Как составить план по книжке

7 июля 2021

Начинаем писать книгу.
Составляем план

10300 просмотров

Ольга Чумичёва
Книжный коуч, книжный пиарщик и маркетолог. 15 лет опыта работы в книгоиздании. На данный момент PR-директор и руководитель пресс-службы Московской международной книжной ярмарки. Организатор шести сезонов литературной премии «Национальный бестселлер». Работала заместителем директора по маркетингу издательского холдинга Азбука-Аттикус, PR-директором издательств «Азбука», «Амфора», «Лимбус Пресс».

Приветствую участников марафона «Начинаем писать книгу». Радуюсь вашим комментариям с ответами на первое задание, тому, как глубоко и настойчиво вы копаете.

Мы определились, чего на самом деле хотим от книги. Зачем мы ее пишем, каковы наши глубинные побуждения, что мы можем предложить читателю.

Все маркетинговые упражнения рассчитаны на то, чтобы автор приступая к работе над текстом, твердо стоял на земле, четко видел свою тему и понимал аудиторию. Следующий шаг – подготовка плана. Хорошо составленный план сэкономит несколько месяцев вашей жизни и даст возможность начать писать книгу в самое ближайшее время.

1. Составляем расписание работы

Давайте посмотрим правде в глаза: в вашем расписании никогда не появится большой кусок свободного времени для написания книги. Хорошая новость заключается в том, что небольшие, но регулярные усилия окупятся наверняка. Вам просто нужно выбрать временные слоты своей жизни, в которые вы будете работать над книгой.

Попробуйте выделить время в следующих промежутках:

1. Пишите 15 минут с утра, первым делом как встали, семь дней в неделю.

2. Пишите 30 минут во время обеденного перерыва на работе, с понедельника по пятницу.

3. Пишите по 10 минут два раза в день, пока ребенок спит.

4. Пишите утром по часу каждую субботу и воскресенье.

5. Пишите вечером по часу два раза в неделю в будние дни (заранее решите, в какие дни).

2. Составляем план книги, используя метод Mind Mapping

Напишите тему вашей книги в центре листа бумаги, затем начинайте записывать вокруг связанные идеи. Главная идея выражается в нескольких основных крупных идеях, каждая из которых развивается и детализируется. Все идеи ментальной карты определенным образом связаны друг с другом. Вы можете связывать идеи вместе, прописывать под-уровни и т.д.

В дальнейшем mind map, ваше «облако мыслей», превратится в традиционный линейный перечень, но важно начать с нелинейного подхода: он поможет вам перенести все идеи из головы и на бумагу, не беспокоясь о том, в каком порядке они должны идти.

Существует множество приложений, которые помогут вам создавать интеллектуальные карты, однако мне кажется, что максимальную свободу дают обычные ручка и бумага:)

3: Превращаем рой идей в линейную схему

Можно провести пару отдельных сессий для мозгового штурма над картой мыслей: возможно через день-два, когда вы вернетесь к карте, ваше подсознание подскажет еще несколько спавших идей.

Дальше необходимо перевести mind map в линейный план. Отметьте на своей карте, какие идеи являются ключевыми, а каким вообще не место в этой книге. Далее придумайте разумный порядок для ключевых идей, это и будет являться началом вашего плана, формулировки идей вполне могут стать заголовками глав.

Вот пример того, как можно разделить книгу на разные части. Я написала полный план главы для первой части, а в других частях есть черновые заметки о том, что будет включено.

Образец плана книги «Как найти время писать, когда у вас есть дети»

Вступление

Часть первая: Чего вы хотите достичь?

Глава первая: Не нужно чувствовать себя виноватым из-за того, что хочешь написать книгу

Глава вторая: Постановка разумных письменных целей на год

Глава третья: От чего вы готовы отказаться или пойти на компромисс?

Часть вторая: Составляем расписание работы над книгой, которого можно придерживаться … и наслаждаться

(примерное расписание, где взять небольшие отрезки времени, как выделить дополнительное время, соблюдение расписания, продуктивность / прокрастинация)

Часть третья: Как рутины помогают писать (и делать все остальное тоже)

(рутины для ваших писательских сессий или рабочих дней, списки работ по дому, переключение между задачами)

Часть четвертая: Советы для родителей детей разных возрастов

(от младенцев до подростков; взять комментарии у писателей, у которых есть дети)

После того, как подробный план написан, книга становится все более и более реальной. Следующий шаг — просто начать заполнять детали.

4. Детализируем главу

В каждую главу желательно включить от трех до пяти ключевых моментов. Просмотрите mind map и систематизируйте подпункты по соответствующим главам. Можно создать новые облака мыслей для каждой части или каждой главы, чтобы помочь себе сформулировать ключевые моменты.

Если вы застряли на определенной главе и не знаете, что включить в нее, вы можете:

1. Просмотрите, о чем вы пишете в своем блоге. Возможно, вы забыли какую-то важную идею.

2. Подумайте о типичных вопросах, которые вы получаете от читателей по теме.

5. Создаем стандартный шаблон главы

Шаблон облегчает писательскую жизнь автора и гарантирует читателю хорошо структурированную книгу, которую легко читать и понимать. Придумайте стандартный шаблон главы, который будет использоваться для всех глав, кроме введения и заключения.

Вот возможный шаблон главы, который используют многие авторы литературы в жанре нон-фикшн:

• Название главы.
• Краткое введение в то, что можно узнать из главы, возможно, в виде маркированного списка.
• Основной текст главы: от трех до пяти ключевых моментов, каждый с подзаголовком.
• Краткое резюмирующее заключение — здесь так же могут использоваться маркеры.
• Упражнения, которые помогут читателю применить полученные знания на практике.

На этом написание плана заканчивается. Конечно, вполне могут быть другие задачи, связанные с подготовкой плана (например, провести исследование для конкретных глав), но уже готов четкий и подробный план или содержание вашей книги, по которому можно начинать писать.

Результат выполнения задания – предварительный план вашей книги. Вы можете опубликовать его в комментариях на сайте ЖИ! или в ФБ в группе ЧМУ и увидеть результаты работы других участников марафона, или оставить для себя в документе на персональном компьютере.

На следующем этапе мы начнем непосредственно писать сам текст, не откладывая процесс в долгий ящик. Любой человек может стать автором книги, если владеет нужными инструментами – этому и будем учиться на следующей неделе.

До встречи в понедельник 12 июля в 10:00 на сайте «Жить интересно!»

Саморазвитие #Mind Map #Писательство 

© 2013-2023 Жить интересно! Перепечатка и использование материалов, опубликованных в журнале, допускается с письменного разрешения редакции.

О проекте / Реклама / Контакты

Политика конфиденциальности / Согласие на обработку персональных данных

Следуя требованиям законодательства Российской федерации, уведомляем вас, что на нашем сайте в целях его функционирования используются cookie-файлы, сохраняются и обрабатываются ваши персональные данные. Если вы не согласны с этим, вы обязаны, увы, покинуть сайт. Нам будет вас не хватать, но таков закон. Продолжая пользоваться сайтом вы тем самым даете согласие на обработку ваших персональных данных.
По любым вопросам, связанным с вашими персональными данными, вы можете связаться с нами по электронной почте, указанной на странице «Политика конфиденциальности» .

Писательница и блоггер К.М. Уэйланд (или Уиланд? Уилэнд?.. да простят меня переводчики и поправят) предлагает следующие 7 шагов, которые помогут вам взять сырую идею и сделать из нее конфетку.

Подходить к созданию плана произведения стоит с пониманием, что он не только не стеснит вас, а наоборот — поможет найти увлекательные и оригинальные решения, до которых иначе додуматься было бы почти нереально. План — это карта местности. С ее помощью вы сможете проложить кратчайший маршрут… или вдоволь попетлять, заглянув во все интересные места и собрав коллекцию магнитиков на холодильник.

Кроме того, план поможет избежать сюжетных тупиков, а значит сэкономит кучу времени. Не говоря уже о деньгах за лечение депрессии, алкоголизма и кофеиновой зависимости (а они рано или поздно настигают каждую творческую личность, которая пренебрегает предварителным планированием). На то, чтобы переделать черновик романа, могут уйти месяцы, переделка плана же займет… несколько минут? час? Зависит от вашей скорости печати.

Убедила? Тогда за работу!

1. Определитесь с замыслом

Замысел — это то, о чем вы хотите написать, выраженное самым общим образом в нескольких предложениях. «Давным-давно в одной далекой галактике юноша спас девушку» — это многообещающе, но как замысел не прокатит. Нужны подробности. А именно:

  • Протагонист: кто главный герой?
  • Ситуация: чем он интересен? Каково его состояние на момент начала истории? А каким он будет в конце?
  • Цель главного героя: чего он хочет в начале, на что готов пойти? Что изменится к концу?
  • Антагонист: как и почему кто-то станет мешать главному герою?
  • Трагедия: какие неприятности вы готовы наслать на главного героя?
  • Конфликт: что станет делать главный герой, когда столкнется с неприятностями? И почему ему придется справляться с ними на протяжении целого романа?

Например: парнишке с фермы, Люку Скайуокеру (протагонист), не сидится на месте (ситуация) — он хочет уехать из дома и стать космическим пилотом, как его отец (цель). Люк отправляется на поиски пропавших дроидов, и в это время нехорошие личности убивают его дядю и тетю (трагедия). Теперь Люк должен вернуть дроидов владелице и не дать Империи (антагонист) полностью подчинить себе галактику (конфликт).

2. Сделайте наброски нужных эпизодов

Теперь, когда у вас есть замысел, займемся поисками гениальных идей для его воплощения. Запишите все, что успели придумать к этому моменту. В голове у вас наверняка вертится несколько эпизодов, диалогов, сцен — вот их и запишите. Даже если не знаете, как они стыкуются вместе, что было до, что будет после, о чем вообще речь и т.д. Главная цель на данном этапе — собрать как можно больше информации об истории. Что с ней делать, решим после.

Сделали? Отлично. Отложите на минуту ручку/клавиатуру и окиньте получившийся список орлиным взором. Написанное, наверное, вызывает кучу вопросов. Запишите их. Да-да, если чего-то не знаете, если какие-то детали эпизода не ясны — делайте пометку и записывайте вопрос. Лучше заранее пересчитать все дыры в сюжете и понять, в каких направлениях предстоит думать дальше.

Теперь пройдемся по каждому вопросу в отдельности. Есть какие-нибудь идеи? Даже несколько? Записываем. Неважно, если идея бредовая — на ее могилке еще может распуститься орхидея гениальности. Перебираем варианты решения в поисках наименее предсказуемого для читателя. Рвите шаблоны, переворачивайте с ног на голову стереотипы, удивляйте самих себя. Большинство из придуманного вы, возможно, так и не напишите, поэтому дайте волю воображению. Сочиняйте, задавайте новые вопросы, ищите неожиданные ответы — говорите сами с собой, не опасаясь, что вас услышат санитары.

3. Познакомьтесь со своими персонажами

Настало время поближе взглянуть на всех тех забавных человечков (или не человечков), над которыми вы так весело издевались во втором пункте. Чтобы все их трепыхания выглядели логично и обоснованно, неплохо бы узнать о героях побольше.

Возьмем, к примеру, протагониста. Что он делал до того, как попал в ваш роман? Начните с трагедии. Не могли ли какие-то события в прошлом вашего протагониста послужить причиной? Почему он реагирует на трагедию именно так? Возможно, какие-то неразрешенные проблемы из прошлого еще усложнят ему жизнь и повлияют на развитие конфликта?

После того, как вы определитесь с биографией своего героя в общих чертах, проведите с ним интервью. Задавайте вопросы и позвольте персонажу ответить на них: своим голосом, исходя из своего мировоззрения и понимания ситуации. Если вы вдруг знаете английский, то, возможно, этот опросник вам поможет: 365 вопросов для вашего персонажа.

4. Исследуйте обстановку

Неважно, происходит действие у вас на заднем дворе или на планете Шелезяка, приступая к написанию романа, вы должны хорошо представлять себе его географию.

Не пытайтесь чересчур упростить себе жизнь. Не стоит выбирать места только потому, что они вам знакомы или нравятся. Обстановка должна работать на сюжет. Если вы можете с легкостью перенести действие в другое место, то, возможно, стоит поискать альтернативные локации. Найдите то место, которое обогатит вашу историю и позволит лучше раскрыться персонажам.

Основываясь на имеющемся списке эпизодов, составьте список необходимых локаций. Можно ли некоторые выкинуть или объединить, ничего при этом не потеряв? Вероятно, так и стоит поступить. Но решать вам.

Кстати, то же самое касается ненужных персонажей.

5. Напишите план

Очень надеюсь, что к этому моменту вы уже готовы взяться за написание плана целиком. В пункте 2 вы думали о том, что должно произойти, пункт 3 дал представление о действующих лицах, в 4 пункте вы определились с обстановкой — настало время все это объединить.

Идите по порядку, эпизод за эпизодом, пытаясь собрать имеющиеся сцены в некое целое. Это ваша основная задача — придать хаосу осмысленность и структуру. План может включать лишь краткое описание (Саша и Маша встретились в кафе), может быть подробным (Саша тупил за чашкой чая, в это время Маша решила попробовать ирландский кофе, но перепачкалась в сливках; Саша это заметил, рассмеялся, Маша обиделась, Саша предложил оплатить ее заказ и т.д.) или очень подробным (Смеркалось. В середине января в уездном городе N. Александр зашел в кафе, которое давно рекомендовал ему Миша…).

Сосредоточьтесь на ключевых для каждой сцены моментах. Продумайте, с чьей точки зрения будет вестись повествование. Каковы цели задействованных в эпизоде персонажей, чего они хотят? Что может усилить конфликт? Как можно ярче продемонстрировать основную идею? Как это повлияет на последующие эпизоды?

В итоге у вас должна получиться непрерывная последовательность. Обращайте внимание на возможные нелогичности, провисы, «рояли». Если что-то не клеится и вы чувствуете, что забуксовали, попробуйте перейти к следующей известной вам сцене и потихоньку отмотать назад. Например, вам нужно, чтобы персонажи оказались в пункте А, но вы не знаете, как это сделать. Начните с пункта А. Что происходит? Почему происходит именно это? Попробуйте, вдруг получится по последствиям опознать причину.

6. Напишите сокращенный план

Для удобства и быстрого поиска попробуйте написать сокращенный план, эпизодник. Просто перечислите основные точки сюжета, не вдаваясь в подробности. Это может быть полезно по нескольким причинам.

Во-первых, эпизодник поможет взглянуть на историю под новым углом. Из-за обилия деталей в основном плане вы что-то упустили или забыли? Самое время это исправить. Во-вторых, эпизодник облегчает решение глобальных задач. Вам нужно понять, сколько прошло времени? Оценить количество глав и частей книги? Увидеть, как соотносятся получившийся план и первоначальный замысел? Доказана ли основная идея? Эпизодник вам поможет.

7. Напишите роман

План готов. Теперь можно заняться черновиком. Каждый раз, приступая к работе, сверяйтесь с планом: обращайте внимание на сцену, которую вам предстоит написать, и на ту, что следует за ней. Держите в голове все проблемные места, попробуйте найти решения еще до того, как начнете писать.

А когда (заметьте, не «если», а «когда») вы поймете, что существуют иные, более удачные решения, что первоначальный план можно улучшить, — просто сделайте это. Не раздумывая. Потому что план — это не рельсы, а вы — не трамвай. План — это всего лишь карта. И вы вольны в любой момент свернуть с проторенной тропы и отправиться в джунгли на поиски приключений.

Если же после всего вы по-прежнему считаете, что план вам не нужен — у меня для вас есть замечательная статья про зверобой. Так, на всякий случай.

Источник: Джахонтис

Для составления плана, нужно понимать «кто, куда и зачем?» Если у вас хоть раз возникал вопрос «как делать план», я постараюсь обьяснить на примере.

Перейдем к теории:

1. Экспозиция

Информация о событиях, предшествующих самому сюжету. Как правило, они связаны с главными героями. Экспозиция обычно размещается в прологе. Но он необязателен для книги, и предыстория событий может рассказываться и в основной части, но все равно ближе к началу.

2. Завязка

Это ситуация, событие, которое создает интригу, порождает причину конфликта. Оно должно зацепить читателя, заинтересовать, пробудить желание узнать, в чем же дело, почему, а что там дальше. Завязка — тот толчок, который запускает развитие сюжета.

3. Развитие событий.

В этой части пути формируются отношения героев, осознается миссия, развиваются качества, появляются друзья и враги. Но главное, этот этап связан с нарастанием напряжения, когда читатель буквально кожей ощущает приближение ключевых событий, чего-то важного, неизбежного, возможно, страшного или волнительного.

Причем важно, чтобы события именно развивались. Без движухи читатель заскучает и забросит книгу. О том, где и как будут «приключаться» герои, нужно продумать заранее еще на этапе составления плана.

4. Кульминация

Это высшая точка напряжения, когда конфликт обостряется до предела: выяснение отношений, выявление главного злодея, осознание предательства или любви. Необязательно открытая схватка добра и зла, но это пик развития событий. Кульминация и пишется, и читается на одном дыхании.

Нередко у читателя на этом этапе возникает мысль: «Как же все так плохо-то?» Но это не конец книги, а значит, пробуждается надежда и с ней желание скорее прочитать, что там дальше.

5. Поворот сюжета

Не обязательный, но интересный этап сюжета. И лучше всего он работает после кульминации, когда меняется расстановка сил — бывший враг становится союзником, а боевая подруга (коллега) — возлюбленной, выясняются какие-то новые обстоятельства. Поворот сюжета, особенно неожиданный, может выручить, если основная задумка автора иссякла, а вместе с ней теряется и интерес читателя.

6. Развязка

После кульминации путь сюжета как бы идет под уклон, события ускоряются, герои становятся решительнее, враги перестают быть тайными, цели становятся ясны. И, наконец, конфликт приходит к логическому завершению: раскрыты все тайны и загадки, повержены или перевоспитаны враги, в отношениях поставлена точка. Часто, планируя продолжение книги, автор ставит многоточие. Это нормально, но промежуточный финал должен быть обязательно. Нельзя оставлять читателя в недоумении и растерянности.

7. Эпилог

Не обязательная часть романа, но нередко нужная, чтобы показать, что жизнь продолжается, например, и после свадьбы героев. А еще именно эпилог лучше использовать как «затравку» для новой истории.

Выделение этих этапов основано не на каких-то заплесневелых канонах классики, а на человеческой психологии. Поэтому я советую в построении сюжета обращать внимание на его структуру. И читатель вам будет признателен.

ВАЖНО — материал по описаным выше этапам взят из блога автора по ссылке.

Если вы дочитали до этого момента, тогда выбросьте все выше сказанное на время из головы и попробуйте взять короткий сюжет — ситуацию из головы(быт будет идеальным и самым простым материалом). Напишите, разбейте на части и только после составьте из них план. К примеру:

1. Собрались. (экспозиция)

2. Выпили. (завязка)

3. И тут постучали в дверь (развитие сюжета)

4. Теща с женой забыли веники и вернулись с дачи за ними (кульминация)

5. А тут мы, сидим в труселях и водку пьем, а должны быть в командировке (поворот сюжета)

6. Нам п*зда (развязка)

7. Живу один, детей не вижу, жена не общается, в запое (эпилог)

Можно да же мораль привязать: «Не пейте водку и не обманывайте жен».

Вот вам и готовый план. Вполне потянет на рассказ, или сценарий. Если же мы говорим о произведении более крупного калибра, тогда надо знать общую идеи, составлять такие «микро планы» и не торопясь нанизывать их на ниточки — формировать скелет произведения.

Посчитать и рассчитать все не сложно. Берете изначальные цифры (в среднем глава от 10 до 20 тысяч знаков) и раскидываете их на нужный объем произведения(создаете скелет). Дальше, имея общее представление, накидываем в каждую ячейку(главу) одно — два уточняющих предложений. Как и где делать план роли не играет. Вот как я делаю черновики и план:

— На обоях

— На сложенный в азиатской манере бумаге

— И вновь на обоях (но выглаженных утюгом)

Вы можете писать планы хоть на туалетной бумаге, главное что бы позже это вам помогало работать и было удобно с ним коммуницировать. Ведь когда есть план, ваши руки и голова свободны, и вы можете нанизывать на него любые идеи. К примеру:

— Записать сон и сделать его сном персонажа

— Записать по дороге на работу диалоги и добавить в нужную главу(этой книжки пока нет)

— Еще пример диалога с мыслями героев

— Структурировать материал для книги и не потерять находки (идеи)

— Придумывать терминологию из уже имеющихся слов и сразу записывать идеи/прикреплять к главам, ведь идеи… они как молоко, только зазеваешься и убежит

Конечно все можно настроить и в более удобном формате, синхронизация устройств, онлайн документы И так далее Но я динозавр, мне пока удобно все делать так, плюс материал приходится прорабатывать при переносе и это делает его чище.

Подведу итог:

Вы можете сказать: «Но у меня фентэзи/ужасы/любовный роман/ космоопера/ боевик…»

Понимаю, но жанр, это не так важно, жанр — это кожа, текст — плоть, план — скелет, лор/мир — внутренние органы, а вы — создатель. Так что, создавайте свое творение с умом, иначе получится не жизнеспособный голем, который добра не принесет, как мистер Мисикс из Рика и Морти( но, это я конечно загнул. Все будет хорошо).

План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить общий план рассказа

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
  • Литнет
  • Литературные блоги
  • План написания книги. Метод снежинки

План написания книги. Метод снежинки

Столько разговоров про планы… Ввела в поиске, а ничего конкретного на сайте не нашла. Поэтому просто скопирую тот, что мне нравится. Из инета. Пусть будет. Самой надоело его постоянно искать.

Этап 1. План написания книги. Аннотация

Вам нужно последовательно ответить на следующие вопросы.

  • Основная тема. Это и будет аннотация к книге.
  • Основной конфликт
  • Дополнительный конфликт

Основная тема должна состоять из одного предложения.

Когда вы в будущем будете отправлять книгу в издательство, это предложение должно быстро объяснить издателю, что за книга. Это крючок, который должен зацепить сначала издателя, а затем владельцев книжных магазинов, и, главное — читателей. Потому сделайте максимум на который вы способны.

Несколько рекомендаций к нему

  • Чем короче, тем лучше. Постарайтесь вложиться в 15 слов.
  • Никаких имен. Лучше «инвалид-акробат», чем Петр Сергеевич.
  • Свяжите культурно-исторический контекст и личную жизнь героя. Если дело происходит во времена Первой Мировой или Октябрьской Революции, это стоит указать

Хороший пример — это аннотации в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс»

  • THE GIRL ON THE TRAIN, by Paula Hawkins. A psychological thriller set in London is full of complications and betrayals. (Психологический триллер в Лондоне полный осложнений и предательств.)
  • ALL THE LIGHT WE CANNOT SEE, by Anthony Doerr.The lives of a blind French girl and a gadget-obsessed German boy before and during World War II. Жизнь слепой французской девушки и инвалида немецкого мальчика до и во время Второй мировой войны.
  • FIRST FROST,by Sarah Addison Allen. (St. Martin’s.) When a stranger shows up in Bascom, N.C., the Waverley women must make choices they have never confronted before. (Когда незнакомец появляется в Bascom, штат Северная Каролина, женщины Уэверли должны сделать выбор, с которым они никогда не сталкивались прежде.)

Этап 2. План написания книги. Завязка, конфликт и развязка

Потратьте еще час времени и расширьте это одно предложение до трех абзацев.

  1. Завязка — опишите коротко завязку произведения
  2. Конфликт. Конфликт — это всё для книги. Если нет его или он вялый — произведение получится таким же и никто не захочет читать его. Потому о конфликте нужно подумать особо. Опишите его одним абзацем
  3. Развязка — развязка также важна, как и завязка. Её нужно описать. В процессе описания обязательно родятся новые идеи, как сделать её лучше. 

Этап 3. План как написать книгу. Герои

Описанное выше даст вам общее видение вашего произведения. А дальше всё зависит только от вас.

Искусство — в деталях.

Теперь вам нужно потрудиться над каждым героем и создать для него что-то подобное. Время, потраченное на каждого героя сторицей воздастся, когда вы начнете писать. Если вы продумаете характер, прошлое, мотивы, цели героя — он будет живым, а не плоским. И это будет ощущаться через всю книгу.

Ответьте как минимум на 7 вопросов:

  • Имя
  • История жизни в одном предложении
  • Мотив героя (Что им движет, движущая сила)
  • Цель героя. Что он хочет конкретно получить
  • Конфликт. Что мешает ему добиться цели.
  • Откровение. Что узнает герой во время развития сюжета.
  • Короткий сюжет жизни героя.

На каждого героя потратьте не менее часа и опишите ответы хотя бы на один абзац.

Этап 4. План как написать книгу. Расширение аннотации

На этапе 2 вы написали уже по одному предложению для завязки, конфликта и развязка.

Теперь самое время создать больше.

В будущем вы сможете создать из этого материала синопсис.

Здесь вы получите много удовольствия, но главное – все идеи на одной странице.

Этап 5. План как написать книгу. Больше о героях

На этом этапе вы уже хорошо знаете, как и что будет развиваться.

Теперь уделите больше времени героям. Опишите историю на одну страницу с точки зрения каждого героя.

В англоязычном мире это называется «character synopsys» или синопсис героев.

Второстепенные персонажи описываются на пол-страницы.

Этап 6. Метод снежинки. Расширение синопсиса

Теперь уже есть одна страница синопсиса. И характеры, глубоко продуманные и описанные на одну страницу.

Нужно создать из одного абзаца из этапа 4 — текст на страницу. Таким образом, будет уже 3-4 страничный синопсис. Безусловно, вы будете возвращаться к предыдущим наработкам снова и снова.

Этап 7. Метод снежинки. Развернутый рассказ о персонаже

Снежинка становится всё более похожей на себя.

Короткое описание каждого героя нужно превратить в развернутый рассказ о каждом. С учетом всех важных деталей:

  • Дата рождения
  • Рост
  • Цвет волос и глаз
  • Привычки
  • Мотивация
  • История жизни

И самое главное — как герой из начала произведения превратится в того, кем он будет в конце произведения.

Таким образом персонажи превратятся в реальных людей.

Этап 8. Метод снежинки. Расписать по главам/эпизодам

Теперь ваша задача — расписать по сценам или по главам книгу

Здесь уже должна быть видна причинно-следственная связь и каждый эпизод должен органично вытекать из другого.

Кроме того, каждая сцена должна развивать конфликт и нести в себе проблему. Если в сцене нет развития или проблемы, которую нужно решить — её нужно либо переделать, либо удалить.

По каким-то причинам, многие не любят эту работу. Победите этого Голиафа, и ваше произведение станет  еще более понятным и разложенным по полочкам для вас.

Этап 9. План написания романа. Подробное расписывание каждой сцены

Теперь каждую сцену нужно расписать на несколько абзацев.

Это уже необязательно. Я, например, не делаю этот этап. Так остается больше места для творчества

Этап 10. План как правильно написать книгу

Только на этом этапе можно садиться и начинать создавать черновик.

Он будет сырой, шероховатый. Но зато он ваш ). Кто пишет, тот поймет.

И главное — в нем не будет грубых ляпов, пустых мест. Всё будет закономерно и последовательно.

Рэнди, автор метода снежинки, говорит, что знает писателей, который следуя этому методу создавали с первого раза черновик лучший, чем был их третий черновик «в прошлой жизни».

Этап 11. Редактирование книги

На этом этапе вы уже редактируете готовый черновик. Только на этом этапе уже создается то, что считается готовой книгой, которую можно отправлять в издательство.

И не думайте, что всё творчество пропадет к этому моменту. Если вы тщательно подошли к подготовке — то творческих идей у вас будет хоть отбавляй.

Именно об этом этапе так красочно и много говорят маститые. Например Чехов:

Искусство писать – это искусство сокращать. 

Вывод. Метод снежинки кропотлив — но плодотворен

Я использую метод снежинки и для произведений малой формы. И рекомендую использовать и для небольших рассказов, и для среднего объема повестей и, конечно, для романов. (Пока роман только один, но и мне не семьдесят лет:).

Помните. Подготовка не должна быть идеальной, вы всегда сможете вернуться и дополнить любой из указанных этапов. Но важно, чтобы подготовка была!

И пусть ваши произведения будут сильными.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить технологическая карта торта
  • Как исправить волосы после неудачной химической завивки волос
  • Как в сбис найти инн сотрудника
  • Как правильно составить трудовой договор на неполную рабочую неделю
  • Как найти фразеологизм в тесте