Как составить план стихотворения необычайное приключение

Перед тобой план стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», который составлен семиклассником. План стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение … » 1. Беседа с солнцем. 2. Нежданный гость. 3. Вызов. 4. Торжество света. Согласен ли ты с последовательностью пунктов плана? Выбери правильный вариант. А. 3, 2, 4, 1; Б. 3, 2, 1, 4; В. 4, 1, 2, 3.

Получи верный ответ на вопрос 🏆 «Перед тобой план стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», который составлен …» по предмету 📕 Литература, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!

Найти готовые ответы

Главная » Литература » Перед тобой план стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», который составлен семиклассником. План стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение … » 1. Беседа с солнцем. 2.

80 месяцев назад

Перед тобой план стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»,

который составлен семиклассником. План стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение…» 1. Беседа с солнцем. 2. Нежданный гость. 3. Вызов. 4. Торжество света. Согласен ли ты с последовательностью пунктов плана? Выбери правильный вариант. А. 3, 2, 4, 1; Б. 3, 2, 1, 4; В. 4, 1, 2, 3.

Ответы

Будь первым, кто ответит на вопрос

  1. Анализ стихов
  2. Маяковский
  3. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

История создания

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» было написано в 1920 г., когда поэт после работы каждый день ездил на дачу в подмосковное Пушкино, где жил вместе с семьей Бриков. Это место четко указано в произведении.

В. Маяковский был одним из тех деятелей искусства, которые горячо и безоговорочно приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию в 1917 г. Его революционная поэзия проникнута солнечными и радостными нотами.

Это жизнерадостное восприятие отразилось в данном стихотворении.

Жанр и особенности

По жанру стихотворение можно рассматривать как сказку. Солнце, один из главных героев произведения, предстает живым существом. У стихотворения много общего с народным эпосом, в котором солнце – светило, дарящее жизнь и тепло обитателям Земли.

Повествование ведется от первого лица.

Из художественных средств В. Маяковский в своем творчестве наиболее часто использовал метафоры («оживление» неодушевленных предметов) и гиперболы (преувеличения). В стихотворении метафор очень много: солнце ходит, переводит дух, говорит басом и т.п. Есть гипербола: «в сто сорок солнц закат пылал».

Стиль стихотворения очень восторженный и эмоциональный. Фраза «Светить – и никаких гвоздей!» широко известна и стала пословицей. Эмоциональность подчеркивается эпитетами, которые иногда используются в нестандартных сочетаниях: солнце ало и златолобо, из него струится странная ясь.

Широко используется разговорная лексика: дармоед, слазь, довольно шляться. Поэт использует придуманные им слова: занежен, горбил, вспоем.

Также встречаются омонимы – слова, которые одинаковые по звучанию, но различные по смыслу: солнце заходит – заходить на чай, гоню огни – чаи гони.

В стихотворении используется четырехстопный и трехстопный ямб. Рифма является перекрестной: АБАБ.

Тема и идея

Темой произведения является место искусства, в частности, поэзии в жизни общества. Идея произведения заключается в том, что искусство должно участвовать в активном преобразовании жизни: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца!».

Этот лозунг применим не только к творческому, но и любому другому труд. Можно сказать, что основная мысль произведения – труд должен быть созидающим!

Сюжет

Жарким июльским летом уставший поэт приезжает на дачу. Изнемогая от жары, он злится на солнце и зовет его не заходить «без дела», а зайти в дом. С ужасом он видит, что солнце шагает по саду.

Поэт и солнце начинают «гонять чаи». Поэт жалуется на то, что его «заела» повседневная рутина и работа с плакатами. Но солнце призывает его не жаловаться, а «лить свое солнце» стихами.

Система образов

В стихотворении два главных персонажа – автор (поэт) и солнце. Поэт уставший, немного раздраженный, но жизнелюбивый. Солнце – не дармоед и бездельник, как казалось поэту, а трудолюбивое и великодушное светило. И солнце, и поэт посвятили свою жизнь людям.

Главная мысль

Нужно не жаловаться, а следовать своему признанию и жить, помогая другим.

История создания

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» увидело свет в 1920 году. Если до революции в работах поэта звучали минорные мотивы, то после революции, в том числе и в данном стихотворении, можно увидеть призыв к светлому будущему и светлый оптимизм.

Известно, что Маяковский умело обращался с метафорами, и это произведение — не исключение, автор создал необычайную работу, которая схожа с настоящим русским народным эпосом, сказкой.

Образец 2

Маяковский Владимир Владимирович – поэт-футурист, в своих стихах воспевающий революцию. Почти во всех его стихах чувствуется дух патриота, любителя своей Родины. Одно из стихотворений, написанных после революции – «Необычайное приключение», оно очень оптимистично, в отличие от прошлых работ, в нём чувствуется готовность поэта к светлому новому будущему.

Это произведение целиком построено на метафоричных образах. Поэт – человек, который усердно трудится не покладая рук, он освящает людям путь, а солнце, по его мнению, ленивое существо, которому ничего не стоит светить, а больше оно ничего не делает. Поэт зовёт к себе солнце поговорить, и оно приходит. Однако, светило, вместо того, чтобы принять слова творца, говорит ему обратное – мол, оно светит, и это огромная работа. В итоге оба сходятся на мнении, что и солнце, и поэт похожи – оба освящает людям дорогу, но выполняют это по-разному, что очень важно, ведь каждый должен работать тем, кем ему хочется, к чему лежит душа, иначе всё будет валиться из рук и не получаться. Это и есть главная тема стихотворения. Огромную роль здесь играют последние строки, автор подытоживает диалог с солнцем и говорит, что это их долг – всегда и везде светить.

Помимо этого, Маяковский в стихотворении обращается к самому солнцу, то есть не боится его, а делает он это, вдохновившись надвигающимся, казалось, коммунизмом. Если все равны и нет какого-то главного, центрального существа, то и солнце, конечно же, становится поэту товарищем. Он сравнивает себя со светилом, ведь солнце – это огромнейшая звезда, которая очень-очень ярко освещает всё, а Маяковский был высоким и большим, о чём сам неоднократно упоминал.

В стихотворении используется много разговорных слов, так, что читатель забывает о том, с кем на самом деле говорит солнце. Маяковский в своих произведениях любит использовать восклицательные знаки, и «Необычайное приключение» без них тоже не обошлось. Они находятся в местах особого напряжения действия, а также после реплик-призывов.

Владимир Владимирович, умело используя метафору и «крепкие» слова, смог показать и доказать читателю, что каждый должен не только трудиться, но и делать это для всеобщего блага. Но главное – всегда выполнять ту работу, которая нравится тебе самому, к которой лежит душа, и только тогда ты сможешь светить «до дней последних». Эта тема стихотворения актуальна и в наши дни.

Жанр, направления, рифма

«Необычайное приключение…» — это настоящая русская сказка, которая написана во времена футуризма. В стихотворении есть такие интонации, из-за которых доверяешь поэту, чувствуешь каждую строчку, и это особенность в стихах Маяковского.

Здесь как никогда кстати та самая лесенка, которой пользовался автор — она помогает выделять паузы и логические ударения, чтобы читатель ничего не упустил.

Рифмы здесь встречаются самые необычные: вот вам точная рифма «РОСТА — просто», а здесь уже придется смириться с не совсем обычной «не тая — ты да я».

Тема

В анализе стихотворения Маяковского «Необычайное приключение» следует рассказать о главной мысли его творения. Действие разворачивается между поэтом-тружеником и солнцем, которое, по мнению героя, ничего особенного не делает. Сюжет стихотворения пусть и сказочен, но его основная тема довольно прозаична.

Маяковского всегда волновало положение поэта-общественника и какое место занимает поэзия в жизни общества. Здесь автор находит ответ на свой вопрос. Поэзия способна зажечь огонь в сердцах людей, смотивировать их сделать этот мир лучше, приносить пользу обществу. Стихи, как солнце, освещают людям путь и дарят им надежду и свет.

Основная тема

Тема произведение простая — какова же роль поэта в жизни общества? Разговаривая, солнце и поэт рассуждают, что если человек и может вместо пера взять инструменты в руки, то светило себе такого позволить не может.

В конце концов, поэт понимает, что у него дела обстоят лучше, чем он предполагал, и смысла жаловаться нет. Сходятся новые знакомые на том, что каждый должен выполнять своё дело — пускай солнце светит людям собой, а поэт продолжит изливать свет своими стихами.

Вариант 3

Стихотворение «Необычайное приключение..», созданное в 1920 году, посвящено теме поэта и поэзии. В. Маяковский размышляет о том, какова функция поэта в обществе, каковы его задачи.

В своем произведении поэт создает вымышленную фантастическую ситуацию: на чаепитие к нему заходит само солнце. Поводом к такому визиту служат слова о тяжелой рутинной работе, зависть к просто так, без дела бродящему по небу светилу. Но практически сразу же лирический герой-поэт пожалел о своих словах, потому что прямо к его дому, разбрасывая во все стороны ослепительные лучи, движется огромное, жаркое солнце.

Несмотря на пышущий от гостя жар и преодолевая испуг, лирический герой стремится быть гостеприимным хозяином и угощает светило чаем с вареньем. В процессе беседы они становятся друзьями и находят немало общего в своей тяжелой каждодневной работе. Поэт приходит к осознанию, что и он, и солнце делают общее важное дело – освещают мир, дарят людям веру в светлое завтра. Говорить с читателем о лучшем, вести в это счастливое будущее, проливать свет в души – в этом видит лирический герой Маяковского свою задачу. В произведении Маяковского мастерски соединились размышления о роли и месте поэтического творчества, психологизм, юмор и даже реальные факты биографии поэта: например, лирический герой жалуется солнцу на тяжелую работу в РОСТа, а мы знаем, что в эти годы поэт действительно писал стихи и лично рисовал плакаты для окон Российского телеграфного агентства.

Образная система стихотворения подчинена задаче ярче раскрыть поэтический замысел, нарисовать выразительную картину. Впечатление о нестерпимой июльской жаре помогает создать гипербола «сто сорок солнц» и аллитерация на [г], [р]: пригорок, горбил, горою, горы. В этих же строках звучит окказионализм «горбил», использование подобных, созданных поэтом, слов — прием, свойственный творчеству В. Маяковского. Также в стихотворении при описании солнца встречается окказионализм ясь в значении ясность, яркость.

Отметим, что поэт намеренно использует разговорные, просторечные слова, стремясь пересказать жизненный эпизод максимально просто: шляться, дармоед, во что попало, чёрт дернул. В стихотворную речь входит диалог, и реплики светила так же эмоциональны, в них играют своими значениями омонимы: гоню – гони.

Стихотворение «Необычайное приключение..» — признанный шедевр В. Маяковского, его строки «светить всегда, светить везде» стали крылатыми. И всё же, перечитывая его, читатель каждый раз восхищается талантом поэта, его неистощимой энергией, готовностью работать на благо Страны Советов.

Средства художественной выразительности

В «Необычайном приключении…» множество средств выразительности, которые делают его невероятно красивым. Масса неологизмов, таких как «занежен», «златолобо» делают стихотворение неповторимым, а омонимы и разговорная лексика заставляют читателя проникнуться беседой, забывая, что поэт разговаривает с самим солнцем.

Конечно же, не обошлось и без метафор, пускай зачастую и скрытых: солнце в стихотворении садится и заходит будто бы действительно нечто живое.

Автор: Лаура Мачюльските
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Aнализ стиха

Необычное приключение, которое произошло летом на даче с Маяковским. И послужило для создания этого шедевра. В основу произведения вошел обычный диалог поэта с солнцем. Основным поэтическим приемом стало сравнение жизни солнца и творческого пути поэта. Само название произведения дает понять, что сейчас произойдет реальный рассказ, о событиях которые происходили на даче с поэтом.

Произведение «Необычное приключение» выполненное не стандартно, оно раскрывает дачный пейзаж. Это можно увидеть из строк, где Маяковский тонко описывает силу летнего знойного дня. Так и произошел мнимый конфликт, в котором лирический герой стихотворения, бросает вызов высшим силам. Сам диалог героя с солнцем происходит в резкой форме. После принятия вызова солнцем, герой произведения начинает жалеть о своих словах.

В целом Маяковский, как и в лирике своей сильно драматизирует начало. Далее происходит фантастическое действие как будто два друга сидят и общаются, в роли друзей выступает образ поэта и солнца, они обсуждают ежедневные проблемы. И договариваются объединить свои силы, солнце совсем приобретает человеческий образ, с которым можно не только поговорить, но и похлопать по плечу.

В завершении произведения рушиться образ общего врага и заканчивается все на положительной ноте. При помощи метафор Маяковский совмещает фантастику и реальность.

Заключение

В стихотворении «Необычное приключение» Маяковского, чутко изображается, как герой произведения на равных общается с солнцем, так как они с поэтом делаю одно общее дело – несут миру свет. Солнце в этом стихотворение выступает в роли помощника для поэта. Прочитав его невозможно остаться равнодушным, оно одно из увлекательных и интересных работ Владимира Маяковского.

Образы и символы

Стихотворение построено в форме диалога с солнцем, Маяковский не боится к нему обратиться, потому что считает себя равным ему. Это отражает коммунистическую риторику новоиспеченной страны – все люди стали равными, и какого-то центра власти и света больше нет. Сам космос подчинился необходимости освобождения и раскрепощения отношений: само святило становится товарищем, спускается и становится на один уровень с независимыми гражданами нового государства.

Главные герои в стихотворении «Необычайное приключение…» — это лирический герой и солнце. Автор не случайно изобразил в качестве персонажа именно солнце. Это одна из самых ярких звезд, которое озаряет все вокруг, разгоняет тьму своим желтым цветом. Солнце габаритно, масштабно и величественно — именно так воспринимал себя Владимир Маяковский сам, а также все его ближайшее окружение.

Он придал солнцу могучий бас («дух переведя, заговорило басом…»), которым так же обладал. Он был такой же большой, как и солнце: сам поэт однажды сказал, что может убить человека одним кулаком, но делать этого не будет, у него другой характер.

Интересно так же то, что Маяковский обожал желтый цвет. Он также описывает это в стихотворении «Кофта фата». Поэт часто выступал в желтой кофте, которую сшила ему мать — Александра Алексеевна. Солнце в стихотворение тоже обладает любимым цветом Маяковского — желтым. Они с ним светят во все уголки, «льют» свет лучами и «стихами».

Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

3.2

(5)

История создания стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» написано в 1920 году. Шли первые послереволюционные годы, в стране еще продолжалась гражданская война, царила разруха, начинался голод. Молодое государство остро нуждалось в поддержке и пропаганде своих идей, и с этой целью в Москве при Российском телеграфном агентстве были созданы «Окна РОСТА»: в центре города в витрине бывшего магазина были вывешены плакаты на злобу дня.

В 1919-1922 годах в «Окнах РОСТА» много работал Маяковский, создав в общей сложности более пятисот плакатов. Эта трудная, повседневная работа сочинителя плакатов и лозунгов, очень нужных для молодой страны, утомляла Маяковского и вызывала сомнение: не растрачивает ли он себя как поэт, отдавая свой талант и время? Ответ на этот традиционный вопрос о назначении поэта и поэзии Маяковский дает в стихотворении «Необычайное приключение…». Тема поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

В стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» создается образ мастера, который для Маяковского сравним с солнцем, возвышенным и повседневным. Следуя традициям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, поэт прибегает к сравнению роли поэта с действием природных сил, поддерживающих жизнь на земле. Так, Пушкин сравнивает силу человеческого разума и таланта с сиянием солнца и восклицает: Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты, солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари. Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма! («Вакхическая песня», 1825) Особенности композиции стихотворения. Композиционно стихотворение делится на две части: изображение обычного (пейзаж, поэт за работой) Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою, а низ горы — деревней был, кривился крыш корою. А за деревнею — дыра, И в ту дыру, наверно, спускалось солнце каждый раз, медленно и верно. А завтра снова мир залить вставало солнце ало. И день за днем ужасно злить меня вот это стало.

И необычного, фантастического (встреча и разговор поэта с солнцем, осознание поэтом родства их деятельности и общности задач): Что я наделал! Я погиб! Ко мне, По доброй воле, само, Раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле. Хочу испуг не показать — и ретируюсь задом. Уже в саду его глаза. Уже проходит садом. В окошки, в двери, в щель войдя, валилась солнца масса, ввалилось; дух переведя, заговорило басом: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня?

Чаи гони, Гони, поэт, варенье!» Такая структура наглядно раскрывает одну из мыслей стихотворения: величие подлинно поэтического будничного труда, несущего истину и откровение, смысл которого выражает глагол «светить», родственный пушкинскому «жечь глаголом» в «Пророке»: И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем. Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли. Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли. Глаголом жги сердца людей».

Обычное значение глагола «светить» постепенно перерастает в символическое, получающее нравственно-эстетическое и общественно-политическое звучание: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и ниоких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца! Художественные особенности стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Основным в стихотворении является прием фантастики — лирический герой зовет солнце к себе на чай, и оно откликается на приглашение: И так однажды разозлясь, что в страхе все поблекло, в упор я крикнул солнцу: «Слазь! Довольно шляться в пекло!» Я крикнул солнцу: «Дармоед! Занежен в облака ты, а тут — не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!» Я крикнул солнцу: «Погоди!

Послушай, златолобо, Чем так, Без дела заходить, ко мне На чай зашло бы!» Поэт не просто использует фантастическое допущение, он делает это настолько мастерски, что ситуация кажется почти правдоподобной. Сначала Маяковский объединяет два устойчивых речевых выражения: «солнце заходит» и «человек заходит в гости». Таким образом, заход солнца утрачивает свое небесное значение, и солнце запросто заходит к человеку на землю.

Солнце впервые нарушило свой вечный круг вращения ради человека, что показано благодаря приему олицетворения: оно зашагало по небу своими лучами, вот проходит садом, озаряя его жарким взглядом, его огромное тело — масса просачивается во все щели и отверстия дома и разговаривает, как и должно грузному существу, басом. Связь двух планов — обычного и необычного — и их переход друг в друга подчеркнуты каламбуром — «игрой» значений многозначных слов: чем так, Без дела заходить, ко мне На чай зашло бы!

Стихотворение представляет собой диалог. Отсюда неизбежное олицетворение «собеседника». Солнцу придан человеческий облик: оно говорит, рассуждает, поучает, пьет чай: «Уже в саду его глаза», «Дух переводя, / заговорило басом», «бью по плечу его я». «Необычайное приключение…», как и вся необычная поэзия Маяковского, требовало от поэта поиска новых художественных средств для выражения поэтических идей.

Маяковский часто разбивает традиционную строку и выстраивает стихи в лесенку, чтобы нужные слова и выражения были выделены, звучали особо, отдельно. Например: А мне, ты думаешь, Светить Легко? Здесь, с одной стороны, проявляются важные для смысла стихотворения слова «светить» и «легко», а с другой — передается разговорная, непринужденная и дружеская интонация беседы героев, солнца и человека.

Особенностью поэтического языка Маяковского является также использование большого числа неологизмов — слов и словосочетаний, созданных самим поэтом для придания поэтическим выражениям дополнительной точности и выразительности: «взорим», «тупая сонница», «светаю», «день трезвонится». Конец стихотворения примиряет внутренние противоречия поэта — лирического героя: солнце, как и поэт в «Окнах РОСТА», выполняет свою ежедневную, будничную, но жизненно важную работу. Поэтому оба должны Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца.

ПОЭМА «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ» (1920) Жанр: лирическая поэма. КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ ⦁ Диалог поэта с солнцем, которое олицетворено: шагает в поле, разговаривает басом, пьёт чаи и т. д. ⦁ Сопоставлена жизнь солнца и творчество поэта, их ежедневный труд. ⦁ Договариваются объединить свои усилия в общем деле: «я буду солнце лить своё, а ты — своё, стихами … » и клянутся: «светить всегда, светить везде», ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ⦁ Тема: предназначение поэта. ⦁ Идея: солнце и поэт — светила: лучи солнца согревают, лучи поэзии наполняют умы и сердца людей огнём жизни. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ⦁ Гипербола: в сто сорок солнц закат пылал. ⦁ Разговорная лексика: дармоед, шляться, задом. ⦁ Неологизмы: златолоба, занежен.

3.2 / 5. 5

.

цитатный план необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче Помогите пожалуйста

цитатный план необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче
Помогите пожалуйста

Автор: Гость

Ответ(ы) на вопрос:

Гость:

Перед тобой план стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»,
который составлен семиклассником. План стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение…» 1. Беседа с солнцем. 2. Нежданный гость. 3. Вызов. 4. Торжество света. Согласен ли ты с последовательностью пунктов плана? Выбери правильный вариант. А. 3, 2, 4, 1; Б. 3, 2, 1, 4; В. 4, 1, 2, 3.

Т. С. Истратькова, учитель
русского языка и литературы средней школы № 1 г. Сморгони Гродненской области

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Поэтическое кредо автора

VIII
класс

Цель: познакомить учащихся со
стихотворением В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием
стиха.

Задачи: развивать навыки выразительного чтения и
анализа поэтического текста; расширить словарный запас учащихся;
учить детей понимать и
чувствовать поэзию как явление искусства.

Узнают:
некоторые факты
биографии Маяковского; определение понятий модернизм, футуризм, будетляне,
зауми.

Смогут:
определить идею
стихотворения; сформулировать поэтическое кредо Маяковского; найти
изобразительно-выразительные средства стихотворения (метафору, гиперболу,
авторские неологизмы); составить синквейн по теме стихотворения.

Оборудование:
портреты В.
Маяковского, репродукции К. Малевича, обложки сборников футуристов, карточки с
домашним заданием, презентация.

Оформление
доски:
тема,
портрет, 2 эпиграфа, репродукции К. Малевича, обложки сборников футуристов,  понятия
«модернизм», «футуризм», «будетляне», «зауми».

На центральной доске: тема,
портрет В.
Маяковского, первый эпиграф.

  

 — Поэзия
— вся! —
езда в незнаемое.
                                      
 

                                       
В. Маяковский. Разговор с фининспектором о поэзии. 1926    

    Слева:  второй эпиграф.

В разлетинности летайно

Над Грустинией летан

Я летайность совершаю

В залетайный стан   

В. Каменский.    

Улетан. 1914                   

Справа: термины, репродукции К. Малевича, обложки
сборников.

                           

Модернизм Футуризм Будетляне За´уми
Эксперимент Эпатаж         

ХОД УРОКА

І. Организационный-мотивационный
этап.

(Мотивация; знакомство с языком
зауми; осмысление цели деятельности на уроке.)

— Послушайте слова, взятые в качестве одного из эпиграфов  к
уроку.

В разлетинности летайно

Над Грустинией летан

Я летайность совершаю

В залетайный стан   

Василий Ка´менский.
Улетан

— Каковы ваши
впечатления?

(Непонятные слова;
но можно предположить, что поэт говорит о полете
.)

— Знаменитые
Будетляне придумали немало словесной за´уми.

Но обо всем по
порядку. Нам предстоит познакомиться с удивительным поэтом – В. В. Маяковским.
Мы окунемся в чудесный мир его поэзии.

(Цели формулируются
учителем и учениками.)

Мы
узнаем
некоторые
факты биографии Маяковского; определение понятий модернизм, футуризм,
будетляне, за´уми.

Сможем:
определить идею
стихотворения; сформулировать поэтическое кредо Маяковского; найти
изобразительно-выразительные средства стихотворения (метафору, гиперболу,
авторские неологизмы); составить синквейн по теме стихотворения.

ІІ. Проверка домашнего задания.

(Актуализация опорных знаний; подготовка к
усвоению нового материала.)

— Россия рубежа 19-20
веков переживает невероятно интенсивный подъём, который, прежде всего, связан с
развитием философии и поэзии. Страна переживала большие изменения:
политические, экономические, исторические.

— Дайте краткую
характеристику истории и литературы данного периода – п. п. 20 века.

(Поражение в русско-японской
войне 1904-1905 гг.

Первая русская
буржуазная революция 1905 г.

1914 г. – Россия
вступила в Первую мировую войну.

1917 г. –
Февральская буржуазно-демократическая революция.

1917 г. –
Октябрьская революция.

Ощущения
неблагополучия жизни, предчувствие грядущих катастроф и мечты о прекрасном
человеке характерны для литературы рубежа веков. Молодые художники слова
пристально вглядывались в окружающую действительность, в своего современника,
бились над загадками человеческой психологии, пытаясь понять и объяснить натуру
человека, найти для него путь к счастью
.)

ІІІ. Изучение нового материала.

(Усвоение нового материала; расширение
кругозора; взаимосвязь разных видов искусства; подготовка к знакомству с личностью
Маяковского.)

·                  
Слово учителя

— В начале 90-х гг. 19 в. появляются первые
теоретические работы, в которых заявлялось о новом искусстве.

Главным направлением в искусстве начала 20 в. являлся модернизм,
для которого было характерно стремление найти новое средство художественное
осмысления мира и человека, отыскать новую базу творчества.

Модернизм возник во
Франции, прокатился по Европе и дошёл до России. Здесь он затронул не только
литературу, но и живопись.

Один из
литературоведов начала 20 века отмечал: «Едва ли в искусстве можно найти
моменты, когда поэзия и живопись настолько тесно соприкасались между собой».

Поэты рисовали,
художники писали стихи. Так, новые формы в своем творчестве ищет и художник
Казимир Малевич.

— Обратите внимание
на репродукции его картин «Конница», «Супрематизм», «Красный квадрат». Самое
известное его полотно – это «Черный квадрат». Он так говорит о своём искусстве:
«Квадрат…это лицо нового искусства! Квадрат…первый шаг чистого творчества в
искусстве. До него были наивные уродства и копия натуры».

— Выделяют три
течения модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

Футуризм – от итальянского – будущее. Поэты-футуристы
тяготели к эксперименту в области литературной формы и выступали против
традиционного, классического в искусстве.

Футуристы эпатировали
публику. Эпатаж
поведение, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правила;
скандальная 
выходка. Для них характерна театрализация, свои стихи
часто читали на публике. Эпатировали и своим внешним видом – знаменитая жёлтая
кофта Маяковского, в которой он любил выступать.

Чего только стоят
названия поэтических сборников футуристов: «Дохлая луна», «Молоко кобылиц»,
«Рыкающий Парнас», «Крематорий здравомыслия» и др.

Футуристы заявляли во
весь голос: «Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода
современности».

Они создавали свой
особый язык – заумь. Вспомните эпиграф.

А себя они называли
будетлянами. Будетляне – это люди, которые будут, люди будущего.

Именно в лоне
футуризма развивалось раннее творчество В. Маяковского.

·                  
Работа с учебником или
выступление заранее подготовленных учеников.

— Прочитаем вступительную статью о Маяковском в
учебнике. Стр. 191. (Или выступление учеников, презентация о Маяковском.)

·                  
Чтение и анализ
стихотворения.

(Работа над заголовком.
Прогнозирование.)

 Прочитайте внимательно
название произведения, которое мы сегодня будем читать. О чем, по вашему
мнению, может идти речь в стихотворении?

 (О
приключении, о чем-то необычном, особенном, загадочном, таинственном
.)

 Для чего автор в заголовке
указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?

(Автор хочет показать, что
приключение было на самом деле
.)

 Значит, в произведении будут
сочетаться фантастические и реальные черты.

— Итак,
представьте. Поэт, усталый, возвращается с работы, с телеграфного агенства, где
целый день рисовал агитационные плакаты. Наступает вечер.

Чтение
стихотворения учителем.

Оправдались ли наши первоначальные
предположения?

— О чем
это стихотворение?

(Это стихотворение 
о необыкновенной встрече поэта с солнцем.
)

— Что
реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении?

(Описание
дня, местности, бытовые детали. Фантастично – солнце пришло в гости и беседует
с героем
.)

— Какие
бы композиционные части вы выделили  в стихотворении?

(1.
Экспозиция. Описание места действия и наблюдений героя над солнцем.
«Обыденная    работа  поэта».

  2.
Завязка  и  развитие действия. «Дерзости поэта. Приглашение «на  
чай»».

  3.
Кульминация.  «Шествие солнца. Разговор  поэта  со  светилом».

  4.
Развязка.  «Схожестть солнца и поэта. Поэтическое  кредо  автора»
.)

— Для
чего поэту понадобился прием преувеличения в начале стихотворения: «В  сто
сорок солнц закат пылал»?

 (Чтобы 
ярче,  образнее  показать  изнуряющую жару июля.
)

— Как
называется такой прием в литературе?

(ГИПЕРБОЛА.)

 — А
попробуйте объяснить речевой оборот  «жара плыла»?

(Очень
жарко, жара осязаема, как река, только не с прохладной, а горячей водой
.)

— Как
называется такой прием в литературе? 

(МЕТАФОРА.)

  — Куда
каждый вечер уходит солнце?

 (Поэт
не совсем  уверен,  но он  предполагает, что солнце спускается в некую «дыру»,
расположенную «за деревнею»
.)

— Очень 
хорошо. Наступает  новое  утро. Изменилось  что-то  в  мире? 

(Нет,
все то же, что и вчера
.)

— Чем 
недоволен поэт, почему он зол?

 (Поэта
удручает обыденность, привычный  порядок   вещей. Никаких перемен! И у него в
жизни тоже: каждый день он ходит на работу, устаёт. А солнце беззаботно то
встает, то заходит.
)

— Как
поэт выражает свою злость?  Какие слова по отношению к солнцу употребляет
автор?

(Слазь!

Дармоед!

Довольно
шляться!

Занежен
в облака!
)

Подумайте, как называют такие
слова, простые, резкие, грубоватые? В каком стиле речи их употребляют?

(Просторечные
слова, свойственные разговорному стилю
.)

— Для
создания комического эффекта используется каламбур – игра слов, основанная на
звуковом сходстве слов, разных по значению. Где в стихотворении автор
использует этот прием – слова звучат похоже, но имеют разный смысл?

(«…чем
так без дела заходить, ко мне на чай зашло бы

«Гоню
обратно я огни… чаи гони, гони, поэт, варенье»
)

— Каламбур
помогает создать юмористическую картину. Мы видим испуганного поэта и его гостя
– важное солнце.

— Как
передан испуг поэта? Чем он вызван?

 (Восклицательные предложения (Что
я наделал! Я погиб!) 
передают неподдельный страх поэта, вызванный
необычным гостем. А гипербола усиливает ужас поэта: какое-то чудовище
шагает к поэту, раскинув луч-шаги. Гость вваливается. Метафора солнца
масса
 создает образ большого, массивного гостя, от которого не
спрячешься: он проник в окошки, в двери, в щель
.)

— Как
теперь обращается герой к солнцу?

(Испуг
поэта также проявляется в обращении к солнцу, он теперь называет его светило,
подчеркивая уважение к нему
.)

— О чем
беседуют герои?

(Поэт
рассказывает о сложности своего труда, «что-де заела РОСТА», а солнце, в свою
очередь, жалуется на свою жизнь: «А мне, ты думаешь, светить легко?»
)

— Как
относится солнце к своему труду?

(Солнце
внушает поэту уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось,
то надо свою миссию выполнить до конца. Слово светить автор
использует в значении «направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно», т.е.
в значении освещать дорогу, путь, указывать направление. Поэт понимает, что
солнце не дармоед, а великий труженик
.)

 — Как
меняются взаимоотношения героев?

 (Солнце теперь стало поэту
другом, оно с ним на «ты», поэт бьет его по плечу, а солнце называет поэта товарищем.
)

— Почему
они сблизились, подружились?

(У них
одна цель
.)

— Какая
это цель? (Подтвердите строками из текста.)

(Освещать
путь людям, светить.
Несут свет и добро людям. Солнце —
животворной радостью своих лучей, поэт — светом своей поэзии. Поэт, как и
солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им увидеть черное в сером
хламе мира,
 чтобы искоренить это черное. «Пойдем, поэт, взорим, вспоём
у мира в сером хламе. Стена теней, ночей тюрьма по солнц двустволкой пала».)

— Как вы
понимаете выражение «солнц двустволкой»?

(Речь
о двух солнцах – обычном солнце и о поэте. Вместе они как двустволка – разрушат
серость жизни, тьму, будут нести людям духовность
.)

— В
каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь
сказать, о чем это стихотворение?

 («Светить всегда, светить везде…» Это
стихотворение о высокой миссии поэта, поэзия должна быть солнцем
.)

— Яркая метафора
Маяковского «поэзия-солнце» вырастает в емкий образ-
символ: поэзия — свет, день. Поэзия нужна людям, чтобы просветлять их души. Но
поэзия — это и каждодневный, нелегкий труд ума и души.

ІV. Обобщение.

Так зачем нам, читателям, простым людям, 
нужна поэзия?

(Чтобы
прикоснуться к необычному, познать прекрасное, стихи делают нашу жизнь  духовно
богаче,  зачаровывают  нас  созвучием рифм, чудной мелодией слов. Если человек
способен воспринимать поэзию, то он ещё не зачерствел душой
.)

— Сформулируйте
основную мысль стихотворения.

(Стихотворение о
нелёгкой миссии поэта, о том, что истинная поэзия несёт свет, она призвана
обогащать духовную жизнь человека
.)

— Каково эстетическое
кредо автора, т. е. главный принцип его жизни?

(«Светить всегда,
светить везде…»
)

— Как вы понимаете
второй эпиграф?

(Автор строк 
сравнивает поэзию с увлекательным, интересным путешествием по просторам
таинственной страны, имя  которой — поэзия, И только тот путешественник
насладится красотами этой страны, чье сердце окажется чутким, добрым,
восприимчивым к поэтическому слову.)

— Какие особенности
его поэтической манеры вы можете назвать? Обобщите наблюдения.

(В своем
стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия
идеи стихотворения. Использует метафоры, гиперболы, каламбур и многозначные
слова, чтобы ярче выразить основную мысль, создать незабываемые образы. В
стихотворении автор использует лексику различной стилистической окраски для
создания комического эффекта. Использует авторские неологизмы
.)

-Какие новые слова
придумал автор в этом стихотворении?

(Ясь, занежен в
облака, златолобо, взорим, вспоём, ало
.)

·                  
Составление синквейна


Попробуйте составить синквейн по следующим словам: поэт, солнце, поэзия (по
рядам).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти стоимость одного грамма продукта
  • Как найти открытые ссылки на сервере
  • Как мне найти невесту моему сыну
  • Как найти наименьшее значение функции двух переменных
  • Как найти вертолеты в рисунках