Как составить план произведения на одну тему

Для составления плана, нужно понимать «кто, куда и зачем?» Если у вас хоть раз возникал вопрос «как делать план», я постараюсь обьяснить на примере.

Перейдем к теории:

1. Экспозиция

Информация о событиях, предшествующих самому сюжету. Как правило, они связаны с главными героями. Экспозиция обычно размещается в прологе. Но он необязателен для книги, и предыстория событий может рассказываться и в основной части, но все равно ближе к началу.

2. Завязка

Это ситуация, событие, которое создает интригу, порождает причину конфликта. Оно должно зацепить читателя, заинтересовать, пробудить желание узнать, в чем же дело, почему, а что там дальше. Завязка — тот толчок, который запускает развитие сюжета.

3. Развитие событий.

В этой части пути формируются отношения героев, осознается миссия, развиваются качества, появляются друзья и враги. Но главное, этот этап связан с нарастанием напряжения, когда читатель буквально кожей ощущает приближение ключевых событий, чего-то важного, неизбежного, возможно, страшного или волнительного.

Причем важно, чтобы события именно развивались. Без движухи читатель заскучает и забросит книгу. О том, где и как будут «приключаться» герои, нужно продумать заранее еще на этапе составления плана.

4. Кульминация

Это высшая точка напряжения, когда конфликт обостряется до предела: выяснение отношений, выявление главного злодея, осознание предательства или любви. Необязательно открытая схватка добра и зла, но это пик развития событий. Кульминация и пишется, и читается на одном дыхании.

Нередко у читателя на этом этапе возникает мысль: «Как же все так плохо-то?» Но это не конец книги, а значит, пробуждается надежда и с ней желание скорее прочитать, что там дальше.

5. Поворот сюжета

Не обязательный, но интересный этап сюжета. И лучше всего он работает после кульминации, когда меняется расстановка сил — бывший враг становится союзником, а боевая подруга (коллега) — возлюбленной, выясняются какие-то новые обстоятельства. Поворот сюжета, особенно неожиданный, может выручить, если основная задумка автора иссякла, а вместе с ней теряется и интерес читателя.

6. Развязка

После кульминации путь сюжета как бы идет под уклон, события ускоряются, герои становятся решительнее, враги перестают быть тайными, цели становятся ясны. И, наконец, конфликт приходит к логическому завершению: раскрыты все тайны и загадки, повержены или перевоспитаны враги, в отношениях поставлена точка. Часто, планируя продолжение книги, автор ставит многоточие. Это нормально, но промежуточный финал должен быть обязательно. Нельзя оставлять читателя в недоумении и растерянности.

7. Эпилог

Не обязательная часть романа, но нередко нужная, чтобы показать, что жизнь продолжается, например, и после свадьбы героев. А еще именно эпилог лучше использовать как «затравку» для новой истории.

Выделение этих этапов основано не на каких-то заплесневелых канонах классики, а на человеческой психологии. Поэтому я советую в построении сюжета обращать внимание на его структуру. И читатель вам будет признателен.

ВАЖНО — материал по описаным выше этапам взят из блога автора по ссылке.

Если вы дочитали до этого момента, тогда выбросьте все выше сказанное на время из головы и попробуйте взять короткий сюжет — ситуацию из головы(быт будет идеальным и самым простым материалом). Напишите, разбейте на части и только после составьте из них план. К примеру:

1. Собрались. (экспозиция)

2. Выпили. (завязка)

3. И тут постучали в дверь (развитие сюжета)

4. Теща с женой забыли веники и вернулись с дачи за ними (кульминация)

5. А тут мы, сидим в труселях и водку пьем, а должны быть в командировке (поворот сюжета)

6. Нам п*зда (развязка)

7. Живу один, детей не вижу, жена не общается, в запое (эпилог)

Можно да же мораль привязать: «Не пейте водку и не обманывайте жен».

Вот вам и готовый план. Вполне потянет на рассказ, или сценарий. Если же мы говорим о произведении более крупного калибра, тогда надо знать общую идеи, составлять такие «микро планы» и не торопясь нанизывать их на ниточки — формировать скелет произведения.

Посчитать и рассчитать все не сложно. Берете изначальные цифры (в среднем глава от 10 до 20 тысяч знаков) и раскидываете их на нужный объем произведения(создаете скелет). Дальше, имея общее представление, накидываем в каждую ячейку(главу) одно — два уточняющих предложений. Как и где делать план роли не играет. Вот как я делаю черновики и план:

— На обоях

— На сложенный в азиатской манере бумаге

— И вновь на обоях (но выглаженных утюгом)

Вы можете писать планы хоть на туалетной бумаге, главное что бы позже это вам помогало работать и было удобно с ним коммуницировать. Ведь когда есть план, ваши руки и голова свободны, и вы можете нанизывать на него любые идеи. К примеру:

— Записать сон и сделать его сном персонажа

— Записать по дороге на работу диалоги и добавить в нужную главу(этой книжки пока нет)

— Еще пример диалога с мыслями героев

— Структурировать материал для книги и не потерять находки (идеи)

— Придумывать терминологию из уже имеющихся слов и сразу записывать идеи/прикреплять к главам, ведь идеи… они как молоко, только зазеваешься и убежит

Конечно все можно настроить и в более удобном формате, синхронизация устройств, онлайн документы И так далее Но я динозавр, мне пока удобно все делать так, плюс материал приходится прорабатывать при переносе и это делает его чище.

Подведу итог:

Вы можете сказать: «Но у меня фентэзи/ужасы/любовный роман/ космоопера/ боевик…»

Понимаю, но жанр, это не так важно, жанр — это кожа, текст — плоть, план — скелет, лор/мир — внутренние органы, а вы — создатель. Так что, создавайте свое творение с умом, иначе получится не жизнеспособный голем, который добра не принесет, как мистер Мисикс из Рика и Морти( но, это я конечно загнул. Все будет хорошо).

План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить общий план рассказа

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

Любой план состоит из трёх составляющих:1.вступ­ление 2.основная часть. 3.окончание(эпилог)! Все части можно разбить на подчас и но смысл один. 1(слова автора его жизнь, быт,условия написания,мотив…..­) 2.(основа произведения вкратце) 3.(свои мысли,высказывания, иногда эмигранты произведения …) Как то так!

система выбрала этот ответ лучшим

Бульб­озавр
[450K]

4 года назад 

Составление плана к любому произведению, в том числе и к рассказу, в дальнейшем помогает его пересказать близко к тексту не упуская главное и не путая последовательность сюжетов.

Чтобы составить самому план к рассказу, нужно:

  • вначале внимательно его прочитать.
  • нужно определиться с главной мыслью произведения, т.е. с его идеей;
  • далее следует сформулировать в нескольких предложениях саму идею рассказа;
  • нужно выразить главную идею одним предложением;
  • в дальнейшем нужно мысленно разделить рассказ на отдельные смысловые части;
  • затем, каждую такую часть нужно озаглавить;
  • в конце, нужно прочитать созданные оглавления частей рассказа и самому определить, насколько точно ими передается сам текст рассказа и обратить внимание, чтобы ни один эпизод не был пропущен.

Собственно придуманные оглавления эпизодов рассказа и являются планом рассказа.

Для справки : План к произведению, может иметь вид Вопросного, Тезисного , Назывного или Комбинированного.

Для примера — рассказ:

Тогда можно составить такой вопросный план:

Вот такой можно составить план Тезисный:

План Назывной:

Комбинированный:

План в виде опорной схемы:

Любому школьнику рано или поздно придется столкнуться с тем, чтобы по заданию учителя написать собственный рассказ, например на ту же тему «Мое домашнее животное» и т.п. Для начала можно продумать план рассказа. Любой план по сути состоит из нескольких основных частей — это вступление, основная часть и заключение. Нужно в плане полностью раскрыть тему. В качестве примера могу привести план на произведение «Лев и собачка».

  1. Вступление (описание зоопарков в Лондоне)
  2. Основная часть. Тут выделяем уже подпункты. Собака попала в клетку ко льву. Лев ее не съел. Животные подружились. Собака заболела.
  3. Эпилог — Собака умерла. Лев не принял другую собаку и тоже через время погоревав умер.

Светл­аночк­а100
[49.2K]

4 года назад 

План к рассказу научиться составлять проще простого. Главное обратить внимание на определённые аспекты и правильно донести ребёнку информацию. Сейчас попробую объяснить. План к рассказу написать невозможно, если не знать его содержания. Поэтому рассказ прочитать всё равно придётся. если вы хотели избежать чтения. После прочтения рассказа, разбиваем текст на части. Можно спросить ребёнка, что лучше запомнилось, яркие моменты, возможно как раз и получиться составить план самостоятельно. Если ребёнок затрудняется с ответом, предложите разделение текста. Лучше идти по сюжету и делить. К примеру произошло одно действие, затем другое. Коротко описываем и даём название. Если и это трудно, то самое простое по абзацам, слишком большие абзацы делим. Прочитал, спросите о чём абзац, в рассказе и будет пункт плана, достаточно пару слов. Обязательно используйте опорное слово в тексте.

План к рассказу видимо требуется для дальнейшего пересказа рассказа, поэтому и составлять его следует так, чтобы самому было удобно потом его пересказать.

В принципе, ничего особо хитрого в плане к рассказу нет. Составим план составления плана рассказа:

  1. Прочитать рассказ, постараться вспомнить его основные события, главных героев.
  2. Разделить рассказ на несколько смысловых частей. Чем больше будет частей,тем более подробным и удобным получится план.
  3. Найти в каждой части опорное слово, например Выстрел, или Встреча с гусеницей.
  4. Использовать опорное слово в пункте плана: Андрей стреляет в медведя. Это уже готовый пункт плана.
  5. Повторить то же самое со всеми остальными частями рассказа.
  6. Попытаться пересказать рассказ по полученному плану. Если это удается легко, то план хорош. если что-то важное упускается, следует дополнить план.

Go Green
[537K]

4 года назад 

Начинать написание любого плана к рассказу нужно, прежде всего, с того, чтобы внимательно ознакомиться с содержанием самого произведения.

Далее стараемся мысленно рассказ разделить на части.

Обязательные части у рассказа — это вступление, основное содержание, заключение.

Вступление и завершение всегда лаконичны, основная часть может состоять из нескольких смысловых частей, их надо обозначить как подпункты, выделив самый важный момент несколькими словами.

Не стоит писать план подробными длинными выражениями, постарайтесь кратко изложить суть.

Если план к рассказу составлен правильно, вы без труда, пользуясь им, сможете пересказать данное произведение своими словами.

Ирина­22848
[20.8K]

5 лет назад 

Чтобы составить план рассказа надо прочитать текст и задуматься о чём он? Какая главная мысль проходит красной нитью через всё содержание? Надо подумать — как и какие события в рассказе влияют на раскрытие темы? Наиболее важные из них будут в плане — основополагающими пунктами с выстраиванием их в нужной последовательности. Содержание пунктов плана может состоять из цитат самого текста или рецензий известных критиков. План может быть кратким и подробным с наличием подпунктов. Он должен быть опорой для пересказа, изложения или сочинения и давать понимание вкратце в чём — суть самого произведения и каков замысел автора?

Profi­lakti­ka
[95.7K]

5 лет назад 

В этом нет ничего сложного. Для начала следует прочесть сам текст, причем не пробежать глазами, а прочесть его осмысленно, понимая что происходит в сюжете. Затем разбить текст на ключевые части, выделяя в каждом какой-то основополагающий момент, тезис. И согласно этим тезисам представить краткий план-пересказ текста рассказа.

После этого пересмотрите получившийся план еще раз, проверьте, не упущено ли что-то?

Попробуйте пересказать произведение, опираясь на него. Если все хорошо получилось, то работа сделана.


Важно — не стоит торопиться и делать абы как. Без понимания текста план выйдет кривым и неполным.

Kriti­kSPb
[93.7K]

4 года назад 

Прочитав рассказ, нужно подумать, какие вопросы можно к нему задать. Вот эти вопросы и могут стать основой будущего плана. Например, где происходит действие, кто главные действующие герои, что произошло с ними, чем всё закончилось, какие выводы можно сделать.

Можно рассматривать рассказ по абзацам и в каждом из них искать самое главное.

Можно брать подлежащее и сказуемое из каждого предложения (или нескольких), добавлять к ним необходимое прилагательные. Это будет основой плана рассказа.

Можно мысленно разбить повествование на эпизоды. Краткое описание каждого составит остов работы.

Не забываем подумать, какая основная идея произведения, о чём хотел поведать автор.

MMM DANON­E
[27.1K]

4 года назад 

Поделюсь своими секретами, которые использую при составлении плана. Для начала его следует тщательно прочитать, и выделить основные моменты, которые запомнились. Их может быть несколько, в зависимости от объема рассказа нужно выделить основные мысли прочитанного. Затем нужно каждой части дать название, ключевое слово или фразу, прочитав которое можно сразу рассказать именно об этом абзаце или части. Если в итоге получится по плану пересказать и передать суть всего рассказа, значит задание выполнено на ура.

Обязательно включите в план вступление, основную часть и заключение.

Знаете ответ?

Учимся составлять план текста

4619

Взрослому человеку бывает непросто понять, почему у ребенка возникают сложности с составлением плана текста, а так же что с этим делать. Казалось бы, если школьник понимает прочитанное, то и с планом проблем не должно возникать. На деле все оказывается сложнее, и это — нормально. В школе отводят целый учебный год на то, чтобы научить ребенка составлять план к прочитанному произведению. В дальнейшей учебной жизни это мастерство оттачивается: дети учатся писать сочинения, следуя плану (вступление, завязка, развязка), писать доклады и рефераты. Не у всех детей сразу получается составлять план и работать с текстом, поэтому у нас есть советы, которые помогут составить план любого текста.  

Как составить план текста? 

План — это краткие тезисы текста, основываясь на которых ребенок может пересказать произведение. Составление плана — это подготовка к пересказу текста. В 1 классе ребенок должен пересказывать 50% сути рассказа, а к 5 классу — 100%. Самая распространенная причина проблемы  в том, что ребенок не может отделить главное от второстепенного.

Следующие шаги помогут вам научить ребенка составлять план, а так же находить главную мысль и правильно ее формулировать. 
1.    Чтение текста. На этом этапе важно убедиться, что ребенок понял его суть, т.е. понял, кто главный герой (герои) и что с ним (с ними) происходит, в какой последовательности разворачиваются события. 
2.    Разделение текста на части, будущие опорные точки плана. На этом этапе у детей бывают проблемы с определением начала и конца части. Расскажите ребенку, что одна часть равна одной мысли (действию). В большинстве случаев в начальной школе одна часть ограничивается одним абзацем. 
3.    Выделение главного действия каждой части. Нужно кратко сформулировать основное действие или событие для каждой части — ищем ответ на вопросы «Что произошло? Что случилось? Что изменилось?».
4.    Запись названия каждой части. Название должно быть кратким, но передавать основную мысль части. 
5.    Проверка составленного плана. Для того чтобы понять, что план полный и рабочий — пусть ребенок попробует пересказать текст, опираясь на план. 

Вот так выглядит план, на примере сказки “3 медведя”. 
1.    Девочка пошла в лес и потерялась.
2.    Девочка наткнулась на дом 3 медведей.
3.    Девочка поела из всех тарелок по чуть-чуть, и всю кашу из самой маленькой.
4.    Девочка посидела на всех стульях и сломала маленький. 
5.    Девочка полежала на всех кроватях и уснула на самой маленькой.
6.    Медведи вернулись домой и поняли что кто-то ел кашу.
7.    Медведи увидели сломанный стул.
8.    Медведи увидели что кто лежал на их кроватях и нашли девочку.
9.    Девочка убежала. 

Это подробный план, и его можно сократить, например, до такого варианта: 

1.    Девочка потерялась в лесу и попала в дом к 3 медведям.
2.    Что делала девочка в доме у медведей? 
3.    Что увидели медведи, когда вернулись?
4.    Девочка убежала. 

Полезные советы при составлении плана текста 

У младших школьников часто возникают проблемы с названиями пунктов плана, т.е. с выделением и сокращением главной мысли. Тут на помощь приходят 2 приема: 
1.    Наглядный. Для того чтобы ребенок понял, как именно выделяют суть — составьте самостоятельно план произведения с коротким пересказом каждого пункта, разрежьте лист на кусочки. Задача ребенка собрать весь текст в правильной последовательности. 
2.    Рассудительный. Читая часть произведения, пусть ребенок ответит на вопрос: Что сделал герой? Что произошло? Если ответ длинный — запишите его и предложите сократить: вычеркивайте лишние слова прямо на бумаге и перечитывайте оставшуюся мысль. Ее можно сократить еще? Сокращайте!

Некоторым детям составить план текста легко, другим труднее. Это не значит, что ребенку с этим будет сложно всегда. Благодаря практике работа с текстом будет даваться все легче и легче. Но если каждый вечер сажать ребенка за чтение — составление плана — пересказ, то в итоге можно получить быстрое выгорание, потерю интереса и апатию.

Предлагаем советы родителям, как разнообразить досуг, но все так же тренироваться в составлении плана текста:
1.    Пользуйтесь опорными картинками. Так пересказывать текст учат в детских садах, но даже для младших школьников это хороший метод тренировки. После того как ребенок разложит картинки в правильном порядке, приступайте к пересказу сюжета произведения. В конце занятия, вместе с ребенком, придумайте подпись к каждой иллюстрации. 
2.    Отберите несколько любимых сказок или рассказов ребенка. Составьте к ним план. Покажите план ребенку — его задача отгадать, о каком произведении идет речь. 
3.    Выберите сказку вместе с ребенком. Составьте к ней план (без участия школьника), но допустите в нем несколько лишних пунктов, идущих вразрез с сюжетом — вымышленные моменты. Задача ребенка найти лишнее. 

Умение составлять план текста развивает многие полезные для учебы навыки: выделять главное, опираться на тезисы и пересказывать текст (подготовка к выступлениям с докладами, рефератами и т.д.), развивает память и мышление. Главное — не останавливаться в практике и замечать каждый, даже маленький, успех, и у ребенка обязательно все получится!
 

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

Выберите возраст, затем нужный блок и тему занятий — и вперед, к новым знаниям и успехам!

Читайте также

7190281335_bbd141f966_b

Многие люди, а если говорить честно, то все, кто хоть раз оставался один на один с задачей написания объемного текста, сталкивался с трудностями, связанными со структурированием текста и его планированием. Ну и меня не минула чаша сия.

Находясь на границе перед написанием очередного романа, рассказа или статьи, я всегда задаюсь вопросом, а о чем именно я буду писать все эти 5, 50, 250, 500 страниц? Вроде бы идея — вот она, а когда подбираешься к непосредственной реализации внезапно осознаешь, что находишься перед бездной, зловеще зияющей пустотой. И совершенно не знаешь, как прокинуть мостик от одного ее края к другому, как спланировать состав текста, как построить слияния хитросплетений судеб героев.

Пришлось немного поизучать опыт других писателей и составить некий дайджест способов того, как принято планировать произведения. Разумеется, дайджест будет пропущен через мое собственное понимание вопроса. Более того, для проверки почерпнутых из глубин интернетов знаний я написал первый рассказ из целой череды рассказов воспользовавшись одним из методов. И не просто написал, а проверил методику планирования произведения. Более того, саму методику планирования я попробовал скрестить со Story Grid, методом, позволяющим анализировать текст и находить в нем «узкие» места.

В чем сложность при работе без плана?

Написать роман без четкого и понятного плана это то же самое, что построить автомобиль без чертежей. Вроде бы понимаешь, что должно получиться в результате, но обилие деталей и технологических операций банально вводит в ступор. Я сказал романа? В действительности не только романа, но и любого другого произведения объемом более нескольких страниц.

Когда я приступаю к работе над книгой или другим произведением, у меня уже есть концепция. Я знаю, что я хочу сказать, но совершенно не понимаю, как выразить свои мысли в понятной читателю и непротиворечивой форме. И сразу же стараюсь прикинуть что, как и где я напишу. Другими словами, я пытаюсь, так или иначе, набросать план моего произведения. Чтобы понимать где и что у меня будет располагаться.

Если же писать без плана, то может статься так, что повествование уйдет совершенно в другую сторону, нежели изначально думал писатель. И произойдет сие непринужденно естественным образом. Иногда даже обнаружив отклонение от магистрали первоначальной идеи исправить его уже нельзя, поскольку придется переписывать вообще практически все с самого начала, иначе проявятся логические несоответствия.

Story Arc by DevianArt

Traditional Story Arc (Taken from Devian Art)

А в некоторых случаях ситуация становится еще хуже. Я бы даже сказал, что ситуация приобретает все характеристики катастрофы. Начиная писать произведение без плана, автор может сильно увлечься и слишком размашисто раскидать клюкву во введении, затянув его до середины произведения. И подобное — вовсе не редкость, даже в коммерческой литературе сплошь и рядом встречаешь занудные и затянутые вступления при вроде бы адекватной идее.

Ниже я проанализирую различные варианты планирования, дабы дать общее понимание того, как вообще можно планировать произведения, а благодарный читатель, он же будущий писатель, постарается понять и разобраться в предлагаемых вариантах.

Итак…

Контролирующая идея… Это наше все!

Прежде чем браться за планирование, а тем более за написание произведения, стоит как следует и крепко подумать, что же на самом деле есть ваша контролирующая идея. Ее нужно сформулировать в краткой форме. Напомню, что контролирующая идея — стержень всего произведения, вокруг нее крутится весь сюжет и происходят все действия персонажей.

Обычно контролирующая идея выражается в виде короткой, но емкой фразы или же одного предложения. Редко, но вполне допустимо, когда идея выражена несколькими предложениями. Конечно, если автор последователь Канта или другого философа, упражняющегося в написании никому не понятных словес, то в качестве идеи может выступать небольшой абзац текста или даже страница.

Для лучшего понимания, того, что такое контролирующая идея, можно привести несколько примеров. Например, «Сколько веревочки не виться, а конец все равно есть» подойдет для романа с адюльтером или про мелких преступников, «Наркотики — разрушают твою жизнь» отличная идея для романа про опускающегося на дно интернет-наркомана, «Большие деньги и власть развращают почище водки» подойдет для рассказа про начало 90, когда пути-дорожки друзей расходятся, кто-то подается в бизнес, а кто-то увлекается утренним ботлхантингом.

Запишите свою контролирующую идею и держите ее постоянно перед глазами, когда работаете над произведением. И при любых сюжетно важных событиях сверяйтесь с ней, это поможет выдержать сюжет в едином ключе от начала и до конца.

Стиль написания

Помимо контролирующей идеи важно выбрать и придерживаться единого стиля в написании текста. Зачастую и я лично наблюдал подобное в изданных книгах, писатели постепенно утрачивают изначальный настрой в стиле текста. Например, начало ведется в ироничном ключе, а концовка — чистейшей воды хоррор. Разумеется, стилевые метаморфозы могут быть заложены автором изначально, как мастерски проделал Анатолий Кузнецов в своем «Бабьем яре». А вот у других… В качестве отличного образчика того, как меняется стиль изложения, можно ознакомиться с некоторыми романами Минаева. По мере прочтения очевидно, что некоторые его книги писались длительное время и с существенными перерывами, во время которых сам писатель менялся, а следом менялось и его отношение к героям и рассказываемой истории.

Рекомендация: фиксировать стиль написания при обдумывании контролирующей идеи, а затем периодически сверяться с выбранной моделью по мере продвижения по истории. Подробнее о стилях можно прочитать в моем разборе Story Grid.

Структура

Но ведь в хорошей истории важны не только стиль и идея, но и то как эта идея раскрывается писателем. Кстати, под магическое действие структуры произведения, больше чем художественные, подпадает деловая или научная проза. Взять хотя б презентацию. В очень сжатом формате зачастую с иллюстрациями и на десятке слайдов, лектор должен провести своих слушателей через целый мир. А сделать он это может только логично структурировав все свое творчество целиком. Ведь писатель идет от мысли к слову, а читатель (слушатель) вынужден идти от слова к мысли. И малейшее отклонение от генеральной линии может привести к недопониманию, иногда катастрофическому.

Из каких составных частей состоит произведение, какие логические кирпичики лучше применять для построения текста, я опять же вывел в обзоре Story Grid. Автор в любом случае является творцом своего произведения и волен сам выбирать как форму, так и ее наполнение. Но именно на этом этапе мы подобрались вплотную к тому, как можно планировать развитие «действия» в своем произведении.

Я недаром поставил слово «действия» в кавычки. Ведь под действиями подразумевается именно история, история, излагаемая рассказчиком слушателю. И рассказчик волен либо вообще отказаться от структуры, раскидав связанные события по всему повествованию, либо же отдаться на волю провидения и писать, писать, писать полагаясь лишь на свою интуицию и некий опыт. В первом случае читатель заскучает, будучи не в силах собрать все кирпичики Lego в единую модель, а во втором, он умрет от скуки смертной, следуя пространным рассуждениям незадачливого импровизатора, потерявшего собственную путеводную нить. Такие методы вполне уместны, но прибегать к ним стоит лишь только профессионалам своего дела, только тем, кто знает в совершенстве, какие правила они нарушают.

А мы же проследуем далее, в увлекательный и чарующий вычурной простотой мир планирования произведения.

Объем и глубина планирования

Перед началом планирования следует понять на какую глубину следует проводить это самое планирование. Если произведение небольшого формата, например, рассказ, то запланировать можно сразу все произведение. А вот в случае романа формата «Война и мир», с многочисленными сиквелами, проработать сразу же в мелких деталях все что будет происходить на сотнях, а может быть, и тысячах страницах зачастую просто не представляется возможным.

В таком случае можно накидать в общих чертах все произведение, а первую его часть уже проработать более детально. И вот так, продвинувшись к окончанию одной части, приступать к планированию следующей.

Вехи

Кстати, о крупнозернистом представлении структуры или сюжета. Все повороты и важные части можно отобразить в виде каких-то ключевых событий или, в случае нехудожественной литературы, выводах. По-другому, все ключевые моменты можно назвать назвать вехами.

Получив структуры из вех, можно приступать к детализированию каждой из них, постепенно «наращивая» на костный скелет мясцо. Но не думайте, что, создав план в самом начале, он останется неизменным на протяжении всего процесса написания. Зачастую получается так, что план постепенно изменяется, по мере того как писатель продвигается в своем процессе написания. Иногда в голову приходят удачные мысли, а часто просто ниспадает озарение и, взглянув на структуру, решаешь пойти немного другим путем.

Планирование на основе фактов (событий, мест, персонажей) карточками

Самый простой способ спланировать произведение — остановиться на крупнозернистом плане из вех. В этом случае в плане отсутствует детализация до мелких подробностей, типа вспомогательных или поддерживающих событий, указаний на описание местностей, персонажей и прочего. Вместо этого автор использует визуальное представление, состоящее из множества карточек.

Планирование в виде карточек

Планирование в виде карточек

На карточках могут быть отображены (или просто написаны) сами ключевые события, персонажи с их характеристиками, фотографии мест или же любая другая информация. По мере продвижения вперед, автор может убирать карточки, когда они не нужны.

Если писатель работает за столом, то перед ним, может располагаться стена, на которой и удобно разместить визуальные подсказки. На компьютеризированном уровне можно воспользоваться продуктом типа Scrivener, в котором реализована самая настоящая пробковая доска для многочисленных карточек.

Карточки можно не только бессмысленно лепить на пробковую доску в хаотичном порядке, их можно группировать по мере развития истории или же вообще протянуть вдоль всей кривой повествования, наглядно демонстрируя появление тех или иных персонажей, событий или же просто сцен.

Из-за своей простоты и неограниченности форматом, метод планирования с карточками, пожалуй, самый гибкий из всех возможных методов, за исключением, пожалуй, полного отсутствия планирования.

Планирование в виде сетевой диаграммы

Применение Mind-Mapping (картирование памяти) техники для планирования выступлений перед публикой — успешно практикуется, так как не дает забыть основные тезисы в напряженной обстановке. Но ту же самую методику можно применять и для планирования произведения.

Правда, метод Mind Map не совсем подходит для планирования произведения, так как создавался он совсем для другого. Основной проблемой в классическом Mind Map я считаю невозможность построения сетевых диаграмм, а не только карт памяти. А если говорить о программных продуктах, то проблема с ограничениями по «горизонтальным» связям и наличию на одной диаграмме сразу нескольких корневых точек, отлично решена в продукте как Scapple.

В теории метод картирования памяти или карт памяти может применяться как вспомогательный инструмент, для краткого описания сложных понятий или же специфических доменов знаний. А вот планирование крупного произведения исключительно при помощи Mind Mapping мне видится не таким уж и удобным. Проверено на себе.

Используем сам документ в качестве плана

Еще одним способом по планированию, не требующим каких-либо специальных инструментов или навыков, я могу назвать использование самого текстового процессора. Разбиваем наш будущий текст на главы, в каждой главе прописываем краткое ее содержание. Прямо по тексту. По мере того как написание текста продвигается вперед, можно удалять части или предложения текста, относящегося к плану.

План рассказа в Word, заголовки, навигация

Вариант планирования в MS Word. Для сцен и глав используются специальные стили. В «заголовке» сохранено краткое содержание, дата, конфликт, изменение ценности, место. В отдельном документу расписываются места, предметы и контролирующая идея.

Метод весьма прост, но после написания всего произведения автор остается, по сути, без плана. И уже не сможет провести ревизию текста опираясь на его краткое структурированное содержание. Опять же, проверено на себе.

Детальное планирование в виде таблицы

Один из наиболее популярных способов планирования, и в той же мере эффективный способ — применение электронных таблиц. Метод с таблицами до боли в подушечках пальцев похож на метод проверки Story Grid и его появление на свет можно отметить как естественную потребность контроля над текстом у авторов.

Применение табличного способа планирования просто и гибко одновременно. Для начала заводится обычная таблица в обычном редакторе электронных таблиц, например, Excel. Каждая строчка есть не что иное, как элемент текста, к примеру, сцена, глава, последовательность или аналогичный элемент. Глубина планирования может выбираться автором произвольно, от крупнозернистой и до самой что ни на есть подробной.

Детальное планирование в таблице

Детальное планирование в таблице

Обыкновенно применяются такие столбцы, как номер главы, место действия, время действия и длительность, краткое описание того, что происходит в этой конкретной части истории, действующие лица на сцене и вне ее. При наличии желания автора контролировать изменение ценностей в своей истории он может прописать туда же и их, а затем попытаться промоделировать их изменение в зависимости от происходящих событий.

Ко всему прочему, я бы порекомендовал добавить еще и объем указанной части в словах или символах. В таком случае у автора появляется инструмент по контролю за объемом своего текста и отдельных его частей. Кстати, хорошим тоном является детализации до уровня сцен или глав, когда сцена равна одной главе. Большая подробность будет избыточной.

Крупнозернистое планирование крупных произведений

Когда дело доходит до действительно крупных форм, то от мастерства писателя держать весь сюжет под контролем, зависит успех всего предприятия. Представляете себе, как можно запланировать книги о Гарри Поттере или же «Игру престолов»? Если кто не помнит, то в таких произведениях присутствует множество сил с различными интересами. И часто они конфликтуют друг с другом. Таким образом не одному герою противостоит один злодей, а множеству героев противопоставлено множество антигероев. Что создает дополнительные трудности по контролю всех взаимодействий. Что же делать?

В таком случае применяется тоже таблица, но несколько иного толка, чем в предыдущем абзаце. Для описания взаимодействий между различными группировками или для контроля над сложными переплетениями отношений лучше всего применить двухуровневое планирование, когда на нижнем уровне для каждого из эпизодов применяется один из методов планирования приведенных выше, а для верхнего уровня, уровня крупных форм, можно использовать следующее анонимное изобретение.

Детальный план романа "Catch-22"

Детальный план романа «Catch-22»

Создается таблица, где каждая строка есть отражение крупного элемента истории, например, эпизода или акта. В качестве столбцов можно использовать, разумеется, номер, а еще временную привязку событий эпизода. Конечно, в каждой строке должно быть краткое описание того, что вообще происходит в этой части текста. А дальше, в остальных столбцах указываем основные противоборствующие силы. В конкретных ячейках заполняем то, как, по каким причинам и с кем произошли конфликты этой силы.

Однако, хочу сразу предупредить, что таблица с крупнозернистым планированием для крупных произведений не очень хорошо работает с менее форматными текстами. Если у вас всего несколько героев, то нет никакого смысла строить такую таблицу и прописывать каждого из героев в отдельный столбец. Они отлично уживутся и с обычной таблицей для детального планирования, а вы не проделаете излишнюю работу. Кстати, я встречал подобные упражнения и могу представить какие мучения испытывал автор, когда пытался впихнуть своих героев и их взаимодействие между собой в столь изощренный инструмент.

Применяем планирование на практике

Самое лучшее закрепление теории — проверка ее практикой. В моем случае, дабы попрактиковаться в планировании и последующем написании художественного произведения по заранее намеченному плану, я решил реализовать в виде небольшого рассказа одну из своих идей. В плане идей их много у меня. После того как идея уже готова к тому, чтобы превратиться в нечто большее, я начинаю собирать материал. Определяюсь с местом действия, подбираю фактуры. Все это с успехом заносится в OneNote. Процесс подготовки материалов может занимать несколько месяцев, пока сама идея доваривается в собственном соку.

Но вот на стадии превращении идеи в некую художественную форму неминуемо возникают муки творчества, поскольку просто не ведаешь, как какую-то короткую мысль, историю, записанную в одном абзаце, превратить в текст объемом хотя бы в тысяч десять слов. И пожалуй, именно это планирование и есть самая сложная часть работы. Сложная с точки зрения интеллектуальных затрат, понятное дело.

Не буду раскрывать весь сюжет рассказа «История Натальи Веревочкиной», но в нем молодая девушка ввязалась в странную авантюру по защите окружающей среды. Куда приведет ее чрезмерно ретивая борьба за чистоту воздуха, почвы и вод узнает пытливый читатель. Но в этом рассказе нас интересует не сам сюжет и не то, что из-за травмы он была написан целиком и полностью всего тремя пальцами по вечерам, а то, как он был запланирован.

Первоначально, я сформулировал контролирующую идею рассказа, попробовал осмыслить ее под разными углами. Затем определился с жанром, с лицом повествования и с очень кратким содержанием. Все это позволило определить требования к будущему строению (этажность, расположение на участке). Поскольку я планировал написать рассказ, т. е. относительно небольшую форму, то я решил ограничить всю историю объемом от 8 до 10 тысяч слов. Уже на этом этапе мне было понятно, что в рассказе будет 4 акта, а каждая глава будет одной сценой.

План рассказа "История Натальи Веревочкиной"

План рассказа «История Натальи Веревочкиной»

Для рассказа, из-за небольшого количества действующих сил, да и небольшого объема, я решил использовать обычную табличную структуру планирования. Каждая строка равняется одной сцене и соответственно одной главе. Напомню, что для того, чтобы сцены выглядели более-менее живо, герои в них должны принимать какие-то решения или совершать действия, которые подталкивают историю к следующей части. Ну а общее напряжение, по обыкновению, должно постепенно нарастать.

В виде столбцов я использовал:

• Обозначение части произведения: начало, середина или конец.
• Номер акта.
• Номер главы.
• Объем акта.
• Номер сцены.
• Место действия.
• Событие.
• Тип события: побуждающее происшествие, прогрессирующее происшествие, кризис, кульминация и разрешение. Как таковые я не использовал поддерживающие сцены, поэтому их и нет в перечислении.
• Плановый размер сцены в словах.
• Фактический размер сцены в словах.
• Изменение ценности героев в основной сюжетной линии (Storyline A).
• Изменение ценности героев во второстепенной сюжетной линии (Storyline B).
• Обязательные условности для сюжета.

Последние три столбца, как показала практика, по крайней мере для рассказа, не информативны и большого смысла в них нет. Да, по задумке каждый из главных героев тянул сразу по две линии, например, героиня внешне хотела бороться за природу, а внутренне испытывала романтическую симпатию к другому герою. Но рамки рассказа и без отдельного вычленения отлично отображают изменения, происходящие с героями.

В процессе написания, некоторые плановые прогнозы пришлось пересмотреть. Иногда объем уходил за изначально отведенные рамки. Например, прибытие на прибытие в Сан-Франциско я отвел сперва всего 50 слов. Идея была в рамках «ну прилетели и прилетели, что с того», но в реальности оказалось, что и дома «там красивые», да и героям есть о чем поговорить.

Вообще, превышение или недобор объема не так критичны, если вы не пишите журнальную или газетную статью. Если есть небольшие колебания на них можно закрыть глаза. А вот суммарные отклонения на 500 или 1000 слов уже должны вызывать определенное воздействие. Ведь глава, затянутая в два или три раза, может вызвать отторжение у читателя, а слишком скомканные события вызовут ощущение подделки и недолива после отстоя пены.

Что еще? Рассказ — уникальный жанр. Написать рассказ порой сложнее романа, в ограниченных по объему рамках бывает архисложно полностью и понятно изложить мысль. На помощь тут приходят события, происходящие вне сцены. Вместо того чтобы нудно и детально описывать путешествие жителя большого мегаполиса из дома на работу в метро, можно просто оставить весь этот процесс за скобками. Либо вообще выкинув его из текста, лишь только упомянув, дескать «Артем ненавидел метро, каждая поездка давалась ему с огромным трудом. Вечная духота, давка, неприятные запахи и нестерпимый шум вызывали у него искреннее и натуральное отторжение. И последняя поездка не стала исключением. Доехав до офиса, молодой человек чувствовал себя как губка пропитанная лимонным соком и как следует отжатая над мойкой полной посуды со вчерашней вечерники». Вот так все приключения Артема в подземке остались за скобками, а читатель может самостоятельно додумать, почему же именно персонажу стало так плохо в метро.

Кстати, для планирования вовсе не обязательно использовать какое-либо специализированное программное обеспечение. Многие писатели, в том числе и знаменитые, вполне обходятся листочками бумаги. Кстати, ознакомиться с неплохой коллекцией планов к известным произведениям можно на странице Daily Mail, где репортеру было до чертиков интересно, как же велась работа грандами над своими шедеврами.

В статье использованы графические материалы с сайтов:

  • This Itch Of Writing: The Blog
  • Школа писательского мастерства
  • Adam Blumer. Meaningfil Suspense
  • Daily Mail Online


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить описку в военном билете
  • Как исправить ошибку диска ссд
  • Как найди чертеж мебели
  • Как найти доходность акции в процентах
  • Как найди длину разности векторов