Как составить план развития ребенка в школе

Программа индивидуального развития обучающегося

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

·   поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

·  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

·   развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

·  формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

·   содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

·   закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

 Работа проводится в четыре этапа:

1 этап – информационно-аналитический

2 этап – организационно-деятельностны

3 этап – контрольно-диагностическ

4 этап — результативно-коррекционный

1 этап — информационно – аналитический

Цель этого этапавыявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:

— наблюдение

-анкетирование (самого подростка, его родителей)

-собеседование

— изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)

По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»

1.Дата рождения

2.Место жительства

3.Родители

4. Состояние здоровья

5.Дополнительное образование

6. Итоги прошлого учебного года

7.Особенности личности

Подпись ученика

 Подпись родителей

Подпись классного руководителя

2 этап — организационно-деятельностный

Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.

Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

-постановка цели на каждую четверть или на полугодие

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)

Индивидуальный план развития

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.

2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?

1 четверть.

Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности

2 четверть

Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах

3 четверть

Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.

4 четверть

Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .

3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.

Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.

Я сам собой очень доволен!

Подпись ученика

Подпись родителей

Подпись классного руководителя

 3 этап – контрольно-диагностический

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.

Задачи:

      1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:

— диагностика познавательной деятельности учащихся;

— исследования эмоционально-личностной сферы;

— диагностика межличностных отношений;

— диагностика психологического здоровья;

— исследование в области профориентации.

      2.  Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.

Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима. 

Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы

График компетентности

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

http://21423s06.edusite.ru/images/bezyi.jpg 

4 этап – коррекционно-развивающий 

Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.

На основе диагностических данных  (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

     Воспитанник,  самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:

  1. Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.

  2. Составление и заполнение индивидуального плана

  3.  Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .

  4. Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка

  5. Составление и заполнение «Карты успешности ученика»

  6. Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.

  7. По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат

Технологическая цепочка

классного часа по целеполаганию 

1.      Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).

2.      Выстраивают цели по приоритетам.

3.      Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.

4.      Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.

5.      Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.

6.      Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.

7.      Записываются поручения в индивидуальный план успешности

8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.

9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта

КАРТА УСПЕШНОСТИ

обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ

Миличкина Дениса

Данные

Дехканов Р.М.,

педагог дополнительного образования

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 485

с углубленным изучением французского языка

Московского района Санкт-Петербурга.

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 ОТ СОЗДАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ

Одним из условий эффективности обучения детей школьного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый ученик может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Одним из решений в данной ситуации может быть составление и реализация программы индивидуального развития ребенка. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого ученика исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей (учителей) необходимо составить индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и учителями.

Этапы реализации программы.

Реализация программы предполагает 3 этапа.

1 этап — информационно – аналитический

Задача этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы.

2 этап — организационно-деятельностный

Задача – составление и реализация индивидуального плана развития. Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план, в котором предполагается:

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

Определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных целей на предстоящий период. Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию. 

3 этап: результативно-диагностический. 

Задача данного этапа — углубленное психолого-педагогическое изучение развития ребёнка, выявление уровня развития его индивидуальных способностей за определённый период.  Приоритетные направления: диагностика познавательной деятельности, сферы межличностных отношений и эмоционально-личностной сферы. Составляется карта успешности развития ребёнка. Контрольная диагностика результатов развития познавательных способностей наметит дальнейшие пути самосовершенствования.

Психолого-педагогическая служба ОУ может осуществлять профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов школьного учреждения и семьи. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ОУ могут содержать элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.

Работу с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии можно построить по следующей схеме:

— выявление таких детей;

— собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

— составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка.

Совместная работа специалистов ОУ должна строиться по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности учителей. Тематика консультаций отражается в годовом плане школьного учреждения и составляется с учётом интересов учителей, актуальных проблем и годовых задач ОУ.

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ОУ должна строиться с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Индивидуальная развивающая программа, составленная педагогами ОУ должна содержать задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Пример педагогических задач:

-Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей ученика, для расширения круга интересов;

— Формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

— Содействие индивидуализации воспитания и образования.

При построении занятий необходимо соблюдать основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

— создание единых игровых ситуаций.

Обязательным направлением индивидуального развития ребенка является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в школу на собрании. 

Практика совместной работы специалистов, учителей и родителей ОУ имеет несколько положительных сторон:

-позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

-повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

-приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ОУ и классного руководителя. При этом решаются следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие учителями, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, можно открыть перед ребенком новые возможности его развития.

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Отдел образования и молодёжной политики Ядринской районной администрации

МБОУ «Советская средняя общеобразовательная школа»

Программа индивидуального развития ученика

Составитель:

классный руководитель 4–го класса

Калашникова Надежда Константиновна

Советское 2016

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Паспорт Программы.

2. Пояснительная записка.

3. Диагностика личности учащегося

4. Определение уровня воспитанности.

5. Характеристика учащегося с учетом их психологических особенностей

6. Характеристика учащегося по уровню сформированности умений, навыков и способам познавательной деятельности.

7. Диагностики изучения мотивационной сферы ребенка:

  • Диагностика «Градусник».

  • Диагностика « Краски».

  • Диагностическая методика « Номинация».

  • Анкета.

  • Диагностика «Настроение».

  • Диагностика изучения преобладающих мотивов

  • получения образования у ребенка.

  • Диагностическая методика №2 Анкетирование.

  • Диагностические исследования личности учащегося.

  • Задания для проверки особенностей памяти.

8. Основные направления работы с родителями.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы: «Программа индивидуального развития ребенка».

Основания для разработки программы:

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Закон об образовании РФ;

  • Устав школы.

Основной разработчик Программы: Калашникова Надежда Константиновна,

учитель начальных классов МБОУ « Советская СОШ» Ядринского района ЧР.

Программа является открытой для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов Программы.

Назначение Программы: Программа индивидуального развития ребенка предназначена для определения перспективных направлений для развития ребенка в соответствии с программой развития школы.

Цели Программы: помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности,нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителям; развитие самостоятельности и самоорганизации

Задачи Программы:

  • развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;

  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

  • изучение отношения ребенка к учебной деятельности;

  • определение уровня познавательных интересов и мотивов учения ребенка;

  • изучение читательских интересов;

  • определение уровня взаимоотношения ребенка в рамках формирования мотивации учения ребенка;

  • выявление особенностей самооценки ребенка.

 В Программе:

— отражены приоритетные направления и задачи развития ребенка;

— указаны сроки, мероприятия по выполнению поставленных задач;

— формы контроля и оценки эффективности выполнения программы.

Целевые показатели:

  • внедрение в практику работы классного руководителя научно проработанных программ воспитания ребенка, методических пособий, методов и средств воспитания и развития;

  • отслеживание динамики изменения в личностном росте и развитии учащегося;

  • изучение личности ребенка с помощью педагогической и психологической диагностики;

  • вовлечение ребенка в созидательную деятельность

  • организация коррекционной работы с ребенком.

Сроки и этапы реализации Программы:

1 этап—подготовительный

(сентябрь 2013 г.- декабрь 2013г.)

  • изучение современных технологий новаторов, психолого-педагогической литературы, обобщение их педагогического опыта;

  • аналитико-диагностическая деятельность;

  • изучение методик диагностики для определения тех или иных качеств ребенка;

  • поиск форм, методов, способов развития ребенка;

  • психолого-педагогической литературы;

2 этап—практический

(январь 2014 г.- май 2014 г.)

  • использование диагностических методик для самооценки, самоанализа и самокоррекционной работы;

  • использование на практике разных приемов, методов развивающей работы;

  • наблюдение динамики духовного роста учащегося;

  • прогнозирование развития изучаемой проблемы.

3 этап— обобщающий

( сентябрь 2015 – декабрь 2015г)

  • определение уровня особенностей личностного качества ребенка; соотношение результатов работы;

  • обработка результатов роботы;

4 этап — определение перспектив и путей развития ребенка

( январь — май 2016 г.)

Перечень основных мероприятий Программы :

1 этап: диагностические исследования личности ребенка, установление дружеских контактов с ним;

2 этап: вовлечение ребенка в разнообразные виды деятельности, использование различных методов и приемов для изучения устойчивых свойств ребенка ( способности, характер) и неустойчивых ( поступки, психические состояния)

3 этап: организация целенаправленной и эффективной индивидуальной работы с ребенком;

4 этап: дальнейшее изучение возможностей продвижение на пути собственного развития;

5 этап: коррекционная работа.

Программа направлена:

1) на развитие творческих способностей,

2) на содействие саморазвитию личности,

3) на создание условий для активизации усилий ребенка по решению собственных проблем,

4) на отслеживание достижений развития ребенка.

Программа позволит замечать возникающее психологическое неблагополучие, предупреждать появление серьезных проблем у ребенка, определяет формы и методы работы с учеником.

Основными принципами функционирования Программы являются:

  • Дифференцированность: учет возрастных особенностей и специфики работы с учащимися;

  • Аксиологичность: формирование у детей мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку;

  • Многоаспектность: сочетание различных направлений ( социального, психологического, образовательного) целевой профилактической работы;

  • Последовательность;

  • Преемственность.

В ходе работы над Программой :

1. Изучить необходимую литературу / педагогическую и психологическую/;

2. Постановка целей и задач исследования ребенка;

3.Подготовка диагностического материала;

4. Собственно диагностическое исследование;

5. Обработка материалов;

6. Определение дальнейшего плана действий;

7.Коррекционная работа и оказание конкретной помощи ребенку.

8.        Проводить анкетирование родителей : а) Анкета «Наш ребенок», б) «Способности моего ребенка», в) «Рекомендации к самоподготовке».

9. Проводить родительские собрания и классные часы об обучении и воспитании учащихся.

Исполнители Программы

Классные руководители, педагоги дополнительного образования, родители.

Система организации контроля за исполнением программы:

  • Классный руководитель представляет отчет по итогам работы социальным педагогам и заместителям директора по воспитательной работе.

Методы работы при реализации Программы:

  • индивидуальные развивающие занятия,

  • психологические тренинги,

  • беседы,

  • ролевые игры,

  • тестирование,

  • анкетирование,

  • диагностирование.

Программа индивидуального развития ребенка основывается на признании необходимости реализации следующих основных направлений:

  1. Дальнейшая перестройка учебного и воспитательного процессов;

  2. Изменение форм и методов работы:

  3. Ориентация ребенка на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.

  4. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания. 

  • Ожидаемые конечные результаты:

  • развитие общеучебных умений ребенка;

  • развитие и совершенствование интеллектуальных умений;

  • развитие эмоционально-волевой сферы;

  • формирование положительной « Я-концепции»;

  • развитие мотивационно – потребностной сферы;

  • обновление содержания воспитательной и диагностической работы.

Характеристика ученика.

Краснова Мария поступила в 1 класс МБОУ « Советская СОШ» 1 сентября 2013 года. Она проживает по адресу: Ядринский район, д. Липовое, улица Липовская, д.38.

Семья, где воспитывается Мария, полная, малообеспеченная, многодетная, благополучная. Родители активно посещают мероприятия и родительские собрания. В семье хорошие взаимоотношения.

1. Состояние здоровья. Основная группа здоровья. Без уважительных причин не пропускает учебные занятия. Никогда не опаздывает на занятия.

2. Тип темперамента: спокойный, настойчивый, упорный .

3. Черты характера: честность, тактичность, ответственность, активность.

4. Особенности памяти, речи. Память зрительная, кратковременная, запоминает материал.. Речь выразительная, читает быстро и с интонацией. Голос спокойный, говорит неторопливо, грамотно.

5. Учебные характеристики: имеет средний запас слов; владеет средним объемом информации; свободно рассуждает на различные темы; техника чтения выше нормы; любит все предметы; на уроках не отвлекается; всегда выполняет домашние задания.

6. Мотивационные характеристики:

  • настойчива в поиске решения заданий;

  • прилагает много усилий для завершения действий;

  • нуждается в минимуме указаний со стороны учителя;

  • очень чувствительна к мнениям других;

7. Творческие характеристики:

  • любознательная;

  • проявляет интерес ко всем предметам;

  • часто предлагает необычные ответы;

  • любимые занятия—- чтение книг, рисование.

  1. Характеристика ученика как лидера:

  • берет на себя ответственность;

  • любят и уважают одноклассники;

  • лидер в нескольких видах деятельности;

  • общественное поручение – библитотекарь;

  • активно участвует во всех мероприятиях;

  • хорошие отношения с родителями, с учителями и одноклассниками.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ Красновой Марии

 Уровень воспитанности: 87,5 %. (Оптимальный уровень воспитанности).

Качества

Самооценка

ученика

Оценка

родителей

Оценка

актива

класса

Оценка

классного

руководителя

Итого

1

Вежливость

5

4

5

4

18

2

Гуманность

5

4

5

4

18

3

Трудолюбие

5

5

5

5

20

4

Честность

5

4

5

4

18

5

Бережливость

5

4

4

4

17

6

Активность

5

5

4

4

18

7

Любознательность

4

5

4

4

17

8

Дисциплинированность

4

4

4

4

16

9

Отношение к спорту

5

4

4

4

17

10

Терпеливость

4

4

4

4

16

47

43

44

41

175

Выводы: Самооценка ученика выше, чем оценки родителей, актива и классного руководителя. У Марии оптимальный уровень воспитанности . 87,5 % Краснова М. учебе способный, на уроках активная. Она требовательная к себе и другим. Не всегда уверенная в своих силах. От учителя требуется минимум указаний для выполнения заданий.

Рекомендации: помочь реализовать себя в учебной и общественной деятельности, воспитывать уверенность и самостоятельность.

Формы работы: индивидуальная работа с учеником, организовать помощь в учебной деятельности, проведение бесед, анкетирование учащегося.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Знать особенности мотивационной сферы и системы отношений ребенка к миру и самому себе необходимо для создания условий успешного развития и личностного роста.

Отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития происходит в процессе школьного обучения и воспитания. Собирается и накапливается информация о различных сторонах психической жизни ребенка и динамике развития. Диагностический минимум, адаптированный к нашим условиям, позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы – “психологически благополучных” детей и детей “с проблемами обучения и развития”. По данным диагностики выводится психологический статус ребенка, включающий следующие характеристики: особенности познавательной сферы; особенности поведения и общения школьников; особенности личностно-мотивационной сферы;

На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения и воспитания. Это предполагает, что учебно-воспитательный процесс может гибко изменяться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые пришли обучаться в данную школу. Результаты помогают педагогам ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями.

Разрабатывается система действий, конкретных мероприятий, которые помогают преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы. Коллективные рисунки, большие психологические игры, тренинг психологической безопасности в школе – все это помогает преодолеть трудности в адаптации ребенка к школе.

Формирование человека, имеющего нравственные идеалы, разностороннее образование, четкую гражданскую позицию, невозможно без признания неповторимости и ценности личности каждого ребенка. Только такой человек сможет найти свое место в обществе, реализовать свои способности, жить полноценной жизнью.

  ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащегося, взаимоотношения со сверстниками, родными. Взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого можно использовать психолого-педагогические методы изучения личности ребенка. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.

Основные задачи диагностики: 1) Определить уровни развития ребенка. 2) Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.3) Увидеть норму и отклонение. 4) Проанализировать полученные факты. 5) Установить причины изменений. 6) Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Успех педагогической деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения во внутренний мир ребенка, понимания его состояния, мотивов, поведения, доминирующих потребностей направленности личности. Изучить самооценку, уровень притязаний, особенности и черты характера ученика— значит определить пути эффективности индивидуальной работы с учеником.

Изучение личности ученика, его интересов, способностей, возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности— необходимое условие для развития ученика.

Педагогическая диагностика решает следующие проблемы:

  1. Что изучать?

  2. Какими методами?

  3. Как измерить состояние педагогического процесса?

  4. Как измерить степень подготовки учащегося?

  5. Как фиксировать и использовать результаты?

Принципы изучения личности ученика реализуется в конкретных методах сбора информации о нем в трех направлениях:

1. Информация:

а) о знаниях ученика;

б) о его умениях;

в) о его навыках.

2. Информация о ценностных ориентациях.

3. Информация об индивидуальных проявлениях и творческих возможностях.

Выявлено 4 группы методов и методик педагогической диагностики:

1.       Обычное наблюдение в условиях организации отдельных дел.

2.       Через оценку того или иного мероприятия.

3.       Выявление эмоционального отношения непосредственно в поступках или поведения. Сделанный выбор является показателем эмоционально-нравственной сформированности личности учащегося.

4.       Выявление эмоционального отношения посредством опросов, анкетирования и др.

 ИЗУЧЕНИЕ и ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ.

  1. Привитие навыков работоспособности и воспитания ответственного отношения к трудовой деятельности.

  2. Воспитание эстетической, нравственной культуры учащегося.

  3. Воспитание гражданственности.

  4. Изучение личности учащегося с помощью педагогической и психологической диагностики и организация коррекционной работы.

  5. Составление характеристики учащегося.

  6. Привитие санитарно- гигиенических навыков и навыков бережного отношения к собственному здоровью.

Изучать процесс и результаты развития ребенка по следующей схеме:

1. Сбор общих сведений о ребенке: пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни в семье.

2. Знакомство с режимом дня ребенка, использованием свободного времени, участием в домашнем труде.

3. Выявление основных характерологических особенностей ребенка

( преобладающее настроение, проявление самостоятельности, воли. трудолюбия, любознательности, общительности).

4. Выявление (путем наблюдения) основных реакций ребенка на различный тон и характер обращения к нему: задушевность, просьбу, строгость, предъявление требований.

5. Определение (путем наблюдения) способности ребенка руководить своими чувствами, желаниями, потребностями в конфликтных ситуациях и ситуациях свободного выбора.

6. Выявление самооценки ребенка, степени удовлетворенности собой. Своим поведением и успехами, его умения анализировать свои поступки и видеть себя со стороны.

7. Выявление культуры речи, общего кругозора ребенка, круга чтения и интересов, склонностей, отношения к музыке, кино, театру, к разным событиям.

8. Выявление отношения к учебному труду ( активность, настойчивость, прилежание, самостоятельность, организованность в учении, интерес к отдельным учебным предметам, ответственность в выполнении домашних заданий, мотивы учения, отношение к учебным успехам и неудачам своих товарищей.

9. Выявление отношения ребенка к физическому труду (привычки и умения обслуживать себя, интерес к выполнению трудовых поручений, проявление добровольности, инициативы, самостоятельности, точности, быстроты в выполнении трудовых дел, умение работать индивидуально и в коллективе).

10.Определение наиболее выраженных специальных способностей ребенка ( по результатам деятельности и ведущих занятий, особенно в свободное время).

11.        Особенности общения ребенка ( отношение с близкими, старшими, сверстниками, педагогами, незнакомыми. За что ценит взрослых, товарищей, друзей? Способен ли к сопереживанию другим людям? Конфликтность в общении, степень авторитарности, положение в коллективе, основные симпатии и антипатии ребенка в общении).

12.      Проявление нравственных качеств в поступках и поведении ребенка ( честность и справедливость, критичность и самокритичность, чувство собственного достоинства, ответственность и дисциплинированность в делах и поступках).

13.      Выявление общей направленности и уровня притязаний личности (личная, общественная, деловая направленность в деятельности и отношениях ребенка; ведущие мечты и идеалы и их отражение в деятельности; адекватность, завышенность или заниженность притязаний личности в деятельности и общении).

14.      Выявление особенностей темперамента ( проявление в деятельности и общении эмоций, частоты и быстроты их смены, скорость и переключение внимания, теми деятельности, слабость, сила, уравновешенность, подвижность, инертность высшей нервной деятельности).

В ходе диагностической деятельности можно использовать различные приемы и методы: педагогическое наблюдение, социологический опрос ( беседа, интервью, анкетирование), тестирование, создание педагогических ситуаций, методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки, изучение продуктов творческой деятельности ребенка.

Характеристика учащегося с учетом их психологических особенностей

№ группы

Ф. И. ученика /Краснова Мария/.

примечание

1 группа—уравновешанные

(с уравновешанными нервными процессами возбуждения и торможения)

Восприятие полное, разностороннее

+

На них ориентируются методические указания

Вдумчивость, сосредоточенность, внимательность

+

Речь ровная, выразительная, большой словарный запас

+

2 группа—« торопыги»( процесс возбуждения преобладает над торможением)

Поднимает руку, едва учитель задает вопрос, не выслушивает вопрос до конца

Для прочного закрепления в памяти материала нужно многократное повторение , усвоенные знания постоянно повторять.

Поверхность, неполнота, бедность восприятия—это сказывается на развитии памяти

Хорошо усвоив теорию, допускает ошибки на практике, нет обобщения

3 группа—ученики с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения

Неэмоциональность, замедленность

Если не создать условий, ребенок может потерять интерес к учебе, может стать робким, замкнутым. Для них важно организовать повторное восприятие изучаемого материала.

Медлительность. Неповоротливость, растянутость речи, невысокий темп работы,

Долго не может усвоить материал

Характеристика учащегося по уровню сформированности умений, навыков и способам познавательной деятельности.

группы

Ф И ученика / Краснова Мария/.

Примечание

Первая группа

Легко и быстро усваивает материал в максимальном объеме

Большую часть времени работает самостоятельно, получая творческие и проблемные задания

Отличаются способностью к обобщению материала, гибкостью мышления

+

Свободно переключается с одной умственной операции на другую

+

Вторая группа

Овладевает основным объемом знаний, определенных программой

Выполняя самостоятельные задания, работает чаще всего по образцу, необходимо более детальное объяснение

Выделяет главное лишь под руководством учителя

Умеет анализировать, делать несложные выводы на основе изученного

К обобщению материала в состоянии подойти лишь с помощью учителя

Третья группа

С большим трудом и не всегда в полном объеме усваивает материал

работает под руководством учителя, но ориентир на самостоятельную работу должен быть

Не может выделить главное, воспроизводит и обобщает материал плохо

Отличается инертностью мышления, затруднен переход от одного вида мышления к другому

  Диагностики изучения мотивационной сферы ребенка.

1. Диагностика «Градусник».

Называя учебные предметы, учащиеся раскрашивают их в соответствующий цвет .Цвет «синий» и « красный». Так можно определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.

Вывод: Краснова Мария, выполняя это задание, раскрасила синим цветом следующие предметы: русский язык, литературное чтение, чувашский язык и литература, математика, окружающий мир, рисование, музыка, физкультура, технология.

Английский язык она выделила красным цветом.

    1. Диагностика « Краски».

Нарисовано 10 кружочков. Раскрасить кружки в разный цвет, который выбирает ученик.

(Звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь). Если раскрашивает в темный цвет, это говорит о том, что она испытывает учебное затруднение.

3 .Диагностическая методика « Номинация». Краснова Мария распределила учебные предметы по номинациям.

Задание: распределить школьные предметы по следующим номинациям:

  • самый интересный учебный предмет—русский язык;

  • самый полезный учебный предмет—математика;

  • самый ненужный учебный предмет—технология;

  • самый трудный учебный предмет— английский язык;

  • самый легкий учебный предмет— чувашский язык;

  • самый веселый учебный предмет—физкультура.

Вывод: Краснова М. охотно посещает уроки, активно работает на уроках. Мария читает выше нормы, но иногда испытывает трудности при пересказе содержаний текстов. Она выделила трудным предметом английский язык. С ней необходимо проводить дополнительную работу по предмету. Необходимо научить понимать содержание текста и пересказывать, обогащать ее словарный запас, развивать связную речь.

4.       Для изучения отношения ребенка к внеклассным делам, к школе провела анкетирование.

  • Нравится ли тебе твоя школа? (да)

  • Нравится ли тебе твой класс? (да)

  • Нравится ли тебе жизнь вашего класса? (да)

  • Нравится ли тебе принимать участие в жизни своего класса? (да).

  • Участвуешь ли ты в делах класса? (да)

Вывод: Марии нравится школа. В классе у нее много друзей. Ее любят и уважают одноклассники. В социометрии у Марии было 4 выбора. Она заняла 3 место.

5 . Диагностика «Настроение».

Ребенок выбирает «человечков» и изображает рядом с учебными предметами.

Методика позволяет увидеть отношение к учению и к изучению отдельных предметов.

Вывод: Краснова М. относится к учебе сознательно. Она всегда аккуратно выполняет все домашние задания. Ей нравятся все предметы, кроме английского языка. Рядом с этим предметом она нарисовала грустного «человечка».

6 . Диагностика изучения преобладающих мотивов получения образования у ребенка.

Из этих предложений выбирайте 3 самых важных, которые имеют самое большое значение

1.—Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2.—Я стараюсь всегда выполнять требования учителя.

3.—Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями.

4. —Я хочу окончить школу и учиться дальше.

5.—Я хочу иметь хорошую работу.

6.—Я хочу получать хорошие и отличные отметки.

7.—Я хочу получать одобрение родителей и учителей.

8.—Я хочу, чтобы все обо мне думали хорошо.

9.—Я хочу быть лучшим учеником нашего класса.

10.—Я хочу отвечать на уроках лучше всех.

11.—Я хочу, чтобы учительница меня хвалила за мое поведение.

12.—Я хочу, чтобы меня не ругали за поведение мои одноклассники.

13.—Я не хочу получать плохие отметки.

14—Я не хочу, чтобы меня наказывали дома за учебу.

15— Мне нравится учиться.

16—Мне нравится делать домашние задания.

17— Мне нравится рассуждать на уроке.

18— Мне нравится решать трудные задачи.

Суждения: 1-3—- мотивы долга

4-6—мотивы самосовершенствования

10-12 —мотивы престижности

13-15—мотивы избегания

16-18—мотивация содержанием

19-20 –мотивы познания

Такая методика позволяет определить, какие мотивы в учебной деятельности являются приоритетными.

Вывод: Краснова Мария выделила следующие важные для себя мотивы: мотивы долга; мотивы самосовершенствования; мотивы престижности.

Маша никогда не опаздывает на уроки, без уважительных причин не пропускает учебные занятия. Ей нравится учиться в школе. К ней хорошо относятся и одноклассники.

  1. Диагностическая методика №2.

Анкетирование. Ответы на вопросы.

Краснова Мария ответила на вопросы анкеты.

1.        Тебе нравится в школе или не очень?

–не очень

-нравится

-не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома

-бывает по-разному

-иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

-не знаю

-осталась бы дома

-пошла бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится

-бывает по-разному

-нравится.

5. Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел (а) бы

-не хотел (а) бы

-не знаю

6. Ты хотел(а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю

-не хотел (а) бы

-хотел (а) бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

-часто

-редко

-не рассказываю

8. Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был другой учитель?

-точно не знаю

-хотел бы

-не хотел (а) бы

 9. У тебя много друзей в твоём классе?

-мало

-много

-нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

-нравится

-не очень

-не нравится

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

№ вопроса

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Анализ анкетирования

25-30 баллов высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки и замечания.

20-24 балла хорошая школьная мотивация.

19-11 баллов положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельности, интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.

10-14 баллов низкая школьная мотивация. Учащиеся сходят в школу без желания, иногда пропускают занятия, испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

Ниже 10 баллов негативное отношение к школе, школьная дезадаптация, испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками с учителем. Школа воспринимается как враждебная среда, проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя.

 Вывод: Краснова Мария успешно справляется с учебной деятельностью. Ей нравится учиться в школе. У Маши хорошая школьная мотивация.

 Диагностические исследования личности учащегося.

Большое внимание уделяется изучению личности каждого ученика. Педагогу необходимо изучать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, внимания, памяти…

1. Анкета. Любимый цвет— красный, любимое имя—Наташа, любимое дерево— сосна, любимый цветок— роза, любимый плод—банан, любимая ягода— виктория, любимый праздник— 8 Марта, любимый день недели— воскресенье , любимый певец— люблю слушать все песни, любимое животное— кошка, любимая книга— сказки, любимый предмет—математика.

2. а) На листке написано 10 раз слово «Я». Ребенок должен дать определение каждому « Я», рассказывая о себе и своих качествах.

Вывод: Мария в себе выделила только хорошие стороны:

я ….трудолюбивая, вежливая, симпатичная, здоровая, красивая, аккуратная, сильная, добрая, активная, скромная. Она не записала ни одно плохое качество. У нее высокая самооценка.

Б) Напиши, какие черты твоего характера тебе помогают, какие мешают.

Вывод:

Мария выделили черты характера, которые помогают или мешают ей.

Мне помогают—- трудолюбие, терпение.

Мне мешаютчасто забываю, упрямство.

Задания для проверки особенностей памяти.

1. Проверка слуховой памяти. Слушайте и запоминайте слова вместе с их порядковыми номерами. Правильный ответ—10 баллов, правильный ответ без номера—5 баллов.

1. снег 6. машина

2. ветер 7. солнце

3. книга 8. дождь

4. велосипед 9. ручка

5. фломастер 10 стол

2. Проверка зрительной памяти. Прочитайте слова и запишите их вместе с порядковыми номерами. Оценивается также

3. За 20 секунд нужно запомнить 10 чисел, а затем их записать.

43, 12. 31, 81, 72, 15, 4, 96, 10, 37.

90-100%—отличная память, 51-70 %—хорошая, 71-90% —очень хорошая, 31-50%— удовлетворительная.

Для подсчета количество правильных ответов умножить на 10.

4. Посмотри на карту знаков в течение 10 секунд и нарисуй таблицу.

9

2

В

Д

А

7( )

6

4

С

5

Х

В

Воображение.

1. Нарисовать цветок, которого нет в природе, дать ему название, описать его свойства.

2. Нарисуйте необычное здание(дом).

3. Нарисовать необычное средство передвижения.

О внимании и внимательности.

1. Для развития произвольного внимания переписать без ошибок зашифрованные слова: укпа (паук), ватра (трава), шинама (машина), шака (каша), кареч (речка), каруч (ручка).

2. Перепиши без ошибок . АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСК ЛАЛЛА ЕССЕНАРЕП

 3. В таблице подчеркните вертикальной чертой буквы: А М К З

ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОДЖКА

МФДЛИТГЕДИШАФЯИХОЮНЗКИШ

ТВЮФГРАМНОТЕКЛМЗАНГПЕАЛМ

 КАРТА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

1. ЗДОРОВЬЕ.

Группа здоровья

Хронические заболевания

Количество дней, пропущенных по болезни

основная

———————————

———————————-

2. СЕМЬЯ РЕБЕНКА.

Характеристика семьи

Состав семьи

Образование родителей

Полная

Малообеспеченная

Благополучная

В семье 6 человек. Бабушка и дедушка – пенсионеры.

Мать Краснова Елена Ивановна,

колхозница

Отец – Краснов Владимир Иванович, колхозник

Сестра – Иванова Анна, ученица 11 класса,

брат – Краснов Михаил, ученик 5 класса,

сестрёнка – Краснова Валентина, ГКП детей.

Средне-специальное

Средне-специальное

3. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. 

Способы познания ( зритель, слушатель, деятель)

Интеллектуальные умения ( анализ, синтез, обобщение)

Прочность усвоения знаний и умений

Легкость усвоения знаний

Слушатель

2 балла

1 балл

2 балла

Оцениваются уровни по трехбалльной шкале:

3 балла—— высокий

2 балла—— средний

1 балл —— низкий

  4. СОЦИАЛЬНО- ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ.

Товарищество

Патриотизм

Уважение старших

Доброта

Честность

Трудолюбие

Бережливость

Дисциплинированность

Прилежание

Любознательность

Любовь к прекрасному

Стремление быть сильной, ловкой, закаленной

2 балла 

2 балла

2 балла

3 балла

2 балла

2 балла

2 балла

3 балла

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

Месяц

Развитие интеллектуальных способностей и любознательности

Воспитание патриотизма

Воспитание

товарищества

Воспитание

честности

Воспитание

бережливости

Воспитание прилежания, аккуратности

Воспитание

дисциплинированности

Воспитание

любви к прекрасному

Сентябрь

Развивающие игры

Беседа

« Моя

малая

Родина»

Беседа

« Когда мои друзья

со мной»

Социометрия

Правила

для учащихся

Диагностика

«Градусник»

Общ. поручение-

затейник

Экскурсия

Октябрь

Диагностика

« Номинация»

Стихи и

рассказы

о Родине

Беседа

« Умей дружить»

Чтение

и обсужд.

рассказов

Постоянный

контроль

за внешним видом

Участие в

уборке класса

Беседа

о соблю-

дении

правил поведения

Концерт

для

учителей

Ноябрьь

Анкета

Рассказ

« Моя семья»

Классный

Час « Добро

и зло»

Анкетирование

Мотивы

учения /диагностика/

Диагностика

«Краски»

Правила

поведения

в школе, в

столовой

Мои

поделки из разных

материалов

Декабрь

Интеллектуальная

игра

Праздники

и обряды

чувашского

народа

Изготовление игрушек, украшение класса.

Диагностика

« Я….»

Рейд

по

сохранности учебных

принад-

лежностей

Диагностика «Настроение»

Правила

поведения

в обществен-

ных. местах

Праздник

возле елки

Январь

КВН по русскому

языку

Беседа

« Моя деревня»

Правила приветствия

Классный

Час «Каков мой

характер»

Беседа

« Каждой

вещи

свое место»

Индивидуальная

работа (объяснение

трудных тем)

Подвижные игры

Конкурс

рисунков

о зиме

Февраль

Проверка слуховой памяти

Рассказы

и стихи,

посвящ. 23 февраля

Мои друзья

Вежливые слова.

Неделя добрых дел

Задания для проверки особенностей памяти.

Правила

этикета

Подарок для папы

Март

Проверка

зрительной

памяти

Рассказы о

наших мамах

Подарок для мамы

Рассказы и их

обсуждение с учащимися

Читательские интересы школьника

Инсценирование сказки

Правила поведения в гостях

Утренник

«Мамин праздник».

Апрель

Викторина

« Животные»

« Весна-красна»

/рисунки/

Мои интересы

и мои возможности

Учебное общение учащихся

Воображение.

О внимании и внимательности.

Правила

этикета

День смеха

Май

Итоги года.

Скоро лето.

Утренник

« Прощай, 2 класс»

Мои успехи

Сувениры на память.

Мониторинг чтения учащихся.

Инструктажи

по ТБ и ПДД.

Правила

поведения

на воде.

Поход

Мониторинг проверки чтения по чувашскому языку. 

Фамилия, имя уч.

1 класс

В конце уч. года

2 класс

3 класс

4 класс в начале уч. года

1.

Краснова Мария

33

54

73

87

Мониторинг проверки чтения по русскому языку. 

Фамилия, имя уч.

1 класс

В конце уч. года

2 класс

3 класс

4 класс в начале уч. года

1.

Краснова Мария

48

67

89

98

ТАБЕЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ. / 2015- 2016 уч. г. 4 класс/

Предметы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Русский язык

5

5

5

5

Чтение

5

5

5

5

Родной язык

5

5

5

5

Литератур. чт.

5

5

5

5

Математика

5

5

5

5

Англ. язык

5

5

5

5

Окруж. мир

5

5

5

5

ИЗО

5

5

5

5

Музыка

5

5

5

5

Технология

5

5

5

5

Физкультура

5

5

5

5

 Параметры деятельности ученика в условиях различия мотиваций учения.

Учитель должен знать параметры деятельности ученика при позитивной и негативной мотивации учения. Эти знания необходимы для того, чтобы вовремя определить проблему ученика и создать необходимые условия на уроке, чтобы ученик мог реализовать себя и свои умения.

Исследования мотивации учения — необходимый аспект деятельности учителя. Проблема мотивации учения напрямую влияет и на преемственность в обучении, и на способность к творчеству.

Параметры деятельности ученика

Позитивная мотивация ученика

Негативная мотивация ученика

1.

Особенности целей учебной деятельности

должен хорошо учиться 

2.

Пробуждение к учебной деятельности

Интерес, потребность в деятельности

  —

3.

Уклонение от учебной деятельности

Отсутствует

Непродолжительно во времени

4.

Препятствия на пути проявления учебной мотивации

Не существуют

5.

Темп мотивационной деятельности

Быстрый, активный

6.

Учебная деятельность

Значительная

7.

Отвлекаемость во время учебной деятельности

Слабая, практически не выражена

8.

Фантазия и воображение

Средне выражено

9.

Интеллектуальная лабильность и гибкость

Легкий переход от одних мыслительных действий к другим

10.

Организация мыслительной деятельности

Осознанная и продуманная

11.

Наблюдательность в учебной деятельности

Средняя

12.

Настроение, желание работать

Высокое, хорошее настроение

13.

Потребность в волевом усилии

Небольшая, учение является необходимостью

14.

Затраты физических сил

Низкая физическая усталость

Участие Красновой Марии

на районных и республиканских мероприятиях, конкурсах.

Учебный год

Вид конкурса

Место

Награда

1.

2014-2015

Интеллектуальная игра младших школьников

участие

Сертификат

2.

2015-2016

Интеллектуальная игра младших школьников

участие

Сертификат

3.

2015-2016

«Русский Медвежонок»

участие

Диплом

4.

2015-2016

«Инфознайка»

участие

Диплом

5.

2015-2016

«Чĕвĕлти чĕкеç»

участие

Диплом

Начнём с основы, а именно — что же такое индивидуальный образовательный маршрут. Итак, ИОМ — система обучения, которая подстроена под цели и нужды ребёнка. Это могут быть как особые потребности по состоянию здоровья, так и целый набор дисциплин, которые ребёнок выбирает для углублённого изучения.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут «заточен» под ребёнка, и выбрать его можно как в классической общеобразовательной школе, так и в рамках альтернативного обучения. При учёбе на экстернате или семейном обучении осуществлять индивидуальный подход легче, но в школе это также возможно (право на индивидуальный подход в обучении закреплено во ФГОС).

Обучение по ИОМ предполагает не только особый набор предметов, которые нужны конкретному ребёнку, оно также может быть направлено на улучшение успеваемости — например, если у ребёнка есть академическая задолженность или ему не подходит стандартное расписание по причине профессиональных занятий спортом или творчеством.

При этом ИОМ может быть как по всем предметам, так и по отдельной дисциплине. Также индивидуальный маршрут обучения может составляться для ребёнка на период подготовки к ОГЭ или ЕГЭ по любому предмету — например, если родитель чувствует, что ребёнку нужно усиленно заниматься математикой, он может сообщить об этом учителю и обговорить ИОМ.

Кому подойдёт индивидуальный образовательный маршрут?

Каждый случай рассматривается индивидуально, но в целом можно выделить несколько групп учеников, которым рекомендован ИОМ:

  • Одарённым детям, чтобы лучше раскрыть их потенциал и способности в разных дисциплинах.
  • Детям, у которых есть академическая задолженность и которым нужен особый темп освоения дисциплин.
  • Ученикам, которые по состоянию здоровья не могут осваивать программу так же, как другие учащиеся.
  • Тем, кто усиленно готовится к поступлению в вуз, участвует в перечневых олимпиадах и делает упор на подготовку к ним.

ИОМ в школе и на семейном обучении

Семейное обучение — форма образования, где ответственность за освоение программы полностью берёт на себя семья. Ребёнок может учиться в любой точке мира, в удобное ему время и в своём темпе. Также на семейном обучении процесс построения индивидуального маршрута проще и быстрее — родители и ребёнок сами решают, что и в каком объёме изучать (конечно же, в рамках образовательной программы).

Что касается ИОМ в классической общеобразовательной школе, организация происходит по договорённости с педагогами и руководством учебного заведения. Однако для этого не всегда есть ресурсы — школа обязана учесть индивидуальные потребности и пожелания ребёнка, но в рамках тех возможностей, которые у неё имеются.

Как построить индивидуальный образовательный маршрут

Чтобы построить образовательный маршрут, нужно определиться с целями, которые вы перед собой ставите. Где-то будет достаточно дополнительных занятий по предмету после уроков, а где-то нужно перестроить обучение или задуматься об альтернативных формах образования — например, о семейном обучении.

Чтобы сформулировать цели и определиться со списком предметов, не лишним будет побеседовать с педагогами или наставниками. Также учителя могут сориентировать родителей по дополнительным опциям — например, если запрос связан не с образованием, а с социализацией ребёнка, и ему трудно общаться со сверстниками, — в рамках индивидуального маршрута ученику может может быть рекомендовано посещение педагога-психолога.

Если у ребёнка есть ограничения по состоянию здоровья, то индивидуальный маршрут составляется с учётом его диагноза и рекомендаций специалистов. Обычно это ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия, или другие структуры. Тогда к работе подключаются не только учителя-предметники, но и дефектологи, психологи, тьюторы. В общем, те специалисты, которые нужны ребёнку для хорошего освоения программы.

В целом же то, как будет строиться ИОМ, зависит от потребностей ребёнка. В классических учебных заведениях в этом вопросе могут помочь педагоги и администрация, а в онлайн-школах — менторы и наставники.

Например, в «ИнтернетУроке» составить собственный маршрут можно вместе с наставником. Он проводит беседы с родителями и ребёнком, мониторит успеваемость, напоминает о дедлайнах. А ещё — делает так, чтобы обучение соответствовало вашим целям и строилось на основе возможностей и приоритетов ребёнка. А если пока не знаете, какие цели перед обучением поставить, наставник поможет определиться.

Чек-лист для перехода на индивидуальный образовательный маршрут

Определитесь с целями. Обсудите с ребёнком, чего хотите достичь и куда планируете двигаться. От того, насколько чётко поставлены цели, зависит эффективность ИОМ и личностное развитие учащегося.

Важно! Если на данном этапе вы можете сформулировать цель лишь абстрактно, например «хотелось бы углублённо изучать математику», этого достаточно. ИОМ может меняться, ведь ребёнок и его развитие тоже не стоят на месте.

Пройдите профориентацию. Эта рекомендация актуальна для средней и старшей школы и может пригодиться, если вы пока не знаете, какой путь развития выбрать. С профориентацией могут помочь тесты или специалисты. В ходе беседы или теста нужно будет ответить на вопросы о любимых предметах и увлечениях. Так получится понять, в каком направлении стоит двигаться, и как разделить предметы на «важные» и «второстепенные».

Поговорите с учителями и руководством школы. На основании вашей беседы педагоги могут составить маршрутный лист, по которому будет строиться работа с ребёнком. Это документ, в котором содержится методическое обоснование программы, описан процесс работы, расписаны темы и порядок их прохождения.

По результатам составления ИОМ выстраивается дифференцированная образовательная программа, и в маршруте ребёнка появляются особые педагогические технологии, которые помогают ему в освоении предметов.

Какие бывают индивидуальные образовательные маршруты

Каждый ИОМ подстраивается под конкретного ребёнка, а значит, маршруты уникальны, но существует обобщённая классификация, по которой их можно разделить.

Технические, математические, социально-гуманитарные и естественно-научные маршруты

Наиболее классическое разделение индивидуальных программ — по предметам. Такие ИОМы выбирают многие, и они часто соответствуют программам профильных классов. Например, на техническом направлении углублённо изучают информатику, физику, программирование. Могут быть дополнительные предметы — робототехника, инженерия или биотехнологии. Но часто у школы нет ресурсов на преподавателей, которые обучали бы детей таким предметам на профильном уровне.

На математическом направлении упор делается на алгебру и геометрию. В старших классах (особенно у олимпиадников) затрагивается университетская программа и сложные олимпиадные задачи. Социально-гуманитарные дисциплины — обществознание, экономика и право; русский, иностранные языки и литература. Естественно-научный профиль — биология и химия и, возможно, физика.

Всё чаще появляются направления на стыке дисциплин, поскольку классические профильные классы школ — химбио, соцгум или физмат — не могут удовлетворить требованиям современных профессий. Поэтому ученики всё чаще переходят на ИОМ, чтобы охватить дисциплины из разных направлений.

Программы для тех, кто часто в разъездах

Бывает, что семья часто переезжает. Или ребёнок — талантливый спортсмен, художник, музыкант, и его высокий темп жизни и увлечённость делом не позволяют ему ходить в школу так же, как остальным.

В этом случае рекомендован ИОМ, а также переход на семейное обучение, чтобы не отрываться от своих дел, учиться по собственному расписанию и из любой точки мира.

ИОМ для подготовки к экзаменам и олимпиадам

Это два похожих маршрута, но на самом деле они в корне отличаются. Поясним, в чём же разница.

Индивидуальная программа для подготовки к экзаменам чаще охватывает один предмет. Например, ребёнок хочет сдать обществознание на 80+ баллов, но обычных занятий и элективов после уроков ему недостаточно. Он может перейти на ИОМ, чтобы педагог составил особую программу в соответствии с его целями.

ИОМы олимпиадников отличаются. Они разрабатываются для учеников, которые усиленно готовятся к одному-двум предметам, чтобы без вступительных испытаний попасть в университет. Они часто пропускают школу, чтобы готовиться, и ИОМ нужен им не для того, чтобы дополнительно заниматься с учителем в их школе, а для того, чтобы освободить время от «ненужных» дисциплин, составить собственное расписание аттестаций или даже установить свободное посещение.

Маршрут для закрытия академической задолженности

Некоторым ученикам необходимо особое внимание и помощь, чтобы сдать аттестации — для них тоже составляется ИОМ. По нему дети догоняют программу и постепенно возвращаются к тому темпу обучения, по которому учится остальной класс. Такие маршруты рассчитаны на определённые сроки.

ИОМы для детей с особыми образовательными потребностями

Учебная программа школьников с особенностями здоровья или состоящих на учёте в социальных службах может не отличаться от того, что изучают сверстники. Но по ИОМ с ними часто работают социальные педагоги, психологи, тьюторы и другие специалисты, которые помогают учиться и социализироваться.

Подводим итоги

  • Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — система обучения, которая подстроена под цели и потребности ребёнка.

  • Перейти на собственную программу может любой ребёнок. Главное — грамотно поставить цели, для которых вам нужна такая программа.

  • Чтобы перейти на ИОМ, поговорите с преподавателями или наставниками. Они объяснят непонятные моменты и согласуют с вами программу.
  • Индивидуальные маршруты помогают изучать то, что интересно, закрывать задолженности, свободно посещать школу и достигать собственных целей.

Редакция

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №10» г. Ростова-на-Дону

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на методическом объединении заместитель директора по УВР директор школы

учителей русского языка и литературы ____________ ______

протокол № Приказ №

« « 201 г. « « 201 г.

Программа индивидуального развития

«Прояви себя»

ученицы 7 Е класса

Ковалёвой Валерии

на 2014-2017 годы

Составила Данцова Л.А., учитель русского языка и

литературы, педагог д/о.

.

г. Ростов-на-Дону

2016 г.

Пояснительная записка.

Чтобы человек развивался, его надо узнать во всех отношениях и задать траекторию развития – это аксиома развивающей педагогики. Предметом изучения личности должны стать особенности учащегося. Задачи: осуществить индивидуально-личностную диагностику, выявить природные задатки, способности, возможности каждого и на основе строить образовательный процесс, максимально стимулируя самовыражение личности.

Провести психолога — педагогические исследования относительно личностных качеств. С учетом полученных данных проанализировать пути конструирования воспитательного процесса в творческом и исследовательском направлении. Учитель последовательно изучает многообразие особенностей личности ученика и обоснованно осуществляет индивидуальный подход к его развитию.

Изучение личности ученика учителем, педагогом д/о строится индивидуально. Своеобразие личности, ее способности, интересы и склонности, опыт общения, самопознания понятны в контексте реальной жизнедеятельности: учебной и дополнительном образовании.

Я считаю, что каждый ребёнок имеет творческие задатки, а задача взрослых: учителей, педагогов д/о, родителей- помочь ему в этом. Прежде всего, это должен быть уверенный в себе человек. Уверенность в себе – это вера в свои силы, знание своих возможностей, смелость и настойчивость в следовании в нужном направлении. Поэтому возникла необходимость разработки индивидуальных программ развития личности с целью развития его творческих и исследовательских способностей. Это приведет к успешности в жизни.

Изменить полностью личность ребенка в процессе обучения, конечно, нельзя, но можно создать условия и дать толчок к развитию, к творческому росту и наметить пути духовного развития.

Программа индивидуального развития ребёнка разработана в связи с высокой самооценкой, уверенностью в себе и своих знаниях ученицы 7Е класса Ковалёвой Валерии. У Валерии проявляются творческие и исследовательские способности и есть желание их развивать. Она любит выступать на публике. В сложившейся ситуации назрела необходимость составления индивидуальной программы для ученицы на 2014-2017 учебный год, т.е. на период обучения в 6-7 классах. Программа направлена на развитие способностей и успешную их реализацию.

Цель программы:

  • создать условия для развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, опираясь на сильные стороны личности;

  • обеспечить условия для самореализации ребенка, уверенного в себе.

Задачи программы:

  • создание условий для развития творческих способностей;

  • создание условий для развития и совершенствования интеллектуальных умений;

  • создание условий для развития исследовательских способностей и умений;

  • создание для ребёнка ситуации успеха;

  • создание условий к пересмотру ориентиров в целях повышения потребности самореализации, развитии, становлении активной жизненной позиции.

Методы работы реализации программы:

  • индивидуальная работа

  • психологические тренинги

  • беседы

  • тестирование

  • анкетирование

  • наблюдение

  • диагностирование

  • внеурочная деятельность

Программа индивидуального развития

1. Я – творческий и уверенный в себе человек.

Этапы и сроки реализации программы

1.Подготовка к работе над программой развития – октябрь, 2014г.

2. Диагностирование – ноябрь, 2014г.

3. Разработка программы – октябрь- декабрь, 2014г.

4. Реализации программы – январь- май, 2015-2017 г.

5. Обобщение результатов – апрель, 2017 г.

Наблюдение

Работу начала с наблюдения, т.к. наблюдение является одним из главных методов изучения личности ребёнка.

Схема наблюдения «Особенности поведения ребенка на уроке и во внеурочной деятельности (кружок)».

Цель: зафиксировать особенности, интересы и поведенческие проявления Ковалёвой Валерии в ходе общения на уроке и внеурочной деятельности.

Время проведения: октябрь- декабрь 2014 – 2015 учебного года.

В результате наблюдений мной были замечены интерес к учёбе, исполнительность, аккуратность, творческие способности и желание их реализовывать. А также адекватная самооценка: об этом свидетельствует рефлексия, самоанализ ответов на уроке, объяснение мотивов поступков. Эта особенность проявилась в тесте «Десять моих Я».

По результатам наблюдений была составлена «Характеристика учащегося».

Характеристика

Состояние здоровья Ковалёвоё Валерии удовлетворительное. По результатам медицинского обследования у нее основная группа здоровья.

Наблюдаются признаки уверенности, рассудительности, адекватная самооценка, интерес к познанию нового.

Мать – Галина Евгеньевна, высшее образование, работает.

Отец — средне — специальное, водитель.

В семье два сына.

Валерия очень любит свою семью и дорожит ею.

Помогает маме во всем. Валерия успевает по всем учебным предметам на «4» и «5». Отношение к учению хорошее. Любимые предметы: ИЗО и литература.

Нелюбимых предметов нет.

Валерия умеет распределять свою работу во времени. На уроках сосредоточена, аккуратна. Проявляет самостоятельность в работе, помогает одноклассникам. Любит читать и пересказывать, а также анализировать. Стремится к успеху в какой-либо деятельности.

Маша проявляет инициативу, к учебе проявляет интерес.. В общественных делах класса участвует.

Интерес к разным видам деятельности устойчивый, занимается в кружке «Литературное краеведение» второй год.

Дружеские связи – соседка по парте, одноклассники.

Адекватная самооценка, уверена в себе.

У Валерии устойчивое внимание, собранность, организованность. Неравнодушна к несправедливости..

Диагностика самооценки.

Десять моих «Я»

Данная диагностика, проводилась мной с целью определения уровня самооценки ребёнка. Валерия давала определения каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах:

Я — целеустремлённая.

Я — подвижная.

Я — добрая.

Я — скромная.

Я — честная.

Я — творческая.

Я — аккуратная.

Я — трудолюбивая.

Я — умная.

Таким образом, можно сделать вывод, что Валерия давала себе характеристику искренне и адекватно. Желание добиваться успеха в учёбе она объясняет интересом к учёбе.

Методика «Настроение»

Данная методика позволила увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Был предложен список учебных предметов, которые она изучает. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (весёлая, грустная, нейтральная). Ребёнку предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета. Результаты таковы:

Алгебра –

Геометрия –

Русский язык –

Литература –

Английский язык –

История –

Биология –

Технология —

Музыка —

Физическая культура –

Изобразительное искусство —

Информатика –

География –

Физика –

Изучение учебной мотивации по Н.Г. Лускановой

Вывод: Проведённое исследование позволило выявить высокий уровень школьной мотивации. Валерия учебный материал усваивает хорошо, проявляет интерес к самостоятельным занятиям.

Методика исследования уровня межличностных отношений ребёнка с родителями (автор Г. Т. Хоментаускас)

Цель: исследование межличностных отношений ребёнка с родителями.

Экспериментальный материал: лист бумаги, простой карандаш или набор цветных карандашей.

Ход исследования.

Валерия в своём рисунке первым изобразила свою маму. Это говорит о том, что она для Валерии наиболее эмоционально значимый член семьи. Изображение всей семьи можно рассматривать как один из показателей благоприятной семейной ситуации. Себя Валерия изобразила равной со взрослыми, что свидетельствует о чувстве уверенности и значимости.

Изучение уровня воспитанности Ковалёвой Валерии

и ее самооценки

Уровень воспитанности – 92 %.

Средний балл – 2,8 (высокий уровень самооценки)

Индивидуальная программа развития учащегося

Цель: составление траектории индивидуального развития ребёнка

Учитывая, все данные полученные в результате наблюдений и диагностик, выявлены основные характеристики личностного развития Валерии:

  • желание проявлять себя;

  • адекватная самооценка;

  • стремление к самореализации.

Программа рассчитана на два года, но остается открытой, т.к. работа продолжается.

«Я — творческий и уверенный в себе человек»

Цель: развитие в ребёнке творческих и исследовательских способностей.

Задачи:

  1. Создание условий.

  2. Развитие интеллекта.

  3. Отработка ораторских навыков.

Содержание деятельности:

  • Творческая деятельность.

  • Исследовательская деятельность.

Кружок «Литературное краеведение»

Ожидаемый результат:

  • Участие в конкурсах.

  • Призовые места.

Результат реализации программы

индивидуального развития ученика.

1) Увлекается чтением, рисованием.

2) Владеет навыками самостоятельной организации деятельности.

3) В классе значительно повысился ее авторитет.

4) Родители заинтересованы в развитии познавательных способностей своего ребенка.

2015 г. — Грамота Ковалевой Валерии, учащейся МБУ ДО ЦДЮТур (МБОУ «Школа №10»), занявшей 2 место в городском этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Отечество» в номинации «Топонимика», 2015 г.

2016 г.- Свидетельство о публикации исследовательской работы Ковалёвой В. «Что в имени тебе моём» в электронном СМИ проекте «Алые паруса»,

2016 г. http://nsportal.ru/dantsova-larisa-alekseevna

2016 г. — Грамота за 3 место Ковалёвой В. в Городском этапе Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» в номинации «Литературное краеведение», младшая группа, 2016 г.

2016 г. – 1 место в Городском конкурсе «Мой друг-книга», 2016 г.

2017 г.- Грамота за 2 место Ковалёвой В. в 4 (заочном) Городском конкурсе детского литературного творчества, в номинации «Моя сказка» средняя группа, 2017 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти расстояние пройденное колесом
  • Как найти присказку в тексте
  • Как исправить ошибку 0х490
  • Ошибка в нотариальной доверенности как исправить
  • Как найти программу включенную на устройстве