Требования к ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ
«Проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социо-культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.
Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:
- Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;
- Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;
- Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.
Педагогический проект — разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.
Типы проектов
А) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты.
Б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.
В) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.
Г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа — проекты, педагогические блоги.
Д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Объем: не более 25 страниц (размер шрифта — 14 кегль, полуторный интервал, поля – 2,5 см, шрифт — Times New Roman).
Время защиты: 10-15 минут
1. Титульный лист
2. Краткая аннотация проекта (не более 0,5 стр.)
3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).
4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).
5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. Д.).
6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).
7. Партнеры.
8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).
9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).
10. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты, т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. Д.) И/или результаты-эффекты, т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач — количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта).
11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. Д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.
12. Литература
КАК РАЗРАБОТАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
(памятка учителю)
Чистова Т.С.
04.03.2015.
Педсовет
«Метод проектов
как средство формирования
ключевых компетентностей
учащихся»
В структуре
профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников
образовательных учреждений одной из ведущих компетенций является владение
современными инновационными технологиями, в частности, проектной
технологией.
Термин «педагогический проект» можно определить
как:
1. Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному
изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при
установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов
и специфической организации;
2. Разработанные система и структура действий педагога для
реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого
действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий,
необходимых для эффективности всей системы действий.
В приведенных определениях ключевыми являются:
·
фактор времени
·
целенаправленность
·
нормированность изменений
·
специфика организации деятельности
Успешность
проектной деятельности говорит о способности педагога действовать в русле
современных изменений в системе образования, умении преобразовывать
педагогическую действительность.
Для того чтобы
грамотно подготовить педагогический
проект, нужно следовать определенным требованиям к составлению
плана проекта.
Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты:
1. Обоснование необходимости проекта
2. Цели и задачи проекта
3. Участники проекта
4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
5. Рабочий план реализации проекта
6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
7. Оценка эффективности реализации проекта
8. Оценка рисков
9. Дальнейшее развитие проекта
СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЕКТА
1.
Обоснование необходимости проекта
·
Описание педагогической проблемы
включает в себя анализ существующей педагогической ситуации
или состояния педагогической системы.
·
В результате анализа выявляются противоречия между
имеющимся положением педагогической системы и ее оптимальным состоянием,
позволяющим эффективно функционировать на современном этапе.
·
Педагог должен
показать несоответствие между требуемым современностью состоянием
образовательной системы и реально существующей ситуацией.
На основе такого анализа педагог
определяет какие проблемы сможет решить в рамках своего проекта, какие коррективы возможно
внести в деятельность образовательного учреждения, в содержание
образовательного процесса, в собственную педагогическую деятельность и т. д..
Педагог указывает,
каким образом выделенные проблемы затрагивают определенные целевые группы, т.
е. лиц, которым будет адресована деятельность по проекту.
·
Необходимо кратко охарактеризовать реальные
потребности целевой аудитории и условия, которые предполагается изменить в ходе
проекта для решения их проблем.
В проекте должна быть
убедительно доказана актуальность выделенных проблем, обоснована значимость
решения данных проблем для повышения эффективности педагогического процесса.
·
Важно указать значение решения этих проблем для
образовательного учреждения, показать, что их решение соответствует
государственным приоритетам в системе образования.
Таким образом,
описание проблемы предполагает формулирование ответов на два вопроса:
• почему возникла необходимость в выполнении проекта?
• почему решение данной проблемы является приоритетной
задачей?
Глубокий и всесторонний анализ педагогических
проблем позволит грамотно и корректно сформулировать цели,
задачи и подобрать методы проекта.
2.
Цели и задачи проекта
· Формулирование целей проекта
предполагает раскрытие сути задуманного проекта,
направленного на решение выявленных проблем.
· При постановке задач определяется последовательность шагов по изменению
существующей педагогической ситуации в соответствии с целью.
· Педагог
указывает, какие образовательные, воспитательные и социальные задачи будет
решать на протяжении реализации проекта.
· Цель и задачи проекта
должны быть достижимы в рамках предусмотренного периода времени.
3.
Участники проекта
· В этом пункте указывается основная целевая аудитория (участники) проекта,
а также критерии их отбора.
· Подробно описывается качественный и количественный состав целевых
групп, с которыми педагог
будет работать в рамках проекта.
4.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
· Деятельность по проекту должна способствовать решению каждой из
поставленных задач проекта.
· При выборе стратегии и подходов достижения поставленной цели необходимо
обосновать выбор способов решения проблемы, при этом можно использовать как уже
разработанные и апробированные способы решения проблем в различных комбинациях,
так и модифицированные способы решения сходных проблем.
· По сути, выбор методов предполагает описание мероприятий, которые
необходимо организовать и провести для решения задач проекта.
· Так, педагог определит способы участия в проекте целевой аудитории
(учителей, учащихся, родителей, попечителей).
· Педагог продумывает план организации работы по
проекту, определяя логическую цепь своих действий.
· Педагог определяет исполнителей деятельности по
проекту (тех, кто будет задействован в ее выполнении); благополучателей
(тех, кто будет потребителями каждой конкретной услуги).
· При этом, автор проекта должен оценить наличие необходимых ресурсов
(материальных, информационных, кадровых, технических и др.).
Если в проекте запланировано проведение мероприятий — тренингов, семинаров,
занятий и т.п., необходимо описать каждое из них, указав, цель и планируемый
результат, на сколько человек оно рассчитано, временной формат мероприятия,
предполагаемое место проведения, количество тренеров (в том числе и из каких
организаций они будут приглашены), приложить предварительную программу
мероприятия.
5.
Рабочий план реализации проекта
· Рабочий план представляет собой план-график выполнения запланированных
мероприятий с обязательным указанием предполагаемых дат и ответственных за их
проведение.
· Предполагаемая дата проведения мероприятия
· Место проведения мероприятия
· Наименование мероприятия
· Ответственный за выполнение
6.
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные
результаты реализации проекта
· Краткосрочные результаты — те итоги, которые получают непосредственно
по окончании проекта.
· Долгосрочные – результаты, которые могут появиться в перспективе, через
некоторое время после завершения проекта.
Уже на стадии написания проекта педагог должен выделить ожидаемые краткосрочные
и долгосрочные результаты своего проекта, по которым можно будет судить об
успешности его реализации.
· Результаты планируются путем соотнесения их с поставленной целью и
задачами проекта. Например, к результатам проекта можно отнести:
—
вид, количество и объем печатной продукции;
—
количество новых методик или технологий, внедренных
в рамках проекта;
—
кол-во непосредственных получателей услуг
(например, участников тренинга);
—
разработка новых процедур, облегчающих или улучшающих
учебно-воспитательный процесс;
—
апробирование новых методик и пр..
7.
Оценка эффективности реализации проекта
· Описание количественных и качественных показателей достижения
результатов и способов диагностики
· При планировании проекта важно выявить свидетельства, данные и
показатели, которые подтвердили бы, что поставленная в проекте задача
выполнена.
· При описании показателей повышения эффективности деятельности укажите
данные, позволяющие судить о степени эффективности, а также значимости
выполнения планируемых работ по проекту (например, предполагаемые
технологические достижения; высвобождение времени учащихся для творческого
развития личности; снижение конфликтов, рост успеваемости учащихся и т.д.).
Методы оценки успешности/эффективности.
· Методы оценки – это способы сбора данных по каждому из ожидаемых
результатов проекта, которые позволят определить, в какой степени достигнут ли
тот или иной результат проекта.
· Самым распространенным методом является анкетирование благополучателей
(целевой группы) до и после обучения или участия в проекте.
· Педагог может предложить самостоятельно
разработанный диагностический инструментарий для оценки результативности
реализации проекта.
8.
Оценка рисков и меры, запланированные для
минимизации влияния таких факторов риска
· Педагог
оценивает возможные риски, которые могут повлиять на реализацию проекта.
· Проводится качественный и количественный анализ рисков и условий их
возникновения.
· Качественная оценка риска определяет степень его важности,
количественный анализ позволяет установить вероятность возникновения рисков в проекте.
· На основе анализа осуществляется выбор процедур и методов по снижению
отрицательных последствий рисковых событий.
9.
Дальнейшее развитие проекта
· По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть
продолжена, поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.
· Укажите, каким образом результаты проекта могут быть использованы в
дальнейшем в образовательном учреждении, другими организациями в регионе, в
других городах. Какими способами планируется информировать педагогическое
сообщество о результатах деятельности по проекту и как будет учитываться
обратная связь.
· В качестве критериев оценки педагогического
проекта можно выделить:
—
значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для
образовательного учреждения в целом, и учебно-воспитательного процесса в
частности;
—
ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность
вытекания задач из проблем, выделенных в проекте;
—
корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение
последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий;
—
адекватность показателей оценки эффективности проекта;
—
соблюдение логической концепции проекта, наличие
логической цепочки: проблема- цель-задачи-метод-результат.
—
значимость проекта
для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов
проекта в деятельность коллег.
В приложениях к
проекту можно представить:
•
учебно-тематические планы;
•
структуру раздаточных материалов;
•
тематику, примерную структуру, тираж, объем публикаций, печатных
материалов;
•
структуру, перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;
•
примерную структуру, объем, методику, инструментарий исследования;
•
тематику, примерную программу, аудиторию конференций, круглых столов;
•
тематику, объем консультаций.
О чем речь? Педагогический проект стал логическим следствием инновационных процессов, происходящих в современном образовании. Динамичные изменения порой ставят педагога перед отсутствием готовых рецептов решения тех или иных задач.
На что обратить внимание? Но это вовсе не значит, что от учителя требуется изобретать что-то совершенно новое. Порой нужно лишь взять за основу классическое решение профессиональных задач и наслоить на него современные инструменты. Так каким же должен быть педагогический проект?
Оглавление:
- Что такое педагогический проект учителя
- 5 ключевых видов современного педагогического проекта
- Этапы составления педагогического проекта
- Пример структуры педагогического проекта
- 4 критерия оценки индивидуального педагогического проекта
Что такое педагогический проект учителя
Педагогический проект — это не просто специфическая форма представления результатов своей работы в рамках аккредитации, а настоящее средство решения проблем, с которыми учителя сталкиваются в своей работе.
Педагогический образовательный проект отражает деятельность учителя в конкретных условиях и ресурсном обеспечении. Он представляет собой основу для:
- определения стиля ведения педагогической деятельности;
- создания новых методов взаимодействия с учащимися, их родителями и другими лицами;
- разработки подходов к обучению, развитию и воспитанию детей;
- определения оптимального направления учебно-развивающего процесса для разных возрастных групп и в конкретных условиях;
- концепций построения образовательной деятельности и педагогических теорий;
- разработки приемов и методов организации воспитательного и учебного процесса.
Педагогический проект в школе – это направление исследовательской деятельности учителя. Полученные результаты могут лечь в основу научных работ в различных областях образования.
5 ключевых видов современного педагогического проекта
Существует всего 5 видов педагогических проектов:
- Ориентированные на исследование
Имеют четкую структуру и подтверждают последовательность действий учителя. Эти проекты требуют конкретных целей и методов реализации, соответствующих определенным условиям. Примерами являются исследовательские рефераты и учебные эссе.
- Творческие
Характеризуются неоднозначной структурой. Они не требуют от учителя соблюдения конкретной последовательности действий и разрабатываются в процессе реализации. Масштаб таких проектов гибкий. Он разрабатывается и модифицируется согласно логике поставленных задач и интересам участников.
Творческие педагогические проекты представляют собой разработку внеклассных мероприятий учителя с детьми, написание стенгазет, организацию выставок и спортивных мероприятий.
- Информационные
Представляют собой сбор информации о каком-либо процессе или объекте: направлены на выявление его существенных свойств, особенностей и функциональной роли в образовательном процессе. К информационным проектам относятся репортажи, ведение педагогических блогов, медийные проекты и разработка образовательных веб-сайтов.
- Игровые
Они предполагают разделение обязанностей между участниками, имеют свободную структуру, которая разрабатывается по ходу деятельности. Игровые проекты имеют творческую направленность. К ним относятся написание сценариев праздников в образовательных учреждениях, разработка планов учебных занятий или их частей, создание программ образовательных мероприятий.
- Практические
Они ориентируются на итоговые результаты, поскольку имеют конкретную задачу. Цели практического проекта утверждаются до начала работы и не меняются. Все участники выполняют конкретные роли и действия, направленные на достижение определенных результатов, предназначенных для удовлетворения интересов и потребностей учащихся.
Такие проекты связаны с методической работой учителей, разработкой учебной литературы, планированием внеурочной деятельности, разработкой учебных программ.
То, каким педагогическим проектом преподаватель будет заниматься, зависит от выбранной им темы. Считается, что детям помладше интереснее творчество и игры. Поэтому воспитатели в ДОУ зачастую выбирают темы педагогического проекта, связанные с героями сказок, поделками или рисованием. А вот детей постарше уже можно завлечь наукой. Школьные учителя вполне могут заниматься со старшеклассниками инновационными педагогическими проектами.
Помимо представленных видов, педагогические проекты различаются по количеству вовлеченных участников (индивидуальные, групповые, коллективные) и продолжительности их реализации (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).
Этапы составления педагогического проекта
Чтобы разработать хороший педагогический проект, стоит придерживаться следующих этапов его создания:
- Анализ текущей ситуации (определение проблем или противоречий, требующих решения).
- Предложение идей.
- Формулировка конкретного замысла проекта и цели его реализации.
- Определение задач, имеющихся и требуемых ресурсов, наличие необходимых условий.
- Установление планируемых результатов и их точного назначения, определение критериев оценки ожидаемых итогов.
- Предположение последствий реализации проекта (социокультурных и самообразовательных).
- Разработка реализации проекта.
- Непосредственно само осуществление проекта посредством непрерывной диагностики, анализа и координации всей деятельности.
- Формирование итоговых результатов, представление проекта на ознакомление педагогической общественности.
Пример структуры педагогического проекта
-
-
Титульный лист:
- наименование образовательного учреждения (полностью);
- название проекта;
- по виду деятельности: ориентированный, творческий, информационный, игровой, практический;
- по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, коллективный;
- по особенностям контактов: между детьми одной группы, между группами детей, между детьми в дошкольном образовательном учреждении;
- по продолжительности: краткосрочный (1 или более уроков 1-2 недели), среднесрочный (1 неделя 1 месяц), долгосрочный (от 1 до 6+ месяцев);
- претенденты: дети (возрастная группа);
- авторы проекта: должность, Ф. И. О.;
- дата написания.
-
-
-
Структура программы педагогического проекта:
- проблема: описание проблемы, которую затрагивает проект;
- актуальность рассматриваемой темы;
- цель: какой результат ожидается в итоге. Он выражается в положительных изменениях у детей, проявленных при реализации проекта;
- задачи: шаги или действия, применяемые для определения промежуточных результатов, направленных на достижение конечной цели.
-
Этапы проекта:
- организация;
- учитель (воспитатель) обозначает конкретную проблему;
- учитель определяет цель и ставит задачи для ее достижения;
- вовлечение в проект детей;
- вызов положительной реакции родителей;
- составление плана работы;
- преподаватель создает руководство по проекту, организует тематические беседы и экскурсии, подбирает игры или придумывает их, продумывает практическую и экспериментальную деятельность, а также проводит занятия совместно с родителями;
- дети разучивают стихи, участвуют в экспериментальной и продуктивной работе и ищут новые знания о том, что они изучают вместе со своими родителями и учителем;
- родители ищут информацию и работают над созданием развивающей среды для детей (делают газеты, листовки, сочиняют стихи и т. д. вместе с детьми, следуя указаниям педагога);
- заключительный этап: получение ожидаемого результата, достижение поставленной цели;
- подведение итогов: анкетирование, выпуск книги, создание альбома или фотовыставки, постановка спектакля, выставка и др.
-
-
План реализации педагогического проекта.
-
Ожидаемые результаты: оговариваются конкретные знания и навыки, которыми вы хотите, чтобы дети обладали в результате работы над проектом. Далее в соответствии с этим устанавливается высокий, средний или низкий уровень развития.
-
Представление проделанной работы на публику. Как правило, в завершение темы проекта педагоги организуют масштабное или интересное событие. Это дает детям возможность продемонстрировать знания и умения и выразить свое эмоциональное отношение к тому, что происходило раньше и что происходит сейчас. Это своего рода презентация.
-
Размышление:
- Ответы на вопрос «Чему мы научились?» помогают педагогу определить, что нового узнали дети в ходе работы над проектом.
- Анализ отдельных уроков поможет понять, что нужно будет учесть в будущем при работе над проектами. Преподаватель должен ответить на вопросы: «Что получилось лучше всего?», «Что мне следует изменить в следующий раз?», «Что получили дети от проекта?», «Что пошло не так и по какой причине?».
Итоговые результаты любого педагогического проекта всегда обсуждаются с группой:
- Вас что-то удивило? Что именно произвело наиболее сильное впечатление?
- Познакомились ли вы c чем-то новым?
- Какое занятие вам понравилось больше всех остальных?
Размышления на тему проекта должны быть организованы не только для детей. В процессе обсуждения обязательно должен принимать участие педагог. Ему необходимо ответить на следующие вопросы:
- Что в предложенной теме было самым эффективным в реализации итоговых целей?
- Что необходимо учесть или изменить при написании проекта в следующий раз?
- Что получилось хорошо, а что не очень и почему?
- Предвидение возможных неблагоприятных последствий и пути их исправления.
4 критерия оценки индивидуального педагогического проекта
Существует 4 основных критерия оценки педагогических проектов по ФГОС:
- Осуществимость. Практическая реализуемость проекта в решении педагогических целей и задач, реальность плана мероприятий по его использованию и актуальность апробированных методов и средств.
- Образовательная ориентация. Насколько проект направлен на личностное развитие всех его участников.
- Технологичность. Имеющаяся проблемная ситуация и способ ее соответствующего решения, технологическая разработанность проекта.
- Реалистичность. Соответствуют ли идеи проекта и его целевое назначение актуальным тенденциям в развитии образовательных процессов, а также конкретным ситуациям в обучении.
Новый педагогический проект – это всегда теоретическая работа, разработка будущей деятельности учителей и учащихся. Он ориентирован на инновации, ведь его авторы предлагают новые способы организации образовательного процесса. Лучшие педагогические проекты осуществляют непосредственное формирование методов обучения будущего.
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
1. Титульный лист
2. Краткая аннотация проекта (не более 0,5 стр.)
3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации
через определение противоречий существующей практики; актуальность
проекта для педагога, образовательного учреждения; степень
адекватности педагогического проекта современным целям, задачам,
логике развития образования).
4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые
ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые
будут решаться для достижения поставленной цели).
5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения
поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким
образом будет распространяться информация о проекте и т. д.).
6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные
(экспертные), человеческие (кадровые), организационные
(«административный» ресурс), материально—технические, финансовые).
7. Партнеры.
8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая
группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество
участников проекта, их возраст и социальный статус).
9. План реализации проекта (план—график подготовки, этапы и сроки
реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и
ответственных за каждое мероприятие).
10. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты—продукты,
т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе
реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка,
новая образовательная программа и т. д.) и/или результаты—эффекты,
т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые
произойдут вследствие реализации проекта. И результаты—продукты, и
результаты—эффекты должны быть измеримы. Степень достижения
поставленных целей и задач — количественная и качественная оценка
результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные
последействия реализации проекта).
11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность
дальнейшего продолжения проекта, расширение территории,
контингента участников, организаторов, возможность развития
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сочнева Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Домнина Анна Ивановна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент
Аннотация
В данной статье авторы рассматривают вопрос организации проектной деятельности в рамках школы. Описываются основные рекомендации, которых должен придерживаться учитель, а также рассматриваются этапы.
Ключевые слова: деятельность, проект, ученик, учитель, школа, этапы
Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Библиографическая ссылка на статью:
Сочнева А.С., Торопова А.И., Домнина А.И., Шамина Е.М. Методические рекомендации для учителя по организации проектной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/01/91074 (дата обращения: 10.05.2023).
Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления» [1].
Для учителя, как и для обучающихся, необходимо соблюдать определенные этапы проектной деятельности:
1. Подготовка к проектной деятельности
Работу по организации проектной деятельности можно начать с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений для самооценки учащихся. Знание особенностей учащихся поможет оптимально организовать занятия в НОУ, выбрать формы и методы работы. Анализ оценки учащихся уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет спланировать работу с учащимися при выполнении проекта, помогает в поиске и выборе направлений в проектной деятельности. С учетом интересов учащихся, можно составить банк с тематикой проектов.
При подготовке к проектной деятельности нужно учитывать следующие аспекты:
- Индивидуальные особенности обучающихся;
- Материально-техническое оснащение школы;
- Новизну и актуальность выбранного проекта;
- Сложность в зависимости от возраста обучающихся и поставленных целей;
- Возможность апробации проекта на конкурсах и НОУ.
Ведение проектной деятельности возможно лишь в том случае, если учащиеся будут владеть алгоритмом проектной деятельности. Можно составить портфолио документов по подготовке и проведению проектной работы.
2. Запуск проекта
Прежде чем осуществить запуск проекта, необходимо вспомнить его структуру:
Рисунок 1. Структура проекта
Для успешного запуска проекта учитель должен соблюдать следующие этапы:
I. Определение темы проекта («Учитель – советчик»). На организационном этапе работы учитель проводит вводную беседу, для того чтобы выяснить уровень подготовки учащихся по данному типу деятельности. В зависимости от того, насколько старшеклассники владеют теоретическим материалом о проектной технологии, будет зависеть сложность работы над проектом [2].
Учащимся предлагаются вопросы: Что такое проект? Какова структура проекта? Назовите этапы работы над проектом. Каковы основные требования к проектной деятельности? Учитель может подготовить наглядную – карточку «Структура проекта».
Для учителя важно постоянно следить за тем, какие темы для проектов выбирает ученик, так как излишняя трудность темы чаще всего бывает причиной невыполнения задания.
II. Выявление проблемы и цели проекта («Учитель – помощник»). На данном этапе работы над проектом учитель помогает грамотно составить вопросы для социологического опроса, который поможет определить потребность в данном проекте. Необходимо дать обучающимся возможность поразмышлять, какие вообще есть проблемы в предложенной области, почему они являются важными и как их можно решить.
III. Составление плана работы. Сбор информации. «Учитель – организатор действий». Выбрав методы работы, определившись с темой проекта и проблемой, которая будет решаться в ходе его выполнения, учащиеся определяются с планом работы. Для этого можно задать вопрос «Что нужно, для того, чтобы проект был полностью реализован? Какие действия для этого необходимы?». Учитель редактирует план действий, и учащиеся приступают к его реализации [3].
3. Выполнение проекта
IV. Осуществление проекта («Учитель – консультант»). На данном этапе работы учитель выступает в роли консультанта.
V. Презентация и защита проекта («Учитель – помощник»). Умение представить созданный продукт – одна из востребованных компетентностей в наше время. Для презентации желательно создать праздничную ситуацию, обязательно – наличие комиссии. На данном этапе работы учитель помогает учащимся в презентации итогового продукта. Чем более доброжелательной будет ситуация предъявления продукта, тем больше шансов у детей достойно выполнить роль отвечающего за результаты общей работы.
4. Оценивание проектных работ
VI. Оценка проекта. Рефлексия («Учитель – эксперт»). Работа над проектом завершается подведением итогов деятельности участников. Необходимо заранее познакомить учащихся со списком критериев оценивания.
Библиографический список
- Гудкова Т.В. Педагогические основы организации проектной деятельности школьников на уроках истории // Наука и школа. 2014. №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-osnovy-organizatsii-proektnoy-deyatelnosti-shkolnikov-na-urokah-istorii (дата обращения: 17.09.2019);
- Султанова М. С. Технология проектной деятельности (из опыта работы) // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). – Казань: Бук, 2017. – С. 86-87. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12350/ (дата обращения: 17.09.2019);
- Татко Г.Н. Творческий проект по технологии (написание, оформление пояснительной записки и защита творческих проектных работ учащимися общеобразовательных организаций) (Культура дома и декоративно-прикладное творчество): методические рекомендации / Г.Н. Татрико, О.В. Будникова, Г.В. Пичугина. – М.: ИИУ МГОУ, 2017. – 50 с. ISBN 978-5-7017-2730-2.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Сочнева Анастасия Сергеевна»