Как составить план подготовки к олимпиаде

27cd0e35-bfff-4cb2-8413-82ef047bcf56

Победа в олимпиаде – высший показатель знаний среди школьников. Олимпиады требуют глубокого изучения и понимания предмета, постоянной практики на заданиях. Подготовка занимает месяцы и даже годы, но результат того действительно стоит: за призовое место вы получите возможность поступить в вуз на бюджетной основе, минуя вступительные экзамены. Вы не будете испытывать стресс во время приемной кампании, постоянно мониторить списки зачисленных. Олимпиадники попадают в вуз приоритетно.

Содержание

Форматы подготовки

Качественная подготовка возможна только с помощью курсов или репетиторов. Самостоятельно подготовиться к олимпиаде, в отличие от экзаменов, не получится, поскольку олимпиадные задания находятся за границей школьной программы, требуют смекалки, нестандартного подхода к решению, которому редко учат в школах, и соблюдения определенных алгоритмов выполнения.

Достичь целей и одержать победу в олимпиадах вам помогут преподаватели «Коалиции», которые сами были победителями и призерами ВсОШ. Опытные наставники в курсе всех нюансов заданий и с радостью готовы поделиться своими знаниями с учениками.

Летние городские школы

7 дней интерактивного обучения в центре Москвы на базе современного образовательного центра

План подготовки к ВсОШ

Выберите предмет

Чудесно, если вы интересуетесь несколькими науками сразу. Но на олимпиаде лучше сделать уклон на 1 предмет или пару смежных. Чем больше вы набираете дисциплин, тем невозможнее будет подготовка. Нельзя распыляться сразу на несколько направлений. Шансы сводятся к нулю, когда вы готовитесь и к физике, и к литературе, и к китайскому языку одновременно.

Вам нравится социальная направленность? Попробуйте свои силы в олимпиаде по обществознанию и праву. Предпочитаете математические науки? Решайте задания по физике и математике.

Рационально оцените свой уровень знаний, возможности и любовь к предмету.

Освойте базу

База – фундамент любого дела. Нельзя двигаться дальше до тех пор, пока основы не будут отложены в голове на 100%

Найдите единомышленников

Поищите в социальных сетях или на курсах ребят, с которыми вы будете готовиться к общей олимпиаде. Вы сможете подбадривать друг друга, делиться советами и взаимно проверять знания предмета с помощью заданий.

Составьте план подготовки к ВсОШ и распределите время, которое будете тратить на учебу

День недели

Время занятия

Тема и задание

Сложности

Баллы за практику

Понедельник

       

Вторник

       

Среда

       

Четверг

       

Пятница

       

Суббота

       

Воскресенье

       

Материалы для подготовки к олимпиаде по предметам

Для всесторонней подготовки следует время от времени комбинировать несколько видов изучения и закрепления информации:

  • решение заданий из сборников;
  • чтение книг;
  • работа с таблицами и схемами;
  • просмотр фильмов;
  • потребление научного видео- и аудиоматериала;
  • решение заданий олимпиады прошлых лет.

Русский язык

Математика

Физика

Химия

Биология

История

География

Русский язык

Математика

Физика

Химия

Биология

История

География

Литература

Право

Английский язык

Испанский язык

Французский язык

Информатика

Литература

Право

Английский язык

Испанский язык

Французский язык

Информатика

Астрономия

Экономика

Искусство

Экология

Физическая культура

Технология и ОБЖ

Астрономия

Экономика

Искусство

Экология

Физическая культура

Технология и ОБЖ

5d6f3148-8fdc-4034-844c-0f1619c22007

План подготовки к олимпиаде по математике

  • Работайте с пособиями и заданиями от разных авторов

Выполняйте номера прошлых лет, берите задания из многочисленных сборников для развития гибкости мышления.

  • Знание базы предмета

Отточите знания основных закономерностей и формул, чтобы отталкиваться от них и быстрее искать пути решения затруднительных вопросов.

  • Решайте задания повышенной сложности

Тренируйте мозг с помощью трудных задач, тогда на олимпиаде будет легче прийти к ответу.

  • Уделяйте особое внимание предмету и модулю «геометрия».

Работайте с разными геометрическими фигурами, выучите их свойства и признаки.

  • Решайте задачи на время

На всех олимпиадах ограничены временные рамки, поэтому будет важно быстро справляться с заданиями. Устанавливайте лимиты и совершенствуйте результаты.

Хотите учиться в вузе бесплатно?

Выбирайте специальности с большим количеством бюджетных мест

План подготовки к олимпиаде по русскому языку

  • На высоком уровне должна быть этимология

В олимпиаде по русскому встречаются вопросы, связанные с происхождением слов. Запомните корни, словообразование и старинные фразы.

  • Расширяйте словарный запас

Будет плюсом, если вы будете понимать значения редких слов языка и грамотно их применять.

  • Работайте со словарями

В заданиях олимпиад требуется вставлять в пропуски исторически однокоренные слова с их толкованиями.

  • Учитесь составлять группы по признакам

Выявляйте сходства, различия предложений и фраз, определяйте критерии для группировки.

  • Анализируйте исторические произведения на древнерусском языке, переводите их

Тысячелетиями формировались славянские языки, на основе которых было положено начало русской речи. Планируете быть филологом? Уделите этому вопросу отдельное внимание!

4c92f133-55b1-4927-90dc-0872a9b2d6f1

Выводы

На олимпиадах собираются самые усердные и конкурентноспособные ребята. Если вы желаете вступить в борьбу за поступление в ВУЗ на бюджет, то будьте готовы приложить максимум усилий для победы!

Поделиться в социальных сетях

Читайте также

Утверждаю:

Директор

МБОУ «СОШ №24»

____________ Алиев Ш.М.

План

подготовки учащихся к участию

 во Всероссийской олимпиаде школьников,

 сети предметных олимпиад

в 2021-2022 уч.г.

Махачкала
2021

1.     Введение

      Поводом для написания Плана подготовки учащихся к участию
во Всероссийской олимпиаде школьников в 2021-2022 уч.г. послужила   низкая
результативность участия учащихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады
школьников в 2020-2021 уч.г., а также низкая, по сравнению с 2019 -2029 уч.г.,
результативность участия в школьном этапе. Были
выявлены основные причины возникновения этой проблемы:
отсутствие системы работы с «олимпиадниками» в школе в целом, отсутствие мотивации,
как у учителя, так и у ученика заниматься подготовкой к олимпиадам. Причины
преобразовали в задачи и для каждой задачи определили
комплекс мероприятий – шагов по
их достижению.
  Продуктом
этой работы и является План подготовки учащихся к участию во
Всероссийской олимпиаде школьников и сети предметных олимпиад в 2021-2022 уч.г.

2.  Пояснительная записка

       В настоящее время выявление, поддержка и социализация
одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования
в России, посколь­ку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический
потенциал города, региона, страны в целом.

    Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных
детей состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив
условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей, их
дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального
положения и финансовых возможностей семьи.

    Главные задачи современной
школы – раскрытие способностей каждого учащегося, воспитание порядочного и
патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,
конкурентном мире.
Именно в школе
закладываются основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому надо следить
за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь
приумножался.  Поэтому так важно начиная с уровня начального общего образования
выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь
претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои
способности.

    В этой связи нельзя не отметить возрастающую роль
учителя в современных условиях. Невозможно привить интерес к дисциплине
ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Для того чтобы работать с
талантливой молодежью, учителю необходимо много работать над собой, то есть
постоянно самосовершенствоваться. Задача же семьи состоит в том, чтобы
поддержать ребёнка в его развитии, подготовить почву для того, чтобы эти
способности были реализованы.

    Особое место среди многочисленных приемов работы,
ориентированных на интеллектуальное развитие учащихся, занимают предметные
олимпиады.

    Сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно
мыслящих учащихся, определение сильнейших из них. Всероссийская олимпиада
школьников проходит в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный, федеральный.

    В настоящее время имеется сеть дистанционных предметных
олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида– это ознакомление
учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить
свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

    Участие в олимпиадах имеет целый ряд привлекательных
моментов для ученика, для учителей, для родителей:


создает ситуацию успеха у учащегося, поднимает интерес учащихся к изучению
предмета;


дает возможность учащимся и их учителям защищать честь школы на различных
уровнях;


закладывает основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности;


дает возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами
своих ровесников;


помогает выпускникам определиться в профессиональном ориентировании;


каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника,
сертификат для своего портфолио, что может добавить баллы при поступлении в
образовательные организации высшего образования.

Система подготовки
участников олимпиад:


базовая подготовка по предмету на уровне школы;


подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (индивидуально-групповые
занятия, кружки, факультативы, курсы по выбору);


подготовка, полученная в рамках индивидуальной работы с учителем;


самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное
решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

Условия успешной работы
с одаренными учащимися:

— осознание важности этой работы каждым членом педагогического
коллектива и усиление, в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной
мотивации к учению;

— создание и постоянное совершенствование методической
системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми;

— признание коллективом педагогов того, что система работы с
одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы;

— постоянная работа по психолого-педагогической поддержке
одаренных учащихся.

3.     План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам

в 2021-2022 уч. году

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Создание
системы работы по подготовке учащихся

к
олимпиадам

1.Выявить одаренных детей по предметным областям

 Май 2021

Зам.директора по УВР,

 руководители МО  учителя-предметники

2.Провести анкетирование учеников на предпочтение
углубленного изучения предмета через подготовку и участие в олимпиадах

Сентябрь 2021-2022уч.г.

Педагог-психолог, учителя-предметники

3.Закрепить за учителем ответственность за подготовку
конкретных учащихся-участников олимпиад

Сентябрь 2021-2022

Зам.директора по УВР

4.Создать индивидуальные траектории подготовки учащихся к
олимпиадам различных уровней («Дорожные карты»), уделяя особое внимание
совершенствованию экспериментальных навыков,

самостоятельному моделированию
своей поисковой деятельности, умению применять знания в нестандартной
ситуации.

В течение 2021-2022 уч.г.

Учителя-предметники

5.Использовать оптимальный
диагностический инструмент   по каждому разделу программы по
предмету.

В течение 2021-2022 уч.г.

Учителя-предметники

6.Провести беседы с родителями учащихся — участников
олимпиад с целью активизации процесса подготовки к олимпиадам и углубленного
изучения предметной области на родительских собраниях

В течение 2021-2022 уч.г.

Зам. директора  по УВР,

 классные руководители

7.Собрать  с родителей листы ознакомления  с Приказом
Министерства образования и науки РФ об утверждении Порядка проведения
всероссийской олимпиады школьников, согласия  родителей на сбор, хранение,
использование, распространение, публикацию персональных данных ребенка и его
олимпиадной работы.

Сентябрь 2021-2022уч.г.

Классные руководители

8.Определить форму подготовки учащихся к олимпиадам.

Август -сентябрь 2021-2022 уч.г.

Зам. директора, по УВР,

руководители МО, учителя-предметники

9.Составить расписание занятий подготовки к олимпиадам

 Октябрь 2021-2022 уч.г.

Зам.директора по УВР

10.Создать банк олимпиадных заданий по каждому предмету

В течение 2021-2022 уч.г.

Руководители МО,  учителя-предметники

11.Принять участие во Всероссийской олимпиаде школьников,
очных и дистанционных олимпиадах различных уровней.

В течение 2021-2022 уч.г.

Учителя-предметники

12.Определить рекомендации учителей 4х классов по
определению дальнейшей траектории углубленного изучения предметов для
учащихся учителям, работающим в 5-х классах

Апрель-май 2021-2022 уч.г.

Учителя 4х, 5х классов

2

Формирование
мотивации учителя

1.Определить оплачиваемые формы подготовки участников
олимпиад

Май 2021, август 2021.

Администрация школы

2. Внести
необходимые изменения в критерии оценки эффективности деятельности педагогов
при определении размера стимулирующей части в системе оплаты труда, на уровне муниципального образования.

В течение 2021-2022 уч.г.

Комиссия по распределению стимулирующей части фонда оплаты
труда

3.Размещать информацию об участии учащихся в олимпиадном
движении, отмечая роль учителя в подготовке учащихся:

— на информационном стенде

— на официальном сайте школы

По итогам проведения олимпиад

Зам.директора по УВР

4.Награждать грамотами учителей, подготовивших победителей
и призеров олимпиад муниципального, регионального уровней.

По итогам проведения олимпиад

Администрация школы

5.Создать рейтинг учителей, МО по результатам
муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников

По итогам проведения олимпиад

Администрация школы

3

Формирование
мотивации учащихся

1.Выставить отметку «5» в журнал учащимся, набравшим более
50% баллов в
I этапе и в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады
школьников

По итогам проведения олимпиад

Учителя-предметники

2. Размещать
информацию об участии учащихся в олимпиадном движении:

— на информационном стенде

— на официальном сайте школы

По итогам проведения олимпиад

Зам.директора по УВР

3.Отметить грамотами учащихся-победителей и призеров I и муниципального
этапов Всероссийской олимпиады школьников.

По итогам проведения олимпиад

Администрация школы

4.    
Критерии
эффективности

     План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам на 2021-2022 уч. год считается выполненным, если отмечена:

 -Положительная динамика результативности участия в муниципальном и региональном
этапах Всероссийской олимпиады школьников, очных и дистанционных олимпиадах
различных уровней.

-Формирование положительной мотивации учителя и учащегося на
работу по подготовке к активному и результативному участию в олимпиадном
движении.

Система работы по подготовке школьников к олимпиаде.

Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения педагогов олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей– это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.

Целями работы являются:

·         Развитие познавательной активности учащихся

·         Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла

·         Выявления уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла

·         Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления

·         Формирование творческой активности обучающихся

·         Развитие способности к нахождению аналогий

·         Учить работать командой (группой)

·         Способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей учащихся.

            Однако, одаренность учащегося в рамках школы, как бы мы того не хотели, сужается в рамки предметной. Решение проблемы заключается, на мой взгляд, в создании механизмов дифференцированного подхода в обучении школьников.

На подготовительном этапе работы разрабатываются задания и даётся информацию обучающимся. Каждый из желающих имеет возможность попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования. Готовя ответы на вопросы, обучающийся работает с разными источниками информации самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить консультацию преподавателя.

         Одной из форм подготовок к олимпиадам я использую исследовательскую работу учащихся, принимая участие в различных конкурсах. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

      Система подготовки участников олимпиад:

—  базовая школьная подготовка по предмету;

—  подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);

—  самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

—  целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя) , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

 Подготовка школьников к олимпиадам.

 Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

— подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года

—  элективные (факультатив) курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей

—  индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения

— использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы)

— уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач

—   использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.

 1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через

—  наблюдения в ходе уроков;

—   организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;

—  оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам

2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет

— реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников

—  уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)

—  Работать по  принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)

3.Планируем работу.

—  при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности

—  оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)

—  предусмотреть возможность отдыха, релаксации

—  не превращать работу группы в пустое времяпровождение

—  наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.

—  основной  формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы

4.Расширяем кругозор:

—  читаем книги, журналы

—  работаем в Интернете

—  общаемся дистанционно

5. Решаем задачи.

—  нужно стремиться дать каждому члену группы  свободу выбора,  индивидуальную образовательную траекторию

—  создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)

6. И не останавливаемся.

Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?

—  зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)

—  зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.

—  целевое изучение  литературы

—  создание опорных схем, таблиц и т.д.

       С олимпиадниками работать и сложно и интересно. Интересно потому что это как правило, мотивированные учащиеся, которым не надо объяснять «зачем мы здесь сегодня собрались» и есть возможность более детально рассмотреть вопросы, занимательные факты, решить задачи и кроссворды, отработать умения и навыки, пообщаться, порассуждать на исторические и обществоведческие темы. Сложно потому, что наступает такой момент, когда твои ученики по каким-то вопросам знают уже больше тебя и тогда «олимпиадником» приходится становиться тебе, чтобы «держать планку».

Разнообразны формы и методы работы с одаренными детьми, в частности: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, предметные кружки, написание творческих рефератов, олимпиады, создание благоприятных условий для развития и обучения ребенка.

   Методы и средства обучения

  базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:

— Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;

— На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;

—   Учащийся становится субъектом своего собственного развития;

— Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.

   Ведущие методы творческого характера:

 — проблемные;

 — поисковые;

 — эвристические;

 — исследовательские;

 — проектные

   в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. 

 Условия успешной работы с одаренными учащимися:

 — осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

— создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.

—  признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

—  постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;

— Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:

 Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями при подготовке к олимпиадам и конкурсам?

—  Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.

—  Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.

—  Умение координировать свои действия с действиями родителей.

—  Умение консультировать родителей и учащихся.

—  Профессиональная зрелость.

—  Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.

—  Эмоциональная стабильность.

—  Способность к самоанализу.

—  Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.

—  Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.

 Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

—  Учителю-предметнику в работе необходимо:

— Составить план занятий с ребенком, учитывая  психические особенности ребенка .

—  Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

—  Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

В статье мы дадим советы ученикам всех классов по подготовке к любому этапу олимпиады. Расскажем, где найти онлайн-курсы по всем предметам и как подготовиться самому. А также дадим рекомендации родителям — как помочь ребенку.

Чтобы стать победителем или призером олимпиады, недостаточно хорошо учиться – нужно знать предмет за рамками школьной программы, иметь широкий кругозор и уметь мыслить нестандартно.

Результат зависит и от того, сколько усилий уходит на подготовку. Готовиться можно самому и с помощью наставника, например, частного репетитора или преподавателя с курсов. Расскажем подробнее, какими способами можно подготовиться к олимпиадам.

Самостоятельно

Если у вас высокая успеваемость в школе и вы изучаете любимый предмет на углубленном уровне (математику, историю, химию и пр.), то к олимпиаде можно подготовиться самостоятельно. Основной плюс самоподготовки – это отсутствие расходов. Все учебные материалы можно найти в интернете: электронные учебники, онлайн-тесты и примеры задач прошлых лет.

Но если вы намерены занять призовое место, то подготовиться самому будет сложно:

  • Не хватает самодисциплины, нет четкого плана подготовки. Заниматься нужно регулярно, а хобби, гаджеты, видеоигры сильно отвлекают от учебы.
  • Недостаточно читать только школьные или вузовские учебники – для решения олимпиадных заданий часто требуются знания из смежных отраслей. Только опытный педагог расскажет, как, например, на олимпиаде по истории пригодится география или литература.
  • Не получается разобраться со сложными темами. Особенно это касается точных наук. Ответы на вопросы приходится искать на форумах и сайтах, а информация там не всегда бывает достоверной.

С репетитором или на курсах

Подготовиться к олимпиаде можно дистанционно – с репетитором или на курсах. В детских онлайн-школах есть разные подготовительные программы:

  • Онлайн-уроки с преподавателем. Они стоят в 2 раза дешевле, чем личные встречи, но не уступают по качеству. Опытный педагог составит индивидуальный план с учетом вашего уровня и времени, которое осталось на подготовку. Общение проходит через видеосвязь: репетитор объяснит тему, покажет примеры, разберет прошлогодние олимпиадные задачи, ответит на вопросы, укажет на ошибки в домашнем задании и проверит, как вы усвоили пройденный материал.
  • Онлайн-курсы. Главный их плюс – удобный график. Можно участвовать в «живых» вебинарах или смотреть уроки в записи – такой формат обучения не помешает основной учебе, спортивным секциям, кружкам. Для просмотра видеоурока нужен только планшет или ноутбук. Вы сможете задать вопросы учителю на уроке или после него, написав куратору в чат. После каждой темы есть проверочный тест – вы узнаете, насколько хорошо усвоили новый материал.

На нашем сайте собраны лучшие подготовительные программы от известных онлайн-школ. Вы можете выбрать сервисы для обучения с репетиторами или онлайн-курсы, на которых подготовитесь к олимпиаде. С помощью фильтра можно найти подходящий вариант по цене, сроку, формату (онлайн или видеокурсы) и другим параметрам.

Год – это оптимальный срок для подготовки к предметной олимпиаде. За этот период вы успеете:

  • Разработать план обучения – оценить уровень своих знаний, понять, в каких темах вы хорошо разбираетесь, а какие нужно повторить или изучить с нуля.
  • Составить график – вы сможете заниматься регулярно, но без ущерба для учебы в школе. Если до олимпиады остается 8-9 месяцев, то вы подготовитесь в комфортном темпе, без спешки.
  • Потренироваться на олимпиадных заданиях прошлых лет. У каждой олимпиады – своя специфика: чем больше задач вы решите, тем проще будет на состязании.

Большинство подготовительных программ в онлайн-школах составлены таким образом, чтобы их можно было пройти за учебный год. Преимущества онлайн-курсов:

  • Занятия ведут преподаватели ВУЗов, организаторы и члены жюри различных олимпиад, которые расскажут актуальную полезную информацию, покажут способы решения нестандартных задач.
  • На уроках подробно разбирают все форматы заданий из олимпиад: тесты, вопросы с развернутым ответом, письменные, творческие, экспериментальные работы и пр.
  • Вам расскажут о правилах оформления, критериях оценки, распространенных ошибках и объяснят, за что могут снять баллы.

Подборка курсов
Онлайн-курсы по подготовке к олимпиадам по всем предметам с 1 по 11 класс в 2023 году

Посмотреть подборку

План подготовки зависит от нескольких факторов:

  • Условия олимпиады. К примеру, готовиться к финальному туру ВсОШ гораздо сложнее, чем к городскому этапу.
  • Дисциплина. Чтобы выиграть конкурс по гуманитарному предмету, нужно чаще писать сочинения, изложения, эссе, по точной науке – не только знать теорию, но и уметь проводить лабораторные работы.
  • Цель. Ваши усилия зависят от того, какого результата вы хотите – проверить свои силы или занять призовое место.

Участие в олимпиаде – это возможность получить льготы по учебе:

  • Автоматическое начисление 100 баллов за ЕГЭ.
  • Максимальный балл за дополнительный внутренний экзамен, который сдают в МГУ.
  • Зачисление на бюджет без вступительных испытаний в престижные ВУЗы страны.
  • Максимальный балл на ОГЭ.
  • Оценка «5» в четвертях и за учебный год.

Эффективный способ быстро подготовиться к олимпиаде – это экспресс-курсы в онлайн-школах. Большинство программ рассчитаны на 7-8 месяцев, но вы можете купить видеокурс. Он состоит из уроков в записи, их можно смотреть в любом темпе, например, по 3-4 раза в неделю. Чтобы открылся доступ к новому уроку, нужно сдать домашнее задание по предыдущей теме. Если будете заниматься интенсивно, то за короткий срок узнаете весь материал, который дают на годовых курсах.

Ниже расскажем подробнее, как готовиться к разным олимпиадам за короткие сроки.

Всерос

Всероссийская олимпиада школьников – это старейший и самый престижный интеллектуальный конкурс среди учеников 5-11 классов. Он проводится ежегодно при поддержке Министерства образования РФ. Победители и призеры олимпиады поступают в лучшие университеты страны, в том числе в МГУ, без вступительных испытаний.

Как подготовиться к ВсОШ:

  • Пользуйтесь теми материалами, которые есть в свободном доступе. Демоверсии заданий с правильными ответами, рекомендации от составителей олимпиадных заданий, работы участников прошлых лет, видеоразборы задач с комментариями экспертов, списки рекомендуемой литературы – все это поможет вам при подготовке.
  • Визуализируйте. Пишите конспекты, составляйте словари с определениями основных терминов, сводные таблицы, графики, схемы – так вам будет легче освоить большой объем информации. Пользуйтесь мнемоническими формулами, чтобы запомнить длинные отрывки текста.
  • Готовьтесь постепенно. Всерос состоит из 4 туров: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. С каждым этапом вопросы становятся все сложнее. Не стоит начинать подготовку с заданий, которые дают в финале – для начала тренируйтесь на задачах городского уровня.

Областная

Областная олимпиада – это может быть один из этапов ВсОШ или отборочный тур другой олимпиады. У каждой из них – свои условия: одни проводятся очно, другие – дистанционно. Обычно в финал попадают около 25-30% участников областного тура.

3 рекомендации по подготовке:

  • Изучите технические требования. На одних олимпиадах засчитывают только правильно решенные и оформленные задачи, на других начисляют баллы даже в случае неполного решения. На некоторых испытаниях смотрят не только бланк, но и черновик. Заранее узнайте подобные нюансы.
  • Тренируйтесь писать грамотные развернутые ответы – это потребуется и на гуманитарных, и на точных предметах. На олимпиадах по таким дисциплинам, как математика, физика и химия, учитесь применять несколько алгоритмов в решении задачи – вы сможете и проверить себя, и получить дополнительные баллы.
  • Решайте задания прошлых лет на скорость. Время на выполнение будет ограничено, поэтому нужно продумать тактику, учитывая условия олимпиады: на одних конкурсах лучше оставить сложный вопрос напоследок, на других – написать хотя бы часть решения.

Городская

Городская олимпиада проводится между победителями школьных состязаний. Обычно на данном этапе у школьников еще мало опыта, поэтому часто ошибки возникают из-за волнения и невнимательности.

Наши советы, как готовиться к городской олимпиаде:

  • Учитесь мыслить нестандартно. Олимпиадные задания – нешаблонные, многие из них требуют знания смежных дисциплин или имеют несколько решений. Поэтому для подготовки лучше пользоваться не школьными задачниками, а, например, сборниками занимательных или комбинаторных задач.
  • Чередуйте виды деятельности. Олимпиада – это важное событие, но подготовка к ней не должна мешать вашей учебе, хобби и отдыху. Составьте расписание и чек-лист с темами и заданиями, чтобы распределить нагрузку равномерно.
  • Читайте литературу не только российских, но и зарубежных авторов, тренируйтесь на заданиях международных олимпиад. Так вы перестанете искать в задачах типовые решения.

Если вы начали готовиться к олимпиаде заранее, то за неделю вы сможете повторить пройденный материал. Что еще можно сделать при подготовке:

  • Посмотреть видеоразборы олимпиадных заданий прошлых лет. На Youtube есть полезные видео, в которых эксперты комментируют вопросы из ВсОШ по разным школьным предметам. Из них вы узнаете, какие ошибки допускают участники, как лучше написать развернутый ответ или оформить решение.
  • Почитать отзывы и советы победителей и призеров. У многих олимпиад есть страницы в социальных сетях, где школьники делятся своими мнениями, дают рекомендации новичкам. Также там можно найти ответы на часто задаваемые вопросы от организаторов.
  • Порешать задания из прошлогодних олимпиад. Но не стоит заниматься слишком усиленно, чтобы в голове не возникло путаницы. На подготовку можно выделить 1-1,5 часа в день.

Полезные рекомендации, как правильно подготовиться к олимпиаде:

  • Начинайте подготовку заранее – хорошо, если у вас будет в запасе 7-8 месяцев.
  • Сконцентрируйтесь на одной олимпиаде – адекватно оценивайте свои силы, не стоит браться за несколько предметов параллельно.
  • Расширяйте кругозор всеми возможными способами: читайте не только учебники, но и научные статьи, публикации экспертов отрасли, следите за новостями, смотрите научно-популярные видео на Youtube, обучающие фильмы и т. д.
  • Пишите разборчиво. Могут снять балл, если проверяющий не разберет ваш почерк и не поймет ответ.
  • Учитесь мыслить критически, анализировать информацию и внимательно читать формулировку вопросов. Прежде чем писать ответ или решать задачу, подумайте, что конкретно от вас требуется.

Расскажем, как родители могут помочь школьнику подготовиться к олимпиаде:

  • Следите за распорядком дня. Подросток должен не только учиться, но и отдыхать: полноценно спать, заниматься спортом или хобби. Не допускайте физических или умственных перегрузок.
  • Реально оценивайте его силы. Не стоит требовать от ребенка высоких результатов, если у него есть пробелы в знаниях. Страх неудачи негативно скажется на подготовке.
  • Запишите на онлайн-курсы или найдите репетитора. Олимпиадные задания гораздо сложнее тех, которые дают на контрольных или ЕГЭ. Даже хорошая успеваемость в школе не является гарантией того, что школьник может справиться с задачами олимпиады.

На нашем сайте собраны курсы по всем предметам от проверенных онлайн-школ. Вы сможете выбрать программу подготовки к олимпиаде по цене, сравнить несколько вариантов, а также почитать реальные отзывы учеников.

Когда мы слышим про очередной конкурс, что главное не победа, а участие, то знаем — это не больше, чем утешительные слова. Проигравшие выдавливают улыбку и идут переживать спектр эмоций от отчаяния до эмоционального подъема («‎ну вот в следующий раз!»). В предметных олимпиадах участие и правда не менее важно, но победить, конечно, всегда здорово. 

Чем выше участник взбирается по ступенькам этапов: школьный, муниципальный, региональный, национальный, международный — тем большая ответственность на него ложится: честь школы, честь региона, честь страны. Собственные амбиции, наконец. Подготовка к каждому этапу все сложнее и заниматься надо все больше. 

Сегодня я хотел бы поделиться советами о том, как подготовиться к олимпиаде так, чтобы не возненавидеть любимый предмет.

Must do: принципы подготовки к олимпиаде

Мы знаем, что олимпиадники — народ ответственный и мотивированный, в хорошем смысле упрямый. Они понимают, как важно направить все силы на занятия с тренером, повторение материала, прорешивание типовых задач и обмен опытом с другими участниками. И все же им регулярно напоминают о том, какая ответственность на них лежит. Хотя трудно забыть о чем-то, когда ты погружен в это по несколько часов в сутки настолько, что решаешь задания и по пути в столовую, и во сне. В моменты интенсивной подготовки даже самый любимый предмет может начать вызывать отвращение. Вот несколько советов, как этого избежать.

Составьте план подготовки к олимпиаде

В какие дни занимаетесь, по сколько часов. Распишите себе темы, которые нужно повторить. Определите, занимаетесь ли небольшими порциями или садитесь на 2,5 часа за раз. Сделайте этот план не только подробным, но и реалистичным.

Помните, что у вас еще есть занятия в школе, секции, сон. На последнее не стоит оставлять пару-тройку часов, приговаривая, что выспитесь после олимпиады. 

Просто составить план недостаточно, его еще надо (да-да) придерживаться. В конце первого дня обязательно сравнивайте сделанное и запланированное и вносите коррективы. 

Распишите распорядок дня

Да, второй пункт снова про планирование. Если вы написали, что спать надо лечь в 23:00, то не нужно до часа ночи решать задачи на законы Менделя. Не пренебрегайте отдыхом: включайте его отдельной графой и не используйте это время для подготовки — для нее у вас отдельный временной слот. При составлении плана учитывайте те биоритмы, к которым привыкли. Сейчас не лучшее время пытаться превратить себя из совы в жаворонка — вы и так в стрессе. 

Unsplash

Проверьте, включили ли вы в свой распорядок дня прогулки на свежем воздухе и зарядку. Те, кто готовится к биологии, вам подтвердят: мозгу нужен кислород и физические нагрузки.

Не вините себя за каждую минуту отдыха

В период интенсивной подготовки хочется отбросить все и посвятить себя главному: предмету. Может показаться, что это единственное, на что стоит потратить время. Если вы поставили в график отдых с 19 до 19.30 — отдохните. Лучше сделать перерыв на час сейчас, чем потом три дня пребывать в полной апатии. 

Попробуйте разные форматы

Если вы чувствуете, что вам уже невмоготу решать задачи и читать тысячную страницу научного текста. Читали книги? Послушайте подкаст. Слушали подкасты? Попробуйте посмотреть онлайн-уроки: новый учитель может совсем по-другому преподносить материал. Или посмотрите видео на YouTube или в TikTok. Наверняка вы уже слышали об учительнице из Тюмени, которая читает рэп. Да, это не уровень сложности олимпиады, но вы не выпадете из темы и вспомните, что учиться может быть не только полезно и интересно, но и весело.

Или попробуйте послушать курс онлайн: другой формат и другой преподаватель помогут по-новому взглянуть на подготовку.

Переключите фокус

Олимпиадные задания сложны не только выходом за пределы школьной программы, но и одного предмета. Вы сдаете биологию, а там может встретиться задание, для которого пригодится знание иностранного языка. Возможно, мертвого. Изучите смежные области. Вот вы вроде бы отвлеклись от основного предмета, а с другой стороны, продолжаете подготовку.  

Unsplash

И еще пара советов

  • Держите перед глазами вашу финальную цель: победу, призерство, попадание в топ-10, 20 и т.д. Это поможет вам сконцентрироваться и поддерживать мотивацию. Если вы поняли, что завысили планку и сейчас не можете уделить подготовке достаточно времени, чтобы занять призовое место, скорректируйте вашу цель, сделайте ее достижимой. Например, вы учитесь в 8 классе и поставили перед собой большую цель — выиграть Всероссийскую олимпиаду. Но это не значит, что у вас это получится сделать это с первого раза. Для начала попробуйте стать первым в школе или муниципалитете, стать призером регионального этапа. Оценивайте свои силы объективно, чтобы потом не разочароваться и не бросить занятия. 
  • Вспомните, за что любите свой предмет: за безупречную логику — математику, физику — за объяснение законов вселенной, русский язык — за невероятные этимологические кульбиты. Это не стало менее интересным из-за того, что сейчас вы посвящаете этому почти все свободное время. 
  • Ограничьте ваше общение с другими олимпиадниками в последние пару дней до конкурса или пообещайте общаться на другие темы. Помните, что происходит, когда вы стоите у кабинета перед контрольной? Все начинают спрашивать друг у друга: «А ты помнишь дату этого события?», «Что там за формула?». И вот кто-то вспоминает ответ быстрее вас, и вы чувствуете, что вы ничего не знаете, а кругом все умные. Кажется, что все часы за учебой прошли зря. Это ничего не говорит о ваших знаниях, зато добавляет стресса. И старайтесь меньше думать о самой олимпиаде при приближении даты соревнования. Долго пребывая в нервном ожидании можно легко перегореть. 
  • Как бы вы ни готовились, всегда есть факторы, которые никак от вас не зависят. Вам может повезти, и задания будут по темам, на которых вы сделали большой упор, а может нет. За соседним столом может оказаться парень, который без конца шмыгает носом и мешает сосредоточиться, или муха с противным жужжанием будет кружить по аудитории. 
  • Общайтесь с теми, кто заряжает вас энергией. Может, это школьный учитель, который поверил в вас и всегда приходит на помощь. Или это родители, которые всегда поддерживают боевой дух шуткой или чашкой какао. А еще можно придумать себе ритуал или выбрать талисман. Вряд ли он будет обладать магической силой, но точно придаст уверенности.

Фото на обложке: Shutterstock / juliaap

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Заголовок архива поврежден unarc dll вернул код ошибки 14 как исправить симс 4
  • Как исправить ошибку работы яндекса
  • Как найти администрирование в панели управления
  • Как найти координаты прямой пересечения двух плоскостей
  • Доральное р как исправить