Как составить план работы с осужденными

Технология составления плана социальной работы в иу.

1. Сбор информации.
Диагностика и выявление имеющихся
социальных проблем.

2. Анализ
(количественный и качественный) имеющихся
социальных проблем. Выявление и
ранжирование проблем по различным
критериям.

3. Целеполагание
— определение важных целей, которых
необходимо достичь в связи с
предполагающейся социальной работой
на предстоящий период. Прогнозирование
будущего изменения явлений и процессов,
оказывающих воздействие на социальную
работу в ИУ.

4. Постановка задач
— формулирование социальных мероприятий,
направленных на достижение поставленных
целей. Установление различной степени
важности социальных задач, которые
должны быть выполнены. Точное определение
средств, с помощью которых эти задачи
будут реализовываться. Графическое
либо текстовое оформление плана.

5. Задействование
для проведения социальных мероприятий
как можно большего числа различных
специалистов, непосредственно работающих
в ИУ.

6. Привлечение для
проведения социальных мероприятий
специалистов, не являющихся сотрудниками
данного ИУ.

Технология социальной работы в уи.

I. Анализ социальных
проблем, результатов социальной работы
с осужденными.

В данном разделе
дается количественный и качественный
анализ проблем тех категорий осужденных,
которые нуждаются в социальной помощи
и с которыми необходимо проводить
социальную работу. Учитываются основные
показатели социального паспорта
осужденных ИУ и результатов проведения
социальной работы за истекший период.

На основании
актуализации отдельным проблем происходит
постановка задач, которых должно быть
небольшое количество (2-3), так как решение
именно этих задач должно отражаться в
мероприятиях данною плана.

II. Социальная
работа с осужденными и ИК (ресоциализация
и социальная

адаптация)

1. Социальная работа
с вновь прибывшими осужденными в
карантинном помещении; диагностика
социальных проблем осужденных:

выявление лиц,
нуждающихся в проведении с ними социальной
работы и постановка их на специальный
социальный картотечной, журнальный
либо компьютерный учет для последующей
работы с ними; распределение их по
категориям и срочности оказания
социальной помощи.

2. Социальная помощь
и поддержка особенно нуждающихся в этом
категорий

осужденных:

инвалидов,
престарелых, пенсионеров;

лиц, переведенных
из воспитательных колонии,

беременных женщин
и женщин, имеющих малолетних детей;

лиц, больных
неизлечимыми и трудноизлечимыми
заболеваниями;

лиц, не имеющих
до осуждения определенного места
жительства и занятий;

лиц, утративших
родственные связи;

лиц, страдающих
алкогольной и наркотической зависимостью;

лиц, не обеспеченных
в ИУ оплачиваемой работой.

3. Социальная работа
с осужденными группы риска:

лицами, склонными
к суициду и другим видам проявления
аутоагрессии (членовредительству);

притесняемыми
осужденными;

лицами, склонными
к совершению побегов и других преступлений;

лицами, находящимися
в риске попадания в трудную жизненную

ситуацию
в настоящее время либо позднее в случае
нерешения срочным

образом у него
имеющейся или возникшей социальной
проблемы.

4. Профессиональное
обучение осужденных, не имеющих
специальности:

индивидуальное,
бригадное, курсовое обучение по месту
работы;

обучение профессии
в профессиональном училище;

дистанционное
обучение.

5. Привлечение
осужденных к оплачиваемому и неоплачиваемому
труду (трудовая

адаптация):

6. Содействие
осужденным в получении образования:

вовлечение в
обучение осужденных, подлежащих
обязательному общему образованию;

создание условий
и вовлечение осужденных в обучение для
получения среднего образования;

участие в организации
и создании условий для получения
осужденными образования дистанционным
методом в колледжах и вузах.

7. Работа по
пенсионному обеспечению осужденных и
проведению государственного пенсионного
страхования (персонифицированному
учету): мероприятия, связанные с
оформлением осужденным пенсий по
инвалидности, трудовых пенсий по

возрасту
и социальных пенсий по старости, а также
поочередное (может быть группами)
оформлению осужденным государственного
пенсионного страхования (персонифицированный
учет).

8. Социально-правовая
защита осужденных:

индивидуальное
консультирование осужденных по
социальным, правовым и другим вопросам;

оказание помощи
в обращении с заявлениями в различные
государственные и общественные структуры
по индивидуальным проблемам осужденных;

9. Проведение
групповых и массовых социальных
мероприятий в ИК:

рекомендуется
проводить не менее 1-2 мероприятий в
месяц в масштабе

колонии либо
нескольких отрядов. Это могут быть
лекции, беседы, диспуты, викторины,
тематические вечера, обсуждения
каких-либо вопросов по заданной теме и
т. д.

10. Организация
работы секции социальной помощи
осужденных:

необходимо
планировать те мероприятия, которые
будут проводить не

осужденные из
названной секции, а сотрудники социальной
службы с

лицами, входящими в секцию.

11. Наглядная
агитация в социальной работе с осужденными:

наглядное оформление
информации с целью доведения ее до
основной

массы осужденных.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

УДК :343.81+365

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОТКРЫТОГО ТИПА

магистр юрид. наук Д. А. ПАВЛЕНКО (Академия МВД Республики Беларусь)

Планирование воспитательной работы с осужденными — одна из основных функций администрации исправительного учреждения открытого типа, состоящая в определении воспитательных мероприятий, реализация которых наиболее оптимальна для достижения задач воспитательной работы с осужденными в конкретном планируемом периоде. Планирование является фундаментом воспитательной работы с осужденными. Пути оптимизации планирования воспитательной работы с осужденными видятся в четком формулировании общих требований к порядку организации планирования и содержанию организационно-плановых документов с учетом положений нормативных правовых и правых актов, научно-методических разработок и эффективных наработок в практической деятельности по осуществлению воспитательного воздействия на осужденных в исправительных учреждениях открытого типа.

Введение. Значимость планирования в организации воспитательной работы с осужденными (далее -воспитательная работа) следует из самого ее определения, приведенного в ч. 1 ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее — УИК). Так, воспитательная работа — это планомерная деятельность работников исправительных учреждений, представителей государственных и общественных организаций, направленная на формирование и укрепление у осужденных стремления к занятию общественно полезной деятельностью, добросовестному отношению к труду, соблюдению требований законодательства и принятых в обществе правил поведения, на повышение их культурного уровня. Согласно положениям ч. 2 ст. 104 УИК вышеназванные цели достигаются посредством проведения воспитательных мероприятий. Следовательно, планирование воспитательной работы заключается в определении воспитательных мероприятий, реализация которых наиболее оптимальна для достижения задач воспитательной работы в конкретном планируемом периоде. Планирование придает повседневной практической деятельности работников исправительного учреждения открытого типа (далее — ИУОТ) целенаправленный, конкретный характер и позволяет сосредоточить основные усилия на наиболее актуальных проблемах достижения задач воспитательной работы. Ошибки в планировании приводят к снижению эффективности воспитательных мероприятий и, как следствие, препятствуют достижению задач воспитательной работы, поэтому оптимизация планирования воспитательной работы, безусловно, является одним из путей повышения ее эффективности.

Основная часть. Еще в конце семидесятых годов ХХ в. планирование воспитательной работы рассматривалось как одно из наиболее важных звеньев ее научной организации [2, с. 1]. При этом выдвигался тезис о том, что эффективность воспитательного процесса можно достичь только при условии его комплексного планирования, обеспечивающего тесное единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания [3].

Данный подход прочно вошел в практику исполнения уголовно-правовой меры воздействия в виде условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, предусмотренной советским исправительно-трудовым законодательством, действовавшим на территории независимого белорусского государства до вступления в законную силу УИК Республики Беларусь 1999 г. В деятельности органов, исполняющих вышеуказанную уголовно-правовую меру воздействия, «прочно утверждалось комплексное планирование воспитательной работы с осужденными» [4, с. 4]. В советский период был наработан значительный опыт организации и проведения воспитательной работы с содержащимися в специальных комендатурах лицами, условно осужденными к лишению свободы с обязательным привлечением к труду (далее — условно осужденные). Так, комплексные планы воспитательной работы с условно осужденными составлялись на уровне министерств внутренних дел союзных республик, областных управлений внутренних дел и специальных комендатур. При этом планы министерств и областных управлений внутренних дел содержали общие формы и тематику воспитательных мероприятий, обеспечивали участие в воспитательной работе с условно осужденными представителей общественных и государственных структур, составляя тем самым основу для планирования воспитательной работы в каждой отдельно взятой специальной комендатуре. При этом планы специальных комендатур были четко структурированы и содержали следующие разделы: организационно-методическая работа (проведение собраний, занятий, лекций, семинаров и т.п.); идейно-политическое воспитание и агитационно-пропагандистская работа; трудовое воспитание; развитие социалистического соревнования; правовое воспитание; нравственное, эстетическое и атеистическое воспитание; физическое воспитание и физкультурно-спортивная работа; индивидуально -воспитательная работа; руководство самодеятельными организациями осужденных; общеобразовательное

и профессионально-техническое обучение; участие общественности в работе по исправлению и перевоспитанию осужденных [4, с. 5]. Типовые положения о проведении (порядок проведения) конкурсных и иных значимых мероприятий воспитательного характера среди условно осужденных также разрабатывались на уровне министерств и областных управлений внутренних дел, а затем адаптировались применительно к конкретной специальной комендатуре. Это способствовало формированию единообразной практики организации и проведения воспитательной работы с условно осужденными в пределах республики либо области.

В 2013-2015 гг. описанный выше опыт планирования воспитательного воздействия на условно осужденных был взят за основу при реформировании порядка организации и проведения воспитательной работы с осужденными к ограничению свободы с направлением в ИУОТ, которое «сходно с ранее действовавшей уголовно-правовой мерой воздействия — условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду» [5, с. 108].

Выработанный в советский период комплексный подход к планированию воспитательной работы был закреплен в положениях Инструкции о порядке организации и проведения воспитательной работы с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы с направлением в ИУОТ, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 21.05.2014 № 179 (далее — Инструкция по ВР). Данная инструкция стала первым, начиная с 1999 г., отдельным правовым актом, подробно регламентирующим порядок организации и проведения воспитательной работы с осужденными в ИУОТ. Приятие Инструкции по ВР имело важное значение в целом для совершенствования практики исполнения наказания в виде ограничения свободы с направлением в ИУОТ, т.к. «именно воспитательная работа является специально организованной деятельностью воспитателей, сотрудников, администрации, прямо направленной на достижение цели исправления и обеспечивает сопровождение других средств исправления» [7, с. 120].

На протяжении 2014 г. Департаментом исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — Департамент) было апробировано квартальное планирование наиболее значимых воспитательных мероприятий для всех ИУОТ республики, а также разработаны типовые положения о проведении среди осужденных круглогодичной спартакиады, конкурсе стенной печати и т.п. В результате, к концу 2014 г. Департаментом разработан Комплексный план организации воспитательной работы с осужденными в ИУОТ на 2015 г. (далее — Комплексный план), предусматривающий «обязательный минимум» воспитательных мероприятий и мероприятий организационно-методического характера, предусмотренных Инструкцией по ВР и некоторыми другими правовыми актами Департамента.

Итак, в настоящее время, организационно-правовую основу планирования воспитательной работы составляют нормы статей 104-108, 116 УИК, Инструкция по ВР и иные правовые акты Департамента, дополняющие положения указной инструкции в части проведения мероприятий организационного и методического характера.

Инструкцией по ВР предусмотрен перечень и периодичность проведения воспитательных мероприятий, составляющих «обязательный минимум» для реализации требований УИК по оказанию воспитательного воздействия на осужденных к ограничению свободы с направлением в ИУОТ (далее — осужденные).

Указанные мероприятия назначаются к исполнению посредством составления предусмотренных п. 49 Инструкции по ВР организационно-плановых документов по воспитательной работе с осужденными в ИУОТ (далее — организационно-плановые документы):

— раздел плана основных мероприятий ИУОТ на полугодие «Организация исправительного процесса» (далее — раздел «Организация исправительного процесса»);

— план воспитательных мероприятий на выходные дни (далее — план выходного дня);

— план воспитательных мероприятий отряда на месяц.

Инструкция по ВР устанавливает лишь общий порядок планирования и организационные формы проведения воспитательных мероприятий, содержание которого составляют научно-методические разработки и положительный опыт практической деятельности по осуществлению воспитательного воздействия на осужденных, применяемых в различных вариациях на основе анализа социально-криминологических и психолого-педагогических характеристик содержащихся в ИУОТ осужденных, обстановки в учреждении в целом и иных объективных факторов.

Таким образом, работникам ИУОТ предоставлена значительная степень свободы в определении содержания планируемых воспитательных мероприятий, раскрытия при этом своего творческого потенциала. Это вполне оправдано, т.к. конечной целью воспитательной работы как одного из основных средств исправления является формирование у осужденного готовности к ведению правопослушного образа жизни [8, с. 104]. Готовность к ведению правопослушного образа жизни представляет собой «определенное качество психического склада осужденного, обусловливающее субъективную необходимость и возможность осуществлять свою жизнедеятельность, соблюдая требования законов» [9, с. 27]. Следовательно, определить содержание воспитательной работы, объектом которой является личность осужденного, посредством исключительно правовых предписаний не представляется возможным.

Работники ИУОТ не должны выходить за установленные Инструкции по ВР рамки, которые, исходя из анализа ее положений, сводятся к следующим требованиям:

1) своевременность планирования — перечень мероприятий с указанием сроков исполнения и исполнителей для включения в организационно-плановые документы составляется заблаговременно до начала планируемого периода;

2) обоснованность планирования — содержание организационно-плановых документов в первую очередь должно основываться на положениях правовых актов МВД и Департамента, устанавливающих «обязательный минимум» воспитательных мероприятий;

3) комплексность и актуальность планирования — содержание (тематика) мероприятий «обязательного минимума» должно обеспечивать комплексную реализацию задач воспитательной работы, охватывать все ее направления. При этом планирование должно осуществляется с учетом значимых событий в Беларуси и населенном пункте, в котором распложено учреждение, включая государственные праздники, праздничные дни и памятные даты, в том числе местного масштаба, в течение всего планируемого периода;

4) конкретность планируемых мероприятий и реальность их выполнения — при составлении организационно-плановых документов должны быть (в соответствии с требованиями соответствующих правовых актов) определены вид, тематика и сроки (период) проведения планируемых мероприятий и точно указан их исполнитель. При этом должны быть исключены обстоятельства, делающие реализацию запланированных мероприятий для исполнителя заведомо невозможным;

5) цикличность планирования — содержание организационно-плановых документов должно обеспечивать сохранение периодичности проведения наиболее значимых воспитательных мероприятий в целях создания положительных традиций в коллективе осужденных (формирования у осужденных привычки к проведению в определенный период времени тех или иных воспитательных мероприятий);

6) системность организационно-плановых документов — при планировании обеспечивается преемственность, взаимосвязь и иерархия организационно-плановых документов. Это предполагает составление планов воспитательных мероприятий с осужденными отряда на месяц и планов выходного дня на основе мероприятий, включенных в раздел «Организация исправительного процесса», т.е. планирование на месяц и выходные дни должно обеспечивать реализацию мероприятий, запланированных на полугодие;

7) контроль за реализацией организационно-плановых документов — выполнение запланированных мероприятий должно систематически отслеживаться: по разделу «Организация исправительного процесса» — ежемесячно, по плану воспитательных мероприятий на месяц — ежедневно, а по плану выходного дня осуществляется контроль каждого запланированного мероприятия. При необходимости в организационно-плановые документы должны своевременно вноситься коррективы.

Итак, ключевым звеном в иерархии организационно-плановых документов по воспитательной работе в ИУОТ является раздел «Организация исправительного процесса», который в значительной степени определяет содержание планов воспитательных мероприятий с отрядами на месяц, планов выходного дня в течение всего полугодия. В контексте вышеперечисленных требований к планированию, раздел «Организация исправительного процесса» должен отвечать следующим характеристикам:

— охват всех направлений воспитательной работы;

— соответствие правовым актам МВД и Департамента, устанавливающим «обязательный минимум» воспитательных мероприятий, указаниям Департамента, акцентирующим внимания на отдельных аспектах осуществления воспитательного воздействия на осужденных;

— привлечение к участию в оказании на осужденных воспитательного воздействия их родственников, представителей государственных и общественных организаций;

— учет государственных и религиозных праздников, праздничных дней и памятных дат, перечень которых в Беларуси установлен Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.1998 № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах Республики Беларусь», а также иных значимых дат в масштабе мирового сообщества, Беларуси либо населенного пункта, в котором расположено учреждение.

Раздел «Организация исправительного процесса» должен быть составлен не позднее, чем за десять дней до начала планируемого периода. Отдельно следует отметить, что перед началом календарного года в дополнение к разделу «Организация исправительного процесса» составляются «Тематический план лекций для осужденных на календарный год» (далее — Тематический план лекций) и «Перечень телепередач, художественных и документальных фильмов, используемых для проведения воспитательных мероприятий» (далее — Перечень видеоматериала). Несмотря на то, что указанные документы не относятся к организационно-плановым, тематика предусмотренных ими лекций и видеоматериала используется при планировании воспитательных мероприятий на полугодие, месяц и выходные дни.

Исходя из положений Инструкции по ВР и некоторых других правовых актов и указаний Департамента в раздел «Организация исправительного процесса» включаются следующие мероприятия:

1) в подраздел «Организационное и методическое обеспечение воспитательной работы с осужденными» — заседания совета воспитателей ИУОТ и комиссии учреждения по предварительному рассмотрению

материалов о представлении осужденных к институтам досрочного освобождения, а также иные мероприятий организационного и методического характера, обеспечивающие проведение воспитательных мероприятий;

2) в подраздел «Реализация основных задач воспитательной работы с осужденными» включает наиболее значимые воспитательные мероприятия, требующие определенной предварительной подготовки:

— тематические воспитательные мероприятия (физкультурно-спортивны и культурно-массовые мероприятия, викторины, лекции, тематические дискуссии и т. п.), посвященные установленным в Республике Беларусь государственным праздникам, общереспубликанским праздничным дням и памятным датам, а также общепризнанным в мировом сообществе, Беларуси либо в пределах населенного пункта (района), в котором расположено ИУОТ, значимым датам;

— Дни отрядов (Дни открытых дверей), которые, по сложившейся практике, проводятся в каждом ИУОТ не реже, чем один раз в полугодие и, как правило, приурочены к Международному дню защиты детей (1 июня), Дню знаний (1 сентября, начало учебного года), Дню семьи (15 марта) и Дню матери (14 октября), что обусловлено направленностью данных мероприятий на формирование чувства ответственности перед своими родственниками и искоренение у них иждивенческого отношения к социально-полезным связям;

— конкурсы на лучшую стенную газету (плакат, рисунок), которые также, по сложившейся практике, организуются каждое полугодие в целях подчеркивания значимости стенной печати, включение осужденных в творческую деятельность и расширения их кругозора. Тематика данных конкурсных мероприятий определяется с учетом государственных праздников (как правило, это День Победы и День Республики), а также в целях наглядной демонстрации осужденным последствий негативных социальных явлений: наркомании, алкоголизма, распространения СПИДа и т. п. Подобные конкурсы проводятся к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (26 июня), Дню борьбы с наркотиками (1 марта), Всемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря);

— физкультурно-спортивные мероприятия, которые, по сложившейся практике, организуются в рамках Круглогодичной спартакиады среди осужденных ИУОТ, предусматривающей систематическое проведение (еженедельно в период времени с марта по октябрь) в ИУОТ соревнований по силовой выносливости и турниров по игровым видам спорта, спортивных праздников;

— конкурсы по благоустройству жилых помещений осужденных, организуемые для включения их в общественно-полезную деятельность, формирования у осужденных основ эстетического вкуса и их приучения к соблюдению санитарно-эпидемиологических норм;

— Единые дни антинаркотического просвещения «Выбери свободную жизнь», ежемесячное проведение которых обусловлено повышенной актуальностью проблемы профилактики наркомании;

3) в подраздел «Психологическое сопровождение воспитательной работы с осужденными» — проведение психологом занятий с осужденными по психологическому просвещению (не реже двух раз в месяц в каждом отряде) и изучение морально-психологического климата в среде осужденных (не реже одного раза в год в каждом отряде).

Согласно положениям п. 51 Инструкции по ВР мероприятия раздела «Организация исправительного процесса» реализуются в рамках планов воспитательных мероприятий с осужденными отрядов на месяц и планов выходного дня.

Согласно п. 54 Инструкции по ВР план воспитательных мероприятий с осужденными отряда на месяц составляется только на будние дни. Учитывая нахождение осужденных большую часть времени на работе и принимая во внимание необходимость выделения им времени на решение бытовых вопросов, указанный организационно-плановый документ включает коллективные воспитательные мероприятия, которые не требуют значительного времени для их подготовки и проведения либо охватывают часть осужденных отряда (самодеятельные организации осужденных). Так, в соответствии с п. 55 Инструкции по ВР план воспитательных мероприятий с осужденными отряда на месяц должен в обязательном порядке предусматривать:

— еженедельное проведение — лекции, коллективные беседы начальника отряда с осужденными отряда, собрания-информирования осужденных отряда;

— проведение не реже двух раз в месяц — занятия с осужденными отряда по психологическому просвещению, заседания совета отряда;

— ежемесячное проведение — тематические дискуссии (диспуты), итоговое общее собрание осужденных отряда, заседание каждой секции совета отряда.

Мероприятия проводятся в лаконичной форме, а их тематика касается в основном вопросов жизнедеятельности отряда и соблюдения осужденными установленного порядка и условий отбывания наказания, а также иных норм законодательства. Могут дополнительно планироваться коллективные просмотры телепередач, документальных и художественных фильмов. В дни проведения заседаний совета воспитателей и комиссии ИУОТ по предварительному рассмотрению материалов по досрочному освобождению коллективные воспитательные мероприятия в отряде могут не проводиться.

Содержание планов выходного дня определяется разделом «Организация исправительного процесса», т.к. именно в выходные дни в ИУОТ имеется возможность организации масштабных коллектив-

ных воспитательных мероприятий, цель проведения которых состоит также в обеспечении досуга осужденных. В выходные дни воспитательные мероприятия охватывают максимальное количество осужденных, поэтому практически все воспитательные мероприятия, включенные в раздел «Организация исправительного процесса», реализуются в рамках планов выходного дня.

Заключение. Механизм планирования воспитательной работы в ИУОТ не только позволил упорядочить проведение воспитательных мероприятий и значительно повысить их качество, но и сформировал основу для дальнейшего совершенствования практики организации и проведения воспитательной работы с осужденными в ИУОТ посредством проведения целенаправленной работы по внедрению в практическую деятельность ИУОТ научно-методических разработок и положительного опыта осуществления воспитательного воздействия на осужденных; обеспечения единообразного подхода к организации и проведению воспитательной работы во всех ИУОТ республики; активного привлечения к осуществлению воспитательного воздействия на осужденных в ИУОТ представителей государственных и общественных организаций, что может быть обеспечено при согласовании Комплексного плана с их руководством на республиканском либо областном уровнях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Уголовно-исполнительный кодекс Респ. Беларусь [Электронный ресурс] : 11 янв. 2000 г., № 365-3 : в ред. Закон Респ. Беларусь от 12 июля 2013 г., № 55-3 // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология 3000 / ООО «Юр-Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.

2. Козлова, Л.Ф. Комплексное планирование воспитательной работы с осужденными / Л.Ф. Козлова. — М. : ВНИИ МВД СССР, 1978. — 91 с.

3. Богатырев, В.Н. Исправительно-трудовая педагогика : учеб. / В.Н. Богатырев. — М. : Политиздат, 1978. — 370 с.

4. О формах и методах, применяемых органами внутренних дел при перевоспитании лиц, состоящих на учете спецкомендатур : метод. рекомендации / ВНИИ МВД СССР. — М. : ВНИИ МВД СССР, 1985. — 32 с.

5. Шарков, А.В. Уголовно-исполнительная система МВД Республики Беларусь. 90 лет / А.В. Шарков. — Минск : Позитив-центр, 2010. — 500 с.

6. Инструкция о порядке организации и проведения воспитательной работы с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы с направлением в ИУОТ : утв. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь 21.05.2014 г., № 179. -Минск, 2014.

7. Стуканов, В.Г. Исправительная педагогика : учеб. пособие / В.Г. Стуканов. — Минск : Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь, 2013. — 395 с.

8. Ахраменка, Н.Ф. Научно-практический комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка [и др.] ; под общ. ред. В.М. Хомича. — Минск : ГИУСТ БГУ. — 470 с.

9. Пастушеня, А.Н. Формирование готовности осужденного к правопослушному образу жизни как цель исправительного процесса : тез. лекций / А.Н. Пастушеня // Информ. науч.-метод. бюл. Ком. по исполнению наказаний МВД Респ. Беларусь. — 2002. — № 2. — С. 27-30.

10. Пастушеня, А.Н., Подготовка осужденных к социальной реадаптации в период отбывания наказания / А.Н. Пастушеня // Расширение доступа к образованию в учреждениях уголовно-исполнительной системы : материалы науч.-практ. конф., Гомель, 29-30 ноябр. 2012 г. / Гомел. гос. ун-т им. Ф. Скорины. — Гомель, 2013. — С. 14-23.

Поступила 03.04.2015

PLANNING OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS IN OPEN TYPE CORRECTIONAL INSTITUTION

A. PAULENKA

Planning of educational work with convicts is one of the main functions of the administration of an open type correctional institution, which includes the process of determining of educational activities, the implementation of which is optimal to achieve the objectives of educational work with convicts in a particular planning period. Planning is the basis of educational work with convicts. Naturally, errors in planning lead to the decrease in the efficiency of educational activities and, as a result, hinder the achievement of objectives of educational work with convicts. Accordingly, optimization ofplanning is one of the ways to improve educational work with convicts, to increase its efficiency. To optimize the planning of educational work with convicts it is necessary to formulate clearly the general requirements to the order of organization ofplanning and to the contents of organizational and planning documents taking into account the provisions of normative legal acts, available scientific and methodical learning aids and achievements of practical activities concerning educational influence on convicts in open type correctional institutions.

Воспитательная работа с осужденными

Автор статьи

Дарья Михайловна Ромашкина

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Понятие и задачи воспитательной работы с осужденными

Воспитательная работа с осужденными является одним из ведущих средств исправления осужденных.

Замечание 1

Правовой основой воспитательной работы с осужденными является Уголовно-исполнительный Кодекс РФ, Конвенция о защите прав человека, Конституция РФ.

Воспитательная работа – это комплекс педагогически обоснованных методов, средств и приемов, направленных на преодоление и исправление личностных деформаций осужденных, развитие интеллектуальной, духовной и физической сферы, формирование правопослушного поведения и успешной социальной адаптации после освобождения.

Основными задачами воспитательной работы с осужденными являются:

  • исправление осужденных;
  • формирование у каждого осужденного уважительного отношения к человеку и его личности;
  • формирование уважительного отношения к окружающему обществу и принятым в нем нормам поведения и существования;
  • формирования традиций человеческого общежитие и их соблюдение;
  • повышение культурного и образовательного уровня.

Направления воспитательной работы с осужденными

Основными направлениями воспитательной работы с осужденными являются:

  1. Нравственное воспитание – направлено на ознакомление осужденных с нравственными человеческими ценностями, их принятие и формирование на основе собственной личности, установление твердой жизненной позиции.
  2. Правовое воспитание – направлено на формирование элементарной правовой культуры, правосознания и уважительного отношения к закону, воспитание позиции беспрекословного и точного соблюдения установленных законов и норм. Правовое воспитание имеет большое значение, так как в основном от него зависит исправление и становление осужденного на путь исправления в дальнейшем, предупреждение и профилактика совершения правонарушений.
  3. Трудовое воспитание – направлено на формирование у осужденных трудовых навыков и умений, воспитание психологической готовности к труду, уважительного отношения не только к собственному труду, но и к труду других людей. Трудовое воспитание предусматривает привлечение осужденных к трудовой деятельности, в процессе которой они должны понять, что единственной верный и честный образ жизни – это трудовой. Только трудом можно и нужно добиваться желаемых целей.
  4. Физическое воспитание – направлено на сохранение и укрепление здоровья осужденных, формирование у них устойчивых навыков ЗОЖ. Физическое воспитание организуется чаще всего в рамках досуговой деятельности, в форме спортивных и физкультурно-массовых мероприятий.
  5. Иные направление относятся – экономическая, социально-политическая, экологическая и эстетическая воспитательная работа.

«Воспитательная работа с осужденными » 👇

Замечание 2

В рамках исправительных учреждений вопросами организации воспитательной работы с осужденными занимаются сотрудники учреждений (психологическая служба, сотрудники воспитательного аппарата). С этой целью создается необходимая материально-техническая база (комнаты по воспитательной работе, клубы, библиотеки и т.д.), имеющая необходимое оснащение, в том числе и методическое.

Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

Воспитательная работа с осужденными осуществляется в трех основных формах:

  1. Массовые формы – направлены на охват всего контингента, отбывающего наказания в исправительном учреждении (лекции, концерты, тематические вечера и т.д.). Чаще всего данная форма используется для того чтобы быстро донести до осужденных необходимую информацию, охватить воспитательным воздействием как можно большее количество осужденных, подвести итоги, решить вопросы, которые требуют массового внимания и усилий.
  2. Групповые формы – являются наиболее распространенными и часто используемыми. Групповая форма воспитательной работы охватывает группу осужденных, чаще всего – это один конкретный отряд. Так же групповые формы могут применяться с группой осужденных, в которую входят лица имеющие проблемы с дисциплиной, либо проходящие подготовку к освобождению и т.п.
  3. Индивидуальная форма – одна из наиболее эффективных форм воспитательной работы. Содержание индивидуальной формы:

    • изучение взаимоотношений между осужденными, выявление проблем;
    • установление неформального лидера в коллективе (группе, отряде);
    • изучение личности каждого осужденного;
    • составление индивидуальных планов работы с осужденными;
    • организация работа по формированию навыков самовоспитания и самосовершенствования;
    • воспитательная работа по подготовке осужденных к освобождению и т.д.

Ведущее место в организации воспитательной работы с осужденными принадлежит психологической службе исправительного учреждения. Основная часть мероприятий воспитательного характера возлагается на начальника отряда. Именно поэтому очень важно ставить на данные должности лиц, имеющих педагогическое, психологическое или юридическое образование, а также имеющих опыт работы с осужденными.

При организации и реализации воспитательной работы используются разнообразные психолого-педагогические методы:

  • убеждение: наставления, поучения, пример и т.д.;
  • организация поведения: показы, требования, объяснения, упражнения, поручения;
  • торможение и коррекция отрицательного поведения: внушения, осуждения, порицания, наказания;
  • стимулирование: одобрения, поощрения, похвалы, одобрения и т.д.

В настоящее время ведущее место в воспитательной работе с осужденными имеет самодеятельность. Основными задачами самодеятельности является:

  • оказание посильной помощи осужденным в развитии духовной, нравственной и физической культуры;
  • поддержка полезной и значимой инициативы осужденных;
  • позитивное влияние на становление осужденных на путь исправления;
  • организация интересного и продуктивного досуга;
  • оказание содействия администрации исправительного учреждения в поддержании порядка и дисциплины среди осужденных;
  • оказание помощи в формировании здорового взаимодействия между осужденными;
  • оказание социальной помощи осужденным и их семьям.

Замечание 3

Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 03.06.2022

Содержание воспитательной работы в отряде зависит от того, на каком этапе отбывания наказания находится осужденный.

Условно можно выделить три основных педагогических этапа отбывания наказания:

  1. Адаптация к условиям ИУ (начальный этап).
  2. Реализация комплекса средств исправления (основной этап).
  3. Подготовка к освобождению (заключительный этап).

На начальном этапе проводится психолого-педагогическое изучение личности, о чем говорилось в предыдущем параграфе. По тому как проходит процесс социально-психологической адаптации к условиям ИУ, определяется степень восприятия осужденным условий отбывания наказания и оказываемого на него исправительного воздействия.

Помимо изучения личности и поведения осужденного в процессе его адаптации к условиям ИУ необходимо разъяснять правовые нормы, касающиеся порядка и условий отбывания наказания, обязанностей осужденных, порядка реализации их прав, оснований перевода на улучшенные условия содержания и применения институтов досрочного освобождения.

Разъяснения должны иллюстрироваться данными о количестве осужденных (общие цифры и проценты) участвующих в самодеятельных организациях, имеющих определенную степень исправления, заслуживших досрочное освобождение.

Первоначальная информация должна касаться медико-санитарного просвещения, характеристики производства и трудовой деятельности, коммунально-бытового обеспечения и других условий жизнедеятельности, мер, принимаемых к лицам, нарушающим режим, соблюдающим нормы воровской жизни.

Дальнейшая работа по адаптации должна проводиться в отряде начальником отряда с опорой на актив. Она заключается в более глубоком изучении личности осужденного, через анализ его жизненного пути, образа жизни и условий жизнедеятельности.

Выявляются важные жизненные события, виды деятельности и занятости, отношения с близкими родственниками, степень криминальной зараженности, наклонности и личностные ценности и намерения, другие качества, значимые для исправительного процесса. Большое значение имеет рассказ осужденного о совершенном преступлении и последующее сравнение повествования с приговором.

Особую значимость имеет установление психологического контакта и оптимальных отношений между осужденным и начальником отряда

Осужденный должен воспринимать начальника отряда как человека, проявляющего, с одной стороны, искренний интерес и желание помочь ему в адаптации и решении его проблем и, с другой стороны, как принципиального, требовательного и строгого, когда дело касается поддержания дисциплины. Формированию таких отношений способствует правильное построение ознакомительной беседы, в ходе которой начальник отряда должен проявить искренний интерес к судьбе осужденного и детально изучить его образ жизни до осуждения.

Интересно

В ходе первоначальной беседы необходимо рассказать об обстановке в отряде, осужденных, ведущих себя положительно, которые могут оказать моральную поддержку и дать правильный совет, а также об осужденных, которые занимают отрицательную позицию, могут создать проблемы новичку и как себя с ними вести.

Полезно после беседы познакомить прибывшего с членами совета отряда, предложить помощь из общественного фонда в виде предметов первой необходимости (мыло, сигареты, конверты и т. д.).

В первое время начальник отряда должен постоянно интересоваться есть ли проблемы у осужденного, как его приняли в отряде, что ему непонятно.

Как правило, в первой беседе ведется подготовка сознания к выбору положительной линии поведения, принятию обязательства и вступлению в самодеятельные организации. При этом необходимо учитывать, что осужденный нуждается в информации, чтобы убедиться, что для него не будет отрицательных последствий со стороны других осужденных. Поэтому необходима целенаправленная организация такой информации со стороны других осужденных, с которыми он познакомился.

Далее осужденного необходимо включать в список последним по очередной уборке жилого помещения. Для осужденных ранее отбывавших наказания в ИУ, проверка на согласие выполнять работы по уборке и благоустройству может проводиться в карантине. Но при этом необходима исчерпывающая работа по формированию представлений о преобладающем большинстве осужденных, выполняющих такие работы, и о лояльном отношении к этому осужденных отрицательной направленности.

Важно не допускать публичного давления, при котором осужденный может отказаться от выполнения работ не по принципиальным соображениям, а из-за того, что он поставлен в ситуацию, когда необходимо показать способность защитить свое достоинство.

Результатом воспитательной работы с осужденным на начальном этапе должно стать составление на осужденного педагогической характеристики и первое его рассмотрение на совете воспитателей отряда (желательно не позднее шести месяцев со дня поступления в учреждение, хотя данное требование нормативно отменено) с одновременным проведением с осужденным собеседования, а также уточнение и конкретизация составленной ранее индивидуальной программы исправления осужденного (целесообразно внесение в нее дополнений и изменений на том же заседании совета воспитателей, на котором впервые осужденный аттестуется).

На основном этапе осуществляется комплекс мероприятий по реализации средств исправления, привитию привычки трудиться, профессиональных навыков, повышению образовательного уровня, развитию творческих способностей, формированию желания и реальных представлений о правопослушной жизни после освобождения.

На заключительном этапе проводится целенаправленная работа по подготовке осужденных к освобождению

Как отмечалось, подготовка осужденных к освобождению и адаптации к условиям свободы является составной частью процесса исправления.

Подготовка осужденных к освобождению может быть двух видов:

  1. Планируемая и начинающаяся с момента прибытия осужденного в ИУ.
  2. Начинающаяся непосредственно за шесть месяцев до освобождения осужденного.

Первый вид подготовки к освобождению заключается в реализации комплекса средств, форм и методов исправления и преследует цель сформировать готовность осужденного жить правопослушно в условиях свободы. Она осуществляется с учетом характера совершенного преступления, прошлой преступной деятельности, срока отбытого наказания, поведения в ИУ, пола, возраста, состояния здоровья и других особенностей личности. Реализуется в форме индивидуальной исправительной программы.

Второй вид подготовки к освобождению заключается в непосредственной работе с осужденными примерно за шесть месяцев до освобождения и включает в себя следующие мероприятия:

  • изучение личностных особенностей осужденного и выявление проблем, которые могут препятствовать его нормальной адаптации в обществе;
  • проведение мероприятий по формированию мотивации осужденного к решению собственных проблем;
  • изолирование осужденного, если есть возможность и созданы соответствующие условия, от основной массы осужденных на так называемом «островке свободы» – отдельном жилом помещении, максимально приближенном к домашним условиям, в которые могут быть включены все атрибуты свободной жизни. Это позволит организовать своеобразный тренинг моделируемых ситуаций в условиях, приближенных к свободе;
  • психологическую подготовку к освобождению (проведение сотруд­ником психологической службы, начальником отряда социально-психоло­ги­ческих и социальных тренингов, индивидуальных психологических консультаций, лекций, групповых бесед и т. д.);
  • оказание предварительной помощи в решении вопросов бытового и трудового устройства после освобождения (старший инспектор бытового и трудового устройства (БТУ) после освобождения);
  • завершение документирования осужденного (оформление паспорта, трудовой книжки, аттестата об образовании и т. д.);
  • оказание дополнительного содействия в восстановлении социально полезных связей;
  • дополнительное правовое, экономическое и иное просвещение (усвоение знаний о действующем трудовом, гражданском, семейном законодательстве в сфере административных правоотношений, социального обеспечения и т. д.).

Формой этой работы может выступать «школа подготовки осужденных к освобождению».

Также заслуживает внимания опыт в некоторых ИУ России. Так, в Саратове в первой половине 2000-х гг. проводился эксперимент. За полгода до освобождения осужденные переводились в специальные отряды по подготовке к жизни на свободе, где с ними проводилась работа («островок свободы»).

Инспектор БТУ проверял наличие необходимых документов, восстанавливал утраченные, выяснял возможность трудоустройства или приобретение статуса безработного и возможность выплаты пособия.

Совместно с начальником отряда осужденному разъяснялись его права и обязанности после освобождения, велась переписка с семьей. Психолог проводил занятия для снятия состояния тревожности, включая и методы гипноза для преодоления боязни свободы. До осужденных доводилась информация о жизни на свободе при помощи телевидения, бесед с интересными людьми и т. д.

В отличие от сложившегося порядка подготовки к освобождению в таком отряде было разрешено осужденным носить гражданскую одежду, дополнительно смотреть по выходным телепередачи, в сопровождении администрации ездить по городу для того, чтобы они привыкли к окружающей жизни. Это оказало положительное воздействие на последующую социальную и психологическую адаптацию осужденных.

Сложными проблемами, с которыми сталкиваются освобождаемые от наказания, являются трудоустройство, а также бытовое устройство, обеспечение жильем

В некоторых странах на эти проблемы обратили внимание и воплотили в жизнь действенный вариант их разрешения.

Например, в США те освобожденные, в отношении которых имеется значительный риск совершения преступлений на свободе, помещаются в специальные учреждения, именуемые «на полпути домой». Это некое подобие гостиницы, в которой освобожденные обязаны пребывать. Они могут покидать учреждение на выходные дни или для поиска работы, но только в течение дня.

Данный тип учреждения сохраняет некоторые меры безопасности, установленные в ИУ, но вместе с тем позволяет освобожденным поддерживать связи с семьей и постепенно приспосабливаться к жизни в обществе. Особенно это благоприятно для освобожденных, отбывших длительные сроки наказания.

В соответствии с п. 55 методических рекомендаций по организации воспитательной работы с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, утвержденных приказом ДИН МВД Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 86 одним из основных элементов индивидуальной воспитательной работы является составление программы индивидуальной воспитательной работы.

Индивидуальная исправительная программа составляется начальником отряда (в ВК – воспитателем), отражается в тетради (для ВК – дневнике) ИВР с осужденным и состоит из трех частей: первоначальной, основной и заключительной.

Первоначальная часть исправительной программы составляется сразу после распределения осужденного в отряд. Она охватывает, как правило, период до первой аттестации и включает мероприятия, рассчитанные на изучение личности осужденного и на обеспечение его успешной адаптации к условиям лишения свободы.

Примерный образец первоначальной части индивидуальной исправительной программы:

  1. Провести ознакомительную познавательно-адаптирующую беседу.
  2. Изучить личное дело осужденного.
  3. Сформировать у осужденного заинтересованность активно включиться в процесс исправления, принять письменное обязательство о правопослушном поведении.
  4. Вовлечь в полезную деятельность (учебную, трудовую, творческую, спортивную, общественную, работу самодеятельных организаций и т. д.), приобщить к общественно полезной жизни отряда.
  5. С использованием современных методик и рекомендаций более глубоко изучить личность осужденного: выяснить отношение осужденного к преступлению; выяснить социальные связи осужденного; выявить криминальные наклонности осужденного; определить черты характера осужденного; установить вид и степень социальной неподготовленности осужденного.
  6. Оказать помощь осужденному в адаптации к условиям лишения свободы: разъяснить осужденному его правовое положение; рассказать о традициях отряда; с целью формирования положительных взаимоотношений с другими осужденными закрепить за ним одного из членов самодеятельной организации; разъяснить перспективы досрочного освобождения.
  7. Проконтролировать выполнение осужденным намерений, изложенных в принятом письменном обязательстве.
  8. Осуществить контроль: за выполнением различных поручений; отношением к лечению (в лечебно-трудовом профилактории (ЛТП), лечебно-исправительном учреждении (ЛИУ)); отношением к труду (оплачиваемому и бесплатному); взаимоотношениями среди осужденных в отряде; соблюдением личной гигиены, содержанием спального места и т. д.
  9. Аттестовать осужденного.

Основная часть исправительной программы составляется на основе комплекса полученных в ходе изучения осужденного данных и должна включать в себя педагогические цели, конкретные воспитательные воздействия, направленные на корректировку проблемных черт характера, склонностей, преодоление социальной неподготовленности, формирование у осужденного положительных установок и приобретение им опыта ведения правопослушного образа жизни как в период отбывания наказания, так и после освобождения из мест лишения свободы.

Педагогические цели (задачи) формулируются начальником отряда, исходя из выявленных в ходе изучения личности осужденного проблемных черт характера, склонностей, степени социальной неподготовленности.

Индивидуально-воспитательные задачи определяются в зависимости от направленности личности осужденного.

К задачам в отношении осужденных, которые стремятся к правопослушной жизни после освобождения относятся:

  • укрепление желания жить правопослушно;
  • обогащение представлений о том, как жить правопослушно, путем их конкретизации и реальности содержания;
  • снижение уровня притязаний в случае их завышенности;
  • укрепление ожиданий успешной реализации положительных жизненных планов и стремлений, готовности к временным неудачам, укрепление волевых усилий;
  • укрепление антикриминальной устойчивости путем моделирования адекватного (социально одобряемого) поведения в криминальных ситуациях;
  • развитие социальных умений и навыков, в том числе навыков саморегуляции, снижение отрицательных зависимостей.

Задачами в отношении осужденных с криминальной направленностью являются:

  • девальвация положительного отношения к преступному образу жизни;
  • девальвация положительного отношения к лицам, ведущим преступный образ жизни;
  • доведение до осознания неосознаваемых потребностей, влечений и при­тязаний, которые детерминируют криминальные намерения и стремления;
  • убеждение в неотвратимости наказания.

Задачи в отношении осужденных нейтральной направленности заключаются в одновременной реализации тех и других задач.

Для достижения каждой цели планируются воспитательные мероприятия. Вид и количество воспитательных мероприятий определяет начальник отряда, используя при этом рекомендации психологов и руководителей исправительного процесса.

Примерный образец основной части индивидуальной исправительной программы.

Повысить образовательный уровень, уровень профессиональных умений и навыков осужденного:

  1. Сформировать желание повысить образовательный уровень, профессиональные умения и навыки, убедить обучаться в школе (ПТУ); оказать на него необходимо влияние через родственников, значимых для него людей.
  2. Еженедельно (ежемесячно) осуществлять контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий, посещать школу (ПТУ), беседовать с преподавателями (мастерами производственного обучения).
  3. Закрепить за осужденным одного из членов секции содействия образованию для оказания помощи в освоении программы обучения (подготовке домашних заданий, самоподготовке).
  4. Заслушивать осужденного по вопросам успеваемости на заседаниях совета воспитателей отряда.
  5. Повысить образовательный уровень в рамках краткосрочных курсов (английского языка, экономики, истории и т. д.), если такие созданы в рамках проявления осужденными общественно полезной активности.
  6. Провести беседу по убеждению в необходимости посещать библиотеку, рекомендовать литературу.
  7. Дать осужденному индивидуальное поручение подготовить материалы для проведения литературного вечера.
  8. Дать осужденному индивидуальное поручение изготовить изделие (макет) и принять участие в выставке технического творчества.

Сформировать у осужденного привычку трудиться, потребность правопослушно материально обеспечивать свою жизнь и жизнь своих близких:

  1. Совместно с начальником цеха (мастером) трудоустроить осужденного на производстве (по возможности с учетом желания осужденного, имеющейся у него специальности);
  2. Провести беседу по разъяснению преимуществ (личной выгоды) законных способов обеспечения жизни.
  3. На период адаптации осужденного на производстве для успешного овладения навыками работы закрепить за ним бригадира или опытного рабочего – члена секции содействия организации и охраны труда.
  4. Совместно с мастером изучить поведение осужденного на производстве, проконтролировать его отношение к труду.
  5. При допущении нарушений производственной дисциплины заслушивать осужденного на собраниях бригады (отряда), заседаниях совета отряда и совета воспитателей отряда.
  6. За добросовестное отношение к труду поощрять осужденного (в том числе использовать меры морального стимулирования: похвалить на собрании, отразить в стенной печати, сообщить родственникам).
  7. Привлечь к активному участию в работе секции содействия организации и охраны труда.
  8. Дать осужденному индивидуальное поручение принять участие в конкурсе «Лучший по профессии»; выступить на собрании бригады по вопросам улучшения качества выпускаемой продукции и т. д.
  9. Вносить руководству предприятия предложения о создании условий для повышения осужденным своей профессиональной квалификации.
  10. Убедить осужденного отправить детям бандероль, собранную на заработанные деньги.

Скорректировать отношение осужденного к совершенному преступлению и его последствиям:

  1. Провести беседу по разъяснению осужденному целей уголовного наказания и справедливости вынесенного приговора.
  2. На заседании секции внутреннего порядка и защиты прав осужденных провести с осужденным собеседование с целью убедить его в том, что человек должен отвечать за свои поступки.
  3. Провести беседу по убеждению осужденного в необходимости досрочного погашения иска и других форм заглаживания вины перед потерпевшей стороной (написать письмо с извинениями и т. д.).
  4. Дать осужденному индивидуальное поручение написать заметку в газету на тему «Как я пришел к осознанию своей вины».

Сформировать у осужденного санитарно-гигиенические знания и навыки здорового образа жизни:

  1. Провести беседу по разъяснению необходимости соблюдения правил личной и общей гигиены.
  2. Проконтролировать порядок содержания осужденным спального места и личных вещей, опрятность внешнего вида.
  3. При необходимости закрепить за осужденным одного из членов санитарно-бытовой секции (СБС), провести собеседования на заседании СБС и совета воспитателей отряда (СВО).
  4. Дать осужденному индивидуальное поручение принять участие в рейд-проверках уровня санитарного состояния помещений и территории отряда.
  5. Провести беседу по убеждению в преимуществе здорового образа жизни и видах полезного проведения досуга.
  6. Дать осужденному индивидуальное поручение организовать и принять участие в проведении диспута на тему «Наркомания, алкоголизм: что мы теряем и что мы находим?».
  7. В рамках антиалкогольного и антинаркотического просвещения убедить осужденного в пагубности этих явлений.
  8. Дать осужденному индивидуальное поручение принять участие в спортивных соревнованиях.

Сформировать устойчивые социальные связи:

  1. Провести беседу о важности сохранения родственных связей между людьми.
  2. Написать письмо родственникам осужденного с разъяснением важности поддержания социальных связей в процессе исправления.
  3. Убедить осужденного написать родным письмо с просьбой о прощении за доставленные неприятности.
  4. Провести беседу по разъяснению роли отца, мужа и сыновнего долга.
  5. Убедить осужденного отправлять заработанные деньги жене и детям.
  6. Контролировать переписку осужденного.
  7. Пригласить родственников на День отряда.
  8. Дать осужденному индивидуальное поручение написать заметку в газету «О роли семьи в жизни человека».
  9. Подготовить к воспитательному мероприятию сообщение о роли отца в воспитании детей.

Заключительная часть исправительной программы составляется на основе проведенного начальником отряда анализа выполнения задач, определенных в основной части программы.

В отношении осужденных, поведение которых соответствует условиям, указанным в ч. 4 и 5 ст. 116 УИК Республики Беларусь, за три месяца до срока возможного рассмотрения вопроса о замене неотбытой части наказания более мягким наказанием или об условно-досрочном освобождении осужденного, а в отношении осужденного, освобождение которого предполагается по концу срока, за шесть месяцев до освобождения, начальником отряда подводятся итоги реализации основной части индивидуальной исправительной программы.

При подведении итогов реализации индивидуальной исправительной программы анализируются следующие обстоятельства:

  • изменились ли негативные черты характера осужденного;
  • как изменились склонности осужденного;
  • как изменились жизненные ценности и ориентиры осужденного;
  • какие навыки социальной подготовленности приобрел осужденный; проблемные позиции (что не удалось скорректировать)?

По результатам проведенного анализа начальник отряда может судить об эффективности своей воспитательной и коррекционной работы, сделать выводы о целесообразности применения того или иного метода.

В случае если поставленная педагогическая цель (задача) не достигнута, а она является актуальной для осуществления процесса исправления осужденного, начальник отряда должен запланировать новые воспитательные мероприятия.

На основе проведенного анализа начальником отряда составляется завершающая часть индивидуальной исправительной программы: «Мероприятия по подготовке осужденного к правопослушной жизни на свободе».

Данная часть программы должна предусматривать воспитательные мероприятия по формированию позитивных установок, касающихся:

  • взаимоотношений с родственниками;
  • взаимоотношений с другими людьми;
  • правомерных способов материального обеспечения жизни;
  • проведения досуга.

Примерный образец мероприятий завершающей части индивидуальной исправительной программы «Мероприятия по подготовке осужденного к правопослушной жизни на свободе»:

  1. Принять участие в работе по оформлению осужденному паспорта (при необходимости).
  2. Оказать содействие в поиске работы после освобождения (при необходимости).
  3. Оказать содействие в бытовом устройстве.
  4. Оказать помощь в поддержании (восстановлении) отношения с семьей.
  5. Провести беседу по разъяснению роли отца, мужа и сыновнего долга.
  6. Провести беседу о правилах поведения в обществе.
  7. Поручить подготовить выступление на тему «Способы культурного досуга».
  8. Вовлечь в психоконсультационную (коррекционную) работу.
  9. Вовлечь в работу школы по подготовке к освобождению.

#1

    Ефрейтор

  • НЕ В СЕТИ

  • Участники

  • 29 сообщений
  • Время: 03:14
  • 0 Спасибо!
  • Пол:Мужчина

Отправлено 07 Июль 2013 — 18:18

Уважаемые коллеги поделитесь у кого какие планы ИВР на осуждённых? (Типовая схема). Пользуетесь ли для составления рекомендациями ОБ, ОО, Производства, Тыла и базовыми типовыми программами?

  • Наверх


#2

ural120280

    Ефрейтор

  • НЕ В СЕТИ

  • Участники

  • 25 сообщений
  • Время: 04:14
  • 0 Спасибо!
  • Служба:КИВР
  • Пол:Мужчина

Отправлено 07 Июль 2013 — 18:26

Просмотр сообщенияStalker (07 Июль 2013 — 18:18) писал:

Уважаемые коллеги поделитесь у кого какие планы ИВР на осуждённых? (Типовая схема). Пользуетесь ли для составления рекомендациями ОБ, ОО, Производства, Тыла и базовыми типовыми программами?

У меня вопрос. А как вы его прикрепляете в ПТК?

Сообщение отредактировал wachmann: 08 Июль 2013 — 06:16

  • Наверх


#3

kot2012

    Подпрапорщик

  • НЕ В СЕТИ

  • Активные участники

  • 271 сообщений
  • Время: 06:14
  • 87 Спасибо!
  • Служба:УФСИН
  • Пол:Мужчина

Текущее настроение: Бодрый

Отправлено 08 Июль 2013 — 05:02

В ПТК прикрепляется в Word.

Сообщение отредактировал wachmann: 08 Июль 2013 — 06:17

  • Наверх


#4

ural120280

    Ефрейтор

  • НЕ В СЕТИ

  • Участники

  • 25 сообщений
  • Время: 04:14
  • 0 Спасибо!
  • Служба:КИВР
  • Пол:Мужчина

Отправлено 08 Июль 2013 — 05:26

Я так понял через электронное личное дело.

Сообщение отредактировал wachmann: 08 Июль 2013 — 06:18

  • Наверх


#5

kot2012

    Подпрапорщик

  • НЕ В СЕТИ

  • Активные участники

  • 271 сообщений
  • Время: 06:14
  • 87 Спасибо!
  • Служба:УФСИН
  • Пол:Мужчина

Текущее настроение: Бодрый

Отправлено 08 Июль 2013 — 12:14

Да,совершенно верно.

  • Наверх


#6

Станислав

    Поручик

  • НЕ В СЕТИ

  • VIP

  • 762 сообщений
  • Время: 09:14
  • 876 Спасибо!
  • Служба:Наставляю преступников на путь истинный…
  • Пол:Мужчина

Текущее настроение: Скучающий

Отправлено 08 Июль 2013 — 14:42

А зачем вообще план? Такое понятие как «план ИВР с осужденным» регулируется каким-то приказом?

  • Наверх


Поблагодарил (и): 1 пользователь:

#7

Airo

    Начальник отряда

  • НЕ В СЕТИ

  • VIP

  • 1 037 сообщений
  • Время: 08:14
  • 2029 Спасибо!
  • Служба:ОВР
  • Место службы:не скажу
  • Пол:Мужчина

Текущее настроение: Не трогать

Отправлено 08 Июль 2013 — 17:50

Идеи Великого Мао живы, китайский комсомол жив!

«Создадим себе трудности и с честью их преодолеем»

  • Наверх


#8

терорган

    Рядовой

  • НЕ В СЕТИ

  • Участники

  • 7 сообщений
  • Время: 04:14
  • 0 Спасибо!
  • Пол:Мужчина

Отправлено 08 Июль 2013 — 19:48

В мае было указание ФСИН о проведении занятий с начальниками отрядов и там же указано на обязательное составление планов ИВР с осужденными, которые необходимо приобщать к личным делам осужденных.

  • Наверх


#9

терорган

    Рядовой

  • НЕ В СЕТИ

  • Участники

  • 7 сообщений
  • Время: 04:14
  • 0 Спасибо!
  • Пол:Мужчина

Отправлено 08 Июль 2013 — 19:58

Щас разрабатываем свой план

Просмотр сообщенияkot2012 (08 Июль 2013 — 12:14) писал:

У вас в тероргане план приобщается к электронному или к бумажному личному делу? В указании ФСИН этот вопрос не уточнен.

Сообщение отредактировал терорган: 08 Июль 2013 — 19:56

  • Наверх


#10

Stalker

    Ефрейтор

  • Автор темы
  • НЕ В СЕТИ

  • Участники

  • 29 сообщений
  • Время: 03:14
  • 0 Спасибо!
  • Пол:Мужчина

Отправлено 08 Июль 2013 — 20:20

Просмотр сообщениятерорган (08 Июль 2013 — 19:58) писал:

Щас разрабатываем свой план

У вас в тероргане план приобщается к электронному или к бумажному личному делу? В указании ФСИН этот вопрос не уточнен.

И туда и туда

Просмотр сообщенияСтанислав (08 Июль 2013 — 14:42) писал:

А зачем вообще план? Такое понятие как «план ИВР с осужденным» регулируется каким-то приказом?

Приказ МЮ №259 III. Организация воспитательной работы в отряде:
17. Непосредственно организует работу начальников отрядов начальник отдела по воспитательной работе с осужденными, который обеспечивает:
разработку планов воспитательной работы в учреждении, определение задач, форм и сроков проведения мероприятий совместно с отделами и службами ИУ;
контроль за составлением и выполнением начальниками отрядов квартальных планов воспитательной работы и планов индивидуальной работы с осужденными;

  • Наверх


#11

Stalker

    Ефрейтор

  • Автор темы
  • НЕ В СЕТИ

  • Участники

  • 29 сообщений
  • Время: 03:14
  • 0 Спасибо!
  • Пол:Мужчина

Отправлено 08 Июль 2013 — 20:36

Кто нибудь ужо сделал? Делитесь!

  • Наверх


#12

Станислав

    Поручик

  • НЕ В СЕТИ

  • VIP

  • 762 сообщений
  • Время: 09:14
  • 876 Спасибо!
  • Служба:Наставляю преступников на путь истинный…
  • Пол:Мужчина

Текущее настроение: Скучающий

Отправлено 09 Июль 2013 — 10:05

Просмотр сообщениятерорган (08 Июль 2013 — 19:48) писал:

В мае было указание ФСИН о проведении занятий с начальниками отрядов и там же указано на обязательное составление планов ИВР с осужденными, которые необходимо приобщать к личным делам осужденных.

А указание можно в студию?! В августе была инспекторская, слова не сказали за планы. План бумажный, дневник электронный — тупость в нашей системе частенько зашкаливает!!!

  • Наверх


#13

Airo

    Начальник отряда

  • НЕ В СЕТИ

  • VIP

  • 1 037 сообщений
  • Время: 08:14
  • 2029 Спасибо!
  • Служба:ОВР
  • Место службы:не скажу
  • Пол:Мужчина

Текущее настроение: Не трогать

Отправлено 09 Июль 2013 — 16:40

Прошу вдуматься в эту фразу: План индивидуальной работы с осужденными, а не индивидуальные планы работы.
У меня есть список индивидуальных бесед рассчитанный на пару лет из расчёта раз в квартал, который с некоторой натяжкой можно назвать планом, но для чего подобный перечень пихать в ПТК, да ещё с привязкой на каждого осуждённого, увольте, не понимаю…. для проверяющего?
А вообще то, если память мне не изменяет, есть отдельный приказ по организации планирования, где четко прописаны все виды планов.

P.S. Такими темпами, с чьей нибудь легкой руки опять вернёмся к ежедневному планированию….
«08:00 — 08: 30 — утренняя проверка
08: 30 — 12:00 — работа с документацией
12: 00 — 17:00 — подвиг….»

  • Наверх


#14

Stalker

    Ефрейтор

  • Автор темы
  • НЕ В СЕТИ

  • Участники

  • 29 сообщений
  • Время: 03:14
  • 0 Спасибо!
  • Пол:Мужчина

Отправлено 09 Июль 2013 — 20:45

Просмотр сообщенияСтанислав (09 Июль 2013 — 10:05) писал:

А указание можно в студию?! В августе была инспекторская, слова не сказали за планы. План бумажный, дневник электронный — тупость в нашей системе частенько зашкаливает!!!

Вам же пишут в мае было указание причем тут инспекторская в прошлом августе

  • Наверх


#15

kot2012

    Подпрапорщик

  • НЕ В СЕТИ

  • Активные участники

  • 271 сообщений
  • Время: 06:14
  • 87 Спасибо!
  • Служба:УФСИН
  • Пол:Мужчина

Текущее настроение: Бодрый

Отправлено 10 Июль 2013 — 03:00

План берется из базовых типовых программ с различными категориями осужденных.

  • Наверх


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить расписание учебных занятий в школе
  • Как найти инстаграм зная почту
  • Как найти свой spin код
  • Как найти дефект масс атома лития
  • Как найти капот в цвет