Годовой
план технического обслуживания и ремонта
(таблица 3) определяет число плановых
технических обслуживаний и ремонтов
по каждой машине, находящейся на балансе
организации. Он является основанием
для расчета потребности в материальных
и трудовых ресурсах при разработке
производственно-финансового плана.
Для
составления годового плана необходимы
следующие исходные данные:
-
фактическая
наработка (ч) машины на начало планируемого
года со времени проведения соответствующего
вида технического обслуживания, ремонта
или с начала эксплуатации (см. раздел
1); -
планируемая
наработка (ч) машины на год (таблица 2); -
показатели
периодичности технических обслуживаний
и ремонтов (приложение 2, Л1).
Число
технических обслуживаний и ремонтов
каждого вида Nто,р,
которые должны быть проведены в
планируемом году для соответствующей
машины, рассчитывают по формуле (6)
,
(6)
где
Нф
– величина фактической наработки на
начало планируемого года со времени
проведения последнего, аналогичного
расчетному, вида технического обслуживания,
ремонта или с начала эксплуатации, ч;
Nпл
– планируемая наработка на расчетный
год, ч;
М
– доремонтный или межремонтный ресурс
соответствующего вида технического
обслуживания или ремонта, по которому
ведется расчет, ч;
Nпред
– число всех видов технических
обслуживании и ремонтов с периодичностью,
большей периодичности того вида, по
которому ведется расчет (при расчете
капитального ремонта Nп
= 0).
При
расчете сначала определяют число
капитальных ремонтов, затем текущих
ремонтов и, наконец, плановых технических
обслуживании (ТО-2, ТО-1). Полученные
значения Nто.р
округляют до целого числа в сторону
уменьшения.
Порядковый
номер месяца Км,
в котором должен проводиться капитальный
ремонт машины, рассчитывается формуле
(7)
,
(7)
где
Мк
– доремонтный или межремонтный ресурс
капитального ремонта, ч.
Если
при расчете Км
окажется более 12, капитальный ремонт
машины в планируемом году не проводится
и переносится на следующий год.
Пример
расчёта годового плана ТО и ремонтов
машин привожу для бульдозера ДЗ – 42Г
фактической наработкой от начала
эксплуатации 5594 часа (см. таблицу 1),
планируемой наработкой на год 1411 часов
(см. таблицу 2).
Из приложения 1
принимаем периодичность проведения:
КР – 5760 ч, ТР – 960 ч, ТО-2 – 240 ч, ТО-1 – 60
ч, СО – 2 раза в год.
Наработку бульдозера
на начало планируемого года после
проведения последнего КР, ТР, ТО-2, ТО-1
устанавливаем как остатки от деления
фактической наработки от начала
эксплуатации на соответствующие
периодичности проведения ТО и ремонтов:
Н
ф
К
= 5594 ч
Н
ф
Т
= 5594 / 960 = 5 остаток 794; следовательно – Н
ф
Т =
794 ч
Н
ф
ТО-2
= 5594 / 240= 23 остаток 74, следовательно Н ф
ТО-2
= 74 ч
Н
ф
ТО-1 =
5594 / 60=93 остаток 14, следовательно Н ф
ТО-1 =
14 ч
Определяем
количество ТО и ремонтов на планируемый
год по формуле (6)
=
1, принимаю 1 КР
принимаю
1 ТР
принимаю
4 ТО – 2
принимаю
17 ТО – 1
Определяю месяц,
в котором будет проводиться капитальный
ремонт формуле (7):
=
2,41 принимаю 3 – март
Остальные
машины рассчитываю аналогично, результаты
расчётов заношу в таблицу 3.
Таблица
3 – Годовой план ТО и ремонта машин
Наименование |
Инв № |
Фактическая |
Наработка |
Количество |
|||||||||
от |
со |
К |
Т |
ТО |
ТО |
СО |
|||||||
К |
Т |
ТО |
ТО |
кол |
месяц |
||||||||
Тракторы |
|||||||||||||
|
55450 |
7122 |
1362 |
402 |
162 |
42 |
1477 |
0 |
— |
1 |
5 |
19 |
2 |
|
43156 |
7834 |
2074 |
154 |
154 |
34 |
1477 |
0 |
— |
1 |
5 |
19 |
2 |
Бульдозеры |
|||||||||||||
|
44458 |
7875 |
2115 |
195 |
195 |
15 |
1411 |
0 |
— |
1 |
5 |
17 |
2 |
|
55202 |
4990 |
4990 |
190 |
190 |
10 |
1411 |
1 |
август |
— |
5 |
17 |
2 |
|
51241 |
3730 |
3730 |
850 |
130 |
10 |
1411 |
0 |
— |
2 |
4 |
17 |
2 |
|
51239 |
5594 |
5594 |
794 |
74 |
14 |
1411 |
1 |
март |
1 |
4 |
17 |
2 |
|
51215 |
3408 |
3408 |
528 |
48 |
48 |
1411 |
0 |
— |
2 |
4 |
18 |
2 |
|
51217 |
5888 |
128 |
128 |
128 |
8 |
1411 |
0 |
— |
1 |
5 |
17 |
2 |
|
51205 |
5935 |
175 |
175 |
175 |
55 |
1411 |
0 |
— |
1 |
5 |
18 |
2 |
Автогрейдеры |
|||||||||||||
|
54301 |
7085 |
1325 |
365 |
125 |
5 |
1477 |
0 |
— |
1 |
5 |
18 |
2 |
|
52303 |
7793 |
2033 |
113 |
113 |
53 |
1477 |
0 |
— |
1 |
5 |
19 |
2 |
|
55307 |
9352 |
3592 |
712 |
232 |
52 |
1477 |
0 |
— |
2 |
5 |
18 |
2 |
|
55311 |
8501 |
2741 |
821 |
101 |
41 |
1477 |
0 |
— |
2 |
4 |
19 |
2 |
Погрузчики |
|||||||||||||
|
53324 |
9928 |
4168 |
328 |
88 |
28 |
1477 |
0 |
— |
1 |
5 |
19 |
2 |
2.3
Расчёт и составление месячного
плана-графика ТО
Месячный
план-график (таблица 4) технического
обслуживания и ремонта машин устанавливает
дату остановки каждой машины на
техническое обслуживание или ремонт и
продолжительность ее простоя в днях.
Порядковый
номер рабочего дня месяца Д то,р,
в котором начинается проведение
технического обслуживания или ремонта
машин, определяется по формуле (8)
,
(8)
где
Кр.д.
– число рабочих дней в планируемом
месяце, определяемое по календарю с
учетом установленного в данной организации
режима работы.
Н
пл
м
– планируемая наработка машин на
расчётный месяц.
Планируемая
наработка на месяц определяется по
формуле (9)
Н
пл
м
=
,
(9)
где
Т г
1 кв
– планируемое количество часов работы
в 1-м квартале (см. Расчёт годового режима
работы машин, таблицу 2)
Если
при расчете величина Дто,р
окажется большей, чем число рабочих
дней в планируемом месяце, соответствующее
техническое обслуживание или ремонт в
этом месяце не проводится.
При расчете
порядкового номера рабочего дня
проведения второй раз в месяц технического
обслуживания одного вида его периодичность
при подстановке в формулу увеличивают
в 2 раза, в третий – в 3 раза и т. д.
Пример расчёта
месячного плана-графика приведён для
экскаватора ЭО – 2621А инвентарный №
39940
По
приложению 2 принимаем периодичность
капитального ремонта экскаватора,
равную 5760 ч, текущего ремонта – 960 ч,
ТО-2 – 240 ч и ТО-1 – 60 ч.
Планируемая
наработка на месяц (январь) составит:
347,2
: 3 = 115,7 ч
Определяем
порядковый номер рабочего дня месяца:
для
текущего ремонта
,
принимаю 10
для
ТО-2
,
принимаю 10
для
ТО-1
,
принимаю 10
,
не проводится в январе (всего
17 рабочих дней)
Расчет
показывает, что текущий ремонт экскаватора
ЭО – 2621А № 39940 в январе должен проводиться
на 10-й рабочий день, ТО-2, ТО-1 – проводиться
не будет
Остальные
машины рассчитываются аналогично, а
результаты расчётов заносятся в таблицу
4.
При
планировании ТО и ремонтов машин на
месяц следует равномерно распределять
виды ТО по числам месяца, учитывая
загрузку рабочих. При этом допускается
корректировка расчётных значений
(смещение на 1…2 дня в большую или меньшую
сторону). В таблице 4 представлен
откорректированный план-график.
Наименование |
Инвентар. |
Фактическая |
Нплан час |
Январь |
||||||||||||||||||||
от |
со |
числа |
||||||||||||||||||||||
К |
Т |
ТО-2 |
ТО-1 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
30 |
31 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
Тракторы |
||||||||||||||||||||||||
|
55450 |
7122 |
1362 |
402 |
162 |
42 |
116,5 |
ТО-1 |
ТО-2 |
|||||||||||||||
|
43156 |
7834 |
2074 |
154 |
154 |
34 |
116,5 |
ТО-1 |
ТО-1 |
|||||||||||||||
Бульдозеры |
||||||||||||||||||||||||
|
44458 |
7875 |
2115 |
195 |
195 |
15 |
111,4 |
ТО-2 |
ТО-1 |
|||||||||||||||
|
55202 |
4990 |
4990 |
190 |
190 |
10 |
111,4 |
ТО-2 |
||||||||||||||||
|
51241 |
3730 |
3730 |
850 |
130 |
10 |
111,4 |
ТО-1 |
||||||||||||||||
|
51239 |
5594 |
5594 |
794 |
74 |
14 |
111,4 |
ТО-1 |
ТО-1 |
|||||||||||||||
|
51215 |
3408 |
3408 |
528 |
48 |
48 |
111,4 |
ТО-1 |
ТО-1 |
|||||||||||||||
|
51217 |
5888 |
128 |
128 |
128 |
8 |
111,4 |
ТО-1 |
ТО-1 |
|||||||||||||||
|
51205 |
5935 |
175 |
175 |
175 |
55 |
111,4 |
ТО-1 |
ТО-2 |
|||||||||||||||
Автогрейдеры |
||||||||||||||||||||||||
|
54301 |
7085 |
1325 |
365 |
125 |
5 |
116,5 |
ТО-1 |
||||||||||||||||
|
52303 |
7793 |
2033 |
113 |
113 |
53 |
116,5 |
ТО-1 |
ТО-1 |
|||||||||||||||
|
55307 |
9352 |
3592 |
712 |
232 |
52 |
116,5 |
ТО-2 |
ТО-1 |
|||||||||||||||
|
55311 |
8501 |
2741 |
821 |
101 |
41 |
116,5 |
ТО-1 |
ТО-1 |
Таблица
4 – Месячный план – график ТО и ремонта
машин
2.4
Составление схемы организации ТО и
ремонта машин
Строительство
характеризуется значительной
протяженностью работ, наличием множества
мелких строительных объектов с небольшим
количеством механизмов и расположением
строительных объектов на значительном
расстоянии от производственно-эксплуатационных
баз хозяйств.
Наряду
с этим в условиях строительства, как
правило, используются сложные машины
с большой массой и плохими транспортными
возможностями. Перевозка таких машин
для обслуживания на большие расстояния
связана с определенными трудностями и
значительно увеличивает затраты времени.
Поэтому техническое обслуживание и
текущий ремонт машин должны организовываться
так, чтобы затраты времени и средств на
их проведение были минимальными при
одновременном строгом соблюдении
периодичности обслуживания, высоком
качестве работ и полном их соответствии
правилам и технологии.
Практика
показала, что поддерживать машины в
исправном состоянии можно только на
основе специализации и механизации
работ по техническому обслуживанию и
ремонту. Сущность такой специализации
заключается в организации звеньев для
выполнения отдельных элементов
технического обслуживания (заправки
машин, проведения плановых технических
обслуживании и диагностирования машин,
устранения отказов и неисправностей
машин и др.).
Специализированные
звенья создаются не только в хозяйствах,
но и в объединениях, центральных ремонтных
мастерских и т.п. Поэтому в настоящее
время существует несколько организационных
форм проведения технического обслуживания
и текущего ремонта машин.
1.
Технические обслуживания, диагностирование
и текущие ремонты машин (за исключением
машин на базе тракторов К-700 и Т-150К)
проводятся силами хозяйств на базе
собственных ремонтных мастерских и
передвижных средств технического
обслуживания, диагностирования и
текущего ремонта машин.
При
этом текущие ремонты машин рекомендуется
выполнять силами и средствами РММ
хозяйства.
Место
проведения ТО-2 и ТО-1 зависит от
транспортных возможностей машин. Обычно
обслуживание машин, ежедневно
возвращающихся па свою базу, выполняют
РММ хозяйства, а обслуживание машин с
плохими транспортными возможностями
– передвижные средства технического
обслуживания и диагностирования на
месте работы машин. Техническое
обслуживание и ремонт машин на базе
тракторов К-700 и Т-150К во всех случаях
выполняются силами специализированных
пунктов РТП.
Такую
форму организации технического
обслуживания и ремонта применяют
хозяйства, имеющие 100 и более мелиоративных
и строительных машин.
2.
Технические обслуживания, диагностирование
и текущие ремонты выполняются силами
и средствами центральных пунктов
технического обслуживания (ЦПТО)
объединений. Эта форма находит широкое
применение в зонах, где хозяйства имеют
небольшие парки машин и где нецелесообразно
строить хорошо оснащенные РММ.
3.
Техническое обслуживание, диагностирование
и текущие ремонты проводят как ЦПТО
объединения, так и хозяйства. Возможно
сочетание работ. ЦПТО (ЦРММ) может
выполнять полное техническое обслуживание
отдельных видов машин (машин на базе
тракторов Т-130, многоковшовых экскаваторов
ЭТЦ-202А и др.) или проводить отдельные
виды технического обслуживания различных
марок машин. Эта форма организации
технического обслуживания наиболее
распространена и перспективна.
Капитальные
ремонты сложных полнокомплектных машин
и их агрегатов во всех случаях проводятся
на ремонтно-механических заводах (РМЗ).
При
выполнении курсового проекта форму
организации технического обслуживания
и ремонта машин устанавливают в
соответствии с высказанными рекомендациями,
описывают в пояснительной записке и
представляют в форме таблицы 5.
Количество
ТО и ремонтов по маркам машин устанавливают
из годового плана технических обслуживаний
и ремонтов хозяйства (см. таблицу 3).
Таблица 5 – Схема
организации ТО и ремонта машин
-
Наименование и
марка машинВид ТО и ремонта
Количество
ТО и ремонтовВыполняется
силамиорганизации
СПТО
РМЗ
АТО
РММ
Автогрейдеры
СО
8
8
К
0
0
Т
6
6
ТО-2
19
19
ТО-1
74
74
Бульдозеры
СО
14
14
К
2
2
Т
8
8
ТО-2
32
32
ТО-1
121
121
Экскаваторы
ЭО
— 2621,ЭО
– 3322,ЭО
– 6526СО
10
10
К
2
2
Т
8
8
ТО-2
21
21
ТО-1
91
91
Экскаваторы
ЭО
– 4224,ЭО
– 5126,ЭО
– 5221СО
8
8
К
0
0
Т
8
8
ТО-2
16
16
ТО-1
72
72
Погрузчики
СО
8
8
К
0
0
Т
5
5
ТО-2
19
19
ТО-1
75
75
Тракторы
Т-150К,
К
— 701СО
4
4
К
0
0
Т
2
2
ТО-2
10
10
ТО-1
38
38
Краны
самоходныестреловые
СО
14
14
К
0
0
Т
8
8
ТО-2
32
32
ТО-1
159
159
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Планирование технического обслуживания. График ТО
Техническое обслуживание автомобилей проводится в соответствии с графиком, составляемым на каждый автомобиль, тягач или прицеп.
График технического обслуживания (ТО) отдельного автомобиля представляет собой план выполнения очередных видов технического обслуживания, назначаемых в зависимости от пробега или по времени работы автомобиля на линии (соответствующему этим пробегам).
Рис. График технического обслуживания и ремонта автомобиля
При планировании технического обслуживания по календарному времени для установления планового дня постановки автомобиля в техническое обслуживание исходят из среднесуточного пробега за истекший период или планового задания. Недостатком этого метода планирования является то, что фактический суточный пробег автомобилей из-за их различного технического состояния различных простоев в текущем ремонте, разной степени использования на работе и пр. весьма различен (колеблется от 200 до 1600 км) и значительно отличается от планируемого.
Более целесообразным является планирование по пробегу, так как в этом случае автомобили ставятся в очередное техническое обслуживание соответственно установленной периодичности. Недостатком этого метода планирования является возможная неравномерность выполнения суточного плана по обслуживанию.
График обслуживания отдельного автомобиля составляют на основании установленной периодичности технического обслуживания, ремонтного цикла и суточного пробега автомобиля.
Примерный график обслуживания и ремонта автомобиля представлен на рисунке.
Для планирования оперативного руководства и контроля составляется график суточной программы обслуживания в виде таблицы на месяц вперед для всего парка автомобилей с указанием всех видов обслуживания и ремонта, которым должен подвергнуться каждый автомобиль за этот период времени. Примерный график представлен ниже.
Выполнение графика обслуживания является одним из основных условий поддержания подвижного состава в должном техническом состоянии. Автомобили должны направляться на первое и второе техническое обслуживание с учетом фактического пробега и технического состояния.
Примечание. При непрерывной неделе работы автохозяйства постановка автомобилей в техническое обслуживание в воскресные дни не производится и график смещается.
Источник
Система планово предупредительного ремонта автомобилей
Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей
В Российской Федерации принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей, основные положения которой сформулированы и закреплены в «Положении о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
В данном Положении приведен перечень предусмотренных видов обслуживания и ремонта и операций по ним, даны нормативы межремонтных пробегов, трудоемкость на выполнение различных видов работ, нормы простоя в ТО и ремонте, поправочные коэффициенты на различные нормативы (K1–К5) в зависимости от конкретных условий эксплуатации и т. д.
Сущностью планово-предупредительной системы является принудительная по плану постановка автомобилей, прошедших нормативный пробег, в соответствующий вид технического обслуживания, в целях предупреждения повышенной интенсивности изнашивания и восстановления утраченной работоспособности узлов, агрегатов и систем.
– ежедневное обслуживание – ЕО;
– техническое обслуживание №1 – ТО-1;
– техническое обслуживание №2 – ТО-2;
– сезонное обслуживание – СО;
– текущий ремонт – ТР;
– капитальный ремонт – КР.
Эти виды обслуживания отличаются друг от друга перечнем и трудоемкостью выполняемых операций, и периодичностью, нормативы которой приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Нормативы периодичности обслуживании автомобилей
Типы автомобилей | Периодичность ТО, км | |
ТО-1 | ТО-2 | |
Легковые | 4000 | 16000 |
Грузовые | 3000 | 12000 |
Автобусы | 3500 | 14000 |
Ежедневное обслуживание включает в себя проведение контрольного осмотра (в первую очередь по узлам, механизмам и системам, влияющим на безопасность движения), уборочно-моечных операций (проводимых по потребности, с учетом санитарных и эстетических требований и условий эксплуатации) и до заправочных работ (при необходимости долив масла в двигатель, охлаждающей жидкости, подкачка шин и т. д.). Мойку автомобилей, включая тщательную мойку низа и двигателя, проводят также перед постановкой автомобилей в очередные ТО или текущий ремонт.
Всякому виду ремонта предшествует технический осмотр – контроль, осуществляемый в основном при помощи органов чувств и, в случае необходимости, средств контроля, номенклатура которых установлена соответствующей документацией.
В период между ремонтами объекты подвергают техническому обслуживанию, под которым понимается комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или объекта при использовании его по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.
Техническое обслуживание №1 предназначено для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии, выявления и предупреждения отказов и неисправностей, а также снижения интенсивности изнашивания деталей, узлов и механизмов путем проведения установленного комплекса работ:
– контрольных смотровых и диагностических;
– арматурных и других видов работ.
Трудоемкость работ по ТО-1 невелика – для легковых автомобилей в среднем 2,5–4,5 чел.-ч, для грузовых – 2,5–6,5 чел.-ч, в зависимости от класса и грузоподъемности. Установленная трудоемкость, например, в 3,2 чел.-ч означает, что один рабочий за 3,2 ч должен выполнить весь утвержденный перечень операций и объем работ по автомобилю. Но, учитывая, что обслуживание автомобиля обычно проводят несколько рабочих различных специальностей, зачастую на поточных линиях, состоящих из 3–4 специализированных постов – время простоя автомобиля на каждом составляет порой лишь 5–10 мин. Вполне естественно, что за такой короткий промежуток времени можно провести лишь несложные регулировочные работы, устранить подтекание (негерметичность), провести крепежные работы и т. д. С точки зрения возможного ремонта, при необходимости допустима лишь замена, деталей крепежа и отдельных легкодоступных деталей и элементов (например, электрических лампочек, приводных ремней и т. д.). С учетом вышеизложенного и незначительного времени простоя в ТО-1 его проводят по Положению в межсменное время, т. е. автомобиль в этот день с эксплуатации не снимается.
Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) имеет то же назначение, что и ТО-1, но проводится в большем объеме, с проведением углубленной проверки параметров работоспособности автомобиля не только в целях выявления различных неисправностей, но и для определения возможного ресурса пробега без проведения текущего ремонта во время дальнейшей эксплуатации автомобиля), а также устранения обнаруженных неисправностей путем замены неисправных легкодоступных деталей и узлов. Замена основных агрегатов не допускается. Причем замена деталей и узлов не считается обслуживанием – этот процесс при ТО-2 называется сопутствующим ремонтом (СР). На него отводится дополнительная трудоемкость и, соответственно, увеличивается количество необходимых рабочих на его проведение. Трудоемкость, отводимая на проведение ТО-2, составляет в среднем 10–15 чел.-ч для легковых автомобилей и 10–20 чел.-ч для грузовиков и автобусов. Для проведения такого объема работ автомобили в день проведения ТО-2 снимаются с эксплуатации на линии сроком до одних суток. За это время автомобиль должен быть подготовлен по техническому состоянию так, чтобы гарантировалась его надежная безаварийная работа на линии без постановки на текущий ремонт до следующего ТО-2.
При выявлении крупных неисправностей, которые не могут быть устранены в ходе работ при ТО-1 или ТО-2 (даже путем проведения сопутствующего ремонта при ТО-2), сразу же оформляется документация на постановку автомобиля в зону текущего ремонта, например, для ремонта или замены основных агрегатов автомобиля, включая двигатель, коробку передач, мосты и т. д.
Сезонное обслуживание (СО) проводится два раза в год, весной и осенью, и предназначено для подготовки автомобилей к эксплуатации с учетом предстоящих изменений климатических условий. Его совмещают обычно с очередным ТО-2 и выполняют на тех же постах, те же рабочие, однако предусмотрено увеличение нормативной трудоемкости в связи с проведением дополнительных операций.
Текущий ремонт – ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности объекта и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей (кроме базовых).
Текущий ремонт (ТР) автомобилей проводится по потребности, выявляемой водителем в процессе эксплуатации, при ежедневных контрольных осмотрах механиками при возвращении автомобилей с линии, а также в процессе проведения ТО-1 и ТО-2 при обнаружении сверхобъемных работ.
В целях повышения коэффициента технической готовности (КТГ) парка стараются по возможности ТР проводить в межсменное время, обычно в вечернее и ночное. Исключение составляют трудоемкие работы по замене крупных агрегатов, которые следует проводить в дневную смену, наиболее благоприятную для работы, когда работает основной склад и склад агрегатов. Проводят ТР в специально отведенных зонах, на подъемниках или смотровых канавах, преимущественно на постах тупикового типа. Поточный метод при проведении ТР не приемлем ввиду слишком большой разницы как по объему, так и по видам работ в каждом конкретном случае проведения ТР. Для уменьшения простоя автомобилей в ТР все большее распространение находит использование специализированных постов, для выполнения конкретных трудоемких работ, с использованием соответствующего современного высокопроизводительного оборудования, а также внедрения агрегатного метода ремонта, когда вместо неисправного узла или агрегата сразу же ставят на автомобиль заранее отремонтированный из оборотного фонда.
Капитальный ремонт (КР) – ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному (не менее 80 %) ресурса с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Капитальный ремонт автомобилей и агрегатов проводится в основном на специализированных ремонтных предприятиях – авторемонтных заводах (АРЗ). В крупных АТП, имеющих современную производственную базу, частично проводят КР отдельных агрегатов собственными силами. Ремонт осуществляется с полной разборкой автомобиля на отдельные узлы и агрегаты, а те, в свою очередь, на отдельные детали. После тщательной мойки и очистки проводится их дефектовка и сортировка – часть выбраковывается и заменяется новыми, часть идет на восстановление. После комплектации производится сборка, испытание и обкатка, после чего узлы и агрегаты идут на главный конвейер сборки автомобилей.
Непременным условием для постановки в КР автомобилей является нормативный пробег, который должен быть пройден этими автомобилями. Для легковых автомобилей Горьковского автозавода он составляет 300 тыс. км, для грузовых – 250 тыс. км, для автомобилей ЗИЛ последнего поколения – 300 тыс. км.
Рациональным и экономически обоснованным считается направление на АРЗ грузовых автомобилей, у которых в КР нуждается рама, кабина и не менее двух-трех основных агрегатов. Обоснованием для постановки в КР легковых автомобилей и автобусов в первую очередь служит необходимость КР кузова. Практика показала, что качество ремонта на АРЗ и дальнейшая эксплуатация автомобилей после КР не удовлетворяют современным требованиям при сравнительно больших затратах на его проведение. Организация авторемонтных заводов была вынужденной мерой на определенном этапе развития народного хозяйства. В настоящее время полнокомплектный ремонт автомобилей на АРЗ практически прекращен.
В отличие от прошлых лет, когда предприятия автомобильного транспорта руководствовались единым нормативным документом – «Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», в настоящий момент отдельные заводы-изготовители в порядке эксперимента, рекомендуют для выпускаемых автомобилей более рациональные, по их мнению, интервалы пробегов для планового обслуживания автомобилей, изменяют общепринятые названия видов ТО или вводят дополнительные виды обслуживания (например, в период обкатки автомобилей), как это принято в классификации видов обслуживания в ряде зарубежных стран. Горьковский автомобильный завод предлагает повысить норму пробега до ТО-1 (для 3 категории эксплуатации) до 8 тысяч км для всех автомобилей семейства «Газель» и «Соболь». Камский завод для автомобилей КамАЗ предлагает ввести сервисное обслуживание через первые 1000 км пробега – «Сервис А», 4000 км – «Сервис В». Вместо ТО-1 ввести «Сервис-1», вместо сезонного обслуживания «СО» – «Сервис С» и т. д.
Источник
эксплуатация автомобильного транспорта
10. Планирование ТО-1 и ТО-2
Планирование ТО-1 и ТО-2.
Планирование ТО-1 и ТО-2 при эксплуатации автотранспорта производится следующим образом:
Для каждого автомобиля – своя страница (разворот) в журнале. Например, заголовок страницы (разворота) в журнале: марка – УАЗ-3303, гос. номер – Х218, ТО-1 – 3200 км, ТО-2 – 12800 км.
Является основным показателем для планирования номерных обслуживаний. Определяется как среднее значение за предшествующий планируемому период (за предшествующий месяц).
Пример из таблицы. Для УАЗ – 3303 периодичность ТО–1 составляет 3200 км, ТО-2 – 12800 км. Планируемые ТО-1 приходятся на 5 февраля, 14 марта, 13 апреля и т.д. Планируемые ТО-2 – на 12 мая и 20 сентября.
Форма журнала учета пробегов и технических обслуживаний (заполнение в июне –декабре аналогично примеру в январе-мае).
Дни месяца, пробег в км нарастающим итогом 1 2 … 5 6 … 12 13 14 … 28 29 30 31 Всего за месяц Январь — — … 386 490 … 920 1040 1200 … 2300 2400 2540 2670 2670 Февраль 135 260 … О 670 … 990 1120 1280 … 2630 – – – 2630 Март 140 290 … 700 – … 900 1100 О … 2800 3010 3200 3400 3400 Апрель 125 270 … 680 – … 890 О 1040 … – 2800 2960 3100 3100 Май – – … 340 490 … □ 1060 1200 … 2490 2600 2760 2900 2900 Июнь … … … 3000 … Ноябрь … … … 3030 Декабрь … О … … 2690 Итого за год 33800
Условные обозначения: О – ТО-1; □ – ТО-2.
7. График ТО-1 и ТО-2.
Данные из журнала учета пробегов и номерных обслуживаний позволяют запланировать на каждый рабочий день определенного месяца проведение ТО-1 и ТО-2. Например, 1 июня на техобслуживание должны встать 2 автомобиля: ЗИЛ-5301 гос. номер Х281 на ТО-1 и ЗИЛ – 5301 гос. номер Х-304 на ТО-2. 2 июня по графику должны встать 2 автомобиля только на ТО-1, 3 июня – 2 автомобиля (ТО-1 и ТО-2) и т. д.
Источник
Составление графика проведения технических обслуживаний
Цель выполнения практической|практичной| работы:формирование управленческих способностей по составлению графиков обслуживания подвижного|жвавого| состава.
1. Ознакомиться с|із| заданием|задаванням| на практическую работу.
2. Определить нормы пробега до обслуживаний и определить
3. Рассчитать периодичность обслуживание по пробегу и по дням работы|пального|.
4. Составить график обслуживания автомобиля.
5. Сделать вывод|висновок|.
Порядок выполнения работы:
Планирование работы систем обслуживания является одной из важнейших задач, выполняемых технической службой АТП. Основными планирующими документами являются годовой, квартальный и месячный планы обслуживания автомобилей, составляемые на основании расчетов.
Для планирования и контроля выполнения различных работ применяются планы: линейные (ленточные) графики, матрицы (таблицы), сетевые графики и аналитические описания.
Основными методами планирования ТО и ремонта на АТП являются такие, которые обеспечивали бы своевременное его выполнение через установленный для данного вида ТО пробег автомобиля. В связи с этим на АТП широкое применение нашло оперативное планирование по календарному времени и по фактическому пробегу.
При планировании по календарному времени составляется месячный (иногда двухмесячный) план постановки автомобилей на ТО. В этом случае для каждого автомобиля выделяют день выполнения соответствующего ТО. При составлении графика (табл. 4.2) очередную постановку автомобиля на обслуживание определяют путем деления регламентной периодичности обслуживания (ТО-1 и ТО-2) на среднесуточный пробег автомобиля. Последний принимают как среднюю величину по автомобильному парку однотипных автомобилей за прошлый или плановый период.
На графике отмечают плановый день постановки автомобиля на очередное ТО. Однако, учитывая, что фактический пробег автомобиля в планируемом периоде по различным причинам отличается от планового или среднего за предыдущий месяц, такой метод планирования трудно реализовать без снижения профилактического значения системы ТО
автомобилей. Этот метод планирования целесообразно применять в том случае, когда ежедневные пробеги автомобилей относительно стабильны, а коэффициент использования парка близок к единице.
При планировании ТО по фактическому пробегу на каждый автомобиль ведется лицевая карточка, в которую записываются ежедневный пробег и регламентный пробег между очередными видами ТО и на этой основе устанавливается день фактической постановки автомобиля на обслуживание.
По лицевой карточке техник по учету подсчитывает фактический пробег автомобиля от последнего обслуживания и, если его значение близко к регламентному, то назначается ближайший день постановки автомобиля на очередное ТО.
Такой метод планирования обеспечивает постановку каждого автомобиля на ТО в соответствии с его фактическим пробегом, техническим состоянием и условиями эксплуатации, и одновременно позволяет контролировать фактическое выполнение обслуживания. Прицепной состав направляется на соответствующее обслуживание одновременно с автомобилями-тягачами.
Для более удобной формы расчета заполняется таблица 4.1.
Периодичность проведения ТО-1 и ТО-2 для различных автомобилей рассчитывают по формулам:
Р1 – периодичность проведения ТО-1 (в днях)
Р2 – периодичность проведения ТО-2 (в днях)
L1 – откорректированный пробег до ТО-1 (км)
L2 – откорректированный пробег до ТО-2 (км)
Lсс – среднесуточный пробег (км)
Номера автомо- | Дни месяца |
билей |
Индивидуальные варианты задания для выполнения практической работы представлены в таблице 4.2.
Порядок оформления практической работы:
1.Титульный лист формата;
2. Тему и цель работы;
3. Необходимые исходные данные согласно варианту задания;
4. Краткие теоретические положения и пояснения к расчетам;
5.Заполненную сводную таблицу исходных и скорректированных нормативов;
Исходные данные и индивидуальные варианты задания.
Параметр | Номер варианта (последняя цифра шифра студента) | |||||||||
7 | ||||||||||
Марка автомобилей | ЗИЛ ММЗ-4502 | МАЗ-5429 | МАЗ-5549 | МАЗ-5432 | КамАЗ- | КрАЗ- 255Б1 | КАЗ-608В2 | КамАЗ- | КамАЗ-5410 | МАЗ- |
Тип автомобиля | С | СТ | С | СТ | ОН | ПП | СТ | С | СТ | ОН |
Дорожное покрытие | цементо-бетон | булыж- ник | гравий без обработ. | щебень без обработ. | колотый камень. | грунт | асфальто-бетон | цементо-бетон | гравий без обработ. | мозаика |
Условия работы подвижного состава | один прицеп Lпер 5км | п-п ОдАЗ- 9370-01 | два прицепа | |||||||
Параметр | Номер варианта (предпоследняя цифра шифра студента) | |||||||||
7 | ||||||||||
Пробег с начала эксплуатации.тыс.км | ||||||||||
Рельеф местности | слабо холмист. | равнин. | горист. | слабо холм. | холм. | горист. | слабо холм. | равнин. | холм. | холм. |
Условия движения | Вне приг. зоны. | Город малый. | Приг. зона. | Приг. зона. | Город больш. | Вне приг. зоны. | Город больш. | Город малый. | Вне приг. зоны. | Приг. зона. |
Природно-климатические условия | Умерен. –теплый. | Умерен- холод. | Умерен | Жаркий | Умерен. | Холодн. | Умерен. –теплый. | Очень холод. | Жаркий | Умерен- холод. |
Наличие агрессивной среды | Да | Нет | Да | Нет | Да | Да | Нет | Да | Нет | Нет |
Списочный состав АТП | ||||||||||
Организация диагностики Д1 | с ТО-1 | на постах | с ТО-1 | на постах | на постах | с ТО-1 | с ТО-1 | на постах | с ТО-1 | с ТО-1 |
Количество технологически совместных групп | менее | более | менее | более | менее | более | менее |
Практическая работа| № 5.
Техническое обслуживание| двигателя|
Цель выполнения практической|практичной| работы|: ознакомиться| и изучить| методы| проверки| технического| состояния| двигателя|, кривошипно-шатунного (КШМ) и газораспределительного| (ГРМ) механизмов|; изучить| основные| неисправности| этих механизмов| и их| признаки|; усвоить| приемы| выполнения| операции| технического| обслуживания|; проверки|, регулировки| и обслуживания| элементов КШМ и ГРМ.
Порядок выполнения работы и краткие положения.
Двигатель – наиболее сложный и важный агрегат, от состояния которого зависят многие технические и экономические показатели работы автомобиля. При эксплуатации двигателей встречаются различные виды неисправностей. К самым распространенным неисправностям относятся падение мощности, повышенный расход топлива и масла, появление стуков и вибраций.
Если двигатель не развивает полной мощности, это свидетельствует о:
Повышенный расход топлива происходит при:
Стуки в двигателе прослушиваются в случаях:
Прослушивая двигатель при работе выявляют некоторые дефекты до проведения углубленной диагностики.
Рисунок 5.1. Зоны прослушивания двигателя.
Методика прослушивания двигателя
Место (сопряжение деталей) стука | Тепловое состояние двигателя | Режим работы двигателя | Зона прослушив. (рис. 5.1.) | Характер стука | Последствия неустранения |
Коренные подшипники коленчатого вала | |||||
Шатунные подшипники коленчатого вала | |||||
Клапаны и клапанные седла | |||||
Поршень и цилиндр | |||||
Подшипники распред. вала (н.к. ГРМ) | |||||
Привод распред. вала |
Двигатель не пускается:
Оценка технического состояния двигателя производится диагностированием работоспособности его механизмов, систем и узлов. Порядок и полнота проведения диагностирования могут определяться потребностью в выполнении ремонтных работ и
Возможные неисправности двигателя
Неисправности двигателя | Способ устранения |
n |
Работы по техническому обслуживанию двигателя:
При определении технического состояния двигателей современных автомобилей предусмотрены работы по основным функциональным группам: КШМ; ГРМ; системам (охлаждения, смазки, питания бензиновых и дизельных двигателей, зажигания); электрооборудованию (аккумуляторная батарея, генератор, стартер); элементам бортовых компьютерных систем, обеспечивающих работу механизмов, систем и узлов двигателя.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник
План-график ТО и ремонта автомобилей составляют и утверждают с целью контроля за соблюдением периодичности техосмотров организации. Компании, имеющие на балансе автомобильную технику обязаны поддерживать ее в исправном состоянии. Для этого своевременно проводят сервисное обслуживание и ремонт машин в соответствии с требованиями производителя
Образец плана-графика ТО и ремонта автомобилей
Проверено экспертом
Зачем вообще нужен план-график ремонта автотранспорта
Согласно ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предприятия обязаны обеспечивать соответствие технического состояния автомобиля требованиям законодательства. Здесь же предписывается проводить техобслуживание в сроки, установленные заводом-изготовителем транспортного средства. В Постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 закреплен перечень неисправностей, при наличии которых эксплуатировать машину запрещено. Выполнить требования закона можно следующими способами:
- Создать собственное ремонтное подразделение;
- Поручить проведение техосмотров и ремонта специализированной сторонней подрядной организации.
Соблюдение указанных положений регулярно проверяет региональное управление Госавтодорнадзора. Для этого, оно запрашивает документ, в котором указаны интервалы, периодичность, сроки проведения технического обслуживания и ремонта.
Одним из таких обязательных документов выступает план-графика ТО и ремонта автомобилей. Он необходим при наличии собственного сервисного подразделения или при использовании услуг подрядчика. В последнем случае план-график становится неотъемлемой частью договора подряда. План-график технического облуживания устанавливает планируемые даты проведения техосмотров, их периодичность, позволяет контролировать выполнение.
Одна из функций ответственного за соблюдение безопасности дорожного движения, это контроль за качественным и своевременным выполнением ТО согласно плану-графику. Поэтому он занимается его оформлением и утверждает у генерального директора. Наличие ответственного лица, назначенного приказом руководителя обязательно для всех предприятий осуществляющих перевозки пассажиров и грузов. Если транспорт используют только для собственных нужд, по усмотрению директора он может сам нести ответственность за БДД или также назначить уполномоченное должностное лицо.
План-график ТО и ремонта автомобилей: образец, бланк, составление
Типовой формы для составления плана-графика техосмотров и ремонта нет, предприятия разрабатывают ее самостоятельно. Исходными данными для составления служит техническая документация к автомобилям от завода-изготовителя, нормативные материалы по пробегу между техосмотрами, статистическая информация по пройденным транспортными средствами километрам. В план графике указывают:
- Марку и модель транспортного средства;
- Плановый пробег, по достижении которого нужно проводить ТО;
- Планируемую дату ТО;
- Фактически пройденные автомобилем километры;
- Фактическую дату ТО (зависит от достижения планового пробега);
- ФИО и должность лица ответственного за техническое состояние подвижного состава.
В верхней части справа, как правило, присутствует отметка об утверждении графика руководителем. План-график хранится у механика или другого ответственного за БДД лица. Если его оформляют к договору подряда, то план-график хранят вместе с ним.
Итоги
План-график техобслуживания, это документ необходимый компании с транспортными средствами. В нем фиксируют запланированные и фактические даты проведения технических осмотров. План-график часто запрашивают проверяющие. Унифицированной формы документа нет, предприятия составляют его самостоятельно.