План работы с одаренными детьми
в начальной школе
Обоснование необходимости программы
Одаренные дети в любом обществе должны рассматриваться как национальное достояние. На современном этапе развития нашего общества внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, их поддержка, развитие и социализация – одно из важнейших направлений работы школы.
Пояснительная записка
Проблема раннего выявления и обучения одаренных детей — самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом.
Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Познавательная потребность — прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: потребность в впечатлениях, любознательность, целенаправленная познавательная деятельность. Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Каждый одаренный — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе. Именно учреждения дополнительного образования могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для воспитанников, но и для педагога. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.
Цель: поддержка, развитие и социализация одаренных обучающихся
Задачи:
— Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.
— Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации.
— Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
Принципы педагогической деятельности
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном
участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными обучающимися
— групповые занятия с сильными учениками
— кружки по интересам
— занятия исследовательской деятельностью
— конкурсы
— научно-практическая конференция
— участие в олимпиадах
План работы
№ |
мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Создание и пополнение банка данных по одаренным детям |
сентябрь |
руководитель творческой группы |
2 |
Психологическое и методическое сопровождение педагогов, осуществляющих патронаж одаренных и способных детей |
в течение года |
педагоги-психологи |
3 |
Привлечение родителей к участию в мероприятиях, направленных на развитие детской одаренности |
в течение года |
классные руководители |
4 |
Проведение тематических периодов |
в соответ. с планом работы нач. школы |
классные руководители |
5 |
Конференция «Я-исследователь». Защита исследовательских работ и творческих проектов |
апрель |
классные руководители |
6 |
Организационные мероприятия по различным направлениям работы с одаренными детьми |
||
6.1 |
Интеллектуальное развитие детей — участие во всероссийских конкурсах: «Родное слово», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП», «КИТ», «Золотое руно», «Британский бульдог» — организация внеурочной деятельности: кружки «Полезная информатика» «Занимательная информатика» «Веселый английский» «Шахматы» «Я-исследователь» |
по плану |
классные руководители Роганов Ю.В. Чеченева Т.В. Аксаментова И.С. Кириловская Е.С. |
6.2 |
Развитие творческих способностей детей — конкурсы рисунков, — конкурс юных чтецов, — выставки творческих работ, — «Радуга чудес», — «Маленькая страна» |
по плану |
классные руководители, учителя-предметники |
6.3 |
Развитие спортивных способностей — спартакиада, — спортивная игра «Зарница» — малые спортивные игры (2кл.) |
по плану |
классные руководители, учителя физкультуры |
7 |
Участие в социальных проектах, акциях |
в течение года |
классные руководители |
8 |
Оценивание достижений обучающихся через «портфолио» |
дважды в год (январь, май) |
классные руководители |
9 |
Стимулирование одаренных детей: — функционирование доски почета «Золотая десятка», — вручение грамот за призовые места, сертификатов за участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, — проведение традиционных линеек с целью с целью повышения мотивации к занятиям творчеством, спортом |
по плану |
руководитель МО, классные руководители |
Ожидаемый результат
Данная программа позволит сформировать систему работы с одарёнными детьми, в полной мере развить их интеллектуальные и творческие способности с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.
Муниципальное
автономное учреждение
«Хамнейская
средняя общеобразовательная школа»
План
работы с одаренными детьми в начальной школе
Составила: Т.С. Тубшинова, учитель начальных классов
2021-2022
Цель Развитие
интеллектуального и творческого потенциала школьников
Задачи работы с
одарёнными детьми в следующем:
1. формирование
устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;
2. овладение
исследовательской деятельностью;
3. формирование основ теоретического мышления;
5. развитие
самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности
Реализация этих задач возможна в условиях целостности
образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной
деятельности.
Ожидаемые результаты.
1. Увеличение числа детей с
интеллектуальной и творческой одарённостью.
2. Создание системы работы с одаренными
детьми.
3. Разработка и апробация новых образовательных программ для работы с одаренными детьми.
4. Совершенствование системы работы с
одарёнными детьми.
5. Выявление проблем по
различным аспектам работы с одаренными детьми.
Основные направления
работы:
1. Выявление одарённых детей по
разным направлениям.
2. Корректировка программ и
тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий
повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
3. Организация индивидуальной
работы с одарёнными детьми.
4. Подготовка учащихся к
олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.
5. Консультирование родителей
одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
Формы работы с одаренными учащимися:
· творческие
мастерские;
· групповые
занятия с сильными учащимися;
· внеурочная
деятельность;
· кружки
по интересам;
· занятия
исследовательской деятельностью;
· конкурсы;
· интеллектуальный
марафон;
· участие
в олимпиадах;
· работа
по индивидуальным планам;
· сотрудничество
с другими школами.
исследовательская
деятельность.
План работы
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Результат |
1 |
Изучение нормативных документов по |
Сентябрь |
Изучение и реализация |
2 |
Составление списков мотивированных |
Сентябрь |
Списки |
3 |
Изучение интересов и склонностей |
Сентябрь Октябрь |
|
4 |
Планирование работы |
Октябрь |
План |
5 |
Еженедельные индивидуальные и |
в течение учебного года. |
|
6 |
Дополнительные занятия с одаренными |
в течение учебного года |
|
7 |
На уроках включать разноуровневые |
в течение учебного года |
|
8 |
Вовлечение в активную внеклассную |
в течение учебного года |
|
9 |
Привлекать детей к проектной |
в течение учебного года |
|
10 |
Вовлекать одаренных детей в |
в течение учебного года |
|
11 |
Участие в конкурсах творческих |
в течение учебного года |
Участие |
12 |
Участие во всероссийских и · Дистанционные |
в течение учебного года |
Сертификаты, дипломы, грамоты |
13 |
Анализ критических замечаний и |
в течение учебного года |
Анализ работы |
14 |
Оформление портфолио всех |
в течение учебного года |
Заполненное и оформленное портфолио |
15 |
Подведение итогов за 2021-2022 |
Май |
Анализ работы |
Организация исследовательской работы
1 |
Подготовительный · · · · |
Формы: Урок. Внеклассная Школьные Районные НПК |
2 |
Творческий · · · · |
Формы: Урок. Внеклассная Предметные Школьные Районные НПК |
3 |
Развивающий · · · · |
Формы: Урок. Внеклассная Предметные Олимпиады. Индивидуальная НПК |
3-4 |
Исследовательский · · · |
Формы: Урок. Внеклассная Предметные Олимпиады. Индивидуальная |
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, -актуальнейшая задача школы.
При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.
Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому Абдурахманова Мадина Абдурахмановна в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:
-
не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
-
создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
-
формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми
-
выявление одаренных детей;
-
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии из способностей;
-
развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Задачи программы:
-
выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
-
формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
-
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
-
создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
-
стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
-
развитие творческого и логического мышления учащихся;
-
развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
-
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
-
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
2. Описание модели работы с одаренными детьми
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
-
создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
— внедрение передовых образовательных технологий;
— укрепление материально-технической базы;
— нормативно-правовое обеспечение деятельности;
— формирование банков данных по проблеме одарённости.
-
методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
— повышение профессионального мастерства педагогов;
— организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
— научно-методическое и информационное обеспечение программы.
-
мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, соревнования, выставки).
План работы с одарёнными детьми.
№ |
Мероприятия |
Дата |
Ответственные |
1. |
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. |
в течение года |
Абдурахманова М.А. |
2. |
Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности. |
в течение года |
Абдурахманова М.А. |
3. |
Создание банка данных по одарённым детям. |
сентябрь, январь |
Абдурахманова М.А. |
4. |
Проведение работы с родителями одарённых детей. |
в течение года |
Учителя начальных классов, |
5. |
Проведение учёбы по изучению опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми. |
в течение года |
|
6. |
Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам. |
в течение года |
Учителя начальных классов |
7. |
Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 3-4 классов. |
ноябрь, декабрь |
учителя начальных классов |
8. |
Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок» |
в течение года |
Учителя начальных классов |
9. |
Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций. |
январь-апрель |
|
10. |
Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми. |
в течение года |
Библиотекарь |
Главные принципы реализации программы.
-
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
-
Гуманизм в межличностных отношениях.
-
Научность и интегративность.
-
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
-
Применение принципов развивающего обучения.
-
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Основные направления и содержание деятельности.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
— интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
— задания с отсроченным вопросом,
— интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; — задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
— решение частично-поисковых задач разного уровня,
— творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
— организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
— подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
— проведение массовых мероприятий внутри объединения;
— обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.
Формы работы с одаренными учащимися.
-
объединения дополнительного образования;
-
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
-
факультативы;
-
кружки по интересам;
-
конкурсы и конференции;
-
интеллектуальный марафон;
-
участие в олимпиадах.
Методическая работа педагога:
-
заниматься самообразованием;
-
повышать профессиональное мастерство;
-
посещать занятия других педагогов;
-
участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
-
проводить открытые занятия;
-
подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
-
проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Умники и умницы”, а именно:3 кл. — КВН по русскому языку.
Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
4 кл. Интеллектуальный марафон.
Семейная игра “Кто хочет стать миллионером”.
Лекция “Развитие личности ребенка”. Общественный смотр знаний.
3. Результаты реализации Программы
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
-
сформировать систему работы с одарёнными детьми;
-
создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
-
совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
-
сформировать банк данных «Одарённые дети».
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.
Мониторинг результативности работы с учащимися
-
педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
-
изучение структуры интеллекта;
-
отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
-
отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
-
отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Прогнозируемые результаты:
— совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
— призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
— развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
— развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
-
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
-
определять учебную задачу;
-
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
-
владеть своим вниманием;
-
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
-
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
-
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
-
самостоятельно мыслить и творчески работать;
-
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Работа с одаренными детьми
Руководитель: Романчикова Ольга Михайловна.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, —
он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.
Лев Толстой
Цель: выявление одарѐнных детей и создание условий для их оптимального развития. Самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Задачи:
— предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых учащихся, умственное, эмоциональное, социальное различие учащихся
-удовлетворять потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);
— помочь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Результаты по формированию УУД.
Личностные УУД.
Сформированные УУД:
Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России. Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.
Умения:
Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
Стремление к самосовершенствованию;
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Регулятивные УУД.
Сформированные УУД:
Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.
Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты). Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.
Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.
Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.
Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.
Понимать значение работы над устранением ошибок.
Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.
Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.
Различать способ и результат действия.
Познавательные УУД.
Сформированные УУД:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).
Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.
Грамотное построение устной и письменной речи.
Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.
Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.
Самостоятельно создавать алгоритм действий.
Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.
Устанавливать аналогии.
Владеть общим рядом приемом решения задач.
Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.
Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.
Использовать разные географические средства.
Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.
Коммуникативные УУД.
Сформированные УУД:
Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Уметь формулировать свое мнение и позицию Высказываться, убеждать, доказывать, уступать.
С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.
Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.
Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.
Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
Составлять внутренний план действий.
Формы работы с одаренными учащимися.
— творческие мастерские;
— групповые занятия
— кружки по интересам;
— конкурсы;
— интеллектуальный марафон;
— участие в олимпиадах;
— работа по индивидуальным планам;
— научно-исследовательские конференции.
Карта одарённого учащегося
1.Фамилия, имя, отчество учащегося:
2.Состав семьи, ее структура: полная, неполная, многодетная.
3. Жилищно-бытовые условия:
4.Взаимоотношения в семье: (доверительные, основанные на взаимопонимании, тѐплые).
Наличие отклонений от норм поведения в семье: наблюдались/не наблюдались.
5.Культурный уровень семьи: высокий, средний.
6.Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребѐнка как в школе так и дома.
7. Характер ребенка: перечислить качества личности: положительные…
8. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом, является лидером, интроверт, аутсайдер.
9.Учебная деятельность: успеваемость: имеет положительные отметки по всем предметам, есть отрицательные отметки по некоторым предметам, отсутствуют положительные отметки по предметам.
Мотивация обучения: школа- первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты , посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины, бывают пропуски без уважительной причины. Способности к обучению: высокие, средние, низкие. Познавательный интерес: высокий, средний, низкий.
10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков , предпочитаемые виды труда: умственный, физический, спортивный. Участие в трудовых делах: самое активное, пассивное.
11.Получение дополнительного образования перечислить, если имеется.
План работы с одарёнными детьми МОУ СОШ № 9 г. Сердобска Пензенской области на 2014-2015 учебный год
№ |
Содержание работы |
Ответственные |
1 четверть |
||
1 |
Планирование и организация работы школьного научного общества «Одарённые дети» |
руководитель «Одарённые дети» |
2 |
Создание банка данных академически одаренных детей и детей с высокой и достаточной мотивацией к познанию мира |
учителя начальных классов, педагог-психолог |
3 |
Старт конкурса «Ученик года» для начальных классов |
Руководитель «Одарённые дети», учителя начальных классов |
4 |
Организационная работа объединения «Одаренные дети» (выбор тем проектно-исследовательской деятельности обучающихся) |
Руководитель «Одарённые дети», учителя начальных классов |
5 |
Старт интеллектуальных предметных марафонов: участие во всероссийских заочных конкурсах |
кураторы |
6 |
Оказание методической помощи классным руководителям по организации работы развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности |
Руководитель «Одарённые дети», педагог-психолог |
7 |
Индивидуальные консультации для одарённых детей |
Руководитель «Одарённые дети» |
8 |
Работа по выбранным темам проектно-исследовательской деятельности обучающихся |
Кураторы |
9 |
Подготовка и участие учащихся в районном конкурсе «Интеллектуальная карусель»(осенний тур) |
Руководитель «Одарённые дети», учителя начальных классов |
Проведение работы с родителями одарѐнных детей |
учителя начальных классов |
|
2 четверть |
||
10 |
Обсуждение итогов участия в районном конкурсе «Интеллектуальная карусель» |
Руководитель «Одарённые дети» |
11 |
Индивидуальные консультации для одарённых детей |
Руководитель «Одарённые дети» |
12 |
Участие обучающихся в Интернет — олимпиадах, конкурсах |
кураторы, руководитель «Одарённые дети» |
13 |
Проведение школьной научно-практической конференции для 1-4 классов |
руководитель «Одарённые дети», кураторы |
14 |
Участие в школьном конкурсе творческих работ (к Новому году) |
руководитель «Одарённые дети», учителя начальных классов, куратор |
15 |
Подготовка и участие учащихся в районном конкурсе «Интеллектуальная карусель» (зимний тур) |
Руководитель «Одарённые дети», учителя начальных классов |
3 четверть |
||
16 |
Пополнение банка данных одаренных детей и детей с высокой и достаточной мотивацией к познанию мира |
учителя начальных классов, педагог-психолог |
17 |
Подготовка и участие в работе районной научно-практической конференции «Я — исследователь» |
Заместитель директора, руководитель МО «Одарённые дети» |
18 |
Заседание совета кураторов по итогам участия в районной научно-практической конференции «Я- исследователь» |
Руководитель «Одарённые дети», кураторы |
19 |
Участие обучающихся в Интернет — олимпиадах, конкурсах |
кураторы, руководитель «Одарённые дети» |
20 |
Индивидуальные консультации для одарённых детей |
Руководитель «Одарённые дети» |
21 |
Подготовка и участие учащихся в районном конкурсе «Интеллектуальная карусель» (весенний тур) |
Руководитель «Одарённые дети», учителя начальных классов |
22 |
Концертная программа для родителей. |
Руководитель «Одарённые дети», учителя начальных классов |
4 четверть |
||
23 |
Подготовка и участие учащихся в районных предметных олимпиадах |
Руководитель «Одарённые дети», учителя начальных классов |
24 |
Анализ итогов участия в районном конкурсе «Интеллектуальная карусель» |
Руководитель «Одарённые дети» |
25 |
Участие обучающихся в Интернет — олимпиадах, конкурсах |
кураторы, руководитель «Одаренные дети» |
26 |
Поэтический конкурс «Весенняя капель» |
Руководитель «Одарённые дети», учителя начальных классов |
27 |
Итоги конкурса «Ученик года» для начальных классов |
Руководитель «Одарённые дети», учителя начальных классов |
28 |
Ярмарка-выставка творческих работ детей и родителей |
Руководитель «Одарённые дети», учителя начальных классов |
29 |
Анкетирование одарённых детей |
Руководитель «Одарённые дети» |
30 |
Расширение банка данных одаренных детей |
Руководитель «Одарённые дети», учителя начальных классов |
31 |
Проведение работы с родителями одарѐнных детей |
учителя начальных классов |
32 |
Анализ и обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми |
Руководитель «Одарённые дети» |
33 |
Планирование работы с одарёнными детьми на 2015-2016 учебный год |
Руководитель «Одарённые дети» |
34 |
Поездка в музей-усадьбу Тарханы. |
Руководитель «Одарённые дети», родители. |
План работы с одаренными учащимися 4 класса
на 2019 -2020 учебный год
учителя начальных классов Поздняковой Т.А.
Пояснительная записка.
Одаренность – это особенный уровень развития личных способностей, это, то свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности. Это может касаться как одной, так и нескольких сфер жизни, в которых одновременно может быть одарен человек. Яркую, редчайшую по своей выраженности одаренность, когда человек настолько значительно отличается от остальных в своих результатах деятельности, что совершает прорыв в интересующей его области или даже в нескольких – называют гениальностью. Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес, как в области науки, так и в обществе. Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Как выявить детскую одарённость? Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу», то есть наличии мотивации к определенной деятельности, интересу и удовольствию от нее, проявлении этой мотивации в деятельности, что является уже видимыми результатами способностей.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Характеристика одарённых детей.
Опережающее познавательное развитие:
— отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее;
— они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении;
— отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её;
— одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова;
— наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ;
— некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс, в чтении;
— они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи;
— характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность:
— одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание;
— они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим;
— живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей;
— они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки;
— им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты;
— порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих;
— эгоцентризм, как и у обычных детей;
— нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
Физические характеристики:
— одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного;
— их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность;
— зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Цели:
-
выявление одаренных детей;
-
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
-
расширение возможностей развития индивидуальных способностей,
-
улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
-
развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Задачи:
-
выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
-
формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
-
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
-
создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально- физического и интеллектуального развития;
-
стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
-
развитие творческого и логического мышления учащихся;
-
развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.
Принципы работы:
-
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
-
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Направления деятельности:
-
— организация и проведение, как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
-
— подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
-
— проведение массовых мероприятий внутри объединения;
-
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Методы и формы работы.
Урочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности:
— проблемно-развивающее обучение,
— проектно-исследовательская деятельность,
— игровые технологии (деловые игры и путешествия),
— информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
— творческие и нестандартные задания.
Внеурочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности:
— предметные недели,
— олимпиады и конкурсы по предметам.
Аспекты, которыми следует руководствоваться при выборе форм и методов:
— видом одарённости;
— возрастом ребёнка;
— социальным статусом семьи ребёнка;
— уровнем одарённости;
— активностью самого ребёнка;
— профессиональной подготовкой педагога.
План работы с одаренными учащимися в 4 классе
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
1 |
1.Организация внеурочной деятельности с учѐтом способностей, склонностей и интересов учащихся. Вовлечение в проектную деятельность. 2. Участие в школьном этапе в олимпиаде по математике. |
сентябрь |
2 |
1.Подготовка к олимпиаде по математике, информатике. 2. Подготовка к игре-конкурсу «Кит». |
октябрь – ноябрь |
3 |
1.Участие в предметной неделе по математике начальных классов. |
ноябрь – декабрь |
4 |
1.Подготовка к игре-конкурсу «Кенгуру» 2. Подготовка и участие в общешкольных конкурсах. |
декабрь январь – февраль |
5 |
Работа с задачами и заданиями по математике. |
октябрь – ноябрь – декабрь – январь – февраль – март – апрель |
6 |
Создание методического банка по работе с одарѐнными учащимися и их родителями. |
|
май |
Календарно-тематическое планирование занятий
на 2019-1920 учебный год
№ п/п |
Тема занятия |
Фактическая дата занятия |
1. |
Нумерация многозначных чисел. |
|
2. |
Числовые ребусы с многозначными числами. |
|
3-4. |
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. |
|
5. |
Логические задачи. |
|
6. |
Задачи, связанные с величинами. |
|
7. |
Задачи, решаемые с помощью графов. |
|
8. |
Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. |
|
9. |
Задачи с не достающими данными. |
|
10-11. |
Решение уравнений. |
|
12-13. |
Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру». |
|
14. |
Задачи геометрического содержания. |
|
15. |
Комбинаторные задачи. |
|
16. |
Задачи на уравнивание данных (дано целое и разность). |
|
17-18. |
Задачи на равные части (дано целое и кратность). |
|
19. |
Логические задачи. Задачи на планирование действий. |
|
20. |
Занимательные задания с римскими цифрами. |
|
21-22. |
Задачи геометрического содержания. |
|
23-24. |
Числовые ребусы. Головоломки. |
|
25. |
Задачи — шутки. |
|
26. |
Моделирование объемных фигур (квадрат). |
|
27-28 |
Задачи и задания |
|
29- 30. |
||
Запись решения в виде |
||
31-32. |
Заполнение числового кроссворда (судоку) |
|
33. |
Итоги проделанной работы. |
Список одаренных детей 4 класса
№ п/п |
Ф.И. учащегося |
Класс |
1. |
||
2. |
||
3. |
||
4. |
Расписание дополнительных занятий.
№ |
Предмет |
День недели |
Время |
1 |
Математика |
понедельник |