансформирующий»; доверие к продукту – «точный», «надежный»; чувство исключительности – «бесценный», «секретный».

Чтобы клиенты быстро запоминали название курса, ограничьте его размер до 65 символов.

Анонсирование

Создание онлайн-курсов обычно занимает от двух до шести месяцев. Проведите анонс и откройте продажи за 10-14 дней до начала курса: не слишком рано, чтобы пользователи не успели забыть об инфопродукте, и не слишком поздно, чтобы у вас осталось время для его продвижения.

Начните с главного – пользы для аудитории. Расскажите подписчикам, что выпускаете онлайн-курс и назовите точную дату. К этому моменту подготовьте посадочную страницу, на которой пользователи получат всю необходимую информацию о цене, сроках, формате обучения.

Приемы, которые сделают анонс интересным и полезным – рассказ о команде курса, показ рабочего процесса за кадром, публикация мнения фокус-группы, скриншоты из личных сообщений.

Пробный запуск

Цель пилотного запуска – убедиться в качестве, пользе и удобстве курса.

Соберите фокус-группу, получите и проанализируйте обратную связь от респондентов, внесите изменения в инфопродукт и убедитесь, что он готов к полноценному запуску.

Привлечение фокус-группы

Респондентов для фокус-группы отбирают из целевой аудитории – достаточно 2–7 человек. Они первыми пройдут обучение, чтобы вы узнали, насколько, по мнению студентов, полезен и понятен ваш курс. 

Проведите опрос в социальной сети и выберите участников случайным методом – такой прием поможет собрать фокус-группу и подогреть интерес аудитории к продукту.

Получение обратной связи

Создайте анкету обратной связи в Microsoft Word или Google Документах. Основные вопросы – общее впечатление об инфопродукте, рекомендации по улучшению, мнение о теоретической части и практических заданиях.

Обратная связь нужна, чтобы респонденты рассказали: 

  • насколько интересным и полезным было обучение;
  • удобен ли курс для восприятия;
  • как можно усовершенствовать уроки;
  • встречались ли ошибки или опечатки в файлах;
  • всегда ли удавалось справиться с практическими заданиями;
  • сколько времени заняло обучение.

Доработка

Когда вы получили обратную связь, приступайте к редактуре. Устраните все опечатки и программные ошибки, на которые указали респонденты. Внимательно просмотрите рекомендации по улучшению продукта, обсудите их с экспертом, внесите изменения.

Не расстраивайтесь, если большую часть курса приходится менять. Главное – выпустить полезный контент.

Как повысить конверсии

Несколько способов увеличить конверсии:

  • продвигайте инфопродукт в своем блоге;
  • отвечайте на вопросы подписчиков;
  • активно ведите соцсети, публикуйте посты о пользе ваших уроков ;
  • проведите вебинар, где бесплатно поделитесь ценной информацией;
  • пригласите целевую аудиторию пройти курс со скидкой.

Подключите виджеты Calltouch – обратный звонок, мессенджеры и соцсети, умную заявку для сбора контактных данных – все это позволяет оформить заказ или задать вопрос без звонка. С их помощью вы повысите конверсию сайта и увеличите лояльность клиентов. В частности, тех, которые не любят звонить.

caltouch-platform

Виджеты Calltouch

  • Увеличьте конверсию сайта на 30%
  • Обратный звонок, промо-лендинги, формы захвата, мультикнопка, автопрозвон форм

Узнать подробнее

platform

Реклама

Чтобы привлечь внимание к курсу, запустите рекламу. Опубликуйте объявления на других сайтах по бартеру или платно, купите пост у блогера, создайте канал на YouTube и размещайте рекламные ролики курса, продвигайте объявления в Google Ads и Яндекс.Директе, настройте таргетинг в социальных сетях.

Информационная рассылка

Настройте email-рассылку, где вы будете делиться с клиентами интересными новостями, скидками, полезной информацией о предстоящих уроках и вебинарах, рекомендациями по обучению.

Создание группы в социальных сетях

Создайте аккаунты для продвижения инфопродукта в Instagram*, Facebook* (*продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России) или Telegram, где целевая аудитория сможет задавать вопросы по содержанию уроков и стоимости обучения, а также обсуждать тему курса с другими участниками проекта.

Сбор и публикация отзывов

Соберите и выложите отзывы о курсе, которые вы получили от участников фокус-группы или после первого урока. Предложите скидку на инфопродукт или бесплатное дополнение к обучению (например, небольшой гайд) взамен на публикации и репосты отзывов. Отклики реальных клиентов влияют на рост продаж.

Коротко о главном

Лайфхаки, которые помогут создать электронный курс с нуля и начать на нем зарабатывать:

  • Предложите гарантию и возможность оплаты обучения в рассрочку. Рассрочка помогает привлечь больше учеников, уменьшить число отказов от покупки. По гарантии ученик может вернуть деньги в течение 7-14 дней, если его не устроит качество инфопродукта. Если даете гарантию, то открывайте доступ к урокам постепенно, например, 1-2 занятия в неделю.
  • Откажитесь от канцелярского языка и обилия терминов там, где это возможно. Уроки должны быть доступными для восприятия. Создавайте разнообразный видеоряд, используйте графику и статистику. Это поможет повысить вовлеченность и упростить обучение.
  • Внимательно отнеситесь к выбору обучающей платформы. Качественный видеоурок весит около 200-250 МБ. Отдавайте предпочтение сервисам с неограниченным хранилищем.
  • Стимулируйте учеников к обучению. Часть из тех, кто купил курс, не мотивирован на его прохождение. Важно заинтересовать участников, чтобы получить качественную обратную связь. Для этого поощряйте лучших учеников, внедряйте игровые элементы в учебный процесс.
  • Создавайте полезный контент. Все навыки и знания, которые вы даете в курсе, должны работать на практике. Обещайте аудитории только то, что действительно можете дать.

Планирование

Создание первоначального плана — банальный, но обязательный атрибут хорошего курса.
Чем более подробной будет его концепция и визуализация конечного результата и чем сильнее вы углубитесь в потребности целевой аудитории, тем безболезненнее пройдут остальные этапы.

Как понять, что вы готовы приступить к реализации своей идеи? Проверьте себя с помощью «3С» от ЛаЛаЛани: система знаний, студенты, свободное время.

1. Система знаний. Вы обладаете теми знаниями, которыми собираетесь делиться. Удивительно, но мошенники, продающие воздух и мыльные пузыри вместо знаний, тоже существуют. Продажа такого курса может быть успешной, но она скорее всего будет однократной. Экспертное мнение, наоборот, ценится, вызывает уважение и желание вернуться за новой порцией знаний.

2. Студенты. Вы отчетливо представляете себе целевую аудиторию, для которой планируете создать инфопродукт. Конкретизируйте: пусть это будут не просто «М., 18–25 лет», а характеристики, описывающие взгляды, образ жизни и занятость вашего студента. Какой он? Чем увлекается? На каком языке говорит? Сколько у него свободного времени? Для чего ему нужен предмет, который вы преподаете, — это способ получить «пятерку» и сохранить стипендию или это навык, без которого он не сможет в будущем работать по специальности?

3. Свободное время. У вас есть свободное время, энтузиазм и желание учиться самому. Создавать курс с нуля непросто: это требует физических и моральных сил. Могут требоваться денежные вложения и, конечно, ваше время. Если хочется сэкономить (или альтернатив даже нет), то нужно быть готовым к самостоятельному выполнению разнообразных операций: от создания лендинга и монтажа видео до регистрации ИП и написания текста для рассылок по почте. Многому из перечисленного придется научиться.

К этапу планирования можно подойти по-разному. Кому-то достаточно беглого наброска, чтобы разбить предмет на темы и модули. Кто-то, наоборот, углубится и напишет сценарий с раскадровкой, предусмотрит ракурсы для записи видео и визуал интерактивных тренажеров для отработки домашнего задания. Начать вполне можно с минимума, но чем подробнее составлен план, тем лучше для итогового результата.

На что стоит обратить внимание на этом этапе?

1. Содержание курса.
Подумайте, о чем и кому вы будете рассказывать, как структурировать ваши мысли и идеи. Выбор «упаковки» и подачи материала будет напрямую зависеть от того, что вы преподаете.

2. Организационные моменты.

  • Какой длительности будет курс (например, неделя или полгода)?
  • Сколько будет модулей, уроков, тем в курсе?
  • Что нужно сделать ученику, чтобы завершить курс? (просмотреть не меньше N занятий, выполнить 80% заданий, сдать дипломный проект)?
  • Ученик получит доступ сразу ко всем заданиям/занятиям или они будут открываться поэтапно, после прохождения прошлого урока?
  • Будут ли какие-то поощрения/награды для учеников?
  • Предусмотрены ли домашние задания к урокам?
  • Когда и как будут проверяться домашние задания (автоматически, вручную вами или кураторами)?
  • Получат ли ученики сертификаты о прохождении обучения?

3. Технические моменты.

  • Курс будет размещен на платформе-агрегаторе или на отдельном ресурсе, который вы сами будете содержать?
  • На курсе будут только тестовые, текстовые и графические материалы или будет еще и видео?
  • Имеется ли необходимое оборудование для видеосопровождения (камера, микрофон, свет, фон/локация)?
  • Видео будет в записи или в идти режиме онлайн (вебинары)?
  • В каком формате будет видео («говорящая голова», запись экрана, аудиодорожка к презентации)?

4. Денежный вопрос.

  • Курс будет платный или бесплатный?
  • Ученик оплачивает отдельные уроки, месячную подписку, годовую?
  • Будете ли вы устанавливать электронную кассу?
  • Будет ли бесплатный тестовый доступ на первый месяц/к первому уроку?
  • Могут ли оплатить курс жители других стран (актуальный вопрос для Украины и Республики Беларусь)?

Проектирование курса

Реализация задуманного будет зависеть от того, как вы ответили на предыдущие вопросы.
 
Черновик программы, модули. На первом этапе мы советуем написать черновик образовательной программы: разделите тему на несколько занятий, разбейте их на модули для удобства восприятия информации. Продумайте логику развития темы, чтобы изложение было последовательным и понятным, от простого к сложному. Оптимально начать с 3–5 модулей по 4–5 занятий в каждом.

Длительность занятия. Если вы планируете использовать в курсе видеоматериалы (проводить вебинары, онлайн-консультации или выкладывать уроки в записи), то не переусердствуйте с длительностью урока.Продолжительность занятия по гуманитарным дисциплинам — до 1,5–2 часов, для предметов физико-математического и естественнонаучного цикла — до 1 часа.
Однако учитывайте, что многие ваши будущие ученики находятся в режиме многозадачности и постоянной загруженности, из-за чего им бывает непросто выделить несколько часов на освоение дополнительного материала. Кроме того, у людей, живущих в плотном инфопотоке, снижается концентрация внимания. Поэтому многие современные онлайн-курсы предлагают серии небольших 
видео длительностью до 8–15 минут: практика показывает, что такой урок досмотрят с большей вероятностью.

Выбор платформы. Следует как можно раньше определиться с платформой для курса. Вы можете самостоятельно ее разработать (создать сайт) или обратиться к платформе-агрегатору, где собрано множество других курсов, например:

  • Moodle;
  • GetCourse;
  • eTutorium LMS;
  • iSpring Learn.

Эти платформы известны, сами вкладываются в рекламу и предлагают удобный интерфейс для студента и преподавателя. Курсы на этих площадках можно создать с помощью уже готовых модулей и шаблонов. За такие «плюшки» приходится платить, поэтому все платформы требуют комиссию (но многие предоставляют бесплатный тестовый период).

Пробный запуск и анонс. После создания черновика предлагаем вам создать посадочную страницу и сделать пробный запуск курса: стартовый вебинар, смонтированное и выложенное видео, полноценный урок из первого модуля или его «облегченная» версия. Несмотря на дополнительные хлопоты по разработке такого урока, вы сможете опробовать свою идею в деле. Так вы оцените актуальность выбранной темы, протестируете систему, оцените аудиторию вживую и определите конверсию. Пробный запуск позволит вам сэкономить средства и заранее подготовиться к возможным сложностям. Если все пройдет хорошо (в чем ЛаЛаЛань не сомневается), то вы можете анонсировать полный курс через
2–6 месяцев — срок напрямую зависит от проработанности вашего сценария, количества запланированных уроков и ваших технических умений.

Работа над материалами. После анонса пути назад нет, а значит, самое время приниматься за реализацию задуманного. Большинство обучающих онлайн-курсов содержат видеоматериалы, а также текстовые, графические материалы и различные способы проверки знаний: тесты, сочинения, тренажеры и т. п. Мы хотели бы предложить вам несколько бесплатных программ и электронных ресурсов, которые помогут в их разработке.

  • Вебинар — онлайн-мероприятие, на котором спикер выступает в режиме реального времени, а все участники могут его видеть и слышать, могут задавать ему вопросы в чате. Цель — передача информации.

   Платформа:

Webinar.ru

— бесплатный тариф позволяет проводить вебинар на аудиторию до 5                         участников одновременно.

  • Видеоконференция — онлайн-мероприятие, где все участники видят и слышат друг друга одновременно. Цель — общение и взаимодействие.

   Платформы: 

Zoom

— бесплатный тариф на вебинары до 100 участников длительностью до 40 минут;

Google Hangouts

— до 100 участников, но лучше всего программа справляется
   с групповыми чатами до 10 человек;

Skype

— бесплатные собрания до 50 человек длительностью до 24 часов.

  • Запись экрана позволяет демонстрировать все происходящее на мониторе. Не забывайте, что пользователь не видит вашу клавиатуру, поэтому комментируйте клавиши, которые используете, если это необходимо для достижения результата.

Программы:
Movavi Screen Recorder;
OBS Studio;
iSpring Free Cam.

На чтение 7 мин. Просмотров 4k. Опубликовано 20/08/2020

Вы изучили свой опыт, проверили свою тему, и в конце концов  нашли идеальный план для вашего следующего онлайн-курса. Пришло время применить эти знания для построения нового курса, но вы знаете этот материал как свои пять пальцев –  действительно ли нужен план курса?

Содержание

  1. Почему планы курсов являются ключом к успеху
  2. План курса важен по двум причинам:
  3. Построение плана вашего курса
  4. Какой у вас пункт назначения?
  5. Определите ваши действия
  6. Сделай так, чтобы информация запоминалась
  7. Поставьте знания на проверку
  8. Создайте содержание своего курса

Простой ответ – «‎да»‎. В то время как эта информация аккуратно хранится в вашем мозгу, изложение ее для непосвященных – это совсем другая история. То, что кристально ясно для вас, может быть непонятным и запутанным для других, которые не разделяют преимущества ваших прозрений и личного опыта. Если вы хотите помочь своим студентам достичь тех высоких обещаний, которые  изложили в своем рекламном предложении, вам нужно предоставить дорожную карту, чтобы помочь им в этом путешествии.

Дорожная карта

Дорожная карта

В этом контексте  дорожная карта является наброском курса. План не только является дорожной картой для вашего курса, но и поможет донести содержание до  студентов структурированным, упорядоченным образом, наслаивая навык на навык, пока они не закончат  курс, почувствовав себя экспертом (и с нетерпением ожидая вашего следующего курса).

Почему планы курсов являются ключом к успеху

План курса важен по двум причинам:

Определите пункт назначения. Если вы знаете, куда идете, это помогает  думать о том, какие шаги  студентов должны помочь  им достичь этой конечной точки. Какие навыки им нужно развивать на этом пути? Какие основы  нужно заложить с самого начала? Подобно путешествию по пересеченной местности, если вы начинаете путешествие без четкого представления о том, куда вы идете и как собираетесь туда попасть, велика вероятность, что вы заблудитесь по пути. Вы не научите ребенка определять время до того, как он научится считать; точно так же вы не можете научить кого-то быть отличным шеф-поваром, прежде чем вы не научите его ингредиентам, жарке и приправам.

Установите ожидания. Составление дорожной карты устанавливает ожидания для ваших студентов. Там, где вы собираетесь подавать пазлы головоломки из совершенно новых фактов и навыков, ваш план курса – это их изображение на коробке. Это помогает понять, куда идти, на какие важные фрагменты обратить пристальное внимание и как поместить их в контекст друг с другом. Показывая вашим студентам  их назначение, можно помочь им ощутить важность образования вместе с вами.

Построение плана вашего курса

План курса – это бесценный инструмент, который поможет вам реализовать обещанные студентам решения. Не знаете, с чего начать? Давайте разберемся.

Какой у вас пункт назначения?

Лучше всего  начать с конца. Чтобы построить четкий план курса, определитесь со своей конечной целью и работайте в обратном направлении.

Какова цель вашего курса? Что должны уметь делать студенты к концу обучения? Вы учите их рисовать, готовить или танцевать лезгинку? Наконец, какие навыки и знания вы должны передать своим ученикам, чтобы довести их до конечного пункта назначения?

Определите ваши действия

При рассмотрении этих вопросов составьте список и не делайте его сложным. Начните с самого основного фундамента, который, как вы ожидаете, будет у всех студентов, и стройте оттуда. Ваши ученики не станут следующим Билом Гейтсом, прежде чем вы не убедитесь, что они знают разницу между dos и windows, и ни один великий танцор свинга не пропустил урок темпа. Думайте об этих навыках как о строительных блоках: вы должны сложить их один на другой, чтобы построить прочную структуру.

Подумайте о том, чтобы начать с ознакомительной главы, где вы познакомите всех с лексикой и базовым содержанием, которые вы будете использовать для остальной части курса. Это полезно для установления ожиданий и передачи вашим студентам представления о дорожной карте, но это также отличный способ убедиться, что все начинают с одного уровня. Вы никогда не знаете, когда студент присоединяется к вашему курсу, если он знаком с терминами, которые вы используете ежедневно; этот модуль ориентации – возможность убедиться, что все знают одни и те же вещи и начинают курс с одного и того же набора идей. Сделайте его простым – нет необходимости изобретать колесо – это важно, потому что  лежит в основе того, как студенты будут понимать все остальное в вашем курсе.

Как только вы выяснили, какие строительные блоки вам нужны, пришло время привести их в порядок – они сформируют ваши модули курса или главы (или как бы вы их ни называли!).

Организуйте свои шаги последовательно, чтобы каждый из них опирался на следующий. Это означает, что вы должны поместить свой самый простой контент в Модуль 1, построить на нем Модуль 2 и так далее. Если возможно, вы должны иметь некоторое перекрытие между модулями, чтобы помочь студентам, создавать связи с тем, что они узнали в предыдущем разделе.

В образовании это называется «‎строительные леса»‎, и оно включает в себя различные методы обучения, чтобы помочь вашим студентам постепенно продвигаться к прочному пониманию предмета и способности самостоятельно применять эти знания в различных ситуациях.

Сделай так, чтобы информация запоминалась

Образовательные ресурсы. Обеспечьте дополнительные чтения, инфографику, видео и другой образовательный контент в различных форматах. Это создает возможности для ваших студентов усваивать информацию в различных форматах, чтобы помочь им сохранить знания и создать контекст между темами. Это также гарантирует, что вы охватываете студентов, которые учатся по-разному – одни учатся через чтение, другие – слушая, третьи – через картинки или инфографику. Используя конструктор курсов АнтиТренинги, вы можете добавить в свой курс целый ряд учебных материалов, включая аудио -, видео -, мультимедийные уроки, PDF-файлы и презентации. Предоставляя широкий спектр учебных ресурсов для резервного копирования вашего контента, вы обеспечиваете разнообразный опыт обучения для каждого студента, который проходит ваш курс.

Практические занятия. Мы все знаем, что практика делает  наш опыт совершенным, не так ли? Дайте вашим студентам возможность проверить свои недавно отточенные навыки, прежде чем переходить к следующей партии новой информации. Практические занятия способствуют сохранению знаний и помогают студентам закрепить навыки до того, как вы научите их чему-то новому. Вы можете создать тест в конструкторе курсов или назначить упражнение групповой беседы в Zoom для обсуждения полученных знаний.

Важно помнить, что практика это не тест. Она нужна  для ваших студентов, чтобы освоить определенный навык, прежде чем они столкнутся с ситуацией, когда им придется использовать эти навыки самостоятельно! Вы можете предложить викторину с несколькими вариантами ответов или проявить творческий подход придумав что то свое, просто дайте студентам возможность практиковать то, чему вы их научили!

Поставьте знания на проверку

Наконец, вы должны включить в свой курс какие-то оценки. Легко добавить оценки в свой курс с помощью инструментов геймификации в конструкторе курсов платформы Антитренинги. Вы можете сделать одну оценку каждого модуля или урока.  Пусть ваш график оценок будет ориентирован на содержание вашего курса.

Это может быть задание, которое они сдают, тест или более углубленная викторина – все зависит от вас и вашего материала курса! Регулярно оценивайте знания на протяжении всего курса и подумайте о том, чтобы основывать их на ключевых навыках или темах.

Хорошим руководством для оценки является вопрос «‎если они не освоили информацию из модулей 1-3, то могут ли они преуспеть в модуле 4?»‎ Если ответ будет твердым «‎НЕТ»‎, вы должны установить оценочную деятельность между модулем 3 и модулем 4, чтобы студенты имели возможность проверить свои   ключевые знания. Исходя из оценок, они смогут пересмотреть нужный раздел, прежде чем погружаться в информацию 4 модуля с новой темой, иначе это похоже на попытку научиться умножению, прежде чем вы освоите сложение!

Планируя свое тестирование, не забудьте включать информацию из предыдущих модулей. Тест – это хороший способ практиковать навыки, но вам также нужны оценки, где студенты проверяют себя на более широком спектре знаний и имеют возможность объединить общие знания модуля, прежде чем двигаться вперед.

Создайте содержание своего курса

Теперь, когда у вас есть все части, пришло время собрать их вместе.  Вы уже на пути к созданию отличного курса с твердыми принципами, которые помогут вам дать отличное образование вашим студентам!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти много денег за деньги
  • Как найти работу в гос структуре
  • Как составить завещание на счет в банке
  • Как найти динамик по номеру
  • Разбухшая столешница как исправить