Как составить план сообщения что такое общество

Тема:
Что такое общество. Общество как сложная динамичная система. Строение общества.

                                                 
План

   1.Что такое общество?

   2.Общество как система.

   3.Основные сферы общественной жизни.

   4.Институты общества. Функции и
структурные элементы основных институтов общества.

 1. Человек –
это такое общественное существо, которое способно реализовать свои возможности
только в обществе. Только с осознанием понятия социума, мы можем правильно
понимать определенные действия человека, его отношения и связи или условия
проживания.

Общество
не появилось спонтанно, оно существовало всегда, в разные времена и эпохи,
когда человек еще даже не имел представления о том, что такое страна или
государство. Первоначально, общество в основном ассоциировалось с государством.
Сейчас под этим термином подразумевают, такое объединение людей, при котором
они владеют общей территорией и государственным устройством.

Бытие людей в обществе характеризуется различными
формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет
собой результат совокупной, совместной деятельности многих поколений людей. И
само общество есть продукт взаимодействия людей.

Существует множество определений общества. В узком
смысле этого слова, под обществом можно понимать определенную группу людей,
связанных обычно определенными интересами.

В широком смысле, обществом называют любую
совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Применяется и другое определение: Общество- это
обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира,
которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в
себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Также под понятием общества иногда используется
такой термин, как «социум». В переводе с латинского «социум» — это слово
означает объединение, совместный труд, общественная жизнь.

Социальные
процессы общества тесно связаны с различными науками и изучаются разными
общественными дисциплинами:

общество

            2.В
широком философском смысле обществом называют динамическую саморазвивающуюся
систему, то есть такую систему, которая способна, изменяясь, развиваясь,
сохранять свою сущность.

Итак, общество —
система, определяется как комплекс взаимодействующих элементов. Элемент – это
то, из чего состоит система. Если рассматривать общество как
сложноорганизованную систему, то необходимо выделить то, что называется
подсистемой. Подсистемами ученые называют «промежуточные» комплексы, более
сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. В таком случае
подсистемами общества принято называть сферы общественной жизни.

 3.Таким
образом, рассматривая строение, структуру общества, его разделяют на четыре
основные сферы: Экономическую, политическую, социальную и культурную.

                                               Сферы
общества:

    Необходимо дать краткую характеристику
этим сферам:

    Экономическая сфера— это
базис, фундамент существования, жизнедеятельности общества. Элементами этой
сферы (подсистемы) являются: материальное производство и производственные
отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных
благ, их обмена и распределения.

    Политическая сфера— это
управленческая надстройка общества, которая включает в себя политику,
государство, право, их соотношение и функционирование.

     Социальная сфера— как бы
отвечает за социально-демографические процессы в обществе и состоит из таких
структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их
взаимоотношении и взаимодействии друг с другом.

     Культурная, или духовная сфера
— отражает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи
воплощенными в реальной жизни общества, образуют то, что принято называть
духовной культурой.

   Таким образом, каждая из этих сфер,
будучи сама элементом системы(общества), в свою очередь оказывается системой по
отношению к элементам, ее составляющим. Все сферы общественной жизни
взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Однако, благодаря такому условному
разделению, нам будет легче изучать общество как весьма сложную систему.

Особенности сфер общественной жизни

Сфера

Функция

Экономическая

Производство необходимых для людей товаров и услуг и их
распределение между ними. Предприятия и экономические отношения между людьми

Политическая

Связана с государством и органами государственной власти:
президент, аппарат президента, парламент, прави­тельство, региональные органы
власти, армия, милиция, налоговая и таможенная службы

Социальная

Взаимодействие больших социальных групп общества: наций,
народов, классов, сословий и др. Учреждения, обеспечивающие жизнь и
деятельность людей: магазины, столовые, больницы, поликлиники, почта, клубы,
парки культуры, стадионы и др. Органы социальной защиты и социального
обеспечения

Духовная

Относят культуру, науку, образование, религию. Составные части:
университеты, школы, музеи, театры, худо­жественные галереи, средства
массовой информации, памятники культуры, национальные художественные
сокровища, церковь

4.Четырем
сферам общественной жизни соответствуют четыре института общества.

      Учащиеся записывают в тетрадь
определение: социальный институт— это устройство общества, созданное для
удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

В
соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные
группы институтов:

§      экономические
институты —
разделение труда, собственность,
рынок, торговля, заработная
плата
, банковская
система
, биржа, менеджмент,
маркетинг
и т.д.;

§      политические
институты
— государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм,
президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;

§      институты
стратификации и родства —
класс, сословие, каста,
половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение,
семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;

§      институты
культуры
— школа, высшая школа, среднее профессиональное образование,
театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Число
социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты
многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты
могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт
образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей
школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья — институты
материнства, усыновления и т.д.

Поскольку
общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать
(например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или
институт гражданского общества). Формирование социального института называется
процессом институционализации.

Структуру
социального института
образуют:

§      социальные
группы
и социальные
организации
, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

§      Совокупность
норм,
социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение
потребностей;

§      система
символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая
марка, флаг, бренд и т.д.);

§      идеологические
обоснования деятельности социального института;

§      социальные
ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам
социального института
 относятся:

§      совокупность
учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или
иных потребностей общества;

§      система
культурных образцов, норм, ценностей, символов;

§      система
поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

§      материальные
и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

§      общественно
признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим
признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно
включает в себя:

§      преподавателей,
чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;

§      нормы
поведения студентов, отношение общества к системе профессионального
образования;

§      сложившуюся
практику отношений между преподавателями и студентами;

§      здания,
аудитории, учебные пособия;

§      миссию
— удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним
профессиональным образованием.

     Задание на дом:

1.Изучить материал
по теме в учебнике, ответить на вопросы и выполнить задания.

            2.Составить краткое описание
одного или двух социальных институтов общества, например, образования и семья.

Приветствую Вас, друзья!

В этой статье разберемся с тем, что такое общество в широком и узком смысле. Узнаем признаки, функции и структуру общества. Рассмотрим типы общества и сферы общественной жизни. Начнём.

Что такое общество?

Общество (в широком смысле) — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, и включает в себя способы коллективного взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество (в узком смысле) можно рассматривать в нескольких проявлениях:

  • государственной или географической принадлежности определенной группы людей (пример – российское общество);
  • объединения людей по интересам, профессиональным признакам (пример – общество медицинских работников);
  • определенного этапа развития цивилизации (пример – постиндустриальное общество);
  • социального окружения (пример – дурное общество);
  • человечества в целом (общество людей).

Стоит отметить и тот факт, что общество – продукт деятельности людей. Деятельность эта сводится к реализации мер, необходимых для существования и функционирования общества. Последнее буквально произрастает из повседневной деятельности каждого из людей; без взаимодействия отдельных участников оно просто не существовало бы.

Общество стоит рассматривать в первую очередь в качестве сложной с организационной точки зрения, а также динамично развивающейся системы. Система же, что не стоит привязывать к контексту – это множество взаимосвязанных элементов, представляющих целое. Всякая система включает в структуру подсистемы; подсистемы же включают отдельные, формирующие их составляющие.

Различные подходы к пониманию общества

В различные времена множество ученых и философов озвучивали собственный взгляд на то, что такое общество. Рассмотрим наиболее популярные взгляды:

Аристотель

Аристотель рассматривал общество в качестве совокупности людей, единых стремлением удовлетворить определенные потребности.

Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо

Мыслители предложили теорию общественного договора. Согласно этой теории, всякий человек обладает определенным набором прав и может контролировать собственные действия в рамках условной социальной договоренности.

Георг Гегель

Гегель – автор идеи, согласно которой общество – «тяжелый уклад». Именно Гегелем введено понятие гражданского общества, в рамках которого «каждый зависит от каждого».

Макс Вебер

Мыслитель считал, что общество является результатом социальных интересов каждого из его членов.

Огюст Конт

Согласно мнению Конта, общество – то, что формируется посредством мыслительных конструктов; он считал, что оно представлено различными системными элементами (семья, класс и т. д.). Основа общества в понимании мыслителя – разделение труда.

Карл Маркс

Для Маркса общество как категория – это совокупность исторических начал взаимодействия людей; совокупность эта складывается в процессе жизнедеятельности отдельных членов общества.

Признаки общества

К числу наиболее важных и определяющих признаков общества, относится:

  • Наличие подсистем и отдельных элементов, сфер (примеры: экономико-политическая, духовная сферы и т. п.);
  • Динамичность (одни элементы заменяют другие; статичность элементов – не признак общества как системы);
  • Наличие закономерностей в рамках исторического развития;
  • Альтернативность, нелинейность (всегда существует множество вариантов, к примеру, путей развития общества);
  • Способность менять окружающий мир (человек подстраивает окружающую среду под собственные нужды и потребности);
  • Несводимость исключительно к людям (человек способен создавать надындивидуальные связи и т. п.);
  • Самодостаточность (способность усилиями всех членов общества создавать условия для существования).

Сферы жизни общества

Общество, о чем мы уже упоминали – сложная система, в которой гармонично сосуществуют условно бесконечные множества подсистем; в подсистемах же существуют множества элементов. Подсистемы стоит рассматривать в качестве социальных институтов – совокупностей ролей, норм, процессов и т. д.

Также подсистемы – это сферы жизни общества. Выделяются такие сферы (сфера/элементы):

  • социальная (личность, этнос, нация, класс);
  • экономическая (отношения и силы производственного характера, удовлетворение потребностей материального характера и т. п.);
  • политическая (партии, движения, власть);
  • духовная (формы общественного сознания).

Отметим, что каждая из сфер неизбежно сталкивается, взаимодействует с другими, при этом сохраняет изначальный вид. Также в отдельных сферах формируются собственные социальные институты (группы людей, объединенных по различным характеристикам).

Структура общества

Вне взаимодействий людей общество как явление не может существовать, о чем мы уже говорили. Оно – буквально механизм, функционирование которого зависит от работы отдельных элементов. Отсюда ясно, что в обществе выделяются отдельные структуры, системы:

  • институты;
  • слои;
  • общности;
  • группы.

Каждая из категорий подвергается внешним воздействиям. В отдельных социумах закономерным и даже неизбежным является появление личности, индивида, который принимает роль «реформатора» взглядов конкретных групп людей. Следствием может стать отклонение от устоев, традиций, а иногда и изменение истории народностей.

Между приведенными ранее категориями складываются социальные отношения, которые могут быть реализованы посредством:

  • прямого общения членов общества, какой-либо группы для решения общих задач (характерно при условии проживания различных групп людей бок о бок);
  • социального взаимодействия, приводящего к изменению какого-либо члена под влиянием другого (в процессе формируются новые типы отношений; пример – создание новой семьи, в процессе существования которой муж перенимает привычки жены).

Функции общества

К числу основных функций общества, относятся следующие:

  • репродуктивная (рождение детей);
  • транслирующая (передача культурных и прочих ценностей от поколения к поколению);
  • социализирующая (формирование личности);
  • идеологическая (формирование идеалов);
  • производственная (создание социальных благ);
  • распределительная (распределение благ);
  • регулирующая (государственное регулирование).

Типы общества

Человеческие общества многообразны, и в науке существуют различные классификации типов общества. Одной из наиболее популярных теорий является теория модернизации, согласно которой, общество делится на 3 вида: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Рассмотрим каждый из видов подробнее.

1. Традиционное

Основные характеристики: наличие традиций, главенство обычаев. Также для традиционного общества характерна слабая развитость контактов с прочими социумами, что обуславливает две другие характеристики: замкнутость и заторможенность развития.

Особенности традиционного общества:

  • патриархальное устройство;
  • преобладание аграрного хозяйства;
  • наличие сословий при единовременном отсутствии возможности смены социального статуса;
  • влияние культов, религии на образ жизни людей.

В таком типе общества «Я» теряется во множестве «Мы», а индивидуальность – порок.

2. Индустриальное

Суть – развитие промышленности с учетом научных достижений. В таком обществе освоение производственных новшеств является основанием для гордости и удовлетворения членов. При этом прочие общества, у которых что-либо получается лучше, рассматриваются членами одной группы в качестве конкурентов или врагов.

Особенности:

  • высокая ценность технологий;
  • важное место науки как общественного института;
  • развитие массовых культур;
  • наличие классов;
  • наличие правовых основ гражданского общества.

Стоит отметить, что такой тип общества не предполагает развития только точных наук. Развиваются также гуманитарные дисциплины, разрабатываются различные способы манипулирования общественным сознанием.

3. Постиндустриальное

Именно такое общество складывается в большинстве стран мира на сегодняшний день. Информация здесь – ценность и интегрирующий фактор. Границы между социумами практически стерты, что обусловлено распространенностью интернета и компьютерных технологий.

Особенности:

  • ценность информации (знание – товар);
  • глобализация в различных сферах;
  • наука – основа прогресса;
  • наличие межкультурных связей;
  • унификация ценностей и идеалов.

Такое общество меняет жизнь, а вместе с ней – психологию людей на всех уровнях. Речь об интеллекте, восприятии действительности, общении, семейных отношениях и не только. Все перемены этих сфер именно сегодня являются особенно ощутимыми; они – область особенного внимания психологов, социологов и других специалистов, специализации которых касаются области общественного сознания.

Науки, изучающие общество

Практически любая из наук прямо или косвенно касается какой-либо сферы жизни общества. Приведем конкретные примеры наук, которые наиболее тесно связаны с обществом:

  • Социология. Изучает общество, его характеристики, связи, возникающие в нем и прочие области. Социологи заняты исследованиями всей совокупности общественных процессов, а также групп людей, наций, народностей и т. д.
  • История. Наука изучает периоды становления общества, его развития. История – одна из древнейших общественных наук.
  • Культурология. Изучает, что понятно, культуру, многообразие форм ее проявления. Задача – создание культурной картины мира.
  • Антропология. Изучает происхождение и развитие людей.
  • Археология. Наука изучает историю общества, руководствуясь находками (остатками), полученными в процессе раскопок на местах древних поселений, могильников и т. п. Результатом деятельности археологов становится воссоздание картины миры в разрезе различных исторических эпох.
  • Этнография. Исследует особенности расселения, быта, нравов различных народов мира.
  • Демография. Изучает численность, состав населения и различные показатели социологического характера.
  • Экономика. Касается хозяйства, общественных отношений в условной сфере «производство-распределение-потребление».
  • Политология. Область знаний о политике, о закономерностях развития политической жизни общества.
  • Правоведение. Посвящено изучению правовой системы общества; объект исследований – право с точки зрения регулирующего общественных отношений инструмента.
  • Психология. Исследует внутренние духовные процессы людей, мотивы поведения, межличностные отношения и т. п.
  • Философия. Исследует бытие и смысл жизни людей, создает картину мира, формирует мировоззрение.
  • Педагогика. Касается принципов, методов воспитания и обучения, передачи опыта от поколения к поколению.
  • Теология. Объединяет совокупность дисциплин, исследующих и объясняющих основы учений о религиях, догмах.
  • Обществознание. Совокупность дисциплин, исследующих различные аспекты жизни общества, процессы, протекающие в нем. Обществознание частично объединяет отдельные области знаний философии, социологии, политологии и т. д.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


4

1 ответ:



0



0

Общество в широком смысле —  форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию.
  Общество нередко отождествляется с социальностью вообще и сводится к формам общения и совместной деятельности индивидов, хотя сами по себе индивиды, находящиеся в общении и занятые совместной деятельностью, включая распределение совместно произведенного продукта, ещё не составляют в специальном. социологическом понимании общества, а остаются всё теми же индивидами, включёнными в групповые (коллективные) формы жизнедеятельности. Однако в широком значении — они могут представлять собой различные виды обществ, например, добровольное спортивное общество, общество с ограниченной ответственностью, хозяйственные товарищества и общества (социальные организации и объединения).
Общество — это надындивидуальное объединение людей, которому присущи социальная дифференциация и разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальности: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временному; по способу производства и т.д.

Читайте также

Его будет очень трудно учить)))

<span>Административными правоотношениями называют
общественные отношения, которые возникают в связи с конкретными действиями и
событиями, и которые предусмотрены в нормах административного права.
Складываются они в сфере деятельности исполнительной власти.</span>

истине одинно чтобы прийти к нему нужно пройти 1000 путей, чтобы понять что истинно….только практика и ошибки приводят к истине

Воды пресной человек без воды не может жить.

7 ……………………

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО

План 1. Различные понятия «Общества» 2. Общество как совместная деятельность людей 3. Общество и

План 1. Различные понятия «Общества» 2. Общество как совместная деятельность людей 3. Общество и природа

Домашнее задание: П. 1 – учить Вопросы для самопроверки: 1, 2, 3, 4, 5

Домашнее задание: П. 1 – учить Вопросы для самопроверки: 1, 2, 3, 4, 5 В тетради: читать документ и ответить на вопрос№ 1 и зад. № 1. и № 2.

Общество (в узком смысле) Объединение с какой-либо целью Страна, государство Исторический этап в развитии

Общество (в узком смысле) Объединение с какой-либо целью Страна, государство Исторический этап в развитии человечества Человечество в целом

В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения

В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какоголибо народа или страны. В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В чём выражается особенность человеческой деятельности? Человек Животные Приспособление + преобразование природы; Целесообразность+ целеполагание

В чём выражается особенность человеческой деятельности? Человек Животные Приспособление + преобразование природы; Целесообразность+ целеполагание Приспособление к природе Целесообразность (инстинкт)

ОБЩЕСТВО КАК СОВМЕСТНАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ

ОБЩЕСТВО КАК СОВМЕСТНАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями

 • общественные отношения Вторичные (идеальные) Первичные (материальные) Формируются в ходе практической деятельности производственные

• общественные отношения Вторичные (идеальные) Первичные (материальные) Формируются в ходе практической деятельности производственные экологические Определяются определёнными ценностями, проходят через сознание моральные политические религиозные правовые

В свою очередь, материальные отношения подразделяют на: ü производственные, ü экологические, ü отношения по

В свою очередь, материальные отношения подразделяют на: ü производственные, ü экологические, ü отношения по делопроизводству; духовные на: ü моральные, ü политические, ü правовые, ü художественные, ü философские ü религиозные общественные отношения.

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

Природа – среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не

Природа – среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желания человека, законами. Окружающая среда: ü Естественная (природа) ü Искусственная (объекты созданные человеком)

Качественные изменения во взаимодействии человеческого общества с природой получили название – техногенной революции. 1.

Качественные изменения во взаимодействии человеческого общества с природой получили название – техногенной революции. 1. Неолитическая революция (аграрная) 2. Промышленная (индустриальная) революция 3. Постиндустриальная (информационная) революция.

Тест № 1 Тема: Общество и человек 10 класс 1. Общество в широком смысле

Тест № 1 Тема: Общество и человек 10 класс 1. Общество в широком смысле — это а Обособившаяся от природы часть мира б Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения в г Круг образованных, передовых людей страны; интеллигенция Определённый этап исторического развития человечества 2. Основным элементом общества является а б в г Социальная сфера Материально-производственная сфера Человек Природа 3. Термин общество не включает в себя понятие а б в г Природной среды обитания Форм объединения людей Части материального мира Способов взаимодействия людей 4. В чём заключается цель человеческого существования а б в г В стремлении быть счастливым В любви к ближнему В стремлении реализоваться как личность Нет однозначного ответа на этот вопрос

Нужно составить тезисный план?

Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция (от лат. integer — целый) — состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.
Степень групповой интеграции связывают с уровнем развития группы как общности. Развитой исследователи считают малую группу, в которой, во-первых, сложилась достаточно дифференцированная система всех видов отношений, о которых говорилось выше, а во-вторых, эти отношения являются нравственными, соответствующими социальным нормам и отвечают требованиям, предъявляемым обществом к личности и социальному объединению.
Согласно теории современного российского психолога А. В. Петровского, группу условно можно представить состоящей из трех слоев. Каждый слой связан с особым принципом построения отношений между членами группы и соответствующим им уровнем развития, а значит, и степенью интеграции. В первом, поверхностном слое имеют место непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга, приемлемости или неприемлемости. Этот слой соответствует начальной стадии развития группы. Во втором слое имеют место отношения, основанные на совместной деятельности. В третьем слое развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы. На основе представлений о трех слоях группы строятся представления о групповой интеграции. Так, о групповой интеграции свидетельствует, с одной стороны, эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами, т. е. сознание и переживание принадлежности к группе (проявление первого слоя), с другой — оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общих задач (проявление второго слоя). Наконец, еще один показатель групповой интеграции — степень совпадения представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для групповой жизнедеятельности (проявление третьего слоя).

Групповая интеграция проявляется в относительно непрерывном и устойчивом существовании группы. Важными, постоянно действующими факторами групповой интеграции являются процессы сплоченности, руководства и лидерства. О них вы узнаете в следующих параграфах.
Согласно экспериментальным данным, к числу процессов, способствующих групповой интеграции, относят возникновение чувства «Мы» и его ощутимое усиление, например, в ситуациях межгруппового соревнования. Помимо этого, на групповую интеграцию всегда влияет конфликтная ситуация, усиливающая значение групповых норм и правил поведения.
Следует помнить, что у групповой интеграции есть оборотная сторона. С нею связан процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я». Это может приводить к ослаблению индивидуальной ответственности за свое поведение. Например, иногда вместе люди делают то, чего не стали бы делать в одиночку. (Если кому-либо приходилось сбегать с уроков, вспомните, происходило это в одиночку или в компании одноклассников. В какой степени вы осознавали ответственность за свой поступок в том и другом случае?) Деиндивидуализация личности проявляется, в частности, в группах антисоциального характера, которые будут рассмотрены в отдельном параграфе.
Интеграция в группах, основанных на гуманистических ценностях, связана со становлением и развитием хороших личных, эмоционально благоприятных, доверительных, дружеских отношений. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу. Такие отношения обеспечиваются вниманием, доброжелательностью, тактичностью, уважительным отношением друг к другу, поддержкой в трудных ситуациях, сопереживанием радостям и огорчениям друг друга.
Дружеские отношения в малой группе являются одной из главных особенностей межличностных отношений в подростковом и старшем школьном возрасте. В приятельские и дружеские группы входят практически все дети, подростки и юноши. Чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, так как в них он получает возможность ощущать себя равным, принятым, ценным.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить предложение со словом корень дерева
  • Как составить портфолио дошкольнику
  • Как найти библиотеку в телефоне самсунг
  • Как найти частное решение с начальными условиями
  • Как исправить текст в ворде через телефон