Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию
2016 -2019 учебный год
Содержание:
- Пояснительная записка……………………………………………………………….3
- Цели, задачи и планируемый результат самообразования преподавателя ………4
- Самообразование как один из способов повышения профессиональной компетентности преподавателя…………………………….……..…………………………….5
4.Организация работы по самообразованию…………………………………..……….6
- Индивидуальный план работы педагога………………………………………….….9
- Примерный образец плана по самообразованию……………………………………………………..…..…………………………10
- Примерные темы по самообразованию преподавателя…………………………..11
- Источники информации…………………………………………………………….12
Пояснительная записка
Одним из направлений методической работы образовательного учреждения является организация повышения квалификации педагогов.
В ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, в том числе обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе учреждения. Безусловно, все это оказывает влияние на развитие профессионализма педагогов. Но первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование. Работа по самообразованию регламентируется положением учебного заведения о работе педагогов над темой самообразования и утверждается на методическом совете. В положении определены общие положения:
— настоящее положение регулирует деятельность педагогических работников над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации;
— работа педагогов над темами самообразования является обязательной.
В чем заключается проблема? Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Основой такой работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования. Несмотря на то, что определены уровни, цели, технологии самообразования, организованное самообразование продолжает оставаться наиболее труднореализуемой задачей. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. В данной разработке предложены методические рекомендации выбору темы и составлению индивидуального плана работы по самообразованию и пути решения возможных проблем.
Цели и задачи самообразования преподавателя
Цель: Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя; систематическая работа по повышению уровня квалификации педагога.
Задачи:
- Организация работы по самообразованию;
- Изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Расширение и углубление теоретических знаний; изучение новых форм, методов и приемов обучения и воспитания, приобретение профессиональных навыков и умений в свете современных требований ФГОС по подготовке будущих квалифицированных специалистов;
- Анализ и самоанализ своей педагогической деятельности по выбранной теме и имеющейся проблеме
- Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,
- Обобщение опыта работы. Участие в мероприятиях по обмену опытом работы (заседания МО, педсоветы, взаимопосещение уроков, семинары, мастер-классы, открытые уроки и внекалассные занятия, участие в конкурсах, конференциях и т.п.)
- Участие в инновационных проектах.
Планируемый результат: Осознание педагогами необходимости в постоянном самообразовании, формирование определенных навыков и умений для успешной профессиональной деятельности.
Самообразование как один из способов повышения профессиональной компетентности преподавателя
Самообразование — это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п.
Самообразование — многокомпонентная личностно и профессионально значимая, самостоятельная, познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.
Уровни самообразовательной деятельности:
- Адаптивный
- Проблемно-поисковый
- Инновационный
Цели самообразования педагога:
- Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.
- Углубление знаний по разным методикам.
- Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.
- Повышение общекультурного уровня педагога.
Технология самообразования:
- Общение с высококлассными педагогами и специалистами.
- Решение конкретной задачи, имеющей практический характер.
- Поиск и критический обзор информации.
- Индивидуальный план самообразования.
Организация работы по самообразованию
Цель работы над темами самообразования — систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
Исходя из цели перед преподавателем ставятся следующие задачи:
1.Выбор темы и сроков работы.
2.Составление индивидуального плана.
3. Методическая работа в соответствии с темой
3.Результаты работы и формы представления.
Основой работы по самообразованию становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.
Наиболее часто возникают следующие проблемы:
Возможная проблема |
Пути решения |
||||||
Не могу определиться с темой самообразования |
|
||||||
Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность При подборе информации теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе |
Формулируйте темы по схемам: — ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО; -ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО; Например: Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей студентов Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:
Например: Определение актуальности: Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности. |
||||||
Подбор информации осуществляйте следующим образом: — просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным; — ответьте на вопрос: могу ли я узнать то, что мне нужно, изучив оглавление содержания? С чего начать изучение подобранной литературы: — начните с изучения традиционных методик по данной проблеме — изучите современные взгляды на проблему — используйте опыт других педагогов и ОУ |
|||||||
При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал |
|
||||||
Не могу сформулировать цель и задачи работы |
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы. Например: Тема «Деловая игра игры как средство формирования коммуникативных способностей обучающихся» Цель работы: Формирование и развитие коммуникативных компетенций обучающихся Задачи – пути достижения поставленной цели. Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение? Схема формулирования задач:
|
3. Результаты самообразования.
- Повышение профессиональной компетентности педагога: расширение и конкретизация своих знаний, глубокий и детальный анализ возникающих в работе проблем, педагогических и психологических ситуаций; умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс
- Поиск эффективных, приоритетных для себя приемов и способов работы, развитие и совершенствование навыков диагностической и исследовательской деятельностью
- развитие личных качеств, формирование гибкости мышления, раскрытие творческого потенциала
- Пополнение банка данных теоретического, практического, дидактического, материала для качественного сопровождения воспитательно-образовательного процесса
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА
НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
Что можно включить в план самообразования?
Личный план самообразования преподавателя может содержать разные позиции, в зависимости от выбранного направления: методологического, исторического, эстетического, ИКТ, охраны здоровья и других. Но каждый план должен обязательно включать в себя описание результатов, которых педагог планирует достичь к определенному сроку.
В качестве результатов можно включить в план следующие пункты:
- Повышение качества знаний по предмету;
- Разработка методической продукции;
- Доклады, выступления;
- Разработка электронного учебного ресурса, дидактических материалов, наглядности;
- Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям;
- Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов
- Участие в научно-исследовательской, проектной и инновационной деятельности;
- Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.
Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.
Требования к оформлению плана:
- Титульный лист.
- Личные данные педагога.
- Деятельность педагога по самообразованию: название профильной темы для самообразования, обоснование выбранной темы, предполагаемые результаты.
- Собственно план: основные этапы, сроки исполнения каждого этапа, планируемые мероприятия, формы отчета по каждому мероприятию.
- Оценка проведенной деятельности: самоанализ проделанной работы, рекомендации коллег, администрации.
Перспективный план самообразования преподавателя составляется обычно на 3-5 лет. Но на каждый учебный год планируется отдельный этап по выбранной теме.
Примерный образец оформления плана самообразования
Тема:
Дата начала работы над темой
Предполагаемая дата окончания работы над темой
Цель:
Задачи:
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Форма предоставления результатов |
1. Подготовительный |
1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение информации по проблеме и имеющегося опыта. |
||
2. Прогностический |
1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. |
||
3. Практический |
1. Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 4. Корректировка работы. |
||
4. Обобщающий |
1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме. 3. Представление материалов. |
Отчет о проделанной работе за учебный год.
Выводы.
Примерные темы по самообразованию:
- Нетрадиционные способы и приемы формирования…..
- Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках …как основа формирования и развития ключевых компетенций студентов
- Развитие познавательной активности у обучающихся на уроках …
- Формирование навыков самооценки как учебно-познавательной компетенции обучающихся при изучении
- Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность
- Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности по предметам….
- Формирование навыков самообразовательной деятельности обучающихся через использование информационных технологий на уроках
- Решение задач повышенной сложности по (дисциплине) как средство развития познавательной активности обучающихся
- Исследовательская деятельность учащихся при изучении ….. как одно из условий формирования творческой личности», «Формирование правовой культуры учащихся в процессе изучения курсов «Право
- Научно-исследовательская работа на уроках …
- Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
- Метод минипроектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
- Применение игровых технологий на уроках …
- Развитие познавательных способностей на уроках ….
- Развитие творческих способностей учащихся на уроках…
- Роль инновационных подходов к управленческой деятельности в развитии учебного заведения
- Методика подготовки обучающихся к олимпиадам
- Формирование у обучающихся компетентностного подхода к изучению ….
Источники информации:
- План самообразования преподавателя. Образцы и примеры составления http://pedsovet.su/plan_samoobrazovaniya_spo#category_description
- Самосовершенствование, самообразование педагогов – важный фактор, обеспечивающий успех в подготовке конкурентоспособных специалистов: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2013/09/27/samosovershenstvovanie-samoobrazovanie-pedagogov
- Памятка для педагогов по организации самообразования: http://ggt-khandyga.narod.ru/menyu_ssylok/prepodovatelyu/pamyatka.html
- Самообразование педагогов. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/12/09/samoobrazovanie-pedagogov
- Система работы педагогов над темой самообразования: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2012/11/18/sistema-raboty-pedagoga-nad-temoy
- Работа по темам самообразования для учителей для повышения педагогического мастерства: http://edu.resurs.kz/metod/rabota-po-temam-samoobrazovaniya-dlya-uchiteley-dlya-povisheniya-pedagogicheskogo-masterstva
18
Зачем нужен план самообразования? Может показаться, что это излишняя работа, ведь можно попросту купить 3-4 книги по теме и начать их изучать, так? А вот и нет. Одна из основных проблем самообразования в том, что, не имея четкого плана и понимания того, что и как учить, очень легко запутаться и бросить всю затею. Вот почему нужна первичная проработка тематики и создание плана – он будет своеобразным компасом, с которым вы начнете путешествие.
Кроме того, план:
- мотивирует;
- помогает бороться с неорганизованностью;
- служит визуальным напоминанием.
Составление плана самообразования – хоть и энергозатратный процесс, но окупается с лихвой. Самое главное, что он дает – это мотивация и организованность. Легко найти тысячи отговорок, если в мыслях хаос.
Стоит также отметить, что план самообразования составляют себе учителя. Подобный инструмент может пригодиться любому человеку, который занимается самообучением и повышает свои навыки.
Четыре типа планов
Мы расскажем о четырех типах планов, каждый из которых вы можете использовать самостоятельно, либо же комбинировать. Создайте нечто свое, что подходит именно вам.
План, основанный на времени
Этот план универсален: он подойдет тем, кто хочет изучить что-либо одно или сразу несколько предметов.
Здесь все просто: вы «бронируете» определенное количество времени утром, днем и/или вечером, после чего создаете свой график, вешаете его на стену и придерживаетесь.
План, основанный на месте
Это хитрый план, потому что он ставит вас в то положение, в котором вы не можете не учиться.
Места могут быть самыми разными:
- парк;
- библиотека;
- любимое кафе;
- общественный транспорт.
Суть таких планов в том, что вы целенаправленно идете туда, чтобы учиться. Удивительно, но порой проще себя мотивировать на то, чтобы делать это в библиотеке, а не в соседней комнате.
И, разумеется, его можно комбинировать с первым планом.
Свободный план
Свободный план принципиально отличается от остальных тем, что никаких целей в процессе обучения не ставится. Вместо этого нужно вести дневник, в котором вы будете записывать, что изучили, каких успехов достигли и куда двигаетесь.
При таком подходе вы чаще удивляетесь, потому что просто выделяете себе, скажем, два часа времени, не зная, что же будете изучать. Остается некоторая свежесть и повышается мотивация.
Недостаток такого плана кроется в его же достоинстве: вы можете потратить огромное количество времени на ненужные вещи.
План, основанный на целях
Чтобы составить этот план, необходимо найти три основные цели, которых вы хотите достичь. Исходя из них выстраивается вся программа обучения.
Этот план можно объединять с другими в поиске идеального баланса и удовлетворенности.
Теперь давайте выясним, как составить план самообразования.
Как составить план самообразования
1
Выясните, почему хотите изучить именно этот навык
Это подготовительный шаг, к которому стоит отнестись очень серьезно. Мы часто делаем необдуманные поступки, которые стоят много: как времени, так и денег. В плане обучения все еще критичней: вы можете потерять впустую несколько месяцев, а то и лет.
Это особенно актуально в том случае, если вы хотите изучать программирование. Для того чтобы начать зарабатывать в этой сфере, говорят, нужно обучаться от шести месяцев до полутора лет. Поэтому если вы не чувствуете достаточной мотивации и не переполняетесь энтузиазмом, то, возможно, это не ваше.
Все дело в том, чтобы быть внутренне мотивированным. Вот некоторые вопросы, которые стоит себе задать:
- Вы хотите найти работу, которая будет более значимой и важной, чем нынешняя?
- Вы хотите найти более высокооплачиваемую работу?
- Вы хотите изменить мир?
Даже если ответы будут немного пафосными, важно, чтобы вы понимали, что они честные и откровенные.
Подготовительный этап завершен. На втором этапе вам потребуется лист бумаги А4 или электронный файл. Это обязательное условие. Вам нужно создать пошаговую инструкцию для себя, чтобы она постоянно маячила перед глазами и не позволяла отвлечься на что-либо несущественное.
2
Составьте список целей
Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вы должны придумать как можно больше целей, чтобы иметь возможность позже их сравнить и выбрать наиболее важную (важные). Так что не ограничивайтесь чем-то вроде «Я хочу научиться создавать сайт на WordPress» или «Хочу научиться вязать свитер».
Итак, список целей готов. Как выбрать самые важные? В первую очередь нужно выяснить, есть ли среди них комбинированные.
Комбинированная цель – это такая цель, которая открывает перед вами большее количество возможностей:
- Изучение нового языка может помочь вам переехать в другую страну или получить более высокооплачиваемую работу.
- Изучение языка Java увеличит ваш доход в несколько раз.
Если же вы научитесь вязать свитер, то, скорее всего, это будет самоцель.
Поэтому в идеале вы должны выбирать те цели, которые значительно продвинут вас вперед. Это также положительно влияет на мотивацию.
Выберите от одной до трех целей. Их не должно быть слишком много. При этом они могут быть достаточно амбициозными, но не запредельными.
3
Составьте список ресурсов
Вы можете либо найти все необходимое в интернете. Вот ресурсы, на которые вам стоит обратить внимание:
- МООК-курсы;
- книги;
- журналы;
- блоги;
- образовательные видео;
- посещение конференций и лекций;
- стажировка;
- волонтерская работа;
- путешествия;
- нахождение наставника.
При этом вы должны понимать, что на все времени не хватит. Важно выбрать 3-5 основных ресурсов и сделать на них упор. Остальным стоит заниматься лишь в том случае, если вы целенаправленно выделите время на то, чтобы попробовать что-нибудь новое.
4
Установите ключевые моменты в обучении
Это те моменты, по которым вы можете отслеживать прогресс. Обучение – процесс долгий, а порой и скучный, но главная сложность заключается в том, что вы не сразу будете получать результаты.
К тому же амбициозная цель может легко подавить вашу психику, особенно в моменты, когда мотивация будет стремиться к нулю. Поэтому установите ключевые моменты:
- определенное количество написанных страниц;
- создание сайта;
- уровень Intermediate в английском языке;
- создание приложения для телефона.
5
Установите расписание и распорядок дня
Обучение – это не то, что можно впихнуть в свою жизнь и надеяться, что такой способ сработает. Это основа, Солнце, вокруг которого должны крутиться все планеты. Не забывайте, что вы учитесь, чтобы сделать свою жизнь значительно лучше, а значит, именно это становится главным приоритетом.
Создайте временные рамки для каждой цели. Что вы собираетесь делать сегодня, завтра, на следующей неделе, через полгода, чтобы достичь своей цели? Убедитесь, что овладели навыками тайм-менеджмента и научились правильно распоряжаться своим временем.
Создайте распорядок дня. Вы должны изменить свою жизнь, потому что прежней уже не будет – наивно надеяться на это. Многое изменится, потому что вы будете выделять большое количество времени на обучение.
Итак, повторим: вы должны изменить распорядок дня, забронировать время на обучение своему навыку. А также установить крайний срок для того, чтобы держать себя в тонусе.
6
Отслеживайте прогресс
Отслеживание прогресса – это тот самый процесс, который положительно влияет на уровень мотивации. Как уже было сказано, в процессе обучения вы далеко не сразу начнете получать практические результаты, а значит, можете в любой момент опустить руки. Но не в том случае, если отслеживаете свои успехи.
Под отслеживанием стоит понимать в первую очередь ведение дневника. Вы записываете в него все, что и как изучали, а также, сколько времени на это ушло. Документируйте любые мелочи. Спустя несколько недель можно будет делать определенные выводы на основе этой информации. Вы научитесь выявлять тенденции, понимать свои сильные и слабые стороны, плохие и хорошие привычки. И наконец, станете делать правильные выводы, корректируя как свое поведение, так и план самообразования.
Англоязычный интернет предлагает большое разнообразие приложений, которые можно использовать для отслеживания прогресса в обучении, чтобы корректировать свой план в том случае, если в нем имеются неточности и пробелы.
- Degreed. Учащиеся используют Degreed для количественной оценки, отслеживания и организации обучения из любого источника: как формального, так и неформального.
- Diigo. Упрощает работу вашей информационной системы и улучшает производительность. Также добавляет цифровые отметки и заметки в PDF-файлы, сохраняет ссылки, изображения и страницы, а также поощряет сотрудничать и делиться информацией с другими учениками.
- TopTracker. Это приложение можно использовать для отслеживания времени, которое вы проводите в Photoshop или других цифровых инструментах (а значит, подойдет для веб-дизайнеров и программистов).
Говорят, однажды писатель Айзек Азимов сказал: «Самообразование – это единственное образование, которое у вас есть». Тяжело с этим спорить, ведь именно вам лучше знать, что вы хотите изучать. Главное – создать эффективный план и неукоснительно ему следовать.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Ключевые слова:1LLL
План по самообразованию педагогов и учащихся
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
План по самообразованию – это документ, в котором отражается методическая деятельность на ближайшую перспективу.
Как правило, план по самообразованию охватывает временной период, равный одному учебному году. Его составление необходимо для последовательной организации деятельности педагогов и учащихся, их планомерного развития и совершенствования в конкретной области деятельности. Для педагога это его профессиональная деятельность, организация обучения и воспитания конкретной возрастной группы учащихся, а для учащегося это могут быть разные аспекты учебной работы, совершенствование знаний и навыков по конкретному научному направлению.
Правила составления плана по самообразованию
Самообразование основывается на стратегии деятельности, т.е. в основе планирования лежит определенная цель, которая определяет направления самообразования.
При составлении плана по самообразованию необходимо опираться на следующие правила:
- Актуальность выбранной темы деятельности. Важно, обосновать актуальность выбранной темы, ее целесообразность и практическую значимость для конкретного педагога, учебного заведения или отдельного учащегося;
- Тема, выбранная для самообразования должна отвечать целевому назначению современного образования и конкретного его уровня;
- Освещение итогов предварительной работы по исследуемой теме. Рассмотрение той или иной темы субъектами планирования сопровождается какими-то выводами т.е. уже имеются какие-то гипотезы и предварительный план деятельности, маршрут исследования и т.д.;
- Указание программ и методик, на которые опирается выбранная тема;
- Планирование диагностической деятельности;
- Описание в плане собственных методических разработок, собственных исследований, умозаключений, аналитических выводов;
- Проведение аналитической работы. В любом плане необходимо провести исследование конкретного направления педагогической деятельности, проанализировать динамику ее развития в краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной перспективе;
- Отражение перспектив дальнейшей педагогической или учебной деятельности в плане;
- Составление плана начинается с мотивации, т.е. необходимо определить для чего необходимо изучение конкретных научных областей и быть заинтересованным в данном процессе;
- Составление списка источников самообразования. Субъект самообразования должен иметь в своем арсенале разнообразные средства, которые помогут в достижении поставленной цели самообразования. Хорошо составить их список – для наглядности;
- Определение критериев, по которым оцениваются результаты самообразования. Данные критерии зависят от конкретного направления деятельности и целевого назначения обучения;
- Распределение временных ресурсов. Это необходимо для того, чтобы выделить достаточное количество времени на самообразование. Например, можно уделять самообразованию ежедневно несколько часов или выбрать определенные дни недели для самообразования.
«План по самообразованию педагогов и учащихся» 👇
Замечание 1
Все эти правила необходимо учитывать при планировании. Они помогут сделать процесс самообразования целеориентированным и продуктивным.
Структура плана по самообразованию
План по самообразованию педагогов и учащихся носит индивидуальный характер, т.е. каждый план является оригинальным и непохожим на другие. Это обусловлено разностью целей самообразования, потенциальных возможностей субъектов планирования и направлений их учебной деятельности.
При этом составление плана по самообразованию требует опоры на определенную структуру плана. План по самообразованию включает в себя следующие разделы:
- Тема самообразования. Она отражает направления деятельности конкретного педагога и учащегося. К примеру, педагог начальной школы имеет свой комплекс тем по самообразованию, отражающих повышение им уровня своего профессионального мастерства, а педагог информатики может выбрать тему по самообразованию, отражающую повышение его информационной компетентности и т.д.
- Целевое назначение самообразования. Здесь утверждается цель самообразования и ее актуальность. Цель должна быть связана с темой самообразования и отражать стратегию самообразовательной работы.
- Задачи самообразования. Они включают комплекс действий, которые требуется выполнить или проблемы, требующие решения для достижения, поставленной цели самообразования.
- Совокупность вопросов по самообразованию. Они включают в себя вопросы, которые ставит субъект планирования и предполагает найти на них ответы в ходе своего обучения.
- Планируемый и прогнозируемый результат самообразования. он связан с отражением тех итогов, достижений, методических разработок, выполненных в ходе самостоятельного обучения. Например, педагог может планировать повысить качество своей работы, поднять уровень развития учащихся на новую ступень, а учащийся может планировать поступить в высшее учебное заведение на желаемую специальность или выполнить научную работу и т.д.
- Выбор формы отчетности. Требуется выбрать в какой форме будет представлена информация о проделанной работе и ее итогах. Это может быть научная статья, выступление на конференции, написание методических рекомендаций и др.
- Выбор формы самообразования. процесс самообразования может носить индивидуальный характер, а также, обучение может происходить в малых группах или в коллек4тиве других учащихся, желающих достичь идентичных целей и задач самообразования.
- Определение этапов работы по самообразованию. Каждый педагог или учащийся планирует свое самообразование на основе распределения своей деятельности на отдельные стадии работы. Как правило, самообразование начинается с диагностики т.е. изучения проблемы и вариантов ее решения, продолжается прогнозированием работы – выбор темы, определение ее целевого назначения, выбор средств достижения цели и прогнозирование итогов самообразования. далее, выполняется непосредственная работа по самообразованию. Она может быть разделена на несколько этапов, в зависимости от темы и направления деятельности. Затем, происходит подведение итогов деятельности и их использование в реальной педагогической практике.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 11.04.2023
Самообразование — способ обучения, при котором знания получают своими силами, без привлечения педагогов. Самообразование — официальный способ обучения, доступный ученикам старшей школы (10, 11 класс).
Самообразование — способ обучения, при котором знания получают своими силами, без привлечения педагогов. Самообразование — официальный способ обучения, доступный ученикам старшей школы (10, 11 класс). Он имеет равные права со стандартным школьным обучением и семейным образованием, на которое школьники переходят в старших классах для подготовки к итоговым экзаменам (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Школьники выбирают самообразование по всем предметам школьной программы или по одной-двум дисциплинам, которые им наиболее важны для поступления в вуз. Отличие самообразования от других форм обучения — расчёт исключительно на свои силы. Никаких учебных планов, подсказанных педагогами, в данном случае нет. Поэтому важно внимательно подойти к составлению плана работы — без этого самообразование может обернуться разочарованием.
Общая схема самообразования
Работа по самообразованию начинается с подготовительного этапа. Обучение — это не просто прочтение учебников по выбранному предмету. Новая информация должна быть тщательно обработана и закреплена. Самостоятельное изучение любого предмета, независимо от поставленных целей, проходит по следующей схеме.
- Составление индивидуального плана по самообразованию. Поможет школьный учебник, в котором перечислены основные темы. Рабочий план по самообразованию включает в себя перечисление нужных тем, распределение учебных часов, составление расписания работы.
- Составление списка учебных пособий. Список включает учебники, дополнительную литературу по предмету, интернет-ресурсы, видеолекции, видеоуроки. Пособия подбирают в соответствии с включёнными в план работы по самообразованию темами. Для каждой темы в плане прописывают учебное пособие.
- Перерыв в подготовительном этапе. Нужно на несколько дней отойти от интенсивных занятий, чтобы осознать проделанную работу, понять цели. Это поможет не упустить главное при самообучении.
- Старт самообразования по установленному расписанию. Важно не пропускать занятия, следуя составленному графику.
- Комбинация учебных пособий. При работе над темой необходимо комбинировать учебники, видеоматериалы, другие источники. Это поможет глубже понять тему, лучше усвоить новую информацию.
- Составление конспектов. При краткой записи информации включаются отделы мозга, отвечающие за запоминание. Перечитайте составленные конспекты в конце занятия.
- Повторение. Мысленно проговаривайте новую информацию, связывая её с имеющимися знаниями, пробуйте на практике.
По этой схеме идёт изучение каждой темы. После того как тема закреплена и отработана на практике, она повторяется при работе со следующей порцией информации.
Главное в самообразовании — оно должно быть непрерывным. После изучения одного блока учебного плана нужно сразу приступать к следующему, не давая себе расслабиться. В этом и состоит сложность самостоятельного обучения.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Плюсы самообразования
Главное в самообразовании — оно должно быть непрерывным. После изучения одного блока учебного плана нужно сразу приступать к следующему, не давая себе расслабиться. В этом и состоит сложность самостоятельного обучения.
Другие плюсы самообразования
- Глубина изучения темы. Школьник не привязан к разработанной для всех учебной программе. Он изучает материал основательно, пользуясь не только школьным учебником, но и альтернативными источниками информации. Главное — научиться находить актуальную информацию и не закопаться в большом количестве источников. Сделать это поможет составленный график работы.
- Экономия. При самостоятельных занятиях платить придётся только за учебники и канцтовары. Иногда для изучения темы требуется заплатить за курсы. Можно учиться и без вложений, по доступным в Интернете учебным видеолекциям и видеоурокам.
Важный плюс самообучения — оно развивает дисциплинированность. Подросток планирует время на работу и отдых. Он привыкает жить по графику, что поможет ему и во взрослой жизни.
Минусы самообразования
Свобода обучения в самообразовании становится и главным минусом. Личная ответственность за обучение может напугать. Снижение мотивации со временем приведёт к потере сосредоточенности, ребёнок будет отвлекаться на посторонние дела, в знаниях появятся пробелы. Над ним нет учителя, который побуждает начать занятия или трудиться усерднее. Никто не подскажет альтернативный способ решения задачи, не укажет на ошибку, которая может остаться непонятой и потянуть за собой другие ошибки.
Другие минусы системы самостоятельного обучения
- Мало общения. В школе ребёнок постоянно общается со сверстниками и учителями. Самообразование оставляет его в одиночестве, что может вызвать проблемы с социализацией. Выход: записаться на кружки, секции, свободное время проводить с друзьями.
- Не всегда можно изучить предмет самостоятельно. Самообразование возможно только по тем предметам, которые уже изучались в школе при поддержке учителей. Для самообучения важно иметь базовые знания. Изучать что-то с нуля без помощи специалистов сложно.
- Могут появиться неизученные предметы. Если школьник полностью ушёл на систему самообразования, важно включить в рабочий план все изучаемые в школе предметы. В конце обучения предусмотрен итоговый контроль по всем предметам, прохождение которого даёт допуск к итоговым экзаменам.
Чтобы эти сложности не повлияли на успех в учёбе, чётко ставьте перед собой цели. Перед принятием решения о начале самообразования необходимо проанализировать свои возможности, разработать строгий план занятий.
Индивидуальное обучение
Индивидуальное обучение ребенка представляет собой освоение учеником обязательной школьной программой, которое не предусматривает посещение школы. Один из возможных вариантов организации процесса.
Постановка цели
Постановка цели — первый шаг при принятии решения о самообразовании. Чётко поставленная цель — основа плана занятий. На основе цели школьник принимает решение о самостоятельном изучении отдельных дисциплин или всего школьного курса. Чаще всего целью самообразования для школьника становится поступление в вуз.
Необходимо помнить, что самообразование не даёт свободы от школы. Даже при полном уходе старшеклассника на систему самообразования он остаётся приписанным к школе, должен приходить на контрольные занятия и проходить промежуточную и итоговую аттестацию по всем предметам.
Составление плана
План представляет собой подробно проработанную программу самообразования с перечислением тем, распределением их по датам, с указанием времени на изучение каждой. Составить план быстро не получится — на проработку программы уйдёт много времени. Но чётко составленный план поможет не запутаться в большом количестве доступных материалов, даст направление всей системе самообразования. Рабочий план станет учебным календарём. Распечатайте и повесьте его на видном месте — так он будет постоянно напоминать о расписании занятий. Также визуализация плана повысит самодисциплину.
При составлении плана самообразования используют один из четырёх подходов.
- Основа — время. Наиболее привычный школьнику план, суть которого — отведение определённого времени на изучение каждого предмета. Можно воспользоваться школьным расписанием занятий.
- Основа — локация. План состоит в выборе места для обучения. Место может быть любым — библиотека или ближайший парк. Суть подхода — школьник отправляется в выбранное место с единственной целью — учиться.
- Основа — свобода. Не подразумевает постановку цели и чёткое планирование тем для обучения. Обязательное условие — нужно выделять себе определённое количество часов ежедневно и учить то, что хочется. При этом необходимо вести дневник, в который записывать все изученное. Плюс такого плана — постоянная новизна, высокая мотивация. Минус — не всегда школьник захочет учить то, что действительно важно. Поэтому такие планы редко применяют для самообразования школьников.
- Основа — поставленные цели. Перед разработкой такого графика необходимо определить три цели для обучения. На основе целей школьник выстраивает программу занятий.
При составлении рабочего плана самообразования можно взять один тип или комбинировать их друг с другом. Например, план с основой на времени комбинируется с графиком с основой на локации.
Подпишитесь на нашу рассылку
Отслеживание прогресса
Не всегда видимые результаты обучения заметны с самого начала выполнения плана самообразования. Поэтому может снизиться мотивация, случиться разочарование в своих способностях. Чтобы этого не произошло, нужно постоянно отслеживать прогресс. Для этого можно применять любые способы — завести дневник, записывая в нём все пройденные темы и результаты контрольных тестирований, чертить графики, рисовать схемы. Оценивать прогресс можно творчески — например, записывать не пройденные темы, а свои впечатления от процесса. Можно найти компьютерное приложение, где прогресс будет отслеживаться автоматически.
Главное — работа должна вестись систематически. В таком случае даже небольшое продвижение в изучении предметов не останется незамеченным, а мотивация к обучению не пропадёт.