Как составить план развернутого ответа на вопрос

   Развёрнутый ответ на проблемный вопрос пишется по алгоритму сочинения-рассуждения.                    

    План

1. Тезис. (Прямой краткий ответ на проблемный вопрос).

2. Доказательства. (2-3 абзаца. Аргументировать свой ответ на проблемный вопрос, обращаясь к тексту произведения, подтверждая основную мысль цитатами из текста произведения. Цитаты должны быть короткими).

2. Вывод. (Опираясь на приведённые аргументы, сформулировать обобщающий вывод).

*

Литература. 9 класс. Образец развёрнутого ответа на проблемный вопрос:

Какие проблемы, имеющие государственное значение, волнуют Ломоносова в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол….»?

          В «Оде на день восшествия…» М.В. Ломоносова волнуют проблемы процветания России и дальнейшего укрепления и развития государства. Мир («возлюбленная тишина») – главное условие благополучия страны. Мир также является важной предпосылкой для развития просвещения в России, без которого автор не мыслит будущего могущества страны.

            Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту оды и своим жизненным наблюдениям. Нам ли, донецким жителям, не знать, что отрадой царств земных является «возлюбленная тишина»? Мы ли не мечтаем о мире? Сохранить мир в стране можно только при условии, что держава будет сильной, развитой, могучей, готовой дать отпор любому сильному противнику. В связи с этим автор оды ставит проблему решающей роли науки и просвещения в развитии страны.

            Великий сын русского народа считает, что огромные  богатства необъятной России могут быть открыты и освоены с помощью науки. «Богатство земли русской Сибирью прирастать будет и морями студеными», — утверждал  Михаил Ломоносов. Для освоения природных богатств требуются грамотные люди, поэтому автор оды призывает российское юношество к благородным свершениям на благо родной земли: «Дерзайте ныне ободренны…». Верой в неиссякаемые силы и возможности простых людей из народа пронизаны слова автора о том,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

           Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать вывод, что важнейшие проблемы, которые имеют государственное значение и волнуют Ломоносова, — это мир и просвещение. Нам, юношеству, поднимающемуся на смену старшему поколению, предстоит серьёзно заняться науками, потому что нас ожидает отечество «от недр своих».

*

  Возможные клише к сочинению (они вам пригодятся и для написания экзаменационного сочинения)

Как начать?

Можно начать с ответа на данный вопрос. Можно добавить небольшое рассуждение об актуальности и жизненности этого вопроса.

Как связать вступление и аргументы?

Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями:

 — Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения.

 — Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта.

 — Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

 — Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

 — В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и  примерам, взятым из жизни.

Как ввести в сочинение аргументы?

Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса приведём слова автора:

Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое),  мне хотелось бы привести пример из жизни.

Как завершить сочинение?

Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.

Думаю, мы убедились, что …

Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что …

Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что…

Всё сказанное убеждает нас в том, что …

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: …

Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше.

Научиться выполнять задание 28 на самый высокий балл поможет пособие «Сложный план развернутого ответа».

Здесь вы найдете:
• методические рекомендации по выполнению задания;
• критерии оценивания его выполнения экспертами;
• тренировочные упражнения;
• ответы к ним;
• теоретический материал.

Получите ответы на вопросы:
• Что такое план ответа по теме и зачем он нужен?
• Как правильно определить, какие пункты должны присутствовать в плане обязательно?
• Наличие какого пункта в плане позволит раскрыть указанную тему по существу?

Алгоритм составления сложного плана по обществознанию (задание 28)

Методические рекомендации по составлению сложного
плана по обществознанию.


Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную
тему. • Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них
главную мысль. • Озаглавьте каждую часть; в каждой части выделите несколько
положений, развивающих главную мысль.

• Проверьте,
не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с
предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.

• В случае
необходимости внесите корректировки.

• Помните,
что план должен охватывать основное содержание темы.

• В
заголовках (пунктах и подпунктах) нежелательно повторять сходные формулировки.

При составлении сложного плана развернутого ответа
можно воспользоваться универсальным алгоритмом:

1. Понятие,
сущность…

2.
Характерные черты, основные принципы…

3.
Специфические признаки…

4. Важнейшие
задачи, основные функции…

5. Формы,
типы, виды, классификации…

6.
Структура…

7. Основные
этапы, стадии развития…

8.
Особенности развития…

9. Тенденции
развития в современном мире, в РФ…

10. Значение
… в развитии общества, личности.

Разбираем задание на составление сложного плана
развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

Выполнение этого
задания предполагает:

1)
корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной
теме;

2) полноту
отражения основного содержания в плане;

3)
соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Основным
условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное
и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого
материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности,
оперативных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении
заданий выпускникам предстоит
:

а) с одной
стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный
материал;

б) с другой
стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного
плана;

При составлении
сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1)
представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную
мысль;

3)
озаглавьте каждую часть;

4) в каждой
части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;

5)
проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий
пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;

6) в случае
необходимости внесите корректировки;

7) помните,
что план должен охватывать основное содержание темы;

8) в
заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные
формулировки.

Есть ли модель
для составления плана?

Главное –
мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание
предложенной темы.

Помните,
что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты
могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую
схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

1. Сначала
необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько
вариантов. Например:

1) Что
такое…

2) Понятие…

3)
Определение…

2. Затем,
если возможно, выделите следующие моменты:

1) Причины
возникновения (появления, развития)… Этот пункт можете детализировать в
отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.

2) Подходы к
определению понятия… (сущности…). Например: — Теории происхождения… —
Взгляды мыслителей на… Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах,
перечислив эти самые подходы.

3. Далее
выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые
характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

4. Функции…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые
функции.

5. Типы
(виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)… Этот пункт можете
детализировать в отдельных подпунктах.

6. Значение
(роль, последствия, тенденции, цель)…

7.
Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

8. Пути
решения Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

Источник: http://4ege.ru/obshestvoznanie/3187-algoritm-raboty-s-zadaniem-b8-po-obschestvoznaniyu.html

Алгоритм работы с заданием 28

1.
Внимательно прочитайте вопрос.

2.
Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос.

3. Помните
, что сложный план должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или
более детализированы в подпунктах.

4. Формулировки
плана должны быть корректны и соответствовать заданной теме.

5. Пункты
плана должны по возможности полно отражать основное содержание в плане.

 
Примеры составленных планов:

Гурустарр,

я вам предлагаю отбросить схемы и писать прямо как пишется.

Полагайтесь не на ум и понятия, а на чувство и ощущения.

Ум часто ошибается и врёт, потому что его схемы не могут угнаться за многообразием реальных ситуаций.

Чувство — всегда конкретно и привязано к факту, а не к ментальной абстракции.

Можете так и писать:

мне видится …,

я воспринимаю это как …,

это похоже на …,

это пахнет …

Такой подход внесёт и больше вашего личного выражения, и избавит от излишней категоричности, которая

тут многим свойственна.

Старайтесь ориентироваться на чувство собственного комфорта — тогда

и читателю будет комфортно.

Удачи вам!

Содержание

  1. Как правильно писать планы развернутого ответа
  2. Как писать планы развернутого ответа по обществознанию ЕГЭ
  3. Развернутый план и тезисный план: как это писать
  4. Виды планов
  5. Какие существуют требования
  6. Алгоритм составления тезисного плана
  7. Как составить развернутый план
  8. Чем различаются тезисный и развернутый планы
  9. Примеры
  10. Развернутый
  11. Тезисный
  12. Как писать развернутый план ответа по обществознанию. Задание 28 ЕГЭ.
  13. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  14. История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
  15. Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
  16. Оставьте свой комментарий
  17. Подарочные сертификаты

Как правильно писать планы развернутого ответа

Самый ТОП в обществознании

Здесь все, что надо знать
по обществознанию

Самый ТОП в обществознании

Здесь все, что надо знать
по обществознанию

Как писать планы развернутого ответа по обществознанию ЕГЭ

В экзамене по обществознанию в 28 задании сдающим предлагают написать план развернутого ответа на предложенную тему. Многие не понимают суть задания. Однако понять суть не самое сложное в этом задании, самое сложное дать полноценный ответ, ибо он требует максимального знания теории.

Итак, от Вас требуется написать план ответа на предложенную тему. чтобы понять суть задания, перефразирую его. Вас просят составить оглавление к теме, проще говоря, содержание книги, лекции (как угодно) по заявленной теме. Справится с этим заданием возможно лишь зная теорию по обществознанию, понимаю структуру той или иной лекции.

Постараемся Вам помочь в оформлении этого задания.
План должен минимум состоять из 3-х пунктов, два из которых должны быть раскрыты в подпунктах (идеальный вариант 5-8 пунктов). Пункты мы пишем арабскими цифрами, подпункты оформляем русскими буквами.

Первым пунктом отражаем понятие главного термина в заявленной теме.
На примере, рассмотрим план на тему «Общество как динамическая система». Главный термин здесь общество. Следовательно первый пункт будет выглядеть так:
1. Понятие общества.

Вторым пунктом могут идти признаки главного термина (обязательно расписывать все известные Вам признаки, ибо не написав один из них, это будет означать для проверяющего лишь одно, Вы не знаете этот признак).
2. Признаки общества:
а) целостность;
б) открытость;
в) устойчивость;
г) динамичность.

Третьим пунктом можно расписать функции:
3. Функции общества:
а) производственная;
б) репродуктивная;
в) социализирующая;
г) регулирующая.

Четвертым пунктом можно расписать виды предмета повествования, однако в нашем примере мы этого делать не будем, так как нам надо расписывать общество в узко-направленном русле — динамическая система. Общество как систему характеризует наличие связанных между собой подсистем (сфер) общественной жизни о них и будем писать в заявленном плане.
4. Подсистемы общества:
а) экономическая;
б) политическая;
в) социальная;
г) духовная.

Пятым — седьмой пункт должен включать в себя всю остальную информацию относительно заявленной темы. В нашем примере, мы покажем динамичность общественной системы через общественные процесс и его направления.
5. Общественный процесс и его виды:
а) прогресс;
б) регресс.
6. Формы общественных изменений:
а) революция;
б) реформа;
в) эволюция;
г) модернизация.

Последним пунктом рекомендую Вам отражать роль заявленной темы в современном обществе.
7. Роль общества как системы в жизни человека.

Источник

Развернутый план и тезисный план: как это писать

Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?

Виды планов

Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.

Различают два вида планов:

  • простой (краткие заголовки главных частей текста);
  • сложный (развернутый); в развернутом плане, кроме основных пунктов, есть подпункты, которые уточняют и раскрывают содержание раздела.

По типу языкового оформления:

Вопросный от назывного отличается построением.

Назывной Вопросный
1. Птицы, зимующие у нас. 1. Какие птицы зимуют у нас?
2. Перелетные птицы. 2. Какие птицы улетают на юг?
3. Поможем птицам перезимовать. 3. Как помочь птицам перезимовать?

Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:

  1. Испекся Колобок.
  2. В лесу: заяц, волк, медведь, лиса.
  3. Съели Колобка.

Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.

Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:

  1. Бабушка и Дедушка собрали остатки припасов и испекли Колобок.
  2. Колобок убежал от Бабушки и Дедушки в лес.
  3. Колобок встретил Зайца и с шутками-песнями сбежал от него и т. д.

При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.

Пример — роман «Евгений Онегин»:

  1. «Онегин, добрый мой приятель…».
  2. «Деревня, где скучал Евгений…»
  3. «По имени Владимир Ленский…» и т. д.

Какие существуют требования

  • Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
  • Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
  • Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
  • Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.

Алгоритм составления тезисного плана

Составление ведется по одному алгоритму:

  • прочитать;
  • разделить на части по смыслу;
  • озаглавить каждую часть.

Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:

  1. Внимательно (несколько раз) прочитайте текст.
  2. Сформулируйте основную тему: про что, о чем, зачем это написано.
  3. Выделите основные части. Сформулируйте основную мысль каждой из них.
  4. Прочитайте текст еще раз, соотнося с тем, что у вас получилось; проверьте, нет ли несоответствий, противоречий или повторов; если заметили пропущенные важные детали — запишите, но не увлекайтесь, не перегружайте план.
  5. Проверьте готовый план, попробуйте по нему пересказать текст.

Как составить развернутый план

Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.

В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:

  • разделить текст на основные части, озаглавить их;
  • пункты разделить на подпункты, прописать самые важные элементы, увязать их в логическую систему;
  • проверить, чтобы не пропустить важные моменты и исключить повторы.

Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.

Чем различаются тезисный и развернутый планы

По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.

Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.

Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.

Примеры

На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.

Развернутый

  1. Онегин — ключевой образ романа:
  • культурная среда, в которой жил Онегин;
  • возможные прототипы.
  1. Раскрытие образа:
  • детство, воспитание;
  • отношение к высшему свету;
  • Онегин и Ленский;
  • Онегин и Татьяна;
  • отношение автора к герою.
  1. Заключение: эволюция характера Онегина.

Тезисный

Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:

  1. Роман «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», а главный герой — типичный молодой дворянин-помещик начала XIX века. Это собирательный образ, в котором угадываются черты многих современников поэта — П. Чаадаева, А. Раевского и самого Пушкина.
  2. В начале романа Онегин, столичный житель, которому успел надоесть высший свет, попадает в деревню. Знакомство с поэтом Ленским и Татьяной Лариной — толчок к эволюции характера героя. Привычное высокомерие Онегина к Татьяне, к Ленскому, приведшее к дуэли, отъезд из деревни и новая встреча с Татьяной в Петербурге — эпизоды драмы Онегина как «лишнего человека», не видящего места для себя. Пушкин не жалеет и не осуждает своего героя, а отражает в его образе судьбу своего поколения.
  3. Евгений Онегин в конце романа — тот же скучающий и разочарованный светом человек, но уже не легкомысленный и циничный, а переживший глубокую душевную драму.

Источник

Как писать развернутый план ответа по обществознанию. Задание 28 ЕГЭ.

Написание развернутого плана по обществознанию.

Существуют несколько форм написания плана, и вот некоторые из них:

Данный список универсальный и подходит для любой отрасли

2.Какие бывают формы….?

3.Какие существуют виды….

4.Какими признаками обладает ……?

5.Какие существуют функции….?

6.Какова роль (значение)…… ?

Также существует тезисная форма, при которой каждый пункт плана подробно расписывается, но я его не рекомендую использовать, т.к. это занимает много времени, при условии что у вас на ЕГЭ время ограниченно.

Используя образцы, составьте в соответствии с ними развернутый план.

1.Понятие «мировая торговля»

2.Формы мировой торговли

3. Виды мировой торговли

Б) в рамках объединений ( СНГ, ЕС)

4. Признаки мировой торговли

А) носит мировой характер

Б) осуществляется в интересах государства

5.Функции мировой торговли

6. Значение мировой торговли в экономике

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 891 человек из 79 регионов

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1046 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 37 человек из 18 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-171033

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике

Время чтения: 1 минута

Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах

Время чтения: 2 минуты

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

Время чтения: 2 минуты

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Windows boot manager как исправить ошибку
  • Как исправить ошибку в отчете сзв стаж
  • Как найти шахту по gps аризона
  • Как найти гмт центров окружностей
  • Найти как я люблю свою собаку