Как составить план статьи по культуре речи

Рефераты по культуре речи

Содержание:

  1. Подбор литературы по избранной теме и ознакомление с ней
  2. Изучение отобранных литературных источников
  3. Как написать реферата по культуре речи
  4. Структура реферата по культуре речи
  5. Титульный лист
  6. Содержание
  7. Введении
  8. Основная часть
  9. Заключение
  10. Список литературы
  11. Приложения
  12. Как написать реферат по культуре речи
  13. Оформление реферата по культуре речи
  14. Скачать готовые рефераты по культуре речи
  15. Примеры рефератов по культуре речи

Реферат по культуре речи — краткое изложение в письменном виде содержания научных трудов по выбранной теме исследования по предмету «Культура речи».

Реферат по культуре речи самостоятельная научно-исследовательская работа, где студент раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, делает выводы, обобщения.

Цель реферата по культуре речи: приобретение навыков самостоятельной работы по подбору, изучению, анализу и обобщению литературных источников.

Объем реферата по культуре речи составляет от 18 до 23 страниц.

Если вы хотите научиться сами выполнять реферат по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его написать» я подробно рассказала.

Подбор литературы по избранной теме и ознакомление с ней

Следует подбирать литературу, освещающую как теоретическую, так и практическую стороны проблемы. Предварительное ознакомление с отобранной литературой необходимо для того, чтобы выяснить, насколько содержание той или иной книги или журнальной статьи соответствует избранной теме. Кроме того, предварительное ознакомление позволит получить полное представление о круге вопросов, охватываемых темой, и составить рабочий план реферата.

Изучение отобранных литературных источников

После того как составлен план реферата, следует приступать к детальному изучению отобранной литературы. При ее изучении, как правило, составляются конспекты. Это могут быть выписки (цитаты), краткое изложение мыслей, фактов или характеристика прочитанного материала в виде подробного плана тех мест работы, которые могут потребоваться при написании текста реферата. Во всех случаях при конспектировании литературы необходимо записывать название источника, издательство и страницы, откуда заимствованы записи, чтобы в дальнейшем при написании работы иметь возможность делать ссылки на литературные источники.

Как написать реферата по культуре речи

Реферат пишется на основе тщательно проработанных литературных источников. Во введении на одной странице должна быть показана цель написания реферата, указаны задачи, которые ставятся для постижения главной цели реферата. Кратко следует коснуться содержания отдельных разделов работы, охарактеризовать

в общих чертах основные источники, которые нашли свое отражение в работе.

В текстовой части рассматриваются основные вопросы реферата. Основная часть может состоять из двух-трех глав, в каждой главе следует выделять два-три параграфа; в конце каждой главы делаются краткие выводы.

Изложение материала должно быть конкретным, последовательным и логичным. При этом важно не просто переписывать первоисточники, а излагать основные позиции по рассматриваемым вопросам.

В заключении следует сделать общие выводы и кратко изложить изученные положения (представить содержание реферата в тезисной форме).

После заключения необходимо привести список литературы и, если необходимо, приложения.

Каждая глава в тексте должна иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в оглавлении. Новую главу можно начинать на той же странице, на которой закончилась предыдущая, если на этой странице, кроме заголовка, поместится не менее 4-5 строк текста новой главы.

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения. Наиболее часто употребляемыми сокращениями являются следующие: др. (другие), пр. (прочие), т. д. (так далее), т. п. (тому подобное), т.е. (то есть), см. (смотри), ср. (сравни), г. (год или город), гг. (годы, города), в. (век), вв. (века), рис. (рисунок), кг (килограмм), руб. (рублей), км (километр), тыс. (тысяча), млн (миллион), млрд (миллиард). Слова и другие, и тому подобное, и прочие внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращения слов: так называемый, так как, например, около, формула.

Важным моментом при выполнении реферата является оформление ссылок на используемые источники. Текст ссылки выполняется шрифтом «Times New Roman», кегль 10, без красной строки.

При оформлении ссылок в настоящее время используется несколько стандартов. В работе нужно выбрать один из используемых стандартов оформления ссылок и придерживаться его на протяжении всей работы.

В реферате рекомендуется использовать подстрочные ссылки. Они располагаются внизу страницы под текстом за горизонтальной чертой, проводимой через 1,5 интервала. В них указывается фамилия автора, его инициалы, название работы, место издания, год, используемые страницы. Нумерация ссылок является постраничной: на новой странице — новая нумерация ссылки.

Структура реферата по культуре речи

Реферат по культуре речи должен быть логичен по своему содержанию, в нём в систематизированной форме должны быть изложены материалы проведенного исследования и его результаты.

В реферате по культуре речи следует избегать использования усложненной терминологии, сокращений, аббревиатур.

Реферат должен содержать:

  • титульный лист,
  • содержание,
  • введение,
  • основную часть,
  • заключение,
  • список литературы
  • приложения.

Титульный лист

«Титульный лист» содержит:

  • Вверху указывается полное наименование учебного заведения.
  • В среднем поле указывается вид работы и учебный предмет (реферат по культуре речи).
  • Ниже по центру заголовка указывается название темы реферата.
  • Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается Ф.И.О студента, группа. Еще ниже — Ф.И.О и должность преподавателя.
  • В нижнем поле указывается город и год выполнения реферата (без слова «год»).

Пример:

Рефераты по культуре речи

Содержание

«Содержание» включает введение, главы и параграфы, раскрывающие тему курсовой работы, заключение, список использованной литературы, приложение с указанием в правой части листа номера соответствующих страниц.

Пример:

Рефераты по культуре речи

Введении

Во «Введении» прописывается актуальность исследуемой проблемы, цель, задачи, объект, предмет исследования, практическая значимость исследования.

Пример:

Рефераты по культуре речи

Основная часть

В «Основной части» должно быть полно и систематизировано изложено состояние изучаемой проблемы. Для написания основной части составляется план текста как перечень основных положений, которые предстоит раскрыть. План – это названия глав и параграфов работы. Необходимо добиться соразмерности их между собой по объему и степени сложности содержания.

Названия (заголовки) глав, параграфов не должны совпадать ни друг с другом, ни с темой. Эти заглавия должны быть содержательными, проблемными и отражать идеи, раскрываемые в них.

Пример:

Рефераты по культуре речи

Заключение

В «Заключение» дается обобщение выполненного исследования с выводами по главам. В заключении автор может вновь обратиться к актуальности изучаемой проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апробировать иной исследовательский подход, о целесообразности применения тех или иных методов и т. п. Как и на «Введение» на него отводится 1/10 части всего текста, но не менее половины страницы.

Пример:

Рефераты по культуре речи

Список литературы

«Список использованной литературы» включает не менее 10 источников изданных за последние 5 лет, интернет-ресурсовы. Вся литература оформляется строго в

алфавитном порядке, по первой букве фамилии автора труда или названия книги, изданной под редакцией. Каждой работе присваивается свой порядковый номер, и затем на него делаются ссылки в тексте работы при цитировании.

Пример:

Рефераты по культуре речи

Приложения

В «Приложении» помещается материал уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения исследуемой проблемы и не вошедший в текст основной части. Оно имеет дополняющее значение и включает статистический, иллюстративный, графический материал и иной материал, который при включении в основную часть загромождает текст. Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок в тексте основных разделов. Если приложений более 10, их следует объединять по видам.

Пример:

Рефераты по культуре речи

Как написать реферат по культуре речи

Реферат – это не простое описание фактов и явлений истории, тем более повторение текста глав учебника или монографий. Работая над рефератом, студент должен показать, насколько он умеет критически проанализировать собранный исторический материал, самостоятельно мыслить и аргументированно излагать своё понимание, свою интерпретацию изучаемого вопроса.

Реферат по культуре речи должен обладать следующими свойствами:

  • целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая),
  • связность (логическая и формально-языковая),
  • структурность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение),
  • завершенность (смысловая и жанрово-композиционная).

Этапы написания реферата по культуре речи:

1 этап — подготовительный.

  • поиск материалов по определенной теме
  • выбор литературы в конкретной библиотеке
  • определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.

2 этап — исполнительский.

  • чтение книг (других источников)
  • ведение записей прочитанного (сканирование)
  • отбор материалов
  • составление плана реферата

3 этап — заключительный.

  • обработка имеющихся материалов и написание реферата
  • составление списка использованной литературы.

Реферат в любой форме связан с поиском информации. Только глубокое изучение литературы по теме позволит получить информацию о современном состоянии изучаемой проблемы.

Для этого существуют библиотеки и тематические каталоги в справочно-библиографических отделах библиотек. Информацию о литературе можно также почерпнуть из изданий, посвященных выбранной теме.

При работе с литературой следует помнить, что монографии, учебники и учебные пособия, опубликованные в этом году, опубликовали результаты исследований двухлетней давности и более. Наиболее актуальную и «свежую» информацию можно получить из научных журналов и газет, информационных материалов, статистических сборников и др.

Новые компьютерные технологии позволяют современному исследователю работать с большим объемом информации. В глобальной сети сегодня можно найти оцифрованные работы отечественных и зарубежных историков, электронные копии архивных документов, тысячи сканированных исторических источников, материалы из археологических и этнографических экспедиций, коллекции фотографий, карт, диаграмм.

Материал, полученный в результате работы с литературой и источниками, как правило, превышает требуемое количество страниц реферата. В дальнейшем необходимо будет сконцентрироваться на выбранных проблемах, отсеять ненужные и написать окончательный вариант реферата из полученного материала.

После того, как материалы, необходимые для работы, выбраны, следует наметить последовательность исследований, чтобы лучше определить примерное содержание и соответствующую структуру реферата. При работе с источниками и литературой рекомендуется записывать основные положения, примеры и выводы изученных работ на отдельных карточках или в специальной тетради, точно указывая их авторов, заголовки и страницы. Следует отметить, что при наличии сомнений в авторстве реферата преподаватель имеет право потребовать оригиналы этих подготовительных материалов.

План — это содержание реферата, которое содержит все заголовки реферата. Следует помнить, что все заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Правильно составленный план реферата служит организационным началом работы, помогает систематизировать материал и обеспечивает последовательность в его представлении. Обычно он составляется по хронологическому или проблемному принципу. Первый предполагает рассмотрение явления в его историческом развитии (от прошлого до настоящего), второй — рассмотрение нескольких явлений (проблем) и связей между ними. Можно сочетать оба подхода, используя проблемный и хронологический принцип.

Написание введения для реферата по культуре речи очень ответственная часть работы. Введение обосновывает актуальность выбранной темы и то, почему она привлекла к себе внимание. Приводятся причины, почему она представляет научный интерес и почему привлекла внимание исследователя. Важно также указать, как данная тема рассматривается различными научными школами или отдельными историками. Введение должно содержать краткое описание исторических источников и научной литературы, а также историко-графический обзор проблемы. Затем определяются цель и содержание задачи реферата. В конце введения желательно раскрыть структуру реферата, а также дать список его структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Объем введения составляет две или три страницы.

Написание текста основной части для реферата по культуре речи сопровождается разделением на главы и подразделы глав в зависимости от цели и задач, которые должны быть достигнуты в реферате. Основная часть реферата должна состоять из двух или трех глав. Содержание глав основной части реферата должно точно соответствовать теме работы и полностью раскрывать ее. Методология и техника исследования подробно обсуждаются здесь, а результаты обобщаются.

Написание заключения для реферата по культуре речи подводит итог всему исследованию, заключение даёт последовательное, связное и логичное представление результатов исследований, их связь с общей целью и конкретными задачами, изложенными и сформулированными во введении. Вывод в целом предполагает также обобщенную окончательную оценку проделанной работы. Заключение состоит примерно из двух-трех страниц.

После заключения размещается список использованных источников и литературы. Каждый источник перечисляется строго по его названию в алфавитном порядке и нумеруется. Некоторые авторы из общего списка литературы выделяют справочные и энциклопедические издания в отдельный список. Если реферат содержит ссылки на мемуары, дневники, письма, газетные материалы и другие источники, этот раздел следует озаглавить «Список использованных источников».

Различные вспомогательные или дополнительные материалы размещаются в приложении. Это могут быть копии оригиналов документов, иллюстраций, фотографий, карт, планов и протоколов или это могут быть таблицы, графики, рисунки, карты и тексты в их форме.

Оформление реферата по культуре речи

Реферат по культур речи выполняется на листах бумаги формата А4 (297х210) при наборе текста в редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman или Arial кеглем — 14 пт, межстрочный интервал – 1,5, размер левого поля – 3,0 см, правого, нижнего и верхнего – 2,0 см.

Реферат должен иметь сквозную нумерацию страниц, включая список использованной литературы и приложения. Номер страницы проставляется вверху страницы «по центру». Титульный лист считается первым, содержание вторым, но номер страницы на них не проставляется.

Скачать готовые рефераты по культуре речи

  1. Скачать реферат по культуре речи на тему: Культура разговорной речи
  2. Скачать реферат по культуре речи на тему: Культура речевого поведения
  3. Скачать реферат по культуре речи на тему: Общие сведении об этической культуре
  4. Скачать реферат по культуре речи на тему: Художественная культура как особая форма эстетической культуры
  5. Скачать реферат по культуре речи на тему: Культура делового общения
  6. Скачать реферат по культуре речи на тему: Культура деловой переписки
  7. Скачать реферат по культуре речи на тему: Нравственная культура общения

Примеры рефератов по культуре речи

  1. Особенности речи перед микрофоном и экраном
  2. Чистота, богатство и выразительность речи
  3. Сми и культура речи
  4. Нормативный аспект культуры речи
  5. Культура речи оратора
  6. Правильность речи: нормы ударения и грамматики
  7. Обзор Л.И. Скворцова «Язык общения и культура»
  8. Молодежный сленг
  9. Культура речи — культура поведения
  10. Культура речи в русской и других национальных традициях
  11. Речевая культура современного преподавателя
  12. За чистоту русского языка
  13. Деловое общение и культура речи
  14. Эффективность общения
  15. Типы речи: описание, повествование и рассуждение
  16. Литературный язык и его основные признаки
  17. Эстетические качества речи
  18. Культура спора
  19. Анализ речи на телевидении
  20. Ясность речи как один из принципов культуры речи
  21. Литературный язык как высшая форма национального языка
  22. Публичное выступление
  23. «Нянькин» язык – речь взрослых, разговаривающих с детьми
  24. «Слова языка» Ф.Ф. Фортунатова
  25. Культура речи в современном обществе
  26. Ошибки в речи теле- и радиоведущих
  27. Явления, смежные с омонимией. Омофоны
  28. Коммуникативные качества речи
  29. Культура речи делового человека. Деловая переписка
  30. Культура делового общения по телефону
  31. Современный русский литературный язык как основа культуры речи русского народа
  32. Обращение как единица речи
  33. Нормы письменной речи русского языка
  34. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов
  35. Влияние мультфильмов на культуру речи школьников младших классов
  36. Формы существования языка
  37. Культура речи и ее влияние на этику общения
  38. Речь и этикет
  39. Мёртвые языки в современном мире
  40. Основные виды аргументов
  41. Влияние СМИ и Интернета на нашу речь
  42. Стилистика как наука. Стилевое разнообразие русского языка
  43. Этикетные особенности профессиональной речи педагога
  44. Художественный стиль речи
  45. Особенности иноязычных слов на определенных примерах в речи
  46. Тактический закон риторики
  47. Устаревшие слова и неологизмы в различных стилях речи
  48. Употребление синонимов
  49. Языковые нормы и Интернет
  50. Речевой этикет
  51. Нормы употребления местоимений
  52. Новые явления в русском языке, 1990-2000 гг.
  53. Культура речи
  54. Убедительность судебной речи
  55. Слово и его значение в речи
  56. Нормы современного русского языка
  57. Стиль речи современной молодежи
  58. Речевые приемы доказательства в монологической речи
  59. Публицистический стиль и его особенности
  60. Культура разговорной речи
  61. Культура устной речи
  62. Функциональные стили речи
  63. Культура научной и профессиональной речи
  64. Основные понятия культуры речи
  65. Синонимы
  66. Точность и ясность речи
  67. Речевая культура Интернет-среды
  68. Культура письменной речи юриста
  69. Чистота речи
  70. Культура речевого поведения и речевой этикет
  71. Понятия «язык» и «речь»
  72. Деловая этика в устной и письменной речи
  73. Антонимы в современной речи
  74. Точность словоупотребления. Речевой этикет
  75. Антонимия и синонимия в лирике М.И. Цветаевой
  76. Стилистика сложного предложения
  77. Официально-деловая письменная речь
  78. Искусство сарматов
  79. Основные этапы, проблемы и представители философской мысли Беларуси 
  80. Современный литературный язык
  81. Советское искусство как пропаганда идеологии
  82. Современные проблемы экологии
  83. Экологические проблемы Татарстана
  84. Проблема формирования экологической культуры населения
  85. Лингвокультурный текст в системе лингвистического знания
  86. Проблема национально-культурной специфики речевой деятельности в современной лингвистике
  87. Лингвистический аспект межкультурной коммуникации
  88. Правила знакомства в русском речевом этикете
  89. Текстовые нормы официально-делового стиля русского языка
  90. Особенности лексики радиоведущих
  91. Типология коммуникативных неудач
  92. Язык коммерческой и политической рекламы
  93. Обзор статьи Л.И. Скворцова «Язык общения и культура (экология и язык)»
  94. Русская и американская культуры
  95. Язык как отражение национального мышления
  96. Подготовка публичного выступления
  97. Имидж лектора и публичного выступления
  98. Приемы удержания внимания слушателей
  99. Подготовка к публичным выступлениям
  100. Мимика и жесты в деловом общении
  101. Стилистический анализ черт модернистского романа С. Вулф «Миссис Дэллоуэй»
  102. Особенности современного детектива российских писателей
  103. Стилистическая роль местоимений. Семантическая транспозиция личных местоимений, появление дополнительных коннотаций
  104. Особенности употребления прилагательных, числительных и местоимений в юридической лексике
  105. Речевой этикет делового письма
  106. Этикет речи

Цели: формировать умение составлять тезисы, видеть в тексте главную мысль и кратко излагать её; совершенствовать речевые (нормативные и коммуникативные) правописные умения и навыки учащихся.

Оборудование: текст научной статьи.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Как вы думаете, что нужно для того, чтобы лучше усвоить и понять прочитанное?

• Какие способы фиксации прочитанного вам известны?

III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Составление тезисов статей научного (научно-популярного) характера — очень важное для нашего времени умение, которым должны овладеть выпускники школы. Составление тезисов — это один из способов изучения текста, осмысления, усвоения и запоминания содержащейся в нем информации. Работа над составлением тезисов должна найти место при изучении всех предметов: это необходимое условие формирования умения самостоятельно добывать знания в той или иной области науки и техники.

Сегодня вам предстоит работа над составлением тезисов статьи на лингвистическую тему. Мы выясним практическую важность составления тезисов, покажем, как осуществляется сам процесс их составления.

Значение слова тезис вам известно благодаря работе над высказыванием типа рассуждения. Вы знаете, что тезис — это основная мысль, которая доказывается в рассуждении. Элементарное рассуждение состоит из одного тезиса и подтверждающих его доказательств и примеров, в развёрнутом рассуждении содержится несколько тезисов — мыслей, положений, которые доказываются. Они и составляют основу текста (статьи, сообщения, доклада и т. п.).

При составлении тезисов готового текста мы должны найти в нём основные положения и записать их таким образом, чтобы сохранилось самое существенное в его содержании. Составление тезисов, связанное с выделением основного в содержании текста, помогает глубже понять, осмыслить текст, разобраться в его структуре.

IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Объяснение учителя

Существует несколько способов фиксации прочитанного: выписки, план, тезисы, конспект. Известно, что прочитанное гораздо лучше усваивается и понимается, если процесс чтения сопровождается конспектированием (сжатым письменным изложением содержания читаемого) или тезированием (записью тезисов — основных положений книги, статьи). Беглое, поверхностное и невнимательное чтение не приносит пользы.

Тезисы — это сжато сформулированные основные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своём сочинении или выступлении. Каждая последующая мысль тезисов должна вытекать из предыдущей, т. е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.

Подобрав к каждому из тезисов сочинения или выступления аргументы (факты, цитаты из литературных произведений и т. д.) и изложив их, вы получите текст вашего сочинения, ваш ответ на предложенную тему.

2. Чтение (молча) учащимися текста научной статьи

(тексты разложены на каждой парте)

О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Культура речи — сравнительно молодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки она оформилась под влиянием коренных социальных изменений, произошедших в нашей стране. Приобщение широких народных масс к активной общественной деятельности потребовало усиленного внимания к повышению уровня их речевой культуры.

Что же составляет содержание раздела науки о языке, который называется «Культура речи»? В нём, как в разделе «Стилистика», изучается речь, но только с иной точки зрения. Стилистика отвечает на вопросы: Какие существуют стили речи? Чем они отличаются друг от друга? Какие языковые особенности характерны для каждого стиля? Но ведь в рамках одного и того же стиля люди создают разные по качеству высказывания: одни из них будут удачными, другие менее удачными, третьи совсем неудачными. Качественной оценкой высказываний и занимается культура речи. Она как раздел языкознания рассматривает следующие вопросы: Как пользуется человек речью в целях общения? Какая у него речь — правильная или неправильная? Как совершенствовать речь?

В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека — низший и высший. Для низшего уровня, для первой ступени овладения литературным языком, достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка. Существуют нормы лексические, орфоэпические (фонетические), грамматические — словообразовательные, морфологические, синтаксические. Лексические нормы фиксируются в толковых словарях в виде толкования значений слов и их сочетаемости с другими словами; остальные нормы раскрываются в пособиях по грамматике литературного языка, в специальных словарях-справочниках.

Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложений, речь его мы называем правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать целям и условиям общения. В понятие хорошей речи включаются как минимум три признака: богатство, точность, выразительность. Показателями богатой речи являются большой объём активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкций. Точность речи — это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. Выразительность создаётся с помощью отбора языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения.

Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

(По В. Капинос)

3. Словарно-семантическая работа

(объяснение учителя, работа с толковым словарём)

Интеллект — мыслительная способность, умственное начало у человека, определяющее его деятельность.

Информация — сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.

Квалификация — 1) годность (подготовка) к какому-либо труду; 2) степень годности, уровень подготовленности; 3) профессия, специальность.

Приобщение — включение в какую-нибудь деятельность.

Социальные изменения — изменения в общественной жизни.

4. Работа по выделению главных мыслей статьи и составлению плана (самостоятельно или коллективно — в зависимости от возможностей класса)

Примерный план

1) Возникновение в науке о языке самостоятельного раздела «Культура речи».

2) Содержание раздела «Культура речи».

3) Два уровня речевой культуры человека:

а) правильность речи как низший уровень речевой культуры;

б) овладение высшим уровнем речевой культуры.

4) Необходимость постоянно совершенствовать свою речь.

Комментарий учителя

Каждый пункт плана — это, по сути, вопрос, на который содержится ответ в соответствующей части текста. Если мы дадим краткий ответ на каждый вопрос плана, то эти ответы и будут тезисами статьи. При составлении тезисов могут быть использованы готовые формулировки, имеющиеся в тексте. Если же таких формулировок нет, мы составляем краткие ответы на основе содержания текста. Тезисы обычно нумеруются в соответствии с пунктами плана.

5. Коллективная работа над составлением тезисов научной статьи, запись тезисов в тетради

Возможный вариант тезисов статьи

1) Культура речи как самостоятельный раздел науки о языке оформилась сравнительно недавно, в связи с социальными изменениями, произошедшими в нашей стране.

2) В разделе «Культура речи» рассматриваются вопросы, связанные с качественной оценкой речи и её совершенствованием.

3) В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека — низший и высший:

а) низший уровень требует овладения правильной речью, соответствующей нормам русского литературного языка;

б) высший уровень речевой культуры требует овладения речью не только правильной, но и хорошей, которая предполагает учёт того, к кому мы обращаемся, с какой целью и при каких обстоятельствах.

4) Мы должны постоянно заботиться о совершенствовании своей речи, поскольку высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта каждого культурного человека.

V. Домашнее задание

Опираясь на теоретический материал учебника, составить тезисы статьи (по выбору):

1) «Стили речи»;

2) «Язык как развивающееся явление».

Составьте аннотацию, план, тезисы, конспект научной статьи М. Р. Львова «О профессиях, связанных с речью».

Речь нужна всем, и можно сказать, что главная профессия, связанная с речью, – это сама жизнь человека. Но есть профессии трудовые – старинные и новые, которые требуют и высокого уровня владения речью, и знания ее теории, хотя бы некоторых аспектов теории речи. Это, во-первых, профессии, предметом которых служит речь, и профессии, в которых речь служит средством, орудием. К первой группе относятся профессии редактора, актера, оратора, учителя, преподающего родной или иностранный язык, риторику, культуру речи; переводчика, писателя, журналиста. Для этой категории специалистов речь выполняет роль не только предмета, но и средства. Ко второй группе относятся политики, преподаватели, лекторы по неязыковым предметам, психологи-консультанты, режиссеры, радио- и телеведущие, обозреватели, юристы, дипломаты. В этом перечне, разумеется, представлены не все профессии.
Для профессионального успеха бывает особенно важно владеть определенными сторонами или разделами теории и практики речи: так, переводчику, особенно синхронному, важно в совершенстве владеть речью на двух языках как минимум, причем перекодировать содержание переводимой речи не по порядку слов, а целыми предложениями, блоками высказываний и перекодировать моментально. Ему необходима также теория билингвизма.
Политик должен быть хорошим оратором, знать теорию и практику риторики, иметь хорошо поставленный голос, владеть быстротой реакций, уметь разгадывать скрытую мысль в речи своих оппонентов. Жизнь показывает, насколько важно для политика владеть культурой речи, как, впрочем, и общей культурой, быть эрудитом.
Актер должен развить в себе безотказную память, готовность памяти, способность входить в образ, ему необходимо тончайшее владение голосом, интонациями, жестами, мимикой. Необходимо знание литературы и ее теории, поэтики, сценической речи.
Дипломату, помимо общей культуры речи, высокого уровня ее развития, нужно знание нескольких языков, не только знание, но и чутье этикета, моментальные речевые реакции и умение разгадывать мысль собеседника еще в большей степени, чем политику.
Логопеду необходимо знание физиологии механизмов речи, типичных ее нарушений, произносительных недочетов, а также сведения по гигиене органов речи. (Львов М. Р. Основы теории речи. – М.: Наука, 2000. – С. 170–171.)

Аннотация:

Львов М. Р. Основы теории речи. – М.: Наука, 2000. – С. 170–171.
В статье содержится информация о значении речи в профессиональной сфере, рассматриваются вопросы речевой теории и практики. Речь анализируется как предмет и средство профессиональной деятельности. Автор рассказывает о роли речи в контексте различных профессий. Для тех, чья специальность связана с речью.

План:
Значение речи, знание ее теории
Речь как предмет и средство
Речь и профессиональный успех
Речь и разные профессии
Тезисы:
«Значение речи в профессиональной сфере»
Алексеева Анна Андреевна
студентка
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
филологический факультет, Москва, Россия
e-mail: …
Речь имеет большое значение в жизни каждого человека. Есть виды деятельности, которые требуют осебенно высококого уровня культуры речи. К таким можно отнести журналистику, актерство, писательство, ораторское искусство, политику. Для данных профессий речь выступает предметом и средством деятельности. Исследования показывают, что хорошему специалисту необходимо владеть и теорией, и практикой речи. Так, для актера важна память, для политика – общая речевая культура. Дипломату следует знать несколько языков, логопеду – разбираться в физиологии механизмов речи. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что для каждой профессии определены свои особенности значения речи в профессиональной среде и речевой культуры.
Конспект
Речь нужна всем. Главная профессия, связанная с речью, – это сама жизнь. Есть профессии трудовые – старинные и новые, которые требуют и высокого уровня владения речью, знания хотя бы некоторых аспектов теории речи. Это профессии, предметом которых служит речь, и профессии, в которых речь служит орудием. К первой группе относятся профессии редактора, актера, оратора, учителя, преподающего родной или иностранный язык, риторику, культуру речи; переводчика, писателя, журналиста. Ко второй группе относятся политики, преподаватели, лекторы по неязыковым предметам, психологи-консультанты, режиссеры, радио- и телеведущие, обозреватели, юристы, дипломаты.
Для профессионального успеха важно владеть определенными сторонами теории и практики речи. так, переводчику, особенно синхронному, важно в совершенстве владеть речью на двух языках как минимум. Ему необходима также теория билингвизма.
Политик должен быть хорошим оратором. уметь разгадывать скрытую мысль в речи своих оппонентов. Для актера важны память и умение входить в образ, для логопеда – знание физиологии механизмов речи, типичных ее нарушений, произносительных недочетов, сведений по гигиене.

2.2. Особенности официально-делового стиля

Обновлено: 29.05.2023

Речь нужна всем, и можно сказать, что главная профессия, связанная с речью, — это сама жизнь человека. Но есть профессии трудовые — старинные и новые, которые требуют и высокого уровня владения речью, и знания ее теории, хотя бы некоторых аспектов теории речи. Это, во-первых, профессии, предметом которых служит речь, и профессии, в которых речь служит средством, орудием. К первой группе относятся профессии редактора, актера, оратора, учителя, преподающего родной или иностранный язык, риторику, культуру речи; переводчика, писателя, журналиста. Для этой категории специалистов речь выполняет роль не только предмета, но и средства. Ко второй группе относятся политики, преподаватели, лекторы по неязыковым предметам, психологи-консультанты, режиссеры, радио- и телеведущие, обозреватели, юристы, дипломаты. В этом перечне, разумеется, представлены не все профессии.

Для профессионального успеха бывает особенно важно владеть определенными сторонами или разделами теории и практики речи: так, переводчику, особенно синхронному, важно в совершенстве владеть речью на двух языках как минимум, причем перекодировать содержание переводимой речи не по порядку слов, а целыми предложениями, блоками высказываний и перекодировать моментально. Ему необходима также теория билингвизма.

Политик должен быть хорошим оратором, знать теорию и практику риторики, иметь хорошо поставленный голос, владеть быстротой реакций, уметь разгадывать скрытую мысль в речи своих оппонентов. Жизнь показывает, насколько важно для политика владеть культурой речи, как, впрочем, и общей культурой, быть эрудитом.

Актер должен развить в себе безотказную память, готовность памяти, способность входить в образ, ему необходимо тончайшее владение голосом, интонациями, жестами, мимикой. Необходимо знание литературы и ее теории, поэтики, сценической речи.

Дипломату, помимо общей культуры речи, высокого уровня ее развития, нужно знание нескольких языков, не только знание, но и чутье этикета, моментальные речевые реакции и умение разгадывать мысль собеседника еще в большей степени, чем политику.

Логопеду необходимо знание физиологии механизмов речи, типичных ее нарушений, произносительных недочетов, а также сведения по гигиене органов речи.

СОСТАВЬТЕ ТЕЗИСНЫЙ ПЛАН

1. Профессии, которые требуют и высокого уровня владения речью.
2. Профессии редактора, актёра, оратора, учителя, переводчика, писателя, журналиста, предметом которых служит речь.
3. Профессии политика, преподавателя, лектора, психолога, режиссера, радио- и телеведущего, обозревателя, юриста, дипломата, для которых речь служит средством и орудием.
4. Профессиональный успех переводчика зависит от совершенного владения двумя языками и умения переводить целые предложения, а не отдельные слова.
5. Политик должен быть хорошим оратором, владеть быстрой реакцией и культурой речи
6. Аспекты успеха актёра: хорошая память, владение голосом и сценической речью, знание литературы.
7. Дипломат обязан знать несколько языков, правила этикета, умение разгадывать мысли других и обладать высокой культурой, в том числе, культурой речи.
8. Логопед и медицинская сторона владения речью: физиология механизмов речи, их нарушение и исправление, гигиена органов речи.
Чем отличается тезисный план (пример):

Пожалуйста помогите. По статье М.Львова » О профессиях .связанных с речью» Задание — Составьте и запишите план и тезисы статьи.

  • Ангелина Никипелова
  • Русский язык
  • 2019-07-02 12:40:21
  • 0
  • 1

1) Профессии, требующие владение языком
2) Переводчик
3) Политик
4) Актёр
5) Дипломат
6) Логопед

Тезисы: Есть профессии, которые требуют и высочайшего уровня владения речью, и познания ее теории. Переводчику важно в совершенстве обладать речью минимум на 2-ух языках. Политик обязан быть превосходным оратором. Актеру нужно познание литературы и ее теории, поэтики, сценической речи. Дипломату главно разгадывать мысль собеседника еще в большей ступени, чем политику. Логопеду необходимо познание физиологии устройств речи

В 8:47 поступил вопрос в раздел Русский язык, который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Пожалуйста помогите. По статье М.Львова » О профессиях .связанных с речью» Задание — Составьте и запишите план и тезисы статьи.

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «Русский язык». Ваш вопрос звучал следующим образом:

Пожалуйста помогите. По статье М.Львова » О профессиях .связанных с речью» Задание — Составьте и запишите план и тезисы статьи.

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

1) Профессии, требующие владение языком
2) Переводчик
3) Политик
4) Актёр
5) Дипломат
6) Логопед

Тезисы: Есть профессии, которые требуют и высокого уровня владения речью, и знания ее теории. Переводчику важно в совершенстве владеть речью минимум на двух языках. Политик должен быть хорошим оратором. Актеру необходимо знание литературы и ее теории, поэтики, сценической речи. Дипломату важно разгадывать мысль собеседника еще в большей степени, чем политику. Логопеду необходимо знание физиологии механизмов речи

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:

Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

Субботина Валерия Лаврентьевна — автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 52 000 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Ответы на вопросы — в этот раздел попадают вопросы, которые задают нам посетители нашего сайта. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей.

Полезные статьи — раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ.

Красивые высказывания — цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам. Вы можете свободно поделиться любой цитатой с нашего сайта в социальных сетях без предварительного уведомления администрации.

Изображение Ответ

Тезисы: Есть профессии, которые требуют и высокого уровня владения речью, и знания ее теории. Переводчику важно в совершенстве владеть речью минимум на двух языках. Политик должен быть хорошим оратором. Актеру необходимо знание литературы и ее теории, поэтики, сценической речи. Дипломату важно разгадывать мысль собеседника еще в большей степени, чем политику.Логопеду необходимо знание физиологии механизмов речи

Ответ

Прочитайте научную статью М. Львова «О профессиях,

ответ к заданию по русскому языку

Прочитайте научную статью М. Львова «О профессиях,

Прочитайте научную статью М. Львова «О профессиях,

Прочитайте научную статью М. Львова «О профессиях,

Ответ

кроме только что описанных двух и кучера дениски, неутомимо стегавшего по паре шустрых гнедых лошадок, в бричке находился еще один пассажир — мальчик лет девяти, с темным от загара и мокрым от слез лицом.

Ответ

1). после разлива реки на лугу осталась большая лужица. 2). там плавали мелкие рыбешки. 3). сюда каждый день на приходил пастух. 4). он заходил в воду и клювом доставал рыбу. 5). рыбак всегда делился уловом с курами. 6). они на берегу ожидали угощение.

Другие вопросы по Русскому языку

Предмет

Напишите -рассуждения на одну из предложеных ниже тем. 1. если бы вы были родителям-отцом или матерью,-что бы вы стали делать, чтобы успешно воспитывать ребенка? и почему стали бы делать именно это? какого результата вы бы
добивались?

Предмет

Прочитайте. выделите в словах каждой группы корень. дубовый, дубки, дубочек дружки, дружить, подружка редкий ,редок, реденький. объясните , в каких словах нужно проверять правописание согласных . какие слова
являются проверочными? запишите сначала проверочные слова, а потом проверяемые.

Предмет

Напиши небольшой текст-рассуждение по данному началу. толковый словарь-это целый мир, расположенный в алфавитном порядке.. 5-6 .

Предмет

Предмет

Предмет

Читайте также:

      

  • План конспект урока шлифование тонколистового металла
  •   

  • Основные черты западноевропейского феодализма план конспект
  •   

  • Сочетательное свойство умножения 3 класс 21 век конспект с презентацией
  •   

  • Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе на тему автобус
  •   

  • Политическая жизнь страны после манифеста 17 октября 1905 г 11 класс конспект урока

Культура речи План лекции Культура речи Определение

Культура речи

Культура речи

План лекции Культура речи. Определение. n Аспекты культуры речи. n Коммуникативные качества речи. n

План лекции Культура речи. Определение. n Аспекты культуры речи. n Коммуникативные качества речи. n

1. «Культура речи - это владение нормами литературного языка в его устной и письменной

1. «Культура речи — это владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации» (энциклопедия «Русский язык» ). 2. «Культура речи -это такой выбор и такая организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» ( «Культура русской речи» / Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева). 3. «Культура речи включает в себя, во-первых, требование правильности речи, знание и соблюдение языковых норм, во -вторых, стремление к выразительности, наибольшей эффективности высказывания» (К. С. Горбачевич).

Аспекты культуры речи Нормативный n Коммуникативный n Этический n

Аспекты культуры речи Нормативный n Коммуникативный n Этический n

1. «Литературная норма - это относительно устойчивый способ выражения, отражающий исторические закономерности развития языка,

1. «Литературная норма — это относительно устойчивый способ выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества» (К. С. Горбачевич). 2. «Норма – это исторически принятый в данном языковом коллективе (предпочтенный) выбор одного из функциональных вариантов языкового знака» (Б. Н. Головин). 3. «Языковая норма — это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т. е. правила произношения, словоупотребления, использование традиционно сложившихся грамматических, стилистических и др. языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений)» (Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи).

n n n Выделяются следующие типы норм: орфоэпические нормы (ударение и произношение) лексические нормы

n n n Выделяются следующие типы норм: орфоэпические нормы (ударение и произношение) лексические нормы (нормы словоупотребления) грамматические нормы (нормы морфологии и синтаксиса) стилистические нормы письменного языка (орфографии и пунктуации)

Коммуникативный аспект n коммуникативный аспект – это высшая ступень во владении языком. Это языковое

Коммуникативный аспект n коммуникативный аспект – это высшая ступень во владении языком. Это языковое мастерство, это умение добиваться успеха в деловом и личностном общении, умение спорить и убеждать, умение выступать публично.

Этический аспект n n Речевой этикет - совокупность принятых обществом правил речевого поведения в

Этический аспект n n Речевой этикет — совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Речевой этикет составляет систему устойчивых формул общения. Этический аспект культуры речи связан и с изучением возможности/невозможности проникновения в литературный язык диалектов, различного рода жаргонов и арго, ненормативных (обсценных) компонентов речи.

Коммуникативные качества речи n n n n Правильность Содержательность Богатство Логичность Точность, ясность Чистота

Коммуникативные качества речи n n n n Правильность Содержательность Богатство Логичность Точность, ясность Чистота Образность, выразительность

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Функция доход потребление как найти
  • Как найти машинку на пульте управления
  • Как найти военный груз сгм
  • Как найти предка в музее
  • Как найти семью для au pair