Как составить план самообразования на год

Консультация для педагогов

«Как оформить план по самообразованию педагога»

           В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ.

В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в папку по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

Что включает в себя работа по самообразованию:

  • Изучение тематической литературы (скрупулезно записываем всех авторов и названия их работ);
  • Посещение семинаров, участие в вебинарах, курсах, лекциях и т.п.;
  • Проведение открытых занятий для коллег, выступление с докладами, рефератами, консультирование по теме самообразования родителей и коллег;
  • Практическая деятельность с воспитанниками: занятия, кружки, диагностика, праздники, утренники и т.п.

К концу учебного года обязательно пишем отчет по самообразованию и выступаем с ним на педагогическом совете.

Как правильно составить план работы по самосовершенствованию:

  • Титульный лист оформляем согласно общеизвестным канонам, его можно просто скачать в Интернете. Но обязательно указываем название дошкольного учреждения, пишем, что это план по самообразованию педагога такого-то (ФИО, стаж, категория), прописываем тему, срок работы (с сентября 20___по май 20___) и возрастную группу детей;
  • Следующие страницы: тема, цель, задачи.
  • Тему знаем, цель исходит напрямую из темы.
  • Задачи такие: повысить уровень знаний в вопросе путем изучения соответственной литературы, посещения обучающих семинаров, самостоятельной исследовательской работы.

Также к задачам относится разработка перспективного плана работы в соответствии с темой самообразования, подготовка диагностики в начале и конце года, создание учебной программы, организация кружка для детей и другая практическая деятельность, которую вы планируете провести. Это еще может быть оформление уголка, проведение консультаций, семинара, лекции.

  • Предполагаемые результаты по самообразованию. Их пишем, исходя из задач. Просто другими словами и добавляем про достижения детей.
  • Конкретные этапы работы по самообразованию. Здесь уместна таблица: разбиваем по месяцам учебного года, распределяем работу с детьми, родителями, коллегами, самостоятельная работа.
  • Вписываем все, что будем проводить и делать по теме: изучение литературы, занятия, семинары, консультации, оформление стенда, выставки, папки-передвижки и т.п.
  • Выход темы: конечные результаты. Здесь можно указать открытое занятие, мастер-класс для коллег, консультация для родителей, оформление выставки или папки-передвижки, отчет на педсовете.

Образец:

1 страница – Титульный лист 

Полное название дошкольного учреждения

План работы по самообразованию

   Тема:_________________________________________
Цель, задачи:__________________________________

 _________________________________

(Ф.И.О. педагога)

___________ _______________

(стаж работы) (кв. категория)

Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

2 страница

Тема: «………………….»

Цель: «…………………..»

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…)

2. Разработать перспективный план работы с детьми

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.

5. Оформить в группе уголок…..

6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,

7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..

8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»

 Месяц________

Форма работы с детьми___________

С педагогами ____________________

С родителями _____________________

Образец оформления плана по самообразованию


План по самообразованию на 20___-20___ учебный год

воспитателя_________________

Тема:  «_______________________________________»
Цель, задачи:

1.

2.

3.

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

               Список использованной литературы:

1.

2. и т.д.

 Сентябрь — мониторинг

 — организовать работу кружка,

 — создать учебную программу,

 — изучение литературы

 — консультация для родителей: «………/………..»

 Октябрь

занятия

беседы в соответствии с планом работы кружка

Ноябрь

оформление папки передвижки.

Темы: «……………/………………/…………»

Декабрь

занятия

оформить в группе уголок…..

оформление папки передвижки.

Тема: «……./…………/………../…………»

 Январь 

— познакомится с литературой в периодической печати.

Темы:»………/…………./…………../……..»

 Февраль 

Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов «………./…./…»

 Март, Апрель 

Развлечение «…»

Май – мониторинг

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Июнь

-выставка детских работ

— организовать работу кружка на след учебный год,

— создать учебную программу

Выход темы:

  •   Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…)Тема «…» (месяц)
  •   Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)
  •  Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»
  •   Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)
  •  Сборник консультаций для родителей. Тема «…»
  •  Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Можно заполнять папку в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.

Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

* Работа по теме самообразования не менее 1 года; 

* Изучение научно-методической литературы;

 *Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;

* Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

*Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу; 

 *Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе; 

 *Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района; 

 *Обучение на курсах повышения квалификации; 

 *Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

 *Активное участие в работе методического объединения района;

 *Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

 *Обобщение опыта работы по теме самообразования. 

                       Памятка для анализа процесса самообразования:

1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.

2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала.

Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.

3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)

4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)

5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

план самообразования

Зачем нужен план самообразования? Может показаться, что это излишняя работа, ведь можно попросту купить 3-4 книги по теме и начать их изучать, так? А вот и нет. Одна из основных проблем самообразования в том, что, не имея четкого плана и понимания того, что и как учить, очень легко запутаться и бросить всю затею. Вот почему нужна первичная проработка тематики и создание плана – он будет своеобразным компасом, с которым вы начнете путешествие.

Кроме того, план:

  • мотивирует;
  • помогает бороться с неорганизованностью;
  • служит визуальным напоминанием.

Составление плана самообразования – хоть и энергозатратный процесс, но окупается с лихвой. Самое главное, что он дает – это мотивация и организованность. Легко найти тысячи отговорок, если в мыслях хаос.

Стоит также отметить, что план самообразования составляют себе учителя. Подобный инструмент может пригодиться любому человеку, который занимается самообучением и повышает свои навыки.

Четыре типа планов

Мы расскажем о четырех типах планов, каждый из которых вы можете использовать самостоятельно, либо же комбинировать. Создайте нечто свое, что подходит именно вам.

План, основанный на времени

Этот план универсален: он подойдет тем, кто хочет изучить что-либо одно или сразу несколько предметов.

Здесь все просто: вы «бронируете» определенное количество времени утром, днем и/или вечером, после чего создаете свой график, вешаете его на стену и придерживаетесь.

План, основанный на месте

Это хитрый план, потому что он ставит вас в то положение, в котором вы не можете не учиться.

Места могут быть самыми разными:

  • парк;
  • библиотека;
  • любимое кафе;
  • общественный транспорт.

Суть таких планов в том, что вы целенаправленно идете туда, чтобы учиться. Удивительно, но порой проще себя мотивировать на то, чтобы делать это в библиотеке, а не в соседней комнате.

И, разумеется, его можно комбинировать с первым планом.

Свободный план

Свободный план принципиально отличается от остальных тем, что никаких целей в процессе обучения не ставится. Вместо этого нужно вести дневник, в котором вы будете записывать, что изучили, каких успехов достигли и куда двигаетесь.

При таком подходе вы чаще удивляетесь, потому что просто выделяете себе, скажем, два часа времени, не зная, что же будете изучать. Остается некоторая свежесть и повышается мотивация.

Недостаток такого плана кроется в его же достоинстве: вы можете потратить огромное количество времени на ненужные вещи.

План, основанный на целях

Чтобы составить этот план, необходимо найти три основные цели, которых вы хотите достичь. Исходя из них выстраивается вся программа обучения.

Этот план можно объединять с другими в поиске идеального баланса и удовлетворенности.

Теперь давайте выясним, как составить план самообразования.

Как составить план самообразования

1

Выясните, почему хотите изучить именно этот навык

Это подготовительный шаг, к которому стоит отнестись очень серьезно. Мы часто делаем необдуманные поступки, которые стоят много: как времени, так и денег. В плане обучения все еще критичней: вы можете потерять впустую несколько месяцев, а то и лет.

Это особенно актуально в том случае, если вы хотите изучать программирование. Для того чтобы начать зарабатывать в этой сфере, говорят, нужно обучаться от шести месяцев до полутора лет. Поэтому если вы не чувствуете достаточной мотивации и не переполняетесь энтузиазмом, то, возможно, это не ваше.

Все дело в том, чтобы быть внутренне мотивированным. Вот некоторые вопросы, которые стоит себе задать:

  • Вы хотите найти работу, которая будет более значимой и важной, чем нынешняя?
  • Вы хотите найти более высокооплачиваемую работу?
  • Вы хотите изменить мир?

Даже если ответы будут немного пафосными, важно, чтобы вы понимали, что они честные и откровенные.

Подготовительный этап завершен. На втором этапе вам потребуется лист бумаги А4 или электронный файл. Это обязательное условие. Вам нужно создать пошаговую инструкцию для себя, чтобы она постоянно маячила перед глазами и не позволяла отвлечься на что-либо несущественное.

2

Составьте список целей

Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вы должны придумать как можно больше целей, чтобы иметь возможность позже их сравнить и выбрать наиболее важную (важные). Так что не ограничивайтесь чем-то вроде «Я хочу научиться создавать сайт на WordPress» или «Хочу научиться вязать свитер».

Итак, список целей готов. Как выбрать самые важные? В первую очередь нужно выяснить, есть ли среди них комбинированные.

Комбинированная цель – это такая цель, которая открывает перед вами большее количество возможностей:

  • Изучение нового языка может помочь вам переехать в другую страну или получить более высокооплачиваемую работу.
  • Изучение языка Java увеличит ваш доход в несколько раз.

Если же вы научитесь вязать свитер, то, скорее всего, это будет самоцель.

Поэтому в идеале вы должны выбирать те цели, которые значительно продвинут вас вперед. Это также положительно влияет на мотивацию.

Выберите от одной до трех целей. Их не должно быть слишком много. При этом они могут быть достаточно амбициозными, но не запредельными.

План самообразования

3

Составьте список ресурсов

Вы можете либо найти все необходимое в интернете. Вот ресурсы, на которые вам стоит обратить внимание:

  • МООК-курсы;
  • книги;
  • журналы;
  • блоги;
  • образовательные видео;
  • посещение конференций и лекций;
  • стажировка;
  • волонтерская работа;
  • путешествия;
  • нахождение наставника.

При этом вы должны понимать, что на все времени не хватит. Важно выбрать 3-5 основных ресурсов и сделать на них упор. Остальным стоит заниматься лишь в том случае, если вы целенаправленно выделите время на то, чтобы попробовать что-нибудь новое.

4

Установите ключевые моменты в обучении

Это те моменты, по которым вы можете отслеживать прогресс. Обучение – процесс долгий, а порой и скучный, но главная сложность заключается в том, что вы не сразу будете получать результаты.

К тому же амбициозная цель может легко подавить вашу психику, особенно в моменты, когда мотивация будет стремиться к нулю. Поэтому установите ключевые моменты:

  • определенное количество написанных страниц;
  • создание сайта;
  • уровень Intermediate в английском языке;
  • создание приложения для телефона.

5

Установите расписание и распорядок дня

Обучение – это не то, что можно впихнуть в свою жизнь и надеяться, что такой способ сработает. Это основа, Солнце, вокруг которого должны крутиться все планеты. Не забывайте, что вы учитесь, чтобы сделать свою жизнь значительно лучше, а значит, именно это становится главным приоритетом.

Создайте временные рамки для каждой цели. Что вы собираетесь делать сегодня, завтра, на следующей неделе, через полгода, чтобы достичь своей цели? Убедитесь, что овладели навыками тайм-менеджмента и научились правильно распоряжаться своим временем.

Создайте распорядок дня. Вы должны изменить свою жизнь, потому что прежней уже не будет – наивно надеяться на это. Многое изменится, потому что вы будете выделять большое количество времени на обучение.

Итак, повторим: вы должны изменить распорядок дня, забронировать время на обучение своему навыку. А также установить крайний срок для того, чтобы держать себя в тонусе.

6

Отслеживайте прогресс

Отслеживание прогресса – это тот самый процесс, который положительно влияет на уровень мотивации. Как уже было сказано, в процессе обучения вы далеко не сразу начнете получать практические результаты, а значит, можете в любой момент опустить руки. Но не в том случае, если отслеживаете свои успехи.

Под отслеживанием стоит понимать в первую очередь ведение дневника. Вы записываете в него все, что и как изучали, а также, сколько времени на это ушло. Документируйте любые мелочи. Спустя несколько недель можно будет делать определенные выводы на основе этой информации. Вы научитесь выявлять тенденции, понимать свои сильные и слабые стороны, плохие и хорошие привычки. И наконец, станете делать правильные выводы, корректируя как свое поведение, так и план самообразования.

Англоязычный интернет предлагает большое разнообразие приложений, которые можно использовать для отслеживания прогресса в обучении, чтобы корректировать свой план в том случае, если в нем имеются неточности и пробелы.

  • Degreed. Учащиеся используют Degreed для количественной оценки, отслеживания и организации обучения из любого источника: как формального, так и неформального.
  • Diigo. Упрощает работу вашей информационной системы и улучшает производительность. Также добавляет цифровые отметки и заметки в PDF-файлы, сохраняет ссылки, изображения и страницы, а также поощряет сотрудничать и делиться информацией с другими учениками.
  • TopTracker. Это приложение можно использовать для отслеживания времени, которое вы проводите в Photoshop или других цифровых инструментах (а значит, подойдет для веб-дизайнеров и программистов).

Говорят, однажды писатель Айзек Азимов сказал: «Самообразование – это единственное образование, которое у вас есть». Тяжело с этим спорить, ведь именно вам лучше знать, что вы хотите изучать. Главное – создать эффективный план и неукоснительно ему следовать.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:1LLL

План по самообразованию педагогов и учащихся

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

План по самообразованию – это документ, в котором отражается методическая деятельность на ближайшую перспективу.

Как правило, план по самообразованию охватывает временной период, равный одному учебному году. Его составление необходимо для последовательной организации деятельности педагогов и учащихся, их планомерного развития и совершенствования в конкретной области деятельности. Для педагога это его профессиональная деятельность, организация обучения и воспитания конкретной возрастной группы учащихся, а для учащегося это могут быть разные аспекты учебной работы, совершенствование знаний и навыков по конкретному научному направлению.

Правила составления плана по самообразованию

Самообразование основывается на стратегии деятельности, т.е. в основе планирования лежит определенная цель, которая определяет направления самообразования.

При составлении плана по самообразованию необходимо опираться на следующие правила:

  1. Актуальность выбранной темы деятельности. Важно, обосновать актуальность выбранной темы, ее целесообразность и практическую значимость для конкретного педагога, учебного заведения или отдельного учащегося;
  2. Тема, выбранная для самообразования должна отвечать целевому назначению современного образования и конкретного его уровня;
  3. Освещение итогов предварительной работы по исследуемой теме. Рассмотрение той или иной темы субъектами планирования сопровождается какими-то выводами т.е. уже имеются какие-то гипотезы и предварительный план деятельности, маршрут исследования и т.д.;
  4. Указание программ и методик, на которые опирается выбранная тема;
  5. Планирование диагностической деятельности;
  6. Описание в плане собственных методических разработок, собственных исследований, умозаключений, аналитических выводов;
  7. Проведение аналитической работы. В любом плане необходимо провести исследование конкретного направления педагогической деятельности, проанализировать динамику ее развития в краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной перспективе;
  8. Отражение перспектив дальнейшей педагогической или учебной деятельности в плане;
  9. Составление плана начинается с мотивации, т.е. необходимо определить для чего необходимо изучение конкретных научных областей и быть заинтересованным в данном процессе;
  10. Составление списка источников самообразования. Субъект самообразования должен иметь в своем арсенале разнообразные средства, которые помогут в достижении поставленной цели самообразования. Хорошо составить их список – для наглядности;
  11. Определение критериев, по которым оцениваются результаты самообразования. Данные критерии зависят от конкретного направления деятельности и целевого назначения обучения;
  12. Распределение временных ресурсов. Это необходимо для того, чтобы выделить достаточное количество времени на самообразование. Например, можно уделять самообразованию ежедневно несколько часов или выбрать определенные дни недели для самообразования.

«План по самообразованию педагогов и учащихся» 👇

Замечание 1

Все эти правила необходимо учитывать при планировании. Они помогут сделать процесс самообразования целеориентированным и продуктивным.

Структура плана по самообразованию

План по самообразованию педагогов и учащихся носит индивидуальный характер, т.е. каждый план является оригинальным и непохожим на другие. Это обусловлено разностью целей самообразования, потенциальных возможностей субъектов планирования и направлений их учебной деятельности.

При этом составление плана по самообразованию требует опоры на определенную структуру плана. План по самообразованию включает в себя следующие разделы:

  1. Тема самообразования. Она отражает направления деятельности конкретного педагога и учащегося. К примеру, педагог начальной школы имеет свой комплекс тем по самообразованию, отражающих повышение им уровня своего профессионального мастерства, а педагог информатики может выбрать тему по самообразованию, отражающую повышение его информационной компетентности и т.д.
  2. Целевое назначение самообразования. Здесь утверждается цель самообразования и ее актуальность. Цель должна быть связана с темой самообразования и отражать стратегию самообразовательной работы.
  3. Задачи самообразования. Они включают комплекс действий, которые требуется выполнить или проблемы, требующие решения для достижения, поставленной цели самообразования.
  4. Совокупность вопросов по самообразованию. Они включают в себя вопросы, которые ставит субъект планирования и предполагает найти на них ответы в ходе своего обучения.
  5. Планируемый и прогнозируемый результат самообразования. он связан с отражением тех итогов, достижений, методических разработок, выполненных в ходе самостоятельного обучения. Например, педагог может планировать повысить качество своей работы, поднять уровень развития учащихся на новую ступень, а учащийся может планировать поступить в высшее учебное заведение на желаемую специальность или выполнить научную работу и т.д.
  6. Выбор формы отчетности. Требуется выбрать в какой форме будет представлена информация о проделанной работе и ее итогах. Это может быть научная статья, выступление на конференции, написание методических рекомендаций и др.
  7. Выбор формы самообразования. процесс самообразования может носить индивидуальный характер, а также, обучение может происходить в малых группах или в коллек4тиве других учащихся, желающих достичь идентичных целей и задач самообразования.
  8. Определение этапов работы по самообразованию. Каждый педагог или учащийся планирует свое самообразование на основе распределения своей деятельности на отдельные стадии работы. Как правило, самообразование начинается с диагностики т.е. изучения проблемы и вариантов ее решения, продолжается прогнозированием работы – выбор темы, определение ее целевого назначения, выбор средств достижения цели и прогнозирование итогов самообразования. далее, выполняется непосредственная работа по самообразованию. Она может быть разделена на несколько этапов, в зависимости от темы и направления деятельности. Затем, происходит подведение итогов деятельности и их использование в реальной педагогической практике.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 11.04.2023

Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 112 присмотра и оздоровления» города Магнитогорска

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

                                                                       
Составитель: Мелехова О.А.

                                                     
       Старший воспитатель

Магнитогорск

2021

Введение

Самообразование
предполагает развитие преподавателя как личности и профессионала, способствует повышению
уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию
профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических
умений. 

Самообразование –
процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования
каких-либо качеств или навыков. 

Педагог может
совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям: 

— в
профессиональной сфере ; 

— в области
методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами
обучения и т.д.); 

— в сфере
педагогической психологии и т.п. 

В ходе самообразования
педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы
и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов,
прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций,
посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе
и т.п. При этом педагог может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или
групповую, традиционную или дистанционную.

Для профессиональной
деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательной
организации и знать свой предмет.

Для педагогической
деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно
обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. 

Повышение квалификации
– условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить
специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит
на месте. Он подобен лифту, который всё время движется вверх. Если ты
остановился, разрыв будет только увеличиваться. Хороший специалист сегодня уже
может оказаться невостребованным завтра.

Процесс
профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда
можно выделить три взаимосвязанных этапа: 

— самопознание;

— самопрограммирование;

— самовоздействие.

Самообразование процесс
очень долгий и трудоемкий. 

Самообразование только
тогда считается законченным, когда человек становится способным к дальнейшему
саморазвитию. Различные формы образовательной деятельности (курсы, семинары,
педсоветы и т.д.) лишь тогда можно считать эффективными, когда они нацеливают
преподавателя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется
через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой
для дальнейшей самостоятельной работы педагога.

Только собственный, а
не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности
своей работой. Опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот
педагог, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной
деятельности и владеет необходимыми навыками, сможет осуществить переход от
педагогического воздействия к е педагогическому обучению, то есть, организовать
образовательное пространство с субъект-субъектными отношениями. 

Как показывает
практика, далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с
целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи
по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности
своей деятельности. Педагоги часто задаются вопросами: 

— Что обеспечивает
успех моей деятельности?

— Что влияет на ее
результат?

— Какова цель моего
педагогического труда?

— Каков должен быть
результат? Как его измерить?

— Как перевести
педагогические идеи, задачи на практический уровень?

Ведущая роль в
организации самообразования принадлежит методической службе.

Системная работа по
организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с
диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны
психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к
самообразованию.

Роль методической
службы на первом этапе заключается в том, чтобы на основе материалов
диагностики помочь преподавателям сформулировать, откорректировать темы по
самообразованию, грамотно спланировать работу.

Преподавателю
предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое
определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства.

Плановый характер этого
процесса придаст деятельности педагога стройность, ясность.

1. Факторы, влияющие на выбор темы по
самообразованию

1) Ежедневная работа с
информацией. 

Готовясь к уроку,
выступлению, родительскому собранию, классному часу, общеучилищному
мероприятию, срезу знаний и др. у преподавателя возникает необходимость поиска
и анализа новой информации.

Педагог самостоятельно
добывает знания из различных источников, использует эти знания в
профессиональной деятельности, развитии личности и собственной
жизнедеятельности. Источники знаний следующие:

— Телевидение.

— Газеты, журналы.

— Литература
(методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

— Интернет.

— Видео, аудио
информация на различных носителях.

— Платные курсы.

— Семинары и
конференции.

— Мастер-классы.

— Мероприятия по обмену
опытом.

— Экскурсии, театры,
выставки, музеи, концерты и т.д.

— Курсы повышения
квалификации.

2) Желание
творчества. 

Педагог – профессия
творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и
тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же
доклады. Должно появиться желание большего, когда работа будет интересной и
доставит удовольствие.

3) Изменения,
происходящие в жизни общества.

Эти изменения в первую
очередь отражаются на учащихся, формируют их мировоззрение, и соответственно,
очень часто, формируют образ преподавателя как «несовременного человека».

4) Общественное
мнение. 

Преподавателю
небезразлично, считают его хорошим или плохим. Плохим быть обидно.

5) Материальное
стимулирование. 

Категория
преподавателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть
даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и
мастерства преподавателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не
добиться.

6) Интерес. 

Учиться просто
интересно. Говорят: «Врач, исцелися сам!» Как человек, который ежедневно
учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?

2. Функции самообразования:
— 
компенсация недостатков полученного образования;

— постоянная
адаптация в профессиональной деятельности, которая меняется, к ее технологиям;

— непрерывное
развитие творческого потенциала личности.

3. Алгоритм работы преподавателя по
самообразованию может быть следующим:

1 этап 
установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную
работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы училища;
формулирование личной и ндивидуальной темы, осмысление последовательности своих
действий.

2 этап —
обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и
методической литературой; 

3 этап 
практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их
отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. 

4 этап —
теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.
На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной
педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на
заседаниях ПЦК, посещение с обсуждением открытых уроков и др.
5 этап — итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести
итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты.
При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их
анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и
определение перспектив в работе.

4. Рекомендации по составлению
индивидуального плана работы по самообразованию педагогов

4.1. Структура плана по
самообразованию

1)
Информационно-подготовительный этап (вводно-ознакомительный) включает
в себя:

— изучение
научно-методической и учебно-методической литературы;

— изучение
периодической печати;

— посещение библиотек;

— знакомство с работами
других педагогов;

— ведение собственной
картотеки литературы и периодической печати по теме.

2) Практический этап включает:

— составление картотеки
игр и упражнений по теме, над которой работает;

— разработка схем,
моделей, алгоритмов по теме самообразования;

— разработка конспектов
занятий;

— разработка
рекомендаций, памяток для педагогов и родителей, подготовка консультаций по
теме;

— разработка и
апробирование работы по конкретному разделу программы – составление
календарно-тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся;

— разработка проекта;

— разработка опросников
для диагностирования обучающихся;

— создание фотоальбомов
или видеофильмов по проблеме, над которой работает педагог;

— создание собственных
методических пособий, атрибутов;

— участие в работе конференций,
семинаров.

3) Итоговый этап
(отчет) в следующих формах:

— презентация проекта;

— выступления на
педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению
педагогического опыта.

— мастер-классы;

— участие в конкурсах
«Педагог года» «Мастер года»;

— внедрение в
педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических
пособий;

— ознакомление коллег с
новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме);

— неделя
педагогического мастерства;

— анализ
взаимопосещений, видеоматериалов;

— выставки работ
педагогов и детей по темам самообразования.

4.2. Организация работы по самообразованию

Важным условием
самообразования является правильно организованная и проводимая работа по
самообразованию. Продолжительность работы по теме самообразования может быть
учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.

Темы для
самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и
профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом
(что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых
результатов работы. Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из
его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой
его интересов.

4.2.1. Рекомендации по выбору темы по
самообразованию
.

В процессе активизации
деятельности педагогов по самообразованию важна реализация дифференцированного
подхода в определении основных направлений профессионального развития.
Непрерывному повышению профессионального мастерства педагогов способствует
правильно организованная работа по самообразованию.

4.2.2. Цели самообразования:

— повышение
профессиональной компетентности;

— расширение
педагогических и психологических знаний

— углубление
знаний по методике учебных предметов;

— овладение
достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;

— повышение общего
культурно уровня преподавателя. 
Для молодых специалистов:

— адаптация
педагогической деятельности, 

— осознание целей
и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания; 

— обучение и
развитие, формирование основ педагогического мастерства. 
Для преподавателей, которые работают больше 5 лет:
— усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;

— овладение
способами проектирования и программирования учебно-воспитательного процесса с
целью повышения его эффективности; 

— формирование
умений анализировать научно-методическую литературу;

— применение
полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творческих преподавателей:

— актуализация
способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций
развития психолого-педагогической науки; 

— проявление
творческого потенциала педагога; 

— развитие исследовательской
деятельности.

4.2.3. Требования, которые необходимо
учитывать при выборе темы по самообразованию:

— актуальность;

— учёт
достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;

— тесная
связь с конкретными научено-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с
педагогическим опытом других учреждений. 

4.2.4. Проблемы организации
самостоятельной работы и пути решения

К сожалению, не всегда
и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Наиболее часто
возникают следующие проблемы:

— не могут определиться
с темой по самообразованию, выделить её актуальность;

— не могут правильно
сформулировать тему самообразования;

— при подборе
литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;

— при работе с методической
литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;

— не могут
сформулировать цель и задачи работы.

Формулируйте темы по схемам:

— ЧТО-ТО как условие
развития ЧЕГО-ЛИБО;

— ЧТО-ТО как средство
формирования ЧЕГО-ЛИБО;

— Использование
ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания,
становления) — ЧЕГО-ТО. Например: «Сюжетно-ролевая игра как
средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного
возраста».

Формулировка от
указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый процесс

Изучение
Исследование
Развитие
Формирование
Становление
Воспитание
Анализ
Разработка
Организация
Влияние

Предмет исследования

Познавательные способности

Познавательная активность

Умение что-то делать

Личностные качества

Любознательность
Самостоятельность
Наблюдательность

Условия

На экскурсиях в природу

В процессе изучения чего-либо

В процессе знакомства с чем-либо

В игровой деятельности

Определение актуальности:

Ответьте
на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и
значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся?
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать
региональные особенности.

При подборе литературы
теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

Подбор литературы осуществляйте
следующим образом:

— просмотр и обзор
оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает
чтение осмысленным и целенаправленным;

— ответьте на вопрос:
могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?

С чего начать
изучение подобранной литературы:

— начните с изучения
традиционных методик по данной проблеме;

— изучите современные
взгляды на проблему;

— используйте опыт
других педагогов.

При работе с
методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал

— по мере чтения
выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;

— записывайте наиболее
важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы
записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя
условным символом;

— записывайте вопросы,
которые возникают по мере ознакомления с источником;

— пользуйтесь справочниками,
словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могут сформулировать
цель и задачи работы

Цель –
это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Например:
Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных
способностей детей дошкольного возраста».
Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в
формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи – пути достижения поставленной цели.
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования
задач:

Содержание деятельности
исследования: Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать,
объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать.

Частичный предмет
исследования: Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства,
возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации.

5. Традиционные методы
самообразования

1. Самостоятельная работа с литературой:

— знание источника
информации;

— умение находить
нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать;

— оперативно определять
ее пути и условия использования полученных данных в теоретической и
практической деятельности;
2. Самостоятельные тренинги и упражнения.

3. Самостоятельные практические
задания

— разработка
заданий для дальнейшего самообразования;

— шлифовка
профессиональных качеств;

— проверка
профессиональных качеств в практической деятельности с учетом усвоенных знаний
и полученной информации.
4. Отношение:

— с коллегами;

— получение
консультаций у представителей администрации учреждения, методической службы
района, научных сотрудников.

6. Результаты
самообразования

Завершается
самообразовательный процесс по определенной проблеме анализом, самооценкой эффективности
выполненной работы, а в случае необходимости – корректировкой педагогической
деятельности.

Целенаправленная
самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и
конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ
возникающих в работе с обучающимися ситуаций. Педагог со стажем имеет
возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные,
приоритетные для себя приемы развивающей работы с обучающимися и родителями,
овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме
того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении
педагогических и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение
моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий
потенциал.

7. Рекомендации
педагогу по самообразованию:

— создайте
вокруг себя обогащающую жизненную среду;

— поддерживайте связь с
творческими людьми;

— расширяйте свой
кругозор – читайте;

— путешествуйте;

— развлекайтесь,
играйте и шутите;

— приобщайтесь к
искусству;

— используйте
современные технологии

Приложение
1

ПРИМЕРНЫЙ
ПЛАН
 ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

1. Изучение личного
творческого плана педагога. Оправдал ли себя план, как он сочетался с дошкольной
проблемой и индивидуальной темой самообразования, как сформулированы основные
вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская
работа.

2. Чей педагогический
опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой
самообразования; этапы проработки материала, какая литература изучалась:
педагогическая, по психологии, методическая и др.

3. Практические выводы
после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.). Как отразилось
изучение темы на практической деятельности (уровень преподавания, качество
знаний учащихся).

4. Творческое
сотрудничество (с педагогами, методистами, специалистами отдела образования).

5. Перечень вопросов,
которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Что
предстоит сделать по их преодолению.

6. Наиболее интересные
научные работы, с которыми познакомился педагог в ходе самообразования.

7. Самооценка: что дала
самостоятельная работа для повышения теоретических и методических уровней,
какой вывод сделал педагог о проделанной работе.

8. Дальнейшие планы
педагога по самообразованию.

Приложение
2


ПРИМЕРНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

1. Индивидуальный план по самообразованию
на _______ год

1.Педагог 
2.Категория 
3. Образовательная организация

4. Образование (когда, какое учреждение
закончил)

5. Обучение на курсах

6. Когда по какой теме

7. Индивидуальная тема по самообразованию
(допускается разработка плана от 1 до 3 лет) 

8. Цели и задачи самообразования по
теме 

9. Когда начата работа над темой, срок ее
завершения

10. Предполагаемый опыт изучения 

11. Изучение передового опыта коллег (сколько
посещено уроков, внеклассных мероприятий)

12. Практическая реализация работы по теме
самообразования (открытые занятия, мастер-классы, участие в конференциях и
мероприятиях)

13. Практические выходы (планы – конспекты
уроков, мероприятий, доклады, рефераты)

14. Когда и где выступал с сообщением о
личном педагогическом опыте 
15. Изучаемая литература по теме по окончании срока темы
самообразования 

2. План
отчёта по самообразованию
 преподавателя
___________________________________ за ________________________ уч.г.

1. Литература, изученная по данной
проблеме

2. Основные направления в работе

а) составление памяток, конспектов уроков,
сборников текстов, задач, заданий, тестов и др.

б) выступления на ПЦК по темам

в) диагностика результатов применения
новых методов и приёмов работы

3. Анализ успешной реализации целей и
задач, поставленных при выборе темы самообразования

4. Использование новых образовательных
технологий, методов, приёмов как результат работы по самообразованию:

а) какие методы, формы использовали?

б) какой результат достигнут?

5. В каком направлении будут продолжать
работу по самообразованию:

а) составление каталога литературы;

б) обобщение диагностического материала;

в) выступление на ПЦК, педсовете и т.д.;

г) обобщение опыта.

Приложение
3

АЛГОРИТМ 
РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ


1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:

— ознакомление с литературой;

— ознакомление с нормативно-правовыми
документами;

— изучение прогрессивного педагогического
опыта по проблеме исследования.

2. Детальное ознакомление с проблемой
посредством литературных источников:

— составление картотеки литературных
источников;

— выписки из литературных источников.

3. Уточнение темы и разработка
предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:

— обоснование выбора темы;

— актуальность и новизна;

— выбор адекватных методов и средств
поисковой деятельности;

— формулирование цели и задач работы;

— разработка календарного плана
индивидуальной работы.

4. Выбор и разработка моделей,
инновационных технологий педагогической деятельности.

5. Внедрение инноваций в практику своей
педагогической деятельности.

6. Анализ и оценка результатов
индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой),
формулирование выводов и предложений.

7. Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах
перед коллегами.

УСПЕХОВ И УДАЧИ В НОВЫХ
ОТКРЫТИЯХ!!!!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти человека в архивах вов
  • Ошибка ввода вывода на устройство как исправить
  • Как найти падеж имени местоимения
  • Ora 01033 oracle initialization or shutdown in progress как исправить
  • Как найти людей в контакте без регистрации