Как составить план по тексту по обществознанию 7 класс

ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Как составлять
простой план


1. Прочитайте текст (представьте
мысленно весь материал).

2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в
плане.

5. Запишите план.

План должен полностью охватывать все содержание текста

В заголовках (пунктах
плана) не должны повторятся сходные формулировки.

Как составлять
сложный план


1. Внимательно прочитайте
изучаемый материал.

2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте
(подпункты плана).

4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено
в них основное содержание изучаемого материала.

Как
анализировать текст


1. Прежде чем отвечать на вопросы
и выполнять задания, внимательно прочитайте текст.

2. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте.

3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой
содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание»,
«Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные
отношения», «Политика» и «Право»).

4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» — и определите его основную
идею.

5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще
всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый
вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

6. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью.
Отвечайте точно на поставленный вопрос.

7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении
задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал,
изученный в курсе.

8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные
формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте
неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации
авторского текста там, где этого не требует задание.

9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к
тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши
выводы.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»  города Соликамск Пермского края  ОГЭ – обществознание  Отработка навыков составления плана текста  Сазонова Людмила Михайловна , учитель обществознания

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» города Соликамск Пермского края ОГЭ – обществознание Отработка навыков составления плана текста Сазонова Людмила Михайловна , учитель обществознания

Цель смыслового чтения : максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию; внимательно «вчитаться»   и проникнуть в смысл текста с помощью анализа отдельных частей текста. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.

Цель смыслового чтения :

максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию; внимательно «вчитаться»   и проникнуть в смысл текста с помощью анализа отдельных частей текста.

Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.

 План  ПЛАН – перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними План: отражает последовательность изменения мысли и обобщает; раскрывает содержание текста; восстанавливает в памяти содержание источника; ускоряет проработку источника информации; организует самоконтроль; сосредотачивает внимание и стимулирует занятие; используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.  

План

ПЛАН – перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними

План:

  • отражает последовательность изменения мысли и обобщает;
  • раскрывает содержание текста;
  • восстанавливает в памяти содержание источника;
  • ускоряет проработку источника информации;
  • организует самоконтроль;
  • сосредотачивает внимание и стимулирует занятие;
  • используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.

Виды планов Простой Сложный  Состоит из основных пунктов  Включает в себя подпункты, которые конкретизируют содержание

Виды планов

Простой

Сложный

Состоит из основных пунктов

Включает в себя подпункты, которые конкретизируют содержание

По речевому оформлению Вопросный Назывной  Тезисный Цитатный вопросный назывной тезисный цитатный

По речевому оформлению

  • Вопросный
  • Назывной
  • Тезисный
  • Цитатный

вопросный

назывной

тезисный

цитатный

Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Как составлять план текста? Прочитать текст. Найти новые слова и понятия – выяснить их значение. Определить тему и основную мысль текста. Разделить текст на смысловые части. Озаглавить части текста.

Как составлять план текста?

Прочитать текст.

Найти новые слова и понятия – выяснить их значение.

Определить тему и основную мысль текста.

Разделить текст на смысловые части.

Озаглавить части текста.

Алгоритм работы над простым планом планом  1)Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).  2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.  3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными, запишите их.  4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.  5) Подкорректируйте план.

Алгоритм работы над простым планом планом

1)Прочтите текст (представьте мысленно весь материал). 2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными, запишите их. 4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5) Подкорректируйте план.

Алгоритм работы над сложным планом 1) Учитель сам составляет на занятии сложный план и разъясняет основные принципы его построения. 2) Затем можно дать простой план темы и продолжить учащимся развернуть его путем детализации наиболее важных вопросов. 3) Далее, одному, двум ученикам поручить написать на доске развернутый план, а затем разобрать его при участии всей группы. 4) Уч-ся самостоятельно составляют на уроке сложный план по одной – двум темам. 5) Только после этого можно предложить школьникам составить развернутый план, по какой либо теме.

Алгоритм работы над сложным планом

1) Учитель сам составляет на занятии сложный план и разъясняет основные принципы его построения.

2) Затем можно дать простой план темы и продолжить учащимся развернуть его путем детализации наиболее важных вопросов.

3) Далее, одному, двум ученикам поручить написать на доске развернутый план, а затем разобрать его при участии всей группы.

4) Уч-ся самостоятельно составляют на уроке сложный план по одной – двум темам.

5) Только после этого можно предложить школьникам составить развернутый план, по какой либо теме.

Требования к плану Информативность. Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто

Требования к плану

Информативность. Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто «Гадкий утёнок» вам ни о чём не скажет).

Длина высказывания. Описания не должны быть слишком детальными — в плане нужно упомянуть только те детали, которые нужны для понимания тематики, идеи и логики текста.

Пропорциональность . Желательно, чтобы пункты были одинаковы. Слишком короткие стоит убрать или объединить с более развёрнутыми. Структура. В плане обязательно присутствовать вступление и заключение.

Последовательность . Каждый пункт должен логически проистекать из предыдущего. Формулировки. Они не должны повторяться или наслаиваться по содержанию на соседние тезисы.

Логика. Важно, чтобы вы план давал предсталение о причинно-следственных и других связях между блоками («Из-за… случилось…, что привело к…)

Формулировки обучающихся: 1)Развитие этноса; Этнос и его неповторимый стереотип поведения. 2)Нормы отношений этносов, структура этнического поведения . 3)Разные народы и разные эпохи

Формулировки обучающихся:

1)Развитие этноса;

Этнос и его неповторимый стереотип поведения.

2)Нормы отношений этносов, структура этнического поведения .

3)Разные народы и разные эпохи

Задание 26. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них(составьте план) Модельный ответ. 1) Развитие и стабильность этноса; 2)нормы отношений внутри этноса; 3) факторы , влияющие на развитие этноса.

Задание 26. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них(составьте план)

Модельный ответ.

1) Развитие и стабильность этноса;

2)нормы отношений внутри этноса;

3) факторы , влияющие на развитие этноса.

Литература:  Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100   http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm

Литература:

Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.

Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100

  http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm

Авторы:

Год:2022

Тип:учебник

Страница 40

Содержание

  • Работаем с текстом

Работаем с текстом

1. План текста.

1) Права человека – это универсальная ценность;

2) Права человека – приоритеты.

2. Права человека – универсальная ценность, позволяющая «измерять» все важнейшие явления и события, происходящие в обществе и мире. В права человека входят: сохранение мира и устойчивого развития, здоровой окружающей среды для нынешнего и грядущих поколений, сохранение культурного наследия человечества, борьба с голодом и нищетой, с преступностью и терроризмом, противостояние ядерной угрозе и т. д. Человек в праве сохранять мир, заботясь о его чистоте, развивать мир, создавая инновации, сохранять культурное наследие, чтобы наши последователи восхищались им, бороться с преступностью, голодом, терроризмом, чтобы мы жили в мире, ни в чем не нуждаясь.

3. Все перечисленные проблемы можно назвать глобальными, так как они влияют на жизнь всего человечества.

4. Решение названных проблем в тексте является необходимым условием нормальной жизни личности, народа, нации, человечества в целом.

5. Права являются приоритетом, в соответствии с которыми должны осуществляться все политические преобразования, программы, акции.

Прочитайте текст и выполните задания.
Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи и людей. В каждом человеке существует общая настроенность на ненависть или на любовь, на отъединение себя от других или на признание чужого − не всякого чужого, конечно, а лучшего в чужом, − неотделимая от умения заметить это лучшее. Поэтому ненависть к другим народам (шовинизм) рано или поздно переходит и на часть своего народа − хотя бы на тех, кто не признаёт национализма. Если доминирует в человеке общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной. Поэтому в высших, осознанных своих проявлениях национальность всегда миролюбива, активно миролюбива, а не просто безразлична к другим национальностям…
Истинный патриотизм в том, чтобы, обогащая других, обогащаться самому духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает её. Культура должна быть открытой.
Несмотря на все уроки ХХ века, мы не научились по−настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро.
Патриотизм − это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство − это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели.
Национализм же − это самое тяжёлое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живёт во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов.
(Д. С. Лихачёв)
1) Составьте план текста.
2) Сформулируйте основную мысль текста.
3) Найдите и подчеркните в тексте ответы на вопросы.
Каким термином автор называет ненависть к другим народам?
Что автор называет истинным патриотизмом?
Почему, по мнению автора, национализм − зло?
4) Объясните мысль автора о том, что патриот ставит перед собой сверхличные цели.
5) Подтвердите примерами утверждение автора: «Культура должна быть открытой».

reshalka.com

ГДЗ рабочая тетрадь по обществознанию 7 класс Котова. §16. Мы многонациональный народ России. Номер №3

Решение

1)
План текста:
1. Настроенность на восприятие чужих культур.
2. Понятие истинного патриотизма.
3. Суть национализма.
2) Основная мысль текста в том, что истинная любовь к своей стране и народу невозможна при ненависти к другим.
3) Ненависть к другим народам − шовинизм.
Истинный патриотизм − «обогащая других, обогащаться самому духовно».
Национализм − зло, потому что «национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает её».
4) Патриот в первую очередь думает о благе своего Отечества, а не о личном благополучии. Патриот в случае необходимости готов пойти на подвиги и жертвы во имя счастья своей Родины. По этой причине автор говорит, что патриот ставит перед собой сверхличные цели.
5) В качестве примера можно привести ситуацию в нашей стране. Россия − многонациональное государство. Культура России − многонациональна. Иначе говоря, российская культура состоит из культур разных народов, проживающих на территории России. Естественно, чтобы в нашем обществе царил мир и порядок, российская культура должна быть открытой к культурам других национальностей.
Противоположным примером можно назвать культуру Германии в годы власти фашистов (19331945 годы). Все исследователи приходят к выводу, что за столь долгий период Германия практически не оставила культурного наследия ни в музыке, ни в живописи, ни в литературе и т.д. Культура, основанная на идеях шовинизма, расового превосходства, ненависти к человеку не приносит никаких плодов и чужда общемировой культуре.

I. Знать закон смолоду;
  1. Письмо учителю;
II. Законопослушный человек;
   1. Кто такой законопослушный человек?
   2. «Путешествие в прошлое»
III. Противозаконное поведение;
   1. Преступление против жизни и здоровья;
   2. Что такое «противозаконное поведение»?
   3. «Жил на свете человек»;
IV. Закон наказывает;
   1. Как добиться справедливости?
   2. Что такое «преступление»?
   3. Проступки;
   4. Закон суров, но справедлив!
   5. Суровая школа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить отчет по страховым взносам
  • Как можно найти мотороллер
  • Как можно найти порно актрису
  • Код события 36887 windows 7 как исправить
  • Как составить монтажную схему электропроводки