Как составить план решения задачи по математике 1 класс

Математика

1 класс

Урок №50

Решение задач в 2 действия

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Глоссарий по теме:

Задача – это математический рассказ, в котором есть условие и вопрос. Чтобы ответить на вопрос задачи, ее нужно решить.

Части задачи – условие, вопрос, решение, ответ.

Список литературы:

1. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др.Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ –6-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – с.62, 63

2. Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 1 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014.- с.50, №2, с.51, №2

3. Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 кл. 2 часть: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016.-с.33

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Решим задачу.

В одной коробке 6 карандашей, во второй на 2 карандаша меньше. Сколько карандашей в двух коробках?

О чём говорится в задаче? Правильно, о коробках и карандашах.

Что нам известно в задаче? Что в одной коробке было 6 карандашей.

Что сказано о количестве карандашей во второй коробке? Их на 2 меньше, чем в первой коробке.

Что нужно узнать в задаче? Сколько карандашей в двух коробках? Сразу можно ответить на вопрос задачи? Сразу ответить на вопрос задачи нельзя, потому что не сказано, сколько карандашей во второй коробке. Как это можно узнать? От шести отнять два. Теперь можно узнать, сколько всего карандашей в двух коробках? Да.

Составим план решения задачи:

1) Сначала надо узнать, сколько карандашей во второй коробке.

2) Потом можно узнать, сколько всего карандашей в двух коробках.

Решение:

1) 6 – 2 = 4 (к.)

2) 6 + 4 = 10 (к.)

Ответ: всего 10 карандашей.

Рассуждая так же, решим следующую задачу.

На верхней полке 6 книг, а на нижней – на 4 книги больше. Сколько книг на двух полках?

О чём говорится в задаче? О полках и книгах.

Сколько книг на верхней полке? Шесть.

Сколько книг на второй полке? Неизвестно, но сказано, что на 4 книги больше. Т.е. их столько же, сколько на верхней полке, и ещё четыре.

Что нужно узнать в задаче? Сколько книг на двух полках.

Можно ли сразу узнать, сколько книг на двух полках? Нет.

Почему? Мы не знаем, сколько книг на второй полке.

Как найти, сколько книг на второй полке?

Нужно к шести прибавить четыре,получится десять книг.

Теперь можем узнать, сколько книг на двух полках? Да.

Составим план решения задачи:

1) Сначала надо узнать, сколько книг на нижней полке.

2) Потом можно узнать, сколько книг на двух полках.

Решение:

1) 6 + 4 = 10 (кн.)

2) 6 + 10 = 16 (кн.)

Ответ: 16 книг на двух полках.

Тренировочные задания.

1. Выберите задачу, которая решается два действия

Варианты ответов:

1. На одной полке стоят 4 книги, на другой — на 3 книги больше. Сколько книг на второй полке?

2. На одной клумбе распустилось 6 тюльпанов, а на другой — на 3 тюльпана меньше. Сколько тюльпанов распустилось на двух клумбах?

3. На первой проволоке 5 шариков, на второй — на 4 шарика больше. Сколько шариков на второй проволоке?

Правильный ответ:

2.На одной клумбе распустилось 6 тюльпанов, а на другой — на 3 тюльпана меньше. Сколько тюльпанов распустилось на двух клумбах?

2. Решите задачу и выделите цветом правильное решение.

В одной вазе лежало 6 яблок, в другой на 3 яблока меньше. Сколько яблок в двух вазах?

Варианты ответов:

Первый вариант: 6 – 3 = 3 (яб.)

Второй вариант: 6 + 3 = 9 (яб.)

Третий вариант:

1) 6-3=3 (яб.)

2) 6+3=9 (яб.)

Вспомним, что эта задача решается в 2 действия, следовательно, верным будет третий вариант.

Правильный ответ:

1) 6-3=3 (яб.)

2) 6+3=9 (яб.)

Стр. 6 задача № 2.

Читаем
задачу.

Первое
с чего мы начинаем решение задачи – это с определение условия. Читаем условие.

Далее,
читаем вопрос. В данной задаче вопрос  нужно поставить самому.

О
чем говорится в задаче? (О вилках и ложках. Как можно одним словом назвать
вилки и ложки? Приборы.)

Начинаем
составление краткой записи.

В
задаче говорится о вилках и ложках. Записываем:

В.

Л.

Что
нам известно про вилки? ( Что их на столе лежит 8 шт.). Записываем:

В.
– 8 шт.

Л.

Что
нам известно про ложки? (Нам не известно сколько ложек лежит на столе, но мы
знаем что их на 1 больше, чем вилок). Записываем:

В. – 8шт.

Л.
— ?, на 1 больше

Какой
вопрос поставим к задаче? (Сколько ложек лежало на столе?)

Можем
решить задачу? Все данные для решения задачи у нас есть?

Как
будем решать задачу? (Для того что бы узнать сколько ложек лежало на столе
нужно к количеству вилок прибавить 1)

Записываем
числовое выражение:

В. – 8 шт.

Л.
— ?, на 1 больше

8+1=9
(шт.)

Ответили
на вопрос задачи? Что записываем? (ответ)

В. – 8 шт.

Л.
— ?, на 1 больше

8+1=9
(шт.)

Ответ:
лежало 9 ложек.

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по математике для начальной школы
  4. Задачи
  5. Образцы оформления задачи

В разделе «Задачи» мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.

1. Задачи на нахождение суммы

В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего?»

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе «Сколько … осталось?»

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?


3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц

В условии «на … больше»

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?


В условии «на … меньше»

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше. 

Сколько денег было у Оли?


4. Задачи на разностное сравнение

В вопросе «На сколько больше…?»

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

                  «На сколько меньше…?»

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?


5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии «Было…Стало…»

В вопросе «Сколько добавили?»

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?


6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии «Было… Осталось…»

В вопросе «Сколько уехало?»

                  «Сколько человек вышло?»

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии «Убрали… Осталось…»

В вопросе «Сколько было сначала?»   

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Первый вид

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?


Второй вид

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором — на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?


Третий вид

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради. 

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?


Четвёртый вид

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

или

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?


Задачи с составлением таблиц по из условию:

I тип:

 На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?


II тип:

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?


Задачи с составлением рисунка по условию:

 Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?


Советуем посмотреть:

Обратные задачи

Цена. Количество. Стоимость

Скорость, время, расстояние

Задачи


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 19,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 23,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 24,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 25,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 27,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 28,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 32,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 44,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 5,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

2 класс

Страница 12,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 35,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 49,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 58,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 67,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 69,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 82,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 89,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 107,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 80,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

3 класс

Страница 51,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 67,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 46,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 49,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 69,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 95,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 10,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 21,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 34,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 68,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 34,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 84,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 5,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 25,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 74,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 37,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 50,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 58,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 99,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

5 класс

Задание 402,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Номер 137,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 250,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 320,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 365,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 367,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 380,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 465,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 507,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 728,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

6 класс

Задание 372,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 383,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 404,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 418,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 420,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 428,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 434,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 436,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 450,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 2,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник, часть 1


Учебник:  «Математика, 1 класс» М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова

Тип урокаУрок открытия нового знания (урок ОНЗ)

Цель урока: Формировать представление о решении задач в два действия; познакомить с краткой записью задачи.

ЗадачиФормирование предметных умений:
— планировать ход решения задачи;
— устанавливать взависимость между величинами; взаимосвязь между условием и вопросом задачи; — определять количество, порядок действий в задаче; объяснять выбор действий.
  Знать правило оформления краткой записи и решения задачи в тетради. Формирование метапредметных умений:
Регулятивные УУД: — уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные УУД: — уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Познавательные УУД: -уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке, свой жизненный опыт;
 анализировать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи; строить логическую цепь рассуждений.

Личностные УУД: — развитие навыков сотрудничества, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, уметь проводить самооценку, развивать умение адаптироваться в сложных ситуациях.

Ход урока


1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Сергеевна. Я рада встрече с вами, сегодня я проведу в вашем классе урок математики. Проверьте, все ли готово к уроку, все ли письменные принадлежности лежат у вас на парте? Учебник, тетрадь, пенал?
Давайте настроимся на хорошую работу.
Мы умные! Мы дружные!
Мы внимательные! Мы старательные!
Мы в первом классе учимся! У нас все получится!

2.Устный счет. Актуализация знаний.

Сегодня я шла к вам на урок и встретила мужчину. Им оказался самый известный почтальон. Как вы думаете, кто это был? Конечно, это был Печкин. (Слайд с фотографией Печкина) Он случайно рассыпал свои письма. У каждого письма есть свой номер, нужно отгадать какой номер у каждого письма.(на доске маленькие конвертики с номерами, но номера перевернуты. Дети отгадывают, подходят к доске и переворачивают конверт и проверяют, правильно ли)

Отгадайте число, которое:

— идет при счете после числа 15;

— стоит между числами 13 и 15

— стоит перед числом 14

— меньше числа 11 на 1

— больше числа 5 на 10

Найди сумму чисел :

7 и 10,   10 и 9

Найди разность чисел:

19 и 1


Почтальон Печкин предлагает вам поиграть. Я читаю вам задачи. Вы должны найти задачи-ловушки, которые нельзя решить и надо объяснить- почему. Для этого давайте вспомним из каких частей состоит задача? (1,Условие. 2.Вопрос. 3.Решение. 4.Ответ)

 (Задачи, которые можно решить 1 ученик решает у доски, остальные в тетрадях)
1. На ветке созрели 7 яблок. Несколько яблок сорвали. Сколько яблок осталось на ветке? (Нельзя решить, т.к. неполное условие, не известно сколько яблок сорвали)

2. На полке было 9 книг. Таня поставила еще несколько книг, и их стало 15. Сколько новых книг Таня поставила на полку? (Можно.)

ПОВТОРИТЕ УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ, ВОПРОС. КАКИМ БУДЕТ РЕШЕНИЕ? (15-9=6 книг ОТВЕТ 6 книг поставила Таня)

3. У Веры 8 конфет. Дима угостил Веру и дал ей еще несколько конфет. Сколько конфет всего у Веры? ( Нельзя. Не полное условие, не знаем сколько конфет дал Дима Вере)

Какие вы молодцы! Успешно справились с заданием!

3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Во время нашей встречи почтальон Печкин был такой грустный… Представляете, он забыл сколько писем он нес адресатам. У него было 5 маленьких конвертов и сколько-то больших. (на слайде картинка: 5 маленьких, а больших-?)

Но известно, что больших на 2меньше, чем маленьких. Ребята, давайте попробуем решить такую задачу. Прочитайте условие. (На слайде) Чему удивились? (в задаче два вопроса) Попробуйте ответить на второй вопрос задачи. В каком месте возникло затруднение? (Невозможно ответить сразу на второй вопрос задачи)  А мы можем узнать, сколько больших конвертов? (да) РЕШЕНИЕ ГОВОРЯТ И НА СЛАЙДЕ ВЫВОДИТСЯ ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Повторим: сколько маленьких конвертов? (5) А больших мы нашли? (3)

Но самое главное, он не помнит сколько всего писем он нес… Ребята, а мы с вами сможем сказать сколько писем всего нес Печкин? (да)

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ ДОБАВЛЯЕТСЯ К ПЕРВОМУ НА СЛАЙД

Сколько действий в решении нашей задачи? (2)
Как вы думаете, чему сегодня на уроке мы будем учиться?

(решать задачи в два действия)

4 Физкультминутка.

Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

5 Первичное усвоение новых знаний.

Итак, давайте разберем такую задачу. Учитель записывает на доске.
О чем данная задача? ( о письмах в конвертах) Какие конверты нес почтальон Печкин? (большие и маленькие) Сколько маленьких конвертов, мы знаем? (да, 5) а больших? ( нет) Но, что мы знаем про большие конверты? ( что их на 2 меньше, чем маленьких)  Что значит на 2 меньше? (это столько же, но без двух) Какой главный вопрос в задаче? (сколько всего конвертов) Можем ли мы сразу дать ответ на вопрос? (нет) Что сначала мы должны узнать?( сколько больших конвертов) Как мы это узнаем? (5-2=3) Теперь мы знаем сколько конвертов больших(3) А теперь мы можем ответить на главный вопрос сколько всего конвертов нес Печкин, зная, что маленьких конвертов у него 5, а больших 3? (да) как? (5+3=8). Мы дали ответ на поставленный вопрос? (да) Можем ли мы сказать, что мы решили данную задачу? (да)


Маленькие конверты – 5 шт
                                                                    ? шт
Большие конверты — ?, на 2 меньше

1) 5-2=3(шт) – больших конвертов
2) 5+3=8(шт) – всего конвертов
Ответ: всего 8 конвертов

6 Первичная проверка понимания

Откройте учебник на стр. 62 Задача 1. (1 ребенок читает задачу вслух)
На первой проволоке 7 шариков, а на второй на 3 шарика больше. Сколько всего шариков на двух проволоках?
О чем говорится в задаче (о шариках, которые висят на проволоке) Сколько всего проволок? (Две). Сколько шариков на первой проволоке? ( 7 шариков) Сколько шариков на второй проволоке? ( Неизвестно, но знаем, что на 3 шарика больше). Какой главный вопрос в задаче? ( Сколько всего шариков на двух проволоках) Можем ли мы сразу дать ответ сколько всего шариков на двух проволоках? (Нет) Почему? (Потому что мы не знаем сколько шариков на второй проволоке) Для того, чтобы узнать сколько всего шариков на двух проволоках, что нам нужно знать? (Сколько шариков на одной проволоке(мы знаем-7), сколько шариков на второй проволоке(мы не знаем, но знаем, что их на три больше)). Как узнать сколько шариков на второй проволоке? ( 7+3=10 шариков на второй проволоке) Теперь мы знаем сколько шариков на первой проволоке(7) и на второй проволоке (10). Можем ли мы теперь узнать сколько всего шариков на двух проволоках всего? (Да. 7+10=17 шариков на двух проволоках)
Составим краткую запись.

Учитель пишет на доске, ученики в тетради. С повторами того, что знаем и что нужно найти.
Давайте составим план решения задачи.
Что мы узнаем сначала?
1. Сначала надо узнать, сколько шариков на второй проволоке.
Что мы узнаем во втором действии?
2. Потом можно узнать сколько всего шариков на двух проволоках.

Итак, сколько на первой проволке шариков? (7) А на второй? (на три больше) Как узнать сколько на второй проволке шариков?
Решение: 1) 7+3=10 (ш) – на второй проволоке

Теперь мы знаем сколько на первой и на второй проволке шариков. Как нам узнать сколько шариков на обеих проволках?
                  2) 7+10=17 (ш) – всего на двух проволоках.
Ответ: всего 17 шариков.

7. Первичное закрепление.

Задача 2 в учебнике.  (дети записывают в тетради, 1 ученик у доски)
В одном ящике 8 кг яблок, а в другом на 2 кг больше. Сколько всего кг яблок в этих ящиках?
О чем говорится в задаче? (о яблоках в ящиках) Сколько всего ящиков с яблоками? (два) Сколько кг яблок в первом ящике? (8кг) Сколько кг яблок во втором ящике? ( неизвестно, но сказано, что на 2 кг больше, чем в первом) Какой главный вопрос в задаче? (Сколько всего кг яблок в двух ящиках) Можем ли мы сразу дать ответ? (Нет, т.к. не знаем сколько кг яблок во втором ящике) Давайте составим план решения.
1, Узнать, сколько кг яблок во втором ящике.
2. Узнать сколько всего кг яблок в этих двух ящиках.
Составляем краткую запись.
Итак. Мы знаем, что в первом ящике 8 кг, а во втором на 2 кг больше. Можем ли мы узнать сколько кг во втором ящике? (Да) Как? (8+2=10 (кг) яблок во втором ящике) Запишем первое действие
1) 8+2=10 (кг) яблок в первом ящике
Теперь мы знаем сколько кг яблок в первом и втором ящиках. Как мы можем узнать сколько всего кг яблок в двух ящиках? (8+10=18 кг)
Запишем второе действие
2) 8+10=18 (кг) яблок в двух ящиках всего.
Запишем ответ.
Ответ: Всего 18 кг яблок в двух ящиках.

Молодцы, ребята!
Печкин прислал нам письмо. Давайте посмотрим, что там. А в конверте карточки примерами. Нужно решить примеры. За каждым ответом зашифрована буква. Из полученных букв нужно составить слово.

Работа с карточками. Взаимопроверка. Сверка с эталоном на экране.
Решение примеров в несколько действий:

hello_html_m6bf1b41.jpg

3-!   4-е     5-д    7-м    8-о    9-ц    10-л ( выводится на слайде)
Какое слово у вас получилось?  (молодец!)

Я думаю, Печкин очень доволен вашими умениями и результатами.

8. Рефлексия

Давайте подведем итог.

 Какое открытие вы сделали для себя на уроке? Сможете ли вы самостоятельно решить составную задачу? Что было самое интересное? Что было самым сложным? У вас на парте лежат карточки с восклицательным и вопросительным знаками. Восклицательный знак означает, что вам понравился урок, вам был понятен новый материал. Вопросительный знак означает, что не все было понятно. Поднимите карточку с тем знаком, который соответствует вам.
Ребята, которые подняли вопросительный знак, не расстраивайтесь! В дальнейшем вы всем классом продолжите работу над задачами и те моменты, которые были не совсем ясны обязательно поймете.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

Организационный

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Сергеевна. Я рада встрече с вами, сегодня я проведу в вашем классе урок математики. Проверьте, все ли готово к уроку, все ли письменные принадлежности лежат у вас на парте? Учебник, тетрадь, пенал?
Давайте настроимся на хорошую работу.
Мы умные! Мы дружные!
Мы внимательные! Мы старательные!
Мы в первом классе учимся! У нас все получится!

Проверяют готовность, настраивают себя на рабочий ритм.

Повторяют девиз урока

Эмоционально-положительный настрой, создание ситуации успеха и доверия

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам.

2

Актуализация знаний. Устный счет

Сегодня я шла к вам на урок и встретила мужчину. Им оказался самый известный почтальон. Как вы думаете, кто это был? Конечно, это был Печкин. (Слайд с фотографией Печкина) Он случайно рассыпал свои письма У каждого письма есть свой номер, нужно отгадать какой номер у каждого письма. (на доске маленькие конвертики с номерами, но номера перевернуты.)

Отгадайте число, которое:- идет при счете после числа 15;

— стоит между числами 13 и 15

— стоит перед числом 14- меньше числа 11 на 1
— больше числа 5 на 10
Найди сумму чисел :
7 и 10,   10 и 9
Найди разность чисел:
19 и 1
Почтальон Печкин предлагает вам поиграть. Я читаю вам задачи. Вы должны найти задачи-ловушки, которые нельзя решить и надо объяснить- почему. Для этого давайте вспомним из каких частей состоит задача? (1,Условие. 2.Вопрос. 3.Решение. 4.Ответ)

 (Задачи, которые можно решить 1 ученик решает у доски, остальные в тетрадях)
1. На ветке созрели 7 яблок. Несколько яблок сорвали. Сколько яблок осталось на ветке? (Нельзя решить, т.к. неполное условие, не известно сколько яблок сорвали)

2. На полке было 9 книг. Таня поставила еще несколько книг, и их стало 15. Сколько новых книг Таня поставила на полку? (Можно.)

ПОВТОРИТЕ УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ, ВОПРОС. КАКИМ БУДЕТ РЕШЕНИЕ? (15-9=6 книг ОТВЕТ 6 книг поставила Таня)

3. У Веры 8 конфет. Дима угостил Веру и дал ей еще несколько конфет. Сколько конфет всего у Веры? ( Нельзя. Не полное условие, не знаем сколько конфет дал Дима Вере)

Какие вы молодцы! Успешно справились с заданием!

Дети отгадывают, подходят к доске и переворачивают конверт, проверяют, правильно ли

Вспоминают из чего состоит задача (Условие, вопрос, решение, ответ)
Решают классом устно задачи.

3

Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задачи

Во время нашей встречи почтальон Печкин был такой грустный… Представляете, он забыл сколько писем он нес адресатам. У него было 5 маленьких конвертов и сколько-то больших. (на слайде картинка: 5 маленьких, а больших-?)

Но известно, что больших на 2меньше, чем маленьких. . Ребята, давайте попробуем решить такую задачу. Прочитайте условие. (На слайде) Чему удивились? (в задаче два вопроса) Попробуйте ответить на второй вопрос задачи. В каком месте возникло затруднение? (Невозможно ответить сразу на второй вопрос задачи) Мы можем узнать, сколько больших конвертов? (да) РЕШЕНИЕ ГОВОРЯТ И НА СЛАЙДЕ ВЫВОДИТСЯ ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Повторим: сколько маленьких конвертов? (5) А больших мы нашли? (3)

Но самое главное, он не помнит сколько всего писем он нес… Ребята, а мы с вами сможем сказать сколько писем всего нес Печкин?

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ ДОБАВЛЯЕТСЯ К ПЕРВОМУ НА СЛАЙД

Сколько действий в решении нашей задачи? (2)
Как вы думаете, чему сегодня на уроке мы будем учиться?

(решать задачи в два действия)

Читают условие.

Разбираются в задаче с проблемным вопросом

Определяют тему урока

Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.Формулировать проблему.Целеполагание, анализируют цели и принимают их, умение строить речевые высказывания в устной форме.

4

Физкультминутка

Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

Повторяют действия за учителем

поддерживать ЗОЖ

5

Первичное усвоение новых знаний

Итак, давайте разберем такую задачу.
О чем данная задача? ( о письмах в конвертах) Какие конверты нес почтальон Печкин? (большие и маленькие) Сколько маленьких конвертов, мы знаем? (да, 5) а больших? ( нет) Но, что мы знаем про большие конверты? ( что их на 2 меньше, чем маленьких)  Что значит на 2 меньше? (это столько же, но без двух) Какой главный вопрос в задаче? (сколько всего конвертов) Можем ли мы сразу дать ответ на вопрос? (нет) Что сначала мы должны узнать?( сколько больших конвертов) Как мы это узнаем? (5-2=3) Теперь мы знаем сколько конвертов больших(3) А теперь мы можем ответить на главный вопрос сколько всего конвертов нес Печкин, зная, что маленьких конвертов у него 5, а больших 3? (да) как? (5+3=8). Мы дали ответ на поставленный вопрос? (да) Можем ли мы сказать, что мы решили данную задачу? (да)
Мал. Кон.-5шт  
                                      ?                          
Бол. Кон.-?, на 2 м

1) 5-2=3(шт) – больших конвертов
2) 5+3=8(шт) – всего конвертов
Ответ: всего 8 конвертов

Разбирают состав задачи. Определяют главный вопрос. Ищут пути решения путем рассуждения.
Оформляют краткую запись, решение и ответ задачи

Решать проблему с помощью поиска определенных действий.

 Построение логической цепи рассуждения;


Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

Оценивать правильность действий, качество их выполнения.

Уметь различать условие и вопрос задачи.

Уметь оформлять решение задачи.

6

Первичная проверка понимания

Откройте учебник на стр. 62 Задача 1. (1 ребенок читает задачу вслух) Учитель записывает на доске, дети в тетрадях.
На первой проволоке 7 шариков, а на второй на 3 шарика больше. Сколько всего шариков на двух проволоках?
О чем говорится в задаче (о шариках, которые висят на проволоке) Сколько всего проволок? (Две). Сколько шариков на первой проволоке? ( 7 шариков) Сколько шариков на второй проволоке? ( Неизвестно, но знаем, что на 3 шарика больше). Какой главный вопрос в задаче? ( Сколько всего шариков на двух проволоках) Можем ли мы сразу дать ответ сколько всего шариков на двух проволоках? (Нет) Почему? (Потому что мы не знаем сколько шариков на второй проволоке) Для того, чтобы узнать сколько всего шариков на двух проволоках, что нам нужно знать? (Сколько шариков на одной проволоке(мы знаем-7), сколько шариков на второй проволоке(мы не знаем, но знаем, что их на три больше)). Как узнать сколько шариков на второй проволоке? ( 7+3=10 шариков на второй проволоке) Теперь мы знаем сколько шариков на первой проволоке(7) и на второй проволоке (10). Можем ли мы теперь узнать сколько всего шариков на двух проволоках всего? (Да. 7+10=17 шариков на двух проволоках)
Составим краткую запись.

Учитель пишет на доске, ученики в тетради. С повторами того, что знаем и что нужно найти.
Давайте составим план решения задачи.
Что мы узнаем сначала?
1. Сначала надо узнать, сколько шариков на второй проволоке.
Что мы узнаем во втором действии?
2. Потом можно узнать сколько всего шариков на двух проволоках.

Итак, сколько на первой проволке шариков? (7) А на второй? (на три больше) Как узнать сколько на второй проволке шариков?
Решение: 1) 7+3=10 (ш) – на второй проволоке

Теперь мы знаем сколько на первой и на второй проволке шариков. Как нам узнать сколько шариков на обеих проволках?
                  2) 7+10=17 (ш) – всего на двух проволоках.
Ответ: всего 17 шариков.

Разбирают задачу.
Ищут пути решения путем рассуждения

Составляют краткую запись

Составляют план решения задачи

Записывают решение

Записывают ответ

Уметь различать условие и вопрос задачи.

Уметь оформлять решение задачи.

7

Первичное закрепление

Задача 2 в учебнике.  (дети записывают в тетради, 1 ученик у доски)
В одном ящике 8 кг яблок, а в другом на 2 кг больше. Сколько всего кг яблок в этих ящиках?
О чем говорится в задаче? (о яблоках в ящиках) Сколько всего ящиков с яблоками? (два) Сколько кг яблок в первом ящике? (8кг) Сколько кг яблок во втором ящике? ( неизвестно, но сказано, что на 2 кг больше, чем в первом) Какой главный вопрос в задаче? (Сколько всего кг яблок в двух ящиках) Можем ли мы сразу дать ответ? (Нет, т.к. не знаем сколько кг яблок во втором ящике) Давайте составим план решения.
1, Узнать, сколько кг яблок во втором ящике.
2. Узнать сколько всего кг яблок в этих двух ящиках.
Итак. Мы знаем, что в первом ящике 8 кг, а во втором на 2 кг больше. Можем ли мы узнать сколько кг во втором ящике? (Да) Как? (8+2=10 (кг) яблок во втором ящике) Запишем первое действие
1) 8+2=10 (кг) яблок в первом ящике
Теперь мы знаем сколько кг яблок в первом и втором ящиках. Как мы можем узнать сколько всего кг яблок в двух ящиках? (8+10=18 кг)
Запишем второе действие
2) 8+10=18 (кг) яблок в двух ящиках всего.
Запишем ответ.
Ответ: Всего 18 кг яблок в двух ящиках.

Молодцы, ребята!
Печкин прислал нам письмо. Давайте посмотрим, что там. А в конверте карточки примерами. Нужно решить примеры. За каждым ответом зашифрована буква. Из полученных букв нужно составить слово.

Работа с карточками. Взаимопроверка. Сверка с эталоном на экране.
Решение примеров в несколько действий:

hello_html_m6bf1b41.jpg

3-!   4-е     5-д    7-м    8-о    9-ц    10-л ( выводится на слайде)
Какое слово у вас получилось?  (молодец!)

Я думаю, Печкин очень доволен вашими умениями и результатами.

Читают задачу. Разбирают. Ищут пути решения.
Записывают краткую запись.

Составляют план решения задачи.
Записывают решение и ответ.

Решают примеры в карточках.  Обмениваются решенными карточками с соседом по парте. Осуществляют взаимопроверку. Сопостовляют ответы с буквами, выведенными на экране. При правильном решении примеров получится слово «Молодец»

Уметь различать условие и вопрос задачи.

Уметь оформлять решение задачи.

Проговаривать последовательность действий.

Строить речевое высказывание

8

Рефлексия

Давайте подведем итог.

Какое открытие вы сделали для себя на уроке? Сможете ли вы самостоятельно решить составную задачу? Что было самое интересное? Что было самым сложным? У вас на парте лежат карточки с восклицательным и вопросительным знаками. Восклицательный знак означает, что вам понравился урок, вам был понятен новый материал. Вопросительный знак означает, что не все было понятно. Поднимите карточку с тем знаком, который соответствует вам.
Ребята, которые подняли вопросительный знак, не расстраивайтесь! В дальнейшем вы всем классом продолжите работу над задачами и те моменты, которые были не совсем ясны обязательно поймете.

Подводят итог урока. Высказывают свое мнение.Делятся, что понравилось, что узнали. Проводят самоанализ работы на уроке. Самооценка.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке. Осознание качества и уровня усвоенного

Строить речевое высказывание

Смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом, что дал урок?

ПАМЯТКА «КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ»

  1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем в ней говорится.
    2. Выдели в тексте числовые данные, единицы счёта и ключевые слова условия и вопроса. 
    3. Запиши условие кратко или выполни чертёж (пользуйся образцами памятки или тетради). 
    4. Подумай можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что надо узнать сначала, что потом? 
    5. Составь план решения( устно или на черновике). 
    6. Выполни решение с пояснениями. 
    7. Проверь решение, прочитай вопрос задачи и запиши ответ задачи. 

Примерный план рассуждения ребенка при решении задачи

(Анализ задачи)

1. Известно, что … (расскажи условие задачи) 
2. Надо узнать… (повтори вопрос) 
3. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо … 
4. Сразу мы не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем… 
5. Поэтому, в первом действии мы узнаем … Для этого … (какое действие выполняем) 
6. Во втором действии мы ответим на вопрос задачи. Для этого … (какое действие выполняем)

7.Проверим решение обратной задачей или обратным действием…
8. Ответ …

Памятка по решению составных задач

  1. УМЕНЬШИТЬ В… РАЗ

    :

    УВЕЛИЧИТЬ В… РАЗ

    ·

    УВЕЛИЧИТЬ НА… ЕДИНИЦ

    +

    УМЕНЬШИТЬ НА… ЕДИНИЦ

    НА СКОЛЬКО МЕНЬШЕ / БОЛЬШЕ?

    ВО СКОЛЬКО РАЗ МЕНЬШЕ / БОЛЬШЕ?

    :

    На стоянке было 9 красных машин, а синих – на 4 меньше. Сколько всего машин был на стоянке?

Красных — 9 м. ? м.

Синих – ?м., на 4 м. меньше

  1. 9 – 4 = 5 ( м ) – синих

  2. 9 + 5 = 14 ( м )

Ответ: 14 машин было на стоянке.

Решение выражением(9 — 4) + 9= 14

  1. В первом куске было 7 метров ткани, во втором 5 метров. Купили 4 метра. Сколько метров ткани осталось?

Было — 7 м и 5 м

Купили — 4 м

Осталось — ?м

1) 7 + 5 = 12 (м) – всего было в 2 кусках.

2) 12 – 4 = 8 (м)

Ответ: 8 м ткани осталось в куске.

Решение выражением(7 + 5) – 4 =8

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свою карту на алиэкспресс
  • Как составить приложение на телефоне
  • Как найти людей царской россии
  • Как найти наушники беспроводные в коробке
  • Как найти порыв провода в стене