Как составить план развития села

ПРОГРАММА

кандидата в Главы
Манасаульского сельского поселения

Исаковой Сакинат
Расуловны

Задача Главы
поселения совместно со специалистами Администрации, депутатами, общественностью
так управлять поселением, чтобы людям, проживающим в нем, было безопасно,
интересно, комфортно.

Считаю основными
целями администрации Манасаульского сельского поселения:

·        
создание
благоприятных и безопасных условий для жизни граждан;

·        
дальнейшее
развитие социально-значимых учреждений, организаций, находящихся на территории
поселения;

Механизмами для
достижения заявленных целей станут
:

— взаимовыгодное
сотрудничество со всеми учреждениями, организациями, индивидуальными
предпринимателями, заинтересованными в развитии поселения;

— обеспечение связи
стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с
мониторингом достижения заявленных целей, расходы бюджета должны быть
направлены на результат,  переход к программной структуре расходов бюджета

— участие поселения в
реализации федеральных, региональных и муниципальных программ;

— повышение
прозрачности и подотчетности деятельности Администрации Манасаульского сельского
поселения перед населением.

Все это в конечном
итоге позволит улучшить жизнь нашего поселения, его престиж, деловую и
социальную конкурентоспособность.

СЧИТАЮ НЕОБХОДИМЫМ:

1. Решать
вопросы жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства
территории,   отвечающего современным экологическим,
санитарно-гигиеническим требованиям, а именно:

— обеспечение 
населения чистой питьевой водой, мониторинг качества питьевой воды;

— организация
энергоэффективного  освещения села

— строительство
детских игровых и спортивных площадок

— организация
конкурсов и акций, стимулирующих жителей на активное участие в благоустройстве
поселения.

2. Добиться  ремонта
дорог, ремонта моста в местности Чумгискен, что позволит расширить сеть 
сельских автомобильных дорог с твердым покрытием; своевременная  расчистка
дорог в зимнее время.

 3. Создать
инвестиционную привлекательность территории:

— разработка ПСД на облагораживание
оздоровительно-развлекательного центра на тб «Терменлик».

 4. Для
сохранения традиционного жизненного уклада сельского населения  обеспечить
поддержку:

—  личных
подсобных хозяйств поселения путем участия в программах по развитию сельхозпроизводства;

-провести
инвентаризацию земельных угодий;

— улучшение 
жилищных условий молодых семей, молодых специалистов на селе.

5. Социальный блок

 В МО»сс
Манасаульский» ежегодный прирост населения составляет-7-9 человек т.е идет демографический
рост населения. В связи с этим необходимо расширение мест в школе и в детском
саду.

По возрастной
структуре населения третья часть – лица  старше трудоспособного возраста,
поэтому,

во-первых, необходимо
не только сохранять существующие муниципальные гарантии, окружить заботой и
вниманием граждан пенсионного возраста, одиноко проживающих граждан,  лиц
с ограниченными возможностями здоровья;

во-вторых,
способствовать сохранению и расширению рабочих мест для трудоспособного
населения;

в-третьих, 
муниципальными социальными гарантиями привлекать и закреплять молодежь на
территории поселения;

в-четвертых, оказать
помощь населению в кадастровом оформлении документов по земле.

 6.
Разработать, принять и реализовать сельскую программу поддержки семьи, в
которой прописать социальные гарантии, в ней могли бы быть следующие разделы:

 «Аист прилетел»
— торжественное вручение родителям новорожденных памятной медали и ценного
подарка, сюда  же включить уже действующую единовременную выплату
многодетным семьям при рождении третьего и последующего ребенка;

«Этапы большого пути»
— чествование новобрачных, семей, проживших в законном браке 5, 25, 50
лет;  организация выставок, концертов в День, семьи ;

«Мы вместе» — для
семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и семей с детьми-инвалидами –
консультативная помощь, выплата материальной помощи, единовременная выплата
детям из многодетных семей;

7. Создать 
условия, максимально благоприятствующие досугу и активному отдыху граждан:

— 
заполнение  досуговой  пустоты работой кружков и клубов по интересам
в Доме культуры, способствующих раскрытию творческих начал личности, 
участием в выставках, конкурсах, проведением концертов;

— содействие в
проведении ремонта Манасаульского СДК;

— организация работы
аптечного пункта в с. Манасаул;

оснащение медицинского
учреждения
 современным 
медицинским оборудованием, — организация работы музея в поселении;

— В связи с тем, что
школа в селе построена 1975 г сроком эксплуатации на 10 лет  она не выдерживает
современных требований САНПИН, нет необходимого количества кабинетов для
размещения уч-ся в одну смену.  Нет необходимых для обучения и воспитания
учащихся условий. Т.е нет проточной воды внутреннего санузла  нет спорт
площадки и спорт зала и актового зала

— благоустройство
улиц, мемориалов, кладбища до уровня образцового порядка;

— обновление мебели в
Манасаульский (детский сад)

— составить ПСД для
проведения капитального ремонта Манасаульского административного здания

Почему поселения мало думают о стратегии

Большинство органов и должностных лиц местной власти провинциальной части России воспринимают стратегическое планирование как непонятное и ненужное занятие. Органы власти поселений привыкли решать возникающие вопросы в текущем режиме и не сосредотачивают силы и средства на главном – развитии муниципального образования. Причины могут быть разными. Многие чиновники ощущают, что надолго не задержатся во власти. Им не хватает знаний и кадров для планирования на среднесрочный или долгосрочный период. Органы власти районов зачастую негативно относятся к проявлениям самостоятельности органов власти в поселениях.

ПРИМЕР 1. У городского поселения Сафоново Смоленской области стратегического плана развития нет. С советских времен никто не пытался заглянуть в будущее и ответить на вопрос «Каким этому городу быть через 10, 20, 30 лет?» Нет такого плана и у муниципального района, в состав которого входит это поселение.

По инициативе группы членов городского совета депутатов 1 июня 2017 года был организован и проведен круглый стол «Проблемы и перспективы развития Сафоново и Сафоновского района». Депутаты предложили обсудить вопросы разработки плана стратегического развития поселения. На мероприятии присутствовали депутаты Госдумы и областной думы, городского совета, а также представители местной общественности. А вот от районной администрации и районного совета никто не пришел, хотя приглашения были направлены. И таких примеров, когда другие интересы стоят выше благополучия и развития собственного муниципального образования, на практике много.

Зачем поселению документ стратегического планирования

Нормы Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ распространяются на все муниципальные образования, независимо от их типа. Единственное исключение – статья 39. В ней право самостоятельно принимать решения о разработке стратегий и планов мероприятий по их реализации предоставлено только органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Поселения в этой статье не упоминаются.

По мнению экспертов фонда «Институт экономики города», коллизию можно трактовать двояко. Первая трактовка: для поселений, в отличие от городских округов и муниципальных районов, разработка документов стратегического планирования обязательна. Вторая: поселения не имеют права разрабатывать документы стратегического планирования. Как показали обсуждения Закона № 172-ФЗ на различных мероприятиях, специалисты юридических служб муниципальных образований склоняются к первой трактовке. Однако представители федеральных органов, ответственных за разработку Закона № 172-ФЗ, считают справедливой вторую.

1 декабря 2015 года Минэкономразвития начало вести в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» реестр документов стратегического планирования. Министерство включает в реестр все документы стратегического планирования, разработанные в муниципальных образованиях, в том числе в поселениях. Это может служить косвенным подтверждением того, что городские и сельские поселения могут заниматься стратегическим планированием на тех же основаниях, что и муниципальные районы и городские округа.

Накоплен и успешный опыт реализации стратегического планирования на поселенческом уровне.

ПРИМЕР 2. Успешной можно назвать реализацию документов стратегического планирования в городе Мышкине Ярославской области, городе Покрове Владимирской области, городе Похвистнево Самарской области.

Относительно недавно, в 2015–2016 годах, приняты стратегии социально-экономического развития поселка Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия), Чернушинского городского поселения Чернушинского муниципального района Пермского края, Платнировского сельского поселения Кореновского района Краснодарского края, Степанцевского сельского поселения Вязниковского района Владимирской области.

Ответить на вопрос, разрабатывать ли документ стратегического планирования в отдельно взятом поселении, может только орган местного самоуправления этого поселения совместно с активными гражданами и бизнесом. При принятии решения следует учитывать, что стратегические идеи и проекты развития поселения могут быть отражены и в стратегии муниципального района, и в стратегии субъекта РФ.  Но лучше оформить отдельный документ стратегического планирования поселения. Это позволит поселению проводить собственную социально-экономическую политику, самостоятельно привлекать инвесторов, отстаивать свои интересы. А если поселение хочет самостоятельно участвовать в каких-либо программах поддержки, то без документов стратегического планирования не обойтись.

Прежде чем вынести решение о разработке документа стратегического планирования, следует рассмотреть все возможные варианты развития событий и их последствия, предусмотреть различные ситуации.

ПРИМЕР 3. Можно отказаться от разработки документа стратегического планирования. Но тогда есть риск, что поселение окажется менее привлекательным для инвесторов или менее конкурентоспособным по сравнению с соседями, у которых есть документы стратегического планирования. Если вы займетесь разработкой плана при недостатке квалификации и ресурсов, получится документ, который скорее отпугнет тех, на кого он ориентирован. Можно разработать неплохой документ, но не найти ресурсы для его реализации. Тогда вы впустую потратите время и усилия.

Все проблемы, которые могут возникнуть в процессе разработки и реализации документа стратегического планирования поселения (финансовые, кадровые и другие), нужно решить заранее.

НА ЗАМЕТКУ

Когда имеет смысл браться за разработку стратегического плана

Разрабатывать отдельный документ стратегического планирования целесообразно, если:

  • в поселении есть специалисты необходимой квалификации или возможность привлечь консультантов;
  • есть перспективные проекты развития, к которым нужно привлечь внимание инвесторов и властей муниципального района, регионального и федерального уровней;
  • намечаются серьезные преобразования, изменяющие условия существования и развития поселения;
  • есть возможность включиться в программы финансирования, где условием участия является наличие собственной стратегии развития или стратегического плана;
  • есть угроза утраты поселения и готовность бороться за его сохранение.

Кто может оказать поддержку в разработке

Разработка стратегического документа поселения требует финансовых затрат. А большинство городских и сельских поселений России дотационные. Поэтому органам местной власти поселения нужно выявить внебюджетные источники финансирования работ по созданию стратегических документов.

В сохранении и процветании поселения, помимо жителей и органов местного самоуправления, заинтересован бизнес, который работает на территории муниципального образования, в том числе кредитные организации. Бизнес и банки могут финансово поддержать разработку стратегии или стратегического плана для поселения. К финансированию работ можно также привлекать различные фонды. Например, фонд «Перспектива» – грантооператор для гражданских инициатив в малых городах и сельских территориях (распоряжение Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 68-рп).

Тематика грантов:

  • реализация социально значимых проектов, направленных на развитие институтов гражданского общества в малых городах и сельской местности;
  • поддержка краеведческой работы;
  • сохранение народных культурных традиций (в том числе народных промыслов и ремесел);
  • профориентация молодежи в малых городах и сельской местности;
  • развитие диалога между властью и обществом;
  • развитие и укрепление институтов местного самоуправления.

Как организовать работу над стратегическим планом для поселения

На первом этапе утвердите постановление или распоряжение о начале разработки стратегического плана. Обычно это делает глава муниципального образования. Создайте специальные рабочие группы или органы.

На втором этапе проведите сбор и оценку аналитического материала. С целью сбора информации организуйте различные мероприятия: круглые столы, собрания, совещания, форумы и т. д. Наладьте диалог с бизнесом и обществом. Постарайтесь заинтересовать стратегическим планированием все население. Привлеките СМИ, чтобы о работе над документами узнало как можно больше людей.

Разработайте анкету с учетом специфики вашего муниципального образования и проведите опрос населения.

ПРИМЕР 4. В Сафонове при разработке стратегического плана за основу взяли шкалу потребностей горожан и степень их удовлетворенности. Был проведен опрос населения. Разработчики анкеты использовали вопросы всероссийского опроса общественного мнения «Индекс счастья российских городов», проведенного Фондом региональных исследований «Регионы России». К ним были добавлены еще несколько вопросов, чтобы их общее количество достигло 10. Всего было опрошено 226 человек. Результаты опроса вы видите в таблице.

№            

Вопросы

Доля респондентов, ответивших на вопрос положительно, %        

1

Довольны ли вы уровнем медицинского обслуживания в городе?

11

2

Достаточно ли в Сафоново возможностей для отдыха и досуга?

16

3

Довольны ли вы своим материальным положением?

24

4

Ощущаете ли вы уверенность в будущем?

28

5

Чувствуете ли вы себя в безопасности в своем городе?

34

6

Довольны ли вы экологией города?

36

7

Ощущаете ли вы в городе атмосферу доброжелательности
и уважения к человеку?

37

8

Довольны ли вы уровнем городского благоустройства?

51

9

Довольны ли вы динамикой развития города?

58

10

Чувствуете ли вы себя счастливым?

63

Было рассчитано среднее значение доли положительных ответов. Этот показатель и составил так называемый индекс счастья жителей городского поселения Сафоново. По списку вопросов всероссийского опроса индекс счастья получился равным 44, по расширенному списку – 36.

На третьем этапе сформулируйте основную стратегическую цель и миссию муниципального образования. Миссия – это то, как муниципалитет позиционирует себя. Например, как экономически развитую территорию, зону, благоприятную для отдыха, туристический или культурный центр. Основная цель отражает главное направление развития муниципального образования. Например, улучшение уровня и качества жизни населения, создание более комфортной среды проживания, удовлетворение потребностей жителей поселения. Определите приоритетные направления развития на основе результатов опроса населения.

ПРИМЕР 5. На основе анализа удовлетворенности населения Сафонова основными сферами своей жизни было сформулировано семь направлений развития поселения.

1. Развитие сферы медицинского обслуживания, привлечение к решению этой задачи медицинских, лечебно-оздоровительных организаций.

2. Развитие сферы отдыха и досуга в г. Сафоново, рекреационной сферы, обеспечение доступности учреждений культуры, благоустройство территории города.

3. Улучшение состояния окружающей среды, усиление контроля за соблюдением экологических требований.

4. Улучшение качества обслуживания в бюджетных учреждениях города, повышение качества предоставления услуг.

5. Экономическое развитие.

6. Развитие агропромышленного комплекса.

7. Развитие микрорайонов индивидуальной жилой постройки.

На четвертом этапе на основе проведенных исследований составьте перечни проектов и программ. В рамках одного приоритетного направления, как правило, предусматривают от одной до трех программ или проектов, а в рамках программ – мероприятия.

ПРИМЕР 6. При программировании и проектировании такого приоритетного направления, как экономическое развитие, решите, следует ли привлекать инвестиции на строительство новых заводов и фабрик в дополнение к имеющимся промышленным предприятиям. Исследуйте те сферы экономики, отрасли промышленности, производства, которые развивались на территории муниципального образования ранее, чтобы определить, не было ли решение о прекращении их деятельности поспешным, необоснованным, и исправить эти ошибки.

Опубликуйте в СМИ полную версию документа. На стадии обсуждения проекта снова проведите массовые мероприятия: круглые столы, совещания, форумы, сходы граждан. Важно собрать и передать рабочей группе предложения по дополнению или корректировке проекта.

После того как глава муниципального образования одобрит проект, вынесите его на обсуждение и утверждение представительным органом власти. Затем направьте документ главе на подпись. Опубликуйте в качестве официального документа.

Разработайте механизмы реализации стратегического плана. Определите, кто будет отвечать за его реализацию. Акцент при финансировании мероприятий сделайте на собственных ресурсах. Кредиты можно привлекать на условиях возвратности. Вкладывайте заемные средства только в окупаемые проекты и мероприятия. Например, в создание инженерных коммуникаций под дальнейшую индивидуальную застройку.

Ежегодно анализируйте ход реализации мероприятий стратегического плана. Корректировку проводите раз в три года. Существенно обновлять план лучше раз в шесть лет. План мероприятий по реализации стратегии развития обновляйте и продлевайте раз в год.

О.Г. ОВЧИННИКОВ, депутат Совета депутатов Сафоновского городского поселения Смоленской области, д. э. н.
журнал «Практика муниципального управления»

Бизнес-план развития Яблоновского сельского поселения

1. Земледелие.
Пахотные земли будут использованы, в основном, для выращивания сырья для производства концентрированных кормов, овощной продукции. Пашня в количестве 500 га расположена в районе реки Оскол и раньше имела систему орошения полей для выращивания овощной продукции, затем длительное время не использовалась и в настоящее время требует реконструкции и установлении современных энергоэкономичных систем орошения. Будет сформирован механизированный растениеводческий отряд.

Будут построены стационарные теплицы площадью первой очереди 1000 м2 для выращивания овощей.
На эти цели необходимы денежные вложения примерно в сумме 30000000 (тридцать миллионов) рублей .
После выращивания необходимой продукции будет получено сырья для комбикормового завода, консервного
Завода по переработке овощей в следующем объеме:
— кукурузы, пшеницы, ячменя, гороха, сои до 90000 тонн ( 8000 –кукурузы,400тонн-пшеницы ,400тонн-ячменя,
100 тонн –гороха, 100тонн – сои )
-овощных культур – до 3000 тонн.

После переработки данной продукции мы получем 9000 тонн комбикорма и 3000000 ( три миллиона ) условных банок овощной консервы. В денежном выражении составит: 9000 т. Х 5000 руб.за1т.=45000000руб.
3000000 условных банок х 10руб. (средняя цена банки ) = 30000000 рублей ( тридцать миллионов руб.),
Итого доход составит 45 мл.руб. + 30мл.руб. = 75 миллионов рублей.
Таким образом видно, что при переработки выращенной продукции доход резко возрастает в разы.
После уплаты налогов, затрат на подготовку земли к новому урожаю, закупки семян, горючего, выплаты заработной платы и других непредвиденных расходов по нашим подсчетам должно остаться в виде чистой прибыли около 10 -15 миллионов рублей.

1. Садоводство.
Площади плодоносящих садов будут доведены до 500 га, что позволить собирать до 2 тысяч тн. плодов за сезон. Эти данные получены у руководства «Агросадоводческое» без учета потерь яблок при выращивании так называемой яблоки падалицы, которая пропадает под деревом путем гниения при падении произвольным с дерева поскольку такое яблоко не считается товарным. Такого яблока получается до 60 % от всех выращенных яблок, таким образом можно предположить, что это еще примерно 3000 тон яблок которые можно использовать при переработке на установленном в этом хозяйстве заводе по переработки фруктов на соки, напитки, джемы, повидло. Это естественные потери данного хозяйства в размере 3 миллионов литров продукции, что денежном выражении является в сумме около 60 миллионов рублей ( 3000000х20руб.за1литр=60000000 рублей).

Вывод: необходимо предприятие по переработки яблок в соки, напитки ,джемы ,повидло.

1. Животноводство и птицеводство.
В с Орехово будет размещена овцеферма на 800 голов стада. Выход продукции составит 16 тонн мяса и примерно 4 тонн шерсти, а также около 800 овечьих шкур в год.
Бизнес-расчет приведен ниже в таблице перечня проектов по развитию территорий.

Там же будет размещена ферма заанненовских коз на 200 голов племенных маток.
Ферма будет играть важную роль в поддержке ЛПХ в селах и занятости населения, в том числе – пенсионеров. Поскольку многим сельским семьям, особенно пенсионерам, держать коров непосильно, разведение коз будет хорошей поддержкой семьи.

Козье молоко будет направляться на нужды школьной столовой, а также реализовываться детским дошкольным учреждениям. Козий пух будет использован для изготовления вязаных изделий.

В хозяйстве реально будет выращиваться до 10 тысяч голов свиней ежегодно. Мясо частично будет продаваться в свежем виде, частично будет перерабатываться в колбасные изделия и изготовлении мясной тушенки, других видов мясной консервы. Объем инвестиций по выращиванию свинины – 5 миллионов рублей, ожидаемая прибыль составит с учетом продажи мясной консервы примерно 200миллионов рублей, ( 900 т х 200 000 руб. за 1т.=180 000 000 руб., 20 000 000 руб. от продажи мясной консервы).

После уплаты налога, зарплаты, затрат по выращиванию молодняка и т.д. чистая ожидаемая прибыль составит примерно 70 миллионов рублей.

Будут созданы одна ферма по разведению гусей на 800 голов и такая же ферма по разведению уток.
Бизнес-расчет приведен ниже в сводной таблице проектов развития этой территории.

Для поддержки и развития ЛПХ населению сел территории будет оказана всесторонняя поддержка.
Это обеспечение молодняком свиней, овец, коз, кроликов, комбикормами, сеном, а так же — материалами для строительства помещений для содержания животных.

Кроме того в с.Яблоново будут организованы:
— пункт приема и переработки молока от ЛПХ;
— пункт ветеринарного обслуживания животных;
— пункт закупа у населения излишков мяса и растениеводства.

Данный пункт приема входит в озвученный ранее проект образования закупочного предприятия, которое одновременно будет оказывать помощь по снабжению личных подсобных хозяйств (подворий) выше указанной продукцией. Закупленная у населения излишняя сельхозпродукция будет частично накапливаться на хранении организованной этим предприятием в логистическом терминале с дальнейшей его реализацией на территории РФ, частично будет перерабатываться на построенных этой организацией предприятиях по переработке сельхозпродукции, указанных в этом проекте. Такой организацией будет являться Общество с ограниченной ответственностью «Посейдон».

Заводы, которые будут построены ООО «Посейдон», приведены ниже в сводной таблице проектов, где даны предварительные бизнес- расчеты деятельности этих заводов. После решения о финансировании нашего проекта мы готовы предоставить подробный бизнес –план по каждому заводу, логистическому терминалу, ферме, затрат на инфраструктуру и т.д., указанных в сводной таблице прилагаемой к этому проекту.

На территории поселения будет запущен завод по производству гранулированных кормов из растительного сырья мощностью до 10 тысяч тн. в год.

Мы предполагаем производить на этом заводе гранулированные корма как из выращенных своими силами сырьевым материалом, так и закупленных у других местных сельхозпроизводителей, Лишние гранулированные комбикорма будут реализованы на рынке РФ и за рубежом, что значительно увеличит прибыль данного проекта. Так мы планируем ,используя свою близость к действующим на данной территории сахарных заводов, использовать в качестве сырья для производства комбикормов свекловичный жом сахарной свеклы и свекловичную патоку и получать высококачественный сухой гранулированный жом с добавлением патоки, который пользуется большим спросом как у нас в стране, так и за рубежом. Также планируем выпускать сухую гранулированную свекловичную патоку.

1. Пищевое производство.
На базе ЗАО «Агросадоводческое» будут созданы:
— завод по производству яблочного сока из яблок собственного производства мощностью 24 тонны переработки яблок в смену;
— завод по розливу минеральной воды из собственных артезианских скважин мощностью
до 20 тысяч литров в смену с возможностью в последующем выпускать в цехе сокосодержащие
напитки;
— завод по производству мясных консервов, производительностью 10 тыс. банок консервов в смену;
— завод переработки 2 тн молока в смену и производству из него твердых сыров и сливочного масла.
Бизнес-планы этих предприятий приведены в сводной таблице перечня проектов, приведенной ниже.

1. Инфраструктура и сервис.
На существующей прирельсовой базе после ее капитальной реконструкции будут созданы:
— логистический терминал сельскохозяйственной продукции;
— пункт перевалки железнодорожных грузов ( до 150 тыс.тн в год).
— завод по розливу питьевой и газированной воды, напитков.
Этот терминал мы планируем построить по самым современным технологиям, полностью автоматизирован и компьютеризирован. Он будет полностью отвечать мировым стандартам, где будут применены самые современные энергосберегающие технологии. Такого терминала на территории Белгородской области нет.

Он будет действовать как закупочное предприятие по закупке у местного населения Белгородской области
сельхозпродукции, выращенной местными фермерами, личными подсобными хозяйствами сел(подворий).
Мощности этого терминала мы планируем сделать такими, чтобы он позволял хранить и в дальнейшем отгружать потребителю продукцию выращенную на местным населением и фермерскими хозяйствами всей Белгородской области.
Эта продукция, выращенная в домашних условиях селянами, на своих приусадебных участках, в домашних условиях без применения химических удобрений и на натуральном комбикорме будет отвечать самым высоким требованиям по качеству продуктов питания и будет пользоваться большим спросом у населения РФ.
Бизнес-план по данному терминалу приведен в сводной таблице проектов развития территории.

На те6рритории с.Яблонова будет построен подземный механизированный склад для хранения
фруктов и овощей на 500 тн. Склад планируется разместить в горе из природного мела, что позволит значительно сократить энергозатраты на хранение овощей и фруктов, так внутри меловой горы в зимнее и летнее время года будет держаться примерно постоянная температура воздуха, что позволит резко сократить время работы холодильного оборудования.
Бизнес-план приведен в сводной таблице проекта.

Природно- климатические условия, насыщенность историческими достопримечательностями, развитая транспортная инфраструктура делают выгодным развитие экотуризма.
С учетом этого будет строится туристический комплекс на 50 мест единовременного пребывания.

На территории Яблоновского сельского поселения имеются два древних монастыря с подземными пещерами, которые недавно были реставрированы местными властями, имеется карьер с белой глиной, обладающей лечебными свойствами для лечения опорно-двигательной системы человека, лечения суставов. Для туристов как Российских, так и зарубежных представляют большой интерес, что будет способствовать при наличии туристического комплекса, развитию туризма в Белгородской области.
Бизнес-план по развитию туризма приведен в сводной таблице проекта.

В каждом населенном пункте территории будут открыты магазины.
В с Яблоново будут работать пекарня и кафе-столовая.

Для нормального функционирования всех хозяйствующих объектов, в том числе вновь создаваемых необходимо будет построить дополнительно дороги, частично реконструировать электроснабжение, построить локальные очистные сооружения, создать службу по эксплуатации инфраструктуры.
Бизнес-план по развитию сооружений и инфраструктуры приведен в сводной таблице проекта.

1. Кадры.
Для реализации проекта прежде всего потребуются специалисты, в общей сложности до 100 человек .
Решение этой задачи видится следующим образом:
а) использование специалистов, живущих в г.Валуйки (8 км);
б) приглашение специалистов из других регионов и районов Белгородской области, для чего будет построено:
в общей сложности 30 усадеб, современная школа ,детский садик, спортивный комплекс с использованием современных технологий обучения детей.
в) организация подготовки и переподготовки на месте на базе культурно-образовательного центра.

Социальная сфера и среда проживания
Реализация проекта позволит создать необходимые финансовые возможности для развитие среды проживания сельчан, создаст условия для повышения качества жизни нынешнего и будущих поколений жителей территории. Будут созданы условия для гарантированного получения жителями поселения торговых, медицинских, образовательных, транспортных, культурных и др. услуг
Будут приведены в достойный вид ФАПы, детские садики, школы, Дом культуры, благоустроены
улицы, территории, прилегающие к частным домовладениям, детские площадки и созданы места отдыха.

Мы будем реализовывать силами жителей поселения все возможности для улучшению условий жизни в селах территории, расширения списка доступных услуг, возможностей трудоустройства, сведению к минимуму миграции из наших населенных пунктов в города и другие регионы. Наши села могут и станут такими, чтобы в них люди жили достаточно комфортно, сохраняя достоинство, крепкое здоровье, были уверенны в будущем своих детей.

В целях сохранения нашей природы мы заявляем о своей приверженности устойчивым структурам производства, потребления, транспорта и развития населенных пунктов, предотвращению загрязнения окружающей среды, соблюдению бережного использования земель и лесов и сохранению возможностей для будущих поколений.
В первую очередь будем учить людей и требовать от них соблюдения правил утилизации отходов. Будут ликвидированы свалки вдоль оврагов и берегов речек и ручьев.

Все вновь создаваемы объекты производственного и социального назначения будут подключены к локальным очистным сооружениям
Особое внимание будет уделено очистке водоисточников от загрязнений и их охрану.
Все создаваемые производства будут проходить экологическую экспертизу.
В границах населенных пунктов будут посажены тысячи фруктовых и декоративных деревьев.

Участие в проекте государственных властей областного уровня.
Департамент АПК Белгородской области участие в реализации проекта в части консультативных вопросов, информационно правовой и административной поддержки.
Фонд поддержки строительства жилья на селе предоставит кредиты для строительства части
новых домов.
Комитеты Областной думы по местному самоуправлению и экономическому развитию будут иметь возможность практического изучения и сравнения развития разных моделей организации местного самоуправления на селе.

ВЫВОД: Исходя из приведенного бизнес-плана развития данного поселения объем инвестиций требуется в размере 35+762.6=797.6 миллиона рублей. Срок окупаемости проекта 1 год, ожидаемая прибыл составит более 900 миллионов рублей в год.

04 Апреля 2017

В России насчитывается более 150 тысяч сельских населенных пунктов. Проживает в них 38 миллионов человек.  Деревенским жителелем в нашей стране является каждый четвертый. Сельское население России – основа устойчивого развития агропромышленного комплекса.

Эффективное развитие сельских поселений, малых деревень, повышение качества жизин на селе — это главное условие сохранения и умножения успехов АПК России.

Как показывает мировая практика, наиболее эффективный подход соединяет использование инструментов поддержки «прямого действия», обеспечивающих быстрый эффект и формирование благоприятных условий для экономического роста.

Инструменты и опыт развития сельских поселений

Бизнес план развития сельского поселения

Решение задачи развития сельских поселений требует комплексного, продуманного подхода. Фермерский гостевой дом будет гораздо эффективнее, если войдет в состав агротуристического кластера, создаваемого на уровне региона. Молочную ферму может обеспечить надежным сбытом заготовительный пункт крупной компаниии – переработчика молока. Отремонтированное муниципальное помещение для торговли с минимальной арендной платой – отличная возможность для создания на селе нового магазина, улучшения снабжения продуктами питания и промышленными товарами.

Ключевую роль в развитии сельских населенных пунктов должны играть местные органы власти. Без их инициативы, знаний местной специфики, желания улучшить жизнь своего села или района успешное развитие невозможно. Важное значение имеют обмен опытом, координация усилий.

Какие преимущества могут быть положены в основу эффективных стратегий развития сельских поселений и малых деревень? На основе данных, полученных в результате исследований более 100 успешно развивающихся сельских коммун Европы и Северной Америки, экспертами были выделены следующие факторы:

·      Доступ к ресурсам: земля для агропроизводства и строительства, возможность сбора дикоросов, локальные полезные ископаемые (песок, известняк торф, источники чистой воды), рекреационные возможности – близость к уникальным природным объектам.

В мировой практике одним из примеров нетипичного использования природных ресурсов является развитие в Эстонии «болотных экопарков», когда абсолютно непригодные для хозяйственной деятельности земли обустраивались туристическими маршрутами (бревенчатыми дорожками и др). Таким образом «из ничего» создавался привлекательный туристический объект, обеспечивающей рабочими местами окрестные села.

·      История и культура: традиции, народные промыслы, места памятных событий, сохранившиеся старинные здания.

Во Франции и Италии таким культурным ресурсом становятся старинные усадьбы, в Германии – особенности сельского образа жизни, когда городские жители могут присоединиться к традиционному труду на ферме.

·      Расположение вблизи крупных городов или автомобильных трасс;

Удачное расположение создает много возможностей для развития. Во-первых, это услуги общественного питания, торговля предметами местных промыслов. Во-вторых, это возможность привлечения в деревню городских жителей – дачников или сотрудников компаний с удаленной занятостью. В третьих, хорошая логистика создает возможности для размещения заготовительной инфраструктуры крупных компаний, складских мощностей, местной переработки сельскохозяйственной продукции.

·      Гуманитарный потенциал: сельские поселения – эффективная база для размещения сельскохозяйственных кафедр и факультетов вузов, опытных полей исследовательских институтов, учебных ферм крупных компаний и пр.

По такому принципу в Финляндии организована сельскохозяйственная кафедра университета Хельсинки, совмещенная с опытной фермой Валио.

Анализируя мировой опыт развития сельских поселений, можно отметить, что большинство успешных проектов опирались на развитие предпринимательства и поддержку малого бизнеса в сельских поселениях. Кроме того, значительное число успешных проектов развивали местное сельскохозяйственное и промышленное производство, а также туризм и культурный потенциал сельских поселений, включая восстановление и возвращение в хозяйственный оборот исторических зданий.

В целом для успешных проектов выделяется 3 ключевых компетенции, формирующие потенциал эффективного и умного развития сельских поселений

3 ключевых компетенции развития сельских поселений

Бизнес план развития сельского поселения

Поддержка бизнеса включает развитие уже существующих предприятий – фермеров, индивидуальных предпринимателей и других, поддержку создания новых бизнесов и привлечение в сельское поселение крупных и средних региональных и федеральных компаний. Важно, что действующие и будущие предприниматели должны получать полную достоверную и понятную информацию о возможностях населенного пункта, программах поддержки (регионального и федерального уровня), которыми они могут воспользоваться, потребностях и возможностях сбыта и др.

Развитие кадрового потенциала – важнейшая компетенция в условиях современной российской деревни. Включает поддержку программ обучения и переобучения, формирование стимулов к труду и предпринимательству, борьбу с маргинализацией сельского населения.

Обеспечение качества жизни – главное условие для удержания в деревнях успешных предпринимателей и их работников. Включает весь комплекс развития социальной сферы, инфраструктурных услуг, транспортной доступности. 

Комплексный подход к развитию сельских поселений, малых деревень России, опора на местные кадры и инициативу позволят создать необходимые условия для возрождения российской деревни, ее устойчивого развития на долгосрочную перспективу.

Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании собственного анализа.

Источник

Заключение

В работе рассмотрены основные аспекты формирования механизма управления межфирменными взаимоотношениями. При изучении данного вопроса становится очевидным, что использование концепции BSC в качестве основы механизма управления взаимоотношениями ведет к более эффективному использованию предприятием потенциала своих отношенческих ресурсов, поскольку позволяет предприятию скоординировать свою деятельность с деятельностью партнеров за счет согласования стратегических целей и интересов, что способствует приобретению новых конкурентных преимуществ, и как следствие, усиление позиции предприятия на рынке.

С точки зрения будущих исследований безусловный интерес представляет разработка конкретных показателей эффективности межфирменных взаимоотношений, входящих в Систему сбалансированных показателей, позволяющих определить ценность взаимоотношений, а также

вклад, который они вносят в создание потребительской ценности и ценности для акционеров.

Библиографический список

1. Смирнова М.М. Управление взаимоотношениями на промышленных рынках как источник конкурентных преимуществ компании / М.М. Смирнова / / Российский журнал менеджмента. 2006. № 3.

С. 27-54.

2. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. М.: Между-

народные отношения. 1993. 896 с.

3. Маркетинг взаимоотношений на

промышленных рынках: монография /

С.П. Кущ. СПб.: Изд-кий дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. 272 с.

4. Каплан Р. Стратегическое единство: создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей / Р. Каплан, Д. Нортон; пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. 384 с.

+ + +

УДК 338.242.44(470.57) Т.В. Вострецова,

А.А. Аскаров

ОСНОВЫ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Государство постепенно переходит от стихийного рыночного регулирования сельского хозяйства к последовательному, планомерному своему воздействию в направлениях восстановления отрасли и повышения уровня жизни сельчан, то есть к индикативному планированию. Ярким выражением этого стало утверждение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (Постановление Правительства РФ № 446 от 14.07.2007 г.). Аналогичная республиканская программа была утверждена в Республике Башкортостан (Постановление Правительства РБ № 348 от

30.11.2007 г.).

Программы задают общие условия для устойчивого развития сельских террито-

рий, повышения занятости и уровня жизни сельчан. Конкретизация и планирование соответствующих мероприятий, их увязка с природно-климатическими, социальными, культурно-историческими особенностями территории должны производиться на уровне сельских поселений и муниципальных районов при участии местной общественности, органов местного самоуправления (МСУ), региональных властей, научных организаций. Именно такая организация плановой работы на уровне муниципалитетов, на наш взгляд, определит общий характер развития сельских территорий республики и страны.

В связи с этим возникает необходимость определить основы индикативного планирования развития сельских территорий на муниципальном уровне, предварительно рассмотрев их особенности.

Исследователи выделяют в системе сельского хозяйства 4 составляющих: социальную, экологическую, биологическую и экономическую [1]. Учитывая, что сельская территория представляет собой «обитаемую местность вне городов с ее природными условиями и ресурсами, сельское население и овеществленные плоды предшествующего труда людей, то есть разнообразные основные фонды на этой территории» [2], мы считаем целесообразным расширить вышеизложенный отраслевой подход к системе сельского хозяйства до уровня сельских территорий в целом. Тем самым сельская территория есть сложная система, которую мы схематично представляем следующим образом (рис. 1).

Согласно схеме сельская территория представляет собой взаимосвязанную, структурированную совокупность элементов (подсистем), активно взаимодействующих между собой и с внешней средой. Любой сельский житель так или иначе связан с работой на земле. Он удовлетворяет свои потребности с помощью объектов живого мира (растений и животных), возможности использования которых ограничены природно-климатическими условиями, заложенными ограниченной территорией проживания человека. Это определяет взаимодействие социальной (человек), экологической (природно-климатические условия территории) и биологической (животные и растения) подсистем. Для полного удовлетворения своих потребностей сельскому человеку необходимо активно взаимодействовать с поставщиками ресурсов для него и потребителями той продукции и услуг, которые он производит, то есть система сельской территории становится открытой посредством экономической подсистемы села.

Учитывая вышеизложенные моменты, выделим следующие особенности сель-

ской территории, обусловленные ее сложным характером:

— наличие в системе экологической и социальной составляющих, рентный характер аграрной экономики, действие объективных экономических законов, порождающих неэффективность сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями и сферами экономики, предполагают активное участие государства;

— эти же особенности «не позволяют быстро осуществить какие бы то ни было значительные организующие планы со стороны государства, если эти планы разработаны без учета самоорганизующихся начал» [1];

— самоорганизующийся характер сельской территории предполагает, что эффективность ее организации зависит от максимального учета особенностей ее подсистем, их оптимального соединения в хозяйственной деятельности.

Рассмотренные особенности сельских территорий предопределяют необходимость регулирующего и организующего воздействия со стороны государства, что в условиях рынка возможно только при использовании механизма индикативного планирования.

Изучив накопленный опыт индикативного планирования, мы попытались дать ему определение применительно к развитию сельских территорий.

Индикативное планирование развития сельской территории представляет собой формирование системы индикаторов и параметров ее развития в процессе согласования интересов сельского населения, сельских товаропроизводителей, органов МСУ и государственного управления на макро-, мезо- и микроуровнях и разработку на этой основе единого плана развития сельской территории с учетом установленной системы мер государственного воздействия.

Государство как регулирующая и организующая система

Сельская территория как сложная система

Социальная подсистема ^

^ ) у ^

Экологическая подсистема .< 1 — Биологическая подсистема

V ‘ , *

‘ч—^ Экономическая подсистема ^»

) к <

Внешние субъекты: поставщики и потребители

Рис. 1. Сельская территория как сложная система

В данном случае индикатор есть интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики процесса, в рамках которых система может устойчиво функционировать и развиваться. Поэтому индикаторы должны отражать, в первую очередь, способность к устойчивому воспроизводству всех подсистем сельской территории и устанавливаться как целевые показатели, достижение которых не только возможно, но и обязательно. Устанавливаться они должны на уровне государственной власти, так как именно она ответственна за реализацию общественных интересов. Параметры определяются как гибкие показатели и могут изменяться как в процессе их согласования, так и в процессе практической реализации плана.

К задачам индикативного планирования следует отнести:

— формирование оптимального сочетания государственного воздействия и рыночного регулирования развития экономики на конкретной сельской территории и создание на этой основе условий для ее саморазвития;

— оптимизация отраслевых стратегий развития хозяйствующих субъектов в соответствии с природно-климатическими условиями территории и их согласование со стратегией развития сельской территории в целом;

— согласованное развитие мелких, средних (традиционных для сельской местности) и крупных индустриальных сельскохозяйственных предприятий, а также выявление новых сфер приложения труда сельских жителей.

Считаем, что для гарантированного учета выделенных особенностей сельских территорий и выполнения поставленных задач при построении индикативных планов необходимо соблюдать следующие принципы:

— многофункциональности;

— устойчивости;

— субсидиарности;

— партисипативности.

Рассмотрим их более подробно.

С позиции развиваемой в настоящее время в экономике села теории многофункциональности сельские территории выполняют множество функций. Наряду с производством продовольствия для населения и сырья для промышленности к функциям сельских территорий относится создание общественных благ, таких как воспроизводство здорового населения, сохранение традиционной культуры, рек-

реация, социальный контроль над территорией, рациональное использование природных ресурсов и пр.

Многообразие функций сельских территорий предполагает их диверсифицированное развитие: чем разнообразней деятельность сельчан, производимая ими продукция, тем больше функций они выполняют. И наоборот, выполнение множества функций предполагает разнообразие видов деятельности. Поэтому возможности осуществления различных видов деятельности должны быть в полной мере исследованы и отражены в планах развития села, а значит, необходимо соблюдение принципа многофункциональности в планировании.

Однако в современной отечественной практике наблюдается развитие специализации сельской местности преимущественно на сельскохозяйственном производстве, причем в крайне ограниченном ассортименте производимой продукции. По мнению некоторых исследователей, в сложившихся условиях концентрация сил и средств на производстве 2-3 традиционных видов продукции пагубно сказывается на эффективности конечных результатов деятельности агроформирований. С другой стороны, специализация требует больших затрат прошлого и меньших — живого труда, что ведет к увеличению безработицы и повышению спроса на дорогие финансовые ресурсы, а резкое увеличение транспортных расходов по перевозкам, связанное с концентрацией минимального видового состава продукции в максимально возможном объеме в одной конкретно взятой территории, сводит на нет преимущества специализации [3].

В настоящее время в развитие производства продукции и оказания услуг сельскими товаропроизводителями слабо вовлечены лесные и водные ресурсы сельских территорий.

Так, в Республике Башкортостан леса занимают 37,5% всей территории, в некоторых районах лесистость достигает 6090% их территории. При запасе древесины в 716,3 млн м3, в том числе спелой и перестойной — 408,2 млн м3, расчетная лесосека в РБ используется лишь на 15,7%. Множество рек, озер, прудов занимают в общей площади земель республики 0,5%. Наблюдается ежегодное уменьшение используемых для промысловых целей водных объектов с одновременным увеличением в улове доли малоценных видов рыбы. Большинство прудов, существовавших ранее вблизи

сельских поселений и использовавшихся для рыборазведения и отдыха населения, заброшены или спущены [4].

При этом заготовление и переработка лесных дикоросов, рубка срубов, создание инфраструктуры туризма в сельской местности, рыборазведение и пр. при должной организации могут создать новые рабочие места для сельчан и позволят повысить их доходы.

Этому же способствовало бы развитие традиционных промыслов на селе. Для РБ это бортевое пчеловодство, табунное коневодство, производство кумыса, продукция которых пользуется спросом и имеет высокие цены реализации.

Многофункциональное развитие сельских территорий должно строиться на основе всестороннего учета их природноклиматических особенностей с обязательным условием их сохранения и дальнейшего улучшения, что предполагает использование в планировании принципа устойчивости.

Согласно официальному определению, данному в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ № 440 от

01.04.1996 г.), устойчивое развитие обеспечивает сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

«При этом первоочередной задачей становится определение наиболее эффективной, с позиции субъектов хозяйствования, структуры производства (сбыта) продукции сельского хозяйства, основанного на рациональном использовании имеющихся почвенно-климатических ресурсов (био-климатического потенциала) как отдельных территорий, так и страны в целом. Только при таком подходе можно достичь устойчивого функционирования агропродоволь-ственного комплекса страны, соответственно продовольственной безопасности, в современных условиях» [3].

Отметим, что данное утверждение следует в равной степени отнести и к тем видам деятельности, которые предлагаются с позиции многофункционального развития сельских территорий, которые также связаны с использованием тех или иных природных ресурсов.

В развитии сельских территорий принимают участие следующие группы субъектов: федеральные и республиканские ор-

ганы управления, органы МСУ, хозяйствующие субъекты и население.

Согласованность действий и увязка интересов органов всех уровней управления по достижению единой цели — устойчивого развития сельских территорий обуславливают выстраивание эффективных договорных отношений между ними, то есть выполнения принципа субсидиарности. Принцип предполагает создание государством рамочных условий для развития села, в то время как инициативы должны исходить «снизу», непосредственно от сельчан. То есть наравне с принципом субсидиарности важным является принцип партисипативности, предполагающий активное участие заинтересованных групп местного населения в процессах управления и развития.

С принятием ранее указанных программ в реализации последних двух принципов наметились положительные сдвиги. В совокупности программы устанавливают частно-государственное партнерство, софи-нансирование мероприятий программ, их общественную экспертизу, а также увеличение финансирования и социо-эколого-экономический подход к развитию села.

Реализацию принципов затрудняет отсутствие сильного и дееспособного МСУ, которое представляет собой решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. По сути, МСУ должно выступать как форма социальной самоорганизации населения в рамках конкретной территории. А это требует следующих преобразований:

— осознание сельскими жителями и муниципальными служащими того, что органы МСУ являются не представителями государственной власти, а представителями местного сообщества;

— создание заинтересованности и инициативности сельчан, выстраивание диалога между населением и органами МСУ, в том числе путем мотивации и стимулирования, что усилит их взаимную ответственность и согласие.

Решение указанных проблем должно основываться на Федеральном законе № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предоставляющим благоприятную возможность для внедрения механизмов общественного участия в МСУ.

Попыткой претворения в реальность принципа партисипативности в развитии сельских территорий явился пилотный проект «Местное самоуправление и гражданское участие в сельской России», реализованный Всемирным банком в Пензенской области, Пермском крае и Республике Адыгея в 2003-2006 гг. [5].

Механизмами вовлечения населения в процессы МСУ стали формирование информационной и консультационной сети, подготовка сельских муниципальных консультантов; обучение и активизация населения, создание рабочих групп; выявление приоритетов и проблем поселений и составление планов их решения совместно с населением; предоставление грантов для поддержки проектов развития территорий из фондов развития местных сообществ и пр.

Проект показал, что, несмотря на объективные трудности, активное участие сельского населения в МСУ (в бюджетном процессе, в выборе приоритетов развития и реализации планов развития поселений) возможно. Сельчане успешно обучаются и используют на практике инструменты гражданского общества, что способствует консолидации и устойчивости сельских сообществ.

Следует распространять опыт подобных проектов с одновременным привлечением к ним местных предпринимателей для тесной увязки производственной и социальной сфер села, а также активизации населения и товаропроизводителей к осуществлению новых видов деятельности и созданию новых рабочих мест, например,

путем создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов (перерабатывающих, кредитных и пр.) с участием органов МСУ.

Актуальна подготовка сельских муниципальных консультантов в каждом сельском поселении. Допустим, чтобы создать кооператив, следует, в первую очередь, объяснить сельчанам, что даст им его создание, заинтересовать и побудить их к этому. Поэтому главными задачами деятельности консультантов должны стать разъяснительная работа с сельскими жителями, активное распространение среди них информации о возможных направлениях диверсификации хозяйственной деятельности, инновационных разработках, проведение соответствующих консультаций и обучения, а также при необходимости организационное и правовое сопровождение таких проектов, привлечение экспертов.

Взаимодействие сельских поселений и сельских товаропроизводителей с органами управления на уровне республики происходит при посредничестве органов МСУ муниципальных районов, что определяет их приоритетную роль в выработке и практической реализации планов развития сельских территорий.

При построении индикативных планов принципы субсидиарности и партисипатив-ности предполагают построение схемы потоков согласования между республиканскими органами управления и органами МСУ, которую мы представляем следующим образом (рис. 2).

Республиканские органы управления

зи

Региональные программы развития, соглашения

£

Органы МСУ План развития сельских территорий

муниципального района муниципального района

3’ с > > к і > > 1

Органы МСУ Планы развития Бизнес- планы

сельских поселений, сельских сельских

сельские товаропроизводители поселений товаропроизво-

дителей

Условные обозначения: — согласование интересов

____— разработка планов

<; >• — интеграция планов

Рис. 2. Индикативное планирование развития сельских территорий

Первая группа встречных потоков согласования организуется между органами МСУ сельских поселений, сельскими товаропроизводителями и органами МСУ муниципального района. Результатом этих итераций становится интеграция планов развития сельских поселений и бизнес-планов местных предпринимателей в план развития муниципального района.

Вторая группа встречных потоков согласования организуется между муниципальными районами и региональным центром, результатом чего становится программа развития сельской территории региона. Ввиду того, что такая программа в республике уже существует, результатом данного согласования может служить заключение дополнительных соглашений между региональными органами власти и органами МСУ муниципальных районов о взаимодействии в области социальноэкономического развития села. Они должны включать в себя планы социальноэкономического развития муниципалитетов и финансовые обязательства по обеспечению значений индикаторов их социальноэкономического развития. Это повысит взаимную ответственность региональных органов управления и органов МСУ за достижение установленных индикаторов и, по нашему мнению, будет способствовать их скорейшему достижению.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предлагаемый механизм индикативного планирования развития сельской территории на основе принципов многофункциональности, устойчивости, субсидиарности и партисипативности позволит планам стать более адаптированными к конкрет-

ной территории, более реалистичными и достижимыми. Сельские жители будут лучше представлять цели и задачи органов МСУ и государственного управления, что повысит их инициативность и желание участвовать в развитии территории своего проживания, создаст условия для долгосрочной заинтересованности производителей и государства в оптимальных пропорциях производства, сохранении и восстановлении плодородия почв и, в итоге, приведет к устойчивому развитию сельских территорий республики и страны.

Библиографический список

1. Магафуров К.Б. Функционирование и развитие аграрной экономики в условиях распределенного управления и самоорганизации / К.Б. Магафуров, Р.А. Гиль-маншин. Уфа: Гилем, 2004. 84 с.

2. Чепурных Н.В. Региональное развитие: сельская местность / Н.В. Чепурных, А.Л. Новоселов, А.В. Мерзлов. М.: Наука, 2006. 384 с.

3. Аскаров А.А. Природно-климатический потенциал развития аграрной экономики (на материалах РБ) / А.А. Аскаров. Уфа: Гилем, 2006. 110 с.

4. Государственный доклад «О состоянии природных ресурсов и окружающей среды Республики Башкортостан в 2006 году» / Министерство природопользования, лесных ресурсов и окружающей среды РБ. Уфа, 2007. 200 с.

5. Местное самоуправление и гражданское участие в сельской России. Проект Всемирного банка реконструкции и развития // Отчет о реализации проекта. М.: CAF Россия, 2007. 84 с.

+ + +

УДК 332.33 О.В. Кожевина

МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ВОЗМОЖНОСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

(Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 06-02-62202 а/Т)

Актуальность и обоснование исследований

Проблема устойчивого развития обсуждается в последнее время на всех уров-

нях как экономики, так и политики. Пере ход к устойчивому развитию ориентиро ван на обеспечение благоприятной окру жающей среды, сохранение природно

Фото: «‎Мой гектар»

В июне Госдума приняла закон, разрешающий строить жилой дом на участках сельскохозяйственного назначения. Это далеко не первый шаг, который делает государство, чтобы продемонстрировать поддержку сельскому хозяйству и тем, кто планирует жить на своей земле. «‎Много горожан сегодня задумались о переезде не землю, мечтают о родовом поместье или собственном крестьянско-фермерском хозяйстве. Это становится новым трендом», — утверждают эксперты и рассказывают, что может мешать процессу.

Несколько лет назад президент России Владимир Путин сказал: «Одна из ключевых задач государства — повысить качество жизни сельских жителей».

Это оказались не просто слова. За последнее время принято и реализуется несколько государственных программ, например, Государственная программа развития сельского хозяйства, Концепция устойчивого развития сельских территорий. Успешно работают механизмы финансовой поддержки: субсидии, льготные кредиты, гранты для фермеров «‎Начинающий фермер», «‎Агростартап», при этом список получателей поддержки постоянно расширяется. Со следующего года планируется ввести новый грант до 10 млн руб., который будет предоставляться сельхозтоваропроизводителям на развитие агротуризма.

Планы федерального центра грандиозные: до 2025 года в России планируется ввести в оборот 4 млн га сельхоз земель. Принятые в июне поправки в Закон N299-ФЗ, который позволяет строить на землях сельскохозяйственного назначения жилые дома, должен способствовать привлечению на землю новых человеческих ресурсов и вводу земель в оборот. Можно сказать, что локомотив готов ехать на большой скорости, но вагоны на новые рельсы так быстро перестроиться не могут.

Увы, сама отрасль оказалась инертной. Ежегодно в России исчезает 120 сел, люди уезжают из деревень в город за заработком, постоянную работу на селе ввиду ее отсутствия могут найти только единицы. На местах часто не знают ни о новом законодательстве, ни о грантовой поддержке.

«Фермерству в России необходима перезагрузка. Нужны новые кадры, нужно привлекать людей в отрасль, нужно популяризировать и создавать новый образ успешного фермера, который станет притягательным для молодежи. Также необходимо уменьшать законодательные барьеры входа в отрасль для всех желающих — получение земли, строительство на участке, коммуникации. Это хорошо понимают в Федеральном центре, принятый июле Президентом закон нацелен на решение этого вопроса», — прокомментировала депутат Государственной думы, координатор партийного проекта «Российское село» Светлана Максимова.

Эту информацию подтверждают и в проекте «‎Мой гектар» — ставший хорошим примером популяризации фермерства в России, со слов организаторов проекта, люди хотят жить и работать на своей земле, только за последний год поступило более 20 000 заявок на приобретение гектара земли в рамках проекта.

«‎Мы постоянно опрашиваем клиентов, для каких целей приобретаются земельные участки и что планируете делать, — рассказывает исполнительный директор проекта «‎Мой гектар» Инна Демкина. — В последнее время отчетливо виден тренд: растет доля тех, кто берет землю под организацию личного подсобного и фермерского хозяйства с перспективой на организацию своего родового поместья».

Чтобы паровоз развернуть, нужно его остановить

Связующим звеном, проводником федерального тренда должны стать региональные власти и местные администрации.

Исторически сложилось, еще с момента приватизации 90-ых годов, когда земли стали переходить в частную собственность, чтобы защитить народное достояние на период разработки полноценных законов, были приняты нормативные акты, которые сильно ограничили использование и оборот сельскохозяйственных угодий.

Разработанные позже законы об обороте земель сельскохозяйственного назначения в полной мере не учли географические отличия южных и северных регионов и разность потенциала земель для сельхоз-производителей, которые не хотят рисковать урожаем в северных и центральных регионах. Поэтому спустя 30 лет часть бывших пашен, в регионах нечерноземья заросло лесами, но они по-прежнему числятся сельскохозяйственными угодьями, которые защищают и не вводят в оборот. Психология «‎защитить и запретить» для администрации оказывается гораздо безопаснее, чем заниматься зонированием и развитием земель. Подписанный президентом закон предоставил фермерам возможность осваивать эти земли, но чтобы он работал на местах корректно необходимо провести важную организационную работу, на которую нужна политическая воля.

Фото:«‎Мой гектар»


Фото: «‎Мой гектар»

«‎Федеральный закон N 299-ФЗ от 02.07.2021 года прямо указывает на возможность строительства жилого дома на сельскохозяйственных угодьях, но аналогичной прямой нормы, которая бы разрешала строительство капитальных построек, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции на сельскохозяйственных угодьях нет. Сложность в данный вопрос вносит сам факт наличия или отсутствия в составе земельного участка сельскохозяйственных угодий для нечернозёмных регионов», — прокомментировал ситуацию председатель Ассоциации градостроительного зонирования и территориального планирования Алексей Чернышев.

В Московской области вопрос решили грамотно — раззонировали все земли сельскохозяйственного назначения. Часть земель, которые были угодьями в 1991-1992 годах, были исключены из состава сельскохозяйственных угодий и включены в состав территорий, на которых разрешили строительство зданий и сооружений для производства, хранения и переработки сельскохозпродукции, привлекая тем самым сельхозпроизводителей, инвесторов и бизнес. Данные об этом закрепили в соответствующей градостроительной документации — в Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ).

К сожалению, аналогичный системный подход к зонированию территорий принят не везде. Данные Росреестра в некоторых регионах датируются 1991-1992 годами и являются архивными. Это существенно усложняет развитие сельских территорий. Остается надеяться, что регионы поддержат федеральный тренд и смогут перенять опыт Московской области.

«‎Мой гектар» — территория развития фермерства

Проект «‎Мой гектар» существует с 2016 года. С самого начала организаторы поставили амбициозную цель — дать возможность каждому россиянину приобрести по доступной цене гектар земли и попробовать свои силы в фермерском хозяйстве. Сейчас собственниками участков являются более 5000 человек. В компании видят, что в государственной политике относительно сельского хозяйства наступает «‎оттепель».

Как бы ни складывалась ситуация в конкретных регионах, те импульсы, которые уже даны федеральным центром и правительством, не остановить. Проект «‎Мой гектар» поставил перед собой амбициозную цель: создать 1 тыс. поселков для новых фермеров, предоставив им самые современные средства управления развитием.

В основе проекта лежит цифровизация всех этапов развития участка и общей инфраструктуры. Для всех собственников разработан Личный кабинет, где пользователь может увидеть информацию о развитии своего участка и кооператива. Любому владельцу доступны проекты дорог, электрификации, въездных групп, каждый участник может проявить инициативу и предложить соседям для реализации проект по строительству общей инфраструктуры, инициировать и вынести на голосование любой вопрос. Модуль голосования, кстати, реализован с соблюдением всех законодательных норм, поэтому теперь не нужно ждать очных собраний, любой вопрос можно решить онлайн в течение одного дня.

Фото:«‎Мой гектар»


Фото: «‎Мой гектар»

Директор проекта «‎Мой гектар» Денис Бучельников рассказывает:

«‎Мы много времени сами проводим на территориях, в полях, общаемся с председателями своих кооперативов, с главами сельских поселений и районных администраций. Я вижу, что многие обеспокоены судьбой своих территорий и вместе с тем воодушевлены федеральным курсом на возвращение людей на землю и поддержкой фермеров, наш проект может стать хорошей основой для привлечения городских жителей на сельские территории.

Мы открыты, готовы делиться и делимся своими наработками и технологиями в области коллективного развития территорий с фермерскими Ассоциациями, Союзами, фондами, движениями, например — модулем коллективного строительства дорог, модулем голосований. В следующем году совместно с Союзом садоводов России планируем предоставить возможность уже существующим 23 тыс. садовым товариществам в России (60 млн садоводов) помочь решить их вопросы эксплуатации дорог, голосований, сборов взносов, коллективного развития».

Сельское хозяйство в условиях санкций может стать новым локомотивом экономики, таким видит эту отрасль руководство страны. Государству нужны новые фермеры и заселенные территории, а людям — простор и свобода жить на своей земле. Остается дело за малым, чтобы региональные власти поддержали этот тренд. Для освоения земли, организации рабочих мест и притока населения администрации районов должны поддерживать закон о строительстве на землях сельхозназначения и правильно ставить запятые в важном для всех выражении «‎Строить, нельзя запретить».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Жизнь с чистого листа как найти
  • Как найти уравнение прямой заданной системой уравнений
  • Как можно исправить оценку за четверть в электронном дневнике
  • Как найти угол треугольника зная его вершины
  • Как найти потенциал электрического поля в треугольнике