Как составить план по защите прав ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 г. Вязьмы Смоленской обл.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН  РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ  РЕБЕНКА — ДОШКОЛЬНИКА

Составила :Леонова Е.А.

2017г.

ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ  РЕБЕНКА — ДОШКОЛЬНИКА

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН  РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

№п-п

    ТЕМА

                Цель

          и содержание                

                Вид

         деятельности

      Дидактический

           материал

   1

«ЧТО ТАКОЕ ПРАВО»?

Познакомить детей с     понятием  « право», «обязанность»

Оформление панно «Наши права».

 Изготовление знаков , эмблем для обозначения  прав.

«Младшим школьникам о правах человека»

Е.Шабельник

  2

«МОЕ ИМЯ»

Рассказать детям о праве на имя, о том, что на Руси  означали имена

Изготовление карточек к игре «Наши права»

Оформление панно»Моя группа» «Путешествие в страну имен»

«Мой мир игры С.А.Козлова.

Игры :»Обратись по имени» , «Угадай , кого позвали», «Радио», «Как тебя зовут» и др.

  3

 «МОЯ СЕМЬЯ»

Познакомить детей с правом  иметь семью , с правом  на любовь и заботу родителей.

Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут  вместе, любят друг друга и заботятся о близких.

Спортивный праздник «Папа, мама, я – дружная семья»

С.В.Петерина «Воспитание культуры поведения у детей и взрослых»

  4

«МОЕ ЖИЛИЩЕ»

Знакомство детей с правом на  жилище, с историей  жилища.

Конструирование дома. Праздник «Новоселье»

«Штрихи  времени» , « Жилища» Д.Солариа.

Игра «Узнай по описанию»

  5

«ПРАВО НА ЖИЗНЬ»

Объяснить детям  их право на свободу личности, личную неприкосновенность. Выработать правило: никто не имеет право обижать и преследовать другого человека.

Подготовка иллюстраций к сказке Ш.Перро «Красная шапочка»

 Пришвин «Золотой луг» ,«Жаркий час», «На воде».

  6

«МОИ ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ»

Познакомить детей с правом  на неприкосновенность собственности

Подготовка к выставке любимых игрушек

З.Гриценко «Пришли мне чтения доброго»

   7

«ИГРА, РАЗВЛЕЧЕНИЕ»

Рассказать о праве на  отдых, развлечения

Беседа  «Расскажу о своих любимых праздниках»

Г.Юдина «Букваренок»

   8

«МЫ ДРУЖИМ С КНИГОЙ»

Познакомить детей с правом на получение информации. Развивать интерес к книге, к чтению, библиотеке

Рисунок  обложки моей любимой книги. Занятие « Мы в библиотеке».Экскурсия в библиотеку.

З.Гриценко «Пришли мне чтения доброго»

  9

«ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ СВОБОДНЫМ»

Объяснить детям, что все люди  рождаются  свободными и равными. Все имеют право на человеческое достоинство.

Игра «Узнаем сейчас»

Г.Андерсен «Ромашка» , «Царевна-лягушка»

  10

«НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ»

Рассказать детям о праве на образование, о  происхождении  слова «школа»

Праздник «Выпускной бал»

Сборник «Я познаю мир»

ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

№п-п

          СТАТЬЯ

     ТЕМА

      ФОРМА

      РАБОТЫ

         ВИД

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сентябрь

Ст 5,7,9,31

«Вот и стали мы на год взрослей»

Праздник «Новоселье»

Подготовка к празднику, разучивание стихов, песен, танцев

Ст.2

«Что такое право»

Занятие

Оформление группового панно

«Наши права»

«Земной щар на столе»

Познавательное занятие

Рассматривание глобуса

Октябрь

Ст. 7,8

«Мое имя»

Занятие

Работа с инд.альбомами «Кто я».Рисование.

«Происхождение имени»

Встреча с интересными людьми

Д-игра «Обратись ко мне по имени», «Угадай , кто позвал?»

Беседа о  происхождении имени»

Ст.2,3,

«Знаки вокруг нас»

Познавательное занятие

Выполнение задания «Колобок и Красная шапочка»

Ст. 7,8

«Имена вокруг нас»

Сладкий вечер

Рисование эмблем

Ноябрь

Ст.7,8

«Такие разные человечки»

(поделки из конусов)

«Театральный вечер»

Постановка спектакля

Ст.5,7,9,10,18

«Моя семья»

Занятие

Работа с альбомом «Кто я».Рисование на тему «Моя семья»

«О происхождении фамилий»

«Сейчас узнаем»

Изготовление личных  визиток.Рассматривание альбомов «Кто я».

Ст 5

«Приходи сказка»

Чтени е «Что случилось с крокодилом»

Ст.5 , 19

«Дети сироты»

Занятие

Чтение стихотворения

«Нищенькая».Рассматривание иллюстраций

Ст.9

Утренняя традиция

Приходи сказка.

Чтение сказки «Сестрица Аленушка   братец Иванушка»

Декабрь

Ст. 7,9,31

«Отдыхаем всей семьей»

Математический праздник

Игры,аттракционы, задачи,  загадывание загадок

Ст. 16

«Мой дом»

занятие

Рисование на тему»Дом, в котором я живу», «Три поросенка»

Январь

Ст.3,24,6

«Будем здоровы»

Познавательное  занятие «Праздник здоровья», ежедневные традиции

Рисование эмблем, схем, игры, эстафеты, проведение мини-гимнастики после сна.

Февраль

Утренняя традиция «Приходи сказка»

Чтение сказки  «Сказка о молодильных яблоках».чтение энциклопедии.

Ежедневные традиции

Проведение мини-массажа, бодрящей гимнастики после сна

Март

Ст.3,6,24

«Мои помощники»

Познавательное занятие

Рассматривание иллюстраций

в энциклопедии  «Я –человек»

Физкультурное занятие

Мини-беседы , д-игра»Узнай по запаху», «Угадай , кто позвонил», «Определи по звуку», «Чудесный мешочек»

Ст.31

«Зимние забавы»

Ежемесячные традиции , физкультурный досуг

Игры, катание на горках

Ст.7

«Моя родина-Россия»

Познавательное занятие

Работа с картой мира

Апрель

«Жизнь прекрасна» ст.6

«Знакомство с понятиями «жизнь».Сообщение о том, что во всех странах  жизнь человека охраняется  законом

Игры «Придумай свой  счастливый конец» , «Гуси-лебеди» , «У медведя во бору»

Сказка «Колобок» , Волк и семеро козлят»

«Снегурочка»

«Не обижай меня»

Беседа с детьми о праве на защиту от всех форм насилия и жестокости

Утренник «Женский день»

Сказки  «Лисичка-сестричка» «Волшебная  иголочка»В.Осеевой,

«Перехитрил» Д.Хармса

«Какие мы разные»

Ст.6,7

Беседа с детьми о праве на индивидуальность

Д-игры «Что такое хорошо и что такое плохо», «Где подстерегают  опасности»

Сказки «Морозко» , «Сивка-Бурка», «Винни Пух и все-все-все»

Май

«Кому нужно учиться»

Ввести понятие «Образование».Беседа с детьми  о необходимости  и значении образования, о преимуществах образованных людей.

Подготовка рисунков  к выставке «Каким я хочу стать»

Сказки «Золотой ключик» Л.Толстого, «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова

Июнь

Отдых, досуг, развлечения

Развлекательное мероприятие

«День защиты детей», «Здравствуй , лето»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ЗАЩИТА ПРАВА И ДОСТОИНСТВА  МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА

№п-п

    ТЕМА

   Цель и содержание

       деятельности

    ФОРМА РАБОТЫ

           ВИД

 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сентябрь

«Я И МОЕ ИМЯ.ЧТО ОНО ОЗНАЧАЕТ»

Ст.7.

Рассказать о происхождении имени, отчества, подвести детей к выводу о том, что имя  человеку необходимо , каждый человек имеет право на имя.

Оформление  панно  «Наша группа» Оформление альбомов

«Кто я»?

Сказка «Три поросенка»  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , «Белки» .

Инсценировка «Зайки серые сидят»   Игры «Назови меня по имени», «Угадай , кого позвали»

Октябрь

«МОЯ СЕМЬЯ»

Ввести  понятие «семья» познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей.

Подготовка рисунков к выставке «Моя семья»

Сказки Ш.Перро «Золушка» , «12 месяцев» .

Инсценировка «Разговор  перед сном» Игры: «Кем ты приходишься твоим родным?», «огорчится ли мама, если …

«Почему я люблю свою маму , папу …»

Ноябрь

«Мои мама и папа любят меня»

ст.5,7,18,27

Познакомить  детей с правом на любовь и заботу родителей

Праздник детей и родителей «Осенины»

Сказки « Сестрица Аленушка  и братец Иванушка», «Три медведя» .

Инсценировка «Перчатки» . Игры «Семья « , «Дочки-матери»

Декабрь

«ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Дать понятие о том, что такое «дом» , его  функции, разные типы  жилья. Познакомить детей  с правом  детей  на неприкосновенность жилища.

Оформление рисунков «Мой дом».Совместное праздничное мероприятие «Новый год».

Сказки «Зимовье» , «Заячьи следы»,»Волк и семеро козлят» .

Игры «Заходите к нам в гости».

Январь

«БУДЕМ ЗДОРОВЫ»

Дать понятие «здоровье» Беседа  о здоровье, почему  важно  заботиться  о своем здоровье и окружающих.

Почему важно заниматься физкультурой  и закаляться.

Подготовка к выставке рисунков на тему « Как я закаляюсь».

Оформление  папки « О пользе  закаливания» , «Как уберечь  здоровье  от заболеваний».

Сказка «Воробушек-воробей» , «Бременские музыканты». «Айболит», стихи «Бараны « Михалкова , инсценировка «Больница».

Февраль

«ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА»

Знакомство с понятиями «жизнь». Сообщение о том, что во всех странах  жизнь человека охраняется законом.

Игры «Придумай  свой счастливый конец сказки» ,

«Гуси-лебеди» , « У медведя во бору».

Сказки «Колобок» , «Семеро козлят»  , «Снегурочка».

Март

«НЕ ОБИЖАЙ МЕНЯ»

ст.2,19,32,35,36,37

Беседа с детьми о праве на защиту всех форм насилия и жестокости

Утренник «Женский день»

Сказки «Лисичка-сестричка» , «Волшебная иголочка» В.Осеевой. Инсценирование «Перехитрил» Д.Хармса

Апрель

«КАКИЕ МЫ РАЗНЫЕ»

Беседа  с детьми о праве на индивидуальность

Д-игры «Что такое хорошо и что такое плохо», «Где подстерегают опасности»

Сказки «Морозко» , «Сивка-Бурка» , «Винни Пух и все-все-все».

Май

«КОМУ НУЖНО УЧИТЬСЯ»

Ввести понятие «образование «.Беседа с детьми о необходимости и значимости образования, преимуществах образованных людей.

Подготовка рисунков «Кем я хочу стать»

Сказки «Золотой ключик», «Приключения Незнайки и его друзей».

Июнь

«ОТДЫХ, ДОСУГ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ»

Познакомить детей с правом на отдых, развлечения

Развлекательное мероприятие «День защиты детей»

Перспективный план работы

по защите прав и достоинства ребенка

МБДОУ «Детский сад №2»

на 2017/18 учебный год

Мероприятие

Участники

Срок проведения

Ответственный

Выход

1

Пополнение методического кабинета и групп
методической, детской литературой и наглядными пособиями по теме «Права
детей»

Педагоги
ДОУ

в
течение года

старший
воспитатель, воспитатели

Теоретический и практический материал

2

Оформление книжной выставки

«На
защите прав детей»

Педагоги
ДОУ

декабрь

старший
воспитатель

пополнение
литературы

3

Оформление правового стенда «Конвенция ООН о правах детей –мировая конституция детей»

Педагоги
ДОУ

март

старший
воспитатель

материал
для работы с родителями

4

Методическая поддержка педагогов

Педагоги
ДОУ

в
течение года

старший
воспитатель

Конспекты НОД,
создание презентаций

I.Методическая работа

I I РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

1

Информационно-практические обучающие занятия:

«Правовое образование в ДОУ»

— Нормативные — правовые документы.

— Жестокое обращение с детьми: что это такое?

— Работа с семьей по профилактике жестокого
обращения с детьми

Педагоги ДОУ

В течение года

старший воспитатель

Консультационный, практический материал

Создание
памяток, буклетов

2

Анкетирование

«Какой
я воспитатель?»

Педагоги ДОУ

декабрь

старший воспитатель

банк данных

3

Деловая игра

«Знаем
ли мы права детей?»

Педагоги ДОУ

апрель

старший воспитатель

банк данных

I I I РАБОТА С ДЕТЬМИ

1

Проведение тематических бесед с
воспитанниками:

1. «Ваши права, дети!»

2. «В нашем садике родном: дружно, весело
живем!»

3. «Каждый имеет право»

4.
«Если чужой стучится в дверь»

Старший дошкольный возраст

В течении года

воспитатели

Практический материал: конспекты бесед.

2

Организация иллюстративной выставки

«Ваши
права, дети»

Старший дошкольный возраст

В течение года

воспитатели

Картотека иллюстраций

3

Оформление фотовыставки «Счастливый
ребенок»

Младший дошкольный возраст

воспитатели

Фотоматериалы

4

Конкурс рисунков

«Я
имею право», «Дом, в котором я живу»

Старший дошкольный возраст

В течение года

воспитатели

Продукт детского творчества

5

Чтение художественной литературы: Берестов В. «Как хорошо уметь читать», Востряков И. «Быть здоровым –
здорово!», Катаев В. «Цветик – семицветик», произведения С.Маршака,
Л.Толстоко, К.Чуковского и др

Все возрастные группы

В течение года

воспитатели

Картотека худ.

произведений

6

Музыкально-литературный праздник:

«Каждый
ребенок имеет право!»

Старший дошкольный возраст

В течение года

Ст. воспитатель

воспитатели

Сценарий праздника

IV РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1

Информационно-просветительская работа:

— оформление тематического стенда « Права
детей»

— выпуск стенгазеты «В нашем садике родном
дружно, весело живём!»,

— оформление памяток, буклетов « Жестокое
обращение с детьми, что это такое?», «Искусство быть родителем!», «Наказывая,
подумай: зачем? Семь правил для всех»

Родители воспитанников

В течение года

Ст. воспитатель

Воспитатели

Практический материал

Подборка групповых газет, памятки, буклеты

2

Анкетирование

«Роль отца в воспитании детей»

Родители воспитанников

Февраль

Ст. воспитатель

Банк данных

3

Участие родителей в проектной деятельности, в
проведении развлечений, выставках художественного творчества.

Родители воспитанников

В течение года

Воспитатели

Фото, видео-

материалы

V Работа с семьями, находящимися в социально
опасном положении

корректировка
банка данных о семьях, находящихся в СОП

— посещение семей,
находящихся в СОП на дому;

— консультации по
коррекции детско-родительских отношений «Зачем ребенку нужна мама?»;

— индивидуальные
беседы «Искусство быть родителем»

— контроль семей,
находящихся в СОП

Родители (если
таковые имеются)

В течение года

Заведующий

Ст. воспитатель

Банк данных, выпуск памяток, буклетов

КАРТОТЕКА МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ТЕМЕ «ПРАВОВОЕ
ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Вместе с детьми).

2. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с
Конвенцией о правах ребенка — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

3. Доронова Т.Н. и др. – Защита прав и достоинств маленького ребенка:
координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошк. образов.
учреждений – М.: Просвещение, 2006.

4. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы.
Разработки занятий. — Изд. 2-е переработанное. /Сост. – Волгоград: ИТД
«Корифей».

5. Имя вашего ребенка. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007

6. Имена, именины, именинники. – СПб.; ООО «Виктория плюс», 2007.

7. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. —
«Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.

8. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ — М.:ТЦ Сфера, 2007
(Библиотека руководителя ДОУ).

9. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… Практическое пособие
для работников ДОУ, — М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).

10. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007

11. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской
Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).

12. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.:
Просвещение, 1990.

13. Колокольчик №39 – 2007 («Чудо – осень», «Урок России») —
учебно-методический и литературно-музыкальный журнал для педагогов,
воспитателей и родителей.

14. МячинаЛ.К., и др. Маленьким детям – большие права:
Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

15. МячинаЛ.К., ЗотоваЛ.М., ДаниловаО.А. Мои права: Рабочая тетрадь у
учебно-методическому пособию «Маленьким детям – большие права».

16. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и
младшими школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб. –
метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Воспитание и доп.
Образование детей).

17. Соловьева Е.В., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Степина Н.М. Знакомим
дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников
дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ,
2004. (Развитие и воспитание дошкольника)

18. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9 сентябрь
– 2008

19. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья — СПб.: Издательский Дом «Литера»,
2007. (Серия «Малышам о Родине»)

20. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина — СПб.: Издательский
Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)

21. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права
ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 –
45.

22. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. — Методическое пособие для
занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

23. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ
Сфера, 2008 (вместе с детьми).

24. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука
общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и
сверстниками. (Для детей 3-6 лет). – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

25. В пособиях:
Шорыгиной Т.А. «Беседы о правах ребенка» и Давыдовой О.И., Вялковой С.М.
«Беседы об ответственности и правах ребенка» много рассказов и сказок, которые
можно использовать в своей работе с детьми.

КАРТОТЕКА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ТЕМЕ «ПРАВОВОЕ
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ»

1. Андерсен Г.Х. Гадкий
утёнок.

2. Берестов В. Как хорошо
уметь читать.

3. Востряков И. Быть
здоровым – здорово!

4. Гайдар А. Чук и Гек.

5. Катаев В. Цветик –
семицветик.

6. Маршак С. Двенадцать
месяцев.

7. Маршак С. Кот и
лодыри.

8. Маршак С. Кошкин дом.

9. Маршак С. Почта.

10. Маршак С. Рассказ о
неизвестном герое.

11. Манакова М. Правила
безопасности для малышей.

12. Михалков С. Дядя Стёпа.

13. Михалков С. Три
поросенка.

14. Носов Н. Бобик в
гостях у Барбоса.

15. Носов Н. Приключение
Незнайки и его друзей.

16. Носов Н. Фантазёры.

17. Осеева В. Просто
старушка.

18. Осеева В. Сыновья.

19. Перро Ш. Золушка.

20. Пушкин А. Сказки.

21. Татаринкова Л.Ю. Я и
моя семья.

22. Татаринкова Л.Ю.
Права маленького гражданина.

23. Толстой Л. Старик
сажал яблони.

24. Толстой Л. Старый дед
и внучек.

25. Толстой Л. Филиппок.

26. Чуковский К.
Марусеньке копеечку.

27. Ты и твоя Родина (для дошкольного возраста)

«ПРАВА РЕБЕНКА»

Эпиграф: (на доске)

«Тот, кто отстаивает права ребёнка, иначе говоря, отстаивает будущее»

Виктор ГюГо.

«Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет»

«Декларация прав ребенка».

Цели урока: 

  1. познакомить учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами о правах ребенка, в которых говорится о правах ребенка в РФ;

  2. объяснить основные  обществоведческие понятия данного урока;

  3. проанализировать некоторые исторические материалы и материалы СМИ о правовом положении ребенка;

  4. подвести к выводам о возможных противоречиях между законом и жизненной практикой.

Задачи воспитательные:

*  воспитывать уважение к правам человека, правам ребенка;

*  воспитывать чувство гордости за свою страну.

* воспитывать чувство сотрудничества, ответственности при выполнении общего дела.

Образовательные: 

* передать школьникам знания о Конвенции  прав ребенка, ее истории и содержании статей;

*  сформировать представление о системе прав ребенка;

*  на основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за поступки и поведение.

Оборудование:

— текст Конвенции о правах ребенка.

— текст главы 2 Конституции РФ (сокращенно ст. 17-64).

— отрывки из статей Семейного кодексов РФ, которые содержат информацию о правах детей.

— на магнитной доске таблица в четыре позиции: «выживание», «развитие», «семейное благополучие» и «защита», «участие» и общий заголовок «Права ребенка».

— фотографии и рисунки.

— презентация.

— отрывки из статей о нарушении прав ребенка.

Тип урока: урок – проект

Форма урока: групповая работа.

Основные понятия урока:

 ребенок, Конвенция, Декларация, Конституция, Семейный кодекс.

Опережающее задание: сообщение о правовом положении ребенка в обществе в разные периоды истории, поиск статей в периодической печати, рисунки по теме.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель не сообщает ребятам тему урока и зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему урока. (Слайд1 )

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права.
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Записывается тема урока в рабочую тетрадь.

Вам хотелось бы узнать о правах детей? Вы уже знаете, что вам принадлежат основные права человека и гражданина. Многими правами Вы уже пользуетесь и сейчас. Но сегодня мы посвятим урок международным документам о правах детей, а также познакомимся с некоторыми документами, которые защищают права детей в РФ.

II. Отношение к детям в разные периоды истории.

А сейчас небольшой экскурс в историю и выясним, каково было правовое положение детей в России.

Вопросы:

Изменилось ли отношение к детям в наши дни по сравнению с прошлыми веками?

В чем это проявляется?  (слайд)

Сообщение учащегося (слайды 2-3)

Детство— период от рождения до 11 лет, в течение которого ребенок растет и развивается  физически, формируется его характер. Жизнь детей в это время зависит от взрослых, прежде всего от родителей. Это важнейший период жизни, во многом определяющий дальнейшую судьбу человека.

Какого было отношение к детям в разные исторические эпохи?

Еще 200—300 лет назад, когда основной ячейкой общества являлась большая  многодетная семья, детей ценили как рабочие руки. Дети — это будущие кормильцы состарившихся родителей, о которых надо заботиться.

Интересные факты

Детства, как особой стадии развития человека, в Средние века не существовало. В те времена художники изображали детей как маленьких взрослых: у них были взрослыми не только лица, но и одежда. Как только   ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не  отличающийся от одежды взрослого, но небольшого размера. Лишь в XVI—XVII  веках появляется детская одежда, отличающая ребенка от взрослого.

Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2—4 лет одежда была  одинаковой и состояла из детского платьица.

Прежние времена отличались высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Дети умирали от болезней, которые тогда не умели лечить, а также от антисанитарии, которая царила в жилищах. Кроме того, детей надо было кормить, а если случался голод — явление частое в древнем и  средневековом обществах, — еду получали в первую очередь те, кто сам  добывал ее, т.е. взрослые. 

Вот почему в ребенке видели не только будущего кормильца, но и серьезную обузу.

Первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и  недоедания. Древние спартанцы уничтожали физически слабых младенцев,  считая, что они приносят несчастье родителям и не способны защищать отечество в битве с врагом.

Средневековье пестрит сообщениями о побоях и родительском деспотизме.

Русское слово «ребенок», вероятно, произошло от «раба» — зависимость или от «orbus» — осиротевшего, потому что именно сироты выполняли тяжелую, «рабскую работу». А древнерусское слово «отрок», означало и дитя, и подростка, и юношу (буквально «не имеющий права голоса»). Главенствующим было положение отца семейства. Сильна была родительская власть над детьми. Права жизни и смерти над детьми родители не имели, но в качестве серьезного преступления убийство детей не рассматривалось. Так в Соборном уложении Алексея Михайловича Романова в 1649 году за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. А дети, убившие своих родителей, подвергались казни. Можно было наказывать своих детей. Отец с помощью наказаний принуждал детей к повиновению. Всем известный Домострой — свод житейских правил и наставлений XVI века советовал «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство в семейные отношения не вмешивалось. Жаловаться дети на родителей не могли. Для спасения остальных членов семьи отец мог отдать в холопы (рабство) одного из детей. Обычной практикой было насильственное пострижение  детей в монахи.

Учащиеся делают вывод об изменении положения ребенка в современном мире.

III. Групповая работа с международными документами о правах детей.

Вопрос: В каких международных документах закреплены права ребенка?

(Когда были принята Декларация прав ребенка – 20 ноября 1959г.

Конвенция о правах ребенка – 20 ноября 1989г)

(Слайды 4-5)

3.1.Слово учителя

Декларация прав ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году. Она состоит из 10 статей. 10 важных принципов обеспечивают защиту и благосостояние детей. Самый главный тезис декларации – «Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет». Но декларация – это лишь заявление о намерениях (от лат. — « провозглашение»).

Целых 10 лет готовилась Конвенция о правах ребенка.   ООН подготовила документ, который имел уже обязательную силу для тех государств, которые ее подпишут. На утверждение этого документа ушла 1 минута. Произошло это событие 20 ноября 1989 г. Ратифицирован  нашей страной через год.

Различие между этими двумя международными документами состоит в правовых последствиях. Государство, которое подписывает Конвенцию, берет ответственность и готовится отвечать за невыполнение.  Представляет  отчет в ООН о положении детей в своей стране. С юридической точки зрения более значима Конвенция о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка – основной источник прав несовершеннолетних граждан. Ребенок – будущий дееспособный гражданин страны.

Вопрос: А кого в Конвенции называют ребенком? (слайд 6)

3.2.Работа в классе с первой статьей Конвенции.

Первая статья Конвенции  гласит: «Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».

В Конвенции выделяют следующие группы прав: выживание, развитие, семейное благополучие, защита, обеспечение активного участия в жизни общества.

3.3. Работа по группам  с текстом Конвенции о правах ребенка.

Мы с вами выполним проект по правам ребенка. В тексте Конвенции найдите статьи, относящиеся к каждому разделу таблицы. Работу выполняем по группам. Каждая группа отбирает права определенной направленности. Номер статьи, которая соответствует заданию вашей группы, вы пишите в таблице.

Класс делится на 5 групп. Даются задания для каждой группы.

Задания для первой группы: (слайд 7)

  1. Найти в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на выживание. 

  2. Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал  одно или несколько таких прав.

  3. Оформите плакат по теме: «Право на выживание».

Задания для второй группы:    (слайды 8-9)

  1. Найти в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на развитие.

  2. Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал  одно или несколько таких прав.

  3. Оформите плакат по теме: «Право на развитие».

Задания для третьей группы: (слайды 10-11)

  1. Найдите в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на семейное благополучие и защиту.

  2. Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал  одно или несколько таких прав.

  3. Оформите плакат по теме: « Право на защиту».

Задания для четвертой группы: (слайд 12)

  1. Найдите в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на участие.

  2. Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал  одно или несколько таких прав.

  3. Оформите плакат по теме: «Право на участие».

Задание для пятой группы:

  1. Ознакомьтесь с главой 2 Конституции РФ, главой 11 и 12 Семейного кодекса РФ

  2. Что вы могли бы выделить в Российском законодательстве о защите прав ребенка.                                                               

Проверка работы групп. Учитель обращает внимание на результат выполненного задания и просит каждую группу прокомментировать его (Таблица №1 «Права ребенка»).

Участники группы №5 отмечают, что статьи главы 2 Конституции РФ « Права и свободы гражданина » определяют основы правового статуса личности в РФ, а значит и права детей. Например,

В её основных статьях проиллюстрировано:

  1. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно принципам и нормам международного права – ст.17 (п.1)

  2. Основные права и свободы человека принадлежат от рождения (ст. 18)

  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должны нарушать прав и свободы других лиц – ст.17 (п.3)

Также в конституции говорится о правовой защите, поддержке материнства и детства. (ст. 38)

— право на бесплатное образование; всеобщее обязательное среднее образование молодежи. – ст. 43

— говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и соц. Защиту прав и свобод человека и гражданина РФ.– (ст.39)

Так же Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ.- (45)

Семейный кодекс РФ – закрепляет права ребенка. Определяет:

Ст. 54 Право ребенка жить и воспитываться в семье

Ст.55 Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

Ст. 56 Право ребенка на защиту

Ст. 57 Право ребенка выражать свое мнение

Ст. 58 Право ребенка на имя отчество и фамилию

Ст. 60 Право на имущество

-жить и воспитываться в семье; ст. 54

-знать своих родителей; ст.54

-воспитание, содержание, забота со стороны родителей и лиц, их заменяющих; ст.54

-уважение человеческого достоинства;

-выражение своего мнения; ст.57

-главное право — право на защиту прав в семье, где защищают права ребенка ст.56

— Законные представители ребенка:

-родители;

-усыновители (приравниваются к кровным родителям);

-приемные родители (заключают договор с органами опеки, «работают» родителями);

-опекуны (до 14 лет);

-попечители (с 14 до 18 лет). Обязаны проживать с подопечным, заботиться о нем. Опека осуществляется и над личностью и над имуществом ребенка. Опекун не имеет права распоряжаться имуществом ребенка без разрешения органов опеки.

Также

Органы опеки и попечительства, прокурор, суд:

Защищают ребенка от злоупотребления со стороны родителей и лиц, их заменяющих;

-ребенок до 14 лет может обратиться в органы опеки;

-с 14 лет может обратиться в суд для защиты своих прав.

Какой вывод можно сделать?

Вывод, права по семейному кодексу тоже должны выполняться.

(Учащиеся приводят сокращенный перечень прав ребенка по Конвенции о правах ребенка и по Семейному кодексу РФ.)

Творческое задание (работа над проектами в каждой группе) (слайд 13)

    1. Вопрос:нарушаются ли в современном обществе права ребенка?

Работе с  материалами печати.

 Цель работы: найти примеры, которые проиллюстрируют:

  1. Нарушение прав ребенка.

Типичные случаи нарушения: (слайд 14)

  • физическое или психологическое насилие;

  • оскорбление или злоупотребление правом;

  • отсутствие заботы или небрежное обращение;

  • грубое обращение;

  • эксплуатация;

  • сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

3.5 Международные организации по защите прав детей. (Слайды 15-19)

Но одного документа недостаточно для обеспечения полного перечня прав ребенка и абсолютной защиты этих прав, пусть это даже Конвенция о правах ребенка и ее положении отменить нельзя. Помимо норм Конвенции защитой детей занимаются множество Международных организаций:

  • ООН;

  • Международный фонд защиты детей (ЮНИСЕФ), в работе которого принимают участие многие известные всему миру люди;

  • «Движение без границ»,

  • российские правозащитные организации;

  • уполномоченный по правам ребенка РФ П. А. Астахов.

  • уполномоченный по правам ребенка по РМ Н.Е. Юткина.

    1. Итоги урока (слайд 20).

Вывод: Вы ознакомились с правами, которые предоставлены ребенку. Знаем, что государство и граждане страны обязаны защищать права детей и заботиться о них. Но прав без обязанностей не бывает. По мере вашего взросления будет меняться соотношение ваших прав и обязанностей. Знаем, что наши права заканчиваются там, где начинаются права других людей. Сегодня на уроке вы реализовали свое право знать о своих правах.

Рефлексия. (Слайд 21)

Домашнее задание: подготовиться к тесту, повторить весь материал по правам ребенка (глава I).

Приложение 1

Проект: «Права ребенка»

Группа 1 — право на выживание

Что нам необходимо, чтобы выжить.

Ст. 6 Право на жизнь

Право на реализацию основных потребностей, обеспечивающих его существование

Ст. 24 Право на восстановление здоровья

Ст. 26 Право на социальное обеспечение

Ст. 27 Право на должный уровень жизни, необходимый для физического, умственного и духовного развития

Ст. 31 Право на отдых и досуг

___________________________________________________________

 Группа 2 – право на развитие

Что нам необходимо, чтобы развиваться как людям. Права на развитие – это те права, которые нужны детям для полноценного роста и развития как человеческих существ.

Ст. 14 право на свободу мысли, совести и религии

Ст. 16право на семейную и личную жизнь

Ст. 16 право на честь и репутацию

Ст. 16 право на тайну корреспонденции

Ст. 16 право на неприкосновенность жилища

Ст. 28 право на образование

Ст. 17 право искать, получать и передавать информацию

_____________________________________________________________

Группа 3 – право на семейное благополучие и защиту

Мы имеем право на безопасность, защиту. Право на защиту касается вредных факторов, от которых должны быть защищены дети.

Ст. 7 Право знать своих родителей и не разлучаться с ними

Ст. 7 Право на заботу родителей

Ст. 8 Право на сохранение своей индивидуальности

Ст. 11 Право на воссоединение с семьей

Ст. 9, 10 Право поддерживать контакты с родителями

Ст. 19, 34,37 Право на защиту от физического, психологического, сексуального насилия, пыток, оскорблений

Ст. 33 Право на защиту от наркомании и токсикомании

Ст. 32 Право на защиту от экономической эксплуатации, от работы, наносящей ущерб развитию

_________________________________________________________________________________

Группа 4 – право на участие

Возможность принимать участие. Права на участие уделяют особое внимание той важной роли, которую могут играть дети в жизни их сообществ и народов.

Ст. 13 Свобода выражать свое мнение

Ст. 12 Право иметь голоса в вопросах, касающихся их жизни

Ст. 15 Вступать в ассоциации и проводить мирные собрания.

5 группа

Основным документом в РФ является Конституция. В Конституции РФ ряд положений, относящихся к охране детства, содержится во 2 Главе об основных правах и свободах человека и гражданина.

В её основных статьях проиллюстрировано:

  1. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно принципам и нормам международного права – ст.17 (п.1)

  2. Основные права и свободы человека принадлежат от рождения (ст. 18)

  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должны нарушать прав и свободы других лиц – ст.17 (п.3)

Также в конституции говорится о правовой защите, поддержке материнства и детства. (ст. 38)

— право на бесплатное образование; всеобщее обязательное среднее образование молодежи. – ст. 43

— говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и соц. Защиту прав и свобод человека и гражданина РФ. – (ст.39)

Так же Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ.- (45)

___________________________________________________________________

Есть еще один документ, который содержит права несовершеннолетних — Семейный Кодекс РФ, имеет 11-ю главу «Права несовершеннолетних детей».

Права по семейному законодательству следующие :

Ст. 54 Право ребенка жить и воспитываться в семье

Ст.55 Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

Ст. 56 Право ребенка на защиту

Ст. 57 Право ребенка выражать свое мнение

Ст. 58 Право ребенка на имя отчество и фамилию

Ст. 60 Право на имущество

жить и воспитываться в семье; ст. 54

-знать своих родителей; ст.54

-воспитание, содержание, забота со стороны родителей и лиц, их заменяющих; ст.54

-уважение человеческого достоинства;

-выражение своего мнения; ст.57

-главное право — право на защиту прав в семье, где защищают права ребенка ст.56

— Законные представители ребенка:

-родители;

-усыновители (приравниваются к кровным родителям);

-приемные родители (заключают договор с органами опеки, «работают» родителями);

-опекуны (до 14 лет);

-попечители (с 14 до 18 лет). Обязаны проживать с подопечным, заботиться о нем. Опека осуществляется и над личностью и над имуществом ребенка. Опекун не имеет права распоряжаться имуществом ребенка без разрешения органов опеки.

Также

— Органы опеки и попечительства, прокурор, суд:

Защищают ребенка от злоупотребления со стороны родителей и лиц, их заменяющих;

-ребенок до 14 лет может обратиться в органы опеки;

-с 14 лет может обратиться в суд для защиты своих прав.

Какой вывод можно сделать?

Вывод, права по семейному кодексу тоже должны выполняться.

Приложение 2

Декларация (20 ноября 1959г.) – заявление от имени государства, партии, организации; провозглашение основных принципов, правил (от лат. «провозглашение»).

Конвенция (20 ноября 1989г.) – международный договор по какому – либо специальному вопросу, устанавливающий права и обязанности договаривающихся сторон (от лат. «договор»).

_______________________________________________________________

Декларация (20 ноября 1959г.) – заявление от имени государства, партии, организации; провозглашение основных принципов, правил (от лат. «провозглашение»).

Конвенция (20 ноября 1989г.) – международный договор по какому – либо специальному вопросу, устанавливающий права и обязанности договаривающихся сторон (от лат. «договор»).

________________________________________________________________

Декларация (20 ноября 1959г.) – заявление от имени государства, партии, организации; провозглашение основных принципов, правил (от лат. «провозглашение»).

Конвенция (20 ноября 1989г.) – международный договор по какому – либо специальному вопросу, устанавливающий права и обязанности договаривающихся сторон (от лат. «договор»).

Приложение 3

ФИО учащегося

Рефлексия

Критерии

1) Как я работал на уроке?

1) Дополнение, пассивность учащегося на уроке – «3».

2) Каким путем шел к разрешению проблемы?

2) Дополнения, сообщение повествовательного характера – «4».

3) Как я освоил материал?

3) Сообщение, активность учащегося в беседе, в обсуждении проблемных вопросов – «5».

4) Итоговая оценка.

?

План по защите прав несовершеннолетнего
(примерный вариант)
(Ф.И. ребенка)
Цель: устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетнего;
-оказание социально-психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему;
— стабилизация положения ребенка в семье, обеспечение достойного уровня жизни, содействие восстановлению родительских функций по воспитанию и содержанию ребенка.
Участники:
1. Фамилия, имя, отчество родителей или других законных представителей:
(Ф.И.О.) – мать; 
(Ф.И.О.) — отец
2. Администрация учреждения образования в лице руководителя (Ф.И.О.) 
Срок выполнения плана «»      2022 г.
Обязательства сторон:

  • Фамилия, имя, отчество (мать) обязуется:

— не злоупотреблять алкоголем, вести здоровый образ жизни;
— должным образом выполнять родительские обязанности по содержанию и воспитанию ребенка: обеспечить хорошие условия для проживания ребенка, улучшить санитарно-гигиенические условия жилища, приобрести детские книги согласно возраста и развития ребенка, материалы для игр и продуктивной деятельности ребенка в условиях семьи;
— положительно взаимодействовать, общаться с супругом, не допуская скандалов, дебошей в присутствии детей;
— посещать консультации, различные мероприятия для родителей, проводимых в группе и в дошкольном учреждении, направленных на повышение педагогической компетентности матери в вопросах воспитания ребенка;
— принимать дома специалистов д/у для осуществления посещений семьи и оказания консультативной помощи без предупреждения педагогов.
2. Фамилия, имя, отчество (отец) обязуется:
-прекратить злоупотреблять алкоголем, вести трезвый образ жизни;
— положительно взаимодействовать, общаться с супругой, не допуская скандалов и дебошей в присутствии детей;
— посещать консультации, различные мероприятия для родителей, проводимые в группе и в дошкольном учреждении, направленных на повышение педагогической компетентности отца в вопросах воспитания ребенка;
— отремонтировать в квартире ветхую мебель, произвести ремонт ванной и туалета;
— заниматься воспитанием ребенка, быть примером для сына в воспитании мужественности, приобщать его к труду, совместной деятельности в интересах семьи; 
— не курить в квартире;
3. Администрация ДУО  ___ обязуется:
— ознакомить родителей с Декретом Президента РБ №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Кодексом РБ «О браке и семье», Законом РБ «О правах ребенка» об ответственности родителей за воспитание и содержание детей и последствиях их невыполнения со стороны родителей;
— оказать консультативную помощь родителям по вопросам воспитания ребенка, налаживанию положительного общения, обеспечению психологического микроклимата в семье;
— проводить разъяснительную работу по повышению ответственности родителей за воспитание сына на основе нормативно-правовых документов Республики Беларусь и последствиях их невыполнения со стороны родителей;
— информировать родителей об успехах, продвижении ребенка в развитии;
— информировать родителей об оценке реализации данного Плана (1 раз в квартал);
— оказать медико-психолого-педагогическую и социальную помощь и поддержку ребенку в соответствии с его потребностями;
— приглашать родителей для участия в мероприятиях для родителей, досугах и праздниках, а также для наблюдения образовательного процесса;
— оказать содействие в поисках постоянной работы для отца;
— взаимодействовать с ИДН, СПЦ в интересах защиты прав и интересов ребенка, оказания помощи семье.

С содержанием ознакомлены и согласны, 
один экземпляр плана получен на руки, (дата « »______________ 2022 г.):
Подписи: 
Мать (Ф.И.О.) 
Отец (Ф.И.О.)

Учреждение: 

МАОУ «Лицей «Технический» г. Владивостока»

Ученический социальный проект на тему «Права ребенка» направлен на определение уровня знаний учащихся школы о своих правах и способах их защиты на материалах Конвенции ООН о правах ребенка, а также ознакомление учеников с работой органов по защите прав детей.

Подробнее о проекте:

Автор проекта о правах ребенка изучает содержание Конвенции о правах ребенка, проводит анкетирование учащихся по выявлению уровня знаний своих прав и способов их защиты, проводит социологический опрос среди родителей, выясняет, какие организации могут помочь подростку в защите своих прав.

Индивидуальный социальный проект знакомит учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка. В рамках проектной деятельности автор создает правовую памятку: «Как защитить свои права?» и проводит тематический классный час по данному вопросу. В приложении к проекту составлен список необходимых телефонных номеров и адресов организаций по защите прав ребенка.

Оглавление

Введение
1. «Мировая конституция» прав ребенка.
2. Основные положения Конвенции о правах детей.
3. Реализация Конвенции о правах ребенка в Российском законодательстве
4. Способы защиты прав и свобод детей:
4.1. Защита в судебном порядке.
4.2. Защита в административном порядке.
5. Анкетирование учащихся и социологический jпрос родителей.
5.1. Анкетирование учащихся и результаты.
5.2. Социологический опрос родителей и результаты исследований.
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки порой не знают, как поступить, как защитить свои права.

Опыт показывает, что для защиты своих законных интересов подростки редко обращаются к родителям. Они пытаются самостоятельно или при помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, иногда переоценивая свои возможности и переступая «линию дозволенного», что приводит к нарушению законности и нравственным переживаниям. Переживания могут повлечь за собой те или иные заболевания, подорвать физическое или психическое здоровье. Как сохранить себя, свое здоровье и достоинство, свои права, не оказаться за бортом жизни? Эти вопросы часто встают перед подростками.

Актуальность этой проблемы подтолкнула меня к данной работе : «Права ребенка: миф или реальность?»

Цель работы. Исследовать уровень знаний учащихся своих прав и способов их защиты на материалах Конвенции ООН о правах ребенка.

Задачи исследования:

  1. Изучить содержание Конвенции о правах ребенка.
  2. Провести анкетирование учащихся по выявлению уровня знаний своих прав и способов их защиты.
  3. Провести социологический опрос среди родителей.
  4. Выяснить, какие организации могут помочь подростку в защите своих прав.
  5. Познакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка.
  6. Создать правовую памятку: «Как защитить свои права?»
  7. Провести тематический классный час по данному вопросу.
  8. Оформить исследовательский материал в виде проекта и мультимедийной презентации.

Объект исследования: учащиеся 7-х классов

Гипотеза: учащиеся 7 классов недостаточно знают свои права и не знают к кому обратиться за помощью.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме, знакомство с правовыми документами, в т.ч. Конвенцией ООН о правах ребенка, анкетирование учащихся и их родителей, аналитика полученных результатов, консультации, сбор справочной информации для составления памятки учащимся.

Теоретическая значимость данной учебно-исследовательской работы состоит в обобщении материала по данной теме и его анализе.

Практическая значимость работы состоит в привлечении внимания к теме в том, чтобы дать возможность лицеистам лучше узнать свои права, а также ущемленным в правах узнать, как защитить свои права. Практическим результатом данной работы может быть правовая памятка «Как защитить свои права?» с адресами и телефонами организаций, в которые любой ребенок может обратиться за помощью. Данные работы могут быть использованы на уроках обществознания, на классных часах и на родительских собраниях.

«Мировая конституция» прав ребенка

С рождением, ребенок получает сразу много прав. Эти права нужны ему для выживания, развития, защиты. Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Среди международных документов по защите прав детей можно выделить два основных и наиболее значимых – это Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка.

Декларация прав ребенка была принята резолюцией 13/86 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. В преамбуле данного нормативного документа сказано: «…Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство».

Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка, которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН, а через год она была ратифицирована нашей страной. Этот документ закрепляет права детей всего мира на особую защиту и обязывает государства, которые подписали Конвенцию, уважать и гарантировать эти права.

Основные положения Конвенции о правах детей

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, которые детализируют права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенцией установлены четыре принципа: не дискриминация; право на жизнь, выживание и развитие; наилучшее обеспечение интересов ребенка; уважение взглядов ребенка.

Конвенция признает за каждым ребенком — независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального, этнического и социального происхождения – право: на воспитание, развитие, защиту, на активное участие в жизни общества.

Конвенция указывает права ребенка и обязанности родителей, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека: право ребенка на свободу мысли, совести, религии (ст. 14 п. 1); право свободно выражать свое мнение; право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. (ст. 27 п. 1)

Часть положений Конвенции более специфична. Государства, принявшие Конвенцию, должны принимать необходимые законодательные, административные, социальные, и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы, грубого обращения, эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19 п.1); признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлечениях (ст. 31 п. 1); признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью. (ст. 32 п. 1)

Следует отметить, что Конвенция выдвигает требования к образовательным процессам (ст. 29), которые должны быть направлены на: развитие личности; на воспитание уважения к родителям; на подготовку ребенка к сознательной жизни; на воспитание уважения к окружающей природе.

В статье 42 говорится о том, что государственные и учебно-воспитательные структуры обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Именно школа в силу своей близости к семье может и должна стать важным элементом в системе контроля прав школьников, представленных Конвенцией.

Реализация Конвенции о правах ребенка в Российском законодательстве

Основные положения Конвенции о правах ребенка вошли в российское законодательство. Основные права и свободы человека зафиксированы в Конституции РФ. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, в законе «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», федеральных законах «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, согласно которым, главные защитники прав ребенка – родители.

Но родители не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства. Значит следующий защитник прав детей – это государство, которое сообща с родителями должны обеспечивать и защищать все права детей.

О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить сами юные граждане Российской Федерации.

Способы защиты прав и свобод детей

Защита в судебном порядке.

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Согласно ст. 1, 8, 56 СК РФ, ст. 11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной формой защиты.

Средствам судебной защиты прав ребенка являются: иск (заявление, жалобу), судебное постановление (решение, заочное решение, судебный приказ, определение об утверждении мирового соглашения), кассационную и надзорную жалобы, участие органов опеки и попечительства в разбирательстве споров, связанных с воспитанием детей, учет мнения ребенка при разрешении спора.

Так как гражданская дееспособность возникает с достижения совершеннолетия, либо со дня вступления в брак до достижения возраста 18 лет, ребенок, не приобретший полную дееспособность, не может самостоятельно подать в суд иск (заявление, жалобу). Таким правом обладают его родители (лица, их заменяющие), прокурор, органы опеки и попечительства (ст. 32 ГПК РСФСР, ст. ст. 35, 36, 26, 28 ГК РФ, ст. ст. 64, 80, 137, 145, 147 СК РФ).

Но, ребенок может обратиться в суд с иском (заявлением, жалобой) самостоятельно по достижении им возраста 14 лет при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами (ст. 56 СК РФ), а также с иском об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ). В этом случае органы опеки и попечительства должны назначить ребенку представителя. В этом состоит одна из особенностей судебной защиты прав ребенка. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен. Лишь в том случае, когда это противоречит интересам ребенка, суд может не учесть его мнение.

Защита в административном порядке.

Административную форму защиты осуществляет:

  • Уполномоченный при Губернаторе Приморского края по правам ребенка
  • Органы Прокуратуры по месту жительства
  • Органы опеки и попечительства по месту жительства
  • Приморская краевая межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
  • Органы полиции по месту жительства

Таким образом, средства и формы защиты прав и интересов ребенка разнообразны, их нужно знать и при необходимости использовать.

Анкетирование учащихся и социологический опрос родителей

Анкетирование учащихся и результаты:

Среди учащихся 7- х классов Технического лицея было проведено анкетирование с целью исследовать уровень знаний учащихся своих прав и способов их защиты на материалах Конвенции ООН о правах ребенка.

  • Опрос показал, что большинство учеников нашего лицея (72 %) знают о существовании Конвенции о правах ребёнка, 18 % учащихся — не знают о существовании данного документа;
  • Большая часть учеников (98 %) не помнят, когда именно была принята Конвенция о правах ребенка и дали неправильный ответ и, лишь 2 % опрошенных смогли точно назвать её;
  • Большинство учащихся (88%) знают какие права и свободы гарантированы ребенку в Российской Федерации, 12 % респондентов затруднились ответить на этот вопрос;
  • 12 % опрошенных знают, кто является их главным защитником и смогли ответить на этот вопрос, 24 % — частично ответили, 12 % — затруднились ответить;
  • Результаты анкетирования помогли выяснить, что ни у кого из опрошенных права и свободы (в семье, школе, обществе) не нарушаются;
  • 88 % респондентов плохо представляют себе способы защиты своих прав, 12 % опрошенных знают о способах защиты своих прав.

Социологический опрос родителей

Был проведен социологический опрос родителей, в результате получены данные:

  • Опрос показал, что 50% опрошенных родителей считают, что дети должны иметь свои права, 18% родителей думают, что дети не нуждаются в правах, 32% респондентов полагают, что дети должны частично иметь свои права.
  • Большая часть родителей (70%) думает, что знакомить детей с их правами должна школа, 27% опрошенных желают сами дать знания, 3% считают, что дети сами должны изучать их.
  • Большая часть родителей (36%) думает, что знание прав помогает детям в жизни, 30% не уверенны, но склоняются к положительному варианту, а 27 % к отрицательному, и лишь 7% считают, что знание прав не пригодиться в жизни.

Заключение

В начале работы я выдвинул гипотезу, что учащиеся 7 классов недостаточно знают свои права и не знают к кому можно обратиться за помощью. Мои предположения подтвердились. В ходе работы убедился, что данная тема весьма актуальна. Изучил литературу, провел анкетирование среди учащихся нашего лицея и социологический опрос среди родителей, обработал данные, проанализировал и сделал выводы.

Считаю, современное общество не может и не должно позволять себе нарушение прав ребенка. «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему». Мировое сообщество создало правовую базу для защиты прав детей – в 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка, где провозглашались права детей от рождения до достижения ими совершеннолетия. Конвенция является обязательным документом для государств, которые подписали этот документ. К 1998 году 190 стран приняли Конвенцию о правах ребенка.

Опрос показал, что права детей в повседневной жизни практически не нарушаются. В нашем лицее ученики 7-х классов, в основном, имеют представление о правах ребенка, но многие не знают в какие органы и учреждения они могут обратиться в случае нарушения своих прав для их защиты.

Для этого я составил Информационно-правовую памятку «Право на каждый день».

Считаю, что мои цели на данном этапе достигнуты, но на этом не нужно останавливаться. Мне стала интересна данная тема, и я готов и дальше развивать знания по этому вопросу.

В ходе работы и беседы с одноклассниками я понял, что ребят интересуют вопросы, связанные с темой, так как они понимают, что в современном обществе без знаний прав и обязанностей не обойтись.

Для этого необходимо в нашем Лицее создать правовой информационный стенд, позволяющий учащимся иметь наглядный и свободный доступ к правовой информации.

Список литературы

  1. Белянинова Ю. В. Как защитить права своего ребенка : юридический путеводитель родителей. – М.: Юрайт , 2007. — 170 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Формат М; Инв. номер 2281940-КХ
  2. Болотова Е. Л. Права ребенка в современной России. — М. : Школьная Пресса , 2005. — 96 с. Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 67.623; Авторский знак Б795; Формат С; Инв. номер 2261302-ЕФ
  3. Бондаренко О. А. Права ребенка в Российской Федерации : конституционно-правовой аспект // Юристъ — правоведъ. — 2010. — N 1. — С. 72-76.
  4. Бурковская А. А. О правовых аспектах защиты прав детей в судебном порядке // Вестник Российской правовой академии. — 2010. — N 1. — С. 12-16.
  5. Глушкова С.И. Права ребенка : международные стандарты и Россия. — Екатеринбург : Б. и. , 2003. — 206 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Шифр 67.9; Авторский знак Г555; Инв. номер 2246382-КХ Свердловская ОУНБ; ЕФ; Инв. номер 2246381-ЕФ
  6. Дети: защита от эксплуатации : законодательство РФ о правах ребенка, полномочия органов государственной власти, международный опыт борьбы с детским трудом. – М. , 2007. — 96 с. Свердловская ОУНБ; СБ; Шифр 67.9; Авторский знак Д382; Формат С; Инв. номер 2279798-СБ
  7. Детская конституция». Как, опираясь на законы, действенно защищать права детей : комментарии, советы и рекомендации юриста А.Н. Тарасенковой и экономиста Т.А. Масловой. — М.: Российская газета , 2005. — 192 с. Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 67.62; Авторский знак Д386; Формат С; Инв. номер 2260785-ЕФ
  8. Егоров А. Конвенция о правах ребенка : итоги и перспективы // Вопросы социального обеспечения. — 2009. — N 23. — С. 5-6.
  9. Комитет ООН по правам ребенка, российские НПО и права детей в России. — М. : Право ребенка , 2000. — 104 с. СОУНБ; Шифр 67.911+67.624.4; Инв. номер 2219086-КХ
  10. Король И. Г. Личные неимущественные права и обязанности ребенка //Российское правосудие. — 2010. — N 4 (48). — С. 58-63.
  11. Конституция РФ. Текст и справочные материалы. – М.: Эксмо, 2009.
  12. Куликова А.А. Защита прав ребенка. – М.: Изд-во Эскмо, 2010.
  13. Егоров А. Конвенция о правах ребенка: итоги и перспективы // Вопросы социального обеспечения. — 2009. — N 23. — С. 5-6.

Приложение. Информационно — правовая памятка «Право на каждый день»

ПОМНИ!

ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЫ ЗНАЕШЬ О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ, ТЕМ МЕНЬШЕ БУДЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ТВОЕГО ПОПАДАНИЯ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ

С рождения РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:

  • на жизнь;
  • на имя, отчество, фамилию;
  • на гражданство;
  • жить и воспитываться в семье;
  • на имущественные права;
  • на общение с обоими родителями;
  • на защиту;
  • на получение содержания от своих родителей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

  • перед родителями или лицами их заменяющими, воспитателями, преподавателями.

С 6 лет РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:

  • совершать мелкие бытовые сделки;
  • совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями;
  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать заботу и внимание;
  • получить основное общее образование (9 классов);
  • соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

С 8 лет РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:

  • на участие в детском общественном объединении;
  • соблюдать Устав, правила детского общественного объединения.

С 10 лет РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:

  • на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • давать согласие на изменение своего имени или фамилии, на восстановление в родительских правах кровных родителей, на усыновление или передачу в приемную семью.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ с 11 лет:

  • помещение в спец. учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, не подлежащих уголовной ответственности.

С 14 лет РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:

  • получить паспорт гражданина РФ;
  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
  • требовать отмены усыновления;
  • давать согласие на изменение своего гражданства;
  • требовать установления отцовства в судебном порядке;
  • работать в свободное от учебы время с согласия одного из родителей не более 4-х часов в день с легкими условиями труда;
  • заключать любые сделки с согласия родителей;
  • самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и др. доходами, вносить вклады в банки;
  • участвовать в молодежном общественном объединении.

ОБЯЗАННОСТИ:

  • выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правил учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;
  • соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

  • исключение из школы за совершение правонарушений;
  • имущественная ответственность по заключенным сделкам;
  • возмещение причиненного труда;
  • уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, изнасилование, кража, грабеж, вымогательство, вандализм и др.)

С 15 лет РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:

  • работать с согласия профсоюза не более 24 часов в неделю на льготных условиях, установленных ТК РФ.

С 16 лет РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО:

  • вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;
  • работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных ТК РФ;
  • быть членом кооператива;
  • управлять мопедом по дорогам, учиться вождению автомобиля;
  • быть признанным полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства или суда.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

  • ответственность за административные правонарушения;
  • ответственность за совершение всех видов преступлений;

С 17 лет — ОБЯЗАННОСТИ:

  • встать на воинский учет;
  • пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство.

ЕСЛИ ТЫ БУДЕШЬ ДОСТОЙНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВАМИ И ДОБРОСОВЕСТНО ВЫПОЛНЯТЬ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ, УВАЖАТЬ ЧУЖИЕ ПРАВА, ТОГДА ТЫ СМОЖЕШЬ РАССЧИТЫВАТЬ НА ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

Как защитить свои права?

  1. Родители – главные защитники детей
  2. Родители защищают права своих детей перед ЛЮБЫМИ ЛИЦАМ
  3. Выбирай способ защиты, не нарушающий законодательство:
  • защита в административном порядке;
  • защита в судебном порядке.

Единый детский телефон доверия 8-800-250-00-15

Наименование организаций

Уполномоченный при Губернаторе Приморского края по правам ребенка Личковаха Анна Викторовна

Адрес: Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, д.45А, каб. 211
Тел./факс (423) 243-32-81

Прокуратура г. Владивостока
Адрес: Приморский край, г. Владивосток, ул. Петра Великого, 2
Телефон: 8(423)226-96-69

Органы опеки и попечительства

Территориальный отдел опеки и попечительства по административному Территориальному управлению Ленинского района Владивостокского городского округа

Адрес: Океанский проспект, 119, г. Владивосток, 690091 Телефон: 8(423) 244-82-94; 8(423) 244-82-94

Территориальный отдел опеки и попечительства по административному Территориальному управлению Первомайского района Владивостокского городского округа
Адрес: ул. О.Кошевого, 1 а, г. Владивосток, 690021 Телефон: 8(423) 227-82-76; 8(423) 227-82-76

Территориальный отдел опеки и попечительства по административному Территориальному управлению Первореченского района Владивостокского городского округа
Адрес: Океанский проспект, 119, г. Владивосток, 690091 Телефон: 8(423) 243-49-10; 8(423) 243-49-10 Территориальный отдел опеки и попечительства по административному Территориальному управлению Советского района Владивостокского городского округа

Адрес: ул. Русская, 96, г. Владивосток Телефон: 8 (423) 232-84-94; 8 (423) 232-84-94

Территориальный отдел опеки и попечительства по административному Территориальному управлению Фрунзенского района Владивостокского городского округа
Адрес: Океанский проспект, 119, г. Владивосток, 690091 Телефон: 8 (423) 244-64-19; 8(423) 244-64-19

Приморская краевая межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Адрес: Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, 45-а, каб.709-б

Телефон: 8 (423)243-19-22 Факс: (423)243-19-22

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды»

Адрес: Приморский край, г. Владивосток, ост. Океанская, ул. Маковского, д. 123

Телефон: 8(423)238-76-75; 8(423)238-80-35

Телефон доверия: 2497-268

Управление МВД России по г. Владивостоку

Адрес: Приморский край, г. Владивосток ул. Военное Шоссе, д.24

Дежурная часть УМВД России по г. Владивостоку — 8(423) 655-340

Приемная УМВД России по г. Владивостоку — 8(423) 2454-786

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить боб каре короткое
  • Программа как составить дизайн квартиры
  • Как правильно найти места силы
  • Если пересолила рыбу в духовке как исправить
  • Как найти периметр умножением или сложением