Как составить план ответов по истории

План по истории необходим, чтобы лучше усвоить пройденный материал, подготовиться к выступлению в классе. Для грамотного составления плана необходимо:

  • Прочесть текст и разделить его на основные смысловые части.
  • Каждую смысловую часть необходимо сформулировать одним предложением. Оно должно содержать сжатую информацию прочитанного отрезка, раскрывать его смысл.
  • План по истории должен включать в себя описание исторического события, причины его возникновения, начало, развитие и логическое окончание, влияние на исторический процесс.
  • В конце следует добавить выводы.

Опубликовано 3 января, 2019

Памятка к урокам истории.

Общие правила составления плана при
работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст
про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В
заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль
текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом,
раскрыть основную мысль текста.

Правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте
непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в
тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план.
При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение
текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из
перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить
авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского
текста был передан при конспектировании одним , максимум двумя предложениями.

Как дать рецензию на ответ
товарища:

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил
Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.

2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от
него, что пропустил.

3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и
отношение к историческим событиям и их участникам.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и
понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные
повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Как составить синхронистическую
таблицу:

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху
вниз, по вертикали, в   левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия
стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы,
происходившие в определённое время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно
по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных
фактов на одном горизонтальном уровне.

Обобщающая логическая схема
изучения исторических явлений:

1. Причины возникновения явления:

-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их
преодоления,

-потребности, интересы сторон, общественных сил,
заинтересованность их в разрешении противоречий.

2. Содержание явления, его развитие:

-важнейшие факторы, связанные с борьбой за
 разрешение противоречия,

-социальная направленность действий различных сил,
борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха)
в развитии явления.

4. Последствия развития и значение явления:

-разрешение данным явлением назревших противоречий,

-влияние данного явления на общий процесс
исторического развития.

Характеристика общественных
выступлений:

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки,
восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности,

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты.

Характеристика политического строя
государства:

1. Форма правления: монархия (абсолютная,
конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная,
президентская, суперпрезидентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм,
тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное
государство. Является ли составной частью какого – либо объединения
конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

-глав государства, его полномочия,

-законодательные органы (структура, способ
формирования, полномочия),

-исполнительные органы (способ формирования, функции,
подчинённость),

-судебные органы,

-соотношение прав законодательной, исполнительной,
судебной власти,

-местные органы власти.

5. Прав граждан (подданных):

-избирательное право (всеобщее или нет, наличие
цензов и т. пр.)

-политические права и свободы,

-личные права и свободы,

-возможность использования провозглашенных законом
прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая
характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные
слои, положения в политической системе).

7.Краткая обобщённая оценка политического строя и
перспектив его развития.

Характеристика войн:

1. Причина войн, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

-планы сторон в начале каждого этапа,

-военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Как дать оценку историческому событию:

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность в событии
определённых классов и общественных групп.

3. Характер события (антифеодальный, освободительный,
реакционный и т.д.)

4. Связь с другими подобными событиями.

5. Значение:

-для участников события,

-для последующего исторического развития.

Памятка
для характеристики  и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране
жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он
принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими
средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и
характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели,
а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные
результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах
каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

5. Оцените деятельность
выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу
общества) Выскажите своё отношение к нему.

Рекомендации по написанию реферата на
историческую тему:

1. Определить цель написания реферата в соответствии
с поставленной темой.

2. Составить план.

3. При чтении литературы выделить основные идеи,
положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание.

4. Классифицировать собранный материал, обобщить,
сделать вывод.

Структура реферата:

1. План или оглавление с указанием страниц.

2. Обоснование выбора темы.

3. Теоретические основы выбранной темы.

4. Изложение основного вопроса.

5. Вывод и обобщение.

6. Практическое значение реферата.

7. Список используемой литературы.

8. Приложения.

Примерные аспекты содержания реферата.

1. Вводная часть:

-Обоснованность выбора темы (её актуальность,
значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных
точек зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых
представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы
и обстоятельства возникновения интереса к данной теме).

2. Основная часть:

-суть проблемы, изложение объективных исторических
сведений по теме реферата,

-критический обзор источников,

-собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

-основные выводы,

-результаты и личная значимость проделанной работы,

-перспективы продолжения работы над темой.

Оформление титульного листа:

— название школы,

— тема реферата,

— Ф.И. автора, класс,

— Ф.И.О. учителя,

— год написания реферата.

Отзыв учителя:

— содержательность, логичность, аргументированность
изложения материала и обобщение выводов;

-умение анализировать различные источники, извлекать
из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать материалы;

— умение выявлять несовпадения в различных позициях,
суждениях по проблеме реферата, давать ей критическую оценку;

— присутствие личностной позиции автора,
самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;

— умение ясно выражать свои мысли в письменной форме,
яркость, образность выражений, индивидуальность стиля реферата;

— правильное оформление реферата, соответствие с
планом, наличие цитат, их оформление,

—  сопроводительные материалы к реферату.

КАК СОСТАВЛЯТЬ КОНСПЕКТ

1.   Определите цель составления конспекта.

2.   Читая изучаемый материал в первый раз,
разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сделайте
выводы.

3.   Если составляется план-конспект,
сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в
план-конспект для раскрытия каждого из них.

4.   Наиболее значимые положения (тезисы)
последовательно и кратко изложите своими словами или приведите в виде цитат.

5.   В конспект включаются также выводы,
конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6.   Отдельные слова или целые предложения можно
писать сокращенно, выписывать только главные   слова,   вместо  
цитаты   ссылаться   на   страницы   конспектируемой  
работы, применять условные обозначения.

7.   Чтобы конспект был нагляднее, располагайте
абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте
разнообразные способы подчеркивания, используйте ручки и карандаши разных цветов.

КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ ИСТОРИИ

1.   Прочитай название параграфа. Определи по
оглавлению учебника, в какую тему он входит.

2.   Сначала прочитай параграф полностью.
Раздели на смысловые части.

3.   Затем  приступай   к
 изучению   его   по   пунктам.   Соотнеси
 название  пункта  с   его содержанием, определи значение
новых слов и выражений, обрати внимание на даты, имена исторических деятелей,
найди на исторической карте все необходимые объекты.

При работе с текстом помни о главных вопросах историка:
что произошло, где произошло, когда произошло? Подумай о причинах и
последствиях событий. Обрати внимание на то, что происходило в это же время в
других странах. Используй для этого синхронистическую таблицу.

4.   Ознакомившись с содержанием параграфа,
ответь на поставленные к нему вопросы. Рассмотри рисунки.

5.   Перескажи содержимое сначала по пунктам, а
затем весь параграф используя карту, рисунки в учебнике. Лучше пересказывать
вслух. Работа над пересказом поможет тебе в развитии памяти.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ

1. Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к
ней.

2. Выдели из текста задачи, что дано (географический
объект, ис торический объект, исторический деятель, дата, исторический факт).

3. Начни обдумывать эти данные (слово за словом,
строку за стро кой) и определи, что они делают для ответа на вопрос.

4. Подумай, не противоречат ли друг другу данные в
условии зада чи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того
же условия.

5.  Если в условии не хватает каких-либо данных,
вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может
помочь решению.

6. Обязательно докажи свое решение.

7.  Проверь, является ли твое решение ответом по
существу вопро са задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося
к вопросу задачи.

План-памятка для оценки устного ответа на уроках
истории

1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

2. Обрати внимание: по существу ли поставленного
вопроса отве чал твой одноклассник.

3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты,
названия событий, географических объектов, имена, фамилии.

4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в
этом есть не обходимость.

5. Есть ли вывод в конце выступления.

6. Попробуй оценить ответ.

Оценка «5» — ответ не требует дополнений, весь
материал из ложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» — в изложении материала допущены
незначитель ные ошибки и неточности.

Оценка «3» — в усвоении и изложении материала имеются
су щественные пробелы, изложение не самостоятельное (наводя щие вопросы
учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» — основное содержание материала по вопросу
не раскрыто.

Памятка для работы с картой

прочтите название карты;

покажите на карте необходимую территорию и опишите её
словами;

воспользуйтесь легендой карты и расскажите, о чём
«говорит» карта

продемонстрируйте на карте места событий, о которых
говорится в тексте учебника

Памятка для составления сообщения о событии

укажите, когда и где произошло событие
(воспользуйтесь картой);

выделите причины, расскажите о ходе, а также
определите итоги и значение этого события для истории страны;

назовите участников и определите их роль;

назовите  документы  и  литературу
 (научную,  научно-популярную, художественную), которой вы
воспользова лись для подготовки сообщения.

Памятка для составления сообщения
об историческом деятеле

укажите, где и когда родился исторический деятель;

расскажите о его семье, воспитании и образовании;

раскройте черты характера человека и определите,
какие качества личности помогали ему в достижении поставлен ных целей;

определите, какую роль исторический деятель сыграл в
жизни государства;

ответьте на вопрос: как оценивали исторического
деятели современники и ученые;

назовите документы и литературу (научную,
научно-популярную, художественную), которой вы воспользовались для подготовки
сообщения.

Памятка для работы с документом

обратите внимание на названий автора и время создания
документа;

прочитайте текст несколько раз и ответьте на вопросы
к нему;

подумайте, какую информацию содержит в себе текст об
исторических событиях, их участниках, оценках совре менников и автора(ов)
данного документа;

анализируя текст документа, попробуйте выделить объек
тивные (их можно перепроверить по другим источникам) и субъективные (свидетельствуют
о мнении автора доку мента об излагаемом им событии, историческом деятеле и
т.д.) данные.

Алгоритмы ответов по истории 

(универсальные планы).

План изучения военных действий.

  1. Причины, цели, повод.
  2. Хронологические рамки.
  3. Готовность к войне. Армия. Вооружение. Соотношение сил сторон.
  4. Планы сторон.
  5. Ход военных действий. Основные сражения.
  6. Военное искусство. Способы ведения военных действий.
  7. Выдающиеся полководцы. Герои.
  8. Результаты. Итоги. Потери. Условия мирного договора (если он заключён).
  9. Характер войны (захватническая, освободительная, национально-освободительная).
  10. Причины победы (поражения).
  11. Последствия (для страны, мира). Значение. Уроки.

План изучения крестьянского восстания (войны).

  1. Причины.
  2. Требования восставших. Их программы.
  3. Состав участников. Движущие силы.
  4. Хронологические рамки. Предводители.
  5. Ход восстания.
  6. Причины поражения.
  7. Последствия. Итоги.
  8. Особенности.
  9. Значение. Уроки.

Признаки феодализма.

  1. Деление общества на две группы – феодалов и зависимых крестьян.
  2. Деление земли на две части – феодальная и крестьянская запашки.
  3. Наличие у крестьян своих орудий труда.
  4. Господство натурального хозяйства.
  5. Внеэкономическое принуждение.
  6. Мелкое производство.
  7. Плохое состояние техники.

Признаки централизованного государства.

  1. Сильная центральная власть (единое правительство, общегосударственный аппарат принуждения).
  2. Единые законы.
  3. Ежегодные общегосударственные налоги.
  4. Постоянное войско.
  5. Наличие государственных чиновников.
  6. Единая монета, меры длины и веса. Складывание единого общегосударственного рынка.
  7. Единый язык, общекультурные традиции. Формирование единой нации.

Этапы развития государства в средневековой Европе.

  1. Раннефеодальное государство.
  2. Феодальная (политическая, государственная) раздробленность.
  3. Создание централизованного государства.

                       А) сословно – представительная монархия;

                       Б)  централизованное государство;

                       В)  абсолютная монархия.

Признаки ремесленного производства.

  1. Ручной труд.
  2. Мелкое производство.
  3. Мастер – собственник орудий труда и одновременно работник.
  4. Подчинённые мастеру ученики и подмастерья.
  5. Производство продукции в основном на заказ и для сбыта (продажи).
  6. Отсутствие разделения труда.

План изучения революции.

  1. Исторические условия развития революционных событий.
  2. Складывание революционной ситуации. Причины революции.
  3. Характер революции (определяется по цели; может быть ранняя буржуазная, буржуазно-демократическая, социалистическая и т.д. революция).
  4. Движущие силы революции (её основные участники, называются группы, слои населения, классы).
  5. Гегемон революции (руководящий класс, слой населения).
  6. Основной вопрос революции.
  7. Характерные черты революции (например, стихийность).
  8. Своеобразие революции (например, двоевластие).
  9. Причины победы (поражения).
  10. Результаты. Итоги.
  11. Значение революции. Её уроки.

Общие требования к характеристике исторического деятеля.

  1. Исторические условия и общественная среда, в которой формировались взгляды, жизненные цели великого человека. Как эти условия повлияли на человека. Описать происхождение, внешний вид, образование.
  2. Черты характера, личностные особенности человека.  Их зависимость от воспитания, образования, целей.
  3. Какие цели и почему выдвигала эта личность. С целями и задачами какого слоя (класса) общества они совпадали.
  4. Какие средства он (она) использовали для достижения этих целей. Оцените эти средства.
  5. Какие качества личности выдающегося человека помогали ему (ей) в решении исторических задач, объективно стоящих перед страной и народом.
  6. Раскройте связи и противоречия:

                        А) между целями великого человека и интересами народных масс;

                        Б)  между целями и средствами их достижения;

                        В)  между поступками и мотивами их совершения.

7.   Оцените его (её) значение и роль в истории:

                        А)  по результатам деятельности;

                        Б)   по влиянию на положение народных масс;

                        В)   по влиянию на последующий ход событий;

                        Г)   по воздействию его (её) примера на других людей, на новые

                               поколения.

  1. Сделайте краткий оценочный вывод, выразите своё отношение к выдающемуся человеку.

План характеристики экономического развития страны.

  1.  Страна, её площадь, население (количество, нации и народности).
  2. Кому принадлежат средства производства. Орудия труда, трудовые навыки населения, кто трудится. Формы эксплуатации. Темпы развития.
  3. Как организовано производство:

                         А)  развитие сельского хозяйства (если страна аграрная); здесь

                               упоминаются пашенное земледелие, садоводство,

                               огородничество, животноводство.

                         Б)   промышленность; здесь упоминаются её размещение,

                               её главные отрасли: добывающая, обрабатывающая, тяжёлая, лёгкая.

                         В)  промыслы, ремесло.

  1. Как организован обмен (торговля):

                         А)  внутренняя торговля (главные центры торговли, ярмарки, основная

                               продукция, транспорт и пути сообщения);

                         б)   внешняя торговля (направления и страны, предметы импорта и

                               экспорта, таможенная политика);

  1. Как организовано распределение и потребление (кому и в какой мере достаются продукты труда).
  2. Каков характер управления экономикой.
  3. Краткий оценочный вывод.

План рассказа о развитии культуры.

  1. Определение термина культура.
  1. Исторические условия развития культуры. Их влияние на развитие культуры.
  1. Развитие материальной культуры и быта (рассказывается об орудиях труда, жилищах, одежде, быте и т.д.);
  1. Развитие духовной культуры. В этой части  рассказывается о:

                      письменности,

                      образовании,

                      печати и книгоиздательском деле,

                            развитии общественно-политической мысли,

                   науке.

  1.  Даётся характеристика жанров искусства:

              живописи,

               архитектуры,

              скульптуры,

               музыки,

               драматического и музыкального театра,

                      литературы,

               фольклора.

  1. Даётся характеристика основных стилей в искусстве:

Классицизм,

Романтизм.

Сентиментализм,

Реализм,

Ампир.

Экклетизм.

Модернизм,

Импрессионизм,

Акмеизм и т.д.

     7.   Делается общий оценочный вывод.

Благодарность
 

Выражаю огромную благодарность за помощь в создании этого сайта молодому московскому предпринимателю, активному участнику Российского трансгуманистического движения Евгению Зимину

Контакты
 

Видеолекции по истории
 

Шаблоны Joomla 3
тут

В этой статье изложен простой алгоритм составление простого и развернутого плана текста или ответа на экзаменационный вопрос.

Для того, что бы составить простой план необходимо выполнить следующие действия:
1.    Прочитайте текст, мысленно разделите его на части и сформулируйте для каждой из них главную мысль.
2.    Озаглавьте части, подбирая заголовки, заменяя глаголы именами существительными (Пример: «римляне завоевали Карфаген..» — «Завоевание римлянами Карфагена»).
3.    Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
4.    Запишите план и пронумеруйте его пункты римскими цифрами.

Пример простого плана:
Лекция 1.1.1. Основы исторического знания. Концепции исторического развития.
1.    Определение истории, источники исторического знания.
2.    Периодизация исторического процесса
3.    Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории

Для того, что бы составить развернутый план необходимо выполнить следующие действия:
1.    Выполните действия 1-3 необходимые для составления простого плана.
2.    Поработайте с получившимися частями текста как с целым текстом, выполняя действия 1-3.
3.    Запишите план и пронумеруйте основные пункты римскими цифрами, а подпункты (пункты развернутого плана) — арабскими.  

Примечание: если вы считаете необходимым выделить еще более мелкие подпункты, повторите  действия 1-3 для каждого подпункта и пронумеруйте каждую из получившихся частей русскими маленькими буквами.  

Пример развернутого плана:

I.    Определение истории, источники исторического знания.
1.    Определение истории
2.    Эволюция исторического знания
3.    Источники исторического знания
а.    Что такое исторический источник
б.    Основные виды исторических источников
II.    Периодизация исторического процесса
1.    Варианты периодизации истории
2.    Археологическая периодизация
III.    Основные подходы к изучению истории
1.    Формационный   подход
2.    Цивилизационный подход
а.    Теории Тойнби и Монтескье
б.    Отличительные черты цивилизаций различных типов

Подробности
Категория: Формат работы

Опубликовано: 21 Март 2020

Просмотров: 3427

Отзывы

Новые видеоматериалы
 

YouTube канал СПТ
https://www.youtube.com/channel/UCJ1OMijLzbKkG_x6koK1zpA

Памятки по истории

Общие правила составления плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним , максимум двумя предложениями.

Как составить синхронистическую таблицу:

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в   левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:

1. Причины возникновения явления:

-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,

-потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.

2. Содержание явления, его развитие:

-важнейшие факторы, связанные с борьбой за  разрешение противоречия,

-социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.

4. Последствия развития и значение явления:

-разрешение данным явлением назревших противоречий,

-влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Характеристика политического строя государства:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

-глав государства, его полномочия,

-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

-судебные органы,

-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

-местные органы власти.

5. Права граждан (подданных):

-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)

-политические права и свободы,

-личные права и свободы,

-возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

Характеристика общественных выступлений:

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности,

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты

Характеристика войн:

1. Причина войн, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран.

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран.

5. Повод к войне.

6. Ход военных действий (по этапам):

-планы сторон в начале каждого этапа,

-военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные и политические итоги войны.

Как дать оценку историческому событию:

1. Установите причины события.

2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.

3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)

4. Связь с другими подобными событиями.

5. Значение:

-для участников события,

-для последующего исторического развития.

Памятка для характеристики  и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.

Алгоритм написания синквейна

Синквейн – это стихотворение которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

  • 1 строка – ключевое слово, понятие, определяющее содержание синквейна.

  • 2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

  • 3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.

  • 4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

  • 5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое выражаются чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Например:

Культура –

Наследие.
Материальная. Духовная.
Творить. Создавать. Сохранять.
Без прошлого нет будущего.
Цивилизация.

Памятка составления схемы (кластера)

Схема (кластер) – это графическое изображение в систематической последовательности какого-либо понятия или процесса, которое показывает различные типы связей между объектами или явлениями

1. Написать ключевое слово или предложение;
2. Записать слова или предложения, которые приходят на ум по этой теме;
3. Установить связь между идеями, которые покажутся подходящими;
4. Выписать подходящие идеи.

Алгоритм написания ЭССЕ

Последовательность работы над эссе по истории, которая поможет оформить качественное эссе, не упустив, при этом, важные моменты.

Шаг 1. Выбираем период.

Шаг 2. Подтверждаем правильность выбора.

Шаг 3. Выбираем название периоду, отражающее его специфику.

Шаг 4. Определяем события, относящиеся к этому периоду; выявляем наиболее важные и второстепенные.

Шаг 5. Вспоминаем исторических личностей, деятельность которых относится к этому периоду, их роль и влияние на исторический ход событий.

Шаг 6. Выявляем причины происходящих в этом периоде событий.

Шаг 7. Подбираем соответствующие исторические понятий и термины.

Шаг 8. Определяем исторические факты, раскрывающие значение периода, используем, при этом, мнения ученых.

Шаг 9. Упорядочиваем и систематизируем информацию.

Шаг 10. Составляем план и пишем эссе в соответствии с ним:

Введение (краткое описание сути выбранного периода);

Основная часть; Заключение (оценка значимости периода).

Шаг 11. Проверяем и дорабатываем эссе.

Памятка для работы с источниками и документами

  1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте.

  2. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.

  3. Дайте ответ на вопрос: О чем данный текст? – и определите его основную идею.

  4. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как ни чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

5. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.

  1. Отвечайте точно на поставленные вопросы.

  2. Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.

  3. Старайтесь давать логически связанный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки.

  4. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.

  5. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.

  6. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

Памятка учащемуся

1. При чтении не пропускай ни одного слова, которое тебе не понятно.

2. Если перестал понимать смысл текста, то вернись назад до того места, где начал затрудняться. Причиной непонимания часто бывает непонятное (обычно иностранное) слово, термин. В таком случае рекомендуем обращаться к словарям.

3. Составление тобой терминологического словаря и словаря персоналий (исторических деятелей, участников исторического процесса) также поможет тебе в освоении материала.

4. Научись самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки информации.

5. Научись пользоваться словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические схемы.

6. Особое внимание обрати на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять причины событий, составлять сводные таблицы.

7. Научись анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.

8. Научись вычленять главное, проблему, выдвигать гипотезу.

9. Добейся чтения со скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяй главное и таким образом кратко конспектируй.

10. Изучаемый материал надо воспринимать не мозаично (тогда все главное), а целостно, то есть вести логическую проработку материала по ходу чтения и при этом составлять логические схемы (цепочки).

И еще один совет. Побольше работай с карандашом в руке. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию, и к тому же, возможно, тебе придется сдавать экзамен письменно.

Таким образом, целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит тебе за меньшее время действительно глубоко овладеть необходимым объемом учебного материала.

В общем виде формула работы такова:

 Читай внимательно, вдумчиво.

 При анализе (с карандашом в руках) максимально спрессуй материал, разложи его как бы по полочкам, составь логические цепочки (схему), вычлени самое главное.

 При осмыслении перескажи (вслух) материал с помощью логической схемы и опорного конспекта (приведенных в конце данного пособия) и обязательно сделай выводы и обобщения.

 Составляй план ответа (будь то экзамен в письменной или устной форме).

Твой ключ к успеху:

Методические рекомендации по работе с опорными конспектами

(опорными сигналами)

  1. Внимательно ознакомься с таблицей опорного конспекта.

  2. Прочитай материал и расшифруй каждый символ опорного конспекта.

  3. Сам на чистом листе бумаги воспроизведи таблицу опорного конспекта, при этом перескажи исторический материал и зафиксируй его с помощью символов опорного конспекта.

  4. Повтори материал, который вызвал у тебя затруднения при пересказе.

  5. Дополни опорный конспект необходимыми, на твой взгляд, символами, обозначающими соответствующие исторические события и факты.

  6. При работе с опорными конспектами тебе придется обратиться к дополнительной литературе.

Твой ключ к успеху:

Методические рекомендации по работе со схемами опорных сигналов

1. Внимательно ознакомься с таблицей опорного конспекта.

2. Прочитай материал и расшифруй каждый символ схемы.

3. Сам на чистом листе бумаги воспроизведи таблицу опорного конспекта, при этом перескажи исторический материал и зафиксируй его с помощью символов схемы.

4. Повтори материал, который вызвал у тебя затруднения при пересказе.

5. Дополни схему необходимыми, на твой взгляд, символами, обозначающими соответствующие исторические события и факты.

6. Возможно, что при работе над схемой тебе придется обратиться к дополнительной литературе.

Алгоритм анализа политических событий и явлений

  1. Каковы причины события или явления?

  2. Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?

  3. Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?

  4. Какими способами участники событий добивались поставленных целей?

  5. Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?

  6. Как можно в целом оценить данное событие (явление)?

  7. Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии?

  8. Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?

Алгоритм комментирования политического высказывания

  1. Изложить высказывание своими словами.

  2. Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.

  3. Дополнить высказывание, если это необходимо.

  4. Оценить высказывание с моральной точки зрения.

  5. Сделать вывод.

План описания жизни и деятельности

исторической личности (персоналии)

  1. Годы жизни или (и) правления.

  2. Этапы жизни и деятельности (краткая биография).

  3. Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.

  4. Предшественники и последователи; положения, которые показывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.

  5. Историческое значение данной личности.

Правила конспектирования

1. Названия тем писать ручкой с цветной пастой.

Подзаголовки – обычной пастой, подчеркивать – цветной.

Оставлять свободные поля (до 1/3 страницы) для последующей проработки конспекта.

4. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль.

5. В каждом абзаце выделяется главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль.

6. Каждый абзац пишется с красной строки.

7. Между абзацами оставляется чистая строка.

  1. В конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная словами «итак» или «таким образом».

Памятка: Как читать учебную литературу,

чтобы прочитанное лучше запомнилось

Метод повторения: прочитанный текст можно выучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким методом знания легко забываются.

Более эффективен – метод кодирования.

По этому методу прочитанный текст необходимо подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения в памяти, надо произвести ряд мыслительных операций:

  • прокомментировать новые данные;

  • оценить их значение;

  • поставить вопросы;

  • сопоставить полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. С этой точки зрения составление логических схем позволяет достичь лучшего понимания предмета.

Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах

1. Причина и характер войны:

  • основные противоречия, приведшие к войне;

  • подготовка к войне, соотношение сил;

  • планы сторон.

2. Ход войны (основные этапы):

  • повод к войне и ее начало;

  • основные этапы и главные сражения;

  • окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны).

Рекомендации по составлению логических схем

1. Просмотрите внимательно содержание блока по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов.

2. Внимательно изучите каждый параграф (подраздел блока), выписывая из них основные понятия.

3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.

4. Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).

5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.

Если удастся найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы получится иерархическая структура (дерево).

Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.

Если понятия, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы (последовательности).

6. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточните структуру.

Требования к составлению логических схем:

  • Простота (минимальное количество схемных элементов и их связей).

  • Целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т. д.).

Наглядность схемы (цветовые оттенки и т. д.).

Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4. Значение его личных качеств.

  1. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Памятка-алгоритм к изучению материала по революции

1. Причины революции.

2. Задачи революции («зеркально» причинам).

3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

4. Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).

5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).

7. Итоги революции.

8.Значение революции: 1) международное; 2) внутреннее.

Памятка-алгоритм по формированию (развитию)

умения доказывать

1. Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.

2. Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать

3. Определи вывод, который будешь доказывать.

4. Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.

7. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

Памятка-алгоритм на сравнение исторических событий и явлений

1. Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения.

2. Определи черты сходства и различия.

3. Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.

4. Сделай все необходимые выводы из произведенного сравнения.

5. Свои действия оформить в текстовую таблицу:

Линии сравнения

Общее

Различное

Памятка: Как работать с книгой

  1. Понимать, как построена книга.

  2. Отобрать важное, основное.

  3. Ведение записей: это зависит от особенностей мышления, запоминания.

План – перечисление основных событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части).

Процесс составления плана: чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.

Простой план – выделение и наименование главных частей.

В сложном плане главные части делятся на дополнительные.

Ценность плана заключается в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора, помогает выработать умение сжато записывать, последовательно излагать свои мысли, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизует память, внимание.

Тезисы – прочитать, продумать основные идеи, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание сосредоточить на выводах автора.

Различают два вида тезирования (составления тезисов): извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений своими словами. Иногда рядом с тезисами записывают и часть фактического материала.

Выписки: выписывают факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (можно своими словами). В отличие от плана, тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением.

Конспект – это тезисы в расширенном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами. Конспект можно дополнять. Приступая к конспекту, необходимо записать фамилию, имя и отчество автора книги, название, год и место издания.

В конспекте также должен содержаться план книги, произведения.

Тематический конспект – конспектирование нескольких произведений. Его цель – глубже, всесторонне изучить определенную проблему. Для тематического конспектирования подбирают литературу и изучают ее по плану. В общем, таким образом пишется реферат. Тематический конспект дополняется, творчески перерабатывается.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти высоту треугольной прямой призмы равны
  • Как найти калорийность блюда
  • Как найти мощность электрического тока формула
  • Как найти процент от отрицательных чисел
  • Как найти высоту шарового сектора