ЦЕЛЬ УРОКА:
- познакомить ребят с понятиями “план”,
“карта”, “масштаб”; - начать вырабатывать у них навыки применения
планов и карт; - формировать интерес к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ: разнообразные планы и карты,
различные предметы, их рисунки и планы.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Учитель. В руках у меня конверт. Отправил
этот конверт двум мышатам очень известный
сказочный герой. Вы догадались о ком речь? Это кот
Леопольд (рисунок кота Леопольда). А вы помните
его самое любимое предложение? Давайте скажем
это предложение хором: “Ребята, давайте жить
дружно?” Мышата с этим конвертом ничего не
смогли сделать и обратились за помощью к нам.
Поможем?
2. Актуализация знаний.
Учитель. На конверте надпись: “ Вскрыть
только после ответов на вопросы”. Вопросы
напечатаны и приклеены на конверт. Дети по одному
выбегают к доске, срывают задание с конверта,
читают его и отвечают на вопрос. Если
затрудняются с ответом, помогает класс.
— Все предметы при удалении ….
— Солнце в полдень находится на …….. .
— Тень в полдень показывает на ……..
— Подписать стороны света.
— Представьте, что вы летите в самолёте и
смотрите вниз. Какими кажутся вам все предметы?
Почему?
Учитель. Вы правильно ответили на все вопросы
и можно вскрывать конверт. ( Из конверта учитель
достаёт нарисованный план, смотреть <Рисунок1>).
Что это такое? Дети делают предположения. Если
звучит слово “план”, учитель выставляет это
слово на доске. По силам ли нам рассказать, как
дойти до клада? Дети высказывают свои мысли.
Учитель подводит итог детским предположениям:
* мы не можем подробно рассказать, как дойти до
клада;
* мы не можем сказать, какое расстояние придётся
пройти;
* на плане написано слово “масштаб”, а мы такое
слово не знаем.
Формулирование темы урока: должны узнать,
что такое “план”, “масштаб”, научиться читать
план.
3. Совместное открытие нового материала.
Введение понятия “рисунок”.
Учитель. Посмотрите на предметы: стакан,
пачка чая, литровая банка, салатница, рамка для
фотографий. Для каждого предмета найдите пару
(учитель открывает на доске рисунки данных
предметов, дети без труда к каждому предмету
прикрепляют его рисунок) Почему вы сделали это
легко? Что же такое рисунок? Это изображение
предмета таким, каким мы видим его перед собой.
Введение понятия “план”.
Учитель. Предлагаю более сложное задание:
подберите к каждому предмету соответствующее
изображение ( учитель открывает на доске план
данных предметов. Сообща дети к каждому предмету
подбирают его изображение сверху). Как вы
догадались? Что же такое план? План – это
чертёж, на котором все предметы изображены так,
как мы их видим сверху. Зачем люди чертят планы?
Кому они нужны? Прежде чем построить нашу школу,
составляли план здания, каждого этажа в
отдельности. По плану этажа можно мысленно
“ходить”, ведь на нём видно всё: где двери и окна,
где коридоры и лестницы. Посмотрите на план
нашего этажа, который я сняла в коридоре. Такие
планы висят на каждом этаже и показывают
направления эвакуации в случае пожара. У вас на
партах лежит атлас для 6 класса, на 5 странице
рассмотрите план местности. План местности нужен
строителям, агрономам, геологам, солдатам,
туристам. Планы местности используют при
строительстве фабрик и заводов, посёлков и дорог.
В городах составляют планы линий электропередач,
водопроводов и канализаций. К плану прилагаются
условные знаки. Используя подсказку в атласе,
давайте попробуем рассказать, как мышатам дойти
до клада.
На доске краткая запись:
план —
* чертёж,
* вид сверху,
* предметы уменьшены,
* условные знаки.
Учитель. Мы почти у клада. Как же ответить на
вопрос, какое расстояние надо пройти? Какие есть
предложения? (Если ни один ребёнок не предложит
измерить дорогу линейкой, а затем увеличить это
расстояние, учитель подводящим диалогом
подводит детей к этой идее: на что похожа дорога
на плане? (это отрезки), как мы измеряем длину
отрезков? (линейкой), сможете измерить? (конечно),
сколько сантиметров получилась дорога? ( 9см), а
что написано внизу плана? ( в 1см – 1м), что это
значит? (значит, наш путь 9метров)!
Введение понятия “масштаб”.
Масштаб – это число, показывающее, во сколько
раз расстояния или размеры предметов уменьшены
(увеличены) при изображении их на плане.
Учитель. Мы нашли клад ! (Достаёт сундучок, в
нём лежат красивые пятёрки). Может пятёрки не
для нас. Покажем, чему научились на уроке.
4. Закрепление.
Учитель. Что такое план? Начертите план
кубика. Что для этого надо сделать? (Приложить
кубик к доске или к листку и обвести).
Учитель. Начертим план нашего стола. Как это
сделать? (Мы не можем поднять стол и приложить его
к доске, чтобы начертить вид сверху). Можно стол
измерить и перенести эти размеры на доску.
(Дети измеряют длину и ширину стола. Учитель на
доске записывает размеры). Но такой размер на
доске поместится, а на ваших листках нет. Что
будем делать дальше? Надо уменьшить изображение.
Уменьшим размеры стола в 10 раз. Длина –
11см, ширина – 7см. Начертите на своих листах план
стола. Обязательно укажем масштаб: Масштаб: в 1см
-10 см.
Учитель. Вы заслужили свои пятёрки и после
урока получите их. Запишите в дневниках домашнее
задание: страница 63 – помогите воробью Чиву
вернуться домой.
Введение понятия “карта”.
Учитель. У нас осталось без внимания ещё одно
слово. Соберите его: на доске ратка. ( Дети
быстро получают слово “карта”). Посмотрите
на карту – она похожа на план: предметы на ней
изображены условными знаками в уменьшенном виде.
Только на карте изображена очень большая
местность: целая область, страна или даже вся
Земля. На карту наносят большие города, крупные
реки и озёра, горы.
5. Применение полученных знаний.
Учитель. Откройте учебник на странице 60.
Выполним задание № 1, 2, 4.
6. Итог.
Учитель. Закончите предложение.
С помощью плана и карты…
необходимо составить общий план рассказа о редком растении или животном, занесенном в Красную Книгу. Задание для 2 класса. Чтобы составить такой план следует прежде всего ознакомиться со списком животных, внесенных хотя бы в Российскую Красную книгу, хотя можно использовать и Красные книги регионов. Далее выбрать животное, о котором будет рассказ. Ну а потом составлять план. Например мы выбрали белого медведя, или снежного барса, амурского тигра, калана или даже речного бобра. План должен быть примерно таким:
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим У м к а 6 лет назад Для начала указываем название (царство, класс, вид, тип, семейство и т.д.) животного/ растения, о котором пойдёт повествование. Если возможно, то желательно отобразить причины редкости (количество, занесение в Красную книгу). Что стало переломным моментом, когда данное животное/ растение оказалось на грани вымирания (исчезновения). Далее можно описать историю происхождения названия, особенностей обитания животного и роста растения. Можно обогатить рассказ тем, какие сейчас принимаются меры по спасению и восстановлению данного животного/ растения. Есть ли фонды по охране и защите? Как можно принять участие в программе защиты? Какие известные люди привлекали внимание общественности к данной проблеме? Odessitka 6 лет назад Окружающий мир 2 класс. План рассказа о редком растении или животном. 1. Название редкого вида животного или растения. Редкое растение, занесенное в Красную книгу России — Майский ландыш. У ландыша есть и другое название заячьи ушки или молодильник. Заячьими ушками это растение прозвали потому, что у него листочки очень похожу на уши зайца, а молодильник, потому что женщины в старину себе отвары заваривали на основе ландыша для омоложения. Ландыш занесен в Красную Книгу по нескольким причинам. Во первых весной, котгда еще очень мало цветов, каждый хочет сорвать для себя этот красивый цветок и унести его домой. А во вторых, ландыш очень уязвим, так как если цветок вырвать, а не обрезать, то корень погибает и на его месте другой ландыш не вырастет. Майский Ландыш может исчезнуть с лица Земли, если люди не будут беречь это нежное, весенне растение, а будут и дальше безжалостно его рвать на продажу или просто для домашних букетов. Лучше просто пойдите в лес и полюбуйтесь этим прекрасным цветком и вдохните его аромат и пусть он дальше растет и радует других. дольфаника 6 лет назад Рассказ о мануле, редком животное из семейства кошачьих, которого можно еще встретить на территории России в лесах Забайкалья. Манул опасный хищник, хотя выглядит почти как обычный кот больших размеров. В плане рассказа нужно упомянуть те пункты, по которым будет составляться рассказ, из которого слушатели узнают, как выглядит тот или иной зверь, чем питается и другие его особенности. Например, я однажды восхитилась манулом, поэтому предлагаю план для рассказа о мануле. Но если откинуть уточнение, то все остальное остается как есть. Подобным образом делают план о любом редком растении. План рассказа. Nelli4ka 6 лет назад
Сахарный имбирь 5 лет назад Так как задание для второго класса, не думаю, что уместно составлять какой-то архи сложный план. Поэтому советую создать рассказ на основе деления на следующие пункты: А) Название описываемого объекта (растения или животного); Б) Как выглядит данное растение или животное; В) Место обитания; Г) Почему это животное или растение включено в Красную книгу (например, люди убивают животное ради меха, мяса и прочего, либо же собирают растение в лекарственных целях); Д) Какие меры предпринимает человек, чтобы сохранить описываемое растение или животное (даже если животное или растение просто включено в Красную книгу, это уже можно назвать мерой)?. mrs Yozik 6 лет назад Прежде, чем писать рассказ необходимо ознакомится с информацией о том животном или растении, котором собираетесь писать, а уж затем составить план на подобии этого. То есть продумать тщательно продумать вопросы, которые хотели бы осветить в тексте и затем оформить их списком. После этого уже можно приступать к написанию самого текста, отвечая на перечисленные вопросы в плане. Как видите, нет ничего сложного. Главное только понимать о чем хотите написать, то есть изучить информацию. Sveta S 6 лет назад Среди многих других животных, занесенных в Красную книгу, можно назвать снежного барса или ирбиса. Это очень красивое редкое животное. О нем можно составить интересный рассказ. Вот примерный план рассказа.
Марлена 6 лет назад Если нужно составить план для редкого животного или растения, которого нужно занести в красную книгу, то её можно написать таким образом:
Это самый простенький план, как раз для школьников второго класса. Nikolai Sosiura 6 лет назад При составлении Плана рассказа о редком животном, которое занесено в Красную книгу, можно выделить следующие пункты:
Знаете ответ? |
Смотрите также: Зимний рассказ 3 класс по окружающему миру как сделать, где найти? Рассказ о тех, кто нас защищает 3 класс окружающий мир, как сделать, найти? Как составить рассказ про кактус 2 класс окружающий мир, где найти? Рассказ о капусте 3 класс по окружающему миру как сделать, где найти? Окружающий мир. Рассказ о войне 4 класс как сделать, какой план? Где найти? Окружающий мир. Рассказ о дружбе 2 класс как составить, где найти? Доклад, рассказ о Ставропольском крае, окружающий мир 4 класс, как сделать? Как написать рассказ об астре, 2 класс, окружающий мир? Рассказ о красоте лилии 2 класс окружающий мир, как написать, где найти? Окружающий мир. 2 класс Рассказ о породе собаки образец — где найти? |
Учебно – тематический план по окружающему миру, 2 класс
№ п/п |
Наименование раздела. Тема урока. |
Кол-во часов |
Дата план. |
Дата факт. |
Вид занятия |
Наглядные пособия |
Форма, вид контроля |
Примеч. |
1 |
Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам |
Урок рефлексии |
Картинки, слайды |
Фронт. опрос |
||||
2 |
Урок-экскурсия «Мир живой и неживой природы родного края» |
Урок-экскурсия |
Фронт. опрос |
|||||
3 |
Урок-экскурсия на пришкольный участок |
Урок-экскурсия |
Практич. работа |
|||||
4 |
Где и как найти ответы на вопросы |
Урок рефлексии |
Клубок ниток, спицы, волчок |
Сам. раб.с проверкой по образцу |
||||
5 |
Урок-экскурсия в библиотеку «Книги- наши друзья» |
Урок-экскурсия |
Фронт. опрос |
|||||
6 |
Опыт и наблюдение |
Урок рефлексии |
Слайды |
Практич. работа |
||||
7 |
Земля. Модель Земли |
Открытие нового знания |
Глобус |
Фронт. опрос |
||||
8 |
Почему на Земле день сменяется ночью? |
Открытие нового знания |
Глобус, фонарик |
Фронт. опрос |
||||
9 |
Звёзды и созвездия |
Открытие нового знания |
Демонстр. таблицы |
Фронт. опрос |
||||
10 |
Планеты |
Открытие нового знания |
Демонстр. таблицы |
Тестиро-вание |
||||
11 |
Движение Земли вокруг Солнца |
Открытие нового знания |
Глобус, настольная лампа |
Фронт. опрос |
||||
12 |
Как связаны живая и неживая природа |
Открытие нового знания |
Демонстр. таблицы |
Сам. раб. с проверкой |
||||
13 |
Условия жизни на планете Земля |
Открытие нового знания |
Слайды |
Тестиро-вание |
||||
14 |
Свойства воздуха |
Открытие нового знания |
Оборудование для опытов |
Практич. работа |
||||
15 |
Кому и для чего нужна вода? |
Открытие нового знания |
Слайды |
Сам. раб. с проверкой |
||||
16 |
Вода и её свойства |
Открытие нового знания |
Оборудование для опытов |
Тестиро-вание |
||||
17 |
Условия, необходимые для развития растений |
Открытие нового знания |
Слайды |
Сам. раб. с проверкой по образцу |
||||
18 |
Корень, стебель, лист |
Открытие нового знания |
Гербарии |
Сам. раб. с проверкой |
||||
19 |
Питание растений |
Открытие нового знания |
Слайды |
Фронт. опрос |
||||
20 |
Разнообразие растений. Цветковые и хвойные растения |
Открытие нового знания |
Гербарии, картинки |
Тестиро-вание |
||||
21 |
Разнообразие растений. Папоротники, мхи, водоросли |
Открытие нового знания |
Слайды |
Сам. раб. с проверкой |
||||
22 |
Красная книга России. Правила поведения в природе |
Открытие нового знания |
Красная книга |
Сам. раб. с проверкой |
||||
23 |
Для чего люди выращивают культурные растения |
Открытие нового знания |
Слайды, муляжи |
Сам. раб. с проверкой по образцу |
||||
24 |
Какие части культурных растений используют люди |
Открытие нового знания |
Картинки, слайды |
Тестиро-вание |
||||
25 |
Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? |
Открытие нового знания |
Слайды |
Сам. раб. с проверкой |
||||
26 |
От чего зависит урожай зерновых? |
Открытие нового знания |
Слайды |
Фронт. опрос |
||||
27 |
День Конституции России |
Открытие нового знания |
Слайды |
Фронт. опрос |
||||
28 |
Урок-экскурсия «Знакомство с сельскохозяйственными машинами и оборудованием» |
Урок-экскурсия |
Фронт. опрос |
|||||
29 |
Растения сада |
Открытие нового знания |
Муляжи, картинки |
Сам. раб. с проверкой |
||||
30 |
Комнатные растения |
Открытие нового знания |
Комнатные растения |
Тестиро-вание |
||||
31 |
Сколько живут растения? |
Открытие нового знания |
Слайды |
Сам. раб. с проверкой |
||||
32 |
Размножение растений своими частями |
Открытие нового знания |
Открытки |
Фронт. опрос |
||||
33 |
Размножение растений с помощью черенков |
Открытие нового знания |
Комнатные растения |
Практич. работа |
||||
34 |
Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? |
Открытие нового знания |
Картинки, оборудование для опыта |
Фронт. опрос |
||||
35 |
Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. |
Открытие нового знания |
Картинки |
Сам. раб. с проверкой |
||||
36 |
Разнообразие животных |
Открытие нового знания |
Картинки, слайды |
Тестиро-вание |
||||
37 |
Насекомые |
Открытие нового знания |
Презентация |
Защита проектов |
||||
38 |
Рыбы |
Открытие нового знания |
Презентация |
Защита проектов |
||||
39 |
Земноводные |
Открытие нового знания |
Презентация |
Защита проектов |
||||
40 |
Пресмыкающиеся |
Открытие нового знания |
Презентация |
Защита проектов |
||||
41 |
Птицы |
Открытие нового знания |
Презентация |
Защита проектов |
||||
42 |
Звери |
Открытие нового знания |
Презентация |
Защита проектов |
||||
43 |
Как животные защищаются |
Открытие нового знания |
Слайды |
Сам. раб. с проверкой |
||||
44 |
Домашние животные |
Открытие нового знания |
Презентация |
Защита проектов |
||||
45 |
Школьный живой уголок «Мы и окружающий мир» |
Урок рефлексии |
Слайды |
Фронт. опрос |
||||
46 |
Урок-экскурсия на животноводческую ферму |
Урок-экскурсия |
Фронт. опрос |
|||||
47 |
Значение диких животных |
Открытие нового знания |
Книги, репродукции картин |
Фронт. опрос |
||||
48 |
Человек в ответе за тех, кого приручил! |
Открытие нового знания |
Презентация |
Защита проектов |
||||
49 |
Урок-экскурсия в заповедник |
Урок-экскурсия |
Фронт. опрос |
|||||
50 |
Про тебя |
Открытие нового знания |
Оборудование для игры |
Сам. раб. с проверкой |
||||
51 |
Что умеет человек? |
Открытие нового знания |
Слайды |
Тестиро-вание |
||||
52 |
Расти здоровым |
Открытие нового знания |
Презентация |
Сам. раб. с проверкой |
||||
53 |
Питание и здоровье |
Открытие нового знания |
Слайды |
Сам. раб. с проверкой |
||||
54 |
От кого зависит твой режим дня |
Открытие нового знания |
Часы, слайды |
Фронт. опрос |
||||
55 |
Чистота – залог здоровья |
Открытие нового знания |
Оборудование для игры |
Тестиро-вание |
||||
56 |
Берегись простуды! |
Открытие нового знания |
Слайды |
Фронт. опрос |
||||
57 |
Твоя безопасность на улице |
Открытие нового знания |
Знаки дорожного движения |
Тестиро-вание |
||||
58 |
Твоя безопасность дома |
Открытие нового знания |
Слайды |
Сам. раб. с проверкой |
||||
59 |
Имя города, села, посёлка |
Открытие нового знания |
Презентация |
Фронт. опрос |
||||
60 |
История Московского Кремля |
Открытие нового знания |
Слайды |
Фронт. опрос |
||||
61 |
Урок-экскурсия в краеведческий музей «История нашего города» |
Урок-экскурсия |
Фронт. опрос |
|||||
62 |
Экскурсия в город |
Открытие нового знания |
Книги, фотографии |
Сам. раб. с проверкой |
||||
63 |
Урок-экскурсия по родному городу |
Урок-экскурсия |
Фронт. опрос |
|||||
64 |
Общий дедушка. Моя родословная |
Открытие нового знания |
Слайды |
Фронт. опрос |
||||
65 |
Общий дедушка. Моя родословная |
Открытие нового знания |
Слайды |
Фронт. опрос |
||||
66 |
День Победы |
Урок рефлексии |
Слайды |
Сам. раб. с проверкой |
||||
67 |
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны |
Открытие нового знания |
Презентация |
Фронт. опрос |
||||
68 |
Обобщающий урок |
Урок общемето-дологической направленности |
Слайды |
Фронт. опрос |
Содержание тем учебного курса
Основные изучаемые вопросы |
Формы занятий, используемых при обучении |
Требования к знаниям и умениям обучающихся |
Виды самостоятельных работ учащихся |
Человек и природа (40ч) Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений. Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля. Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека. Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе. Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями. Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края. Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений. |
Фронтальная работа, индивидуальная, парная, групповая. Практическая работа, экскурсии. Работа с книгой, печатной тетрадью, словарями. Просмотр слайдов презентаций. Работа с таблицами, гербариями. Опыты, наблюдения. |
Уметь: различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года, влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.); устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих; группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие) называть признаки отличающие домашних животных от диких; сравнивать характерные для животных способы питания; характеризовать роль грибов в жизни человека; ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды; наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха; наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений; работать со справочной литературой; определять характер взаимоотношений человека и объектов природы; называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации . |
Выполнение заданий учебника, печатной тетради, практическая работа, выполнение тестов. |
Человек и общество (24ч) Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы). Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева. Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды. Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник. Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности. Наша Родина- Россия. Конституция России — основной закон страны. Важнейшие права граждан России — право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага. Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского). |
Фронтальная работа, индивидуаль-ная, парная, групповая. Работа с книгой, печатной тетрадью, словарями. Просмотр слайдов презентаций, работа с таблицами. Наблюдения, экскурсии. |
Знать: названия: своего государства , его столицы , главной площади столицы, главной достопримечательности столицы, исторической достопримечательности Кремля; названия родного региона, города, посёлка, где живут учащиеся; профессии взрослых и важность каждой профессии. основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших) Уметь: использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию); работать с оглавлением учебника; называть своих ближайших родственников; описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война); называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества); Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае. |
Выполнение заданий учебника, печатной тетради, выполнение тестов. Составление родословной своей семьи. |
Правила безопасного поведения (4ч) Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота — залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи. Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги. Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом. |
Фронтальная работа, индивидуаль-ная, парная, групповая. Работа с книгой, печатной тетрадью. Просмотр слайдов презентаций, работа с таблицами. Наблюдения, экскурсии. |
Учащиеся должны: знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура); знать правила поведения в природе, на улице, на воде; выполнять правила безопасного поведения в быту; понимать необходимость соблюдения режима дня и правил личной гигиены; соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой; понимать необходимость вести здоровый образ жизни. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
Выполнение заданий учебника, печатной тетради, выполнение тестов. Составление режима дня. |
Пояснительная записка
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Окружающий мир»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира — частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности — любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма — одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества — осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культуры.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа» , «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» .
Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на
основании полученных результатов;
* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);
* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);
* Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
* Работать с картой;
* Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;
* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;
* Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;
* Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;
* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:
* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
* сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);
* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;
* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;
* способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.
* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;
* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;
* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир», 2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих умений:
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения:
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Учащиеся научатся:
различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года, влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие)
назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
сравнивать характерные для животных способы питания;
характеризовать роль грибов в жизни человека;
ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
учиться работать со справочной литературой
определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть
представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
понимать необходимость вести здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день Победы, День города и т.д.
название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника;
* называть своих ближайших родственников;
* знать профессии взрослых и важность каждой профессии.
* описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);
Обучающиеся получат возможность научиться:
знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
узнать правила безопасного поведения в природе.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 2 класс. – М: Академкнига/ Учебник.
Учебно-методические пособия для учителя
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.
Конспект урока
I.Организация начала
занятия
Учитель приветствует
учащихся, настраивает на урок, проверяет готовность к уроку
II.Подготовка к основному этапу
— Лене отправил
электронное письмо её друг. Вы догадались о ком речь? (Миша)
Слайд 2
— Чтобы помочь
открыть письмо Лене, нам необходимо ответить на вопросы Миши.
— Поможем
Лене?
Ш. Актуализация знаний и постановка учебной
проблемы
Вопросы:
— Какие стороны света
вы знаете?
— Какой прибор
помогает определить направление сторон света?
— Представьте, что вы
летите в самолете и смотрите вниз. Каким кажутся все предметы? Почему?
-Вы правильно
ответили на поставленные вопросы и можно открыть письмо.
Слайд 3
(в письме кусочки
плана, учащимся необходимо их собрать)
— Что это такое? (Дети
делают предположения)
Слайд 4
— А сейчас давайте послушаем диалог Миши и Лены.
Лена:
Миша, я нарисовала карту.
Миша:
Это не карта, а план.
– Как вы думаете, кто прав?
Дети высказывают свои предположения.
– Какие вопросы возникают? (Что такое карта? Что такое план? Чем
отличается карта от плана?)
– Как вы думаете, какая будет тема урока? (План и карта)
–
Составим план урока.
План (примерный).
Учитель вместе с
детьми планирует деятельность на уроке.
– Что мы сейчас с
вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
IV.
Совместное открытие
нового материала
Слайд 5
— Как изменяются
видимые размеры поезда, когда он удаляется? (он становится меньше)
— Можно ли изобразить
большой участок Земли на маленьком листе бумаги? Как?
— Для чего нам
нужен план?
Слайд 6
— Чтобы точно
ответить на вопрос, куда можно заглянуть? Где можно вычитать нужную информацию?
(в учебник, с. 78)
– Что в
плане особенного?
1.
Изображение схематичное.
2. Вид
сверху.
3.
Изображение уменьшено.
Физминутка Слайд 7
– Посмотрите на с.
79, давайте прочитаем приключения воробья Чива.
Дети читают.
Слайд 8
– На каком
из рисунков Чив смотрит с высоты дома, а на каком — с высоты птичьего полёта?
Слайд 9
— Можно ли разглядеть
гнездо Чива на следующем рисунке?
Слайд 10
– Как вы думаете, можно ли по плану определить расстояние от одной
точки до другой?
– Значит, план совершенно бесполезен в этом смысле?
Слайд 11
– Как можно сделать полезным план в измерении расстояния, прочитайте на
с. 80.
– Посмотрите два плана на с. 80. Давайте разберёмся с масштабом.
– Почему пришлось уменьшать предметы на плане? (Мы не можем такие
большие предметы уместить на маленьком листочке.)
– А если продолжать это
уменьшение?.. Что должно остаться? (Останутся вместо домов точки.)
– А если
подняться на ещё большую высоту на самолёте или из космоса? (Ни домов, ни школы
не будет видно. Останутся лишь самые крупные предметы: города, реки, озёра.)
Слайд 12
Задание для работы в парах.
Но перед этим озвучим правила работы в парах.
(1-ое
правило – договориться, 2-ое правило – уважать мнение товарища)
— Посмотрите, что
изображают эти два плана? Прочитай масштаб.
— Сообща, работая в
паре, найдите в классе предметы размером 1 м и 2 м. Измерьте по плану длину
класса и длину школы.
ФИЗМИНУТКА (для
глаз) Слайд 13
Слайд 14
— Почему приходится
уменьшать предметы на плане? (невозможно большие предметы уместить на маленьком
листе)
— Если продолжать это
уменьшение, что должно остаться? (вместо домов останутся точки)
Если поняться на ещё
большую высоту на самолёте, что мы увидим? (увидим только самые крупные
предметы: города, реки, озёра)
Слайд 15
-Какие объекты будут
хорошо видны по – прежнему? (дорога и река. Дома уже трудно рассмотреть.
— Удобен ли в этом
случае план? (нет)
-Как быть, если надо
изобразить большой участок земной поверхности? Узнайте об этом, прочитав текст
на с.81.
(Размеры многих
предметов с самолёта или из космоса сокращаются настолько, что их трудно
узнать. Тогда их обозначают условными знаками. Такое изображение предметов на
поверхности Земли называется географической картой.)
Слайд 16
-Расскажите, чем
отличается вид этих важных объектов на Земле и на карте.
-Для чего нужна
карта? Может ли карта указывать на дорогу?
Слайд 17
-Какие стороны света
вы знаете? Есть ли они на карте?
Слайд 18
-Чем карта отличается
от плана?
Похожи:
– Изображение схематичное.
– Вид сверху.
– Уменьшенное изображение, обозначен масштаб.
– Обозначены направления на стороны света.
Отличия:
– На карте не обозначаются дома.
– На карте обозначаются реки, озёра, города, горы в очень уменьшенном
варианте.
– План более подробен.
– Как изображают дома на плане и на карте?
(На плане дома
изображены, а на карте показан лишь город, а сами дома – нет.)
V.
Самостоятельное
применение новых знаний
Слайд 19
-Постройте схему
взаимосвязи между этими понятиями
карта дома реки города улицы лес крупный
масштаб мелкий масштаб план
Слайд 20-30
Индивидуальная работа
Игра «Где план?
Где карта?»
— Если перед вами
план, то вы расправляете руки, как крылья и летите на высоте птичьего полета.
— Если перед вами
карта, то вы сжимаетесь.
VI.
Итог урока
Слайд 31
—
Что вы нового для себя
узнали?
—
Что вам помогло открыть
новые знания?
—
Где пригодятся эти знания?
—
Кто из ребят больше всех
помог в открытии знаний?
—
Как работал каждый из вас?
VII.
Рефлексия
Слайд 32
– Как работал ты?
– Какую работу мы
сегодня выполняли?
– Чему учились?
– Кто или что вам
помогало справиться?
– Кто доволен сегодня
своей работой?
Слайд 33
Операция «ХИМС»
Цель:
Выяснить впечатления учеников от прошедшего урока.
Технология
проведения:
У
каждого ученика листочки. Отметьте галочкой:
–
Хорошо…
–
Интересно…
–
Мешало…
–С
Собой возьму…
См. Приложение
VIII.
Домашнее задание
Слайд 34
Попробуйте
самостоятельно применить полученные сегодня на уроке знания, выполнив задание в
рабочей тетради с. 25
Ребята, спасибо за
помощь!
Мне было с вами
очень комфортно вести занятие.
Благодарю за
активную работу на уроке.
Желаю успехов в
учебе.
Приложение
Хорошо: работал в паре отвечал на |
|
Интересно: сравнивал |
|
Мешало: работа с другом вопросы учителя |
|
С собой умение читать умение различать знаки на карте |
План местности
План местности – это чертёж участка земли с изображением различных объектов: дорог, рек, озёр, населённых пунктов. По плану можно определить маршрут движения и подробно узнать, что находится на данном участке земли. На плане предметы обычно обозначают такими, какими мы их видим сверху.
С помощью карандаша ты можешь изобразить на бумаге расположение мебели и доски в классе. В зависимости от того, как ты нарисуешь, у тебя получится план или рисунок класса.
Можно начертить план школьного двора и изобразить на нём школу, спортивную площадку, цветник. Линией можно показать путь, по которому ты каждый день идёшь из школы домой.
На плане все объекты изображают схематично, в виде условных знаков.
Стрелкой в левом верхнем углу указывают направление на север.
Условные знаки:
Найди на плане школу, каменный мост, шоссе, лес, фруктовый сад, озеро.
Масштаб
Представь себе, каким должен быть лист бумаги, чтобы изобразить на нём реки, горы, моря в натуральную величину. Сделать это невозможно. Поэтому все объекты и расстояния на плане и карте уменьшают во много раз. Для этого используют условную величину – масшта?б.
Масштаб обязательно указывают на плане или на карте. Записать масштаб можно по-разному. Например, в виде чисел так: 1:100 (это означает, что 1 см на плане заменяет 100 см на местности). Можно просто написать: в 1 см – 1 м.
На плане местности изображают небольшие участки земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.
Вопросы и задание
1. Что такое план местности?
2. Для чего используют масштаб?
Выбери правильный ответ.
1. План местности – это:
а) уменьшенный чертёж местности;
б) модель Земли.
2. Масштаб показывает, во сколько раз на карте:
а) увеличено изображение;
б) уменьшено изображение.