Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Подготовила:
Кулешова А.В.
Примерный план индивидуального проекта по математике. -
2 слайд
Изучение теоретического материала;
Постановка целей и задач исследования;
Формулировка гипотезы;
Обработка материала;
Анализ, выводы;
Представление исследовательской работы.
Этапы учебного исследования -
3 слайд
Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов.
Примерный объем: от 15 до 20страниц.
Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры.
Примерный объем: от 15 до 20 страниц.Классификация проектов
-
4 слайд
Критерии оценивания.
-
5 слайд
Критерии оценивания.
-
6 слайд
Критерии оценивания.
-
7 слайд
Критерии оценивания.
План исследовательской работы
1. Титульный лист исследовательской работы
Оформляется титульный лист исследовательской работы или проекта на листе формата А4 и является первой страницей проектной работы школьника.
Поля:
- левое поле листа — 20 мм
- правое — 10 мм
- верхнее и нижнее — по 15 мм
Междустрочный интервал – 1,5 (полтора).
Титульный лист не нумеруется!
В верхнем поле титульного листа исследовательской работы пишется полное название учебного заведения (размер шрифта – 16 пт.).
Посередине листа пишется без кавычек «Исследовательская работа» (шрифт – 24 пт.)
На следующей строке – заглавными буквами указывается название исследовательской работы без слова «тема», без кавычек и без точки в конце (шрифт – 28 пт.).
Название не должно быть длинным, «стандартным или избитым», а по возможности кратким, интригующим. Название на титульном листе должно соответствовать общему содержанию проекта и заинтересовать ознакомиться с работой.
Название, если необходимо, может содержать подзаголовок для более конкретного представления темы проекта, но он должен быть очень кратким и не превратиться во второе заглавие работы.
В правом нижнем углу титульного листа указываются сведенья об авторе исследовательской работы (фамилия, имя, класс), ниже — о руководителе исследовательской работы (пишут «Руководитель» и указывают его фамилию, инициалы и должность.
Если руководителей исследовательского проекта несколько, указываются все через запятую. Если в вашей работе помогал консультант, то его инициалы и фамилия помещается ниже руководителя с указанием «Консультант».
В самом низу титульного листа по центру указывается место выполнения исследовательской работы школьника: Киев, на следующей строчке – год выполнения работы – 2013 – без точки, кавычек, слова «год» или «г» (шрифт – 14 пт.).
2. Содержание исследовательской работы
Оформление содержания исследовательской работы
При оформлении работы содержание исследовательского проекта помещается на втором листе и оформляется согласно приведенному нами примеру и образцу ниже.
Все главы в «Содержании» начинаются с заглавной буквы.
В Содержании исследовательской работы пишутся названия глав и параграфов с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Последнее слово главы или параграфа соединяется с соответствующим ему номером страницы многоточием.
При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце.
Главы и параграфы в содержании проекта нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены (напр. 1.1, 1.2, и т.д.).
Разделы «Введение«, «Заключение«, «Список литературы» и «Приложения» не нумеруются!
Образец содержания исследовательской работы (проекта)
Простыми словами содержание оформляется строго по правилам, нумеруются и отмечаются разделы исследовательской работы, расположенные в тексте проекта, указываются страницы.
Содержание
Введение………………………………………………………..3
(Во введении обычно описывают: обоснование выбора темы работы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотезу, методы исследования, новизну исследовательской работы(при наличии), теоретическую и практическую(при наличии) значимость работы)
1. Подготовка к исследованию (например)……….5
1.1 Исторические сведения……………………….5
1.2 Сбор информации……………………………….7
1.3 Проведение анкетирования…………………8
1.4 Техника безопасности…………………………9
(Правила техники безопасности описываются при необходимости)
2. Проведение исследования(например)………….10
2.1 Первый этап исследования………………..10
2.2 Второй этап исследования…………………11
2.3 Заключительный этап исследования…..12
Заключение……………………………………………………13
(Итоги исследовательской работы)
Список литературы………………………………………..14
Приложения…………………………………………………..15
Обращаем внимание, что Содержание исследовательского проекта оформляется очень аккуратно, со всеми выравниваниями текста и нумерации.
3. Введение исследовательской работы
Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования (если имеется).
Также во введении определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) исследовательской работы (проекта).
Что отражается в разделе Введение?
В главе «Введение» необходимо сжато представить основные идеи исследовательской работы!
— первый раздел исследовательского проекта, располагается на третьем листе после Содержания исследовательской работы.
В нем раскрывается актуальность темы, цель и задачи проекта, объект исследования и гипотеза, которая формулируется при наличии практической части в исследовательской работе, наличии экспериментов, опытов, наблюдений.
О доказывает значимость, современность, нужность результатов проводимого исследования.
Формулируется также – модель желаемого конечного результата исследования ребенка.
акже важно указать конкретные , которые предстоит решить в процессе всего хода работы. Во Введении исследовательской работы можно также указать степень разработанности данной темы в литературе, сформулировать .
Структура введения исследовательской работы
Приведем пример плана введения исследовательской работы (проекта) школьника:
- Актуальность темы исследования
- Проблема, на решение которой направлено исследование
- Объект и предмет исследования
- Цель исследовательской работы
- Задачи исследовательской работы
- Гипотеза (предположение)
- Основные этапы работы, организация
- Методы исследования
- Научная новизна исследования
- Теоретическая значимость работы
- Практическая значимость работы
- Характеристика основных источников получения информации
Каждый из перечисленных выше пунктов Введения в исследовательский проект описывается с нового абзаца без нумерации и без оформления в виде заголовка.
Ж
актуальность работы, предмет исследования, объект исследования, цель исследования, задачи исследования и т.п.
Объем раздела Введение — обычно 1-1,5 страницы.
Раздел Введение оформляется согласно правил оформления исследовательской работы.
Введению исследовательской работы рекомендуется уделить особое внимание, это как это визитная карточка вашего проекта, в которой кратко отражается суть вашего исследования или поисковой работы.
4. Историческая справка по проблеме проекта
Историческая справка по проблеме исследовательской работы или проекта обычно берется из сети Интернет (Википедия или др. ресурсы) или из литературы библиотек и архивов.
5. Основная часть исследовательской работы, проекта
П
- Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.
- Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
- Выбор материала, методов для проведения исследования.
- Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).
- Описание этапов проведения исследования.
- Техника безопасности при выполнении работ (если это опыт).
6. Заключение
Заключение исследовательской работы — это краткие выводы по результатам исследовательской работы или проекта школьника, оценка полноты решения поставленных задач.
В Заключении исследовательской работы последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, а также дается самооценка о проделанной работе.
В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
При планировании и составлении плана исследовательской работы (проекта) школьника очень важным и значимым является заключение работы, на него необходимо обратить особое внимание.
7. Используемая литература
Согласно плану, после заключения принято помещать в текст индивидуальной исследовательской работы список литературы, использованной при изучении материала теоретической части исследования, проведения поисковой работы в сети Интернет или архивах.
Каждый включенный в список литературы источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы в исследовательском проекте.
Оформление Списка использованной литературы
Использованная литература
Государственные стандарты и сборники документов
1. ГОСТ 7.1.-84 – Введ. 01.01.86 – М, 1984 – 75с.
2. О правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства РФ от 1 июля 2004 N 458 // Собрание законодательства РФ. — 2004. — N 34. — Ст. 3158
Учебники и учебные пособия
3. Экономика предприятия: учеб. пособие / Е. А. Соломенникова, В. В. Гурин, Е. А. Прищепко, И. Б. Дзюбенко, Н. Н. Кулабахова — Киев: НАУ, 2003. — 245 с.
Книги с одним автором
4. Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. — М.: РАГС, 2003. — 268 с.
Книги одного, двух, трех и более авторов
5. В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие – М.: Мысль, 1984.-268с.
Статья из газеты или журнала
6. Егорова П.Д., Минтусов И.Л. Портрет делового человека // проблемы теории и практики управления. – 1992 – №6. – С.3-17.
Статья из энциклопедии или словаря
7. Бирюков Б.В. Моделирование // БСЭ – 3е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С.393-395
8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 2000. — 940 с.
Электронные ресурсы
9. Tvorcheskie proekty, Inc.(2013). План оформления творческого проекта. Симферополь, Tvorcheskie proekty. Web: http://tvorcheskie-proekty.ru/plan
Книги с одним автором
10. Игнатов, В. Г. Государственная служба субъектов РФ: Опыт сравнительно-правового анализа: науч.-практ. пособие/ В. Г. Игнатов. — Ростов-на-Дону: СЗАГС, 2000. — 319 с.
Также могут использоваться и другие виды информационных источников.
8. Приложения
В приложении исследовательской работы и проекта размещаются диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты. Согласно плану раздел приложения размещается последним в работе.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.
При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.
Если четко придерживаться плана исследовательской работы, ваш индивидуальный или групповой проект будет соответствовать всем нормам и требованиям, а конечно получит высокую оценку.
Более подробно, вы можете ознакомиться на сайте http://obuchonok.ru/plan
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА»
Учебный предмет ОУД.10 Математика
специальность
среднего профессионального образования
43.02.14 Гостиничное дело
Разработчик:
Чернова Т.В., преподаватель математики
« ___ » _______________ 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА 3
ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА. 6
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАГОЛОВКОВ 6
OРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩИМИСЯ 7
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩИМИСЯ 7
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА 7
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА 7
ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ 8
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 9
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации определяют самостоятельную работу студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля. Проектная и исследовательская деятельность студентов является неотъемлемой частью образования, в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебных дисциплин общеобразовательного цикла и одним из приорететных направлений модернизации и практико-ориентированного обучения для подготовки конкурентоспособного специалиста.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение необходимых ресурсов и ожидаемых результатов, оценка результата исследования. Главной целью исследования является развитие личности, приобретение студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции в образовательном процессе.
Результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, представленный в форме:
— письменной работы (эссе, реферат, аналитические и обзорные материалы, мультимедийный продукт и т.д.);
— творческой работы (графический объект, презентация, аудио- и видео файлы и т.д.);
— демонстрации практической работы с программным обеспечением;
-макета или иного конструкторского изделия;
— отчета в рамках проведенного социального исследования.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Индивидуальный проект по предмету «Математика» является одним из методов формирования информационной компетентности студентов, направленной на достижение следующих целей:
-
формирование у студентов представлений о роли математики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе;
-
формирование у студентов умений осуществлять поиск и использование информации;
-
формирование у студентов умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ;
-
развитие у студентов познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
-
приобретение студентами опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
-
владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
Индивидуальный проект включает в себя подготовительный, основной и заключительный этапы.
Подготовительный этап – выбор темы.
Основной этап – разработка и утверждение плана проекта, подбор и изучение литературы, анализ полученной информации, выбор способа представления полученных результатов, оформление и предварительная проверка работы руководителем проекта.
Заключительный этап – предзащита и защита индивидуального проекта.
В процессе выполнения индивидуального проекта по учебной дисциплине «Математика» студенты должны иметь возможность доступа:
-
к электронным учебным материалам по математике в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам);
-
к электронным периодическим изданиям, посвященным информационным технологиям;
-
к программному обеспечению, необходимому для подготовки проекта;
-
к прочим энциклопедическим, специализированным ресурсам, необходимым для подготовки индивидуального проекта.
Структура индивидуального проекта:
-
титульный лист работы;
-
содержание;
-
введение;
-
основная часть;
-
заключение;
-
список использованной литературы и интернет ресурсов;
-
приложения.
Введение раскрывает значение и актуальность выбранной темы, состояние изучаемых вопросов и необходимость проведения исследования. В нём формулируются цель работы, её основные задачи, указывается объект и методы исследования, теоретическая и методологическая основа.
Под актуальностью темы понимается её теоретическая и практическая значимость, важность для формирования информационной грамотности лиц, практического применения знаний основ информатики в профессиональной деятельности.
При формулировании цели и задач исследования необходимо исходить из того, что в них описываются как теоретические, так и практические результаты работы. Главная цель характеризует итог индивидуального проекта в целом, вклад, вносимый в разработку теоретического и практического аспектов обозначенной проблемы. Задачи конкретизируют содержание цели исследования, характеризуя промежуточные итоги работы.
В соответствии с поставленной целью в индивидуальном проекте выделяют задачи, которые перечисляются в повелительной форме: систематизировать…, изучить…, описать…, установить…, выяснить…, обосновать…, проанализировать…, разработать…, предложить… и т.д.
Формулировки содержащихся во введении актуальности, цели и задач работы, научной новизны и практической значимости должны быть чёткими и не иметь двояких толкований.
Описанию решений, указанных во введении целей и задач посвящается всё содержание индивидуального проекта, поэтому в каждой части проекта должна решаться та или иная задача исследования.
Объект исследования представляет собой часть основ информатики в дальнейшей профессиональной деятельности.
Во введении должны быть указаны использованные в работе над проектом методы исследования.
Теоретической и методологической основой при работе над проектом могут послужить научные труды отечественных и зарубежных учёных в области исследуемой проблемы.
В конце введения можно раскрыть структуру работы, т.е. кратко описать перечень её структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Объём введения не должен превышать 1-1,5 страниц.
Основная часть должна состоять из одного или двух разделов.
Первый раздел носит теоретический характер. В ней автор определяет методологические и теоретические основы исследуемой проблемы. Для этого: изучает и делает обзор по изучаемой теме; рассматривает представленные в литературе точки зрения учёных по изучаемому вопросу, выявляет противоречия, критически оценивает представленные взгляды на освещаемый вопрос. В ходе такого размышления формируется собственная точка зрения на предмет и объект исследования, приобретаются навыки подбора аргументов для доказательства своих позиций по тем или иным вопросам.
Первый раздел исследования может содержать 2-3 теоретических вопроса, в которых:
— раскрываются сущность и значимость поставленной проблемы;
— даётся обзор литературных источников, касающихся темы исследования, обобщается отечественный и зарубежный опыт по исследуемой тематике, обосновывается возможность его применения для решения поставленной проблемы.
Объём первого раздела 3-4 страницы машинописного текста.
Второй раздел содержит 3–5 страниц машинописного текста и носит экспериментальный характер.
При изложении материала делаются ссылки на литературные источники путём указания в квадратных скобках их номера в списке литературы и страниц, с которых заимствованы цитаты или цифровой материал, например: [5, с. 77]. При произвольном изложении принципиальных вопросов достаточно указать номер источника, например: [5].
При работе над индивидуальным проектом допускаются промежуточные выводы, которые формируются по итогам написания разделов работы. Вывод по разделу не подлежит обособлению и представляет собой его заключительный абзац, в котором в тезисной форме излагаются полученные автором результаты.
При формулировке выводов по разделу проекта целесообразно использовать речевые конструкции: в работе систематизировано…; установлено…, предложено…, исследовано…, выявлено…, сформулировано…, разработано…, сформировано…
Заключение (1-1,5 страницы) содержит краткие выводы по результатам проведенного исследования. В выводах кратко, но чётко отражаются ключевые положения каждого раздела индивидуального проекта, уделяется внимание решению поставленных задач и целей исследования.
Список литературы и интернет ресурсов включает источники информации, которые студент прямо или косвенно использовал при подготовке и выполнении индивидуального проекта. Литературные источники указываются в алфавитном порядке.
Общее количество источников должно быть не менее 7, при этом на 50% из них должны быть ссылки в тексте работы.
Приложения могут включать графики, схемы, рисунки, таблицы, копии документов и другие необходимые данные. Они располагаются в порядке их упоминания в тексте и служат для иллюстрации отдельных положений исследуемой проблемы или являются результатом предлагаемых автором рекомендаций. Приложений может быть не более 10 страниц.
Текст индивидуального проекта необходимо излагать от первого лица множественного лица: нами, по нашему мнению, на наш взгляд и т.д. Изложение материала должно быть последовательным, логичным и творческим. Пересказывать учебники, учебные пособия, другую специальную литературу не следует. Особое внимание следует обращать на «переходы» от одного раздела к другому, а внутри них – от вопроса к вопросу.
Изложение вопросов, при необходимости, должно иллюстрироваться таблицами, графиками, диаграммами, схемами. Наличие иллюстраций свидетельствует о высоком качестве проработки автором изучаемой проблемы и помогает лучше воспринять материал. Содержание иллюстрированного материала должно быть понятно без обращения к тексту работы.
Общий объём работы должен быть не менее 12 и не более 15 страниц. В нормируемый объём не входят титульный лист, содержание, список использованной литературы и интернет ресурсов, приложения. Объём ниже нормы предполагает, что студент не владеет достаточным количеством информации для обоснованных выводов по исследуемой тематике, а превышение объёма говорит о неумении сортировать и обобщать информацию.
ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА.
Готовый проект брошюруется в папку, предназначенную для такого оформления. В сброшюрованной работе не должно быть пустых страниц.
Титульный лист оформляется строго в соответствии с образцом. Не допускается оформление титульного листа с применением рамок, цветного изображения, изменения шрифта, межстрочных расстояний, применение разрежённости, теней, контуров и других спецэффектов.
Содержание включает введение, наименование разделов, вопросов, заключение, список использованных источников и приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.
Текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта — чёрный. Размер шрифта (кегль) – 14,тип шрифта, но обычно — шрифт «Times New Roman», строчные буквы, без разреженности, теней, контуров и др. спецэффектов, по тексту не допускается курсив, полужирные, подчёркивание в т.ч. при оформлении рисунков и таблиц. Не применяется перенос слов и их разрыв.
Не допускается располагать на странице менее пяти строк, а также заканчивать параграф работы таблицей, рисунком или формулой.
Интервал полуторный, без отступов перед и после абзаца, отключить опции «автоматический перенос слов». Выравнивание текста – «по — ширине».
В тексте работы не допускается сокращение, исключения составляют общепринятые описанные соответствующим стандартом или правилом русской орфографии или пунктуации. Например, и так далее – и т. д.; год (годы) — г (гг.); рубли, тысячи рублей, миллионы рублей – руб., тыс. руб., млн. руб., открытое акционерное общество – ОАО и т.д.
При выполнении индивидуального проекта следует использовать однотипные знаки препинания, например « » или » » , при перечислении однородных членов предложения следует использовать маркировку в виде точек, тире, арабских цифр и русских букв, недопустимо использовать знаки не указанные в приложении.
Размеры полей: правое — 1,5 см, верхнее и нижнее — 2,0 см, левое – 3,0 см.
Страницы проекта нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в правой нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нём не ставится.
По всей работе не допускается обрамление текста с применением рамок, уголков и т.п. объектов.
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАГОЛОВКОВ
Вопросы основной части работы не являются структурными элементами — таким элементом является только вся основная часть в целом. Заголовки структурных элементов работы располагают в середине строки без точки в конце и печатают заглавными буквами без подчеркивания. Каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 или 4 интервалам (15мм). Если проект напечатан интервалом 1,5, то это значит, что расстояние между заголовком и текстом равно одной пустой строке. Расстояние между заголовками раздела и вопросов — 2 интервала (8мм).
Для установки необходимых отступов необходимо использовать стандартное меню редактора MS WORD: «формат – абзац — интервал».
Вопрос раздела начинается на той же странице, на которой закончился предыдущий, исключение составляют случаи, когда после названия структурного элемента помещается менее 4-х строк, в этой ситуации структурный элемент и его вопросы переносятся на следующую страницу.
OРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Выполнение индивидуального проекта осуществляется в соответствии с утвержденным графиком консультаций под контролем руководителя проекта.
Студент 1 раз в месяц представляет итоги реализации плана выполнения индивидуального проекта.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩИМИСЯ
-
Просмотр и проверка этапов выполнения индивидуального проекта.
-
Обсуждение результатов выполненной работы на конкретном этапе индивидуального проекта.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Защита проектной работы проводится на открытом заседании предмено-цикловой комиссии. Студент публично представляет результаты проведенного исследования. Процедура защиты включает доклад (не более 5 -7 минут) с использованием мультимедийной презентации, в которой он отражает актуальность темы проекта; цель и задачи проекта; результаты проведенного теоретического и практического исследования, выявляет проблемы и выдвигает предполагаемые пути решения; а также делает общий вывод по теме исследования.
Если индивидуальный проект предусматривает демонстрацию практической работы студента, то кроме демонстрации студент предоставляет к индивидуальному проекту файл с выполненной работой.
Студент отвечает на вопросы теоретического и практического характера по теме проекта. Ему предоставляется возможность в кратком выступлении разъяснить положения, которые вызвали дискуссию, интерес к проблеме, дать необходимые пояснения, привести дополнительные материалы.
По итогам защиты руководитель проекта составляет отзыв и выставляет оценку.
Работа не допускается к защите по следующим основаниям:
-
представлен отрицательный отзыв научного руководителя;
-
по мнению председателя ПЦК не соответствует требованиям по структуре и содержанию, или не соответствует теме исследования;
-
работа выполнена с грубым нарушением правил оформления или на её титульном листе указана тема отличная от заявленной студентом и закреплённой в приказе;
-
работа представлена на проверку и рецензирование с нарушением сроков.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Результаты защиты индивидуального проекта оцениваются по пятибалльной шкале и фиксируются в виде оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» при этом необходимо учитывать:
-
качество представленной работы и степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
-
аргументацию актуальности и значимости изучаемой проблемы;
-
количество новой информации, использованной для выполнения проекта, степень ее осмысления;
-
полноту раскрытия содержания выбранной темы индивидуального проекта;
-
логичность, четкость и связность выступления;
-
качество ответов на вопросы комиссии;
-
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
-
использование презентации и творческий подход в подготовке наглядного и раздаточного материалов;
-
социальное и прикладное значение полученных результатов.
Результаты защиты индивидуального проекта объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания предметно-цикловой комиссии.
ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
-
Непрерывные дроби.
-
Применение сложных процентов в экономических расчетах.
-
Параллельное проектирование.
-
Средние значения и их применение в статистике.
-
Векторное задание прямых и плоскостей в пространстве.
-
Сложение гармонических колебаний.
-
Графическое решение уравнений и неравенств.
-
Правильные и полуправильные многогранники.
-
Конические сечения и их применение в технике.
-
Понятие дифференциала и его приложения.
-
Схемы повторных испытаний Бернулли.
-
Исследование уравнений и неравенств с параметром.
-
Теория чисел и Пьер Ферма.
-
Треугольники с целочисленными сторонами.
-
Прикладное значение процентных задач в современной жизни.
-
Владение методом математической индукции.
-
Математика и литература – два крыла одной культуры.
-
Изопиранное неравенство.
-
Применение функции Эйлера при построении уникурсальных звёзд.
-
Квадратное уравнение с целыми коэффициентами. Критерии качества корней.
-
Исследование одной задачи на минимум.
-
Цепные дроби: скрытая красота.
-
Симметрия в природе.
-
Сечение многогранников.
-
Стереометрия вокруг нас.
-
Задачи на движение.
-
В мире функций.
-
Производная и её приложение.
-
Загадки пирамиды.
-
Геометрия Лобачевского.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики. Элективный курс. – М.: 2005.
-
Григорьев С.Г., Иволгина С.В. Математика. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2011.
-
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. – М.: Высшая школа. 2009.
-
Григорьев В.П., Сабурова Т.Н. Сборник задач по высшей математике. – Издательский центр «Академия», 2011.
-
Дадаян А.А. Математика: учеб. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 20133.
-
Математика и информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Виноградов Ю.Н., Гомола А.И., Потапов В.И., Соколова Е.В./ — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
-
Математика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образовательных учреждений нач. и сред. образования / В.А. Гусев, С.Г. Григорьев, С.В. Иволгина – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
-
Высшая математика для экономистов. Под ред. Н.Ш. Кремера. – М.: ЮНИТИ, 2007.
-
Спирина М.С. дискретная математика: учеб. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
-
Омельченко В.П. Математика. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006.
Дополнительные источники:
-
Запорожец Г.И. Руководство к решению задач по математическому анализу. М.: Высшая школа, 1966.
-
Смирнов В.И. Курс высшей математики. Т.1. – М.: Наука, 1974.
-
Пискунов Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисления. Т.1. – М.: Наука, 1989.
Интернет-ресурсы
-
www.fcior.edu.ru/ Информационные, тренировочные и контрольные материалы.
-
www.school-collection.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
-
http://www.razumdom.ru/ — интернет ресурс «Разумный дом».
-
http://school-collection.edu.ru/ Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Каталог ИУМК, ИИСС, ЦОР.
-
http://www.fcior.edu.ru/ ФЦИОР – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Каталог учебных модулей по дисциплинам.
-
http://window.edu.ru/window Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог учебных продуктов.
-
http://eor-np.ru/ Электронные образовательные ресурсы.
-
www.osw.mit.edu/OcnWeb/Global/all-courses.htm/ обучающий сайт – Информационно-коммуникационные технологии в образовании. http://emag/ils/ru/infosoc/emag.nsf
Надо написать Проект по математике?
Зачем нужна математика? Часто слышим этот вопрос. Математическая грамотность это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать обоснованные математические суждения, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем свои потребности.
- Проекты по математике пишут и педагоги и обучающиеся. Обобщенная тематика проектов по математике может выглядеть быть сформулирован так проект «Математика вокруг нас».
В результате выполнения проектов по математике у обучающихся формируется математическая грамотность, математические представления, математический язык, происходит математическое развитие.
Примерный план проекта по математике
Выполняя проекты по математике авторы дают ответы на математические почему: Кто придумал математику? Зачем нужна математика? Почему математикам не дают нобелевскую премию? Почему математика проста? Почему математика царица наук? Почему математику называют элементарной? Почему гиппарха называют создателем первых математических теорий? Почему алгебра? Почему геометрия?
В результате выполнения проектов по математике педагоги ставят цели обучения, а учащиеся усвоения таких понятий и их сути, как: математическая задача, математическая модель задачи, математические функции, математическое действие, математическое выражение, математические методы, математические термины, математический анализ, математический диктант, математическая алгебра, математические работы,
В ходе выполнения математических проектов происходит решение математических задач, формирование математических навыков и математической грамотности. Думай как математик! – обратимся мы к каждому.
Можно ли скачать Проект по математике?
При использовании материала ссылка на авторство обязательна.
Во все времена школа, помимо обучения детей
основам наук, выполняла и важнейшую задачу
подготовки подрастающего пфоколения к
самостоятельной жизни в обществе.
А для современного общества характерна
сложность социальных, культурных, экономических
условий, поэтому оно остро нуждается в людях,
которые умеют самостоятельно думать и решать
разнообразные проблемы, обладают критическим и
творческим мышлением, умеют работать в
коллективе, обладают коммуникационными
навыками, то есть являются конкурентоспособными.
Таким образом, сегодня школа должна решить
непростые вопросы: какой должна быть новая
модель образования и как наиболее безболезненно
для всех участников педагогического процесса
изменить свою работу с целью выполнения
социального заказа, и что очень важно, сделать
привлекательной эту модель для самих учащихся.
Одним из решений этой проблемы может быть
организация учебного процесса, направленного на
развитие творческих способностей учащихся и
навыков исследовательской, проектной
деятельности, что способствовало бы
формированию выше указанных качеств будущих
выпускников.
Осмысление и применение этого метода в новой
учебной, социально-культурной ситуации, в свете
требований к образованию на современной ступени
общественного развития позволяет говорить о
школьном проекте как о новой технологии в
педагогике, которая позволит эффективно решать
задачи личностно-ориентированного подхода в
обучении подрастающего поколения. Проект ценен
тем, что в ходе его выполнения школьники учатся
самостоятельно добывать знания, получают опыт
познавательной и учебной деятельности. Если
ученик получит в школе исследовательские навыки
ориентирования в потоке информации, научится
анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты,
делать выводы и заключения, то он в силу более
высокого образовательного уровня легче будет
адаптироваться в современном обществе, к
меняющимся условиям жизни, правильно будет
ориентироваться в выборе профессии и будет жить
творческой жизнью.
Главные цели введения метода проектов на
уроках математики:
- показать умения отдельного ученика или группы
обучающихся использовать приобретенный на
уроках математики в школе исследовательский
опыт; - реализовать свой интерес к предмету математики;
приумножить знания по математике и донести
приобретенные знания своим одноклассникам; - продемонстрировать уровень обученности по
математике; совершенствовать свое умение
участвовать в коллективных формах общения; - подняться на более высокую ступень обученности,
образованности, развития, социальной зрелости.
Организуя работу над проектом на уроках
математики важно соблюсти несколько условий:
- Тематика проектов должна быть известна
заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на
сопоставление и сравнение некоторых фактов,
фактов из истории математики и жизни ученых
математиков, подходов и решений тех или иных
проблем. Желательно чтобы ученик или группа
выбрала тему самостоятельно. - Проблема, предлагаемая ученикам,
формулируется так, чтобы ориентировать учеников
на привлечение фактов из смежных областей знаний
и разнообразных источников информации. - Необходимо вовлечь в работу над проектом как
можно больше учеников класса, предложив каждому
задание с учетом уровня его математической
подготовки.
Ученик (или группа учащихся) подчеркивает
актуальность темы проекта для общественной
жизни, для расширения познавательного и
образовательного уровня тех, кто будет
знакомиться с результатами исследования,
желание и возможность раскрыть и развить тему
интересно для своих одноклассников, для
коллектива учителей своей школы или за ее
пределами. Следующий этап предполагает
формулировку проблемы, которые ученик выбрал для
исследования. К этому моменту он уже продумал и
осмыслил тему, прежде чем самостоятельно
определить вопросы, ориентирующие на примерное
содержание его работы. Может и быть такое, что
ученик полностью не справится с такой работой, но
тут и должен прийти на помощь учитель (или более
сильные одноклассники).
Следующая ступень в организации проектной
деятельности на уроках математики предполагает,
что участники разных проектов обсудят
конкретные проблемы исследования, уточнят или
даже изменят формулировку своей темы, наметят
сроки выполнения. В процессе обсуждения
выявляется эрудиция участника проекта, их
математический кругозор, знание ими других
источников кроме учебника. Также важно на этом
этапе и участие тех детей, которые не выбрали
проект. На данном этапе они чувствуют свою
причастность к исследовательской деятельности,
расширяют круг своих знаний по математике.
Полезны также промежуточные отчеты учащихся по
проектам. В дискуссии по коллективному проекту
обязательно выслушивается мнение каждого
участника. Это покажет учителю одинаковый ли
уровень подготовки обучающихся, не возникнут ли
в процессе исследовательской деятельности
разногласия, которые будут тормозить ее
выполнение. Далее идет полностью работа с
информативным материалом.
Проекты могут оформляться в письменном виде и
путем публичной защиты. Объем письменно
оформленных проектов по математике может быть
различным, в зависимости от типа проекта и
времени его выполнения, в зависимости от
количества графического материала, рисунков,
таблиц исследования и т.д. Меньшим, как правило,
бывает объем краткосрочного проекта. Он
охватывает небольшой круг вопросов.
В любом случае проектная методика предполагает
самостоятельную работу ученика с источниками
информации. Как же работать с источниками? В
начале учащийся должен при беглом просмотре
источника определить – имеет ил отношение
информация к проблематике проекта. С этой целью
читается название книги, просматриваются схемы,
формулы, таблицы и т.д. Если источник
заинтересовал ученика, он должен переходить к
чтению с полным пониманием. Таким образом, путем
разных стратегий, отбирается важный
исследовательский материал по выбранной теме.
Вообще не нужно бояться данного этапа. Именно на
данном этапе снимаются все трудности: они
сопоставляют план изложения материала, в котором
отражен прогноз результатов исследования,
излагают свои знания, соображения, идеи по
проблеме. Далее на каком-то уроке можно провести
предварительную апробацию написанного проекта.
Итак, мы видим ведущую линию в осуществлении
проектной деятельности на уроках математики. Она
состоит в том, чтобы выбрать тему проекта,
выделить в ней проблемы, наметить направление и
ход ее разработки, наполнить ее интересным
материалом и содержанием, логически ее
завершить, продемонстрировать свою эрудицию в
предмете исследования. В процессе проектной
деятельности по предмету математика расширяется
образовательный кругозор учащихся, возрастает
стойкий познавательный интерес к предмету,
формируется исследовательский навык. Ученик
способный к такой исследовательской
деятельности способен занять определенную
жизненную позицию при оценке любой социальной
ситуации. Опыт изучения проектной деятельности
показывает высокий уровень обученности по
математике, богатый словарный запас по предмету.
У учащихся к выпуску наблюдается формирование
всех компонентов исследовательской культуры:
мыслительных умений и навыков (анализ и
выделение главного, сравнение, обобщение и
систематизация); умения и навыки работы с
дополнительными источниками информации; умения
и навыки, связанные с культурой устной и
письменной речи.
Работа с обучающимися
Занятие 1.
Учитель знакомит ребят с необходимым
теоретическим материалом, основываясь на
брошюре “Проектное портфолио”, которая
предлагается ученикам в конце занятия. Метод,
преобладающий на занятии – беседа.
Вопросы, которые были заданы ученикам:
- Что такое проекты? Принимали ли вы когда-нибудь
в них участие? Приведите примеры. - Как вы думаете, как организовывается работа над
проектом? - Какие виды проектов бывают?
ПРОЕКТНОЕ ПОРТФОЛИО
I. Что такое проектная работа?
Проект – самостоятельная творческая работа
учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в
жизнь с помощью консультаций учителя.
Хотелось бы, чтобы в результате работы над
проектом вы получили удовольствие, смогли
проявить самостоятельность, фантазию,
творческий подход. Кроме того, подобная работа
поможет вам укрепить дружеские и товарищеские
отношения. Вы, надеемся, будете в работе
поддерживать друг друга, подсказывать пути
решения возникающих проблем, сумеете
распределить обязанности, взаимодействовать
друг с другом.
Очень хотелось бы, чтобы в процессе работы вы
научились планировать свою работу, заранее
просчитывать возможные результаты; использовать
различные источники информации, а также
самостоятельно отбирать и накапливать материал;
анализировать отобранный материал, сопоставлять
факты; аргументировать свою точку зрения,
отстаивать её; распределять обязанности внутри
группы; представлять созданный проект перед
аудиторией; оценивать себя и других; лучше
овладеть умениями и навыками работы с
современными информационно-техническими
средствами
II. Как ты будешь работать над проектом? (краткий
экскурс)
Работа будет включать в себя
последовательность этапов.
Первый этап – этап планирования. Это этап
подготовки проекта. Прежде всего необходимо
определиться с темой проекта. Причем тему надо
выбрать такую, чтобы она была интересна каждому
участнику проекта. После необходимо определить
цель проекта, и то, как мы эту цель будем
достигать, т.е. задачи нашего проекта. Здесь
необходимо точно представлять себе объем и
конечный результат проекта. После этого
составляется план выполнения проекта. Далее, с
опорой на имеющийся план, формируются группы и
распределяются роли (обязанности) внутри каждой
из групп. Здесь же определяются материалы и
средства, необходимые для реализации проекта,
обсуждаются сроки выполнения каждого из этапов
деятельности, форма представления готового
результата.
Второй этап – этап выполнения проекта.
Обычно этот этап разбивается на два:
аналитический этап и этап обобщения информации.
На аналитическом этапе происходит
самостоятельное исследование, поиск и обработка
информации. Как правило, для выполнения проекта
необходимо довольно много различного материала,
поэтому можно распределить обязанности внутри
группы. Распределить между участниками фронт
работы. Когда вся необходимая информация для
выполнения проекта получена, ее необходимо
обработать. То есть наступает этап обобщения
информации. Здесь необходимо привести
полученные данные в систему, обобщить их.
На последнем этапе работы над проектом
необходимо поработать над тем, как представить
результат всей работы остальным участникам.
Здесь надо описать все этапы работы, методы и
приемы, которые использовались. Выявить
трудности, с которыми столкнулись, как они были
преодолены.
III. Проекты бывают:
а) краткосрочные проекты (это могут быть
проекты, предусмотренные для проведения на уроке
или во внеурочное время для решения небольшой
проблемы);
б) долгосрочные, предусматривающие решение
достаточно сложной проблемы, требующей
длительного наблюдения, постановки
экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка.
Такие проекты могут предусматривать серию
подпроектов, которые могут образовывать целую
программу. Длительность таких проектов может
быть от месяца до года и даже более.
Какие бывают типы проектов? (если тебе трудно
понимать смысл текста читай только жирный шрифт
и примеры).
а) исследовательские. Такие проекты требуют
хорошо продуманной структуры, обозначенных
целей, актуальности проекта для всех участников,
продуманных методов, в том числе
экспериментальных и опытных работ, методов
обработки результатов. Пример: проекты для
старшеклассников: эссе, исследовательские
рефераты.
б) творческие. Такие проекты, как правило, не
имеют детально проработанной структуры, она
только намечается и далее развивается,
подчиняясь логике и интересам участников
проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная
игра, подготовка выставки.
в) игровые. В таких проектах структура также
только намечается и остается открытой до
окончания проекта. Участники принимают на себя
определенные роли, обусловленные характером и
содержанием проекта. Это могут быть литературные
персонажи или выдуманные герои, имитирующие
социальные или деловые отношения, осложняемые
придуманными участниками ситуациями. Результаты
таких проектов могут намечаться в начале
проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу.
Степень творчества здесь очень высокая, но
доминирующим видом деятельности все-таки
является ролево-игровая, приключенческая.
Пример: сценарий праздника эпохи, фрагмент урока,
кроссворды.
г) информационные проекты. этот тип проектов
изначально направлен на сбор информации о
каком-то объекте, ознакомление участников
проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение
фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Пример: различные сообщения, доклады.
д) практико-ориентированные. Эти проекты
отличает четко обозначенный с самого начала
предметный результат деятельности участников
проекта. Причем этот результат обязательно
ориентирован на интересы самих участников. Такой
проект требует хорошо продуманной структуры,
даже сценария всей деятельности его участников с
определением функций каждого из них, четкие
выводы и участие каждого в оформлении конечного
продукта. Здесь особенно важна хорошая
организация координационной работы. Пример:
проект закона, справочный материал, программа
действий, совместная экспедиция, наглядное
пособие.
2 занятие.
IV. Как лучше организовать работу над проектом?
Предлагается следующая последовательность
работы:
1. Уточнение и формулировка задач.
Правильная формулировка задачи проекта (т.е.
проблемы, которую предстоит решить)
предопределяет результативность работы группы.
Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены
каждой группы обмениваются уже имеющимися
знаниями по выбранному ими направления работы, а
также соображениями о том, что ещё, на их взгляд,
необходимо узнать, исследовать, понять. Затем
учитель при помощи проблемных вопросов подводит
учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся
априорно знают решение поставленной проблемы и
легко отвечают на вопросы учителя, задачи для
группы поставлены не правильно, так как не
отвечают основной цели проекта – обучению
навыкам самостоятельной работы и
исследовательской деятельности.
Во время работы над проектом учителю
необходимо следить, чтобы каждая группа и каждый
её член чётко понимали свою собственную задачу,
поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором
были бы вывешены: общие темы проекта, задачи
каждой группы, списки членов групп,
консультантов, ответственных и т.д. Такой стенд
способствует также осознанию каждым учащимся
ответственности за выполняемую работу перед
остальными участниками проекта.
2. Поиск и сбор информации.
Здесь учащиеся определяют, где и какие данные
им предстоит найти. Затем начинается
непосредственно сбор данных и отбор необходимой
информации. Этот процесс может осуществляться
различными способами, выбор которых зависит от
времени, отведённого на данный этап,
материальной базы и наличия консультантов.
Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ
сбора информации: наблюдение, анкетирование,
социологический опрос, интервьюирование,
проведение экспериментов, работ со средствами
массовой информации, с литературой. Задача
учителя – обеспечить, по мере необходимости,
консультации по методике проведения такого вида
работы. Здесь необходимо уделить особое внимание
обучению учащихся навыкам конспектирования. На
данном этапе учащиеся получают навыки поиска
информации её сравнения, классификации;
установления связей и проведения аналогий;
анализа и синтеза; работы в группе, координации
разных точек зрения посредством:
– личных наблюдений и экспериментирования;
– общения с другими людьми (встречи,
интервьюирование, опросы);
– работы с литературой и средствами массовой
информации.
Учитель играет роль активного наблюдателя:
следит за ходом исследований, соответствием цели
и задачам проекта; оказывает группам необходимую
помощь, не допуская пассивности отдельных
участников; обобщает промежуточные результаты
исследования для подведения итогов на конечном
этапе.
3. Обработка полученной информации.
Необходимое условие успешной работы с
информацией – ясное понимание каждым учеником
цели работы и критериев отбора информации.
Задача учителя – помочь группе определить эти
критерии. Обработка полученной информации – ее
понимание, сравнение, отбор наиболее значимой
для выполнения поставленной задачи. Учащимся
потребуются умение интерпретировать факты,
делать выводы, формировать собственные суждения.
Именно этот этап наиболее труден для учащихся,
особенно если они привыкли находить в книгах
готовые ответы на все вопросы учителя. Учителю
могут помочь в работе вопросы, приведенные ниже.
Вопросы, которые может задать учитель на
аналитическом этапе
Определение задач: |
|
|
Поиск и сбор информации: |
|
|
Интерпретация полученных данных: |
|
|
3 занятие.
III. Этап обобщения информации.
На этом этапе осуществляются структурирование
полученной информации и интеграции полученных
знаний, умений, навыков. При этом учащиеся:
систематизируют полученные данные; объединяют в
единое целое полученную каждой группой
информацию; выстраивают общую логическую схему
выводов для подведения итогов. (Это могут быть:
рефераты, доклады, проведение конференций, показ
видеофильмов, спектаклей; выпуск стенгазет,
школьных журналов, презентация в интернете и
т.д.).
Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся
обменивались знаниями и умениями, полученными в
процессе различных видов работ с информацией
(анкетирование и обработка полученных знаний,
проведение социологического опроса,
интервьюирование, экспериментальная работа и
т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа
должны быть направлены на обобщение информации,
выводов и идей каждой группы. Учащиеся должны
знать порядок, формы и общепринятые нормы
представления полученной информации (правильное
составление конспекта, резюме, реферата, порядок
выступления на конференции и т.д.). И на этом этапе
учителю необходимо предоставить учащимся
максимальную самостоятельность выбора форм
представления результатов проекта, поддерживать
такие, которые дадут возможность каждому ученику
раскрыть свой творческий потенциал. Если
случиться так, что ребята испытывают затруднения
в процессе решения какой-либо проблемы, учитель
должен прийти им на помощь, но только с личного
приглашения ребят. Не следует вмешиваться в их
творческий исследовательский процесс без их
согласия. В то же время следует помнить, что
пускать все на самотек, допускать стихийную
самостоятельность нельзя.
Процесс обобщения информации важен потому, что
каждый из участников проекта как бы “пропускает
через себя” полученные всей группой знания,
умения, навыки, так как в любом случае он должен
будет участвовать в презентации результатов
проекта.
Варианты вопросов:
- Какие данные и выводы целесообразно обобщить и
вынести на презентацию? - Кому, по – вашему, будет интересна проблема над
которой вы работали? - В какой форме вы хотели бы представить итоги
вашей работы? Составьте план. - В чем вы могли бы помочь (исходя из личных
склонностей, интересов, способностей) при
подготовке презентации итогов проекта? - В чем будет состоять “изюминка” вашей
презентации? - Какие формы презентации вы считаете наиболее
приемлемыми, и учитывая содержание, цель проекта,
возраст и уровень знаний предполагаемой
аудитории, а также ваши способности и интересы? - Какие затраты предполагает выбранная форма
презентации? - Сколько времени потребуется на подготовку
выбранной вами формы презентации? - Чем необходимо заняться в первую очередь? В
каком порядке будет выполняться работа? Как она
будет распределяться между участниками
мероприятия? Кто и за что будет отвечать?
4 занятие.
IV. Представление полученных результатов
работы (презентация).
На этом этапе учащиеся осмысливают полученные
данные и способы достижения результата;
обсуждают и готовят итоговое представление
результатов работы над проектом (в школе, округе,
селе и т.д.). Учащиеся представляют не только
полученные результаты и выводы, но и описывают
приемы, при помощи которых была получена и
проанализирована информация; демонстрирует
приобретенные знания и умения; рассказывают о
проблемах, с которыми пришлось столкнуться в
работе над проектом.
Любая форма презентации также является учебным
процессом, в ходе которого учащиеся приобретают
навыки представления итогов своей деятельности.
Основные требования к презентации каждой группы
и к общей презентации: выбранная форма должна
соответствовать целям проекта, возрасту и уровню
аудитории, для которой она проводится. В процессе
работы по обобщению материала и подготовки к
презентации у учащихся, как правило, появляются
новые вопросы, при обсуждении которых может быть
даже пересмотрен ход исследований. Задача
учителя – объяснить учащимся основные правила
ведения дискуссий и делового общения; научить их
конструктивно относиться к критике своих
суждений; признавать право на существование
различных точек зрения решения одной проблемы.
Работая над проектом, учителю не следует
забывать, что основными критериями успешности
являются радость и чувство удовлетворения у всех
его участников от осознания собственных
достижений и приобретенных навыков. Как видно из
вышесказанного степень активности учеников и
учителя на разных этапах разная. В учебном
проекте ученики должны работать самостоятельно.
Степень активности и самостоятельности учащихся
можно представить в виде схемы
Из практики
Отличительная черта проектной методики –
особая форма организации. Организуя работу над
проектом, стараюсь соблюсти основные этапы
проектной деятельности.
Каждый проект соотносится с определенной темой и
разрабатывается в течение определенного
времени.
Я использую следующую классификацию проектов.
По продолжительности подготовки:
– краткосрочный
– средней продолжительности
– долгосрочный
2. По количеству участников:
– индивидуальный
– работа в парах
– групповой (4-6 человек)
По методу:
– творческий
– исследовательский
– информационный
(ознакомительно-ориентированный).
Необходимо отметить, что при выполнении
учащимися мультимедийной презентации в
программе Microsoft Publisher, проекты оцениваются по
100-бальной шкале. Оцениваются содержание,
оформление, устное выступление. Бланк оценки
вывешивается в кабинете
для ознакомления.
Небольшие проекты на несколько уроков, где
проводится совместная работа над подготовкой
проекта – прекрасная возможность дать каждому
участнику шанс проявить свою творческую
индивидуальность.
Вот как, например, проходила защита групповых
проектов по теме: “ Теорема Виета”. Учащимся
предлагаю разделиться на группы по 3-4 человека.
Каждая группа получает домашнее задание: найти
различные способы доказательства теоремы Виета
.Оформить доказательство в виде презентации (это
может быть компьютерная, стендовая, альбомная и
др.) и подготовить защиту одного понравившегося
доказательства , указав его преимущества и
недостатки.
Каждая группа выдвигает своего представителя и
консультанта, которые делают презентацию своей
работы на уроке. Другие группы принимают
активное участие в обсуждении и доказательстве,
делая записи в тетрадях, задавая дополнительные
вопросы.
Учитель направляет учебную дискуссию в нужном
направлении.
Техническая группа (2-3 учащихся) в ходе урока
собирает весь проект полностью и готовит
презентацию всего проекта в целом.
Также предлагаю учащимся творческие мини–
проекты для домашнего задания. Планируемыми
результатами и формами их представления могут
быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, газета, журнал
и др.
Эти проекты предполагают активизацию учащихся,
т. к. они должны знакомиться с учебной
литературой, справочниками, подбирать рисунки и
рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки
могут участвовать в проектной работе в
соответствии со своими возможностями. Ведь
составить и красочно оформить кроссворд, ребус
может ученик, у которого трудности с математикой,
но отличные способности к рисованию. А возникший
интерес и чувство радости от выполненного
задания у школьника – и есть критерий успешной
работы.
Однако, в последнее время, учащиеся
заинтересованы использовать компьютерные
технологии, так как они позволяют сделать
процесс создания проекта более увлекательным.
Информационные проекты
В 5-м классе “Старинные меры”, в 6-м классе
“Пропорции вокруг нас”, в 7-м классе “Как
функция может связать воедино окружающий нас
мир”, в 8-м классе проект “В мире симметрии”.
Исследовательские проекты
В 7-м классе “Взаимное расположение графиков
линейных функций”, “Формулы сокращенного
умножения”, проект в 8-м классе “Теорема Виета”,
“Золотое сечение”.