УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«СОШ»№ 1 г.Анадырь
__________
О.А.Бойцова
ПЛАН
РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ
на 2022 –
2023 учебный год
Цель и
задачи
школьной библиотеки.
Цель:
способствовать
формированию мотивации пользователей к саморазвитию, самообразованию через
предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого
полноценного доступа к информации.
Задачи:
1.Обеспечение
участников учебного процесса быстрым доступом к максимально возможному количеству информационных
ресурсов.
2.Формирование у
читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
3.Воспитание
культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося,
развитии его творческого потенциала.
4.Совершенствование
и освоение новых библиотечных технологий.
5.Расширение
ассортимента библиотечно-информационных услуг.
6.Сбор,
накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение её
до пользователей-педагогов и обучающихся.
7.Выявление
потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы
в области новых информационных технологий и
педагогических инноваций. Накопление базы педагогической информации школы.
8.Обработка
информационных средств: книг, учебников, журналов, газет, видеоматериалов, и
т.д.
9.Осуществление
посреднических услуг по удовлетворению запросов читателей по получению
информации о достижениях различных наук, новых информационных технологиях.
10.Оказание помощи
в проектной деятельности учащихся
и учителей.
11.Проведение на
базе библиотеки внеклассной работы.
12.Формирование
комфортной библиотечной среды
Основные
направления работы библиотеки:
— учебно –
познавательное;
— гражданско –
патриотическое;
— художественно –
эстетическое;
— нравственно –
правовое;
— экологическое;
— трудовое;
— семейное
воспитание;
Услуги,
оказываемые библиотекой:
1. Обслуживание
пользователей на абонементе.
2. Обслуживание
пользователей в читальном зале.
3. Оказание информационной
и справочно-библиографической услуги:
— выполнение справок по запросам пользователей;
— тематический подбор литературы;
— составление информационных списков поступившей литературы;
— проведение Дней информации для педагогов;
— проведение индивидуальных библиотечно-библиографических консультаций
библиографических
консультаций;
— проведение библиотечных уроков;
— проведение библиотечных обзоров литературы.
4. Проведение
массовых мероприятий по плану работы школьной библиотеки.
5. Оформление
тематических книжных выставок.
Работа с
библиотечным фондом и его сохранностью
№ п/п |
Содержание |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1 |
Приёмка и обработка |
По мере |
Библиотекарь |
2 |
Приём и выдача учебников |
Май — октябрь |
Библиотекарь |
3 |
Проведение работы по сохранности |
В |
Библиотекарь |
4 |
Работа по заказу учебников |
В |
Библиотекарь |
Информирование учителей и |
В |
Библиотекарь |
|
5 |
Диагностика обеспеченности |
Ноябрь первая |
Библиотекарь |
6 |
Расстановка и проверка фонда, работа |
В |
Библиотекарь |
7 |
Контроль за правильностью |
Раз в |
Библиотекарь |
8 |
Своевременный прием, |
По мере |
Библиотекарь |
9 |
Списание литературы и |
По мере |
Библиотекарь |
10 |
Контроль за своевременным |
Один раз |
Библиотекарь |
Справочно-библиографическая и
информационная работа
Работа по пропаганде
библиотечно-библиографических знаний
№ п/п |
Содержание |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1 |
Формирование |
Октябрь |
Библиотекарь |
2 |
Выполнение справок по запросам |
В |
Библиотекарь |
3 |
Консультации и пояснения правил |
В |
Библиотекарь |
4 |
Обзоры новых книг |
По мере |
Библиотекарь |
5 |
Организация выставок просмотра |
По мере |
Библиотекарь |
Работа с читателями разных возрастных категорий библиотеки
№ п/п |
Содержание |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1 |
Перерегистрация |
Август-октябрь |
Библиотекарь |
2 |
Организованная |
октябрь |
Библиотекарь |
3 |
Обслуживание читателей на абонементе: |
В |
Библиотекарь |
4 |
Обслуживание |
В |
Библиотекарь |
5 |
Рекомендательные |
В течение |
Библиотекарь |
6 |
Индивидуальные |
В |
Библиотекарь |
7 |
Рекомендательные |
По мере |
Библиотекарь |
8 |
Изучение и анализ читательских |
В |
Библиотекарь |
9 |
Обслуживание учащихся согласно |
В |
Библиотекарь |
10 |
Просмотр читательских формуляров |
Один раз |
Библиотекарь |
11 |
Проводить беседы с вновь |
В |
Библиотекарь |
12 |
Рекомендовать художественную |
В |
Библиотекарь |
13 |
Рейды по классам по состоянию |
Один раз |
Библиотекарь Совет старшеклассников |
Организация
библиотечно-массовой работы
№ п/п |
Название мероприятия |
Форма |
Сроки |
Ответственные |
1 |
«Знакомьтесь – это библиотека» |
Библиотечный |
Октябрь-ноябрь |
Библиотекарь |
2. |
«В литературной гостиной» |
Книжные 1. 6 ноября — 170 лет со дня рождения Д.Н. Мамина-Сибиряка, писателя 2. 15 декабря — 190 лет со дня рождения Павла Михайловича 3.22 декабря — 85 лет со дня рождения детского писателя Э. 4. 10 января -140 лет со дня рождения А.Н. Толстого, писателя 5. 4 февраля- 150 лет со дня рождения М. 6.8 февраля — 195 лет со дня рождения Ж. 7. 19 февраля — 200 лет со дня рождения русского педагога, писателя 8. 12 марта- 110 лет со дня рождения С. Михалкова, поэта, драматурга 9. 12 Книги-юбиляры 100 лет – «Алые паруса» (1922) А. Грин 100 лет – «Одиссея капитана Блада» 100 лет – «Мойдодыр» (1922); 50 лет – «Домовёнок Кузька» (1972) Т.И. 190 лет – «Евгений Онегин» А.С. Пушкин 160 лет – «толковый словарь живого 150 лет – «Снегурочка» (1873) А.Н. 100 лет – «Дерсу Узала» (1923) В.К. 100 лет – «Красные дьяволята» 100 лет – «Чапаев» (1923) Д.А. 100 лет – «Аэлита» (1923) А.Н. |
В года |
Библиотекарь |
4 |
«Рассказывает справочное бюро» |
Обзор справочной |
Октябрь |
Библиотекарь |
5 |
Литературный батл Читать это модно! |
викторина ( 8-11 |
Ноябрь |
Библиотекарь |
6 |
«Помним. Славим. Гордимся» (дни боевой славы) |
Книжная |
Декабрь |
Библиотекарь |
7 |
«В гостях у зимушки-зимы» |
Литературная 4,5 и 6 |
Декабрь |
Библиотекарь |
8 |
«Секреты |
Выставка-игра |
Январь |
Библиотекарь |
9 |
Блокада Ленинграда |
Выставка |
Январь |
Библиотекарь |
10 |
«Под |
День |
Февраль |
Библиотекарь |
11 |
Литературный герой |
Викторина |
Февраль |
Библиотекарь |
12 |
«Выпускнику на |
Информационный |
Февраль |
Библиотекарь |
13 |
«Армейский калейдоскоп» |
Книжная |
Февраль |
Библиотекарь |
14 |
«Календарь |
Выставки |
В |
Библиотекарь |
15 |
Добрый доктор,Айболит! |
Ремонт |
Март |
Библиотекарь ,учащиеся. |
16 |
«Весна. Книжный 1) «Трамвай сказок и загадок» 2) «Передай добро по кругу» 3) «В стране весёлого |
Цикл |
Март |
Библиотекарь |
17 |
«Очень |
Викторина |
Апрель |
Библиотекарь |
18 |
«Птичьи трели» (Международный день птиц) |
Выставка |
Апрель |
Библиотекарь |
19 |
««Была весна – весна |
Цикл к 9 маю |
Апрель, май |
Библиотекарь |
20 |
«Просветители земель славянских» (день |
Урок-презентация |
Май |
Библиотекарь |
Месячник
школьной библиотеки
№ пп |
Название (форма |
Сроки выполн. |
Категория учащ-ся |
Ответственные |
1. |
«А в портфеле всё в порядке?» (памятка-напоминание о |
с 10.10 |
1-11 кл |
Библиотекарь |
2. |
«Книга, а какая она?» |
с 17.10 |
2-е кл |
Библиотекарь |
3. |
«От (выставка-досье |
07.10 |
1-10 кл |
Библиотекарь |
4. |
«Хочу всё знать» (обзор |
с 19.10 по 23.10 |
5-е кл |
Библиотекарь |
5. |
«Каждому человеку, путь 1. «Мир через культуру» (кн.выставка писателей 2. «Под 3. «Давай |
с 07.10 по 28.10 |
1-10 кл 1-4 кл 2-е, 6-е |
Библиотекарь Библиотекарь Классные Библиотекарь |
6. |
«Литературная забава» |
Весь |
1-10 кл |
Библиотекарь |
Повышение квалификации
№ п/п |
Содержание |
Сроки выполнения |
1 |
Изучать через Интернет и профессиональные |
В |
2 |
Участие в семинарах методического |
В |
3 |
Расширение ассортимента |
В |
Прочие
работы
№ п/п |
Содержание |
Сроки выполнения |
1 |
Составление анализа-отчёта о |
Май |
2 |
Составление плана работы библиотеки |
Июнь |
3 |
Ведение дневника работы |
Постоянно |
4 |
Ведение журнала учёта справок |
По мере |
5 |
Вывоз макулатуры (списанные |
По |
№
Содержание
Сроки
Ответственный
АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ
1.
Подготовка и выдача учебников
15-30
августа
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
2.
Выдача учебников по классам
1-15
сентября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
3.
Оформление и сбор списков класса на полученные учебники
15-30
сентября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
4.
Перерегистрация формуляров читателей библиотеки
1-30 сентября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
5.
Запись в школьную библиотеку лицея учащихся, поступивших в старшие классы
20-30 сентября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
6.
Выставка книг и учебной литературы к 1 сентября, Всероссийский праздник «День знаний»
1 сентября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
7.
Книжная выставка, посвященная 75-летию со дня рождения русского классика, Сергея Донатовича Довлатова
3 сентября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
8.
Книжная выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Герберта Уэллса
21 сентября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
9.
Работа над списком недостающих учебников и учебных пособий для проведения полноценного учебного процесса. Совещание библиотекарей.
8-15 сентября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
ОКТЯБРЬ
1.
Подготовка библиотечных формуляров для вновь прибывших учеников
Ежемесячно
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
2.
Оформление материалов, подписки на доске объявлений (1 полугодие 2016 года)
1-10 октября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
3.
Проведение подписки учителей и учащихся, оформление школьной подписки
Октябрь
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
4.
Информационная справка о поступившей учебной литературе с соответствующими методическими объяснениями.
1-25 октября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
5.
Проверка состояния учебников по параллелям
1-20 октября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
6.
Планирование работы библиотеки на осенние каникулы.
29-30 октября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
7.
Книжная выставка, посвященная 225-летию со дня рождения русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова
1 октября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
8.
Книжная выставка, посвященная Международному дню учителя
5 октября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
9.
Книжная выставка, посвященная 120-летию со дня рождения Худайбердина Шагита Ахметовича
9 октября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
10.
Книжная выставка, посвященная 85-летию русского писателя Анатолия Игнатьевича Приставкина
17 октября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
11.
Книжная выставка, посвященная 125-летию со дня рождения Мирхайдара Файзи
19 октября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
12.
Книжная выставка, посвященная Всемирному дню школьных библиотек.
21 октября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
13.
Мероприятие «Будь вежлив! Правила поведения» 5 классы
3 октября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р
НОЯБРЬ
1.
Книжная выставка
«День народного единства»
4 ноября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
2.
Книжная выставка, посвященная 125-летию русского писателя Дмитрия Андреевича Фурманова
7 ноября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
3.
Книжная выставка, посвященная 195-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского
11 ноября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
4.
Книжная выставка, посвященная 115-летию со дня рождения Евгения Ивановича Чарушина
11 ноября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
5.
Книжная выставка, посвященная 215-летию со дня рождения Владимира Ивановича Даля (День словарей и энциклопедий)
22 ноября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
6.
Книжная выставка, посвященная Дню Матери.
27 ноября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
7.
Мероприятие, посвященное Дню словарей и энциклопедий. 7 классы
15 ноября
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
ДЕКАБРЬ
1.
Помощь учителям и учащимся в подготовке и проведения предметных олимпиад.
1-30
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
2.
Книжная выставка, посвященная 195-летию со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова
10 декабря
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
3.
Книжная выставка, посвященная 125-летию со дня рождения Гарифа Гумера (Гумеров Гариф Муртазович)
10 декабря
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
3.
Книжная выставка, посвященная Дню Конституции Российской Федерации.
12декабря
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
4.
Книжная выставка, посвященная 195-летию французского писателя Гюстава Флобера
12 декабря
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
5.
Книжная выставка, посвященная 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзина
12 декабря
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
6.
Книжная выставка, посвященная 185-летию со дня рождения Мифтахетдина Акмуллы (Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович)
14 декабря
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
7.
Книжная выставка, посвященная 75-летию со дня рождения Кильмухаметова Тимергалы Абдулгалимовича
19 декабря
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
8.
Книжная выставка, посвященная 75-летию выхода на экраны художественного фильма «Салават Юлаев» (1941)
19 декабря
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
9.
Книжная выставка, посвященная 115-летию со дня рождения русского писателя Александра Александровича Фадеева
24декабря
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
10.
Книжная выставка, посвященная празднованию Нового года и Рождества
25 декабря
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
11.
Выставка художественной литературы башкирских писателей ко дню конституции РБ « Наследие»
1-30 декабря
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
12.
Оформление вновь поступивших учебников и методической литературы
Декабрь
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
13.
Мероприятие, посвященное году кино
декабрь
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
ЯНВАРЬ
1.
Книжная выставка, посвященная 90-летию со дня рождения детского писателя Льва Ивановича Давыдывича
1 января
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
2.
Книжная выставка, посвященная 70-летию со дня рождения Тимершина Радифа
1 января
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
3.
Книжная выставка, посвященная 80-летию со дня рождения Баимова Роберта
10 января
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
4.
Книжная выставка, посвященная 85-летию со дня рождения Биккулова Шакира
15 января
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
5.
Подготовка отчета работы библиотеки за 2016 уч. год.
10-30 января
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
6.
Подготовка и помощь в проведение школьных олимпиад по предметам
10-30 января
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
7.
Книжная выставка, посвященная 140-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Новикова
13 января
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
8.
Книжная выставка, посвященная 395-летию со дня рождения Жана Батиста Мольера
15 января
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
9.
Книжная выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Викентия Викентьевича Вересаева
16 января
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
10.
Книжная выставка, посвященная 135-летию со дня рождения английского писателя Алана Милна
18 января
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
11.
Книжная выставка, посвященная 185-летию со дня рождения английского писателя Льюиса Кэрролла
27 января
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
12.
Книжная выставка, посвященная 120-летию со дня рождения русского писателя Валентина Петровича Катаева
28 января
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
13.
Мероприятие, посвященное зимним забавам. Учащиеся 1-4 классов.
январь
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
14.
Проведение библиотечных уроков в 1-х классах. Запись первоклассников в библиотеку.
20января
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
ФЕВРАЛЬ
1.
Проверка состояния учебников
1-14 февраля
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
2.
Книжная выставка, посвященная 85-летию со дня рождения Гарипова Рами
12 февраля
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
3.
Книжная выставка, посвященная 105-летию со дня рождения поэта Хусаина Кунакбая
12 февраля
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
4.
Книжная выставка, посвященная 85-летию со дня рождения поэта Рафаэля Сафина
16 февраля
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
5.
Книжная выставка, посвященная героям башкирам в Великой Отечественной войне
10-23 февраля
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
6.
Книжная выставка, посвященная 205-летию со дня рождения Чарльза Диккенса
7 февраля
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
7.
Книжная выставка, посвященная 165-летию со дня рождения Николая Георгиевича Гарина-Михайловского
26 февраля
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
8.
Книжная выставка, посвященная 215-летию со дня рождения Виктора Гюго
17 февраля
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
9.
Мероприятие, посвященное 14 февраля. 8 классы
14 февраля
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
10.
Работа с учителями, методистами, завучами по заказу учебников на 2016-2017 учебный год
февраль
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
МАРТ
1.
Подведение итогов очередной проверки состояния учебников
1-10 марта
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
2.
Книжная выставка, посвященная Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом
1 марта
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
3.
Книжная выставка, посвященная празднику 8 марта
6 марта
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
4.
Книжная выставка, посвященная 105-летию со дня рождения поэта Нажиба Идельбаева
12 марта
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
5.
Книжная выставка, посвященная 130-летию со дня рождения татарского писателя Галимьяна Ибрагимова
12 марта
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
6.
Книжная выставка, посвященная 80-летию со дня рождения татарского писателя Рашита Сабирова
27 марта
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
7.
Книжная выставка, посвященная 80- летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина
15 марта
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
8.
Книжная выставка, посвященная Всемирному дню поэзии
21 марта
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
9.
«Неделя детской книги». Библиотечный урок.
25-30 марта
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
10.
Книжная выставка, посвященная 135-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского
31 марта
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
11.
Заказ учебников на 2016-2017 год
март
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
АПРЕЛЬ
1.
Книжная выставка, посвященная 95-летию со дня рождения Сергея Петровича Алексеева
1 апреля
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
2.
Книжная выставка, посвященная 205-летию со дня рождения Александра Ивановича Герцена
6 апреля
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
3.
Книжная выставка, посвященная Дню здоровья
7 апреля
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
4.
Книжная выставка, посвященная 80-летию со дня рождения Беллы Ахатовны Ахмадулиной
10 апреля
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
5.
Книжная выставка, посвященная Дню космонавтики
12 апреля
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
6.
Книжная выставка, посвященная 115-летию со дня рождения русского писателя Вениамина Александровича Каверина
19 апреля
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
7.
Книжная выставка, посвященная 55-летию татарской поэтессе Сание Ахметзяновой
20 апреля
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
8.
Книжная выставка, посвященная 115- летию со дня рождения Валентины Александровны Осеевой
27 апреля
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
9.
Акция «Весенняя неделя добра»
апрель
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
10.
Оформление подписки на второе полугодие 2016 года
15-30 апреля
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
МАЙ
1.
Книжная выставка «Салют Победа !»
1-9 мая
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
Книжная выставка, посвященная 90-летию со дня рождения татарского поэта Кави Латыйпова
1 мая
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
Книжная выставка, посвященная 120-летию со дня рождения татарского поэта Бари Рахматуллина
29 мая
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
2.
Книжная выставка, посвященная 85-летию со дня рождения Галины Николаевны Щербаковой
10 мая
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
3.
Книжная выставка, посвященная 125-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Соколова — Микитова
30 мая
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
4.
Книжная выставка, посвященная 125-летию со дня рождения Константина Георгиевича Паустовского
31 мая
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
5.
Прием художественной литературы у 1-11 классов. Составление графика сбора учебников.
20-27 мая
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
6.
Сбор учебников у 1-9,10 классов
20-31 мая
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
ИЮНЬ
1.
Прием учебников и художественной литературы у 9 и 11 классов
1-15 июня
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
2.
Итоговая проверка формуляров всех читателей. Ликвидация задолжников.
В течение
месяца
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
3.
Помощь проведения экзамена по литературе и другим предметам учащимся 9,11 классов
В течение
месяца
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
4.
Прием учебной литературы у 9-х классов
11-15 июня
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
5.
Прием учебной литературы у 11-х классов
15-26 июня
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
6.
Завершение учебного года ,проверка состояния учебников.
26-30 июня
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
7.
Подготовка художественной , методической литературы и учебников к списанию. Составление актов на списание
Июль, август
Зав. библиотекой
Опякина А.Р.
Планирование – необходимое условие развития библиотеки. В ходе планирования осуществляется
разработка системы мероприятий, в которой конкретно определяются цели и
задачи, пути их достижения, плановые показатели работы библиотеки на
календарный период.
Назначение плана – подчинить работу библиотеки выполнению
актуальных задач, обеспечить повышение качества библиотечного обслуживания
населения. В планировании нужно разумно сочетать необходимое
с возможным, опираясь на достигнутое, учитывая все факторы.
При планировании определяются:
— цели и задачи работы библиотеки,
основные направления её деятельности;
— тематика, содержание, формы и
методы работы;
— объём работы, выражающийся в
системе плановых показателей;
— трудовые, материально-технические
и финансовые затраты на выполнение плановых заданий.
План работы библиотеки – это
система взаимосвязанных, объединённых общей целью плановых заданий,
определяющих порядок, сроки и последовательность, выполнение работ, и, кроме
того, проведение мероприятий в библиотеке.
Он строится, исходя из поставленных
перед библиотекой задач и отражает основные направления, тематику, содержание,
формы и методы деятельности. План включает систему показателей, определяющих в
совокупности объём работы и затраты рабочего времени. По всем показателям плана
определяются его исполнители и сроки выполнения.
Показатели плана работы библиотеки
– контрольные цифры, определяющие объём работы библиотеки в планируемый период,
которые выражаются как в абсолютных величинах (количество читателей, объём
библиотечного фонда, число посещений, выдач, массовых мероприятий и др.), так и
относительных (читаемость, обращаемость, книгообеспеченность и др.).
Порядок составления
годового плана включает:
— формулировку направлений работы,
основных заданий и контрольных показателей, которую осуществляет руководство
библиотеки;
— составление и обсуждение проекᴛᴏʙ
планов в структурных подразделениях (отделах, филиалах) с учётом предложений
всех сотрудников;
— составление, обсуждение в
трудовом коллективе и утверждение директором годового плана работы библиотеки.
Примерная структура
годового плана библиотеки может выглядеть следующим образом:
1.
Основные задачи (события) года.
2.
Свод главных основных показателей по основным направлениям деятельности.
3.
Формирование фонда и отражение его в справочном аппарате.
4.
Мероприятия по привлечению читателей, ᴨᴏᴛребителей, совершенствование их
обслуживания, реклама деятельности библиотеки.
5.
Организационная и методическая деятельность в помощь самой библиотеке и другим
библиотекам.
6.
Развитие материально-технической и технической базы.
7.
Доходы и расходы, мероприятия по укреплению финансовой базы, экономному и
эффективному использованию ресурсов.
8.
Социальное развитие коллектива, повышение квалификации кадров.
9.
Меры по совершенствованию управления библиотекой.
Разумеется, конкретная библиотека
(ЦБС) может вносить в эту структуру изменения и дополнения исходя из
перспективных и текущих задач своей деятельности.
В годовой план работы библиотеки
нецелесообразно включать весь перечень работ, осуществляемых в структурных
подразделениях. Правильнее будет отражать в нем лишь основные, главные
направления деятельности, которые являются общими для всех структурных
подразделений или требуют координации и кооперирования их деятельности, а не
перечислять все позиции планов структурных подразделений.
Виды планов
По срокам выполнения планы
делятся на перспективные (стратегические) и текущие (годовые, квартальные,
месячные, оперативные), а по объёму
планируемой работы — на план библиотеки, структурного подразделения,
индивидуальный̆ план сотрудника библиотеки.
·
План может быть универсальным, охватывающим работу
библиотеки в целом, и тематическим,
отражающим только одно из направлений её деятельности.
·
Наряду с планами отдельных библиотек составляются сводные планы, охватывающие деятельность не одной, а нескольких
библиотек.
·
Перспективный план библиотеки рассчитан на ряд лет (как правило, на 5 лет) и
намечает общую линию развития библиотеки. В нём отражаются главные, решающие
задания длительного значения; определяется уровень, которого надо достичь к
концу планируемого срока. Перспективные планы могут быть как универсальными по
своему содержанию, так и тематическими (к примеру , тематический план
комплекᴛᴏʙания библиотечных фондов, план научно-методической работы и др.).
·
В последние годы в практику
библиотек входят стратегическое
планирование – метод перспективного планирования, заключающийся в
установлении целей библиотеки, определении необходимых для их достижения
ресурсов и выбора наиболее рациональных путей использования этих ресурсов.
Задача стратегического планирования – целенаправленное инновационное развитие
библиотеки.
В отличии от перспективного плана,
в котором плановые задания распределяются по годам, стратегический план
составляется не по годам, а по срокам реализации намеченных целей.
·
Годовой план работы библиотеки определяет основные задачи и содержание работы
библиотеки на текущий календарный год (в библиотеках учебных заведений –
соответственно на учебный год) , и в нём определяются все показатели, которых
должна достичь библиотека к концу года. Объём работы планируется с учётом
годового фонда рабочего времени сотрудников библиотеки и норм на библиотечную
работу.
Годовой план состоит из двух частей: тексᴛᴏʙой, в которой
предусматриваются мероприятия, необходимые для осуществления поставленных
задач, определяются нормы и методы работы библиотеки, сроки выполнения плановых
заданий и ответственные исполнители (чаще всего, не конкретные лица, а
структурные подразделения), и статистической, в которой намечаются
количественные показатели, которых должна достичь библиотека.
Годовые
планы работы составляются в сроки, определяемые руководством библиотечного
учреждения, и предоставляются на утверждение вышестоящему руководителю.
·
Сводный план определяет задачи и содержание работы определённой совокупности библиотек
на заданный период и имеет целью координировать и кооперировать их
деятельность. Сводные планы могут быть как перспективными, так и текущими, они
могут охватывать работу библиотек, находящихся в одном регионе, и принадлежащих
либо одному, либо нескольким ведомствам.
·
В сводных планах могут
рассматриваться все стороны деятельности библиотек (к примеру , план работы
ЦБС, объединяющий планы ЦБ и филиалов).
·
Оперативное планирование – это разработка на базе месячных планов плановых
заданий для отдельных сотрудников на короткие отрезки времени. Оперативное
планирование применяется обычно в тех отдельных крупных библиотеках, где работа
состоит из многократно повторяющихся операций и строится по нормам.
В этих условиях сотрудникам отдела устанавливается плановое задание на каждый
рабочий день.
Оперативное планирование важно и
для работников небольших и средних библиотек, ибо оно предоставляет возможность
оперативно контролировать выполнение плановых заданий, рационально использовать
рабочее время библиотечных работников.
Все эти планы различного наполнения
и продолжительности, выполняя определённые специфические функции, призваны
обеспечить в совокупности планомерность и согласованность развития библиотеки.
Многообразные планы, составляемые
как для библиотеки в целом, так и для каждого структурного подразделения и исполнителя,
должны быть приведены в систему, обеспечивающую непрерывную работу по плану и в
тоже время исключающую их дублирование. Только при этом условии система
библиотечного планирования будет соответствовать требованию оптимальности как
важнейшему методологическому принципу планирования.
Чем крупнее библиотека, тем более
развёрнутой будет и система её планов. Принципиальная модель системы планов
библиотеки включает:
— перспективный (стратегический)
план библиотеки;
— годовой план библиотеки;
— квартальные планы структурных
подразделений (отделов, филиалов);
— индивидуальные месячные планы
сотрудников библиотеки.
По срокам выполнения планы принято делить на:
·
Долгосрочные (больше 5 лет) – эти
планы относятся, в основном, к категории планов-целей.
·
Среднесрочные (от 1 года до 5 лет)
– они выполняются в виде различного рода программ, бюджетов, сетевых графиков.
·
Краткосрочные – планируются на срок
до 1 года, разновидностью являются месячные, квартальные планы.
Если годовой и квартальный планы
оформляются в форме текстовых разделов (обслуживание читателей, справочно-библиографическая
и информационная работа, формирование и организация библиотечных фондов,
методическая работа, работа с кадрами и т. п.), то месячный план оформляется
как календарный план: по числам месяца.
Требования к
составлению плана с точки зрения теории и практики библиотечной работы:
1.План
работы должен полностью соответствовать тем позициям, которые отражены в
нормативных, правовых и иных документах, принятых на государственном, региональном
и внутрибиблиотечном уровнях.
2.План
должен быть актуальным, отражать важнейшие события в жизни государства и
общества, региона, быть направленным на решение социально-личностных задач.
3.План
работы должен ставить четкие цели, быть разнообразным и интересным по форме
проведения мероприятий, учитывать особенности и традиции библиотечного
учреждения и его социального окружения.
4.План
должен быть конкретным, с указанием конкретных мероприятий, сроков
проведения, участников и организаторов; необходимо исключить из него общие
формулировки, которые являются серьезным недостатком плана.
5.План
должен быть реально выполнимым, предусматривающим равномерное
по времени распределение мероприятий, необходимых и достаточных для решения
поставленных задач.
Если библиотека
не составляет перспективные планы, то следует в годовом плане работы
предусмотреть мероприятия, которые необходимо провести с целью
совершенствования ее деятельности. Например, реорганизация функционирования
библиотеки, или отдельных её структурных подразделений, отделов, плановая
проверка фонда, переход на автоматизированную технологию, работа по
дополнительному привлечению пользователей, ремонт помещений и т.д.
Планирование и нормы рабочего времени
При работе
над годовым планом следует учитывать итоги деятельности за отчетный период,
сравнить полученные данные с данными за предыдущие 2-3 года, определить и
обосновать основные тенденции изменения объемов работ, установить контрольные
показатели, привести в соответствие
объем запланированных работ с бюджетом рабочего времени на основе нормирования.
Нормирование
помогает составлять научно-обоснованные планы, равномерно распределять нагрузку
между сотрудниками, рассчитать объем и трудоемкость процессов, обосновать
штатную численность библиотеки, рационально использовать кадры, объективно
оценивать работу сотрудников, выявлять потери и нерациональные затраты рабочего
времени.
1.
На начальном этапе работы по
составлению плана определяются виды работ, которые планируется выполнить в
течение года в соответствии с задачами, стоящими перед библиотекой (отделом),
затем они сопоставляются с нормами времени. Подсчитывается общее количество
времени, необходимого на выполнение всех процессов и мероприятий в библиотеке на
год.
2.
На следующем этапе осуществляется
планирование бюджета рабочего времени. Он складывается
из фонда рабочего времени и его расхода.
Фонд рабочего времени – это
годовое количество рабочих дней библиотеки или одного сотрудника, определенное
из общего числа дней в году за вычетом выходных, праздничных дней и отпуска,
потерь рабочего времени по временной нетрудоспособности, учебных отпусков и
т.д.
Необходимо
также учитывать ненормируемые работы, которые отражают специфику библиотечного
труда, например − наличие творческих элементов, они в библиотеках в среднем
составляют до 20%.
В случае
расхождения времени, необходимого для выполнения запланированных работ, с
бюджетом рабочего времени следует провести корректировку плана.
Выполнение
мероприятий, необходимость которых возникла, но которые не были предусмотрены в
годовом плане, обеспечивается планированием резерва рабочего времени на
выполнение таких заданий.
Планирование по нормам в соответствии с фондом рабочего времени дает научно
обоснованные показатели и определяет реальные возможности работы.
Приступая к работе, вы должны знать:
• Основные
направления работы всей библиотечной системы;
• План
должен быть неразрывно связан с жизнью города, района, села, и не может носить
отвлеченный характер. Необходимо конкретизировать вашу специфику,
воплощая ее в конкретные мероприятия.
• Необходимо
заранее заручиться согласием и поддержкой социальных партнеров, (учреждения
образования, общественные объединения, учреждения и организации, отдельные
лица), чтобы знать, на кого можно опереться при организации запланированного
мероприятия, обговорить масштаб такой работы (один класс, несколько
образовательных учреждений).
Если вы уже
тесно сотрудничаете с городским учреждениями, то необходимо учесть определенные
пункты их плана, чтобы как следует организовать совместную работу.
• Следующий
этап — определение главных тем года и отражение их в основных
задачах и конкретизация в плане работы. План составляется с учетом
литературных и памятных дат года. Познакомившись с календарем,
отметьте те даты, которые будут определяющими в новом году, и подумайте о том,
какие мероприятия, формы работы помогут вам раскрыть эти темы.
• Хорошо,
если вы сумеете обговорить предстоящие дела на следующий год со своим библиотечным
активом и заручиться его поддержкой.
• Загляните
в анализ прошлогоднего плана: что осталось невыполненным, что не удалось.
Подумайте, что из этого следовало бы обязательно сделать в наступающем году.
Какие формы работы оказались интересными и востребованными? Сделайте их традиционными в
своей работе.
·
формулирование тех или
процессов должно быть четким и
исключать двусмысленность толкования;
·
сроки выполнения тех или иных видов работ должны быть реальными, четко
обозначенными и учитывать резерв времени, в случае возникновения непредвиденных
обстоятельств и внеплановых заданий;
·
ожидаемый результат должен выражаться в материальном виде;
·
объем планируемой работы
рассчитывается с учетом годового фонда рабочего времени и принятых норм на те или иные
библиотечные процессы.
Годовой план работы библиотеки
обязательно должен включать в себя количественные показатели, предусмотренные государственным
заданием и состоять из двух частей:
—
текстовой, отражающей общую характеристику
целей, поставленных задач и предстоящих мероприятий для их реализации,
необходимых для осуществления поставленных задач; определяются нормы и методы
работы библиотеки, сроки выполнения плановых заданий и ответственные
исполнители (чаще всего, не конкретные лица, а структурные подразделения);
—
статистической, в которой намечаются
количественные показатели, которых должна достичь библиотека, в том числе
показатели государственного задания.
Структура годового плана работы библиотеки (примерный)
I.
Основные
задачи, направления и приоритеты деятельности.
В этом
разделе плана работы формулируются те задачи, над выполнением которых
библиотека будет работать в текущем году, и не более того. Выбранная по
определённому направлению деятельности задача должна быть краткой и чёткой, не
надо формулировать объёмные и длинные фразы задач, заведомо невыполнимых в
течение года.
Пример формулировки «Главных задач и направлений работы» библиотеки:
• выполнение
основных контрольных показателей работы и привлечение новых читателей в
библиотеку и к чтению;
• повышение
комфортности библиотечной среды, формирование положительного имиджа библиотеки,
развитие рекламы;
•
распространение краеведческих знаний и воспитание у читателей интереса к
истории своей малой родины, формирование патриотических чувств;
• воспитание
бережного отношения к окружающему миру, формирование активной гуманной позиции
по отношению к природе, создание условий для чтения естественнонаучной
литературы;
• приобщение
пользователей к чтению нравственной литературы, содействие повышению уровня
этической грамотности, воспитание культуры общения;
• приобщение
пользователей к лучшим образцам классической отечественной и зарубежной
литературы, создание условий для чтения и различных литературных занятий и т.д.
II. Цифровые показатели
(контрольные показатели работы).
III.
Организация
библиотечного обслуживания населения.
Раздел
отражает мероприятия по расширению видов услуг, по улучшению качества
обслуживания основных категорий читателей, в т.ч. работа на дому с социально
незащищенными категориями, обслуживание книгой летних лагерей отдыха. Инновации
и меры по формированию привлекательного образа библиотеки, по введению новых
форм обслуживания, например, преобразование библиотеки в современный
информационный центр, реорганизация пространства, работа Выездных читальных
залов, создание электронного читального зала. Партнерские связи. Библиотечный
актив. Опросы и анкетирования читателей. Акции по привлечению читателей:
экскурсии в библиотеку, Дни открытых дверей, Дни прощения задолжников, реклама
библиотеки в СМИ и т.д.
IV. Содержание и организация работы с читателями (массовые мероприятия по направлениям деятельности). У нас они такие:
·
историко-патриотическое
просвещение
·
духовно-нравственное
воспитание, формирование семейных ценностей;
·
правовое просвещение,
профориентация;
·
экологическое
просвещение, здоровый образ жизни;
·
продвижение книги и
чтения, функционирование молодежных центров чтения;
·
межнациональные
отношения и межкультурные связи;
·
социализация лиц
пожилого возраста, со специальными потребностями и физическими ограничениями;
·
эстетическое
воспитание;
·
краеведческое
просвещение
·
клубы, любительские и
общественные объединения
V. Справочно-библиографическая и информационная работа.
VI. Формирование и организация книжного фонда.
Мероприятия
по изучению, улучшению состава и пропаганде фонда, по обеспечению максимального
доступа к фонду разных категорий читателей, его сохранности, а также по
воспитанию бережного отношения читателей к фонду.
VII. Материально-техническая база библиотеки.
VIII. Работа с кадрами.
На основе
годового плана работы составляются квартальные планы для того,
чтобы пропорционально разделить годовую нагрузку и следить за выполнением
плановых показателей.
Дополнением к универсальному плану является тематический план, который отражает отдельные направления деятельности:
план подготовки и проведения массовых мероприятий, тематический план
комплектования.
Источники:
Редактор Ольга Козлова
Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>
Подробности
Ирина Дейнеко
План работы
как вид творчества
Это методика построения любого плана любой
работы – от годового или пятилетнего плана
развития библиотеки до разработки отдельной
акции. Она применима для любой библиотеки, ее
структурного подразделения или отдела и,
конечно, для каждого отдельного специалиста. И
совсем не так сложна, как может показаться на
первый взгляд.
Ирина Васильевна Дейнеко |
О планировании работы в школьной
библиотеке написано и сказано немало. Но…
подходит к концу очередной учебный год, и рука
непроизвольно тянется к бумаге, выводя на ней
крупными буквами ПЛАН РАБОТЫ. А это значит, что
наступила пора творческих исканий,
профессиональных находок и открытий и, конечно,
душевных терзаний и поисков.
Так происходит и со мной. Как
руководителю и методисту, мне приходится
планировать работу информационно-методического
центра, свою личную деятельность, работу
методического объединения школьных
библиотекарей и еще учить этому (планированию)
коллег. И каждый новый учебный год – это год
новых планов, не похожих на предыдущие и по их
содержанию, и по форме представления. По крайней
мере я стараюсь не повторяться, мне всегда
интересно попробовать что-то другое, новое,
отличное от предыдущего. Эта статья –
проектирование будущего плана работы, что бы это
ни было: генеральный план развития библиотеки
или отдельное мероприятие.
Сущность и значение планирования
Планирование работы – одна из ведущих
управленческих функций руководителя библиотеки.
План – основа всей деятельности библиотеки,
направленная на определение перспективных и
текущих целей и задач и их выполнение. Основной
целью планирования является определение
оптимального соотношения времени, труда, затрат
и качества выполнения задач библиотеки,
а также максимальная мобилизация для этого
всех необходимых ресурсов. План работы любой
библиотеки определяет:
· цели, задачи и основные направления
деятельности;
· тематику, содержание, формы, методы,
техники и технологии работы библиотеки в целом
или данного направления;
· объемы работы, выражающиеся в
системе плановых (статистических) показателей;
· ресурсы библиотеки: финансовые,
материально-технические, кадровые и временные.
От того, насколько профессионально
грамотно и качественно составлен план работы, во
многом будет зависеть эффективность и
продуктивность всей дальнейшей деятельности
библиотеки. Хорошо составленный план приводит к
значительным изменениям как для его
разработчика в процессе планирования, так и для
библиотеки в процессе его реализации. Планирование
– это технология решения возникшей проблемы
через составление плана действий, направленного
на развитие.
«Планирование обеспечивает решение
трех комплексных задач:
1. Установление реальных возможностей
библиотеки при ответе на вопрос “Где мы
находимся в настоящее время?”. Здесь
определяются сильные и слабые стороны
библиотеки, ее ресурсное обеспечение, наличие
портфеля новых разработок.
2. Установление реальных целей, отвечая
на вопрос “Куда мы хотим двигаться?”.
Оцениваются внутренние и внешние факторы,
влияющие на деятельность библиотеки,
определяются цели и ограничения в их
осуществлении.
3. Установление способов достижения
цели или ответ на вопрос “Как мы собираемся
сделать это?”. В общих чертах и конкретно
определяются основные задачи, ресурсы,
оцениваются затраты; намечается, что сделать
библиотекарю для выполнения поставленных
целей»1.
Схема этапов планирования
Работа по планированию библиотечной
деятельности включает в себя несколько ступеней
или шагов. Весь процесс планирования можно
представить в следующей схеме.
Рассмотрим каждый этап планирования
подробнее.
Определение миссии библиотеки
Миссия библиотеки объясняет, по
сути, целесообразность ее существования, то, что
отличает ее от других библиотек, делает
необходимой и уникальной.
Сформулированная миссия служит:
· во-первых, средством представления
библиотеки во внешней среде и формирования ее
имиджа (поскольку определяет, к чему стремится
библиотека, в чьих интересах она действует и что
для этого готова сделать);
· во-вторых, средством для
формирования организационной культуры
библиотеки (поскольку в формулировке миссии
просматривается совокупность норм и ценностей
библиотеки).
При определении миссии библиотеки
нужно прежде всего задаться вопросом: в чьих
интересах работает библиотека, удовлетворение
чьих потребностей для нее является приоритетным.
Приоритетные интересы – первое основание
определения миссии библиотеки. Второе
основание – это та модель, на которой
предполагается строить весь процесс работы
библиотеки. Она определяет, какие интересы
потенциальных потребителей и в какой мере
библиотека может удовлетворить. Вот, например,
как звучит миссия библиотеки нашего
информационного центра: информационно-библиографическая
поддержка всех городских образовательных
проектов и программ.
Анализ ресурсов
Следующий шаг планирования – внешний
и внутренний диагноз (анализ ресурсов), его можно
провести через очень удобную и универсальную
схему, которую я использую не только в
планировании, но и для анализа любой
деятельности. Эта схема называется SWOT-анализ
(табл. 1).
S – сильные стороны |
W – слабые стороны, внутренние |
|
Внутренний диагноз |
1. 2. 3. …. |
1. 2. 3. …. |
О – внешние возможности для |
Т – внешние угрозы |
|
Внешний диагноз |
1. 2. 3. … |
1. 2. 3. … |
SWOT-анализ – это популярная
методика анализа ситуации и оценки ресурсов
организации. Ее название складывается из первых
букв английских слов Strengths (сильные стороны, что
подразумевает имеющиеся в наличии внутренние
ресурсы организации), Weaknesses (слабые стороны или
имеющиеся внутренние проблемы), Opportunities
(возможности, которые существуют вне организации
для ее развития) и Threats (угрозы благополучию
организации, имеющиеся во внешней среде).
Заполняя окна S и W, вы
анализируете сильные и слабые стороны своих
внутренних ресурсов, и соответственно окна О
и Т определяют внешние ресурсы, которые
существуют за рамками библиотеки. При
планировании работы мы должны использовать все
сильные стороны (внутренние и внешние ресурсы)
для дальнейшего развития библиотеки (окна S и О).
Эти ресурсы необходимо направить на решение
проблем (слабых внутренних и внешних сторон, окна
W и Т).
Выбор стратегии.
Для того чтобы успешно осуществлять
миссию библиотеки (или идею отдельной акции),
достигая при этом поставленных целей, необходимо
выбрать для себя стратегию всей дальнейшей
деятельности.
Сегодня выделяют четыре
альтернативные стратегии:
· ограниченный рост,
· рост,
· сокращение,
· сочетание первых трех.
Что же это такое применительно к плану
развития библиотеки?
«1. Стратегия ограниченного роста
наиболее распространена. Для нее характерно
установление целей “от достигнутого” в
ситуации стабильного положения библиотеки,
удовлетворенной состоянием собственных дел. Это
наиболее легкий, удобный, наименее рискованный
способ действия.
2. Стратегия роста осуществляется
путем значительного повышения уровня
краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем
показателей предыдущего периода. Она
применяется в случае, например, перевода
библиотеки на новую автоматизированную
технологию, за которым последует расширение
ассортимента услуг, приток новых читателей.
Именно такое скачкообразное развитие и
предусматривает стратегию роста.
3. Стратегия сокращения, которую
образно характеризуют как стратегию
“последнего средства”, предполагает уровень
намеченных целей ниже достигнутого в прошлом.
Ясно, что причина этого чаще всего кроется
в экономических трудностях. В рамках
альтернативы сокращения предусматривается
переориентация деятельности библиотеки,
ограничение только узким кругом услуг, например,
при длительной реконструкции или окончательной
ликвидации с передачей фондов, материальных
запасов, активов.
4. Стратегия сочетания различных
альтернатив может применяться крупными
библиотеками, имеющими филиалы и отделения.
Тогда ситуация может диктовать в одних случаях
расширение деятельности на определенных
направлениях и одновременно реконструкцию или
закрытие других филиалов или отделов»2.
Выработка стратегии – дело
творческое. Поэтому жесткие алгоритмы здесь вряд
ли возможны. Своим библиотекарям я предлагаю
самостоятельный выбор стратегии, учитывая то,
что кто-то из коллег способен работать только в
первой форме – форме ограниченного роста; другие
– всегда в поиске, в развитии, для них стратегия
роста – лучший выбор. К сожалению, сегодня в
школах идет сокращение численности учащихся и
классов-комплектов, отсюда и сокращение
библиотечных кадров и площадей или закрытие
школьных библиотек. Для таких случаев приемлема
стратегия сокращения. Тот, кто выбирает первые
две стратегии, должен помнить, что для их
реализации необходимо учитывать:
· возможности библиотеки,
· степень риска,
· достаточность необходимых ресурсов,
· внешние опасности и возможности,
· способы применения ресурсов.
Цели и задачи
Итак, определены миссия и стратегия
библиотеки, следующий этап планирования – постановка
цели и задач. Они должны быть конкретными,
измеримыми, ориентированными во времени,
достижимыми.
Цель и задачи определяются в отношении
всех направлений деятельности библиотеки –
формирования фондов, обслуживания
пользователей, повышения квалификации,
пополнения материально-технической базы
библиотеки.
Задачи годового плана формируются
с учетом специфики школы и основных задач,
прописанных в Положении о библиотеке данного
учебного заведения, но не дублируют их.
Например:
· обеспечение участникам
образовательного процесса доступа к информации,
знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных
ресурсов ОУ на различных носителях;
· формирование навыков независимого
библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации;
· совершенствование предоставляемых
библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды;
расширение ассортимента форм, методов и
технологий библиотечной практики;
· воспитание культурного и
гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его
творческого потенциала.
Но в Положении представлены общие
задачи библиотеки на длительный период
деятельности, ежегодно задачи уточняются и
конкретизируются в зависимости от общешкольных
изменений и общей библиотечной политики отдела
образования территории (пример см. в приложении).
Выбор приоритетных направлений
Выбор приоритетных направлений
деятельности библиотеки – следующий этап
планирования. Он должен отражать всю
деятельность библиотеки: от формирования фондов
до повышения квалификации работников
библиотеки.
Выделяются традиционные (постоянные)
направления и специфические для этого года,
чередующиеся (на 1–2 года). Среди традиционных
можно рекомендовать следующие:
1. Формирование и использование
фонда.
1.1. Изучение и анализ.
1.2. Комплектование фонда учебными,
художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации.
1.3. Пополнение фонда
информационными ресурсами сети Интернет, базами
и банками данных других учреждений и
организаций.
1.4. Использование и размещение
фонда.
1.5. Обеспечение сохранности фонда.
1.6. Списание.
2. Информационно-библиографическая
и справочная работа.
2.1. Организация и ведение СБА
библиотеки.
2.2. Справочно-библиографическое и
информационное обслуживание пользователей
(учащихся, педагогов, родителей).
2.3. Формирование информационной
культуры.
2.4. Рекламная деятельность
библиотеки (реклама библиотеки, фонда, услуг).
3. Содержание и организация работы с
пользователями (общение с читателями).
3.2. Индивидуальная работа (изучение
читательских интересов, анализ чтения, работа с
основными читательскими группами, работа с
активом).
3.3. Массовая работа (привлечение
учащихся к систематическому чтению, мероприятия
по пропаганде различных видов документов,
мероприятия в помощь учебному процессу, уроки
внеклассного чтения, работа клубов и кружков).
4. Внедрение новых информационных
технологий.
5. Инновационная работа (платные
услуги, введение новых услуг).
6. Укрепление
материально-технической базы (хозяйственная
деятельность).
7. Управление библиотекой (повышение
квалификации, планирование и отчетность,
координация работы с другими организациями и
учреждениями).
Ежегодно в плане работы можно выделить
отдельные актуальные именно на данный период
направления работы. Так, я предлагала
библиотекарям нашего города в этом учебном году
активизировать следующие направления:
· информационно-библиографическая
поддержка городского эксперимента по
предпрофильной подготовке и профильному
обучению учащихся;
· освоение АИБС «МАРК-SQL – версия для
школьных библиотек»;
· участие в городском
профессиональном конкурсе «Портфель школьного
библиотекаря».
Ассортимент услуг, формы и методы
работы
Определение ассортимента
библиотечных услуг и продуктов, оптимизация форм
и методов практической деятельности, по словам
библиотекарей, наиболее сложный и ответственный
этап планирования. Он требует от специалистов
высокого профессионализма, готовности к
изменениям, гибкости, навыков поиска и отбора.
План работы должен отражать
многообразие форм, методов и содержания работы, с
помощью которых реализуются основные функции
школьной библиотеки – информационная,
образовательная и культурная.
Сегодня на первый план выходят
активные формы и методы работы, которые
заставляют читателя мыслить, рассуждать,
отстаивать свою точку зрения. Такая работа
позволяет вовлечь учащихся и педагогов в общую
деятельность во время проводимых мероприятий.
Предлагаю вам, уважаемые коллеги, выдержки из словаря
библиотечных форм и методов (сокращенный
вариант), который можно использовать при
планировании.
В
Встречи – сентябрьские, в читальном
зале, с интересной книгой, автором, лучшим
читателем, встречи-фантазии.
Вечера – размышления, вопросов и
ответов, задушевного разговора, вечера-сюрпризы.
Д
Дискуссии.
И
Игры – литературные, ролевые,
интеллектуальные, профориентационные,
игры-путешествия, игры-доказательства.
Инициативы – информационная,
литературная, творческая.
К
Конкурсы – литературные, на самого
усидчивого читателя периодики, на лучшую
популярную книгу, на лучшую домашнюю библиотеку.
Круизы –
литературно-экологический,
историко-краеведческий.
Клубы.
П
Посиделки – девичьи, библиотечные,
краеведческие, святочные, фольклорные.
Портреты – политические, читателя,
библиотекаря.
Презентации (презентации-обсуждения)
– журналов, книг, части фонда, статьи,
стихотворения, альбома, фильма, грампластинки,
диска, сайта.
Р
Рандеву – пресс-встречи, разговоры
по душам.
Репортажи (а также интервью) –
экологические, актуальные.
Ф
Фантазии – литературные,
поэтические, музыкальные.
Ч
Часы – вопросов, библиотечных
вопросов и ответов, поэтические, рассуждения,
практических рекомендаций, спора о…,
откровенного разговора, полезного совета.
Быстрое развитие
телекоммуникационных технологий и сетевого
взаимодействия способствуют разработке и
внедрению в библиотечную практику новых форм и
методов. Сегодня они находят особое, порой
ведущее место в библиотечных планах. Приведем в
пример лишь некоторые формы работы и продукты
(услуги), которые можно включить в свою
деятельность, используя компьютерное оснащение
библиотеки.
Формы работы:
· интернет-каникулы;
· обзоры новых ресурсов Интернета;
· электронные выставки; дайджесты;
· виртуальные экскурсии по
библиотекам;
· слайд-лекция;
· компьютерные презентации;
· мастер-класс по внедрению новых ИКТ
(для пользователей);
· премьеры дисков;
· интернет-знакомства;
· мультимедиа-просмотры;
· посещения виртуальных музеев мира;
· электронная игротека;
· конкурс мультимедиа-сочинений;
· видеобеседы, уроки, рассказы о …;
· урок-навигация;
· chat-конференция.
Услуги:
· путеводители по ресурсам;
· тематические электронные файлы и
папки;
· пользовательские инструкции;
· библиотечная веб-страница;
· библиотечный сайт;
· информационные библиотечные сводки;
· электронная визитка;
· электронная библиотечная лоция;
· пресс-клиппинг (мониторинг прессы).
(См. также табл. 2)
№ |
Виды услуг (название) |
Определение |
Перечень услуг |
1 |
Документные услуги |
Услуги, обеспечивающие доступ к |
· Выдача документов на дом, |
2 |
Справочные услуги |
Услуги, предоставляющие доступ к |
· Организация chat-обслуживания в |
3 |
Новостные услуги |
Услуги, предлагающие сообщения об |
· Выпуск дайджестов, прайс-листов, |
4 |
Учебно-консультационные |
Услуги, содействующие |
· Организация консультаций, |
5 |
Исследовательские услуги |
Услуги, которые доводят до |
· Предоставление аналитических |
6 |
Организационно-вспомогательные |
Услуги, организующие передачу |
· Распространение и прокат баз |
7 |
Kомплексные услуги |
· Обслуживание |
Инновации
В современных условиях ни одна
организация не может развиваться без
постоянного совершенствования различных сторон
своей деятельности: предоставления новых услуг
или продукции, использования новой технологии,
обновления методов управления деятельностью и
персоналом.
Инновации – необходимый элемент
развития, без них библиотекам невозможно
оставаться социально значимыми организациями,
оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять
свои позиции в условиях рынка.
Часто библиотекари задаются вопросом,
а что может быть объектом библиотечных
инноваций, в чем можно планировать изменения. На
мой взгляд, объектами нововведений могут быть:
· средства производства,
· технологические процессы,
· организационное развитие,
· услуги и продукция.
Раскрою подробнее каждую позицию.
Средства производства:
· включение в работу новых технических
средств поиска, обработки, преобразования и
предоставления информации;
· комплектование новыми видами
носителей информации;
· автоматизация
библиотечно-библиографических средств учета,
обработки и систематизации информации
(документов).
Технологические процессы:
· изменения методов организации
обслуживания, обеспечения комфортности,
доступности библиотечных услуг и продукции;
· разработка, адаптация и внедрение
новых (или заимствованных из опыта других
библиотек) приемов и методов комплектования,
организации и хранения документальных коллекций
и пр.;
· обеспечение рентабельности и
эффективности основных технологических
процессов (новые средства защиты, учета,
расстановки фонда, библиографирования и т.д.).
Организационное развитие:
· создание новых отделов, секторов,
служб, зон, временных проектных коллективов
(команд);
· включение библиотеки в
программно-проектную деятельность;
· изменения в практике планирования
(переход на стратегическое планирование,
создание бизнес-планов);
· изменение в методике изучения и
оценки рынка, спроса ресурсов (возможностей);
· изменения в применении приемов,
средств и методов общественных коммуникаций
библиотеки (каналы и средства рекламы продукции,
паблисити, PR, методов фандрайзинга);
· изменения библиотечных ценностей,
идеалов, принципов функционирования, традиций.
Услуги и продукция:
· диверсификация ассортимента
(заимствование услуг, применение новых
нетрадиционных видов обслуживания, поиск новых
потенциальных рынков);
· дифференциация ассортимента
(формирование новых видов услуг в соответствии с
потребностями конкретных категорий
пользователей);
· исследование различных видов
специализации библиотеки (отраслевой, жанровой,
функциональной).
Предлагаемая ниже таблица
информационных библиотечных услуг и продуктов
поможет библиотекарям сделать свой выбор,
учитывая собственные ресурсы и возможности.
Ну что ж, наконец мы определились в
содержании плана: обозначили целеполагание,
выделили ведущие направления деятельности,
определили основной круг библиотечных услуг,
продуктов, форм, методов, технологий.
Форма подачи плана
Сейчас наступил момент все это
прописать на бумаге и упаковать в определенную
форму. План библиотеки состоит из нескольких
частей: статистических данных, текстового
материала и табличной формы.
Статистику можно представить через
паспорт библиотеки (пример, в приложении) и
таблицу контрольных показателей (например, как в
табл. 3).
Таблица 3
Контрольные показатели
Всего |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв |
|
Читатели |
|||||
Посещения |
|||||
Книговыдача |
В текстовую часть войдут
следующие данные: миссия библиотеки, цель и
задачи. А вот направления деятельности, услуги,
продукты, формы и методы можно расписать снова
в табличной форме. Варианты таких форм предлагаю
в таблицах 4–8.
Таблица 4
Форма месячного плана школьной
библиотеки
2002/03 учебный год Месяц ____________
Число |
Наименование мероприятия |
Класс |
Часы |
Ответственный |
03 |
||||
10 |
||||
10 |
Таблица 5
Форма № 1 годового плана школьной
библиотеки
№ |
Направление работы |
Форма работы |
Дата проведения |
Ответственный |
1 |
Работа с фондом |
Санитарный день |
Посл. день месяца |
Зав. б-кой, библиотекарь. |
Подписка |
Октябрь, апрель |
Зав. б-кой. |
Таблица 6
Форма № 2 годового плана школьной
библиотеки
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
Формирование |
||||
Изучение состава |
||||
Подведение итогов движения |
Прием литературы, полученной в |
Планирование работы и деятельности библиотек
Планирование работы библиотеки и основанная на нём отчётность – это документы, которые задают, направляют и фиксируют главные показатели. Они определяют эффективность управления в организации, что, в свою очередь, влияет на бюджетирование, дотации и финансирование проектов коллектива.
Стратеги портала Arprime предлагают рассмотреть классы и структуру этой документации подробнее.
Содержание
Виды документов деятельности библиотеки
Все планы должны быть увязаны в единую систему, которая определяет общие цели задач, сроки выполнения, последовательность работ, а также качество и количество мероприятий.
По времени выполнения различают:
- Глобальные. К ним относятся Перспективный и Стратегический.
- Текущие. Это Годовой, Квартальный, Помесячный и Оперативный.
По масштабам планы библиотек подразделяются на:
- Сводный план библиотечной системы (нескольких библиотек);
- План библиотеки;
- План отдела или филиала библиотеки;
- Индивидуальный план сотрудника библиотеки.
По направлениям деятельности они могут быть:
- Универсальными (охватывающими всю деятельность в целом);
- Тематическими (например: «Планирование библиографической работы библиотеки /филиала /подразделения», – используется для мелких библиотек, в которых отсутствует отдел библиографии).
Перспективный, Стратегический и Годовой обычно создаются для всей организации. Для филиалов или отделов обязательны Квартальные, Ежемесячные, Индивидуальные и Тематические планы.
Отсутствие Перспективных и Стратегических документов считают недостатком системы планирования библиотечной работы. Бюрократическим атавизмом и переизбытком считается слишком большое разнообразие планов, которые дублируют друг друга. А также несогласованность заявленных объёмов работы с масштабом фондов и количеством рабочего времени. Например, слишком раздутые показатели по посещаемости, выдаче и массовым мероприятиям в районном филиале со скромным фондом и 4-часовым рабочим днём ставят такую организацию под подозрение в приписках и показухе.
Цель перспективного плана библиотеки – развитие и инновации. Он пишется на 5 лет. Документ намечает основные линии адаптации организации к требованиям времени, с учётом экономических, технологических и социальных прогнозов на ближайшее будущее. Он содержит:
- Главные стат. данные по годам (таблицы, графики) библиотеки.
- Описания перспективных видов деятельности.
- Описание глобальных работ (реконструкций), на которые нужно больше 2-х лет (например, оцифровка фондов, формирование межбиблиотечного интернет-абонемента и т. д.).
Стратегический план: значение и структура
Он сходен с аналогичным документом в бизнесе и является эффективным инструментом менеджмента и маркетинга. Это концепция развития библиотеки на время от 2 до 5 лет, которая включает в себя такие пункты:
- Миссия, Видение и Главная цель;
- Профильный анализ среды (обслуживаемого населения – реальных и потенциальных читателей);
- SWOT-Анализ библиотеки (сильные и слабые стороны, возможности и препятствия);
- Задачи, методики и формы работы, исходящие из главной миссии организации и максимально её конкретизирующие. Можно с разбивкой на этапы и целями для каждого этапа.
Годовой план библиотеки
Задания библиотеки на год формируются двумя предыдущими глобальными разработками.
Годовое планирование библиотечной деятельности обязательно учитывает главные темы предстоящих 12-ти месяцев в стране в целом, и в населённом пункте в частности. Актуальные литературные, научные, художественные, социальные и другие события и даты календаря по плану, связанные со спецификой региона и самой библиотеки обязательно должны быть вплетены в мероприятия документа.
Обдумывая предстоящую деятельность, нужно проанализировать отчёты за предыдущие пару лет. Найдите то, что осталось не реализованным, учтите те новые формы, которые дали хорошие результаты и получили отклик у посетителей – сделайте на них акцент и введите в традиционную практику.
Годовой план библиотеки несёт 2 вида информации:
- Текстовая. Аналитическая. Она должна обосновывать намеченные показатели (их изменение по отношению к прошлому периоду) в библиотеке и дать чёткий ответ на вопрос: какова будет политика организации по ведущим направлениям в следующем году. Она может быть:
- В обслуживании читателей и работе с ними;
- В изучении читательской аудитории и её потребностей;
- В работе со справочно-библиографическим аппаратом и информацией;
- В обеспечении и организации новых/старых фондов;
- В организации материально-технической базы;
- В работе со спонсорами и внешним сотрудничеством и т. д.
- Статистическая. Представляет собой таблицы с цифрами стат. учёта.
В ней отражаются предполагаемые количественные показатели:
- Новые читатели;
- Общее число зарегистрированных пользователей;
- Книговыдача;
- Посещение (в т. ч. на массовых мероприятиях);
- Новые поступления в фонд;
- Списание устаревшего фонда.
И качественные показатели:
- Документообеспеченность. Количество книг фонда, приходящееся на 1 зарегистрированного читателя. Оптимальным считается 15-17 экз. на читателя для центральной библиотеки города, из них: 10% — выпуска последних 2-х лет, 40% — последних 5 лет, 40-50% — представляющие художественную и научную ценность;
- Обновляемость фонда. Соотношение новых поступлений и списания устаревшей и изношенной. Для плана центральной библиотеки города считается оптимальным показатель в 5%. На 1 читателя – 0,35 новых книг текущего года. Рекомендовано выписывать до 150 названий периодики.
- Читаемость. Среднее число выданных на 1 читателя книг в год.
- Посещаемость. Среднее количество посещений в год на 1 читателя.
- Обращаемость фонда. Среднее количество выдач относительно общего количества фонда. Норма для города – от 1,5 и больше.
От качественных показателей во многом зависит финансирование библиотеки и её плана.
Структура годового универсального плана
Документ имеет минимум 8 разделов:
- Центральные задачи и приоритеты деятельности (текстовая часть).
- Контрольные рабочие показатели в плане (таблицы с цифрами) библиотеки.
- Организация обслуживания населения (текст).
- Массовые мероприятия (описание и предполагаемое посещение).
- Работа со справочно-библиографическим аппаратом.
- Работа по формированию и организации фонда (обоснование+цифры).
- Материальная база и техника в организации.
- План кадровой работы.
Дополнительно могут присутствовать разделы:
- Планирование методической работы в библиотеке (для Центральных библиотек).
- Узко-тематические документы.
Квартальные планы для отделов и индивидуально-оперативные для сотрудников
Квартальную деятельность принято планировать в отделах по пунктам универсальной годовой разработки. В них идёт детализация действий и отмечаются ответственные за исполнение. Этот документ – основа для ежемесячных планов сотрудников отдела.
Оперативный план на день с детализацией обязанностей по исполнителям используют реже, только в крупных библиотеках, где большой штат и поток однообразных работ.
Планы работы городских и сельских филиалов составляются в соответствии с задачами, поставленными перед ними в сводных универсальных документах ЦБС, к которым они относятся.
Креативный пример презентации такого документа смотрите на видео:
Источники
- Планирование работы библиотеки – https://knigi.link/delo-bibliotekovedenie-bibliotechnoe/vopros-planirovanie-rabotyi-18280.html
- http://mirznanii.com/a/162075/planirovanie-raboty-biblioteki
- https://gigabaza.ru/doc/152824.html
- Планирование. Поиск оптимальных вариантов – http://ulyanovbib.blogspot.ru/2017/10/blog-post_18.html