Как составить план ответа на вопрос по истории

Алгоритмы ответов по истории 

(универсальные планы).

План изучения военных действий.

  1. Причины, цели, повод.
  2. Хронологические рамки.
  3. Готовность к войне. Армия. Вооружение. Соотношение сил сторон.
  4. Планы сторон.
  5. Ход военных действий. Основные сражения.
  6. Военное искусство. Способы ведения военных действий.
  7. Выдающиеся полководцы. Герои.
  8. Результаты. Итоги. Потери. Условия мирного договора (если он заключён).
  9. Характер войны (захватническая, освободительная, национально-освободительная).
  10. Причины победы (поражения).
  11. Последствия (для страны, мира). Значение. Уроки.

План изучения крестьянского восстания (войны).

  1. Причины.
  2. Требования восставших. Их программы.
  3. Состав участников. Движущие силы.
  4. Хронологические рамки. Предводители.
  5. Ход восстания.
  6. Причины поражения.
  7. Последствия. Итоги.
  8. Особенности.
  9. Значение. Уроки.

Признаки феодализма.

  1. Деление общества на две группы – феодалов и зависимых крестьян.
  2. Деление земли на две части – феодальная и крестьянская запашки.
  3. Наличие у крестьян своих орудий труда.
  4. Господство натурального хозяйства.
  5. Внеэкономическое принуждение.
  6. Мелкое производство.
  7. Плохое состояние техники.

Признаки централизованного государства.

  1. Сильная центральная власть (единое правительство, общегосударственный аппарат принуждения).
  2. Единые законы.
  3. Ежегодные общегосударственные налоги.
  4. Постоянное войско.
  5. Наличие государственных чиновников.
  6. Единая монета, меры длины и веса. Складывание единого общегосударственного рынка.
  7. Единый язык, общекультурные традиции. Формирование единой нации.

Этапы развития государства в средневековой Европе.

  1. Раннефеодальное государство.
  2. Феодальная (политическая, государственная) раздробленность.
  3. Создание централизованного государства.

                       А) сословно – представительная монархия;

                       Б)  централизованное государство;

                       В)  абсолютная монархия.

Признаки ремесленного производства.

  1. Ручной труд.
  2. Мелкое производство.
  3. Мастер – собственник орудий труда и одновременно работник.
  4. Подчинённые мастеру ученики и подмастерья.
  5. Производство продукции в основном на заказ и для сбыта (продажи).
  6. Отсутствие разделения труда.

План изучения революции.

  1. Исторические условия развития революционных событий.
  2. Складывание революционной ситуации. Причины революции.
  3. Характер революции (определяется по цели; может быть ранняя буржуазная, буржуазно-демократическая, социалистическая и т.д. революция).
  4. Движущие силы революции (её основные участники, называются группы, слои населения, классы).
  5. Гегемон революции (руководящий класс, слой населения).
  6. Основной вопрос революции.
  7. Характерные черты революции (например, стихийность).
  8. Своеобразие революции (например, двоевластие).
  9. Причины победы (поражения).
  10. Результаты. Итоги.
  11. Значение революции. Её уроки.

Общие требования к характеристике исторического деятеля.

  1. Исторические условия и общественная среда, в которой формировались взгляды, жизненные цели великого человека. Как эти условия повлияли на человека. Описать происхождение, внешний вид, образование.
  2. Черты характера, личностные особенности человека.  Их зависимость от воспитания, образования, целей.
  3. Какие цели и почему выдвигала эта личность. С целями и задачами какого слоя (класса) общества они совпадали.
  4. Какие средства он (она) использовали для достижения этих целей. Оцените эти средства.
  5. Какие качества личности выдающегося человека помогали ему (ей) в решении исторических задач, объективно стоящих перед страной и народом.
  6. Раскройте связи и противоречия:

                        А) между целями великого человека и интересами народных масс;

                        Б)  между целями и средствами их достижения;

                        В)  между поступками и мотивами их совершения.

7.   Оцените его (её) значение и роль в истории:

                        А)  по результатам деятельности;

                        Б)   по влиянию на положение народных масс;

                        В)   по влиянию на последующий ход событий;

                        Г)   по воздействию его (её) примера на других людей, на новые

                               поколения.

  1. Сделайте краткий оценочный вывод, выразите своё отношение к выдающемуся человеку.

План характеристики экономического развития страны.

  1.  Страна, её площадь, население (количество, нации и народности).
  2. Кому принадлежат средства производства. Орудия труда, трудовые навыки населения, кто трудится. Формы эксплуатации. Темпы развития.
  3. Как организовано производство:

                         А)  развитие сельского хозяйства (если страна аграрная); здесь

                               упоминаются пашенное земледелие, садоводство,

                               огородничество, животноводство.

                         Б)   промышленность; здесь упоминаются её размещение,

                               её главные отрасли: добывающая, обрабатывающая, тяжёлая, лёгкая.

                         В)  промыслы, ремесло.

  1. Как организован обмен (торговля):

                         А)  внутренняя торговля (главные центры торговли, ярмарки, основная

                               продукция, транспорт и пути сообщения);

                         б)   внешняя торговля (направления и страны, предметы импорта и

                               экспорта, таможенная политика);

  1. Как организовано распределение и потребление (кому и в какой мере достаются продукты труда).
  2. Каков характер управления экономикой.
  3. Краткий оценочный вывод.

План рассказа о развитии культуры.

  1. Определение термина культура.
  1. Исторические условия развития культуры. Их влияние на развитие культуры.
  1. Развитие материальной культуры и быта (рассказывается об орудиях труда, жилищах, одежде, быте и т.д.);
  1. Развитие духовной культуры. В этой части  рассказывается о:

                      письменности,

                      образовании,

                      печати и книгоиздательском деле,

                            развитии общественно-политической мысли,

                   науке.

  1.  Даётся характеристика жанров искусства:

              живописи,

               архитектуры,

              скульптуры,

               музыки,

               драматического и музыкального театра,

                      литературы,

               фольклора.

  1. Даётся характеристика основных стилей в искусстве:

Классицизм,

Романтизм.

Сентиментализм,

Реализм,

Ампир.

Экклетизм.

Модернизм,

Импрессионизм,

Акмеизм и т.д.

     7.   Делается общий оценочный вывод.

План по истории необходим, чтобы лучше усвоить пройденный материал, подготовиться к выступлению в классе. Для грамотного составления плана необходимо:

  • Прочесть текст и разделить его на основные смысловые части.
  • Каждую смысловую часть необходимо сформулировать одним предложением. Оно должно содержать сжатую информацию прочитанного отрезка, раскрывать его смысл.
  • План по истории должен включать в себя описание исторического события, причины его возникновения, начало, развитие и логическое окончание, влияние на исторический процесс.
  • В конце следует добавить выводы.

Опубликовано 3 января, 2019

Правила составления плана
при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя,
продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках
надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста,
связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть
основную мысль текста.

Правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные
места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При
записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном
чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив
аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания
ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль
своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был
передан при конспектировании одним , максимум двумя предложениями.

Как дать рецензию на
ответ товарища:

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ,
какие ошибки он допустил.

2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что
пропустил.

3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к
историческим событиям и их участникам.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения,
отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Как составить
синхронистическую таблицу:

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по
вертикали, в   левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в
определённое время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой
стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на
одном горизонтальном уровне.

Обобщающая логическая
схема изучения исторических явлений:

1. Причины возникновения явления:

-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,

-потребности, интересы сторон, общественных сил,
заинтересованность их в разрешении противоречий.

2. Содержание явления, его развитие:

-важнейшие факторы, связанные с борьбой за  разрешение
противоречия,

-социальная направленность действий различных сил, борьба за
разрешение противоречий.

3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии
явления.

4. Последствия развития и значение явления:

-разрешение данным явлением назревших противоречий,

-влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Характеристика
политического строя государства:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная,
дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли
составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например,
Европейского союза).

4. Структура органов власти:

-глав государства, его полномочия,

-законодательные органы (структура, способ формирования,
полномочия),

-исполнительные органы (способ формирования, функции,
подчинённость),

-судебные органы,

-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной
власти,

-местные органы власти.

5. Прав граждан (подданных):

-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)

-политические права и свободы,

-личные права и свободы,

-возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика
программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения
в политической системе).

7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его
развития.

Характеристика
общественных выступлений:

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция
протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности,

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты

Характеристика войн:

1. Причина войн, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

-планы сторон в начале каждого этапа,

-военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Как дать оценку
историческому событию:

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и
общественных групп.

3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный
и т.д.)

4. Связь с другими подобными событиями.

5. Значение:

-для участников события,

-для последующего исторического развития.

Памятка для
характеристики  и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к
какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были
его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие
личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его
характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели
удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой
Вашего описания.

5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна,
выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.

Алгоритм написания синквейна

Синквейн – это стихотворение которое требует
синтеза информации и материала в кратких выражениях

      1 строка – ключевое слово, понятие,
определяющее содержание синквейна.

       2 строка – два прилагательных,
характеризующих данное понятие.

      3 строка – три глагола, показывающих
действие понятия.

      4 строка – короткое предложение, в котором
автор высказывает своё отношение.

      5 строка – одно слово, обычно
существительное, через которое выражаются чувства, ассоциации связанные с
данным понятием.

Например:

Культура

Наследие.
Материальная. Духовная.
Творить. Создавать. Сохранять.
Без прошлого нет будущего.
Цивилизация.

Памятка составления схемы (кластера)

Схема
(кластер) – это графическое изображение в систематической последовательности
какого-либо понятия или процесса, которое показывает различные типы связей
между объектами или явлениями

1.
Написать ключевое слово или предложение;
2. Записать слова или предложения, которые приходят на ум по этой теме;
3. Установить связь между идеями, которые покажутся подходящими;
4. Выписать подходящие идеи.

img1

Алгоритм написания ЭССЕ

·        
Почему

·        
Обоснование

·        
Пример

·        
Следствие

                                                
ПАМЯТКА

                          
для работы с источниками и документами

1.    
Прежде чем отвечать на
вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые
ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в
тексте.

2.    
Соотнесите предложенный
текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан
данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении
заданий к тексту.

3.    
Дайте ответ на вопрос: О
чем данный текст? – и определите его основную идею.

4.    
Отвечать на предложенные
вопросы старайтесь по порядку, так как ни чаще всего предъявляются по принципу
«от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для
выполнения следующего задания.

5.   Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь
уяснить задание полностью.

6.    
Отвечайте точно на
поставленные вопросы.

7.    
Не упустите из виду, на
что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал, изученный в
курсе.

8.    
Старайтесь давать
логически связанный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки.

9.    
Не останавливайтесь на
какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.

10.Не
прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где
этого не требует задание.

11.Сформулировав
ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем
ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

Памятка
учащемуся

1. При чтении не пропускай
ни одного слова, которое тебе не понятно.

2. Если  перестал понимать
смысл текста, то вернись назад до того места, где начал затрудняться. Причиной
непонимания часто бывает непонятное (обычно иностранное) слово, термин. В таком
случае рекомендуем обращаться к словарям.

3. Составление тобой
терминологического словаря и словаря персоналий (исторических деятелей,
участников исторического процесса) также поможет тебе в освоении материала.

4. Научись самостоятельно
приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки
информации.

5. Научись пользоваться
словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические
схемы.

6. Особое внимание обрати
на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять
причины событий, составлять сводные таблицы.

7. Научись анализировать,
сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.

8. Научись вычленять
главное, проблему, выдвигать гипотезу.

9. Добейся чтения со
скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяй главное и таким
образом кратко конспектируй.

10. Изучаемый материал надо
воспринимать не мозаично (тогда все главное), а целостно, то есть вести
логическую проработку материала по ходу чтения и при этом составлять логические
схемы (цепочки).

И еще один совет. Побольше
работай с карандашом в руке. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию, и
к тому же, возможно, тебе придется сдавать экзамен письменно.

Таким образом,
целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит тебе за меньшее время
действительно глубоко овладеть необходимым объемом учебного материала.

В общем виде формула работы
такова:

·        
Читай
внимательно, вдумчиво.

·        
При
анализе (с карандашом в руках) максимально спрессуй материал, разложи его как
бы по полочкам, составь логические цепочки (схему), вычлени самое главное.

·        
При
осмыслении перескажи (вслух) материал с помощью логической схемы и опорного
конспекта (приведенных в конце данного пособия) и обязательно сделай выводы и
обобщения.

·        
Составляй
план ответа (будь то экзамен в письменной или устной форме).

Твой ключ к успеху:

Методические
рекомендации по работе с опорными конспектами

(опорными сигналами)

1.      Внимательно
ознакомься с таблицей опорного конспекта.

2.      Прочитай
материал и расшифруй каждый символ опорного конспекта.

3.      Сам на
чистом листе бумаги воспроизведи таблицу опорного конспекта, при этом перескажи
исторический материал и зафиксируй его с помощью символов опорного конспекта.

4.      Повтори
материал, который вызвал у тебя затруднения при пересказе.

5.      Дополни
опорный конспект
необходимыми, на твой взгляд, символами,
обозначающими соответствующие исторические события и факты.

6.      При
работе с опорными конспектами тебе придется обратиться к дополнительной литературе.

Твой ключ
к успеху:

Методические
рекомендации по работе со схемами опорных сигналов

1. Внимательно ознакомься с таблицей опорного конспекта.

2. Прочитай материал и расшифруй каждый символ схемы.

3. Сам на чистом листе бумаги воспроизведи таблицу опорного конспекта,
при этом перескажи исторический материал и зафиксируй его с помощью символов
схемы.

4. Повтори материал, который вызвал у тебя затруднения при пересказе.

5. Дополни схему необходимыми, на твой взгляд, символами, обозначающими
соответствующие исторические события и факты.

6. Возможно, что при работе над схемой тебе придется обратиться к
дополнительной литературе.

Алгоритм анализа политических событий и явлений

1.     Каковы причины события или явления?

2.     Кто заинтересован в данном политическом событии
или явлении?

3.     Какую цель преследовали участники в ходе
данного события или явления?

4.     Какими способами участники событий добивались
поставленных целей?

5.     Каковы положительные и отрицательные
последствия данного события или явления?

6.     Как можно в целом оценить данное событие
(явление)?

7.     Способствует ли данное событие (явление)
развитию свободы и демократии?

Какие
исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?

Алгоритм комментирования политического высказывания

1.     Изложить высказывание своими словами.

2.     Выразить свое отношение к высказыванию,
пояснить свою точку зрения.

3.     Дополнить высказывание, если это необходимо.

4.     Оценить высказывание с моральной точки зрения.

Сделать
вывод.

План
описания жизни и деятельности

исторической
личности (персоналии)

1.      Годы жизни или (и) правления.

2.      Этапы жизни и деятельности (краткая
биография).

3.      Основные действия, взгляды, решаемые
проблемы.

4.      Предшественники и последователи; положения,
которые показывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.

5.     Историческое значение данной личности.

Правила конспектирования

1. Названия тем
писать ручкой с цветной пастой.

2. Подзаголовки – обычной
пастой, подчеркивать – цветной.

3. Оставлять свободные поля (до
1/3 страницы) для последующей проработки конспекта.

4. Весь текст
разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль.

5. В каждом
абзаце выделяется главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль.

6. Каждый абзац
пишется с красной строки.

7. Между абзацами
оставляется чистая строка.

8.     В конце конспекта сделать обобщение (вывод),
начиная словами «итак» или «таким образом».

Памятка: Как читать учебную литературу,

чтобы прочитанное лучше запомнилось

Метод повторения: прочитанный текст можно выучить наизусть. Простое повторение
воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким методом
знания легко забываются.

Более эффективен – метод кодирования.

По этому методу прочитанный текст необходимо подвергнуть большей, чем
простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и
закодировать ее для хранения в памяти, надо произвести ряд мыслительных
операций:

Ю  
прокомментировать
новые данные;

Ю  
оценить
их значение;

Ю  
поставить
вопросы;

Ю  
сопоставить
полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации важно устанавливать
осмысленные связи, структурировать новые сведения. С этой точки зрения
составление логических схем позволяет достичь лучшего понимания предмета.

Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах

1. Причина и
характер войны:

·       
 основные противоречия,
приведшие к войне;

·       
 подготовка к войне,
соотношение сил;

·       
 планы сторон.

2. Ход войны
(основные этапы):

·       
повод к войне и ее начало;

·       
основные этапы и главные
сражения;

·       
окончание войны, условия
мира, итоги.

3. Значение войны
(экономические, политические, социальные и другие последствия войны).

Рекомендации по составлению логических схем

1. Просмотрите
внимательно содержание блока по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки
подразделов, название параграфов.

2. Внимательно
изучите каждый параграф (подраздел блока), выписывая из них основные понятия.

3. Еще раз
прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте
или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.

4. Найдите наиболее
общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что
это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).

5. Постройте
логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия
между ними.

Если удастся
найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической
схемы получится иерархическая структура (дерево).

Если одни понятия
вытекают из других, можно установить причинно-следственные связи и построить
логические цепочки.

Если понятия,
факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы
(последовательности).

6. Сверьте
полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости
уточните структуру.

Требования к
составлению логических схем:

Ю   Простота (минимальное количество схемных элементов и
их связей).

Ю   Целевая и смысловая значимость элементов и связей и их
иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т. д.).

Наглядность схемы (цветовые оттенки и т. д.).

Памятка-алгоритм
для характеристики исторической личности

1.      Исторические условия, в
которых происходит деятельность личности.

2.      Задачи, которые стремится
решить исторический деятель, и методы их решения.

3.      Интересы какого класса
выражает исторический деятель?

4.      Значение его личных качеств.

5.      Оценка результатов
деятельности исторической личности.

Памятка-алгоритм
к изучению материала по революции

1. Причины
революции.

2. Задачи
революции («зеркально» причинам).

3. Движущие силы
(классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

4. Класс-гегемон
(класс-руководитель данной революции).

5. Характер
революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу
движущих сил).

6. Ход революции
(основные этапы, их краткая характеристика).

7. Итоги
революции.

9.     Значение революции: 1) международное; 2)
внутреннее.

Памятка-алгоритм по
формированию (развитию)

умения доказывать

1.
Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.

2.
Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать.

3. Определи
вывод, который будешь доказывать.

4.
Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

5.    
Выдели
существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

6.    
Логично
выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.

7.    
Выясни, все ли
аргументы исчерпаны.

Памятка-алгоритм на сравнение исторических событий и
явлений

1.
Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения.

2.
Определи черты сходства и различия.

3.
Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что
осталось без изменений.

4.
Сделай все необходимые выводы из произведенного сравнения.

5.
Свои действия оформить в текстову
ю таблицу:

Линии сравнения

Общее

Различное

Памятка: Как работать с книгой

1.      Понимать, как построена книга.

2.      Отобрать важное, основное.

3.      Ведение записей: это зависит от особенностей
мышления, запоминания.

План – перечисление основных
событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части).

Процесс
составления плана
: чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.

Простой план – выделение и наименование
главных частей.

В сложном
плане
главные части делятся на дополнительные.

Ценность плана
заключается в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет
проследить за ходом мыслей автора, помогает выработать умение сжато записывать,
последовательно излагать свои мысли, помогает быстро восстановить в памяти
прочитанное, мобилизует память, внимание.

Тезисы – прочитать, продумать
основные идеи, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание
сосредоточить на выводах автора.

Различают два
вида тезирования (составления тезисов): извлечение авторских тезисов из текста
и формулирование основных положений своими словами. Иногда рядом с тезисами
записывают и часть фактического материала.

Выписки: выписывают факты, цифры,
схемы, таблицы, цитаты (можно своими словами). В отличие от плана, тезисов,
выписки можно делать одновременно с чтением.

Конспект – это тезисы в расширенном
виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами. Конспект можно
дополнять. Приступая к конспекту, необходимо записать фамилию, имя и отчество
автора книги, название, год и место издания.

В конспекте также
должен содержаться план книги, произведения.

Тематический
конспект

конспектирование нескольких произведений. Его цель – глубже, всесторонне
изучить определенную проблему. Для тематического конспектирования подбирают
литературу и изучают ее по плану. В общем, таким образом пишется реферат.
Тематический конспект дополняется, творчески перерабатывается.

Благодарность
 

Выражаю огромную благодарность за помощь в создании этого сайта молодому московскому предпринимателю, активному участнику Российского трансгуманистического движения Евгению Зимину

Контакты
 

Видеолекции по истории
 

Шаблоны Joomla 3
тут

В этой статье изложен простой алгоритм составление простого и развернутого плана текста или ответа на экзаменационный вопрос.

Для того, что бы составить простой план необходимо выполнить следующие действия:
1.    Прочитайте текст, мысленно разделите его на части и сформулируйте для каждой из них главную мысль.
2.    Озаглавьте части, подбирая заголовки, заменяя глаголы именами существительными (Пример: «римляне завоевали Карфаген..» — «Завоевание римлянами Карфагена»).
3.    Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
4.    Запишите план и пронумеруйте его пункты римскими цифрами.

Пример простого плана:
Лекция 1.1.1. Основы исторического знания. Концепции исторического развития.
1.    Определение истории, источники исторического знания.
2.    Периодизация исторического процесса
3.    Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории

Для того, что бы составить развернутый план необходимо выполнить следующие действия:
1.    Выполните действия 1-3 необходимые для составления простого плана.
2.    Поработайте с получившимися частями текста как с целым текстом, выполняя действия 1-3.
3.    Запишите план и пронумеруйте основные пункты римскими цифрами, а подпункты (пункты развернутого плана) — арабскими.  

Примечание: если вы считаете необходимым выделить еще более мелкие подпункты, повторите  действия 1-3 для каждого подпункта и пронумеруйте каждую из получившихся частей русскими маленькими буквами.  

Пример развернутого плана:

I.    Определение истории, источники исторического знания.
1.    Определение истории
2.    Эволюция исторического знания
3.    Источники исторического знания
а.    Что такое исторический источник
б.    Основные виды исторических источников
II.    Периодизация исторического процесса
1.    Варианты периодизации истории
2.    Археологическая периодизация
III.    Основные подходы к изучению истории
1.    Формационный   подход
2.    Цивилизационный подход
а.    Теории Тойнби и Монтескье
б.    Отличительные черты цивилизаций различных типов

Подробности
Категория: Формат работы

Опубликовано: 21 Март 2020

Просмотров: 3430

Отзывы

Новые видеоматериалы
 

YouTube канал СПТ
https://www.youtube.com/channel/UCJ1OMijLzbKkG_x6koK1zpA

На чтение 11 мин Просмотров 29 Опубликовано 8 апреля 2023 Обновлено 8 апреля 2023

Содержание

  1. Как делать план схему по истории
  2. Памятка Как составить план параграфа
  3. Памятка
  4. «Как работать над понятием»
  5. Памятка
  6. «Как разъяснять теорию»
  7. Памятка
  8. «Как разъяснять закон»
  9. Памятка
  10. «Как изучать явление»
  11. Памятка
  12. «Как проводить анализ»
  13. Памятка
  14. «Как проводить сравнение»
  15. Памятка
  16. «Как проводить синтез»
  17. Памятка
  18. «Как проводить обобщение»
  19. Памятка
  20. «Как проводить наблюдение»
  21. как составить план параграфа. если что 7 класс параграф 8
  22. Схема плана урока по истории.

Как делать план схему по истории

В этой статье изложен простой алгоритм составление простого и развернутого плана текста или ответа на экзаменационный вопрос.

Для того, что бы составить простой план необходимо выполнить следующие действия:
1. Прочитайте текст, мысленно разделите его на части и сформулируйте для каждой из них главную мысль.
2. Озаглавьте части, подбирая заголовки, заменяя глаголы именами существительными (Пример: «римляне завоевали Карфаген..» — «Завоевание римлянами Карфагена»).
3. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
4. Запишите план и пронумеруйте его пункты римскими цифрами.

Пример простого плана:
Лекция 1.1.1. Основы исторического знания. Концепции исторического развития.
1. Определение истории, источники исторического знания.
2. Периодизация исторического процесса
3. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории

Для того, что бы составить развернутый план необходимо выполнить следующие действия:
1. Выполните действия 1-3 необходимые для составления простого плана.
2. Поработайте с получившимися частями текста как с целым текстом, выполняя действия 1-3.
3. Запишите план и пронумеруйте основные пункты римскими цифрами, а подпункты (пункты развернутого плана) — арабскими.

Примечание: если вы считаете необходимым выделить еще более мелкие подпункты, повторите действия 1-3 для каждого подпункта и пронумеруйте каждую из получившихся частей русскими маленькими буквами.

Пример развернутого плана:

I. Определение истории, источники исторического знания.
1. Определение истории
2. Эволюция исторического знания
3. Источники исторического знания
а. Что такое исторический источник
б. Основные виды исторических источников
II. Периодизация исторического процесса
1. Варианты периодизации истории
2. Археологическая периодизация
III. Основные подходы к изучению истории
1. Формационный подход
2. Цивилизационный подход
а. Теории Тойнби и Монтескье
б. Отличительные черты цивилизаций различных типов

Источник

Памятка Как составить план параграфа

Как составить план параграфа.

1. Пункты плана должны отражать главные мысли.

2. Пункты должны быть связаны по смыслу.

3. Пункты плана формулируются кратко и чётко.

При составлении плана текст делится на части (смысловые единицы), и в каждой из них находится главная мысль. Чтобы вам было легче справиться с этим заданием, читая текст параграфа, задавайте два вопроса: «О чём здесь говориться?» и «Что об этом говориться?». Первый вопрос поможет вам разбить текст на «смысловые единицы», а второй – выделить самое существенное, главное в этой части текста.

Как работать с текстом учебника.

1. Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание.

2. Прочитайте вопросы перед текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить. Это поможет вам лучше понять текст параграфа.

3. Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа.

4. Прочитайте текст, мысленно разбейте его на «смысловые единицы», составьте план.

5. Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами)

6. Кратко перескажите параграф.

Последовательность действий при проведении анализа.

Анализ – это расчленение, разделение целого на составные части, выделение отдельных сторон и свойств объекта.

1. Внимательно изучите объект в целом.

2. Разделите объект на составные части.

3. Изучите особенности каждой части.

4. Установите соподчинение (взаимосвязь) частей.

5. Постарайтесь выделить функции частей.

Последовательность действий при проведении сравнения.

Проводя сравнение, необходимо помнить, что это не просто описание объектов или явлений, сопоставление их существенных признаков, на основе которых выясняются черты сходства и различия у сравниваемых объектов. При сравнении следует соблюдать следующую последовательность действий:

1. Выясните, какие объекты (явления) сравниваются.

2. Мысленно расчлените объект (явление) на составные части (проведите анализ)

3. Выделите существенные признаки сравниваемых объектов (явлений)

4. Сопоставьте сравниваемые объекты (явления) по одним и тем же признакам:

Памятка

«Как работать над понятием»

Понятие — это логически оформленная мысль о предмете.

1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.

2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

3. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.

4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.

5. Составь небольшой рассказ, используя данное понятие.

Памятка

«Как разъяснять теорию»

Теория — это учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающий закономерности природы, общества, мышления.

1. Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для фор­мулирования теории.

2. Назови основные понятия, положения теории.

3. Определи круг явлений, объясняемых данной теорией.

4. Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.

5. Назови области практического применения данной теории.

Памятка

«Как разъяснять закон»

Закон — это связь и взаимосвязь каких-либо явлений объективной дей­ствительности.

1. Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.

2. Опиши пути открытия закона.

3. Приведи формулировку закона.

4. Попытайся записать закон в символической форме или через математическое выражение.

5. Приведи доказательства в пользу существования закона.

6. Назови области практического применения данного закона

Памятка

«Как изучать явление»

Явление — это то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.

1. Изучи внешние признаки явления.

2. Изучи условия, при которых оно обнаруживается.

3. Изучи сущность явления и механизм его протекания.

4. Найди связь с другими явлениями.

5. Опиши количественную характеристику (в случае необходимости).

6. Рассмотри использования явления в практике.

Памятка

«Как проводить анализ»

Анализ — это процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.

1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на определенные составные части, имеющие конкретное функциональное значение.

2. Постарайся обнаружить в выделенных частях характерные особенности, детали изучаемого предмета.

3. Подумай о причинах такого разделения на части (блоки).

Памятка

«Как проводить сравнение»

Сравнить — поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

1. Ответь на вопросы: «Кто такой?», «Что такое?».

2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.

3. Выдели существенные признаки каждого предмета.

4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.

5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.

6. Найди и объясни причины их сходства и различия.

Памятка

«Как проводить синтез»

Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: «На основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?».

2. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.

3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.

Памятка

«Как проводить обобщение»

Обобщение — это мысленный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.

1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.

3. Установи связь между ними.

4. Сформулируй общий вывод.

Памятка

«Как проводить наблюдение»

1. Осмысли цель наблюдения.

2. Уточни предмет наблюдения.

3. Разработай план наблюдения.

4. Определи форму записи наблюдаемых явлений.

5. Повтори наблюдение 2—3 раза с целью повышения его объективности.

6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.

7. Помни, что цель описания явлений — наиболее точно и полно выявить их признаки.

8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что было обнаружено нового и что общего с известным ранее.

9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).

Источник

как составить план параграфа. если что 7 класс параграф 8

Совет 1: Как составлять план параграфа

В плане параграфа кратко выражаются ключевые идеи текста и пошаговость развития мысли. Имея перед глазами план, легко вспомнить и пересказать материал учебника, подготовиться к экзаменам. Чтобы потренироваться в создании плана, выберите небольшой параграф, состоящий из 15-20 абзацев или меньше. В дальнейшем сможете перейти к текстам любого размера.
Инструкция
1
Напишите заголовок параграфа. Ниже будут располагаться пронумерованные пункты плана.
2
Прочитайте первый абзац и выразите одной фразой, о чем идет речь. Например, читаете учебник физики, и в первом абзаце рассказывается об открытиях Ньютона. В плане не надо писать подробности и нюансы. Достаточно указать, что можно найти в начале параграфа: «Первый закон Ньютона».
3
По аналогии со вторым шагом проработайте оставшиеся абзацы. Пункты плана похожи на указатели населенных пунктов вдоль автомобильных трасс. Написано: город Москва. И можно ехать в указанном направлении. Так достаточно посмотреть в план, чтобы понять, о чем идет речь в параграфе.
4
Выберите для работы длинный и сложный параграф. Теперь не нужно описывать каждый абзац текста, предстоит действовать по другому принципу.
5
Читайте текст и разделяйте карандашом смысловые части, не обращая внимания на абзацы. В том же учебнике физики пять-шесть абзацев могут быть посвящены первому закону Ньютона, еще шесть-семь абзацев — второму закону Ньютона, и оставшиеся девять абзацев — третьему закону Ньютона. Потом пятнадцать абзацев посвящены практическим примерам. Соответственно, параграф можно разделить на четыре смысловые части: три части о законах Ньютона и последняя часть с задачами. А можно выделить по смыслу и каждую задачу — делайте по своему усмотрению.
6
Выразите одной фразой, о чем идет речь в каждой смысловой части. Получится краткий план параграфа. Если желаете, некоторые пункты плана можно разбить на подпункты. Например, сделать в плане четыре главных раздела, как в пятом шаге. Последний, четвертый раздел можно назвать «Задачи и упражнения». И сделать подпункты, в которых расписать названия задач.
7
Выберите для работы еще один длинный параграф и составьте план по аналогии с пятым и шестым шагами, но не используя пометки карандашом. Теперь работа пойдет быстрее: читайте и сразу пишите план.

Главная мысль параграфа – пути разных славянских групп рано разошлись, их история разнообразна. Его план:

а) разделение славян на ветви

2) занятия и образ жизни славян

а) основные занятия славян в мирное время

б) система управления славянских племён

г) роль добычи в жизни славян

а) завоевание славян болгарами

б) создание Болгарского государства

г) взаимоотношения с Византией

д) уничтожение Болгарского государства

4) Великоморавская держава и создатели славянской письменности

Источник

Схема плана урока по истории.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цель урока: обеспечить усвоение знаний_____________________________________________________ установить и рассмотреть историческую хронологию проследить ход исторических событий__________________________________________________________________________________

— обеспечить усвоение и закрепление исторических понятий, событий, исторических личностей.

-создать условия для формирования умений работать в (парах, группах, осуществлять взаимоконтроль)

-развивать навыки работы с ЭОР(электронный образовательный ресурс)

-формировать историческую грамотность

-воспитывать чувства ответственности в работе, уверенности в себе, самостоятельность, навыки контроля термины и понятия: _____________________________________________________________________________

-знать содержание терминов и понятий, обосновывать историческое событие, хронологию

-классифицировать и обобщать, объяснять связь событий, запоминать и определять термины

-расширить кругозор, найти главное, оспорить заголовок, отсортировать информацию

-целеполагания, включая постановку новых целей

-планирование пути достижения целей

-самостоятельно контролировать свое время , управлять им

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять способы взаимодействия, планировать общие способы работы

-познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

-стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий

—понимание значимости знаний, истории жизни людей, происходившие события

-осознание необходимости знать историю Родины, воспитание патриотизма

орг.момент (проверка готовности, приветствие обучающихся,отметка отсутствующих)

актуализация внимания обучающихся

Домашнее задание (объяснение Д/з)

Инклюзивное обучение (д/з) с объяснением

проверка дом.задания (исторический диктант, тест, фронт. опрос,перессказ, работа с учебником д/и)___________________________________________________________

Закрепление: форма работы: (исторический диктант, тест, фронт. опрос,перессказ, работа с учебником д/и)___________________________________

Подведение итогов урока оценивание

актуализация внимания обучающихся

проверка готовности учащихся к уроку

актуализация внимания обучающихся

новая тема

повторение

Обучающая:____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

I .Организационный момент. Приветствие учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Сообщение темы и цели урока:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III . Проверка домашнего задания_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV . Введение нового учебного материала______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII .Итоги урока, оценки, рефлексия______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII .Домашнее задания_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель урока: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

термины и понятия:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ученик будет: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развивающие ( системно-деятельностная сфера)

Будет уметь: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитывающие ( личностная сфера)

Тип урока: ______________________________________________________________________________________

Проверка готовности, приветствие обучающихся,отметка отсутствующих

готовность к уроку,проверяют наличие принадлежностей к уроку.

Сообщение плана работы на уроке, цель урока, задачи, последовательность работы

Работа с дневником,задают вопросы по домашнему заданию.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти программу пейнт на компьютере
  • Как найти свой налоговый платеж
  • Как найти колдовство на деньги
  • Если поменялась фамилия как исправить в трудовой книжке
  • Как найти google диск на телефоне