Как составить план сюжета рассказа

Составляем план сюжета

Написание рассказа или крупной формы — как и почти любое дело — это сочетание творчества и холодного расчета. Любой начинающий автор рано или поздно сталкивается с тем, что стиля, идеи или оригинального фантдопущения недостаточно. С тем, что все это хорошо, даже отлично — но все это нужно подать так, чтобы читателю было интересно.

Иными словами, сентенции насчет завязки, кульминации и развязки придумали не зря. Это проверенная временем, тысячами текстов и миллионами читателей истина. И, казалось бы, все это знают, но… практика показывает другое. Достаточно почитать, что пишут редакторы в издательствах.

Например, вот пишет Александр Прокопович, главный редактор Астрель СПб. И вот. И вот. (Кстати, вообще интересный блог — рекомендую!)

В общем, эта статья о холодном расчете и о том, как составлять план сюжета, будь то рассказ или роман.

[Эту статью можно также найти на YouTube — в формате вебинара, с удобной презентацией, которая структурирует информацию, и новыми примерами.]

Шаг 1. Идея и тема

Произведение начинается не с пустого места, а с задумки. И это еще никакой не холодный расчет, задумка возникает сама собой, без всяких расчетов. Но уже на этом этапе, пока вы не бросились планировать или сразу строчить — есть, над чем поразмыслить.

Из задумки нужно выделить идею и тему произведения. Генри Лайон Олди на своих семинарах говорят об идее и теме так:

Идея – это лозунг, слоган, если угодно; главная, подспудная мысль. Она лежит на дне, как крупная рыба. Допустим, в самом простом варианте: «убивать – отвратительно», «да здравствует добро» или «всех мочить в сортире!» А если без шуток: допустим, власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно – вот это идея. «Не верь, не бойся, не проси» – идея. Дополнительные примеры можете подобрать самостоятельно.

Тематический же материал всегда предельно конкретен. «Конфликт магических кланов Алой и Белой Орхидеи на фоне гражданской войны в Брейкдаунском королевстве» – тема. Четко прописано: ГДЕ, ЧТО, КОГДА. Место действия, время действия, стороны конфликта. Или: «Трагедия Клинского побережья как итог действия тектонического миксера, изобретенного профессором Мураками». Опять видим – что, где, когда. Значит, тема.

Почему так важно выделить идею и тему? Ну, во-первых, вы понимаете, для чего вы пишете, ставите себе задачу. Четкую задачу, как известно, легче решать, а если ясной цели нет — право, стоит ли писать такое? Во-вторых, идея и тема на самом деле определяют очень многое. Чаще всего это:

  • Финал, вплоть до сцены, ради которой произведение пишется,
  • Основной конфликт и персонажи, а нем участвующие,
  • Общая линия развития конфликта: было так, стало иначе, и этим мы хотим сказать то-то и то-то.

Впрочем, это уже следующий шаг.

Шаг 2. Формализуем ключевые вехи сюжета

Итак, мы понимаем, что хотим сказать. Как правило, это означает, что мы хотя бы в общих чертах понимаем, как именно хотим это сказать — т.е. у нас есть 2-3 ключевые вехи сюжета.

Каждый сюжет явно или неявно должен состоять из 5 элементов:

  1. Экспозиция. Описывает обстановку, в которой происходят события, и персонажа, с которым все происходит.
  2. Завязка. Вот он, конфликт. Происходит событие, которое начинает осложнять герою жизнь, заставляет задаваться вопросами… это еще не глобальная проблема, но уже первый звоночек.
  3. Развитие. То, что было всего лишь звоночком, начинает разворачиваться в большую проблему, напряжение нарастает, несмотря на действия героя.
  4. Кульминация. Проблема приобретает пугающие масштабы, ценой неимоверных усилий герой ее решает.
  5. Развязка. Показывает, как герой решает проблему, какой стала обстановка после разрешения конфликта.

Пункты этого списка — состояния, ключевые вехи — события, которые отделяют одно состояние от другого.

Над чем нужно задуматься на этом этапе?

Во-первых, посмотреть на те ключевые события, которые возникли вместе с идеей и темой. Примерить их на список, добавить недостающее — но заполнить все пункты.
Во-вторых, помнить, что уровень напряженности в сюжете должен как минимум не спадать. Это не значит, что после сцены с жестким экшном нужно поддерживать не менее жесткий экшн и впредь — после такой сцены герой оказывается в неясной ситуации или ему может грозить опасность. Темп развития событий может снизиться, но напряжение спадать не должно.

Шаг 3. Собственно, составляем план

Об описанной выше схеме не зря сказано, что она должна присутствовать явно или неявно. Ее присутствие вовсе не значит, что все произведения должны делиться на 5 частей. Собственно, на 5 частей их делить как раз и не нужно: эти 5 пунктов — элементы текста, а не части.

Рассуждая о сюжетах, говорят обычно о «классической трехчастной структуре» — трех частях, которые представляют собой ничто иное как три акта классической драмы. Почему же текст делят на три части, а элементов сюжета пять? И почему есть масса книг, состоящих вовсе не из трех частей, а из четырех, пяти, десяти — да вообще как Бог на душу положит? Попробуем разобраться.

Неявных частей в сюжете действительно три.

Первый акт. От первой буквы до события, которое ясно и четко обозначает конфликт: подвергает жизнь героев опасности, грозит разрушить привычный уклад жизни и пр. В первый акт укладывается как экспозиция, описывающая место, время и участников действа — так и все события, которые конфликт складывают. Иными словами, в первом акте умещаются два из элементов сюжета: экспозиция и завязка.
В рассказе это может быть всего одна сцена, в которой двумя-тремя штрихами описывается герой — и тут же происходят события.
В романе это может быть целая серия событий, которые не так значительны сами по себе, но все вместе составляют конфликт. К тому же в романе может быть несколько сюжетных линий, но к концу первого акта каждый персонаж находится с другими в той или иной конфликтной ситуации.

Второй акт. От события, которое конфликт обозначает до события, которое делает конфликт невыносимым. В этом акте персонаж или персонажи пытаются конфликт решить, но либо у них не получается, либо внешняя среда становится все более агрессивной, либо их действия мешают друг другу — в общем, по какой-то причине конфликт все нарастает, пока не становится невыносимым. Что-то нужно делать, иначе случится страшное. Второй акт включает в себя один из необходимых элементов сюжета — развитие.

Третий акт. От момента, когда конфликт становится невыносимым до последней буквы. В третьем акте персонаж(и) совершает(ют) невозможное. Гениальная догадка или нечеловеческие усилия — но конфликт решается, после чего показывается, к чему привело его разрешение. Или не показывается, если произведение предусматривает открытый финал. Третий акт вновь включает сразу два элемента сюжета: кульминация и развязка.

Конкретный роман может вовсе не состоять из трех частей: например, насколько частей может занимать только развитие конфликта (второй акт). Повторюсь, трехактная структура может быть неявной, однако очень важно помнить о ней и постоянно держать в голове.

Теперь, когда мы это уяснили — у нас есть уже не просто 2-3 события, которыми хотелось бы выразить идею и тему. Теперь мы знаем структуру сюжета и понимаем, что какие-то события являются действительно переломными (разделяют акты), а какие-то — служат лишь развитию конфликта.

Поэтому теперь можно составить план из 5-10 пунктов, каждый из которых — важное событие. Этот план имеет смысл условно разделить на 3 акта, чтобы понимать, какие события отделяют один акт от другого. Пока что этот план еще примерный, детализацией мы займемся позже. Но, набросав этот план, мы сделали очень важное дело: примерная структура, которую вы прописываете на этом этапе — это уже практически готовый сюжет.

Шаг 4. Детализация плана

Я сталкивался с людьми, которым категорически не давались сюжеты крупных форм. Людьми, которые много читали, набили руку и, как следствие, наработали отличный стиль, умеют поднимать интересные вопросы — но вот не складывается сюжет для целого романа и все. Проблемы возникают как на этапе прописывания 5-10 ключевых событий, так и на этапе детализации. И действительно — объективно сложно детально расписать целиком план романа. Я уверен, и у самых маститых писателей Рим строится не за один день. Иными словами, это совершенно нормально, когда вехи есть, но не очень понятно, как провести мостик от одной вехи к другой.

Я сам в таких случаях начинаю задавать себе вопросы. Например:

  1. Что можно сделать после этого события, чтобы еще больше усложнить жизнь героя?
  2. У меня есть остросюжетное событие, что может создать к нему предпосылки? У меня уже есть для героя проблема, но как в нее бросить героя?

Нередко те или иные ходы возникают сами собой, если поразмыслить «А что здесь может быть остросюжетного?».

Иногда я задаюсь вопросом «А какие события здесь реалистичны с точки зрения поведения людей или общества?». Так нередко детали сюжета возникают сами собой, стоит задуматься о внутренней логике места и времени, которые вы описываете. Например, если по сюжету у вас беспорядки в городе — нужны 1-2 события, которые спровоцируют беспорядки. Здесь вам поможет знание истории (вообще история и психология — две вещи, которые не повредили ни одному писателю).

Бывает, что детализация возникает из правил письма. Возьмем тот же пример: допустим, по сюжету на этом месте должны быть беспорядки в городе. Но ведь просто отметить «начались беспорядки» нельзя, нужно показать их читателю, дать их почувствовать, поучаствовать в них. Так что вы никак не отвертитесь от 1-2 сцен городских боев — просто из принципа «показывать, а не рассказывать».

Главная хитрость этого этапа состоит в том, что вовсе не обязательно детализировать весь план произведения, до самого конца. Скорее всего, у вас это и не получится. Имеет смысл расписывать действительно детально лишь первую часть. Когда вы подойдете ко второй — распишете вторую, подойдете к третьей — третью. Без всякого сомнения идеи будут появляться в том числе и по мере написания текста — и почти наверняка вы захотите что-то вставить в план. Вы увидите, что примерный и такой туманный план частей, до которых вам еще писать и писать, начнет вырисовываться еще пока вы пишете начало.

Конкретный формат, в котором записывать план, выбирайте сами. Например, я делю текст на куски (отделенные обозначениями «Глава такая-то», тремя звездочками или просто пустой строкой) и называю их эпизодами. Для каждого эпизода в части описываю:

Эпизод 1
В котором происходит это и вот это.

Эпизод 2
Начинается с того что…

Вы можете выбрать любой удобный вам формат. Главное в этом деле — иметь четкое представление, что вы хотите написать, не на 1-2 эпизода вперед, а хотя бы на одну часть произведения.

Преимущества планирования

  1. Планируя произведение заранее, вы первым делом планируете его финал (Шаг 1. Идея и тема). Таким образом, вы не забредете «не в ту степь», знание финала позволяет не «вихлять» из стороны в сторону, а методично к нему идти.
  2. Детальное планирование эпизодов хотя бы на одну часть вперед дает четкий путь, как провести текст из состояния А в состояние Б, уменьшается риск того, что появятся ненужные, неработающие на сюжет эпизоды.
  3. Какие бы идеи не возникли непосредственно в процессе написания, их легко внести в план и посмотреть, как тот изменится, появление новых идей не вносит раздрай в структуру сюжета.
  4. Письмо становится более прогнозируемым, в каждый момент времени вы понимаете, сколько работы проделано и сколько еще осталось.

Наконец, помните: начинать писать каждую новую вещь всегда тяжело, сколько бы произведений вы ни закончили до того. Но, чем дальше вы пишете, тем больше повествование двигается само, словно по накатанной колее.

Удачи вам в творчестве!

Хотите что-то дополнить, оспорить или поделиться опытом? Милости прошу в комментарии!

Шаг 2

Переходите к содержанию


Совет 1. Как составить план сюжета

Определившись с сюжетом книги, необходимо составить план написания. В написании книги план, некий прообраз содержания, настолько же важен, насколько важна карта для путешественника. Чтобы дойти в назначенный пункт, не потеряв последние силы, и вообще прийти. Многие начинающие авторы, найдя тему книги, исследовав ее, найдя основу для сюжета, просто погибают под грузом неопределенности: «С чего начать? А если мне не хватит поворотов сюжета, чтобы было интересно? А если читатель не поверит? Что делать после этого события герою?» Опишите кратко, о чем книга. Основные тезисы. Выделите ключевые повороты сюжета и главные характеристики персонажей. Определитесь с канвой, хронологией событий, от чьего лица будет идти повествование, кто будет действующими лицами. Где и когда будут разворачиваться события.

План нужен вам также и для того, чтобы выделить сильные стороны сюжета, и строить интересный диалог с читателем. Когда у вас есть понимание зерна, до которого нужно добраться, вы сможете превзойти ожидания читателя. Заставите его думать и переживать, поддерживая интерес и динамичность повествования.

Например, в романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстого финал превзошел все ожидания. Лишь в самом начале сцена погибшего под колесами крестьянина делает нам намек.

Эмиль Золя в романе «Доктор Паскаль» скрупулезно дает читателю информацию о целом клане героев книги, лишь затем, чтобы стало понятно, кем приходятся друг другу главные герои романа, что важно для понимания книги и задает нужный тон переживаниям. Невозможно представить, чтобы такое переплетение сюжета получилось в процессе импровизации. Это результат планирования повествования, попадание в заданные цели.

Попробуйте обозначить уже окончательные сюжетные решения в виде заключительных пунктов, и ведя от них линию в обратном направлении, вам удастся найти менее значимые, но необходимые предшествующие сюжетные повороты, соединить в определенной последовательности прообразы глав.

Для любителей цифровых средств подойдет составление Mind-карты (программа FreeMind, приложение Mindly и их аналоги)

Многие из нас уверены, что надо быть гением или по-настоящему талантливым, чтобы чего-то добиться. Но это не так. Талант и творческое начало есть у каждого из нас. Требуется время и усилия, чтобы развить свои способности, реализовать свой потенциал.

Находясь в любом месте, в любое время старайтесь записывать свои мысли, идеи и вопросы, вдруг приходящие вам в голову. Помещайте на бумагу от руки или в электронную заметку диалоги, которые вы ведете внутри себя. Делайте зарисовки, схемы, записывайте слова и обрывки фраз, словом все, что занимает ваше сознание. Тем более если вы не можете сосредоточиться, отключиться от этих мыслей или уснуть.

Иногда вам будет казаться, что это бессвязная сумятица. Или у вас бред… Скорее всего, большую часть записанного даже нельзя отнести к теме вашей книги, если вы уже с ней определились. Или вообще к реальности. Но вам не нужно анализировать, улучшать или оценивать, даже читать необязательно. Вам нужно дать вашему творчеству выход. Освободить сознание, упорядочить мысли. Плюс ко всему, постоянно занимаясь написанием, вы как раз и тренируете свой слог и стиль выражения. Пока вы не ставите перед собой осознанной цели, а просто начинаете писать изо дня в день.

Идеи, небольшие отрывки и нюансы к вам могут приходить в хаотичном порядке. Владимир Набоков писал отрывки текста на небольших карточках, потом складывал из этих фрагментов главы.

Носите такие карточки всегда с собой, и в любой позволяющей ситуации тасуйте их, складывайте в полные картины, определяйте пробелы и усиливайте важные по смыслу места.

Это похоже на тренировку движений танца, главное в этом процессе овладеть своим телом, научиться двигаться плавно, чувствовать ритм. Никто не ждет от начинающего танцора, что он, запомнив порядок движений, сможет танцевать на уровне профи. Задача новичка – получить опыт, развить свой потенциал, набить руку. Для этого необходимо регулярно заниматься без результата, ради самого процесса. Тем более, что в этом вы найдете удовольствие и вдохновение, чтобы совершенствоваться дальше!

Совет 3. Совершенствуйте мастерство короткого рассказа

В какой-то момент вы можете оказаться в ситуации, когда уже не знаете, о чем сейчас написать, тогда переходите на следующий уровень: тренируйтесь в жанре короткого рассказа, описывая что-то из реальности или, наоборот, вашей фантазии. Находясь в любом месте, лишь обладая временем и возможностью записать, найдите для себя некий объект, человека, здание, группу людей или что угодно, и опишите то, что вы видите или слышите на самом деле, или только в своей фантазии, решать вам.

Например:

Вы сидите на автобусной остановке. К вам присоединился очень богато одетый молодой человек. Он повернул голову к вам и спросил… (продолжите)

Огромный город вдруг остался без источников питания. Фонари на улицах и лампочки в домах погасли. На какое-то мгновение все звуки стихли, как если бы… (продолжите)

Вы проснулись, открыли глаза, опишите то, что видите.

Вы держите в руках новый блокнот, опишите, как он выглядит, какие чувства вызывает?

Только представьте, что вы каждый день, потратив всего 15 минут на фрирайтинг, за месяц наделите себя способностью кратко, ярко и емко описывать свои мысли!

Н.В. Гоголь советовал: «А вы всё-таки пишите… возьмите хорошенькое пёрышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: «Мне сегодня что-то не пишется». Напишите это много раз кряду, и вдруг вам придет хорошая мысль в голову! За ней другая, третья, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуреваемые постоянным вдохновением, редки…»

Совет 4. Писать – это переписывать

Никакая рукопись не является готовой, если после написания автор не прочел ее вслух и не переписал больше 70% своего первоначального текста. Писательское мастерство требует многочисленных переписываний и упорядочивания, чтобы увязать с основной канвой, отшлифовать и довести до вашего личного уровня совершенства. Может быть поэтому Л.Н. Толстой написал роман «Война и мир» в четырех томах, а не в двух, например. Писатель не пишет, а переписывает написанное. С той долей фанатизма, которую может себе позволить!

Здесь вам поможет привычка писать отрывками, потому что переписать небольшой отрывок легче, нежели переписывать всю главу в связи с изменением предыдущей.

Главное на этом этапе – побороть страх испортить написанное. Вы проработали материал книги, нашли время и силы написать, а теперь от вас нужно сделать, кажется больше, чем вы можете. Наиболее любимые вами отрывки и выражения, безусловно, без необходимости переписывать не нужно. Нужно, чтобы написанное отвечало составленному вами плану. Было понятно и приятно читать. Чтобы были выдержаны логические связи, и текст воспринимался читателем легко и интересно. Свежий взгляд и мнение со стороны могут вам помочь определиться со спорными моментами.

Совет 5. Как лучше выражать свои мысли

Наш мозг лучше воспринимает информацию в виде образов. Поэтому, все, что можно облечь не в слова, а в формулы, фото и иллюстрацию, лучше так и подать.

Одновременно в памяти наш мозг может удержать не больше 7 (плюс-минус 2) единиц информации. Не перегружайте читателя. Везде, где можно выражаться кратко и по делу, лучше так и сделать. Сноски, цитирование и разбивание на абзацы помогут легче воспринимать разную по смыслу информацию.

Используйте иногда метафоры, гиперболы, оксюмороны, метонимии, сравнения и другие средства нашего родного, по-настоящему богатого русского языка. Пишите, как говорите, а потом правьте по правилам грамматики, так вы не лишите текст своего уникального стиля.

Начинающие авторы злоупотребляют прилагательными и лишними связками. Также избегайте канцелярита. Нора Галь писала: «…Канцелярит – мертвечина. Он проникает и в художественную литературу, и в быт, в устную речь. Даже в детскую. Из официальных материалов, из газет, от радио и телевидения канцелярский язык переходит в повседневную практику. Много лет так читали лекции, писали учебники, даже буквари». Например, «он находился в состоянии возмущения» вместо «он возмущен», «было принято решение» вместо «решили». Избегайте заменять глаголы деепричастиями и существительными. Уменьшайте цепочки существительных. Избегайте длинных предложений и запутанных фраз. Лучше поставить точку там, где ставите двоеточие «:» или точку с запятой «;»

Чтобы достучаться до читателя, используйте редкие слова и выражения. Откажитесь от американизмов, постарайтесь найти русскоязычные синонимы.

Вспомним пирамиду Минто: главная мысль – это обобщение идей и аргументов, сгруппированных логически по принципу дедукции и индукции (по времени, структуре и признаку).

И главное правило: соблюдайте правила русского языка и выбирайте стилистику, облегчающую понимание и восприятие текста. Здесь пригодится помощь профессионального редактора, ведь через многократное число прочтений и переписываний глаз замыливается, свои ошибки трудно разглядеть.

Ниже приведены практичные советы по стилистике от Ольги Соломатиной, профессионального журналиста и медиатренера:

  1. Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить.
  2. Страдательный залог должен быть избегаем.
  3. Уточнения в скобках (хоть и существенные) бывают (обычно) излишними.
  4. Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью.
  5. Что касается незаконченных предложений…
  6. Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на. Не грубости ради, но порядка для.
  7. Предложение из одного слова? Плохо.
  8. И не начинайте предложение с союза.
  9. НИКОГДА не выделяйте слова прописными буквами.
  10. Провиряй по словарю напесание слов.
  11. Метафора — это гвоздь в ботинке, и лучше ее выполоть.
  12. Преувеличение в миллион раз хуже преуменьшения.
  13. Ненужная аналогия в тексте — как шуба, заправленная в трусы.
  14. Не применяйте длинные слова там, где можно применить непродолжительнозвучащие.
  15. Кому нужны риторические вопросы?
  16. Маленькое замечание о повторах, которые иногда встречаются в статьях, которые появляются в изданиях, которые и так переполнены цитатами, которые иногда затуманивают мысль, которую хотел высказать автор, о которой мы и хотели сделать это замечание.
  17. Сюсюканье — фу. Оставь его лялечкам.
  18. Позаботься о благозвучии фразы, у тебя ж опыта больше.
  19. Небезинтересно было бы взымать штраф с безалаберных за неверное написание гласных после приставок.
  20. Не следует пытаться не избегать двойных отрицаний.
  21. Не ставьте два «не» подряд, если это не необходимо.
  22. У слова «нет» нету форм словоизменения.
  23. Коллеги обращения надо как-то выделять.
  24. Которые являются придаточными предложениями, составлять надо правильно.
  25. Мы хотим отметить, что менять лицо, от имени которого ведется изложение, автор этих строк не рекомендует.
  26. Заканчивать предложение местоимением — дурной стиль, не для этого оно.
  27. Если неполные конструкции — плохо.
  28. Правило гласит, что «косвенная речь в кавычки не берется».
  29. Числительные до 10 включительно лучше писать прописью.
  30. Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный.
  31. Сдержанность изложения — всегда абсолютно самый лучший способ подачи потрясающих идей.
  32. Будьте более или менее конкретны.
  33. Слов порядок речи стиля не меняет?


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Несмотря на то что некоторые писатели предпочитают развивать сюжет по мере работы над произведением, все же лучше составить план заранее, чтобы лучше понять свою историю. План послужит ориентиром при описании обстановки, персонажей и основных событий. Он также может сыграть на руку, если вы зайдете в тупик в процессе работы и захотите разобраться, в каком направлении двигаться дальше.

  1. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 1

    1

    Определите участки в графике сюжета. Одним из наиболее традиционных способов структурирования истории является треугольный график, также известный как пирамида Фрейтага. Пирамида Фрейтага разбита на шесть частей: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, падающее действие и развязка. График выглядит как треугольник или пирамида, где в нижней части треугольника находится экспозиция, за которой следует нарастание завязки и развития действия. Вершина треугольника — это кульминация истории, а после нее идет нисходящий наклон падающего действия и выравнивание треугольника (развязка).[1]
    [2]

    • Подобный вид сюжетного графика часто используется при работе над романами, чтобы структурировать действие истории. Это полезный способ убедиться, что в работе собраны все необходимые элементы. Многие читатели положительно реагируют на текст, построенный на основе сюжетного графика с подъемом и падением.
    • Можно нарисовать собственный график и непосредственно на нем подписать каждую часть или каждую точку сюжета. Зачастую полезно иметь визуальный ориентир в качестве проводника по истории.
  2. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 2

    2

    Придумайте сильную экспозицию. Несмотря на то что во многих романах экспозиция подгоняется под завязку, будет нелишним написать экспозицию еще на этапе планирования. Это поможет вам определить главного героя, а также темы или ключевые моменты в истории.[3]

    • Экспозиция должна погружать в обстановку, а также включать в себя информацию о главном герое и знакомить читателей с его конфликтом. Это может быть несколько строк, посвященных данным элементам, или фактическая сцена, где главный герой разговаривает с другими персонажами и перемещается в обстановке.
    • Например, экспозиция книги «Гарри Поттер и Философский камень» (первая книга из безумно популярной серии про Гарри Поттера от писательницы Джоан Роулинг) посвящена знакомству читателя с главным героем — Гарри Поттером. Она также рассказывает читателю о мире маглов и мире волшебников в Школе Чародейства и Волшебства Хогвартс.
  3. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 3

    3

    Определите завязку. Завязкой будет событие, которое изменит ход жизни главного героя. Оно должно застать главного героя врасплох и быть сопряженным с риском. Зачастую завязка начинается сразу после знакомства читателя с экспозицией.[4]
    [5]

    • Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» завязка наступает в тот момент, когда Гарри посещает великан Хагрид и сообщает, что Гарри — волшебник и что его приняли в Хогвартс. Эта информация меняет жизнь Гарри и его путь развития как персонажа. Он оставляет свою несчастливую жизнь у Дурслей в мире маглов и отправляется в Хогвартс вместе с Хагридом. Этот эпизод запускает цепь событий в жизни Гарри.
  4. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 4

    4

    Придумайте развитие действия. Развитие действия, или восходящий наклон от завязки к кульминации, зачастую является самой длинной частью романа или рассказа. В этой части вы будете развивать своих персонажей, исследовать их отношения друг к другу и расписывать все важные события, которые позволят вам добраться до кульминации. Развитие действия должно становиться все более напряженным по мере приближения к кульминации.[6]

    • Зачастую данная часть состоит из серии событий, поэтому можно кратко обрисовать каждое событие в графике. Убедитесь, что события становятся более напряженными и захватывающими по мере приближения к кульминации.
    • Например, ряд событий в книге «Гарри Поттер и философской камень» можно было бы обрисовать следующим образом:
      • Гарри вместе с Хагридом ходит по магазинам в Косом переулке, чтобы приобрести волшебные принадлежности, включая волшебную палочку.
      • Гарри покидает дом Дурслей и садится на поезд до Хогвартса на платформе 9¾. Потом он знакомится с тремя главными персонажами серии: Роном Уизли, Гермионой Грейнджер и своим заклятым врагом Драко Малфоем.
      • Гарри получает мантию-невидимку.
      • Гарри узнает о Философском камне и делится этой информацией с Роном и Гермионой.
  5. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 5

    5

    Напишите кульминацию истории. Кульминация истории — это высшая точка, которая должна ощущаться как самый важный момент для главного героя. Это может быть серьезная неудача или вызов, с которым ему приходится иметь дело, или важное решение, которое он должен принять. Часто кульминацией является внешнее событие, которое главный герой должен пережить, чтобы добраться до падающего действия и развязки.[7]

    • Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» кульминация истории наступает, когда Гарри понимает, что готовится заговор с целью украсть философский камень. Потом Гарри объединяется с Роном и Гермионой, чтобы попытаться защитить камень.
  6. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 6

    6

    Определите падающее действие. Как правило, падающее действие является самой насыщенной частью истории, где события развиваются с огромной скоростью, чтобы достичь развязки. Читатель должен находиться в напряжении на протяжении всего падающего действия, чтобы узнать, как главный герой разберется с кульминацией истории.[8]

    • Падение действия может происходить в течение нескольких глав, особенно в случае крупной кульминации. Оно может ощущаться как быстро развивающееся путешествие, которое приводит персонажей к развязке истории.
    • Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» Гарри должен принять ряд жизненно важных решений, чтобы философский камень не попал в плохие руки. Этот квест разбросан на несколько глав, в которых Гарри должен преодолеть несколько препятствий, чтобы достичь своей цели.
  7. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 7

    7

    Придумайте развязку истории. Развязку иногда называют заключением, так как она происходит в самом конце романа. Она должна дать читателю понять, добился ли главный герой успеха и получил ли желаемое, или же потерпел неудачу. Зачастую развязка также показывает, как главный герой изменился на протяжении книги. Это может быть постепенное изменение физических, моральных, психологических или всех вышеперечисленных аспектов. В конце романа главный герой должен смотреть на свой мир другими глазами (не так, как в начале).[9]

    • Например, в книге «Гарри Поттер и философский камень» развязка происходит, когда Гарри противостоит профессору Квирреллу в последней комнате, где находится философский камень. Вскоре выясняется, что Квиррелл одержим лордом Волан-де-Мортом, и Гарри борется с Волан-де-Мортом за камень. Гарри теряет сознание во время борьбы и приходит в себя в школьной больнице, окруженный друзьями. Дамблдор говорит Гарри, что он выжил благодаря силе любви своей матери. Потом камень уничтожают, Волан-де-Морт снова пропадает, а Гарри возвращается к Дурслям на летние каникулы.
  8. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 8

    8

    Попробуйте поменять местами части графика. На этапе написания первого черновика стоит начинать со стандартного графика сюжета, однако в последующих черновиках можно внести корректировки и попробовать поменять местами некоторые части. Например, можно сразу начать с завязки, а потом перейти к экспозиции или переместить кульминацию так, чтобы она появилась в самом конце истории, а не во второй половине. Игра с графиком поможет сделать историю более уникальной и динамичной.[10]

    • Имейте в виду, что не все истории имеют счастливый конец. На самом деле многие величайшие романы заканчиваются трагически. Рассматривайте развязку как способ исследовать изменения в главном герое (даже если они невелики), вместо того, чтобы давать ему именно то, что он хотел. Порой развязка, которая заканчивается неудачей, может показаться интереснее, чем развязка, которая венчается успехом.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Люси В. Хэй — писательница, редактор сценариев и блогер. Помогает другим писателям посредством мастер-классов, курсов и своего блога Bang2Write. Является продюсером двух британских триллеров. Ее дебютный детективный роман “The Other Twin” («Другой близнец») в настоящее время экранизируется компанией Free@Last TV, создателем номинированного на «Эмми» сериала «Агата Рэйзин».

    Lucy V. Hay

    Что делает наш специалист: «Я все планирую визуально: записываю точки сюжета на стикерах, а потом расклеиваю их на стене. Потом я перемещаю их и играю с их порядком, пока все не окажется на своем месте».

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 9

    1

    Напишите краткое содержание в одно предложение. Метод снежинки преимущественно используется для структурирования романов, но он так же полезен и для коротких рассказов. Этот метод позволяет поэтапно проработать сюжет истории и структурировать необходимые сцены в электронной таблице. Для этого придумайте краткое содержание истории длиной в одно предложение. Оно должно представить читателю вашу историю и подчеркнуть общий смысл.[11]

    • Описание должно быть коротким и простым, без пространных описаний и непонятных терминов. Попробуйте уложиться в 15 слов или меньше и сосредоточьтесь на том, чтобы связать основную тему с действиями персонажа.
    • Например: «Кажущийся идеальным брак рушится, когда жена исчезает».
  2. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 10

    2

    Напишите краткое содержание длиной в один абзац. После того как вы придумаете краткое содержание в одно предложение, расширьте его до полного абзаца, который описывает обстановку, основные события, кульминацию и окончание истории. Можно использовать структуру «три бедствия плюс окончание», где в истории происходят три плохие вещи, которые приводят к кульминации. Смысл заключается в том, что положение главного героя ухудшается, пока он не достигнет кульминации, а потом окончания или развязки.[12]

    • Абзац должен состоять из пяти предложений. Одно предложение будет описывать обстановку. По одному предложению будет отведено каждому из трех бедствий. И одно, заключительное предложение, будет описывать концовку.
    • Например: «Ник и Эми имеют, казалось бы, идеальный брак и со стороны выглядят счастливым. Но однажды ночью Эми исчезает при загадочных обстоятельствах, что вызывает подозрения о совершении преступления. Вскоре Ника обвиняют в ее убийстве, и он должен защищать себя в суде. Ник узнает, что Эми инсценировала собственное убийство и все еще жива, но она полна решимости засадить его за решетку. Ник противостоит Эми, и они ссорятся, но в итоге Эми шантажирует Ника, чтобы он остался в браке».
  3. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 11

    3

    Напишите краткую характеристику персонажей. Как только вы разберетесь с кратким содержанием, сосредоточьтесь на том, чтобы оживить персонажей. Придумайте сюжетную линию для каждого главного героя, отмечая важные характеристики (имя, мотивация, цель, конфликт и финальное прозрение). Сюжетная линия каждого персонажа должна быть длиной примерно в один абзац.[13]

    • Краткая характеристика персонажа необязательно должна быть идеальной или отшлифованной. Скорее всего, вы вернетесь назад и подправите ее позже или отклонитесь от нее, когда начнете прописывать сцены романа. Однако это как минимум поможет вам лучше понять своих героев и то, как они вписываются в историю.
    • Например: «Ник — тридцатипятилетний репортер, которого уволили с работы после десятилетней карьеры в этой сфере. Он женат на Эми уже десять лет и считает ее своим счастливом билетом в жизни, идеальной супругой и партнером. Ему тяжело дается отсутствие работы, особенно потому, что Эми происходит из богатой семьи и недавно унаследовала большую сумму денег. Он считает, что ему нужно быть кормильцем в семье, и его пугает финансовая независимость Эми и ее успех в карьере. Когда Эми исчезает, он испытывает противоречивые чувства, так как к необходимости найти ее примешивается неудовлетворенность в браке. В конце концов он понимает, что Эми подставила его и пытается засадить его за решетку с помощью своего исчезновения».
  4. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 12

    4

    Составьте таблицу сцен. После того, как вы придумаете краткие характеристики для каждого главного героя, а также напишете краткое содержание в один абзац, попробуйте расширить его сценами с помощью персонажей. Список сцен поможет вам лучше понять общий сюжет истории.

    • Чтобы упорядочить сцены и упростить себе задачу, используйте программу для работы с электронными таблицами. В зависимости от длины истории, сцен может быть как 50, так и более 100. Создайте два столбца в электронной таблице: один для главного персонажа в сцене, а другой — для краткого пояснения происходящего. Потом перечислите сцены одну за другой, используя краткое содержание в качестве ориентира.
    • Например: «Ник обнаруживает, что Эми пропала. Главный персонаж: Ник. Что происходит: Ник возвращается домой после ночной смены в баре и видит, что входная дверь выбита пинком. Он также находит лужу крови в коридоре и следы борьбы в гостиной (перевернутые стулья и царапины на стенах). Он обыскивает остальную часть дома, но не находит никаких следов Эми».
    • Продолжайте создавать сцены в соответствии с кратким содержанием. Так у вас появится план сюжета и список сцен под него. Это облегчит последующее объединение сцен и формирование целостной истории.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 13

    1

    Разделите план на три акта. Чтобы создать план сюжета для текста, который вы изучаете в школе или университете, разделите этот план на три акта. С помощью такой структуры можно разбить большинство романов и книг.[14]

    • Используйте документ word или лист бумаги для создания трех отдельных разделов, озаглавленных как «Акт 1», «Акт 2» и «Акт 3».
    • Как правило, план сюжета занимает от одной до двух страниц, в зависимости от длины книги. Стремитесь к краткости и сосредоточьтесь на ключевых моментах.
  2. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 14

    2

    Напишите краткое содержание начальной сцены и завязки. Начните «Акт 1» с описания вступительной сцены книги. Зачастую она знакомит с персонажами и обстановкой. Как правило, в ней присутствует и главный герой. Краткое содержание должно быть примерно на 100–150 слов. Обратите внимание на ключевые детали вступительной сцены, включая имена персонажей, любые физические характеристики или личностные качества, а также обстановку.[15]

    • В план «Акта 1» также должна входить завязка, которая толкает персонажа на поиски или ставит перед ним задачу. Завязка также может привести к основному конфликту в романе.
    • Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» завязка начинается, когда Аттикус соглашается защищать чернокожего человека по имени Том Робинсон, который обвиняется в изнасиловании белой женщины.
  3. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 15

    3

    Опишите основную проблему или конфликт. Заключительная часть «Акта 1» будет посвящена основной проблеме или конфликту в романе. Это самое большое препятствие, с которым придется столкнуться главному герою. Проблема или конфликт поднимет ставки в истории и заставит главного героя принять решение или действовать определенным образом. Как правило, именно завязка приводит к основной проблеме или конфликту.[16]

    • Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» основной конфликт возникает в завязке, поскольку решение Аттикуса защищать Тома Робинсона приводит к тому, что другие дети и члены сообщества проявляют жестокое отношение к Джему и Скаут.
  4. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 16

    4

    Напишите краткое содержание главной катастрофы или кульминации. «Акт 2» обычно выстраивается до самой большой катастрофы или кульминации романа. Катастрофа или кульминация зачастую происходит примерно на ¾ пути в книге или на 75% пути в истории. Возможно, вы отметите несколько небольших инцидентов, которые происходят в развитии действия, ведущем к кульминации.[17]

    • Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» развитие действия происходит, когда начинается суд над Томом Робинсоном, а потом оно разыгрывается на протяжении нескольких глав. Несмотря на то что Том Робинсон был оправдан по всем пунктам обвинения, отец белой женщины, Боб Юэлл, все еще пытается отомстить Аттикусу. Кульминация романа наступает, когда Юэлл нападает на Джема и Скаут. К счастью, Джем и Скаут спасает Бу Рэдли.
  5. Изображение с названием Write a Plot Outline Step 17

    5

    Опишите развязку или заключение. Заключительный акт романа, «Акт 3», будет содержать развязку истории. Она обозначает конец пути главного героя. Как правило, он обретает новое понимание или осознание по сравнению с началом романа.[18]

    • Например, в книге Харпер Ли «Убить пересмешника» главная героиня, Скаут, осознает, что она заблуждалась в суждениях о Бу Рэдли, и начинает сопереживать Бу как человеку. Она также принимает совет своего отца, Аттикуса, демонстрировать к окружающим сопереживание и понимание, а не ненависть или предубеждение.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 9636 раз.

Была ли эта статья полезной?

Для составления плана, нужно понимать «кто, куда и зачем?» Если у вас хоть раз возникал вопрос «как делать план», я постараюсь обьяснить на примере.

Перейдем к теории:

1. Экспозиция

Информация о событиях, предшествующих самому сюжету. Как правило, они связаны с главными героями. Экспозиция обычно размещается в прологе. Но он необязателен для книги, и предыстория событий может рассказываться и в основной части, но все равно ближе к началу.

2. Завязка

Это ситуация, событие, которое создает интригу, порождает причину конфликта. Оно должно зацепить читателя, заинтересовать, пробудить желание узнать, в чем же дело, почему, а что там дальше. Завязка — тот толчок, который запускает развитие сюжета.

3. Развитие событий.

В этой части пути формируются отношения героев, осознается миссия, развиваются качества, появляются друзья и враги. Но главное, этот этап связан с нарастанием напряжения, когда читатель буквально кожей ощущает приближение ключевых событий, чего-то важного, неизбежного, возможно, страшного или волнительного.

Причем важно, чтобы события именно развивались. Без движухи читатель заскучает и забросит книгу. О том, где и как будут «приключаться» герои, нужно продумать заранее еще на этапе составления плана.

4. Кульминация

Это высшая точка напряжения, когда конфликт обостряется до предела: выяснение отношений, выявление главного злодея, осознание предательства или любви. Необязательно открытая схватка добра и зла, но это пик развития событий. Кульминация и пишется, и читается на одном дыхании.

Нередко у читателя на этом этапе возникает мысль: «Как же все так плохо-то?» Но это не конец книги, а значит, пробуждается надежда и с ней желание скорее прочитать, что там дальше.

5. Поворот сюжета

Не обязательный, но интересный этап сюжета. И лучше всего он работает после кульминации, когда меняется расстановка сил — бывший враг становится союзником, а боевая подруга (коллега) — возлюбленной, выясняются какие-то новые обстоятельства. Поворот сюжета, особенно неожиданный, может выручить, если основная задумка автора иссякла, а вместе с ней теряется и интерес читателя.

6. Развязка

После кульминации путь сюжета как бы идет под уклон, события ускоряются, герои становятся решительнее, враги перестают быть тайными, цели становятся ясны. И, наконец, конфликт приходит к логическому завершению: раскрыты все тайны и загадки, повержены или перевоспитаны враги, в отношениях поставлена точка. Часто, планируя продолжение книги, автор ставит многоточие. Это нормально, но промежуточный финал должен быть обязательно. Нельзя оставлять читателя в недоумении и растерянности.

7. Эпилог

Не обязательная часть романа, но нередко нужная, чтобы показать, что жизнь продолжается, например, и после свадьбы героев. А еще именно эпилог лучше использовать как «затравку» для новой истории.

Выделение этих этапов основано не на каких-то заплесневелых канонах классики, а на человеческой психологии. Поэтому я советую в построении сюжета обращать внимание на его структуру. И читатель вам будет признателен.

ВАЖНО — материал по описаным выше этапам взят из блога автора по ссылке.

Если вы дочитали до этого момента, тогда выбросьте все выше сказанное на время из головы и попробуйте взять короткий сюжет — ситуацию из головы(быт будет идеальным и самым простым материалом). Напишите, разбейте на части и только после составьте из них план. К примеру:

1. Собрались. (экспозиция)

2. Выпили. (завязка)

3. И тут постучали в дверь (развитие сюжета)

4. Теща с женой забыли веники и вернулись с дачи за ними (кульминация)

5. А тут мы, сидим в труселях и водку пьем, а должны быть в командировке (поворот сюжета)

6. Нам п*зда (развязка)

7. Живу один, детей не вижу, жена не общается, в запое (эпилог)

Можно да же мораль привязать: «Не пейте водку и не обманывайте жен».

Вот вам и готовый план. Вполне потянет на рассказ, или сценарий. Если же мы говорим о произведении более крупного калибра, тогда надо знать общую идеи, составлять такие «микро планы» и не торопясь нанизывать их на ниточки — формировать скелет произведения.

Посчитать и рассчитать все не сложно. Берете изначальные цифры (в среднем глава от 10 до 20 тысяч знаков) и раскидываете их на нужный объем произведения(создаете скелет). Дальше, имея общее представление, накидываем в каждую ячейку(главу) одно — два уточняющих предложений. Как и где делать план роли не играет. Вот как я делаю черновики и план:

— На обоях

— На сложенный в азиатской манере бумаге

— И вновь на обоях (но выглаженных утюгом)

Вы можете писать планы хоть на туалетной бумаге, главное что бы позже это вам помогало работать и было удобно с ним коммуницировать. Ведь когда есть план, ваши руки и голова свободны, и вы можете нанизывать на него любые идеи. К примеру:

— Записать сон и сделать его сном персонажа

— Записать по дороге на работу диалоги и добавить в нужную главу(этой книжки пока нет)

— Еще пример диалога с мыслями героев

— Структурировать материал для книги и не потерять находки (идеи)

— Придумывать терминологию из уже имеющихся слов и сразу записывать идеи/прикреплять к главам, ведь идеи… они как молоко, только зазеваешься и убежит

Конечно все можно настроить и в более удобном формате, синхронизация устройств, онлайн документы И так далее Но я динозавр, мне пока удобно все делать так, плюс материал приходится прорабатывать при переносе и это делает его чище.

Подведу итог:

Вы можете сказать: «Но у меня фентэзи/ужасы/любовный роман/ космоопера/ боевик…»

Понимаю, но жанр, это не так важно, жанр — это кожа, текст — плоть, план — скелет, лор/мир — внутренние органы, а вы — создатель. Так что, создавайте свое творение с умом, иначе получится не жизнеспособный голем, который добра не принесет, как мистер Мисикс из Рика и Морти( но, это я конечно загнул. Все будет хорошо).

Как придумать сюжет для книги

Сюжет книги – система событий и взаимоотношений между литературными героями, развивающимися в пространстве и времени. Он состоит из различных элементов, каждому из которых отведена своя роль в произведении.

Интересный сюжет делает книгу захватывающей и увлекательной для читателя. Благодаря происходящим в повести или романе событиям удаётся полнее раскрыть наиболее важные черты характера литературных персонажей. Он включает в себя такие элементы, как экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.

Что такое сюжет

Он встречается далеко не во всех художественных текстах и, зачастую, отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение проникновенно передаёт чувства героев, а не повествует о их поступках и действиях.

Существуют разнообразные виды сюжетов:

Характерная черта концентрического сюжета – единство времени и места действия. Он чаще всего встречается в повестях, разнообразных рассказах.

Концентрический (нелинейный) сюжет – заслуживающий отдельного внимания литературный термин. Его характерная черта – единство места и времени действия. Яркий пример построения концентрического сюжета – произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума». Центральное место в пьесе отведено появлению в доме Фамусова молодого дворянина Чацкого. Основа сюжета подобного рода – событие, которое влечёт за собой целую совокупность действий. По такому же принципу написана и пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор». Самое примечательное событие в этом произведении – появление Хлестакова в уездном городе.

Линейный (хроникальный) сюжет рассказа, повести или романа предусматривает выстраивание событий в хронологическом порядке. Он уместен преимущественно в объёмных произведениях, герои которых проходят сложный путь для достижения определённой цели. Такая схема построения сюжета характерна для пушкинской «Капитанской дочки», гоголевского «Вия».

Обратите внимание! Более подробную информацию об основных нюансах построения сюжета можно прочесть в статье по ссылке.

С чего начать – определяем главную идею

Придумать сюжет для книги поможет глубокое исследование темы. При этом автору стоит задать себе следующие вопросы:

Что в книге окажется неожиданным для читателя? Почему он захочет прочесть это произведение?

Прежде чем попытаться написать книгу, надо чётко представить себе место действия. Описываемые в произведении события не менее важны, чем действующие лица повествования.

Если общая идея книги предусматривает полностью вымышленное пространство в качестве места действия, необходимо продумать каждую деталь. Например, в научной фантастике важно уделить внимание тому:

  • какие законы физики действуют в вашем мире;

  • что представляет собой жизнь отдельного взятого индивида.

Если при написании рассказа, романа или повести фигурируют события, разворачивающиеся в реально существующем мире, дело обстоит немного иначе. Автору стоит найти то, что связывает его с собственными персонажами на эмоциональном уровне (чувства, страхи, мотивы). Это необходимо для мысленного перевоплощения в литературных героев: продумывания их дальнейших действий и реакций.

Составляем план сюжета

План помогает оценить масштаб восприятия текста, отыскать незавершённые сюжетные линии. Он позволяет понять, не осталось ли «белых пятен» в повествовании.

Планирование сюжета может вестись в любой комфортной для автора форме:

  • в программе Microsoft Word;

  • в программе Google Sheets.

При составлении плана стоит учитывать причинно-следственные связи. Ведь каждое действие приводит к определённым последствиям (если, конечно, вы умышленно не планируете описать их хаотичность и произвольность).

Глубокая проработка сюжета

Интересная завязка литературного произведения мотивирует к дальнейшему чтению книги. Внезапные перемены в судьбе героя увеличивают напряжённость конфликта. Они способствуют усилению заинтересованности читателя, достигающей максимума в момент кульминации. В связи с этим существует график оценки напряжённости сюжета. Каждое резкое изменение в жизни героя добавляет сюжету 2 балла, каждая разрешённая перипетия отнимает 2 балла, частично разрешённая – 1 балл.

Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?

Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

Описание героев

Разговор о том, как придумать сюжет, не может обойтись без тщательной проработки образов персонажей. На этом этапе необходимо делать как можно больше записей, которые обязательно сохраняют. Автору стоит задавать себе вопросы в духе «Почему мой персонаж носит именно такую одежду?» Пришедшие на ум ответы непременно записывают.

Нужно стараться сделать образы персонажей как можно более «гибкими». Характер литературного героя зачастую претерпевает существенные изменения во время работы под книгой. Но в этом вопросе важно не переусердствовать. В противном случае персонажи будут выглядеть непостоянными, нерешительными.

Образ каждого из героев разрабатывают детально. При этом максимально точно представляют существующие между персонажами дружеские и семейные связи, возможные взаимоотношения между ними.

Основные события

При описании основных событий произведения стоит использовать разнообразные писательские техники. Одной из самых известных из них является «чеховское ружье на стене». Подобная техника подразумевает влияние незначительного (на первый взгляд) предмета на развязку конфликта. Сочетание литературных оборотов с тропами (аналогиями и метафорами) – важные составляющие сюжета, отличающегося динамикой и насыщенностью событий.

Заслуживает внимания и писательский приём Deus Ex Machina (в переводе с латинского – «Бог из машины»). В таком случае разрешение возникает ниоткуда. Выражение Deus Ex Machina нашло отражение в следующей фразе: «Мы чуть было не погибли, как вдруг синяя коза спасла нас, уничтожив воздушный шар злого гения своим лазерным взглядом».

Проработка ключевых диалогов

При проработке хорошего сюжета большое внимание уделяют тому, как именно общаются персонажи. Лексикон героев книги может предусматривать разнообразные речевые особенности:

  • низкий уровень грамотности;

  • характерные слова-паразиты;

  • богатый лексический запас;

  • запоминающаяся манера общения (герой нарочито игнорирует требования этикета или, напротив, строго их придерживается).

Чтобы позволить сюжету развиваться более динамично, стоит избегать «заштампованности» в репликах. Кроме того, темп речи литературных персонажей должен соответствовать ситуации. Герой, который разговаривает длинными замысловатыми фразами в момент напряжённого боя, выглядит неестественно, «картонно». Такие выражения уместны лишь во время спокойной светской беседы, не предусматривающей крутого поворота сюжетной линии.

Где брать идеи для сюжетов

Если возможные варианты упорно не приходят на ум, можно воспользоваться перечисленными ниже рекомендациями:

попытайтесь написать самостоятельное произведение, в центре которого находится рефлексирующий герой. Это может быть лирическое повествование на тему любви, история о поиске себя или борьбы с вредными привычками;

обращайтесь к собственному опыту. Для написания книги стоит выбрать историю, которая охватывает судьбы сразу нескольких поколений (к примеру, довоенное прошлое семьи). Можно использовать также захватывающие внимание читателя красочные пейзажные зарисовки;

начните с создания вспомогательных фрагментов. К их числу относятся масштабные или локальные описания места действия (интерьер комнаты, целостная картина мира), лирические отступления (авторские мысли на отвлечённую тему), описание характера и внешности героев.

Опыт знаменитых писателей

Рэй Брэдбери использовал список существительных, сочиняя очередной рассказ, такая необычная идея вызывала у известного автора разнообразные ассоциации, пробуждала воспоминания о прошлом. Стивен Кинг взял на вооружение формулу «А что если» при написании очередного литературного шедевра. В данном случае формулируется невероятное допущение, а впоследствии описывается поведение людей в создавшейся ситуации.

Л. Толстой при написании крупных произведений активно использовал случаи из жизни, дневники. Фёдор Достоевский находил немало интересного в газетных хрониках. По представлению А. П. Чехова лучшие идеи для сюжета – сцены из жизни.

По мнению Эрнеста Хемингуэя, идея всего произведения начинается «с самой правдивой фразы». Уже после этого в воображении писателя рождались события и герои.

Художественным текстом может стать всё, что угодно. Вспомним слова А. Ахматовой: «Когда бы вы знали, из какого сора/ растут стихи, не ведая стыда!». Следовательно, интересную историю можно найти везде.

Рекламное продвижение вашей книги

Если вам удалось написать хороший сюжет для книги, позаботьтесь о том, как сделать произведение узнаваемым для читателей. На платформе «ЛитРес. Самиздат» представлены самые эффективные рекламные услуги. Комплексный маркетинговый подход поможет вам обрести новых читателей, станет крепкой ступенькой на пути к успеху!

Интересное произведение из бессюжетного текста

Некоторые авторы совершенствовались в том, чтобы научиться писать книги, в которых нет связного сюжета. В истории мировой литературы 20 века немало примеров произведений, в которых:

  • сама история играет второстепенную роль;

  • фабула произведения ослаблена.

К произведениям без связного сюжета принадлежат: тексты Марселя Пруста, «Игра в классики» Хулио Картассара, «Жалобная книга» А. П. Чехова. К ним можно отнести также путевые заметки, автобиографические романы.

Полноценное произведение может получиться из ряда объединённых общей темой, идеей эссе. Конечно же, рассуждения о текущем историческом моменте или современном поколении должно быть органично дополнено наблюдениями за происходящим, сценками из жизни. В таком случае получится книга, названная литературоведом Б. Томашевским публицистическим, «бессюжетным романом».

Давайте волю собственной фантазии при написании книги! На страницах литературного произведения можно позволить себе всё, что угодно: вывести формулу бессмертия, сотворить жизнь на неведомой человечеству планете. При должном усердии и терпении всё обязательно получится!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти по данным gps
  • Как исправить отверстие в двери для ручки
  • Как можно составить штатное расписание
  • Как исправить ошибку сектора hdd
  • Как найти длину вектора имея 3 точки