Как составить план по биологии 5 класс среды обитания организмов

Класс: 5 класс.

Тема и номер урока: «Среда обитания живых организмов»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок с использованием информационно-коммуникативных технологий).

Технология: проблемного обучения, мини-проектная деятельность.

Цель урока: обобщить имеющиеся и поспособствовать формированию новых знаний о среде обитания организмов.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Обучающие: сформировать знания учащихся о различных средах обитания организмов; выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания; определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
  • Предметные: закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма; сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
  • Метапредметные: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.
  • Личностные: формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Планируемые результаты:

  • Предметные: усвоить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма; сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
  • Метапредметные: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения: работать в соответствии с поставленной задачей и планом; умение слушать и вступать в диалог, умение работать в группе, а также оказывать взаимопомощь.

Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование:

  • для учителя: компьютер, телевизор;
  • для обучающихся: 4 листа А, карандаши, фломастеры.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие ребят: «Я рада Вас сегодня видеть.  Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)

Большого (указательный)

Успеха (средний)

Удачи (безымянный)

Во всем (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью).

2. Проверка домашнего задания

-Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте повторим прошлую тему, проверим насколько вы хорошо усвоили прошлые темы.

В течение урока вы будете работать с рабочими листами. За каждый правильный ответ вы получаете звездочку. В конце урока мы выясним, кто, сколько набрал баллов.

Задание 1. Установите соответствие между царствами и представителями.

ЦАРСТВА                                        ПРЕДСТАВИТЕЛИ

А)Бактерии                                1) Бледная поганка

Б) Растения                         2) Одуванчик лекарственный

В) Животные                        3) Заяц-беляк

Г) Грибы                                4) Кишечная палочка

Рассмотрите фотографии с изображением представителей различных объектов природы.

Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: бактерии, грибы, растения. Занесите ответы в поля для ввода.

А.   Б.  В. 

get_file?id=51017А   https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/4397559/img_id5702501477419737769.jpeg/orig Б  https://sdelatsamkak.ru/wp-content/uploads/0/6/4/064c9d1092c79f68e2f5c54f8683ba1f.jpegВ  get_file?id=51018Г

Задание 2. Составьте «паспорт» животного, изображенного на рисунке, используя имеющиеся слова.

https://sdelatsamkak.ru/wp-content/uploads/0/6/4/064c9d1092c79f68e2f5c54f8683ba1f.jpeg

 Список слов: 1)  Млекопитающие 2)  Заяц  3) Заяц-беляк   4)  Животные

 Номера правильных ответов занесите в поля таблицы.

— Молодцы. Я вижу, что вы очень хорошо запомнили предыдущие темы.

3. Определение темы, цели и составление плана, постановка проблемы.

А теперь давайте внимательно текст прочитает Алиса.

— Внимание! Внимание! 22 февраля стартуют Олимпийские игры среди животных. На стартовой линии выстроились спортсмены, которые продолжительное время проводили подготовку к замечательному событию. Перед стартом корреспондент газеты «Необычное в природе» взял интервью у будущих звезд олимпиады.  Первым дал интервью Воробей. Для победы в олимпиаде он готов покорять земные недра. Вторым на стартовой линии стоит Дождевой червь. Он готов покорять воздушное пространство. Третьей на стартовой линии стояла Рыба. Она готова бороться за первенство в наземно-воздушном пространстве. Четвертым на стартовой линии стоит Муха. Она рвется в водное пространство. Корреспондент пришел в недоумение.

— Ребята, как вы думаете, почему корреспондент пришел в недоумение? (Ответы ребят).

— Какие ошибки здесь допущены? (Учащиеся находят ошибки: воробей, муха обитают в воздушно-наземной среде, дождевой червь – почвенной, рыба – водной).

Таким образом, давайте вместе сформулируем тему нашего урока? Как называется тема нашего урока?

Тема урока: «Среда обитания живых организмов».

Записываем в тетрадях дату и тему нашего урока (записи в тетрадях).

— Хорошо, а теперь определим цели нашего урока. Что мы должны узнать в течение нашего урока?

1.Узнать, что такое среда обитания?

2.Познакомиться с особенностями разных сред обитания организмов.

3.Выяснить, как живые организмы приспособились к жизни в разных средах обитания.

4.Представителей животных и растений каждой среды.

— Хорошо! Молодцы!

4.Этап изучения нового материала

— Ребята, как вы думаете, что же можно назвать «средой обитания»? (дают определение).

Дать учащимся текст учебника.

— Хорошо, а теперь давайте поработаем с учебниками.

Найдите в учебниках какое определение дают экологи среде обитания и запишите его себе в тетради.

Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. (запись в тетрадях)

— Ребята давайте перечислим, сколько и какие среды обитания выделяют? (ответы учащихся).

— Хорошо. А теперь перед вами рисунки животных.

(Просмотр рисунков «Дельфин», «Рыбки», «Крот»).

Работа с рисунком.

При просмотре обратите внимание на внешний вид «главных героев». После просмотра организация беседы.

Беседа.

— Похожи ли между собой дельфины и рыбки? Почему?

(Учащиеся: – Похожи, т.к. обитают в сходной среде – водной.)

— Похожи ли между собой дельфин и крот?

(– Нет. Т.к. обитают в разных средах: крот в почвенной, дельфин — в водной.)

— Какие признаки сформировались у дельфинов и рыбок и почему?

(– Обтекаемая форма тела, плавники.)

— Какие признаки сформировались у крота?

(– Лапки, приспособленные для копания почвы, маленькие глаза, плохо видит.)

— Какой вывод можно сделать из наших наблюдений?

Вывод: – На организмы влияют условия среды, под их влиянием формируются признаки.

 — Каковы условия в почвенной, водной, наземно-воздушной, организменной средах? Организация работы в группах: класс делится на 4 группы, каждая группа получает творческие задания по плану.

План:

1.Вставьте в текст пропущенные слова.

2. Выберите живых организмов, которые соответствуют вашей среде обитания (наклеить на лист А4).

3.Защита мини-проектов.

1 группа. Работает с водной средой.

2 группа. Работает с наземно-воздушной.

3 группа. Работает с почвенной средой.

4 группа. Работает с организменной средой обитания.

Каждая группа работает по плану. У всех есть справочные карточки. На подготовку дается 5 минут. По ходу защиты каждая группа информирует остальных ребят о своей среде обитания.

— Молодцы, ребята!

5.Физминутка. Очень хорошо, теперь я вижу, что вы ориентируетесь кто, где живёт, а теперь поиграем? Если я буду называть животных и растений  наземно-воздушной среды, то вы будете хлопать, а если водной среды, то будете плавать, а если почвенных, то будете топать.

Лиса, дождевой червяк, акула, черепаха, щука, водоросли, ель, капуста, божья коровка, крот, страус, морская звезда, корни растений, кит, личинки, сосна.

— Хорошо, отдохнули.

6.Первичное закрепление нового материала

Задание  1. Распределите организмы в соответствии с характерной для них средой обитания.

ОРГАНИЗМЫ                                        СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

А) медведь                                         1) наземно-воздушная

Б) щука                                                 2) водная

В) акула                                                 3) почва

Г) крот                                                 4) другие организмы

Д) заяц

Е) ель

Ж) землеройка

З) дождевой червь

И) паразиты в кишечнике человека

К) простейшие в желудке коровы

Задание 2:

В три колонки написать слова согласно среде обитания: корень моркови лиса, медуза, водоросли, ель, гриб, акула, крот, медведь, пингвин, червяк, морская звезда, личинка майского жука

7. Информация о домашнем задании.

1.Параграф 12 (пересказ)

2. Творческое задание: на примере любого животного описать, как оно приспособилось к условиям обитания? Составить мини-рассказ.

3. Составить кроссворд «Среды обитания»

8.Рефлексия

Ребята, какова тема нашего урока? Как вы считаете, мы достигли поставленных целей? Что нового вы сегодня узнали?

Учащиеся обобщают и оценивают полученные знания. Делают выводы (выводы на экране).

Друзья, сегодня на уроке мы хорошо поработали, узнали много нового.

Оцените, пожалуйста, наше занятие с помощью карточек разного цвета:

Красная – я узнал много нового, мне было интересно.

Жёлтая – я не всё понял, мне было трудно.

Зелёная – я ничего не узнал, мне было не интересно.

9.Подведение итогов урока. Выставление оценок

Ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие в разные среды обитания живых организмов. На следующих уроках биологии мы с вами подробнее рассмотрим особенности каждой среды. Желаю вам успехов! До новых встреч!

Приложение 1.                                                Оценочные листы

Ф.И. ученика(цы) ____________________________ Класс ________

Дата ___________________

Тема урока _________________________________________________

Баллы

Задание № 1. Тестирование «Среды жизни»

Задание № 2. Условия обитания в различных средах

Задание № 3. Классификация экологических факторов

Устные ответы

Сумма

Приложение 2. Карточки «Среды жизни»

Водная

Наземно-воздушная

Почвенная

Организменная

Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…………Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по…………………

Пропущенные слова: достаточным, влаги, земле, кактус, температуры, птицы,

Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных — приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).

Пропущенные слова: воды, света, плавники, меняется, кислородом

Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………… Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.

Пропущенные слова: маленькие , свет, обонянием, кислорода,

  1. Учебники
  2. 5 класс
  3. Биология 👍
  4. Пасечник
  5. №1

ГДЗ Биология 5 класс Пасечник

авторы: Пасечник.

издательство: «Дрофа»

Раздел:

  • ВВЕДЕНИЕ
  • § 4. Среды обитания организмов
  • Задания

Составьте план параграфа.

reshalka.com

ГДЗ учебник по биологии 5 класс Пасечник. §4. Задания. Номер №1

Решение

  1. Определение среды обитания организмов и виды сред.
  2. Наземно−воздушная среда обитания и ее особенности.
  3. Водная среда обитания и ее свойства.
  4. Почва, ее свойства. Что такое плодородие.
  5. Тела живых организмов, как среда обитания.
  • Предыдущее
  • Следующее

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

Конспект
урока биологии в 5 классе по программе УМК В.В. Пасечника

Тема урока: «Среды
обитания организмов».

Тип урока:изучения
нового материала.

Цели:

Обучающие:

·        
закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении
благоприятных природных условий для жизни организма;

·        
сформировать представление об отличительных особенностях разных
сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Развивающие:

·        
учить систематизировать, выделять главное и существенное,
устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся;

·        
развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом
урока.

Воспитательные:

·        
формировать познавательный интерес к предмету,  через
использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

·        
прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое
положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Задачи урока:

1.     
Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.

2.     
Выяснить особенности приспособленности организмов к среде
обитания.

3.     
Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по
теме урока.

Прогнозируемые результаты:

Предметные: Уметь
определять среды обитания живых организмов. Знать, как приспосабливаются
организмы к различным средам обитания.

Личностные:
Уметь
проводить самооценкуна основе критерия успешности
учебной деятельности.

Метапредметные:

1.      Овладение
азами исследовательской деятельности, включая умения выделять проблему, ставить
вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, делать выводы и заключения, описывать биологические объекты и
процессы, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2.      Умение
работать с различными источниками биологической информации; находить
биологическую информацию в различных источниках; анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные
УУД).

3.      Уметь
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно
договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные
УУД).

4.      Уметь
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному
плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать
своё предположение  (Регулятивные УУД).

Основной метод, используемый на уроке –
проблемный.

Применяемые технологии: информационно-коммуникативная,
технология сотрудничества, исследовательская технология.

Проблема,
решаемая на уроке: «Почему на Земле встречаются определенные виды живых
организмов в определенных средах обитания?»

Материально – техническое обеспечение:ПК,
экран, учебники, влажные препараты рыб, земноводных, змей, паразитических
червей, коллекция насекомых; раздаточный материал: инструктивные карты;
планшеты с фрагментами фильма о различных организмах и их средах обитания;
электронный микроскоп; дождевые черви; улитки Ахатины;  аквариум; клетка с
волнистыми попугайчиками.

ХОД
УРОКА.

I.Организационный
момент

Психологический
настрой на урок.

— Здравствуйте мои
любознательные друзья!  Ребята, прикоснитесь ладошками друг к другу, посмотрите
в добрые лучезарные глаза своего соседа, подарите ему своё тепло и радость общения. 
Молодцы!

II.
Актуализациязнаний


Вы присутствуете на уроке биологии, тема которого пока останется в тайне.Перед
Вами модель планеты. Как она называется?


Земля.


А мы кто? – Земляне.


Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на этой планете
в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В
огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых
тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.


А вы знаете, чем отличаются живые организмы  от других, неживых тел?  (возьмите 
на столах листочки, подпишите  их и письменно ответе на этот вопрос).


Давайте теперь проверим ваши работы.


Соберите работы в группах и отложите в сторонку, после урока я соберу их и проверю.

Много
интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.

Еще
в давние времена люди пытались изобразить окружающую их природную среду, рисуя
на скалах и в пещерах животных, птиц, деревья. Вашим домашним заданием было
нарисовать любые живые организмы так, как вы себе их представляете.

Теперь давайте
проверим, как вы справились с заданием, а заодно и вспомним, какие царства
живых организмов вы знаете?

— Четыре царства: бактерии, грибы,
растения, животные.

— Вы показываете
рисунок и говорите, к какому царству относится живой организм, который вы
изобразили. Для этого мне нужны помощники–  Павел и Иван. Пожалуйста,
прикрепляйте рисунки под названными царствами.

— Молодцы.

III.«Открытие»
нового знания (проблемное объяснение знания).

— А везде ли на
нашей планете можно встретить жизнь? (Нет в жерлах вулкана и в верхних слоях
атмосферы).

— А почему?
(Условия не подходят)

—  Сегодня нам и предстоит
выяснить: «Что такое среда обитания,и какие особенные условия жизни в ней, к
которым приспосабливаются организмы?

— Как бы  вы 
определите  тему  урока?

— Все, что
окружает организмы, живая и неживая природа и называется  средой обитания.

 На Земле
существует 4 основные среды обитания.

 —
И сегодня мы дадим характеристику каждой среде обитания.Для этого вы
объединились в творческие коллективы – лаборатории. Каждой группе предстоит
провести исследование, в результате которого вы дадите  характеристику среды
обитания и ответите на вопрос, как организмы приспосабливаются к ней.

Приступим к
исследованию. Заведующие лабораториями получите задания. Приложение 1


Заведующие лабораторией организуйте работу своей группы так, чтобы для решения
поставленной проблемы вам хватило 12 минут.Чтобы все успеть, распределите
обязанности в группе. Вам необходимо прочитать выдержки из научных статей,
выписать важные данные, посмотреть видео материалы и сравнить их с
предоставленными для изучения объектами.

Учитель
дает рекомендации и координирует работу групп. Следит за временем.

IV.
Отчет исследовательских групп.

В
результате совместных исследований сложились характеристики всех сред обитания.
Заведующие лабораториями  представите свои отчеты.

Воробьева Марина –
заведующая лабораторией «Организменная среда».

Характеристика 
организменной среды обитания:

свет

Отсутствует

Кислород

отсутствует

вода

Присутствует

температура

постоянная

К организменной среде
обитания относятся – блохи, вши, клещи, гельминты(черви) у животных и человека,
ау растений – заразиха, повилика и др. У них есть специальные приспособления
для паразитического образа жизни.

Изучая организменную среду мы
познакомились с новыми терминами паразиты и хозяин.

Паразиты – это
микроорганизмы, которые живут в теле хозяина и питаются его продуктами жизнедеятельности:
переваренной пищей, соками и т.д. Хозяин кормит паразитов, которые в нем живут.
  Хозяин — это
организм, который обеспечивает паразита жильем и пищей.

Бочарова Юлия  – заведующая лабораторией
«Почвенная среда».

Характеристика 
почвенной  среды обитания:

Свет

Отсутствует

Кислород

Есть,
но мало

Вода

Присутствует
(в зависимости от климата)

Температура

Не
постоянная, но резких перепадов нет

В почвенной среде обитают дождевой червь,
землеройка, крот, насекомые и их личинки, мокрицы, грибы и бактерии корни
растений. В связи с этим у них есть специальные приспособления: вытянутое тело
покрытое слизью, у дождевого червя, а у землеройки и крота тело покрыто мягкой
шерстью. Зрение практически отсутствует.

Зарщикова Оля  – заведующая лабораторией
«Наземно-воздушная среда».

Характеристика  наземно-воздушной
среды
обитания:

Свет

много

Кислород

много

Вода

Присутствует
(в зависимости от климата) большие колебания влажности

Температура

Не
постоянная (резкие перепады)

Наземно-воздушная среда самая сложная и
разнообразная. В ней можно встретить деревья, кустарники, травы, птиц, зверей.
Так как в ней разные климатические условия, с резкими изменениями температуры,
сильными ветрами, то организмам, например, животным необходима шерсть,
позвоночник, а растениям – корни, осенью сбрасывают листья.

Тарасов Игорь — заведующий лабораторией
«Водная среда».

Характеристика  водной среды обитания:

Свет

Есть,
но чем глубже, тем меньше

Кислород

Мало
(растворен в воде)

Вода

Много,
растворены минеральные соли

Температура

Без
резких колебаний

Водная среда является домом для многих
организмов. В водной среде обитает
около 150 000 видов животных и 10 000 растений.
Многие
из животных имеют обтекаемую форму, плавники или ласты, активно плавают, такие
как, дельфины, рыбы, котики и др. А есть организмы,  которые практически не
двигаются – кораллы.
В
воде живут как водные растения, так и водоросли, которые не имеют корней.

-Давайте
правильность ответов проверим по таблице.

V. Первичноезакрепление

— Давайте выполним задание «Кто, где живет?». Распределите
представители исследовательских групп рисунки организмов (ваше домашнее
задание) по средам обитания, с которыми вы работали сегодня на уроке.

VI. Рефлексия

Что нового
вы узнали на уроке?

— В разных
средах обитания живут разные организмы.

— А почему
они живут в разных средах?

— Потому,
что они приспособлены только к своей среде

— Какие это
среды?

— Мы
плодотворно работали весь урок, а нужны ли вам в дальнейшем эти знания, эта
информация?

— Да. Мы ведь
тоже живем в наземно-воздушной среде обитания, и она должна быть для нас
комфортной и  чистой.

— Как много
тайн скрывает от нас природа, но как приятно их открывать. И я надеюсь, что
впереди вас ждут много интересных открытий.

VII. Домашнее задание.

Приложение 1

Наземно — воздушная среда обитания.

Инструктивная карта

1.      Охарактеризуйтеназемно
– воздушную среду обитания.

2.      В
исследуемой среде обитания света много или мало?

3.      В 
исследуемой среде обитания влаги много или мало?

4.      В 
исследуемой среде обитаниякислорода достаточно, не достаточно или не всегда
достаточно?

5.      Как
изменяется температура? Резко или плавно?

6.      Заполните
таблицу, обсуждая характеристики в группе.

Характеристика
наземно – воздушной среды обитания.

Факторы
среды

Наземно-воздушная

Количество
воздуха

Количество
света

Количество
влаги

Интенсивность
изменения температуры

Приспособления организмов к наземно – воздушной
среде обитания

Названия организмов

Место обитания

Приспособления к
обитанию в данной среде

Характеристика сред обитания

Факторы
среды

Водная

почвенная

Наземно-воздушная

Другой
организм

Количество
воздуха

Количество
света

Количество
влаги

Интенсивность
изменения температуры

Характеристика наземно – воздушной среды
обитания.

Это самая сложная по
экологическим условиям среда обитания. Во-первых, воздух обладает низкой плотностью, что определяет него
малую подъемную силу и незначительную опорность. Обитатели воздушной среды
должны обладать собственной опорной системой, поддерживающей тело: растения —
различными механическими тканями, животные — твердым скелетом. Малая плотность
воздуха обуславливает низкую сопротивляемость передвижению.Поэтому многие
наземные животные в ходе эволюции приобрели способность к полету.К активному
полету способны 75% видов всех наземных животных, преимущественно насекомые и
птицы, но встречаются летуны и среди млекопитающих и рептилий.Летают наземные
животные в основном с помощью мускульных усилий, но некоторые виды, используя
подвижность воздуха в нижних слоях атмосферы, летают пассивно.

В наземно-воздушной среде очень непостоянный температурный режим с очень большой амплитудой
колебаний.Есть животные, которые могут поддерживать постоянную температуру тела
независимо от температуры окружающей среды — теплокровные (млекопитающие,
птицы).Другие животные не имеют приспособлений, позволяющих удерживать
образующееся тепло внутри своего тела. Их жизнедеятельность и активность
зависят от внешней температуры — холоднокровные (рыбы,
пресмыкающиеся).Некоторые животные в неблагоприятные периоды года впадают в
спячку или оцепенение.В активном состоянии они поддерживают высокую температуру
тела, а в неактивном — пониженную.Например, сурки, суслики, ежи, летучие мыши.

Белка обыкновенная.

Белкаобыкновенная,
или векша  — грызун из семейства беличьих. Белка обыкновенная живёт во всех
лесах Европейской части России, Сибири и Дальнего Востока. В разговорной речи и
художественной литературе часто обозначается как «рыжая белка».Это мелкий
зверек с вытянутым стройным телом и пушистым хвостом с «расчёсом». Длина её
тела 19,5—28 см, хвоста — 13—19 см (примерно 2/3 длины тела); вес 250—340 г.
Голова округлая, с большими чёрными глазами. Уши длинные, с кисточками,
особенно выраженными в зимний период. Задние конечности заметно длиннее
передних. Пальцы с цепкими острыми когтями. Зимний мех у белки высокий, мягкий
и пушистый, летний — более жёсткий, редкий, и короткий. Летом  белки бывают  рыжие,
бурые или тёмно-бурые; зимой — серые и чёрные, иногда с коричневым оттенком.
Брюшко светлое или белое. Основу её питания составляют семена древесных пород.
Белка  предпочитает смешанные хвойно-широколиственные леса, которые
обеспечивают наилучшие кормовые условия.Образ жизни преимущественно древесный.
Она легко совершает прыжки с дерева на дерево (3—4 м по прямой и 10—15 м по
нисходящей кривой), «руля» хвостом.  Убежища обыкновенная белка устраивает
только на деревьях. В лиственных лесах обычно живёт в дуплах. В хвойных лесах строит
шарообразные гнёзда из сухих веток.  В неволе белки доживают до 10—12 лет,
однако в природе белка старше 4 лет уже является старой.

Амурский тигр

Амурский тигр (уссурийский или дальневосточный,
лат.Pantheratigrisaltaica)  —  один из самых малочисленных подвидов тигра,
самый северный тигр.Занесён в Красную книгу. Амурский тигр по современным
данным относится к наиболее крупным подвидам. Основной окрас шерсти— оранжевый,
живот белый.Это единственный тигр, имеющий на брюхе пятисантиметровый слой
жира, защищающий от леденящего ветра при крайне низких температурах. Тело
вытянутое, гибкое, голова округлая, лапы недлинные, длинный хвост. Уши очень
короткие, так как обитает в холодной местности. Амурский тигр различает цвета.
Ночью он видит в пять раз лучше, чем человек.Длина тела у самцов амурского
тигра до кончика хвоста достигает 2,7—3,8 м, самки меньше. Высота в холке до
115 см, масса 160—270 кг. Наибольший вес самцов амурского тигра, живущих в
дикой природе, не превышает 280 кг.Амурский тигр активен ночью. Основу рациона
составляют изюбрь, пятнистый и благородный олени, косули, кабаны, лось,
рысь[4], и мелкие млекопитающие. Суточная норма тигра — 9—10 кг мяса.

Волнистый попугайчик.

Волнистый попугайчик (лат.Melopsittacusundulatus) — птица
семейства попугаевых. Единственный вид в роде волнистые попугаи
(Melopsittacus). Особи отличаются шумом и болтливостью, довольно легко
запоминают слова и выражения, которые повторяют много раз при «общении» с
человеком и даже с другими домашними птицами. В большинстве случаев заученные
слова и выражения повторяют без связной логики.Это очень стройные красивые
попугаи. Длина тела 17—19,8 см, выставочные особи длиной до 21 — 23 см. Длина
крыла 9,5 — 10,5 см, хвоста — 8—10 см; вес 40—45 г. Благодаря хвосту кажется
гораздо крупнее.Основная окраска оперения защитного (покровительственного)
травянисто-зелёного цвета. Передняя часть головы и горло жёлтые. Волнистость на
голове от тонкой и нежной переходит на спину в более широкую и грубую. У
молодых птиц волнистый рисунок не такой чёткий, как у взрослых.Перья на лбу у
самца волнистого попугайчика обладают интересным свойством: они флуоресцируют
под действием ультрафиолетовых лучей. Человеческий глаз способен видеть это
свечение только в темноте, попугайчики же различают его и при ярком солнечном
освещении. Глаза попугаев различают цвета. Клюв у волнистых попугайчиков мощный
и изогнутый, как у хищной птицы. Шея у попугайчиков очень подвижная. Крылья
попугая служат только для полёта и абсолютно не поддерживают тело во время
перемещения или сидения. Полёт волнистого попугайчика немного дугообразный и
напоминает полёт ласточки. Обитает этот попугайчик в Австралии и на некоторых
прилегающих островах.Населяют полупустынные и степные местности, предпочитая
участки с редкими деревьями. Эти попугайчики стремительны в полёте и изящны в
движениях, хорошо ходят по земле и лазают по деревьям. Живут стаями. Стаи могут
насчитывать от 20 до нескольких сот особей.

Водная среда обитания

Инструктивная карта

1.      Охарактеризуйтеводную
среду обитания.

2.      В
исследуемой среде обитания света много или мало?

3.      В 
исследуемой среде обитания влаги много или мало?

4.      В 
исследуемой среде обитаниякислорода достаточно, не достаточно или не всегда
достаточно?

5.      Как
изменяется температура? Резко или плавно?

6.      Заполните
таблицу, обсуждая характеристики в группе.

Характеристика
водной среды обитания.

Факторы
среды

Водная

Количество
воздуха

Количество
света

Количество
влаги

Интенсивность
изменения температуры

Приспособления организмов к водной среде
обитания

Названия организмов

Место обитания

Приспособления к
обитанию в данной среде

Характеристика сред обитания

Факторы
среды

Водная

почвенная

Наземно-воздушная

Организменная

Количество
воздуха

Количество
света

Количество
влаги

Интенсивность
изменения температуры

Характеристика водной среды обитания.

Примерно 71% всей площади земного шара занято
поверхностью океанов и морей. Водные животные обитают в областях, расположенных
от экватора до при полюсных пространств; они есть в горных водоемах на высоте
более 6 тыс. метров над уровнем моря и в океанах на глубине более 10 тыс.
метров. Все это создает разнообразие условий существования.

Водная среда обладает подвижностью, что связано с
постоянными течениями, а в реках и морях, местными течениями в мелких замкнутых
водоемах, вертикальными перемещениями слоев воды, что обусловлено различным их
прогреванием.

Колебания температуры в водной среде значительно
меньше, чем в наземно-воздушной. Верхний предел температуры +30-40С, нижний
-2С.Влияние температуры осуществляется как прямым воздействием на организмы
(особенно на холоднокровных животных, температура тела которых находится в
прямой зависимости от температуры окружающей среды), так и косвенно, через
изменение способности воды растворять газы ( чем выше температура воды, тем
хуже в ней растворяется кислород).

Образование льда в водоемах имеет в жизни организмов
огромное значение. Покров льда изолирует нижележащие слои воды от низких
температур воздуха и тем самым предотвращает промерзание водоема до дна. Это
делает возможным распространение организмов в областях с очень низкими
температурами воздуха зимой.

Пингвины

Пингвины
(лат.Spheniscidae) — семейство нелетающих морских птиц.Все представители этого
семейства хорошо плавают и ныряют.Самым большим из современных представителей
является императорский пингвин (рост — 110—120 см, вес до 46 кг), самые мелкие
— представители вида Eudyptulaminor — малый пингвин (рост 30—45 см, вес 1—2,5
кг). Форма тела пингвинов обтекаемая, что идеально для передвижения в воде.
Мускулатура и устройство костей позволяют им под водой работать крыльями почти
как винтами. В отличие от других нелетающих птиц, пингвины имеют грудину с
чётко выраженным килем, к которому крепится мощная мускулатура.Пингвины
питаются рыбой.

Акулы

Акулы — морские рыбы с хрящевым
скелетом, рядом жаберных щелей по бокам головы, вооруженным множеством острых
зубов ртом, вытянутым телом с неравнобоким хвостом. Скелет акул состоит из
хрящей. Структура скелета у них такая же, как и у всех рыб.

Акулы — самые загадочные и оклеветанные существа
океана. За несколько сотен миллионов лет своего существования, они лишь слегка
изменились за последние десять миллионов лет. Насчитывается около 370
разновидностей этих рыб, начиная с 15 см плотоядной карликовой акулы до 13 м
планктоноядной китовой акулы.

Акулы распространены очень широко: обитают в
прибрежных и открытых водах, некоторые в реках (например, в Амазонке, Ганге). Большинство
акул живородящие, некоторые откладывают яйца. Почти все акулы — хищники.
Питаются рыбами, донными беспозвоночными, иглокожими, моллюсками, червями.
Иногда нападают на человека. Имеют промысловое значение.

Большинство акул — большая белая, синяя, черноперая
рифовая, рыба-молот и другие — день и ночь непрерывно плавают: во-первых, у них
нет плавательного пузыря, и если акула остановится.она пойдет ко дну; во-вторых
у акул, исключая некоторые виды, нет механизма для прокачивания через жабры
воды, из которой кровь получает кислород.

Дельфины.

Дельфины  (лат.Delphinidae)
— семейство млекопитающих отряда китообразных, подотряда зубатых китов.

Голова у дельфинов относительно небольшая, часто с
заостренной мордой, тело вытянутое, есть спинной плавник. Очень подвижные и
ловкие, прожорливые хищники, живущие в основном общественно, водятся во всех
морях, поднимаются даже высоко в реки, питаются главным образом рыбой,
моллюсками, ракообразными; иногда нападают и на своих сородичей. Отличаются
также любознательностью и традиционно хорошим отношением к человеку.

У одних дельфинов рот вытянут вперед в виде клюва; y
других голова спереди округленная, без клювовидного рта.

Дельфины плавают исключительно быстро, стайки
дельфинов часто следуют за кораблями

Почвенная среда обитания.

Инструктивная карта

1.      Охарактеризуйтепочвенную
среду обитания.

2.      В
исследуемой среде обитания света много или мало?

3.      В 
исследуемой среде обитания влаги много или мало?

4.      В 
исследуемой среде обитаниякислорода достаточно, не достаточно или не всегда
достаточно?

5.      Как
изменяется температура? Резко или плавно?

6.      Заполните
таблицу, обсуждая характеристики в группе.

Характеристика
почвенной среды обитания.

Факторы
среды

Почвенная

Количество
воздуха

Количество
света

Количество
влаги

Интенсивность
изменения температуры

Приспособления организмов к почвенной среде
обитания

Названия организмов

Место обитания

Приспособления к
обитанию в данной среде

Характеристика сред обитания

Факторы
среды

Водная

почвенная

Наземно-воздушная

Организменная

Количество
воздуха

Количество
света

Количество
влаги

Интенсивность
изменения температуры

Характеристика почвенной среды обитания

Почва
представляет собой рыхлый тонкий поверхностный слой суши, контактирующий с
воздушной средой. Несмотря на незначительную толщину, эта оболочка Земли играет
важнейшую роль в распространении жизни. В почве сглажены температурные
колебания по сравнению с приземным слоем воздуха, а наличие грунтовых вод и
проникновение осадков создают запасы влаги и обеспечивают режим влажности,
промежуточный между водной и наземной средой. В почве концентрируются запасы
органических и минеральных веществ, поставляемых отмирающей растительностью и
трупами животных. Все это определяет большую насыщенность почвы жизнью.В почве
сосредоточены корневые системы наземных растений. В 1 см2 почвы
содержит десятки и сотни миллионов бактерий, микроскопических грибов и других
микроорганизмов. В освещенных поверхностных слоях в каждом грамме обитают сотни
тысяч клеток зеленых, желто-зеленых и сине-зеленых водорослей. Живые организмы
столь же характерны для почвы, как и ее неживые компоненты. Основными
структурными элементами почвы являются: минеральная основа, органическое
вещество, воздух и вода.От соотношения в почве глины и песка, размеров
фрагментов, зависят проницаемость и пористость почвы, обеспечивающие
циркуляцию, как воды, так и воздуха. В умеренном климате идеально, если почва
образована равными количествами глины и песка, т.е. представляет суглинок. В
этом случае почвам не грозит ни переувлажнение, не пересыхание. И то и другое
одинаково губительно как для растений, так для и животных.

Дождевой червь

Дождевой червь  имеет вытянутое, длиной 10-16 см тело. На поперечном сечении
тело округлое, но, в отличие от 
круглых
червей
, оно поделено кольцевыми
перетяжками на 100-180 члеников. На каждом членике сидят маленькие упругие
щетинки. Они почти не видны, но если провести пальцами от заднего конца тела
червя к переднему, то мы сразу почувствуем их. Этими щетинками червь цепляется
при движении за неровности почвы

Днем черви держатся в
почве, прокладывая в ней ходы. Если почва мягкая, то червь буравит ее передним
концом тела. При этом он сначала сжимает передний конец тела, так что тот
становится тонким, и просовывает его вперед между комочками почвы. Затем
передний конец утолщается, раздвигая почву, и червь подтягивает заднюю часть
тела. В плотной почве червь может проедать себе ход, пропуская землю через
кишечник. Кучки земли можно видеть на поверхности почвы — их оставляют здесь
черви ночью. На поверхность выходят они также и после сильного дождя (отсюда
название — дождевой). Летом черви держатся в поверхностных слоях почвы, а на
зиму роют норки глубиной до 2 м.

Крот

Кроты
— насекомоядные мелких и средних размеров: длина тела
от 5 до 21 см; вес от 9 до 170 г. Они (кроме землеройковых кротов, живущих на
поверхности) приспособлены к подземному, роющему образу жизни. Туловище у них
вытянутое, округлое, покрытое густым, ровным, бархатистым мехом. Кротовая шубка
имеет уникальное свойство — её ворс растёт прямо, а не ориентирован в
определённую сторону. Это позволяет кроту легко двигаться под землёй в любом
направлении — ворс свободно ложится и вперёд, и назад. Окрас у крота однотонный,
чёрный, чёрно-бурый или тёмно-серый. Линька происходит 3 раза в год: весной,
летом и осенью. Конечности укороченные, передние лапы лопатообразно расширены;
когти крупные, уплощённые сверху. Задние конечности обычно слабее передних.
Хвост короткий. Голова небольшая, удлинённая. Нос вытянут в подвижный хоботок.
Шея снаружи почти не заметна. Ушные раковины отсутствуют. Глаза неразвиты —
лишены хрусталика и сетчатки, а глазные отверстия крошечные, закрытые
подвижными веками; у некоторых видов глаза зарастают. Хорошо развиты обоняние и
осязание.

Гигантские
улитки

Ахатинагигантская
(лат.Achatinafulica) — сухопутный брюхоногий моллюск из подкласса лёгочных
улиток. Широко распространён в странах с тропическим климатом, высоко
инвазивный вид, является вредителем сельскохозяйственных растений, особенно
сахарного тростника. Улитка достигает в длину 15—20 см. Раковина коническая,
чаще всего бывает закручена против часовой стрелки, хотя и обратное направление
достаточно распространено. У старых ахатин раковина имеет от 7 до 9 витков.
Окраска раковины зависит только от наследственности. Обычно на ней наблюдаются
полосы разных оттенков коричневого и чёрного. С возрастом раковина становится
зеленоватой.

Ахатины
питаются продуктами растительного происхождения, предпочитая мягкие или
разлагающиеся части растений. Пищевые предпочтения меняются с возрастом:
молодые особи предпочитают живые растения, более старые — мёртвые гниющие
растительные остатки. С возрастом растёт число потребляемых в пищу растений.
Рекомендовано кормить в домашних условиях огурцами, кабачками, и пр. мягкими
овощами.

Организменная
среда обитания.

Инструктивная карта

1.      Охарактеризуйтеорганизменную
среду обитания.

2.      В
исследуемой среде обитания света много или мало?

3.      В 
исследуемой среде обитания влаги много или мало?

4.      В 
исследуемой среде обитаниякислорода достаточно, не достаточно или не всегда
достаточно?

5.      Как
изменяется температура? Резко или плавно?

6.      Заполните
таблицу, обсуждая характеристики в группе.

Характеристика
организменной среды обитания.

Факторы
среды

Организменная

Количество
воздуха

Количество
света

Количество
влаги

Интенсивность
изменения температуры

Приспособления организмов к организменной среде
обитания

Названия организмов

Место обитания

Приспособления к
обитанию в данной среде

Характеристика сред обитания

Факторы
среды

Водная

почвенная

Наземно-воздушная

Организменная

Количество
воздуха

Количество
света

Количество
влаги

Интенсивность
изменения температуры

Характеристика
организменной среды обитания

Организменная
среда обитания — среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают
другие организмы. Это организмы — паразиты, живущие за счет своего хозяина.

Кто
такие паразиты?

О
существовании паразитов можно даже не знать, т.к. некоторые не дают о себе
знать в течение всей жизни, другие же, наоборот, причиняют массу неудобств, вызывая
различные заболевания и ослабевая иммунную защиту человека. Из-за их
присутствия возникает аллергия, псориаз, опухоли, кожные заболевания, а,
возможно, и СПИД.

В
человеческом организме могут жить микробы, грибы, вирусы, простейшие, гельминты(черви).
Их появлению и распространению способствует наша загрязненная среда обитания,
постоянные стрессы, употребление лекарственных препаратов.

Паразиты
— живые существа, обитающие в пище и других живых организмах, больших по
размеру, чем они. Они питаются за счет своего носителя, будь то кровь — если
они обитают на животном, либо соки — если место обитания — растение.

Большинство
паразитов — кровососущие, и зачастую переносят бактерии и микробы, вызывающие
инфекционные заболевания. Некоторые виды паразитов-червей, включая ленточного
червя, живут внутри тела животного, за счет которого питаются и размножаются,
глубоко врастая в мускулы.

К
паразитам, обитающим на животных, относятся блохи, вши и клещи. На различных
видах птиц и млекопитающих живут различные виды паразитов. У растений есть свои
паразиты, например, тли и другие подобные существа. Такого рода паразиты
высасывают из растений соки, например из роз, и могут переносить
инфекциюпоражающее растение.

Кроме
того, на растениях часто паразитируют грибки, способные вызывать болезни не
только у растений, но и у животных. Белая омела — это тоже паразит, она
питается за счет дерева, на котором растет.

Организмы-паразиты
растения

Заразиха.

Заразиха — многолетние
травянистые паразитные растения,  имеют светло-бурую, желтоватую, розоватую или
синеватую окраску.Стебель вздутый у основания.Обыкновенных листьев нет, но
стебель покрыт чешуйками, расположенными по спирали. Заразиха — корневой
паразит, не имеет собственной корневой системы. Присасываясь к корню
растения-хозяина, питается его соком, что значительно снижается урожайность
растения-хозяина.

Раффлезия.

Все представители
рода (около тридцати видов) — растения-паразиты, которые бо́льшую часть своей
жизни проводят в тканях растения-хозяина; в качестве хозяев обычно выступают
лианы из семейства Виноградовые (Vitaceae_. Раффлезии примечательны своими огромными
необычными цветками, некоторые из которых достигают диаметра более одного метра
и массы более десяти килограммов.Она живёт внутри корней и питается за счет
организма-хозяина (корня лианы).Аромат цветка напоминает смесь запахов тухлых
яиц и тухлой рыбы.  Насекомых-опылителей (обычно это лесные мухи) цветки
привлекают видом и запахом разлагающегося мяса, за что их ещё называют
«трупными лилиями».  Развитие раффлезии происходит медленно: от высева семян до
появления бутонов проходит около трёх лет, ещё от девяти месяцев до полутора
лет требуется бутону, чтобы превратиться в открытый цветок.

Организмы-паразиты
животные

Блохи

Блохи
отряд кровососущих насекомых с полным превращением,
нередко являющихся переносчиками различных возбудителей болезней человека и
животных. Блохи вторично бескрылы. Они полностью утратили крылья в процессе
приспособления к паразитизму. Блохи обладают узкоспециализированным ротовым
аппаратом, предназначенным для прокалывания покровов хозяина и насасывания
крови. Тело блох сжато с боков, узкое, гладкое, снабжено щетинками и шипами,
помогающими передвигаться и удерживаться в густой шерсти и между перьями
хозяев, в складках одежды, а также в субстрате их гнёзд и в норах. Блох можно
обнаружить во все сезоны года на хозяевах и в их гнёздах, устроенных над землей
(белки, птицы), на земле, в земле (норы тушканчиков, сусликов, хомяков,
песчанок и других зверьков). Таким образом, основными хозяевами блох являются
млекопитающие, для которых убежище является обязательным во все периоды жизни.

Человеческая
аскарида

Человеческая
аскарида (​​лат.Ascarislumbricoides) — паразитический круглый червь, вызывающий
заражение червями. Живёт в просвете тонкой кишки человека.Не имеет
прикрепления, постоянно движется навстречу пищевым массам.Из органов чувств
развиты только осязательные бугорки (папиллом) вокруг ротового отверстия.
Размеры самок до 44 см, самцов — 25 см. У самца задний конец тела загнут к
брюшной стороне тела.Самка за день выделяет до 245 тыс. микроскопических яиц,
покрытых прочной оболочкой.Личинки и яйца аскарид попадают в организм с
немытыми овощами, фруктами, яйца развиваются в кишечнике, после личинки — в
печени, затем они попадают в лимфатические и кровеносные сосуды, после чего с
током крови попадают в печень, правый желудочек сердца, лёгкие, рот. После
повторного заглатывания в организме растут взрослые аскариды. Этот цикл длится
около трёх месяцев.

В рабочей тетради нарисована таблица, состоящая из 4-х столбцов. Названия столбцов в таблице следующие:

  1. среда обитания;
  2. особенности среды;
  3. 2-3 примера обитателей среды;
  4. черты приспособленности организмов к среде.

После заполнения таблички, надо сделать вывод по своим записям.

Как выполнить подобное задание по биологии? Какие среды обитания вы использовали в своем домашнем задании? Каких обитателей приводили в качестве примеров?

Среда обитания — это все то, что окружает живых существ в природе. Всего можно выделить четыре среды в которых живут организмы:


Самая сложная среда — это первая. В ней организмы могут летать, лазить, бегать и т.д. Для животных обитающих в этой среде важны состав воздуха, плотность, температура, давление.

В качестве примера обитателей этой среды можно привести лису фенек. Она обитает в жаркой пустыне Сахара. Благодаря сети кровеносных сосудов на ушах фенек избавляется от лишнего тепла. Ветер обдувающий уши способен охлаждать кровь этой маленькой лисички.


Водная среда. Из всех считается самой древней, ведь именно в ней возникла вся жизнь. Плотность воды больше чем у воздуха, благодаря чему живые организмы могут в воде спокойно плавать. Животные приспособились плавать благодаря форме тела, гладкой коже, наличию чешуи и выделению специальной слизи. Животные могут в водной среде выжить даже на большой глубине, а растениям нужно солнце, которое проникает только в верхние слои.

Пример обитателя: морские звезды. При помощи ножек на специальных присосках ползают по дну и их пища — моллюски.


Почвенная среда. Почва рыхлая и покрывает верхнюю часть суши. В почве обитают животные (к примеру крот), растения, грибы. Почва способна обеспечить влагой и питательными веществами растения, животных.

Пример: когда жарко дождевые черви впадают в анабиоз, а стоит пойти дождю они просыпаются. Так приспособились выживать.


Организменная среда.

Сюда можно отнести организмы других живых существ. То есть её образуют организмы в которых обитают другие, проще сказать — паразиты внешние или внутренние. Они выживают за счёт своего хозяина.

Особенности — много пищи, нет света, условия стабильные.

Пример: бычий цепень или клещи.

Таблицу по заданной теме можно заполнить так:

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Барха­тные лапки
[382K]

более года назад 

Конечно, это задание не такое и простое, но зато выполнив его можно узнать новые и интересные сведения о нашей среде обитания.

Я предлагаю заполнить табличку таким образом: в первой графе — среда обитания, во второй — особенности среды, в третьей — приводим примеры, ну и четвертая — отметим черты приспособленности.

Для почвенной среды я брала в качестве примера — кротов, благодаря своей форме тела эти животные прекрасно вписались в эту среду обитания.

Для наземно-воздушной среды я привела в качестве примере — кошек, у них отлично развит опорно-двигательный аппарат.

Если говорить о водной среде обитания, то здесь мы приводим в качестве примера — рыб (или дельфинов), у них обтекаемая форма тела, плавники.

Еще одна среда обитания — организменная, в качестве примера мы можем привести блох, у них отсутствуют некоторые органы.

Второй вариант заполнения таблицы может выглядеть следующим образом:

Точно в цель
[110K]

более года назад 

Давайте составим таблицу об почвенной среде.

  1. Почвенная
  2. Отсутствие большого количества кислорода, затрудненное передвижение внутри земли, темнота.
  3. Крот, земляные черви, жуки
  4. Маленький размер, ухудшенное зрение.

Почвенная среда обитания — это совокупность всех живых и неживых организмов, обитающих в почве.

Почвенный покров (педосфера) составляет приблизительно половину площади земного шара и насчитывает около 3 миллиардов тонн органического вещества.

В зависимости от условий жизни на ней обитают различные организмы.

Все они питаются органическими веществами, которые выделяет почва, и выделяют продукты жизнедеятельности.

Такие организмы называются детритофагами.

Ninaa­rc
[482K]

2 года назад 

На планете существуют четыре среды обитания живых существ, причем жизнь в каждой из них обладает своими особенностями. Выделим следующие среды:

▪ наземно-воздушную;

▪ водную;

▪ почвенную;

▪ организменную.

Наземно-воздушная среда отличается большим количеством кислорода, но случается недостаток влаги. Солнечного света здесь в достатке, однако наблюдаются температурные колебания. Живут в этой среде животные и растения, которые сумели приспособиться к накоплению влаги и посезонным изменениям, для чего они получили от природы специальные приспособления.

В холодное время года некоторые обитатели этой среды меняют свою шерсть на более теплую, другие – улетают на юг, третьи – делают запасы и готовят норы. К животным, которые успешно существуют в этих условиях относятся, например, звери и птицы, причем насекомые и птицы обладают способностью к полетам. В наземно-воздушной среде обитают кенгуру, страусы, львы, воробьи, белки, колибри, тушканчики, летучие мыши.


В водной среде обитает множество живых организмов, приспособленных к жизни в воде. Воды здесь много, а вот кислорода и света иногда маловато, а колебания температуры меньше. Водные растения живут там, где есть свет, а вот некоторые животные могут выжить при минимальном свете – в глубинах вообще царит тьма, но глубоководные животные там есть.

Животные водной среды обладают специальными приспособлениями для плавания. Так, рыбы и киты имеют плавники, а моржи и тюлени – ласты. Водоплавающие птицы и выдры имеют между пальцами перепонки, а плавунец может похвастаться уникальными ножками-веслами.


В почвенной среде обитают простейшие и бактерии, но приспособленных к ней животных гораздо меньше. А все потому, что в почве много углекислого газа, но маловато кислорода. Свет практически не проникает в эту среду, воды здесь много, а температурные колебания незначительные.

В почве находятся корни растений и грибницы, живут насекомые, черви и некоторые зверьки. Самый яркий представитель животного мира – крот, который имеет прекрасное осязание, но практически ничего не видит. Зато он признанный подземный строитель и землекоп, и приспособлен к обитанию под землей. Зверек роет землю передними ногами, а вот слепыш передвигается с помощью передних зубов. Все эти животные имеют овальные тела, поэтому они довольно ловко передвигаются в вырытых «собственноручно» подземных ходах.


Организменная среда характерна для паразитов, а живут они в телах своих хозяев. Паразитами являются ленточные черви, которые приспособились жить в кишечниках животных, в частности – человека. Аскариды живут в человеческом тонком кишечнике. Многие организмы имеют специальные крючочки и присоски, которые помогают им удерживаться в организмах.

Заполнить таблицу «Среды обитания организмов» можно таким образом:

Марин­а Волог­да
[295K]

более года назад 

Разберем таблицу по пунктам.

Первая среда обитания: водная.

Особенность водной среды заключается в том, что в водной среде чем глубже, тем света меньше, так как плотность самой воды большая и глубоко солнечные лучи проникнуть не могут. В связи с высокой плотностью воды кислорода в ней мало, зато пищи очень много различной.

Обитатели: киты, тюлени, рыбы, моллюски.

Приспособленность организмов заключается в том, что все обитатели воды имеют обтекаемую форму, чтобы было легче плавать; организм покрыт либо чешуей, либо слизью. Конечности у обитателей вод имеют или перепонки (ласты) или плавники, чтобы легче было плавать.

Вторая среда обитания наземно-воздушная.

Особенность данной среды заключается в достаточном количестве пищи, но с большими перепадами температур, кроме того, могут быть различные климатические условия.

Обитатели: птица, стрекоза, бабочка.

Приспособленность к среде: сильные лапы, имеют крылья, дышат легкими, хороший слух, зрение.

Третья среда жизни почвенная.

Особенность данной среды заключается в том, что там всегда темно, мало кислорода и большая влажность, перепады температуры тоже очень большие.

Примеры: червяки, кроты, корневища растений.

Приспособленность организмов заключается в том, что они имеют хорошее обоняние, но лишены зрения, форма может быть различной.

Последняя среда обитания организменная.

Особенность данной среды заключается в том, что пищи достаточно много, организмы приспосабливаются и паразитируют за счет других.

Примеры: острица, бычий цепень.

Приспособления к среде обитания заключаются в том, что они имеют различную форму тела, но хорошо развиты органы, которыми они держатся за организм от которого паразитируют.

Чёрна­я Луна
[265K]

более года назад 

Чтобы заполнить таблицу нужно охарактеризовать каждую среду обитания. Всего их четыре: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Начнем по порядку:

  1. Водная среда обитания — особенностью является отсутствие резких перепадов температуры. Обитатели: креветки, медузы. Черты приспособленности организмов: плавники, плавательный пузырь, обтекаемая форма тела.
  2. Наземно-воздушная среда — особенность — большее разнообразие условий, чем в других средах. Обитатели среды: белка, бабочка, человек. Черты приспособленности: скелет, развитие опорных тканей.
  3. Почвенная — особенность — наличие большого количества органических и минеральных веществ. Обитатели: крот, дождевой червь. Черты приспособляемости: обтекаемая форма тела, наличие роющих частей тела (лап).
  4. Организменная — особенность — статичные условия обитания. Обитатели, паразиты (бычий цепень, блохи, гельминты), Черты приспособляемости: утрата определенных органов и систем органов.

Информацию нужно разбить по столбикам таблицы. Ниже пример с 3-мя строками.


Krust­all
[125K]

2 года назад 

Среда обитания или место обитания на Земле различные. Выделяются четыре среды обитания — наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная.

Воднуб среду связывают с водоёмами: океаном, морем, рекой, озером. Вода в них разная, где-то стоячая, где-то с сильным течением, солёная и пресная. Во многой воде мало кислорода, солнечного света. На глубине царит полумрак, еще глубже свет вообще отсутствует.

Поэтому-то растение в воде может расти лишь на небольших глубинах, там куда ещё проник свет. Температурный режим в водной среде не так резко изменяется в течение года/суток. Отрицательная температура в водной среде не бывает, поэтому-то даже в самом холоднрм месте она составит не менее +4градусов.

Большая часть водных растений — это водоросли, однако встречаются и высшие растения.

Наземно-воздушная среда обитания это там, где растёт большая часть всех растений и практически все высшие растения. Растения на суше формируются в леса и луга, в степь и тундру, и др. растительные сообщества.

Особенностью наземно-воздушного пространства является большое кол-во света, воздуха, ветра, а еще колебания в температуре и влажности (всё зависит от времени года и суток). Растения отличаются множеством различных форм.

Почвенную среду обитания находим в почве (верхний плодородный слой земной коры).

Почва образована смешением частиц от распавшейся горной породы и остатков от различных живых организмов (перегной). Свет здесь минимален, потому в почвенной среде обитают только мелкие водоросли, а еще семена/споры растения, а также их корни. Почва населена грибами, бактериями, животными.

Организменная среда представляет собой тело живого организма, которое использует для жизни другой организм (паразит). При этом, организм первый (хозяин) даёт пищу паразиту.

Многие растения живут только в среде, к которой приспособлены. Если их поместить в другую средУ, то растение может и погибнуть.

Поэтому-то, когда люди выращивают разные культуры, то создаются нужные условия для их нормального роста/развития (полив, удобрение почвы, избавление от вредителей). Дикие растения при этом приспособляются самостоятельно к условиям окружающей среды.

Мария­СС
[47.3K]

5 лет назад 

Всего выделяют три среды обитания, соответственно в теле таблицы будет три строки.

1) наземно-воздушная среда

Ее особенностями будет являться большое разнообразие организмов, ведь она находится на стыке всех сред, также низкая плотность, резкие перепады температуры, а также перепады давления, достаточно высокое содержание кислорода.

Примеров обитателей среды множество, это и птицы, и насекомые, назовите любых млекопитающих, которые придут вам в голову: жираф, лиса, заяц)), растения; также человек тоже является обитателем именно этой среды.

Особенностей приспособления также много. Например, для птиц — это крылья, облегченный скелет. Для многих обитателей подойдут такие особенности, как приспособление к перепадам температур: например, мех и жир у животных, сбрасывание листвы у деревьев. Развиваются органы зрения, необходимые для выживания. В отличие от водных организмов развиты органы дыхания — легкие, которые пришли на смену жабр. У многих животных развиты органы для активного передвижения по среде.

2) водная среда обитания

Именно в этой среде первоначально зародилась жизнь. Здесь мало кислорода, высокая плотность, перепады температуры крайне несущественны, давление на определенной глубине также постоянно. Прозрачность среды пониженная. Здесь обитают рыбы, водные млекопитающие (дельфины, например), медузы, кораллы, планктон, а также водоросли и др.

Рыбы имеют жабры для дыхания под водой, у них обтекаемая форма тела, есть плавники, плавательный пузырь. У живущих на большой глубине плоская форма тела.

3) почвенная среда обитания

Эта среда будет характеризоваться большой плотностью (самая плотная среда), низким колебанием температур и давления. Отсутствие света, что делает среду непрозрачной. Пониженное содержание кислорода.

Обитателей почвы мы можем встретить только в верхних слоях.

Здесь обитают черви, клещи, некоторые грызуны: кроты, землеройки.

Органы зрения у них не развиты, для передвижения в почве — роющие конечности, форма тела — обтекаемая, для облегчения передвижения, также у некоторых выделяется слизь (черви) для скольжения.

Zolot­ynka
[551K]

4 года назад 

В биосфере (так называют ту часть земли, на которой существует жизнь) выделяют три среды обитания. Рассмотрим каждую из них по отдельности.

**

1) Наземно-воздушная среда обитания.

  • Особенности: наличие колебаний температуры, влажности, климата. Эта среда обитания не является однородной, в ней существуют пустыни, горы, реки. Освещенность НВСО колеблется в зависимости от сезона и высоты.
  • Примеры: деревья, папоротники, слон, верблюд, человек…
  • Черты приспособленности: организмы активно двигаются, имеют конечности, покровы тела.

**

Водная среда:

  • Особенности: соленая или пресная вода, колебания температуры воды, наличие кислорода и питательных веществ в воде.
  • Примеры: водоросли, мелкие речные и морские животные, рыбы.
  • Черты приспособленности: плавники или ласты, обтекаемая форма, способны аккумулировать подкожный жир.

**

Почвенная среда:

  • Особенности: неоднородность по химическим, физическим и биологическим характеристикам, наличие большого количества органических веществ и минералов, колебания количества воды, воздуха, температуры, отсутствие солнечных лучей.
  • Примеры: дождевые черви, кроты, множество микроскопических организмов.
  • Черты приспособленности: тело небольших размеров, сильные роющие конечности.

**

Вывод: все три среды обитания, существующие на Земле, имеют свои особенности. Живые организмы адаптируются к «своей» среде обитания с помощью различных приспособлений. Если среда обитания в какой-то момент сильно меняется и/или становится непригодной для жизни, некоторые виды могут полностью исчезнуть, другим удается приспособиться к новым условиям.

Санит­арный врач
[44.7K]

4 года назад 

«Среда обитания организмов» таблица Биология 5 класс:

Надо рассмотреть 4 среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная.

Наземно-воздушная среда характеризуется большим количеством света, неограниченным доступом кислорода, умеренным или недостаточным количеством влаги, значительными колебаниями температуры. Примеры организмов — птицы, насекомые — способ перемещения в поисках пищи — крылья, животные — шерсть спасает от изменений температуры, растения — листья — поглощают углекислый гази солнечные лучи.

Водная среда — недостаток кислорода и света, малые изменения температуры, много влаги. Примеры организмов — рыбы — дышат жабрами.

Почвенная среда — недостаток кислорода и света, малые изменения температуры, ограниченное количество влаги. Примеры организмов — почвенные анаэробные бактерии потребляют органические вещества.

Организменная среда — мало кислорода, нет света, малые изменения температуры, много влаги. Пример — кишечные паразиты.

Squir­rel Cucko­o
[3.9K]

5 лет назад 

1 Водная.

2 Высокая плотность, низкое содержание кислорода, небольшие перепады температур.

3 Рыбы, дельфины, осьминоги.

4 Обтекаемость тела, жабры, плавательный пузырь, плавники.

1 Наземно-воздушная.

2 Низкая плотность, достаточное содержание кислорода.

3 Птицы, бабочки, тараканы, слоны, человек, деревья.

4 Крылья, облегченный скелет — для летающих. Прочный скелет, хорошее развитие опорных тканей (прочный скелет, ствол) — для наземных.

1 Почвенная.

2 Отсутствие света, сложность передвижения в почве.

3 Кроты, землеройки, дождевые черви.

4 Отсутствие органов зрения, роющие лапы.

Знаете ответ?

16

Тема: «Среды обитания организмов».

Цель урока:

  1. Образовательная: узнать, что такое среда обитания организмов. Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов. Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них. Конкретизировать знания учащихся о различных средах обитания организмов. Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

  2. Воспитательная: воспитать аккуратность, внимательность при заполнении таблички.

  3. Развивающая: познакомить учащихся с новым материалом. Развить представление о средах обитания. Развитие представлений и логически вывод по данной теме.

Тип урока: комбинированный.

Основные методы.

Практические: поиск информации, работа с учебником, рисунками, таблицами, презентацией.

Словесные: беседа с учениками, диалог учащихся между собой по вопросам заполнения таблички, рассказ учителя новой темы.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

На доске написано: число и тема урока, план урока. Основные термины (среда, вода, наземно-воздушная среда, почва, тела живых организмов).

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие учителя. Проверка отсутствующих в классе.

  1. Опрос домашнего задания.

  1. Перечислите царства живых организмов.

Ответ: грибы, растения, животные и бактерии.

!

  1. Перечислите признаки характерные для живых организмов.

Ответ: Живые организмы растут, питаются, дышат, размножаются, воспринимают воздействия окружающей среды и определённым образом на них реагируют. В тоже время есть живые организмы, которые длительное время могут находиться в состоянии покоя (например, семена растений). В этот период проявления их жизнедеятельности незаметны, что делает их похожими на неживые объекты. Каждый живой организм состоит из клеток (кроме вирусов). Все живые организмы состоят из одних и тех же химических соединений. Для жизни всех организмов необходима солнечная энергия. Совокупность вех этих свойств характерна только для живых организмов.

. Изучение нового материала.

  1. Постановка задач урока. Ребята, вы уже знаете, что средой обитания называют всё то, что окружает живое существо в природе. И сегодня мы рассмотрим наземно-воздушную, водную, почвенную и организменную среду обитания (их особенностями). Узнаем, какие живые организмы обитают в каждой среде обитания, особенности их приспособления. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока: §4. «Среды обитания живых организмов».

  2. Наземно-воздушная среда обитания.

Сначала самостоятельно читаем пункт 1 «Наземно-воздушная среда» § 4 (стр.20). Затем смотрим слайд презентации.

Найдите в тексте учебника особенности характерные для наземно-воздушной среды обитания?

!

Р

Т

?

Ответ: Наземно-воздушная среда наиболее сложна и разнообразна по сравнению с другими средами. Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры. Важное значение имеет хитиновый состав воздуха, поэтому загрязнение воздуха оказывает негативное воздействие на организмы. Верно.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности сред обитания» в предметной тетради по биологии.

Какие особенности приспособлений организмов к данной среде обитания?

Наибольшее значение для живущих в ней организмов имеет свойства и состав воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани – внутренний и наружный скелет. У наземных организмов, живущих в условиях различной влажности, также выработались специальные приспособления.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности приспособления организмов к данной среде обитания» в предметной тетради по биологии.

Как вы думаете, какие живые организмы обитают в данной среде? (смотрите рисунок 10. «Среды обитания организмов»)

В данной среде обитают зайцы, волки, медведи, ежи, пчёлы, осы, ласточки, стрижи и д.т. Верно.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания»

У!

Т

?

У!

Т

?

!

Т

графу «название живых организмов обитающих в данной среде» в предметной тетради по биологии.

  1. Водная среда обитания.

Сначала самостоятельно прочитайте пункт 2 § 4 «Вода» (стр. 20-22). Затем смотрим слайд презентации.

Найдите в тексте учебника, особенности характерные для водной среды обитания?

Ответ: Вода обладает выталкивающей силой, её плотность больше, чем у воздуха. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды. Вода способна накапливать и удерживать тепло, в связи с этим в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше. Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды. Правильно.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности сред обитания» в предметной тетради по биологии.

Давайте найдём в тексте, каким образом живые организмы приспособились к водной среде?

Ответ: Водные организмы разнообразны, но все их особенности строения и приспособления определяется физическими и химическими свойствами воды. У активных пловцов, как правило, обтекаемая форма тела, а конечности в виде плавников или ласт. Многие водные организмы ведут малоподвижный или даже прикреплённый образ жизни.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности приспособления организмов к данной среде обитания» в предметной тетради по биологии.

Какие живые организмы обитают в данной среде?

(Смотрите рисунок 11. «Обитатели водной среды»)

?

У!

Т

?

У!

Т

?

Животные заселили всю толщу воды, вплоть до самых глубин океанских впадин. Растения растут только в верхних слоях воды куда проникает солнечный свет. Водную среду населяют множество мелких растений и животных, так и

достаточно крупные организмы, например медузы, активные пловцы — рыбы, дельфины, киты и др.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «название живых организмов обитающих в данной среде» в предметной тетради по биологии.

  1. Почвенная среда обитания.

Сначала самостоятельно прочитайте пункт 3 § 4 (стр.22). Затем смотрим слайд презентации.

Что такое почва?

Ответ: Почва — это верхний рыхлый плодородный слой суши.

Найдите в тексте учебника, особенности характерные для почвенной среды обитания?

Ответ: Это рыхлый плодородный слой суши, состоящий из неорганических веществ – минеральных веществ, а также

содержит много органического вещества – остатки растений и

животных, продукты их разложения (перегной). Огромную роль грает почва в жизни растений. Почва обладает особым свойством – плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур. Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ.

У!

Т

?

У!

?

У!

Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения. Верно.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности сред обитания» в предметной тетради по биологии.

Как вы думаете, каким образом организмы приспособились к данной среде обитания?

Ответ: У живых организмов, обитающих в почве, обтекаемая форма тела, грызущий ротовой аппарат, копательные конечности, отсутствуют либо слабо развиты органы зрения, хорошо развиты сенсорные способности.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности приспособления организмов к данной среде обитания» в предметной тетради по биологии.

Какие живые организмы обитают в данной среде? (смотрите рисунок 12 на странице 23 учебника)

В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные, как кроты и землеройки.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «название живых организмов обитающих в данной среде» в предметной тетради по биологии.

  1. Организменная среда обитания.

Сначала самостоятельно прочитайте пункт 3 § 4 «Тела живых организмов» (стр.22 — 23). Просмотр слайдов презентации.

Найдите в тексте учебника, особенности характерны для организменной среды обитания? (смотрите рисунок 13. «Организм как среда обитания» на странице 24 учебника)

Т

?

!

Т

?

У!

Т

?

Ответ: Условия жизни внутри другого организма характеризуется большим постоянством по сравнению с жизнью в других средах. В данной среде недостаточно кислорода, свет отсутствует, присутствует влага и постоянная температура. Верно.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности сред обитания» в предметной тетради по биологии.

Какие особенности приспособлений организмов к данной среде обитания?

Организмы находящие себе место в теле растений или других животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы органов, необходимые свободноживущим видам. Живые организмы имеют органы прикрепления (присоски), обладают хорошей плодовитостью.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности приспособления организмов к данной среде обитания» в предметной тетради по биологии.

Как вы думаете, какие живые организмы обитают в данной среде?

Ответ: Глисты, бычий и свиной цепень, аскарида – это организмы живут внутри (паразитируют) и питаются внутри других организмов. Верно.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «название живых организмов обитающих в данной среде» в предметной тетради по биологии.

У!

Т

?

У!

Т

?

Р!

Т

  1. Характеристика сред обитания.

По ходу объяснения учителем новой темы, учащиеся заполнили таблицу в тетрадях.

Название среды обитания

Особенности приспособлений организмов к данной среде обитания

Название живых организмов, обитающих в данной среде

Особенности среды обитания (температура, влага, свет, кислород)

Наземно-воздушная

Развиты опорные ткани (внутренний или наружный скелет, например у насекомых), имеются приспособления позволяющие переносить высокие перепады температур

Медведь, чайка, ежик, ящерица и т.д

Много кислорода, достаточное количество света, недостаток влаги, значительные колебания температуры

Водная

Обтекаемая форма тела, конечности в виде плавников и ласт

Дельфины, кораллы, медузы, караси, черепахи т.д.

Температура меняется постепенно, сильная плотность, мало кислорода, очень много влаги

Почвенная

Обтекаемая форма тела, грызущий ротовой аппарат, копательные конечности, отсутствуют либо слабо развиты органы зрения, хорошо развиты сенсорные способности

Другой организм

Большая плодовитость, упрощённое строение органов и органов прикрепления (присоски).

Аскарида, бычий цепень, свиной цепень.

Недостаточно кислорода, свет отсутствует, достаточное количество влаги, температура постоянная.

  1. Заключение.

А теперь ответе на вопросы:

  1. Что такое среда обитания?

  2. Какие основные среды обитания существуют?

  3. Какие особенности обитания существуют в наземно-воздушной среде обитания?

  4. Какие живые организмы обитают в наземно-воздушной среде и как они к этому приспособились.

  5. Какие особенности обитания существуют в водной среде обитания?

  6. Какие живые организмы обитают в водной среде и как они к этому приспособились.

  7. Что такое почва?

  8. Какие особенности обитания существуют в почвенной среде обитания?

  9. Какие живые организмы обитают в почвенной среде и как они к этому приспособились.

  10. Какие особенности обитания существуют в организменной среде обитания?

  11. Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов?

  12. Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?

  1. Итоги урока.

Итак, мы сегодня выяснили, что такое среда обитания, какие животные и живые организмы обитают в почвенной, водной, наземно-воздушной и организменной сред обитания. Особенности строения внутренних органов, скелета, конечностей животных обитающих наземно-воздушной,

?

Р

водной, почвенной, организменной среде обитания.

  1. Домашнее задание: параграф 4 , придумать фантастическое животное которое обитает во всех средах обитания, нарисовать его и рассказать.

Р

Для меня наиболее предпочтительно поурочное тематическое планирование, которое оформляется в виде таблицы. Каждая строка таблицы тематического планирования соответствует конкретному уроку в изучаемой теме. В каждой строке отмечается номер урока по каждой теме и его номер в сквозной нумерации уроков в данном классе. Это позволяет отслеживать как динамику прохождения темы, так и динамику реализации программы данного года обучения. Далее записывается тема урока, которая часто (но не всегда) совпадает с названием изучаемого параграфа учебника. Обычно в этой строке записывается домашнее задание для учащихся. Табличная форма планирования – это минимальная информация для учителя.

Средства обучения:

  1. Учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс / Пасечник В.В. – 5-е издание, стереотип.- М.: Дрофа, 2016. – 141с. (стр.19-24)

  2. Рабочая тетрадь к учебнику.

  3. Презентация к параграфу §4.

Примечание: Т – записи в тетради; У – работа по учебнику; ? – вопрос к учащимся; ! – ответ учащихся; Р – рассказ учителя; Р! – ответ учащихся с помощью учителя.

МОУ «Болоньская СОШ»

Учитель биологии Виноградова О.В.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить обращение в суд на управляющую компанию
  • Как найти фото с домами
  • Как найти продавца на амазон
  • Как решить найти дробь от числа
  • Трясущиеся руки как исправить