Как составить план самообразования студента

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Смоленская академия профессионального образования

Индивидуальный план самообразования

преподавателя экономических дисциплин

Лобановой А. В.

Смоленск

2016-2020 гг.

Тема самообразования: Повышение мотивации студентов технических специальностей к изучению экономических дисциплин на основе активных форм и методов обучения.

Цели: Совершенствование образовательного процесса, повышение качества преподавания  экономических дисциплин, совершенствование методического сопровождения  с целью формирования у студентов  положительной мотивации

Задачи:

  • формирование способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
  • внедрение в учебный процесс инновационных педагогические технологии;
  • повышение мотивации студентов технических специальностей к изучению экономических дисциплин.
  • продолжение  работы  над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания;
  • создание  условий  для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей;
  • внедрение  интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся;
  • повышение  качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • использование  технологий проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
  • обобщение  и распространение собственного педагогического опыта;
  •  разработка  методических  рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение конкретных методов и приемов активного обучения;
  • обоснование необходимости совершенствования образовательных технологий
  • изучение мотивационной составляющей процесс обучения;
  • отражение в методических материалах накопленного опыта;
  • разработка  программы учебных дисциплин на основе тесного сотрудничества с потенциальными работодателями и социальными партнерами.

Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, медиа-информация на различных носителях, семинары, вебинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в жизни академии через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

Ожидаемый результат самообразования:

  • Постоянное ведение персонального сайта преподавателя,  корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
  • Выступление на семинарах, конференциях, мастер-классах, публикация статей.
  • Повышение  качества преподаваемого предмета.
  • Повышение учебной мотивации и активизация познавательной и учебной деятельности студентов
  • Умение  оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях  кафедры, участие в конкурсах, семинарах, конференциях.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Результаты работы

1

Диагностический

Раздел 1. Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы

  • Обзор методической и научно-популярной литературы по теме самообразования
  • Обзор информации в Интернете по дисциплинам Основы экономики, педагогике, психологии.
  • Изучение нормативно – правовой документации.
  • Изучение новых программ, учебников, УМК по Основам экономики, выяснение их особенностей и недостатков.
  • Совершенствование работы с педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

2016-2017 учебный  год

  1. Конспекты. Памятки. Рекомендации.
  2. Изучение инновационных методов работы ведущих преподавателей
  3. Курсы повышения  квалификации
  4. Изучение  психолого – педагогической литературы.
  5. Новинки учебных пособий

2.

Практический период

  • Проведение исследования по выявлению мотивации к обучению.
  •  Изучение, анализ документации и результатов организации образовательного процесса в рамках передового педагогического опыта по теме.
  • Проектирование предполагаемых результатов.
  • Публикация статей в рамках  научно-практических конференций по теме самообразования.
  • Методическое обеспечение дисциплин в соответствии с темой самообразования.

2017-2019 год

  1. Публикация статей в рамках научно-практических конференций
  2. Выступление на заседаниях кафедры
  3. Оценка мотивационной среды обучающихся в СмолАПО.
  4. Разработка конспектов уроков на основе активных средств и методов обучения.

3

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

3 .Представление материалов.

2019-2020 учебный год

  1. Внедрение выявленных эффективных  средств  формирования мотивации студентов технических специальностей к изучению экономических дисциплин на основе активных форм и методов обучения.
  2. Анализ и коррекция результатов. Ведение профессионального портфолио.
  3. Оформление результатов работы.

Список используемой литературы:

  1. Батаршев, А. В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи / . – М. : Академия, 2009. – 192 с.
  2. Гриценко, Л. И. Теория и практика обучения. Интегративный подход / . – М. : Академия, 2008. – 240 с. – ISBN 4946-5.
  3. Гусак, Е. В. Краткий курс по педагогике : Учебное пособие для вузов / . – М. : Окей – книга, 2008. – 144 с. – ISBN 0326-9.
  4. Закирова Е.Ю. Экономическая подготовка студентов технических специальностей, как основа обеспечения их конкурентоспособности на региональном рынке труда. Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. № 1 (3). С. 29-31. 
  5. Кузнецов, В. В. Введение в профессионально – педагогическую специальность : Учебное пособие для студентов вузов / . – М. : Академия, 2007. – 176 с.
  6. Манукян Микаел Константинович. Формирование экономической компетентности у студентов технических ссузов : Дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 Москва, 2006 154 с. РГБ ОД, 61:06-13/2504
  7. Методика преподавания экономики: опыт и проблемы. Сб. методич. статей. Вып. 1 / Под ред.доцента Е.В. Огурцовой. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2010. – 72 с. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:https://www.sgu.ru/archive/old.sgu.ru/files/nodes2013/85910/Metodika_prepodavaniya_ekonomiki_Sbornik_statey_2010.pdf.
  8. Морозова Г. М. Формирование экономической компетентности у студентов неэкономических специальностей вуза: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Морозова Галина Михайловна; [Место защиты: Челяб. гос. ун-т]. — Челябинск, 2012. — 25 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01005018578#?page=12.
  9. Реус М. А. Экономические знания и критерии их оценки в современных стандартах и системеобучения: автореферат дис. … кандидата экономических наук: 08.00.01 / Реус Мария Анатольевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. — Санкт-Петербург, 2007. — 22 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003057396#?page=3.
  10. Салов, Ю. И. Психолого-педагогическая антропология : Учебное пособие для вузов / . – М. : Владос, 2008. – 256 с.
  11. Тебиева Т. Ч. Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в вузе: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. — Владикавказ, 2005. — 23 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01002932958#?page=10, https://dlib.rsl.ru/viewer/01002932 958#?page=12.
  12. Яковлева Т.Г. Значение инновационных технологий в преподавании специальных дисциплин. Режим доступа: https://refdb.ru/look/1809073.html (дата обращения 19.01.2017)

Министерство образования и науки РС (Я) ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально – педагогический колледж»

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав.кафедры заведующий НМР

«педагогики» ГБПОУ РС (Я) ЯИПК

_________ З.Т. Жирохова _________Е.Н. Дьячковская

«__» ________________ «___» ________________

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2018-2019 учебный год

преподавателя

Харлампьевой Аграфены Александровны

Якутск, 2018

Визитка педагога

1. ФИО: Харлампьева Аграфена Александровна

Квалификация: преподаватель.

Общий стаж работы: 14 лет педагогический стаж : 10лет

Образование: высшее, «филолог, преподаватель якутского языка и литературы», «Менеджмент в образовании».

Курсы повышения квалификации:

1. Курсовая подготовка по теме: «Реализация учебной дисциплины «Якутский язык» в соответствии ФГОС в образовательных учреждениях НПО и СПО» №1760, с 22 по 27 сентября 2012г , ФГАОУ ВПО СВФУ Институт непрерывного профессионального образования .

2. «Сайт- портфолио преподавателя: Основы разработки и наполнения» №В-11 1386, с 1-4 марта 2011г МНиПО РС (Я), Институт новых технологий РС (Я).

«Создание электронных пособий» № С-13 0307, с 10по 17 декабря 2012 г МНиПО РС (Я), Институт новых технологий РС (Я).

3. Удостоверение № 14161 от 17.02.2018г по дополнительной профессиональной программе «Реализация учебной дисциплины «Якутский язык» в соответствии с ФГОС в образовательных учреждениях НПО и СПО», выдан АОУ РС (Я) ДПО «ИРО и ПК имени С.Н.Донского», 72 ч, с 2018г.

4. Удостоверение №142403785828 от 12.10.2016г по дополнительной профессиональной программе «Программно-методическое обеспечение программ профессионального обучения в современных условиях» выдан ГБПОУ РС (Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж», 72 ч, с.2016г.

Итоговая работа: «Методическое пособие по написанию курсовых работ по МДК 01.02 «Управление коллективом и исполнителей»»

5. Удостоверение № 140400001744 от 15.10.2016г по дополнительной профессиональной программе «Технологии коммуникации преподавателя СПО в научно-образовательной среде» выдан ГАУ ДПО РС (Я) «УМЦ по ГО и ЧС РС (Я)», 36 ч 2016г.

6. Сертификат о прохождении обучения на семинаре по теме: «Профессиональный стандарт педагога» выдан ФГАОУ ВПО СВФУ им М.К.Аммосова Институт непрерывного профессионального образования, 5 ч, г. Якутск, 2014г.

7. Сертификат участника семинара «Качество программ ДПО и порядок самообследования образовательной организации. Общественная и профессионально-общественная аккредитация» выдан МО и Н РФ ФГАОУ ВПО СВФУ Институт непрерывного профессионального образования, 24 ч., 2013г.

8. Удостоверение №с-13 0494 по дополнительной профессиональной программе «Педагогическое проектирование контрольно-оценочных средств ориентированных на проверку сформированных компетенций» выдан АУ ДПО «Институт новых технологий РС (Я)», 72 ч, 2013г.

9. Удостоверение № с-13 0545 по дополнительной профессиональной программе «Использование электронных ресурсов в системе профессионального образования» выдан АУ ДПО «Институт новых технологий РС (Я)», 72 ч, 2013г.

Пояснительная записка.

Для современного образования требуется преподаватель способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования.

С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически проходить курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, занимаюсь самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.

Профессионально – педагогическое кредо

Где-то в самом сокровенном уголке сердца каждого студента имеется своя струнка, которая звучит на свой лад, и чтобы сердце студента отозвалось на мое слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ И

ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема самообразования: «Развитие познавательных интересов студентов в процессе учебной деятельности».

Цель: —

  • профессиональный рост преподавателя;

  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

  • уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе;

  • уметь воплотить творческие идеи и замыслы в своей деятельности.

Задачи:

  • планировать учебный процесс с учетом выбранной методики;

· организовать работу со студентами на уровне современных психолого-педагогических, дидактических и методических требований;

  • выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной деятельности студентов в соответствии с выбранным направлением;

• овладеть новыми формами, методами и приемами обучения с целью повышения качества знаний обучающихся и их успеваемости.

• создать базу разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ.

Формы самообразования:

Индивидуальная – через индивидуальный план; групповая – через участие в деятельности республиканских и российских методических объединений учителей иностранного языка.

Методы процесса самообразования:

  1. Изучение ФГОС среднего общего образования.

  2. Изучение проектирования универсальных учебных действий.

  3. Участие в Интернет форумах по заявленной проблеме.

  4. Сбор информационного материала.

Литература, которую необходимо изучить:

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего и основного общего образования. М.Просвещение. 2017 год.

  2. Как проектировать универсальные учебные пособия. От действия к мысли. М. Просвещение. 2011 год.

  3. Мухина С.А., Соловьёва А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов-на Дону. 2017г.

Направления самообразования:

Ожидаемые результаты:

  • разработка и апробация уроков с применением ИКТ;

  • повышение успеваемости и уровня обученности студента;

  • обобщение опыта по исследуемой теме.

  • разработка методических пособий по темам программы обучения

  • умение самостоятельно выполнять трудовые приемы по отдельным компетенциям

  • разработка дидактических материалов, тестов, дифференцированных самостоятельных работ.

  • Разработка и проведение уроков по собственным и новаторским технологиям.

По результатам внедрения программы как преподавателю необходимо владеть:

— педагогическими способами как определить уровень развития «познавательных инструментов» студента, умением использовать знания об учебно-познавательных особенностях каждого студента для конструирования реального образовательного процесса;

— навыками конструирования здоровьесберегающей среды, принятия решений по проблемам здоровьесбережения в системе «преподаватель-студент»;

— приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «преподаватель-студент» и успешно взаимодействовать с коллегами в профессиональном социуме;

— приемами анализа и обобщения собственного опыта через статьи, выступления на конференциях, семинарах, участие в профессиональных объединениях и т.д.;

— умением выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста.

Как преподавателю необходимо применять на практике:

— методы и приемы технологии развития продуктивных видов речевой деятельности как средства формирования коммуникативной компетенции студентов;

— проводить учебные занятия различных типов;

— анализировать занятия и вскрывать недостатки;

— обучать студентов новым приемам учебной деятельности;

— проводить самоанализ;

— оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педагогической диагностики;

— осуществлять контроль за самостоятельной работой студентов и др.

Личностные качества преподавателя:

  • ответственность;

  • трудолюбие;

  • целеустремленность;

  • требовательность;

  • справедливость;

  • тактичность;

  • порядочность

Основные этапы работы

Направления работы

Сроки

реализации программы

Действия и мероприятия, проведенные в процессе работы над темой

Форма представления результата своей работы

Профессиональное

2018

1.Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности, новый закон об образовании.
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3.Прохождение курсов повышения квалификации.
4. Разработать и апробировать серию уроков с использованием ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС.

Обмен опытом

Конспекты уроков

Методические

2018-2019

декабрь-январь 2018 года

2018-2019 год

1.Совершенствовать знания современного содержания образования студентов по английскому языку.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3. Организовать работу с студентами и принимать участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Темы НПК:

  1. Проблема организации предпринимательской деятельности молодежи

  1. 2.Статистические .исследования потребности населения РС (Я) в инновационных товарах и услугах

3. Изучать опыт работы лучших преподавателей колледжа, республики, округа через Интернет.

4. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

5. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

Обмен опытом

Накопительная папка

Грамоты, сертификаты, дипломы студентов

Заседание преподавателей

Накопительная папка

Информацион

но-компьютерные технологии

2018-2019

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2.Проведение уроков с использованием ИКТ.

3.Ведение компьютерного мониторинга качества обучения.

4. Обновить персональный сайт и ежемесячно его пополнять..

5.Создание презентаций студентов по предмету.

Конспекты уроков

Охрана здоровья

2018-2019

1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни.

3. Обеспечивать благоприятные для работы на занятие условия.

Ожидаемые результаты:

  • повышение успеваемости и уровня обученности обучающихся, мотивации к изучению предмета.

  • повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;

  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.

Век живи — век учись… и постоянно самообразовывайся! Так мог бы звучать современный вариант известной пословицы.

А что из себя представляет самообразование студентов вузов и колледжей и какие организационные основы изучить и взять на вооружение, чтобы не утонуть в море знаний? Об этом вы узнаете из статьи.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе полезных новостей из мира образования. И следите за акциями и скидками — с ними учиться ещё выгоднее.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Самообразование студента: что это такое

Какая форма человеческой деятельности подпадает под определение самообразование? Раньше под этим термином понимали процесс, при котором человек получает образование самостоятельно, вне стен учебного заведения.

Однако в современном мире это определение считается устаревшим. Ведь сейчас даже студентам техникумов, колледжей, университетов и других образовательных учреждений необходимо постигать основы самообразования и самим изучать большой объём дополнительных материалов. Поэтому актуальная формулировка в наше время звучит так:

Самообразование — это целенаправленная самостоятельная работа, которая может проходить как вместо, так и параллельно с основным обучением. В её процессе происходит углубление и расширение собственных знаний, всестороннее личностное развитие и формирование научного восприятия мира у студентов. Самообразование предполагает работу с различными источниками знаний, стимулирует интерес к учёбе и развивает любознательность.

Важнейшие признаки самообразования, без которых оно становится невозможным:

  • внутренняя потребность расширять знания;
  • систематический подход;
  • регулярная практика;
  • добровольный характер.

Самообразование — это бесконечный процесс. Он начинается в школе и длится всю жизнь.

Заставить другого человека учиться практически невозможно. Спросите у любого учителя в школе — без внутренней мотивации и готовности ученика не получается добиться высоких результатов. А для самообразования добровольное решение — это обязательное условие.

Зачем нужно самообразование в вузе

Зачем ещё нужно заниматься каким-то самообразованием студентам колледжей или высших учебных заведений? Они уже поступили и изучают сложные образовательные программы. Зачем им дополнительные проблемы?

Всё дело в том, что 2012 году правительство Российской Федерации разработало новый закон в области образования. Благодаря ему роль и значение самостоятельной работы в обучении учащихся средних и высших учебных заведений значительно возросло.

Это связано с несколькими моментами:

  1. Студентам необходимо усваивать большой объём профессиональных знаний, который невозможно вместить в лекционный курс.
  2. Акцент среднего и высшего обучения смещается с теоретического обучения на практический.
  3. Современный рынок и компании хотят видеть практиков, а не теоретиков.
  4. Необходимо разбираться в разных областях, чтобы стать действительно уникальными специалистами.
  5. Самообразование увеличивает ценность полученных знаний и способность человека к постоянному обучению.

Зачем нужно самообразование в вузе

Заниматься самообразованием лучше с первых классов школы

Стадии развития самообразования

Однако просто решить, что с понедельника вы начинаете заниматься самообразованием и последовательно изучаете материалы по выбранной теме, вряд ли получится. А всё потому, что личность проходит несколько этапов, развивая навык к самостоятельной учёбе.

Специалисты выделяют три стадии развития самообразования:

  • репродуктивная;
  • промежуточная;
  • творческая.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Репродуктивная стадия самообразования

Это самая низкая стадия. На ней студент не до конца понимает, что самообразование важно и может помочь ему добиться больших успехов. Неудивительно, что у него не возникает мотивации систематически и регулярно заниматься самостоятельно.

Всё дело в том, что на этой стадии ещё не формируется устойчивой потребности получать знания. Поэтому самообразование, если и появляется, то стихийно и, как правило, без чётких целей, системности и регулярности.

Промежуточная стадия самообразования

Эта стадия находится между репродуктивной и творческой, и её можно охарактеризовать как выборочную. Студент понимает, что самообразование — это важно, и даже готов вкладывать усилия и изучать дополнительный материал, но только если ему нравится предмет или вдохновляет преподаватель.

Педагогический подход к обучению и личность преподавателя очень часто становятся толчком, который запускает мотивацию студентов к самообразованию.

Творческая стадия самообразования

На творческой, самой высокой стадии студенты не просто понимают значение самообразования, для них это внутренняя потребность. Поэтому они готовы систематически и регулярно заниматься, постоянно расширяя свои знания и получая удовольствие от самого процесса обучения.

Основы самообразования: важные аспекты

Какие же основы самообразования студентов вуза стоит изучить, чтобы процесс обучения был эффективным, а вы не закопались в огромном количестве информации?

Стоит к любой учёбе подходить с умом и пользоваться понятным алгоритмом:

  1. Определите, зачем вам нужны знания
  2. Поставьте конкретные цели
  3. Составьте план обучения
  4. Подберите учебные материалы
  5. Создайте необходимые условия
  6. Конспектируйте и делайте пометки
  7. Повторяйте пройденный материал
  8. Применяйте знания на практике

Основы самообразования: важные аспекты

Обязательно используйте литературные источники для самообразования

Определите, зачем вам нужны знания

Честно ответьте себе на вопрос: «Зачем вам нужны дополнительные знания? Как они помогут в учёбе и в жизни?» Выписывая варианты, вы должны чётко понимать практический смысл. Тогда ваша мотивация будет гораздо сильнее.

Поставьте конкретные цели

Что именно вы хотите изучить? В какой срок и в каком объёме? Ответить на эти вопросы важно, чтобы не закопаться в бесконечном количестве знаний и отслеживать прогресс обучения.

Чтобы грамотно поставить цели, можно использовать различные техники. Например, SMART (цель должна соответствовать пяти критериям: S — точность, M — измеримость, A — достижимость, R — соответствие ценностям, T — определённость во времени) или ХСР (хорошо сформулированный результат: цель формулируют позитивно, реалистично, максимально ощутимо, вписывают в контекст, проверяют на экологичность, продумывают ресурсы и первый шаг). 

Составьте план обучения

Любой образовательный курс преподаётся по определённому плану. Это помогает учащимся усваивать необходимый объём знаний, двигаясь от простого к сложному.

Если вы решились на самообразование, подумайте, какой план обучения подойдёт вам. Если затрудняетесь, обратитесь на кафедру за помощью или изучите методические рекомендации для преподавателей. В них можно узнать общую методологию подготовки и проведения занятий.

Понятно, что план может измениться в процессе обучения. Используйте его как ориентир, чтобы не потеряться и помнить последовательность учебных тем.

Подберите учебные материалы

По каким источникам вы собираетесь заниматься самообучением? Современный мир предлагает много разных вариантов:

  • классические учебники;
  • видео- и аудиокурсы;
  • популярные тематические передачи;
  • образовательные сайты;
  • лекции в интернете;
  • профессиональные курсы;
  • периодические издания.

Вы можете комбинировать различные источники, чтобы разнообразить обучение.

Практически все специалисты рекомендуют включать в процесс самообразования книжные источники трёх типов: базовый учебник по изучаемому предмету, профессиональную литературу и научно-популярные книги.

Создайте необходимые условия

Как мы помним, одно из обязательных условий самообразования — это регулярность и систематичность. Это значит, что без постоянного обучения результаты вряд ли будут удовлетворительными.

Поэтому стоит выбрать нужные дни и время, когда вы планируете заниматься. А также договориться с близкими, чтобы они не отвлекали в процессе. Это поможет выработать привычку, чтобы ваше самообразование было максимально эффективным.

Создайте необходимые условия

Работайте по графику, чтобы всё успевать

Конспектируйте и делайте пометки

Даже если вы обучаетесь по интернету, не забывайте конспектировать или хотя бы делать пометки. Так вам будет проще повторять пройденные темы.

А лучше освоить нестандартные методы конспектирования, майндкарты и другие мнемонические техники — они помогут лучше усваивать материал.

Повторяйте пройденный материал

Повторяйте пройденное, чтобы у вас образовывались прочные связи между старым и новым материалом. Можно, как в университете, устраивать несколько контрольных проверок — проходить тесты, писать эссе. Или участвуйте в практических проектах, если есть возможность. Такой способ лучше других покажет, как вы усвоили знания.

Применяйте знания на практике

Учиться можно и нужно всю жизнь. Современный мир не просто создаёт все условия для LifeLong Learning, он требует этого от человека.

Однако стоит помнить, что все полученные знания необходимо применять на практике: участвовать в конференциях, учебных семинарах, образовательных проектах, общаться с другими специалистами и так далее. Ведь без практики вы рискуете столкнуться со следующими проблемами:

  • непониманием реального уровня в изучаемой области;
  • ощущением, что знаний недостаточно для практики;
  • потерей части информации, которой не пользуетесь;
  • состоянием интеллектуального Плюшкина — бессмысленным складированием различных знаний.

Помните, самообразование — это бесконечный процесс, который лучше осваивать уже начиная с колледжа или университета. Тогда вы сможете легко приобретать необходимые знания во взрослой жизни и получать удовольствие во время обучения.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

А как успевать учиться в вузе и самообразовываться? Обращаться за помощью в студенческий сервис. Наши эксперты смогут подготовить любые письменные работы: рефераты, контрольные, курсовые и даже дипломные проекты.

план самообразования

Зачем нужен план самообразования? Может показаться, что это излишняя работа, ведь можно попросту купить 3-4 книги по теме и начать их изучать, так? А вот и нет. Одна из основных проблем самообразования в том, что, не имея четкого плана и понимания того, что и как учить, очень легко запутаться и бросить всю затею. Вот почему нужна первичная проработка тематики и создание плана – он будет своеобразным компасом, с которым вы начнете путешествие.

Кроме того, план:

  • мотивирует;
  • помогает бороться с неорганизованностью;
  • служит визуальным напоминанием.

Составление плана самообразования – хоть и энергозатратный процесс, но окупается с лихвой. Самое главное, что он дает – это мотивация и организованность. Легко найти тысячи отговорок, если в мыслях хаос.

Стоит также отметить, что план самообразования составляют себе учителя. Подобный инструмент может пригодиться любому человеку, который занимается самообучением и повышает свои навыки.

Четыре типа планов

Мы расскажем о четырех типах планов, каждый из которых вы можете использовать самостоятельно, либо же комбинировать. Создайте нечто свое, что подходит именно вам.

План, основанный на времени

Этот план универсален: он подойдет тем, кто хочет изучить что-либо одно или сразу несколько предметов.

Здесь все просто: вы «бронируете» определенное количество времени утром, днем и/или вечером, после чего создаете свой график, вешаете его на стену и придерживаетесь.

План, основанный на месте

Это хитрый план, потому что он ставит вас в то положение, в котором вы не можете не учиться.

Места могут быть самыми разными:

  • парк;
  • библиотека;
  • любимое кафе;
  • общественный транспорт.

Суть таких планов в том, что вы целенаправленно идете туда, чтобы учиться. Удивительно, но порой проще себя мотивировать на то, чтобы делать это в библиотеке, а не в соседней комнате.

И, разумеется, его можно комбинировать с первым планом.

Свободный план

Свободный план принципиально отличается от остальных тем, что никаких целей в процессе обучения не ставится. Вместо этого нужно вести дневник, в котором вы будете записывать, что изучили, каких успехов достигли и куда двигаетесь.

При таком подходе вы чаще удивляетесь, потому что просто выделяете себе, скажем, два часа времени, не зная, что же будете изучать. Остается некоторая свежесть и повышается мотивация.

Недостаток такого плана кроется в его же достоинстве: вы можете потратить огромное количество времени на ненужные вещи.

План, основанный на целях

Чтобы составить этот план, необходимо найти три основные цели, которых вы хотите достичь. Исходя из них выстраивается вся программа обучения.

Этот план можно объединять с другими в поиске идеального баланса и удовлетворенности.

Теперь давайте выясним, как составить план самообразования.

Как составить план самообразования

1

Выясните, почему хотите изучить именно этот навык

Это подготовительный шаг, к которому стоит отнестись очень серьезно. Мы часто делаем необдуманные поступки, которые стоят много: как времени, так и денег. В плане обучения все еще критичней: вы можете потерять впустую несколько месяцев, а то и лет.

Это особенно актуально в том случае, если вы хотите изучать программирование. Для того чтобы начать зарабатывать в этой сфере, говорят, нужно обучаться от шести месяцев до полутора лет. Поэтому если вы не чувствуете достаточной мотивации и не переполняетесь энтузиазмом, то, возможно, это не ваше.

Все дело в том, чтобы быть внутренне мотивированным. Вот некоторые вопросы, которые стоит себе задать:

  • Вы хотите найти работу, которая будет более значимой и важной, чем нынешняя?
  • Вы хотите найти более высокооплачиваемую работу?
  • Вы хотите изменить мир?

Даже если ответы будут немного пафосными, важно, чтобы вы понимали, что они честные и откровенные.

Подготовительный этап завершен. На втором этапе вам потребуется лист бумаги А4 или электронный файл. Это обязательное условие. Вам нужно создать пошаговую инструкцию для себя, чтобы она постоянно маячила перед глазами и не позволяла отвлечься на что-либо несущественное.

2

Составьте список целей

Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вы должны придумать как можно больше целей, чтобы иметь возможность позже их сравнить и выбрать наиболее важную (важные). Так что не ограничивайтесь чем-то вроде «Я хочу научиться создавать сайт на WordPress» или «Хочу научиться вязать свитер».

Итак, список целей готов. Как выбрать самые важные? В первую очередь нужно выяснить, есть ли среди них комбинированные.

Комбинированная цель – это такая цель, которая открывает перед вами большее количество возможностей:

  • Изучение нового языка может помочь вам переехать в другую страну или получить более высокооплачиваемую работу.
  • Изучение языка Java увеличит ваш доход в несколько раз.

Если же вы научитесь вязать свитер, то, скорее всего, это будет самоцель.

Поэтому в идеале вы должны выбирать те цели, которые значительно продвинут вас вперед. Это также положительно влияет на мотивацию.

Выберите от одной до трех целей. Их не должно быть слишком много. При этом они могут быть достаточно амбициозными, но не запредельными.

План самообразования

3

Составьте список ресурсов

Вы можете либо найти все необходимое в интернете. Вот ресурсы, на которые вам стоит обратить внимание:

  • МООК-курсы;
  • книги;
  • журналы;
  • блоги;
  • образовательные видео;
  • посещение конференций и лекций;
  • стажировка;
  • волонтерская работа;
  • путешествия;
  • нахождение наставника.

При этом вы должны понимать, что на все времени не хватит. Важно выбрать 3-5 основных ресурсов и сделать на них упор. Остальным стоит заниматься лишь в том случае, если вы целенаправленно выделите время на то, чтобы попробовать что-нибудь новое.

4

Установите ключевые моменты в обучении

Это те моменты, по которым вы можете отслеживать прогресс. Обучение – процесс долгий, а порой и скучный, но главная сложность заключается в том, что вы не сразу будете получать результаты.

К тому же амбициозная цель может легко подавить вашу психику, особенно в моменты, когда мотивация будет стремиться к нулю. Поэтому установите ключевые моменты:

  • определенное количество написанных страниц;
  • создание сайта;
  • уровень Intermediate в английском языке;
  • создание приложения для телефона.

5

Установите расписание и распорядок дня

Обучение – это не то, что можно впихнуть в свою жизнь и надеяться, что такой способ сработает. Это основа, Солнце, вокруг которого должны крутиться все планеты. Не забывайте, что вы учитесь, чтобы сделать свою жизнь значительно лучше, а значит, именно это становится главным приоритетом.

Создайте временные рамки для каждой цели. Что вы собираетесь делать сегодня, завтра, на следующей неделе, через полгода, чтобы достичь своей цели? Убедитесь, что овладели навыками тайм-менеджмента и научились правильно распоряжаться своим временем.

Создайте распорядок дня. Вы должны изменить свою жизнь, потому что прежней уже не будет – наивно надеяться на это. Многое изменится, потому что вы будете выделять большое количество времени на обучение.

Итак, повторим: вы должны изменить распорядок дня, забронировать время на обучение своему навыку. А также установить крайний срок для того, чтобы держать себя в тонусе.

6

Отслеживайте прогресс

Отслеживание прогресса – это тот самый процесс, который положительно влияет на уровень мотивации. Как уже было сказано, в процессе обучения вы далеко не сразу начнете получать практические результаты, а значит, можете в любой момент опустить руки. Но не в том случае, если отслеживаете свои успехи.

Под отслеживанием стоит понимать в первую очередь ведение дневника. Вы записываете в него все, что и как изучали, а также, сколько времени на это ушло. Документируйте любые мелочи. Спустя несколько недель можно будет делать определенные выводы на основе этой информации. Вы научитесь выявлять тенденции, понимать свои сильные и слабые стороны, плохие и хорошие привычки. И наконец, станете делать правильные выводы, корректируя как свое поведение, так и план самообразования.

Англоязычный интернет предлагает большое разнообразие приложений, которые можно использовать для отслеживания прогресса в обучении, чтобы корректировать свой план в том случае, если в нем имеются неточности и пробелы.

  • Degreed. Учащиеся используют Degreed для количественной оценки, отслеживания и организации обучения из любого источника: как формального, так и неформального.
  • Diigo. Упрощает работу вашей информационной системы и улучшает производительность. Также добавляет цифровые отметки и заметки в PDF-файлы, сохраняет ссылки, изображения и страницы, а также поощряет сотрудничать и делиться информацией с другими учениками.
  • TopTracker. Это приложение можно использовать для отслеживания времени, которое вы проводите в Photoshop или других цифровых инструментах (а значит, подойдет для веб-дизайнеров и программистов).

Говорят, однажды писатель Айзек Азимов сказал: «Самообразование – это единственное образование, которое у вас есть». Тяжело с этим спорить, ведь именно вам лучше знать, что вы хотите изучать. Главное – создать эффективный план и неукоснительно ему следовать.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:1LLL

Методические
рекомендации

 по
составлению индивидуального плана

 работы по
самообразованию

Содержание:

  1. Пояснительная
    записка……………………………………………………………….3
  2. Цели, задачи
    и планируемый результат самообразования преподавателя ………4
  3. Самообразование
    как один из способов повышения профессиональной компетентности
    преподавателя…………………………….……..………………………………5
  1. Организация
    работы по самообразованию…………………………………..……….6
  2. Индивидуальный
    план работы педагога………………………………………….……10

Пояснительная
записка

Одним
из направлений методической работы образовательного учреждения является
организация повышения квалификации педагогов.

В
ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» практикуются разнообразные формы
работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, в том числе
обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе учреждения.
 Безусловно, все это оказывает влияние на развитие профессионализма
педагогов. Но первой ступенью совершенствования профессионального мастерства
педагога является самообразование. Работа по самообразованию регламентируется
положением учебного заведения о работе педагогов над темой самообразования и
утверждается  на методическом совете. В положении определены общие положения:

— настоящее
положение регулирует деятельность педагогических работников над темами
самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения
квалификации;

— работа педагогов
над темами самообразования является обязательной.

В
чем заключается проблема?
Важным условием самообразования является
правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Основой такой
работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.
Несмотря на то, что определены уровни, цели, технологии самообразования,
 организованное самообразование продолжает оставаться наиболее
труднореализуемой задачей. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют
навыками самостоятельной работы. В данной разработке предложены методические
рекомендации выбору темы и составлению индивидуального плана работы по
самообразованию и пути решения возможных проблем.

Цели и
задачи самообразования преподавателя

Цель:  Совершенствование
профессиональной компетентности преподавателя; систематическая работа по
повышению уровня квалификации педагога.

Задачи:

  • Организация работы по
    самообразованию;
  • Изучение
    программно-методических материалов и нормативно-правовых документов.
    Расширение и углубление теоретических знаний; изучение новых форм, методов
    и приемов обучения и воспитания, приобретение профессиональных навыков и
    умений в свете современных требований ФГОС по подготовке будущих
    квалифицированных специалистов;
  • Анализ и самоанализ своей
    педагогической деятельности по выбранной теме и имеющейся проблеме
  • Изучение и внедрение в
    практику передового педагогического опыта новейших достижений
    педагогической, психологической и других специальных наук, новых
    педагогических технологий,
  • Обобщение опыта работы.
    Участие в мероприятиях по обмену опытом работы (заседания МО, педсоветы,
    взаимопосещение уроков, семинары, мастер-классы, открытые уроки и
    внекалассные занятия, участие в конкурсах, конференциях и т.п.)
  • Участие в инновационных
    проектах.

Планируемый
результат: 
Осознание педагогами необходимости в постоянном
самообразовании, формирование определенных навыков и умений для успешной
профессиональной деятельности.

Самообразование
как один из способов повышения профессиональной компетентности преподавателя

Самообразование —
это целенаправленная
познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения
системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п.

 Самообразование
многокомпонентная личностно и профессионально значимая, самостоятельная,
познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное,
предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Уровни
самообразовательной деятельности:

  • Адаптивный
  • Проблемно-поисковый
  • Инновационный

 Цели самообразования
педагога:

  • Расширение общепедагогических
    и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов
    обучения и воспитания.
  • Углубление знаний по разным
    методикам.
  • Овладение достижениями
    педагогической науки, передовой педагогической практики.
  • Повышение общекультурного
    уровня педагога.

 Технология  
самообразования:

  • Общение с высококлассными
     педагогами и специалистами.
  • Решение конкретной задачи,
    имеющей практический  характер.
  • Поиск и критический обзор
    информации.
  • Индивидуальный план
    самообразования.

Организация
работы по самообразованию

 Цель работы над темами
самообразования — систематическое повышение педагогами своего профессионального
уровня.

Исходя из цели  перед
преподавателем ставятся следующие задачи:  

1.Выбор темы и сроков работы.

2.Составление индивидуального
плана.

3. Методическая работа в
соответствии с темой

3.Результаты работы и формы
представления.

Основой работы по
самообразованию становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.

Наиболее часто возникают следующие проблемы: 

Возможная
проблема

Пути решения

Не могу
определиться с темой самообразования

  • выделите из
    многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за обучающимися,
    результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для
    вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный
    результат.
  • определите
    актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость
    для повышения качества воспитательно-образовательного процесса

Не могу
правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность

При
подборе информации теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

Формулируйте  темы по
схемам:

— ЧТО-ТО как условие развития
ЧЕГО-ЛИБО;

-ЧТО-ТО как средство формирования
ЧЕГО-ЛИБО;
— Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития  (или
формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО

Например:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей
студентов

Формулировка от указания на
исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый процесс

Предмет
исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние

и т.п.

Познавательные
способности

Познавательная
активность

Умение что-то
делать

Личностные
качества

Любознательность

Самостоятельность 

Наблюдательность

и.т.п.

На внеклассных
занятиях

На экскурсиях

В процессе
изу-чения чего-либо

В процессе
зна-комства с чем-либо

При участии в
семинарах, конференциях и т.п.

Например: 
«Развитие познавательной активности обучающихся на уроках информатики при
решении практических задач с профессиональным содержанием»

Определение актуальности:

Ответьте на вопрос: почему данную
проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики
обучения и воспитания? Новизна  может заключаться в новом решении
вопросов,  затрагивать региональные особенности.

Подбор информации осуществляйте
следующим образом:

 — просмотр и обзор
оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает
чтение осмысленным и целенаправленным;

— ответьте на вопрос: могу ли
я  узнать то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?

С чего начать изучение
подобранной литературы:

— начните с изучения традиционных
методик по данной проблеме

— изучите современные взгляды на
проблему

— используйте опыт других
педагогов и ОУ

При
работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный
материал

  • По мере
    чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
  • Записывайте
    наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя
    различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта,
    выделяйте главное для себя условным символом;
  • Записывайте
    вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
  • Пользуйтесь
    справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могу
сформулировать цель и задачи работы

Цель –
это то, что необходимо получить или показать в результате работы. 

Например:

Тема «Деловая игра игры как
средство формирования коммуникативных способностей обучающихся»

Цель работы: Формирование и
развитие коммуникативных компетенций обучающихся

Задачи – пути
достижения поставленной цели.

Ответьте на вопрос, что нужно
сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач:

Содержание

деятельности
исследования

Частичный

предмет

 исследования

Изучить,

исследовать,
проанализировать, рассмотреть,

обосновать,

объяснить,

разработать,
экспериментально проверить,

доказать,

апробировать и
т.п.

Условия,

факторы,

подходы,

роль,

значение,

место,

средства,
возможности, целесообразность, приемы,

технологии,
рекомендации и т.п.

3. Результаты самообразования.

1.     Повышение
профессиональной компетентности педагога: расширение и конкретизация своих
знаний, глубокий и детальный анализ возникающих в работе проблем,
педагогических и психологических ситуаций; умение моделировать и прогнозировать
воспитательно-образовательный процесс

2.     Поиск
эффективных, приоритетных для себя приемов и способов работы, развитие и
совершенствование навыков диагностической и исследовательской деятельностью

3.     развитие
личных качеств, формирование гибкости мышления, раскрытие творческого
потенциала

4.     Пополнение
банка данных теоретического, практического, дидактического, материала для
качественного сопровождения воспитательно-образовательного процесса

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА

 НАД
ТЕМОЙ  САМООБРАЗОВАНИЯ

Что можно включить
в план самообразования?

Личный
план самообразования преподавателя может содержать разные позиции, в
зависимости от выбранного направления: методологического, исторического,
эстетического, ИКТ, охраны здоровья и других. Но каждый план должен обязательно
включать в себя описание результатов, которых педагог планирует достичь к
определенному сроку.

В
качестве результатов можно включить в план следующие пункты:

  • Повышение качества знаний по
    предмету;
  • Разработка методической
    продукции;
  • Доклады, выступления;
  • Разработка электронного
    учебного ресурса, дидактических материалов, наглядности;
  • Разработка и проведение
    открытых занятий по собственным технологиям;
  • Проведение семинаров, 
    консультаций, мастер-классов
  • Участие в научно-исследовательской,
    проектной и инновационной деятельности;
  • Обобщение опыта работы по
    исследуемой проблеме (теме) и др.

Также результатами
самообразования является профессиональная компетентность, высокий
общекультурный уровень педагога.

Требования к
оформлению плана:

1.     Титульный
лист.

2.     Личные
данные педагога.

3.     Деятельность
педагога по самообразованию: название профильной темы для самообразования,
обоснование выбранной темы, предполагаемые результаты.

4.     Собственно
план: основные этапы, сроки исполнения каждого этапа, планируемые мероприятия,
формы отчета по каждому мероприятию.

5.     Оценка
проведенной деятельности: самоанализ проделанной работы, рекомендации коллег,
администрации.

Перспективный план
самообразования преподавателя составляется обычно на 3-5 лет. Но на каждый
учебный год планируется отдельный этап по выбранной теме.

Примерный
образец оформления плана самообразования

Тема:

Дата начала работы
над темой

Предполагаемая
дата окончания работы над темой

Цель:

Задачи:

Этапы

Содержание
работы

Сроки

Форма
предоставления результатов

1. Подготовительный

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение информации по
проблеме и имеющегося опыта.

2. Прогностический

1. Определение цели и задач

работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных
на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

3. Практический

1. Внедрение
передового педагогического опыта;

системы мер, направленных
на решение проблемы.

2. Формирование методического
комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих
и промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

4. Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов

работы по теме.

3. Представление материалов.

Отчет о
проделанной работе за учебный год.

Выводы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти радикал числа
  • Как составить свою карту в гугл мапс
  • Как найти человека на spaces ru
  • Как составить электронную формулу мышьяка
  • Error status sec write data not allowed 0xc002000c как исправить