Как составить план самообразования педагога дополнительного образования

Методические рекомендации

Проект

Самообразование педагогов дополнительного образования.

План работы

  Составитель: Горшкова Татьяна Николаевна,

                                                                                      методист ОДОД «Орбита».

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных компетенций в свете современных требований педагогической и психологической наук. Эта деятельность включает в себя выбор темы, по которой будет проводиться исследование, составление индивидуального плана самообразования, а также анализ выполненной работы.

Существуют разные варианты написания индивидуального плана самообразования. Ниже предложен примерный план работы над темой.

Тема самообразования определяется, исходя из:

1) методической темы учреждения.    

2) профессиональных затруднений педагога.

3)специфики индивидуальных интересов.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 3-х до 5-ти лет. Можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • Формирование основ педагогического мастерства;
  • Развитие умений и конструктивных способностей.

Для педагогов, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих педагогов:

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с детьми;
  • Адаптация к педагогической деятельности.

Формулировка темы  по схемам:

  • ЧТО – ТО          как условие развития        ЧЕГО – ЛИБО

  • ЧТО – ТО          как средство формирования   ЧЕГО – ЛИБО

  • Использование    ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.)   ЧЕГО –ТО

Примерные темы самообразования для педагогов дополнительного образования:

1. Развитие творческой индивидуальности обучающегося(щихся) в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной программе….

2. Развитие коммуникативных навыков обучающегося(щихся) на занятиях по общеобразовательной программе …, как средство успешной социализации личности.

3. Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования художественной направленности (либо другой направленности) посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

4. Применение инновационных технологий в реализации дополнительной общеобразовательной программы как средство повышения мотивации обучающихся.

5. Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся  по дополнительной общеобразовательной программе…

6. Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе……

7. Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе… посредством современных педагогических технологий (методов, методик).

8. Создание условий для развития одаренных детей через вовлечение в проектную деятельность.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над темой. В плане указываются:

• название темы,

• цели, задачи,

• предполагаемый результат,

• этапы работы,

• сроки выполнения каждого этапа,

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,

• формы представления результатов по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Отчетная информация может быть оформлена как в письменном виде (портфолио, дневник), так и предоставлена в виде устного доклада на методическом объединении, конференции, педсовете.

.

Оформление плана по самообразованию

1 страница – Титульный лист:

Полное название образовательного учреждения

План по самообразованию

Тема: «_______________________________________________________»

(название темы)

________________

(сроки работы над программой, учебные года)

__________________________________

(ФИО педагога)

__________________________________

(должность)

__________________________________

(категория, стаж работы)

(Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.)

Тема: «………………………………….»

Дата начала работы над темой:                  _________________

Предполагаемая дата окончания работы:  _________________  

Цель: «……………»это то, что необходимо получить или показать  в результате работы, это представление об общем результате работы.

  • расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания ….
  • углубление знаний по разным методикам ….
  • овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики ….
  • повышение общекультурного уровня педагога через …

Задачи: …………….

Схема формулирования задач

Глаголы

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.

Примерный перечень задач:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…)
  2. Разработать перспективный план работы с учащимися
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Организовать работу объединения  «……», создать  (откорректировать) учебную программу.
  5. Оформить тематические папки…..
  6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете  по теме «…»,
  7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..
  8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме «…..»

Этапы  работы:

1  этап (аналитико-прогностический) — 20… – 20…  учебный год

2  этап (практический) — 20… – 20…  учебный год

3  этап (обобщающий) — 20… – 20… учебный год

4  этап (внедренческий) – 20… – 20… учебный  год

Предполагаемые  результаты самообразования: (исходя из целей и задач)  ………………….

1. … .

2. … .

3. … .

Перспективный план работы по теме самообразования

Этап

Содержание работы

Сроки выполнения (месяц, год)

Формы представления результатов

1.

Аналитико-прогностический

Анализ затруднений. Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

Первый год работы над темой

Консультации, доклады, наглядно–иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.

2.

Практический

Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

Корректировка работы.

Второй год (третий, четвертый)

Проведение мероприятий по теме самообразования.  Участие в олимпиадах, конкурсах конференциях. Выступление на заседании педсовета. Открытые уроки на муниципальном уровне. Создание электронной почты для контакта с единомышленниками. 

3.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов.

Третий год (четвертый, пятый)

Оформление результатов диагностики. Выступление на заседании РМО. Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. Мастер-классы. Консультативная помощь педагогам и учащимся. Создание электронной почты для контакта с единомышленниками.

4.

Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Распространение опыта.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Участие в фестивалях педагогических идей «Открытый урок». Размещение результатов на сайтах в интернете.

Примерные перечень формулировок содержания работы по направлениям:

Основные направления

Содержание работы по теме

Профессиональное

1.Изучить новые программы, учебные пособия, уяснить их особенности и требования.

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3.Систематически выписывать журналы «….»,  и «… ».

4.Вести каталог статей из этих журналов.

5. Повышать квалификацию на курсах.

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 

Методические

  1. Совершенствовать знания современного содержания образования, учащихся по ….
  2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
  3. Принимать активное участие в работе РМО.
  4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ.
  5. Изучать опыт работы лучших педагогов  своегоучреждения, района, областии России через Интернет.
  6. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
  7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
  8. Создать собственную базу лучших сценариев занятий, интересных приемов и находок на занятии.
  9. Проводить открытые занятия для коллег по работе, педагогов района.
  10. Разработать программы элективного курса по предмету.
  11. Выступать с докладами по теме самообразования.

Выступить с творческим отчётом  о своей работе на РМО.

Информационно-коммуникационные технологии

  1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
  2. Обзор в Интернете информации по ….
  3. Мастер-класс «…».

Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

Охрана здоровья

  1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
  2. Вести здоровый образ жизни.

Примерные перечень формулировок результатов работы :

Результаты работы и формы его представления:

  • Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям «Тема …» (месяц)
  • семинар (теоретический, методический, практический)«Тема …» (месяц)
  • Проведение (участие, подготовка) практикумов, тренингов, семинаров, конференций, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
  • Мастер-класс для педагогов (подготовка, участие, проведение) «Тема …»
  • Выставка работ. «Тема…» (месяц)
  • Оформление сборникаконсультаций для педагогов, родителей. Тема «…»
  • Доклад, выступления, реферат, статья в журнале.
  • Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, научно-методическая разработка.
  • Выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии.
  • Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.
  • Разработка новых форм, методов и приемов обучения.
  • Выступление на заседании МС, РМО,педсовета.
  • Создание комплектов педагогических разработок.
  • Повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество).
  • Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Новые формы представления результатов (с использованием компьютера и интернета):

  • Разработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
  • Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
  • Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
  • Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
  • Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
  • Создание главы или страницы электронного учебника.
  • Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
  • Создание сборника предметных кроссвордов.
  • Разработка комплекта тематических занятий, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
  • Разработка пакета итогового и тестируемого материала для подготовки учащегося к аттестации.
  • Разработка проекта организации и занятий воспитательной работы.
  • Пакет административной документации педагога.
  • База данных методик обучения.
  • Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение).
  • Проект личной методической веб-страницы.
  • Проект веб-страницы педагогического коллектива.
  • Проект веб-страницы ОУ.
  • База данных вопросов и задач по предмету, по главам.
  • Пакет психолого-педагогических материалов для педагога.
  • Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
  • Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)
  • Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.
  • Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернете. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить.

Вариант 1

Итоговый отчет по самообразованию

 Должность ___________________________________________________________________________________

 ФИО ________________________________________________________________________________

Индивидуальная тема ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Срок и период работы над темой ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель самообразования по теме ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи самообразования ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прошел обучение на курсах повышения квалификации ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изучена литература

№ п/п

Название

Автор

Издательство

Год  выпуска

Посещено открытых занятий, заседаний МС, семинаров и др. мероприятий

 № п/п

 Мероприятие

 Тема  мероприятия 

 Дата  проведения 

 Что из услышанного вынес для себя 

Наработанный материал. Форма представления результатов. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

Итоговый отчет по самообразованию

№пп

Методы самообразования

Источники самообразования

I.Накопление информации по теме (изучение педагогической и методической литературы, опыта работы коллег, повышение квалификации и т.д.).

1.

Изучение литературы.

2.

Изучение темы через Интернет-ресурсы.

3.

Сопоставительный анализ теоретической информации и реальной практики (изучение опыта работы по данному направлению других педагогов).

4.

Курсы повышения квалификации.

5

Посещение семинаров, педагогических мастерских.

II. Реализация темы на занятиях (разработка, создание методических и дидактических пособий, тестов, опорных схем, презентаций, контролирующих материалов и т.п.)

1.

Разработка диагностики ЗУН по программе.

2.

Использование компьютерных технологий.

3.

Разработка дидактического материала.

III. Трансляция и обобщение опыта работы (проведение открытых занятий, выступления на педсоветах, заседаниях МО, РМО, разработка авторских программ, участие в конкурсах, обобщение опыта работы по теме)

1.

Выступление на педсовете.

2.

Выступление на МО, РМО.

3.

Участие в педагогических конкурсах.

4.

Проведение открытых занятий.

5.

Результативность участия детей в конкурсах.

6.

Трансляция опыта.

7.

Накопление банка методических материалов.

После перспективного планирования составляется план на год.

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Вся наша работа должна быть организована так, чтобы самообразование стало потребностью для каждого педагога. 

Муниципальное  образовательное учреждение 
дополнительного  образования  детей  «Эколого-биологический  центр»

 Джанкойского района  Республики  Крым

Методические 
рекомендации

по составлению  и 
оформлению плана самообразования педагогического работника  МОУ  ДОД 
«Эколого-биологический  центр»

Подготовила:  Пышкина 
В.И.,                                         методист МОУ  ДОД

                        «Эколого-биологический центр»

с .Завет-Ленинский

2016

Образец 
оформления обложки плана самообразования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»  ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА

296126, Российская Федерация,  Джанкойский район,
с.Завет-Ленинский, ул.Шевченко,д.42

телефон: (06564)
5-26-91,     
email: ecobiojankoi@yandex.ru

_____________________________________________________________________________

 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

_____________________________________

(должность)

_____________________________________

 (фамилия, имя, отчество
полностью)

Резюме

Личная 
карточка педагога

п/п

Сведения 
о  педагоге

1

  Фамилия,  имя,  отчество

2

Дата  рождения

3

Образование

Учебное заведение , который закончили

4

Специальность

5

Занимаемая  должность

6

Общий  стаж работы

7

Стаж  работы  в  данной  должности

8

Категория

9

Курсы  повышения квалификации

10

Награды

11

Дата  составления

Методическая  тема  МОУ  ДОД 
«Эколого-биологический  центр»: 
 Повышение  компетенций педагогов  дополнительного  образования путем
овладения ими современными образовательными технологиями  с  целью достижения
положительных результатов образовательного процесса

Тема  по  самообразованию педагога( указать):

Цель: систематическое повышение своего профессионального уровня.

Задачи:


совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства;


овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;


изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших
достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых
педагогических технологий;


развитие в центре инновационных процессов;

— творческое  применение  профессионально-педагогические
знания в решении конкретных образовательных и воспитательных задач с учетом
возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей обучающихся

.

Ожидаемый   результат:


повышение познавательной активности обучающихся;


доклады, выступления на педсоветах и методических советах по теме
самообразования;


создание каталога мультимедийных презентаций, видео, иллюстрированных пособий
по дополнительной образовательной программе «____________»;


методические разработки по теме самообразования (методические рекомендации,
конспекты уроков, мастер-классы и др.);


публикация материалов по изучению темы в Интернет-ресурсах;


разработка и проведение открытых уроков с применением компьютерных технологий.

Период работы над темой:

1 этап  ( указать сроки)

2 этап   ( сроки)

3 этап   (сроки)

 Примерный
план самообразования

№ 
п/п

Вид 
деятельности

Сроки 
исполнения

 Отметка
о выполнении

1 этап

Повышение квалификации и профессиональная
переподготовка

1

Постановка проблемы, определение цели и
задач работы над темой.

2

Знакомство на постоянной основе с современными
исследованиями, авторскими программами, методическими рекомендациями в
области    преподаваемого  кружка

3

Изучение и подбор методического материала по
выбранной теме, используя Интернет-ресурсы (указать  конкретно  лит-ру и 
темы  для  изучения)

4

Создание  картотеки методических материалов
по исследуемой проблеме.

5

Повышение квалификации на курсах педагогов
дополнительного образования.

2
этап

Использование 
современных  педагогических технологий

1

Использование возможностей Интернет на
занятиях  кружка

2

Составление мультимедийных презентаций для
проведения  занятий, внеклассных мероприятий

3

Разработка конспектов занятий с
использованием компьютерных технологий.

4

Посещение занятий  кружков  коллег

Проведение открытых занятий для коллег попроблеме.

( указать конкретно)

Обмен опытом работы по теме ( указать  тему)

5

Выступления 
перед  коллегами  на:

 -методическом 
объединении, педсовете, -семинарах, семинарах- практикумах, «круглых столах»     по 
теме (указать)

6

Внедрение
полученных результатов в педагогическую практику.

7

Участие в профессиональных  конкурсах, встречах,
семинарах, конференциях

8

Проведение открытых занятий и мастер-классов
на уровне центра, района, республики  ( указать  темы)

9

Разработать  авторскую образовательную
программу, презентации … для изучения теоретических вопросов курса, образовательной
программы по …

Подготовить  методические рекомендации,
брошюры, пакет дидактического материала  и.т.д.

3
этап

Итоговый

1

Подведение итогов
работы, оформление результатов работы по теме самообразования (написание
творческой работы по теме самообразования).

2

Представление
материалов на педагогических и методических советах.

3

Подготовить 
методические рекомендации, брошюры, …, пакет дидактического материала, выпуск
буклетов по  теме

4

Публикация
материалов по изучению темы в Интернет-ресурсах,  на  сайте  центра

5

Оформление портфолио.

Примерный
план отчета по работе над темой самообразования

за
——————- учебный год

Должность
———————————————————————

Ф.И.О.—————————————————————————

Индивидуальная
тема——————————————————-

Год работы над
темой——————————————————

Деятельность по реализации темы—————————————

( Изучил литературу, познакомился с опытом
работы такого-то педагога, посетил открытые занятия, заседания МО, семинары,
выступил с докладом, подготовил дидактический материал ,методические пособия,
разработал программу и т.д.)

Результат работы по теме самообразования может
быть представлен в форме:

— доклада,

— реферата,

 — статьи в журнале,

— программы,

— дидактического материала,

— методического пособия,

— научно-методической работы.

Кроме того, в процессе работы над темой
самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал.
Формы представления могут быть различны: выступления на МО, МС. ПС; тренинг,
мастер-класс, открытое занятие, практикум, методический и практический семинар.
Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным
для использования другими педагогами. Наиболее значимый опыт работы педагога
может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.

По окончании работы над темой самообразования
сдается итоговый отчет:

Итоговый отчет по самообразованию

Педагог _______________________________________________________

Тема учреждения_____________________________________________

_______________________________________________________

Индивидуальная тема педагога________________________________________________

_______________________________________________________

Срок и период работы над
темой__________________________________________________

Цель самообразования по
теме___________________________________________________

_______________________________________________________

Задачи самообразования_______________________________________

Прошел обучение на курсах повышения
квалификации___________________________________________

_______________________________________________________

Изучена литература_____________________________________________

Посещено открытых занятий, заседаний МО,
семинаров и других мероприятий
______________________________________________________

_______________________________________________________

Проведено открытых занятий, мероприятий(
указать темы)_____________________________________________

_______________________________________________________

Наработанный
материал____________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Форма представления
материалов_____________________________________________

Педагог /подпись/

Примерные темы самообразования

для педагогов дополнительного
образования

Развитие творческой индивидуальности
воспитанников в процессе обучения по дополнительной образовательной программе
«_______»

Развитие коммуникативных навыков воспитанников
на занятиях в кружке как средства успешной социализации личности.

Активизация познавательной деятельности в
рамках реализации программы дополнительного образования   естественнонаучной 
или  художественной, социально-педагогической направленности (либо другой
направленности) посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

Информационные технологии в изучении
дополнительной образовательной программы . как средство повышения мотивации
воспитанников.

Дифференцированный подход в обучении игре в
настольный теннис (либо в рамках дополнительной образовательной программы эколого-биологической
направленности и т.п.).

Использование игровых технологий с целью
повышения мотивации обучающихся по дополнительной образовательной программе…

Информационно-коммуникационные технологии на
занятиях по дополнительной образовательной программе…

. Личностно-ориентированные технологии на
занятиях по дополнительной образовательной программе художественной
направленности (либо другой направленности).

. Создание условий для развития физически
одаренных учащихся через использование личностно-ориентированных подходов в
дополнительном образовании.

. Развитие скоростно-силовых способностей
обучающихся посредством личностно-ориентированного подхода.

Эффективные технологии, методы и приёмы
осуществления личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе по
дополнительной образовательной программе…

Повышение качества и эффективности учебных
занятий по дополнительной образовательной программе… посредством современных
педагогических технологий (методов, методик).

Организация проектно-исследовательской
деятельности воспитанников в рамках дополнительной образовательной программы…

Нестандартные формы проведения учебных занятий
в программе дополнительного образования…

Использование метода проблемного обучения для
повышения эффективности учебного процесса по дополнительной образовательной
программе…

Создание условий для развития одаренных детей
через вовлечение в проектную деятельность и  др.

МБУ ДО «Центр внешкольной работы»

Атнинского муниципального района Республики Татарстан

План по самообразования педагога

Василова Эльмира Саматовна

Направление: Художественное

Стаж работы: 3 года.

Тема:

«Развитие творческой индивидуальности воспитанников через исполь-

зования личностно- ориентированных подходов в процессе обучения»

2018- 2021 учебные годы.

Методическая тема:

«Развитие творческой индивидуальности воспитанников через

использования личностно- ориентированных подходов процессе

обучения»

Цели:

  • повышение качества знаний педагогов следующих областях: использование современных образовательных технологий, дифференцированный подход в дополнительном образовании, работа

с детьми, испытывающими затруднения в обучении;

  • составление различных индивидуальных траекторий для получения

полноценного образования, учитывающих способности, интересы

обучающихся;

  • обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности

педагога.

Задачи:

  • выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих

педагогов;

  • обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов

занятий с целью активизации познавательной деятельности;

  • повышение качества проведения занятий на основе внедрения новых

технологий;

  • совершенствование видов и форм диагностики и контроля;

  • разработка учебных, научно- методических и дидактических

материалов.

Этапы работы:

I. Подготовительный

  1. Основной

  2. Итоговый

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

I этап.

Мероприятия

Срок выполнения

Прохождение курсов повышения

2018-2019 уч год

Изучение нормативных документов

сентябрь 2018 года

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта: материалы газет и журналов; интернет- источников;

Моргун Д.В., Орлова Л. М. «Дополнительное образование детей в вопросах и ответах»;

Теплов Б.М. «Проблемы индивидуальных различий»

2018-2021 гг.

Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

2018- 2021 уч год

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2018- 2021 уч год

II этап.

Мероприятия

Срок выполнения

Разработать образовательную программу объединения на 2015- 2018 годы.

Сентябрь 2015 года

Организовать работу с детьми испытывающими затруднения в обучении.

2018- 2021 уч год

Принимать участие в научно- практических конференциях.

2018- 2021 уч год

Принимать участие в конкурсах творческих работ.

2018- 2021 уч год

Принимать участие в дистанционных конкурсах.

2018- 2021 уч год

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2018- 2021 уч год

Создание мульти- медийных презентаций для проведения занятий.

2018- 2021уч год

Оформление методических папков в бумажном и электронном видах.

2018- 2021 уч год

Оформить папку «Работы учащихся» в электронном виде.

2018- 2021 уч год

Разработка технологических карт.

2018- 2021 уч год

Организовать выставку объединения.

май 2018- 2019 уч года,

май 2019- 2020 уч года,

май 2020- 2021 уч года.

Подготовка публикаций для личного сайта в интернете http://elmeravasilova.wixsite.com/mysite-1

2018- 2019 уч год,

2019- 2020 уч год,

2020-2021 уч год.

Подготовка публикаций для «Факультатива» в еду.ру

2018-2021 уч годы

Подготовка публикаций для персонального сайта. Адрес сайта:учительский. сайт/Василова- Эльмира-Саматовна. (Инфоурок)

2018-2021 уч годы

Подготовка публикаций для нспортал.

2018-2021 уч годы

Подготовка публикаций для персонального сайта http/multiurok.ru/vasilovapodelkizbrosovih/

2018-2021 уч годы

Проведение открытых уроков.

2018-2021 уч годы

Подготовить материалы для творческой выставки района, республики.

2016- 2018 уч год

Регулярно пополнять Портфолио. Создать банк данных «Педагогическая копилка» на электронном носителе.

2018- 2021 уч год

Изучение опыт коллег.

2018- 2021 уч год

III этап.

Самоанализ.

май 2018- 2019 уч года,

май 2019- 2020 уч года,

май 2020- 2021 уч года.

Отчёт на педагогическом совете.

2018- 2021 уч годы

Предполагаемый результат:

Работа над программой профессионального самообразования поможет повысить теоретический, методический уровень педагога, профессиональное мастерство и компетентность.

Управление образования города Магнитогорска

Муниципальное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр «Максимум»

города Магнитогорска

Самообразование как необходимое условие профессиональной деятельности педагога

дополнительного образования

Методическая разработка

Составитель:

Методист высшей кв. категории

Давлетбаева Гульнара Бухарбаевна

г. Магнитогорск, 2020

Содержание

Введение____________________________________________стр.2

Самообразование — это необходимое условие профессиональной деятельности педагога_________________________________стр.3

Источники самообразования____________________________стр.4

Составляющие процесса самообразования педагога_________стр.5

5.Организация и формы самообразования____________________стр.6

6.Содержание тематической папки по самообразованию______стр.10

7. Памятка по самообразованию___________________________стр.10

8. Заключение__________________________________________стр. 12

9. Приложения__________________________________________стр. 13

10. Список литературы____________________________________стр. 19

«Воспитание, полученное человеком,

закончено, достигло своей цели, когда

человек настолько созрел, что обладает

силой и волей самого себя образовывать

в течение дальнейшей жизни и знает способ

и средства, как он это может осуществить

в качестве индивидуума, воздействующего на мир»

А. Дистерверг

Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Самообразование педагога

Самообразование — это необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике и др.. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого в отдельности, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, какому либо мероприятию и др. у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

• Желание творчества. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в учреждение дополнительного образования, хотят определить своего ребенка конкретному педагогу.

•Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение.

• Газеты, журналы.

•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

• Интернет.

• Видео, аудио информация на различных носителях.

• Семинары и конференции.

• Мастер-классы.

• Мероприятия по обмену опытом.

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.

• Курсы повышения квалификации.

Все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Составляющие процесса самообразования педагога

Изучение и внедрение новых педагогических технологий, форм, методов и приемов обучения.

• Посещение учебных занятий коллег и участие в обмене опытом.

• Периодическое проведение самоанализа своей профессиональной деятельности.

•Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики.

• Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:

• Систематический просмотр определенных телепередач.

• Чтение конкретных педагогических периодических изданий.

• Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

•Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий.

• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы.

• Посещение семинаров, тренингов, конференций, учебных занятий коллег.

• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов.

• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики.

• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

• Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

• Изучение информационно-компьютерных технологий.

• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету.

На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Организация и формы самообразования

Формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальную и групповую. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

Этапы самообразования

1. Интерес (Чего хочу?):

— определение профессиональных потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?);

— формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?).

2. План (Как достигну?):

— отбор действий (Что надо сделать?);

— установка их последовательности (В какой последовательности?);

— определение сроков (Когда?).

3. Работа:

— обучение и воспитание (Что делаю?);

— оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?);

— сбор информации для анализа (Как получается?).

4. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?):

— подбор методик анализа;

— проведение анализа;

— выводы.

5. Будущее (Что дальше делать?):

— задачи на будущее.

I. Выбор направления для самообразования.

Только вы можете знать, в каком направлении необходимо самообразовываться. Можно лишь посоветовать вам провести элементарную самодиагностику.

Проведение самодиагностики является достаточно эффективной формой работы по выявлению уровня профессиональной компетентности, так как ее результаты известны только самому педагогу и он не стремится скрыть свою некомпетентность от других.

С целью проведения самодиагностики затруднений в профессиональной деятельности педагогу можно использовать диагностическую карту (см. Приложение №1).

После проведения самодиагностики с целью изучения тех вопросов, которые вызывают затруднения у педагога, необходимо сформулировать тему по самообразованию.

II. Как правильно сформулировать тему:

1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

Изучаемый процесс

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние и т.д.

Предмет исследования

Познавательные способности

Познавательная активность

Умения что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность

Наблюдательность и т.п.

Условия

На музыкальных занятиях

На экскурсиях в природу

В процессе изучения чего-либо

В процессе знакомства с чем – либо

В игровой деятельности и т.п.

Например:

«Развитие наблюдательности у детей старшего школьного возраста на занятиях …..», «Дидактическая игра, как средство познавательной активности детей», «Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности», «Развитие логического мышления через развивающие игры», «Развитие вокальных навыков, музыкальных способностей у детей среднего школьного возраста», «Формирование досуговой культуры младших школьников через обучение ПДД», «Использование проектных технологий в дополнительном образовании», «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности детей с помощью лего», «Организация исследовательской деятельности обучающихся» и др.

2. Формулировка темы по схемам:

¨ ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО

¨ ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО

¨ Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО

Например:

«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста»

«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста»

«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей среднего школьного возраста»

I. Определение актуальности и новизны исследования

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?

Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

II. Формулирование цели исследования

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.

Например: тема

«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей младшего школьного возраста»

Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей младшего школьного возраста.

III. Формулирование задач исследования

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.

III. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Форма завершения самообразования может быть представлена:

1. Консультация для педагогов по теме самообразования;

2. Выступление на заседании совета педагогов;

3. Проведение открытого занятия;

4. Выступление по итогам работы и обмену опытом;

5. Составление картотеки по проблеме;

6. Изготовление игр и пособий;

7.Советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;

8. Составление перспективного плана работы с детьми;

9.Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;

10. Творческий отчет;

11.Оформление передового педагогического опыта;

12. Публикация;

13. Дидактический материал с обоснованием и описанием.

Содержание тематической папки по самообразованию

(ведется в течение нескольких лет)

1. Лист — титульный (тема, педагог, начало и окончание работы над темой самообразования).

2. Актуальность выбранной темы.

3. Что используется в работе над этой темой (дидактические игры, приемы и методы, наглядность и т.п.), используемая литература при работе над данной темой.

4. Диагностика и выводы по данной теме, корректирующая группа — если она есть, а также задачи и план работы с этой группой.

5. Конспекты занятий, методических выступлений, докладов, проведенные за данный период и планы на будущее.

Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

¨ Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

¨ Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

¨ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

¨ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

¨ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

¨ Включите современные взгляды на проблему

¨ Используйте опыт работы педагогов других УДОД.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

¨ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

¨ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

¨ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

¨ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

¨ Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

¨ Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

¨ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

С появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повышаются возможности педагогического самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомним, что цель и в этом случае остается прежней – «Повышение эффективности обучения». Какие новые способы самореализации открываются перед педагогом при условии использования компьютера и Интернета?

• Разработка комплекта электронных учебных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.

• Разработка пакета тестового материала в электронном виде.

• Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.

• Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)

• Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.

• Создание сборника предметных кроссвордов.

• Разработка комплекта тематических занятий, родительских собраний или воспитательных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)

• Разработка пакета итогового и тестируемого материала для подготовки воспитанника к зачету.

• Разработка проекта организации и занятий воспитательной работы.

• Пакет административной документации педагога.

• База данных методик обучения.

• Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение).

• Проект личной методической веб-страницы.

• Проект веб-страницы педагогического коллектива.

• Проект веб-страницы ОУ.

• База данных вопросов и задач по предмету, по главам.

• Пакет психолого-педагогических материалов для педагога.

• Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.

• Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)

• Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.

Одним из эффективных способов показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших  комнатах и не имеет выхода на широкую педагогическую общественность. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

Заключение

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Приложение №1

Анкета «Педагогические затруднения»

Уважаемые педагоги! Предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты и сдать результаты в методический кабинет колледжа. Наша цель: оказать методическую помощь преподавателям, имеющим затруднения в деятельности.

Педагогические затруднения

Испытываете ли вы затруднительное положение

Группа( ы) при работе с которыми Вы испытываете затруднения

Да

Нет

Почти всегда

Иногда

1. При составлении плана учебного занятия

2. При выборе приемов и методов обучения.

3. При адаптации содержания занятия к особенностям группы.

4. При организации игровых моментов на занятии.

5. При проведении самоанализа на занятии.

6. При установлении дисциплины обучающихся на занятии.

8. Любой другой аспект урока, вызывающий затруднения (указать, какой).

Приложение №2

Анкета « Образовательная программа – главный источник творческого развития»

Уважаемый коллега! Прочитав вопрос, подчеркните, пожалуйста, наиболее подходящий для Вас вариант ответа.

Образовательная программа для Вас – это:

а) документ, без которого немыслимо начинать работу с обучающимися;

б) документ, который может оказать помощь в работе с обучающимися;

в) документ, который требует администрация для контроля Вашей работы с обучающимися;

2. Как Вы работаете над созданием образовательной программы для творческого объединения?

а) на будущий учебный год составляете программу весной-летом с учетом анализа прошедшего учебного года;

б) пишите программу осенью, когда необходимо сдать её на утверждение директору;

в) пользуетесь ранее написанной программой, не внося в нее практически никаких изменений;

г) работаете над содержанием программы постоянно, внося в нее коррективы в течение учебного года.

3. Как Вы понимаете содержание основных требований, предъявляемых к составлению образовательной программы:

а) востребованность или значимость самого предмета программы – это…

б) реальность программы – это…

в) логически и методическая целостность программы – это …

г) контрольный механизм, заложенный в программу, — это..

д) детальная проработка программы – это…

4. Каким образом Вы обычно определяете результативность Вашей работы по программе с обучающимися в объединении?

а) достигнутыми практическими результатами по участию в соревнованиях, смотрах, выставках, конференциях и т.п.;

б) уровнем овладения программным материалом, выявляемым на обобщающих хзанятиях ( теоретических и практических);

в) анализом собственной деятельности, сопоставляя поставленные перед объединением цель и задачи с реально достигнутым результатом.

Спасибо за ответы!

Приложение №3

Анкета «Способность педагога к саморазвитию»

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты.

Цель: выявит способности педагога к саморазвитию.

Ответьте на вопросы, поставив следующие баллы: 5 – если данное утверждение полностью соответствует действительности; 4 – скорее соответствует, чем нет; 3 – и да, и нет; 2 –скорее не соответствует; 1 – не соответствует.

Я стремлюсь изучить себя.

Я оставляю время для развития, как бы ни был (а) занят (а) работой и домашними делами. Возникшие препятствия стимулируют мою активность.

Я ищу обратную связь, так это помогает узнать и оценит себя.

Я рефлектирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.

Я анализирую свои чувства и опыт.

Я дискутирую по интересующим меня вопросам.

Я верю в свои возможности.

Я стремлюсь читать специальную литературу.

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

Я получаю удовольствие от освоения нового. Возрастающая ответственность не пугает меня.

Я положительно бы отнесся (лась) к моему продвижению по службе.

Подсчитайте общую сумму баллов: 75-55 – активное развитие; 54-36 – отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий; 35-15 – остановившееся развитие.

Приложение №4

Анкета « Педагог дополнительного образования»

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты.

1. Я считаю, что педагог дополнительного образования в первую очередь – это:

Человек очень эрудированный, с широким кругозором;

Специалист в отдельной области; «воспитатель от бога»;

Другое

2.Поиск профессиональных единомышленников для меня значит следующее:

Испытываю в этом острую необходимость;

Не отказался бы от интересного общения;

На данном этапе не испытываю в этом потребности.

3.Чем могу поделиться коллегами:

Провести открытое занятие;

Провести мастер-класс;

Имею новинки книжной литературы;

Имею наработки в области наглядного материала.

4. Опыт коллег для меня:

Готов применить положительный опыт;

Склонен к сочетанию элементов собственного опыта и опыта коллеги;

В редких случаях опыт коллеги « вписывается» в мой собственный.

5. Планируете ли вы работу:

Над методической разработкой ( отдельного занятия, темы);

Методическим пособием;

Наглядным материалом.

6. Испытываете ли необходимость в организации или участии в работе:

Творческой мастерской;

Методическим объединением;

Педагогических чтений.

7. Какого рода информация необходима Вам для работы?

Нормативно-правовая;

Научно-техническая;

Психолого-педагогическая;

По направлению деятельности;

Методическая;

О состоянии дел у коллег;

8.Удовлетворяет ли Вас библиотечный фонд учреждения: Да; Нет;

Периодические издания;

Методическая литература;

9. Ваше отношение к процессу обучения в руководимом Вами детским объединении.

В обучении главное:

Процесс формирование знаний, умений, навыков по предмету;

Профориентационная работа;

Развитие мотивации к познавательной деятельности;

Социализация обучающихся, адаптация их к жизни в обществе;

Воспитание обучающихся;

Развитие обучающихся.

Спасибо!

Приложение № 5

«Какой вы преподаватель»

Уважаемые коллеги!

1.Ответьте утвердительно или отрицательно на предложенные вопросы. Вопросы. Ответы (да/нет)

2.Охотно ли вы беретесь за подготовку новой темы занятий, не имеющей типовой разработки?

3.Легко ли вам отказаться от тех приемов воздействия на учащихся, которые вы успешно применяли раньше?

4.Быстро ли вы перестали с сожалением вспоминать о прошедших школьных и студенческих годах обучения, став преподавателем?

5.Решительно ли вы отказываетесь от стандартного поведения в различных жизненных ситуациях?

6.Умеете ли вы дать безошибочную характеристику учащимся, с которыми работаете, разделив их по умственным способностям и нравственным качествам на сильных, средних и слабых?

7.Способны ли вы отказаться от личных симпатий и антипатий, работая с учащимися?

8.Считаете ли вы, что универсального стиля работы не существует и на разных этапах работы, в разных ситуациях надо уметь применять разные стили?

9.Легче ли вам избежать конфликта с учащимися, чем с администрацией ОУ?

10.Хочется ли вам решительно отказаться от стереотипов воспитания и обучения, рекомендованных в вузе и культивируемых в учебном заведении?

11.Часто ли оказывается верным ваше первое интуитивное впечатление о качествах воспитанника?

12.Часто ли вы объясняете неудачи в работе не объективными причинами, а своими собственными недоработками?

13.Вы ощущаете нехватку времени для эффективной работы?

14.Считаете ли вы, что и без вашего присутствия и систематического контроля коллектив, возглавляемый вами, будет эффективно работать?

15.Вы поощряете и наказываете разных воспитанников по-разному за одинаковые поступки?

Спасибо!

Литература

Блохина, Е.В. Повышение квалификации работника образования на муниципальном уровне /Е.В. Блохина //Народное образование.- 2010.-№8.-С.128-134

Блинкова, Л. Как спланировать и организовать внутришкольное обучение педагогов /Л. Блинкова //Народное образование.- 2009.-№7.-С.141-144

Бугрова,Н. Гора из компетенций: К вопросу о выборе программ повышения квалификации педагогов /Н. Бугрова // Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2008.-№3.-С.17-20

Ермоленко МЛ. Введение в педагогическую профессию. -М., 1999.

Ермоленко, Г. Начни с себя: Метод проектов в системе повышения квалификации /Г. Ермоленко //Спорт в школе. Газет а Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№7.-С.42-45

Евладова Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика // Дополнительное образование детей — фактор развития творческой личности. — СПб, 2008.

Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. — Вопросы психологии. №1, 1994.

Ясвин, В. Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического портфолио /В. Ясвин // Директор школы.- 2010.-№2.-С.25-32

Ресурсы ИНТЕРНЕТ

1. http://www.dioo.ru/psihologicheskie-problemyi-uchitelya/samoobrazovanie-uchitelya.html

2. http://moy-mir.ucoz.ru/publ/samoobrazovanie_uchitelja/1-1-0-2

3.http://www.suturmsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=41&Itemid=38

4. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00069074_0.html

Источники самообразования: СМИ, интернет; медиаинформация на

различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену

опытом, мастерклассы, обмен опытом.

Актуальность. Каждый педагог должен использовать инновационные

технологии, так как использование ИКТ является одним из приоритетов

образования и успешно входит в нашу практику, т. к. современное общество

это век всеобщей компьютеризации. Использование в педагогической

деятельности инновационных технологий даже и не новинка, а

необходимость для работы с обучающимися, родителями, со специалистами

ЦВР в методической, экспериментальной и инновационной деятельности и,

наконец, помощь в самообразовании педагога. Создается единое

информационное пространство в образовательном учреждении.

Невозможно переоценить значение информационных технологий в

связи со сложившейся ситуацией в период самоизоляции, когда встает

острая необходимость осуществлять педагогический процесс из дома. Это

дало толчок для освоения новых инструментов, включая широко

представленные на современном рынке образовательных технологий онлайн

платформ.

Формы самообразования: Индивидуальная через индивидуальный план,

групповая через участие в деятельности МО, также через участие в жизни

ЦВР и через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

Ожидаемый результат самообразования:

повышение качества преподавания предмета;

разработка дидактических материалов, тестов;

разработка и проведение открытых занятий, мастерклассов, обобщение

опыта по исследуемой теме;

разработка сценариев КТД с применением информационно

коммуникационных технологий;

доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и

конференциях с самообобщением опыта;

создание и ведение электронного портфолио на сайте ЦВР.

Основные вопросы, намечаемые для изучения

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти среднее значение стоимости
  • Код остановки kernel security check failure windows 10 как исправить
  • Как найти международный товарный знак по номеру
  • Как найти текст в exel
  • Среднее значение или математическое ожидание как найти