Как составить план онлайн урока

Онлайн обучение давно стало нормой: с каждым годом все больше преподавателей и учеников предпочитают именно такой формат занятий. Современных учителей все чаще волнуют вопросы: «как сделать онлайн уроки эффективными? как удержать внимание юных учеников?». Секрет успеха онлайн урока — эффективное планирование. В этой статье мы расскажем, как грамотно спланировать онлайн урок с детьми и сделать занятие действительно продуктивным. 

Определиться с учебным пособием

Учебник — это определенная система, обязательная база для построения эффективного учебного процесса. Самостоятельное создание учебной программы занимает много времени. К тому же, не всегда получается выстроить как программу, так и структуру урока методически эффективно. Готовое учебное пособие поможет решить эту проблему. Качественный учебник выбрать непросто, поэтому мы предлагаем ознакомиться с подборкой учебников для дошкольников, младших и средних школьников. Работая онлайн, важно продумать как именно будет проходить занятие по учебнику: будет ли это демонстрация экрана в Skype или Zoom, будет ли у ученика pdf версия учебника. Так как речь идет об онлайн уроках с детьми, то крайне важно максимально вовлечь их в урок. В этом случае отлично подойдет работа через демонстрацию экрана в Zoom, где у ученика может быть возможность комментирования или занятия по интерактивным учебникам. 

Подобрать дополнительные материалы

Преподаватель должен быть всегда готов к ситуации, когда весь материал урока уже пройден, а до конца занятия еще 5-10 минут. Заранее подготовленные упражнения/задания помогут избежать пауз в уроке, разнообразить занятие и даже повысить мотивацию ученика. Дополнительные материалы могут быть связаны с темой урока (например, разговорные задания), так и просто задания «для удовольствия», например песни, подвижные игры и т.д.

Больше идей для подбора дополнительных материалов можно найти в нашей статье Когда учебника недостаточно: как и где искать дополнительные материалы к уроку.

Работая с дополнительными материалами, необходимо подумать как будет происходить переключение между основными и дополнительными заданиями (демонстрация двух различных учебников, ссылка ученику и т. д.). 

Составить план урока

Самый ответственный момент — непосредственное планирование урока. Планировать уроки очень удобно в Google sheets. При планировании занятия важно заранее продумать и выстроить структуру урока: 

warm-up

В любом уроке должна обязательно присутствовать разминка. Для дошкольников и младших школьников ее длительность составляет примерно три, максимум четыре минуты. Кроме этого, разминка должны быть подвижной и коммуникативной (поэтому для этапа warm-up отлично подойдут песни, словарные и подвижные игры). 

lead-in

На данном этапе должно произойти подведение ученика к теме урока. Этап lead-in не должен быть затянутым по времени, 1-3 минут будет вполне достаточно. Для этого этапа можно использовать картинки, короткие видео, на основании которых ученик сможет догадаться о теме урока. Задача преподавателя — помочь ученику выявить тему урока, а затем озвучить цели занятия. Важно сделать цели урока понятными, реалистичными и вовлекающими, желательно представить их в виде миссии (например, «Today we`ll help Teddy Bear to find new friends!»). 

lesson body

В основное содержание урока войдет работа с новой лексикой и грамматикой (введение, закрепление, вывод в речь), задания на аудирование и чтение (тут важно помнить о трех этапах работы: pre-listening/reading, while-listening/reading, post-listening/reading). Важно спланировать время на выполнение каждого задания. Каждое упражнение и этап урока не должны быть затянутыми (рекомендуемое время выполнения 3-4 минуты). На этапе планирования нужно предусмотреть темп работы ученика и заранее подумать, где и что при необходимости можно сократить по времени. Также на этапе планирования необходимо продумать, что может вызвать потенциальные трудности у ученика и как этого избежать. То есть важно заранее «репетировать» введение грамматики и лексики, продумать альтернативные способы презентации языкового материала. 

Кроме этого, мы рекомендуем продумать техническую реализацию выполнения упражнений: как будет проигрываться аудио и видео, что если ученик не будет слышать аудио, как ученик будет записывать ответы.

cool-down

На этапе cool-down подводятся итоги урока, дается обратная связь ученику, закидывается «крючок» на следующий урок и объясняется домашнее задание. Здесь нужно продумать: тайминг (желательно, чтобы все перечисленные шаги заняли не более 5 минут), способ поощрения ученика (стикеры, картинки, похвала от игрушки-помощника и т.д.), способ отправки домашнего задания (в чате в Skype, на почту и т.д.). 

При составлении плана рекомендуется обязательно прописать время, отведенное на каждый этап урока, цели каждого этапа. 

Кроме этого, при планировании онлайн урока важно продумать:

физическая активность на занятии

Дошкольники и младшие школьники не смогут просто сидеть все занятие. В урок нужно обязательно добавить физическую активность. Это могут быть TPR songs, задания на кинезиологию, подвижные игры или просто физминутки. Запланировать такой подвижный перерыв можно в середине урока, однако лучше ориентироваться по ситуации и отвлечься на физическую активность, когда ученик устал и ему срочно нужно подвигаться. Важно помнить, что при обучении онлайн пространство, которое можно задействовать очень ограниченно, то есть все игры и прочие физические активности не должны выходить за рамки работы камеры. 

паузы в уроке

Причин для пауз во время урока может быть много: не открывается вкладка с заданием в браузере, зависло аудио или видео и т.д. Паузы в уроке ведут к тому, что ребенок отвлекается, а значит вернуть его в рабочий ритм будет намного сложнее. Мы рекомендуем заранее продумать, что предложить ученику во время такой заминки (например, небольшое разговорное задание или игру). 

технические сложности

Во время урока могут возникнуть неполадки со связью, проблемы с демонстрацией экрана, звуком и многое другое. Продумайте, как быстро решить подобные проблемы. Например, попросить родителей заранее проверить скорость интернет-соединения, открыть все необходимые программы и ссылки (это значит, что все необходимое нужно выслать ученику до урока). Кроме этого, крайне важно, чтобы родители имели возможность помочь ребенку в случае технических сложностей. 

Планирование онлайн урока не отнимает много времени, но дает уверенность в качественном проведении занятия.  Помимо плана в Google sheets (или Google docs) составьте краткий план-конспект урока. В нем могут быть перечислены основные этапы занятия, а также важные для конкретного урока моменты. 

Как правильно организовать онлайн-урок? Этим вопросам задается каждый преподаватель, работающий в онлайн-формате. Давайте разберем, как спланировать и правильно структурировать онлайн-занятие.

Что обязательно следует учитывать при планировании и проведении онлайн-урока:

Внешний порядок урока

Онлайн-урок, также как и традиционный, должен начинаться и завершаться в запланированное время. Приучите учеников не опаздывать на занятия.

Внутренний порядок урока

Разделите урок на этапы, обозначьте, за какое время необходимо пройти ту или иную тему, выполнить определенные задания.

Для каждого занятия составьте подробный план, в котором будут расписаны цели и задачи, детальное описание хода урока (информация и задания по теме), домашние задание. План помогает преподавателю грамотно организовать свое время и повысит эффективность занятий.

Проблемный подход к обучению

На уроке ученики должны не просто пассивно потреблять информацию, а понимать поставленную проблему, искать пути решения, задавать вопросы, приходить к решению проблемы и оценивать ее.

Соблюдение дидактических принципов

Старайтесь, что предоставляемый вами материал получился наглядным и точным. Все задания, которые ученик выполняет на уроке, должны соответствовать основной теме.

Поддержание активности учеников

Стремитесь создавать интересные уроки, с разными видами активности для учеников, чтобы удержать их внимание. Придумывайте для студентов мотивацию на каждом этапе обучения.

Также ученики должны понимать, что от них требуется на том или ином этапе прохождения новой темы, что они должны прочно усвоить.

Сопровождение и контроль

Преподаватель обязан контролировать то, насколько ученик усвоил знания, насколько справился с тем или иным заданием.

Непрерывное контролирование процесса обучения включает в себя и проверку домашних заданий. Попробуйте использовать различные сервисы, помогающие автоматизировать процесс проверки домашнего задания.

Давайте рассмотрим, из каких элементов должен состоять онлайн-урок. За основу возьмем 9 элементов учебного занятия, предложенные психологом и педагогом Робертом Ганье.

1. Привлечение внимания

В начале урока вы должны привлечь внимание учеников. Используйте что-то более интересное, чем: «Здравствуйте, садитесь, начнем занятие». Это может быть юмор, шок (прием доктора Хауса), демонстративное поведение, повышение голоса. Все это вызовет любопытство аудитории и заставит обратить на вас пристальное внимание.

2. Сообщение целей и задач обучения

Проинформируйте учащихся о том, какого результата они должны достичь и что выучить, а также о том, что нужно сделать с этими навыками и информацией. Заранее продумайте, как представите цели: подготовьте план, блок-схему на доске или в виде слайдов презентации. Объясните, как связаны компоненты занятия и что хотелось бы видеть после изучения темы.

3. Обращение к имеющимся знаниям учащихся

Перед изучением каждой новой темы узнайте, что ученик помнит по предыдущей теме, а также обратитесь к его прошлому опыту. Этим не только обеспечивается контроль – так показывается преемственность знания, создается целостная картина изучаемого.

4. Представление нового учебного материала (выборочное восприятие)

Представьте новую информацию в наиболее эффективной манере. Организуйте ее логически. Продумайте мотивацию для каждого этапа обучения, сформулируйте для ученика цель.

5. Сопровождение процесса усвоения учебного материала

Для того чтобы ваша аудитория выучила и запомнила информацию, нужно найти наиболее эффективные методы ее донесения, например: аналогии, метафоры, чувство юмора, картинки, яркие примеры.

6. Отработка на смоделированной практике нового учебного материала

Чем длиннее период от первого знакомства в теории до применения в жизни, тем хуже. На занятии преподавателю необходимо убедиться в том, что ученик способен продемонстрировать приобретенные знания. Если это навык, попросите ученика применить его на практике. Если это информация, задавайте вопросы, направленные на размышление, а не на проверку дат и событий.

7. Обеспечение обратной связи по выполненной практике

Когда ученик показал свои знания и навыки, предоставьте ему обратную связь для того, чтобы закрепить некоторые моменты в случае необходимости. Не критикуйте напрямую, а используйте косвенные методы. Укажите на ошибки, объясните, как их исправить.

8. Оценка результатов проведенного обучения

Хотите предложить ученику тест или задание, которые измерят владение новым навыком. Попробуйте использовать геймификацию, чтобы разнообразить процесс обучения. Воспользуйтесь популярными онлайн-инструментами, такими как Kahoot, Quizziz или LearningApps.

9. Удержание в памяти

Это последний этап, в процессе которого преподаватель сможет убедиться в том, что студенты ученики не только выучили информацию, но и сумеют ее надолго запомнить. Постарайтесь организовать для ученика ежедневную практику, поощряйте его заниматься развитием навыка. Ежедневная практика — самый эффективный способ закрепления знаний.

Более подробно о структуре онлайн-урока и алгоритме подготовки к уроку мы поговорили на вебинаре “Особенности структуры онлайн-урока”.

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В статье рассказываем, как сделать онлайн-урок, если никогда этим не занимались. Шаг за шагом пройдемся по созданию онлайн-урока с нуля. Приводим чек-листы и советы, которые помогут подготовиться и провести первое занятие.

Содержание:

  • С чего начать создание онлайн-урока
  • Проработайте программу
  • Выберите платформу
  • Подготовьтесь к видеотрансляции
  • Проведите тестовый онлайн-урок
  • Соберите обратную связь
  • Проведите онлайн-урок и проанализируйте результаты
  • Заключение

С чего начать создание онлайн-урока

Прежде всего определитесь, будет ли этот урок частью курса или полноценным продуктом, а также планируется ли трансляция записи. Здесь мы приводим инструкцию по разработке отдельного урока — про создание онлайн-курсов у нас есть еще одна статья.

Первые шаги при создании любого инфопродукта в случае, когда ниша уже выбрана, — это определение ЦА и составление УТП.

Определите целевую аудиторию

Составьте подробный портрет клиента для своего проекта — так вы максимально точно попадете в целевую аудиторию. Нужно ответить на ряд вопросов:

  • кем является клиент по роду деятельности;
  • насколько он разбирается в теме урока;
  • каков пол и возраст, семейное положение, есть ли дети;
  • какое образование;
  • где проживает;
  • какие интересы.

Если у вас имеется база подписчиков, устройте среди них опрос. Кроме перечисленных выше пунктов, спросите также:

  • какие проблемы, связанные с вашей сферой, наиболее актуальны для респондента;
  • как он пробовал их решать и какие были результаты;
  • чего хотелось бы достичь в идеале;
  • на что готов для достижения результата.

Попытайтесь узнать максимум о проблемах аудитории и способах решения. Спросите, откуда приходят клиенты, каков средний чек, чему хотелось бы обучиться и так далее. Продумайте вопросы, которые важны в вашей сфере.

Чтобы люди согласились пройти опрос, используйте лид-магнит — чек-лист, презентацию, книгу и так далее.

Пример лид-магнита
Пример лид-магнита

Полезно также проанализировать аудиторию конкурентов. В соцсетях это можно сделать, например, с помощью сервиса trendHERO, а для аналитики сайта подходит SimilarWeb.

Анализ аудитории в trendHERO
Анализ аудитории в trendHERO

Все это нужно, чтобы дать ЦА наиболее полезную и релевантную информацию, а также избежать лишних трат на рекламу.

Составьте УТП

Выполните анализ конкурентов, чтобы понять, в чем заключается их уникальное торговое предложение и чем вы будете отличаться. На основе этого анализа и данных, полученных в ходе опросов аудитории, сформулируйте УТП, которое убедит ЦА обратиться к вам.

Отберите самые важные характеристики вашего инфопродукта. Если конкуренты не обладают такими характеристиками или существенно отстают от вас — это станет основой для УТП.

Хорошее УТП — единственное в своем роде, конкретное, понятное, учитывает особенности ЦА, и конкурентам трудно его скопировать.

Проработайте программу

Следуйте алгоритму, который приведен в этом разделе, чтобы ничего не упустить.

Заранее соберите материалы

Опрос среди целевой аудитории поможет понять ее ожидания и потребности, в соответствии с которыми нужно подготовить материалы.

Для сбора теоретической информации можно использовать учебники, публикации в рецензируемых журналах, интернет-издания, которые заслуживают доверия, и подобные источники. Убедитесь в актуальности этих знаний — в некоторых сферах, например, в интернет-маркетинге, все быстро меняется.

Практическая часть — это рассказ о вашем опыте, примеры других людей, кейсы учеников. Попросите тех, кто прошел у вас обучение, рассказать, как это им помогло, достигнуты ли желаемые цели. Полезно пообщаться с экспертами по теме урока, привести их советы и комментарии.

Подготовьте задания для закрепления знаний и вовлечения людей. Часть из них можно дать во время вебинара, а остальное оставить в качестве домашнего задания. Оформите ключевую информацию в удобные чек-листы и схемы, которые ученики смогут сохранить.

Составьте план урока

План необходим, чтобы ничего не забыть и донести до зрителей всю информацию в логической последовательности.

Пропишите в плане урока следующие пункты:

  • тема;
  • цели;
  • задачи;
  • продолжительность;
  • используемые материалы.

Основные разделы:

  • знакомство;
  • вступление;
  • разминка;
  • теоретическая часть;
  • примеры, кейсы;
  • практические задания;
  • заключение;
  • ответы на вопросы.

Раскройте каждый из разделов плана: о чем и в какой последовательности нужно рассказать. Возможно, теоретическая часть будет разбита на несколько блоков, после каждого из которых спикер отвечает на вопросы, а затем ученики выполняют задания.

Разработайте презентацию

Визуальное сопровождение помогает зрителям лучше понять и запомнить материал. Не выносите на слайды весь текст — только ключевые моменты. Добавляйте примеры, используйте картинки. Если в презентации содержатся аудио- и видеофайлы, их уровень громкости не должен сильно отличаться от громкости голоса спикера.

Чек-лист качественной презентации:

  • на одном слайде только одна мысль;
  • акценты на ключевой информации;
  • единый стиль;
  • не более трех цветов в оформлении, исключение — логически обоснованное выделение цветом;
  • не более двух шрифтов, и они хорошо читаемы;
  • использование инфографики: таблиц, схем, интеллект-карт;
  • отсутствие избыточных декоративных деталей.
Пример интеллект-карты для презентации
Пример интеллект-карты для презентации

Прочитайте нашу статью о том, как сделать презентацию интересной и запоминающейся, и какие программы использовать.

Подготовьте сценарий

Если занятие является частью онлайн-курса, нужно также составить концепт всего курса и потом расписывать каждый модуль.

Если цель вашего урока — информировать слушателей, например, рассказать о продукте, то сценарий такого урока самый простой. Распишите, в какой последовательности и о чем вы будете говорить и что разместите на каждом слайде.

Если это мотивационное занятие или тренинг, можно использовать прием сторителлинга. Продумайте сюжет, персонажей, конфликт, а также место и время действия.

Сюжет повторяет реальные проблемы, с которыми сталкивается целевая аудитория. Конфликт — это ключевая проблема, которую предстоит решить главному герою, и зрители должны отождествлять себя с ним. Для этого персонаж наделяется характеристиками ЦА.

Например, мы проводим вебинар на тему «Как фрилансеру общаться с потенциальным клиентом, чтобы получить заказ на выгодных условиях». Целевая аудитория: мужчины и женщины 18-30 лет, которые работают на фрилансе и испытывают трудности при общении с заказчиками.

Цель урока: научить ЦА отстаивать свою позицию и презентовать стоимость работы. Сюжет в данном случае следующий: фрилансер — веб-дизайнер, копирайтер или художник-аниматор — созванивается с новым заказчиком для обсуждения деталей проекта и его стоимости. Конфликт: клиент считает, что сумма гонорара завышена, либо отказывается платить 50% аванса, и нужно его переубедить.

Напишите предисловие, в котором озвучите цели и задачи урока. Формулировки должны программировать студентов на успех: «вы научитесь», «вы освоите» и тому подобное.

В конце подведите итоги урока, чтобы закрепить информацию в головах слушателей.

Использовать сторителлинг необязательно, при разработке сценария исходите из специфики своей темы и целей обучения. В любом случае важно составить правильную структуру онлайн-курса и отдельных уроков. Информация должна подаваться в логической последовательности, от простого к сложному, чтобы аудитория ее усвоила.

Посмотрите на пример ниже. В левой части таблицы приведена структура курса по инвестициям банковского приложения: модули идут в логическом порядке, что помогает постепенно вникать в тему. В правой части таблицы четкой логической структуры нет, и это затрудняет процесс обучения.

Как создать онлайн-урок или курс с правильной структурой
Как создать онлайн-урок или курс с правильной структурой

Выберите платформу

Для проведения онлайн-уроков выбирайте платформу, которая устроит вас по следующим критериям.

Цена и наличие тестового периода. Есть платформы с бесплатными тарифами, например, Google Meet. На YouTube или в соцсетях также можно провести полноценный урок. Если возможностей таких площадок недостаточно, обратите внимание на платные продукты, которые предлагают протестировать функционал бесплатно.

Функционал. Составьте список необходимых вам функций. Помните, что использование видеокодера добавляет некоторые возможности, например, показ презентаций на тех площадках, где это изначально не предусмотрено.

На некоторых специализированных платформах онлайн-курсов для приема оплаты за обучение необходимо подключить онлайн-кассу и выполнить ряд других процедур. Встречаются также платформы со встроенной системой приема платежей, которые вы получаете после вычета комиссии. Изучите особенности площадок и выберите ту, которая вас устроит.

Удобство и простота. Чтобы у учеников не возникло сложностей с технической стороны, платформа должна быть удобной в использовании, иметь понятный интерфейс и простую процедуру регистрации. Еще лучше, когда у зрителей есть возможность подключаться без регистрации.

Рекомендуем прочитать наши статьи о платформах для онлайн-курсов и для проведения вебинаров, в которых подробно разбираются плюсы и минусы каждой из них.

В SendPulse появилась платформа для создания онлайн-курсов с полным набором инструментов: блочный конструктор курсов и уроков, автоматическая генерация лендингов и форм регистрации, CRM с трекером задач для автоматизации продаж, прием оплаты через популярные платежные системы, выдача сертификатов.

Можно устанавливать лимиты на прохождение, проводить тестирования, назначать кураторов и добавлять контент в любом формате: аудиолекции, видеоролики, тексты, иллюстрации, Word и PDF-документы. Легко построить омниканальную систему коммуникации со студентами, используя чат-боты в мессенджерах, email, SMS, web push и Viber сообщения. Все курсы, разделы и уроки можно дублировать, что помогает сэкономить время.

Создание онлайн-урока в конструкторе SendPulse
Создание онлайн-урока в конструкторе SendPulse

Рекомендуем ознакомиться:

  • Как сделать курс быстро и качественно с помощью SendPulse.

Подготовьтесь к видеотрансляции

При проведении онлайн-урока есть два пути: арендовать студию и пригласить профессионалов для съемки либо сделать все самостоятельно с минимумом затрат.

Если вы решили нанять команду для съемки, необходимо составить четкое ТЗ и прописать все детали:

  • необходимое оборудование;
  • место расположения и количество камер, планы видеосъемки;
  • время сбора команды в студии;
  • время начала и окончания работы.

Продумайте все возможные вопросы, чтобы заранее их обговорить и прописать в брифе.

Посетите студию, в которой планируется съемка, убедитесь, что она подходит для ваших целей. Проверьте, какое оборудование уже есть, а какое нужно доставить самим.

Если вы хотите провести видеотрансляцию своими силами, понадобится компьютер, микрофон и веб-камера. Заранее загрузите презентационные материалы на площадку, на которой планируется вебинар.

Если вы решили устроить трансляцию в YouTube или соцсетях с показом презентации, скачайте и установите программу-видеокодер, либо используйте аппаратное устройство. В справке YouTube приводится список подходящих видеокодеров вместе с инструкцией по применению. Популярные бесплатные варианты: Open Broadcaster Software или XSplit Broadcaster.

Интерфейс OBS
Интерфейс OBS

Трансляцию в соцсетях или Youtube можно провести с мобильного телефона без использования дополнительных программ и устройств, если не нужно показывать презентацию или демонстрировать экран.

Если планируете стримить на нескольких платформах сразу, прочитайте нашу статью, в которой подробно разбирается, как это делать.

Заранее протестируйте работу оборудования и скорость интернет-соединения. Во время трансляции полезно иметь под рукой запасные устройства — если что-то пойдет не так, вам не придется надолго прерывать стрим.

Проведите тестовый онлайн-урок

Возможно, вам будет казаться, что продукт не доведен до идеала, но чаще всего это и не требуется. Если все, что указано в предыдущих пунктах, готово, самое время провести тестовый урок. Ученики сообщат о возможных недочетах, и при повторном запуске вы сможете учесть все замечания.

Если вы планируете брать плату за уроки, тестовое занятие лучше всего провести бесплатно либо за символическую сумму. Неизвестно, как пройдет первый онлайн-урок — а если люди заплатили, они не готовы к накладкам и будут разочарованы, если возникнут какие-то проблемы.

О том, как провести вебинар эффективно, у нас есть отдельная статья.

Соберите обратную связь

После урока соберите обратную связь. Примерный список вопросов, на которые нужно получить ответы:

  • Что понравилось, а что нет? Чего не хватило на уроке? Возможно, хотелось бы больше практических заданий?
  • На сколько процентов ваши ожидания от урока оправдались?
  • Все ли объяснения понятны?
  • Какие аспекты стоит раскрыть подробнее?
  • Устраивает ли вас манера и скорость речи спикера?
  • Есть ли проблемы с технической стороны: звук, изображение, лаги и тому подобное?
  • Насколько вас устраивает вебинарная платформа?

Люди не всегда готовы тратить время на обдумывание вопросов, поэтому лучше всего составить опрос с вариантами ответов и оставить поле для произвольного написания. Чтобы зрители прошли опрос или написали отзыв, пообещайте за это отправить на почту или в мессенджер какой-то полезный материал.

Организаторы вебинара предлагают написать отзыв и получить презентацию
Организаторы вебинара предлагают написать отзыв и получить презентацию

На основе полученной обратной связи внесите улучшения в онлайн-урок.

Проведите онлайн-урок и проанализируйте результаты

Теперь можно провести полноценный урок, в том числе на платной основе. Устройте повторный опрос, чтобы понять, довольны ли ученики.

Проанализируйте результаты: насколько понятно вы доносите информацию и устраиваете ли слушателей как спикер. Выясните, стоит ли ваш образовательный контент своих денег по мнению ЦА и есть ли запрос на продолжение обучения. Оцените проект с финансовой точки зрения: окупаются ли затраты на создание урока, есть ли смысл запускать полноценный курс.

Заключение

Мы рассказали вам, как с нуля сделать онлайн-урок и что для этого потребуется. Желаем удачных запусков и продуктивных занятий.

Попробуйте возможности SendPulse: платформа для создания онлайн-курсов, конструктор сайтов и мультиссылок, чат-боты для Instagram, Telegram, Facebook, WhatsApp. Также у нас есть сервисы email, SMS и Viber рассылок, браузерные push уведомления и бесплатная CRM.

Обновлено: 28.05.2023

— Определиться с учебным пособием

Учебник — это определенная система, обязательная база для построения эффективного учебного процесса. Самостоятельное создание учебной программы занимает много времени. К тому же, не всегда получается выстроить как программу, так и структуру урока методически эффективно. Готовое учебное пособие поможет решить эту проблему. Качественный учебник выбрать непросто, поэтому мы предлагаем ознакомиться с подборкой учебников для дошкольников, младших и средних школьников. Работая онлайн, важно продумать как именно будет проходить занятие по учебнику: будет ли это демонстрация экрана в Skype или Zoom, будет ли у ученика pdf версия учебника. Так как речь идет об онлайн уроках с детьми, то крайне важно максимально вовлечь их в урок. В этом случае отлично подойдет работа через демонстрацию экрана в Zoom, где у ученика может быть возможность комментирования или занятия по интерактивным учебникам.

— Подобрать дополнительные материалы

Больше идей для подбора дополнительных материалов можно найти в нашей статье Когда учебника недостаточно: как и где искать дополнительные материалы к уроку.

Работая с дополнительными материалами, необходимо подумать как будет происходить переключение между основными и дополнительными заданиями (демонстрация двух различных учебников, ссылка ученику и т. д.).

— Составить план урока

Самый ответственный момент — непосредственное планирование урока. Планировать уроки очень удобно в Google sheets. При планировании занятия важно заранее продумать и выстроить структуру урока:

— warm-up

В любом уроке должна обязательно присутствовать разминка. Для дошкольников и младших школьников ее длительность составляет примерно три, максимум четыре минуты. Кроме этого, разминка должны быть подвижной и коммуникативной (поэтому для этапа warm-up отлично подойдут песни, словарные и подвижные игры).

— lead-in

— lesson body

Кроме этого, мы рекомендуем продумать техническую реализацию выполнения упражнений: как будет проигрываться аудио и видео, что если ученик не будет слышать аудио, как ученик будет записывать ответы.

— cool-down

При составлении плана рекомендуется обязательно прописать время, отведенное на каждый этап урока, цели каждого этапа.

Кроме этого, при планировании онлайн урока важно продумать:

— физическая активность на занятии

Дошкольники и младшие школьники не смогут просто сидеть все занятие. В урок нужно обязательно добавить физическую активность. Это могут быть TPR songs, задания на кинезиологию, подвижные игры или просто физминутки. Запланировать такой подвижный перерыв можно в середине урока, однако лучше ориентироваться по ситуации и отвлечься на физическую активность, когда ученик устал и ему срочно нужно подвигаться. Важно помнить, что при обучении онлайн пространство, которое можно задействовать очень ограниченно, то есть все игры и прочие физические активности не должны выходить за рамки работы камеры.

— паузы в уроке

Причин для пауз во время урока может быть много: не открывается вкладка с заданием в браузере, зависло аудио или видео и т.д. Паузы в уроке ведут к тому, что ребенок отвлекается, а значит вернуть его в рабочий ритм будет намного сложнее. Мы рекомендуем заранее продумать, что предложить ученику во время такой заминки (например, небольшое разговорное задание или игру).

— технические сложности

Во время урока могут возникнуть неполадки со связью, проблемы с демонстрацией экрана, звуком и многое другое. Продумайте, как быстро решить подобные проблемы. Например, попросить родителей заранее проверить скорость интернет-соединения, открыть все необходимые программы и ссылки (это значит, что все необходимое нужно выслать ученику до урока). Кроме этого, крайне важно, чтобы родители имели возможность помочь ребенку в случае технических сложностей.

Планирование онлайн урока не отнимает много времени, но дает уверенность в качественном проведении занятия. Помимо плана в Google sheets (или Google docs) составьте краткий план-конспект урока. В нем могут быть перечислены основные этапы занятия, а также важные для конкретного урока моменты.

Как составить план перехода на дистанционное обучение, правильно организовать свое рабочее место и подготовить учебные материалы — разбираемся вместе с преподавателями Skysmart.

Ольга
Лысенко

Мало кто из школьных учителей имеет опыт и знает, как организовать дистанционное обучение. Зачастую учитель не понимает, какие рабочие инструменты нужны, чтобы проводить , как должен выглядеть план урока дистанционного обучения, каков порядок проведения уроков по интернету.

Всем педагогам, оказавшимся в этой трудной ситуации, пригодится опыт преподавателей Skysmart: они уже много лет учат детей дистанционно и знают, что удаленный режим обучения — не катастрофа, а шанс попробовать новые методы и освоить азы (навык, особенно важный в нынешней ситуации).

Обустройте место для удаленной работы

Планирование онлайн занятия начинается с планирования собственного дня и организации рабочего места. Большинству учителей непривычно работать из дома, особенно вести видеоуроки. Но придется приспосабливаться. Постарайтесь выделить угол, где поставите компьютер или ноутбук, и проследите, чтобы во время видеоконференции в кадр не попало ничего лишнего. В идеале фоном должны быть пустая стена.

Разместите под рукой все необходимое — блокнот для пометок, листочек со всеми паролями и доступами, стакан воды, очки. Все, что может потребоваться во время занятия.

Очень важная рекомендация — установка правильного освещения: если источник света находится позади вас, ученики увидят на экране только темный силуэт. В сумрачной комнате лучше поставить перед собой маленькую лампу, чтобы лицо было освещено.

Возможно, вам придется провести разъяснительную работу с домашними и объяснить им, что во время проведения вам необходима абсолютная тишина — детей, собак и котов на это время лучше держать подальше от компьютера.

Не забудьте перед началом видеоурока проверить, работают ли камера и микрофон — и нет ли на заднем плане лишнего

Разработайте план перехода на дистанционное обучение

Удаленное обучение школьников можно устроить тремя способами.

  • Видеоконференции с учениками в реальном времени. Многим учителям такой подход покажется наиболее привычным. Преподаватель организует видеоконференцию со всем классом (для этого можно использовать любой сервис для видеосвязи — Skype, Zoom, Facebook Live или любой другой). По сути, такое занятие почти ничем не отличается от обычного: учитель говорит, ребенок слушает, отвечает на вопросы, принимает участие в обсуждениях и так далее.
  • Материалы для организации дистанционного обучения. Учебная программа, основанная на этом подходе, предполагает использование разнообразного образовательного контента. Школьник может смотреть на YouTube (например, на канале Карантин ТВ от Skysmart) и учебных платформах, читать электронные учебники, выполнять интерактивные задания для детей на дистанционном обучении. Этот учебный план предполагает значительный объем самостоятельной работы со стороны ученика, но требует от преподавателя дополнительных усилий для поддержания мотивации. Разумеется, преподаватель не самоустраняется — он разрабатывает пояснения к заданиями и видеоурокам, остается на связи (например, в чате) для того, чтобы отвечать на вопросы учеников.
  • Сочетание видеоконференций и дополнительных материалов. В сети существует множество ресурсов с материалами, которые позволяют обучаться дистанционно и с удовольствием. Учитель вполне может сочетать видеоуроки с дополнительными интерактивными заданиями, роликами, симуляторами лабораторий, учебными подкастами. Электронный контент разнообразен и учителю стоит потратить немного времени, чтобы выбрать самые интересные материалы: они помогут школьникам не заскучать.

Все эти варианты дистанционного обучения школьников имеют право на жизнь. Но многие преподаватели выбирают последний. Индивидуальный план работы учителя в этом случае включает одну видеовстречу со всем классом в неделю, постоянный контакт с учениками через мессенджеры и самостоятельную работу учеников по заданиям, полученным от учителя.

На видеовстрече преподаватель разбирает самые сложные моменты, отвечает на вопросы и формулирует задание для самостоятельной работы. Такое планирование позволяет поддерживать контакт педагога и класса, сохранять индивидуальный подход и при этом не перегружать все стороны процесса.

Нередко учителя, опасаясь, что план дистанционного обучения в школе оставляет детям слишком много свободного времени, стараются нагружать их по полной. Но не стоит забывать, что ученикам тоже непросто перестроиться на удаленку. Не следует перегружать их домашней работой (многие школьники отмечают, что сейчас им приходится заниматься даже больше, чем раньше!) — лучше постараться найти действительно толковые задания, которые помогут увлечь школьников.

Выберите образовательный инструментарий

План работы учителя на период дистанционного обучения предполагает наличие решений для постановки задач и контроля их выполнения. Иными словами, нужно выбрать сервис, при помощи которого преподаватель будет давать ребенку домашнюю работу и проверять ее.

Недавно Skysmart вместе с запустили Skysmart Класс — задания для учеников 1–11 классов по математике (с 7 класса — по алгебре и геометрии), русскому языку, обществознанию и английскому языку. Сервис отличается простотой — учитель выбирает задание и отправляет ученикам ссылку на него, а потом на той же самой странице видит статистику по классу. Разработка Skysmart предназначена для тех, у кого нет ни времени, ни желания разбираться в сложном функционале.

Найдите электронные версии учебников

Все учебники и методические пособия, которыми учитель пользуется в своей ежедневной работе, можно отыскать в оцифрованном виде — причем эти электронные версии нередко предоставляются бесплатно. расширяют и возможности для дополнительной работы — преподаватель всегда может найти и переслать ученикам ссылку на нужную книгу.

Их можно читать с экрана, хотя это и не особенно удобно. Проще скачать на смартфон или планшет для открытия книг в формате epub, fb2, txt,rtf и doc — Cool Reader, AlReader, EPUB Reader или любое другое, функционал у них почти одинаковый. А если вы читаете с компьютера, воспользуйтесь браузерной читалкой — например, OmniReader, она проста до примитивности, но читать текст с экрана вам будет гораздо комфортнее.

Опишите ученикам новый учебный процесс

О том, как теперь будут проходить занятия, нужно договориться с самого начала. Если школьный распорядок был хорошо знаком и учителям, и родителям, и педагогам, то теперь все посыпалось и правила нужно обозначать заново.

Потратьте пару дней на составление четкого гайдлайна для учеников (и их мама и пап). Впоследствии это сбережет вам немало времени и нервов, ведь к вам постоянно будут обращаться за вопросами и разъяснениями.

Пропишите в правилах, в какое время и каким образом вы будете проводить видеоконференции, где искать записи уроков и электронные учебники, сколько заданий нужно выполнять в неделю, до какого времени они принимаются (и с какого момента считается, что ученик не сделал домашку), как именно задания будут рассылаться и как ученики будут получать обратную связь. Отметьте, каким образом школьники будут присылать вам выполненные задания — на почту, в WhatsApp, в электронный журнал, в чат ВКонтакте или еще. Иначе вам в конце дня придется собирать ссылки из всех мессенджеров (и вы наверняка упустите).

Кстати, будьте готовы к тому, что ученики будут постоянно забывать и терять логины и пароли. Поэтому желательно использовать обучающие сервисы, не требующие регистрации и сложных входов для ученика. Или приучить учеников хранить логины и пароли в надежном месте.

Договоритесь, в какой форме будете принимать задания

Учителя пытаются изобрести удобный способ просматривать домашку, сделанную учениками — например, просят сфотографировать страницу тетради и выслать им на почту (и тонут в обилии картинок, на которых никак не сделать пометки). Эти сложности ни к чему: уже давно существуют удобные инструменты, позволяющие выполнять задания для дистанционного обучения.

Любые письменные работы удобно принимать в формате Google Документов. Этот же инструмент позволяет одновременно работать над одним документом, оставлять правки, комментарии и замечания, а также создавать презентации. С остальными заданиями по математике, иностранным языкам, обществознанию, русскому, физике и другим предметам вам помогут образовательные сервисы, о которых мы говорили выше.

И главный совет от преподавателей Skysmart — не паникуйте! Пусть пока и не совсем понятно, как обучать дистанционно, очень скоро вы втянетесь и сами увидите, что технология очень удобна.

Возможно, вы заметите, что дисциплина улучшилась — во время видеоконференции в виртуальном классе у детей намного меньше возможностей безобразничать и шуметь. А вот доверия, наоборот, станет больше: формат чата располагает к контакту. Новый план организации работы требует некоторых усилий, но совсем скоро вы увидите, что оно того стоило.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Требования современного общества таковы, что во главу угла ставятся информационно-коммуникационная компетентность учителя и учащихся. А, следовательно, современная школа должна создавать условия, при которых каждый учащихся может научиться работать с предоставляемой учителем информацией и находить ее самостоятельно, обрабатывать полученную информацию, овладеть информационными и телекоммуникационными технологиями. Онлайн урок предполагает обязательную работу учащихся с ресурсами сети, но при этом учитель может, как контролировать процесс обучения, так и быть удален от учащихся. Поэтому можно сделать вывод, что урок рассматриваемого типа может проводиться как дистанционно, так и в классе, оснащенном и компьютерами и подключением к сети.

Методическая разработка онлайн урока по математике.

Цель разработки: оказание помощи учителям при использовании современных педагогических технологий на уроках математики.

Аннотация: В настоящее время использование онлайн уроков становится все более популярно среди учителей. Сколько бы не было создано ЭОР, какими бы они не были, хочется создать свой собственный электронный ресурс. Поэтому, надеюсь, методическая разработка онлайн урока окажется востребованным.

Требования современного общества таковы, что во главу угла ставятся информационно-коммуникационная компетентность учителя и учащихся. А, следовательно, современная школа должна создавать условия, при которых каждый учащихся может научиться работать с предоставляемой учителем информацией и находить ее самостоятельно, обрабатывать полученную информацию, овладеть информационными и телекоммуникационными технологиями. Онлайн урок предполагает обязательную работу учащихся с ресурсами сети, но при этом учитель может, как контролировать процесс обучения, так и быть удален от учащихся. Поэтому можно сделать вывод, что урок рассматриваемого типа может проводиться как дистанционно, так и в классе, оснащенном и компьютерами и подключением к сети.

Общих требований к организации и проведению такого типа уроков на сегодняшний день нет, поэтому, разрабатывая онлайн урок, учителю предоставляется огромное поле деятельности для творчества и креативности. Но не стоит слишком увлекаться и забывать, что онлайн урок – это одна из форм проведения современного урока. А поэтому, он должен быть нацелен на усвоение учащимися учебного материала по конкретной теме.

Онлайн урок должен иметь четкую структуру, быть интересным, доступным для понимания и развивающим.

Методические рекомендации по организации и проведению онлайн урока по математике:

Учитель определяет тему предполагаемого урока, при изучении материала которого Интернет – ресурсы органичнее всего впишутся в образовательный процесс.

Учитель планирует урок с применением интернет технологий и ресурсов

Учитель отбирает ресурсы сети Интернет по выбранной теме урока, составляет список ссылок на эти ресурсы, отбирает материалы сети, которые помогут учащимся при выполнении домашнего задания.

Список ссылок располагается в соответствии с планом изучения учебного материала и выполнения домашнего задания.

Объяснение материала урока происходит под руководством учителя с непосредственной работой учащихся с материалами урока, подготовленными учителем. Задания урока и домашнее задание выполняются учащимися самостоятельно (ученики используют составленный учителем список ссылок и самостоятельно осуществляют поиск необходимой в сети Интернет).

По окончании урока проводится мониторинг усвоения учебного материала.

Домашнее задание носит творческий характер.

Как и любой урок, онлайн урок начинается с составления конспекта урока, которую можно создать с помощью сервиса Edcanvas. Такой конспект урока называется медиа – конспектом. Медиа – конспект материала должен обеспечивать максимальные возможности для его понимания и освоения.

5.0 Оценок: 5 (Ваша: )

Дистанционное образование — прекрасная возможность поделиться знаниями без посещения школы или университета. Но учителя, которые никогда не преподавали онлайн, могут столкнуться с трудностями.

Их задача усложняется – требуются иная подготовка к уроку, навыки работы с инструментами для ведения прямых эфиров, записи видео или создания обучающих материалов. В этой статье мы подробно расскажем, как проводить уроки дистанционно.

Запись дистанционного урока

Определите, как будете проводить ​дистанционное обучение

Для начала нужно выбрать формат удаленной работы с учениками:

  • Проведение онлайн-занятий для установления диалога между учителем и учащимися. После объяснения материала педагог задает вопросы, помогает с выполнением заданий или устраивает игры для закрепления пройденной темы.
  • Учитель может дать детям обучающий материал для самостоятельного изучения: прислать конспект, презентацию или заранее записанный видеоурок, дать решить тест или скинуть ссылки на дополнительные материалы.

Для каждого предмета потребуется разный подход. На онлайн-уроке физкультуры можно рассказать историю спорта, Олимпийских игр или конкретной дисциплины, спровоцировав интерес к здоровому образу жизни. В качестве заданий можно попросить объяснить правила игры или перечислить способы избежать травмы во время занятий. Дистанционное обучение по технологии или ИЗО, напротив, практически ничем не отличается от обычного урока. Главное, чтобы у учеников нашлось все необходимое для творчества.

Также нужно учитывать возраст учащихся. Для начальных классов лучше проводить прямой эфир в игровой форме, поддерживая их интерес. Или прислать интерактивные видео и вопросы на самопроверку.

Как проводить уроки дистанционно

Всегда держите нужные вам во время урока записи под рукой

Составьте план урока

Случается, что докладчик, хорошо разбирающийся в предмете, не может донести сути и вызвать интерес у слушателей. Планирование урока поможет этого избежать и подскажет, как провести дистанционное обучение у школьников:

Выберите сервис для связи с учениками

Теперь нужно выбрать правильный ресурс для онлайн-обучения. Разные задачи могут потребовать различных сайтов и приложений. В первую очередь необходимо определиться с сервисом, который позволит провести урок в реальном времени:

Skype

Самая известная программа для видеоконференций. Скайп отличается хорошим качеством изображения, стабильностью и возможностью групповых вызовов. Для начала занятий учителю и всем ученикам будет необходимо завести аккаунты. Затем создается группа класса и в назначенное время делается звонок.

Скайп

Главное меню Skype

Google Duo

Приложение от Google, которое доступно на Windows, Android и iOS. HD качество изображения и высокая скорость передачи делает приложение одним из лучших.

Google Duo

Главное меню Google Duo

Ресурс для проведения конференций онлайн и вебинаров. Работает на Windows, Android и iOS. В бесплатной версии допускаются звонки до 40 минут при количестве людей до 100. Можно использовать микрофон и показывать свой экран.

Facebook Live

В прямом эфире на Facebook вполне можно провести онлайн-занятие. Создайте закрытую страницу или группу, пригласите в нее учеников. В их новостной ленте будут появляться ваши оповещения о занятии.

Есть приложения и сайты для письменной коммуникации, выставления дедлайнов или распространения обучающих материалов. Например:

Edmodo

Бесплатное приложение и сайт для общения с учениками. Учителя создают учетную запись и классы. Затем они могут пригласить учащихся и родителей присоединиться с помощью кода или электронной почты. После этого все смогут просматривать материалы, следить за установленными дедлайнами, получать и отправлять задания, а также взаимодействовать с преподавателем и другими одноклассниками. Пользователи могут обмениваться медиаконтентом и ссылками.

Edmodo

Главное меню Edmodo

Google Документы

Google позволит создать обучающие материалы (конспекты и презентации), загрузить видео, изображения и поделиться ими с учениками. Студенты также могут выполнять задания прямо в своих документах, открыв доступ к ним учителю.

Google Класс

Специальная онлайн-платформа для выстраивания процесса обучения. Она призвана упростить взаимодействие между преподавателем и студентами. Сочетает в себе Google Диск, Gmail и Календарь. Здесь можно делиться файлами, общаться между собой, устанавливать дедлайны и оценивать учеников. Помимо сайта, есть мобильное приложение на Android и iOS.

Google Класс

Главное меню Google Класс

Для отслеживания успеваемости и посещаемости можно сделать таблицу в Google документах, или воспользоваться специальными ресурсами, например Classtime.

Создайте учебные материалы

Для создания видеоуроков стоит воспользоваться программой для захвата рабочего стола Экранная камера. Она позволит сделать качественный ролик даже начинающим пользователям. У нее понятный интерфейс на русском языке, есть все необходимые инструменты для записи и встроенные редактор.

Записать видеоурок при помощи программы не составит труда. Главное следовать нашей простой пошаговой инструкции:

Интерактивное урок точно понравится студентам. Короткий ролик позволит лучше запомнить информацию, чем длинный текстовый материал.

Меню захвата Экранной Камеры Меню редактирования Экранной Камеры

Советы по работе с учениками дистанционно

Преподавание на удаленке отличается от уроков в кабинетах школы. Интерес и внимание учеников держать гораздо сложнее, поэтому требуется больше внимания уделить подготовке к занятию. Мы собрали основные советы, которые подскажут, как провести дистанционное обучение:

  • Уделите больше времени организационным вопросам. Сообщите родителям и ученикам, что им необходимо сделать: где зарегистрироваться, в какое время быть готовыми к занятиям, где можно скачать обучающие материалы. Держите связь по e-mail и телефону, присылайте напоминания и отвечайте на вопросы.
  • Составляйте план урока, используя разные формы заданий. Обучение на удаленной основе требует большого количество практики. В план занятия помимо лекции стоит включить: обучающий видеоролик, небольшой тест или упражнения, письменное задание, презентацию и элементы игры. Также стоит придумать темы для устного группового обсуждения.
  • Четко ставьте задачи перед учениками. Показывайте и говорите им, какого результата от них ждут. Преподавателю необходимо приучить детей к самостоятельной работе и самоорганизованности.
  • Пройдите курс или просмотрите материалы в интернете об онлайн-обучении. Важно развиваться в этом направлении для достижения лучших результатов.
  • Не стоит всё время думать о том, как контролировать учеников. Заинтересуйте их темой и помогите им учиться самостоятельно.

Учебные заведения все больше используют компьютерные технологии, а дистанционное обучение становится привычным делом. Преподавателям нужно развивать новые навыки и двигаться в ногу с прогрессом. Доносите информацию на любом расстоянии и будьте готовы к любым обстоятельствам!

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

план урока

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

план конспект урока

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

план урока русского

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

план урока 5 класс

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

планы уроков 6 класс

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное — не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

план урока 7 класс

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

план урока 8 класс

Читайте также:

      

  • План урока правописание н и нн в суффиксах прилагательных 10 класс
  •   

  • Проект умная среда в детском саду
  •   

  • Что нового внесла первая мировая война в ведение военных действий кратко
  •   

  • Как украсить дверь к юбилею школы
  •   

  • Как работают детские сады с 8 ноября 2021 в томске

Автор: Елисеева Виктория

Можно выделить три основных этапа:

  1. Планирование
  2. Выбор материала для самого онлайн-урока и домашних заданий (а также выбор информационных и технических ресурсов, которые Вы будете использовать)
  3. Создание максимально подробных инструкций для обучающихся.

Рассмотрим каждый из этапов немного подробнее.

Чем отличается планирование онлайн-уроков и обычных?

Учитель должен составить план изучения темы, определить, какие цели должны быть достигнуты и в какие сроки, и конечно, составить график выполнения и проверки текущих заданий, без которого эта проверка рискует превратиться в круглосуточную. При составлении плана изучения темы, ориентируясь на рабочую программу, расписание уроков и аннотации онлайн-курсов МЭО, необходимо сразу определить, сколько времени займет изучение темы. И вот тут есть отличие от планирования уроков в классно-урочной системе.

Как известно, одна из наиболее эффективных моделей организации современного урока при дистанционном обучении – «Перевернутый класс» — предполагает, что самостоятельное ознакомление учеников с новым материалом и выполнение определенных заданий предшествует первому полноценному уроку, посвященному новой теме, а значит очень важно правильно подобрать этот материал и задания, продумать, когда и в какой форме они должны быть выполнены и проверены.

Ученики должны четко знать, к какому времени выполнить то или иное задание, а также понимать, в какое время (строго определенное!) учитель будет осуществлять проверку и проводить офлайн-консультации. Это может быть, например, один час в день накануне онлайн-урока. При планировании урока в системе «Мобильное электронное образование» учителю помогают «Органайзер» и «Личные сообщения».

В онлайн-курсах МЭО содержится очень много материала по каждой теме, а это значит, что при его выборе учителю необходимы некоторые ориентиры. Не нужно давать весь материал интернет-урока на самостоятельное изучение, кроме того, один интернет-урок не всегда соответствует одному академическому часу, что и отражено в аннотации к каждому курсу.

Какие именно элементы лучше давать ученикам заранее? Какие задачи ставить?

Это может быть получение базовых знаний по теме при помощи различных мультимедийных объектов, знакомство с понятиями и терминами и выполнение несложных заданий с автоматической проверкой ответов. Важно помнить, что учитель не сможет проверить отработку материала при помощи таких заданий-тренажеров, а значит, целесообразно назначить еще и задание из рубрики, где отметка все-таки предполагается, чтобы учитель мог видеть, где конкретно возникли затруднения.

Детям с более высокой мотивацией можно предложить рубрики правого поля для самостоятельного ознакомления. Все назначенные через Матрицу задания отразятся в Индивидуальной образовательной траектории ученика и Органайзере.

Заключительный этап подготовки – составление инструкции для учеников.

В ней должны быть отражены ответы на следующие вопросы:

  • где найти теоретический материал по изучаемой теме,
  • какие задания нужно выполнить обязательно, а какие – по желанию,
  • где и в какое время можно получить консультацию,
  • что именно будет обсуждаться во время онлайн-урока.

Инструкция для ученика выкладывается в «Личные сообщения» с указанием четких сроков по каждому пункту.
О самой организации урока в онлайн-формате – в следующих постах, а сейчас предлагаем Вам в комментариях поделиться, как Вы планируете такую работу, какими инструментами пользуетесь и с какими трудностями сталкиваетесь.

Перейти в канал Ассоциации

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу в учебное время
  • Как составить доверенность на посылку
  • Как найти санитара тарков
  • Как найти страницы которые посещал сегодня
  • Как в excel быстро найти слово