Как составить план с умными детьми

Когда дети идут в школу, у них появляется много новых дел: уроки, доклады, домашняя работа. Это испытание не только для малышей, но и для родителей. Потому как наступает время, когда нужно научить чадо планировать и выполнять обязательные задачи. И вот как это можно сделать.

Навык «Планирование и расстановка приоритетов»

Одни родители уверены, что ребенок обязан быть успешным и целеустремленным. Другие верят, что «дети должны быть детьми», поэтому не учат их планировать собственное время. Но чем старше дети, тем важнее этот навык. Особенно в школе, когда настает пора докладов и больших проектов. Цель планирования в том, чтобы ребенок стал независимым. А для этого нужно с раннего детства объяснять, что такое приоритеты, и по мере взросления учить самостоятельно расставлять их.

Что делать

1. Составляйте планы для детей, даже когда они маленькие. Скажите: «Давай составим план» — а затем распишите несколько этапов. Заодно сделайте контрольный список, в котором ребенок сможет отмечать выполненные шаги.


Составляйте план и делите его на этапы. — Источник

2. Активнее привлекайте ребенка к планированию и расставляйте приоритеты. Спрашивайте: «Как думаешь, что нужно сделать в первую очередь? А потом?». Записывайте каждый шаг, который назовет ребенок. Если на носу важное дело, объясните это ему.

Скажите, что сначала он должен выучить уроки, а затем посмотреть телевизор.


Спросите ребенка: «Как думаешь, что нужно сделать в первую очередь? — Источник

3. Поначалу планируйте то, что ребенку хочется сделать. Дети с бóльшим удовольствием разработают план постройки шалаша, чем, например, уборки в шкафу. Хотя в обоих случаях применяются одинаковые принципы.

Ключ к успеху

  • Следите, чтобы план выполнялся систематически, особенно в начальный период «выработки привычки». Если план рушится, то, скорее всего, в первые несколько недель работа велась бессистемно.
  • Используйте таймер или напоминания, чтобы ребенок вовремя приступал к заданиям. Если через какое-то время система не срабатывает — повторите.
  • Если без постоянных напоминаний и ворчания ничего не происходит, придется действовать сурово. Ненадолго запретить компьютерные игры или какие-то другие любимые занятия.

Навык «Начало выполнения задания»

Это навык не относится к любимым делам. Он нужен для решения задач, которые мы считаем неприятными или утомительными и заставляем себя их выполнять. Конечно, дети дошкольного возраста не могут сами выполнять такие задания. Поэтому процесс нужно контролировать.

От чистки зубов до школьных уроков

Начинайте с простого: например, с утренних процедур или подготовки ко сну. Расскажите, что какие-то задачи — чистить зубы, умываться — нужно делать ежедневно в одно и то же время, в определенном порядке. Сначала вы будете напоминать, но потом ребенок привыкнет и начнет выполнять эти ритуалы сам.


Ритуалы важны: они закладывают основы планирования времени. — Источник

Приучая детей выполнять повседневные задания, вы закладываете хорошую основу для самостоятельной учебы.

Работа с этим навыком показывает детям, что иногда нужно отложить дела, которыми им хочется заняться, и сделать то, что необходимо, даже если это не так интересно. Это готовит их к школе и участию во внешкольных мероприятиях.

Что делать

1. Поощряйте ребенка, когда он быстро приступает к своим задачам в течение дня. Напоминайте дочери, что пора браться за работу, и похвалите ее, если она начинает сразу же. Используйте систему поощрений: например начисляйте баллы, которые потом можно будет обменять на желаемое вознаграждение, если девочка приступит к работе в течение трех минут после просьбы. Побудьте с дочкой, пока не убедитесь, что она приступила к заданию. Первое время придется периодически контролировать ее.

2. Сделайте визуальные подсказки, которые напомнят детям, что пора выполнять задания.

Например, оставьте на кухонном столе записку с напоминанием. Дети увидят ее, когда придут домой из школы.


Не забывайте о визуальных подсказках: записках или стикерах. — Источник

3. Делите крупные задачи на небольшие, более простые. Если задача кажется слишком длинной или сложной, попросите ребенка выполнить только часть ее. Так вероятность того, что он сразу же приступит к работе, будет выше.

4. Пусть ребенок сам решает, когда и как выполнять задание. Это даст ему ощущение бóльшего контроля над ситуацией и процессом и может улучшить его способность приступать к заданию без лишних жалоб или многократных напоминаний.

5. Еще один способ дать ребенку больше контроля — позволить ему самому определить, какое напоминание потребуется. Это может быть будильник, таймер на кухне или указание определенного времени, например «сразу после обеда».

Ключ к успеху

Помните: если у вас тоже слабо развиты навыки планирования, успех вашего плана окажется под вопросом. Если вы не уверены в своих силах или ничего не выходит, не стесняйтесь обратиться за помощью к учителю. Он поможет определить задачи и временные рамки для каждой задачи.

Навык «Планирование времени»

Наверняка, у вас есть знакомые, которые успевают делать все на свете. Они легко могут оценить, сколько времени займет та или иная работа, составляют график по часам и не перегружают свой день. Взрослые, которые не обладают этим навыком, с трудом придерживаются составленного плана и постоянно опаздывают.

Так вот: основы планирования закладываются в детстве.

Зачем планировать время детям

Маленькие дети не способны планировать время. Поэтому сначала мы делаем это за них: напоминаем, когда пора собираться в школу или в детский сад, готовиться ко сну, настаиваем, чтобы дети закончили домашние задания до просмотра телевизора.


Источник

Так мы помогаем им планировать время. А затем постепенно передаем ответственность.

Что делать

1. Поддерживайте предсказуемый распорядок жизни семьи, не перегибая палку. Когда дети просыпаются и ложатся приблизительно в одно и тоже время каждый день, едят по графику, они растут с чувством времени, упорядоченного перехода от одного действия к другому. Так им легче определять время между запланированными событиями (например, прием пищи или отход ко сну).

2. Обсуждайте с детьми, сколько времени им понадобилось для выполнения дел. Например, для работы по дому, уборки комнаты или домашнего задания по математике. Это основа развития навыка оценки времени — очень важного компонента планирования.

3. Запланируйте многоэтапное мероприятие на выходной день или каникулы. Планирование времени можно сделать увлекательным. Например, обсудите с ребенком, как расписать день развлечений с друзьями. Попросите его оценить, сколько времени может занять обед, прогулка в парке, мороженое по пути домой. Ребенок поймет, что если заранее предусмотреть время для развлечений, то можно сделать намного больше интересных вещей.

4. Сами используйте графики и календари, чтобы подать пример ребенку. Повесьте в доме большой календарь, в котором отмечены важные мероприятия для каждого и для всей семьи.

Так ребенок научится чувствовать время.


В календаре «Год в лесу» можно найти идеи для веселого досуга.

5. Купите недорогой таймер, который можно завести, чтобы ваш ребенок видел, сколько осталось времени до работы. Таймер может быть установлен в обычных или наручных часах, а также на компьютере.


Планирование нужно не только для школы. — Источник

Уметь планировать и выполнять задания — это не только про школу. Эти навыки формируют характер человека. Так он учится контролировать себя, принимать решения и нести ответственность. И, вопреки всем стереотипам и убеждениям, стать организованным может каждый: нужно только терпение и время.

По материалам книги «Ваш ребенок может все»

Обложка поста: freepik

Любой родитель может научить любимое чадо максимально эффективно использовать свое время. Приложив немного усилий, мы можем воспитать поколение людей, которые с детства умеют планировать свою жизнь, с любовью работать и от души отдыхать.

Time management для школьника Фото — фотобанк Лори

Тайм-менеджмент полезен детям, начинающим самостоятельно распоряжаться свободным временем. А для приверженцев альтернативного образования эта система станет большим подспорьем. Домашнее обучение предоставляет ребенку много свободного времени, и потребуется определенная сноровка, чтобы использовать его во благо: для получения знаний и развития навыков и талантов, а не только для игр и гаджетов. Чем раньше ребенок начнет грамотно организовывать свое время, тем спокойнее, бесстрессово и эффективнее пройдут его школьные годы и тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями жизнь он проживет.

Мы собрали простые советы по детскому тайм-менеджменту. Выбирайте те, что вам больше подходят, и пробуйте применять их в повседневной жизни. Только не перестарайтесь: для закрепления любой новой привычки нужно время. Не стремитесь сделать все и сразу: вводите новшества не чаще одного раза в неделю.

1. Научите ребенка планировать свою неделю

Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом.

ЛАЙФХАК: В комнате у моего сына висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день. Ребенок, подходя к доске, видит, что, к примеру, в понедельник у него занятия в музыкальной школе, шахматы и математические задачи. Когда ребенок много раз в день проходит мимо планинга, забыть о делах гораздо сложнее, чем в том случае, если бы мы обговаривали предстоящие дела. Все остальное время он может заниматься всем, чем душе угодно, но эти дела должны быть выполнены. Такой todo-лист позволяет структурировать свободную жизнь и сэкономить родителям нервы, освободив от бесконечных напоминаний из области «А ты помнишь, что должен?..».

Хорошее подспорье — магнитная или маркерная доска. От ежедневников ученикам младших и средних классов я бы посоветовала отказаться. Ничего личного: в силу возрастных особенностей памяти дети забудут свериться с планом. А значит, и эффективность такого планирования будет стремиться к нулю.

2. Составляйте план на день

Здесь принцип такой же, только план на день включает список более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т. п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок утром его перечитал и представлял, какие дела его ждут в течение дня. Сначала пишите планы вместе, а когда ребенок привыкнет к этому,
то ваша задача будет лишь напоминать, причем делать это дружеским тоном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра!» Только, пожалуйста, удержитесь от соблазна упрекать ребенка в забывчивости: «Ты что, опять забыл? А план тебе на что?» Так вы отобьете все желание планировать. А нам это не нужно, сами понимаете.

ЛАЙФХАК: C первоклашками или очень творческими детьми можно дела рисовать, а не записывать: например, карточка с игрушками может обозначать, что ребенку нужно убрать лего и кукол, а карточка с книгами — что пришла пора почитать.

3. Мотивируйте ребенка

Покажите, что и для вас составление списка дел — важная задача. Невзначай покажите ребенку свой ежедневник (вы ведь уже ведете его?). За каждое выполненное задание ставьте галочку — наглядность очень мотивирует. Договоритесь, что закажете пиццу или сходите в развлекательный центр, когда наберете определенное количество галочек.

Если говорить о нашем опыте, то план есть и у меня, и у сына. Конечно, в плане нет пунктов «пообедать», «умыться», «поиграть» и т. п. Но вот главные мероприятия и дела дня в планах всегда присутствуют.

4. Научите ребенка определять приоритеты

Важно, чтобы он понимал: есть задачи, которые требуют большего внимания и/или времени, а есть те, которые и выполняются легче, и времени займут совсем немного. Поэтому в списке дел лучше всего отмечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми. Иными словами, правило «Сделал дело — гуляй смело» никто не отменял ;)

5. «Ешьте лягушек» вместе

В тайм-менеджменте есть такое понятие, как «лягушка». Об этом подробно рассказывает гуру отечественного тайм-менеджмента Глеб Архангельский в бестселлере «Тайм-драйв»*

Если кратко, то «лягушками» называют неприятные и нелюбимые дела, выполнение которых откладывается до последнего момента.

Чтобы не давать ребенку прокрастинировать, помогите ему «съесть лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете помочь (и помогите!). И кстати, «лягушек» лучше есть по утрам. Сделал сложное и неприятное дело — и оно не висит над тобой целый день дамокловым мечом.

6. Дробите сложные задачи

Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. И это касается не только детей, но и взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!). Помогите ребенку разделить объемную сложную задачу на несколько небольших, с которыми ему легче будет справиться. При этом более мелкие задачи должны быть очень четкими и конкретными. Например, я не прошу своего ребенка «много читать» — такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и меня, и его. Вместо этого мы договорились, что каждый месяц будем прочитывать минимум четыре книги.

А это одна книга в неделю, или 20–30 страниц (в зависимости от объема книги) ежедневно. Что получаем в итоге? 52 книги за год — этим может похвастаться далеко не каждый взрослый.

7. Кто хорошо работает, тот хорошо… Нет, не ест, а отдыхает!

Разные виды деятельности должны ритмично сменять друг друга. Провел полчаса за уроками — значит, пришло время побегать на улице.

Перерывы на отдых устраивайте каждые 25 минут, даже если кажется, что ребенок не устал. При таком раскладе эффективность выполнения любых задач будет гораздо выше, чем в привычном для многих случае «Учи уроки до посинения и не выходи из-за стола, пока все не сделаешь».

8. Прививайте ребенку проактивный подход к жизни

Что это значит? То, что мы учим ребенка быть не только наблюдателем, но и деятелем, учим не только реагировать на происходящие события, но и самостоятельно планировать свою жизнь.

Приведу пример: чтобы окончить школу с медалью, нужно не «вообще учиться», а определять приоритеты, выбирая наиболее проблемные на данный момент направления. Можно составить таблицу текущих оценок. Если по всем дисциплинам стоят пятерки, а по алгебре четверки, то нацеливать усилия нужно именно на этот предмет. Проблема решена? Отлично, ищем, к чему теперь нужно приложить силы (и прикладываем, разумеется).

9. Никакого навязывания

Дети, особенно в школьном возрасте, очень любят взрослые лайфхаки. Поэтому идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на ура. Однако хочу вас предупредить: не переусердствуйте. Не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее идти путем
договоренностей, может, даже выполнять задачи на спор. И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.

И еще несколько слов. При правильном и аккуратном использовании тайм-менеджмент научит ребенка копить победы, а не поражения, ставить собственные цели, достигать их и получать удовольствие от жизни.

А вообще внимательно наблюдайте за детьми и отмечайте, что им важно и интересно в определенный момент жизни. Старайтесь заметить искру до того, как она потухнет, не подпитанная родительской поддержкой.

И добавлю еще пару слов, пока не перейдем к следующей теме. Детство — это реальная жизнь, а не подготовка к ней. В школьные годы ребенку нужно не только освоить ту или иную сферу человеческого знания. Перед ним стоит куда более сложная и интересная задача: научиться жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. А еще видеть, как много вокруг возможностей и дорог, по которым можно идти. Вам близок такой подход к родительству?

* Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. — М.: Альпина Паблишер, 2017.

Автор статьи — Лейла Сазонтова, мама хоумскулера из Перми, член Союза журналистов России, автор книги “Жизнь без школы” и консультант по хоумскулингу. 

Подготовила:
учитель-дефектолог,

Заварина
С.Д.

«Формирование
у детей умения планировать свою деятельность»

Для того чтобы чувствовать себя успешным в жизни, человек должен
владеть информацией, знаниями, быть самостоятельным, уметь решать поставленные
перед ним задачи, иметь свой жизненный план, уметь составлять план решения
задач.

Умение планировать и организовывать свою деятельность
является важным для каждого человека. Для ребенка дошкольного возраста данное
умение – одно из важнейших условий последующего успешного обучения в школе.
Кроме того, согласно федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования, среди других целевых ориентиров на этапе завершения
дошкольного образования обозначены владение ребенком основными культурными
способами деятельности, способность выбирать род занятий, участников по
совместной деятельности, следовать социальным нормам поведения и правилам в
разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, а
также способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения.

Сформировать умение планировать свою деятельность можно с
помощью специально организованной образовательной деятельности, а также в ходе
режимных моментов
 в
ежедневной работе (дежурства, уход за растениями и т.д.
). В настоящее время это становится задачей
не только педагогов дошкольной образовательной организации, но и родителей
(законных представителей).

П. Ф.
Лесгафт писал: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам
заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось
действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то,
что он сделал сам и достиг без указания других».

Понаблюдав за детьми разных возрастов, было отмечено, что чем
меньше дети, тем слабее их умение планировать деятельность. Они не способны
управлять собой, поэтому подражают другим. Так, если ребята построены в шеренгу
и одного из них попросили выйти вперед из строя, то выходят все и т.д. В
некоторых случаях отсутствие умения планировать деятельность  приводит к
повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему и плохому. Поэтому очень
важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей были положительными.

При наблюдении за детьми старшего
дошкольного возраста, отмечено, что основные трудности, присущие детям в
совместной деятельности, заключаются в неумении планировать свои действия,
согласовывать их друг с другом, ставить цель,  обмениваться мнениями,
оценивать результат деятельности.

Планирование
– это компонент деятельности, развитие которого также приходится на дошкольный
возраст. Сначала педагог ориентирует детей на определение последовательности
операций, выполнение которых приводит к результату, подает пример и разъясняет
целесообразность такого планирования; позже ребенок сам «начинает мысленно
представлять себе необходимую последовательность действий» (Я.З. Неверович), а
также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты,
материалы).

Дети
старшего дошкольного возраста способны к планированию, которое связано с речью
(речь-планирование). В старшем дошкольном возрасте речь-планирование имеет
место до решения детьми задач. Например, собираясь сделать постройку из
кубиков, дети обдумывают и выражают в слове то,
 что будут строить
(размеры постройки, материал, расположение частей), определяют очередность
выполнения замысла, последовательность предстоящих действий и операций.

Так, при выполнении какого-либо задания (деятельности)
ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь «формулировать», т. е. четко
понимать цель своих действий, планировать их, находить средства и способы их
осуществления, преодолевать трудности на пути достижения цели и оценивать
полученные результаты. Для того чтобы научить ребенка «формулировать» (понимать)
цель своих действий, необходимо перед выполнением задания (деятельности)
задавать ему уточняющие вопросы: «Ты хочешь нарисовать город? Красками или
карандашами?», «Ты хочешь полить цветы? У себя в комнате или во всей
квартире?». Ответы ребенка при этом должны быть более точными. На этапе
планирования деятельности взрослый может побуждать ребенка следующими
вопросами: «Расскажи, как ты будешь это делать?», «Что ты будешь делать
сначала?», «Что ты будешь делать потом?». Необходимо добиться того, чтобы
ребенок сам проговорил последовательность своих действий, используя речевые
формулы: «Сначала я…», «Затем я…», «Если…, то…». В процессе выполнения
запланированных действий у ребенка могут возникнуть трудности, например, с
нахождением способов и средств их осуществления. В этом случае взрослый должен
помочь ему, задать наводящий вопрос или подсказать.

В последнее время все большую популярность
приобретает проектная деятельность. Именно проекты способны научить детей
ставить цели, планировать свою деятельность и делать самостоятельные выводы.
Проектная деятельность позволяет каждому ребенку выбрать ту нишу, где он будет
успешен, значим для сверстников. Она объединяет, инициирует создание детских
объединений, в которых происходит становление сотрудничества, умение
планировать и договариваться.

В процессе планирования происходит значительная мыслительная
работа, развивается логическое рассуждающее мышление – надо предвидеть процесс
выполнения задания, следовать ему, контролировать свои действия. Ученые
(Парамонова Л.А., Сергеева Д.В., Воробьева Д.И. и др.)

выделяют несколько уровней планирования:
— ситуативное планирование, т.е. обсуждение действий по ходу
работы;

— фрагментарное планирование – планирование 1-2 этапа до начала
деятельности;

— схематическое планирование, т.е. намечается общая
последовательность работы, но обсуждение этапов поверхностно, без подробного
раскрытия их содержания;

— полное планирование – это когда дети аргументировано,
обсуждают содержание и последовательность этапов деятельности, определяют объем
работы каждому члену группы.

Формирование
умения планировать проходит несколько этапов:

первый этап – детей
приучают принимать план взрослого,

второй этап –
совместное планирование деятельности с воспитателем и третий этап –
самостоятельное планирование.

Способность
планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько
этапов:

-отсутствие
какого-либо планирования (3 года);

 -ступенчатое
планирование (4-5 лет);

— целостное
планирование (6-7 лет).

Главное, чтобы ребенок выполнил то, что он
запланировал, пусть даже с недочетами или ошибками.
 Важным
этапом обучения планированию и организации своей деятельности является
подведение итогов и анализ действий. Так, ребенок должен ответить на вопрос, получилось
у него сделать то, что он хотел, или нет. При этом следует хвалить ребенка, как
в процессе выполнения действий, так и после. По возможности, результаты его
труда можно показать другим детям и взрослым.

Таким
образом, обучение детей дошкольного возраста основам планирования являются
важным моментом в развитии его способностей. У детей формируется память,
мышление, развивается внимание, речь и т.д., благодаря этому ребенок умеет
подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевать
трудности. Решаются задачи всех образовательных областей, формируются
интегративные качества, нравственные характеристики личности, умение учиться,
готовность к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию
.

На чтение 8 мин Просмотров 7.5к. Опубликовано 11.07.2017

Содержание

  1. Что такое тайм-менеджмент?
  2. Планирование, выявление поглотителей времени, пример для подражания
  3. Это интересно
  4. Не хватило времени. А почему? Оно куда-то делось….

Вместе с первыми школьными годами остро встает проблема неумения детьми правильно распределять свой день. Ребенок может часами решать одну задачу, а потом не успевает с остальными уроками. Или он заигрывается и вспоминает о своих обязанностях только ко времени отхода ко сну. Такое поведение свойственно всем детям и не нужно думать, что ваш особенный. Вместо того, чтобы ругать и указывать на неспособность ребенка к разумному времяпрепровождению, лучше рассказать и показать ему что такое тайм-менеджмент вообще и детский в частности.

Что такое тайм-менеджмент?

Это искусство рационального планирования и управления своим временем. Оно обучает человека эффективному использованию активных часов жизни. К тайм-менеджменту относится и такое понятие как чувство времени, которое знакомо далеко не всем взрослым, не то, что детям. Оно обозначает способность человека правильно ориентироваться во времени, уметь точно определять временные промежутки без специальных приборов – часов, уметь грамотно распределять свое свободное время и делать все аспекты повседневной жизни, будь-то отдых или работа, максимально продуктивными и качественными.

Ситуации, когда человек проводит за работой большую часть суток, но при этом его продуктивность оставляет желать лучшего, к сожалению, не редкость. Для того чтобы все, за что берется ребенок сегодня и за что возьмется в будущем, приносило плоды, необходимо как можно раньше научить его организовывать себя и свое время. Вначале он сможет своевременно делать уроки, совмещать их с прогулками, занятиями в кружках, играми. Позже его работоспособности и результатам будут завидовать коллеги, а он сам превратится в человека, четко знающего свою цель и уверенно идущего к ней.

Планирование, выявление поглотителей времени, пример для подражания

Есть три основополагающих момента, на которых стоит сосредоточиться тем родителям, которые хотят обучить своих детей элементарному тайм-менеджменту:

  • планирование;
  • выявление поглотителей времени;
  • пример для подражания.

Это интересно

Время для ребенка понятие слишком абстрактное, для него, что 10 минут, что час, поэтому нужно немного визуализировать то, чего ребенок не может потрогать и увидеть. В этом на помощь придет старый добрый распорядок дня, который в своем детстве писали все папы и мамы. Кроме того есть несколько проверенных и действенных советов, следуя которым можно легко научить ребенка правильно распоряжаться таким ценным и невосполнимым ресурсом, как время.

Записная книжка

№1. Самой простой и эффективной техникой планирования является составление списка ежедневных дел. Чтобы научить ребенка составлять такой план, попробуйте вместе на бумаге спланировать ближайшие выходные, а потом, действуя по плану, провести их. После пусть малыш сам составит план для себя на «рабочий» день, а вы подкорректируйте. Если ребенок еще не совсем хорошо пишет, воспользуйтесь схематическими картинками и цифрами. Картинка часов и на них единица – значит первое, что нужно сделать — это проснуться вовремя. Изображение зубной щетки и двойка – умыться почистить зубы и так далее: зарядка, завтрак, сборы, учеба, отдых, обед, уроки… Также ребенку наверняка понравится составлять план для мамы и папы, чтобы вся семья была при деле и могла обмениваться рассказами о своих успехах. Если детей в семье несколько, то избежать ежедневной утренней нервотрепки помогут индивидуальные карточки. У каждого свой цвет, форма карточки и последовательность утренних дел. Посмотрел, сделал, все просто.

№2. Приучайте ребенка с вечера собираться в школу. Пусть на пробковой или магнитной доске разместит стикеры с изображениями или названиями всего, что нужно взять в порядке важности. Тогда маме не нужно будет ежедневно по нескольку раз напоминать о необходимости сложить учебники или сменку.

№3. Для скорейшего запоминания принципов планирования и развития чувства времени сведите все ежедневные обязательные дела в таблицу и повесьте ее на видном месте – холодильник самое подходящее. Все выполняют свой перечень и ставят плюсики на пересечении дня недели и выполненного задания.

Маша Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Подъем +
Зарядка +
Умывание +
Завтрак +
Школа +
Чтение
Домашняя работа +
…..
Мама
подъем +
гимнастика
Работа +
Приготовление обеда +
………
Папа и другие члены семьи
……

Такой инструмент тайм менеджмента, но еще и с временными рамками для каждого дела, избавит от необходимости думать: как все успевать? Для каждого дела выделите нужное количество времени, если вы его превысили – выясняйте, почему так произошло и научитесь вычислять поглотителей времени. То есть те отвлекающие мероприятия, которые делают нашу работу неэффективной. Каждое дело ребенок должен понимать в часовом эквиваленте: на это занятие мне нужно 2 часа, а с другим я управлюсь за 20 минут. Так он научится анализировать свой день в соответствии с накануне составленным планом, чего я достиг «+», чего не достиг «-» и почему так получилось.

№4. Распределение дел по степени важности. Есть дела, которые непременно должны быть выполнены именно сегодня или ежедневно (умывание, зарядка, сходить в магазин или в аптеку) и те, которые могут подождать (компьютерная игра, реферат на следующую неделю). Учитывайте приоритетность при составлении плана и не забывайте напоминать, что вопросы, связанные со здоровьем любого из членов семьи всегда на первом месте. То есть выполнение врачебных предписаний априори важнее уроков или подготовки к контрольной.

№5. Положительный родительский пример – хороший помощник. Папа и мама должны вместе с ребенком составлять свой план и неукоснительно его соблюдать, сын или дочь будет это видеть и копировать поведение. Все свое время ребенок наблюдает и перенимает опыт родителей. Если у них все будет по полочкам, вовремя, четко, тогда и малыш научится не тратить зря время, а использовать его только с пользой.

№6. Одно большое дело – это много маленьких. Ребенку сложно охватить что-то глобальное. Сталкиваясь с большим объемом работы он теряется. Поэтому необходимо большое дело разбить на несколько маленьких, но четких. Уборка комнаты – сложно, а определить игрушки в красный коробок, отделить фломастеры от ручек, заправить постель и вынести всю грязную одежду – уже легче.

№7. Нудные дела нужно делать в первую очередь. Так нужно объяснить ребенку, который никак не может настроиться на нелюбимое занятие. Чем быстрее он его сделает, тем быстрее займется тем, что по душе. Включайте развлечения  и поощрения: все сделаешь за 15 минут, будет тебе 15 минут игры на планшете (только следите, чтобы поощрение не длилось дольше, чем сама работа).

№8. Делу – время, потехе – час. Учите ребенка не только трудиться по времени, но и отдыхать. Позанимался 40 минут, получай свои 20 минут отдыха. Пусть переключается с одной работы на другую. Читал – пусть порисует. Делал информатику, пусть попрыгает с мячом, а не поиграет на телефоне или компьютере.

Не хватило времени. А почему? Оно куда-то делось….

Выявление поглотителей времени. Допустим, что ребенок освоил рациональное планирование, но у него плохо получается строить свою жизнь в соответствии с планом и придерживаться установленных временных рамок. Помогите ему разобраться, почему так происходит. Куда уходит время?

Ведь вы наверняка хорошо знаете, что часто отвлекаясь во время выполнения работы, она может растянуться на непредсказуемое время. Вынужденные ожидания, опоздания, телефонные разговоры, перекусы, просмотр новостей или телевизора, попавшаяся под руку интересная книга и прочие отвлекающие элементы, значительно снижают КПД человека и в прямом смысле «крадут» его время. Задача родителей продемонстрировать ребенку механизм действия поглотителей времени.

Составьте еще одну таблицу, где будете записывать абсолютно все, что делали вы и ребенок за день, а потом проанализируйте, насколько эффективной была ваша работа

Занятие Начало Окончание Всего времени, мин
Стихотворение наизусть 15-00 15-10 10
Разговор с другом по телефону 15-10 15-40 20
Продолжение учебы стихотворения 15-40 15-50 10
Чай с булочками 15-50 16-10 20
Повторение выученного стихотворения 16-10 16-30 20
80 минут

На основании этой таблицы очень легко дать понять ребенку, что одно единственное стихотворение он учил 1 час 20 минут, а мог бы выучить за 40 минут, если бы не отвлекался на чаепитие и разговор по телефону. То есть поставленная задача требует гораздо меньшего времени на выполнение, чем оно потрачено в реальности.

Умение ребенка для достижения своей цели просчитывать шаги и выстраивать алгоритм, ведущий к ней, — очень нужный для дальнейшей успешной жизни навык. Начинать знакомить ребенка с рациональным планированием времени можно уже при подготовке к школе, ведь как только он отправится в первый класс, у него появится масса обязанностей и текущих задач. С каждым годом объем учебного материала для самостоятельного изучения и домашней работы будет только увеличиваться, а времени соответственно катастрофически не хватать. Поэтому так важно составлять и придерживаться планов и расписаний, уметь анализировать свою работу, искать слабые места и прилагать усилия для их устранения.

Чтобы подросток точно знал, как ему поступать в конкретный период жизни, он должен составить долгосрочный план. Расписать, кем он хочет стать. Чего хочет добиться до достижения пенсионного возраста. А также многое другое.

Мы расскажем о том, как подростку составить план на жизнь. Рассмотрим, что для этого нужно сделать. И каких правил придерживаться в процессе составления плана.

Подростку нужно определиться с тем, какую социальную роль в данный момент он играет

Под термином «социальная роль» подразумевается то, чему подросток уделяет больше всего внимания каждый день. Например, он может:

  • Слушаться во всем своих родителей, и быть в роли «сына/дочери». 
  • Профессионально выступать на соревнованиях по боксу и играть роль «боксера». 
  • Уделять все свое время учебе и быть «учеником». 

Или играть любую другую социальную роль. Определение того, кем подросток в данный момент является, поможет ему при составлении плана на жизнь. Это очень важно.

Подростку нужно подумать, кем бы он хотел стать в будущем

Какую роль он хотел бы на себе примерить. Возможно, он бы хотел стать бизнесменом. Отцом с огромным количеством детей. Или остаться в роли ученика и продолжать учиться.

Важно, чтобы определение будущей социальной роли исходило из подсознания подростка. Чтобы он выбирал, кем хочет стать в дальнейшем, по зову сердца. А не по тому, кем быть — престижно, кем — нет.

Подростку необходимо проанализировать, что мотивирует его на выбор определенной роли

Предположим, подросток хочет стать бизнесменом. Он должен проанализировать, что конкретно мотивирует его на эту роль. Вполне возможно, что тинейджер хочет иметь неограниченный заработок. А также быть независимым от других людей. Эти мотивы нужно записать. Для того, чтобы следовать им в дальнейшем.

Подростку нужно расписать собственные приоритеты

Когда подросток определится с собственными мотивами, ему нужно переходить к дальнейшим действиям. К выяснению приоритетов в жизни. Тому, что для него важнее всего. 

Например, список приоритетов может быть следующим:

  1. Деньги и власть.
  2. Карьера.
  3. Крепкая семья.
  4. Служение государству.

И так далее. Приоритеты помогут подростку понять цели в своей жизни. 

Подростку необходимо продумать, какие потребности ему предстоит удовлетворять, чтобы добиться желаемого

Например, чтобы стать бизнесменом, просто мечтать об этом недостаточно. Подростку нужно поступить на экономическую специальность. Начать разбираться в финансах. Параллельно с этим зарабатывая стартовый капитал для открытия бизнеса.

Подобным образом потребности можно формировать и при других выбранных социальных ролях. Важно, чтобы ребенок начинал двигаться в направлении своей мечты как можно раньше.

Подростку нужно продумать свои цели

Делать это нужно, опираясь на приоритеты. А также роль, которую подросток выбрал для себя в будущем. У тинейджера в обязательном порядке должна быть одна глобальная цель. Например, владеть собственным особняком на 500 квадратных метров, участком 10 гектар и автопарком суммарно на 10 млн долларов. Параллельно с этим, у подростка должны быть и промежуточные цели. Например, в 21 год закончить бакалавриат. В 23 — магистратуру. В 24 открыть собственный бизнес. В 30 — добраться до прибыли в 5 миллионов рублей в месяц.

Также, у тинейджера должны быть и мелкие цели. Например, они могут звучать, как: «Купить новые часы», «Купить новый айфон», «Купить машину». И так далее.

Подобные цели будут мотивировать подростка каждый день просыпаться по утрам и работать. А глобальные цели будут показывать подростку то, куда ему двигаться. 

Каждая цель должна иметь конкретный срок достижения

Если цели не будут иметь конкретные сроки для достижения, то они будут размыты. И не будут мотивировать тинейджера. Поэтому необходимо четко указывать, до какого числа месяца/года подросток планирует достичь цель. Например, это может выглядеть следующим образом:

  1. Заработать 50.000 рублей до 15 марта 20хх года.
  2. Купить автомобиль Mitsubishi 20хх года выпуска до 5 декабря 20хх года. 
  3. Поступить в университет на факультет экономики на бюджет до 15 августа 20хх года. 

И так далее. Как видите, эти цели выглядят более правдоподобно. И больше мотивируют подростка к тому, чтобы им следовать.

Подростку нужно продумать, с помощью каких действий он планирует достигать свои цели

Перед тем, как сделать это, подростку нужно остановиться. Подумать о том, в какой точке своего пути он находится в конкретный период времени. И на основе этого придумать шаги, которые нужно будет проделать для достижения цели.

Предположим, подросток хочет открыть бизнес через год. На него необходим стартовый капитал — 50.000 рублей. Чтобы заработать эти средства, подростку необходимо устроиться на работу с з/п минимум в 25.000 рублей в месяц. И проработать не менее 60 дней. Следовательно, открыть бизнес он сможет примерно за два месяца.

Подобным образом продумывать план достижения цели нужно регулярно.

Подростку необходимо зафиксировать четкий план достижения каждой цели на бумаге

Когда это будет записано, подростку станет намного легче достигать определенные цели. По той причине, что он будет понимать, какой цены ему это будет стоит. И в голове легче отпечатается конкретный алгоритм достижения той или иной цели. 

План должен быть написан в общих чертах. Чтобы подросток примерно понимал, в каком направлении ему двигаться. 

В жизни подростку необходимо поступать так, чтобы каждый шаг приближал его к собственной глобальной цели

Предположим, подросток опять же хочет стать бизнесменом. Он сдал все необходимые ЕГЭ. И подал документы в несколько ВУЗов. На разные специальности.

Например, в МГУ — на журналиста, и в Высшую Школу Экономики на экономиста. Оказалось, что он проходит в оба ВУЗа. Но в МГУ на бюджет, а в ВШЭ на контракт. Поскольку подросток хочет стать бизнесменом, экономика для него важнее. И, соответственно, ему в этой ситуации лучше будет пойти в узконаправленный экономический ВУЗ — ВШЭ. Хоть за контракт и придется заплатить огромные средства, но обучение на экономиста принесет ему больше пользы. Чем обучение на журналиста, к профессии которого подросток может быть вообще не предрасположен.

Иногда тинейджеру будет необходимо вносить корректировки в жизненный план

Это просто необходимо. По той причине, что постоянно двигаться в одном направлении у тинейджера не будет получаться. Со временем его мировоззрение будет гарантированно меняться. Он будет расти и развиваться.

Следовательно, те планы, которые казались ему важными пять лет назад, могут потерять свою актуальность. Поэтому иногда ему придется пересматривать направление своей деятельности. 

Подростку периодически нужно добавлять новые цели

Это очень важно. По той причине, что новые цели смогут смотивировать его к дальнейшим действиям. Дадут возможность заниматься любимым делом. И получать удовольствие от всех действий, которые он проделывает каждый день. А также мотивировать его к дальнейшей работе.

Как помочь подростку понять, чего конкретно он хочет добиться в своей жизни?

Помочь подростку определить конкретные цели в своей жизни — очень просто. Для этого ему достаточно всего лишь сесть и представить себя, например, в 30 лет. Со всеми атрибутами жизни, которую он хочет иметь.

Например, если подросток хочет стать бизнесменом, он может представить себя около Москва-Сити. То, как он выходит из дорогого автомобиля марки Mercedes-Benz. В престижном костюме. С дорогими часами. И айфоном последней модели. 

Также, он может представить, как улыбается, наслаждается жизнью. И получает удовольствие от того, какая работа им была проделана для достижения цели.

Попросите подростка пофантазировать о том, кем он хочет стать в жизни. Подобным образом он сможет визуализировать свою глобальную цель. И с легкостью представит, как ее достигать.

Заключение

Начинать составлять план жизни вместе с подростком рекомендуется с «раннего» возраста. Примерно с 16-17 лет. Для того, чтобы тинейджер понял, чем заниматься дальше. В каком университете учиться. Что делать для достижения своей цели. 

И не сбиваться с пути. Не растрачивать силы на алкоголь, тусовки в клубах, и другие бесполезные вещи.

На портале Vikids вы можете:

Почитать похожие статьи или написать свою

Пообщаться на форуме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить пересказ текста на французском языке
  • Как исправить сколиозную осанку
  • Как исправить ошибки в pascal
  • Как исправить густое тесто на шарлотку
  • Как найти амортизационное отчисление для оборудования