Как составить план по русским народным сказкам

Литературное чтение 3 класс. Проект «Народные сказки (русские народные сказки)»: как правильно сделать, где найти готовые образцы?

Сказки — это небольшие истории, которые на протяжении веков передавались из поколения в поколение. Их можно разделить на две большие категории: к первой мы отнесем те сказки, которые сочинил народ, а ко второй — сказки, написанные писателями.

Изначально народные сказки были устными, поэтому часто сказители, рассказывая ту или историю, слегка изменяли их, прибавляли или, наоборот, убирали некоторые детали. В основе сказки лежит история, которая произошла когда-то (очень давно). Поэтому сказки часто начинаются со слов:

Существует три основные вида сказок: волшебные, о животных и бытовые. Действие в сказках обычной происходит в нереальном, выдуманном мире. Герои — люди, животные, которые умеют думать и говорить, а также различные волшебные существа — феи, колдуны, страшные чудища. Некоторые сказочные персонажи — добрые и злые — кочуют из сказки в сказку. Например, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Иван Царевич, Василиса Премудрая.

На помощь героям в сказках приходят волшебные помощники и волшебные предметы — ковер-самолет, волшебная палочка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка и др.

Роль волшебных помощников могут выполнять не только добрые феи, но и животные, например, Серый волк (из одноименной сказки), Жар-птица, щука.

_

Вывод: сказки создавались не только для развлечения. В каждой сказке обязательно присутствует скрытая или явная мораль — урок, который должен извлечь внимательный слушатель.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Санит­арный врач
[44.7K]

3 года назад 

Литературное чтение 3 класс. Проект «Народные сказки» мы делали по следующему плану:

  1. Что такое сказка (определение и рисунок).
  2. Какие бывают сказки. Две классификации: (народные и авторские), (волшебные, бытовые и о животных).
  3. Признаки и особенности народной сказки (нет автора, передавалась из уст в уста, есть несколько вариантов одной и той же сказки, язык простой, как правило, начинается с присказки, обязательно есть зачин и концовка, часто используются магические цифры — троекратные повторения и цифры 7 либо 100, ограниченное количество героев, повторяющиеся в разных сказках — баба-яга, старик и старуха, их сын Иван и т.д.), нет явного отношения автора к героям, добро всегда побеждает зло, отрицательные герои в конце сказки наказаны, всегда можно выделить мораль сказки, она чему-то учит).
  4. Особенности русской народной сказки. Особенности русских народных сказок: воспевается доброта, щедрость, находчивость, положительными героями часто становятся младшие сыновья, обиженные старшими, жалость к слабым, бедным и обездоленным, вера в чудо и неожиданное везение и помощь от сказочных сил, распевный язык с сокращенными прилагательными.
  5. Примеры русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Маша и медведь», «Колобок» «Заячья избушка», «Аленушка и братец Иванушка», «Марья Моревна», «Репка», «Гуси-лебеди».
  6. Мое отношение (Я люблю народные сказки, потому что красивый язык, интересный сюжет, учит доброте, щедрости, скромности).

Virid­i
[158K]

3 года назад 

Для того чтобы сделать проект нужно определить для себя основные пункты, по которым вы будете работать. Для начала можно написать что же такое сказки, откуда они появились, виды произведений, а в конце сделать небольшой вывод. Готовые проекты можно найти в ответах на этот вопрос. Например работа может выглядеть так:

В мире очень много сказок, среди которых есть самые разные по стилю, сюжету и характеру. Народные сказки передаются от одного поколения людей другому: бабушки рассказывают их своим внукам, мамы — деткам, а малыши — игрушкам. Со временем во многих сказках появляются новые не менее интересные детали. Считается что авторами многих произведений могли быть пастухи и обычные крестьяне. Для детей сказка — способ познания мира, порой они весьма поучительны и учат находить выход даже из самых сложных ситуаций.

Существует несколько видов сказок, обычно выделяют

Героями волшебных сказок обычно становятся добрые герои, которые противостоят злу и подлости и в итоге побеждают. В сказках о животных каждый зверь имеет определённые черты характера ( лиса — хитрая, волк — злой, медведь — неуклюжий и так далее). В социально бытовых сказках дети знакомятся с людьми разных профессий ( плотник, дровосек, пекарь), которые учат быть трудолюбивыми и добрыми. В своём проекте можно использовать загадки про различные знакомые всем сказки, а также иллюстрации из них. В конце можно подвести итог.

Ната лия
[138K]

3 года назад 

Сказки это то что передается от бабушек и дедушек, это то что рассказывают на ночь своим детям родители, это все что мы впитывает в себя как губки с детства.

Каждое поколение добавляет , что -то свое, но всегда в в сказочной истории идет противостояние добра со злом, у зла большое количество возможностей, но добрые молодцы или Иван дурак справляются с ним.

Сделать проект «Народные сказки» можно по такому или по похожему шаблону:

Первым делом рассказываем, что такое сказка(даем определение)

В сказке всегда есть хорошие и плохие герои, чаще всего хорошие персонажи попадают в трудные ситуации, но с помощью выходят из них с блеском.

Эти фантастические истории не однородны и у них есть деление

Сказки являются самым популярным устным жанром с давних давних пор, в ней не бывает не чего лишнего и не нужного, как не странно , но там все на своем месте и поэтому сказки буду рассказывать постоянно, в них побеждает справедливость , что в жизни бывает не всегда.

Барха­тные лапки
[382K]

3 года назад 

Найти готовый проект можно просто в этом вопросе, смотрим ниже готовый проект.

Начнем с оформления титульного листа.

Далее дадим определение народной сказки — это сказки, которые придумал народ. У таких сказок нет определенного автора.

Народные сказки бывают таких видов: бытовые сказки, сказки о животных и волшебные сказки.

Самыми древними являются сказки о животных. Каждый из животных наделен своей чертой, к примеру заяц — трусливый, лиса — хитрая.

В бытовых сказках главные герои: это обычные люди, которые борются не с сказочными героями, а с обычными людьми, как правило это богачи, генералы, попы и так далее.

В волшебных сказках — герои противостоят злу, в таких сказках есть волшебные существа и предметы.

В конце сделаем выводы: народные сказки очень интересные, они никогда не потеряют свою актуальность.

Другой проект можно найти здесь (ссылка не реклама, дана для ознакомления).

-Irink­a-
[282K]

3 года назад 

Для того, чтобы выполнить проект на тему «Народные сказки» необходимо составить план проекта.

Пример плана приведён ниже:

  • Оформите титульный лист. На титульном листе указываем название проекта, ФИО ученика, класс и школа.

  • Дать определение народной сказки. Написав, что сказка называется народной, так как её создал народ, у неё нет автора.

  • Рассказать о том, что такое сказка.

  • Рассказать какие сказки бывают по видовым особенностям, перечислить виды сказок.

  • Подробно остановиться на каждом из виде сказок. Рассмотреть кто является героем этих сказок на примере.

  • Сделать вывод, заключение.

Готовый проект для учеников 3 класса можно найти в ответе ниже.

Марин­а Волог­да
[295K]

3 года назад 

Название проекта: «Народные сказки»

Пишем актуальность темы, что сказка интересна все, не только детям, но и взрослым. Через сказку детей учат, как правильно поступать, что надо уважать старших.

Основные вопросы, которые надо проработать: Для чего нужны народные сказки? Чему они учат?

Далее прописываем цель проекта: Раскрыть понятие «народной сказки», сделать презентацию по данной теме», сделать выводы.

Можно написать гипотезу

План:

Среди методов исследования пишем анализ литературных источников.

Сама презентация:

Делаем выводы по презентации: сказки разнообразны, в них добро всегда побеждает зло, поэтому они учат положительным качествам.

Точно в цель
[110K]

3 года назад 

В данном проекте нужно как можно больше информации привести о народных сказках — в каком веке эти сказки были написаны и какая у них мораль, нужно рассказать об общих особенностях народных сказок, что их объединяет, какая главная мысль. Найти готовый проект по теме «Народные сказки» для 3 класса можно по этой ссылке

Go Green
[537K]

3 года назад 

Выполнить проект «Народные сказки» для 3 класса нужно, составив предварительно план проекта.

Он может быть таким:

1.Напишите титульный лист с указанием названия проекта, ваших имени и фамилии, класса и школы.

2.Эпиграф к проекту. Можно взять цитаты и высказывания известных людей о сказках. Указать цель проекта.

3.далее дать определение термину «сказка».

4.Рассмотреть композиционное построение сказки.

5.указать отличительные черты сказки.

6.Перечислить виды русских народных сказок.

7.Далее дать определение каждому виду русской народной сказки, отличительные черты героев в каждом виде, привести пример сказок этого вида.


Пример готового проекта «Народные сказки» можно посмотреть здесь, в моем ответе на фото ниже:


Бекки Шарп
[71.2K]

3 года назад 

«Народные сказки» — сделаем проект в виде слайдов. Сказки придумали задолго до появления литературы, их передавали из уст в уста, от поколения к поколению. Сказки — основа. Позже их записали. Многие писатели записали народные сказки, дополнив их. Например сказка Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» является авторской, но записана на основе русской народной сказки.

.

.

. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. В волшебных сказках присутствует какое-нибудь чудо. Это волшебные предметы, волшебные персонажи, волшебные действия. Примеры таких сказок — «Василиса Прекрасная», «По щучьему веленью», в сказке Щука говорит человеческим голосом и исполняет желания.

.

.

.

.

. В сказках о животных главные персонажи наряду с людьми — животные. Например — «Лягушка-Царевна».

.

.

.

. Есть еще социально-бытовые сказки. Действие этих сказок происходит в привычных бытовых условиях. Например — «Репка», «Каша из топора». В таких сказках рассматриваются какие-либо сложные жизненные ситуации. Герои — обычные люди. Сказки эти описывают народный быт и являются кладезью знаний, ведь именно из них мы узнаем о жизни наших предков.

.

.

.

.

. В сказках используются разные приемы, такие как гипербола, антитеза, эпитеты. Все это Выразительно-изобраз­ительные средства языка.

.

.

.

Знаете ответ?

Ответ:

1. Что такое сказка ?

2. Отношение писателей к этому виду фольклора.

3. Образы  и сюжеты сказок.

4. Откуда у сказок власть над временем ?

5. Волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.

Объяснение:

RE: 5 класс литература страница 8 составь план по теме русские народные сказки


8

Как составить план к сказке «Петушок и бобовое зернышко»?

Как написать план по прочитанной сказке «Петушок и бобовое зернышко» для дальнейшего пересказа?

10 ответов:



7



0

План к русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко» может быть таким:

1). Петушок слишком торопился и подавился бобовым зернышком.

2). Побежала курочка к хозяйке.

3). Курочка просит помощи у коровки.

4). Курочка обратилась к хозяину.

5). Бежит курочка к кузнецу.

6). Петушок спасен.



4



0

К русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко» можно составить следующий план:

  1. Петушок Петя второпях клевал зернышки, и несмотря на предостережения курочки, подавился одним из них.
  2. Курочка бросается к Хозяйке за маслом, но она просит коровьего молока.
  3. Курочка бежит за помощью к корове, но та в ответ просит свежей травы.
  4. Курочка мчится к хозяину за травой для коровы, но хозяину необходима коса.
  5. Тогда курочка несется к кузнецу за косой, и, наконец, получает ее.
  6. Курочка относит косу хозяину, получая взамен корм для коровы.
  7. Корова дает курочке молоко, из которого хозяйка двора сбивает маслице для петушка.
  8. К счастью, старания курочки оказались не напрасны: проглотив масло, петушок готов вновь всех радовать своими песнями.



2



0

В русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко» говорится о том, как торопливость в еде едва не стала причиной смерти героя, но своевременно оказанная помощь и совместные действия других действующих лиц спасли его.

План пересказа сказки «Петушок и бобовое зернышко»:

  1. В спешке петушок давится бобовым зерном.
  2. Курочка пугается и просит маслица у хозяйки — смазать горло
  3. Хозяйка отправляет курочку к корове за молоком
  4. Корова отправляет курочку к хозяину за свежей травой
  5. Хозяин отправляет курочку к кузнецу за косой
  6. Наконец кузнец дает косу, хозяин косит траву, корова дает молоко, а хозяйка масло
  7. Петушок спасен.



2



0

План русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

  1. Расплата за торопливость.
  2. Курочка у хозяйки.
  3. Корова отправляет курицу к хозяину.
  4. Мужик оказался без косы и заставил курочку бежать к кузнецу.
  5. Спасение Пети-петушка.

Как составить план к "Петушок и бобовое зёрнышко".



1



0

Очень полезная и реально житейская сказка, которая говорит о том, как пагубно, торопиться когда есть. Причем в своих демонстрациях этого пагубного явления, автор все показывает реально, хоть и на примере животных.

План сказки.

qH1TdG7vTKzBzn9eA3EA9K0yYHN8aC9c.png



1



0

Сказка «Петушок и бобовое зернышко» очень поучительная, вот какой примерный план можно составить к этой сказке:

  1. Петушок увидел бобовое зернышко.
  2. Петя быстро его проглотил и подавился.
  3. Курочка спешит на помощь.
  4. Курочка обратился за помощью к хозяйке, чтобы та, дала масла.
  5. Курочка просит помощи у коровки, которая пасется на лужку.
  6. Курочка побежала к хозяину, чтобы он накосил свежей травы.
  7. Далее, курочка бежит к кузнецу, чтобы дал косу.
  8. Хозяин накосил травы, коровка дала молочка, хозяйка приготовила масло.
  9. Петушок спасен благодаря Курочке.



1



0

Сказку о Петушке и бобовом зернышке можно почитать в нескольких вариантах. Разница в том, кому за помощью бежала курочка, жалая спасти петушка, и к кому ее посылали в очередной раз.

Поэтому общий план для пересказа сказки можно написать в таких пунктах:

1). Петушок подавился бобовым зернышком.

2). Курочка спешит помочь петушку.

3). Зернышко проскочило, петушок жив.



1



0

К этой сказке можно составить такой план:

петушок находит бобовое зернышко.

Петушок подавился бобовым зернышком.

Курочка пытается спасти петушка.

Курочка обращается за помощью к хозяйке, корове, хозяину и кузнецу.

Курочке удалось спасти петуха.



0



0

Сказка о Петушке,которому помогает Курочка.

План по сказке.

1) Петушок очень торопиться, он подавился зернышком.

2) Курочка пожалела друга и побежала спасать своего друга.

3) Курочка просит хозяина помочь ее другу. Хозяин согласен помочь Петушку.

4) У кузнеца курочка нашла для хозяина, для коровы, для хозяюшки необходимое для спасения Петушка.



0



0

Данная русская народная сказка очень поучительная и к ней можно составить например вот такой нижеследующий план:

  1. что петушку говорила курочка?
  2. что с петушком произошло в итоге?
  3. к кому курочка обратилась за помощью?
  4. что ответила хозяйка и хозяин курочке?
  5. что попросила курочка у хозяина и кузнеца?
  6. как смог выздороветь петушок?

Мораль — нельзя торопиться когда кушаешь.

Читайте также

В сказке о кривых зеркалах я бы обозначила следующие пункты:

  1. Разговор с бабушкой и зеркалом.
  2. Оля попадает в другой мир и встречается со своим двойником Яло.
  3. Оля выступает в защиту Гурда, но мальчика увозят в Башню смерти.
  4. Девочки в дворцовой кухне.
  5. Оля и Яло превращаются в пажей.
  6. Отважный паж дает королю урок арифметики.
  7. Пажам становится известно о тайном государственном деле.
  8. Девочки попадают в Башню смерти.
  9. Разговор короля с Нушроком.
  10. Девочки и прекрасная дама.
  11. Предложение Нушрока прекрасной даме.
  12. Олю чудом не погубил водопад.
  13. Яло находит подземный ход.
  14. Девочки снова вместе.
  15. Нушрок побежден, Гурд освобожден.
  16. Оля попадает обратно в свой мир.

Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» план сказки

Отметим, что в сказке есть зачин. Это самые первые строки:

GPsU9CFWe8GyZJe3YEREUmVsjI079iX.png

А теперь план для пересказа:

1). Помещик молится Богу, чтобы тот избавил его от мужика.

2). Помещик замучил крестьян штрафами.

3). Крестьяне взмолились от такого житья Богу.

4). Помещик дышит чистым воздухом и живет один.

5). Кто не приезжает к помещику, все считают его дураком.

6). Мечты и сны помещика.

7). Исправник требует налоги с помещика за мужика.

8). Помещик испугался, но стоит твердо на своей свободе.

9). Помещик одичал и завел дружбу с медведем.

10). Крестьян вернули, помещика отловили и вернули к прежней жизни.

qvbLQiTKT0ir3YjDnORy5DpJDLcRjxxc.png

Эта фраза известна давно, сразу вспоминается роман «Три мушкетера» Александра Дюма про отважных мушкетеров Атоса, Портоса и Арамиса, а также их друга гасконца д’Артаньяна. Означает, что все должны быть сплочены и держаться вместе перед лицом опасности или в добрый час, уметь постоять друг за друга, прикрыть спину товарища, уметь быть дружными и драться друг за друга, и отдать все, что есть друг за друга, в том числе верность, проявить отвагу и смелость.

Если искать аналогию в сказках, припомнились Бременские музыканты Братьев Гримм, потому что это единый коллектив и там петух за осла, осел за кота и за Трубадура и наоборот. Только все вместе могут спастись от разбойников или перевоплотиться, чтобы вызволить Трубадура и принцессу, а для этого устраивают концерт под окнами в переодетом виде в продолжении «По следам Бременских музыкантов».

Также когда разбойники хотят возвратиться в хижину и атаман туда отправляет одного из всех на разведку, то ему достается и от кота, и от собаки, которые царапают и кусают, а осел лягает, петух же отпугивает криком «Ку-ка-ре-ку!».

Герои сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова Элли и ее друзья друг за друга не дадут в обиду, заступятся и помогут в нелегкий момент. Они спасают Элли в замке от Людоеда, лев переносит друзей через маковое поле, все вместе помогают жителям сказочной стране в борьбе с Урфином Джюсом, где еще в сказке есть дядя Элли и ее преданный пес Тотошка, а в сказке «Семь подземных королей» Элли возвращается в волшебную страну со своим братом и все друзья действуют сообща, всегда объединяют усилия в борьбе с недобрыми силами, будь то злые волшебницы или Урфин Джюс и другие напасти.

Еще один пример — произведение Э. М. Ремарка «Три товарища». В ней автор повествует о настоящей дружбе, о дружбе троих друзей детства и боевых друзей со времен войны, которые вместе делили тяготы и невзгоды военной жизни, а в мирное время вместе работают в автомастерской. Это редкий пример чистой и героической дружбы, когда дружба — самое святое на свете и каждый из друзей готов отдать жизнь за другого. Если у одного из друзей появляется девушка, то двое других никогда не посмотрят на нее иначе, как на подругу друга, никогда не станут оказывать знаки внимания больше, чем дружеские, иначе «не принято». У них все сообща, все «на троих». А если один из друзей попадает в беду, то двое готовы постоять и отомстить за него «до последнего». В конце романа для того, чтобы помочь товарищу один из друзей продает машину, самое дорогое, что есть у гонщика, опекая друга и поддерживая во всем. Все трое плечом к плечу со времен войны и в мирное время, один для другого все отдаст последнее, что имеет.

Жадность — один из пороков, которые осуждаются в русских народных сказках. Эта тема в той или иной мере прослеживается во многих сказках, но иногда становится главной.

Одна из них — «Жадная старуха». Старик пошёл в лес рубить дерево, но оно попросило не делать этого, за что исполнит его желания. Старик попросил богатство, но старухе этого стало мало. Она ещё несколько раз гоняла мужа к дереву с просьбами: сначала, чтобы сделал его бурмистром, потом барином, полковником, генералом , царём и,наконец, Богом. В результате оба превратились в медведей.

В сказке «Клад» старик нашёл горшок с золотом, а поп решил у него забрать. Вот вырядился поп в козлиную шкуру и предстал чёртом перед стариком. Горшок-то с золотом поп получил, да только шкура козлиная приросла к нему навечно.

Сказка «Волшебное кольцо» (больше известна в обработке А.Платонова)повествует о том, как королевна обманом завладевает волшебным кольцом. Друзья Мартынки, кот Васька и собака Журка, возвращают ему кольцо, а король приказывает казнить неверную дочь.

Хорошо известная сказка «Морозко» о завистливой родной дочери, оказавшейся ни с чем (в народно сказке Морозко просто её заморозил) и падчерице, которую Морозко щедро наградил за приветливость и трудолюбие.

<hr />

Литературные сказки русских авторов хорошо известны:

  • А.С.Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • С.Я.Маршак, «Двенадцать месяцев».
  • П.П.Ершов, «Конёк-горбунок».

Очень наглядно прослеживается эта тема в индийской народной сказке «Золотая антилопа», известной нам по мультфильму.

В сказке Родари «Как Алиса в море побывала» рассказывается о девочке Алисе, которая опустилась на дно морское и оказалась заперта в раковине. А вот как бы эту историю рассказал сын рыбака:

Встретил я на днях девчонку, которая любовалась морем. Я собирал морских ежей и хотел просто пройти мимо, но она остановила меня и спросила:

-Не знаешь ли как превратиться в рыбу?

Странный вопрос! Конечно я знал. Вот и говорю ей: «Смотри как это делается».

После этого я нырнул и быстро превратился в дельфина. Потом я стал играть на волнах и показался девочке. Ей тоже захотелось так играть и мне кажется она поняла в чем тут дело. Она прыгнула в море и я видел как она стала превращаться в рыбку. правда такую маленькую, что ее сразу захватила раковина моллюска.

Я не волновался о девочке, потому что знал, стоит ей захотеть и она освободиться. Главное она поняла как это просто стать дельфином или рыбкой. Поэтому я просто пошел домой.

Как составить план сказки самостоятельно? Для опытного человека это не составит особого труда, и научиться такой работе не так уж и сложно. Тем более это занятие очень интересное и увлекательное.

Как составить план сказки

Что это такое?

Что такое план художественного литературного произведения? Это сжатый пересказ того, о чём прочитано. Его невозможно написать отдельно от сказки или рассказа, не приступая к его прочтению.

Кто может воспользоваться планом

Как составить план сказки? Прочитать ту сказку, о которой идёт речь. Определить последовательность основных событий, происходящих в произведении. Разделить на смысловые части. Каждую часть озаглавить. Заглавие частей – это пункты плана.

А кому и для чего нужно знать, как составить план сказки? Прежде всего, подобные вопросы интересуют учителей литературы. Таким образом, они смогут определить, насколько вдумчиво читал произведение ученик. Кроме этого, знания полезны для самих учащихся. Имея перед глазами план, можно легко вспомнить о событиях и героях сказки и составить грамотный пересказ на уроке.

Составление плана на конкретном примере

Можно потренироваться и представить, что получено задание: составить план сказки «Царевна-лягушка».

Для этого надо внимательно изучить текст задания. Каким должен быть план? Подробным, сжатым, с цитатами или без них.

Если остановиться на подробном варианте, то такой план должен выглядеть следующим образом.

  1. Царский наказ сыновьям.
  2. Удачный выбор старших братьев.
  3. Лягушка в невестах у Ивана-царевича.
  4. Царь проверяет мастерство невесток в выпечке хлеба.
  5. Умеют ли невестки ткать ковры.
  6. Сыновья должны привести своих жён на пир.
  7. Царский пир.
  8. Иван-царевич сжигает кожу лягушки.
  9. Иван-царевич встречает старичка.
  10. Как Ивану помогают животные.
  11. Иван-царевич и баба Яга.
  12. Дуб Кащея.
  13. Возвращение Ивана-царевича.

Вот и всё, составить план сказки «Царевна-лягушка» оказалось не так уж и сложно. Часто ученикам задают выполнить анализ произведений. Не стоит этого пугаться, так как он тоже имеет свою схему, то есть строгий перечень того, о чём стоит вести речь в этом виде работы.

Составить план сказки дюймовочка

Развитие умения анализировать

Итак, рассмотрим непосредственно план анализа сказки. В самом начале можно сказать о том, к какому виду сказки относится данное произведение. Они могут быть волшебными, бытовыми или о животных. Эта тема очень подробно изучается в разделе «Сказки» школьной программы по литературе в 5-ом классе. Затем, следует назвать всех главных героев произведения и обозначить то сказочное действие, которое можно считать главным.

Теперь важно определить отличительные черты сказки, как жанра: встречающаяся цифра «три», поучительные высказывания, начало – сказочный зачин и логическое завершение – счастливая концовка. Все черты определены, о действующих персонажах рассказано. Осталось последнее: вывод и то, какую мораль поведения должны вынести из произведения читатели.

В упрощённом варианте план анализа сказки будет выглядеть следующим образом:

  • название и вид;
  • сказочные герои;
  • действие, которому всё подчинено;
  • сказочные черты;
  • сказочное поучение.

Детские произведения должны научить ребёнка быть добрым, бороться со злом. А чтобы точно указать на соответствующие поучительные моменты, надо разобрать сказку, что называется, «по косточкам». Разложить на отдельные составляющие, чтобы умело воспользоваться народной мудростью, содержащейся в ней. А ребятам, читающим по школьной программе, надо бороться за положительные оценки по литературе. А если ещё дадут задание написать сочинение по прочитанному тексту, тут уж точно без плана не обойтись. Вот для чего необходимо знать, как составить план сказки.

Помогут цитаты

Следующий вид работы, цитатный план сказки, составлять очень интересно. К готовой краткой схеме необходимо подобрать несколько выдержек из текста. Они должны подтверждать то, о чём говорится в каждом пункте.

Цитатный план сказки «Царевна-лягушка» будет выглядеть следующим образом.

  1. «В некоем царстве-государстве жил царь».
  2. «Вздумалось царю видеть своих сыновей женатыми».
  3. «Сыновья и сделали так, как отец повелел».
  4. «Иван-царевич стрелу свою прямо в болото запустил, к лягушке в лапки…»
  5. «Ковёр хорош! Да мы и лучше видали, в конюшню его, для лошадей!»
  6. «Не пугайтесь, гости! Это лягушонка моя в своей коробчонке пожаловала!»
  7. «Эх, Иван! Зачем ты мою кожу сжёг? Не тебе её надо было снимать!»
  8. «Не тронь меня, Иван-царевич! Пожалей! Я тебе службу сослужу!»
  9. «Повернись, избушка, ко мне крыльцом красным, перед тобой сокол ясный!»

И так в случае с любой другой сказкой нужно выбирать подходящие выдержки из текста, согласно составленному плану. Работа получается интересной, тем более создаётся впечатление, что произведение читается в сокращённом варианте.

Дюймовочка составь картинный план сказки

Придумать сказку нелегко

Когда учащимися будет усвоено, как составить план сказки, можно попробовать дать более творческое задание — сочинить произведение самим. Бесспорно, это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Поэтому и в собственном творении потребуется план составления сказки.

Почему это так необходимо? Мысль человеческая так быстра, что за ней требуется очень зорко наблюдать. Не запомнишь, где герой по замыслу должен оказаться, так как это не записано вовремя и в план не занесено – все, нарушилась сказочная связка. А когда что-то не получается, пропадает всякое желание продолжать начатое. Дети должны уметь фантазировать и сами пробовать составлять сказки с традиционными добрыми персонажами. В них добро всегда должно быть светлым и всепобеждающим.

План пересказа сказки

Составление плана волшебной сказки

План волшебной сказки мало чем будет отличаться от обычного. Только следует помнить о том, что произведение имеет статус волшебного, поэтому в работе должны быть пункты, рассказывающие о тех сказочных предметах и превращениях, которые и отличают её от остальных. В плане должен раскрываться смысл волшебства, кто его совершает и какую роль для персонажа оно сыграло.

Прежде чем приступать к работе, необходимо понять, в чем заключаются особенности волшебной сказки. Задачей жанра в данном случае является: вызвать у читателя восхищение положительным героем и осудить отрицательного, выражая, таким образом, уверенность в торжестве добра.

Тип конфликта служит критерием, по которому волшебные сказки делят на:

— героические (борьба героя с волшебной силой);

— социально-классовые (борьба героя с несправедливостью представителя высшего сословия — барина, царя);

— семейные (повествуют о конфликте в семье и носят нравоучительный характер).

В плане волшебной сказки герои оппозиционируются с точки зрения принадлежности к одному из типажей: заступники, злодеи, страдальцы, помощники. При составлении следует включить пункты, указывающие на очевидную фантастику, волшебство и чудо, присущие данному жанру.

Отличаться от всех предыдущих видов будет план пересказа сказки. В нём должно быть сконцентрировано цитирование, характеристика героев, очень подробная передача содержания. В завершение, должно быть высказано мнение о том, что понравилось в произведении, а что не понравилось, и почему. Пересказывает сказку отдельная личность со своим видением ситуации, проблемы. То есть, в данном случае повествование может носить субъективный характер.

Сказка о маленькой девочке

В данном разделе попытаемся составить план сказки «Дюймовочка», чтобы еще раз сделать акцент на основных этапах работы при выполнении подобного рода заданий.

Тому, кто знаком с теорией составления разных планов, это не составит никакого труда. Главное: прочесть саму сказку. А теперь дело за малым: вспомнить последовательность событий, происходящих в сказке и записать их в виде пунктов плана.

  1. Рождение маленькой девочки из тюльпана.
  2. Жизнь Дюймовочки в доме.
  3. Жаба увидела в Дюймовочке жену для своего сына.
  4. Дюймовочка отправляется в путешествие по реке.
  5. Майский Жук влюбился.
  6. Одна в большом лесу.
  7. Наступает холодная зима.
  8. Дюймовочка живёт у Полевой мыши.
  9. Подготовка к свадьбе с Кротом.
  10. Больная Ласточка.
  11. Дюймовочка заботится о птице.
  12. Девочка улетела с Ласточкой.
  13. Знакомство с королём эльфов.
  14. Дюймовочка выходит замуж за короля эльфов и получает в подарок крылья

план анализа сказки

Совместное творчество

Современные образовательные программы предполагают интеграцию различных областей знаний и предметов. Поэтому, в рамках домашней работы дети нередко получают задания вроде: «Дюймовочка». Составь картинный план сказки.

Надо взять кисточку, краски и альбом, усадить малыша, вспомнить сказку шаг за шагом. Попробовать нарисовать то, о чём только что вспомнили. Это первый вариант. Но есть и второй. При нынешних технологиях легко найти иллюстрации к любой сказке. И сказка Андерсена не будет исключением. Можно воспользоваться поиском в интернете, найти картинки к сказке и расположить их в определённой последовательности, каждую под своим номером.

Сложный план сказки

Первый вариант интересен тем, что родители и дети занимаются творчеством сообща. Ребёнок сам создаёт образ хрупкой Дюймовочки и противного Крота, уродливой Жабы и глупого Майского Жука. В рисунке он выражает своё отношение к сказочным героям. Это очень важно для развития творческих способностей малыша.

Рассказ по картинкам

Второй вариант тоже неплох. Он заставляет ребёнка логически мыслить. К тому же есть ряд наводящих вопросов, которые можно задавать, работая с каждой картинкой. Отвечая на них, ребенок будет учиться давать правильно сформулированные ответы.

  • Какое время года изображено на картинке?
  • Почему две картинки нельзя поменять местами?
  • Как по изображению можно рассказать о характере Дюймовочки, Ласточки?

В картинном плане пересказ сказки строится по опорным изображениям. Используя такой вид работы, родители решают важную задачу по развитию умения соблюдать последовательность в развитии событий, а также выработке навыка правильно подбирать нужные слова при сравнении двух предметов, для описания их форм. Ученик научится рассказывать о своих чувствах и правильно выстраивать фразы.

Цитатный план сказки

Сложный план

Сложный план сказки или любого другого произведения составляется по принципу «рассказ в рассказе». Сначала озаглавливается одна большая часть, она разбивается ещё раз на небольшие отрезки, но уже меньшего объёма, у которых тоже есть своё название. Такой план имеет сложную нумерацию и не должен упускать ни одной важной детали. Его точность поможет в будущем написать хорошее сочинение с привлечением литературного материала.

Сказка — это тот же текст, имеющий свои характерные особенности. План составления сказки можно рассматривать в контексте работы с обычным текстом. Просто в процессе нужно обращать внимание на придание сказке основных жанровых характеристик.

Заключение

Подведем итог и резюмируем в нескольких предложениях основные моменты, которые нужно учитывать при работе по составлению плана сказки.

Произведение нужно прочитать. Если в нем имеются непонятные для вас слова, следует выяснить их значение. Определяется тема сказочного текста и его основная мысль. Произведение делится на смысловые части, к ним подбираются заглавия. Рекомендуется сначала составить черновик, так как в процессе создания плана может возникнуть необходимость корректировки. Затем намеченный план нужно сопоставить с текстом с целью проверки последовательности пунктов, указанных в работе, с событиями, отражёнными в сказке. Далее следует попытаться самому воспроизвести произведение по составленной схеме. Если это удалось, и остались подмеченными важные детали, работа удалась на славу.

Планы бывают абсолютно разные, всё зависит от цели и характера задания. Они бывают простыми и сложными, могут состоять из одних вопросов или только из цитат. Также, они могут носить тезисный характер или состоять только из назывных предложений. В любом случае составление плана предполагает прочтение произведения и понимание его смысла.

Перспективный план работы со сказкой  (средняя группа).

Содержание

Программные задачи

Работа с родителями

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1. Рассказывание русской народной сказки «Рукавичка».

1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, точно отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народны-ми сказками.

2. Показ настольного театра «Рукавичка».

2. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. Поощрять участие в рассказывании, развивать интонационную выразительность речи.

3. Вспомним сказку по коллажу.

3. Закрепить знание содержания сказки. Учить воспроизводить текст знакомой сказки по коллажу с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи.

4. Рассказывание детьми сказки «Рукавичка» с помощью мнемотаблицы.

4. Учить детей пересказывать сказку спомощью мнемотаблицы. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью мнемотаблицы.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1. .Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

1.Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Анкетирование родителей: «Сказка и ребёнок».

2. Показ плоскостного театра «Петушок и бобовое зёрнышко» на ковролине

.

2. Помочь детям запомнить содержание сказки, побуждать к участию в рассказывании.

3. Вспомним сказку по коллажу.

3 Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Учить воспроизводить текст знакомой сказки по коллажу с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи.

4. Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью мнемотаблицы.

4. Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1. Чтение русской народной сказки «Коза-дереза».

1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

2. Н/печатная игра «Сказки о животных».

2. Закрепить знание  детьми сюжетов русских народных сказок о животных. Развивать логическое мышление при составлении картинки из отдельных частей. Обогащать словарь детей.

3. Вспомним сказку по коллажу.

3. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Учить воспроизводить содержание сказки по коллажу с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи.

4. Рассказывание детьми сказки «Коза-дереза» с помощью мнемотаблицы.

4. Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1. Чтение русской народной сказки «Зимовье».

1. Воспитывать эмоциональное восприятие содержание сказки; учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей..  Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Оформление альбома: «Герои русских народных сказок» (сотворчество детей и родителей).

2. Показ настольного театра «Зимовье».

2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить содержание сказки, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.

3. Придумывание загадок о героях сказки «Зимовье»

3. Учить детей при составлении загадок использовать свои знания о внешнем виде животных, учить подбирать образные характеристики к загадываемому животному.( толстая, хвост крючком – свинья). Развивать логическое мышление.

4. Рассказывание детьми сказки «Зимовье» с помощью моделирования..

4. Учить детей воспроизводить текст знакомой сказки с помощью графической аналогии. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.

Я

Н

В

А

Р

Ь

1.Чтение украинской народной сказки «Колосок».

1. Учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Помочь понять детям замысел сказки ( труд вознаграждается) Обращать внимание детей на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Консультация для  родителей: «Как читать детям сказки» (папка-ширма).

2.Игра-драматизация отрывков из сказки «Колосок».

2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить сюжет сказки. Подвести детей к выразительному исполнению взятой на себя роли.

3. Коллективное рассказывание сказки «Колосок» по серии картин к сказке..

3. Развивать у детей умение логически переходить от одной картинки к другой. Формировать представление о композиционных особенностях сказки. Активизировать в речи образные выражения , используемые в сказке.

4 Н/ печатная игра «Собери картинку»( по сказке «Колосок»).

4. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание),  логическое мышление при составлении целого из частей.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1. Чтение русской народной сказки «Лиса и козёл».

1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Помочь детям понять замысел сказки (век живи — век учись).. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

2. Игра-драматизация  сказки «Лиса и козёл».

2. Доставить детям радость от встречи со знакомой сказкой, помочь представить образы персонажей. Подвести к осознанному принятию на себя роли того или иного персонажа, передавать её через слово и собственные движения.

3. Н/печатная игра «Мои любимые сказки» (лото)

3. Закрепить знание детьми сюжетов русских народных сказок, их героев. Учить детей анализировать элементарную контурную схему. Развивать логическое мышление.

.4. Рассказывание детьми сказки «Лиса и козёл» с помощью моделирования.

4 Учить детей подбирать условные заместители(модели) для обозначения персонажей сказки. Формировать представление о композиционных особенностях сказки. Подвести к пониманию образных выражений. Учить использовать вопросительную, восклицательную интонацию.

М

А

Р

Т

1. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».

1. Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Кольсультация для родителей: «Использова- ние моделей при ознакомлении со сказкой» (папка-ширма).

.2 Показ сказки «Лисичка-сестричка и волк» на коврографе.

2. Помочь детям запомнить содержание сказки. Развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.

3. Составление схемы-описания героев сказки «Лисичка-сестричка и волк»..

3. Закрепить знание содержания сказки. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Подводить детей к совместному с воспитателем составлению схемы-описания героев сказки.

4. Дидактическая игра «Угадай сказку».

4. Закрепить знание детьми русских народных сказок. Учить отвечать на вопросы, используя строчки из сказки Учить определять характер героев и моделировать их цветом.. Развивать воображение детей, умение обосновывать свои ответы.

А

П

Р

Е

Л

Ь

1. Чтение белорусской народной сказки «Жихарка».

1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку, замечать образные слова и выражения. Подвести детей к пониманию жанровых особенностей сказки. Обогащать словарь детей.

2. Дидактическая игра «Знакомые незнакомцы»

2. Закрепить знание детьми русских народных сказок. Учить находить противоречия и решать их. Учить отгадывать загадки, используя алгоритм. Развивать монологическую речь детей, совершенствовать грамматический строй речи.

3. Н/печатная игра «Шаг за шагом».

3. Напомнить детям героев сказки «Жихарка». Учить детей последовательно воспроизводить сюжет сказки с помощью серии картинок-иллюстраций..

4. Рассказывание детьми сказки «Жихарка» с опорой на план-модель (начало, середина, конец).

4. Учить детей последовательно пересказывать сказку с опорой на план-модель. Уточнить представления об образных словах и выражениях, встречающихся в сказке. Совершенствовать грамматический строй речи., интонационную выразительность.

М

А

Й

1. Чтение русской народной сказки « Гуси-лебеди».

1. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки, умение понимать и оценивать характеры героев. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Работа с родителями по пополнению группы различными видами театра :пальчиковый, плоскост-ной на ковролине, би-ба-бо и т. д.

2. Показ настольного театра по сказке «Гуси-лебеди»

2. Помочь детям запомнить содержание , идею сказки. Подвести к умению самостоятельно оценивать поступки героев. Уточнить понимание художественно-выразительных средств сказки.

3. Рассказывание детьми сказки «Гуси-лебеди» с помощью театра на ковролине.

3. Продолжать учить детей воспроизводить сказку с помощью картинок на ковролине. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец)  Развивать познавательные психические процессы (внимание, мышление, память).

4 Литературная викторина

4. Закрепить знание детьми  народных сказок, их героев. Способствовать формированию развёрнутого высказывания. Учить использовать при ответах на вопросы образные слова и выражения, характерные для русских народных сказок.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти мощность двигателя по формуле
  • Как составить анкету для тиндер
  • Как найти константу диссоциации ch3cooh
  • Как найти шадра скайрим
  • Образ задачи поврежден или изменен windows 7 как исправить