Как составить план ответа по докладу

image.png

Как правильно написать вывод к докладу? О каких пунктах следует упомянуть в заключении? В нашей статье вы найдете ответы на эти вопросы!

Вывод в докладе

Заключение в вашей работе должно кратко объяснять суть работы и подводить итог. Для того, чтобы вывод был логичным и структурированным, он должен содержать некоторую информацию:

Актуальность проблемы

В заключении необходимо привести факты, которые подтверждают актуальность выбранной проблемы. Так вывод вашего доклада будет четким и обоснованным. Главное, чтобы итог был связан с введением и продолжал мысль основной части.

Цель исследования

В выводе к докладу также необходимо ответить на поставленные во введении вопросы. Итог вашего текста является конечной целью исследования, поэтому лаконично опишите результаты вашей работы.

Фразы-клише для вывода

Существуют фразы-клише, которые помогут начать вывод и приступить к описанию всех итогов и результатов.

  • Мы пришли к выводу, что…
  • Полученные в ходе изучения проблемы факты, помогли нам понять, что…
  • Таким образом, в процессе исследования нам удалось выяснить, что…
  • В заключение доклада стоит сказать…
  • Проанализировав всю информацию по данному вопросу…
  • Значимость доклада заключается в…

Не хватает времени на самостоятельное написание работы? Заказать доклад срочно у экспертов Студворк!

Как составить план доклада

План доклада можно использовать с разными целями: составить по нему сам доклад или использовать во время выступления для того, чтобы перед глазами были основные положения работы. Рассмотрим оба варианта.

План для написания доклада

Составить доклад по готовому плану значительно легче, чем пытаться с нуля написать неизвестно что. Работа без плана может получиться сумбурной и не отразить тех элементов, которые должны присутствовать в научном докладе.

Начинать работу с планом лучше всего на стадии подбора материалов. Если вы готовите доклад для защиты какой-либо студенческой работы, то ваши базовые материалы будут содержаться в самой исследовательской работе. Для докладов, которые используют во время конференций, круглых столов, семинаров и иных мероприятий, понадобится основательно потрудиться в подборе подходящего материала.

Проще всего, если вы начнете составлять план доклада на стадии работы с материалами. Вначале составьте каркас плана на основании структуры самого доклада: представление темы (титульный лист), введение, базовая часть, заключение. Затем по мере изучения заполняйте этот каркас основными элементами, о которых будете рассказывать. Для этого можно составить конспект подобранных материалов и выбрать из него самое главное.

Напротив каждого пункта плана делайте необходимые вам пометки. Например, отметьте материалы, которые нужно описать, укажите, что вам нужно уточнить то или иное понятие, и так далее.

Примерный план доклада

1. Представление доклада: слова приветствия, сведения о докладе.

2. Введение

Актуальность » придумать, как сократить, найти подтверждающие данные.

Проблема» описать подробно.

Предмет, объект » спросить у руководителя.

Цели, задачи » выделить 5 задач, уточнить, как правильно формулировать.

3. Основная часть

Определения трех понятий » взять со страниц: источник № 1 — с. 15, № 2 — с. 298, № 3 — с. 37.

Составить тезисы теории.

Составить в Exel диаграмму, составить в Word таблицу, найти подходящие рисунки.

4. Заключение

Несколько выводов.

Придумать интересный вопрос.

Не пытайтесь сразу же создать идеальный план, так как по мере чтения у вас будет одно представление о содержимом доклада, а по мере составления доклада — совсем другое. Также не забывайте, что при полном погружении в работу ваш ум работает более активно, чем в самом начале. Вы начинаете лучше систематизировать материал, придумываете более удачные заголовки. Попав в такое состояние, смело вычеркивайте слабые позиции плана и заменяйте их новыми.

План для выступления с докладом

Далеко не каждый человек может выучить несколько страниц научного доклада, содержащего специальную терминологию. Более того, выучив текст наизусть, некоторые так теряются от волнения, что напрочь забывают весь текст. Оптимальным в этом случае является составления плана доклада или так называемого опорного плана. В нем отображаются только основные пункты и понятия, которые нужно раскрыть.

Также в опорных планах можно использовать символы, понятные автору доклада и вызывающие у него определенные ассоциации. Например, символическое изображение графика (около 1-2 см) напоминает докладчику о необходимости рассказать о графическом анализе, символ двойного листка бумаги — о тиражировании информации. Специальные символы хорошо запоминаются и прекрасно бросаются в глаза, в отличие от сплошного текста на нескольких листах.

Если захотите использовать этот прием, то не пытайтесь найти готовые символы. Вы должны нарисовать то, что конкретно у вас ассоциируется с тем или иным словом или фразой. Однако не стоит шифровать весь доклад, иначе потом сами не разберетесь в столь загадочных письменах. Не забывайте, что опорный план предполагает заучивание доклада наизусть и многократное воспроизведение по плану текста.

Образец опорного плана

Естественно, что опорный план будет понятен только вам, а для другого он, возможно, станет филькиной грамотой. Однако не стоит перенасыщать его информацией, так как вам нужно не закодировать каждое определение, а создать зрительную опору для наиболее трудных моментов.

Плюсом использования такого плана является отличное владение материалом (иначе вы просто не сможете по нему ничего рассказывать). При любом сбое (что-то отвлекло вас и аудиторию) вы без труда продолжите свой доклад с любого места. Еще одно преимущество — это высокая активность ума. Если при чтении доклада вы будете погружать самого себя и присутствующих в некое подобие транса, то здесь вы будете более сконцентрированы и вдохновлены, что оценит и публика.

Подпишитесь на нас в ВК.

Публикуем полезные лайфхаки для учёбы

Как написать доклад

Содержание:

  1. Что такое доклад
  2. Отличия и разница между докладом и рефератом
  3. Выбор темы для доклада
  4. Подбор литературы для доклада
  5. Как составить план к докладу
  6. Требования к написанию доклада
  7. ТОП 8 правил написания доклада
  8. Чётко сформулируйте научную проблему
  9. Определите смысл исследования
  10. Кратко расскажите, о вкладке в науку
  11. Не увлекайтесь пересказом
  12. Тезисы к докладу — образец оформления и пример как написать
  13. Образец оформления тезисов доклада
  14. Скачать шаблон — клише для тезисов к докладу
  15. Структура доклада
  16. Титульный лист для доклада
  17. Содержание
  18. Введение
  19. Основная часть
  20. Заключение
  21. Список использованной литературы
  22. Оформление доклада по ГОСТу
  23. Оформление заголовков
  24. Оформление иллюстраций
  25. Оформление таблиц
  26. Оформление списка использованных литературных источников
  27. Скачать шаблон для доклада
  28. Оформлению стендового доклада
  29. Скачать шаблон — клише к стендовому докладу
  30. Выполнение доклада – правила и требования
  31. Презентация к докладу – правила оформления
  32. Как выступить с докладом правильно
  33. Критерии оценивания доклада
  34. Шаблон доклада для студента
  35. Шаблон доклада для школы
  36. Пример доклада для студента
  37. Пример доклада для школы
  38. ТОП 4 ошибок при написание доклада
  39. Написание доклада без четкой структуры
  40. Грамматические и стилистические ошибки
  41. Написание слишком короткого доклада
  42. Написание литературным способом
  43. Выводы
  44. Примеры докладов
  45. Скачать готовые доклады

Доклад — это публичное сообщение, представляющее собой подробное заявление по конкретной теме. Написание доклада требует навыков работы с литературой. Учащийся должен не только выбрать тему доклада (из предложенной учителем или выбрать свою тему если разрешает преподаватель), исходя из своих интересов, но и уметь подбирать литературу, выбирать из нее наиболее значимые, понимать смысл и представлять в определенной последовательности материал в докладе. Доклад должен быть научно обоснован, нужно доказать его связь с конкретными жизненными фактами и иметь иллюстративный материал.

Объем доклада, как правило, составляет от 2 до 8 страниц. Устное сообщение — не более 10 минут.

Написание доклада — довольно сложная работа, требующая уже сложившихся навыков и умений в работе с литературой, специальной мыслительной деятельности и знания правил написания текстов. Для написания доклада требуется план, по которому он будет реализован. План должен соответствовать содержанию и отражать смысл и логичность построения текста доклада.

При оценке доклада учитывается содержание, форма, подготовка и качество культуры речи докладчика.

Что такое доклад

Доклад представляет научный обзор основных результатов по заданной теме.

Доклад представляет собой вид самостоятельной работы, используемый в образовательной и внеклассной деятельности, помогает развивать исследовательские навыки, расширяет познавательные интересы и обучает критическому мышлению. При написании доклада на любую тему составляется план и выбираются основные источники литературы. В процессе работы с источниками они систематизируются и из полученной информации делают выводы и обобщения.

К докладу по большой теме могут привлекаться несколько обучающихся, и между ними распределяются вопросы выступления.

В настоящее время доклады, подготовленные в учебных заведениях, практически по содержанию совпадают с рефератами и являются зачетной работой студента.

Доклад состоит из следующих частей:

  1. Содержание
  2. Введение (не обязательно)
  3. Основные разделы (главы, параграфы)
  4. Заключение (не обязательно)
  5. Список использованной литературы (ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!)

Во введении описывается актуальность проблемы, цель и задачи работы, дается краткое описание используемых материалов.

Основные разделы работы содержат как теоретический, так и аналитический материал.

Для написания теоретической части доклада необходимо изучить литературу по теме (учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях и т. д.). Теоретическая часть должна показать, что студент знаком с публикациями по данной проблеме. Важно выразить собственное мнение о позициях автора или о содержании используемого документа. При использовании прямых ссылок необходимо обязательно ссылаться на источник со страницами.

Заключительная часть доклада должна содержать выводы и предложения по каждому разделу и по работе в целом. Они должны логически вытекать из ранее написанного материала.

После заключения в докладе помещается список использованной литературы (не менее 5 источников). Адреса Интернет-ресурсов указываются полностью.

Доклад должен быть построен на фактах, составлен с учетом аудитории, на которую рассчитан, должен быть интересным и понятным.

  • Бизнес доклад может содержать цифры и термины (нужно понимать и разъяснить слушателям), описание бизнеса , соответствующие проблеме и ориентированы на слушателей. У каждого доклада должна быть бизнес идея.
  • Автор должен знать, и представлять заранее, как будет звучать доклад.

Желательно, чтобы доклад был цельным документом, статистические или аналитические данные можно приводить в виде схем, графиков и таблиц.

Следующее предложение должно дополнять предыдущее или продолжать его мысль, тогда доклад будет связный.

Каждой части нужно уделять должное внимание. Рекомендуют начинать доклад словами: Вашему вниманию предоставляется доклад на тему… или Доклад посвящен таким проблемам.

Для официальных докладов предлагают применить введение, где и определить предмет, о котором будет идти речь. Пропорциональность доклада связана с его объемом. Каждой части доклада нужно уделять должное внимание.

Факты, которыми вы будете оперировать в процессе доклада должны быть проверены и точны.

В докладе нужно подавать исчерпывающую информацию. Кратко, ясно и сжато высказываться о проблемах, тогда больше вероятно, что вас дослушают до конца. Если доклад получился достаточно длинным можно его разделить на части. Каждую часть предоставлять саму по себе, в конечной части подытожить все ранее сказанное, чем соединить работу в единое целое.

Если вы пишете легко – это уже плюс, значит, слушать вас будет приятно, и работа получится. Доклад должен быть интересным, увлекательным. Не забывайте привлечь внимание к главной мысли или фактам.

Вы можете подчеркнуть, выделить жирным, написать иным шрифтом, вставить график или таблицу для сравнительного материала.

Не забывайте об ораторском мастерстве, мы говорим монотонно или, скорее, на одном уровне. Там, где необходимо привлечь внимание – нужно говорить на пол тона выше. Этот прием используется для главных тезисов и подведение итогов. Если вы видите, что внимание аудитории рассеивается (становиться не интересно), чтобы привлечь внимание, нужно более выразительно читать и на несколько минут на пол тона выше. Когда все во внимании – голос можно чуть приглушить, чтобы слушатели прислушивались.

Не забывайте о правилах оформления документов, хочется, чтобы на доклад было приятно смотреть.

Отличия и разница между докладом и рефератом

Описание Доклад Реферат
Объем: 4-7 страниц 11-35 страниц
Что написать: Краткий обзор нескольких источников, в докладе нет строгих требований к полной передаче информации Выдвижение и описание ключевых идей из определенного источника или списка источников
Структура:

Структура часто оформляется по усмотрению преподавателя.

Стандартная структура доклада:

  • Титульный лист,
  • Содержание
  • введение,
  • основная часть,
  • заключение
  • список литературы

Обязательная структура реферата:

  • титульный лист,
  • содержание,
  • введение,
  • основная часть,
  • заключение,
  • список использованной, литературы,
  • приложения
Проверка и защита: Для того чтобы донести информацию до аудитории, необходимо в обязательном порядке сделать устную презентацию для доклада. Представляется только в устной форме или если возможна по разрешению преподавателя обычная сдача на проверку. Обязательная сдача на проверку

Выбор темы для доклада

Выбор темы доклада должен соответствовать программе и объему предмета, а также учитывать личные предпочтения студента с целью дальнейшего стимулирования его интереса для написания хорошего доклада.

Подбор литературы для доклада

В процессе создания доклада студенту необходимо ознакомиться с ресурсами государственных библиотек (см. литературу на выбранную тему в систематическом каталоге). В библиографии должно быть указано не менее 5 книг: научно-исследовательских монографий, сб.трудов; художественных каталогов (в случае выбора тем, связанных с визуальным искусством); учебников; энциклопедий, а также — энциклопедических сайтов Интернет, периодических изданий (газет, журналов и т. п.).

Библиография должна быть структурирована (по категориям литературы: источники (каталоги искусств, например); научно-исследовательская литература; справочная литература; интернет) оформлена по АЛФАВИТУ (в расчет берутся только первые буквы фамилий авторов), инициалы авторов ставятся ПОСЛЕ фамилии! При использовании в отчете научно-исследовательской литературы на иностранном языке — в библиографии выделяется отдельная структурная группа литературы на иностранном языке, в этом случае по первой букве фамилии автора составляется список, составленный в соответствии с латинским алфавитом. При использовании периодики, а именно: журналов, газет и т. п. – в библиографии для них выделяется специальная рубрика и использованные статьи оформляются определенным образом (например: Иванов И.И. «Доклады России»//жур.»Вопросы написания доклада», №5, 2057, с.с.13-19.)

Также, для каталогов, как впрочем, и для справочной литературы – в библиографии выделяются отдельные рубрики.

То же относится и к изданиям на иностранных языках.

При использовании статей из ИНТЕРНЕТ, в библиографии выделяется специальный раздел с указанием электронного адреса информации.

То же относится и к использованной визуальной информации, в частности, видео-фильмам.

Библиография созданная учащимся для доклада, не должна включать книги, написанные для детей, если только это не является предметом исследования, а также не должна включать учебники.

Как составить план к докладу

План для доклада – это краткий и чётко сформулированный план (структура) доклада. И в дальнейшем план как раз послужит вам опорой для написания доклада. Коротко наметить порядок изложения ваших наблюдений и выстроить композицию доклада, в этом вам поможет план доклада.

Правила составления плана для доклада:

  1. Внимательно прочитайте тему работы и убедитесь, что правильно поняли суть задания.
  2. Определите, что для вашей работы является главным, а что второстепенным. Составьте предварительный план работы.
  3. Определите, какие источники информации вам пригодятся (учебник, энциклопедия, Интернет, художественная литература и т. д.)
  4. Наберите необходимую для работы информацию, уделяя больше внимания главным аспектам и меньше – второстепенным.
  5. Откорректируйте план работы в соответствии с полученной информацией.
  6. При составлении плана работы помните, что любой доклад должен иметь вводную часть, основную и заключение (выводы). Помните, что материал должен излагаться логически.
  7. Составьте текст работы, следуя плану.

Перед созданием основной части необходимо составить структурные части доклада: ВВЕДЕНИЕ; главы основного содержания; ЗАКЛЮЧЕНИЕ; БИБЛИОГРАФИЯ; ПРИЛОЖЕНИЯ (диаграммы, репродукции, графики и т. д. материал).

Выбранная тема должна рассматриваться с нескольких точек зрения, что определит количество глав в докладе (не более трех), а также цели доклада.

Доклад должен всесторонне отражать знания студента по теме, его умение обрабатывать научную литературу и компилировать, структурировать текст доклада, оформлять сноски и примечания и т. д.

Требования к написанию доклада

Текст доклада должен отражать знакомство студента с содержанием источников.

Текст должен содержать собственные выводы студента, основанные на анализе источников. Такие выводы должны быть сформулированы с использованием выражений: «По моему мнению«, «как видно из источников» и т. д.

Если студент цитирует чужие выводы (даже в своей собственной перефразировке), он должен сделать точную сноску к источнику или научной литературе, из которой сделаны эти выводы. Если учащийся дословно цитирует источник или научную литературу, он должен процитировать текст.

Текст доклада должен отражать знакомство студента с 2-3 статьями или монографиями по теме. Студент может использовать только научную литературу.

Текст должен быть логичным, связанным и не повторяющимся.

Заключение должно содержать четкий и конкретный ответ на проблему, сформулированную во введении.

ТОП 8 правил написания доклада

  1. Доклад должен соответствовать теме. Докладчику необходимо самостоятельно выделить главные и второстепенные вопросы и освещать их соответственно.
  2. Доклад должен быть логически выстроен.
  3. Устный доклад должен укладываться в указанные временные рамки.
  4. При устном ответе докладчик может пользоваться только написанным планом, чтение всего доклада с листа исключается.
  5. Любой доклад должен быть написан (или прочтен) на литературном русском языке, с грамотным использованием необходимых научных терминов.
  6. Доклад НЕ ДОЛЖЕН быть перегружен излишней терминологией или фактами. Он должен быть понятен слушателю.
  7. Письменный доклад должен быть грамотно оформлен.
  8. Доклад и его представление (письменное или устное) обязательно оцениваются. Отсутствие доклада тоже оценивается.

Рассмотрим дополнительные требования к докладу:

Чётко сформулируйте научную проблему

Одного-двух предложений будет достаточно, чтобы обозначить границы ваших интересов. Выберите материал, аспект для его анализа (система персонажей, время и пространство, сюжет и т. д.) и ключевым термином обозначьте тему.

Как не надо:

Мне интересно рассмотреть, как главный герой будет путешествовать во времени и менять жизнь, т.е., возможно поговорю о гротескных признаках его образа, но больше всего мне любопытен факт взаимодействия рассказчика и героя…

Как надо:

Фантастическая жизнь Орландо: пространственно-временные аспекты потока сознания (по роману В. Вулф «Орландо»)

Определите смысл исследования

Посвятите свой доклад исследованию одного из ключевых понятий, так у вас будет шанс проработать тему глубже и не распыляться.

Как не надо:

Пьеса Беккета «В ожидании Годо», как мне кажется, идеально подходит для вашей конференции, там есть всё. Я немного поговорю о театре абсурда в целом…

Как надо:

В докладе рассматривается, как понятие абсурда в данной пьесе определяет коммуникативную ситуацию вечного ожидания Владимира и Эстрагона и преображает их бессмысленное существование.

Кратко расскажите, о вкладке в науку

Но учтите, что доклад – это ваш собственный научный вклад. Во время доклада вы, как автор, являетесь самым компетентным человеком. Не пересказывайте чужие научные концепции, достаточно упомянуть об их существовании и о том факте, что вы на них опираетесь (в крайнем случае – кратко обозначьте самое главное, то, что нужно в докладе).

Как не надо:

В своей книге Бахтин пишет, что в эпоху возрождения существовали высокая и низовая культуры. Герои романа Рабле, по этому принципу относятся к низовой, так называемой карнавальной культуре…

Как надо:

В анализе гротескных образов и понимании гротеска я опирался на известную монографию М. Бахтина «Творчество Ф. Рабле и народную культуру средневековья и Ренессанса».

Не увлекайтесь пересказом

Лучше напишите, почему вы выбрали именно этот отрывок текста. Это касается не только тезисов, но и самого выступления. Вместо того, чтобы занимать половину доклада пересказом, позаботьтесь о раздаточном материале или сделайте презентацию.

Как не надо:

В «Мастере и Маргарите», как мы все знаем, есть такой гротескный персонаж – Воланд. А ещё у него есть свита. И вот в начале романа, как мы помним, они все вдруг волшебным образом оказываются в Москве…

Как надо:

В докладе я обращу внимание на систему персонажей романа, а именно на Воланда и его свиту, а также рассмотрю особенности их пространственных перемещений.

Тезисы к докладу — образец оформления и пример как написать

Объем текста тезисов (вместе с аннотацией) – не более трех страниц формата А4.

Состав текста:

Текст включает в себя инициалы и фамилию автора (авторов), его учебную группу, инициалы и фамилию научного руководителя работы (если работа выполнена автором самостоятельно, научный руководитель не указывается), название работы, название организации, где работа выполнена. Далее следует аннотация и сам текст тезисов, отделенный от аннотации одной пустой строкой.

В названии работы не должно быть аббревиатур.

Текст тезисов включает в себя постановку задачи, методы и средства ее решения, результаты, полученные лично автором, их новизну, теоретическую, практическую или социальную значимость. Тезисы не должны содержать общих рассуждений о состоянии дел в данной области, обращений к работам других авторов. Текст тезисов также не должен содержать громоздких математических или химических формул, рисунков, чертежей; допустимы формулы, вписывающиеся в одну — две строки.

Файл с тезисами должен называться по имени одного из авторов, например, Ivanov I. I.doc.

Перед набором текста текстовый редактор должен быть настроен на следующие параметры: размер бумаги — А4 (210´297) мм; поля: верхнее и нижнее – по 2,0 см, левое – 2,5 cм, правое – 1,0 cм; ориентация — книжная; шрифт — Times New Roman Cyr, размер шрифта 14; межстрочное расстояние — полуторное; выравнивание — по ширине; абзацный отступ — 0,6 см; автоматические переносы — включены, ширина зоны переноса слов — 0,25 см с ограничением 3-х переносов подряд.

Строки внутри абзаца не должны переводиться вручную; символ переноса строки (ENTER) ставится только в конце абзаца.

Между символами и знаками пунктуации — не более одного пробела; разрядка пробелами внутри слова не допускается.

Смещение или выравнивание абзаца, а также абзацный отступ не должны формироваться пробелами или символами табуляции.

Каждый пункт перечисления оформляется как новый абзац, а не в виде списка. Пункты перечисления не помечаются никакими символами.

При издании сборника тезисов авторский текст не подлежит научному или техническому редактированию, поэтому текст, набранный с нарушением вышеперечисленных правил или содержащий грамматические ошибки, не публикуется, а сама работа может быть отклонена от рассмотрения.

Шрифт текста аннотации — Times New Roman Cyr 12.

Список использованной литературы / использованных источников оформляется в соответствии с принятыми стандартами. Источники даются в алфавитном порядке (русский, другие языки). Отсылки к списку в основном тексте даются в квадратных скобках [номер источника в списке, страница].

Образец оформления тезисов доклада

Как написать доклад

Скачать шаблон — клише для тезисов к докладу

Скачать шаблон — клише для тезисов к докладу

Структура доклада

Структура доклада состоит из следующих частей:

  1. Содержание
  2. Введение (не обязательно)
  3. Основные разделы (главы, параграфы)
  4. Заключение (не обязательно)
  5. Список использованной литературы (Обязательно)

РАЗВЕРНУТОЕ ВВЕДЕНИЕ, соответствующее каждой профессиональной научной работе, должно содержать: обоснование АКТУАЛЬНОСТИ выбранной темы исследования; ЦЕЛЬ (основную) и ЗАДАЧИ (поставленные перед исследователем для достижения указанной цели), также необходимо определить ОБЪЕКТ (общее название) и ПРЕДМЕТ (непосредственная часть, выбранная для анализа, описания) исследования.

Далее важно указать МЕТОД исследования (например, комплексный, аналитический, сравнительно — исторический, компаративный, описательный, структурный и т.п.).

Подробно описать структуру доклада (от введения до приложений). Обязательно отметить, что в ЗАКЛЮЧЕНИИ автор дает выводы и резюме.

Также — вкратце библиографическую базу (источники, литературу, справочные материалы и т.п.), избранную для исследования.

В процессе работы важно правильно уметь оформлять СНОСКИ и ПРИМЕЧАНИЯ. А именно: должны быть сноски на важные количественные данные доклада, уточненные и спорные даты, цифры, определения, куски дополнительной информации и т.п. При употреблении в ткани доклада каких-либо цитат необходимо давать сноску. При пропуске в цитате блока слов, буквы и даже знака препинания – ставить троеточие обязательно!

Сноски можно оформлять как постранично (в этом случае нумерация идет заново с каждой страницы), также – по главам (нумерация идет подряд, в течение всей главы, со следующей главы начинается новая нумерация). Список примечаний и сносок, оформленный по главам, можно органично ввести в ткань доклада, как после каждой главы, так и после заключения, перед библиографией.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ лучше всего ограничиться общей фразой для начала, и перейти сразу к подробным выкладкам выводов, можно их даже пронумеровать.

Подробно с примерами рассмотрим структуру доклада.

Титульный лист для доклада

  1. Скачать титульный лист для доклада
  2. Скачать титульный лист для доклада

В верхней части титульного листа по центру пишется, название учебного заведения в котором проходит обучения создатель доклада (шрифт 14), далее буквами увеличенного кегля (16 шрифт) указывается тема работы, выделенная жирным шрифтом, ниже тип работы («Доклад по ….»)- 14 шрифт, ниже в правой половине листа — информация, кто выполнил и кто проверяет работу. В центре нижней части титульного листа пишется город и год выполнения.

Пример:

Как написать доклад

Содержание

Содержание следует составлять из четырех основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.

Нумерация страниц ставиться внизу страницы, по центру. Наименования, включенные в содержание, записываются строчными буквами, начиная с первой прописной буквы. Наименования частей, приведенные в содержании, должны соответствовать наименованиям этих частей в тексте работы.

Заголовок (слово «Содержание») располагается слева строки. При проставлении

страниц, соответствующих частям работы, должна быть использована табуляция с заполнением.

При необходимости, текст содержания можно оформить через один интервал, для того чтобы все содержание поместилось на одной странице.

Пример:

Как написать доклад

Введение

Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы доклада, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема доклада должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.

Очень важно, чтобы обучающийся умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т. д. Обычно одна задача ставится на один параграф доклада.

Введение должно содержать также краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны.

Объем введения для доклада составляет от 1 до 2 страниц.

Пример:

Как написать доклад

Как написать доклад

Основная часть

Основная часть доклада содержит материал, который отобран обучающимся для рассмотрения проблемы.

Объем основной части доклада составляет от 5 до 9 страниц.

Учителю при рецензии, а обучающемуся при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.

Основная часть доклада, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

Пример:

Как написать доклад

Как написать доклад

Как написать доклад

Заключение

Заключение — это часть доклада, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто обучающиеся (да и учителя) путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение проблемы.

Объем заключения для доклада составляет от 1 до 2 страниц.

Пример:

Как написать доклад

Список использованной литературы

Список использованной литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.0.5 – 2008. Цитируемая литература приводится общим списком в конце доклада в порядке упоминания. Ссылки на библиографические источники указываются в тексте доклада в квадратных скобках. Нумерация ссылок по порядку упоминания их в тексте.

Объем списка использованных источников для доклада составляет от 3 до 6 наименований.

Пример:

Как написать доклад

Оформление доклада по ГОСТу

Текст доклада должен быть набран на компьютере шрифтом Times New Roman размером 12пт. Шрифт, используемый в иллюстративном материале (таблицы, графики, диаграммы и т.п.), при необходимости может быть меньше, но не менее 10 пт.

Межстрочный интервал в основном тексте – полуторный. В иллюстративном материале межстрочный интервал может быть одинарным.

Поля страницы можно использовать стандартные, установленные в соответствующем текстовом редакторе, но они не должны быть менее:

  • левое поле – 30 мм,
  • правое поле – 15 мм,
  • верхнее и нижнее поле – 20 мм.

Каждый абзац должен начинаться с красной строки. Отступ абзаца – 12,5 мм от левой границы текста. Каждый абзац должен содержать законченную мысль. Слишком крупный абзац затрудняет восприятие смысла и свидетельствует о неумении четко излагать мысль.

При печати произведения необходимо установить запрет на «подвешивание строк», т.е. не разрешается переносить абзац, состоящий из нескольких строк, на новую страницу или оставлять одну строку абзаца на предыдущей странице. Также необходимо не оставлять одно слово или даже часть слова в последней строке абзаца. В этом случае лучше изменить формулировку предложения таким образом, чтобы в последней строке абзаца оставалось не менее трех или четырех слов. Если необходимо задать формат словосочетания между словами, то следует набрать: Shift+Ctrl+space.

(Пример неразрывного словосочетания: А.П. Чехов, т.е. при заполнении строки перед этой фразой при последовательном наборе, «А.П. Чехов» будет полностью переведен в следующую строку.)

Каждая глава работы должна начинаться с новой страницы. Абзацы следуют друг за другом, не помещая новый абзац на новую страницу. Не допускается начинать новый абзац внизу страницы, если три или четыре строки основного текста остаются на странице после заголовка абзаца. В этом случае пункт должен начинаться с новой страницы.

Каждый абзац должен быть отделен от предыдущего текста во 2-м интервале (15 мм). Расстояние между заголовком главы и последующим заголовком абзаца должно составлять 10 мм (1 интервал).

Оформление заголовков

Заголовки глав, а также заголовки введения, заключения, содержания и списка литературы должны быть прописными буквами и помещены с левой стороны строки. Заголовки параграфов начинаются с прописной буквы, за которой следуют строчные буквы. Заголовки параграфов начинаются с левого края страницы. Главы пронумерованы арабскими цифрами (1,2,3). Слово «глава» не пишется. Параграфы пронумерованы арабскими цифрами внутри главы (1.1, 1.2, 1.3 и т.д.). За номером следует точка и пишется соответствующий заголовок. Точка не ставится в конце заголовков (глав, разделов, параграфов).

Пример оформления заголовков глав и параграфов:

Как написать доклад

Заголовки, параграфы и разделы глав могут быть выделены жирным шрифтом. Использование курсива в заголовках не допускается. Также не допускается использование двух или более видов курсива в заголовках (например, курсив и жирный шрифт, курсив и другие цвета, отличные от основного текста). Не допускается также перенос слов в заголовках столбцов и абзацев.

Оформление иллюстраций

Иллюстративный материал (таблицы, графики, рисунки, формулы, диаграммы и т.д.) включен в работу для иллюстрации аргументов и обоснования полученных решений и выводов. Таким образом, в основную часть работы помещается только тот материал, который способствует лучшему обоснованию полученных результатов. Таблицы, формы отчетности и другие фактические материалы, представляющие исходные данные, на которых было основано исследование, не включаются в основную часть работы, а могут быть включены в приложение. Графики и диаграммы, основанные на исходных данных, рекомендуется включать непосредственно в основной текст работы.

Весь иллюстративный материал должен по возможности размещаться сразу после первого упоминания о нем в тексте. Если это невозможно из-за несоответствия между размером иллюстративного материала и имеющимся на текущей странице пространством, иллюстративный материал следует либо разместить на ближайшей странице, либо поместить в приложение с соответствующей ссылкой (особенно это касается таблиц нестандартного размера).

Как написать доклад

Оформление таблиц

Все таблицы в тексте должны быть пронумерованы внутри главы, подобно формулам. На таблицу в тексте дается ссылка по ее номеру (например, «см. таблицу 1.1»). Слово «Таблица» помещается над таблицей на правом краю листа, а ее порядковый номер (1, 2, 3 и т. д.). В следующей строке печатается название таблицы. Название таблицы должно быть выровнено по центру. В конце названия таблицы не ставится ни одна точка. Сама таблица помещается после названия таблицы.

Пример:

Как написать доклад

Заголовки столбцов и строк таблицы должны начинаться с большой буквы, если они имеют самостоятельное значение, или строчной буквы, если подзаголовок строки или столбца — это одно предложение с соответствующим заголовком. Как правило, заголовки пишутся параллельно строкам таблицы. При необходимости заголовки могут быть написаны перпендикулярно строкам. Заголовок строки или столбца также должен содержать единицу измерения, если все значения в этой строке (столбце) измеряются в одних и тех же единицах (например, «Производительность, миллион очков»). Если все значения в таблице измеряются в одних и тех же единицах, то размер значения вводится в названии таблицы (например, «Доходы предприятия (в тысячах рублей)»).

Не разрешается оставлять свободное место в столбцах таблицы. При отсутствии соответствующих данных в столбце записывается тире или слово «нет». Номера в столбцах должны быть расположены таким образом, чтобы цифры номеров по всему столбцу располагались один под другим (выровнены вправо).

При необходимости таблицу можно переместить на другую страницу. В этом случае допустимы два варианта оформления. Первый заключается в том, что заголовки столбцов (или строк) таблицы нумеруются, а на следующей странице текст заголовков не повторяется, а пронумеровывается только соответствующий номер столбца (или строки). Над продолжением таблицы печатаются слова «продолжение таблицы 1.1». Название таблицы не повторяется на новой странице.

Пример:

Как написать доклад

Оформление списка использованных литературных источников

Использованные в процессе работы литературные источники указываются в конце доклада перед приложением.

Порядок указания источников следующий:

  • законодательные акты,
  • указы Президента РФ, постановления Правительства РФ,
  • нормативные акты,
  • учебники, монографии, диссертации и т. п.,
  • статьи из периодических изданий,
  • справочники.

В каждом подразделе списка литературные источники расположены в алфавитном порядке (авторы или названия).

Все источники должны быть пронумерованы арабскими цифрами (непрерывная нумерация по всему списку литературы).

Ссылка на источник в тексте работы приводится, например, в квадратных скобках с номером из списка литературы: «…в учебнике [2] дано такое определение…». Допускается также указывать соответствующую страницу издания, цитируемого в произведении, со ссылкой на источник: «…в учебнике [2, p.12] дается такое определение…».

Не допускается заимствование текста из литературных источников без ссылки на автора цитаты.

Номер ссылки, как указывалось ранее, определяется порядковым номером литературного источника в списке использованной литературы.

Список литературных источников составляется следующим образом. Для различения элементов описания используются следующие разделительные знаки:

. – (точка и тире) – ставится перед каждой областью описания, кроме первой (автор и заглавие),

: (двоеточие) – ставится перед наименованием издательства,

/ (косая черта) – предшествует сведениям об ответственности (авторы, составители, редакторы, переводчики),

// (две косых черты) – ставится перед сведениями о документе, из которого взята приведенная в списке работа (статья, глава, раздел).

При описании литературного источника следует также использовать три вида библиографического описания: под именем отдельного автора, под именем коллективного автора, под названием.

Описание «под именем отдельного автора» используется при описании книг, докладов, статей, диссертаций и т. п., написанных не более чем тремя авторами. При этом сначала указывается фамилия автора (имена авторов), затем название книги (статьи), затем остальные исходные данные (назначение, издательство, том).

Описание «под именем коллективного автора» означает, что сначала дается название организации (учреждения) — автора документа, затем дается дата и номер документа, а затем название самого документа. Обычно оно дается для правительственных постановлений, материалов конгрессов, конференций и т.п.

Описание «под заглавием» применяется для книг, имеющих более трех авторов, сборники произведений различных авторов, книги, в которых автор не указан, нормативные документы, справочники и т. д. В этом случае вначале указывается название книги (документа), затем сведения об авторах (составителях, редакторах и т. д.), затем остальные элементы описания источника.

Скачать шаблон для доклада

Скачать шаблон для доклада

Оформлению стендового доклада

1. Стендовый доклад должен быть представлен в печатном виде на плакате. Формат плаката не должен превышать формат А1, расположение — вертикальное или горизонтальное. Возможны любые комбинации листов формата А2, А3 и А4 в сумме составляющие плакат формата А1.

2. В верхней части находится полоса шириной 100 — 105 мм, содержащая название работы, напечатанное прямым шрифтом, со штифтом не менее 48. Ниже на этой же полосе написаны имена авторов, название учреждения, в котором была выполнена работа, и не менее 36 кеглей. Текст, содержащий основную информацию, печатается прямым шрифтом, рекомендованным кеглем 18-20.

3. Стендовый доклад должен содержать:

  • сведения об авторе/коллективе авторов (название доклада; Ф.И.О. автора, институт / факультет, курс, номер группы);
  • аннотацию;
  • введение (цель, задачи, актуальность проблемы);
  • основную часть;
  • выводы, результаты, перспективы;
  • благодарности и другую информацию, которую автор считает важной для оценки работы.

4. Стендовый доклад должен быть визуальным и информативным. Иллюстрации к отчету, графики, формулы, таблицы, фотографии должны нести конкретную информационную нагрузку, быть четкими и иметь пояснительные подписи (под иллюстрацией). Рекомендуемый размер иллюстраций должен быть не менее 10*15.

5. Графические изображения должны быть выполнены в цвете. Оптимальное соотношение между текстом и иллюстративным материалом составляет примерно 1:1 по размеру занимаемой площади плаката.

Скачать шаблон — клише к стендовому докладу

Скачать шаблон — клише к стендовому докладу

Выполнение доклада – правила и требования

Давайте ещё раз вспомним структуру доклада:

  • Титульный лист
  • Содержание
  • Введение (должно включать в себя формулировку проблемы, отражать актуальность темы, гипотезу, определение цели и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику личного вклада работы в решение избранной проблемы)
  • Основная часть (должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем; включает в себя теоретическую и практическую части)
  • Заключение (в заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований, практическое использование результатов исследования)
  • Список использованных источников и литературы

Доклад является достаточно неизученным, но довольно распространенной работой в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).

Доклад — представляет собой разновидность самостоятельной научно-исследовательской работы, в которой автор раскрывает суть изучаемой проблемы, излагает различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом:

  • Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании доклада рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников).
  • Составление библиографии.
  • Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
  • Разработка плана доклада.
  • Написание.
  • Публичное выступление с результатами исследования.

Доклад сочетает в себе три качества исследователя: способность проводить исследования, способность представлять результаты и способность квалифицированно отвечать на вопросы.

Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль.

Академический стиль — это особый способ представления текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и исследовательских работ. Этот стиль определяет следующие стандарты:

  • предложения могут быть длинными и сложными;
  • часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;
  • употребляются вводные конструкции типа “по всей видимости”, “на наш взгляд”;
  • авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка зрения)”;
  • в тексте могут встречаться штампы и общие слова.

Общий план написания доклада может быть следующей:

  1. Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной и интересной по содержанию).
  2. Актуальность темы исследования (что интересно в теме исследования, какова его важность, какие ученые работали в этой области, какие вопросы не получили достаточного внимания в этой теме, и почему студент выбрал эту тему).
  3. Цель доклада (в общем, она соответствует формулировке темы исследования и может ее прояснить).
  4. Цели исследования (они конкретизируют цель доклада, «разделяя» ее на компоненты).
  5. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируется, если доклад носит экспериментальный характер).
  6. Методология исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
  7. Результаты исследований. Краткое изложение новой информации, полученной исследователем в результате наблюдений или экспериментов. При представлении результатов желательно дать четкую и лаконичную интерпретацию новых фактов. Полезно дать ключевые количественные показатели и продемонстрировать их на графиках и диаграммах, используемых в процессе подготовки отчета.
  8. Выводы исследования. Выводы, сформулированные в обобщенной, лаконичной форме. Они обобщают основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно нумеровать: обычно не более 4 или 5.

Оформление доклада:

  • Формат страницы: А4, все поля не менее 1,5 см
  • Шрифты: «Times New Roman» Кегль 14-ый. Междустрочный интервал– 1,5
  • Нумерация страниц производится по центру (с введения)
  • Устное выступление в нескольких фразах раскрывает суть работы.

Текст доклада пишется в свободной форме и может быть проиллюстрирован любым способом. Обычно эти описания отражают:

  • Мотив выбора темы исследования и значимость исследования для окружающих;
  • Цель работы и то, какие задачи решал автор;
  • Гипотезы, которые проверялись;
  • Как проводилось исследование (какими методами автор пользовался, какие средства были задействованы в его работе);
  • Что получилось в результате

Презентация к докладу – правила оформления

Презентация для доклада выполняется в программе Microsoft Office PowerPoint и сохраняется в формате – Фамилия.pptx (или .ppt).

Структура презентации для доклада:

1. Титульный слайд:

  • учреждение образования и город;
  • название научной работы;
  • название кафедры;
  • автор (авторы) – Ф.И.О, курс, факультет;
  • научный руководитель (научные руководители) – Ф.И.О, звание, должность.

2. Цель и задачи доклада (следующий слайд);

3. Материалы и методы содержащие результаты собственных исследований);

4. Результаты и их обсуждение;

5. Выводы.

Общие требования к оформлению презентации:

Количество слайдов не должно превышать 15 (включая титульный слайд).

Текст:

  • Форматируется по ширине.
  • Шрифт – не менее 20 пт (рекомендуется использовать светлый фон
  • слайда и темный цвет шрифта).
  • Допускается использовать схемы, диаграммы, таблицы, иллюстрации.
  • Заголовки
  • Рекомендуется оформлять заголовки в едином стиле.

Графика:

  • Следует использовать изображения в высоком качестве.
  • Таблицы, схемы, диаграммы следует выполнять в программе Microsoft Office PowerPoint.
  • Таблицы, схемы, диаграммы, иллюстрации должны быть обязательно подписаны по образцу: Рис. 1 – Название. Табл. 1 – Название.

Переходы между слайдами:

  • Во избежание задержки в демонстрации презентации допускается использование переходов, длящихся не более 1 секунды (вкладка «Переходы» справа от каждого перехода → «Время показа слайда» → Указывается длительность перехода).
  • Не рекомендуется использование анимации в тексте слайда.
  • Не разрешается использование видео- и звуковых файлов.

Как выступить с докладом правильно

Вот восемь советов которые вам помогут выступить с докладом:

  1. Длительность выступления обычно не превышает 9-16 минут. Поэтому при подготовке доклада самое главное выбирается из текста доклада.
  2. Доклад должен вкратце отражать основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.
  3. Узнайте значение всех терминов, используемых в докладе.
  4. Не бойтесь аудитории — ваши слушатели дружелюбны. Говорите в полной готовности — освойте тему хорошо.
  5. Держите уверенный взгляд — это работает и на аудиторию, и на преподавателей.
  6. Делайте паузы так часто, как считаете нужным. Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть около 120 слов в минуту.
  7. Подумайте, какие вопросы может задать вам преподаватель, и сформулируйте ответы заранее.
  8. Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, заранее подготовленные карты, диаграммы, фотографии и т.д. помогут вам выиграть драгоценное время, чтобы сформулировать ответ, а иногда и дать готовый ответ.

Критерии оценивания доклада

Оценка складывается из ряда моментов:

  • соблюдения формальных требований к докладу
  • грамотного раскрытия темы
  • умения четко рассказать о представленном докладе
  • способности понять суть задаваемых по докладу вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Критерии оценки:

  • Актуальность темы
  • Соответствие содержания теме
  • Глубина проработки материала
  • Правильность и полнота использования источников
  • Соответствие оформления доклада стандартам.
  • Современный дизайн, наличие визуальных элементов, подчеркивающие основные результаты доклада — диаграммы, таблицы, рисунки;

За что поставят «отлично»:

  • присутствие всех вышеперечисленных требований;
  • знание учащимся изложенного в докладе материала, умение грамотно и аргументировано изложить суть проблемы;
  • присутствие личной заинтересованности в раскрываемой теме, собственную точку зрения, аргументы и комментарии, выводы;
  • умение свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы, поставленные членами комиссии, по теме доклада;
  • умение анализировать фактический материал и статистические данные, использованные при написании доклада;
  • наличие качественно выполненного презентационного материала. Допускается к демонстрации презентации наличие раздаточного, не дублирующего основной текст защитного слова, а являющегося его иллюстративным фоном.

Т.е. при защите доклада показать не только «знание — воспроизведешь», но и «знание -понимание», «знание — умение». За что поставят «хорошо»:

  • мелкие замечания по оформлению доклада;
  • незначительные трудности по одному из перечисленных выше требований.

За что поставят «удовлетворительно»:

  • тема доклада раскрыта недостаточно полно;
  • отсутствие презентации;
  • затруднения в изложении, аргументировании;
  • наличие замечаний по оформлению доклада.

Шаблон доклада для студента

  • Скачать шаблон доклада для студента
  • Скачать шаблон доклада для студента

Как написать доклад

Шаблон доклада для школы

Скачать шаблон доклада для школы

Скачать шаблон доклада для школы

Пример доклада для студента

Как написать доклад

Пример доклада для школы

Как написать доклад

ТОП 4 ошибок при написание доклада

Написание доклада без четкой структуры

Многие делают ошибку при написании доклада без четких подзаголовков или глав. Прежде чем вы начнете писать доклад, вы должны разграничить свой доклад и распределить его по категориям следующим образом: Введение, Предпосылки, Метод, Выводы, Сильные стороны, Слабые стороны, Возможности, Выводы и Рекомендации. Если вы будете следовать такой схеме для своего доклада, вы, безусловно, сможете написать очень умный и полезный доклад. Следуйте моим инструкциям, и вам также будет писать намного проще.

В зависимости от основной темы / отрасли вашего доклада, вы также можете использовать другие структуры. Например, вы можете использовать: титульный лист, благодарность, страницу содержания, техническое задание, материалы и методы, основную часть, результаты, заключение и рекомендации. Вы можете свободно пропустить часть, если она вам не нужна (например, не писать часть «Глоссария», если она вам не нужна).

Грамматические и стилистические ошибки

Вы должны быть очень осторожны при написании доклада. Независимо от того, насколько хороша ваша информация, ваш доклад будет казаться любительским и грязным, если в нем много орфографических, грамматических или пунктуационных ошибок. Написание вашего доклада в текстовом редакторе со встроенной проверкой орфографии может помочь вам обнаружить ошибки во время написания, но ничто не заменит тщательную корректуру. Попробуйте прочитать доклад для себя вслух. Слушание слов может помочь вам поймать неуклюжий язык или разбросанные предложения, которые вы можете не уловить, читая их молча.

Написание слишком короткого доклада

Очень короткий доклад только докажет, что вы не потратили достаточно времени на исследование и анализ проблемы. Вместо этого сделайте свой доклад так долго, как это должно быть, чтобы все подробно описать. Вам нужно достаточно места на бумаге, чтобы объяснить каждый момент, так что не торопитесь.

Написание литературным способом

Доклад не является эссе, преподаватель не будет впечатлён, если вы напишите свой доклад, как если бы он был коротким рассказом или литературным произведением с метафорами. Будьте точны, будьте лаконичны.

Выводы

Написание доклада в первый раз пугает. В случае, если вы затрудняетесь с написанием своего доклада или наступает крайний срок, вам следует обратиться за помощью ко мне.

Примеры докладов

  1. Архитектура Месопотамии
  2. Архитектура страны фараонов
  3. Шедевры архитектуры Древнего Египта
  4. Пирамиды Гизы
  5. Культура Древней Америки
  6. Древнегреческая архитектура
  7. Афины – центр Древнегреческой культуры
  8. Греческая скульптура
  9. Античный театр Древней Греции
  10. Памятники архитектуры Древнего Рима
  11. Театральное искусство Средних веков
  12. Готика. Соборы в готическом стиле
  13. Псевдоготический стиль
  14. Живопись Возрождения
  15. Художники эпохи Просвещения
  16. Живопись барокко
  17. Эпоха барокко в архитектуре
  18. Реалистическая живопись Голландии
  19. Живопись Средневековой Руси
  20. Архитектура Руси 10-13 века

Скачать готовые доклады

  1. Скачать доклад на тему: Экономический рост в РФ и специфика его развития
  2. Скачать доклад на тему: Экономический рост в РФ и специфика его развития
  3. Скачать доклад на тему: Оценка показателей эффективности деятельности предприятия
  4. Скачать доклад на тему: Проблема и проблематика поэзии И. Бродского
  5. Скачать доклад на тему: Жизненный и творческий путь А.И. Солженицына
  6. Скачать доклад на тему: Глобальные проблемы человечества
  7. Скачать доклад на тему: История русского литературного языка
  8. Скачать доклад на тему: Основные лексические нормы

Доклад — это исследовательская работа, в которой учащийся рассматривает один или несколько вопросов, проблем, задач. Как правило, в докладах не поднимаются масштабные темы, и объем занимает 5-6 страниц.

Доклад предполагает устное выступление перед аудиторией с подготовленным материалом по теме.

С докладами выступают на научных конференциях, юридических заседаниях и так далее. Подготовка докладов учит школьников и студентов работать с информацией и живой аудиторией. Поэтому уже в средней школу учителя включают в программу и требуют выполнять их по приведенным в этой статье правилам.

Доклад и реферат — похожие форматы работы с темой, иногда эти термины считают синонимами. Но существенные различия существуют

Параметры Доклад Реферат
Объем 5-6 листов 30-40 страниц
Раскрытие темы Краткий обзор нескольким трудам, здесь нет строгих требований к полной передаче информации Выжимка ключевых идей конкретного источника или источников
Структура Структура часто составляется на усмотрение автора. Обязательно есть титульный лист, введение, основная часть, заключение и список литературы Структура, как у любой научной работы: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение
Оценка Обязательное устное выступление с целью — донести информацию до аудитории. Представляется только в устном виде Полноценная письменная работа, которая сдается на проверку

Подготовка к написанию доклада

Рекомендуется писать доклад в несколько этапов, чтобы работа получилась цельной и интересной.

Выбор темы

Обычно преподаватели предлагают учащимся несколько тем докладов на выбор. Если это так, то при выборе темы руководствуются данными рекомендациями:

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Подробнее

  • личные предпочтения: если тема интересна докладчику, то он расскажет о ней лучше;
  • понимание: если учащийся хорошо ориентируется в вопросе, ему будет проще отвечать комиссии после доклада;
  • сложность: некоторые темы требуют большой подготовительной работы, например, сбора статистических данных, поиска архивной информации; нужно учитывать свои возможности и время подготовки.

Как правило, набор тем соответствует изучаемой программе, и ни одна из них не должна вызывать непосильных трудностей.

Подбор литературы

Для составления доклада требуется от 10 литературных источников, а прочитать нужно еще больше, чтобы выбрать максимально подходящую информацию.

Самые надежные источники информации — учебники и научные журналы, которые можно найти в библиотеках (в том числе электронных). Сайты и веб-банки рефератов содержат много информации, но она не всегда является достоверной и требует проверки.

Важно! При работе с литературой сохраняйте и записывайте себе названия источников, страницу, год издания или веб-ссылку. Эта информация потребуется для списка использованной литературы.

Составление плана

Перед началом работы над темой составляется план, который поможет выстроить доклад логично и донести необходимую информацию. План пишется не для отчетности и не для аудитории, а для себя.

Удобно делать простой план доклада, без подробных подпунктов, так как работа не очень большая по объему.

Структура (план) доклада может строиться от тезиса к аргументации или быть описательной, аналитической.

Пример плана доклада

План помогает структурировать информацию

План помогает структурировать информацию (Скачать)

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Подробнее

Структура письменной части доклада

Стандартный доклад состоит из четырех частей: вводной, основной, заключительной и библиографической. Каждый раздел начинается с новой страницы.

Титульный лист и содержание необходимы только, если вы сдаете работу в письменном виде на проверку.

Введение

Введение вводит читателей и слушателей в курс проблемы. Здесь формулируется основная задача работы или тезис, который предстоит обосновать. Вводная часть содержит информацию об актуальности вопроса, цели и задачи работы.

В некоторых докладах перед введением идет вступление, которое представляет информацию о докладе в максимально сжатой форме (не более 1-2 абзацев).

Пример введения в докладе

Введение должно заинтересовать слушателей

Введение должно заинтересовать слушателей (Скачать)

Основная часть

Главный раздел доклада — это его основная часть, которая находится между введением и заключением. Здесь приводится ключевая идея работы, пишутся главные факты или рассуждения, добавляются необходимые описания, иллюстрации, сравнения.

В докладах по техническим специальностям нередко бывают нужны таблицы с численными данными, формулы, схемы, диаграммы, графики и т.п.

Пример основной части в докладе

На основании приведенных в основной части данных делаются выводы по работе

На основании приведенных в основной части данных делаются выводы по работе (Скачать)

Заключение

Заключение доклада содержит выводы, составленные на основе собранной информации. В заключении учащийся обобщает результаты проделанной работы, вкратце повторяет основные идеи и их анализ. В некоторых случаях студент может высказать в заключении свои наблюдения и точку зрения по теме.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Подробнее

Пример заключения в докладе

Заключение должно быть логическим итогом работы

Заключение должно быть логическим итогом работы (Скачать)

Список использованных источников

В конце доклада приводится список использованных источников. К ним относятся учебники, статьи, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д.

Список составляется в алфавитном порядке или по порядку упоминания в тексте. Оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.. Однако требования к оформлению доклада не такие строгие, как для рефератов, курсовых и т.д., это зависит от преподавателя.

Каждый источник, указанный в списке, должен упоминаться и иметь ссылку в основном тексте.

Пример списка литературы в докладе

Изучите все источники из списка, по ним могут задать вопросы

Изучите все источники из списка, по ним могут задать вопросы (Скачать)

Оформление доклада по ГОСТу

Доклад в идеале оформляется по ГОСТу, как и более серьезные научные работы: дипломы, диссертации, отчеты. Но требования к оформлению могут быть не такими строгими, поэтому нужно советоваться с преподавателем или посмотреть в методичке.

Для оформления большинства научных работ используются следующие стандарты:

  • ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам
  • ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

Так как доклад близок по жанру к реферату, можно опираться на ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования.

Стандартные рекомендации по оформлению доклада:

  • шрифт Times New Roman, кегль 12 или 14;
  • выравнивание по ширине;
  • нумерация страниц начинается с введения и ставится внизу посередине страницы.

Важно! Не забудьте проверить текст на уникальность, если его необходимо будет сдать в письменном виде на проверку.

Рекомендации по выступлению с докладом

Написание текста доклада не последний этап работы. Учащийся должен выступить с устным докладом и ответить на вопросы преподавателя или однокурсников. Выступление показывает, насколько подробно и самостоятельно студент изучил полученную тему.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Подробнее

Советы по устному выступлению с докладом:

  1. Речь готовится на 10-20 минут. За это время докладчик знакомит слушателей с рассматриваемой проблемой, пересказывает основную часть и перечисляет выводы. Регламент выступлений уточняйте у преподавателя.
  2. Нежелательно зубрить текст доклада наизусть. Такое выступление не донесет до аудитории необходимую информацию. Лучше рассказывать своими словами, упрощать фразы, но не искажать факты.
  3. Все использованные научные термины должны быть понятны докладчику настолько, чтобы он смог объяснить их аудитории своими словами.
  4. Материал должен излагаться в логической последовательности.
  5. Некоторые вопросы можно предсказать на основании темы работы (например, где применяется такой метод исследования, какие примеры данных явлений можно наблюдать в жизни и т.д.). К ним нужно подготовиться заранее.
  6. Главная цель докладчика — донести информацию до слушателей, а не пробормотать свой текст. Оптимальная скорость устного рассказа составляет 120 слов в минуту.

Эти рекомендации, а также навыки работы с аудиторией помогут получить за доклад высокую оценку.

Выводы

Доклад — это самостоятельная работа, текст которой зачитывается на выступлении.

Работа над докладом учит обрабатывать информацию: анализировать и доносить ее до аудитории.

Доклад состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Несложная структура позволяет быстро отработать необходимые умения для научных текстов, то есть студенту будет проще работать с рефератами, курсовыми и т.д.

Для получения высокой оценки за доклад необходимо подготовить понятный на слух текст, который бы позволил донести до аудитории мысли докладчика и раскрыть тему.

35. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается

35. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается составить план не по тексту, а к предложенной теме, подобно тому, как школьник составляет план своей будущей реферативной или проектной работы по избранной тематике. Выполнение данного задания предполагает При выполнении задания выпускникам предстоит 1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме а) в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал; 2) полноту отражения основного содержания в плане; б) выстроить логику презентации имеющегося знания в виде пунктов сложного плана. 3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны» . Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) При анализе ответа учитывается: − соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; − наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых онатне может быть раскрыта по существу; − корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактноформальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании Баллы 3

 «Налоги и их воздействие на экономику страны» 1. Понятие налогов и их виды:

«Налоги и их воздействие на экономику страны» 1. Понятие налогов и их виды: а) прямые; б) косвенные. 2. Системы налогообложения: а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная. 3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций: а) фискальная; б) частичное перераспределение доходов; в) регулирование экономических отношений; г) стимулирующая; д) контрольная и др. 4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны. 5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

При выполнении задания № 35 проверяется не только знание содержательной части, но и умение

При выполнении задания № 35 проверяется не только знание содержательной части, но и умение выстроить логику содержания. Выпускник должен суметь сформулировать пункты плана. А для этого необходимо отобрать нужный материал. умеет выделить главное умеет устанавливать структурнофункциональные, причинноследственные, иерархические и иные связи понимает смысл поставленной проблемы корректно формулировать Задание С 8 позволяет сделать вывод о том, насколько хорошо выпускник видит проблему, социальный объект или процесс в целом, как систему структурировать

Условия выполнения данного задания: 1. Системное знание по теме 2. Глубокое знание по теме

Условия выполнения данного задания: 1. Системное знание по теме 2. Глубокое знание по теме 3. Объемное знание по теме 4. Разностороннее знание по теме 5. Привлечение внутрикурсового материала 6. Привлечение материала из смежных учебных дисциплин 7. Привлечение оперативных знаний, получаемых из СМИ 8. Выстраивание логики содержания 9. Формулирование пунктов плана 10. Отбирать для сформулированного тезиса аспект темы, за которым стоит содержание, требующее раскрытия.

Классификация тем • 1. широкие «однотемные» • 2. широкие «однообъектные» • 3. широкие «односоставные»

Классификация тем • 1. широкие «однотемные» • 2. широкие «однообъектные» • 3. широкие «односоставные» 1 группа тем 2 группа тем 3 группа тем • 1. узкие «однообъектные» , • 2. узкие «однотемные» • 3. узкие «односоставные» • 1. «многотемные» , 2. «двусоставные» , 3. «разнообъектны» • 4. «многосоставны»

Первая группа: а) широкие «однотемные» , б) широкие «однообъектные» , в) широкие «односоставные» 1.

Первая группа: а) широкие «однотемные» , б) широкие «однообъектные» , в) широкие «односоставные» 1. 35. Вам предстоит выступить на школьной конференции по проблеме: «Деятельность человека в ее многообразии» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 2. 35. Вам поручено подготовить доклад по проблеме: «Познание человеком мира и самого себя» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3…. . «Налоги и их роль в современной экономике России» . 4…. . «Гражданское общество» . 5…… «Деятельность, как способ существования людей» .

 Вариант плана: Деятельность, как способ существования людей. 1. Понятие деятельности 2. Отличительные черты

Вариант плана: Деятельность, как способ существования людей. 1. Понятие деятельности 2. Отличительные черты деятельности человека от поведения животных 3. Структура деятельности а) цель б) средства в) действия г) результат 4. Основные виды деятельности а) практическая б) духовная 5. Роль деятельности в жизни общества и человека Вариант плана Гражданское общество. 1. Понятие гражданское общество; 2. История развития гражданского общества; 3. Виды связей власти и общества: а) горизонтальные; б) вертикальные; 4. Структура гражданского общества: а) рыночное хозяйство; б) социокультурные отношения; в) объединения по интересам; 5. Власть в гражданском обществе — местное самоуправление; 6. Роль гражданского общества в государстве.

Алгоритм № 1: составления развернутого плана к предложенной «широкой однообъектной» теме 1. понятие (определение)

Алгоритм № 1: составления развернутого плана к предложенной «широкой однообъектной» теме 1. понятие (определение) объекта; 2. основные признаки (особенности, свойства, черты) объекта: а) первый признак объекта; б) второй признак объекта; в) третий признак объекта 3. Типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта: а) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; б) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; в) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; 4. главные (основные) функции объекта: а) первая функция объекта; б) вторая функция объекта; в) третья функция объекта 5. проблемы развития объекта (тенденци развития…, основные направления развития…, специфика развития…). 6. политика в отношении объекта в современной России (мире…, Европе…). Очевидно, что такую схему можно применить практически к любой теме первого типа.

Вторая группа: а) узкие «однообъектные» б) узкие «однотемные» , в) узкие «односоставные» 1. 35.

Вторая группа: а) узкие «однообъектные» б) узкие «однотемные» , в) узкие «односоставные» 1. 35. Вы готовитесь к зачету по обществознанию по теме: «Социализация индивида» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 2. 35. Вам поручено написать статью в школьную газету по проблеме: «Наука в жизни современного общества» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3. 35. Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме: «Религия как форма духовной культуры» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 4. 35. выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ по проблеме: «Межличностные конфликты и способ их разрешения» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 5. 35. Вам необходимо написать творческую работу по проблеме: «Образование как социальная ценность» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 6. 35. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

 Вариант плана: Экологический кризис как глобальная проблема современности. Вариант плана: 1. Понятие глобальных

Вариант плана: Экологический кризис как глобальная проблема современности. Вариант плана: 1. Понятие глобальных проблем человечества. 2. Некоторые виды глобальных проблем человечества. а) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; б) в значительной мере истреблен лесной покров в) стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; г) мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов; 3. Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами 4. Причины экологического кризиса. а) безудержный и очень быстрый рост населения Земли б) несовершенные сельскохозяйственные и промышленные технологии в) легкомысленность человечества и пренебрежение законами развития биосферы 5. Проявления и последствия экологического кризиса 6. Пути преодоления экологического кризиса. а) изменение отношения людей к природе; б) наука на службе экологии; в) движения «зеленых» . 1. Понятие социального института. 2. Сущность и виды социальных институтов: а) государство б) школа в) политическая партия 3. Государство – важнейший социальный институт. 4. Государство – как совокупность социальных институтов. 5. Функции института государства: а) понятий функций института государства; б) классификация функций института ; в) внутренние и внешние функции института государства. 6. Взаимосвязи социальных институтов. 7. Государство и гражданское общество. 8. Тенденции развития государства, как социального института в современной России. Государство – социальный институт.

Алгоритм № 2: составления развернутого плана к предложенной «узкой однообъектной» теме: 1. понятие (определение)

Алгоритм № 2: составления развернутого плана к предложенной «узкой однообъектной» теме: 1. понятие (определение) объекта 2. свойства объекта а) б) 3. причины возникновения объекта 4. типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта а) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта б) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта в) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта 5. структура объекта 6. проблемы развития объекта (тенденции развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…, пути преодоления. . )

Третья группа: а) «многотемные» б) «двусоставные» в) «разнообъектные» г) « многосоставные» 1. 35. Вы

Третья группа: а) «многотемные» б) «двусоставные» в) «разнообъектные» г) « многосоставные» 1. 35. Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему: «Многовариантность и движущие силы развития общества» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 2. 35. Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме: «Биологическое и социальное в человеке» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3. 35. Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему: «Экономическая свобода и социальная ответственность» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

 Вариант плана: Экономическая свобода и социальная ответственность. 1. Понятие: а) экономическая свобода; б)

Вариант плана: Экономическая свобода и социальная ответственность. 1. Понятие: а) экономическая свобода; б) социальная ответственность; 2. Формы экономической свободы: а) предпринимательство; б) бизнес; 3. Механизм реализации экономической свободы и социальной ответственности в различных типах общества: а) традиционное общество б) индустриальное общество; в) постиндустриальное общество; 4. Проблемы взаимосвязи экономической свободы и социальной ответственности; 5. Проблемы развития экономической свободы и социальной ответственности в современной России. Вариант плана: Летнее и зимнее время: за и против. 1. Понятие летнего и зимнего времени; 2. Проблема введения летнего и зимнего времени в мире; 3. Причины введения зимнего и летнего времени; а) административные причины; б) социальные причины; в) экономические причины; 4. Некоторые последствия введения зимнего и летнего времени в России – позитивные и негативные: а) для экономики страны; б) для здоровья человека; в) для управления страной; 5. Перспективы существования зимнего и летнего времени в современной России.

Алгоритм № 3. Составления развернутого плана «многообъектной» теме. . 1. понятие (определение) объекта №

Алгоритм № 3. Составления развернутого плана «многообъектной» теме. . 1. понятие (определение) объекта № 1; 2. понятие (определение) объекта № 2…№ 3…№ 4; 3. свойства (структура) объектов: а) свойство № 1; б) 4. причины взаимодействия (взаимозависимости, взаимоисключения) объектов: а) причина № 1 б) причина № 2 5. взаимодействие объектов; 6. проблемы развития объектов (тенденции развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…, пути преодоления…) в современной России.

Заключение: Опыт показывает, что учащимся удается гораздо лучше свертывание информации, чем обратная операция по

Заключение: Опыт показывает, что учащимся удается гораздо лучше свертывание информации, чем обратная операция по ее разворачиванию. Ученик достаточно хорошо может научиться упорядочивать, систематизировать информацию, представлять информацию в виде схем, таблиц (хотя это сложнее), рисунков, кластеров, но труднее научить ее извлекать. Наблюдается несимметрия в данных видах деятельности. Составление развернутых планов к предложенной теме относится к данной проблематике. Именно попыткой научить учащегося управлять информацией – разворачивать ее и обусловлена данная статья.

Список источников 1. Аналитический отчет ФИПИ по результатам ЕГЭ – 2010. 2. Рутковская Е.

Список источников 1. Аналитический отчет ФИПИ по результатам ЕГЭ – 2010. 2. Рутковская Е. А. , Котова О. А. , Лискова Т. Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. ФИПИ. – М. : Интеллект – Центр, 2010. 3. Симонович С. , Евсеев Г. , Алексеев А. , Общая информатика. 5 -9 класс. Москва, АСТпресс, 1999 г. 4. Загашев И. О. , -Бек С. И. , Муштавинская И. В. , «Учим детей мыслить критически» , СПб: издательство «Альянс «Дельта» , 2003 г. 5. Плинер Я. Г. , Бухвалов В. А. . , Педагогическая экспертиза школы, М. , Педагогический поиск, 2000 г. 6. Слабунова Э. Э. , Информационная культура в концепции лицейского образования, журнал ВИО, № 29, 10. 09. 05. г. 7. Кондаков Н. И. , Логический словарь – справочник, М. , Наука, 1976 г. 8. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория 5 -11 классы 9. Никитина Е. И. Русская речь. Дидактический материал. 10. Материалы сайта ФИПИ (http: //www. fipi. ru) 11. Халин С. М. Методика публичного выступления: Учебное пособие. 2 -е изд. , перераб. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2006. 12. Форум «Абитуриент…ПРО»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. «…Метод — искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. «…Метод — искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовать работу по намеченному плану…» Дореволюционное методическое руководство Один из эффективнейших способов развития логического мышления во время работы с учебным текстом — это составление к нему плана. Планы могут быть: Простыми — передает только основную информацию в очень кратком виде; его задача — помочь выделить в тексте главное, осознать исторический факт логически целостно. Развернутыми — содержит более полную, конкретизирующую информацию. Картинными — позволяет воспроизвести детали главного исторического факта предельно эмоционально и красочно. Смысловыми- предполагают перечисление основных, существенных признаков, положений, характеризующих исторический факт: причины, последствия, историческое значение. Стереотипными — помогают рассмотреть в определенном в алгоритме однородные исторические факты, выявить их общие черты и особенности. Тезисными — предполагают перечисление существенных сторон, признаков, следствий единичных фактов, не имеющих в истории аналогов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. ПАМЯТКА по составлению плана Цели составления плана: 1) систематизация информации 2)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. ПАМЯТКА по составлению плана Цели составления плана: 1) систематизация информации 2) отработка четкости формулировок 3) развитие зрительной памяти. 1. Работа над планом всегда начинается с записи в тетради названия и указания номера параграфа (при этом тема выделяется или подчеркивается). 2. План может быть: Простой Сложный (развернутый) Название каждого раздела (части) К каждому разделу (части) параграфа записывается под составляется свой, уточняющий его соответствующим порядковым номером. содержание план. 1. Формулировки в плане должны быть краткими и четкими, но при этом должны содержать обязательную для запоминания информацию. 2. Структура плана должна быть предельно четкой. Для этого используется нумерация разделов, пунктов и подпунктов. Логическая цепь — это конструирование рассуждения путем расстановки в логической последовательности элементов этого рассуждения. Учитель может на первый раз предложить учащимся готовые варианты ответов, а учащийся должен будет лишь поставить их в логической последовательности. Следующим шагом может стать логическая цепочка, в которой заполнены только первое и последнее звено, а учащиеся (например, работая с небольшим текстом учебника) должны самостоятельно заполнить уже 3 -4 звена.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями: 1. Мысленно представьте

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями: 1. Мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы. 2. Разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль. 3. Озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. 4. Проанализируйте полученный план: А) Все ли аспекты проблемы были отражены в нем? Б) Корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли? 5. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме. В целях обеспечения дифференцированной подготовки к экзамену целесообразно проводить в выпускных классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом результаты выполнения работ каждым учащимся сравнивать и фиксировать динамику освоения как знаний, так и умений (способов деятельности). Решающим фактором эффективного использования в процессе обучения разных типов заданий ЕГЭ выступает профессионализм учителя, в частности, его умение грамотно применять различные методы обучения и частные методики.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти градусную меру вписанного угла окружности
  • Как найти сложные проценты по вкладам
  • Символы в программах как исправить
  • Как найти оптовых покупателей в казахстане
  • Как найти медиану в тупоугольном треугольнике