Как составить план работы с одаренными детьми в начальной школе

План работы с одаренными детьми

в начальной школе

Обоснование необходимости программы

         Одаренные дети в любом обществе должны рассматриваться как национальное достояние. На современном этапе развития нашего общества внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, их поддержка, развитие и социализация – одно из важнейших направлений  работы школы.

Пояснительная записка

           Проблема раннего выявления и обучения одаренных детей — самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный  и экономический потенциал города, области и государства в целом.

          Под  одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми.

          Одаренный   ребенок   —   это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда  выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

          Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Познавательная потребность — прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: потребность в впечатлениях, любознательность, целенаправленная познавательная деятельность. Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Каждый одаренный — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе. Именно учреждения дополнительного образования могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для воспитанников, но и для педагога. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.

Цель: поддержка, развитие и социализация одаренных обучающихся

Задачи:

— Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.

— Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации.

— Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников  в российских, международных конференциях, творческих  конкурсах, выставках, олимпиадах.

Принципы педагогической деятельности

  принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для

     развития личности;

  принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном

     участии учителя;    

  принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг,

     помощи, наставничества.

Формы работы с одаренными обучающимися

— групповые занятия с сильными учениками

— кружки по интересам

— занятия исследовательской деятельностью

— конкурсы

— научно-практическая конференция

— участие в олимпиадах

План работы

                           мероприятия

   сроки

   ответственные

1

Создание и пополнение банка данных по одаренным детям

сентябрь

руководитель творческой группы

2

Психологическое и методическое сопровождение педагогов, осуществляющих патронаж одаренных и способных детей

в течение года

педагоги-психологи

3

Привлечение родителей к участию в мероприятиях, направленных на развитие детской одаренности

в течение года

классные руководители

4

Проведение тематических периодов

в соответ. с планом работы нач. школы

классные руководители

5

Конференция «Я-исследователь».

Защита исследовательских работ и творческих проектов

апрель

классные руководители

6

Организационные мероприятия по различным направлениям работы с одаренными детьми

6.1

Интеллектуальное развитие детей

— участие во всероссийских конкурсах:

«Родное слово»,

«Русский медвежонок»,

«Кенгуру»,

«ЧИП»,

 «КИТ»,

«Золотое руно»,

«Британский бульдог»

— организация внеурочной деятельности:

кружки «Полезная информатика»

              «Занимательная информатика»

              «Веселый английский»

              «Шахматы»

              «Я-исследователь»

по плану

классные руководители

Роганов Ю.В.

Чеченева Т.В.

Аксаментова И.С.

Кириловская Е.С.

6.2

Развитие творческих способностей детей

— конкурсы рисунков,

— конкурс юных чтецов,

— выставки творческих работ,

— «Радуга чудес»,

— «Маленькая страна»

по плану

классные руководители, учителя-предметники

6.3

Развитие спортивных способностей

— спартакиада,

— спортивная игра «Зарница»

— малые спортивные игры (2кл.)

по плану

классные руководители, учителя физкультуры

7

Участие в социальных проектах, акциях

в течение года

классные руководители

8

Оценивание достижений обучающихся через «портфолио»

дважды в год (январь, май)

классные руководители

9

Стимулирование одаренных детей:

— функционирование доски почета «Золотая десятка»,

— вручение грамот за призовые места, сертификатов за участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах,

— проведение традиционных линеек с целью с целью повышения мотивации к занятиям творчеством, спортом

по плану

руководитель МО,

классные руководители

Ожидаемый результат

      Данная программа позволит сформировать систему работы с одарёнными детьми,  в полной мере развить их интеллектуальные и творческие способности с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.

Муниципальное
автономное учреждение

«Хамнейская
средняя общеобразовательная школа»

План
работы с одаренными детьми в начальной школе

                                      
                        Составила: Т.С. Тубшинова,  учитель начальных классов

                                                                             
2021-2022

  Цель Развитие
интеллектуального и творческого потенциала школьников

Задачи работы с
одарёнными детьми в следующем:

1. формирование
устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;

2. овладение 
исследовательской деятельностью;

3. формирование основ теоретического мышления;

5. развитие
самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности

      Реализация этих задач возможна в условиях целостности
образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной
деятельности.

 

Ожидаемые результаты.

1. Увеличение числа детей с
интеллектуальной и творческой одарённостью.

2. Создание системы работы с одаренными
детьми.

3. Разработка и апробация новых образовательных программ для работы с одаренными детьми.

4. Совершенствование системы работы с
одарёнными детьми.

5. Выявление проблем по
различным аспектам работы с одаренными детьми.

Основные направления
работы:

1.      Выявление одарённых детей по
разным направлениям.

2.      Корректировка программ и
тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий
повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

3.      Организация индивидуальной
работы с одарёнными детьми.

4.      Подготовка учащихся к
олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.

5.      Консультирование родителей
одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

Формы работы с одаренными учащимися:

·        творческие
мастерские;

·        групповые
занятия с сильными учащимися;

·        внеурочная
деятельность;

·        кружки
по интересам;

·        занятия
исследовательской деятельностью;

·        конкурсы;

·        интеллектуальный
марафон;

·        участие
в олимпиадах;

·        работа
по индивидуальным планам;

·        сотрудничество
с другими школами.

         исследовательская
деятельность. 

План работы

Содержание работы

Сроки

Результат

1

Изучение нормативных документов по
организации работы с одарёнными детьми

Сентябрь

Изучение и реализация

2

Составление списков мотивированных
учащихся

Сентябрь

Списки

3

Изучение интересов и склонностей
обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной,
творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные
беседы Формирование списка одаренных детей.

Сентябрь

Октябрь

4

Планирование работы

Октябрь

План

5

Еженедельные  индивидуальные и
групповые занятия

в течение  учебного года.

6

Дополнительные занятия с одаренными
детьми во внеурочной деятельности.

в течение  учебного года

7

На уроках включать разноуровневые
задания, повышенной сложности

в течение  учебного года

8

Вовлечение в активную внеклассную
творческую работу. Создание портфолио ученика.

в течение  учебного года

9

Привлекать детей к проектной
деятельности.

в течение  учебного года

10

Вовлекать одаренных детей в
творческий процесс на уроках и во внеклассной деятельности.

в течение  учебного года

11

Участие в конкурсах творческих
работ

в течение  учебного года

Участие

12

Участие во всероссийских и
региональных  конкурсах: и олимпиадах:

·        Дистанционные
олимпиады

в течение  учебного года

Сертификаты, дипломы, грамоты

13

Анализ критических замечаний и
предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

в течение  учебного года

Анализ работы

14

Оформление портфолио всех
школьников.

в течение  учебного года

Заполненное и оформленное портфолио
обучающихся

15

Подведение итогов за 2021-2022
учебный год. Задачи на следующий год.

Май

Анализ работы

                                               
Организация исследовательской работы

1
класс

Подготовительный
этап:

·        
Формирование
навыков научной организации труда.

·        
Вовлечение
в активные формы познавательной деятельности.

·        
Формирование
познавательного интереса.

·        
Выявление
способных учащихся

Формы:

Урок.

Внеклассная
работа.

Школьные
олимпиады.

Районные
олимпиады.

НПК
районные

2
класс

Творческий
этап:

·        
Совершенствование
навыков научной организации труда.

·        
Формирование
познавательного интереса.

·        
Творческое
развитие учащихся.

·        
Индивидуальная
работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная
работа.

Предметные
недели.

Школьные
олимпиады.

Районные
олимпиады.

НПК
районные

3
класс

Развивающий
этап:

·        
Совершенствование
навыков научной организации труда.

·        
Развитие
и расширение познавательных интересов учащихся.

·        
Формирование
исследовательских навыков.

·        
Развитие
информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная
работа.

Предметные
недели.

Олимпиады.

Индивидуальная
работа по разработке проектов и выполнению рефератов.

 НПК
районные

3-4
классы

Исследовательский
этап:

·        
Совершенствование
исследовательских навыков.

·        
Совершенствование
информационной культуры учащихся.

·        
Самостоятельное
применение учащимися знаний умений и навыков.

Формы:

Урок.

Внеклассная
работа.

Предметные
недели.

Олимпиады.

Индивидуальная
работа по разработке проектов,  выполнению рефератов и исследовательских
работ.

  На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, -актуальнейшая задача школы.

При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.

Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому Абдурахманова Мадина Абдурахмановна в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:

  • не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;

  • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;

  • формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;

  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии из способностей;

  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Задачи программы:

  • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;

  • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);

  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;

  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;

  • развитие творческого и логического мышления учащихся;

  • развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

2. Описание модели работы с одаренными детьми

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

    • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

— внедрение передовых образовательных технологий;

— укрепление материально-технической базы;

— нормативно-правовое обеспечение деятельности;

— формирование банков данных по проблеме одарённости.

    • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

— повышение профессионального мастерства педагогов;

— организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

— научно-методическое и информационное обеспечение программы.

    • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, соревнования, выставки).

 План работы с одарёнными детьми.

Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

в течение года

Абдурахманова М.А.

2.

Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.

в течение года

Абдурахманова М.А.

3.

Создание банка данных по одарённым детям.

сентябрь, январь

Абдурахманова М.А.

4.

Проведение работы с родителями одарённых детей.

в течение года

Учителя начальных классов,

5.

Проведение учёбы по изучению опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми.

в течение года

6.

Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.

в течение года

Учителя начальных классов

7.

Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 3-4 классов.

ноябрь, декабрь

учителя начальных классов

8.

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок»

в течение года

Учителя начальных классов

9.

Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

январь-апрель

10.

Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

в течение года

Библиотекарь

Главные принципы реализации программы.

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

  • Гуманизм в межличностных отношениях.

  • Научность и интегративность.

  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

  • Применение принципов развивающего обучения.

  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Основные направления и содержание деятельности.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

— интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

— задания с отсроченным вопросом,

— интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; — задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

— решение частично-поисковых задач разного уровня,

— творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

— организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

— подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

— проведение массовых мероприятий внутри объединения;

— обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • объединения дополнительного образования;

  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

  • факультативы;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы и конференции;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в олимпиадах.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;

  • повышать профессиональное мастерство;

  • посещать занятия других педагогов;

  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;

  • проводить открытые занятия;

  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Умники и умницы”, а именно:3 кл. — КВН по русскому языку.

Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

4 кл. Интеллектуальный марафон.

Семейная игра “Кто хочет стать миллионером”.

Лекция “Развитие личности ребенка”. Общественный смотр знаний.

3. Результаты реализации Программы

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;

  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;

  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.

Мониторинг результативности работы с учащимися

  • педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

  • изучение структуры интеллекта;

  • отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);

  • отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);

  • отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

Прогнозируемые результаты:

— совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

— призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

— развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

— развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

  • определять учебную задачу;

  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • владеть своим вниманием;

  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;

  • самостоятельно мыслить и творчески работать;

  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Работа с одаренными детьми

Руководитель: Романчикова Ольга Михайловна.

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, —

он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

Лев Толстой

Цель: выявление одарѐнных детей и создание условий для их оптимального развития. Самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Задачи:

предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых учащихся, умственное, эмоциональное, социальное различие учащихся

-удовлетворять потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);

— помочь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

Результаты по формированию УУД.

Личностные УУД.

Сформированные УУД:

Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России. Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.

Умения:

Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;

Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.

Стремление к самосовершенствованию;

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные УУД.

Сформированные УУД:

Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.

Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты). Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.

Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.

Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.

Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.

Понимать значение работы над устранением ошибок.

Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.

Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.

Различать способ и результат действия.

Познавательные УУД.

Сформированные УУД:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).

Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.

Грамотное построение устной и письменной речи.

Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.

Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.

Самостоятельно создавать алгоритм действий.

Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.

Устанавливать аналогии.

Владеть общим рядом приемом решения задач.

Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.

Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.

Использовать разные географические средства.

Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Коммуникативные УУД.

Сформированные УУД:

Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Уметь формулировать свое мнение и позицию Высказываться, убеждать, доказывать, уступать.

С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.

Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.

Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.

Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

Составлять внутренний план действий.

Формы работы с одаренными учащимися.

— творческие мастерские;

— групповые занятия

— кружки по интересам;

— конкурсы;

— интеллектуальный марафон;

— участие в олимпиадах;

— работа по индивидуальным планам;

— научно-исследовательские конференции.

Карта одарённого учащегося

1.Фамилия, имя, отчество учащегося:

2.Состав семьи, ее структура: полная, неполная, многодетная.

3. Жилищно-бытовые условия:

4.Взаимоотношения в семье: (доверительные, основанные на взаимопонимании, тѐплые).

Наличие отклонений от норм поведения в семье: наблюдались/не наблюдались.

5.Культурный уровень семьи: высокий, средний.

6.Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребѐнка как в школе так и дома.

7. Характер ребенка: перечислить качества личности: положительные…

8. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом, является лидером, интроверт, аутсайдер.

9.Учебная деятельность: успеваемость: имеет положительные отметки по всем предметам, есть отрицательные отметки по некоторым предметам, отсутствуют положительные отметки по предметам.

Мотивация обучения: школа- первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты , посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины, бывают пропуски без уважительной причины. Способности к обучению: высокие, средние, низкие. Познавательный интерес: высокий, средний, низкий.

10.Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков , предпочитаемые виды труда: умственный, физический, спортивный. Участие в трудовых делах: самое активное, пассивное.

11.Получение дополнительного образования перечислить, если имеется.

План работы с одарёнными детьми МОУ СОШ № 9 г. Сердобска Пензенской области на 2014-2015 учебный год 

Содержание работы

Ответственные

1 четверть

1

Планирование и организация работы школьного научного общества «Одарённые дети»

руководитель «Одарённые дети»

2

Создание банка данных академически одаренных детей и детей с высокой и достаточной мотивацией к познанию мира

учителя начальных классов, педагог-психолог

3

Старт конкурса «Ученик года» для начальных классов

Руководитель

«Одарённые дети», учителя начальных классов

4

Организационная работа  объединения «Одаренные дети» (выбор тем проектно-исследовательской деятельности обучающихся)

Руководитель

«Одарённые дети», учителя начальных классов

5

Старт интеллектуальных предметных марафонов: участие во всероссийских заочных конкурсах

кураторы

6

Оказание методической помощи классным руководителям по организации работы развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности

Руководитель «Одарённые дети», педагог-психолог

7

Индивидуальные консультации для одарённых детей

Руководитель «Одарённые дети»

8

Работа по выбранным темам проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Кураторы

9

Подготовка и участие учащихся в районном конкурсе «Интеллектуальная карусель»(осенний тур)

Руководитель

«Одарённые дети», учителя начальных классов

Проведение работы с родителями одарѐнных детей

учителя начальных классов

2 четверть

10

Обсуждение итогов участия в районном конкурсе «Интеллектуальная карусель»

Руководитель «Одарённые дети»

11

Индивидуальные консультации для одарённых детей

Руководитель «Одарённые дети»

12

Участие обучающихся в Интернет — олимпиадах, конкурсах

кураторы, руководитель «Одарённые дети»

13

Проведение  школьной научно-практической конференции для 1-4 классов

руководитель «Одарённые дети», кураторы

14

Участие в школьном конкурсе творческих работ (к Новому году)

руководитель «Одарённые дети», учителя начальных классов, куратор

15

Подготовка и участие учащихся в районном конкурсе «Интеллектуальная карусель» (зимний тур)

Руководитель

«Одарённые дети», учителя начальных классов

3 четверть

16

Пополнение банка данных одаренных детей и детей с высокой и достаточной мотивацией к познанию мира

учителя начальных классов, педагог-психолог

17

Подготовка и участие в работе районной научно-практической конференции «Я — исследователь»

Заместитель директора, руководитель МО «Одарённые дети»

18

Заседание совета кураторов по итогам участия в районной научно-практической конференции «Я- исследователь»

Руководитель «Одарённые дети», кураторы

19

Участие обучающихся в Интернет — олимпиадах, конкурсах

кураторы, руководитель «Одарённые дети»

20

Индивидуальные консультации для одарённых детей

Руководитель «Одарённые дети»

21

Подготовка и участие учащихся в районном конкурсе «Интеллектуальная карусель» (весенний тур)

Руководитель

«Одарённые дети», учителя начальных классов

22

Концертная программа для родителей.

Руководитель

«Одарённые дети», учителя начальных классов

4 четверть

23

Подготовка и участие учащихся в районных предметных олимпиадах

Руководитель

«Одарённые дети», учителя начальных классов

24

Анализ итогов участия в районном конкурсе «Интеллектуальная карусель»

Руководитель «Одарённые дети»

25

Участие обучающихся в Интернет — олимпиадах, конкурсах

кураторы, руководитель «Одаренные дети»

26

Поэтический конкурс «Весенняя капель»

Руководитель

«Одарённые дети», учителя начальных классов

27

Итоги конкурса «Ученик года» для начальных классов

Руководитель

«Одарённые дети», учителя начальных классов

28

Ярмарка-выставка творческих работ детей и родителей

Руководитель

«Одарённые дети», учителя начальных классов

29

Анкетирование одарённых детей

Руководитель «Одарённые дети»

30

Расширение банка данных одаренных детей

Руководитель

«Одарённые дети», учителя начальных классов

31

Проведение работы с родителями одарѐнных детей

учителя начальных классов

32

Анализ и обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми

Руководитель «Одарённые дети»

33

Планирование работы с одарёнными детьми на 2015-2016 учебный год

Руководитель «Одарённые дети»

34

Поездка в музей-усадьбу Тарханы.

Руководитель «Одарённые дети», родители.

План работы с одаренными учащимися 4 класса

на 2019 -2020 учебный год

учителя начальных классов Поздняковой Т.А.

Пояснительная записка.

Одаренность – это особенный уровень развития личных способностей, это, то свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности. Это может касаться как одной, так и нескольких сфер жизни, в которых одновременно может быть одарен человек. Яркую, редчайшую по своей выраженности одаренность, когда человек настолько значительно отличается от остальных в своих результатах деятельности, что совершает прорыв в интересующей его области или даже в нескольких – называют гениальностью. Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес, как в области науки, так и в обществе. Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

Как выявить детскую одарённость? Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу», то есть наличии мотивации к определенной деятельности, интересу и удовольствию от нее, проявлении этой мотивации в деятельности, что является уже видимыми результатами способностей.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Характеристика одарённых детей.

Опережающее познавательное развитие:

— отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее;

— они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении;

— отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её;

— одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова;

— наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ;

— некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс, в чтении;

— они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи;

— характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность:

— одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание;

— они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим;

— живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей;

— они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки;

— им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты;

— порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих;

— эгоцентризм, как и у обычных детей;

— нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

Физические характеристики:

— одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного;

— их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность;

— зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Цели:

  • выявление одаренных детей;

  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

  • расширение возможностей развития индивидуальных способностей,

  • улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Задачи:

  • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;

  • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);

  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально- физического и интеллектуального развития;

  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;

  • развитие творческого и логического мышления учащихся;

  • развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

Принципы работы:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Направления деятельности:

  • — организация и проведение, как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

  • — подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

  • — проведение массовых мероприятий внутри объединения;

  • - обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Методы и формы работы.

Урочная деятельностьК ней относятся следующие виды деятельности:

— проблемно-развивающее обучение,

— проектно-исследовательская деятельность,

— игровые технологии (деловые игры и путешествия),

— информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

— творческие и нестандартные задания.

Внеурочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности:

— предметные недели,

— олимпиады и конкурсы по предметам.

Аспекты, которыми следует руководствоваться при выборе форм и методов:

— видом одарённости;

— возрастом ребёнка;

— социальным статусом семьи ребёнка;

— уровнем одарённости;

— активностью самого ребёнка;

— профессиональной подготовкой педагога.

План работы с одаренными учащимися в 4 классе

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1

1.Организация внеурочной деятельности с учѐтом способностей, склонностей и интересов учащихся. Вовлечение в проектную деятельность.

2. Участие в школьном этапе в олимпиаде по математике.

сентябрь

2

1.Подготовка к олимпиаде по математике, информатике.

2. Подготовка к игре-конкурсу «Кит».

октябрь – ноябрь

3

1.Участие в предметной неделе по математике начальных классов.

ноябрь – декабрь

4

1.Подготовка к игре-конкурсу «Кенгуру»

2. Подготовка и участие в общешкольных конкурсах.

декабрь

январь – февраль

5

Работа с задачами и заданиями по математике.

октябрь – ноябрь –

декабрь – январь – февраль – март –

апрель

6

Создание методического банка по работе с одарѐнными учащимися и их родителями.

май

Календарно-тематическое планирование занятий

на 2019-1920 учебный год

№ п/п

Тема занятия

Фактическая

дата занятия

1.

Нумерация многозначных чисел.

2.

Числовые ребусы с многозначными числами.

3-4.

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

5.

Логические задачи.

6.

Задачи, связанные с величинами.

7.

Задачи, решаемые с помощью графов.

8.

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

9.

Задачи с не достающими данными.

10-11.

Решение уравнений.

12-13.

Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру».

14.

Задачи геометрического содержания.

15.

Комбинаторные задачи.

16.

Задачи на уравнивание данных (дано целое и разность).

17-18.

Задачи на равные части (дано целое и кратность).

19.

Логические задачи. Задачи на планирование действий.

20.

Занимательные задания с римскими цифрами.

21-22.

Задачи геометрического содержания.

23-24.

Числовые ребусы. Головоломки.

25.

Задачи — шутки.

26.

Моделирование объемных фигур (квадрат).

27-28

Задачи и задания
по проверке готовых решений, в том числе неверных.

29-

30.

Запись решения в виде
таблицы.

31-32.

Заполнение числового кроссворда (судоку)

33.

Итоги проделанной работы.

Список одаренных детей 4 класса

№ п/п

Ф.И. учащегося

Класс

1.

2.

3.

4.

Расписание дополнительных занятий.

Предмет

День недели

Время

1

Математика

понедельник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу на аутсорсе
  • Как найти медиану ряда чисел пример
  • Как составить руностав правильно
  • Таблица успеваемости учеников как составить
  • Как составить перспективный план логопедической работы